Главная - Витале Джо
Деструктивное поведение и его основные формы. Деструктивное поведение человека. Деструктивные формы поведения. Деструктивное поведение — Азартные игры

Деструктивное поведение – это вербальные либо иные проявления внутренней деятельности, устремлённые на уничтожение чего-либо. Разрушения охватывают все области бытия индивида: социализацию, здоровье, взаимоотношения со значимыми людьми. Данное поведение ведёт к усугублению качества существования индивида, понижению критичности к собственным деяниям, когнитивным искривлениям восприятия и трактовки происходящего, спаду самооценки, эмоциональным нарушениям.

Это нередко приводит к социальной дезадаптации, вплоть до абсолютной изоляции личности. Подобное поведение порой является результатом механизма защиты, заключающегося в отождествлении с агрессором. Рассматриваемая вариация поведения характеризуется отклонением от принятых социумом поведенческих и моральных норм.

Причины

Принято поведенческие паттерны разделять на деструктивное или аномальное поведение и конструктивное (нормальное), общепринятое поведение. Аномальное поведенческое реагирование, из которого формируется деструктивное, характеризуется нестандартностью, граничащей с патологией, неодобрением социумом. Оно зачастую является отклонением с позиции социальных ориентиров, медицинских норм, психологических установок.

Всякая поведенческая модель закладывается в детстве. Четырёх-пятилетний кроха усваивает информацию, определяющую его дальнейшие взаимоотношения с социальной средой. Полноценная семья, в которой царит взаимопонимание, превалирует забота, внимание, любовь оказывает благотворное влияние на созревании психики малышей, закладывает базисы поведенческих паттернов. Отсюда индивиды, не получившие адекватного воспитания, тепла, внимания, любви, относятся к категории риска.

Также следует осознавать, что нередко дети заимствуют деструктивный образец поведения собственных родителей.

Научные деятели установили, что деструктивное поведение личности успешно формируется на фоне присутствия таких факторов:

– наличия многочисленных социальных отклонений (бюрократизм, коррупция, алкоголизм, преступность);

– либерализация мер социального воздействия (понижение уровня порицания, критики);

– ситуативные аномалии (спекуляции, фиктивные браки);

– послабление мер борьбы с анормальными поступками (отсутствие штрафов, системы наказаний).

Фрейд был убеждён, что разрушающее поведение является результатом отрицательного отношения индивида к собственной персоне. Также он приводил доводы тому, что деструкция представляет одно из базисных влечений. Сторонники психоаналитической теории утверждали, что анормальные действия в различной степени присущи всем человеческим субъектам, разнятся лишь объекты таких действий (иные персонифицированные или неодушевлённые предметы, либо он сам). Схожего воззрения придерживался и Адлер, полагающий, что основополагающей причиной разрушительного поведения является чувство отчуждённости и несостоятельности.

Фромм же утверждал, что разрушающее поведение провоцирует нереализованный потенциал человека, а также невозможность применять по назначению плодотворную энергию. Социальный анализ рассматриваемой вариации поведенческого реагирования проводил Дюркгейм, а исследованию причин, факторов и разновидностей отклоняющихся действий посвящены работы Мертона, Уорсли и других представителей социологической науки. Так, например, Мертон писал, что деструктивное поведение обусловлено аномией – особым морально-психологическим состоянием, характеризующимся распадом системы морально-этических ценностей и духовных ориентиров. Уорсли в свой черёд изучал релятивность взаимосвязи социокультурных норм и «абсолютных» стандартов.

Деструктивное поведение подростков

Проблема самодеструкции подростков является довольно актуальной, поскольку порождает подростковую наркоманию, суицидальные попытки, алкоголизм. Количество детских растёт по годам. Случаи юношеской наркомании, алкоголизма давно перестали удивлять кого-либо. При этом описываемые проблемы наблюдаются далеко не только в семьях, испытывающих бедственное положение. Статистические наблюдения гласят, приблизительно 37% детей, находящихся в наркологическом медицинском учреждении на учёте, являются выходцами из вполне благополучных семей.

Поведенческая модель закладывается с детства и основывается она, прежде всего, на родительском примере. К пятилетнему возрасту кроха уже имеет определённый багаж знаний, которым в последующей жизни ребёнок будет руководствоваться.

Деструктивная деятельность характеризуется двумя векторами направления: саморазрушение, то есть направленность на себя, выражающаяся в пристрастии к психоактивным, спиртосодержащим веществам, наркотическим препаратам, суицидальные действия, и внешние проявления, включающие вандализм, теракты, жестокость к живым существам.

Современное прогрессивное развитие социума помимо позитивных тенденций несёт в себе негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на неокрепшие умы молодёжи. Прогресс, к сожалению, принёс с собой культуры, стремительный темп бытия, вседозволенность, легкодоступность (информации, запрещённых веществ), увеличение количества неблагополучных семей, рост насилия.

Также негативные преобразования современного социума породили у взрослеющего поколения серьёзные трансформации. Так, например, можно констатировать деформацию морально-ценностной ориентации. Подростки более остро переживают переломные моменты, что отражается в их деструктивных деяниях и разрушающем поведении.

Пубертатный период является этапом самостандартизации, внедрения собственного «я» в определённые роли, что порождает рост потребности в ощущении чувства идентичности, вследствие чего несовершеннолетний нередко решает такую проблему посредством деструктивных деяний.

Социально-деструктивное поведение у молодёжи чаще всего обусловлено стремлением подростков самоутвердиться либо проявить себя через «негативные» поведенческие . Подростки характеризуются повышенной эмоциональной чувствительностью, что откладывает отпечаток на их деяниях. Картина мира вчерашних детей окончательно ещё не сформирована, однако всё прогрессирующий процесс жизнедеятельности порождает дополнительную психологическую нагрузку, выдержать которую может не каждый несовершеннолетний юнец.

Первыми признаками тяготения подростка к деструктивным поступкам считаются нелюдимость, отчуждённость. Затем постепенно проявляются повышенная возбудимость, перерастающая в откровенную агрессию к социальному окружению, что может наблюдаться как в школьной среде, так и в семейно-бытовых взаимоотношениях.

