Реклама

Главная - Вербер Бернар
Красная «профессура. Комплекс общежитий института красной профессуры Смотреть что такое "Институт красной профессуры" в других словарях

Все слышали выражение: «кадры решают все». Оно пришло к нам из советского времени, вот и давайте вместе посмотрим, какие же кадры «решали все» в СССР. Косыгина заслуженно считают одним из самых образованных, профессиональных и культурных советских управленцев. Каким же было его образование?

Учеба - Кооперативный техникум сразу после гражданской войны. Закончил в 1924 году. Потом 6 лет нигде не учился. В 1930 году стал чернорабочим и одновременно учился в текстильном институте. Учтем, что техникум и институт в те годы очень отличались от учебных заведений позднесоветских времен. Образование после гражданской войны было разгромлено, преподавательские кадры в массе своей утеряны, вступительные экзамены отменены, а восстановили их только в начале 30-х, при поступлении на первом месте стояли анкетные данные (рабочий-крестьянин), учебная и материально-техническая база в условиях разоренной страны практически отсутствовала.


Потом в 1935 году по завершению учебы Косыгин опять стал рабочим. После чего следуют несколько крупных скачков в карьере, и в 1939 году он уже министр текстильной промышленности (это в возрасте 30 лет, из которых управленческой деятельностью занимался совсем недолго). А в 1940 году назначен заместителем председателя Совнаркома СССР и председателем Совета по товарам широкого потребления. Это Косыгин, который был Председателем Совета Министров СССР с 1964 года до октября 1980-го, то есть крупнейшим управленецем СССР. А у других советских деятелей подготовка намного хуже.

У всяких малограмотных недоучек очень распространена практика выдавать свои похождения по подворотням за «университеты». Так и пишут - «мои университеты». Смотришь на эти «университеты» и видишь - каторга, ссылка, беспризорник. И на выходе «блестящий управленец». Куда там западной властвующей элите. Разумеется, «кто на зоне срок не мотал, тот жизни не знает». Или в более мягком варианте - кто в армии не служил… Вот это вбивается в голову русским десятками лет именно для того, чтобы они и дальше барахтались в невежестве. Нашему народу не положено знать, что высшая управленческая элита Запада - сплошь очень образованные люди, каким-то образом получившие знания жизни без отсидки и срочной службы в армии, и даже без поездки на картошку.

На Западе сначала человек учится в привилегированной школе с очень серьезной подготовкой, потом - в лучших в мире вузах, потом по ступеньке, годами поднимается вверх по карьерной лестнице, на разных стадиях, получая и дополнительные знания, и дополнительный опыт. Лет через двадцать человек становится заметной фигурой истеблишмента, и вот так из поколения в поколение. Также было и в Российской империи. В раннем СССР - не так. Едва научился читать и школу бросил (начался первый «жизненный университет» в виде беспризорника), потом сын полка (второй «университет»). Никакого образования до 25 лет, а потом - институт. Вот как такое может быть? Яснее ясного, что такое образование фиктивно. А после института сразу крупное назначение в управленческие структуры, а еще через несколько лет попадание в высшую властвующую элиту страны. Это с некоторыми оговорками - обычная, типичная биография советских управленцев вплоть до 50-х годов. Не верите? Ну что ж, я приведу конкретные факты.

Планирование - это основа советской экономики и одна из главных отличительных ее черт. Поэтому логично для примера взять именно руководителей Госплана - ключевой организации, занимавшейся планированием, и к тому же начальник Госплана по статусу - один из самых высших управленцев советского периода. Здесь стоит добавить, что многие люди, о которых речь пойдет ниже, в течение своей жизни занимали не только пост главы Госплана, но и другие очень крупные должности. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы считать выборку достаточно репрезентативной для целей составления типичного портрета крупного советского управленца.

Итак, каков же в целом уровень образования начальников Госплана? У истоков этой организации стоял Глеб Максимилианович Кржижановский. В 1889 году с отличием окончил Самарское реальное училище. В 1894 году окончил с отличием Санкт-Петербургский технологический институт. Действительно, начало, не просто хорошее, а отличное. Но что было дальше? А вот что…

Александр Дмитриевич Цюрупа (период на посту руководителя - 1923-25). Учился в Херсонском сельскохозяйственном училище, учился, но не доучился - исключен. Высшего образования нет.

Валериан Владимирович Куйбышев (1930-34) - в 1905 году поступил в Санкт-Петербургскую Военно-медицинскую академию, а уже в 1906 году исключен. Как видим, вновь высшего образования нет. Обратите внимание на то время, когда он возглавлял Госплан. Это 1930-34 гг., то есть важнейшие годы индустриализации. Именно в этот период происходил колоссальный переворот в промышленном развитии страны, фактически создавались целые отрасли, основа экономического потенциала СССР. А в Госплане начальником человек, чуть-чуть проучившийся в медицинской академии.

Идем дальше. Валерий Иванович Межлаук. Руководил с 1934-го по 1937 год. Высшее образование есть… историко-филологический факультет плюс к этому юридический экстерном. Ну, что тут сказать? Мягко говоря, не совсем профильная подготовка. Но все-таки это хоть что-то более-менее приличное.

В 1937 году в Госплане начальником также был Геннадий Иванович Смирнов. В 1919 году закончил реальное училище (среднее образование). В 1924 году становится студентом Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, а уже в 1926 году аспирант института экономики. Аспирант после двух то лет обучения. Это несерьезно.

Николай Алексеевич Вознесенский (1938-41 и 1942-49). Коммунистический университет имени Свердлова, а также Институт красной профессуры. Без комментариев.

Максим Захарович Сабуров (1941-42, а также 1949-53 и в 1953-55). Коммунистический университет имени Свердлова (это без комментариев), потом Московский механико-машиностроительный институт имени Н.Э. Баумана. Это, конечно, достижение, правда, закончил Сабуров институт в возрасте 33-х лет, ну да ладно, будем считать, что здесь все нормально.

Григорий Петрович Косяченко руководил Госпланом в 1953 году. В начале 20-х он курсант военно-политических курсов в Новочеркасске, потом слушатель Военно-политической академии им. Н.Г. Толмачева и с 1929 по 1932 — слушатель Института Красной профессуры. С вашего позволения, «красную профессуру» комментировать не буду.

Биография же Иосифа Иосифовича Кузьмина (1957-59) настолько красноречива, что ее стоит привести немного подробнее. Родился он в 1910 году, в 1926 -ученик столяра, с 1927 по 1929 год он, внимание, - ученик средней школы. В 1929 году масленщик, потом слесарь, а в 1931 году студент Ленинградского института инженеров водного транспорта. С 1932 года слушатель Военной электротехнической академии. И вот такой человек находился в высших эшелонах власти во второй половине XX века. М-да… Его сменил Алексей Николаевич Косыгин, о котором я уже сказал выше.

Владимир Николаевич Новиков. Глава Госплана в 1960-62 годы. В 27 лет окончил Ленинградский военно-механический институт, до этого Новгородский индустриальный механический техникум. Не будем привередничать, на фоне предшественников это заметный прогресс, но с другой стороны на дворе, ни много ни мало, 60-е годы, и Гагарина уже отправили в космос.

В 1962 году Госпланом также руководил Вениамин Эммануилович Дымшиц. Это уже ни в какие ворота не лезет, потому что Дымшиц в 30-х годах заочно поучился в Донецком институте хозяйственников, но его не окончил. Вот так вот, без высшего образования он потом стал директором завода, был управляющим трестом «Запорожстрой», а в 1950-ом закончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана. Экстерном. Наивные есть?

Николай Константинович Байбаков. Кстати, в 1955-57 гг. он уже был начальником Госплана, но настоящая эпоха Байбакова - это период с 1965 по 1985 гг. Это расцвет СССР, Советский Союз того времени располагал гигантской экономикой, огромным и уже образованным населением, выдающейся наукой и мощнейшим ВПК, целым рядом вузов самого высшего мирового уровня. А кто руководит Госпланом? У Байбакова за плечами Азербайджанский институт нефти и химии, поступил, как и положено, в 17 лет (1928 год), окончил в 21 год. То есть все вроде бы нормально. Есть высшее образование и, причем, полученное вовремя. Но что такое Азербайджанский институт нефти и химии в 1928 году? Что это вообще за учебное заведение? Это бывшее техническое училище, на базе которого в 1920 году создан институт. Его первый выпуск состоялся в 1923-м из трех студентов. К 1927 году их число не достигало даже 300. Вопросы есть?

