Главная - Карр Аллен
Название литературно музыкальной композиции о войне. Музыкально — Литературная композиция для старших дошкольников на материале песен о войне. «Войны не знали мы, но всё же…»

Разработка музыкально-литературной композиции

«Войны не знали мы, но всё же…»

Карасёва Ирина Дмитриевна

Звучит “Рио-Рита»

Чтец 1:

Городок провинциальный, летняя жара,

На площадке танцевальной - музыка с утра.

Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.

Через месяц и не больше кончится война.

Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,

На площадке танцевальной - сорок первый год.

Звучит песня « Священная война »

Чтец 2:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалась.

Кто знал, что между миром и войной

Всего, каких – то пять минут осталось!

Учитель:

К нападению на нашу страну Гитлер начал готовиться летом 1940 года. К концу этого года был утверждён план войны против СССР, получивший название «Барбаросса». Гитлер рассчитывал быстро закончить войну. Война длилась страшных четыре года, 1418 дней и ночей.

Чтец 3:

Чёрные тени в тумане росли.

Туча на небе темна …

Первый снаряд разорвался вдали –

Так начиналась война.

Учитель:

В первую же военную ночь фашистские бомбардировщики атаковали города Мурманск, Каунас, Минск, Киев, Одессу, появились над главной базой Черноморского флота – Севастополем. В 3 часа 13 минут флот открыл по ним огонь. Война для севастопольцев началась. В тот же день о ней стало известно всему Крыму.

Чтец 4:

Кабинеты и классы превратились в палаты

Ряд носилок плывёт, там – страданье в глазах …

И заметили мы, озорные ребята,

Настоящую кровь на « учебных » бинтах

Закачался над нами солнцем сбрызнутый тополь,

И послышался шепот из кровавых бинтов:

« На рассвете сегодня враг бомбил Севастополь!

Собирайтесь, солдаты, кто ещё не готов!»

Звучит песня « Жди меня»

Чтец 5:

Так пришла к нам война: до приказа наркома

Взвился вой матерей, в нем - проклятье и стон,

А сыны уже шли от дверей военкома

И в стволы загоняли свой первый патрон.

Звучит песня Берковского «Вспомните, ребята»

Чтец 6: Родина! Пламя ударило в небо – Ты помнишь Родина? Тихо сказала: « Вставайте на помощь…Родина»

Учитель:

Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Гитлеровцы планировали поработить и физически истребить миллионы людей. Свою цель Гитлер определил так: уничтожить жизненную силу России. Не должно остаться никаких политических образований, способных к возрождению.

Чтец 7:

Кровью закат окрашен,

Молча идём без слов

Мимо полей и пашен,

Мимо родных лесов.

Путь наш тяжел и длинен

В горе, в слезах, в огне.

Немец, заняв Калинин,

Рвётся уже к Москве.

Ноги твои босые,

Кровь посреди дорог,

Трудный твой путь, Россия,

С запада на восток…

Звучит песня «Дороги»

Учитель:

На захваченных территориях фашисты совершали дикие по своей жестокости преступления, жертвами которых были мирные жители – старики, женщины, дети. Гитлеровцы последовательно проводили массовое уничтожение населения.

Ученица читает стихотворение М. Джалиля «Варварство»

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами -
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных. Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи спустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес.

Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы,
И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня!

Не надо умирать!-
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти, чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно,
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы живым тебя не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи.

Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь.
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих.
Земля моя, скажи мне, что с тобой?!
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Учитель:

В ходе войны было несколько битв, которые определили её исход. Одна из них - битва под Москвой. Здесь в декабре 1941 года немецкая армия потерпела серьёзное поражение и была остановлена.

Москва, Москва священная держава,

Благословляя, веря и любя,

Мы за тебя - по долгу, и по праву,

И по любви - мы бьёмся за тебя.

Окончательный перелом в войне - Сталинградская битва, в которой немецкая армия потерпела поражение. С этого времени началось её отступление из нашей страны. « За Родину! Ни шагу назад!» с этими словами шли в бой защитники Сталинграда.

200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. За этот период советские войска измотали рвавшуюся к Волге немецко-фашистскую группировку и вынудили ее перейти к обороне. В последующие два с половиной месяца Красная Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника северо-западнее и южнее Сталинграда, окружила и ликвидировала 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск.

Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Чтец 8:

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперек России –

И всю её прикрыл собой!

Учитель:

В истории Великой Отечественной Курская битва отмечена особо. Ее называют поворотным пунктом в ходе войны, после которого Германия так и не смогла взять инициативу в свои руки. Это была третья - после советского контрнаступления под Москвой и Сталинградской битвы - операция, которая окончательно решила исход противоборства между СССР и Третьим рейхом.

Курская битва – это была поистине грандиозная битва. Началась она в половине третьего и продолжалась тридцать минут. Огонь одновременно вели шестьсот орудий. Советские солдаты верили в победу, и эта вера имела под собой твердую почву: немецкие войска были разгромлены в этой битве.

Чтец 9:

Шли бои на море и на суше,

Грохотали выстрелы кругом.

Распевали песенку «Катюша»

Под Касторной, Курском и Орлом.

Дух солдат советских поднимала,

Пела марш победный, боевой

И врагов в могилу зарывали

Под великой Курскою дугой

Звучит песня «Катюша»

Учитель:

Севастополь, Керчь!!!

Славой овеяно имя городов героев. 320 военных дней и ночей Керчь была фронтовым городом. Борьба с ненавистным врагом шла на земле и под землёй, на воде и в воздухе.

Звучит песня «Здесь птицы не поют»

Завершающий этап войны – взятие Берлина. В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенные через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя. Артиллерия ещё больше усилила огонь, пехота и танки дружно бросились вперед, их атака сопровождалась мощным двойным огневым валом. Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. 20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь по Берлину. Начался исторический штурм столицы фашистской Германии. Час расплаты с фашистскими извергами наступил!

Сержант Егоров и младший сержант Кантария под непрерывным огнем немцев 30 апреля 1945 года водрузили над рейхстагом Знамя Победы.

Чтец 10:

Где трава от росы и крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост над окопом переднего края

Поднялся победитель - солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина…Тишина…Не во сне – наяву.

И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста! –

И приметил подснежник во рву.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом, попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день (А. Сурков)

Звучит песня «Последний бой»

Учитель:

    мая невиданным салютом 30 залпами из 1000 орудий Москва салютовала победителям.

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

Салют её большим и малым,

Творцам, что шли путем одним,

Её бойцам и генералам,

Героям павшим и живым.

В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженный труд тружеников тыла. Война вошла в каждый дом, каждую семью. Трудно найти тех, кто не потерял бы близких. Безмерна горечь утрат.

Без малого четыре года

Гремела грозная война

И снова русская природа

Живого трепета полна.

И вот дорогою обратной,

Не покоряемый вовек,

Идёт, свершивши подвиг ратный,

Великий русский человек.

Звучит песня « Алёша »

Чтец 11:

Помните, через века, через года!

Помните о тех, кто уже не придёт никогда.

Не плачьте,

В горле сдержите стоны.

Памяти павших будьте достойны.

Вечно достойны.

Учитель:

Прошу встать! Давайте минутой молчания почтим память павших в этой жестокой войне!!! (Звучит метроном. Учащиеся встают)

Минута молчания

Ребята, помните, что рядом с нами есть люди, которые выстрадали для нас Победу. Так будем же достойны чести жить с ними рядом.

Родина высоко оценила подвиг бойцов освободителей – присвоив им звания Героя Советского Союза, но наряду с человеческим подвигом оценила и подвиг городов, которые выдержали страшную вражескую осаду, присвоив им звание Город – герой с вручением ордена Ленина и медали « Золотая Звезда ». Этими наградами удостоены города – герои: Москва, Ленинград, Одесса, Севастополь, Киев, Волгоград, Брестская крепость, Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, город Феодосия награждён орденом Отечественной войны

Мы не знали войны

Да зачем это нам?

Слышать грохот орудий

И раненых крик

Слышать вздох партизан,

Замеревших на миг

Видеть пепел,

Разорванный бомбами дом.

Замеревших от страха

Детишек кругом.

Надо мир укреплять

Чтоб всегда и везде

Понаслышке лишь

Знали бы мы о войне.

Пришла долгожданная Победа!

С днём нашей Славы!

С днём Победы!

Звучит песня « День Победы

Спасибо за внимание.

Литературно-музыкальная композиция:

«В песне - память о войне»

Ежегодно наша страна празднует годовщину величайшего события - Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Четыре года, а именно, 1418 дней и ночей страданий, мук, боёв, побед, разрухи, голода и горя, потерь близких пережил наш народ, но выстоял и победил в схватках с фашистами.

«Этот День Победы порохом пропах,

Это праздник с сединою на висках,

Это радость со слезами на глазах - День Победы.»

Девятого мая фронтовики наденут ордена и весь день, в эфире, будут звучать песни военных лет, которые помогли народу пережить все ужасы этой войны. Песни, которые пели солдаты, чтобы не пасть духом. Например, «Священная война», «В землянке», «Темная ночь», «Синий платочек», «Катюша», «Смуглянка» и другие.

Многие известные песни были написаны не только во время войны, но и после неё. Например, «Братские могилы», «Он не вернулся из боя», «Падают звезды», «День Победы», «До свидания, мальчики», «Журавли», «Мой милый, если б не было войны», «Нам нужна одна Победа».

Но всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова, как нельзя лучше выражали наши собственные чувства и мы ощущали ее каждой частичкой своего сердца.

1. Песня «В землянке» была написана Алексеем Сурковым в 1942 году, как стихи для чтения, но эти стихи получили необычайную популярность у солдат и были положены на музыку. Сейчас эта песня прозвучит в исполнении учеников 11-А класса:

2. Песни «Он не вернулся из боя» и «Братские могилы» были написаны Владимиром Высоцким в 1964 и 1965 годах, соответственно. Эти песни стали очень популярны среди советских людей. Послушаем фронтовиков: «Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?» или «Здравствуй, Володя, после того, как тебя ранило осколком мины, я воевал год…» - так писали фронтовики Высоцкому, которому было всего лишь семь лет, когда закончилась война, но как пронзительно и проникновенно он о ней писал. Послушаем эти песни в исполнении учеников 11-А класса:

3. Песня из кинофильма «Белорусский вокзал» «Нам нужна одна победа», была написана поэтом-фронтовиком Булатом Окуджавой в 1970 году. Сюжет фильма прост: четверо фронтовых друзей встречаются по горестному поводу, на похоронах своего бывшего однополчанина. Они не виделись четверть века, но экзамен на прочность их фронтовая дружбы выдержала, они верны ей по-прежнему. Кульминационным в фильме является эпизод, когда четверка главных героев, приходят в гости к бывшей медсестре своего десантного батальона, помянуть боевого товарища и припомнить былые бои. Просят хозяйку спеть любимую песню их «десятого, непромокаемого батальона». Актрисе, играющей медсестру, требовалось только одно: спеть и не заплакать. Дубли шли один за другим, а она убегала с площадки в слезах. А потом пошел тот, единственный, который мы все знаем. Очень тихий голос, очень ровный, сила в нем разгорается как пожар, как набат, как беда. Послушаем эту песню в исполнении учащихся 11-А и 11-Б классов:

4. Закончить наше выступление хотелось бы отрывком из поэмы Роберта Рождественского «Реквием», написанной в 1962 году:

Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны.

1 чтец: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо! - ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Самое лучшее и дорогое - Родина.

Горе твое - это наше горе, Родина.

Правда твоя - это наша правда, Родина.

Слава твоя - это наша слава, Родина!

2 чтец: Помните! Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!

Какою ценою завоевано счастье, - пожалуйста, помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните! ...

Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, - помните!

Спасибо за внимание.

Vera Spirina
Музыкально - Литературная композиция для старших дошкольников на материале песен о войне

МУЗЫКАЛЬНО - ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«И чтобы не было пожара, вновь не гремел огонь войны… »

Программное содержание. Разнообразить формы воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста на материале песен о войне . Продолжать знакомить детей с песнями военных лет. Формировать активное положительное отношение к славным защитникам нашей Родины - войнам Российской армии .

В зале оформлена выставка «Чтобы не гремел огонь войны из семейных альбомов детей и сотрудников.

В зал входят дети под фонограмму песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане» (музыка А . Фатьянова, слова В. Соловьева - Седого) .

Музыкальный руководитель приглашает всех к фотовыставке посвященной Дню Победы.

Замечательный поэт А. Смирнов написал такое стихотворение :

Дочь обратилась однажды ко мне :

Папа, скажи мне, кто был на войне ?

Прадед Алёша холодной зимой

Бился с врагами под самой Москвой.

Дедушка Лёня - военный пилот -

В небе водил боевой самолёт.

Дедушка Женя десантником был.

Он вспоминать о войне не любил

И отвечал на вопросы мои :

«Слишком тяжёлые были бои» .

Бабушка Соня трудилась врачом,

Жизни спасала бойцам под огнём.

Прадед Аркадий погиб на войне .

Родине все послужили вполне.

Много с войны не вернулось людей .

Легче ответить - кто не был на ней.

Музыкальный руководитель . Дети, расскажите, пожалуйста, чьи фотографии размещены на этом стенде.

(Дети по очереди рассказывают, кто изображен на той или иной фотографии из архива своих родителей).

Музыкальный руководитель . Мужчины и женщины воевали с фашистами. Женщины и дети далеко от фронта приближали Великую Победу своим трудом.

9 мая - светлый и радостный праздник. 70 лет назад в этот день закончилась война с немецким фашизмом . Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов - защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом. Вечная им слава!

Дети проходят на свои места.

Музыкальный руководитель .

В первые дни войны вся страна услышала песню «Священная война » . Написал эту песню композитор Александр Александров.

(Слушают отрывок из песни в грамзаписи.)

Музыкальный руководитель .

Песня «Священная война » прозвучала как призыв к действию, сплочению всего народа на борьбу с захватчиками нашей Родины. Она помогла поверить в Победу, объединила всех, придавая мужества и силы.

Наш народ от мала до велика поднялся на защиту Родины. «Прощай, прощайте…» , - эти слова слышались со всех сторон. И песен прощальных было очень много. (Звучит мелодия песни «Прощание славянки» ) Эта песня называется «Прощание славянки» музыка В . Агапкина, слова В. Лазарева. Под эту песню уходили на фронт наши защитники. Многие из них прощались навсегда, им не суждено было вернуться в свой город, село, к своим родным и близким, к своим детям.

Наступает минута прощанья,

Ты глядишь мне тревожно в глаза.

И ловлю я родное дыхание,

А вдали уже дышит гроза.

Музыкальный руководитель . Люди разных национальностей, взрослые и даже дети воевали с врагами. Война была очень жестокой , она принесла много горя и слез, разруху и голод.

Музыкальный руководитель под фонограмму читает отрывок из песни

Звучит мелодия песни «На безымянной высоте»

муз. В. Боснера, сл. М. Матусовского.

Музыкальный руководитель .

Дымилась роща под горою,

И в месте с ней горел закат…

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их друзей хороших,

Лежать осталось в темноте.

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

(Мальчики в пилотках читают по очереди)

1. Светилась, падая, ракета,

Как догоревшая звезда…

Кто хоть однажды видел это

Тот не забудет никогда.

2. Он не забудет, не забудет

Атаки яростные те

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

3. Над нами «мессеры» кружили,

И было видно, словно днем…

Но только крепче мы дружили

Над перекрестным арт-огнем.

4. И как бы трудно не бывало,

Ты верен был своей мечте.

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

Музыкальный руководитель . Как вы думаете, о чем еще пели песни во время войны ?

Дети. О дружбе, верности.

Музыкальный руководитель . О дружбе, верности и любви.

В дни войны песня была и мечтою о встрече с родными и друзьями, о встрече с родными местами, где они жили.

Дети танцуют под фонограмму песни «В лесу прифронтовом» (муз. М. Исаковского, сл. М. Блантера) .

Музыкально - ритмическая композиция «В лесу прифронтовом» (на плечах у девочек косынки, на головах у мальчиков пилотки) .

Музыкальный руководитель . Самой любимой и на фронте, и в тылу была песня «Катюша» . Эту песню ещё до войны написал композитор Матвей Блантер на стихи поэта Михаила Исаковского. О чём она? О светлой и красивой любви девушки к воину, защитнику Родины.

В годы Великой Отечественной войны наши солдаты стали ласково называть «катюшами» новые реактивные миномёты, которые наводили ужас на врагов.

Песню «Катюша» , которой уже 77 лет, наш народ любит и помнит до сих пор!

Дети исполняют песню «Катюша» (музыка М . Блантера, слова М. Исаковского)

Музыкальный руководитель . Отгремела война , на землю пришел мир.

Музыкальный руководитель читает стихи из песни «Весна сорок пятого года» Музыка : А. Пахмутова Слова : Е. Долматовский

Земля повернулась навстречу весне,

Хорошая нынче погода.

Такою порой вспоминается мне

Весна сорок пятого года.

Проходят года, но не меркнет вдали

И горе, и подвиг народа.

Мы трудной дорогой к победе пришли

Весной сорок пятого года.

Много песен прозвучало на дорогах войны . Он остались в памяти миллионнов людей. Для меня и для вас, дети, это история нашей страны.

Наша армия защищает нас с вами, наше мирное небо, нашу великую землю, нашу Родину. С памятью о своих прадедах и под звуки военных оркестров весной и осенью идут служить молодые солдаты. И служат с честью!

Достойно отслужили в армии и ваши папы. Пройдет немного времени, вы,мальчишки, подрасте и займете место тех, кто сейчас стоит на страже нашей страны Родины.

Мальчики исполняют песню «Будем в армии служить»

Муз. Ю. Чичкова, сл. В. Малкова.

Музыкальный руководитель . Накануне великого праздника, Дня Победы, хочется вам рассказать о нашем земляке, бывшем солдате советской армии, кавалере 15-ти наград, проживающем в поселке Кадуй, Дмитрии Кукушкине.

Поэт - фронтовик пишет о себе так : «Горжусь тем, что мне с оружием в руках, с моими боевыми друзьями выпала честь защищать нашу славную великую Россию».

Дмитрий Кукушкин написал замечательное стихотворение «Чтобы не гремел огонь войны . (Показ портрета)

Вот его стихи, которые ветеран посвятил не только своим фронтовым друзьям, но и нам с вами.

Известно всем : война -

враг счастья,

Всех благ,

что создал человек…

Война…средь грозного

ненастья,-

Пожар лихой

в ракетный век.

И чтобы не было

Вновь не гремел

огонь войны…

Все мы, жильцы

земного шара,

Мир сохранять

людской должны.

Дети исполняют песню «День Победы» музыка М . Еремеевой, слова С. Еремеева.

Литературно-музыкальная композиция для учащихся начальных классов «Про войну»

В зале звучит песня В. Высоцкого «Ты бы пошел с ним в разведку?». Зрители усаживаются на свои места. Занавес закрыт.

Открывается занавес . На сцене в необычном освещении стоят пластически выстроенные фигуры в красном и в черном. Красные - на правой половине сцены, черные - на левой. Начинает звучать фонограмма песни на стихи Р. Гамзатова, музыку Я. Френкеля «Журавли». Фигуры движутся под музыку. На словах «и превратились в белых журавлей» появляются фигуры в белом «летящие» по сцене в пластическом этюде, имитирующие журавлей. Песня смолкает, все дети уходят со сцены.

Звучит в фонограмме первый куплет песни Б. Окуджавы «Вы слышите, грохочут сапоги?».

Вы слышите, грохочут сапоги?

И птицы отдаленные летят,

И женщины глядят из-под руки,

Вы видите, куда они глядят.

Вы слышите - грохочет барабан:

«Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней!»

Уходит взвод в туман, туман, туман...

А прошлое ясней, ясней, ясней.

Проходит шеренга солдат в обмундировании, с оружием. Один остается.

Солдат.

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как крынки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

К. Симонов

Звучит фонограмма песни Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая!»:

Ах, война, что ты сделала, подлая!

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

Под окошком чуть-чуть помаячили

И ушли - за солдатом солдат...

До свидания, мальчики, мальчики!

Постарайтесь вернуться назад.

Парень и девушка, взявшись за руки, проходят через весь зал до сцены, обыгрывая слова песни пантомимой. В конце фонограммы они останавливаются, глядя друг другу в глаза.

Всю ночь не разнимали руки,

Всю ночь не спали мы с тобой.

Я после долгой, злой разлуки

Опять пришла к тебе, друг мой.

Теперь навек - ты веришь? Веришь?

«Любовь одна и жизнь одна...»

И вдруг стучит соседка в двери,

Вошла и говорит: «Война!»

Он. Война уже с рассвета длится.

Она. Войне уже девятый час.

Он. Уж враг за новою границей.

Она. Уж сотни первых вдов у нас.

И в вечность канул день вчерашний.

Ты говоришь: «Ну, как? Не страшно?»

Нет... Ты идешь в военкомат?

Еще не муж, но больше - брат...

Ступай, родной, ведь ты - солдат;

Ты соотечественник мне,

Он. Ив этом - все. Мы на войне.

Звучит фонограмма второго куплета песни Б. Окуджавы «Ах, война».

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Вместо свадеб окопы и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим...

Высвечиваются двое, стоящие в разных концах сцены, они как бы обращаются друг к другу на большом расстоянии. Она говорит, а он как бы читает ее письмо.

Как у облака на краю,

Вспоминаю я речь твою,

А тебе от речи моей

Стали ночи светлее дней.

Так, отторгнутые от земли,

Высоко мы, как звезды, шли,

Ни отчаяния, ни стыда,

Ни теперь, ни потом, ни тогда.

Но живого и наяву,

Слышишь ты, как тебя зову,

И ту дверь, что ты приоткрыл,

Мне захлопнуть не хватит сил.

А. Ахматова

Звучит громко шебет птиц.

Выбегают навстречу друг другу одетые в военную форму парень и девушка. Обнимаются.

Он. Люба! Любонька!

Она . Это же просто чудо! Ты - мой комбат!

Он. А ты - мой старшина! Слышишь, как звучит: «Мой старшина!» Солиднее, чем комбат, а? Ну, рассказывай все по порядку!

Она . Подумай только, ведь это случайно! Я могла не встретить тебя! Мы искали свой полк, наш, Сталинградский, но погиб наш заместитель комдива, решили проситься к танкистам. А получилось - к тебе!

Он. Любонька! А помнишь - Крым, твой и мой двор, море, стихи, помнишь, ты приучала меня к Маяковскому...

Она. Я все помню, с самого-самого начала...

Он. Старшина ты мой, через три минуты занятия с командирами взводов. Вечером встретимся.

Она . Ты расскажешь мне, как это ты уже подполковник?

Он. Разве в этом дело? Бить надо врага - вот, что сейчас главное (обнимаются и расходятся).

Опять звучит в записи щебет птиц, потом грохот орудий.

Девочка.

Я только раз видала рукопашный.

Раз наяву и тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю. Друнина

Звучание музыки несколько секунд. Куплет песни В. Высоцкого «Всю ночь продолжалась кровавая эта потеха...».

Две девочки в форме сидят спина к спине, взявшись за руки.

Юлька.

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Зинка.

Знаешь,- Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна...

За порогом бурлит весна,

Старой кажется, каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет...

Юлька.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

Зинка.

С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Юлька.

Зинка нас повела в атаку,

Пробивались по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Зинка.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить!

Юлька.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна...

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна,

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

Ю. Друнина

Звучит щебет птиц, раздаются залпы орудий, потом снова слышно пение птиц.

Мальчик.

Кончался бой, и снова птицы пели,

И будто до войны, еще вчера,

Бросая под ноги тяжелые шинели,

Живые танцевали у костра.

Звучит песня «Случайный вальс». Пара танцует, когда остальные поют. Выбегают и весело пляшут под песню «Смуглянка».

Звучит фонограмма песни В. Высоцкого «Мне этот бой не забыть нипочем».

Высвечивается мальчик, который написал и перечитывает письмо отцу.

Мальчик . Здравствуй, дорогой мой папа! Мы живем хорошо, только очень по тебе скучаем. Я теперь с мамой работаю на заводе. И мне дают рабочую карточку. Папка, родненький! Бей фашистов сильнее, чтобы скорее стал мир и все мы были вместе. А то мама очень плачет, думает, что никто не видит. Она говорит, что ей все платья стали велики и поменяла их на молоко и хлеб. А то Сашка болеет. У нашей Мурки три котенка, а Сашок боится, что их убьют фашисты. Папка! Я хочу быть сильным, как ты, и прогнать немцев. И мы опять будем с тобой ловить рыбу и петь про черные глаза. Я тебя очень люблю и жду сильно. Твой старший сын Василий.

Отец мальчика.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора,

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь.

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

К. Симонов

Звучит фонограмма одного куплета песни Б. Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал». Выходят все дети.

Девочка.

И в День Победы, нежный и туманный,

Когда заря, как зарево, красна,

Вдовою у могилы безымянной

Хлопочет запоздалая весна.

Она с колен подняться не спешит,

Дохнет на почку и траву погладит,

И бабочку с плеча на землю ссадит,

И первый одуванчик распушит.

А. Ахматова

Мальчик.

Победа у наших стоит дверей...

Как гостью желанную встретим?

Пусть женщины выше поднимут детей,

Спасенных от тысячи тысяч смертей,

Так мы долгожданной ответим.

А. Ахматова

Дети поют песню «Рисуют мальчики войну». Несут в зал сначала большие детские рисунки о войне, на последнем куплете — рисунки с цветами, салютом.

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 733 г. Москвы

Конспект внеклассного мероприятия

для учащихся 3 – 6 классов

литературно-музыкальная композиция

«Победе в Великой Отечественной войне посвящается»

подготовили: Афиногенова Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы,

Волкова Алла Дмитриевна учитель английского языка.

Москва 2014 г.

Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине и её защитникам.

Задачи.

Образовательные:

    расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне;

    ознакомить учащихся с жизнью и подвигами людей в годы ВОВ .

Развивающие:

    развивать у учащихся интерес к историческому прошлому нашей страны.

Воспитательные:

    воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенёсшим все тяготы военных лет.

    формирование дружеских, товарищеских отношений;

    сделать данное мероприятие ярким и незабываемым.

Оформление: класс украшен плакатами, фотографиями военных лет, выставка книг о Великой Отечественной войне, рисунками учеников.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация «Священная война», презентация «Дети войны», записи песен и музыки военных лет, солдатская форма.

Участники: ученики 3-го класса, ученики 6-го класса, педагоги.

Ход мероприятия.

1-й чтец:

Нам за всеми памятными датами

Видится главнейшая одна -

День, когда весною сорок пятого

На земле закончилась война.

2-й чтец:

Отдымили старые пожарища,

Мирно распускается сирень,

Но нельзя, нельзя забыть, товарищи,

Тот светлый майский, тот победный день!

Слайд-шоу «День Победы» слова: В. Харитонов, музыка: Д. Тухманов.

Ведущий (ученик 6-го класса): Каждый год 9 мая наш народ кланяется великим тем годам, хотя прошло уже 69лет. Время не властно предать их забвению. Есть память, которой не будет конца. Необходимо помнить о миллионах погибших. Помнить, чтобы жить!

Ведущая (ученица 6-го класса): Светлой Памяти 20 миллионов погибших в этой войне, обеспечившим вместе со всем народом мир и счастье на Земле и нашу с Вами жизнь Мы посвящаем наш праздничный концерт.

3-й чтец:

Умытая слезами - не дождем,
Сверкая не огнем, а счастьем жизни,
Победа к нам приходит вешним днем,
Чтоб никогда не позабыть о том,
Какой был подвиг совершен Отчизной!

Ведущий: Сегодня в торжественный, праздничный день Великой Победы, мы возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням.

Ведущая: Последние минуты мира, последние минуты тишины. Они были прерваны появившимися в небе самолетами с черной свастикой. Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напала на нашу Родину.

4-й чтец:

Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова… (Звучит голос Левитана о том, что началась война).

«Священная война» слова: В. Лебедев-Кумач, музыка: А. Александров.

5-й чтец:

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой.
Нам выдал общую беду,
На всех, на все четыре года.

6-й чтец:

Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.

На экране военная хроника: взрывы, бомбежка .

Ведущий: Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.

Ведущая: Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Ведущий: Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Ведущая: Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.

7-й чтец:

Война - это горе и слёзы,

И грохот снарядов вокруг.

Война – это с неба угроза

И пуль пролетающих звук.

Война – это боль и отчаянье,

И ужас в глазах матерей.

Война нам приносит страданье,

Нельзя забывать нам о ней.

Ведущий: Горькими были первые месяцы войны. Мы отступали. Через 3 с половиной месяца войны фашистские войска вплотную подошли в Москве.

8-й чтец:

Вой сирены, дышащее смертью небо

И спасенье в метро от бомбежки.

И кусочек черного хлеба,

Как сокровище в детской ладошке.

Это все Москва сорок первого года.

Я не видел это, но знаю.

Испытания духа народа

Я в семейном кругу постигаю.

С той поры прошло уж немало лет.

Помню памятью близких людей,

Как ушел на войну ополченцем мой дед

Защищать Москву, свой дом и детей.

Девочки 6-го класса исполняют песню «Катюша» слова: М. Исаковский , музыка: М.Блантер.

Ведущий: Ещё война, но мы упрямо верим, что будет день, мы выпьем боль до дна. Широкий мир нам вновь откроет двери, с рассветом новым встанет тишина.

Ведущая: Война – самая тяжёлая из бед, которая бывает, но даже на войне солдатам всегда помогало чувство юмора. Оно создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат.

Сценка на привале (три солдата сидят у костра и ведут беседу).

1 солдат : А я расскажу, как я однажды за «языком» ходил.

Вот сижу я, значит, братцы.
Под покровом темноты.
Слышу шорох. Вижу братцы,
Немец лезет,

2 солдат : Но, а ты?

1солдат : Но, а я конечным делом,
Притаился меж сосён,
Белый снег, и я, весь в белом.
Жду бандита...

3 солдат : Но, а он?

1 солдат : Ну а он. Ползёт по лесу.
Только вижу, я братцы.
Много, в том фашисте весу,
Как бугай он...

2 солдат : Ну а ты?

1 солдат: Ну, а я по весу муха, как полезешь на рожон?
Ах ты, думаю, поруха,
Как с ним сладить?

3 солдат : Ну, а он?

1 солдат : Ну, а он всё ближе, ближе... вижу только я браты,
Брюхом он лежит на ложе,
Снег глубокий...

2 солдат : Ну, а ты?

1 солдат: Ну, а я решил упрямо;
Взять живым его должен,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет...

3 солдат : Ну, а он?

1 солдат: Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнут в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает...

2 солдат : Ну, а ты?

1 солдат: Тут меня и осенило!

Взял я в бок одним прыжком.
И на фрица, на верзилу,
Прямо с маху сел верхом.
“Хальт”, - кричу, - не то стреляю!
Ходу, чертова душа!
И к затылку приставляю,
Свой заветный “пэ-пэ-ша”.

3 солдат : Ну, а он?

1 солдат : Куда ж деваться?

Подчинился мне, подлец,
И повёз меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху! Я
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон.

Ведущий: После тяжёлых боёв солдатам необходим отдых, хотя бы и короткий, иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение.

Ведущая: Солдаты знали, что многих ожидает смерть – может быть, уже завтра. Но всё же звучали на войне шутки, весёлые песни, частушки.

К участникам сценки выходят девочки, исполняют частушки.

    Моросят дожди косые
    На берлинском на пути
    Лучше матушки России
    В мире края не найти.

    2. Мать сыночка провожала
    И такой наказ дала:
    «Береги страну родную,
    Как тебя я берегла».

    3. Наши танки в бой несутся,
    Содрогается земля.
    Пусть не зарятся фашисты
    На колхозные поля.

    4. Злобный враг войну затеял,
    Мы его не пощадим:
    И на море, и на суше
    Разобьём и разгромим.

    5. Я милёнка-гармониста
    Собирала тщательно.
    Пусть нечистого фашиста
    Бьёт он основательно.

    6. Гитлер злится, Гитлер злится,
    Очень он ругается.
    Приказал Россию взять,
    Да не получается.

    7. Гитлер вздумал угоститься -
    Чаю тульского напиться,
    Зря, дурак, позарился –
    Кипятком ошпарился.

    8. Налетели вражьи птицы
    На советские границы,
    Им от наших от ворот
    Показали поворот.

    9. Русский воин – молодец
    Хорошо сражается,
    Силою смекалкою
    Всегда он отличается.

    10. «Русиш, русиш, вам капут», -
    Немцы так кричали,
    А когда мы победили,
    В ноги нам упали.

    11. Сидит Гитлер на заборе,
    Плетёт лапти языком,
    Чтобы вшивая команда
    Не ходила босиком.

    12. На нас Гитлер наступает,

Всей Европе хвалится.

Ну и мы не оплошали,
Прикурить ему мы дали.

13. В деревню немцы ворвались,
От радости взбесилися.
Поросят всех, кур поели,
Чтоб вы подавилися!

14. Наши воины в Берлине
Празднуют победу,
Все ликуют и поют,
Честь солдату отдают.

Ведущая: Письма, письма. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой! Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась. И радостно было открывать их, и всякий раз тревожно и боязно: «Не случилось ли чего?

9-й чтец:

Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына ее прочитать.

На страницах застыли года.
22 ему будет всегда:
«Мама! Я здоров и живой».
А на утро последний бой.

Выходят мальчики 6-го класса в солдатской форме, в руках держат треугольники-письма. Тихо играет песня «В землянке» слова: А. Суркова, музыка: К. Листова.

1-й мальчик (солдат):

Здравствуй, мама!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой,
Будем мы фашистов гнать.
Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!
2-й мальчик (солдат):

Мама, тебе эти строки пишу я.

Тебе посылаю сыновий привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!

3-й мальчик (солдат):

Родная, любимая, милая мама!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры.
Ты здесь, ты со мной, родная моя!

4-й мальчик (солдат):

Дорогие, мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

Ведущий: Образы далёких любимых помогали нашим солдатам в их нелёгких фронтовых буднях, в тяжёлых боях; придавали им сил и мужества.

Ученик 9-го класса читает стихотворение «Жди меня».

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

К. Симонов.

Вальс под музыку песни «Синий платочек» слова: Я. Галицкий и М. Максимов, музыка: Е. Петербургский.

Ведущий: Много испытаний выпало на долю женщин в годы Великой Отечественной войны. Много слез было в этой войне, но материнских слез больше всего: слез матерей, провожавших на фронт сыновей.

«Баллада о матери» читает ученица 6-го класса.

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она…
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну, и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,

И пронесся материнский крик.
Алексей, Алешенька, сынок,
Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась - вдруг он упадет,
Но сквозь годы мчался сын вперед.
Алексей, кричали земляки,
Алексей, просили, добеги.
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить,
И в атаку снова он бежит
Жив, здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок,
Словно сын ее услышать мог.
Дома все ей чудилось кино,
Все ждала вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войн.

А. Дементьев.

Песня «Журавли» слова: Р. Гамзатова (перевод Наума Гребнева), музыка: Я. Френкеля исполняет ученик 6-го класса.

1-й чтец (ученица 3-го класса):

Его я узнала не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышки

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной.

Ведущий: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Но эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль.

2-й чтец:

Дети войны, и веет холодом.

Дети войны, и пахнет голодом.

Дети войны, и дыбом волосы.

На чёлках детских - седые волосы.

Земля омыта слезами детскими.

Детьми советскими и несоветскими.

Какая разница, где был под немцами?

В Дахау, Лидице или в Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны, боль и отчаяние.

И сколько надо им минут молчания?

Песня «Дети вой­ны» исполняют ученики 3-го класса.

Стихотворение Ю.Воронова «В школе» читает ученица 6-го класса.
Девчонка руки протянула И головой – на край стола… Сначала думали – уснула, А оказалось – умерла. Ее из школы на носилках Домой ребята понесли. В ресницах у подруг слезинки То исчезали, то росли. Никто не обронил ни слова Лишь хрипло сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Занятья – после похорон.

Ведущий: Блокада. Ещё одна страшная страница в истории Великой Отечественной войны. Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам.

Ведущая: Символом стойкости Ленинграда стала девочка Таня Савичева.

Стихотворение читает ученица 9-го класса:

В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:

А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдёшь полена дров.
От коптилки не согреться
Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском
Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

Ведущий: Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.

Ведущая: По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны было 3 500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет.

Выходят ученики 3-го класса, рассказывают о пионерах-героях (от первого лица).

1-й ученик: Я, Валя Котик, родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, я вместе с друзьями решил бороться с врагом, был разведчиком. Погиб как герой, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

2-й ученик: Я, Марат Казей,жил с мамой и сестрой Ариадной в Минске. Мою мать, зато, что прятала у себя раненых партизан и лечила их, немцы повесили в 1942 году. После её смерти мы с сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Я был разведчиком, участвовал в диверсиях. За смелость и отвагу в боях был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Погиб, подорвав себя и врагов гранатой.

3-й ученик: Я, Зина Портнова, война застала меня в деревне Зуя, куда я приехала на каникулы. Участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 была зверски замучена фашистами. За стойкость, мужество посмертно мне было присвоено звание Героя Советского Союза.

4-й ученик: Я, Лёня Голиков, рос в деревне Лукино, когда моё родное село захватил враг, ушел к партизанам. Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Погиб 2 апреля 1944 года. За стойкость, мужество посмертно мне было присвоено звание Героя Советского Союза.

5-й ученик: Я, Володя Дубинин, был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях вблизи Керчи. Подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Погиб от взрыва мины при разминировании подходов к каменоломням, посмертно награждён орденом Красного Знамени.

6-й ученик: Я, Лара Михеенко, родилась в Ленинградской области. Весной 1943 года вместе с подругой ушла в партизанский отряд. Мы собирали сведения о дислокации фашистов, узнавали, где собирают отобранный скот для отправки в Германию, какое количество солдат и техники в том или ином районе. 4 ноября 1943 года после допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, я была расстреляна.

4-й чтец (ученица 3-го класса):

Пусть будет мир!

Пусть пулеметы не строчат, И пушки грозные молчат, Пусть в небе не клубится дым, Пусть небо будет голубым, Пусть бомбовозы по нему Не прилетают ни к кому, Не гибнут люди, города... Мир нужен на земле всегда
Н. Найдёнова.
Песня «Солнечный круг» слова: Л. Ошанин, музыка : А Островский исполняют ученики 3-го класса.

Выходят мальчики 6-го класса в форме солдат.

1-й мальчик (солдат):

Ты видел, как смеются дети
На этой солнечной планете?
Да разве мы с тобой позволим
Разрушить счастье их земное?

2-й мальчик (солдат):

Ты видел, как смеются дети?
Лучами льется смех счастливый
И весь народ моей России
Живет и думает о мире.

3-й мальчик (солдат):

О ясном солнце в небе синем,
О птичьем пенье по весне!
Чтоб людям мира жить счастливо
На всей большой нашей земле.

4-й мальчик (солдат):

Должны бороться мы за мир,
А люди всей земли – дружить,
Тогда сказать мы сможем смело:
Земле, планете нашей – жить!

Песня «Должны смеяться дети» слова: М. Пляцковского, музыка: Ю. Чичкова исполняют ученики 3-го и 6-го классов.

1-й мальчик (солдат):

Началось все в 41-м,

В том трагическом году.

Всему советскому народу

Объявили про войну.

2-й мальчик (солдат):

Чаша терпенья полна до краев.

Сколько тяжелых было боев!

Но не сумели нас немцы сломать,

Им есть теперь тоже, что вспоминать.

3-й мальчик (солдат):

Было очень нам тяжело.

Холодно, голодно, но мы знали одно:

Жизнью мы жертвовали,

Чтоб победить,

Чтоб свободно и радостно

Вы могли жить.

Слайд-шоу под музыку из к/ф «Офицеры» слова: Евгений Агранович , музыка: Рафаил Хозак.

Ведущий:

Война закончилась. И заживают раны,
И в День Победы по восторженной земле,
Блестя наградами, шагают ветераны,
Фронтовики, герои, совесть наших дней.

Ведущий:

Война закончилась. Но с каждым годом,
Редеет славная гвардейская родня,
И все цветы свои весна в венок вплетает
И с ним склоняется у Вечного огня!

Объявляется Минута молчанья

Ученик 6-го класса: Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

Ученица 3-го класса: Мы никогда не забудем тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Ученик 6-го класса: Мы будем достойными потомками того великого поколения.

Ученица 3-го класса: Мы благодарны им за эту победу, за наши мирные жизни, за то, что они вынесли все лишения и ужасы военного времени и победили.

Ученик 6-го класса: Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.

Список литературы.

1.Школьная библиотека – « Час мужества»- Москва, «Просвещение», 1990г. 2. Школьная библиотека – «Поэзия периода Великой Отечественной Войны 1941-1945» - Москва, «Просвещение», 1990г. 3. Школьная библиотека – «Поэзия периода Великой Отечественной Войны и первых послевоенных лет» - Москва, «Просвещение», 1990г.

 


Читайте:



Энциклопедия сказочных героев: "Красавица и Чудовище"

Энциклопедия сказочных героев:

Жил-был богатый купец, у которого было три дочери и три сына. Младшую из дочерей звали Красавица. Ее сестрицы не любили ее за то, что она была...

История Екатерины Второй (1885 год) Брикнер александр история екатерины второй

История Екатерины Второй (1885 год) Брикнер александр история екатерины второй

Брикнер, Александр Густавович. История Екатерины Второй [Текст] : сочинения А. Г. Брикнера, Профессора русской истории в Дерптском университете: в...

Презентация - династия романовых Почему рухнула империя романовых презентация

Презентация - династия романовых Почему рухнула империя романовых презентация

Cлайд 1 Cлайд 2 В 1894 году, сменив своего отца Александра III, на российский престол вступил Николай II. Ему суждено было стать последним...

Функция распределения случайной величины

Функция распределения случайной величины

ЗАКОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН Случайные величины, их классификация и способы описания. Случайной называется...

feed-image RSS