Нередко подростки норовят самоутвердиться, отстаивая различными путями собственное мнение. При этом невозможность в полной мере продемонстрировать собственное я, недостаток или отсутствие поддержки близкого окружения, значимых взрослых, являются причиной стремления подростка реализовать себя в «уличной» среде и чаще неблагоприятной.

Анализируя причины разрушающего поведения, Выготский выявил, что базисом большинства девиаций служит психологическая конфронтация между несовершеннолетним и средой, либо между отдельными аспектами личности подростка. Ипатов в свой черёд выдвинул предположение, что деструкция подростка является проявлением искривления его социализации, что обнаруживается в поступках, противоречащих социальным нормам.

Агрессия, жестокость, алкоголизм, табакокурение, суицидальные действия, тяга к видоизменению собственного тела (татуаж, шрамирование, пирсинг), сквернословие – всё это примеры деструктивного поведения, свойственные и несовершеннолетним, и взрослым лица.

Виды деструктивного поведения

Разрушающая поведенческая модель характеризуется множеством проявлений, которые бывают направленные либо на саму личность, либо на физические или нематериальные объекты окружающей среды.

Профессор Короленко к целям аномального поведения, устремлённого на явления окружающего мира, относит:

– истребление живых существ (пытки, умерщвление, издевательства, каннибализм);

– намеренное нарушение социальных отношений (революционные действия, террористические акты, перевороты);

– нанесение порчи неодушевленным предметам или объектам природы.

Ниже приведена основная классификация вариаций аномального поведения. Деструктивное поведение принято подразделять на , то есть являющее собой противоправные деяния индивида, за которые ему приходится нести криминальную или административную ответственность, и , представляющее модель поведения, несовместимую с морально-нравственными стандартами и этическими нормами, упрочнившимися в социуме (отличие от общепризнанного эталона поведения).

Деструктивная модель поведения подразделяется на такие типы:

– антисоциальный (против социума);

– аддиктивный (следствие зависимости);

– суицидный (самодеструкция);

– фанатический (результат фанатического влечения к чему-либо);

– аутический;

– нарциссический;

– конформистский.

Помимо того в зависимости от вида деятельных актов выделяют нижеприведённые разновидности аномального поведения, а именно: самоуничтожение, самоизменение (модификации тела: шрамирование, татуировки, пирсинг, трансформации психического состояния: злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков), самоповреждение (игнорирование витальных и социальных потребностей, стремление к риску).

Рассматриваемая разновидность поведенческого реагирования может обнаруживаться в различных его формах в контексте приспособления к социуму:

– радикальная адаптация (стремление изменить, неустраивающий индивида мир);

– девиантная адаптация (обоснованные деструктивные деяния, выход за границы нормы);

– конформистская адаптация (приспособление к общепринятым стандартам, с которыми субъект не согласен);

– гиперадаптация (установление недостижимых целей);

– социально-психологическая неприспособленность (явное отрицание нужности адаптации к обществу, приложение усилий, дабы избежать этого).

Профилактика

Профилактические мероприятия, направленные на коррекцию разрушающей модели поведения гораздо эффективнее, нежели его лечение, поскольку терапевтические меры предполагают постановку на учёт в психиатрическое учреждение. Игнорирование рассматриваемой проблемы в свой черёд нередко приводит травмированию детей, суицидальным поступкам, взрослые лица могут причинить вред окружающим.

Под профилактикой деструктивного поведения понимается сложный процесс, направленный на формирование качеств у индивида, способствующих ему стать подлинным субъектом социальных отношений. Одним из базисных факторов личностного созревания считается подготовка несовершеннолетних к .

А основным институтом социализации детей является семья и школьная среда. Поэтому работа по предупреждению деструктивной поведенческой модели начинаться должна со школьной среды и семьи. Поскольку именно там закладываются идеалы и базисы, из которых формируется дальнейшее мировоззрение, морально-этические ориентиры и общая направленность поведения.

Профилактические мероприятия на уровне учебного заведения обязательно должны охватывать следующие направления:

– наблюдение за трудновоспитуемыми подростками;

– регулярное отслеживание посещаемости уроков трудновоспитуемыми школьниками;

– систематически отслеживать успеваемость таких детей;

– вовлекать трудновоспитуемого ребёнка в трудовую деятельность одноклассников, творческие и спортивные мероприятия, давать общественные поручения;

– стараться нейтрализовать пагубное воздействие родителей, стремиться нормализовать семейную ситуацию;

– регулярно проводить коррекционно-развивающие тренинги и игры.

Основные профилактические действия должны вестись в следующих направлениях:

– обнаружение детей, имеющих риск появления школьной (выявление учеников, часто пропускающих занятия, проводящих много времени в уличной среде, отстающих в успеваемости, конфликтующих с ровесниками или учителями);

– анализ социальной обстановки развития учащегося, имеющего проявления дезадаптивного поведения, объединяя школьников по группам в соответствии с вероятным риском, а также стадиями процесса дезадаптации;

– обучение учащихся умениям социальной компетентности (навыкам саморегуляции, управления конфликтами, самоорганизации, коммуникации, умению справляться с горечью утраты);

– создание и организация допрофессиональной подготовки несовершеннолетних, что заключается в поддержке личности подростка и семьи его в образовании адекватных условий социального взаимодействия, подготовке ребенка к существованию в социуме, профессиональном самоопределении, овладении способами и умениями трудовой деятельности.

Люди лгут, осознанно вредят своему здоровью, совершают самоубийства и убивают своих собратьев по биологическому виду. Наука пытается объяснить, почему самый разумный из биологических видов ведет себя так неразумно.

Деструктивное поведение — Вредные привычки

И алкоголь вредят здоровью, и этот факт прекрасно известен всем, что курит и пьет. Получается, что человек вполне осознанно делает себе плохо, и это явно требует каких-то объяснений. Ученые, исследовавшие причины такого поведения, поясняют, что есть несколько важных причин.

