Главная - Кастанеда Карлос
Научная рота вкс. Сила есть, ума – палата. Кто служит в научных ротах Минобороны РФ и чем они там занимаются? Научная рота квву включает в себя четыре взвода

10 декабря сего года московский городской сборный пункт, что на Угрешской улице, действовал, практически, в обычном режиме. Очередная партия новобранцев готовилась к отправке на место службы. Новобранцы выглядели как и положено новобранцам. Но, по сути, с обычными молодыми солдатами некоторые заметные различия имели.

В соответствии с решением Президента Российской Федерации от 17 апреля 2013 года в Вооруженных силах Российской Федерации продолжается комплектование «научных рот» из числа выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования, главная функция которых - научно-исследовательская работа в интересах обороны страны.

Всего на сегодняшний день в Вооружённых силах РФ сформировано четыре научных роты: третья, о которой идёт речь (специфика - ВКО), научная рота ВВС (Воронеж), «морская» научная рота в Санкт-Петербурге, сформированная в интересах ВМФ (специфика - гидроакустика, информационные технологии, автоматизированные системы управления, морские роботизированные комплексы) и ещё одна, четвёртая, для нужд Генштаба.


Репортаж телеканала «Звезда»


Уже подстриженные и полностью обмундированные солдаты вместе со своими близкими были приглашены в актовый зал, где для них подготовили праздничный концерт.
На сцену поднялись участники ансамбля и исполнили несколько этнических славянских композиций. Между песнопениями дали солдатам несколько полезных напутствий.

Молодые солдаты научной роты. В 9 часов утра выглядели несколько напряжёнными и невыспавшимися.
Приглашённые же артисты и вовсе извинились на всякий случай: мол, артисты так рано не просыпаются, отнеситесь с пониманием!

Некоторые, но не все, пришли на «проводы» с отцами. Матерей было больше.

Для желающих исполнялись песни под гитару «по заказу»: ЧиЖ, Макаревич, Никольский, «Сплин» и некоторые прочие.

Довольно часто упоминались со сцены славянские воинские традиции.

После концерта и напутственных слов, все присутствовавшие были приглашены на торжественный митинг перед отправкой в часть.

Первый опыт хождения строем.

Молодых солдат встречал целый военный оркестр.

Командир третьей научной роты майор Сергей Скворцов.

Вниманию сигнуманистов: довольно редкий шеврон (старого образца) дивизии предупреждения о ракетном нападении Космических войск.
КВ существовали в Вооружённых силах РФ до 2012 года, а потом вошли в состав ВВКО.

От лица военнослужащих 3-й научной роты выступил рядовой Андрей Масленников, выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана 2013 года.
В ряды Вооруженных сил РФ призвался с должности инженера-исследователя научно-технического центра ОАО КМЗ.

Как называется этот военный музыкальный инструмент? Или это (страшно даже вспомнить страшные годы детсада) металлофон для взрослых?

Для каждого новобранца были заготовлены полезные подарки: упакованные в небольшой несессер, ясное дело - закамуфлированный, принадлежности для бритья и умывания.

Музыкантам на морозе приходилось несладко. Особенно низкая температура досаждала «операторам» духовых инструментов.
Во избежание примерзания деталей музыкальных инструментов куда не надо, специально обученный музыкант заливал из маленькой бутылочки по нескольку граммов спирта в раструбы. Мера вынужденная, но действенная.

Звучит государственный гимн и научная рота во главе с командиром грузится в автобус.

Первые тяготы и невзгоды - развязался вещмешок. Однако солдат быстро и, главное, правильно, завязал его. Все ли присутствующие умеют завязывать вещмешок?

«Идея, предложенная Министром обороны Сергеем Шойгу – создать научные роты, в которых смогут проходить военную службу выпускники высшей школы, начала реализовываться. 49 выпускников технических вузов уже написали заявление на добровольную службу в научной роте. Основной контингент составили выпускники МГТУ имени Баумана. Также в списке – МАИ, Тульский государственный университет и Московский физико-технический институт.

По словам Андрея Масленникова, выпускника факультета РЛ МГТУ 2013 года Минобороны делает выгодное предложение, от которого нельзя отказываться. Он сказал, что для него научная рота – самое оптимальное решение. «Во-первых, я буду служить со своими друзьями, коллегами из МГТУ им. Н.Э. Баумана. То есть, там будет своя научная атмосфера. Во-вторых, мы будем создавать новые военные проекты. Думаю, что служба будет очень интересной и насыщенной» – отметил призывник».

Этот отрывок текста заимствован с сайта Национального исследовательского университета - МГТУ им. Баумана. Там же, по ссылке , подвешены несколько фотографий. Не одно ли это и то же лицо на соседних снимках?


Чуть больше часа пути и автобус уже в Красногорске, за воротами части.

ДорОгой Циолковского. Сейчас этой дорогой идёт 31 человек, это половина штатного состава роты. Вторая половина прибудет в расположение через полгода.

Молодых солдат на плацу приветствовали по всей форме, с выносом знамён и митингом.

С небольшой речью к солдатам и офицерам обратился заместитель Командующего войсками Космического командования по работе с личным составом, полковник Игорь Кириллов.

Перед военнослужащими выступил и Александр Тарасов - генеральный директор Красногорского завода им. С.А. Зверева (ОАО КМЗ), входящего в холдинг Госкорпорации Ростех «Швабе». Директор ОАО КМЗ от имени коллектива завода поздравил военнослужащих 3-й научной роты со знаменательным событием и сообщил, что для них на базе научно-технического центра предприятия подготовлены современные автоматизированные рабочие места, определены темы и научные руководители научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также разработаны индивидуальные планы.

А. Тарасов выразил надежду, что совместно с военнослужащими научной роты завод будет осуществлять разработку и создание новых оптико-электронных приборов для укрепления обороноспособности страны, которые планируется представить на Дне инноваций Министерства обороны в следующем году.

«Надеюсь, что вы получите неоценимые знания, навыки и умения и после окончания службы продолжите работу на нашем предприятии, которое активно и динамично развивается», - отметил Александр Тарасов.


После митинга отправились в расположение научной роты. Здание казармы было специально отремонтировано.

Кто и каким образом попадает на службу в такого рода части? Для примера некоторые данные по воронежской роте.

В соответствии с решением Президента Российской Федерации от 17 апреля 2013 года «О создании в ВС РФ научных рот, комплектуемых военнослужащими, проходящими по призыву, из числа наиболее одаренных выпускников ВУЗов», на базе ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) создана научная рота. Срок службы в научной роте: 12 месяцев.

Требования к кандидатам для зачисления в научную роту по направлениям исследований факультета АРЭО:
1. Граждане РФ мужского пола в возрасте 19-27 лет, не проходившие военную службу.
2. Категория годности по состоянию здоровья - не ниже Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями, например, в частях связи или радиотехнических частях).
3. Не рассматриваются кандидатуры категорий граждан, указанных в 4-5 абзацах пункта 5 статьи 34 Федерального закона 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
4. Степень мотивации кандидата проходить военную службу по призыву в научной роте.
5. Соответствие профиля и специализации кандидата научным направлениям факультета АВИАЦИОННОГО РАДИОЭЛЕКТРОННОГО оборудования (например, могут подойти математики, физики, программисты, электротехники, радиоэлектронщики и т.п.).
6. Склонность к научной деятельности и наличие определенного научного задела (участие в конкурсах, олимпиадах, наличие научных публикаций и трудов).
7. Средний балл диплома ВПО - не ниже 4,5.

Чем потенциально планировалось занять военнослужащих:

1. Исследование принципов, методов, алгоритмов функционирования, обработки информации и принятия решений в комплексах и системах локации и опознавания.
2. Исследование принципов, методов построения радиолокационных станций с синтезированной апертурой антенны и алгоритмов автоматической обработки радиолокационных изображений.
3. Исследование алгоритмов цифровой обработки сигналов бортовых радиолокационных станций наблюдения за воздушным пространством.
4. Формирование и исследование помехоустойчивого канала связи с ППРЧ на базе комплекса связи КСС-28 и радиостанции ПРИМА-ДМВ.
5. Численное моделирование и экспериментальные исследования алгоритмов первичной и вторичной обработки навигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем.

Кроме вышеуказанных научных направлений, военнослужащий научной роты может продолжить работу в своем научном направлении после согласования с командованием факультета.

В воронежской роте проходят службу солдаты из Воронежа, Санкт-Петербурга, Липецка, Курска, Белгорода, Челябинска, Тамбова, республики Адыгея, Московской и Владимирской областей. Призывники отбирались только из государственных высших учебных заведений. Среди новобранцев - специалисты по таким профилям как информационные системы и технологии, радиотехника, радиофизика, теплоэнергетика, фотоника и оптоинформатика. Военнослужащие будут непосредственно заниматься вопросами информационной безопасности, моделирования радиоэлектронной обстановки, создания 3-D моделей элементов конструкции летательного аппарата, информационного обеспечения экипажа воздушного судна в нештатных ситуациях, построения моделей метеорологических объектов.


Рота поделена на три взвода. Каждый взвод будет заниматься своей научной темой, а жить военнослужащие будут в таких трёхместных кубриках.

Разумеется, многим сразу же придёт в голову естественный для наших сегодняшних реалий вопрос: а не будут ли в эти научные роты записывать детей уважаемых людей?

Любые случаи устройства призывников «по блату» в научные роты будут пресекаться самым жестким образом, сказал министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу в эфире программы Первого канала «Воскресное время», которая транслировалась на Дальний Восток.

«Как только у нас в научной роте появится первый «блатной», извините за сленг, - как только это произойдет - эта бацилла довольно разъедает быстро любую систему. Если я узнаю о таком случае, - по всей цепочке, от того, кто отбирал, кто был в этой комиссии, кто дальше позволит этому оставаться в научных ротах - даже собеседовать не буду, поверьте мне», - сказал Шойгу.

Министр подчеркнул, что российскому военному ведомству необходимы талантливые молодые люди, заинтересованные в научных достижениях. Их отбор будет производиться очень тщательно.

«Огромный пласт работы, которая у нас появится в ближайший месяц-два - нам нужна будет очень и очень большая группа программистов, но для этого нам надо будет очень плотно поработать, потому что абы что нам не надо», - сказал Шойгу.

Интересно было бы посмотреть на т.н. «дедовщину» в научных ротах. Например, как «физматземлячество» заставляет мыть пол самого тупого солдата с IQ 159.

Чем будут заниматься солдаты в рамках своей научной деятельности? Поскольку базой для их основной служебной деятельности станет ОАО КМЗ , то уместно предположение, что наукой военнослужащие будут заниматься применительно к прицельным комплексам и системам управления огнем авиационного вооружения и бронетанковой техники, оптико-электронным компонентам космических систем слежения и прочим наукоёмким технологиям «укрепляющим обороноспособность страны».


Пресловутый брезентовый ремень. Как сообщили сами новобранцы - эти ремни в части обещали заменить на обычные, кожаные.

Комплект формы и прочего имущества, положенный каждому солдату.

Командуют взводами молодые лейтенанты, в помощь им выделены три сержанта-контрактника, плюс старшина роты - старший прапорщик. По словам командира взвода, уже служившего в такой должности в войсках, нынешние его солдаты кардинально отличаются от бывших. Основная задача командиров всех рангов в роте на ближайшую перспективу - как можно качественнее и быстрее адаптировать призванных на военную службу к этой самой службе. Присяга у новобранцев запланирована на конец декабря, к этой дате с адаптацией планируется уже покончить. В целом командиры отметили6 высшее образование у солдат - фактор, чрезвычайно упрощающий службу.


Бытовая комната.

Всенепременная сапожная лапа. Сапог, кстати, ни у кого замечено не было. Про портянки поинтересовался - нет и никаких портянок. Берцы и носки.

Сапог нет, а место для нештатного сапожника есть. Потому что положено.

Вот что сообщил по данному поводу один из знакомых офицеров, к научным ротам непосредственного отношения не имеющий, но за судьбу армии переживающий:

«Начинание хорошее, такие кадры очень нужны. В т.ч. в офицерском составе. Очень много направлений, где нужны такие люди. Их работа - от написания ТЗ и работы с промышленностью до внедрения всяких АСУ в войсках. Ну и в целом надо поднимать техническую грамотность. Я вот, став старше, понял, насколько тяжело и самого себя заставлять и вверенные кадры поддерживать в технически подкованном состоянии. Особенно, когда это не «профильно». При том что я «компьютерщик» и образование соответствующее и опыт работы есть. И в целом не дурак.

Многие полезные и правильные нововведения не работают тупо потому, что низовое звено не хочет, а то и не может. И только административно это очень тяжело преодолевается.

До сей поры мы, по сути дела, «общую компьютерную грамотность» не освоили. Хотя и добились, что процентов 80 может хотя бы в стиле «оператор ЭВМ» работать. Без этого даже мирные СЭД (особенно с учетом насколько оно кривое все, что так же поправят, я надеюсь, «научники») не взлетают. Годами. А взлетев, напоминают пигвинов. Понятно куда нужны программисты. Потребность МО в мелких прикладных программах огромна. Предыдущая система создания АРМов не годиться никуда. Нужно, чтобы быстро и удобно. Плюс куча комплексов, где помимо инженерной части надо уметь программировать и перепрошивать всякое».

Это понятно, но зачем создавать вот такие научные роты? Нахаляву ума поиметь? Призвать срочником башковитого парня после ВУЗа и платить ему не надо и работать будет. Всё лучше, чем его же пригласить к себе с хорошей зарплатой, соцпакетом и т.д.?

«Думаю так:
1. Потому что служить надо.
2. При этом, если у человека есть мозг, он может оказаться более полезен именно в такой роте, чем в сапогах и с автоматом. Так пусть служит, не отрываясь от привычной интеллектуальной деятельности.
3. Это повышает привлекательность армии в целом. Обратите внимание - в роту существует КОНКУРС. Повторюсь, конкурс в роту ПРИЗЫВНИКОВ. У людей с высшим образованием. Это сразу… хм… несколько подмывает рассказы про «служить тянут насильно, идёт только быдло». И даже во многом про «армию рабов».
4. Мы можем присмотреться к кадрам, изучить человека. Не только на предмет «умный или тупой», а именно с точки зрения качеств, которые можно выявить только после тщательного изучения. От трудолюбия и смекалки до социализации и устойчивости к стрессу.
5. Гражданин знакомиться с армией. Не по репортажам разных СМИ или рассказам «бывалых», а самостоятельно. И способен потом принять САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ решение о дальнейшей службе по контракту в роли рядового (сержанты и прапорщики в первую очередь) или в офицерском составе.
6. Нам нужны кадры. Причем подготовленные. Если «Родина прикажет» - мы так и так призовем кого необходимо. Закон у нас действует «О всеобщей воинской обязанности». Но. Научные роты не расширяют категории граждан, подлежащих призыву. Это сделали изменения в пункты о предоставлении отсрочек.
7. Не говоря о «престиже», такая практика позволяет в некоторой мере избавить граждан от страха перед военной службой. Люди меньше боятся армии. Потому что она не сводится только к «круглое таскать от забора и до обеда».

При всем том, что я не считаю что солдата надо целовать в ж&;#@ и в целом отношусь к когорте 90-х (т.е. привычно умею работать в обстановке «Ни#$&; нет и не будет» + «если ты не мертв - ты можешь работать»), прекрасно понимаю, что наличие ежедневного горячего душа, вкусной еды или удобной одежды не делает солдата сильно слабее. Особенно, служащего в русле высоких технологий. Умение спать на снегу и есть муравьев в боевых условиях прививается кому надо и по правильным методикам, не отменяя комфорта в повседневной службе. Ну не считаю я слабаком электрика, который тыкает в провод датчиком, а ведь мог бы просто пальцы послюнявить»!


А это комната для умывания, душ и туалет.

Ну тут даже не знаю что и сказать. Ни разу, ни в одной казарме не видел такого.

Товарищи офицеры всю эту «роскошь» объяснили следующим образом: для солдат были созданы максимально комфортные бытовые условия, чтобы они как можно больше сил и времени могли бы уделять своей научной деятельности.

Зал для занятий спортом. Тренажёров не в избытке, но и недостатка лично я не вижу.

Обязательная ротная комната информирования и досуга. Для граждан почтенного возраста, служивших в Советской Армии - «ленинская комната». Шашки, шахматы, гитара, здоровенная «плазма» и проигрыватель DVD.

Первое построение в расположении. Команда «Заправиться!»

А это солдатская столовая. Кормят солдат в этой части, как водится, силами сторонней организации. Аутсорсинг.

Военный билет и личный жетон с личным номером военнослужащего. В графе «должность» у всех военнослужащих роты будет сделана запись «оператор научной роты», а у особо отличившихся - «старший оператор научной роты».

P.S. На плацу порадовался плакатам, разъясняющим всякое строевое. Нашёлся, наконец, мудрый человек, сформировавший в фотошопах абсолютно единообразные воинские подразделения. Аж душа радуется!

Ну и необходимые (чую!) ЧаВо - частые вопросы:

Вопрос: Как дела у «научных» солдат с обычной боевой подготовкой? Пострелять им доведётся?
Ответ: Доведётся. С понедельника по четверг военнослужащие будут заниматься научной деятельностью на предприятии, а вот по пятницам, целыми днями, будут нагружены вопросами боевой подготовки. Для них разработана специальная программа, не изобилующая строевой и стрельбами, но обеспечивающая необходимый разумный минимум. Увлекательнейшие мероприятия в рамках ПХД тоже никто для них не отменял. Наука наукой, а служба службой.

Вопрос: Там что, правда служат люди с высшим образованием?
Ответ: Да. Например, обучавшиеся в МВТУ имени Баумана или МАИ.

Вопрос: Не мухлюют ли при зачислении со средним баллом?
Ответ: Это чревато. Но в исключительных случаях идут навстречу кандидатам в том смысле, что могут прикрыть глаза на «четвёрку» по географии, сбалансированную «восьмёркой» по физике. С профилирующим предметом такой «фокус» не пройдёт.

Вопрос: Туда идут служить добровольно?
Ответ: За очень редким исключением - да, добровольно.

Вопрос: Каков распорядок дня в научной роте?
Ответ: Таков:
Подъём замкомвзводов 5-50 - 6-00
Общий подъём 6-00 - 6-10
Утренняя физзарядка 6-10 - 7-00
Уборка помещений и закреплённой территории 6-10 - 7-00
Утренний туалет и заправка постелей 7-00 - 7-20
Утренний осмотр 7-20 - 7-40
Осмотр внешнего вида 7-20 - 7-30
Устранение выявленных недостатков 7-30 - 7-40
Завтрак 7-40 - 8-10
Информирование личного состава, проведение тренировок 8-10 - 8-40
Инструктаж по требованим безопасности с учётом предстоящих занятий (работ) 8-40 - 8-45
Развод личного состава на занятия, научные работы. Подъём Государственного флага РФ (исполнение гимна) 8-45 - 8-50
Убытие к месту проведения научной деятельности 8-50 - 9-30
Научная работа (понедельник-четверг) 9-30 - 12-50
Учебные занятия (пятница) 9-30 - 12-50
Смена специальной (рабочей) одежды, чистка обуви, мытьё рук 12-50 - 13-00
Обед 13-00 - 13-30
Время для личных потребностей 13-30 - 13-35
Отдых (сон) личного состава 13-35 - 14-35
Время для личных потребностей 14-35 - 14-45
Занятия 14-45 - 16-35
Подведение итогов научной деятельности (учебных занятий) 16-45 - 16-55
Прибытие из мест проведения научной работы (понедельник-четверг) 16-55 - 17-30
Подготовка к учебным занятиям (пятница) 16-55 - 17-30
Время для личных потребностей 16-55 - 17-30
Воспитательная работа (вторник, среда), подведение итогов боевой подготовки, состояния правопорядка, воинской дисциплины, службы войск и безопасности военной службы в роте (пятница), спортивно-массовая работа (понедельник, четверг) 18-00 - 18-50
Подведение итогов боевой подготовки, состояния правопорядка, воинской дисциплины, внутреннего порядка и службы войск в отделении, взводе - ежедневно 18-00 - 18-50
Смена специальной (рабочей) одежды, чистка обуви, мытьё рук 19-00 - 19-10
Ужин 19-10 - 19-30
Время для личных потребностей 19-30 - 20-00
Просмотр информационной программы "Вести" 20-00 - 20-15
Время для личных потребностей 20-15 - 21-00
Вечерняя прогулка 21-00 - 21-10
Вечерняя поверка 21-10 - 21-20
Подготовка ко сну, вечерний туалет 21-20 - 21-27
Телесный осмотр 21-27 - 21-30
Отбой 21-30

Вопрос: Это же как при Сталине, какие-то шарашки! Можно ли туда не ходить?
Ответ: Можно. Для этого существует масса методов. Самый простой - провалить конкурс. На одно место в воронежской научной роте претендовали 8 человек, если один человек его не пройдёт, то ничего страшного не случится. Конкурс станет несколько меньше, а провалившему подберут другое место службы, попроще.

Вопрос: Будут ли солдаты заниматься чем-то секретным или даже совершенно секретным? Скажется ли это на возможности выезда за рубеж после окончания службы?
Ответ: Да, будут. Да, скажется. Всё в соответствии с законными требованиями, которые не секретны.

Вопрос: Это показуха и «потёмкинские деревни»?
Ответ: Ну если «показуха» от слова «показали» - да. В данный момент времени это эксперимент, результатов, достаточных для однозначных выводов по итогам эксперимента пока что нет.

Вопрос: Я считаю, что это всё «будет, либо как в гулаговской «шарашке», либо как в спортроте - присягу приняли и по домам, тренироваться. А может, как в команде актёров Центрального театра Советской Армии - днём театральные туалеты драить, декорации монтировать, а вечером на сцену - в массовку».
Ответ: Имеете полное право считать что угодно и как угодно. При этом, понятно, совершенно не обязательно бывать в гулаговской «шарашке», спортроте, команде актёров и в научной роте. Кто нигде не бывал - тем всё отовсюду виднее. Потому мнение интернет-экспертов и ценится здесь небывало высоко.

Вопрос: Мне не нравится эта показуха, я против такого подхода. Толковых аргументов у меня нет, но я хочу устроить истерику в комментариях. Можно?
Ответ: Да. Не скажу, что это свежо и остро, но некоторый развлекательный элемент в суровые будни привнесёт. Жгите.

Примерно полтора года назад я принял решение пройти службу в армии. На тот момент мне почти исполнилось 26, за плечами был диплом о высшем образовании с квалификацией «инженер информационных систем и технологий», аспирантура без защиты диссертации, а также опыт предпринимательской деятельности в сфере IT и работы в системе российского образования.

Официальных оснований для отсрочки от военной службы не оставалось, и передо мной встал выбор, с которым сталкиваются многие молодые люди призывного возраста – «переждать» полтора года, по сути, скрываясь от военкомата, либо честно исполнить долг перед Родиной. Выбрал я, конечно, второе. С конкретным направлением определился достаточно быстро: в сети активно обсуждались недавно созданные в вооружённых силах специальные подразделения – научные роты. Поскольку у меня имелся значительный опыт научно-исследовательской работы, то я подал заявку и практически сразу получил подтверждение. С этого момента началась моя армейская история.

Сразу замечу – армия оказалась совсем не той, что мне представлялась. Она оказалась намного лучше. Проблема в том, что армейская служба в целом, и в научных ротах в частности, окутана плотной завесой разнообразных мифов и стереотипов, разобраться в которых человеку, не прошедшему эту школу, достаточно сложно.

Научные роты сегодня находятся в информационной повестке региональных и федеральных СМИ – интерес к ним со стороны потенциальных кандидатов не спадает. В основном для них написан этот текст. Надеюсь, он поможет принять взвешенное и единственно верное решение. Для этого, в первую очередь, я попытаюсь развеять самые распространенные мифы о военной службе в научных ротах, опираясь исключительно на собственный опыт. Но вначале надо разобраться с общими стереотипами о службе в армии.

Об «армейской мифологии»

В 2000 году на экраны страны вышла комедия Романа Качанова «ДМБ». Фильм моментально стал «народным хитом», а сценарий Ивана Охлобыстина, филигранно вобравший в себя лучшее из армейского фольклора, тут же был разобран на цитаты. Одна из моих любимых:

А я тогда присягу принимать не буду!
- Эх, дружок, молод ты… Не ты выбираешь присягу, а присяга выбирает тебя!

Наблюдать за перипетиями судьбы героев фильма, которых таки выбрала присяга, увлекательно и местами очень смешно. Но именно что – наблюдать. Стать таким «героем» в реальной жизни никому, из посмотревших кино, откровенно не хотелось.

У моего поколения, родившегося в конце восьмидесятых, представления о военной службе формировались отрывочно и крайне сумбурно: отцы служили в армии государства, уже не существующего на карте мира, старшие товарищи из семей соседей призывались в девяностые – тяжелейшее для страны время, которое, к большому сожалению, соответствующим образом отразилось на общем состоянии вооруженных сил.

Картина службы по призыву складывалась из обрывков советских анекдотов в стиле «копать от забора и до обеда», и большого количества народных историй, пересказанных «из уст в уста»: от совершенно идиотских, вроде покраски гарнизонной травы и строительства генеральских дач, до откровенно пугающих – про неуставные взаимоотношения, ставшие причиной ужасных трагедий. Щедро сдобренная однотипными газетными заголовками об армейских инцидентах начала двухтысячных – эта картина выглядела одновременно глупо и страшно.

Армия представлялась местом, где совершенно точно не может оказаться нормальный человек. Родители делали все возможное и невозможное, чтобы их сыновья никогда в жизни не столкнулись с армейской действительностью, поэтому не удивительно, что со временем в обществе сформировалось расхожее мнение: «служить в армию идут либо бедные, либо дураки».

Вектор общественного сознания начал меняться несколько лет назад – Вооруженные Силы Российской Федерации значительно преобразились, оставив в прошлом большую часть системных проблем. Тем не менее, борьба с укоренившимися стереотипами в отношении военной службы продолжается, и научные роты в этой борьбе – мощнейшее «оружие» формирования позитивного имиджа армии России, поражающее деструктивную «армейскую мифологию» также точно, как ракетный комплекс «Калибр» уничтожает базы террористов в Сирии.

Миф 1. Научные роты не нужны армии

Тем не менее, «научные роты» – это не PR-проект, каким его часто пытаются представить некоторые СМИ. Научные роты, в первую очередь – один из эффективных кадровых механизмов, значительно способствующих модернизации российской армии.

Как известно, одним из ключевых векторов армейских реформ, заданных руководством страны, является совершенствование оборонно-промышленного комплекса – соответствующая федеральная целевая программа, рассчитанная на период до 2020 года, была принята одновременно с Российской государственной программой развития вооружений на 2011-2020 годы.

Основой развития оборонно-промышленного комплекса, позволяющей поддерживать рост ключевых показателей эффективности, является системная работа с кадрами. Ключевой задачей в данном аспекте является привлечение квалифицированных инженеров в сферы производства, тесно связанные с оборонно-промышленным комплексом.

Учитывая особенности современных вооруженных конфликтов, одной из которых является повсеместное применение информационных технологий, а также принимая во внимание государственные военные доктрины развитых стран, в первую очередь, стран-членов Организации Североатлантического договора, основанные на концепции сетецентрических войн, можно сделать вывод, что ключевую роль в эффективности применения вооруженных сил и обеспечения обороноспособности как отдельно взятого государства, так и военно-политических блоков в целом, будут играть автоматизированные системы управления, различные виды разведки и высокоточное оружие.

В этой связи становятся актуальными вопросы о кадровой поддержке передовых научно-исследовательских проектов в сфере развития высокотехнологичных наступательных и оборонительных вооружений, а также формирования системного подхода к созданию концептуально новых «мозговых центров» в структуре российской армии, которые решали бы две задачи:
1. Проведение актуальных военно-научных исследований в интересах Минобороны России.
2. Привлечение компетентных кадров в структуры Вооруженных Сил Российской Федерации и оборонно-промышленного комплекса, занимающиеся перспективными военными разработками.

Одним из подходов, позволяющих значительно приблизиться к решению данных задач, является механизм создания на базе научно-исследовательских организаций и высших военно-учебных заведений Минобороны России принципиально новых структурных подразделений – научных рот. Идея их создания была высказана Министром обороны Российской Федерации генералом армии С.К. Шойгу на встрече с представителями российского научного сообщества в МГТУ им. Баумана весной 2013 года.

Новым подразделениям были определены следующие задачи: участие в научно-исследовательской работе, решение прикладных задач в интересах Минобороны России, подготовка научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов Российской Федерации.

Подразделение, в котором я проходил военную службу – научная рота ВВС России, дислоцирующаяся на базе Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, было создано одним из первых. Основной задачей операторов научной роты ВУНЦ ВВС «ВВА» (так официально именуются военнослужащие в данном подразделении) стало осуществление прикладных научных исследований по приоритетным и перспективным направлениям развития и применения Военно-воздушных сил Российской Федерации.

Как видно из особенностей сложившейся конъюнктуры – задачи, решаемые научными ротами, являются крайне актуальными, и в полной мере соответствуют глобальным вызовам, стоящим сегодня перед вооруженными силами. Благодаря данным подразделениям компетентные и квалифицированные выпускники гражданских вузов могут применить свой научный потенциал в решении конкретных инженерных задач по повышению обороноспособности нашего государства.

Миф №2. В научных ротах служит исключительно «золотая молодежь»

Если под «золотой молодежью» понимать молодых людей, «чью жизнь и будущее, в основном, устроили их влиятельные и высокопоставленные родители», то указанный тезис, конечно, совершенно не соответствует действительности. При этом одна особенность у военнослужащих научных рот есть – все они являются талантливыми выпускниками лучших вузов страны. Со мной в одном призыве служили выходцы из МАИ, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана и других серьезных технических вузов – очень талантливые и высококвалифицированные инженеры.

Попасть на службу в научную роту действительно сложно, но исключительно – за счет высоких требований, предъявляемых к кандидатам (далее указаны требования, предъявляемые к кандидатам на прохождение военной службы по призыву в научной роте ВУНЦ ВВС «ВВА»):

1. Граждане РФ мужского пола в возрасте 19-27 лет, не проходившие военную службу.

3. Не рассматриваются кандидатуры категорий граждан, указанных в 4-5 абзацах пункта 5 статьи 34 Федерального закона 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

4. Наличие высокой мотивации кандидата проходить военную службу по призыву в научной роте.

5. Соответствие профиля и специализации кандидата научным направлениям ВУНЦ ВВС «ВВА» (математики, физики, программисты, электротехники и т.п.).

6. Склонность к научной деятельности и наличие определенного научного задела (участие в конкурсах, олимпиадах, наличие научных публикаций и трудов).

7. Средний балл диплома ВПО – не ниже 4, 5.

В подробностях процесс подачи заявки на отбор в научную роту ВВС России описан на сайте: http://академия-ввс.рф/научная-рота/

Миф 3. Служба по призыву и научные исследования несовместимы

Как уже отмечалось, научные роты – это совсем необычные военные подразделения. Исходя из специфики, стоящих перед операторами научных задач, им предоставлен максимальный «армейский комфорт» .

Во-первых , операторы проживают не в казармах, а в достаточно комфортабельном общежитии. В каждой комнате, рассчитанной на четырех военнослужащих, имеется ЖК-телевизор, для нужд операторов доступны два компьютерных класса, две комнаты отдыха (с питьевой водой, чаем\кофе и свежей прессой), библиотека, спортивный уголок с тренажерами и душевые. Порядок на всей территории поддерживается в идеальном состоянии.

Во-вторых , в целях повышения эффективности деятельности операторов научной роты в рамках выполняемых научно-исследовательских работ, за каждым военнослужащим закреплен научный руководитель из числа научно-педагогического состава ВУНЦ ВВС «ВВА», имеющий ученую степень, ученое звание и практический опыт выполнения научных исследований. С каждым из операторов составляется индивидуальный план научной работы на год, который отражает как основные направления деятельности, так и ключевые показатели эффективности, которые выражаются в количестве (и качестве) опубликованных научных работ, докладов на научно-практических конференциях, свидетельствах о регистрации ПО, патентов и так далее. Все предельно измеримо и прозрачно.

В-третьих , распорядок дня оператора научной роты позволяет в полной мере реализовать свой научный потенциал в течение года службы. На мой взгляд, дисциплина имеет крайне позитивное влияние на эффективность исследовательской деятельности. С понедельника по четверг распорядок дня в подразделении выглядит следующим образом: утром – подъем, зарядка, завтрак, утренний осмотр и убытие к научным руководителям; в обеденное время – прием пищи и отдых, после – продолжение работы с научными руководителями; вечером – индивидуальный или коллективный спорт, ужин, отдых (мы обычно смотрели кино, читали, продолжали заниматься по своим научным направлениям в компьютерных классах), после 21:00 – вечерняя прогулка, поверка и отбой.

В пятницу – день изучения общевойсковых дисциплин, в субботу – парко-хозяйственный день и возможность убыть в увольнение в соответствии с графиком, в воскресенье – выходной и, опять же, возможность убыть в увольнение.

Как показывает практика – такой военный тайм-менеджмент крайне продуктивно влияет на самоорганизацию и планирование научной деятельности.

Миф №4. За год невозможно достичь каких-либо значимых результатов в науке

Подход к использованию исследовательского потенциала военнослужащих научных рот выстроен таким образом, что каждый вновь прибывший оператор продолжает исследования, начатые его предшественником. Акцент на преемственность позволяет не «изобретать велосипед», а сосредоточиться на решении конкретных исследовательских задач под эгидой научного руководителя. Свою исследовательскую работу операторы ведут также в рамках НИР различных категорий, активно участвуют в конференциях и научно-технических конкурсах.

Среди направлений научных исследований, по которым работают операторы научной роты ВВС России, наиболее актуальными являются:

Математическое и компьютерное моделирование метеорологических объектов для решения прикладных задач метеорологического обеспечения полетов
Исследование методов и средств защиты информации и информационных ресурсов от несанкционированного доступа и разрушающего информационного воздействия
Разработка программно-моделирующих комплексов силовых установок боевых летательных аппаратов и исследование динамики движения самолетов
Разработка программных средств определения статистики распределения уровней помех на входе РЭС в динамике конфликта с наземными комплексами РЭБ
Экспериментально-расчетные исследования обработки многоканальной многочастотной информации в цифровых радиолокационных системах
Объектно-ориентированное моделирование аэрометрических систем маневренных самолетов и процесса эволюции опасных метеоусловий по радиолокационным данным
Разработка программно-методического обеспечения исследований радиофизических характеристик радиопоглощающих материалов и покрытий
Разработка имитационных моделей средств наземного обеспечения полетов
Разработка программных комплексов исследования объектов авиационного вооружения и методики определения параметров негативных электромагнитных воздействий

Со времени создания научной роты ВВС России ее операторами было опубликовано более 200 статей в научных журналах и сборниках научно-практических конференций, оформлено более 15 заявок на выдачу патентов на изобретение, зарегистрировано более 35 программных продуктов и 45 рационализаторских предложений.

Операторы научной роты ВВС России становились победителями и призерами различных научно-технических конкурсов, среди которых Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи «НТТМ», Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», Международная выставках средств обеспечения безопасности государства «Interpolitex», Международный военно-технический форум «Армия России».

Лично я за время службы опубликовал 5 научных статей (в т.ч. в изданиях ВАК), выступил с докладами на 7 научных мероприятиях и зарегистрировал программный продукт, который презентовал Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путину и председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву на выставке достижений научных рот в рамках Международного военно-технического форума «Армия России 2015».

Миф №5. Дедовщина и неадекватные командиры

Пресловутая армейская «дедовщина», а также низкоквалифицированный офицерский состав остались далеко в прошлом. Практически все офицеры, с которыми мне довелось общаться за время службы – активно занимались спортом и вели здоровый образ жизни (с тотальной неприязнью вредных привычек), чем подавали пример многим военнослужащим по призыву.

Командный состав научной роты ВВС России был подобран с учетом специфики задач, стоящих перед подразделением – все офицеры являлись научными сотрудниками Военно-воздушной академии, имели опыт участия в научных конференциях и олимпиадах, среди них были призеры конкурсов научных работ и лауреаты премий Правительства Российской Федерации. Естественно, ни о каком рукоприкладстве, либо неуважительном отношении со стороны офицеров к военнослужащим по призыву и речи быть не могло. Вся коммуникация строилась подчеркнуто профессионально и уважительно.

Что касается отношений между сослуживцами, то в подразделении выстроена система наставничества – начиная с «курса молодого бойца» военнослужащие старшего призыва во всем помогают «младшим» товарищам: учат, как правильно нести службу в суточном наряде, подшивать подворотничок, выполнять упражнения по строевой подготовке и т.д. В научном плане осуществляется схожее кураторство. Через полгода младший призыв становится старшим, и уже сам помогает вновь прибывшим ребятам вникнуть во все детали военной службы. Понятие «дедовщины» в научной роте полностью отсутствует. Никаких происшествий за время моей службы между сослуживцами не случилось – умные люди всегда найдут выход из любой конфликтной ситуации.

Миф №6. В научные роты набирают «ботаников»

С легкой руки средств массовой информации это утверждение сегодня стало крайне популярно. На самом деле это, конечно, не так. Многие из ребят, служивших со мной в научной роте, имели спортивные разряды, некоторые были кандидатами в мастера спорта, в том числе по боевым искусствам. Практически все во время службы, так или иначе, начинают приучать себя к интенсивным занятиям спортом и значительно подтягивают свою физическую форму. Ежедневные пробежки, зарядка и походы в тренажерный зал этому способствуют.

Помимо прочего, военнослужащие научной роты так же, как и другие солдаты российской армии, несут службу в суточных нарядах, ездят на стрельбы, осваивают необходимые материалы по военной подготовке. Служба в научной роте – это не альтернативная, а самая что ни на есть военная служба.

Что касается направлений набора, то в нашем подразделений служили не только программисты. Научная рота ВВС России включает в себя три взвода :

1. Взвод моделирования гидрометеорологических процессов и явлений, разделения воздуха высокого и среднего давления.

2. Взвод развития и совершенствования конструкций летательных аппаратов, авиационных двигателей, пилотажно-навигационных и радиолокационных комплексов.

3. Взвод информационных технологий, прогноза развития программного и технического обеспечения; радиоэлектронной борьбы со средствами противника и оценки снижения заметности и защиты информация в АСУ.

Как видно из специфики взводов – реализовать свой научный потенциал на ниве военной службы могут инженеры широкого спектра направлений.

Миф №7. Служба в армии – это «потеря года жизни»

Служба в армии бывает разной, с разными задачами и возможностями, которые она предоставляет военнослужащим по призыву. Научные роты в данном плане – уникальный кадровый механизм, благодаря которому талантливые выпускники гражданских вузов могут заключить контракт с Минобороны России, чтобы после службы по призыву продолжить научные исследования уже в офицерском звании.

Студенты, уже начиная со второго курса, могут проектировать свою профессиональную траекторию с учетом дальнейшего прохождения службы в российской армии: выбирать соответствующие направления для своих курсовых и дипломных работ, а по выпуску из вуза – идти на службу в научную роту, чтобы после стать офицером вооруженных сил и продолжать свою научную карьеру в сфере развития оборонно-промышленного комплекса. С учетом уровня заработной платы офицерского состава, а также условий, которые предоставляются военнослужащим – данное направление сегодня представляется крайне перспективным.

В среднем из каждого призыва продолжают военную службу по контракту около 30% . Ребята получают назначения в различные подразделения, занимающиеся научно-прикладными исследованиями по их профилю. Мои сослуживцы, заключившие контракт, очень довольны и не жалеют о своем выборе.

Возвращаясь на полтора года назад – если бы у меня спросили, сделал бы я этот выбор снова, зная, что представляет собой российская армия, то я бы, не сомневаясь, ответил «да». Для меня это был крайне важный опыт, как для молодого ученого, так и для защитника Отечества, и я совершенно точно могу рекомендовать всем, кто по тем или иным причинам колеблется в принятии решения о прохождении военной службы – сделать этот выбор в пользу армии. За год вы получите массу возможностей для самореализации, а самое главное – сможете внести реальный вклад в обеспечение обороноспособности нашего государства.

/Денис Столяров, выпускник научной роты ВВС России, награжден
медалью МО РФ «За достижения в области развития инновационных технологий», topwar.ru /

Научная рота стала в последнее время более чем популярным местом прохождения службы. Многие молодые люди интересуются возможностями поступления в таковую. И действительно, современной армии нужны не только солдаты, но и различные специалисты. И в частности - узкого профиля. Сегодня востребованы не только медики, но также химики, специалисты в области высоких технологий, и многие другие. Исходя из этого Минобороны стало проявлять интерес к молодым людям, имеющим соответствующее образование.

Для них открывается возможность прохождения службы в научной роте, где они смогли бы продолжить деятельность в рамках своей ведущей специальности.

Итак, само понятие «научная рота» сформировалось к 2013 году. И формирование таковых было подтверждено соответствующим приказом Президента. Само же предложение касаемо формирования данных образований пришло от С. Шойгу, возглавляющего Минобороны. Данный подход оказался кардинально новым, поскольку ничего похожего в рамках армейских подразделений до этого не существовало. До указанного момента фигурировали только спортивные роты, которые изначально появились в СССР, и затем были сформированы вновь. Попасть в такую роту может перспективный спортсмен, чемпион с соответствующими спортивными званиями.

В целом, научная рота создаётся по аналогичной системе. И в неё отбираются молодые люди, которые уже имеют определённые достижения в науке.

Где есть научная рота, и в каком виде они представлены?

История научных рот началась в 2014 году, когда сформировали 4 таковых. Они появились в Москве и Питере, а также в Красногорске и Воронеже. Практика первых лет показала отличный результат, и потому перечень подобных образований начали расширять. На данный момент их существует более десятка, и в дальнейшем это число будет только увеличиваться. Ведь они оправдывают себя полностью, становясь площадками, развивающими науку для нужд армии, именно в тех направлениях, в которых это необходимо. Так что в будущем возможно создание даже отдельной общей структуры большего масштаба на базе первых рот.

На сегодняшний день отдельные роты существуют в рамках разных родов войск, решая именно их специфические проблемы. Так, в частности, есть 2 рота ВВС, 3 рота Воздушно-космической обороны. Также существует 5 рота сухопутных войск, 6 - Генерального штаба, 7 - связистов, 8 - медицины. Кроме того, представлена и 11 рота РХБ защиты. Все они являются научными. Каждая рота имеет отдельные взводы, каждый из которых занимается решением специфических задач, порученных именно ему.

Какие задачи решает научная рота?

Каждая научная рота имеет собственные цели и задачи, как и взводы. Однако в целом же все они созданы для решения ряда глобальных задач. Так, в частности, они должны:

  • Готовить кадры, готовые заниматься наукой в сфере военной промышленности или дальнейших научных изысканий для нужд оборонного комплекса;
  • Работать в рамках направлений, которые указываются вооружёнными силами, и исключительно в их интересах;
  • Решать прикладные задачи общего или детального характера, также в интересах ВС РФ.

Привлечение кадров с соответствующим образованием и с серьёзным потенциалом в области науки позволяет проявлять ещё большую активность в сфере новых разработок и создания новейшего оборудования в тех сферах, в которых это необходимо.

Так, в частности, рота ВВС работает даже над созданием схем новых самолётов, а также необходимого для их успешной эксплуатации оборудования. Молодым людям помогает весь имеющийся опыт Российской армии в данной сфере. Перед ними раскрываются все достижения прошлого, на базе которых они могут работать, внедряя передовые решения, пересматривая всё с учётом самого современного научного опыта. Молодым специалистам предоставляется основательный базис, который делает работу интересной и продуктивной. Они получают знания и навыки, которые далеко не всегда могли бы быть ими получены в обыденной жизни, вне армии.

Всё это и многое другое позволяет им стать высококлассными специалистами, которые будут востребованы оборонкой в любой момент.

Работы проводятся в самых разных направлениях. Так, 6 рота занимается безопасностью связи, развивая и совершенствуя её во всех аспектах. А 8 занимается медицинскими разработками, актуальными именно для армии.

Наука и армия

Нужно отметить, что большинство величайших разработок науки было создано в первую очередь для армии, непосредственно для ведения войны. В дальнейшем многие из них перешли уже в мирную жизнь, где оказались не менее актуальными и востребованными. Армия нуждается в науке и её передовых открытиях, достижениях. И потому вполне закономерно начать развитие науки именно в армейской среде, сделав её адаптированной под нужды оборонного комплекса.

Учитывая всё это, можно понять, что у научных рот действительно может быть большое будущее, ведь их достижения всегда будут востребованы. Наука в рамках армейских запросов позволит находиться на передовой новейших разработок, что в любом случае должно быть интересно для молодого специалиста.

Научные роты и мнение Минобороны

Появление научрот стало довольно внезапным шагом и необычным решением. Однако представители Минобороны отреагировали на новинку сугубо положительно - как и большинство других людей. Николай Панков, заместитель Министра обороны, отметил, что подобное нововведение будет способствовать выведению Российской Армии на передовую прогресса в общемировом отношении. И это касается как совершенства техники, так и категории, специализации, профессионализма военных.

Также отмечается, что научные роты не будут оставаться в своём изначальном виде. Они будут видоизменяться и прогрессировать. Вероятно, что в дальнейшем будет меняться и их организационная форма, и многое другое.

Ведь с самого начала была идея создавать роты для ведения конкретных исследований, в очень узких направлениях.

Например, данное образование в Воронеже было создано изначально сугубо для того, чтобы повысить эффективность установок, используемых в авиации. Также в задачи входило моделирование новых самолётов, а в дальнейшем - и защита связи. Красногорские же солдаты - учёные создают малогабаритную аппаратуру, необходимую для космических нужд. Однако с решением поставленных задач приходят новые, и меньше их не становится. Это создаёт оптимальные условия для дальнейшего развития научных рот, их совершенствования, вверения им новых задач, постановки новых целей. В дальнейшем их востребованность будет только расти, а не падать.

И потому научные кадры будут приглашаться в армию только с большей активностью. И для них будут предлагаться места именно в научных ротах.

На сегодняшний день таких рот всё ещё имеется мало, и конкурс на место в них очень большой. Практика показывает, что многие молодые люди изъявляют готовность оказаться в одной из них. Но конкурс очень велик, и удовлетворить подобное желание удаётся лишь небольшому числу . Однако, если не получилось попасть в научную роту, можно попробовать поступить в .

Хочется верить, что в будущем ситуация улучшится, мест станет больше, и достойные претенденты смогут попадать на такие места службы с большей лёгкостью. Не исключено, что всё изменится уже в самые ближайшие годы.

Основные задачи:

Научная рота ВУНЦ ВВС «ВВА» включает в себя три взвода:

  1. Взвод моделирования гидрометеорологических процессов и явлений, разделения воздуха высокого и среднего давления;
  2. Развития и совершенствования конструкции летательных аппаратов, авиационных двигателей, пилотажно-навигационных и радиолокационных комплексов;
  3. Взвод информационных технологий, прогноза развития программного и технического обеспечения; радиоэлектронной борьбы со средствами противника и оценки снижения заметности и защиты информации в АСУ.

Адрес: 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, дом 54а

3 научная рота (Войск воздушно-космической обороны)

Назначение роты – проведение перспективных исследований и разработок в интересах Войск воздушно-космической обороны. Рота дислоцируется на территории центра войсковой части 26302 в г. Красногорске, Московская область.

Основные задачи:

  • Участие в научной работе в интересах Войск Воздушно-космической обороны;
  • Получение научных результатов при решении прикладных задач в интересах Войск воздушно-космической обороны;
  • Подготовка научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов Российской Федерации.

Адрес: 143405, Московская область, г. Красногорск, ул. в/г Павшино, 33/1

Научная рота № 5 сформирована на базе Московского высшего общевойскового командного училища и начала свое функционирование
с 1 июля 2014 г.

Предназначена рота для решения научно-прикладных задач в интересах:

— Национального центра управления обороной Российской Федерации;

— Главного командования Сухопутных войск;

— Управления физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основные научно-прикладные задачи относятся к области программирования, визуализации представления информации, автоматизации сбора и анализа данных, разработки систем помощи принятия решений, создания баз данных и 3D-моделирования. Резюме для рассмотрения кандидата для прохождения службы в качестве оператора роты подается до 20 марта (весенняя компания), до 20 октября (осенняя компания).

Адрес: 109380, г.Москва, ул. Головачева, д.2

Научная рота осуществляет прикладные научные исследования по приоритетным и перспективным направлениям развития и применения методов и средств защиты информации в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Основные задачи:

  • Участие в научной работе в интересах Вооруженных Сил;
  • Получение научных результатов при решении прикладных задач в интересах Вооруженных Сил;
  • Подготовка научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов РФ.

Научная рота КВВУ включает в себя четыре взвода:

  1. Взвод развития и совершенствования средств специальной связи, оценки и повышения эффективности защиты государственной тайны;
  2. Развития и совершенствования методов и средств защиты информации;
  3. Взвод развития и совершенствования обеспечения безопасности информации в автоматизированных системах;
  4. Развития и совершенствования средств и комплексов передачи информации.

Научные роты являются мощным и очень эффективным кадровым механизмом. Они созданы для того, чтобы модернизировать российскую армию. Как правило, главная цель на службе – оборона страны, совершенствование промышленного комплекса.

Развитие этого проекта связано с кадрами. Поэтому главной задачей является привлечение большого количества талантливых и квалифицированных инженеров, которые будут заниматься сферой производства и разрабатывать нововведения в оборонно-промышленном комплексе.

Что такое научная рота?

На данные момент вооруженные конфликты проходят с применением информационных технологий.

Ключевую и связующую роль занимает оборона страны.

Участвует не только отдельные вооруженные силы, но и политические блоки, виды разведок, оружие.

Научно-исследовательские проекты на данный момент очень актуальны, так как от разработки оборонительного оружия будет зависеть мощь и сила российской армии.

Какие задачи решает научная рота?

  • Проводит научные исследования в интересах Министерства обороны страны.
  • Привлекает компетентные кадры, которые занимаются разработками оружия, военных проектов.

Главная цель создать самые лучшие Вооруженные силы. В работе предполагается максимальная прозрачность, участие с военными сообществами. Ранее Министерство обороны предполагало образование отдельных научных исследований. Предметом служит разработка, улучшение эффективности установок авиации, защита информации, создание военной техники.

Как попасть в научную роту?

На данные момент насчитывается всего восемь научных рот. Самые крупные расположены в Воронежской области и в Подмосковье.

Для того чтобы попасть в научную роту нужно заполнить резюме, отправить его по электронной почте представителям ВВС. Так же можно связаться по телефону.

Научная рота имеет существенные различия между прохождением срочной службы. Кандидат сам ищет, где проходит отбор военных, отправляет резюме, проходит дополнительный конкурс. В случае, если все этапе он прошел успешно, ему приходит документ по месту призыва. После этого солдат должен миновать обычные процедуры для срочников.

По призыву

Служба в научной роте приравнена в счет к срочной службе. Для того чтобы пройти там службу нужно подать заявление и пройти конкурсный отбор. Предпочтение будет отдано кандидатам, которые имеют определенные достижения в научно-технической работе.

Желающих служить очень много, поэтому прежде чем попасть в научную роту необходимо пройти конкурс. Кандидат должен постараться заинтересовать начальство.

Принимаются только выпускники вуза, подлежащие службе в армии, студенты старших курсов.

По контракту

Постоянный состав роты состоит из военных, которые служба по контракту. Эти люди так же соблюдают дисциплину, распорядок дня. Один из плюсов прохождения службы в научной роте является продолжение работы по контракту.

Отбираются кандидаты на должность младших научных сотрудников. В научную роту попадают самые талантливые и умные молодые люди. Конкурс составляет от десяти человек на место. Работа производится за компьютерами и за приборами.

Министерство обороны предлагает заключение контракта на срок в три года. Призывник может подписать контракт после прохождения службы, иные лица проходят конкурс.

Особенности службы в научной роте

Научные роты не являются обычными воинскими подразделениями.

Проживание солдат не в казармах, а в общежитии. В каждой комнате есть телевизор, так же имеется компьютерный класс, библиотека, душевая, тренажерный зал.

На территории общежития всегда чисто.

Лица, проходящие службу в научной роте, проходят курс молодого бойца и принимают присягу. Солдат обучают обращению с оружием и учат вести бои. Параллельно с военными дисциплинами студенты проводят исследовательскую работу совместно с научными руководителями.

Военные занимаются:

  1. Развитием авиационных двигателей;
  2. Оснащение навигации;
  3. Управление беспилотных летательных аппаратов;
  4. Разрабатывают технологии для мобильной связи;
  5. Создают средства для радиоэлектронной борьбы.

Требования к кандидатам

Попасть в научную роту на самом деле довольно сложно. Требования к кандидатам высокие.

  • Лица, мужского пола возраст от 18 до 27 лет, которые еще не служили.
  • Категория годности не ниже Б4.
  • Наличие мотивации проходить службу по призыву.
  • Соответствие профиля, то есть математики, инженеры, физики, программисты, электротехники.
  • Склонность и желание вести и заниматься научной деятельность.
  • Большим плюсом является участие в конкурсах, олимпиадах, наличие трудов.
  • Средний балл по диплому – не менее 4,5.

Для того чтобы работа проводилась более эффективно к каждому военному закрепляют научного руководителя. Все служащие имеют свой конкретный план работ, который обычно составляется на год.

В нем отражены основные виды деятельности, установлены ключевые показатели, выраженные в количественной и качественной форме. Производится публикация исследовательских работ и докладов на конференциях.

Физические

В программе подготовки научной роты есть сбалансированные нагрузки. Постепенно солдат сможет подтягиваться, как минимум десять раз. На этапе отбора определенных физических требований нет.

Образование

Обучение проводится для лиц, учащихся в технических вузах.

Основные специальности:

  1. Физико-математические;
  2. Программирование;
  3. Мехатроника;
  4. Теплоэнергетика.

Так же направление связано с космическими отраслями и средствами вооружения, которые определены на дежурства.

Минимальный порог – это студент третьего курса , но если человек с выдающимися способностями и он находится на том же уровне по сравнению с выпускниками университетов

Медкомиссия

Что касается лиц с ограничением здоровьем, то есть исключение. Основное требование – категория годности Б4.

Задачи научной роты

Цели и задачи научной роты сейчас очень актуальный и они соответствуют вызовам вооруженных сил других стран.

Выпускники вуза, квалифицированные специалисты могут повысить оборону России.

Операторы разрабатывают:

  • Детали космического аппарата;
  • Составляют образцы;
  • Делают заказы;
  • Собирают блоки в лабораториях.

Операторы во время службы проводят от трех конференций, так же военные участвуют в выставках. На них зачитываются доклады и создаются целевые проекты. Большинство ребят имеют отдельные задачи от оборонных компаний. Они проявляются интерес как в будущих специалистах.

Если после прохождения срочной службы кандидат захочет остаться, то он продолжает вести научную работу в Министерствах обороны и получает звание лейтенанты.

Руководство СПбГЭТУ «ЛЭТИ» получило благодарность за активное содействие в области военно-профессионального ориентирования и отбора кандидатов для прохождения службы в научной роте Военной академии связи.

19.02.2018 2926

В благодарственном письме ВрИО начальника Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, полковник С.Л. Ишимов отметил заслуги выпускника ЛЭТИ Александра Терехова , показавшего высокий уровень теоретической и практической подготовки, компетентность и ориентированность на результат при решении актуальных научно-прикладных задач.

Первые научные роты Вооруженных Сил Российской Федерации были созданы в соответствии с решением Президента Российской Федерации от 17 апреля 2013 года № Пр-864 и директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 315/4/1781. Их главная цель - решение конкретных научно-прикладных задач для укрепления обороноспособности страны. Научные роты формируются на базе научно-исследовательских учреждений и высших военно-учебных заведений Минобороны России и состоят из наиболее одаренных выпускников вузов, которые проходят военную службу по призыву.

За прошедшее время в обществе появилось большое количество мифов о научных ротах, которые искажают реальную картину военно-научной службы.

Правда ли, что в научных ротах служит только «золотая молодежь» и «ботаники»? Можно ли за год достичь каких-либо значимых результатов в науке? Чем отличается служба в научной роте от привычной всем армейской службы? Об этом рассказывает выпускник ЛЭТИ Александр Терехов .

Александр, считается, что научная рота - это элитное подразделение, куда набирают исключительно «ботаников» и «золотую молодежь», и рядовому выпускнику попасть практически невозможно. Так ли это на самом деле?

В 2010 году я поступил в ЛЭТИ на факультет электроники. Окончив бакалавриат по направлению «Электроника и микроэлектроника», я продолжил обучение в магистратуре на кафедре физической электроники и технологии. Пока учился в университете, пробовал попасть на военную кафедру ЛЭТИ, но безуспешно: по среднему баллу проходил, нормативы по физподготовке сдал, а вот состояние здоровья подвело. Как известно, для службы в ВМФ необходимо иметь категорию «А», а у меня была категория «Б».

Вернувшись по окончании обучения в родной город Салават (Республика Башкортостан), я решил отслужить в армии. В районном военкомате мне предложили отправить документы в научную роту, так как у меня было высшее техническое образование. Я подумал: «А почему бы и нет?», и отправил документы в три военных вуза, в которых проводился набор в научные роты на близкие мне специальности: Военно-медицинскую Академию имени С.М. Кирова, Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова и Военную академию связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного.

Раньше всех ответ пришел из Военной академии связи. Несмотря на то, что мой средний балл по профильным предметам был 4,33, то есть меньше необходимых 4,5 баллов, мне удалось достойно показать себя на собеседовании и добиться права служить в научной роте. Я считаю, что одним из положительных факторов стало прохождение практики на ОАО «Завод Магнетон» в Санкт-Петербурге в сфере, близкой направлению научной роты. Могу сказать, что средний балл не является определяющим критерием. Отборочная комиссия учитывает опыт работы по специальности и наличие военных среди родственников. Поэтому бояться не нужно! Попасть в научную роту - вполне по силам многим выпускникам.

- Армейский быт - это казармы, наряды, караулы… А каков быт военнослужащих научной роты?

Обычно воинские части размещаются за городом, а на занятия по боевой и тактической подготовке солдаты выезжают в лес или в поле. Бытовые условия научной роты кардинально отличаются от того, что мы привыкли видеть в армии. Для нас был выделен этаж в отремонтированном общежитии курсантов Военной академии связи, расположенном в черте города. Мы жили в кубриках по 10 человек, у нас была своя чайная и кладовая комнаты, а также душевые и туалеты. А еще каждому выдавался личный ноутбук для научной работы. Здесь условия были даже лучше, чем в студенческих общежитиях!

А какой в научной роте распорядок дня? Как удается совмещать войсковую подготовку с научными исследованиями?

Сначала мы изучали устав, проходили курс общевойсковой подготовки. Три недели провели в военном городке, где нас обучали азам военного дела. Потом мы вернулись в академию и приняли присягу.

Затем прошло собеседование, по итогам которого нас распределили по трем взводам - «антеннщики», «сетевики» и программисты. Я попал в первый взвод, основу которого составляли ребята, обучавшиеся или имеющие опыт работы в сферах электроники, энергетики и антенн.

Утро было такое же, как и в обычных войсках: подъем в шесть часов утра, зарядка, завтрак. А затем после развода каждый занимался со своим научным руководителем из состава научно-исследовательского центра или кафедр академии. После обеда нам давали один час свободного времени, затем был еще один час учебных занятий, после которого было время на самостоятельную подготовку и работу над научным проектом.

В целом, все организационные процессы были отработаны, поэтому проблем не возникало. Офицеры относились к нам как к младшим научным сотрудникам, поэтому за время службы я ни разу не столкнулся с рукоприкладством или хамством. Отношения с сослуживцами строились на уважении и профессионализме.

Бытует мнение, что за год службы невозможно достичь каких-либо значимых результатов в науке. Можете доказать, что это не так?

В рамках направления «Исследование вариантов применения виртуальных приборов при организации автоматизированного рабочего места (АРМ) начальника лаборатории» я занимался созданием АРМ, которое позволяет проводить измерения при помощи персонального компьютера с подключенными к нему устройствами. Проект я выполнял в среде графического программирования LabView. Из всего состава роты я был единственным, кто имел навыки работы в данной среде.

Отдельно стоит сказать про научную инфраструктуру. В лабораториях Военной академии связи установлено новейшее оборудование для исследований. Я работал с анализатором спектра фирмы Rohde & Schwarz, измерителями мощности и датчиком поглощаемой мощности. Также я принимал участие в настройке аппаратных различных радиостанций.

Каждый месяц мы представляли научному руководителю отчет о проделанной работе, а в конце срока службы мы защищали итоговый отчет перед аттестационной комиссией, состоявшей из сотрудников научно-исследовательского центра и преподавателей кафедр. За время службы я опубликовал шесть статей по тематике моего проекта. Кроме того, мы регулярно участвовали в научно-технических конференциях, проходивших в военных вузах, и посетили Петербургский Международный Инновационный Форум.

 


Читайте:



Сочинение My working day на английском с переводом

Сочинение My working day на английском с переводом

«Распорядок дня на английском языке» – одна из самых востребованных тем. Пожалуй, одна из первых, изучаемых в школе и повторяемых в ВУЗе. Будни или...

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Кратко о статье: Расширенная вселенная давно развивается независимо от своих непосредственных создателей. Дабы не путаться в хронологии событий,...

ю Высшие и центральные государственные учреждения

ю Высшие и центральные государственные учреждения

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в...

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

feed-image RSS