Как видим, за 64 года (с 1921 по 1985 гг.) из всех руководителей Госплана, пожалуй, лишь один единственный человек располагал образованием, действительно соответствующим столь высокому посту.

Это - руководство, но важно обратить внимание не только на уровень подготовки высшего кадрового состава, но и людей на местах, ведь огромное количество серьезных решений принимается именно на этом уровне. Это сотни тысяч решений в день, если смотреть по стране, и решений ответственных, это рутина руководителей. Как рассчитать цены на потребительские товары, сколько надо напечатать денег, сколько выработать руды, сколько вагонов произвести для ее перевозки и т.д.? Это решают, опираясь на очень сложный математический аппарат, если ставится задача распределять ресурсы эффективно. А решения «на глазок» тут же приводят к страшным потерям, издержкам, перекосам в экономике и так далее. Как тут построишь сверхдержаву, да еще и в условия острой нехватки ресурсов, и главное очень быстро? Тут нужны квалифицированные решения, сотни тысяч решений, правильных, на основе точного расчета, с привлечением очень сильных математиков.

Я в университете прошел курс математической экономики. Так сейчас называют комплекс методов, которые использовал Госплан для расчета различных межотраслевых величин. Для того, чтобы перейти к этому курсу, студенты прошли четырехлетнюю предварительную подготовку по университетской программе физмата - математический анализ, теория вероятности, дифференциальные уравнения, функциональный анализ, аналитическая геометрия, алгебра, комплексный анализ. Только на пятом курсе нам стали читать математическую экономику, потому что она включала в себя знания всех ранее пройденных предметов, о которых я вам сейчас сказал. Так вот это было нечто! Мы решали задачи, которые стояли перед управленцами в 30-ые годы. Без такого мощного математического аппарата невозможно было их решать.

И наш профессор показал на конкретном практическом примере, как небольшая погрешность в решениях может приводить к огромным потерям в экономике. Понимаете? Мы - студенты московского вуза, одного из лучших в стране, физматчики, едва справлялись с задачами, которые, как нам пытаются говорить сейчас, элементарно решали «беспризорники», едва умеющие писать, мол решали на основе практического опыта. Не иначе как общинный дух и мать-сыра-земля нашептывали правильный ответ. Причем связь с матерью-сырой-землей была только у советских беспризорников, японцы в аналогичных случаях вели расчеты с привлечением хороших математиков, американцы то же самое, англичане то же самое. И только СССР - страна чудес, а потом и другие братские соц.страны.

В результате известных событий начала XX века резко сократился образованный слой «старых специалистов». А про тех, что пришли взамен, я уже сказал. Что же было в послереволюционные годы? Установили значительную квоту в вузах для рабочих-крестьян и следили за тем, чтобы квота была рабочими заполнена, а зачисляли в вуз без экзаменов. Кроме того, отменили не только экзамен, но и требование, чтобы в вузе учился человек, получивший ранее школьное образование. То есть разрешили идти в вузы людям вообще без образования и без экзаменов. В результате пошел вал людей, которые учиться в вузе не могли. И как же таких учить? Что же делать? Нетрудно догадаться, что резко снизили планку преподавания, а дипломы выдавали, как обычно. Вот отсюда и появились «тысячи советских инженеров», подготовленных ранней советской властью. Что это были за инженеры, понять нетрудно. Подчеркиваю, что речь идет о ситуации в целом. Отдельные гении появиться могли, я не спорю с этим, но не в массовом масштабе. А для осуществления промышленно-технологического рывка страны нужно, чтобы было именно массовое количество профессионалов, но этого-то и не было. Кто же провел индустриализацию? Кто же тогда управлял экономикой? В значительной степени иностранцы. А значит, СССР не был независимой страной.

Не нравится подборка биографий глав Госплана? Тогда вот вам руководство госбезопасностью.

Феликс Эдмундович Дзержинский. Образование - учился в гимназии. Основные этапы карьеры: в молодости занимался революционной деятельностью (издание газеты, транспортировка нелегальной литературы, организатор бунтов рабочих и т.п., неоднократно арестовывался); председатель Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем; председатель ОГПУ.

Вячеслав Рудольфович Менжинский. Образование - юридический факультет Петербургского университета. Основные этапы карьеры: член военной организации при комитете РСДРП в Петербурге и редактор большевистской газеты «Казарма»; член петроградского военно-революционного комитета, комиссар Военно-революционного комитета в Госбанке; консул в Берлине; нарком Рабоче-крестьянской инспекции Украины; начальник Особого отдела; заместитель председателя и председатель ОГПУ.

Генрих Григорьевич Ягода. Образование - нет среднего образования. Основные этапы карьеры: работа в подпольной типографии; работа в петроградском ЧК; член Президиума ВЧК; зам. председателя ОГПУ; народный комиссар внутренних дел СССР с 10 июля 1934 — 26 сентября 1936.

Николай Иванович Ежов - начальное образование. Основные этапы карьеры: военный комиссар; ответственный секретарь областного комитета партии Марийской Автономной области; секретарь Семипалатинского губкома; работа в ЦК ВКП(б); зам. наркома земледелия СССР; заведует Распределительным отделом, Отделом кадров ЦК ВКП(б) и промышленным отделом; заместитель председателя Комитета партийного контроля при ЦК ВКП(б); с февраля 1935 года по март 1939 года — председатель КПК и секретарь ЦК ВКП(б); народный комиссар внутренних дел СССР с 26 сентября 1936 — 25 ноября 1938.

Берия Лаврентий Павлович. Образование - техническое училище, 2 курса Бакинского политехнического института. Основные этапы карьеры: работа в аппарате Совета рабочих депутатов; конторщик; сотрудник российского полпредства в Тифлисе; управляющий делами азербайджанского ЦК; заместитель председателя ЧК Азербайджана; руководитель ГПУ Грузии; первый секретарь Закавказского крайкома ВКП(б) и секретарь ЦК КП(б) Грузии; первый заместитель наркома внутренних дел; народный комиссар внутренних дел с 25 ноября 1938 по 29 декабря 1945.

Дальше ситуация, конечно, улучшается, но даже Юрий Андропов, глава КГБ с 1967 по 1982 гг., и тот имел своеобразное образование - семь классов, затем техникум (специальность «техник по эксплуатации речного транспорта»). Далее заочно (а по другим сведениям экстерном) закончил Высшую партийную школу и параллельно заочно учился на историко-филологическом факультете Карело-Финского государственного университета.

И напоследок, слово Судоплатову, буквально три цитаты: 1.) «Мое начальное образование включало в себя изучение Нового и Ветхого Завета и основ русского языка»; 2.) «…в двенадцатилетнем возрасте, я убежал из дому и присоединился к красноармейскому полку, который вскоре был вынужден покинуть Мелитополь»; 3.) «Несмотря на то что вся наша жизнь была заполнена работой, жена побудила меня заняться изучением права в Харьковском университете. Но мне, правда, удалось побывать всего на десяти лекциях и сдать один экзамен — по экономической географии». Этот человек был заместителем начальника 1-го (Разведывательного) управления НКВД СССР, не зная ни одного западноевропейского языка работал в Западной Европе, возглавлял 4-е управление НКВД СССР, генерал-лейтенант МВД.

В общем, кадры решают всё - ни убавить, ни прибавить.

(ИКП)

специальное высшее учебное заведение, готовившее преподавателей общественных наук для вузов, а также работников для научно-исследовательских учреждений, центральных партийных и государственных органов. Организован согласно подписанному В. И. Лениным постановления СНК РСФСР от 11 февраля 1921 в Москве, находился в ведении Наркомпроса, общее руководство осуществлялось агитационно-пропагандистским отделом ЦК партии. Ректором ИКП с 1921 по 1932 был М. Н. Покровский. Первоначально единый ИКП через год имел 3 отделения: экономическое, историческое и философское. В 1924 было организовано подготовительное отделение, к 1928 - историко-партийное, правовое, естественное и литературное отделения. В 1939 ИКП был разделён на самостоятельные институты: исторический, историко-партийный, экономический, философии и естествознания. В 1931, после присоединения к ИКП аспирантуры научно-исследовательских институтов Коммунистической академии, были созданы институты: аграрный, мирового хозяйства и мировой политики, советского строительства и права, литературный, техники и естествознания, подготовки кадров (бывшее подготовительное отделение). Курс обучения составлял 3 года. В ИКП преподавали В. В. Адоратский, Н. Н. Баранский, А. С. Бубнов, Е. С. Варга, В. П. Волгин, А. М. Деборин, С. М. Дубровский, Н. М. Лукин (Антонов), А. В. Луначарский, Ю. Ю. Мархлевский, В. И. Невский, М. Н. Покровский, В. М. Фриче, Ем. Ярославский и др. Из рядов слушателей ИКП вышли видные партийные и советские работники, деятели науки и культуры (Н. А. Вознесенский, Я. Э. Калнберзин, Б. Н. Пономарев, М. А. Суслов, М. А. Каммари, И. И. Минц, М. В. Нечкина, А. М. Панкратова., П. Н. Поспелов, Н. Л. Рубинштейн, А. Л. Сидоров, А. А. Сурков, С. П. Щипачёв и др.). По мере укрепления высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов подготовка научных кадров была сосредоточена в аспирантуре, ИКП начали терять своё значение и в 30-е годы были закрыты.

П. А. Венгерская, И. В. Загоскина.

  • - высш. воен. уч. заведение. Преобр. из Екат. высш. арт. команд. уч-ща приказом МО РФ 16 сент. 1998. ЕВАКУ созд. 2 мая 1992 приказом Главкома ОВС СНГ от 3 янв. 1992 на базе Свердл. высш. военно-полит. танко-артил...

    Екатеринбург (энциклопедия)

  • - Фасоль перебрать, промыть, положить в кастрюлю, залить 2 л холодной воды, добавить 1 чайную ложку соли, накрыть кастрюлю крышкой и поставить на огонь...

    Книга о вкусной и здоровой пище

  • - "Матильда" в Красной Армии Практически сразу после нападения Германии на СССР, вечером 22 июня 1941 года, выступая по радио, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил: «За...

    Энциклопедия техники

  • - спец. науч. учебные заведения, готовившие преподава телей обществ. наук для вузов, а также работников для н.-и. учреждений, центр. парт. и гос. органов...

    Советская историческая энциклопедия

  • Русская энциклопедия

  • - зрелые нейтрофильные гранулоциты, ядра которых оттеснены к периферии фагоцитированным ядерным веществом другой клетки; при окраске эозином имеют вид гомогенных шаров розового цвета...

    Большой медицинский словарь

  • - между островами Комсомолец и Октябрьской Революции, соединяет моря Карское и Лаптевых. Длина около 110 км, ширина на 3. около 18 км, на В. около 10 км. Берега гористые, обрывистые...

    Большая Советская энциклопедия

  • - высшее учебное заведение, готовившее преподавателей общественных наук, работников научно-исследовательских учреждений, центральных партийных и государственных органов. Создан в 1921 в Москве...
  • - между островами Комсомолец и Октябрьской Революции, соединяет моря Карское и Лаптевых...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Устар. Прост. В армии. - У нашей лебёдушки ещё перья не выросли, - сказал Михаил. - Рано на сторону лететь. - Нечего, - вставил своё слово Илья, - и у нас охотник не перестарок...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - а не слишком ли многого ты...

    Словарь русского арго

  • - Ср. Мерину пригонье, коню ступанье, иноходцу хода, красной девице комнату. Даль. Толковый словарь. Ср. Frauenzimmer - женщина...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Красной дѣвицѣ комната. Ср. «Мерину пригонье, коню ступанье, иноходцу хода, красной дѣвицѣ комнату». Даль. Толковый Словарь. Ср. Frauenzimmer - женщина...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Нижегор. Устар. Служить в армии. СРНГ 15, 196...
  • - Разг. С абзаца; со строки, имеющей небольшой отступ вправо. БМС 1998, 555; ФМ 2002, 485...

    Большой словарь русских поговорок

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 красноармеец...

    Словарь синонимов

"Институт красной профессуры" в книгах

Речь И.В. Сталина на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве

Из книги Сталин. Портрет на фоне войны автора Залесский Константин Александрович

Речь И.В. Сталина на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сестры в тылу нашего врага,

Глава первая ОТ КРАСНОЙ ГВАРДИИ - К КРАСНОЙ АРМИИ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ В. И. ЛЕНИНА ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Из книги Ленин вел нас к победе автора Аралов Семен Иванович

Глава первая ОТ КРАСНОЙ ГВАРДИИ - К КРАСНОЙ АРМИИ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ В. И. ЛЕНИНА ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА Глубина знаний военного дела и военной науки у Владимира Ильича Ленина с особой яркостью, я бы сказал, с особым

Приложение 8 Записка начальника штаба ВВС Красной Армии начальнику Оперативного управления Генштаба Красной Армии с препровождением заявки на обеспечение топографическими картами

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Ключи к разгадке автора Осокин Александр Николаевич

Приложение 8 Записка начальника штаба ВВС Красной Армии начальнику Оперативного управления Генштаба Красной Армии с препровождением заявки на обеспечение топографическими картами № 2502005СС (не позднее 27 мая 1941 г.) Части и штабы авиации дальнего действия Главного

РЕЧЬ НА ПАРАДЕ КРАСНОЙ АРМИИ 7 ноября 1941 годана Красной площади в Москве

Из книги О Великой Отечественной Войне Советского Союза автора Сталин Иосиф Виссарионович

РЕЧЬ НА ПАРАДЕ КРАСНОЙ АРМИИ 7 ноября 1941 годана Красной площади в Москве Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сестры в тылу нашего врага, временно

Состав профессуры нового вуза был довольно симпатичным и заслуживающим уважения

Из книги Я лечил Сталина: из секретных архивов СССР автора Чазов Евгений Иванович

Состав профессуры нового вуза был довольно симпатичным и заслуживающим уважения Состав профессуры нового вуза был довольно симпатичным и заслуживающим уважения. Среди клиницистов были отличные хирурги - профессор Буш, крепкая рука которого и сдержанный ум редко когда

Из книги Герои, злодеи, конформисты отечественной НАУКИ автора Шноль Симон Эльевич

Глава 2 Великая княгиня Елена Павловна (1806-1873) Еленинский клинический институт - Первый институт усовершенствования врачей в России Немецкая принцесса - Фредерика-Шарлотта- Мария - родилась в 1806 г., а в 1823 г. стала Великой княгиней Еленой Павловной, женой Михаила

Глава первая Изменения в оперативно-стратегической обстановке в ходе борьбы красной армии на подступах к Москве Переход красной армии в контр-наступление и начало разгрома немецких войск

Из книги Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. - 31 января 1942 г. автора Шапошников Борис Михайлович

Глава первая Изменения в оперативно-стратегической обстановке в ходе борьбы красной армии на подступах к Москве Переход красной армии в контр-наступление и начало разгрома немецких войск В первых числах декабря сражение на подступах к Москве вступило в свою решающую

Речь на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве

Из книги Фальсификаторы истории. Правда и ложь о Великой войне (сборник) автора Стариков Николай Викторович

Речь на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сёстры в тылу нашего врага, временно

8. РЕЧЬ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО КРАСНОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР И. В. СТАЛИНА НА ПАРАДЕ КРАСНОЙ АРМИИ 7 НОЯБРЯ 1941 ГОДА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ

Из книги Июнь 1941-го. 10 дней из жизни И. В. Сталина автора Костин Андрей Л

8. РЕЧЬ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО КРАСНОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР И. В. СТАЛИНА НА ПАРАДЕ КРАСНОЙ АРМИИ 7 НОЯБРЯ 1941 ГОДА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и

2. Покрашенные красной краской внутренние блоки Красной пирамиды Их красили по еще не застывшему, сырому бетону

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. Покрашенные красной краской внутренние блоки Красной пирамиды Их красили по еще не застывшему, сырому бетону В нескольких километрах к югу от Гизы находится Дахшур - еще одно поле пирамид Древнего Египта. Там расположена огромная Красная пирамида, лишь немного

№1. Докладная записка начальника Генерального штаба Красной Армии Б.М. Шапошникова и военкома Генштаба Красной Армии Н.И. Гусева народному комиссару обороны СССР К.Е. Ворошилову о составе участников совещания по обобщению опыта боевых действий в Финляндии

Из книги «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель-май 1940 г.) автора Автор неизвестен

№1. Докладная записка начальника Генерального штаба Красной Армии Б.М. Шапошникова и военкома Генштаба Красной Армии Н.И. Гусева народному комиссару обороны СССР К.Е. Ворошилову о составе участников совещания по обобщению опыта боевых действий в Финляндии 16 марта 1940

Место профессуры в корпоративном бытии студенчества

Из книги Что значит быть студентом: Работы 1995-2002 годов автора Марков Алексей Ростиславович

Место профессуры в корпоративном бытии студенчества Наиболее близким «соседом», который многое определял в самих основах студенческого бытия, была профессура - еще одна вузовская корпорация, одновременно прописанная по чиновничьему ведомству и потому поддерживавшая

Берлинский университет и подготовка российской профессуры

Из книги Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половины XIX века автора Андреев Андрей Юрьевич

Берлинский университет и подготовка российской профессуры Новый период во взаимоотношениях немецких и русских университетов открылся на рубеже 1820-1830-х гг. массовыми командировками будущих русских профессоров в Берлин. Университет в столице Пруссии был призван

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

Из книги Эксперт № 12 (2014) автора Эксперт Журнал

От Тольятти до Звездочки Пузанов Александр, генеральный директор фонда «Институт экономики города» Ланцев Дмитрий, сотрудник фонда «Институт экономики города» Попов Роман, сотрудник фонда «Институт экономики города» Меры поддержки

Шестиэтажные корпуса, стоящие по Большой Пироговской улице, сразу обращают на себя внимание прохожих. Восемь зданий, построенных в шахматном порядке, и соединенных между собой галереями, появились в 1932 году. Они были построены для института Красной профессуры, и в них были размещены общежития и квартиры сотрудников института. Авторами проекта были архитекторы Д. Осипов и А.Рухлядев.

Институт Красной Профессуры был учрежден в 1921 г. как высшее учебное заведение, готовившее преподавателей общественных наук, а также работников партийных и государственных органов власти.

В 1920-х институт занимал территорию Страстного монастыря в Москве. Учениками были жители провинции, вчерашние рабочие и участники гражданской войны. Институт готовил экономистов, философов, историков, правоведов и естественников. Студенты жили в самом монастыре, а также в случайных домах в городе. До конца курса доучивались немногие, слишком скудное давалось базовое образование, но желающих все равно было много. В конце 1920-х встал вопрос о необходимости строительства общежития для учащихся института и его сотрудников.

Корпуса строились по очереди и, по мере готовности, заселялись жильцами. На каждом этаже из большого коридора вели двери в так называемые секции. В секции - по две комнаты и прихожая. Одной семье полагалась одна комната. Слушателям третьего, выпускного курса могли предоставить целую секцию, если в семье имелось двое детей.

Между корпусами были оборудованы уютные дворики, вход в которые осуществлялся через арки под переходными галереями.

На первом этаже здания размещался детский сад. Кухни - общие на коридор, в котором располагалось до 19 квартир-секций. Отдельное помещение для стирки и умывальники с туалетами, тоже общие. Преимущества были у мужчин, их ванная и туалетная комната оборудовали большим количеством раковин, это объяснялось тем, что все мужчины вставали в одно и то же время и так же должны были ехать на занятия.

Как только не назывался этот маленький студенческий городок! И ласково «Пироговка», и «Цыганское посольство».

Среди жильцов ходила легенда, что деньги на строительство дал . Не все, конечно, а только часть. Придя принимать готовое здание, он долго ходил по этажам, заглядывал в комнатки. «Хорошую конюшню для комиссаров построили», - наконец изрек писатель.

Парадоксальным образом, время заселения в общежитие совпадает со временем расформирования института. Сначала его делят на несколько самостоятельных учебных заведений, затем объединяют с Университетом им.Я.Свердлова.

Многие профессора и студенты были репрессированы в середине 1930-х, а в 1938 г. институт Красной Профессуры закрылся, и общежитие перешло к Военно-Политической Академии.

Слушатели Академии также въезжали в корпуса с семьями, дети шли в детский сад.

Комплекс зданий – прекрасный пример конструктивизма 1920-х гг. Корпуса оформлены рядами «косых» окон, цилиндрическими выступами и скругленными балконами – интересными элементами этого редкого для Москвы архитектурного стиля.

Выс-шее учеб-ное за-ве-де-ние для под-го-тов-ки пре-по-да-ва-те-лей-мар-ксис-тов по об-щественным нау-кам и партийных ра-бот-ни-ков.

Уч-ре-ж-дён 11 февраля 1921 года в Мо-ск-ве и Пет-ро-гра-де, но из-за не-хват-ки пре-по-да-ва-те-лей от-крыл-ся в ок-тяб-ре толь-ко в Мо-ск-ве. На-хо-дил-ся в ве-де-нии Нар-ком-про-са (до 1928 года), за-тем - ЦИК СССР , об-щее ру-ко-во-дство институтом осу-ще-ст-в-лял аги-та-ци-он-но-про-па-ган-ди-ст-ский от-дел ЦК РКП(б)/ВКП(б). Пер-во-на-чаль-но имел три от-де-ле-ния - эко-номическое, ис-то-рическое, фи-ло-соф-ское. В 1924 году ор-га-ни-зо-ва-ны под-го-то-вительное, пра-во-вое, ес-те-ст-вен-ное, в 1927 году - ли-те-ра-тур-ное и исто-ри-ко-пар-тий-ное от-де-ле-ния. Рек-тор ИКП в 1921-1932 годах - М.Н. По-кров-ский . Пре-по-да-ва-те-ли: В.Ф. Ас-мус, Ш.М. Дво-лайц-кий, В.П. Вол-гин, Н.М. Лу-кин, Л.Н. Криц-ман, В.В. Адо-рат-ский, В.И. Нев-ский, И.И. Ру-бин, А.М. Де-бо-рин, П.И. Ля-щен-ко, П.Ф. Пре-об-ра-жен-ский, А.Н. Са-вин, Н.А. Рож-ков, Е.А. Кос-мин-ский, С.Н. Валк, Б.Д. Гре-ков и другие. Бес-пар-тий-ные пре-по-да-ва-те-ли «ста-рой шко-лы» ра-бо-та-ли под кон-тро-лем со-труд-ни-ков института - чле-нов ВКП(б). Со 2-й половины 1920-х годов про-бле-ма кад-ров ре-ша-лась за счёт собственных вы-пу-ск-ни-ков ИКП (в 1928 году в нём пре-по-да-ва-ли 24 «крас-ных про-фес-со-ра»).

Срок обу-че-ния в ИКП со-став-лял 3 го-да. Для по-сту-п-ле-ния в не-го тре-бо-ва-лись (за ред-ким ис-клю-че-ни-ем) член-ст-во в ВКП(б) и оп-ре-де-лён-ный партийный стаж (3 го-да в 1922 году, 8-10 лет в 1932 году). Основная фор-ма обу-че-ния в ИКП в 1920-е годы - ра-бо-та в «се-ми-на-ри-ях», где слу-ша-те-ли изу-ча-ли эко-но-мическую тео-рию К. Мар-кса, ма-те-риа-ли-стические и диа-лек-тические уче-ния, ис-то-рию ре-во-лю-ций, ра-бо-че-го и кре-сть-ян-ско-го дви-же-ния. Ве-лась так-же ис-сле-до-ва-тель-ская ра-бо-та. Обя-зательной ча-стью учеб-но-го про-цес-са в ИКП бы-ла партийная ра-бо-та (аги-та-ци-он-но-про-па-ган-ди-ст-ская дея-тель-ность, пре-по-да-ва-ние в парт-шко-лах и так далее) и пе-да-го-гическая прак-ти-ка (ве-де-ние кур-сов по сво-ей спе-ци-аль-но-сти в ву-зах и на раб-фа-ках). Во 2-й половине 1920-х годов слу-ша-те-ли ИКП ак-тив-но уча-ст-во-ва-ли в борь-бе с оп-по-зиционными те-че-ния-ми в ВКП(б).

В 1930-е годы вме-сто ИКП на ба-зе его от-де-ле-ний об-ра-зо-ва-ны са-мо-сто-ятельные институты крас-ной про-фес-су-ры: ис-то-рический, ис-то-ри-ко-пар-тий-ный, эко-но-мический, фи-ло-со-фии и ес-те-ст-во-зна-ния; аг-рар-ный; ми-ро-во-го хо-зяй-ст-ва и ми-ро-вой по-ли-ти-ки; советского строи-тель-ст-ва и пра-ва; ли-те-ра-ту-ры, ис-кус-ст-ва и язы-ка; под-го-тов-ки кад-ров и другие. Их чис-ло и на-име-но-ва-ния ме-ня-лись. В январе 1938 года институты крас-ной про-фес-су-ры бы-ли рас-фор-ми-ро-ва-ны в хо-де ре-ор-га-ни-за-ции ву-зов-ской сис-те-мы в стра-не. К это-му вре-ме-ни сре-ди пре-по-да-ва-те-лей выс-шей шко-лы, со-труд-ни-ков НИИ и Ака-де-мии на-ук бы-ли прак-ти-че-ски од-ни мар-ксис-ты.

Сре-ди вы-пу-ск-ни-ков институтов крас-ной про-фес-су-ры - ис-то-ри-ки Н.Н. Ва-наг, Э.Б. Ген-ки-на, И.И. Минц, А.М. Пан-кра-то-ва , Н.Л. Ру-бин-штейн, С.Г. Том-син-ский; фи-ло-со-фы Н.А. Ка-рев, Ф.В. Кон-стан-ти-нов; партийные и советские дея-те-ли Н.А. Воз-не-сен-ский , Л.З. Мех-лис, П.Н. По-спе-лов, Я.Э. Стэн.

Источники:

Ра-бо-ты се-ми-на-ри-ев фи-ло-соф-ско-го, эко-но-ми-че-ско-го и ис-то-ри-че-ско-го за 1921-1922 гг. (1 курс) // Тру-ды Ин-сти-ту-та крас-ной про-фес-су-ры. 1923. Т. 1;

К ис-то-рии Ин-сти-ту-та крас-ной про-фес-су-ры // Ис-то-ри-че-ский ар-хив. 1958. № 6.

В начале 1920-х годов в Москве, там где сейчас кинотеатр "Россия" и прилегающий к нему скверик с фонтанами и памятником Пушкину, располагался женский Страстной монастырь. Революция вошла и в эту тихую обитель, монашек потеснила революционная молодежь – новое, советское студенчество. Монастырь стал первым пристанищем Института красной профессуры (далее ИКП) – одного из крупнейших партийных учебных заведений того времени. Это перевоплощение символизировало кардинальные перемены в отечественной науке, образовании, культуре, а также своего рода эксперимент в формировании генерации интеллектуалов, в силу своего классового и партийного происхождения предуготовленных к пониманию “подлинно научных закономерностей развития природы и общества”.

В 1923 году Н.И.Бухарин заметил, что каждая новая эпоха создает свой культурный стиль. В первые десятилетия после революции 1917 года интеллектуальные и политические законодатели новой власти приступили к культурным преобразованиям на основе коммунистической идеологии, которая определила стиль нарождавшейся эпохи. Для общественных наук это означало замену мировоззренческо-методологических установок (скажем, научной парадигмы), преобладавших в дореволюционное время, марксизмом, реинтерпретированным в контексте борьбы за власть сначала в рамках подпольных радикальных движений (не обязательно марксистских), а затем, осле манифеста 1905 года, в сфере публичной политики.

Вероятно, ключ к пониманию сложившейся в 1920-е годы организации знания (в комплексе ее можно назвать советской версией марксизма) содержится в убеждении, что знание может быть сферой контроля и перераспределения в той же мере, что и собственность. Следовательно, тема транспонируется в область социологии знания: содержание и формы знания становятся эпифеноменами социальной позиции мыслителя и в центре внимания оказывается вопрос о том, кто знает. Иначе говоря, кто может быть “производителем” истины? Было бы упрощением связывать такую постановку вопроса с “шулятиковщиной”, “махаевщиной”, возникшей позднее “енчмениадой” и другими радикально-одиозными, часто хулиганскими, заявлениями. Культурно-историческая, социальная и идеологическая определенность знания была сопряжена в либеральном интеллигентском разуме с ресентиментом - обнаружением горизонтальной равноправности мировоззрений и форм знания, оправданием каждого из них как обладающего самодостаточным духовным смыслом и, соответственно, отказом от онтологической иерархии ценностей, прежде всего прерогативы знающего на “царственное плетение”. Типична мысль, высказанная в 1922 году Б.В. Яковенко: самый бесшабашный и разнузданный разбойник, красноармеец или белогвардеец, самый извращенный и бесчувственный преступник, палач или чекист живут при всей узости, убогости или чудовищности своего духовного горизонта все же осуществлением и изживанием определенного миросозерцания” . Как ни парадоксально, сформированная предреволюционными десятилетиями культурно-эпистемическая “горизонталь” ресентимента и отказ от иерархии стали основой специфической формы социального знания, воспроизводившегося рвущейся вверх новой генерацией интеллектуалов, органически интегрированных в систему тоталитарного контроля и признаваемых ею своими даже тогда, когда они становились жертвами. Это были красные профессора.

Процессуально подготовка интеллектуальной элиты связывалась с “пролетаризацией” и “большевизацией” профессорско-преподавательского состава, созданием научно-учебных заведений нового типа; полным пересмотром учебных планов, программ, научно-образовательной литературы; внедрением новых методов обучения и научного творчества на началах плановости, коллективизма и т.д. В результате намечались создание и легитимация обществознания как социального института, основанного на вполне определенной идеологической доктрине и соответствующих стратификационных схемах, главной из которых было различение “пролетариата” и “буржуазии”.

Прежде всего встал вопрос о количественном перевесе "пролетарских" научных сил над "буржуазными". Планировалось подготовить поколение новой рабоче-крестьянской научной интеллигенции, чей постоянный приток гарантировал бы высшее и образование и науку от "буржуазного перерождения" и обеспечивал приоритет советской власти в сфере интеллектуальной деятельности. Практически это означало установку на игнорирование различий между образованным и необразованным, знающим и незнающим, квалифицированным и неквалифицированным, хотя декларировалась необходимость “массового подтягивания” рабочих и крестьян до духовного уровня интеллигенции. Таким образом, задача создания системы марксистского обществоведения на первых порах в значительной мере свелась к реформированию кадрового состава образования и науки.

Центром преобразований стала высшая школа. Вначале предполагалось создать лишь небольшую прослойку партийных интеллектуалов и от нее получить новую генерацию советских преподавателей и ученых – носителей марксистского научного сознания. Для этого отводились крайне сжатые сроки. Н.И.Бухарин, являясь одним из главных разработчиков и поборников такой политики, сетовал, что нельзя всех сразу превратить в профессоров и инженеров. Имея в виду стратегию этого дела, он писал: "Приходится итти таким путем: сперва вырабатывать кадр, к нему подтягивать остальных и т.д. Нужно создать под генералами марксистской идеологии и коммунистической практики офицерский состав, затем унтер-офицерский, промежуточный и т.д., пока вся масса не будет переработана" . Бухарин считал, что скорейшая подготовка "генералитета", т. е. профессорского состава, который, по его мнению, мог бы явиться источником обновления, – гораздо важнее, чем всеобщее обучение грамотности. В общественных науках результатом этой стратегии должна была стать полная реорганизация профессионального сообщества.

Кампания по реформированию вузовской системы была развернута партийно-государственными органами сразу же после большевистского переворота. Созданию ИКП предшествовал целый ряд специальных указов и постановлений, цель которых преимущественно сводилась к тому, чтобы усилить приток в вузы рабоче-крестьянской молодежи и ограничить численность выходцев из "буржуазных" слоев. 2 августа 1918 года издан декрет В.И.Ленина, ликвидировавший привилегию буржуазно-дворянского сословия на высшее образование. Теперь каждый гражданин страны, достигший 16 лет, мог поступить в вуз, причем для этого не требовалось ни дипломов, ни экзаменов. Введение последних стало возможным лишь после многолетней подготовительной работы, которая проводилась в системе рабочих факультетов. Первые рабфаки открылись в 1919 году. Они стали вынужденной и чрезвычайной мерой Советского правительства, которая должна была обеспечить приток в вузы неподготовленной, порой неграмотной, рабоче-крестьянской молодежи. По образному выражению А.В.Луначарского, рабфаки явились своего рода "пожарными лестницами", приставленными к окнам высших учебных заведений, чтобы по ним могли подниматься выходцы из рабочей и крестьянской среды.

Следующей важной акцией стал декрет от 1 октября 1918 года "О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых и высших учебных заведений Российской республики". Он в первую очередь был направлен на обновление кадрового состава высшей школы или, как того требовала программа партии, устранение "всех и всяческих искусственных преград между свежими научными силами и кафедрой". С его помощью предполагалось сократить численность преподавателей, работавших в дореволюционное время, и увеличить приток новых, воспитанных в духе марксистской идеологии. Отменялась существовавшая ранее система разделения преподавательского состава вузов на доцентов и профессоров (заслуженных, ординарных, экстраординарных, адъюнкт-профессоров). Теперь звание профессора могли получить преподаватели, самостоятельно работавшие в вузах. Кандидаты на замещение профессорских должностей избирались на основании всероссийского конкурса. Процедура обновления кадрового состава предусматривала следующее: преподаватели, у которых на 10 октября 1918 года истекал десятилетний срок работы в данном учреждении или пятнадцатилетний в системе вузовского образования, с 1 января 1919 года автоматически выбывали с места работы, где могли восстановиться лишь на основании всесоюзного конкурса. Таким образом, жесткой оценке подлежал опыт работы именно тех преподавателей, которые начали ее задолго до установления советской власти.

Первый такой конкурс не принес желаемых результатов: практически все вакантные должности профессоров были замещены старыми кадрами, продемонстрировавшими высокий уровень компетенции. Стало очевидным, что для обновления преподавательского состава высшей школы требуются специальные усилия и что часть их должна направляться на формирование нового поколения профессоров и преподавателей.

До времени кафедры ИКП делили между собой “белые” и “красные” профессора (студенты или вчерашние выпускники этого вуза), причем преобладали последние. Пока не было плана кадровой реорганизации, власти разрабатывали систему контроля над профессорско-преподавательским составом, специальные селективные меры. В сентябре 1921 года СНК РСФСР утвердил "Положение о высших учебных заведениях", согласно которому научно-преподавательские кадры делились на три категории: профессора (вели самостоятельные курсы, утверждались Государственным ученым советом Наркомпроса на основании всероссийского конкурса); преподаватели (вели вспомогательные курсы под руководством профессоров) и научные сотрудники. Две последние категории утверждались правлением высших учебных заведений. Штатные профессора переизбирались через десять лет работы, преподаватели – через семь, сверхштатные профессора и преподаватели – через пять лет. Научные сотрудники утверждались на три года и могли быть переизбраны в особых случаях и сроком только на один год. Планировалась регулярная проверка на благонадежность.

С 31 декабря 1920 по 4 января 1921 года проходило партийное совещание, специально посвященное проблемам образования. Основная линия ВКП(б) в этой сфере деятельности была определена как "политическое завоевание высшей школы". В комплекс задач включалось следующее: придать вузам революционно-марксистскую направленность, наладить политическое воспитание молодежи, назначать ректорами красных вузов партийных работников, мобилизовать теоретические силы партии для преподавания общественных наук в вузах, откомандировывать в высшую школу партийную молодежь. Совещание приняло резолюцию "О реформе высшей школы" , закрепившую принцип "общественно-планомерного" комплектования научно-преподавательского состава из числа партийной молодежи, "хотя бы и не получившей законченного университетского образования", как предлагал в своем докладе М.Н.Покровский.

Преподаванию общественных наук совещание уделило особое внимание. В частности, его резолюция "О подготовке преподавательского состава высших школ по обществоведению" включала следующие пункты: (1) изъять из ведения буржуазной профессуры общественные дисциплины, формирующие идеологию студентов; (2) немедленно приступить к организации ускоренных курсов "красной профессуры" из партийной молодежи; (3) мобилизовать всех теоретических работников партии для преподавания общественных наук .

С этой резолюции началась предыстория Института красной профессуры. Однако реорганизация вузовских общественных наук (в кадровом отношении) не ограничивалась одним этим документом. Зимой – с конца 1920 по 11 февраля 1921 года – работала так называемая "комиссия Ротштейна", созданная специально для экстренного преобразования общественных наук в высшей школе. Выработке адекватной кадровой стратегии в ее работе отводилось одно из центральных мест.

Характеризуя основную ориентацию "комиссии Ротштейна", М.Н.Покровский писал: для комиссии было совершенно очевидно – пока на местах остается старый преподавательский состав с полной возможностью для него "плодиться и размножаться", не может быть и речи не то что о "коренном", а о каком бы то ни было преобразовании в сфере преподавания общественных наук . Хотя у идеи привлечения буржуазных специалистов на службу советской науке и образованию были влиятельные сторонники, в первую очередь В.И.Ленин, "комиссия Ротштейна" не сочла возможным решать проблему преподавания общественных дисциплин именно таким образом и делать ставку на буржуазных специалистов.

Однако деятельность беспартийных профессоров, сумевших доказать свою лояльность марксистской доктрине, допускалась и даже приветствовалась. Более плодотворными комиссии представлялись два пути. Первый – концентрация на преподавательской работе всех тех партийных сил, которые пригодны для университетского преподавания. Сюда включались профессора-коммунисты; опытные партийные и номенклатурные работники, не имеющие прямого отношения к науке, но зарекомендовавшие себя как практические марксистские идеологи. Второй путь – подготовка коммунистической молодежи. Предполагалось, что сначала специально обученная и благонадежная (но не обладающая достаточным опытом) молодежь сможет стать помощницей имеющегося профессорско-преподавательского состава, а затем и полностью заменит его в деле преподавания общественных наук.

В основу резолюции, принятой на зимнем партийном совещании 1920-1921 годов, была положена стратегия, выработанная "комиссией Ротштейна". Но поскольку в ней не уделялось достаточного внимания привлечению к работе "старых специалистов", план коренной реорганизации народного образования оказался завершенным после публикации двух ленинских документов, которые определили основные принципы использования старых специалистов, – "Директив ЦК РКП коммунистам – работникам Наркомпроса" и статьи "О работе Наркомпроса". Понимая, что новые науку и образование невозможно построить на пустом месте, В.И. Ленин, в частности, настоятельно предлагал использовать в общественных науках и образовании работу "спецов", подвергая ее следующей регламентации: "Во-1-х, спецы некоммунисты должны работать под контролем коммунистов. Во-2-х, содержание обучения, поскольку речь идет об общеобразовательных предметах, в особенности же о философии, общественных науках и коммунистическом воспитании, должно определяться только коммунистами" . Таким образом, круг опять замкнулся, а качество обучения не повысилось: контроль за работой буржуазных “спецов”, как правило, выпадал на долю членов парторганизаций, слабо ориентировавшихся в вузовском курсе обществоведения.

В начале 1921 года был завершен план реорганизации высшей школы, включивший в качестве особого направления преподавание общественных наук. Его основные пункты: (1) мобилизовать для чтения курсов общественных наук "все теоретические силы партии"; (2) в короткие сроки подготовить кадры молодых партийных преподавателей из рабоче-крестьянской среды, для чего немедленно приступить к организации ускоренных курсов "красной профессуры"; (3) привлечь буржуазных "спецов", организовав систему коммунистического контроля за их работой.

Как реализовывалась эта кадровая программа? План привлечения к преподавательской деятельности партийных работников с самого начала не оправдал себя. Среди них было крайне мало людей, которые обладали бы необходимым теоретическим уровнем, способностью читать лекции и вести семинары, а кроме того, имели бы достаточно времени, свободного от практической партийной работы. На деле, как свидетельствует М.Н.Покровский, из-за большой занятости, а то и из-за непривычности порученного дела партийных преподавателей нельзя было найти на кафедрах "днем с огнем". Те, кто блестяще выступал на митингах, в аудитории терялись. К тому же отряд партийцев, способных читать лекции, был слишком малочисленным. Видные теоретики партии, хотя и были людьми по-своему образованными и находили время для преподавательской деятельности, не могли полностью удовлетворить потребности высшей школы.

Вопрос о привлечении буржуазных "спецов" также оказался нелегким. Во-первых, многие обществоведы дореволюционной формации не захотели отказаться от прежних воззрений и принять марксистскую доктрину. Тем, кто все же пошел на подобные уступки режиму (по убеждению или под давлением обстоятельств) было достаточно трудно овладеть новым теоретико-методологическим подходом. К тому же, не было соответствующих учебных планов, программ, учебников и пособий по общественным наукам. В-третьих, значительная часть дореволюционной профессуры выразила явное неприятие, пассивную оппозиционность или откровенную враждебность по отношению к новой власти и новой науке. Вероятно, акция по высылке профессоров и преподавателей за границу в 1922 году была не просто репрессией, а частью перестройки науки и высшей школы в России. Это создало ситуацию, при которой возможность старой профессуры внести сколь-нибудь заметную лепту в становление марксистского обществознания свелась к минимуму.