Первая и основная – человек на самом деле не может по-настоящему осознавать вред, когда он отсрочен во времени. То, что произойдет из-за вредных пристрастий где-то через 10 или 20 лет, никак не влияет на поведение сегодня, это особенность нашей психики. Вот если бы сразу после сигареты случался инфаркт или врачи на следующее же утро диагностировали рак, это стало бы реальным стимулом.

Еще одна чисто человеческая особенность, заставляющая нас таким образом вредить самим себе, - это прекрасное умение включать рационализацию. «Моя бабушка курила и дожила до 90 лет», «В малых дозах алкоголь полезен» - наш разум способен найти тысячу аргументов, чтобы доказать, что проблемы нет.

Деструктивное поведение — Эксперименты с собственным телом

Татуировки, пирсинг, пластическая хирургия – человек добровольно соглашается терпеть боль и идет на риск получить различные негативные побочные последствия этих процедур. При этом не ради выживания или повышения устойчивости, а просто ради того, что считает это красивым. И ведь это не прихоть современного человека, наоборот, древние ритуалы «реконструкции тела» были еще более вычурными и опасными.

Ни у одного из видов животных нет ничего подобного. Откуда же у homo sapiens такая традиция? Психологи считают, что она родилась из потребности группироваться и отделяться от других групп. Все древние племена ничем не отличались бы между собой, если бы у одних не было принято прокалывать нос, а у других – уши.

Кроме того, само – это чисто человеческое явление. И красота – это не просто эстетика. К примеру, ряд исследований показал, что покупатели скорее склонны купить товар у продавца, который кажется им более красивым. Красота в человеческом обществе стала еще одним ресурсом. Улучшая свое тело, человек приобретает определенные преимущества, несмотря на риски.

Деструктивное поведение — Азартные игры

Склонность к азартным играм может стоить человеку очень многого. Безусловно, это еще один вид деструктивного поведения, смысл которого с точки зрения благополучия человеческого рода совершенно не ясен. Почему же люди играют?

Исследования показали, что основной механизм вовлечения в азартную игру состоит в том, что человек воспринимает неудачу в игре иначе, чем в жизни. Для него неудача в игре – это дополнительный стимул попробовать еще, потеря в игре воспринимается как вызов.

Ученые проследили, что, начиная играть, все игроки рационально подходят к тому, как долго они поиграют, и воспринимают игру лишь как развлечение. Однако проигрыш меняет их восприятие, азартная игра теперь становится вызовом, битвой, войной, где они должны сделать все, чтобы победить.

Деструктивное поведение — Склонность к насилию

Войны и конфликты настолько типичны для человеческого общества, что ученые считают, что жажда насилия заложена в самой человеческой природе так же, как потребность в еде или сексе. При этом характерна ведь и для животных, но у животных мы всегда можем четко отследить, какую цель она преследует. Это всегда борьба за какие-то ресурсы – пищу, территорию, лучшую самку. Если же мы посмотрим на человека, то увидим много бессмысленной агрессии, агрессии ради агрессии. Биологи называют человека самым жестоким из живых существ.

Мнения исследователей расходятся. Некоторые считают, что жажда насилия – это просто потребность человека, другие же говорят о том, что проявления насилия – это всегда все та же борьба за ресурсы, только не всегда столь очевидная, как у животных.

Деструктивное поведение — Ложь

Исследования показывают, что люди гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд. К примеру, американский психолог Фельдман провел простой эксперимент. Он оставлял в комнате двух незнакомцев и просил их просто о чем-то побеседовать.

На самом деле беседа записывалась. И после каждого участника по отдельности просили просмотреть запись и отметить, как часто в течение беседы он «был не очень точен» (слова «лгать» экспериментатор избегал сознательно). Выяснилось, что 60% участников эксперимента солгали хотя бы раз в течение 10-минутного разговора с незнакомцем.

Исследование Фельдмана не единственное. Ложь в самом деле определенная норма в нашем обществе. Именно такая бессмысленная ложь, как в разговоре с незнакомцами, не ради спасения жизни или получения какой-то награды. Психологи поясняют, что эта ложь часто связана с То есть мы часто обманываем, когда не уверены в себе и хотим показаться лучше.

Тест: Если Вы обнаружили в своем поведении больше чем одно из описанных выше деструктивных проявлений, Вам пора задуматься о личностных изменениях!

По материалам сайта vitaportal.ru

ГЁспжоп о гп я

пш»&т€»наш»згш&юшлж&г€* пот&жшфнпя

ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Доктор философ, наук, профессор В. Б. Куликов, канд. психол. наук К. В. Злоказов

^альский юридический институт, г. Екатеринбург Деструктивное поведение как самостоятельная область исследования. Современные юридические, психологические, социологические исследования обозначают социально неодобряемые формы активности личности через понятия «девиантное», «деструктивное», «дезадаптивное» поведение. В ряде работ данные понятия подменяют друг друга, выступают в виде синонимов, что не способствует расширению теоретико-методологического знания. Таким образом, первоочередной задачей выступает разграничение содержания каждой дефиниции.

Деструктивное поведение рассматривается как форма активности личности, вызывающая разрушение функционирующих структур. Это может быть как целенаправленная деятельность, связанная с неприятием любой социальной конструкции, так и психологическая реакция на любую совершенную социальную либо личностную конструкцию, Целостность или позицию. Деструктивное поведение зачастую относят к традиционным понятиям психиатрии, хотя сегодня о деструктивности следовало бы говорить и в широком психологическом аспекте. Рассмотрим соотношение понятий «деструктивность» и.«девиантность».

В отличие от определения деструктивного, дефиниция «девиантное поведение» базируется на понятии «норма». Э. Дюркгейм под девиантным поведением рассматривает поведение человека, нарушающее норму, т. е. некую область, описывающую средние значения признака. Деструктивное поведение по отношению к девиантному - регрессивная, негативная форма девиантного поведения, связанная с разрушением субъектом структур, как «составляющих» его (организм), так и заключающих его в «себе» (общество). Деструкция начинается с выхода за пределы нормы, о девиации, но не обязательно девиация должна превратиться в деструкцию, поскольку девиация может расширить и обогатить содержание нормы в своей позитивной форме. Например, наличие развитых математических, логических, художественных, иных способностей у современных детей: заставляетизменять существующую систему образования. Но значительное отклонение от нормы, когда девиация выходит за пределы нормы, тогда, собственно, и возникает деструкция, в плоскости отношений которой уже не объективно существующая норма, а носитель этой нормы - структура. Таким образом, деструкция связана с понятием «структура» Также, как и девиация с понятием «норма» ,-

Деструктивное поведение, как и любой вид целенаправленной активности субъекта, базируется на мотивационно-смыс-ловой, ценностной, регуляторной и характерологической сфе-

рах личности. Существование в структуре определяет сущность личности: личность существует ради структуры и сама является особого рода структурой. Она реагирует и оценивает другие структуры вне себя, но именно благодаря другим структурам она себя и обнаруживает как структурное целое.

