Главная - Степанова Наталья
Пять существительных, пять глаголов, пять прилагательных и пять наречий, которыми можно описать землетрясение. Пять существительных, пять глаголов, пять прилагательных и пять наречий, которыми можно описать землетрясение Слова на тему землетрясение
Помогите плиз))))))) Превести на английский Готы - представители готической субкультуры,

зародившейся в конце 70-х годов 20-го века на волне пост-панка. Отличительной чертой субкультуры является особое мировозрение которое можно описать как "тёмное" восприятие мира. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна, благодаря тому, что культивирует индивидуальность, тем не менее, выделяются многие общие для нее черты, такие как любовь к готической музыке (готик-року, дэт-року, готик-металу, дарквэйву и др. подобным стилям), мрачный имидж (доминирует черный цвет, ирокезы, кожаная одежда, атрибутика, символика (анкх), клыки, линзы неестественных цветов и т. д.), интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, мизантропия, меланхолия, депрессивные состояния, любовь к хоррор-литературе и фильмам. В наше время готическая субкультура разделилась на 2 потока:Mopey Goths и Perky Goths, разница их заключается в том, что первые являются истинными сторонниками даной культуры, как его визуальной так и "внутренней" части, а вторые только наследуют их в стиле и не являются мрачными, депрессивными поклонниками "нестандартной чёрной романтики" и замкнутости. Ранние готы отличались от панков лишь чёрным доминирующим цветом одежды и волос (с вставками белого, красного, синего или пурпурного) и серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и даже ирокезы, хотя у готов ирокез был обычно чёрным и намного шире, чем у панков (выбрит только по сторонам, на висках). Многие их называли Dark Punks (Темные Панки) за внешнюю схожесть и в тоже время мрачное отличие. Также готы часто использовали в одежде сетку (как правило, рукава у мужчин) и имели оригинальный стиль мэйк-апа: очень белое лицо с большим количеством чёрной подводки для глаз (и мужчины и женщины). Волосы обычно были закручены и начесаны. Первоначально у мужчин были короткие и начёсанные волосы, но ближе к концу 80-х длинные чёрные волосы стали предпочтительнее, и теперь сбритые по сторонам и торчащие кверху волосы у готов можно встретить значительно реже, чем длинные ниспадающие. Мэйк-ап остался частью имиджа, но одежда разнообразилась: теперь некоторые носят одежду с влиянием 18-го или начала 19-го века, другие носят винил, кожу и сетку. А некоторые из них носят и то и другое, хотя редко одновременно. Черный и белый остаются доминирующими цветами, хотя иногда еще появляются красный, синий, пурпурный или зеленый (чаще у кибер-готов). Наиболее используемыми материалами остаются шелк, мятый бархат, кожа, винил и сетка. Так же очень популярен фиолетовый, синий или тёмно-зелёный цвет волос. Готы имеют свой имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы ни развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: преобладающий черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения (как знак презрения к золоту, символу обычных, избитых ценностей, цвету бессмысленно пролитой людской крови, а также цвету солнца, серебро - цвет луны). У девушек яркий, выразительный стиль Вамп - плотная черная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей - от ярко-красного (кровавого) до черного. Все броское, сексуальное и строгое. Готессы(девушки готы) каждый день выглядит как соблазнительная монахиня или средневековая королева или как-либо ещё. У готов, работающих в среде, где нельзя себе позволить экстремальный или индивидуальный подход к имиджу, выработался стиль «корпоративный гот» (Slave Goth или Corporate Slave Goth): чёрная деловая одежда, неброские украшения. Хотя в готической одежде и преобладают мрачные цвета, в своих проявлениях она весьма разнообразна: начиная от обыкновенной кожаной юбки для девушки и заканчивая шутовским нарядом арлекина для юноши. Общий контекст объединяет множество стилей и фасонов одежды, хотя кожа остаётся наиболее распространенным и используемым материалом. И мужчина, и женщина-гот могут одеваться почти одинаково, - черные плащи или камзолы с широким поднятым воротником, а-ля граф Дракула приемлемы и для тех, и для других. Девушки чаще всего носят корсеты и длинные платья. Романтические элементы прошлых столетий часто фигурируют в готическом образе: кружева, жабо, бархат, корсеты и тд.

