Главная - Гудмен Линда
Направления совершенствования педагогических компетенций. «Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие повышения качества образования» - презентация. Совершенствование профессиональной компетентности

АНЖЕЛА БАРХАТОВА
Совершенствование профессиональной компетентности педагога, как средство повышения качества образования в ДОУ

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования , является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года , ФГОС дошкольного образования .

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные , нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Если разобраться в сути изменений ,то можно определить наиболее важные моменты : обучение становится деятельностно-развивающим, которое должно обеспечить формирование личных качеств воспитанников , при этом оно демократичное гуманное, основано на совместной деятельности взрослого и детей. Обозначенные новшества влекут за собой существенные и качественные изменения , прежде всего в практике работы воспитателя. Безусловно, педагог в процессе обучения и воспитания - ключевая фигура.

На современном этапе необходимым аспектом стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности педагогов ДОО и приведение ее в соответствие с тремя важными нормативно-правовыми документами :

ФГОС ДО (приказ МОиН России от 17.10.2013г. №1155) ;

- «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог » (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ) (воспитатель, учитель) » (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н);

Письмо «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность » (Минобрнауки России от 06.02.2014 № 09-148) .

Уровню профессионализма воспитателя в соответствии с требованиями с требованиями ФГОС и Стандарта педагога отводится большая значимость.

Воспитатель. Какими качествами должен обладать воспитатель сегодня?

Самое главное - любовь к детям. Без этого воспитатель ничего не сможет дать ребятам. В ДОУ главное - это создание психологического комфорта для детей, оторванных от мамы, и условий для развития детей. Умение преподать ребенку тот объем знаний, умений и навыков, который он должен освоить к школе, конечно, очень важно, но, как показывает практика, если ребенку не комфортно в детском саду, обучение не даст должного результата, индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку.

Современного педагога невозможно представить без таких качеств , как оптимизм, жизненная активность, коммуникабельность, мобильность, обучаемость, умение идти в ногу со временем, владение компьютерной техникой .

На современном этапе появилось новое понятие «профессиональная компетентность » , которая проявляется в способности педагога эффективно осуществлять педагогическую деятельность , определённую должностными обязанностями.

Какими же педагогическими компетенциями должен владеть современный воспитатель?

Компетенция инновационной работы и поискового характера деятельности – это умение воспитателей разрабатывать новые или использовать уже известные современные технологии, проекты образовательной деятельности с детьми; эффективно применять те виды сотрудничества с семьями, которые соответствуют целям, задачам и принципам ФГОС; в совершенстве владеть приемами познавательно-развивающего взаимодействия с детьми, методами воспитательно-образовательной деятельности , которые будут содействовать психолого-педагогической поддержке позитивной социализации, развития личности дошкольников и оптимизации образовательного процесса со всей группой воспитанников, что соответствует принципам образовательного Стандарта .

Коммуникационная компетенция . Все педагоги должны быть в достаточной степени общительны, доброжелательны, терпеливы во взаимодействии со своими воспитанниками. Должны уметь организовывать различные виды общения как со всей группой детей, так и в ходе индивидуального взаимодействия с каждым воспитанником. Воспитатели должны владеть различными формами, методами и приемами для создания социальных ситуаций развития в своих возрастных группах.

Прогностическая компетенция предполагает педагогическую образовательного процесса и по реализации программ дошкольного образования со своими воспитанниками; планирование или предвидение возможных изменений в организации образовательной деятельности с детьми :

На основе результатов педагогической диагностики ,

С учетом особых образовательных потребностей детей ,

С учетом интересов и потребностей семей воспитанников.

Очень важно, чтобы современный воспитатель не только в совершенстве владел содержанием и методикой работы с детьми, но и осуществлял педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса , проводил педагогическую диагностику и на ее основе выстраивал и реализовывал индивидуальные образовательные маршруты детей . Для этого он должен быть профессионалом своего дела , мыслящим, способным к анализу и творческой переработке информации.

Диагностическая компетенция . Владея ею, воспитатели должны осуществлять педагогическую диагностику , чтобы с ее помощью анализировать собственный профессионализм через призму индивидуального развития своих воспитанников для последующего выстраивания индивидуальных образовательных траекторий развития детей. Главный смысл диагностической компетенции заключается в умении воспитателя прослеживать результативность своих педагогических воздействий на детей, осуществлять самооценку педагогических компетенций и их конкретное самопроектирование в случае их отсутствия. Диагностическая компетенция , таким образом , тесно взаимосвязана с прогностической.

Дидактическая компетенция . Педагогические технологии – это компонент дошкольной дидактики. Воспитатели выбирают или создают сами технологии для реализации вариативной части образовательной программы . Объем части программы, формируемой участниками образовательных отношений , может достигать 40% в соответствии с ФГОС. Все воспитатели должны своевременно изучать современные инновационные технологии и применять их в образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями своих воспитанников.

Информационная компетенция . Воспитатели должны посещать РМО, проходить курсы повышения квалификации , активно и результативно изучать информационное поле педагогической образовательной деятельности педагогов всех регионов нашей страны, используя периодические педагогические издания и педагогические интернет-порталы .

Культурная и культурологическая компетенция предусматривает уровень общих знаний, использование детской художественной литературы, знание наизусть программных стихов, владение просодическими компонентами речи . Педагоги должны владеть интонационной выразительностью речи, чтобы процесс общения детей с педагогом был интересным , увлекательным и развивающим интерес дошкольников к устной речи, использованию художественного слова. Эти компетенции обязывают педагогов к знанию наизусть программных стихов, считалок, мирилок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, текстов для подвижных игр с правилами и хороводных игр. Эти две компетенции включают и уровень общей поведенческой культуры воспитателей, предполагают их безконфликтную, тактичную, корректную модель взаимодействия,выстраиваемую ими с детьми : авторитарную, демократическую, либеральную или модель смешанного типа.

Компетенции самообразования , самовоспитания, самосовершенствования . Эти компетенции представляют собой направления личностного и профессионального самовосовершенствования воспитателей . Они полностью или в большей части зависят от них самих, но немаловажен аспект направляющего воздействия заведующего и старшего воспитателя. Самообразование должно осуществляться системно. Эти компетенции предполагают самостоятельное изучение современного педагогического опыта . Результативность проявления этих компетенций – это взаимообмен опытом, трансляция своего педагогического опыта и восприятие опыта коллег региона и страны. Реализуется эта компетенция в процессе взаимопосещений, проведения воспитателями открытых просмотров образовательной деятельности , в выступлениях на педсоветах , размещение авторских конспектов на сайте ДОО, на педагогических интернет-порталах , в ходе участия воспитателей в конкурсах профессионального мастерства педагогов различных уровней : ДОО, муниципального, регионального, федерального.

Компетенция интенсивности профессиональной деятельности . Это современное требование реализуется посредством мотивационной потребности :

В профессиональном и личностном росте у самих воспитателей;

В умении находиться в постоянном инновационном режиме образовательной деятельности современной ДОО;

В умении осуществлять образовательный процесс в группах на высоком профессиональном уровне ;

В способности аккумулировать передовой опыт, современные технологии взаимодействия с детьми и семьями воспитанников;

В умении вовремя осуществлять педагогическую диагностику и разрабатывать и реализовывать в деятельности ИОТР для каждого ребенка;

В умении адекватно оценивать собственные педагогические компетенции , постоянно совершенствовать их ; демонстрировать свое педагогическое мастерство на РМО , в системе открытых просмотров, публиковать свой опыт в профессиональных журналах , аттестовываться на квалификационные категории;

В способности создавать ППРС в соответствии с календарно-тематическим планированием (КТП, владеть ИКТ-технологиями и использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в образовательной деятельности .

На данный момент существует проблема формирования педагога , обладающего компетентностью , креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.

Совершенствование профессиональной компетентности

педагогических работников колледжа как условие

качественной подготовки специалистов

В обеспечении функционирования системы управления качеством профессионального образования важная роль принадлежит тщательно спланированной работе по повышению уровня профессионального мастерства преподавателей.

Требования сегодняшнего дня заставляют по-новому взглянуть на деятельность педагога как ключевую фигуру образовательного процесса. Профессиональная компетентность преподавателя рассматривается сейчас, с одной стороны, как критерий качества профессионального обучения, а с другой -как свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых функций, культура труда и межличностных коммуникаций, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы.

Все компетенции педагога можно условно разделить на профессиональные (деятельностная составляющая) и личностные (личностная составляющая).

Если мы говорим о высокой педагогической квалификации преподавателя, то предполагается высокое качество его труда. Категория качества в педагогике довольно спорная, трактуется неоднозначно не только в механизмах выявления, но и в предназначении. Давайте представим, сколько надо ума, мудрости, мастерства, чтобы войдя в аудиторию понять, что из заготовленного будет воспринято, а что нет.

Работа по повышению профессионально-педагогической компетентности преподавателей в ГБПОУ МО "Ногинский колледж" строится на основе модели системы повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников перспективной программы повышения квалификации руководящих и педагогических работников, ежегодных планов повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников. Настоящая структура включает в себя обучение преподавателей с отрывом от работы, обучение без отрыва от работы, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

При планировании работы по повышению педагогической компетентности на учебный год учитываются мнения преподавателей, для чего проводиться анкетирование. В большинстве своем преподаватели удовлетворены системой повышения квалификации, существующей в колледже. Подавляющее большинство выбирает в качестве ежегодного повышения своей квалификации постоянно действующие методические семинары, посещение открытых занятий и внеклассных мероприятий своих коллег, участие в семинарах и научно-практических конференциях, проводимых на областном, региональном, всероссийском, международным уровнях. Повышение квалификации на курсах в институтах повышения квалификации преподаватели планируют не чаще одного раза в пять лет.

Обучение без отрыва от работы предусматривает коллективные и индивидуальные формы. Самообразование является важнейшим звеном в системе повышения профессионализма преподавателей. Индивидуальное повышение квалификации планирует ежегодно каждый преподаватель согласно плану работы по повышению педагогического мастерства. При составлении индивидуальных планов соблюдаются следующие основные требования: учет уровня собственной профессиональной подготовки и педагогического мастерства; взаимосвязь с планом работы предметной (цикловой) комиссии и планами воспитательной, методической работы колледжа; четкие формулировки и конкретный характер мероприятий с указанием сроков их исполнения.

Важной составляющей в организации работы по повышению квалификации преподавателей в колледже является проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, мастер-классов. Они проводятся с целью распространения передового педагогического опыта; помогают определить и показать на конкретных примерах, какие формы, методы и примеры целостного применять при изучении наиболее сложных тем программы, как лучше использовать технические средства обучения и как при минимальной затрате учебного времени добиться хорошего усвоения учебного материала. После проведения открытых занятий, внеклассных мероприятий, классных часов проводятся семинары - практикумы.

Поскольку современное учебное заведение профессионального образования -это сложное высокоорганизованное учреждение, то для успешного решения поставленных задач, в том числе и по повышению профессионально-педагогической компетентности преподавателей,необходим постоянный мониторинг и анализ полученных результатов. В Ногинском колледже мониторинговые мероприятия проводятся согласно Положению о системе внутриколледжного мониторинга профессионально-педагогической компетентности педагогических работников, схеме проведения мониторинговых мероприятий, плану комплексно-обобщающего мониторинга деятельности предметной (цикловой) комиссии. Оценка уровня проведенного преподавателем учебного занятия определяется по методике и технологии системного анализа урока.

Целостная систематическая работа в колледже по повышению профессионально-педагогической компетентности преподавателей приводит к положительным изменениям в личностно-профессиональной сфере педагогов, к переходу их на более высокий уровень профессионального самосознания.

Одной из особенностей управления персоналом является возрастающая роль личности работника, а именно к его уровню профессиональной компетентности. Одним из факторов, влияющих на уровень мотивации, является процесс развития профессиональной компетентности персонала. Профессиональная компетентность персонала это - совокупность профессиональных знаний, умений, навыков приобретаемых в процессе трудовой деятельности персонала, которые способствуют выполнению функциональных обязанностей с высокой продуктивностью. Процесс ее развития и совершенствования понимается как целенаправленная деятельность сотрудника по приобретению определенных компетенций в соответствии с современными условиями труда и предъявляемыми профессиональными требованиями.

Мотивация и влияющая на нее развитие профессиональная компетентность персонала к достижениям результатов служат связующим звеньям, объединяющим все уровни мотивации в единую систему, способную обеспечить привлечение и удержание талантливых работников, а также рациональное использование их личностного и группового потенциала.

Развитие профессиональной компетентности условно представляется в рамках трех векторов:

Процесс развития профессиональной компетентности в современных условиях целенаправленно реализуется посредством технологий обучения, которые инициируют активную учебно-познавательную деятельность работника, мотивацию, организационную культуру, профессиональную идентичность, развивают его личностные качества, позволяют построить индивидуальную траекторию развития профессиональных компетенций работников.

Современные условия диктуют необходимость перехода к системной модели программного развития профессиональной компетентности персонала организаций. Новый системный подход предусматривает: 1) модернизацию традиционной системы образовательного развития профессиональной компетентности; 2) формирование профессионально-адаптивной системы образовательного коучинга посредством организации комплексного сопровождения трудового профессионального развития персонала организации, а также внедрение проектов социально-культурного и мотивационного развития профессиональной компетентности работников.

Модернизация традиционной системы образовательного развития профессиональной компетентности определяет три важнейших направления:

1. Внедрение интегрированного механизма взаимосвязи потребностей хозяйственной организации в той или иной системе компетенций работников и оптимизации образовательных программ формирования профессиональной компетентности.

2. Готовность к непрерывному поиску нового, экономически актуального знания, грамотному осуществлению информационных процессов, что является основой профессиональных компетенций работника.


3. Квалифицированная профессиональная деятельность предполагает необходимость развития не только формальных профессиональных знаний, умений, навыков, но и мотивационного потенциала.

Формирование профессионально-адаптивной системы образовательного коучинга посредством организации комплексного сопровождения трудового профессионального развития работников организации включает в себя три важнейшие подсистемы:

1. Разработка и реализация в рамках хозяйственной организации самостоятельного проекта, направленного на активизацию процесса усвоения и обновления профессионального опыта работника.

2. Формирование социально прозрачной системы социальной оценки и перспектив развития профессиональной компетентности работников организации.

3. Обеспечение составления обобщенного социально-профессионального портрета различных групп работников, определение круга их профессиональных интересов, проблем и мотиваций, а также готовности к восприятию новых знаний и их применению в социокультурной и трудовой практике.

Таким образом, можно предположить, что дополнительные пути развития и совершенствования профессиональной компетентности способствуют созданию благоприятного образовательного климата организации, который напрямую влияет на повышение эффективности труда, изменению модели трудового поведения с экстенсивного в интенсивный, а также уровню мотивационного фона. Рассматривая значение развития профессиональной компетентности персонала и самой организации, позволяет сделать вывод о том, что развитие и совершенствование профессиональной компетентности является естественной потребностью персонала и способствует повышению уровня мотивации. Однако для того, чтобы данная потребность стала у работника ведущей, требуется создание необходимых организационно-образовательных условий в организации.

Src="https://present5.com/presentation/3/46083072_213148780.pdf-img/46083072_213148780.pdf-1.jpg" alt="> "> "Совершенствование уровня профессиональной компетентности учителей технологии в условиях реализации ФГОС". Учитель технологии МБОУ «Средняя школа № 4» г. Людиново Калужской области Евтюхова Татьяна Александровна

Src="https://present5.com/presentation/3/46083072_213148780.pdf-img/46083072_213148780.pdf-2.jpg" alt="> Профессиональная компетентность - интегральная характеристика личности и профессионализм учителя, определяющая его"> Профессиональная компетентность - интегральная характеристика личности и профессионализм учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях.

Src="https://present5.com/presentation/3/46083072_213148780.pdf-img/46083072_213148780.pdf-3.jpg" alt="> Основные пути совершенствования уровня профессиональной компетентности педагога: Работа в творческих"> Основные пути совершенствования уровня профессиональной компетентности педагога: Работа в творческих группах, методических объединениях Выступления на педагогических советах, заседаниях творческой группы, семинарах, тренингах

Src="https://present5.com/presentation/3/46083072_213148780.pdf-img/46083072_213148780.pdf-4.jpg" alt="> Работа в методических объединениях, творческих группах; Открытые уроки РМО учителей"> Работа в методических объединениях, творческих группах; Открытые уроки РМО учителей технологии

Src="https://present5.com/presentation/3/46083072_213148780.pdf-img/46083072_213148780.pdf-6.jpg" alt="> Работа в методических объединениях, творческих группах; Участие в мастер">

Src="https://present5.com/presentation/3/46083072_213148780.pdf-img/46083072_213148780.pdf-7.jpg" alt="> Работа в методических объединениях, творческих группах; Участие в мастер"> Работа в методических объединениях, творческих группах; Участие в мастер - классах

Src="https://present5.com/presentation/3/46083072_213148780.pdf-img/46083072_213148780.pdf-8.jpg" alt="> Работа в методических объединениях, творческих группах; «Волшебный батик» «Темари"> Работа в методических объединениях, творческих группах; «Волшебный батик» «Темари - японское искусство вышивки шаров» «Современные образовательные технологии в практике работы педагогов. Проект как способ развития творческого начала» в рамках районного семинара заместителей директоров школ по учебно – воспитательной работе Проведение мастер - классов

Src="https://present5.com/presentation/3/46083072_213148780.pdf-img/46083072_213148780.pdf-9.jpg" alt="> Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, ИКТ ">

Src="https://present5.com/presentation/3/46083072_213148780.pdf-img/46083072_213148780.pdf-10.jpg" alt="> Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, ИКТ Инновационный педагогический проект» «"> Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, ИКТ Инновационный педагогический проект» « Технология проектов как способ развития творческих способностей учащихся на уроках технологии» . Цель инновационного проекта - разработка педагогического подхода к формированию у детей, находящихся на разных уровнях развития творческих способностей, креативного отношения к различным видам деятельности. Задачи проекта: Изучить теоретические основы проектной технологии; Внедрить проектную технологию в образовательный процесс; Отследить динамику развития творческих способностей учащихся с 6 по 8 классы.

Src="https://present5.com/presentation/3/46083072_213148780.pdf-img/46083072_213148780.pdf-11.jpg" alt=">КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ">

Src="https://present5.com/presentation/3/46083072_213148780.pdf-img/46083072_213148780.pdf-13.jpg" alt="> Город посреди России ">

Src="https://present5.com/presentation/3/46083072_213148780.pdf-img/46083072_213148780.pdf-14.jpg" alt="> Макет микрорайона "> Макет микрорайона для школьного музея Стильные шторы в дизайне интерьера

Совершенствование профессиональной компетентности педагога

У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время - время перемен. И, в первую очередь, эти перемены связаны с жизнью школы, с возросшими требованиями к процессу обучения. Если раньше образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности, то теперь, речь идёт о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей.

Профессиональное становление педагога - сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.

Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент.

Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное и социальное становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Школа - это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников. Поэтому совершенно очевидно, что учителю как никогда необходимо сегодня не только по-новому учить, но и по-новому учиться. Прежде всего, учиться новому педагогическому мышлению, учиться быть в постоянном творческом поиске подходов и приёмов, обеспечивающих соавторство, сотрудничество с учениками во всей работе.

Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Поэтому неудивительно, что часть президентского послания, которая посвящена стратегии развития российского образования, широко обсуждалась педагогами. Основной акцент в послании президента был сделан на школьном образовании, поскольку именно оно является определяющим и самым длительным этапом в жизни каждого человека. По словам Президента, сфера образования - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России.

Поэтому учитель находится в постоянном творческом поиске ответа на вопрос: «Как учить школьника?» Задачи, стоящие сегодня перед учителем, кардинально отличаются от тех, которые выполнялись им совсем недавно. Современному учителю недостаточно передавать своим ученикам готовые знания, давать установку на их запоминание. Самой первой задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, развитие его познавательных и творческих способностей. Для достижения этих целей учителю нужно сформулировать их через учебную деятельность школьника и работать над организацией процесса обучения с целью достижения максимальных результатов. А постановка различных целей и предполагает использование различных методов и приёмов обучения. Поэтому учителю необходимо иметь в своём арсенале множество приёмов, методов и стратегий, так как ему приходится решать задачи разного уровня. Но и не следует также забывать, что используемые формы преподавания должны варьироваться от возраста, уровня подготовленности учащихся, их интересов. Наличие культуры учебного труда предполагает, что школьникам предъявляют высокие требования, но вместе с тем они не бояться рисковать, высказывая какую-либо идею.

Современный педагог должен выявлять лучшие качества, заложенные в ребёнке, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретённых знаний, чтобы, окончив школу, они чётко осознавали своё место в обществе и могли работать на его благо, а также были готовы к участию в решении перспективных задач нашего общества.

Учитель должен быть профессионалом своего дела, а профессионализм определяется целенаправленным формированием в себе таких качеств, как самосовершенствование, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя - это великолепный источник для безграничного творчества. Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник самоудовлетворения и признания. Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку. И с каких бы позиций мы не подходили к вопросу о роли учителя в современном обществе - признаем её ключевой. Ведь учитель - главное звено, основа и душа системы образования. Общество ждёт от учителя высокого напряжения труда, динамики мысли, инициативности, упорства и полной отдачи сил обучению и воспитанию будущего поколения.

В условиях модернизации образования на современном этапе одной из центральных является задача по повышению социального статуса педагогического работника, оформление законодательной базы по регулированию статуса педагогов.

Одной из задач российского законодательства в сфере образования является четкое определение прав и обязанностей учителя, создание надлежащих условий для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности. Эта задача еще раз подтверждена Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным: «Главная цель, которую мы ставили в рамках модернизации образования, - это, прежде всего, рост качества школьного образования. Решению именно этой задачи подчинена работа по обновлению материальной и учебной базы школ, по повышению профессиональной квалификации, престижа учительского труда, в том числе через его справедливую, заслуженную оплату». Каким должен быть педагог новой школы? Готов ли он соответствовать современным требованиям к процессу обучения?

Статус учителя - это индикатор эффективности государственного и общественного устройства. Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

Поэтому одним из направлений является развитие учительского потенциала. Большое внимание уделяется организации непрерывного повышения квалификации учителей, совершенствованию форм и методов обучения, повышению профессиональной компетентности педагогов. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская деятельность;
- самообразовательная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий;
- трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Компетентность в педагогической деятельности в школе-интернате отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты. Проявляется это в подготовке и проведении занятий, в умении педагога управлять классом (группой). Педагог старается организовать работу каждого ребенка, создавать рабочий настрой и деловую обстановку. Все это повышает интерес, внимание, учебно-познавательную активность обучающихся (воспитанников). Такое поведение учителя позволяет найти подход к отдельным ученикам (воспитанникам) с учетом их индивидуальных способностей, помочь положительно проявить себя.

На занятиях учитель сочетает различные формы коллективной и индивидуальной работы, организует самостоятельную работу учащихся (воспитанников), сокращает однотипные упражнения. Создает ситуацию активного общения - не только монолога, но и диалога, позволяющих ученику (воспитаннику) выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов учебных заданий, вида и форм дидактического материала.

И как сказано в проекте «Концепции духовно - нравственного воспитания российских школьников»: «Невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль учителя уникальна. Учитель как образцовый гражданин – это служитель храма, несущий на глазах детей свой крест на свою Голгофу и не ожидающий земного вознаграждения».

Это облик идеального учителя - воспитателя на все времена. Поэтому повышение профессионального уровня педагога и формирование педагогического корпуса, который соответствует запросам современной жизни, является необходимым условием работы школы-интерната в системе образования России, условие, которое должно отвечать уровню современного качества образования.

 


Читайте:



Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу

Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу

Сведений о цивилизации Мероэ в Африке не встретишь в школьных учебниках по истории, о ней редко упоминают даже в специализированной литературе. А...

Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом

Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом

В данной статье мы разберемся с тем, как написать сочинение про плюсы и минусы Интернета на английском языке. Статья включает в себя рекомендации...

Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея

Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея

«Мерзкий блуд есть, старых и мудрых таковоздание,А тебе, старый бздуну, конец, вечное мучение».И.Мазепа Дума «Старик с телом беседует». 1704 г....

feed-image RSS