Разделы сайта
Выбор редакции:
- Что такое материя и антиматерия?
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
Реклама
Практическая работа с художественным текстом. Анализ стихотворения «На заре ты ее не буди» Фета На заре ты ее не буди тема |
События, которые поражали до глубины души, А. Фет запечатлевал в стихотворениях. Этот пласт его лирики поражает трогательными образами и особой атмосферой. К нему относится и стихотворение, разбор которого представлен в статье. Изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На заре ты ее не буди» по плану. Краткий анализИстория создания – стихотворение было написано в 1842 г. в том же году его напечатали в журнале «Москвитянин». Тема стихотворения – безмятежная красота спящей девочки; смерть. Композиция – По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девочки, рассказ о том, как маленькая героиня наблюдала вечером за луной. Стихотворение состоит из пяти катренов. Жанр – элегия. Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ. Метафоры – «сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы», «следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна». Эпитеты – «подушка ее горяча», «горяч утомительный сон». История созданияЕсли не учитывать биографию А. Фета, историю создания стихотворения «На заре ты ее не буди» можно связать с любовью поэта к Марии Лазич. Эта версия ошибочная, ведь на момент появления произведения Афанасий Афанасиевич не был знаком с девушкой, ставшей любовью всей его жизни. Строки появились из-под его пера в 1842 г. после того, как поэт побывал у своих друзей. В это время в их доме от сердечной недостаточности умирала дочка. Фет видел, что девочка спасается от боли только во сне, поэтому просил ее мать не будить ребенка. Произведение появилось на страницах журнала «Москвитянин» в 1842 г., в этом же году А. Е. Варламов положил стихи на музыку. ТемаТема смерти распространена в мировой литературе, но А. Фет сумел раскрыть ее по-особому трепетно, с щемящей тоской. В центре анализируемого стихотворения образы лирического героя и девочки, второстепенную роль играет невидимый адресат, к которому обращается лирическое «Я». В первой строфе лирический герой умоляет кого-то: «на заре ты ее не буди» . Он боится спугнуть утро со щек и груди девочки. Не зная, при каких обстоятельствах было написано стихотворение, трудно догадаться, что его главная героиня умирает. Однако, внимательному читателю об этом «кричат» детали: « горяч утомительный сон », бледность и боль в сердце. Портрет девочки также соткан из деталей. Автор обращает внимание на черные косы и румянец на груди. Он не может поверить, что юное создание так рано покидает этот мир. Лирический герой признается, что вечером видел, как девочка наблюдала за луной и слушала соловья. Видимо она понимала, что каждая ночь для нее может стать последней, поэтому так долго и засиживалась у окна. Она чувствовала боль в сердце, но не спешила прилечь. Лирический знает, что только во сне девочка может отвлечься от мыслей о смерти и хоть ненадолго избавиться от боли, поэтому свой монолог завершает повторением начальной просьбы. КомпозицияПо смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девочки, рассказ о том, как маленькая героиня наблюдала вечером за луной. Стихотворение состоит из пяти катренов. Особенность композиции - повторение смысла первого четверостишия и одной его строки. Таким образом, организация произведения кольцевая. ЖанрСредства выразительностиОбраз главной героини создается при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Ключевую роль играют метафоры : ««сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы», «следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна». Выразительности монологу лирического героя придают эпитеты : «подушка ее горяча», «горяч утомительный сон» . Сравнения в тексте нет. Предпоследний катрен построен на контрасте: «ярче становилась луна», «громче свистал соловей» - «бледней становилась она». В последней строфе важную роль играет интонация. Душевную боль лирического «Я» автор передает при помощи оборванной синтаксической конструкции и восклицания. Является классическим представителем школы позднего романтизма, и это отслеживается в его произведениях – они наполнены грустью, щемящей душу тоской и сожалением. Основные темы его творчества – любовь, искусство и природа, объединенные между собой красотой. Стихотворение «На заре ты ее не буди…» было написано Фетом весьма неслучайно. Не случайно в нем проскальзывает и тема смерти – эта тема поэту была очень хорошо знакома. Оно было навеяно одной из несчастных ситуаций, в которой Фет был негласным наблюдателем – в гостях у своих друзей, он узнал, что их дочь тяжело больна. Девочка от боли избавлялась только во сне, и поэт в своем произведении призывал мать девочки не будить ее, как бы той не хотелось провести вместе несколько лишних часов. В стихотворении прослеживается желание поэта приобщить читателя к чувствам лирического героя, сделать его не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником созданной им ситуации. Лирический герой описывает нам, читателям, прекрасную, хрупкую девочку на заре – на заре жизни, то есть в детстве. Она полна гармонии, она воплощает собой безмятежность, красоту. В первой строфе Фет использует анафору. Анафора , стоит сказать, является одним из главных приемов в этом стихотворении. С ее помощью внимание читателя сосредотачивается на ключевых словах произведения – «на заре». На заре ты ее не буди, Во второй строфе Фет продолжает эстетически развивать картину, представшую перед лирическим героем и читателем. Он показывает, что красота невинной девочки омрачена чем-то страшным, чем-то, что меняет настроение как наблюдателя, так и участника этой «картины». Используемый поэтом эпитет «утомительный» по отношению ко сну добавляет в безмятежную, светлую картину утра черный как ночь мазок тревоги – лирический герой, как и читатель, невольно настораживается в этот момент. И подушка ее горяча, Третья строфа продолжает сгущать краски и все более омрачать, казалось бы, безмятежность созданной Фетом красоты. Здесь видно, как сильно страдает юная героиня, как больно и тоскливо лирическому герою наблюдать за этим, как душевная боль героини затмевает красоту природы. Нарушается гармония юной девочки, которая наблюдалась в первой строфе: И чем ярче играла луна, Для создания такого эффекта, Фет использует антитезу и анафору – эти приемы усиливают напряжение, созданное поэтом. По последней строфе видна кольцевая композиция произведения. Но как же разительно отличаются первая и последняя строфа меж собой! Первая строфа полна безмятежности, гармонии, своеобразной туманности утра, а вторая пронизана драмой и выражает ответ на вопрос, которым, по задумке поэта, должен задаться читатель: «Отчего же ее не будить?» Оттого-то на юной груди, Фет прибегает к использованию многочисленных метафор (косы бегут, утро дышит ), сравнения (косы и ленты ), большого количества эпитетов , инверсия при построении предложений, синтаксический параллелизм (и чем ярче, и тем громче), лексический повтор , аллитерацию (она помогает сосредоточить внимание читателя на страдании героини путем повторения большого количества согласных звуков). Все эти средства помогают создать сладко-горькое ощущение после прочтения. Стихотворение написано в размере анапест – 5 строф по 4 строки перекрестной точной рифмой. Размер придает мелодичность и задает меланхолическое, тоскливое настроение всему произведению.
Историей создания этого стихотворения служат два обстоятельства жизни поэта, наложившие отпечаток на всё творчество А. А. Фета. Первое обстоятельство заключается в происхождении поэта. Его отец, Афанасий Шеншин, русский помещик, лечился в Германии и увёз от мужа Шарлотту Фет, родившую мальчика через месяц по прибытии в Россию. Мальчика назвали Афанасием. Когда ему исполнилось 14 лет, власти города Орла обнаружили, что он родился ещё до брака Ш. Фет с А. Шеншиным и должен был называться Фетом, и лишь к концу жизни Афанасию удалось вернуть себе русскую фамилию. Второе обстоятельство. В годы военной службы Фет в семье помещика Бржевского познакомился с Марией Лазич. Молодые люди были влюблены друг в друга, но Фет бежал от сильного чувства, так как, по его понятиям, бедность его и Лазич делала невозможным их брак. Последовала насильственная разлука. Вскоре Мария сгорела в своём доме (неизвестно, был ли это несчастный случай или же самоубийство) Будучи не в силах уйти от этой трагедии, Фет до глубокой старости писал стихи о ней, своей загубленной любви. Эти обстоятельства создавали определённый психологический фон лирики А. Фета. Острая художническая восприимчивость, глубокая впечатлительность – всё это выбрало природу, любовь и творчество главной темой лирики поэта. Природа и любовь и определяют тему данного стихотворения. Сначала может показаться, что лишь любовь является основной темой произведения. Однако, если присмотреться, тема природы словно пронизывает его лирической нитью: образы зари, утра, Луны, туч, соловья помогают чётче представить изображаемую картину и понять психологическое состояние главной лирической героини. Стихотворение написано анапестом, 5 строф по 4 строки, рифма перекрёстная, точная. Такое построение придаёт мелодичность как каждому слову, так и произведению в целом. Этому также способствует особый синтаксис поэта, который, впрочем, присущ почти всем его произведениям. В данном стихотворении присутствует инверсия («долго-долго сидела она», «чернеясь, бегут на плеча косы лентой с обеих сторон», «играла Луна», «свистал соловей», «становилась она»), анафора в 1, 2, 4 и 5 строфах, синтаксический параллелизм (например, «И чем ярче играла Луна, И чем громче свистал соловей») и повторы слов («На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит», «Не буди ж ты её, не буди», «И подушка её горяча, И горяч утомительный сон»), многосоюзие (2 строфа). В тон темы природы звучит и тема жизни – неугасающей, бьющей ключом или же пробуждающейся («заря», «утро», «ты её не буди», «на юной груди»), об этом говорит и использование олицетворений: «утро дышит», «чернеясь, бегут на плеча косы лентой» («косы бегут лентой» - эта метафора напоминает сравнение с ручьём, символом спокойствия и одновременно идущей вперёд жизни), «затевала Луна», «играла Луна», «утро горит». Автор использует устаревшие слова и формы слов: «на ямках ланит», «у ней на груди», «чернеясь, бегут на плеча», «ввечеру», «свистал соловей». Эти слова сплетаются с сюжетом стихотворения, подчёркивая противопоставление прошедшего настоящему: «Вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следили по тучам игру, Что, скользя, затевала Луна. И чем ярче играла Луна, И чем громче свистал соловей, Всё бледней становилась она, Сердце билось больней и больней» (Часто повторяются звуки [в], [ч], [л], [л’] - утомление, спускающаяся ночь, надежда, ожидание и лёгкая грусть, [р], [з], [з’], [с], [б] - тихое разочарование, отчаяние). А сейчас героиня спит, в покое, но легком волнении: «И подушка её горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон» (На дремоту указывают гласные и глухие звуки [и], [а], [у], [т], [с], [ч], но им противопоставлены сонорные звонкие [р], [р’], [й’], что помогает автору передать сильное внутреннее волнение героини).
Анализ стихотворения Фета «На заре ты ее не буди…»Лирика Афанасия Фета подразделяется на два периода. Первый из них, относящийся к юности поэта, характеризуется легкостью и безмятежностью. Произведения этого времени практически лишены драматизма, хотя жизнь самого Фета складывается далеко не безоблачно. Однако после 1849 года направленность стихов поэта резко меняется, так как он переживает смерть девушки, в которую был безумно влюблен. Его произведения не утрачивают своей легкости, однако отныне они наполнены печалью и раскаяньем. Принято считать, что стихотворение «На заре ты ее не буди» также было посвящено Марии Лазич, с которой поэт расстался, не желая связывать себя узами брака без достаточного материального благополучия. Однако на самом деле это произведение появилось на свет в 1842 году, когда 22-летний поэт еще не был знаком с Марией Лазич. По воспоминаниям очевидцев, Фет написал его после того, как провел ночь в доме своих друзей¸ у которых от сердечной недостаточности умирала маленькая дочь. Именно этой хрупкой девочке автор и посвятил свое знаменитое стихотворение, которое впоследствии стало одним из наиболее известных русских романсов. Данное произведение начинается со строк, обращенных к матери малышки, в которых автор просит не будить смертельно больную кроху, которая, промучившись всю ночь от болей в груди, уснула лишь с восходом солнца. «Утро дышит у ней на груди, ярко пышит на ямках ланит» — эти достаточно красивые и романтичные строки на самом деле полны грусти и страха за девочку , часы которой уже сочтены. Автор отмечает, что накануне она долго не могла уснуть, сидела у окна « и следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна». Однако даже такое невинное и безобидное занятие доставляло девочке страдания, так как «все бледней становилась она, сердце билось больней и больней». Утомленная недугом, малышка не скоро смогла уснуть, и этот сон принес ей короткое облегчение. Поэтому автор отмечает, что «на заре она так сладко спит» и просит не тревожить малышку. Если верить воспоминаниям близких друзей Фета, то героиня его стихотворения как раз и умерла во сне после бессонной ночи, проведенной у окна. Поэтому можно предположить, что поэт, зная о дальнейшей судьбе девочки, хочет, чтобы она ушла в иной мир спокойной и счастливой, не чувствуя постоянной боли и страха. Но это знание дается автору нелегко, так как весь трагизм последующих событий он тщательно маскирует в своем стихотворении. В нем нет намека на то, какая участь ждет ту, которой он посвятил эти волнующие, полные нежности и заботы строки. Видимо, поэт хотел сохранить в своей памяти ее прекрасный образ, не омраченный печатью смерти. Собственно говоря, к этому моменту Афанасию Фету уже приходилось видеть, как умирали люди, и одним из них был его приемный отец Афанасий Шеншин. Но, будучи 14-летним подростком, Фет не воспринял его кончину, как трагедию. В произведении «на заре ты ее не буди…» прослеживается подобное отношение к смерти, которая неизбежна, поэтому, по мнению автора, относиться к ней нужно без преувеличенных страданий. Позже, когда в пожаре погибла возлюбленная поэта Мария Лазич, он кардинально изменил свое отношение к философским вопросам жизни и смерти. Это был как раз тот случай, с которым поэт не хотел мириться и считал, что, будь он рядом со своей избранницей, то сумел бы предотвратить ее нелепую и трагическую гибель. Поэтому поздняя лирика Афанасия Фета уже не так безмятежна, как в юности, и даже романтические события он рассматривает сквозь призму личной трагедии, которая отложила отпечаток на всем последующем творчестве поэта. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
- Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи