Главная - Степанова Наталья
Да пребудет с тобой вдохновение: как преодолеть творческий ступор. Как преодолеть творческий ступор? Марина Снежная Студия дизайна и иллюстрации, США

С творческим ступором рано или поздно сталкивается любой фрилансер. И, как правило, надолго запоминает то неприятное ощущение, когда понимаешь, что не можешь придумать ни одной стоящей идеи. Когда в голове одни сплошные штампы и предельно ясно, что ни один из предложенных вариантов заказчик не примет. И заработать не удастся. Творческий ступор это действительно серьезная проблема, по своей значимости вполне сравнимая с творческим выгоранием, которое может очень надолго лишить фрилансера работоспособности. Но в отличие от выгорания, которое чаще всего является следствием сильной усталости, причины возникновения творческого ступора несколько иные. Что же это за причины?

Напряженная работа

Очень многие фрилансеры в погоне за хорошими заработками совершенно забывают о трудовой дисциплине и начинают перерабатывать. Некоторые даже этим гордятся, полагая, что усталость от работы придает некую осмысленность их труду. Это большая ошибка. В такой сфере, как фриланс, усталость никак не может быть мерилом успешной работы. Скорее наоборот, если фрилансер в конце рабочего дня чувствует себя совершенно измотанным и разбитым, он явно делает что-то не так. И шансы «поймать» ментальный блок у такого горе-специалиста существенно возрастают.

Да, чтобы добиться успеха на фрилансе, нужно очень много работать. С этим никто не спорит. Но работа работе рознь. Для фрилансера крайне важно сохранять свою креативность на определенном уровне, иначе он просто не сможет регулярно выдавать оригинальный контент. А именно это от него и требуется. Заказчикам не нужен исполнительный работник, им нужен человек, который решит их проблемы. Человек, который посмотрит на задачу свежим взглядом и предложит самое оптимальное решение.

Чтобы никогда не сталкиваться с творческим ступором, лучше всего исключить все причины, которые могут привести к его появлению. А самая частая причина возникновения ментальных блоков это усталость. Фрилансеру, если он хочет постоянно оставаться в хорошей творческой форме, очень важно найти свой баланс между работой и отдыхом. Все успешные фрилансеры давно поняли, что для того, чтобы все успевать и хорошо зарабатывать, вовсе не нужно работать стандартный восьмичасовой день. Все, за что фрилансеру платят деньги, можно сделать за гораздо более короткое время, если хорошо все спланировать и быть сосредоточенным на работе. После чего нужно дать мозгу отдохнуть. Если этого не сделать, генерировать новые идеи станет намного сложнее.

Неверные приоритеты

Любой серьезный фрилансер стремится планировать свою работу, иначе можно погрязнуть в текучке и совершенно запустить все дела. Но планировать нужно с умом, правильно расставляя приоритеты. У работы по плану огромное количество плюсов, но есть и один большой минус – для некоторых фрилансеров список дел может оказаться причиной творческого ступора. Дело в том, что сам по себе план работы является документом, принуждающим к труду. И для многих это проблема. Никто не любит работать из-под палки, особенно творческие личности. Но работать все же нужно, значит нужно что-то делать.

Если творческий ступор возникает из-за того, что наиболее важные дела оказываются неприятными, то To-Do лист нужно переделывать. Работа фрилансера ни в коем случае не должна напоминать истязание, какой бы трудной она ни была. Если пытаться генерировать идеи «через не могу», рано или поздно творческие силы иссякнут. Человек не машина, у него в плане творчества ресурсы крайне ограничены и нельзя бездумно тратить свой креатив на выполнение работы с низким приоритетом. Дела, требующие свежих мыслей и нестандартного подхода всегда должны иметь наивысший приоритет. Следовательно, в расписании такие дела нужно ставить на то время, когда фрилансер полон сил и его переполняет творческая энергия. Такой подход практически полностью устраняет возможность появления ментальных блоков.

Сложные клиенты

В большинстве случаев в возникновении творческого ступора виноват сам фрилансер. Но иногда беда приходит извне, если попадается сложный клиент. Фрилансер может сколько угодно фонтанировать новыми идеями, но если заказчик их не принимает, рано или поздно креатив упадет до нуля. Что же делать в таком случае?

Ответ очевиден – нужно тщательнее подходить к выбору клиентов. Если заказчик сам не знает, что ему нужно, работа с ним превратится в настоящую пытку. В таких условиях ментальные блоки будут появляться буквально на каждом шагу, потому что очень трудно генерировать идеи, если не известно, что конкретно нужно сделать. Есть много способов заставить придирчивого или неуверенного заказчика стать более покладистым. И самым действенным из них является бриф. Потому что отсутствие брифа очень часто является причиной творческого ступора. И чем больше проект, тем подробнее должен быть бриф.

Бриф – он как путеводитель для фрилансера. В нем описано все, что нужно сделать, это готовая программа действий, которая сама по себе является стимулом к работе и генерации идей. Если брифа нет или он не отличается конкретикой, это может привести к тому, что в определенный момент фрилансер потеряет ориентиры и просто не может двигаться дальше. И каждый его следующий шаг будет сопровождаться творческим ступором.


Прокрастинация

Иногда бывает очень сложно понять, является ли творческий ступор причиной прокрастинации или нет. Если фрилансер склонен оставлять выполнение важных дел на потом, ему будет очень сложно генерировать новые идеи. Очень многие фрилансеры-прокрастинаторы знают, насколько влияют на творческую активность постоянные отсрочки. Очень важно понимать при этом, что прокрастинация это не лень, а психологический феномен и подход к решению этой проблемы должен быть совершенно иным. Если фрилансер знает, что он ленится, то у него просто недостаточно мотивации. А вот если он прокрастинирует, то это свидетельствует о том, что с его работой что-то неладно.

Есть множество причин, по которым человек начинает откладывать дела на потом. Но чаще всего прокрастинация возникает из-за неправильного планирования. Например, если фрилансер ставит перед собой большую и важную задачу. Сам масштаб проблемы, требующей решения может вызвать приступ прокрастинации, а она в свою очередь приведет к появлению ментальных блоков.

Если творческий ступор вызван прокрастинацией, то нужно сначала разобраться, что именно мешает эффективной работе. Что-то ведь явно мешает начать делать то, что нужно. Чаще все ментальный блок вызывает какая-то не слишком интересная работа. Чтобы справиться с прокрастинацией и высвободить творческую энергию, можно использовать так называемый метод «швейцарского сыра». То есть не «съедать» большой кусок условного сыра (работы) за один раз, а откусывать от него маленькие кусочки. Любую работу можно разбить на несколько этапов, каждый из которых будет достаточно простым для выполнения и по-своему интересным. Если фрилансер понимает, что творческий ступор у него появился, из-за того, что он не может приступить к первому этапу, то ему лучше всего найти такую задачу, которая его вдохновит. Самое главное – это начать работать и неважно, если фрилансер немного изменит приоритеты. Но данный совет пригодится только тем, кто часто сталкивается с приступами прокрастинации. Для дисциплинированного фрилансера неправильная расстановка приоритетов существенно снизит эффективность работы.

Завышенные ожидания

К творческому ступору могут привести и чрезмерно завышенные ожидания. Порой задача кажется настолько интересной, что фрилансер теряет объективность. Ему начинает казаться, что для того, чтобы справиться с поставленной проблемой, нужны какие-то нестандартные ходы. Что и говорить, попытки сотворить нечто гениальное обычно так и остаются лишь попытками. А затем приходит усталость и понимание, что оригинальных идей нет и где их взять – непонятно.

Завышенные ожидания это реальная проблема, которая может повлиять на творческую активность. Чтобы не впасть в творческий ступор из-за несбывшихся надежд, нужно реально смотреть на вещи. Работа всего лишь работа и ее нужно делать максимально хорошо. И не более. И если во время работы фрилансер то и дело сталкивается с ментальными блоками, то это означает лишь одно – поставленная задача ему не по силам. Да, такое случается и очень часто. Если творческий ступор вызван трудной задачей, то выбор у фрилансера невелик. Ему нужно либо отказаться от работы, либо нанять помощников. Иначе никак.

Вместо заключения

Фриланс подразумевает интенсивный умственный труд на постоянной основе. И нужно понимать, что во время работы могут возникать различные проблемы, в том числе и ментальные блоки. Да, творческий ступор штука крайне неприятная, но к его появлению нужно быть готовым, так как это часть работы. Чтобы постоянно оставаться в хорошей творческой форме, нужно соблюдать несколько простых правил. Например, не перерабатывать. Или не связываться с проблемными клиентами. Со временем любой фрилансер начинает понимать, что именно может привести к появлению творческого ступора и выстраивает свою работу таким образом, чтобы она не препятствовала появлению новых идей. И даже если он сталкивается с творческим ступором, у него всегда есть несколько надежных способов справиться с неожиданной проблемой. Ведь отсутствие идей в одной конкретной голове вовсе не означает, что их нет совсем. Идеи есть всегда, нужно только их найти и реализовать. И чем больше фрилансер будет знать о причинах появления ментальных блоков и путях их обхода, тем успешнее будет развиваться его карьера.

Творческий ступор. Задержка на старте

Когда между тобой и творчеством появляется Ступор, чувствуешь нерушимую беспомощность. Он перекрывает дорогу, отвлекает от старта, омрачняет ожидаемый результат. А бывает, что просто отсутствует вдохновение, что тоже, в общем-то, стопорит процесс.

Всем известны такие примеры, когда творческая личность прославлялась чем-то стоящим и постепенно забывалась, не показав миру ничего нового. Почему так? А ведь задатки и талант определенно были, все ждали продолжения карьеры. Вместо этого − творческий ступор и тишина…

Творческий ступор неначинающих

Представим ситуацию, когда человеку трудно решиться и начать, его терзает страх провала и низкой оценки результатов творчества . Это сопровождается высокими требованиями к самому себе − должно получится только хорошо, иначе нет смысла делать что-то вообще. Начало действия постоянно откладывается, сомнений всё больше. Человек стоит на старте и ему мерещатся хохочущие зрители на трибунах. Знакомо?

Особенно это актуально в тех случаях, когда первые плоды творчества были оценены высоко, и теперь человек ставит перед собой планку выше − сделать лучше, круче, идеальней. Боясь ее не перепрыгнуть, он так и застывает в бездействии. Вот уже и задумка кажется глупой, и сомнения в себе отвлекают... Привязанность к первому хорошему результату мешает идти дальше. Он кажется человеку настолько идеальным, что сделать еще раз, но совершенней и лучше просто не получится. Вот так, привязываясь к первому детищу, он сидит над ним в творческом ступоре и чувствует цепы сомнений. Вскоре вовсе подавляется желание творить. Или человек делает все по одному удачному шаблону , просто потому что он был первый. Каждое последующее произведение до тошноты похоже на предыдущее, и почитатели творчества постепенно начинают терять к нему интерес. А новые концепции постоянно представляются сомнительными, не такими удачными, как первая.

Еще вариант − острая критика и троллинг плодов творчества , которые становятся причиной творческого ступора. Человек оценивал свое детище совсем иначе, или хотя бы не так плохо. Может быть, он и понимает, что все с чего-то начинают. Но все равно принимает близко к сердцу и боится повтора «провала». Хотя, по сути, не всё всегда должно получаться идеально, все ошибаются и лажают. Кто-то похохотал на славу, кинул колкую фразу про творчество человека и забыл. А он из-за этого отказывается от мечты построить карьеру, становится беспомощен перед низкой критикой и не может совладать с собой, начать еще раз. Такое не минует даже тех, кто давно занимается чем-то, но натыкается на «доброжелателей». Особенно в интернете.

А может ну его, это всё?..

Во всех этих случаях определенный набор особенностей человека играют с ним злую шутку. И пока истинная его природа остается за кадром сознания − в бессознательном − банальное непонимание себя приводит к творческому ступору. Человек задается вопросами: почему не могу, почему не начинаю, почему боюсь, почему откладываю, почему отказываюсь делать…
Системно-векторная психология. О творческом ступоре

В каждом из восьми векторов заложена своя видовая роль, свойства психики и особенности мышления, необходимые для ее выполнения. Совокупность заданных человеку от рождения векторов и определяет его устремления, жизненные ценности, профессию, отношения в паре, в социуме, жизненный сценарий.

На самом деле всё просто, и одна правильная мысль-озарение может кардинально поменять жизнь.

Видовая роль людей с анальным вектором − накопление опыта предыдущих поколений, систематизация, очистка от неточностей и дальнейшая передача собранной информации подрастающему поколению. Эти 20% человечества обладают лучшей памятью, и, неосознанно для себя, каждый в разной степени, нацелены на прошлое. Они испытывают больший интерес к тому, что было создано кем-то ранее, чем к тому, что считается актуальным теперь или будет создано в будущем. В том числе и к тому, что было их личным первым творческим опытом.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Анальный вектор, отрывок лекции


Если бы эти люди не смотрели так внимательно в прошлое, боясь потерять там что-то нужное для будущего, то всем следующим поколениям приходилось бы начинать с нуля. К этому всему прилагается также перфекционизм, ведь если не начертить ученику точную схему, он так и не сможет собрать весь механизм. Такой себе «пунктик» на качестве, точности, достоверности.

Обращение в сторону первого опыта приводит к тому, что человек боится начать что-то новое. Он мысленно ставит в рамки идеала то, что было создано им ранее, даже не осознавая этого.

Кроме того, человек с стремится закончить всё начатое им. Бывает даже, что невзирая на критерии надобности. Это может приводить к тому, что он не в силах начать что-то новое, не закончив с начатым ранее. Не может переключаться. Он более нацелен на один вид деятельности, чтобы совершенствоваться в нем и достичь максимального профессионализма. Порой тем самым перекрывая себе иные возможные пути творческой реализации.

Мне сказали. Значит это так

Человек с анальным вектором склонен искать советов и рекомендаций. Выше себя он ставит мнение профессионалов, которые уже получили опыт и могут передать его. Но часто так бывает, что человек ошибается и слушает без разбора всех, у кого есть звание, диплом, награды. А не стоило бы этого делать.

Критика или критиканство — как состояние души. Системно-векторная психология Юрия Бурлана

И, к тому же, не каждая критика является критикой. А люди с разным векториальным набором по-разному относятся к одному и тому же творчеству. Кто-то скажет, что это фигня и нечего на такое тратить свое время, а кто-то восторженно похвалит.

Если уверены, что делаете полезное дело − делайте его. Если кто-то пытается донести до вас, что это пустая трата времени − послушайте, подумайте, но сумейте сделать свой личный правильный вывод, а не навязанный. Надо различать важное мнение и просто чье-то мнение, критиканство и конструктивную критику, которая поможет стать лучше в своем деле.

Страх начать и сделать хуже, чем получилось в первый раз или хуже, чем это делают профи − знак «Стоп» на пути к развитию способностей и талантов.

Время давно перевалило за полночь, вы садитесь за очередной «полезный и интересный» текст о выборе «лучшего матраса, который можно купить недорого в нашем интернет-магазине» и… понимаете, что не можете выжать из себя ни слова. Здорово, если проблема решится обычным (хотя столь непривычным для копирайтеров) восьмичасовым сном. А если творческий ступор длится не первый день и одолевает вас все чаще? Возьмите на вооружение советы нашего автора Виктории , которая поделилась надежными средствами борьбы с творческим выгоранием. А в конце статьи вы найдете еще парочку полезных рецептов вызова музы от нашей команды (обещаем, никакой черной магии 😉). Передаем слово Виктории.

Как я продолжаю писать, даже если муза в отгуле?

О том, что копирайтер – творческая профессия, известно всем. Но я прочувствовала это в полной мере. Пишу уже более пяти лет и на своём опыте ощутила «перегорание» творческой личности.

Несмотря на опыт, профессионализм, писателю постоянно нужна перезарядка. Н а протяжении всей своей трудовой деятельности замечаю, что непрерывная творческая работа утомляет автора, истощает его слог.

Думаю, только копирайтер копирайтера может в этом понять. Как человек, зарабатывающий на жизнь исключительно копирайтингом, могу сказать, что на зарплату нужно творить баснословное количество знаков в месяц.

Большинство знакомых всегда с мечтательной завистью в голосе твердят мне про преимущества гибкого графика, хотя не такой он и гибкий, ведь дедлайны конкретные, за нарушение которых последуют штрафы. Каждый день нужно писать более 10-15 тысяч знаков, но темы постоянно повторяются. В итоге приходит чувство, что все слова уже были сказаны кем-то, а многие – мною. И не то чтобы не знаешь, что писать (опыт даёт своё), но наступает настоящий творческий кризис. Руки стараются не резво бить по клавиатуре, а отталкивают её всеми пальцами. Напрягает сама мысль, что нужно будет сотворить очередной текст.

Ничего неестественного в этом нет, ведь каждый творческий человек в себе генерирует и создаёт прекрасное, да только вдохновение не станок, автор не может работать, опираясь исключительно на технические способности.

Прежде всего, хочу сказать, что при постоянном написании массы текстов слог становится скудным и повторяющимся, если не читать литературные произведения, например, классику. Можно и современную прозу, почему нет? Это обогащает лексический запас. Когда ощущаешь, что начинаешь говорить с читателем по-новому, это придаёт творческих сил. Так что я усиленно читаю : это улучшает настроение и повышает профессионализм.

Лично для меня стали примером именно японские писатели, так как, читая их книги, забываешь о времени и количестве прочитанных страниц. Слог буквально льется, поэтому даже в больших произведениях не теряешь нить сюжета, все события понятны. Мой литературный фаворит – Харуки Мураками. Почти все его произведения, прочитанные мной, впечатлили, особенно «Норвежский лес». Считаю отменно написанной книгу Фредерика Бегбедера «Любовь живёт три года»: приятно читать, когда подача текста интересная и понятная. Рекомендую произведение Стива Харви «Поступай как женщина, думай как мужчина». Список могу продолжать бесконечно, и это прекрасно, ведь значит, в мире много профессионалов своего дела.

Выход в людные места. Для меня как для копирайтера проблемным моментом работы является то, что приходится работать дома, просиживать день за своим ноутбуком. Если аврал, бывает, не хватает времени даже на супермаркет. А ведь, согласитесь, что отсутствие офисной обстановки и босса в стеклянном кабинете имеет и минусы. Один из них – дефицит общения, поступления внешней информации. Поэтому в моменты творческого кризиса даю себе всё, чего мне не хватало, – больше гуляю.

Вооружаюсь стаканчиком кофе и дышу воздухом в парке, отлично бы прогуляться по набережной. Красивый вид порождает в нас красивые слова, а в работе это, снова же, только на пользу. Можно встретиться с приятными людьми и поболтать.

В очередной раз сделать переоценку своего труда . Меня часто разочаровывало то, что копирайтер и журналист – профессии, которые часто путают. И наша профессиональная община трудится намного больше, но вот титулов и лавровых венков не дождаться. Публикации копирайтера идут даже без имени. А порой так хочется оставить след в истории The New York Times… В моменты творческого кризиса смотрю фильмы о людях, которые тоже пишут, занимаются фрилансом, и меня это вдохновляет. Глядя со стороны на человека за ноутбуком, печатающего, не могу не соблазниться и не сесть за свой лэптоп. Мы творим интернет!

Один из «лечебных» фильмов от творческой депрессии у меня — « Завтрак у папы », где в сюжете вырисовываются комические и не очень моменты жизни копирайтера. Придает сил и вдохновения кинолента « Стажер », которая хоть и не связана с фрилансом, но показывает, как упорно приходится трудиться людям, которые создают бизнес с помощью Сети, и как они преданы своему делу. Подвести черту «кинотерапии» хотелось бы простым видео The Expert , которое набрало на YouTube более 5 миллионов просмотров. В сюжете отображается сложность «попадания в десятку», с которой сталкиваются все творческие люди. Ведь заказчики ждут именно того, что будет соответствовать не столько ТЗ, сколько их видению результата, а понять это бывает не так просто. Но мы все должны относиться к этому с юмором, чтобы делать свою работу позитивно. Этот видеоролик точно поможет улыбнуться и получить порцию веры в свой профессионализм.

Перед стартом работы, после небольшого отпуска для перезарядки, делаю себе чашечку ароматного крепкого кофе, для полного счастья добавляю к нему пару ломтиков любимого шоколада и в приятной атмосфере снова начинаю творить. Для себя поняла, что чем прекраснее обстановку мы создаём вокруг себя, тем больше вероятность того, что дивная и неуловимая муза захочет оказаться в этом уютном месте.

Благодарим копирайтера Викторию за такой искренний текст, отличные советы и порцию вдохновения!

Виктория уже воспользовалась и получает от нас все обещанные «плюшки»!

Есть крутая идея для нашего блога? Хотите войти в историю пусть не The New York Times, но хотя бы биржи «Миратекст»?

Связь через:

  • e-mail: gorbatenko.olga[собака]mirafox.ru;
  • skype: olga_booklover (предпочтительный способ).

Рецепты против творческого выгорания от команды « Миратекст »

Статья Виктории настолько вдохновила нас, что мы устроили настоящий мозговой штурм и хотим предложить вам еще пару лайфхаков по борьбе с выгоранием. Не беремся утверждать, что каждый из них подойдет абсолютно любому человеку, но попробовать однозначно стоит: вдруг вы найдете именно то, что нужно.

Попробуйте технику Pomodoro

Если вы по несколько часов не отрываетесь от экрана, не надо удивляться выгоранию: ваш бедный организм просто включил « на полную » функцию инстинкта самосохранения и пытается сохранить хоть немного вашего здоровья. Заставить организм отключить функцию самосохранения и включить мозг поможет техника « Помидора » . Вся соль состоит в том, чтобы разбить работу на части. Так, вы должны работать 25 минут, потом 5 минут отдыхать, потом вновь 25 минут работать и 5 отдыхать и т.д. Это будет просто сделать при помощи специального таймера http://tomatotimer.ru/ или аналогичного приложения для Android или iOS . Что сделать за 5 минут отдыха? Похрустеть затекшей шеей, подвигаться, выпить чашечку ароматного чая, зажав в свободной руке печеньку, а не мышку, — что угодно, главное — подальше от компьютера.

Выйдите из зоны комфорта (даже если не вошли в нее 🙂)

У каждого копирайтера есть темы, в которых он разбирается, которые легко писать. И это главная ловушка! Как бы вы ни обожали детей, поверьте, после 58 текста о выборе лучших подгузников вас будет передергивать от одной мысли о «детской тематике». Возьмите в работу статью по совершенно новой для себя теме. Сначала будет жутко страшно, ведь вы ничего о ней не знаете, нужно будет потратить время на изучение нюансов, появятся сомнения в том, что все получится на должном уровне. Зато в результате такой«шоковой терапии» ваш мозг«перезагрузится» и вы вновь сможете вернуться к той же детской тематике (если, конечно, новая тема не увлечет вас).

Смените место дислокации

Смена обстановки — ультраполезная штука. Попробуйте писать недающуюся вам статью в парке, на пляже, в любимом кафе . Это не просто приятно, но еще и весьма эффективно: в голову начинают приходить свежие мысли, интересные обороты, идеи структурирования статьи. Обязательно попробуйте!

Alex Cornell

Известный блогер, музыкант и дизайнер Алекс Корнелл

Столкнувшись в очередной раз с творческим кризисом, решил задать двадцати пяти креативщикам вопрос: «К каким средствам вы обращаетесь, чтобы в повседневной профессиональной рутине не терять творческого вдохновения?» Как дизайнер и ожидал, ему представили множество стратегий, начиная с прослушивания в полном одиночестве в лесу «Boards of Canada», заканчивая приготовлением шторма и ожиданием просветления ума.


Nicolas
Felton

Графический дизайнер, Нью-Йорк

У меня еть несколько тактик, которые позволяют мне поддерживать мой поток креативности. Я чередую течение моей жизни, как севооборот в сельском хозяйстве. В нечетные года я стараюсь больше путешествовать и в основном работаю с персональными проектами и личными инициативами. А в четные годы я предпочитаю больше работать и зарабатывать, чтобы потом отправляться в длительные путешествия. Например, в 2005 году я провел пять недель в путешествии вокруг света. В 2007 году я ездил в Непал, Китай и Тибет на три недели. Эти поездки были настолько впечатляющими, что я возвращался за свой рабочий стол с головой полной мыслей и идей.


Графический дизайнер, Бельгия

В творческий ступор я впадаю весьма редко, у меня в голове постоянно бурлит большое количество разнообразных идей. Все остальное вопрос времени и приоритетов. Уже целый году я то начинаю, то бросаю, то снова продолжаю работу над гарнитурой. И этот процесс доставляет мне огромное удовольствие, а также дает бесценный опыт, но это и мешает мне работать над каким-либо другим проектом. Поэтому можно сказать, что я впадаю в своего рода интеллектуальный ступор: хочу развиваться и продолжать двигаться дальше, но не раньше чем закончу проект с гарнитурой. Я могу назвать себя медлительным и дотошным, мне хочется, чтобы все было идеально. Так я продолжаю бег по кругу. Сама идея гарнитуры мне в голову пришла в то время, когда я просматривал старый шрифт, который я сам разработал (да-да, иногда моя собственная работа тоже может стать источником вдохновения, для этого и нужны записки и наброски), постер Wim Crouwel «Hiroshima» и винтажную обложку книги. Поэтому предметный фактор срабатывает в конце концов.


Audrey
Kawasaki

Художник, эротическая живопись, Лос-Анджелес

Когда у меня возникает чувство, что я впадаю в творческий ступор, то это случается по той причине, что я отвлекаюсь и думаю о чем-то не относящимся к моей работе. Или я просто не могу спокойно сидеть и сконцентрироваться на том, что мне необходимо делать. Чтобы с этим справится, на протяжении многих лет я просто включала музыку в наушниках, или смотрю разного рода информационные передачи. Их прослушивание во время работы дает возможность моему мозгу работать в двух направлениях: освобождать от ненужных мыслей творческую составляющую и спокойно трудиться. Создавать своего рода барьер для ежедневных отвлекающих факторов и разделять себя на две части — это самый лучший для меня способ, который позволяет войти в медитативное состояние во время написания картины.

Khoi Vinh

Руководитель группы дизайнеров ресурса NYTimes.com

Много рисовать и читать. Чтение я могу сравнить со стратегией: это постоянное пополнение запаса идей, метафор, точек зрения, деталей. В своей голове ты хранишь все прочтенное для того, чтобы позднее в твоем распоряжении оказался внушительный каталог «отправных точек». Рисование дает возможность активировать всю информацию, которая храниться в голове и помогает решать поставленные задачи. Сам процесс рисования представляет собой визуализацию различных идей и позволяет классифицировать большое количество элементов, установить между ними неожиданные связи. Главное – рисовать быстро и не отвлекаться на технику исполнения. Только так можно удержаться в рамках контента и не зацикливаться на форме.


Kalle
Gustafsson

Фотограф, Швеция

Если у меня появляется ощущение нехватки вдохновения, значит нужно взять тайм-аут. В моем случае это самый лучший вариант. Я уезжаю на неделю или две в отпуск, чтобы просто слушать и смотреть. Я смотрю на людей, слушаю музыку. Я мог бы сказать, что меня вдохновляет все вокруг, независимо от места и времени. Чтобы найти вдохновение нужно просто выйти за рамки привычной работы и отвлечься.


Иллюстратор, дизайнер, Атланта

Когда у меня возникает необходимость в источнике вдохновения для запуска креативных механизмов, то я обращаюсь к экспериментальной музыке, дизайну или кинематографу середины прошлого века, дикой природе и многому другому. Для достижения максимального творческого потенциала мне необходимо одновременно сидеть в лесу, слушать «Boards of Canada», смотреть сериал «Безумцы».


Chad
Hagen

Дизайнер и художник, Миннеаполис

Все время оставаться креативным – это тяжелый труд. Если быть честным, то я не думаю, что был достаточно талантлив, когда поступал в школу искусств. Мне необходимо было трудиться для того, чтобы оставаться креативным. Единственное, что меня заставляло сфокусироваться, это мое бесконечное желание быть хорошим художником. И об этом я думал постоянно, если я буду постоянно заниматься тяжелым трудом, изучать изобразительное искусство, как сложные и не очень математические уравнения, то я смогу расслабиться и делать крутые вещи, а также позволять событиям идти своим чередом.

Если со мной случается творческий ступор, лучшим способом с ним справиться будет то место, в котором мне захотелось бы стать еще лучше. А для этого мне нужно взглянуть на работы других людей. На мой взгляд, нет способа лучше зажечь собственный творческий потенциал, чем посмотреть на удивительные вещи, которые сделали другие люди. Подобные вещи можно увидеть в музеях, галереях, на выставках. Меня это всегда вдохновляет, а также пробуждает желание вернуться за работу и сделать что-нибудь стоящее.


Фрилансер, иллюстратор, Англия

Я могу дать несколько советов: В первую очередь необходимо отвлечься от компьютера/набросков/записной книжки, прогуляться по улице, посетить новый город. Как-то раз я сидел в кафе в Берлине, и мне в голову пришло такое количество идей, что я даже не представлял, что с ними делать теперь. Иногда я посещаю библиотеку и закапываюсь в старых изданиях по графическому дизайну или журналах по фотографии. Из них я выхватываю вещи, которые просто поражают мое воображение. После этого я иду домой и распечатывают их или вклеивают в мою книжечку для журнальных и газетных вырезок. В моей голове после этого обычно остается еще масса идей.


Kim
Holtermand

Фотограф, Дания

Каждый раз, когда у меня заканчиваются идеи, я обычно слушаю музыку, чтобы вернуть прежнее расположение духа. Для меня она является колоссальным источником вдохновения. Многие мои роботы создавались при прослушивании таких музыкантов как Sigur Ros (самые любимые), Max Richter, Trentemøller, M83, Helios, Dead Can Dance, Jonsi and Alex, Air, Olafur Arnalds, Johann Johannasson … список можно продолжать до бесконечности. Музыкальная меланхолия создает у меня определенное настроение, в котором легко начинают продуцироваться идеи.


Erik
Spiekermann

Легендарный немецкий типограф

1 Избегай (Сделай что-то другое, создай резервную копию данных, помой машину, выполни поручения и так далее). 2 Думай (Постарайся расслабиться и подумать о проблеме, дай волю своему мышлению). 3 Исследуй (Ищи подходящий материал, просмотри бывшие проекты. Главное избегать Googlе, чтобы найти что-то стоящее и полезное необходим очень много времени). 4 Собирай (Много всяческого хлама есть у каждого. А именно среди него должно оказаться то, что будет наиболее полезным). 5 Делай наброски (Рисование – это очень классная штука, даже если у тебя нет таланта к рисованию. Визуализация простых вещей помогает воплощать их в жизнь). 6 Реконструируй (Проблему нужно разбить на части и на каждую из них посмотреть отдельно, а после этого собрать все части вместе).


Si
Scott

Иллюстратор, графический дизайнер, Англия

Творческие кризисы у меня случаются весьма часто (как и у большинства творческих людей, насколько я полагаю?). Для борьбы с ними у меня есть единственно верный способ – продолжать дальше работу и генерировать идеи, даже если они кажутся незначительными. Биться головой о стену в поисках решения – это самая трудная и самая безысходная на свете вещь.

Свое вдохновение я черпаю в книгах и стихах. Кроме чтения еще музыка весьма продуктивно воздействует на меня. Слова способны зажигать что-то во мне и появляется желание творить дальше, думать, исследовать, анализировать.


Художник, дизайнер, Мичиган

Первым и лучшим вариантом борьбы для меня будет прекратить попытки заставлять себя что-то делать и просто отвлечься от работы на время. Перерывы делать достаточно важно.

В поисках вдохновения я обычно отправляюсь в книжный магазин. Это мой самый любимый способ времяпрепровождения. Там я мо по-настоящему расслабиться. Стопка книг, журналов и кофе. Иногда я могу брать компьютер с собой, но в основном пользуюсь возможностью оторваться от экрана и полистать бумажные страницы, посмотреть, почитать и почерпнуть что-то новое для себя. Издание о музыке, искусстве, дизайне, культуре, тату, музыке – вот что мне больше всего нравится. Я перегружаюсь этой информацией и этот факт помогает мне выйти из творческого ступора.


Иллюстратор, художник, Калифорния

В творческий ступор я впадаю не так уж и часто, но если это случается, то я просто делаю перерыв. Не рисую и делаю все, что пожелаю до того времени, пока я снова не почувствую, что хочу взяться за работу. Я стараюсь не допускать творческих кризисов, поэтому постоянно активизирую мыслительную деятельность, читаю слушаю подкасты, смотрю DVD. Также я люблю встречаться с друзьями, у которых есть другие интересы.

В моей области непосредственных источников вдохновения очень мало, поэтому большинство работ, которые я создаю, — это то, о чем рассказывают мои друзья и что их больше всего интересует. К примеру, я не являюсь большим любителем фильмов ужасов или фильмов о восставших их мертвых или фильмах о магических кристаллах, обладающих магической силой, но все это я рисую, потому что мои друзья об этом рассказывают. Вообще у каждого это происходит по-своему. У меня вот так.


Креативный директор Google Create Labs

— Принимаю долго душ. Стоя под душем я думаю совсем иначе. Он способен смывать все мои старые мысли и позволяет чувствовать себя обновленным.

— Делаю уборку. Беспорядок вокруг мешает мне ясно мыслить.

— Если эти два варианта не сработали, то я сажусь за руль мотоцикла и еду кататься, стараясь совершенно не думать о проекте.

В конце-концов каким-то непонятным образом ступор проходит.


Дизайн-студия, Дания

Наша студия состоит из двух дизайнеров, которые работают друг с другом достаточно тесно. Мы очень часто сотрудничаем с фрилансерами, на их нельзя назвать частью нашего творческого процесса. Мы стараемся постоянно искать в чем-то вдохновение, поэтому все, что нас может вдохновить, мы добавляем в архив, чтобы источники вдохновения постоянно находились под рукой. В качестве таких источников может выступать что угодно. Если это что-то, что мы видим на улице, то мы фотографируем это. Кроме уличных событий такими источниками могут быть журналы, показы мод, книги, блоги, кино и многое другое. Если мы начинаем работу над новым проектом, то сначала мы его обсуждаем, рассказываем друг другу о том как мы его видим, затем листаем наш «архив вдохновения», делаем наброски. Когда визуальная составляющая уже будет скомпонована, мы можем начинать процесс создания.


Дизайнер, иллюстратор, художник, Бруклин

Для меня самый лучший способ выйти из ступора – это отправиться в любую сторону поездом Amtrak. Но, к сожалению, к этому варианту я не могу прибегать настолько часто, насколько бы мне хотелось. Тем не менее, мне очень нравится это принудительное сидение на одном месте. Оно намного удобнее, чем в самолетах. Мой дедушка каждый год ездил на Аляску и писал романы во время путешествия. Мне кажется, что путешествия по железной дороге чем-то похожи на поездки моего деда на Аляску. Когда передвигаешься по миру, ты начинаешь чувствовать себя живым.

Однако это не всегда бывает просто сделать. И большую часть времени я просто мчусь сквозь свою работу. Если я начинаю чувствовать недостаток вдохновения, то я мирюсь с тем фактом, что могу допустить некоторые ошибки. И продолжаю трудиться дальше.


MINE

Студия графического дизайна Кристофера Симонса, Сан-Франциско.

Можно назвать три фактора, которые способствуют наступлению творческого кризиса: осознание того, что попал в тупик, осознание того, что попал в тупик и не знаешь как из него выбраться, осознание того, что попал в тупик, знаешь как из него выбраться, но сомневаешься, что у тебя получиться это сделать.Сперва я спрашиваю себе, действительно ли я в тупике? Случается так, что мы думаем, что застряли или хотим так думать, но на самом деле мы идем по нужному следу и даже не догадываемся об этом. Некоторые пути неизбежны. Кризис может быть всего лишь ямой на пути.Я не делаю ничего. Находиться в тупике – значит не иметь четкого представления об образовавшейся проблеме. В таком случае лучше лекарство – перспектива. Ее я рассматривают в территориальном и временном аспекте. Когда я отвлекаюсь от проблемы, мне становится проще взглянуть на нее со стороны. Иногда вместо того, чтобы биться при поиске решения, лучше сделать что-то мало относящееся к делу. Посмотреть кино или сходить на выставку, к примеру. Что-то из другого мира может оказаться решением проблемы, с которую я стараюсь игнорировать. Я становлюсь крутым. Иногда может возникнуть проблема, которой я могу найти решение, но мне оно кажется очень сложным. Такую неуверенность я преодолеваю с помощью одного трюка: я берусь за другие, более легкие задания, которые не относятся к делу: дописываю пост в блоге, навожу в гараже порядок и так далее. После успешного выполнения этих задач, я становлюсь уверенным в том, что я все смогу. А когда я в очередной раз возвращаюсь к неразрешимой проблеме, то она уже становится для меня очередным пунктом в списке. И нет никакого волнения.


Креативное агентство, Англия

Заведите будильник на 5 утра, и когда он зазвенит, у вас есть только два варианта: либо встать и наслаждаться уникальным ощущением этого времени суток, либо заснуть дальше и увидеть странные бредовые сны. Один из двух вариантов точно вдохновит. Не стоит сидеть на креативном собрании в ожидании того, что что-то может щелкнуть в твоем сознании. Не следует читать о дизайне и смотреть картинки в Google или YouTube. Не стоит себя заставлять, лучше уйти из студии и сходить в театр или на концерт, или в музей. Главное отдохнуть от работы, проветриться, перестать пялиться в монитор, отключить мобильный, поговорить с друзьями о любой ерунде. Расширяйте свои интересы. Чем они будут шире и чем выше будет культурная образованность, тем более значительными станут ваши проекты для клиентов. Постарайтесь поставить себя на место клиента и попробовать представить его ход мыслей. Производите кучу идей, обменивайтесь ими с коллегами, тестируйте на них свой ход мыслей. Думайте о проекте, рассматривайте его со всех точек зрения. Будьте строги и непреклонны во время создания своего проекта. Или же наоборот, руководствуйтесь своими инстинктами, потому что вы устали от надуманных и вымученных ответов, которые только отнимают радость жизни настолько, что вы даже не можете представить себе, зачем пошли в сферу креатива, если в ней все решают комитеты и компромиссы. Много рисуйте, просто ради самого рисования. Будьте смелыми в суждениях, в том случае, если вы чрезвычайно талантливы, в противном же случае просто слушайте. Слушайте в любом случае.


Dan Covert и Andre Andreev, дизайн-студия, Нью-Йорк

Дэн: Если мне случается впасть в креативный ступор во время повседневной работы, то я иду гулять или брожу по сети, или беру фильм посмотреть, могу купить книгу или сходить в музей, делаю какие-то вещи из стандартного набора клише поиска источника вдохновения. Однако иногда мне надоедает заниматься поиском этих источников и просто стараюсь почистить мысли, покинув офис. Идеи ко мне приходят тогда, когда я жду их меньше всего.

Андре: Если говорить о повседневной креативности, то у меня есть жесткое расписание, которого я стараюсь придерживаться. Я работаю над проектом, только и всего. Я не трачу весь день на один проект, если в этом нет жесткой необходимости. Я стараюсь отключить IM и e-mail, или проверяю их лишь раз в час.Жесткое распределение времени мне очень помогает. Если у меня остается два часа на то, чтобы закончить работу, я концентрируюсь на деталях и элементах, которые мог упустить из виду.

Мне кажется, что это и помогает быть творческим. Я с нетерпением жду момента, когда сновам смогу взяться за проект и заставлю себя от него немного отвлечься и подумать, что бы я смог для него сделать в следующий раз. Благодаря расписанию я могу переключаться с одного вида деятельности на другой. Большое количество задач не для меня, я не умею одновременнно разговаривать по IM, вести беседу с интерном, подписывать контракт, пытаться что-то спроецировать и ожидать e-mail. Мне необходимо избавиться от всего, что меня отвлекает, а также сфокусироваться только на одном проекте.

Дэн: Наша студия так устроена, что очень часто случается частичное совпадение или наложение того, чем занимается каждый из нас. Мы не оказываем давления на людей, которое относится к творческой ответственности. Это может немного обескураживать, но позволяет нам быть значительно свободнее в некоторых вещах. А если говорить о творческом кризисе в широком смысле слова, то мы все время стараемся развивать свой бизнес в нескольких направлениях.

Андре: Если говорить о моем вдохновении в широком смысле слово, то оно то появляется, то исчезает. Мне сложно предсказать, когда я снова смогу загореться новым проектом. Я стараюсь быть счастливым в личной жизни, что во многом положительно влияет на мою работоспособность. Продуктивная составляющая является одним из главных факторов счастливой личной жизни. По этой причине я и стараюсь делать как можно больше того, что я люблю: читаю книги, встречаюсь с девушкой, играю в футбол или видеоигры, напиваюсь, все зависит только от моего настроения. На мой взгляд, трудно оставаться креативным, если ты о чем-то беспокоишься, злишься или расстраиваешься.

Дэн: Мы работаем в различных направлениях, что немного освежает. В один день мы можем заниматься моушеном, а на другой день делать брендинг или футболку. Обучение тоже во многом помогает, поэтому каждую неделю мы занимается с новыми идеями или талантами. Мы учимся у них точно также как и они у нас.


Графическая студия, Роттердам

Наша студия – это дизайнер и художник. Такую комбинацию можно назвать весьма динамичной, в том смысле, что мы всегда рассматриваем проблему с нескольких сторон. Методы и взгляды, которыми мы пользуемся, часто выглядят весьма противоречиво, но это создает движущую силу. Такой способ работы мы считаем весьма продуктивным. Наш союз получается достаточно живым и прогрессивным, поэтому мы никогда не стоим на месте. Кроме того, нам нравится создавать работы для себя. Это помогает сохранить ясность и оттачивает мастерство. Поэтому, чтобы двигаться вперед необходимо все время занимать себя работой.


Christpher David Ryan, дизайн-студия, США

Мне часто доводится ощущать своего рода творческий ступор. Не могу сказать чтобы я вообще не мог сделать чего-то креативного, просто время от времени ничего из того, что приходит ко мне в голову, я не воспринимаю как нечно особенное. Сколько себя помню, я просто садился и позволял соим творческим мыслям струиться. Но сок этот не всегда был сладким.

Я заметил,что чем больше я требую в таких ситуациях от себя результата, тем больше вероятности остаться ни с чем. Но в моем арсенале есть запас оружия от творческого ступора: разговоры, рисование, прогулки, винтажный шопинг, чтение, йога, просмотр старых записей, красное вино, ТВ, виски и так далее. В поисках вдохновения я избегаю только интернета. Этот вариант мне кажется слишком банальным и простым.

Самые яркие идеи ко мне приходят к концу дня, когда я этого меньше всего ожидаю: когда я в метро, в душе, в кровате, на встрече. В те моменты, в которые на поиск идей настроен меньше всего. У меня складывается такое впечатление, что энергия, которую я трачу в течние для создает вокруг меня облако для того, чтобы потому рассеяться и тогда идеи добираются до меня.


Kevin
Dart

Фрилансер-иллюстратор, Лос-Анджелес

У меня есть куча способов избавиться от творческого опустошения. К примеру, искать в сети классные фото референсов, находить и слушать новую музыку, просматривать старые рисунки, рисовать в кафе, выходить из дома на прогулку. На самым лучшим способом для меня остается разговор с друзьями. Они всегда могу продемонстрировать новый взгляд на проблему, который мне даже в голову не пришел бы. Или какие-нибудь красивые иллюстрации, которых я до этого не видел. Или же просто подбадривающие слова, которые меня заставляют двигаться дальше.


Студия дизайна и иллюстрации, США

Сбежать. У этого простого слова столько различных интерпретаций. Если же брать самую простую, то мы уходим. Куда? Всегда получается по-разному. Это может быть и книжный магазин, и антикварная лавка, и кофейня, и кинотеатр, и лес, и берег реки, парк, иногда даже просто гостинная. Цель остается всегда одна – почувствовать или увидеть то, что нас вдохновило бы. Причем это не обязательно должно быть что-либо новое или свежее, но обязательно что-то, что смогло бы вернуть нам желание взяться за работу. Наши проекты мы очень часто обсуждаем в кофейне, а не в рабочем кабинете – в такой обстановке рождаются лучшие идеи.

В целом подобные освежающие моменты рефлексии, вне зависимости от того, длятся они целый день, несколько минут или половину дня, могут быть весьма плодотворными. Мы уже давно включили их в наше рабочее расписание.


Креативный “мозговой центр”, Калифорния

Justin Krietemeyer: Очень частоя отправляюсь на длительную пробеждку, прогулку с собакой или на мотоцике. Я делаю все что угодно, только не работу связаную с проектом. Хорошие идеи храняться в жире и если я сожгу немного своего, то я смогу их освободить и пользоваться ими. Я беру с собой телефон, чтобы записывать идеи, которые возникают в моей голове.Самый худший вариант – напрячься и сделать все за раз.

Tess Donohoe: Если я испытываю недостаток вдохновения, то встаю и отхожу от компьютера. Верным способом получить разочарования для меня считается уставиться на картинку или пустой экран. Мне нравиться прогулки и пробежки по улице. Ты идешь или бежишь, осматривая все вокруг. Решение сложных проблем я нахожу в тот момент, когда о них совершенно не думаю. У меня в голове возникают интересные модели и образы, когда я просто смотрю по сторонам: на асфальт, на грузовик с мороженным, на деревья. Чаще всего, когда я перестаю думать о проекте, ко мне приходят новые идеи.

Воображение и креативность могут время от времени пересыхать, оставляя художника с чистым холстом. Вот несколько советов, которые помогут вам вернуть мотивацию и энергию, чтобы вернуться к делу.

Шаги

Часть 1

Измените вашу рутину

    Встряхните ваш распорядок дня. Остановитесь. Ощущения спешки и давления не помогают творческому процессу. Выделите немного времени, чтобы сходить куда-нибудь. Отправляйтесь на улицу, на природу и расслабьтесь. Вдохновение вернется к вам, когда вы готовы принять его.

    Создавайте несколько проектов одновременно. Если вы застряли или заскучали, работая над одним проектом, вы можете взяться за другой. Добавьте к вашей работе испытания, чтобы не скучать. Жонглируйте несколькими проектами сразу, чтобы быть всегда занятым.

    Поменяйте материалы. Если вы рисуете краской, начните работать с глиной. Если вы создаете коллаж, попробуйте использовать ручку и чернила. Исследуйте новые материалы и используйте новые инструменты. Обращайте внимание на формы, ритмы и цвета в вашей жизни и за пределами вашей студии. Возьмите фотокамеру и начинайте снимать все, что вам нравится.

    Часть 2

    Ищите вдохновение в местах, людях и событиях
    1. Посетите сад, ваше любимое место в городе или устройте пикник. Сходите на концерт. Возьмите отгул на несколько дней, если это необходимо. Иногда простого душа или хорошей книги достаточно для возвращения вдохновения. Главное - переключите свое внимание на что-то, что не связано с вашей работой.

      Тщательно исследуйте все аспекты того, что вы хотите создать. Посетите библиотеку или книжный магазин.

      • Посетите большой книжный магазин и отправляйтесь в секцию книг по искусству или фотографии. Сядьте прямо на пол или в укромный уголок и наслаждайтесь чтением.
    2. Найдите другие выставки изобразительного искусства, который интересны вам.

      Запишитесь в художественную мастерскую. Рисуйте и творите в окружении других людей. Спросите других художников о том, что они думают о вашей текущей работе, но не будьте навязчивы. Сторонний взгляд может быть как раз тем, в чем вы нуждаетесь. Если вы чувствуете, что проблема заключается в дизайне, найдите другой путь.

      Найдите что-то в вашей повседневной жизни, что вам бы захотелось нарисовать или вылепить. Фотографируйте обыденные вещи, которые вас окружают. Затем просматривайте фотографии и перерисовывайте те, которые вам нравятся.

      Найдите музу. Это может быть человек или животное - что угодно, что вдохновляет вас.

    Часть 3

    Справьтесь с эмоциональным ступором

      Осознайте, что вас может пугать сложность вашего проекта. В этом случае вам следует сделать шаг назад, тщательно изучить все аспекты проекта и его дизайна, а затем медленно начать продвигаться вперед.

      Заботьтесь о своем здоровье. Игнорирование телесных, эмоциональных и духовных нужд только навредит вашему творческому процессу. Уделяйте себе немного больше времени.

    1. Боритесь со страхом того, что ваш проект должен быть идеален либо вообще не должен существовать. Он не должен быть идеален –– вообще, что такое "идеал"? Разрешите себе творить "плохое искусство", так как это все равно лучше, чем полное отсутствие искусства. Многие творения рождаются из настойчивости и изучения, а не из раздумий. Начните играть с этим холстом.

      • Страх создания "плохого" искусства вытекает из сравнения своих творений с произведениями других художников. Вместо этого, попробуйте сравнивать свои произведения со своими ранними проектами, чтобы увидеть, насколько улучшилось ваше мастерство. Понемногу, вы улучшите свой стиль и внесете в него те изменения, которые подходят именно для вас и не зависят от того, каким, по вашему мнению, окружающие хотят видеть ваше искусство.

    Часть 4

    Просто сделайте это
    • Большинство художников и творческих людей проходят через творческий ступор время от времени. Это нормальное явления, которое, тем не менее, может быть довольно пугающим! Не сравнивайте себя с другими. Большинство художников считают творческий ступор очень важной частью творческого процесса. Некоторым художникам помогает усердная работа и тщательное исследование темы проекта, но не всем - для всех это работает по-разному.
    • Если ничего не помогает, попробуйте написать список привычек, которые мешают вашему творческому процессу. Может быть, вы прокрастинируете до последней минуты? Или страдаете от депрессии? Избавьтесь от нее с помощью терапии или медикаментов.
    • Не думайте слишком много о проекте. Это может вызвать ненужный стресс. Если вы ощущаете напряжение в области шеи или плеч, сходите на массаж.
    • Послушайте новую музыку. Попробуйте что-то, что вы никогда не слушали прежде.
    • Будьте более общительны. Вовлечение людей в вашу жизнь может вернуть вам вдохновение.
    • Посмотрите несколько фильмов, но только в кинотеатре. Визуальные изображения могут вернуть вам вдохновение. Вам необходимо стимулировать ваш мозг, чтобы он снова начал творить.

    Предупреждения

    • Не говорите никому о ваших трудностях изначально. Просто отпустите их. Если вы будете говорить о них, они могут стать "настоящими". Вам также могут навязать много ненужных советов, который только еще больше огорчат вас, вместо того, чтобы мотивировать. Встретьте ваш творческий ступор с открытыми объятиями!
    • Не начинайте думать о том, сможете вы продать эту работу или нет. Просто выполните ее для себя.
    • Не начинайте принимать наркотики/ пить алкоголь, чтобы вернуть вдохновение. Эти вещества только усилят вашу депрессию и ограничат креативность.
 


Читайте:



Какие продукты образуются и сколько молекул атф запасается в клетках Сколько молекул атф запасается в процессе

Какие продукты образуются и сколько молекул атф запасается в клетках Сколько молекул атф запасается в процессе

Энергетический обмен - это по-этапный распад сложных органических соединений, протекающий с выделением энергии, которая запасается в...

«У меня миллион навязчивых мыслей»: как жить с обсессивно-компульсивным расстройством?

«У меня миллион навязчивых мыслей»: как жить с обсессивно-компульсивным расстройством?

Представьте себе, что каждую секунду в вашей голове рождаются пугающие навязчивые мысли: вы боитесь наорать матом на коллегу, избить свою мать,...

Отчет по самообразованию "развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста" Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группы

Отчет по самообразованию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Космос» Города Балашова Саратовской области» ОТЧЕТ ПО...

Образование государства русь

Образование государства русь

1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32 Причины возникновения: У восточных славян родоплеменные, кровнородственные отношения сменяются на военные, политические и...

feed-image RSS