Реклама

Главная - Хикс Джерри
Медицинская подготовка для выживания в экстриме программа. Программа дополнительного образоания школа выживания. Жизненно важные новости

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Могоеновская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на Согласовано Утверждаю

Заседании МО «___»___________2016г «___»_________2016г

Протокол №______от Зам.директора по УВР Директор школы

«___»___________2016г ________/Холодова И.Н./ _________ Юрганова Е.Е.

_______/____________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Специального курса

«Школа выживания»

Уровень обучения: среднее общее образование

Классы: 10-11

Количество часов: 34

Учитель: Руденко Елена Владимировна

Могоенок, 2016г

Пояснительная записка

Программа специального курса по основам безопасности жизнедеятельности «Школа выживания» составлена на основе комплексной программы ОБЖ для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

Реализация рабочей программы обеспечивается нормативными документами: - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования по ОБЖ, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089. - Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» комплексная программа 10 – 11 классы, под ред. А.Т. Смирнова, М.: Просвещение, 2012 г.

Основная образовательная программа среднего общего образования, (Учебный план МБОУ Могоеновская СОШ на 2016 – 2017 учебный год.)

Учебники включенные в федеральный перечень, рекомендованные к использованию при реализации программы среднего общего образования, утвержденный приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004г.

10. 11 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

«Основы безопасности жизнедеятельности». М. «Просвещение»,2012 г.

Место курса в учебном плане

Согласно ООП СОО, учебному плану на 2016-2017 учебный год, данная рабочая программа предполагает обучение в 10 - 11 классах в объеме 34 часов в год (1 час в неделю). Специальный курс «Школа выживания » расположен в учебном плане в части школьного компонента в образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» и преподается исходя из запросов и потребностей учащихся и их родителей (законных представителей). В связи с малой накопляемостью специальный курс ведется в объеденении 10 и 11 класса.

Курс является межпредметным: наряду со сведениями по правилам поведения в ЧС в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов естественного цикла. Направление курса – развивающее. Прежде всего, он ориентирован на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, а также на приобретение знаний, умений и навыков поведения в условиях экстремальной ситуации.

Программа «Школа выживания» ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.

Новизна программы заключается в том, что курс ОБЖ в общеобразовательной школе практически не дает представления, как вести себя человеку в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или антропогенного характера. Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.

Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.

Задачи:

1. Обучающие:

Формирование у учащихся системы знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;

Обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных условиях;

Обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии, России и мира;

2. Воспитательные:

Воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных
на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

Формирование организаторских навыков работы в коллективе.

3. Развивающие:

Развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и вероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы (убеждения в возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает школьникам обходиться без благ цивилизации и в случае возникновения чрезвычайной ситуации дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему «окружению» организовать мероприятия по выходу из данной ситуации.

Методы и формы работы.

Изучение накопленного материала о местности (беседы, секции, семинары).

Поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий),

Интеллектуальные игры («Брейн-ринг», различные викторины).

Ожидаемый результат.

В результате прохождения программного материала учащиеся должны

Знать:

Что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической спортивного ориентирования (отдельные знаки);

Типичные растения и животные в природе, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;

Свой организм - как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;

Понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.

Уметь:

Подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

Определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;

Выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);

Правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном
природном окружении.

Способы проверки результатов усвоения программы:

Практические работы

Участие в соревнованиях (поисково-спасательные работы).

Проведение конкурсов и викторин по изученному материалу.

Количество часов

практика

Автономное существование

Пожарная безопасность

Чрезвычайные ситуации природного характера, действия в этих ситуациях

Итого

Календарно – тематическое планирование

Дата проведения

1. Автономное существование

Понятие об автономном существовании человека

Понятия, факторы выживания, обеспечение выживания в условиях автономии

План действия

Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия

Ориентирование на местности с помощью компаса

Определение азимута

Ориентирование на местности с помощью компаса (практика)

Ориентирование на местности с помощью компаса, определение азимута.

Работа с топографической картой

Ориентирование по природным явлениям

Ориентирование по природным явлениям, местным признакам, звездам

Ориентирование на местности (практика)

Определение времени суток.

Сигналы бедствия

Подача сигналов бедствия, международный код (схема, подручные средства)

Способы устройства жилища из подручных средств в разное время года

(практика) устройство жилища

Возведение временного устройства жилища из подручных средств

Добывание огня

Способы добывания огня

Добывание огня (практика)

Добывание огня «Солнце и линза», «Кремень и огниво», «Трение», «Лук и бурав»

Добывание воды

Водообеспечение. Питьевой режим, добывание воды в различных климатических зонах.

Правила добывания пищи в условиях автономного существования

Добывание пищи

Охота, рыбалка, съедобные грибы, ягоды, растения.

Добывание еды в лесу, тундре

Приготовление пищи в условиях вынужденной автономии

Лечение заболеваний

Лекарственные растения и способы их применения

Первая помощь при заболеваниях

Оказание первой помощи и самопомощи

Практическое занятие «Вынужденная автономия»

Решение задач по выживанию в природной среде

2. Пожарная безопасность

Пожар, горение, причины, классификация, условия возникновения пожара

Первичные средства пожаротушения

Тушение водой, песком, огнетушителем

Огнетушитель

Устройство, правила пользования огнетушителем.

Технические характеристики.

Природные пожары

Причины, правила действия в случае пожара.

3 . ЧС природного характера

ЧС геологического происхождения

Правила действия при землетрясении, извержении вулкана

ЧС Метеороло-гического происхождении я

Правила действия при резких изменениях погоды, гроза, ливень, буря…

Гидрологические ЧС

Правила действия при наводнениях, затоплениях, цунами

Практическое занятия «Отработка действий в случае ЧС

Занятие по группам 1. Наводнение 2. Землетрясение 3. Гроза застала в лесу

4. Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

Психика человека

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека

Стрессовые состояния

Стресс. Условия возникновения стрессового состояния. Пути повышения психологической устойчивости человека.

Саморегуляция

Психофизические основы саморегуляции, основные приемы.

Волевое самовнушение

5. Начальная туристская подготовка

Снаряжение туриста

Снаряжение индивидуальное и групповое

Палатка туриста

Устройство палатки, правила установки и выбора места (чтобы не навредить природе). Выбор места для бивака и обустройство места

Туристские узлы

Вязание узлов, название, применение

Земля – наш дом

Правила "захоронения" бытовых отходов - после нас - чище, чем до нас. Правила общения с дикими животными

Материально-техническое обеспечение:

Литература для учителя

Литература для учащихся

Интернет-ресурсы

1.Учебники 10.11класс «Основы безопасности жизнедеятельности:

А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.- М: Просвещение, 2013.

1 Комплексная программа ОБЖ для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы: кандидат педагогических наук А.Т.Смирнов; Б.О.Хренников 2012год.

2. сборник элективных курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Н. Каунов «Учитель» 2009г

3.10-11 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2011. .

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во: «Просвещение», 2007

1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.


Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Что сильнее всего может сплотить семью? Что остается в воспоминаниях детей и взрослых? Конечно, приятные, веселые, добрые моменты проведенные вместе! Семейные праздники и традиции помогают создать ценную «копилку» воспоминаний, которая останется с каждым на всю жизнь. Часы, проведенные с ребенком за совместными делами закладывают те самые традиции , на которых потом, в более взрослом возрасте строятся уважение, доверие, искренность, помощь детей своим родителям, взаимопонимание в семье. Семейные с мероприятия-фундамент прочных отношений и большой вклад в развитие ребенка. Именно в семье у ребенка закладывается модель его собcтвенной будущей жизни.

Как давно вы играли с детьми в совместные игры, становились частью семейной истории, вовлекались в интересы своих детей и их друзей, при этом отдыхая сами? На этих выходных у вас есть такая возможность!

Присоединяйтесь к нам и проведите незабываемые выходные, отвлекитесь от будней текущих дел!

Мы приготовили для вас предложение, которое большинство родителей не оставит равнодушным!

Семейный лагерь одного дня от проекта «Федерация» - это возможность провести увлекательный и незабываемый день в команде инструкторов Школы выживания, обучившись преодолению опасностей в дикой природе и современном городе! Но это не только выживание физическое, ведь не так часто мы остаемся один на один в совсем дикой природеJ. Выживание - это прежде всего набор действий, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях стресса и неопределенности.

Так же на программу принимаются дети без родителей, наши вожатые на один день смогут заменить любящих мам и пап, ведь такое упускать не стоит!

Итак, на нашей программе одного дня «Федерация» мы научимся:

  • Разведению огня без спичек
  • Постройке временного убежища
  • Определять следы животных и человека
  • Вязать различные узлы
  • Добывать воду
  • Справляться со стрессом
  • Уметь согреваться или наоборот охлаждаться в зависимости от экстремальных погодных условиях
  • Обрабатывать раны и оказывать первую медицинскую помощь без медикаментов!
  • Справляться с голодом (но есть мы будемJ)

И так как наше путешествие приурочено к 23 февраля, мы потренируемся в сборке и разборке автомата и даже научимся ходить по минному полю!

Отличный подарок на 23 февраля-как родителям, так и детям!

Где : тренировочная база «Академии Выживания» (Руза)

Время встречи у автобуса: 9.30

Время приезда обратно в Москву: ориентировочно в 19.00

Питание на базе: походное+всегда горячий чай с вкусняшками!

Кто проводит занятия: профессиональные инструктора «Академии Выживания» и проекта «Федерация» сайт

Немного о тренерах : Академию Выживания возглавляет Колесников Дмитрий Викторович, черный пояс 2-й дан по таэквон-до, кандидат в мастера спорта по самбо, экс - капитан сборной г. Москвы. Руководитель отделения Рукопашного боя и акробатики Рос Центра Каскадеров "ТРЮК", постановщик трюковых сцен. Человек, чья харизма и опыт покоряет с первых минут знакомства!

Собравшись у автобуса на станции метро Мякинино, отметившись в списках у сопровождающих, отправляемся в настоящее приключение! Внешний вид и полная экипировка - походно-спортивная, ведь, уже с первых минут по прибытию нас ждет насыщенная программа!

МОУ « Большеяниковская средняя общеобразовательная школа»

« школа выживания»

руководитель

Преподаватель – организатор ОБЖ

Программа школы выживания "Факел"

В условиях дополнительного образования возникла необходимость в построении такого курса безопасности жизнедеятельности , который бы восполнял пробелы школьной программы ОБЖ, и вместе с тем, существенно расширял бы данный курс. Дополнял бы его практическими навыками не только безопасности в конкретных случаях и ситуациях, но и способствующему комплексному развитию ключевых компетенций личности.

Цель программы :

создание условий для комплексного развития потенциала личности и повышения возможностей адекватного реагирования в экстремальных ситуациях, формирование здорового образа жизни, патриотическое воспитание

для достижения указанной цели решаются следующие задачи

формирование духовно-нравственных качеств личности;

содействовать освоению обучающимися навыков самостоятельной технической и биологической исследовательской работы;

предоставить возможность развития саморегуляции собственного поведения на основе развития вариативности и толерантности мышления и поведения;

создать условия для освоения учащимися практических знаний по условиям и параметрам успешной жизнедеятельности в различных условиях, которые сводятся к некоторым базовым типам;

организация досуга детей;

научить подростков проводить элементарные научные исследования и полевые работы;

физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни

воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества. Правильно действовать в экстремальных ситуациях.

Программа объединения школы выживания рассчитана на учащихся 6-8 и 9-11классов и предусматривает приобретение необходимых навыков получение знаний по ОБЖ, спортивных разрядов по туризму, туристическому многоборью, спортивному ориентированию . Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, преподавателей ОБЖ, преподавателей физической культуры.

Программа рассчитана на 2 года обучения, но и может быть использован и в более длительный срок. Программа первого года обучения (начальная подготовка) может быть использована и в течение двух лет, а после прохождения двухлетнего цикла преподаватель может дополнить ее, исходя из своего опыта, специализации, интересов обучающихся. Время, отведенное на обучение, составляет 136 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Первый и второй год обучения предполагают преподавание основ туризма, ориентирование, знакомство с проведением туристических соревнований в качестве участников (пешеходный, лыжный, велосипедный)

В связи с спецификой работы туристических объединений время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности, экскурсии в своем населенном пункте, установлено-4 часов, за проведение одного дня похода, загородной экскурсии, туристические мероприятия -8 часов. Практическое занятие можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года. Особое внимание необходимо обратить внимание на общефизическую и специальную подготовку. Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения 15 человек, в последующие годы не менее 12 человек. При наборе обучающихся первого года следует комплектовать группу с превышающим количеством состава обучающихся, так как существенно естественный отсев членов кружка в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях. Занятия можно проводить с полным составом кружковцев, но по мере роста опыта занимающихся сделать большой упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация.

Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик, преподаватель должен воспитывать в учащихся умения самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила соревнований, быть объективным судьей. Обязательным условием является участие в подготовке туристических мероприятий, проводимых в своем образовательном учреждении, района, республики. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать опытных судей, туристов, спортсменов. После каждого года за рамки учебных часов проводится многодневные туристическое мероприятие - поход, слет, соревнования, сборы, туристический лагерь.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ План ШКОЛЫ ВЫЖИВАНИЯ

(первый год обучения)

Количество часов

всего

В том числе

лекции

Практические занятия

Основы туристской подготовки

Туристские путешествия, история развития туризма

Воспитательная роль туризма

Компас. Работа с компасом

Измерение расстояний

Способы ориентирования

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

Краеведение

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеев

Изучение района путешествия

Общественно полезная работа и путешествии, охрана природы и памятников культуры

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Приемы транспортировки пострадавшего

Общая и специальная физическая подготовка

Краткие сведения о строении и функциях организма и влияния физических упражнений

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

ИТОГО за период обучения

Зачетный степенной поход вне сетки часов


1. ОСНОВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Туристическое путешествия, история развития туризма

Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация развития туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма. Пешеходный, лыжный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме . Экскурсионный и зарубежный туризм. Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивное ориентированию, туристическому многоборью.

Краеведение. Туристическое - краеведческое движение учащихся « Отечество», основные направления движения.

1.2 Воспитательная роль туризма.

Значение туристическо-краеведческой деятельности в развитии личности. Ее роль в подготовке защите Родины. В выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности. Духовные и физические возможности природной и социальной среды в развитии личности. Общественно полезная работа. Роль туристической работы в деятельности формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и в обществе.

Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива .

1.3 личное и групповое туристическое снаряжение.

Понятие о личном и групповом туристическом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно, трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжения для зимних походов, типы лыж. Подготовка личного снаряжения к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование, рукавицы, ножи, и др. особенности снаряжения для зимнего похода.

Практическое занятие укладка рюкзаков, подгонка снаряжения, работа с снаряжением, уход за ним и ремонт.

Цель:

Создать условия в «Школе выживания» для формирования у воспитанника потребности в здоровом образе жизни, умеющего ориентироваться в современных социальных условиях.

Задачи:

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни; Развитие физических качеств и социально-коммуникативных навыков и умений; Раскрывать личностный потенциал ребенка, развить у него природные задатки и творческие способности.

Организационно-педагогические основы обучения.

Реализация данной программы предполагает, что главная задача, стоящая перед воспитанниками «Школы выживания» - формирование социальных потребностей, мотивов интересов, связанных со здоровым образом жизни, готовности использовать спортивные достижения для сохранения здоровья и высокой работоспособности, Учебные планы всех направлений, входящие в «Школу выживания» рассчитаны на 4 года обучения. Программа предусматривает изучение теоретических и овладение практических знаний по следующим направлениям спортивной деятельности:

Направление «Туризм» предназначено для формирования у учащихся представлений о туристическом спорте и его развитии, жизненно-важных двигательных умений и навыков, привитие любви к родному краю, коллективизма. Последним этапом в овладении является многодневный поход по местам родного края.

На занятиях «Школы выживания» при изучении нового материала и закреплении практических умений и навыков используются различные формы и методы, соответствующие поставленным целям и задачам, а так же содержанию образовательной деятельности . (Это методы словесного восприятия, метод наглядности, практический метод, соревновательная и игровая форма.) Наибольший эффект и результат дают игровые и соревновательные формы, которые в основном и используются педагогами на занятиях. Умело применяются в работе педагогические приемы: убеждения, разъяснения, поощрения, порицания, используются яркие убедительные примеры из жизни выдающихся спортсменов, как пример для подражания.

НАПРАВЛЕНИЕ «ТУРИЗМ»

Состоит из следующих разделов:

Пешеходный туризм;

Занятия по «Туризму» направлены на развитие силы, выносливости, ловкости, мужества, настойчивости, дисциплинированности, воспитания чувства коллективизма, любви к природе, расширения кругозора. До выхода на маршрут проводятся специальные тренировки, на которых воспитанники «Школы выживания» отрабатывают элементы спортивной и туристкой техники: устанавливают палатку, разжигают костры, укладывают рюкзак.

В результате изучения «Туризма» воспитанник «Школы выживания» должен:

Иметь представление:

Об истории туризма,

О видах и формах туризма,

Об основных элементах топографии,

Об условных топографических знаках,

О гигиеническом обеспечении туристических путешествий,

О видах самомассажа,

О правилах мед. подготовки,

О правилах поведения в экстремальных ситуациях,

О правилах безопасности во время стрельбы,

О прохождении препятствий,

О судействе на соревнованиях.

Программа кружка «школа выживания»

Количество часов

теория

практика

Техника безопасности на занятиях

Экстремальные ситуации в природе и их причины

Факторы и стрессоры выживания в природных условиях

Психологические основы выживания в природных условиях

Как избежать попадания в экстремальную ситуацию

Надежная одежда, обувь, необходимые для безопасности

Основные правила поведения в экстремальной ситуации

Определение направления выхода

Ориентирование

Выход к населенному пункту (по местным предметам)

Сооружение временного жилища

Способы добывания огня

Обеспечение питанием и водой

Поиск и приготовление пищи

Сигналы бедствия

Смена климатографических условий

Международный код визуальных сигналов

Ориентирование по сторонам света

Ориентирование по звездам

Определение сторон света с помощью местных предметов

Правила разведения костра

Типы костров

Питание на природе

водообеспечение

Дикорастущие съедобные растения

Приготовление пищи

туристические узлы

Прямой узел

Встречный узел

Ткацкий узел

Грейпвайн узел

Зимний туризм

Техника безопасности во время лыжных походов

Тропление лыжни

Азимутальный ход

Спуск и подьем с горы на лыжах

Описание туристического маршрута (зимний маршрут)

Ремонт инвентаря в условиях природы

Первая медицинская помощь

Семафорная азбука

Вязание морских узлов

Морское троеборье

Установка палаток

52

Ожидаемый результат реализации программы:

развитие всех компонентов социокультурных компетенций в ходе реализации практико-деятельностного подхода к занятиям;

повышение самооценки в условиях отсутствия неблагоприятных (ассиметричных) отношений в соционической модели группы;

изменение личностных установок – компенсация хотя бы отдельных «минусов» в структуре социогена, развитие толерантности и терпимости к чужому мнению, повышение возможностей саморегуляции собственного поведения;

повышение сопротивляемости агрессивным факторам внешней среды;

приобретение навыков экологического конструирования и исследовательской деятельности .

Необходимость в организации «Школы выживания» заключалась в развитии социальной адаптации подростков в современном мире, которая невозможна без организации непрерывного воспитания и образования, что создает оптимальные условия для раскрытия личностного потенциала и всестороннего развития. «Школа выживания» включает в себя огромное разнообразие и выбор спортивной деятельности и физической подготовки.

«Школа выживания» направлен на развитие необходимых физических качеств будущих защитников Отечества. Чтобы в совершенстве овладевать боевым мастерством, оперативно решать задачи, необходимо быть сильным, мужественным, выносливым человеком.

Туризм - это путешествие, увлекательные походы, где воспитанники изучают свой край, воспитывается любовь к природе, расширяется кругозор. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека, он учит коллективизму, товариществу, дисциплинированности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи . Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является средством познания красоты. Руссо в туристических походах видел средство патриотического воспитания молодежи.

Все перечисленное многообразие спортивной деятельности, входящее в «Школу выживания», является лучшей, социальной адаптацией для подростков, одним из средств всестороннего гармонического физического развития детей . Занимаясь такими разнообразными видами спортивной деятельности, воспитанники «Школы выживания» развивают и соответствуют такие физические качества, как силу, ловкость, быстроту, выносливость, умение находить выход из любой нестандартной жизненной ситуации.

Уметь:

Ориентироваться на местности по карте, по небесным светилам, по местным

предметам, распределять личное снаряжение, устанавливать палатки, разводить


костры, готовить пищу.

Элементы рукопашного боя

1) Защита от прямых и боковых ударов кулака 1

2) Захват атакующей руки и ноги противника 1 1

3) Безопасное положение противника 1 1

4) Удары ножом и их отражение

5) Выбивание ножа в момент нападения

6) захват руки с ножом и обезвреживание противника

ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ ПО ТУРИЗМУ

Туристский поход - это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной спортивной, исследовательской целью.

Прогулка - это передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма.

Экскурсия - это коллективное посещение определенных объектов с познавательной целью.

Туристская экспедиция - это организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.

Местность - означает определенное пространство на земной поверхности, на котором принято различать рельеф и местные предметы.

Рельеф - совокупность всех неровностей, образующие земную поверхность. Хребет - вытянутая в одном направлении возвышенность.

Седловина - пониженная часть хребта или вытянутой горы, расположенная между двумя соседними вершинами.

Барханы - не закрепленные растительностью сыпучие песочные бугры полулунной формы с выпуклостью против ветра.

Холм - небольшая округлая возвышенность высотой менее 200 м и с пологими склонами и неясно выраженным подножием.

Увал - пологая вытянутая возвышенность высотой менее 200 м с округлыми склонами и не резко выраженной подошвой.

Долина - вытянутая в длину полая форма рельефа, имеющая уклон в одном направлении.

Пойма - заливаемая во время половодий часть долины.

Овраг - узкое, вытянутое понижение местности с крутыми или обрывистыми

склонами.

Балка - сходна с оврагом, но имеет пологие, часто задернованные склоны.

Лощина - вытянутое углубление, понижающееся в одном направлении. Водослив - линия соединяющая низкие точки по дну лощины.

Котловина - понижение местности, замкнутое со всех сторон.

Карта - изображение, на котором дается значительный участок земной поверхности и при этом учитывается кривизна земли.

План - уменьшенное изображение любой местности на бумаге, выполненное условными знаками в определенном масштабе.

Бергштрих - направление понижения склона указанный этим знаком.

Масштаб - отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на местности, выраженное в одинаковых мерах длины.

Координаты - угловые и линейные величины, характеризующие положение точек на поверхности или в пространстве.

Ориентирование - определение места своего расположения относительно сторон горизонта окружающих местных предметов и рельефа местности.

Тандем - сдвоенное расположение палаток

ВПС (военно-прикладной спорт)

для педагогов

1. «На военизированной полосе препятствий» Воениздат

1995 г .

2. «Военизированная полоса препятствий» 1988 г.

3. «Нужна школа подготовки к жизни» 1999 г.

4. Рипа подготовки к воинской службе" 1988 г.

для учащихся

1. Евдокимов B. C. «А ну-ка, парни!» 1998г.

2. Евдокимов B. C. «Один день в армии» 1998 г.

3. «Час допризывной подготовки» 1987 г.

4. М «Военно-спортивный праздник в школе» 1983 г.

5. "А ну-ка, мальчики«,1988 г.

6. «А ну-ка мальчики» 1988 г.

7. «А ну-ка парни» 1988г.

ТУРИЗМ

для педагогов

1. , «Туристская топография» Москва 1985г.

2. «Туризм» Москва Просвещение 1988 г.

3. «Педагогика туристско-краеведческой работы в школе» Москва

РЕКОМЕНДОВАНО решением Педагогического Совета

МБОУ «СОШ № 90»

Протокол № _____

от «____» ___________2015г .

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 90»

И.Э.Харламова

«____»________________2015г.

«____» _____________________ _____________________ М.В.Томилова «____» ____________________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Школа выживания»

(1год обучения)

(возраст детей 11-16 лет)

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ № 90»

Гузняев Д.Ю.

Северск

2015

1.Пояснительная записка

Программа «Школа выживания в экстремальных условиях» туристско-спортивного направления, ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить обучающихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.

Программа предусматривает широкий подход в изучении природы Томской области, России и мира, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.

Одной из основных форм является туризм и краеведческая работа на местности. Во время походов, дети учатся самостоятельному рациональному использованию даров природы как средств выживания.

Новизна программы заключается в том, что курс ОБЖ в общеобразовательной школе в основном рассчитан на изучение теории, без применения полученных знаний на практике, что не дает достаточного представления, как вести себя человеку в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или антропогенного характера. Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.

Программа включает в себя несколько блоков:

1. Туризм, как средство познания окружающего мира.

    Знания о природных факторах и ресурсах.

    Медицинская, психологическая и физическая подготовка.

4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе и в антропогенных ландшафтах.

Успех программы зависит от количества проведенных занятий на местности, относящейся к объекту изучения, в работе необходимо использовать все формы активных видов туризма: прогулки, экскурсии, туристские походы, экспедиции.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.

Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений, знаний и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.

Задачи:

1. Обучающие :

Формирование у обучающихся системы знаний о законах и закономернос-тях, действующих в живой и неживой природе;

- обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных
условиях;

Обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии Томской области, России и мира;

- закрепление знаний по картографии, экологии.

2. Воспитательные :

- воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных
на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

- формирование организаторских навыков работы в коллективе.

3 . Развивающие :

- развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и
вероятный анализ, который обучающиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы (убеждения в возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает школьникам с раннего возраста обходиться без благ цивилизации и в случае возникновения чрезвычайной ситуации дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему «окружению» организовать мероприятия по выходу из данной ситуации. Программа объединяет в себе материал по различным школьным предметам: биологии, химии, физике, географии, ОБЖ и физической культуре, а это вызывает интерес более углубленного изучения вышеперечисленных предметов.

Программа рассчитана на обучающихся 9 -15 лет.

Сроки реализации 1 год, с перспективой расширения знаний по изученным темам и накопленному опыту работы в полевых условиях.

Методы и формы работы.

Изучение накопленного материала о местности (беседы, секции, семинары).

Поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий),

Интеллектуальные игры («Брейн-ринг», различные викторины).

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Количество учебных часов: 144 .

Ожидаемый результат.

В результате прохождения программного материала обучающиеся объединения «Школа выживания» должны,

Знать:

- что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская);

Типичные растения и животных природной зоны области, факторы укрепляющие и ослабляющие здоровье человека;

Свой организм: как он устроен; о гигиене туриста; правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе; заболевания, характерные для природных условий своей местности;

Понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в з акономерности природы различных областей.

Уметь:

Подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

Определять типичные виды растений и животных области по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;

- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи
при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);

- правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно
брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь
утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные,
плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном
природном окружении.

Способы проверки результатов усвоения программы:

Участие в соревнованиях туристов (поисково-спасательные работы).

Проведение конкурсов и викторин по изученному материалу.

Проведение родительских собраний.

Подготовка отчетов о проведении походов, экспедиций.

Контроль администрации учебного учреждения.

2.Учебно-тематический план.

п/п

Всего

Теория

Практика

Начальная туристская подготовка

72

18

54

Турист - друг природы

Техника передвижения

Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях

Способы поиска воды и пищи

Физическая, медицинская и психологическая подготовка

Специальная туристская подготовка

Автономное выживание в экстремальных ситуациях

72

20

52

Что такое «выживание»?

Выживание в полярных условиях

Выживание в горах

Выживание в тропиках

Выживание в условиях умеренного климата

Выживание в пустыне

Выживание в море

природного характера

Выживание при чрезвычайных ситуациях антропогенного характера

2.10

Безопасность в городе и домашней среде

3.Содержание изучаемого курса

1-й раздел: Начальная туристская подготовка (72 часа).

Цель:

Формирование знаний о природе как взаимосвязанной системе, формирование туристских знаний и умений природопользования (туристского, рекреационного природопользования), заинтересовать детей поисково-познавательной деятельностью и развивать у них творческую активность.

Задачи:

1. Развивать знания о человеке и его месте в природе как особого объекта.

2. Формировать навыки и умения автономной работы в природе. Сформировать понимание зависимости степени воздействия на окружающую среду от видов туризма и типа туристского природопользования, привитие эколого- туристских навыков и умений, поведенческих навыков (жизнеобеспечивающих, рекультивационных и побочного природопользования).

3. Формирование навыков и умений работы с планом и картой, ориентирования на
местности.

4. Физическую, медицинскую и психологическую подготовку и подготовку туристкой
технике проводить с учетом программных требований по физическому воспитанию и в оз-растных особенностей.

Методы и формы проведения занятий:

Теоретические : беседа с демонстрацией иллюстративного материала и моделей.

Практические занятия в помещении и на местности : наблюдения, работа с измерительными приборами, экскурсии-практикумы по описанию объектов природы. Игровые формы (игры с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы и сюжетно-ролевые игры).

Краткое описание тем и теоретических и практических занятий

    1. Турист - друг природы

Туризм - массовая форма активного отдыха и оздоровления, как вид спорта. Виды туризма. Влияние пешеходного туризма на окружающую среду. Как туристы познают окружающий мир. Какие туристские и краеведческие должности и поручения бывают.

Что такое "экология"? Что такое окружающая среда. Зачем туристу изучать экологию. Как разные виды туризма влияют на окружающую среду. Участие туристов в деле охраны природы.

Практическая работа: подбор иллюстративного материала о растениях и животных области (для альбома, реферата), организация выставки книг, распределение туристских и краеведческих должностей и поручений. Организация наблюдений за природой.

    1. Техника передвижения

Выработка техники передвижения в различных условиях местности, движение в одиночку и групповое.

Понятия: темп, ритм, специальные команды при групповом движении.

Практическая работа: поход с преодолением различных препятствий.

Наблюдение за природой и оформление материала по наблюдению. Оформление альбома "Туристу на заметку" (страница "Растения и животные из "Красной книги" Томской области"). Экскурсия-практикум по изучению среды обитания растений и животных (или поход).

    1. Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях

Что взять с собой в поход. Снаряжение туристов. Палатка - дом туриста: ее устройство, правила установки и выбора места (чтобы не навредить природе). Выбор места для бивака и обустройство места. Укрытия и их типы. Как правильно выбрать место для костра и обустроить кострище. Правила пользования костром в туристском походе. Правила "захоронения" бытовых отходов: после нас - чище, чем до нас. Правила общения с дикими животными.

Практическая работа: подборка материала и оформление альбома "Туристу на заметку" (о лекарственных растениях, их нужно знать - они ядовиты).

    1. Основы ориентирования на местности

План школы, школа на плане города. Какие бывают карты. План местности, топографическая карта, туристские карты. Карта спортивного ориентирования (первое знакомство). В мире ориентиров. Компас. Топографические знаки и их назначение. Ориентирование на местности по карте и местным признакам.

Практическая работа: топографический диктант, работа с планом класса и школы, определение по компасу сторон горизонта, игры на местности по карте.

    1. Способы поиска воды и пищи.

Поиск воды является первоочередной задачей для существования в автономных условиях. Источники воды, типы водных ландшафтов. Способы добычи воды из атмосферы.

Охота, рыбалка, приготовление и заготовка пищи в экстремальных условиях. Растения - враги и друзья: лекарственные, плодово-ягодные (съедобные) дикорастущие растения, съедобные грибы. "Красный сигнал" - осторожно, ядовиты! Универсальный тест на съедобность.

Практическая работа: экскурсия-практикум по изучению и сбору гербария лекарственных растений "Зеленая аптека". Наблюдение за природой, оформление материалов наблюдения.

1.6. Физическая, медицинская и психологическая подготовка.

Адаптация человека к климату умеренного пояса. Меры профилактики простудных заболеваний, гриппа, авитаминоза. Сезонность заболеваний. Здоровье и болезни школьников. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека в природных условиях своей области. Влияние (косвенное и прямое) загрязненного воздуха, воды, почв на организм человека. Профилактика современных заболеваний. Специальные физические упражнения. Психология выживания.

Практическая работа: оказание первой медицинской помощи в природных условиях.

1.7. Специальная туристская подготовка

Подготовка к соревнованиям по туристской технике и поисково-спасательным работам.

Практическая работа: тренировки в спортивном зале и природных условиях.

2-й раздел: Автономное выживание в экстремальных ситуациях (72 часа).

Цель:

Сформировать понятие адаптации человека к условиям автономного существования в природе, научить детей применять практические навыки выживания в различных ландшафтах и городском цикле, сохранении и улучшении здоровья человека.

Задачи:

Развивать знания о человеке и его адаптации к климату умеренного пояса, роли
рекреационной (туристско-краеведческой) деятельности в укреплении здоровья юного тури-ста.

Дальнейшее развитие навыков природного выбора в различных климатических
условиях, применение правил и умений по выполнению норм и правил рекреационного при-родопользования.

Развивать навык выживания в любых условиях, а также привить цель не только
выжить, но и помочь выжить другим.

Показать роль спортивного туризма, спортивного ориентирования в развитии
личности, в оздоровлении.

Краткое описание тем, теоретических и практических занятий

2.1. Что такое «выживание»?

Дать понятие «выживание», а также рассказать, какие мероприятия необходимо выполнять для успешного выживания.

2.2. Выживание в полярных условиях.

Полярные области, передвижение в полярных условиях, типы укрытий, особенности разведение огня и приготовление пищи, добывание воды и пищи в условиях холодного климата.

Практическая работа: однодневный зимний поход.

2.3. Выживание в горах.

Горные походы: климат и местность. Способы ориентирования в горах. Передвижение по горной местности. Опасность ледников и лавин. Специальные альпинистские приемы. Узлы и спецснаряжение.

2.4. Выживание в тропиках.

Тропическая природная зона, передвижение по джунглям, советы по одежде для походов в тропики. Лагерь и укрытие, поиск воды и пищи в тропических условиях. Опасные растения и животные.

Практическая работа: однодневный поход.

2.5. Выживание в условиях умеренного климата.

Умеренный климат. Особенности географии Томской области. В данном разделе главное место отводится походам по территории района (практика).

2.6. Выживание в пустыне.

Высокие температуры и недостаточное количество осадков, вода в пустыне и способы ее добычи. Одежда для путешествий. Растительная и животная пища. Опасности. Способы построения укрытия в пустыне.

Практическая работа: добыча воды в трудных условиях.

2.7. Выживание в море.

Как избежать паники при аварии на воде? Выживание в воде. Спасательные средства и их содержимое. Сигналы бедствия. Добыча воды и пищи.

Практическая работа: составление памятки спасения на воде и льду.

2.8. Выживание при чрезвычайных ситуациях природного характера и меры по спасению .

Смерчи, ураганы, штормы. Сильный снегопад и оледенение. Гроза. Лесные пожары. Землетрясения и извержение вулканов. Засуха.

Практическая работа: тренировки по спасательным работам (использование средств связи, знаки и сигналы спасения, действия поисковой партии).

2.9. Выживание при чрезвычайных ситуациях антропогенного характера, аварии на химических и других опасных предприятиях.

Взрывопожароопасные предприятия. Радиационно и химические опасные предприятия. Инженерная защита населения. Действия населения по сигналам оповещения.

Практическая работа: использование подручных средств для защиты кожи и органов дыхания от поражающих факторов при авариях на радиационно и химически опасных предприятиях.

2.10. Безопасность в городе и домашней среде.

Безопасность на дорогах, в общественном транспорте, в домашней среде, при террористических актах.

Практическая работа: составление памяток выживания в разной среде.

В результате освоения программы обучающиеся должны:

1. Туризм, как средство познания окружающего мира

Знать:

    что такое поход, загородная поездка;

    снаряжение туриста (пеший поход выходного дня);

    состав медицинской аптечки;

    экологически "чистый" бивак, правила его оборудования;

    самодельное туристское снаряжение, способствующее охране окружающей природной среды;

    правила разведения костра и различные способы добывания огня в туристском походе;

    правила хождения по равнинным участкам;

    правила и приемы спуска и подъема по склонам;

    понятия: план школы, города и его окрестности, местность, масштаб;

    понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская);

    условные знаки плана, топографической карты, спортивного ориентирования (отдельные знаки);

    правила ориентирования по местным признакам;

- устройство компаса и приемы работы с ним.
Понимать:

Воздействие туристского снаряжения (кострового и бивачного снаряжения) и оборудования на природу;

- что неправильное (т.е. экологически безграмотное) передвижение туристов, отдыхающих на местности - причина разрушения природных ландшафтов;

Что правильно выбранное личное снаряжение и медицинская аптечка – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья;

- назначение плана местности и различных карт для туриста, роль плана, карты в деле охраны природы;

- влияние занятий по спортивному ориентированию на оздоровление, развитие наблюдательности и кругозора.

Уметь:

- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий;

- правильно оборудовать кострище и пользоваться огнем в туристском походе;

- правильно выбирать место спуска и подъема по склонам разного типа, спускаться и подниматься по склону;

Выполнять правила хождения по равнинным участкам леса (хвойным, лиственным, смешанным), по лугу и болоту;

- работать с планом и топографической картой;

- выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

Работать с компасом: определять стороны горизонта, ориентироваться на местности.

2. Знания о природных факторах и ресурсах

Знать:

- многообразие растений и животных леса, луга;

Типичные растения и животные природной зоны области;

Редкие и исчезающие растения области;

- факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека (на примере своей природной зоны).

Понимать:

- значение леса, луга, водоема в жизни человека, в укреплении его здоровья, в отдыхе и туризме;

- влияние среды обитания на живые организмы (приспособляемость);

- влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Уметь:

- определять типичные виды растений и животных области по внешнему виду;

- определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков;

- приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания.

3. Медицинская и психологическая и физическая подготовка

Знать:

Свой организм - как он устроен;

О гигиене туриста;

Правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе;

Заболевания, характерные для природных условий своей местности и меры их профилактики;

- заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды;

- особенности медицинской и физической подготовки юного туриста;

- ядовитые и несъедобные растения и грибы своего края.
Понимать:

Влияние условий окружающей среды на здоровье человека;

- необходимость в сохранении "чистоты" среды обитания человека для сохранения его здоровья.

Уметь:

- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранах, кровотечениях и ожогах в природных условиях (в походе, при отдыхе на природе);

- определять ядовитые, несъедобные растения и грибы;

- обеззараживать и очищать питьевую воду в природных условиях.

4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе и в антропогенных ландшафтах

Знать:

    понятие о природных зонах и ландшафтах;

    особенности выживания в автономных условиях;

    закономерности природы различных областей.
    Понимать:

    что правильно выбранная норма поведения снизит нагрузку на природу;

    длительность периода "заживления ран", нанесенных природе туристами (кострища).
    Уметь:

    правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года;

    правильно выбрать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях;

В походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов;

Собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения;

Объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.

Список литературы для детей

1. Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся.- М.: ЦДЮТур, 1996.

144 с.

2. Планета - наш дом: учебник - Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. /
Сост. И.Г. Белавина, Н.Г Найденская. - М.: Лайда, 1995. - 228 с.

3. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М: Прогресс, 1983. - 273 с.

4. Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник АсЭКО-1994-вып. 3-4-С. 3-7.

    Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. - М.: 1998.

    Куприн А.М. Занимательно об ориентировании.- М.: "Просвещение", 1980. - 108 с.

    Минделевич С. Пора в поход! - М.: "Молодая гвардия", 1985. - 180 с.

Список литературы для педагога

    Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под редакцией Т. Тимошина

Барышева Ю.А.

2. Формирование эколого-краёведческих знаний в школе- М.: ЦДЮТ РФ, 1997. - 104 с.

3. Плешаков А. А. Программа факультативного курса "Экология для младших школьников"
Вестник образования - 1993. - № 6 - С. 72-80.

4. Плешаков А.А. Программа "Природа и мы" (4 класс).
5. Плешаков А.А. Экология для младших школьников - М.: Просвещение, 1995. - 45 с.

6. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас - определитель по природоведению и экологии
для учащихся нач. кл. - М.: Просвещение, 1998. - 224 с.

7. Поломис К. Дети в пионерском лагере. -М.: "Профиздат", 1989. - 143 с.

8. Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. - М.: Агар, 1997. – 144 с.

Утверждена

на педагогическом совете

протокол №__ от _______2013 г.

Директор МБОУ ДОД «ЦВР»

для одаренных детей

О.С.Курбанова

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Школа выживания»
рассчитана на один год обучения

для учащихся 12-14-летнего возраста
на 2013-2014 учебный год



Нижнекамск, РТ

Структура программы

Титульный лист;
раздел 1 – пояснительная записка;
раздел 2 – учебно-тематический план;
раздел 3 – содержание программы;
раздел 4 –этапы педагогического контроля;
раздел 5 – образовательно-воспитательная работа;
раздел 6 – методическое обеспечение программы, список литературы для педагога, список литературы для детей.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

I . Пояснительная записка
Образовательная программа «Школа выживания» представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов природного и антропогенного происхождения во всех сферах его деятельности.

Системное изучение наиболее вероятных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призваны подготовить воспитанника к выбору правильного решения для выхода из ситуаций с наименьшими потерями. Данная подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.

У учащихся будут вырабатываться психологическая устойчивость к стрессу, вредных факторов и готовность к грамотному ведению в повседневных контактах с техникой, природой, экологией, людьми.

Основой для создания данной программы послужило ряд пособий: «Выживание в природных условиях», издательства «Русский раритет», 1993 года издания; учебные пособия Литвинова Е.Н., Смирнова А.Т. и Шибецкого А.П.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно–нравственном воспитании, как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума, началом осознанного восприятия мира.

Система духовно–нравственного и патриотического воспитания включает следующие направления:

Формирование потребности в здоровом образе жизни;

Воспитание патриотизма и гражданственности;

Формирование духовности школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

Обращение к традициям и ценностям своего народа.

Программа предполагает системное изучение наиболее вероятных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях, помогающее подготовить воспитанника к выбору правильного решения для выхода из ситуаций с наименьшими потерями.

Программа рассчитана на один год, на воспитанников 12-13 лет. Количество детей в группе - 15 человек.

Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану 2 раза в неделю, по 2 часа на базе кабинета ОБЖ, спортивного зала, кабинет фельдшера гимназии-интерната №13, тира вблизи школы №3.

Также программа основывается на психофизиологических особенностях детей данного возраста.

Цель программы : развивать способность учащихся по теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов.

Задачи :

Образовательные:

Подготовить учащихся к основным способам защиты в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи и др.;

Способствовать развитию самостоятельного мышления и поведения в незнакомых ситуациях как природного, так и социального характера.

Развивающие:

Сформировать первичные навыки выживания в природной среде.

Воспитательные:

Воспитание чувства патриотизма и гражданственности;

Формировать потребность в здоровом образе жизни;

Формирование духовности школьников через отношение к происходящему, средствам массовой информации;

Формировать бережное отношение к традициям и ценностям своего народа.

Ожидаемые результаты

После освоения данной программы учащиеся должны:

Приобрести знания, умения и навыки (компетенции) по выживанию, ряд физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к опасным видам деятельности.

Сформировать новые представления и понятия по формированию жизненных позиций здорового образа жизни.
Оборудование и материалы : плакаты, наглядный материал: плакаты, картины, СМИ, ИКТ, огнестрельное оружие и др.
Документы и материалы , с учетом которых составлена программа: Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации и республики Татарстан «Об образовании», Приложение 3 Постановления Руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ «Стандарт качества муниципальной услуги по предоставлению дополнительного образования детям в учреждениях дополнительного образования детей НМР РТ», типовые правила для работников УДО, должностная инструкция педагога дополнительного образования.

Программа составлена с учетом национально-регионального компонента.

II . Учебно -тематический план




Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Воздействие

1

1

2

2.

Ориентирование .

План школы.

Сигналы бедствия.


3

3

6

3.

Здоровье и гигиена .

ПМП при ожогах

ПМП при утоплениях.

ПМП при переломах.

ПМП при обморожениях.

Витамины.


7

7

14

4.

Продукты и вода .

Общие положения.


3

1

4

5.

Вода. Поиск воды .

Дистиллятор.


2

1

3

6.

Разведение огня .

Поделки видов костра.


2

1

3

7.

Опасности .

ТБ с электроприборами.


5

3

8

8.

Выживание на холодных территориях.

1

-

1

9.

Выживание в зоне тропиков.

1

-

1

10.

Выживание в пустыне.

1

-

1

11.

Выживание на море.

1

-

1

12.

Подготовка к олимпиаде.

2

2

4

13.

Ядовитые змеи .

Иллюстрации. ПМП.


1

1

2

14.

Виды узлов .

Вязание различных узлов.


1

2

3

15.

Химические опасные вещества .

1

2

3

16.

Возникновение и развитие ВооруженныхСил РФ.

Тестирование.

Строевая подготовка.


4

36

40

17.

Погоны.

Эмблемы


2

4

6

18.

Огнестрельное оружие.

2

30

32

19.

Поход в тир.

10

10

Итого:

40

104

144

Календарно-тематический план

занятий детского объединения по Основам безопасности жизнедеятельности

«Школа выживания»

п/п

Тема

Цель, задачи

Обору-дование


Дата

1

Инструктаж по ТБ, ОТ, ПДД.

Напомнить о правилах соблюдения техники безопасности, охраны труда, правил дорожного движения.

2

2

Воздействие солнечного излучения на человека. Поделка из бумаги панамы.

Дать основные понятия излучения.

Поделки

2

3

Подготовка и проведение дежурств, рейдов по лицею-интернату.

Ознакомить с планом работы детского объединения на учебный год

2

4

Встреча с представителями управления по делам молодежи и спорту.

Ориентирование .

Изготовление компаса по наручным часам.

План школы.

Сигналы бедствия.

Встреча с правоохранительными органами.


Познакомить воспитанников с повестью Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Рассмотреть способности и резервы организма в условиях автономного существования.

Научить некоторым приметам природного ориентирования. Научить пользоваться компасом.

Знать и уметь различать виды сигналов, их назначение.


Компас.

Плакаты.


2

5

Здоровье и гигиена .

ПМП при ожогах

ПМП при утоплениях.

ПМП при переломах.

ПМП при обморожениях.

ПМП при поражении электрическим током.

Витамины.

Группы «Е» в составе продуктов питания.


Развивать умения по оказанию первой помощи.

Изучить способы наложения повязок.

Научить оказывать помощь при переломах костей. Уметь различать открытые и закрытые переломы костей. Рассмотреть значимость опорно-двигательного аппарата.


Рефераты.

14

24.09, 29.09, 01.10,

06.10, 08.10, 13.10,


6

Продукты и вода .

Общие положения.

Растительные продукты («Съедобные грибы» - поделки и рисунки).

Продукты животного происхождения.

Подготовка к городским соревнованиям по стрельбе.


Дать понятия полного, абсолютного и неполного количественного голодания.

Поделки, рисунки.

4

7

Подготовка к предметной олимпиаде по ОБЖ.

Повторить материал по разделам.

8 27.10, 29.10, 03.11,05.11,

8

Опасности .

Что такое электрический ток? (беседа).

ТБ с электроприборами.

ТБ при пожарах (рисунки о пожарах).

ТБ на дорогах (дорожные знаки).

Экологическая безопасность (фантастический рассказ).


Ознакомить с правилами безопасного поведения на дорогах, при использовании электроприборов в быту.

Вырабатывать умения соблюдать правила техники безопасности


Инструкции.

8

10.11, 12.11, 17.11, 19.11


9

Выживание на холодных территориях. Выживание в зоне тропиков.

Выживание в пустыне.

Выживание на море.


Разобрать значение слова «выжить».

Ознакомить учащихся с планом действий по выживанию.


2

10

Встреча с представителями правоохранительных органов г. Нижнекамска и фельдшером школы.

Ознакомить учащихся с основными правонарушениями города и района. Нацелить на соблюдение норм поведения школьников.

2

11

Подготовка к военно-полевым сборам.

Физическая подготовка.

Подготовка к предметной олимпиаде по ОБЖ


Физическая подготовка

4

01.12, 03.12


12

Ядовитые змеи .

Иллюстрации. ПМП.


Уметь оказывать ПМП при укусах змей.

2

08.12,


13

Виды узлов .

Вязание различных узлов.


Научить завязывать разные виды узлов.

Шнурки.

2

Химические опасные вещества .

Изготовление ватно-марлевой повязки.


Вспомнить и закрепить знания, связанные с характером действия АХОВ, и меры по оказанию ПМП при поражении ими.

Вата, марля, нитки, иголка.

4

15.12, 17.12


14

Возникновение и развитие

Вооруженных Сил РФ.

Строевая подготовка.

Разборка и сборка АКМ.

Викторина «Науки в военном деле».

«А ну-ка, парни» или «А ну-ка, девушки!»

Встреча с представителями военного комиссариата. Беседа «Наши десантники».

Поход в тир. Тестирование.


Дать понятие – «оборона государства».
Воспитывать патриотические качества характера к своей Отчизне.

Рассмотреть назначение ВС РФ.

Ознакомить с особенностями прохождения военной службы и строевым уставом.


Плакат.

32

22.12, 24.12, 12.01, 14.01,19.01, 21.01, 26.01, 28.01, 02.02, 04.02, 09.02, 11.02,

16.02, 18.02, 24.02, 25.02, 02.03


15

Погоны.

Эмблемы


Рассмотреть погоны и эмблемы.

Журнал ОБЖ.

6

04.03, 09.03, 11.03


16

Вода. Поиск воды .

Получение дистиллированной воды.

Дистиллятор.


Способы обнаружения водного источника и получение чистой воды.

Научить изготавливать фильтр, дистиллятор в природных условиях.

Образец фильтра


2

17

Разведение огня .

Поделки видов костра.


Дать основные понятия разведения костра.

Рассмотреть виды костров. Рассмотреть типы костров.

Найти различия и сходства.

На альбомном листе.

Иллюстрации с видами костров


4

18.

Огнестрельное оружие.

Разборка, сборка автомата Калашникова.


Рассмотреть устройство АКМ.

Ознакомить с его характеристиками.

ЗУН по разборке и сборке автомата. Ознакомить с принципами работы АКМ.


АКМ

32

25.03, 30.03, 01.04, 06.04, 08.04,13.04, 15.04, 20.04, 22.04, 27.04, 29.04, 04.05, 06.05, 11.05


19.

Поход в тир.

Ознакомить с принципами работы АКМ.

Винтовки, пульки.

10

13.05,18.05, 20.05, 25.05, 27.05


Итого:

144

III . Содержание программы
Здоровый образ жизни.
Воздействие солнечного излучения на человека. Виды бета и гамма излучения. Дать понятия радиоактивного заражения.

Изготовление из бумаги панамы.

Ориентирование на местности.

Изготовление компаса; зарисовка плана населенного пункта, школы; карточки с обозначениями дороги от школы до дома и наоборот.

Здоровье и гигиена. Витамины, группы витаминов, пищевые добавки группы Е, первая медицинская помощь при ранениях и травмах.

Практическая работа: основы первой медицинской помощи (кабинет фельдшера);

реферат или доклад о витаминах и их значении для организма человека;

изготовление таблицы по группам «Е».

Продукты и вода.

Практическая работа: изготовление дистиллятора;

Поиск воды. Значение воды для здоровья человека.

Опасности.
Огонь.

Практическая работа: поделки из спичек или брусочков.

Практическая работа: рисунки;

изготовление дорожных знаков;

сочинение.

Выживание в природных условиях.

Приготовление пищи в природных условиях.

Практическая работа: рецепты походных блюд;

просмотр картинок;

рисование растений.

Практическая работа: компьютерные слайды земноводных;

иллюстрации;

первая помощь – медикаменты.

Виды узлов.

Практическая работа: вязание различных узлов на цветных шнурках.

Химические опасные вещества.

Практическая работа: изготовление ватно-марлевой повязки.
Основы военной службы.
Тема 16. Возникновение и развитие Вооруженных Сил РФ.

Практическая работа: подготовка к конкурсу смотра строя и песни;

строевые элементы.

Тема 17. Погоны. Эмблемы.

Практическая работа: Зарисовка в цвете погон и эмблем родов войск;

умения находить различия.

Тема 18. Огнестрельное оружие.

Практическая работа: разборка и сборка автомата Калашникова.

Тема 19. Тир.

Практическая работа: стрельба из пневматической винтовки.

IV .Этапы педагогического контроля




Какие знания, умения,

навыки контролируются


Форма контроля

Сроки

1

Первичные навыки выживания в природной среде.

Развитие самостоятельного мышления и поведения в незнакомых ситуациях как природного, так и социального характера.

Физические и психологические качества личности.


Письменное тестирование.
Предметная олимпиада

(школьный тур)


Сентябрь-май

Октябрь


2

Развитие мышления и памяти.

Тестирование среди уч-ся 6-8 классов для участия в предметной олимпиаде (городская).

Октябрь-декабрь

3

Знания строевого Устава.

Подготовка к смотру, строя и песни.

Школьное мероприятие.


Январь-февраль

4

Знания строевого Устава.

Конкурс - смотр строя и песни. Городское мероприятие.

Февраль

5

Овладение навыками разборки автомата на время.

Разборка и сборка автомата Калашникова.

Январь-март

6



Соревнование по стрельбе

Март

7

Закрепление умений стрельбы из винтовки в положении лежа, сидя.

Поход в тир.

Знакомство с пневматической винтовкой.


Апрель май

V . Методическое обеспечение программы
Работа над методической темой: «Подготовка учащихся к основным способам защиты в чрезвычайных ситуациях».

Пополнение личной библиотеки новинками научно-методической литературы.

Разработка беседы с родителями о «ЗОЖ», «О личной гигиене ребенка»..

Разработка сообщения на тему «ЧС в повседневной жизни».

Составление памяток на тему: «Первая медицинская помощь при травмах»,

«Обязанности пешеходов»,

«Обязанности водителя и пассажиров».

Разработка тестовых заданий по разделам программы.

Разработка тем рефератов на темы по желанию учащихся.

Руководство исследовательскими работами учащихся и т.п..

V I . Образовательно-воспитательная работа




Мероприятие, форма проведения

Сроки

1

Праздник «День знаний»

Сентябрь

2

Гражданская оборона.

Плановая эвакуация с участием служб города.

Телевизионная трансляция дружины

юных пожарных (ДЮП)

на ТВ г. Нижнекамска.
Беседы по ТБ.


04.09.2012г.

Сентябрь, январь


3

Первая медицинская помощь при ожогах, ранах.

Октябрь-декабрь

4

Беседы об Отечественной войне 1812 г.

В течение года

5

Просмотр видеороликов «Все об Афганистане».

Декабрь

6

Тир.

В течение года

7

Конкурс смотра строя и песни

Январь-февраль

8

День защитников Отечества.

«А ну-ка, парни»; «А ну-ка, девушки.»


Февраль-март

9

День защиты детей.

Апрель

10

Муниципальный конкурс дружин юных пожарных.

Разборка и сборка автомата.


Май

Литература для учащихся:

1. Журналы ОБЖ - подшивка 2005-2008 гг.;
2. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов.

2.Учебное пособие «Выживание в природных условиях». - М.:ИПЦ «Русский раритет», 1993 – 160 с.

3. Коростылев Н.Б. От Я до А.- 2-е изд., перераб. и доп. М. Медицина, 1987. -288 с.:ил. (науч. – попул. мед. литература. Детям о здоровье)

4. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для учащихся 6 кл. М.,1997.159с.

5. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для учащихся 7 кл. М.,1997. 155с.

6. Святова Н.В. Безопасность и защита человека в ЧС. Казань.2000.

7.Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.

8.Шибецкий П.А., Подкопаев А.К. Аварии, стихийные бедствия и безопасность человека. Казань. 1999.

9. Шибецкий П.А. «Основы военной службы»: уч. Пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 2002. 244с.

Приложение 1
Гражданская оборона
ГО – система мероприятийпо подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей.

В школе созданы формирования… Показ папки «План защищенности».

Химическое заражение . Концентрация АХОВ и скорость ветра. Надо знать какие вещества используются на ХОО, в зоне которого вы живете. А какие вещества - на НКНХ? Услышав об опасности - защити органы дыхания и следовать в защитное сооружение.

Аммиак (бесцветный газ с резким запахом нашатыр. спирта)- дать увлажнен.кислород, кожу и слизистые промыть водой и 2% борной к-ты. В глаза закапать 2 капли 30% р-ра альбуцида, а в нос – тёплое раст. масло.

Сернистый ангидрид (бесц. г. со сладковатым привкусом во рту)- кислород, слизистые промыть водой или 2% соды, от кашля – кодеин.

Сероводород (г. с запахом тухлого яйца)-тепло, покой, кислород, молоко с содой, иск.дых.

Соляная кислота (бесцв. жидкость, дымит на воздухе)- смыть, покой, тепло.

Фосген (бесц.г. с запахом прелого сена и гнилых фруктов)- кислород, тепло, гор.молоко с содой, слизистые промыть 2% р-ром соды, иск. дыхание – нельзя.

Хлор (зеленовато-жёлт.г. с резким запах. хлорки)-кислород, тепло, кодеин, иск. дыхание.
П А М Я Т К А при пожаре.

1. Немедленно покинуть здание.

2. Не подходите к взрывоопасным предметам.

3. Сообщите о пожаре в пожарную охрану, об обнаружении взрывооп. предмета – в милицию.

4. Если очаг пожара небольшой, до прибытия пожарных тушить подручными средствами.

5. Сохраняйте самообладание.

6. Проходя через горящие помещения, накройтесь с головой мокрой материей.

7. Если загорелась одежда, не пытайтесь бежать, а постарайтесь сбить пламя, перекатываясь по полу (по возможности затушите водой).

8. Дышите через влажную ткань.

9. Если горит эл. проводка, обесточьте ее.

10.При повреждении здания взрывом - входить с осторожностью.

Приложение 2
Занимательные вопросы


Чрезвычайная ситуация – что это?

Умение преодолевать страх.

Уроки городской безопасности.

Как справиться с инфекцией? (Эпидемия гриппа).

Природа и безопасность.

Как защитить свой дом от злоумышленников?


Почему случаются травмы?

Если из раны течет кровь?

Безопасность при любой погоде?

К чему проводит курение?

Осторожно – огонь!

Основные правила безопасного поведения на воде.

Умение плавать – основной фактор безопасности на воде.

Оказание первой помощи на воде.

Как пешеходы и водители поделили улицу?

Виды транспортных средств и их тормозные свойства.

Причины дорожно-транспортного травматизма.

Разбор конкретных случаев ДТТ.


Как обезопасить себя на тротуарах и обочинах?

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.

Перекрестки и их виды.

Поездка за город.

Дорога, элементы и правила поведения на ней.

Как правильно переходить дорогу?

Сигналы, регулирующие дорожное движение.

Учите ПДД,

Дорога глазами водителей. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Мы – пассажиры.

Поездка на автобусе и троллейбусе.

Поездка на трамвае.

На улице – не в комнате, о том, ребята, помните?

Приложение 3

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Здоровье - важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства, создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна их задач образовательного учреждения.

Программа ЗОЖ включает в себя следующие направления:

1. Диагностика здоровья учащихся: группы здоровья, группы по физкультуре, заболевания, пропуски по болезни (всего и на 1 ученика).

2. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

3. Наличие эмоциональных разрядок, физкультурных минуток и пауз, гимнастик для глаз, актуализация двигательной активности школьников, направленная на оздоровление организма средствами физической культуры и обеспечивающая активный отдых учащихся. На особом контроле у администрации находится проведение контрольных работ в соотношении с графиком. Составление расписания с учётом динамики физиологических функций и умственной работоспособности школьников на протяжении учебного дня и недели.

4. Создание благоприятного психологического климата: внимание к ребёнку со стороны взрослых, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

5. Работа по обогащению учащихся валеологическитми знаниями, начинающаяся в детском саду и продолжающаяся в начальной школе в рамках программы “Румяные щечки”.

6. Проведение психолого-педагогических консилиумов, решения которых направлено на выбор образовательного маршрута, оптимизирующего нагрузки на ребенка.

Для организации физкультурно-оздоровленческой и спортивной работы в школе функцианируют два спортивных зала, стадион с беговыми дорожками, бассейн для учащихся всех классов.

Управление образования Исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района РТ

МБОУ ДОД «ЦВР» для одарённых детей НМР РТ

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ ДОД «ЦВР» на методическом совете

для одарённых детей заведующий отделом

протокол №__ от __________ методической работы

О.С. Курбанова ___________Г.И.Хизриева

Календарно-тематический план

занятий детского объединения

«Школа выживания»

на 2013-2014 учебный год

 


Читайте:



Что помешало спасти "титаник"

Что помешало спасти

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович «Самсон», эскадренный миноносец. «Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни...

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Валентина Меняйленко Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Темы педсоветов на 2018-2019 учебный год в школах и ДОУ по ФГОС – с августа по июнь для администрации и учителей. В дошкольных образовательных...

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Функциональные стили речи делятся на две группы: содержание и формальный параметр языка. В рассказе или поэме прослеживается художественный язык,...

feed-image RSS