Главная - Коэльо Пауло
Практическая работа с художественным текстом. Анализ стихотворения «На заре ты ее не буди» Фета На заре ты ее не буди тема

События, которые поражали до глубины души, А. Фет запечатлевал в стихотворениях. Этот пласт его лирики поражает трогательными образами и особой атмосферой. К нему относится и стихотворение, разбор которого представлен в статье. Изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На заре ты ее не буди» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1842 г. в том же году его напечатали в журнале «Москвитянин».

Тема стихотворения – безмятежная красота спящей девочки; смерть.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девочки, рассказ о том, как маленькая героиня наблюдала вечером за луной. Стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы», «следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна».

Эпитеты «подушка ее горяча», «горяч утомительный сон».

История создания

Если не учитывать биографию А. Фета, историю создания стихотворения «На заре ты ее не буди» можно связать с любовью поэта к Марии Лазич. Эта версия ошибочная, ведь на момент появления произведения Афанасий Афанасиевич не был знаком с девушкой, ставшей любовью всей его жизни.

Строки появились из-под его пера в 1842 г. после того, как поэт побывал у своих друзей. В это время в их доме от сердечной недостаточности умирала дочка. Фет видел, что девочка спасается от боли только во сне, поэтому просил ее мать не будить ребенка.

Произведение появилось на страницах журнала «Москвитянин» в 1842 г., в этом же году А. Е. Варламов положил стихи на музыку.

Тема

Тема смерти распространена в мировой литературе, но А. Фет сумел раскрыть ее по-особому трепетно, с щемящей тоской. В центре анализируемого стихотворения образы лирического героя и девочки, второстепенную роль играет невидимый адресат, к которому обращается лирическое «Я».

В первой строфе лирический герой умоляет кого-то: «на заре ты ее не буди» . Он боится спугнуть утро со щек и груди девочки. Не зная, при каких обстоятельствах было написано стихотворение, трудно догадаться, что его главная героиня умирает. Однако, внимательному читателю об этом «кричат» детали: « горяч утомительный сон », бледность и боль в сердце. Портрет девочки также соткан из деталей. Автор обращает внимание на черные косы и румянец на груди. Он не может поверить, что юное создание так рано покидает этот мир.

Лирический герой признается, что вечером видел, как девочка наблюдала за луной и слушала соловья. Видимо она понимала, что каждая ночь для нее может стать последней, поэтому так долго и засиживалась у окна. Она чувствовала боль в сердце, но не спешила прилечь. Лирический знает, что только во сне девочка может отвлечься от мыслей о смерти и хоть ненадолго избавиться от боли, поэтому свой монолог завершает повторением начальной просьбы.

Композиция

По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девочки, рассказ о том, как маленькая героиня наблюдала вечером за луной. Стихотворение состоит из пяти катренов. Особенность композиции - повторение смысла первого четверостишия и одной его строки. Таким образом, организация произведения кольцевая.

Жанр

Средства выразительности

Образ главной героини создается при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Ключевую роль играют метафоры : ««сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы», «следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна».

Выразительности монологу лирического героя придают эпитеты : «подушка ее горяча», «горяч утомительный сон» . Сравнения в тексте нет. Предпоследний катрен построен на контрасте: «ярче становилась луна», «громче свистал соловей» - «бледней становилась она».

В последней строфе важную роль играет интонация. Душевную боль лирического «Я» автор передает при помощи оборванной синтаксической конструкции и восклицания.

Является классическим представителем школы позднего романтизма, и это отслеживается в его произведениях – они наполнены грустью, щемящей душу тоской и сожалением. Основные темы его творчества – любовь, искусство и природа, объединенные между собой красотой.

Стихотворение «На заре ты ее не буди…» было написано Фетом весьма неслучайно. Не случайно в нем проскальзывает и тема смерти – эта тема поэту была очень хорошо знакома. Оно было навеяно одной из несчастных ситуаций, в которой Фет был негласным наблюдателем – в гостях у своих друзей, он узнал, что их дочь тяжело больна. Девочка от боли избавлялась только во сне, и поэт в своем произведении призывал мать девочки не будить ее, как бы той не хотелось провести вместе несколько лишних часов.

В стихотворении прослеживается желание поэта приобщить читателя к чувствам лирического героя, сделать его не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником созданной им ситуации. Лирический герой описывает нам, читателям, прекрасную, хрупкую девочку на заре – на заре жизни, то есть в детстве. Она полна гармонии, она воплощает собой безмятежность, красоту.

В первой строфе Фет использует анафору. Анафора , стоит сказать, является одним из главных приемов в этом стихотворении. С ее помощью внимание читателя сосредотачивается на ключевых словах произведения – «на заре».

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

Во второй строфе Фет продолжает эстетически развивать картину, представшую перед лирическим героем и читателем. Он показывает, что красота невинной девочки омрачена чем-то страшным, чем-то, что меняет настроение как наблюдателя, так и участника этой «картины». Используемый поэтом эпитет «утомительный» по отношению ко сну добавляет в безмятежную, светлую картину утра черный как ночь мазок тревоги – лирический герой, как и читатель, невольно настораживается в этот момент.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

Третья строфа продолжает сгущать краски и все более омрачать, казалось бы, безмятежность созданной Фетом красоты. Здесь видно, как сильно страдает юная героиня, как больно и тоскливо лирическому герою наблюдать за этим, как душевная боль героини затмевает красоту природы. Нарушается гармония юной девочки, которая наблюдалась в первой строфе:

И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Для создания такого эффекта, Фет использует антитезу и анафору – эти приемы усиливают напряжение, созданное поэтом.

По последней строфе видна кольцевая композиция произведения. Но как же разительно отличаются первая и последняя строфа меж собой! Первая строфа полна безмятежности, гармонии, своеобразной туманности утра, а вторая пронизана драмой и выражает ответ на вопрос, которым, по задумке поэта, должен задаться читатель: «Отчего же ее не будить?»

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!

Фет прибегает к использованию многочисленных метафор (косы бегут, утро дышит ), сравнения (косы и ленты ), большого количества эпитетов , инверсия при построении предложений, синтаксический параллелизм (и чем ярче, и тем громче), лексический повтор , аллитерацию (она помогает сосредоточить внимание читателя на страдании героини путем повторения большого количества согласных звуков). Все эти средства помогают создать сладко-горькое ощущение после прочтения.

Стихотворение написано в размере анапест – 5 строф по 4 строки перекрестной точной рифмой. Размер придает мелодичность и задает меланхолическое, тоскливое настроение всему произведению.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

Историей создания этого стихотворения служат два обстоятельства жизни поэта, наложившие отпечаток на всё творчество А. А. Фета.

Первое обстоятельство заключается в происхождении поэта. Его отец, Афанасий Шеншин, русский помещик, лечился в Германии и увёз от мужа Шарлотту Фет, родившую мальчика через месяц по прибытии в Россию. Мальчика назвали Афанасием. Когда ему исполнилось 14 лет, власти города Орла обнаружили, что он родился ещё до брака Ш. Фет с А. Шеншиным и должен был называться Фетом, и лишь к концу жизни Афанасию удалось вернуть себе русскую фамилию.

Второе обстоятельство. В годы военной службы Фет в семье помещика Бржевского познакомился с Марией Лазич. Молодые люди были влюблены друг в друга, но Фет бежал от сильного чувства, так как, по его понятиям, бедность его и Лазич делала невозможным их брак. Последовала насильственная разлука. Вскоре Мария сгорела в своём доме (неизвестно, был ли это несчастный случай или же самоубийство) Будучи не в силах уйти от этой трагедии, Фет до глубокой старости писал стихи о ней, своей загубленной любви.

Эти обстоятельства создавали определённый психологический фон лирики А. Фета. Острая художническая восприимчивость, глубокая впечатлительность – всё это выбрало природу, любовь и творчество главной темой лирики поэта.

Природа и любовь и определяют тему данного стихотворения. Сначала может показаться, что лишь любовь является основной темой произведения. Однако, если присмотреться, тема природы словно пронизывает его лирической нитью: образы зари, утра, Луны, туч, соловья помогают чётче представить изображаемую картину и понять психологическое состояние главной лирической героини.

Стихотворение написано анапестом, 5 строф по 4 строки, рифма перекрёстная, точная. Такое построение придаёт мелодичность как каждому слову, так и произведению в целом. Этому также способствует особый синтаксис поэта, который, впрочем, присущ почти всем его произведениям. В данном стихотворении присутствует инверсия («долго-долго сидела она», «чернеясь, бегут на плеча косы лентой с обеих сторон», «играла Луна», «свистал соловей», «становилась она»), анафора в 1, 2, 4 и 5 строфах, синтаксический параллелизм (например, «И чем ярче играла Луна, И чем громче свистал соловей») и повторы слов («На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит», «Не буди ж ты её, не буди», «И подушка её горяча, И горяч утомительный сон»), многосоюзие (2 строфа).

В тон темы природы звучит и тема жизни – неугасающей, бьющей ключом или же пробуждающейся («заря», «утро», «ты её не буди», «на юной груди»), об этом говорит и использование олицетворений: «утро дышит», «чернеясь, бегут на плеча косы лентой» («косы бегут лентой» - эта метафора напоминает сравнение с ручьём, символом спокойствия и одновременно идущей вперёд жизни), «затевала Луна», «играла Луна», «утро горит». Автор использует устаревшие слова и формы слов: «на ямках ланит», «у ней на груди», «чернеясь, бегут на плеча», «ввечеру», «свистал соловей». Эти слова сплетаются с сюжетом стихотворения, подчёркивая противопоставление прошедшего настоящему:

«Вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следили по тучам игру,

Что, скользя, затевала Луна.

И чем ярче играла Луна,

И чем громче свистал соловей,

Всё бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней»

(Часто повторяются звуки [в], [ч], [л], [л’] - утомление, спускающаяся ночь, надежда, ожидание и лёгкая грусть, [р], [з], [з’], [с], [б] - тихое разочарование, отчаяние).

А сейчас героиня спит, в покое, но легком волнении:

«И подушка её горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон»

(На дремоту указывают гласные и глухие звуки [и], [а], [у], [т], [с], [ч], но им противопоставлены сонорные звонкие [р], [р’], [й’], что помогает автору передать сильное внутреннее волнение героини).

«На заре ты ее не буди…» Афанасий Фет

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!

Анализ стихотворения Фета «На заре ты ее не буди…»

Лирика Афанасия Фета подразделяется на два периода. Первый из них, относящийся к юности поэта, характеризуется легкостью и безмятежностью. Произведения этого времени практически лишены драматизма, хотя жизнь самого Фета складывается далеко не безоблачно. Однако после 1849 года направленность стихов поэта резко меняется, так как он переживает смерть девушки, в которую был безумно влюблен. Его произведения не утрачивают своей легкости, однако отныне они наполнены печалью и раскаяньем.

Принято считать, что стихотворение «На заре ты ее не буди» также было посвящено Марии Лазич, с которой поэт расстался, не желая связывать себя узами брака без достаточного материального благополучия. Однако на самом деле это произведение появилось на свет в 1842 году, когда 22-летний поэт еще не был знаком с Марией Лазич. По воспоминаниям очевидцев, Фет написал его после того, как провел ночь в доме своих друзей¸ у которых от сердечной недостаточности умирала маленькая дочь. Именно этой хрупкой девочке автор и посвятил свое знаменитое стихотворение, которое впоследствии стало одним из наиболее известных русских романсов.

Данное произведение начинается со строк, обращенных к матери малышки, в которых автор просит не будить смертельно больную кроху, которая, промучившись всю ночь от болей в груди, уснула лишь с восходом солнца. «Утро дышит у ней на груди, ярко пышит на ямках ланит» — эти достаточно красивые и романтичные строки на самом деле полны грусти и страха за девочку , часы которой уже сочтены. Автор отмечает, что накануне она долго не могла уснуть, сидела у окна « и следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна». Однако даже такое невинное и безобидное занятие доставляло девочке страдания, так как «все бледней становилась она, сердце билось больней и больней».

Утомленная недугом, малышка не скоро смогла уснуть, и этот сон принес ей короткое облегчение. Поэтому автор отмечает, что «на заре она так сладко спит» и просит не тревожить малышку. Если верить воспоминаниям близких друзей Фета, то героиня его стихотворения как раз и умерла во сне после бессонной ночи, проведенной у окна. Поэтому можно предположить, что поэт, зная о дальнейшей судьбе девочки, хочет, чтобы она ушла в иной мир спокойной и счастливой, не чувствуя постоянной боли и страха. Но это знание дается автору нелегко, так как весь трагизм последующих событий он тщательно маскирует в своем стихотворении. В нем нет намека на то, какая участь ждет ту, которой он посвятил эти волнующие, полные нежности и заботы строки. Видимо, поэт хотел сохранить в своей памяти ее прекрасный образ, не омраченный печатью смерти.

Собственно говоря, к этому моменту Афанасию Фету уже приходилось видеть, как умирали люди, и одним из них был его приемный отец Афанасий Шеншин. Но, будучи 14-летним подростком, Фет не воспринял его кончину, как трагедию. В произведении «на заре ты ее не буди…» прослеживается подобное отношение к смерти, которая неизбежна, поэтому, по мнению автора, относиться к ней нужно без преувеличенных страданий.

Позже, когда в пожаре погибла возлюбленная поэта Мария Лазич, он кардинально изменил свое отношение к философским вопросам жизни и смерти. Это был как раз тот случай, с которым поэт не хотел мириться и считал, что, будь он рядом со своей избранницей, то сумел бы предотвратить ее нелепую и трагическую гибель. Поэтому поздняя лирика Афанасия Фета уже не так безмятежна, как в юности, и даже романтические события он рассматривает сквозь призму личной трагедии, которая отложила отпечаток на всем последующем творчестве поэта.

 


Читайте:



Сочинение My working day на английском с переводом

Сочинение My working day на английском с переводом

«Распорядок дня на английском языке» – одна из самых востребованных тем. Пожалуй, одна из первых, изучаемых в школе и повторяемых в ВУЗе. Будни или...

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Кратко о статье: Расширенная вселенная давно развивается независимо от своих непосредственных создателей. Дабы не путаться в хронологии событий,...

ю Высшие и центральные государственные учреждения

ю Высшие и центральные государственные учреждения

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в...

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

feed-image RSS