Помогите пожалуйста, даны существительные и глаголы.

a finger(палец)
to finger (трогать пальцами)
an escape (побег)
to escape (убегать, избегать)
a wish (желание)
to wish (желать)
a shape (форма)
to shape (придавать форму)
Нужно составить 2 предложения, включая в предложение и существительное и прилагательное. Но, если это затруднит ситуацию. Можно по отдельности. За ранние огромное спасибо, знатокам английского языка;)

разгадайте существительное/глагол из 7 букв, обозначающее отрицательную эмоцию, первая часть которого приставка с отрицательным значением, а вторая -

глагол выражающий положительную эмоцию.

ест по английскому языку. . . . I. Перепишите следующие предложения. Переведите их на русский язык. Определите по грамматическим

признакам, какой частью речи являются слова, оформленные окончанием -s и какую функцию это окончание выполняет, т. е. служит ли оно:
а) показателем 3-го лица единственного лица глагола в Present Indefinite;
b) признаком множественного числа имени существительного;
c) показателем притяжательного падежа имени существительного

1. My brother has many friends.
a) –s b) –s c) -s
2. This is my sister’s book.
a) –s b) –s c) -s

3. We often buy tomatoes and potatoes in the supermarket.
a) –s b) –s c) -s
4. Ann lives in Moscow.
a) –s b) –s c) -s
5. I am always in time for the lessons.
a) –s b) –s c) -s

II Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным.
1. There are different types of rocket motors.
2. Where is the sports goods department? It’s on the fourth floor.
3. What is the room temperature?
4. This scientist got two State prizes.
5. There are some students on the sport ground.

Изучите тему: степени сравнения прилагательных и наречий.
III. Выполните тест. Письменно переведите предложения на русский язык.
1. She ___ than her sister.
a) tall b) taller c) more taller
2. You are even ___ than before.
a) more beautiful b) beautiful c) the most beautiful
3. I earn ___ than a postman.
a) little b) the least c) less
4. She is the ____ pupil in the school.
a) most intelligent b) more intelligent c) less intelligent
5. The ___ is the day, the ____ is the night.
a) taller … smaller b) shorter … longer c) more … worse

Изучите тему: неопределенные и отрицательные местоимения.
IV. Выполните тест. Письменно переведите предложения на русский язык.
1. He asked me ____ questions.
a) some b) any c) not any
2. I haven’t ___ money at all.
a) no b) some c) any
3. . Are the ____ pictures on the wall?
a) some b) any c) not any
4. There are ____ textbooks on the desk.
a) no b) no any c) any
5. You can buy stamps at ___ post office.
a) some b) no c) any

Изучите тему: времена группы Indefinite (Present Indefinite, Past Indefinite, Future Indefinite).
V. Выполните тест. Письменно переведите следующие предложения:
1. I ___ John and Mary last week.
a) see b) saw c) shall see
2. I ___ live far from the center of town.
a) aren’t b) don’t c) isn’t
3. My boss ____ away for the next three days.
a) are b) were c) will be
4. Do you think this style ____ me?
a) suits b) suit c) shall suit
5. Harry ___ ill last week but now he is better.
a) is b) was c) will be

Предположительно состоит из частично расплавленной породы.

«Ах-ах» . Тип лавового потока, дающего после затвердевания неровную, растрескавшуюся поверхность.

Базальт . Темная вулканическая порода, образующаяся при остывании лавы.

Вулканический грязевой поток . Смесь вулканического пепла, обломков породы, тающего льда и снега, стекающая вниз по склону вулкана во время извержения.

Вулканический пепел . Очень мелкие частицы породы и лавы, образующиеся во время бурного извержения.

Гейзер . Фонтан горячей воды и пара, образованный подземными водами, нагретыми горячей породой.

Гидротермальный канал . Отверстие в морском дне, как правило, вблизи срединного хребта, откуда в холодные воды океана изливается нагретая вода, богатая минеральными веществами.

«Горячая точка» . Область земных недр, где тепловая энергия, поднимаясь из мантии, прожигает земную кору, образуя на поверхности .

Горячий источник . Выбивающаяся на поверхность суши или морского дна горячая , нагретая горячей породой под землей.

Граница плиты . Край плиты, в районе которого происходит большинство землетрясений и чаще всего встречаются вулканы.

Грунтовые воды . Дождевая или морская вода, просочившаяся под землю по трещинам либо малым промежуткам между частицами породы.

Жерло вулкана . Отверстие в земной поверхности, через которое извергается магма, вулканические газы или пар.

Кора . Твердая внешняя оболочка Земли.

Кратер . Глубокая впадина, возникающая вокруг жерла некоторых вулканов.

Лава . Магма, вырвавшаяся на поверхность земли.

Лавовая подушка . Лава, затвердевающая в форме подушек. Такую форму она приобретает оттого, что изливается в воду и очень быстро охлаждается.

Лавовый поток . Река расплавленной породы, вытекающая из жерла вулкана при некоторых извержениях.

Лавовый фонтан . Струя жидкой лавы, взлетающая в под давлением вулканических газов, скопившихся в земной коре.

Литосфера . Твердый слой Земли, включающий в себя земную кору и верхнюю часть мантии. разбита на ряд громадных кусков, именуемых плитами.

Магма . Расплавленная (жидкая) порода в недрах Земли, состоящая в основном из расплавленных минералов, растворенных газов и воды.

Магматический очаг . Зона под вулканом, где накапливается магма.

Мантия . Самый мощный слой Земли, лежащий между корой и ядром. Состоит из нижней мантии, астеносферы и части литосферы.

Медленное смещение . Постепенное перемещение породы по разлому, не вызывающее землетрясения.

Минерал . Природное вещество определенного химического состава, имеющее неорганическое происхождение. Совокупность частиц минералов образует горные породы.

Океанический желоб . Очень глубокая подводная долина, образующаяся на границе двух плит, которые движутся навстречу друг другу, причем одна из них погружается под другую.

Осадки . Измельченная порода, вроде песка или ила, которая дробится и откладывается слоями на морском дне благодаря действию ветра, воды или льда.

Островная дуга . Цепь вулканических островов, образовавшихся вблизи границы двух плит, которые движутся навстречу друг другу.

Очаг землетрясения . Точка разлома, где происходит резкое смещение породы, вызывающее землетрясение.

«Па-хое-хое» . Тип лавового потока, дающего после затвердевания гладкую либо морщинистую поверхность.

Пепел . См. Вулканический пепел .

Пирокластический поток (так же называется «нюэ ардант») . невероятно горячего газа и вулканического пепла, с огромной скоростью несущееся по склону вулкана во время его извержения.

Пирокласты . Куски породы, лава и вулканический пепел, выбрасываемые вулканом при бурном извержении.

Плита . Один из громадных кусков литосферы, в своей совокупности образующих твердую поверхность Земли.

Повторные толчки . Небольшие землетрясения и содрогания почвы, вызванные оседанием породы после основного землетрясения.

Разлом . Разрыв или трещина в породе, вдоль которых происходят перемещения.

Размывание грунта . Процесс, идущий при землетрясении, когда сейсмические волны сотрясают влажный песок или другие рыхлые осадки, делая грунт крайне неустойчивым из-за пересыщения его верхнего слоя влагой.

Расширение морского дна . Процесс расширения океанов за счет того, что плиты, образующие дно, раздвигаются, а магма, поднимаясь, образует новое океанское дно у срединных хребтов.

Сейсмические волны . Ударные волны, распространяющиеся из очага землетрясения во всех направлениях по Земле.

Срединный, или срединно-океанический, хребет . Цепь подводных вулканов, образующихся на океанском дне на границе двух раздвигающихся плит в ходе расширения морского дна.

Субдуктивная зона . Зона на границе двух плит, где одна из плит погружается под другую.

Тектоника плит . Процессы, происходящие при перемещении плит по астеносфере и изменяющие местоположение, размеры и форму материков и океанов.

Фумарола . Маленькое отверстие в земле, через которое выходят вулканические газы.

Цунами . Серия огромных океанских волн, возникающих во время сильного землетрясения или извержения вулкана на морском дне или на суше вблизи от побережья.

Шкала Меркалли . Шкала, основанная главным образом на свидетельствах очевидцев, по которой измеряется интенсивность землетрясения или количество толчков в различных точках земной поверхности.

Шкала Рихтера . Шкала, по которой измеряется магнитуда землетрясения, то есть количество высвободившейся при нем энергии.

Эпицентр . Точка на земной поверхности прямо над очагом землетрясения.

Ядро . Центральная часть Земли, лежащая под мантией. Она делится на внешнее ядро, находящееся в расплавленном состоянии, и внутреннее ядро, предположительно твердое.

Section 5 Is the Earth a dangerous place?

76 Прослушайте и прочитайте слова.Пометьте фотографии.
Бедствия:
а) землетрясение

b) ураган
c) торнадо
d) вулкан
е) наводнения
f) засуха

77 Сопоставьте слова и тексты. Прослушайте и проверьте свои ответы.

Соотнесите слова н тексты. Прослушайте плёнку и проверьте (вой ответы.
1) - В) Землетрясение - неожиданное трясение земли.
2) - С) Ураган - сильный ветер или шторм.
3) - D) Торнадо - сильный ветер в воронки воздуха, которая вертится С большой скоростью.
4) - Е) Вулкан - гора с дырой посередине, которую называют кратером. Иногда лава и газы выбрасываются из кратера.
5) - А) Наводнение - большое количество воды, покрывающее сушу.
6) - F) Засуха - длительный период сухой погоды, когда воды не достаточно.

78 Прослушайте плёнку и заполните таблицу.

79 Прочитайте и переведите словосочетания. Используйте их в своих предложениях.

80 Вы собираетесь прочесть текст о землетрясении. Прежде чем начать читать, обсудите со своим партнёром, что вы знаете о землетрясении. Запишите факты, о которых вы говорили.

81 Прочитайте текст и выясните, есть ли в нём новая для вас информация. Какая?
Землетрясение в Янки
«Я был в школе», - сказал Хуан. «На доске большими белыми буквами была написана дата 31 мая 1970 года. Буквы начали танцевать у меня перед глазами. Но снаружи было только несколько пустых машин».
«Ты засыпал?»
«Нет, я выглянул из окна. Там было шумно, как будто по улице ехал большой грузовик. Но снаружи было лишь несколько пустых машин».,
«Что создавало шум?»
«Он шел из земли. Машины начали прыгать вверх и вниз. Потом часы в классе упали со стены, а окно разбилось. Я испугался. Я выбежал из школы на улицу. Когда я бежал, дома начали падать. Земля двигалась у меня под ногами. Я знал, что...»
«Что ты знал?»
«Я знал, что это было землетрясение. Я побежал к полям. Я слышал грохот и крики за спиной. Я обернулся, только когда добежал до второго поля Я не мог поверить своим глазам. Почти все здания были на земле. Впереди меня земля двигалась вверх и вниз, как море».
«Что ты сделал?»
«Сначала ничего. Потом я услышал другой звук, как будто гремели орудия. Он шёл с гор. Я посмотрел вверх, когда ближайшая гора начала лететь на меня! Я побежал и переплыл через реку. На противоположном берегу я снова начал бежать. Сильный ветер нёс меня вперед. Потом земля и снег свалились на меня...» «Снег?»
«Да, снег с гор. Землетрясение откололо большой кусок горы...»
«Сколько людей погибло?», - спросил Марк.
«50 ООО человек погибли и еще 100 ООО были ранены. Около миллиона человек потеряли свои дома, т.е. каждый тринадцатый житель Перу. Я думаю, это было самое страшное из когда-либо произошедших землетрясений.»
Марк снова посмотрел в свою записную книжку.
«В 1556 году было землетрясение в Китае. Тогда погибло 830 000 человек. В 1923 году в Японии 142 000 человек погибло в результате землетрясения».

82 Ответьте на вопросы.
1. Когда произошло землетрясение в Унгай?
2. Как оно началось?
3. Что видел и слышал Хуан?
4. Что случилось с мальчиком?
5. Было ли землетрясение в Унгай самый страшным?
6. В вашем районе когда-нибудь были землетрясения, или другие бедствия? Расскажите о своём опыте.

83 Приведите пять существительных, пять глаголов, пять прилагательных и пять наречий, которыми можно описать землетрясение.

84 Прочитайте и выучите.
Прошлое простое
Мы используем прошлое простое, говоря о:
Отношении к прошлым привычка или государству
завершенных действиях с временными словами (см ниже)

Прошлое продолженное
Мы используем Прошлое продолженное, говоря о:
том, что было в процессе течение определенного периода времени в прошлом
том, что происходило в середине другого действия или события в прошлом
Сравните:
- Послушай! Почему ты не отвечал на мои звонки вчера? Что ты делал в шесть часов вечера?
- Я ждал семью на остановке метро в это время.
- Что вы делали потом?
- Мы пошли в театр вместе.
- Надеюсь, что тебе Понравилось!

85 Поставьте глаголы в правильную форму: прошлое непрерывное или прошлое простое.
A.
1. was playing - Вчера в пять часов вечера она играла в компьютерные игры.
2. destroyed - Прошлой весной наводнение разрушило половину города.
3. was badly hurt - Его тяжело ранило во время землетрясения.
4. was reading - Вчера девочка веб утро читала книгу.
5. was launched - Космический корабль запустили в 1995 году.

B.
1. were you doing, it started raining, were walking "_.- Что вы делали, когда начался доадь?
- Мы гуляли в парке.
2. were doing, came in - Они разгадывали кроссворд или делали домашнюю работу, когда ты вопгёл?
3. were they standing, saw - Где они стояли, когда ты их увидел?
4. was Linda doing, came in - Что делала Линда, когда я вошвл?
5. were they working - Над чем они работали вчера в пять часов вечера?

86 Поставьте глаголы в правильную форму: прошлое непрерывное или прошлое простое.
Пример: Она готовила ужин, когда землетрясение трясло город.- Она готовила ужин, когда землетрясение трясло город.
1 Огонь уничтожил большинство зданий в то время как он спал.
2 Когда они ездили по всей стране они видели торнадо.
3 Девушка сотрясалась со смеху, когда ее мать вошла.
4 Дождь был сильным, когда она вышла из дома.
5 Где вы стояли, когда вы..услышали крик?
6 Когда мы нашли щенка, он дрожал, как осиновый лист.
7 Он писал о бедствиях, когда я позвонил ему.

87 Прочтите, переведите и выучите: to destroy / to break / to damage.
1. ломать - разделить что-то на части внезапной с силой
a) Если вы что-нибудь ломаете, оно либо раскалывается на кусочки, либо перестаёт работать.
b) Мальчик сломал свой стул.
c) Она упала с лестницы и сломала ногу.
d) Мои часы сломаны. Я должна их починить как можно скорее.
2. разрушать - повредить что-то так сильно, что починить уже нельзя; уничтожить.
a) Наводнение разрушило маленький город.
b) Во время урагана около двухсот домов были разрушены.
c) Нам показали видео о разрушительной силе торнадо.
d) Землетрясение привело к сильнейшим разрушениям.
3. повреждать - испортить или сломать что-то так, что оно работает Неправильно или выглядит не так, как раньше.
a) Здание было сильно повреждено наводнением.
b) Засуха причинила большой урон.
c) Ураган стал причиной повреждения домов в этом районе.
d) Вы должны знать о вреде, который курение может причинить вашему здоровью.

88 Работаем в парах. Попытайтесь объяснить своим партнёрам, что такое торнадо. Используйте упражнение 77.

89 Прочитайте текст. Используйте информацию из текста во время Объяснения.

Торнадо - самые сильные штормы. Никто не может предсказать, что они могут сделать.
Торнадо разрушают дома, уносят машины и телефонные будки. Торнадо состоят из очень сильных ветров. Они могут достигать скорости 320 Километров в час. Поэтому они так опасны.
Во время одного из торнадо в России люди увидели, как с неба летят деньги. По крайней мере, тысяча монет упала с облаков. Ветер поднял землю и монеты с какого-то схороненного сокровища.
Торнадо происходят во всём мире, но особенно в США. В центральных районах торнадо, вероятно, встречаются чаще, чем в тобой другом месте в мире.
Торнадо случаются весной. Наиболее вероятное время начала этих опасных штормов - в жаркий день после обеда или вечером. Большие облака появляются в небе. Они становятся темнее и темнее. Вдалеке раздаются звуки грома. Видны яркие вспышки молний. Затем облако формирует воронку и начинает вращаться. Оно движется быстрее и быстрее. Чем быстрее оно движется, тем сильнее шум. Если воронка касается земли, она подхватывает вес, что может. Сильные ветра торнадо сносят практически вcе на своём пути.
К счастью, торнадо можно предсказать, за счет этого у людей появляется больше шансов защитить себя.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, существительное. Геогр. подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и верхней мантии и передающиеся на большие расстояния

Толковый словарь Ушакова

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, землетрясения, ср. Сильное колебание земной коры, вызываемое причинами вулканического или тектонического характера.

Современный толковый словарь

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Интенсивность землетрясений оценивается в сейсмических баллах (см. Сейсмическая шкала), для энергетической классификации землетрясений пользуются магнитудой (см. Рихтера шкала). Известно два главных сейсмических пояса: Тихоокеанский, охватывающий кольцом берега Тихого ок., и Средиземноморский, простирающийся через юг Евразии от Пиренейского п-ова на запад до Малайского арх. на востоке. В пределах океанов значительной сейсмической активностью отличаются срединно-океанические хребты. Наиболее известные катастрофические землетрясения: Лиссабонское 1755, Калифорнийское 1906, Мессинское 1908, Ашхабадское 1948, Чилийское 1960, Армянское 1988, Иранское 1990.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и верхней мантии и передающиеся на большие расстояния. Общие сведения Сильные землетрясения носят катастрофический характер, уступая по числу жертв только тайфунам и значительно (в десятки раз) опережая извержения вулканов. Материальный ущерб одного разрушительного землетрясения может составлять сотни миллионов долларов. Число слабых землетрясений гораздо больше, чем сильных. Так, из сотни тысяч землетрясений, ежегодно происходящих на Земле, только единицы катастрофических. Они высвобождают около 1020 Дж потенциальной сейсмической энергии, что составляет всего 0,01% тепловой энергии Земли, излучаемой в космическое пространство. Где и почему происходят землетрясения Территориальное распределение землетрясений неравномерно. Оно определяется перемещением и взаимодействием литосферных плит. Главный сейсмический пояс, в котором выделяется до 80% всей сейсмической энергии, расположен в Тихом океане в районе глубоководных желобов, где происходит подвигание холодных литосферных плит под континент. Остальная энергия выделяется в Евроазиатском складчатом поясе в местах столкновения Евроазиатской плиты с Индийской и Африканской плитами и в районах срединно-океанических хребтов в условиях растяжения литосферы (см. Рифтов мировая система). Параметры землетрясений Очаги землетрясений располагаются на глубинах до 700 км, но большая часть (3/4) сейсмической энергии выделяется в очагах, находящихся на глубине до 70 км. Размер очага катастрофических землетрясений может достигать 100x1000 км. Его положение и место начала перемещения масс (гипоцентр) определяют путем регистрации сейсмических волн, возникающих при землетрясениях (у слабых землетрясений очаг и гипоцентр совпадают). Проекция гипоцентра на земную поверхность именуется эпицентром. Вокруг него располагается область наибольших разрушений (эпицентральная, или плейстосейстовая, область). Интенсивность землетрясений Интенсивность проявления землетрясений на поверхности измеряется в баллах и зависит от глубины очага и магнитуды землетрясения, служащей мерой его энергии. Максимальное известное значение магнитуды приближается к 9. Магнитуда связана с полной энергией землетрясения, но эта зависимость не прямая, а логарифмическая, с увеличением магнитуды на единицу энергия возрастает в 100 раз, т. е. при толчке с магнитудой 6 высвобождается в 100 раз больше энергии, чем при магнитуде 5, и в 10 000 больше, чем при магнитуде 4. Часто в средствах массовой информации, оповещающих о сейсмических катастрофах, отождествляется шкала магнитуд (Рихтера шкала) и сейсмическая шкала интенсивности, измеряемая в сейсмических баллах, т. к. журналисты, сообщающие о 12 баллах "по шкале Рихтера", путают магнитуду с интенсивностью. Интенсивность тем больше, чем ближе очаг расположен к поверхности, так, напр., если очаг землетрясения с магнитудой, равной 8, находится на глубине 10 км, то на поверхности интенсивность составит 11-12 баллов; при той же магнитуде, но на глубине 40-50 км воздействие на поверхности уменьшается до 9-10 баллов. Сейсмические шкалы Сейсмические движения сложны, но поддаются классификации. Существует большое число сейсмических шкал, которые можно свести к трем основным группам. В России применяется наиболее широко используемая в мире 12-балльная шкала МSK-64 (Медведева-Шпонхойера-Карника), восходящая к шкале Меркали-Канкани (1902), в странах Латинской Америки принята 10-балльная шкала Росси-Фореля (1883), в Японии - 7-балльная шкала. Оценка интенсивности, в основу которой положены бытовые последствия землетрясения, легко различаемые даже неопытным наблюдателем, в