Третье направление реформы высшего образования – формирование рабоче-крестьянской интеллигенции. Именно оно оказалось наиболее перспективным, хотя растянулось на долгие годы и осуществлялось с переменным успехом. Рабоче-крестьянская молодежь без особого энтузиазма откликнулась на призыв получить высшее образование. Несмотря на единогласные резолюции, в первые годы советской власти в вузы поступали преимущественно “интеллигенты”. Чтобы исправить положение, были введены специальные меры по "орабочиванию" и “большевизации” студенческого состава, а именно – командирование (фактически принудительное, по разнарядке) рабоче-крестьянской молодежи на учебу командованием Красной Армии, партийными и комсомольскими организациями. М.Н.Покровский уже после годичного опыта работы Института красной профессуры делал оптимистические прогнозы, в которых хорошо определена генеральная линия реформ: "...в деле подготовки будущих преподавателей общественных наук в наших университетах мы можем опираться исключительно на партийные силы, принимая беспартийных лишь в виде особой привилегии, если они обнаруживают исключительную лекторскую или научную даровитость. И есть все основания ожидать, что в ближайшем будущем состав красной профессуры будет близок к составу самой партии, т.е. что рабочие в этом составе будут решительно преобладать" .

Таким образом, в начале 1920-х годов органы советской власти вполне подготовили организационную почву для перестройки системы обучения общественным наукам. Об идее создания Института красной профессуры Покровский вспоминал следующее: поскольку мысль о немедленной "переквалификации" преподавательского состава казалась "страшно смелой и новой", несколько коммунистов-профессоров "выдвинули "встречный промфинплан": подготовить смену старой буржуазной профессуре по общественным наукам из молодежи, преимущественно нашей, партийной. Так, в кабинете Ленина родилась идея создания специального института по подготовке красных профессоров" . Ленин подписал декрет Совета народных комиссаров от 11 февраля 1921 года "Об учреждении Институтов по подготовке Красной Профессуры". В нем записано: "Учредить в Москве и Петрограде Институты по подготовке Красной Профессуры для преподавания в высших школах Республики теоретической экономии, исторического материализма, развития общественных форм, новейшей истории и советского строительства" .

Всего за несколько месяцев решение было выполнено. ИКП открылся 3 октября 1921 года. Постепенно он вышел за рамки первоначально поставленной цели – широкое распространение марксистского мировоззрения и марксистской идеологии – и сформировался как высшее учебное заведение, готовившее специалистов-идеологов, предназначенных для работы во всех областях общественной жизни. При этом постоянное воспроизводство преподавательских сил для вузов социального профиля осталось одним из приоритетных направлений.

С самого начала институт принял партийно-демократический стиль работы. По свидетельству его первого ректора М.Н.Покровского, в создании ИКП активное участие принимали будущие студенты. Они присмотрели здание Страстного монастыря, сделали ремонт и устроили общежитие. Первые семинарские занятия проходили здесь же и в библиотеке Социалистической академии в Мало-Знаменском переулке (ныне улица Маркса-Энгельса).

Первый набор студентов ИКП проводился при поддерке политического управления Красной Армии, направлявшего на учебу молодых солдат, демобилизованных после гражданской войны. Эта вынужденная мера объяснялась тем, что рабочие и крестьяне не откликнулись на призыв получить высшее образование. В течение первых двух-трех лет в ИКП, как и других вузах, допускался прием представителей интеллигенции. Таким образом, в первые студенческие наборы попали демобилизованные из армии партийцы, призванные на учебу в порядке воинской и партийной дисциплины, дореволюционные студенты старших курсов, стремившиеся завершить образование, а также энтузиасты-самоучки из разных социальных слоев. Впоследствии состав слушателей ИКП начал формироваться вполне целенаправленно. С самого начала проводилась линия на то, чтобы в состав выпускников ИКП входили преимущественно рабочие и крестьяне, являющиеся членами партии, причем предполагалось постепенно наращивать их численность. На деле это оказалось труднодостижимым, поскольку рабоче-крестьянская молодежь, как правило, была малообразованна или вовсе неграмотна.

Однако дилемма – более подготовленные абитуриенты, но из “буржуазных” слоев, или менее подготовленные, но из рабочих и крестьян, – не возникла. Институтская администрация в своей кадровой политике руководствовалась вторым принципом. Объявили преимущественный набор рабоче-крестьянской молодежи. Количество поданных документов было впечатляющим, поскольку партийные, комсомольские и военные организации дисциплинированно выполняли разнарядки в “красные профессора”. Однако высокая доля приема рабочих и крестьян оказалась фикцией. Ко времени первого выпуска в 1924 году стало ясно, что число поступивших в институт и окончивших его резко отличаются. При этом большинство выпускников составили выходцы из непролетарских слоев.

Количество слушателей, поступивших в ИКП с 1921 по 1930 годы, составило более 3,5 тысяч человек, а число полностью завершивших обучение – 335 человек (табл. 1) . Таким образом, отсев составил около 90%.

Таблица 1 . Динамика численности слушателей и выпускников ИКП, человек
Годы Численность слушателей Численность выпускников
1921 105
1922 151
1923 153
1924 179 51
1925 217 53
1926 294 39
1927 384 23
1928 483 29
1929 546* 42
1930 1076* 99
Итого: 3588 335
* Плановая численность слушателей

Наиболее благополучными были показатели партийности: в указанный период не были членами партии в среднем лишь 2% выпускников. Иначе обстояло дело с социальным составом учащихся ИКП. В первые три года среди студентов шел некоторый спад численности рабочих и рост численности служащих (табл. 2). Позже тенденция изменилась, хотя приоритет все равно оставался за студентами-рабочими.

Таблица 2 . Динамика численности рабочих и служащих среди студентов ИКП, %
Годы Рабочие Служащие
1921 6,67 89,5
1922 8,0 87,4
1923 6,1 90,8
1924 21,0 71,0
1925 30,9 58,5
1926 30,61 59,86
1927 32,8 53,1
1928 39,75 55,38
Данные по социальному составу выпускников в те же годы следующие: 7,2% рабочих, 2,8% крестьян и 90% служащих. К 1929 году, как отмечалось, всего выпущено 236 человек; из них лишь 19 – рабочие, хотя среди слушателей их было 43,6% (против 6,67% в 1921 году).

Таким образом, вновь созданное образовательное учреждение обнаружило поразительную инерционность и программа комплектования корпуса “красных профессоров” из рабочих не осуществилась. Численность выпускников ИКП, являющаяся главным кадровым показателем, в рассматриваемый период значительно ниже, чем предусмотрено планами, а их социальный состав – далек от требуемого. Особенностью метода “орабочивания” студентов, фактически определявшего кадровую политику, были искусственность и волюнтаризм. Кадровая политика не сочеталась с отбором молодежи, способной к получению высшего образования. Использовались средства двоякого рода: массовая предварительная подготовка будущих слушателей, снижение требований к поступлению и переводу с курса на курс. Так, в 1924 году принято решение о создании подготовительного отделения ИКП, которое вскоре стало промежуточным звеном между пролетарской молодежью и ИКП.

Хотя теперь состав слушателей пополнялся из трех источников – с рабфаков, коммунистических вузов и подготовительного отделения, – преимущество отдавалось последнему, поскольку именно оно давало возможность увеличивать приток рабочей молодежи. В протоколе заседания учебной коллегии в 1929 году отмечено, что “основной задачей подготовительного отделения является улучшение социального состава ИКП" . Предписывалось принимать в институт “только рабочих"; брать непосредственно с производства "достаточно развитых и подготовленных через систему партийного просвещения". Но таких нашлось мало. Бюрократическая машина продолжала воспроизводить нереальные требования. Тогда при ИКП открылась еще одна промежуточная ступень, помогавшая будущему студенчеству поступить на подготовительное отделение -краткосрочные курсы, предназначенные для "натаскивания" планового контингента – представителей "глухих деревень" и "отсталых нацменьшинств", как писал Покровский.

Эти и другие способы "смягчения" требований в сочетании с последовательным стремлением сделать состав слушателей пролетарским особенно сказались после 1924 года (табл. 2). В результате активной деятельности подготовительного отделения уже через год заметно усилился приток рабочих и на основные отделения. Правда, их удельный вес здесь был значительно меньше (табл. 3).

Таблица 3 . Рост численности рабочих на основных отделениях ИКП, %.
Годы Численность рабочих
1925 9,8
1926 19,16
1927 20,8
1928 29,45

Несмотря на помощь, оказывавшуюся рабочей молодежи, ее представители чаще всего попадали в число исключенных из состава слушателей с переводом на практическую партийную работу. Основной причиной отсевов была неуспеваемость, неспособность к академической работе и т.п., хотя весьма сильным отрицательным фактором были тяжелые бытовые условия, голод и, как следствие, – физические перегрузки и болезни. Бывали случаи, когда причиной исключений было партийное несоответствие (например, в 1922 году в результате партийной чистки контингент учащихся сократился на 13-15%), но это была не основная причина потерь.

Вплоть до начала 30-х годов "орабочивания" слушателей и тем более выпускников фактически не произошло: подавляющее большинство тех и других составляли служащие. Однако политика в области высшей школы продолжала ориентироваться на классовый подход в формировании контингента. В 1929-1930 году был утвержден так называемый пятилетний план развертывания ИКП, суть которого сводилась к попытке в несколько раз увеличить количество выпускников (с сохранением принципов “пролетаризации” и “большевизации”). В докладной записке по этому вопросу указано, что высокий темп роста ИКП возможен лишь при сочетании метода командирования партийными комитетами слушателей на подготовительное отделение с методом « активного подбора “сверху”» , т. е. через ЦК ВКП(б) . Для осуществления этой кадровой задачи ИКП в 1930-1931 году разделился на несколько самостоятельных институтов.

Форсированная “пролетаризация” ИКП не достигла своих целей. Результатом же больших потерь и естественного (а не навязываемого искусственного) социально-культурного отбора стало то, что в число выпускников института вошли наиболее способные к интеллектуальной деятельности.

Какова роль Института красной профессуры в формировании профессионального сообщества советских обществоведов? ИКП был одним из первых партийных вузов, целью которого была подготовка советских обществоведов – научных работников и преподавателей, а также идеологов и пропагандистов партии, государственных и хозяйственных руководителей. Наряду с ИКП в стране действовали и другие высшие учебные заведения партийного типа (Коммунистическая академия, РАНИОН, комвузы и т.д.). Однако в 1930-ом году 79,8% сотрудников научных организаций были аспирантами и слушателями ИКП (только 5,3% работали в должности научных сотрудников). 8,7% общего количества научных работников окончили Институт красной профессуры . ИКП принадлежит приоритет в создании руководящего эшелона советского обществоведения, представители которого влияли на политику науки вплоть до 1960-х годов.

Основное значение ИКП заключается в том, что здесь началось формирование профессиональных норм и ценностей обществоведов советского типа. Институт стал своего рода лабораторией, в которой отрабатывались формы производства обществоведческого знания, в том числе критика научного и идеологического инакомыслия. Именно в ИКП развертывались идеологические кампании против троцкистов, “меньшевистсвующих идеалистов”, школы Бухарина и т.д. В ИКП сформировалась тематика диалектического и исторического материализма, опредилилась структура лекционных курсов, учебников и вузовских программ.

ИКП, студенческий и преподавательский составы которого в значительной степени совпадали, представлял собой достаточно замкнутую в кадровом отношении систему. Несомненно, институт полностью подчинялся ЦК ВКП(б), но в то же время он культивировал и воспроиводил нормы, характерные для автономного интеллектуального сообщества. С 1921 по 1928 годы в институте преподавали 46 человек. 24 из них в разные годы окончили ИКП, а многие начали преподавать еще в студенческие годы, поскольку не хватало более квалифицированных преподавателей – членов партии. 75% профессорско-преподавательского состава было моложе 45 лет.

Нормы и ценности, сформированные “красными профессорами”, давали о себе знать независимо от смены водей и политических курсов - до тех пор, пока поколение советских обществоведов продолжало жить и работать.

Литература

Берхин И.Б. К истории разработки Конституции СССР 1936 г. // Строительство Советского государства. М., 1972.
Бейлин А. Кадры специалистов в СССР. Их формирование и рост. М., 1935.
Борилин Б. Вступление в период социализма и завершение построения фундамента социалистической экономики. М.-Л.: 1931.
Бужаев К. Вторая пятилетка – план завершения построения бесклассового социалистического общества // Проблемы экономики. 1932. №2-3.
Бухарин Н.И. Борьба за новых людей. Роль кадров в переходный период (из доклада в Ленинграде 5 февраля 1923 г.) // Бухарин Н. Борьба за кадры. М.-Л.: Молодая гвардия, 1926.
Бухарин Н. О мировой революции, нашей стране, культуре и прочем (Ответ академику И.Павлову). Л.: Госиздат, 1924.
Вольфсон С.Я. Интеллигенция как социально-экономическая категория. М.-Л.: Госиздат, 1926.
Докладная записка ректора ИКП М.Н.Покровского в Секретариат ЦК ВКП(б) об итогах работы института за 1921-1928 гг.: К истории Института красной профессуры // Исторический архив. 1958. №6.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.5284, оп.1.
Гредескул Н.А. Россия прежде и теперь. М.-Л.: Госиздат, 1926.
Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения. М.-Л.: Госиздат, 1929.
Директивы ЦК РКП коммунистам – работникам Наркомпроса // Правда.1921. 5 февраля.
Иванова Л.В. У истоков советской исторической науки. (Подготовка кадров историков-марксистов в 1917-1929 г.). М.: Мысль, 1968.
Изменения социальной структуры советского общества. Октябрь 1917-1920 / Редкол.: В.М.Селунская (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1976.
Изменения социальной структуры советского общества. Октябрь 1921- середина 30-х годов / Редкол.: В.М.Селунская (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1979.
Клемешев А.П. Из истории теоретической деятельности КПСС по разработке вопросов классовой структуры советского общества в конце 20-30-х годов // Вестник Ленинградского университета. Серия: история, язык, литература. Выпуск 2. 1982. №8.
Козлова Л.А. Институт красной профессуры (1921-1938 годы): Историографический очерк // Социологический журнал. 1994. №1.
Кровицкий Г., Ревский Б. Научные кадры ВКП(б). М.: Изд-во Коммунистической академии, 1930.
Луначарский А.В. Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем. М.: Новая Москва, 1924.
Луначарский А.В. Об интеллигенции (Сборник статей). М.: Красная новь, 1923.
Об учреждении институтов по подготовке красной профессуры: Декрет Совета Народных Комиссаров от 11 февраля 1921 г. // Известия ВЦИК. 1921. 16 февраля.
Покровский М.Н. Десятилетие Института красной профессуры // Правда. 1931. 11 декабря.
Покровский М.Н. Институт красной профессуры (к первой годовщине) // Труды Института красной профессуры. Работы семинариев философского, экономического и исторического за 1921-1922 гг. М.-Пг.: Госиздат, 1923.
Селунская В.М. Социальная структура советского общества. История и современность. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1987.
Синецкий А.Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР. М.: Советская наука, 1950.
Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. № 19. М.: Изд-во Народного комиссариата юстиции, 1921.
Советская интеллигенция: История формирования и роста. 1917-1965 / Редкол.: Ворожейкин И.Е., Ким М.П. (гл. ред.), Наумов В.П. М.: Мысль, 1968.
Соловей В.Д. Институт красной профессуры: подготовка кадров историков партии в 20-30-е годы // Вопросы истории КПСС. 1990. № 12.
Устинов Г. Интеллигенция и октябрьский переворот. М.: Изд-во ВЦИК, 1918.
Яковенко Б.В. Мощь философии // Логос: Международный ежегодник по философии культуры. Кн. 1. Прага, 1925. С. 19-40.

 


Читайте:



Решение дифференциальных уравнений с помощью рядов

Решение дифференциальных уравнений с помощью рядов

С помощью степенных рядов возможно интегрировать дифференциальные уравнения.Рассмотрим линейное дифференциальное уравнение вида:Если все...

Чему равно значение тригонометрической функции

Чему равно значение тригонометрической функции

ТАБЛИЦА ЗНАЧЕНИЙ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙТаблица значений тригонометрических функций составлена для углов в 0, 30, 45, 60, 90, 180, 270 и 360...

Презентация на тему абстрактное мышление

Презентация на тему абстрактное мышление

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых...

Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит Самарской области средняя общеобразовательная школа

Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит Самарской области средняя общеобразовательная школа

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1- класс Тема: Урок-путешествие. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа Цели :...

feed-image RSS