Разделы сайта
Выбор редакции:
- Решение дифференциальных уравнений с помощью рядов
- Чему равно значение тригонометрической функции
- Описание погоды на английском: слова, выражения и примеры текстов Телефонный звонок заграничного друга зимой
- Презентация на тему абстрактное мышление
- Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит Самарской области средняя общеобразовательная школа
- Что такое материя и антиматерия?
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
Реклама
Метод последовательных ассоциаций (цепочка). Пополняем инструментарий: метод ассоциаций Упражнения на развитие ассоциативных связей |
Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для . Что такое ассоциации?Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним. Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений: УпражненияУпражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.. Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными. Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб. Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов. Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:
Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации. Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти. Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное - вы сможете запоминать любой новый материал быстрее. Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:
А главное - чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся. Итак, второе правило запоминания: Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации). Проверьте свои знанияЕсли вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются. Это не строго групповое упражнение, его можно выполнять и в паре, и даже в одиночку. Для выполнения упражнений на развитие ассоциативного мышления, желательно иметь под рукой диктофон и блокнот с ручкой - для последующей расшифровки и анализа звукозаписи. Не стоит полагаться на память, выполняя такие упражнения. Упражнения. Работающие с цепочкой ассоциаций, сродни анализу сновидений. А все знают: сновидение нужно записывать по горячим следам, если не хотите тут же забыть 70 % его деталей. То же и с ассоциациями. Я предлагаю выполнить три простых упражнения, которые помогают развить ассоциативное мышление у тех, кто выполняет их достаточно регулярно. Итак, начнём с самого простого - подготовительного упражнения. Я рекомендую начинать любую интеллектуальную разминку именно с него. Упражнение на развитие ассоциативного мышления №1Оно состоит из двух равноправных частей. В первой части мы играем в связанные ассоциации. Во второй части - в несвязанные ассоциации. Связанные ассоциацииВедущий задаёт слово. Этим словом должно быть (желательно) нарицательное имя существительное в именительном падеже. Затем по кругу каждый игрок (или Вы один) под диктофонную запись продолжает цепочку ассоциаций - то есть называет ещё одно слово, чётко ассоциативно связанное с предыдущим.
В следующем раунде игры мы играем в Несвязанные ассоциации
И в первом и во втором случае после окончания игры происходит - шеринг, обмен мнениями, который обязателен для любых психологических игр. В ходе шеринга каждый участник игры должен объяснить, как и почему он решил, что цепочку ассоциаций (иногда и жёстко связанных, но особенно - размытых) уместно было продолжить его словом. Например Я сказал «Вид» после «попутчик», потому что наверное, мне не хочется смотреть на людей, я предпочту любоваться видом из окна. Я сказал «попутчик» после «пассажир» потому что хотел уточнить - мне по пути с этим человеком, мы едем в одну сторону. Я сказал «полиэтилен» после «бомбёжка», потому что «бомбёжка» предполагает трупы, а трупы (в моём представлении) заворачивают в полиэтилен. Я сказал «воротник» после «ужас», потому что я испытываю ужас, когда меня что-то душит, а воротник способен «душить». В ходе шеринга наступают те самые «психотерапевтические инсайты», в ходе которых у игроков наступает прозрение - понимание своей ситуации, а также высвобождение негативных эмоций и страхов. Упражнение на развитие ассоциативного мышления №2«Убегающая ассоциация»Ведущий называет слово. Например «гардероб». За время пять минут каждый игрок должен записать в свой личный блокнот цепочку ассоциаций, вызванных этим словом. Цель - отпустить свою мысль, позволяя ей перескакивать от одной ассоциации к другой. Например: Гардероб,
В ходе шеринга каждый игрок должен объяснить (коротко) свои ассоциации. (Это объяснение фиксируется на диктофон). Упражнение на развитие ассоциативного мышления №3«Пристёгнутая ассоциация»Ведущий задаёт слово и даёт задание: в течение пяти минут постараться удержать мысли на данном образе, (не отвлекаясь на другие темы и образы). Затем Ведущий включает песенную композицию. Пока звучит песня, каждый участник должен удерживать в памяти заданное слово. Для того, чтобы это сделать (не забыть слово и не отвлечься мыслями на другие предметы и темы) мы включаем воображение и создаём в мыслях целый сюжет, который и помогает удержаться в поле заданного образа. Записываем основные ходы этого сюжета в блокнот. По истечении времени каждый игрок рассказывает родившийся у него в голове сюжет, который помог ему сосредоточиться на данном слове. Ведущий и другие игроки в момент шеринга могут задавать наводящие вопросы, провоцировать, не соглашаться или наоборот, соглашаться, поддерживая игрока. Удачных Вам игр в ассоциации, друзья! Развивайте своё ассоциативное мышление. Елена Назаренко Все люди обладают способностью мыслить с помощью ассоциаций и регулярно применяют ее в повседневной жизни, а вот как развить ассоциативное мышление, знают далеко не все. О том, что такое ассоциации и как с помощью упражнений улучшить ассоциативную память, будет рассказано в этой статье. Ассоциативное мышление: что это такоеАссоциативное мышление представляет собой разновидность мыслительного процесса, в основе которого лежат связи между словами, то есть ассоциации. Связи могут возникать между предметами, событиями, фактами, информация о которых хранится у человека в памяти. Например, если произнести слово «мимоза», то у многих возникнет мысль о празднике 8 Марта или о знаменитом салате, а слово «мандарин» чаще всего вызывает сладостные воспоминания о прекрасном празднике Новый Год. Такие воспоминания и называются ассоциациями, которые зависят от опыта конкретного человека. В психологии ассоциации разделяются на несколько подвидов:
Ассоциативное мышление очень полезно для решения самых разнообразных задач, они стимулируют мыслительную деятельность. Связи между понятиями проявляются не только в виде слов, у многих людей они возникают в виде образов, запахов, звуков. Все зависит от того, кем является человек (аудиалом, визуалом, кинестетиком). Все люди по-разному запоминают информацию. Одним легче запомнить то, что они видят, другим нужно записать информацию на бумаге, третьим – прослушать ее. У каждого здорового человека есть способность создавать ассоциативные ряды. Но существует и такое понятие, как «ассоциативное расстройство». Это психическое заболевание, при котором человек не может построить в уме последовательный ряд связанных между собой терминов. Тренировка мыслительного процесса, построенного на связи понятий, помогает делать новые открытия, генерировать новые идеи, улучшать запоминание нового материала. Так в основу системы быстрого запоминания Т. Бьюзена положен именно ассоциативный метод. Для закрепления новой информации в памяти нужно соотнести ее с уже знакомыми предметами. Наша память так устроена, что связанные понятия намного легче запоминаются. Если нужно запомнить какое-то новое слово, следует его ассоциировать со знакомым словом по созвучию или по другим критериям. Так новое знание привязывается к базовому, которое уже прочно закрепилось в мозгу человека. Именно по такому принципу и работает ассоциативная память.
Упражнения для тренировкиСам мыслительный процесс с помощью построения ассоциативного ряда напрямую связан с творчеством, поэтому развивать его просто необходимо. В юном возрасте он очень хорошо развит. Малыши, как правило, прекрасно играют словами, создают нетривиальные связи между ними, что помогает им усваивать новые знания. Развитие ассоциативного мышления стимулирует творческие способности, поэтому взрослым также полезно учиться запоминать информацию, используя связанные друг с другом слова. Специалистами разработаны специальные упражнения, которые не только помогают улучшать мыслительные процессы у взрослых и детей, но также способствуют пополнению словарного запаса и развитию грамотной речи. Они довольно просты, делать их можно на протяжении всего дня. Самые эффективные развивающие упражнения:
Итак, ассоциативная память необходима для того, чтобы запомнить необходимую информацию и долгое время удерживать ее в памяти. В создании ассоциативного ряда нет ничего сложного, только нужно учесть, что ассоциация должна быть яркой, необычной, интересной. Тренировка на основе упражнений по ассоциативному мышлению очень хорошо сказывается на развитии творческих способностей, воображения. Она помогает развить память, улучшить качество жизни. Эта техника известна под многими названиями – цепной способ запоминания, метод цепочки ассоциаций или ассоциативных связей. Однако, наиболее распространенное наименование – метод ассоциаций. Простота и эффективность помогают использовать его для запоминания практически любой информации:
Кроме того, эта техника легла в основу некоторых других методик по работе с памятью, вниманием и мышлением. Принцип и особенности методаДавайте же разберемся в принципе рассматриваемого метода. Всё просто: два даже совершенно не связанных объекта или слова могут быть объединены в единое целое с помощью связи таким образом, чтобы при возникновении в памяти человека одного тут же было воссоздано недостающее второе. В этом суть ассоциация. Кстати, возможны варианты когда в цепочке два и более объектов в зависимости от целей и старания запоминающего.
Что касается связи – здесь нет никаких ограничений: не останавливайте полёт фантазии! Чем ярче, необычнее, фантастичнее, интереснее и смешнее будет придуманная связь, тем лучше отложится в голове цепочка и тем легче и быстрее будут всплывать в памяти нужные кусочки информации. Например, возьмем слова «огнетушитель» и «яблоко». Представьте как пожарный хватает огнетушитель и бежит с геройским видом тушить горящий дом. Но, когда направляет огнетушитель на открытое пламя, из него начинают вылетать яблоки, да так много, что огонь угасает под грудой яблок. При этом даже домика не видно. Толпа зевак стоят недоуменно, но через секунду начинают радостно подкидывать такого же недоумевающего пожарного с огнетушителем, который только сейчас разглядел этикетку с нарисованным яблоком на корпусе. Примеры использованияУчи английские словаКаждый раз, встречая новое незнакомое слово на английском языке, постарайтесь построить в воображении ассоциативную связь с другим словом, например, на русском. Такой прием легко работает с фразами, которые пришли в наш язык из английского: «equal» (равный) – «эквивалент». Или скажем «amassment» (скопление) - «масса». Но чаще звучание русского слова не похоже на произношение английского. Но так только интереснее. Например, выучить слово «ковёр» («carpet» - кАпит) мне помогла ассоциация с одноглазым КАПИТаном, который осматривал просторы океана, стоя при этом на ковре-самолете. Нет ничего сложного – потренировавшись какое-то время, вы сможете на лету формировать нужные цепочки и запоминать слова без утомительной зубрежки. Бытовые хитростиИспользуя данный способ можно помочь себе и в обыденных ситуациях. Мой любимый пример – друг постоянно забывал, выходя из дома, взять с собой зонт или как минимум подумать, не нужно ли его захватить. Но как только он сформировал в голове устойчивую ассоциацию «коврик» - «зонт», представив, что вместо коврика лежит яркий жёлтый зонт от дождя и каждый раз, выходя из дома, спотыкался об него, проблема была забыта. Запоминание датЧасто в школе нам приходилось учить даты различных исторических событий, однако, прошло много лет и ни одна «важнейшая дата, без которых нельзя жить» так и не уложилась в голове. Сколько было убито времени и нервов на запоминание, однако, используя метод ассоциаций, можно легко и надолго сохранять десятки и сотни дат и подобных данных. Например, 1807 год – это никем не запоминаемая дата создания первого парохода. Для запоминания используйте цифробуквенный шифр, но для этого изначально придется вызубрить таблицу с кодом как школьную таблицу умножения. А это не наш метод! Поэтому призовем на помощь фантазию: придумаем такой сценарий или сценку в голове, в которой только для нас будут спрятаны заветные числа. Можно откинуть цифру «1» - и так понятно, что это произошло в первом тысячелетии. Остались три цифры и вот как мы их представим:
Насколько бы сложной не казалась задача запомнить такую тяжелую для восприятия информацию, как телефонные номера, новые английские слова, даты исторических событий и так далее – всегда найдется вариант избежать зубрежки. Один из таких способов - метод ассоциаций. Ваша память будет работать как часы – точно и качественно, главное больше фантазии и меньше скучных традиционных подходов. Автор статьи: Лаухина ЕкатеринаНазвание . Техника "Цепочка ассоциаций" Предназначение . Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Техника также способствует общему интеллектуальному раскрепощению, развивает способность к оригинальным решениям. Технику можно использовать как для самотренинга, так и в программе группового психологического тренинга. Может применяться в тренингах креативности, самоменеджмента, личностного роста и других. Качества . Интеллектуальная раскрепощенность. Оригинальность
1. Техника "Цепочка ассоциаций" [Электронный ресурс] // А. Я.. 15.02.2011..html (15.02.2011). |
Читайте: |
---|
Новое
- Чему равно значение тригонометрической функции
- Описание погоды на английском: слова, выражения и примеры текстов Телефонный звонок заграничного друга зимой
- Презентация на тему абстрактное мышление
- Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит Самарской области средняя общеобразовательная школа
- Что такое материя и антиматерия?
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой