Главная - Витале Джо
Уравнении неизвестное число слагаемое. Общие сведения об уравнениях. Когда корней бесконечно много

Краткосрочное планирование урока

Предмет: Математика

Класс: 2 «Д»

Дата: 5.12.14г.

Учитель: Агитаева Г.К.

Ресурсы: Интерактивная доска, презентация,карточки схемы, постеры, цветные маркеры,

Тема:

Решение уравнения с неизвестными слагаемыми.

Цели задачи обучения

формировать умение решать уравнения с неизвестными слагаемыми на основе вычитания из обеих его частей одного и того же числа;

проанализировать и пояснить смысл понятия уравнения;

развивать внимание и логическое мышление;

воспитывать положительную мотивацию к предмету, чувство дружбы и взаимопомощи.

Ожидаемый результат

Решают уравнения с неизвестными слагаемыми: анализируют и поясняют смысл понятия уравнения,составляют и решают составные задачи.

Ключевые идеи

Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число.

Этапы урока

Организационный момент. Психологический настрой.

Закройте глаза, улыбнитесь и мысленно пожелайте друг другу удачи на уроке.

Ребята сегодня к нам снова пришел наш друг. Как его зовут? (Знайка)

Он пригласил к нам на урок гостя

(Видео Незнайка)

Незнайку и хочет помочь ему и вам изучить новую тему, но держит её в секрете и назовет её после того, как мы справимся с его заданиями.

В страну новых знаний есть потайная дверца, и чтобы её открыть, Незнайке необходимо выполнить задания Знайки и собрать ключик.

Устный счет.

9+3 8+7 6+7

15-8 12-3 14-7

8+6 9+5 12-5

16-7 8+4 13-7

7+4 11-4 7+7

11-3 6+7

Логические задачки.

    В саду росли 2 березы, 4 яблони, 5 вишен. Сколько всего фруктовых деревьев росло в саду? (9 фруктовых деревьев)

    Сестре 9 лет, брату 3 года. На сколько сестра будет старше брата через пять лет? (на 6 лет)

3. Оформление тетради. «Минутка» чистописания.

Знайка спрашивает:

Какое сегодня число? (5)

А какой по счету месяц?

Как можно заменить число 12 суммой слагаемых?

Что можете о нем сказать? (Двузначное. В нем 1 дес. и 2 ед.

    Какое следующее число? Предыдущее?

    А какое число получиться, если поменять местами десятки и единицы?

    Пропишем число 12.

Но не забывайте, что Знайка любит чистоту и аккуратность.

4 . Математический диктант.

1- ая группа

42- 22=20

38-25=13

(84-4)+10=90

1- ая группа

50+ (10-2)=58

14-6=8

5+9=14

3- ья группа

58-43= 15

(25-20)+ 10=15

6+6=12

Расставьте буквы в порядке, данном в таблице. Мы получим и ключ, и код, чтобы открыть дверь.

58- и

20- е

8 - у

14 - в

13- а

15 - н

8

12

13

14

15

20

15

58

20

у

р

а

в

н

е

н

и

е

5. Введение в тему

Вам знакома такая запись: □+ 4=12?

(Да это пример с «окошком»)

Что надо сделать, чтобы запись была верной? (Подобрать число.)

Кто правильно подберет число?

Давайте проверим?

б) Введение понятия.

Ребята, посмотрите на эту запись: х+4=12. (На доске появляется запись)

Чем она отличается от предыдущей?

(Вместо окошечка вставлена латинская буква х)

Кто-нибудь из вас знает, как называется такая запись?

Такое выражение называется уравнением.

6. Мозговой штурм. Составление определения из кластера.

Дети как бы вы закончили фразу? Поработаем в парах. Составим определение

7 . ФИЗМИНУТКА с Незнайкой и его друзьями.

8. Формативный опрос.

Найдите среди следующих записей уравнения:

Все уравнения записаны при помощи какого знака действия?

Это значит Сложение.

Давайте вспомним компоненты сложения.

А что нужно сделать, чтобы найти неизвестное слагаемое?

- Что значит решить уравнение? (Найти неизвестное число, чтобы равенство было верным)

Найдите корень уравнения. (Слайд)

1 группа - а+10=18

2 группа - у+30=38

3 группа - 8+х=38

9. Решение задачи.

Прежде чем выполнить следующее задание вы должны разгадать ребус и узнаете, какое задание приготовил вам Знайка.

задача

Откройте учебники на стр.

Задача №4.

Составление задачи по картинке

1) 40+20=60 (тг.) карандаши

2) 40+60=100 (тг.)

В: 40+(40+20)=100 (тг.)

Ответ: всего 100 тенге стоят краски и карандаши

10. Самостоятельная работа. (групповая)

Составьте уравнение и найдите корень.

1 группа?+?=15

2 группа?+?=16

3 группа?+?=14

Если урок прошел плодотворно приклейте к дереву - плоды

Интересно - цветы

Скучно - листики

С. 102 № 3

Действия учителя

Действия ученика

Комментарии

Фаза вызова

Фаза осмысления

Фаза рефлексии

Домашнее задание

Учитель приветствует учеников.

Учитель показывает презентацию

Учитель читает логические задачки.

Учитель задает вопросы и напоминает о том, что каждая цифра пишется в отдельной клетке.

Учитель раздает группам задания на карточках.

Учитель дает ключ для разгадки зашифрованного слова

Учитель предлагает ученикам сравнить записи.

Учитель предлагает детям выполнить зарядку вместе с анимированными друзьями Незнайки.

Учитель задает наводящие вопросы.

Учитель раздает карточки.

Учитель раздает плакаты.

Дети приветствуют учителя.

Учащиеся просматривают слайд и узнают кого пригласил на урок Знайка

Учащиеся устно решают примеры

Ученики решают и устно отвечают.

Дети отвечают на вопросы и красиво прописывают число в тетради.

Ученики читают и записывают диктант. Находят значения записанных выражений. Каждая группа выступает, а другие группы оценивают их работу.

Ученики расставляют цифры и буквы в таблицу и называют зашифрованное слово.

Дети в парах на партах составляют определения.

Дети выполняют физминутку.

Дети находят уравнения.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Дети коллективно составляют условие задачи.

1 ученик решает у доски.

Дети в группе обсуждают и заполняют постеры.

Дети приклеивают стикеры на дерево.

Техника формативного оценивания

«Светофор» (устная обратная связь). Учитель использует технику для того, чтобы увидеть, как ученики самостоя­

тельно справляются с заданием и чтобы, по возможности, оказать им помощь.

Техника большого пальца.

«Словесная оценка»

(устная обратная связь).

Учитель хвалит

учеников за правильно

выполненные действия.

таким образом, учитель

провел устную обрат­

ную связь, и учащиеся

поняли, что они пра­

вильно выполнили

задания.

Урок 80-81. Тема: «Решение уравнений»

Цели: учить решать уравнения с неизвестным слагаемым; повторить соотношение единиц длины; закреплять навыки вы-числений в столбик; развивать умения рассуждать и логически мыслить.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать урав-нения на нахождение неизвестного слагаемого; выполнять пись-менные вычисления, используя изученные приемы; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Актуализациязнаний

Математический диктант

1. На сколько 67 меньше 89? (На 22.)

2. Из 7 десятков вычесть 4 десятка. (30.)

3. Увеличить 23 на 32. (55.)

4. Какое число я уменьшила на 27 и получила 23? (50.)

5. На сколько нужно увеличить 43, чтобы получилось 70? (На 27.)

6. Из суммы чисел 9 и 6 вычесть 10. (5.)

7. Какое число нужно вычесть из 64, чтобы получилось 37? (27.)

8. К какому числу прибавили 0 и получили 44? (44.)

9. К 21 прибавить разность чисел 14 и 6. (29.) 10. Сумма чисел 33, 16,4 и 27. (80.)

(Проверка.Самооценка.)

III . Самоопределение к деятельности

Составьте еще три примера, используя данный пример. 6 + 4=10

(Учитель записывает примеры на доске.) 4 + 6=10 10-4 = 6 10-6 = 4

Какое правило вы применили при составлении примера насложение? (От перестановки слагаемых сумма не меня-ется.)

Какое правило вы применили при составлении примера на вычитание? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, то по-лучится другое слагаемое.)

- Чтобы узнать тему урока, разгадайте кроссворд.

1. Они бывают числовые и буквенные. (Выражения.)

2. Числа, которые складывают, называют. (Слагаемые.)

3. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое.)

4. Математический знак вычитания. (Минус.)

5. Равенство, которое содержит неизвестное число. (Уравнение.)

6. Сумма длин сторон фигуры. (Периметр.)

7. Выражение со знаком «плюс». (Сумма.)

8. Запись, в которой есть знак «равно». (Равенство.)

9. Наименьшее двузначное число. (Десять.) 10. Латинская буква. (Икс.)

Что получилось в выделенной строке? (Решение уравнений.)

Тема урока: «Решение уравнений с неизвестным слагае-мым». Какие задачи мы поставим перед собой?

IV . Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Рассмотрите фишки домино на с. 7 учебника и примеры, записанные рядом. Как получены примеры на вычитание? Каким правилом воспользовались при их составлении? За-кончите вывод. (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.)

1 (с. 7). (Устное выполнение.)

2 (с. 7). (Коллективное выполнение с подробным объяснением.)

2. Самостоятельное решение уравнений

Вариант 1 Вариант 2

х + 45 = 92 75+х = 81

26+х = 50 х + 22 = 70

(Два ученика записывают решение на откидной доске. Про-верка. Самооценка.)

Решение:

х + 45 = 92 75 + х = 81

х = 92-45 х = 81-75

х = 47 х = 6

26+х=50 х + 22 = 70

х = 50 – 26 х = 70 - 22

3. Работа по учебнику

3(с. 7). (Устное выполнение.)

4 (с. 7). (Самостоятельное выполнение.Тем, кто испытывает затрудне-ния, учитель дает карточку-помощницу с программой решения.) 1) Сколько стаканов малины собрала сестра?

2) Сколько стаканов малины собрали вместе?(Проверка.Самооценка.)

V . Физкультминутка

Я иду, и ты идешь - раз, два, три.{Шаги на месте.)

Я пою, и ты поешь - раз, два, три.(Хлопки в ладоши.)

Мы идем и поем - раз, два, три.(Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем - раз, два, три.(Шаги на месте.)

VI . Закрепление изученного материала

Работа по учебнику № 1 (с. 14).

Какие единицы длины вы знаете?

Сколько миллиметров в 1 см? (Самостоятельное выполнение.Проверка.)Решение:

5 см 3 мм = 53 мм

3 см 8 мм = 38 мм №2 (с. 14).

(Самостоятельное выполнение.Проверка.)

1) Решение:

АВ= 3 см 5 мм, CD = 5 см 5 мм;

5 см 5 мм - 3 см 5 мм = 2 см.

Ответ: длина отрезка CD на 2 см больше длины отрезка АВ.

2) Решение: ЕКМО = 2 см + 4 см + 1 см 5 мм = 7 см 5 мм. №3(с. 14).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Самооценка.)

Решение:

2 см = 20 мм

4 см 2 мм > 40 мм 30 мм = 3 см

4 см 5 мм < 5 см

VII . Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 7). Самостоятельное выполне-ние. Проверка.)

Решение: 15+х = 35 х = 35-15 х = 20

VIII . Подведение итогов урока

Какой вид уравнений вспомнили сегодня?

Как найти неизвестное слагаемое?

Кому нужна помощь?

Домашнее задание: Рабочая тетрадь: № 10, 11 (с. 6).


Долгий путь наработки навыков решения уравнений начинается с решения самых первых и относительно простых уравнений. Под такими уравнениями мы подразумеваем уравнения, в левой части которых находится сумма, разность, произведение или частное двух чисел, одно из которых неизвестно, а в правой части стоит число. То есть, эти уравнения содержат неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, множитель, делимое или делитель. О решении таких уравнений и пойдет речь в этой статье.

Здесь мы приведем правила, позволяющие находить неизвестное слагаемое, множитель и т.п. Причем будем сразу рассматривать применение этих правил на практике, решая характерные уравнения.

Навигация по странице.

Итак, подставляем в исходное уравнение 3+x=8 вместо x число 5 , получаем 3+5=8 – это равенство верное, следовательно, мы правильно нашли неизвестное слагаемое. Если бы при проверке мы получили неверное числовое равенство, то это указало бы нам на то, что мы неверно решили уравнение. Основными причинами этого могут быть либо применение не того правила, которое нужно, либо вычислительные ошибки.

Как найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое?

Связь между сложением и вычитанием чисел, про которую мы уже упоминали в предыдущем пункте, позволяет получить правило нахождения неизвестного уменьшаемого через известное вычитаемое и разность, а также правило нахождения неизвестного вычитаемого через известное уменьшаемое и разность. Будем формулировать их по очереди, и сразу приводить решение соответствующих уравнений.

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Для примера рассмотрим уравнение x−2=5 . Оно содержит неизвестное уменьшаемое. Приведенное правило нам указывает, что для его отыскания мы должны к известной разности 5 прибавить известное вычитаемое 2 , имеем 5+2=7 . Таким образом, искомое уменьшаемое равно семи.

Если опустить пояснения, то решение записывается так:
x−2=5 ,
x=5+2 ,
x=7 .

Для самоконтроля выполним проверку. Подставляем в исходное уравнение найденное уменьшаемое, при этом получаем числовое равенство 7−2=5 . Оно верное, поэтому, можно быть уверенным, что мы верно определили значение неизвестного уменьшаемого.

Можно переходить к нахождению неизвестного вычитаемого. Оно находится с помощью сложения по следующему правилу: чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность .

Решим уравнение вида 9−x=4 с помощью записанного правила. В этом уравнении неизвестным является вычитаемое. Чтобы его найти, нам надо от известного уменьшаемого 9 отнять известную разность 4 , имеем 9−4=5 . Таким образом, искомое вычитаемое равно пяти.

Приведем краткий вариант решения этого уравнения:
9−x=4 ,
x=9−4 ,
x=5 .

Остается лишь проверить правильность найденного вычитаемого. Сделаем проверку, для чего подставим в исходное уравнение вместо x найденное значение 5 , при этом получаем числовое равенство 9−5=4 . Оно верное, поэтому найденное нами значение вычитаемого правильное.

И прежде чем переходить к следующему правилу заметим, что в 6 классе рассматривается правило решения уравнений, которое позволяет выполнять перенос любого слагаемого из одной части уравнения в другую с противоположным знаком. Так вот все рассмотренные выше правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого с ним полностью согласованы.

Чтобы найти неизвестный множитель, надо…

Давайте взглянем на уравнения x·3=12 и 2·y=6 . В них неизвестное число является множителем в левой части, а произведение и второй множитель известны. Для нахождения неизвестного множителя можно использовать такое правило: чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель .

В основе этого правила лежит то, что делению чисел мы придали смысл, обратный смыслу умножения. То есть, между умножением и делением существует связь: из равенства a·b=c , в котором a≠0 и b≠0 следует, что c:a=b и c:b=c , и обратно.

Для примера найдем неизвестный множитель уравнения x·3=12 . Согласно правилу нам надо разделить известное произведение 12 на известный множитель 3 . Проведем : 12:3=4 . Таким образом, неизвестный множитель равен 4 .

Кратко решение уравнения записывается в виде последовательности равенств:
x·3=12 ,
x=12:3 ,
x=4 .

Желательно еще сделать проверку результата: подставляем в исходное уравнение вместо буквы найденное значение, получаем 4·3=12 – верное числовое равенство, поэтому мы верно нашли значение неизвестного множителя.

И еще один момент: действуя по изученному правилу, мы фактически выполняем деление обеих частей уравнения на отличный от нуля известный множитель. В 6 классе будет сказано, что обе части уравнения можно умножать и делить на одно и то же отличное от нуля число, это не влияет на корни уравнения.

Как найти неизвестное делимое, делитель?

В рамках нашей темы осталось разобраться, как найти неизвестное делимое при известном делителе и частном, а также как найти неизвестный делитель при известном делимом и частном. Ответить на эти вопросы позволяет уже упомянутая в предыдущем пункте связь между умножением и делением.

Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

Рассмотрим его применение на примере. Решим уравнение x:5=9 . Чтобы найти неизвестное делимое этого уравнения надо согласно правилу умножить известное частное 9 на известный делитель 5 , то есть, выполняем умножение натуральных чисел: 9·5=45 . Таким образом, искомое делимое равно 45 .

Покажем краткую запись решения:
x:5=9 ,
x=9·5 ,
x=45 .

Проверка подтверждает, что значение неизвестного делимого найдено верно. Действительно, при подстановке в исходное уравнение вместо переменной x числа 45 оно обращается в верное числовое равенство 45:5=9 .

Заметим, что разобранное правило можно трактовать как умножение обеих частей уравнения на известный делитель. Такое преобразование не влияет на корни уравнения.

Переходим к правилу нахождения неизвестного делителя: чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное .

Рассмотрим пример. Найдем неизвестный делитель из уравнения 18:x=3 . Для этого нам нужно известное делимое 18 разделить на известное частное 3 , имеем 18:3=6 . Таким образом, искомый делитель равен шести.

Решение можно оформить и так:
18:x=3 ,
x=18:3 ,
x=6 .

Проверим этот результат для надежности: 18:6=3 – верное числовое равенство, следовательно, корень уравнения найден верно.

Понятно, что данное правило можно применять только тогда, когда частное отлично от нуля, чтобы не столкнуться с делением на нуль. Когда частное равно нулю, то возможны два случая. Если при этом делимое равно нулю, то есть, уравнение имеет вид 0:x=0 , то этому уравнению удовлетворяет любое отличное от нуля значение делителя. Иными словами, корнями такого уравнения являются любые числа, не равные нулю. Если же при равном нулю частном делимое отлично от нуля, то ни при каких значениях делителя исходное уравнение не обращается в верное числовое равенство, то есть, уравнение не имеет корней. Для иллюстрации приведем уравнение 5:x=0 , оно не имеет решений.

Совместное использование правил

Последовательное применение правил нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя позволяет решать и уравнения с единственной переменной более сложного вида. Разберемся с этим на примере.

Рассмотрим уравнение 3·x+1=7 . Сначала мы можем найти неизвестное слагаемое 3·x , для этого надо от суммы 7 отнять известное слагаемое 1 , получаем 3·x=7−1 и дальше 3·x=6 . Теперь осталось найти неизвестный множитель, разделив произведение 6 на известный множитель 3 , имеем x=6:3 , откуда x=2 . Так найден корень исходного уравнения.

Для закрепления материала приведем краткое решение еще одного уравнения (2·x−7):3−5=2 .
(2·x−7):3−5=2 ,
(2·x−7):3=2+5 ,
(2·x−7):3=7 ,
2·x−7=7·3 ,
2·x−7=21 ,
2·x=21+7 ,
2·x=28 ,
x=28:2 ,
x=14 .

Список литературы.

  • Математика. . 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.].- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.: ил. - (Школа России). - ISBN 978-5-09-023769-7.
  • Математика : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - 21-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2007. - 280 с.: ил. ISBN 5-346-00699-0.

§ 1 Как найти неизвестное слагаемое

Как найти корень уравнения, если неизвестно одно из слагаемых? В этом уроке рассмотрим метод решения уравнений на основе связи между слагаемыми и значением суммы.

Давайте решим такую задачу.

На клумбе росло 6 красных тюльпанов и 3 желтых. Сколько всего тюльпанов росло на клумбе? Запишем решение. Итак, росло 6 красных и 3 желтых тюльпана, следовательно, мы можем записать выражение 6+3, выполнив сложение, получим результат - на клумбе росло 9 тюльпанов.

Запишем решение. Итак, росло 6 красных и 3 желтых тюльпана, следовательно, мы можем записать выражение 6+3, выполнив сложение, получим результат - на клумбе росло 9 тюльпанов. 6 + 3 = 9.

Давайте изменим условие задачи. На клумбе росло 9 тюльпанов, 6 сорвали. Сколько тюльпанов осталось?

Чтобы узнать, сколько тюльпанов осталось на клумбе, необходимо из общего количества тюльпанов 9 вычесть сорванные цветы, их 6.

Произведем вычисления: 9-6 получим результат 3. На клумбе осталось 3 тюльпана.

Снова преобразуем эту задачу. Росло 9 тюльпанов, 3 сорвали. Сколько тюльпанов осталось?

Решение будет выглядеть так: из общего количества тюльпанов 9 необходимо вычесть сорванные цветы, их 3. Осталось 6 тюльпанов.

Давайте внимательно рассмотрим равенства и постараемся выяснить, каким образом они связаны между собой.

Как можно заметить, в этих равенствах записаны одни и те же числа и взаимообратные действия: сложение и вычитание.

Вернемся к решению первой задачи и рассмотрим выражение 6 + 3 = 9.

Давайте вспомним, как называются числа при сложении:

6 - это первое слагаемое

3 - второе слагаемое

9 - значение суммы

А теперь подумаем, как мы получили разности 9 - 6 = 3 и 9 - 3 = 6?

В равенстве 9 - 6 = 3 из значения суммы9 вычли первое слагаемое6, получили второе слагаемое3.

В равенстве 9 - 3 = 6 из значения суммы9 вычли второе слагаемое3, получили первое слагаемое6.

Следовательно, если из значения суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое, а если из значения суммы вычесть второе слагаемое, то получится первое слагаемое.

Сформулируем общее правило:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из значения суммы вычесть известное слагаемое.

§ 2 Примеры решения уравнений с неизвестным слагаемым

Давайте рассмотрим уравнения с неизвестными слагаемыми и попробуем с помощью этого правила найти корни.

Решим уравнение Х + 5 = 7.

В этом уравнении неизвестно первое слагаемое. Чтобы его найти, воспользуемся правилом: чтобы найти неизвестное первое слагаемое X, необходимо из значения суммы 7 вычесть второе слагаемое 5.

Значит, Х = 7 - 5,

найдем разность 7 - 5 = 2 , Х = 2.

Проверим, правильно ли мы нашли корень уравнения. Для осуществления проверки необходимо подставить в уравнение вместо Х число 2:

7 = 7 - получили верное равенство. Делаем вывод: число 2 является корнем уравнения Х+5=7.

Решим еще одно уравнение 8 + У =17.

В этом уравнении неизвестно второе слагаемое.

Чтобы его найти, необходимо из значения суммы 17 вычесть первое слагаемое 8.

Сделаем проверку: подставим вместо У число 9. Получим:

17 = 17 - получили верное равенство.

Следовательно, число 9 является корнем уравнения 8 + У = 17.

Итак, на уроке мы познакомились с методом решения уравнений на основе связи между слагаемыми и значением суммы. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из значения суммы вычесть известное слагаемое.

Список использованной литературы:

  1. И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. Математика: Учебник для 2 класса: В 2ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
  2. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006.

Использованные изображения:

Конспект урока математики 2 класс

Цель урока: создать необходимые условия для вывода обучающимися правила нахождения неизвестного слагаемого.

Задачи урока:

    формировать понятия «уравнение», «корень уравнения»;

    составлять алгоритм решения уравнения;

    закреплять умение составлять уравнения, находить корень уравнения и выполнять проверку правильности вычисления;

    совершенствовать вычислительные навыки, математическую речь, развивать логическое мышление;

    формировать навыки самоконтроля, умение работать в паре;

    формировать умение работать по плану, алгоритму.

Планируемые результаты:

Предметные:

    знать и применять правило нахождения неизвестного слагаемого при решении простых уравнений;

    уметь записывать и решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого.

    правильно употреблять в речи математические термины.

Метапредметные:

    познавательные : поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; установление причинно-следственных связей.

    регулятивные : выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

    коммуникативные : эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать собеседника, учёт разных мнений и умение обосновать собственное, уважение иной точки зрения.

    личностные : формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

    Методы:

    частично-поисковый; словесный;

Технологическая карта урока

I .

Организация класса. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас открытый урок. К нам на урок пришли гости, повернитесь к ним, поприветствуем их. Тихо садитесь.

Я рада, что вновь вижу ваши милые лица на нашем очередном уроке математики. Урок сегодня – волнительный, вы встревожены. Давайте попробуем поднять своё настроение, повернитесь друг другу, улыбнитесь, поддержите друг друга:

Ты сегодня не грусти,

Вместе будем мы в пути!

Молодцы! Изменилось ли ваше настроение? Какое оно стало?

Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок:

Я буду:

Внимательным

Старательным

Трудолюбивым

Любознательным

В конце урока скажете, выполнили ее или это не удалось. Приступаем к работе.

Запись числа. Классная работа.

Представим число 16 в виде суммы двух чисел, разности двух чисел, в виде произведения двух чисел, в виде разности и произведения чисел.

Да. Спокойное, радостное, исчезли страх и волнение.

II .

Актуализация опорных знаний

Цель: совершенствование вычислительных навыков, повторение состава чисел

1. Поставьте знаки «+» или «–»

2. Заполним таблицу:

Вывод:

3. Задача

От куска ткани длиной 24 м отрезали сначала 6 м, а потом ещё 4 м. Сколько метров ткани осталось в куске?

4 . Разгадайте ребус.

На какие группы можно разбить эти математические записи?

Дополни …

Уравнение – это равенство, содержащее … неизвестное число

Неизвестное число в уравнении называется … корнем уравнения

Корень уравнения превращает уравнение в верное… равенство

Числовые равенства, числовые неравенства, уравнения, корни уравнений

Уравнение.

Равенство, содержащее неизвестное, называется уравнением.

Корень уравнения – это число, при подстановке которого в уравнение вместо х получается верное числовое равенство.

III .

Выявление места и причины затруднения

Цель: Создание условий для выделения уравнения с неизвестным вычитаемым;

Выявить место затруднения;

Зафиксировать во внешней речи причину затруднения

IV . Формулирование темы и цели урока

Каждый из вас должен вспомнить, как решаются уравнения.

Рассмотрите схемы на доске.

Как вы думаете, открытию, какой закономерности будет посвящён урок?

Откройте учебник (с.77), отметьте закладкой страницу учебника и прочитайте тему урока.

Определите цель урока.

Мы, пока плохо можем объяснить, как найти неизвестное слагаемое

Научиться решать уравнения с неизвестным слагаемым.

Решение уравнений с неизвестным слагаемым

V . Открытие новых знаний.

Цель: выделение правила нахождения неизвестного вычитаемого.

Работа в группах

Найдите уравнение, в котором нужно найти неизвестное первое слагаемое, придумайте алгоритм его решения.

Алгоритм на слайде .

Назовите компоненты при сложении.

Какой компонент неизвестен? (- Как его найти, используя «Целое» и «Часть».

Замените «Целое» и «Часть» на название компонентов действий при сложении.

Как найти неизвестное слагаемое?

Где мы можем найти подтверждение нашим предположениям?

Сравните ваши выводы с тем, что предлагают авторы учебника с.79

Сформулировать правило нахождения неизвестного слагаемого.

Чтобы найти неизвестную часть, надо из целого вычесть известную часть.

VI .Физкультминутка

VII . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: применение правила при решении уравнений

Работа у доски

Страница 79 №6,7

Выполняют задание, проговаривают новое понятие.

VIII . Самостоятельная работа в парах с самопроверкой в классе.

Цель: формирование умения работать в парах, проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Страница 79. № 8

Умение работать в паре, используя алгоритм

Правило нахождения неизвестного слагаемого.

IX . Систематизация и повторение.

Цель: организовать повторение умений находить все способы решения задач

Где мы можем применить уравнение на уроках математики?

В решении задач.

Решение задачи с объяснением.

На одной полке стояло 32 книги, на другой – 8, сколько книг стоит на третьей полке, если на трех полках 100 книг.

Резерв. Работа по индивидуальным карточкам.

Работа с информацией

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

Х.Рефлексия

Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности

Чему новому вы научились сегодня на уроке?

Какую цель ставили? Достигли цели?

Какая тема была урока?

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Приложение

Лист самоконтроля ______________________________________

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная деятельность

Выполнил(а) безошибочно

Выполнил (а) с ошибками

Испытывал (а) большие затруднения

Начало урока

Настрой на урок

1 шаг

Повторение пройденного материала. Устный счет

2 шаг

Постановка учебной задачи, цели урока

3 шаг

Работа в группе

4 шаг

Первичное закрепление

Работа по учебнику с.79 №6,7

5 шаг

Самостоятельная работа

с.79 №6,7

6 шаг

Решение задачи.

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

Х + 120 = 220

у – 19= 78

 


Читайте:



Корсары: Город Потерянных Кораблей

Корсары: Город Потерянных Кораблей

Версия для печати страницы: Все самое свежее об играх читайте и смотрите на Игру можно пройти за трёх персонажей: Питер Блад, Ян Стейс и Диего...

Репнин Николай Васильевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Репнин Николай Васильевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

В 1749 г. произведен в прапорщики, через 2 года стал подпоручиком гвардии. Затем Николай Васильевич долго жил в Германии, где получил "дельное...

История распространение волн в фотонных кристаллах история

История распространение волн в фотонных кристаллах история

Я не могу претендовать на то, чтобы беспристрастно судить о цветах. Я радуюсь сверкающим оттенкам и искренне сожалею о скудных коричневых цветах....

Секретные арктические базы третьего рейха Нацисткий «мост»: таймыр -лиинахамари, или что укрыто в штольнях девкиной заводи

Секретные арктические базы третьего рейха Нацисткий «мост»: таймыр -лиинахамари, или что укрыто в штольнях девкиной заводи

Детали похода могли быть несколько иными, но «534-я» обязательно должна была зайти в обе секретные арктические базы, находящиеся в глубоком тылу...

feed-image RSS