Деструкция в отношении других явлений - это одновременно способ обнаружения собственной структурированности либо идентичной остальным людям, либо принципиально отличной от других (в отношении полной свободы или несвободы). Таким образом, деструктивное поведение - это форма поступков личности, направленная на разрушение внешних структур и выстраивание собственного, отличного от других, структурного образа (идентичности).

Деструктивное поведение личности - это дезадаптивно-направленный процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями субъекта, имеющий форму поступков или реакций. Поступок предполагает осознанную, целенаправленную форму активности, выступающую противоположностью реакции - компульсив-ной, аффективной форме деструктивного поведения. Дезадаптивность деструктивного поведения проявляется в разрушительном характере действий, результатом которых выступает уничтожение структуры. Характер деструктивного поведения определяется отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, а также развитием личности, приводящими к дезадаптации в обществе.

История исследования деструктивного поведения. Исследование деструктивного поведения является сложной междисциплинарной задачей, находящейся в проблемном поле широкого круга наук о человеке. На протяжении всей истории человеческой мысли проблема деструктивного поведения привлекала к себе внимание исследователей. Философскому осмыслению категорий этики, свободы воли и нравственности, естественно-научному объяснению патологических проявлений личности посвящены работы Платона, Гиппократа, Аристотеля. Философское наследие античности способствовало выявлению нескольких подходов к деструкциям личности. Морально-нравственные аспекты деструктивного поведения разрабатывались в философских школах стоиков иэпи-курейцев (IV в. до н. Э,). Творчество древнегреческих мыслителей способствовало формированию идеала гармоничной личности, «в полноценной жизни которой сливаются разумное и чувственное» (20): Естественно-научное направление исследования отклоняющегося поведения в работах Авиценны, Аверрореса, Галена позволило сформулировать предположения о зависимости индивидуального сознания от культурных форм общественной жизни, психического от биологической (как основы), темперамента как формально-динами-ческой структуры организации психической жизни. К проблематике психопатологий и психических расстройств, взаимосвязи соматических и психических болезней обращались уже в средние века. Проблемам причин отклоняющегося поведения личности посвящены работы видных ученых-богословов П. Абеяра и Ф. Аквинского (3).

Исследованию психологических аспектов деструктивного поведения - особенностей эмоциональной сферы, симптоматики истерии, депрессии и неврозов посвящены работы философов и психологов эпохи Возрождения Б. Телезио, X. Уарте, Р. Гоклениуса (2). К вопросам потребностей, мотивов и ценностей человеческого существования обращаются философы эпохи Просвящения Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах. Естественно-научное направление исследований особенностей отклоняющегося поведения прослеживается в творчестве Дж. Локка, Э. Б. Кондильяка, Дж. Беркли. РаботыИ. Канта, Г. В. Гегеля, Л. Фейербаха способствуют формированию единого философско-теоретического основания как этико-нравственной проблематики отклоняющегося поведения, так и методологического аппарата исследования девиаций (5). Во второй половине XIX в. и на всем протяжении XX в. исследование детерминант деструктивного поведения в философии реализуется в широкой области научных школ. Отклоняющееся поведение рассматривается в аспекте антропологии (М. Шеллер, А. Гален, М. Плесснер, Э. Ротхакер и др.), иррационализма (Ф. Ницше,

А. Шопенгауэра), экзистенциализма (А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Хайдегерр).

Работы Э. Дюркгейма послужили началом разработки социального аспекта исследования деструктивного поведения (9). Изучению детерминант, факторов и форм отклоняющегося поведения в социологическом направлении исследований также посвящены работы Р. Мертона, П. Уорсли, Т. Парсонса и других исследователей. Аномия, по Мертону, особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов(14,13-26). Он считает, что причиной девиации является несогласованность между культурными целями, выдвигаемыми обществом (стремление к богатству, власти, успеху, выступающее в качестве установок и мотивов личности), и средствами, которые оно предлагает для их достижения. В работах Т. Парсонса рассматриваются проблемы социальной нормы, социального контроля; П. Уорсли видит связь абсолютных норм с культурными нормами, исследуя проблему относительности норм и отклонений. Н. Дж. Смелзер делает акцент на теории социальных детерминант коллективного поведения, девиаций и социального контроля.

В России социологические исследования форм отклоняющегося поведения: преступности, алкоголизма, наркомании и суицидов - начались в конце 60-х - начале 70-х гг. научными работами В. С. Афанасьева, Я. И. Гилинского А. Г. Здраво-мыслова, В. Н. Кудрявцева, И. В. Маточкина (5, 8-10).

Изучение биологических факторов деструктивного поведения предпринято в работах Ф. Гальтона, Ч. Ломброзо, У Шелдона, Р. Кречмера и последователей. Основным детерминантом склонности к преступности, по мнению Ч. Ломброзо, были наследственно-биологические факторы, подкрепленные воздействием окружающей среды. Так, к анатомо-физио-логическим признакам «прирожденного преступника» Ломброзо относит неправильную, безобразную форму черепа, раздвоение лобной кости, малую зазубренность краев черепных костей, асимметрию лица, неправильность строения мозга, притупленную восприимчивость к боли и другие признаки.

Современные исследования позволяют сделать вывод о том, что деструктивное поведение не имеет прямой связи с конституционально-биологическими свойствами, но формально-динамическими предпосылками выступают индивиду аль-но-типологические свойства личности (на уровне свойств темперамента или характера).

В настоящее время биопсихические факторы отклоняющегося поведения являются предметом исследования многих отечественных и зарубежных авторов: В. Ф. Асинкритова, Б. С. Братуся, П. Б. Ганнушкина, В. А. Гурьева, Б. В. Зейгар-ник, К. Леонгард, А. Р. Лурии, А. Е. Личко, А. А. Реана, X. Ремшмидта, В. Я. Гиндикина и др. Исследование влияния

психопатий в связи с проявлениями деструктивного поведения личностью реализовано в исследованиях М. О. Гуревича, О. В. Кербикова, В. А. Семке; рассмотрение особенностей деструктивного поведения и депрессивных состояний предпринято в работах Ф. Б. Березова, О. П. Ветроградова, В. А. Воробьева, В. М. Дильмана, А. Б. Смулевича, В. Н. Синицкого.

Психологическое исследование сущности деструктивного поведения, форм и факторов, его обусловливающих, разворачивается с момента появления психологии как науки. В психоаналитическом подходе к пониманию детерминант деструктивного поведения (3. Фрейд, К. Г. Юнг, Ф. Перлз,

В. Райх, А. Адлер) рассматриваются влияние неосознаваемых побуждений - мотиваторов, непосредственно воздействующих на жизнь и деятельность человека.

Деструктивность, по Фрейду, выступает в виде отрицательного отношения человека к самому себе или к другим и соответствующего этому отношению поведения. 3. Фрейд рассматривает деструктивность как одно из двух основных влечений, противостоящее конструктивному (жизнеутверждающему) Эросу (инстинкту жизни, любви и созидания). Деструктивность в определенной мере свойственна всем людям, различие касается главным образом ее объекта: другие ли это люди или сам носитель деструктивности. По А. Адлеру, причиной деструктивного поведения выступает субъективное ощущение беспомощности и отчужденности от общества.

А. Камю считал причинами деструктивного поведения мотивы борьбы за абсолютную власть: «если для животного высшей ценностью является сохранение жизни, то для человека куда более важно признание ценности его жизни другими людьми» (10,263).

Э. Фромм полагает, что глубокой деструктивности по отношению к другим людям нет у тех, у кого мало враждебности по отношению к самому себе. Деструктивность является следствием блокировки плодотворной энергии, препятствий на пути к развитию, когда человеку не удается реализовать свой потенциал. В своей работе «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромм рассматривает деструктивное поведение в виде отклика человека на разрушение нормальных человеческих условий бытия. Он исходит здесь из тезиса о первичности психических процессов, которые во многом определяют структуру социальных институтов (17).

Автор исследует процесс слияния неповторимого, экзистенциального склада личности и конкретного социального фона, оказывающего воздействие на индивида, преображающего его потребности, вырабатывающего социальные характеры, подчеркивая тем самым, что проблема деструктивности должна рассматриваться с биосоциальной точки зрения. Деструкция социальных отношений порождена ситуацией, когда человек сталкивается с невозможностью реализовать свои потребности, в результате чего возникают деформированные стремления и влечения. Фромм выделяет характерные психологические механизмы, которые создают основу каждого классифицированного им типа ориентации - мазохистского, садистского, деструктивного и конформистского. Люди, одержимые мазохистскими тенденциями, стремятся не утверждать себя, не делать того, чего им хочется самим, а подчиниться действительным или воображаемым приказам внешних сил. Часто они попросту не способны испытывать чувство «я хочу», чувство собственного «Я». Жизнь в целом они ощущают как нечто подавляюще сильное, непреодолимое и неуправляемое (17).

Концепция поисковой активности предполагает, что деструктивное поведение - следствие неразрешенной поисковой активности. Чем в большей степени поисковая активность находит выражение в адекватном и продуктивном поведении, тем меньше шансов для деструктивной агрессивности. Это означает также, что недостаточно подавить агрессивное поведение угрозой наказания, необходимо предоставить человеку альтернативную возможность для самореализации, для осуществления поискового поведения. Без такой альтернативы

подавление агрессивности может привести к депрессии или психосоматическим заболеваниям.

Выделяют два вида личностной преобразующей активности: творческое поведение, создающее новую среду, и разрушение - дезадаптивное поведение, не создающее, а уничтожающее прежнюю среду (16).

Содержание и формы деструктивного поведения. В зависимости от определенных ситуационных, социокультурных и индивидуально-психологических факторов деструкция может быть направлена человеком на самого себя или вовне, выступать в виде импульсивного, неосознанного, рефлекторного или сознательного, расчетливого поступка. И. В. Лысак указывает, что целями внешнедеструктивного поведения могут являться:

Уничтожение другого человека: убийство (индивидуальное или массовое, которое может осуществляться в ходе войны), каннибализм;

Разрушение социума или определенных общественных отношений: террористический акт, революция, государственный переворот;

Разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм), а также природной среды (13).

Ц. П. Короленко к основным типам деструктивного поведения относит аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарцисстическое, фанатическое и аутичес-кое. Проявление субъектам таких форм поведения неизбежно приводит к дезинтеграции как интрапсихической (Я-концеп-ция и самоотношение, когнитивная и мотивационно-смысло-вая сфера) так и экстрапсихической (межличностные и профессиональные отношения) сфер (11).

Исследователи В. Оллен и Д. Гринбергер рассматривают деструктивное поведение субъекта в качестве попытки восстановить нарушенное ощущение контроля над ситуацией и средой. Согласно этой концепции, индивиды, имеющие пониженный уровень субъективного контроля, прибегают к разрушению объектов физической среды для его восстановления. В серии лабораторных экспериментов Оллен и Гринбергер показали, что разрушение предметов действительно повышает у субъекта ощущение контроля над средой. Другие исследования косвенным образом подтверждают теоретическое положение данной модели. Рассматривая оставление надписей и рисунков в качестве одного из видов разрушения среды, Р. Рубек и Р. Патнаик установили на выборке студенческих общежитий одного из университетов Индии, что в общежитиях, на стенах которых обнаружено меньше граффити, знаков и объявлений, проживают индивиды, в большей степени убежденные в своей способности контролировать среду. М. Шварц и Дж. Довидио, изучая связь личностных характеристик с нанесением надписей и рисунков на стены, использовали сходную характеристику локуса контроля, т. е. степень, в которой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую изнутри посредством собственных усилий (интернаты) или управляемую внешними силами (экстерналы). Они обнаружили, что те, кому свойственно оставлять надписи, чаще имеют экстернальный локус контроля, нежели те, кто не рисовал на стенах и партах. По П. Ричардсу, школьники с ощущением меньшей самоэффективности несколько чаще других сообщают о разрушении школьной и внешкольной собственности (цит. по: 15).

Необходимо отметить, что рассмотрение культурных и субъективно-психологических детерминант представляется перспективной сферой дальнейшего исследования в области психологической диагностики, коррекции и профилактики деструктивного поведения.

Современные проблемы деструктивного поведения. Современная ситуация, сложившаяся в органах внутренних дел, показывает чрезвычайную актуальность исследования проблемы деструктивного поведения. Факты проявления агрессии, грубости, эмоциональной несдержанности, равноду-

шия, попустительства и безответственности сотрудников милиции во многом обусловлены деформирующим влиянием условий профессиональной деятельности. По данным социологического опроса, проведенного ВНИИ МВД России (4), наблюдается общая негативная картина оценки сотрудниками милиции своей профессиональной деятельности и условий ее осуществления. Среди опрошенных отмечается высокий уровень неудовлетворенности социально-бытовыми условиями службы и перспективами служебного роста. Наиболее значимыми факторами, негативно влияющими на результативность деятельности органов внутренних дел в 2003 г., являются проблемы кадрового характера, обусловленные слабой материально-технической обеспеченностью (74,0%); выполнением сотрудниками несвойственных функций (40,0%); некомплектом кадрового состава (39,0%) и слабым его подбором (31,0%)); несоответствием интенсивности милицейского труда штатной численности подразделений (25,0%). Чрезмерную загруженность непрофильными поручениями отмечает каждый второй сотрудник штабов, подразделений по работе с личным составом, по борьбе с организованной преступностью, инспекции по делам несовершеннолетних и службы участковых милиционеров.

Другим немаловажным фактором, обусловливающим отклоняющееся поведение, является недостаточность надежных гарантий правовой защиты сотрудников и низкий уровень обеспеченности материально-бытовыми условиями. Более трети опрошенных испытывает в связи с исполнением служебных обязанностей постоянное чувство тревоги за себя и своих близких. Половина респондентов не удовлетворена жилищными условиями (55,0%)), уровнем медицинского обслуживания и обеспечением путевками (51,0%), организацией досуга (51,0%).

Заслуживает внимания проблема социально-экономического положения сотрудников ОВД. Адаптация к существующим условиям прохождения службы нередко сопровождается у них попытками использования своего служебного положения в личных целях для поиска дополнительного заработка, не всегда законного. Отсюда, ослабление дисциплины, недобросовестное отношение к службе, нарушения законности или морально-этических норм. По сообщению пресс-служб МВД России, в 2005 г. общее количество правонарушений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, возросло по сравнению с 2004 г. на 46,8%о и составило 44 735 случаев. К уголовной и дисциплинарной ответственности привлечены 28 592 сотрудника органов ОВД. Среди милиционеров чаще всего закон нарушают сотрудники самой многочисленной службы по охране общественного порядка (около 13 тыс. фактов в 2005 г.) и уголовного розыска (более 4 тыс.) в списке правонарушений. Отмечается снижение положительных оценок деятельности подразделений среди различных категорий аттестованного состава сотрудников ОВД (старшего и среднего начальствующего состава, рядового состава). Из выявленных за 2005 г. правонарушений, допущенных сотрудниками ОВД по Санкт-Петербургу, 90 приходится на младший состав, 583 - на представителей среднего звена и 282 - на старший начальствующий состав. Среди 78 сотрудников милиции, привлеченных к уголовной ответственности, 12 - представители руководящего состава в звании не ниже подполковника (4).

Не менее остро стоит вопрос алкоголизации и наркомании в системе органов внутренних дел. Статистика не дает полного представления о масштабах употребления алкоголя и наркотиков сотрудниками милиции, однако некоторые социологические исследования дают серьезные основания считать, что проблема достаточно остра. Исследования, проведенные на кафедре психиатрии Военно-медицинской академии, показывают, что хронический стресс создает предпосылки для формирования алкоголизма и наркомании, которая в мирных условиях реализуется далеко не всегда. По мнению специалистов, около 30,0%о участников военных действий в Афганис-

тане и более 70,0% воевавших в Чечне находятся в состоянии так называемого посттравматического синдрома, который характеризуется приступами страха, тревоги, повышенной агрессивностью и вспышками гнева (6,282).

Совокупность рассмотренных фактов свидетельствует о напряженном положении в структуре органов внутренних дел. В связи с неукомплектованностью кадрового состава, низким профессионализмом, некомпетентностью, несоответствием интенсивности милицейского труда штатной численности подразделений, социально-экономическим положением формируется стрессовый фон, способствующий профессиональной деформации личности, «депрофессионализации», что проявляется в деструктивном поведении сотрудников.

Осуществление сотрудниками ОВД профессиональных обязанностей непосредственное, приводит к истощению психологических ресурсов внутреннего мира личности, нервно-психической напряженности и, как следствие, различным отклонениям в эмоциональной и личностной сфере - базовыми предпосылками деструктивного поведения.

Неизбежным следствием профессиональной деятельности выступают проблемы профессиональной деформации личности. Это результат негативного воздействия на личность информации, сопровождающей профессиональную деятельность, социальных отношений, проблем, зависимостей в служебной иерархии, которые преломляются в субъекшо-объект-ных характеристиках среды, ситуации, поведенческих актах подчиненных и руководителей, а также результат норматив-но-объектной и субъектной детерминации личности в конкретный момент жизнедеятельности.

«Воздействие экстремальных факторов боевой обстановки, минно-фугасной войны, различных террористических актов и связанные с ними физическое и психическое перенапряжение являются источником развития состояний психической дезадаптации, формирования негативных изменений личности сотрудников. Пессимизм и недоверие к другим, потеря смысла жизни, конфликтность, агрессивность, поиск новых приключений, алкоголизм и другие негативные явления - вот лишь некоторые характеристики стрессогенных расстройств, возникающих после экстремальных событий», - из интервью заместителя Министра внутренних дел России генерал-пол-ковника Соловьева Е. газете «Щит и меч» (19).

Выполнение сотрудниками ОВД служебных обязанностей в экстремальных условиях: требующих повышенного нервно-психического напряжения; характеризующихся депривацей жизненных потребностей, глубокими эмоциональными переживаниями, влияющими на экзистенциальные сферы (личностные ценности, смыслы) приводит к формированию стрессовых, фрустрационных и кризисных реакций.

Основные выводы. Феномен деструктивного поведения должен быть подвергнут дальнейшему комплексному теоре-тико-методологическому анализу в целях уточнения и обогащения области теоретического знания о форме, содержании, причинах и условиях социально неприемлимых форм поведения. Что позволит сформировать единый методологический подход к психологической диагностике разнообразных проявлений деструктивного поведения, психологической коррекции агрессивных, суицидальных, делинквентных форм поведения сотрудников ОВД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. -1984. - Т. 5. - № 5.

2. Антология мировой философии: в 4 т. / ред.-сост. и автор вступит, статьи И. С. Нарский. - М., 1971. - Т. 3: Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в.

3. Антология средневековой мысли: Теология и философия Европ. средневековья: в 2 т. - СПб., 2001. - Т. 1.

4. Аналитический обзор. - М., 2004.

5. Афанасьев В. С., Гилинский Я. И. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. -СПб., 1995.

6. Девиантность и социальный контроль в России. - СПб., 2000.

7. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.

8. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социальный этюд. - М., 1994.

9. Закалюк А. П., Коротченко А. И., Москалюк Л. И. Допре-ступное поведение и механизм совершения преступления при нарушении критичности пограничного характера // Проблемы изучения личности правонарушителя. - М., 1984.

10. Камю А. Миф о Сизифе. Бунтарь. - Минск, 1998.

11. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. - Москва-Екатеринбург, 2000.

12. Кудрявцев В. Н. Социальное и биологическое в антиобщественном поведении// Биологическое и социальное в развитии человека. - М., 1977.

13. Лысак И. В. Человек - разрушитель: деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен. - Таганрог, 1999.

14. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура// Социс. - 1992. - № 3.

15. Скороходова А. С. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал.- 1998. - № 1.

16. Современная западная социология: словарь. - М., 1990.

17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М., 1994.

18. Харитонова И. В. Дизадаптивные проявления у людей с различным типом темперамента при эмоциональном стрессе: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 1997.

20. Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1985.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ УГРОЗ ПОТЕРПЕВШИМ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Р. Е. Токарчук

Омская академия М ВД России

В теории и практике уголовного права одним из факторов, влияющих на квалификацию насильственных хищений, является психическое отношение к насилию участвующих сторон, и не только насильника (субъективная сторона преступления), но и психическое отношение потерпевшего. В зависимость от психического отношения потерпевшего к деянию поставлена оценка интенсивности так называемого «психического насилия». В наше время психическое отношение потерпевшего нельзя отнести ни к одному из признаков состава преступления, что рождает проблемы при квалификации насильственных хищений, а также вопросы об обоснованности учета психического отношения к ним потерпевшего.

Так, в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» указано, что если: «... завладение имуществом соединено с угрозой применения насилия, носившей неопределенный характер, вопрос о признании в действиях лица грабежа или разбоя необходимо решать с учетом всех обстоятельств дела: места и времени совершения преступления, числа нападавших, характера предметов, которыми они угрожали потерпевшему, субъективного восприятия угрозы (выделено нами. -Р. Т.), совершения каких-либо конкретных демонстративных действий, свидетельствовавших о намерении нападавших применить физическое наси-

Каждый из нас периодически сталкивается с людьми, общение с которыми оставляет смутное ощущение некой принужденности собственных последующих действий. При этом мы не всегда можем осознать причину дискомфорта, но понимаем, что сделали или согласились сделать то, что не следовало бы делать. Данное впечатление возникает после разговора с человеком, манипулирующим окружающими.

Деструктивное поведение подобного рода обычно связано со стремлением создать у других людей ошибочное мнение об истинных намерениях и личностных качествах манипулятора, а также вызвать у них стремление поступать вопреки их настоящим интересам. Сегодня мы расскажем о тех приемах, которые манипулирующий человек использует для достижения своих целей.

Источник: depositphotos.com

Газлайтинг

Газлайтингом называется намеренное введение собеседника в заблуждение путем отрицания действий или слов манипулятора. Когда человек, которым вы почему-то недовольны, начинает активно и даже агрессивно отрицать те свои поступки, которые вызвали ваше возмущение, его цель очевидна. Он хочет заставить вас усомниться в правильности восприятия ситуации и на этой почве отказаться от негативного мнения.

С любителем газлайтинга лучше вообще не общаться: он постарается обратить в свою пользу любую сомнительную ситуацию. Если избежать контактов невозможно (например, когда они необходимы для решения производственных задач), есть смысл готовиться к каждой беседе и начинать ее, только имея на руках документы, подтверждающие вашу правоту по каждому спорному вопросу.

Проекция

Это манипулятивный прием, при котором собеседник постоянно перекладывает ответственность за свои промахи на других людей или на не зависящие от него обстоятельства.

Особенно неприятно, когда привычка к созданию проекций настолько овладевает человеком, что он начинает обвинять окружающих, даже не дожидаясь, когда они скажут ему что-то неприятное. Получается, что собеседник становится виноватым во всех его бедах лишь потому, что имел неосторожность с ним заговорить. Манипулятор данного типа всегда выглядит обиженным и несчастным, капризничает и пытается объявить своим врагом весь мир.

Обобщения

Манипулятор, склонный к обобщениям, вообще не собирается знакомиться с мнениями других людей. Каждый, кто с ним не согласен, не прав не по сути, а по форме. Такой человек считает, например, что суждение собеседника недостойно внимания, поскольку собеседник не совсем грамотно произносит некоторые слова, носит немодную одежду, имеет (или не имеет) определенное образование или собственность. Любая особенность собеседника делает его неправым изначально, вне зависимости от сложившейся ситуации.

В данном случае манипулятор стремится подчинить себе других людей, заставив их оправдываться в «грехах», которые на деле таковыми не являются, или отрицать очевидные факты, не имеющие отношения к обсуждаемой ситуации.

Придирки

Человек, недовольный каждым вашим поступком, практически всегда хочет на вас повлиять в своих интересах. Смысл его придирок не в том, чтобы что-то исправить в вашей внешности или поведении, а в том, чтобы вы утвердились в сознании собственного несовершенства и начали мотивировать им свои действия. Проверить, так ли это, очень легко. Для этого нужно:

  • выбрать одну из претензий вашего собеседника. Желательно, чтобы она выглядела как можно более конкретно (например, вы неправильно одеты или причесаны);
  • получить от него четкие рекомендации по поводу необходимых исправлений;
  • выполнить его указания буквально.

Если после этого он все равно останется недовольным или его претензии диаметрально изменятся – вы имеете дело с манипулятором. В этом случае важно понять, что реагировать на придирки вообще не стоит. Добиться одобрения манипулятора все равно не удастся, а попытки подстроиться под его капризы негативно отразятся на вашей жизни.

Смена темы

Манипулятор часто неплохо вас знает и отлично помнит все случаи, когда вы в чем-то были не правы. При попытке обсудить его поведение он непременно вспомнит какой-нибудь ваш промах, преувеличит все неприятные последствия и постарается весь разговор посвятить именно этой теме. Тот факт, что вы уже признали свою вину, давно все исправили и о событии никто уже не помнит, не будет иметь для него никакого значения.

Клевета

Пытаясь повлиять на вас, манипулятор может задействовать других людей. Скорее всего, он выберет ваших родственников, сослуживцев или друзей и начнет им жаловаться на якобы нанесенные вами обиды. В результате спустя некоторое время вам придется беспричинно оправдываться и выслушивать советы, основанные на намерениях (несомненно, благих) уговорить вас сменить «неправильный» стиль поведения. И это еще не самый печальный вариант развития событий: есть вероятность, что кто-то из слушателей подобных жалоб поверит в клевету и перестанет с вами общаться. Деятельность манипулятора приведет к тому, что вы потеряете людей, с которыми вам интересно и комфортно.

Проверка границ дозволенного

Манипулятор постоянно отслеживает реакцию окружающих на попытки оказать на них влияние. Он как будто проверяет, до какой степени можно вывести из себя собеседника, внушить ему ложные убеждения или заставить действовать в чужих интересах.

В этом смысле всегда работает следующее правило: чем дальше вы позволите манипулятору зайти безнаказанно, тем увереннее он будет себя чувствовать. Например, культивируя у собеседника чувство вины и добиваясь каких-либо «примирительных» поступков, он со временем начинает требовать все больше и больше, доводя ситуацию до абсурда. Таким способом манипулятор ставит другого человека в зависимость от своих капризов и настроений и фактически заменяет его нормальную мотивацию заботой об удовлетворении своих капризов.

Оскорбления под видом шуток

Уверенный в себе манипулятор иногда применяет довольно рискованный прием: унижает собеседника при других людях, позиционируя свои выходки как шутки, а обиду человека, поведение которого стремится контролировать, объясняет отсутствием чувства юмора. Например, он может на публике озвучить сведения, которые вы считаете не подходящими для слуха посторонних (информацию о личных склонностях, детских промахах, состоянии здоровья и т. д.). Понято, что есть риск данным способом заставить вас полностью отказаться от общения, но это происходит не всегда: от обиды вы можете начать выяснять отношения, чем создадите дополнительные возможности для манипулирования собой.

Многие считают, что вероятность встречи с манипулятором невелика, поскольку подобных личностей немного. К сожалению, это не так: в реальности все люди в той или иной степени манипулируют друг другом. Поэтому самая неприятная ситуация наступает вовсе не тогда, когда на ваше поведение пытается повлиять некий злоумышленник. Гораздо хуже, если манипуляциями (порой неосознанно) занимаются близкие люди, оправдывая не совсем корректные средства своими заботами о вашем благе.

Что же делать? Если манипулятор – чужой человек, явно стремящийся извлечь выгоду из вашего положения, совет один: прекратить общение. В случае, когда признаки деструктивного поведения проявляет ваш родственник или близкий друг и окончательный разрыв нежелателен, постарайтесь не поддаваться на провокации и трезво оценить причины его действий. Возможно, попытки манипулирования являются следствием нарушений психической деятельности, возникших на фоне болезни или старения. Посоветуйтесь с психологом: его рекомендации помогут вам выработать правильную линию поведения. В любом случае не пытайтесь подчинить капризам манипулятора свои поступки. Пользы от этого не будет, а ваша жизнь станет совершенно невыносимой.

Не менее важно не поддаться соблазну подействовать на поведение близких людей с помощью манипулятивных приемов. Во-первых, то, что представляется вам безоговорочно хорошим и правильным, может вовсе не являться благом для другого человека. Во-вторых, даже если вы уверены, что рекомендованные вами действия положительно повлияют на его судьбу, лучше постараться убедить его в процессе спокойной, доверительной беседы. Помните, что никакие успехи не окупят отрицательных результатов применения нечистоплотных уловок, которые способны навсегда разрушить ваши отношения.

Видео с YouTube по теме статьи:

 


Читайте:



Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу

Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу

Сведений о цивилизации Мероэ в Африке не встретишь в школьных учебниках по истории, о ней редко упоминают даже в специализированной литературе. А...

Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом

Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом

В данной статье мы разберемся с тем, как написать сочинение про плюсы и минусы Интернета на английском языке. Статья включает в себя рекомендации...

Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея

Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея

«Мерзкий блуд есть, старых и мудрых таковоздание,А тебе, старый бздуну, конец, вечное мучение».И.Мазепа Дума «Старик с телом беседует». 1704 г....

feed-image RSS