сейсмических шкалах разных стран различна. Напр., в Австралии одну из степеней сотрясения сравнивают с тем "как лошадь трется о столб веранды", в Европе такой же сейсмический эффект описывается так - "начинают звонить колокола", в Японии фигурирует "опрокинутый каменный фонарик". В наиболее простом и удобном виде ощущения и наблюдения представлены в схематизированной краткой описательной шкале (вариант MSK), которой может пользоваться каждый. Балл Проявление на поверхности 1 Не ощущается никем, регистрируется только сейсмическими приборами 2 Ощущается иногда людьми, находящимися в спокойном состоянии 3 Ощущается немногими, более сильно проявляется в помещении на верхних этажах 4 Ощущается многими (особенно в помещении), в ночное время некоторые просыпаются. Возможен звон посуды, дребезжание стекол, хлопки дверей 5 Ощущается почти всеми, многие ночью просыпаются. Качание висячих предметов, трещины в оконных стеклах и штукатурке 6 Ощущается всеми, осыпается штукатурка, легкие разрушения зданий 7 Трещины в штукатурке и откалывание отдельных кусков, тонкие трещины в стенах. Толчки ощущаются в автомобилях 8 Большие трещины в стенах, падение труб, памятников. Трещины на крутых склонах и на сырой почве 9 Обрушение стен, перекрытий кровли в некоторых зданиях, разрывы подземных трубопроводов 10 Обвалы многих зданий, искривление железнодорожных рельсов. Оползни, обвалы, трещины (до 1 м) в грунте 11 Многочисленные широкие трещины в земле, обвалы в горах, обрушение мостов, только немногие каменные здания сохраняют устойчивость 12 Значительные изменения рельефа, отклонение течения рек, предметы подбрасываются в воздух, тотальное разрушение сооружений Как далеко распространяется влияние землетрясений Сильные землетрясения могут ощущаться на расстоянии тысячи и более километров. Так в асейсмичной Москве время от времени наблюдаются толчки интенсивностью до 3 баллов, служащие "эхом" катастрофических карпатских землетрясений в горах Вранча в Румынии, эти же землетрясения в близкой к Румынии Молдавии ощущаются как 7-8-балльные. Длительность землетрясений Продолжительность землетрясений различна, часто число подземных толчков образует рой землетрясений, включающих предшествующие (форшоки) и последующие (афтершоки) толчки. Распределение наиболее сильного толчка (главного землетрясения) внутри роя носит случайный характер. Магнитуда сильнейшего афтершока меньше на 1,2, чем у основного толчка, эти афтершоки сопровождаются своими вторичными сериями последующих толчков. Напр., землетрясение, происшедшее на о. Лисса в Средиземном м., длилось три года, общее число толчков за период 1870-73 составило 86 тысяч. Катастрофические землетрясения Из огромного числа происходящих ежегодно землетрясений, только одно имеет магнитуду равную или более 8, десять - 7-7,9, сто - 6-6,9. Всякое землетрясение с магнитудой св. 7 может стать крупной катастрофой. Однако оно может остаться и незамеченным, если произойдет в пустынном районе. Так, грандиозная природная катастрофа - Гоби-Алтайское землетрясение (1957; магнитуда 8,5, интенсивность 11-12 баллов) - остается почти не изученной, хотя из-за огромной силы, малой глубины очага и отсутствия растительного покрова это землетрясение оставило на поверхности наиболее полную и многообразную картину (возникли 2 озера, мгновенно образовался огромный надвиг в виде каменной волны высотой до 10 м, максимальное смещение по сбросу достигло 300 м и т. п.). Территория шириной 50-100 км и длиной 500 км (как Дания или Голландия) была полностью разрушена. Если бы это землетрясение произошло в густонаселенном районе, число жертв могло измеряться миллионами. Последствия одного из самых сильных землетрясений (магнитуда могла составлять 9), произошедшего в старейшем районе Европы - Лиссабоне - в 1755 и захватившего территорию свыше 2,5 млн. км2, были столь грандиозны (погибло 50 тыс. из 230 тыс. горожан, в гавани выросла скала, прибрежное дно стало сушей, изменилось очертание побережья Португалии) и так поразили европейцев, что Вольтер откликнулся на него "Поэмой о гибели Лиссабона" (1756, русский перевод 1763). По-видимому, впечатление от этой катастрофы было столь сильным, что Вольтер в поэме оспаривал учение о предустановленной мировой гармонии. Сильные землетрясения, как бы они ни были редки, никогда не оставляют современников равнодушными. Так, в трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" (1595) кормилица вспоминает землетрясение 1580, которое, судя по всему, пережил сам автор. Почему люди гибнут при землетрясениях Если землетрясения происходят в море, то они могут вызвать разрушительные волны - цунами, наиболее часто опустошающие побережья Тихого океана, как это произошло в 1933 в Японии и в 1952 на Камчатке. Общее число жертв землетрясений на планете за последние 500 лет составило около 5 млн. чел., почти половина из них приходится на Китай. Так в 1556 в китайской пров. Шэньси при землетрясении с магнитудой 8,1 погибло 830 тыс. чел., в 1976 в районе Таншан к востоку от Пекина землетрясение с магнитудой 7,8 вызвало гибель 240 тыс. чел. по официальным китайским данным (по данным американских сейсмологов до 1 млн. чел.). Исключительно тяжелые последствия связаны также с землетрясениями в 1737 в Калькутте (Индия), когда погибло 300 тыс. чел., в 1908 в Мессине (Италия) - 120 тыс. чел., в 1923 в Токио - 143 тыс. чел. Большие потери при землетрясениях обычно связаны с высокой плотностью населения, примитивными методами строительства, особенно характерными для бедных районов, при этом совсем не обязательно, чтобы землетрясение было сильным (напр., в 1960 в результате сейсмического толчка с магнитудой 5,8 погибло до 15 тыс. человек в Агадире, Марокко). Естественные явления - оползни, трещины играют меньшую роль. Катастрофические последствия землетрясения можно предотвратить, улучшив качество построек, т. к. большая часть людей гибнет под их обломками. Полезно также воспользоваться советом - во время землетрясения не выбегать на улицу, а лучше укрыться в дверном проеме или под крепкой плитой или доской (столом), способных выдержать вес обрушивающегося груза. Прогноз и районирование землетрясений Задача прогноза землетрясений, ведущегося на основе наблюдений за предвестниками (предсказание не только места, но, самое главное, времени сейсмического события), далека от своего решения, т. к. ни один из предвестников нельзя считать надежным. Известны единичные случаи исключительно удачного своевременного прогноза, напр., в 1975 в Китае очень точно было предсказано землетрясение с магнитудой 7,3. В сейсмоопасных районах важную роль играет возведение сейсмостойких сооружений (см. Антисейсмическое строительство). Деление территории по степени потенциальной сейсмической опасности входит в задачу сейсмического районирования. Оно основано на использовании исторических данных (о повторяемости сейсмических событий, их силе) и инструментальных наблюдений за землетрясениями, геолого-географическом картировании и сведениях о движении земной коры. Районирование территории связано и с проблемой страхования от землетрясений. Сейсмограф Впервые инструментальные наблюдения появились в Китае, где в 132 Чан Хен изобрел сейсмоскоп, представлявший собой искусно сделанный сосуд. На внешней стороне сосуда, с размещенным внутри маятником, по кругу были выгравированы головы драконов, держащих в пасти шарики. При качании маятника от землетрясения один или несколько шариков выпадали в открытые рты лягушек, размещенных у основания сосудов таким образом, чтобы лягушки могли их проглотить. Современный сейсмограф представляет собой комплект приборов, регистрирующих колебания грунта при землетрясении и преобразующих их в электрический сигнал, записываемый на сейсмограммах в аналоговой и цифровой форме. Однако, по-прежнему, основным чувствительным элементом служит маятник с грузом. Сейсмическая служба Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой. Современная мировая сеть насчитывает св. 2000 стационарных сейсмических станций, данные которых систематически публикуются в сейсмологических бюллетенях и каталогах. Кроме стационарных станций используются экспедиционные сейсмографы, в т. ч. устанавливаемые на дне океанов. Экспедиционные сейсмографы засылались также на Луну (где 5 сейсмографов ежегодно регистрируют до 3000 лунотрясений), а также на Марс и Венеру. Антропогенные землетрясения В кон. 20 в. техногенная деятельность человека, принявшая планетарный масштаб, стала причиной наведенной (искусственно вызываемой) сейсмичности, возникающей, напр., при ядерных взрывах (испытания на полигоне Невада инициировали тысячи сейсмических толчков), при строительстве водохранилищ, заполнение которых иногда провоцирует сильные землетрясения. Так случилось в Индии, когда сооружение водохранилища Койна вызвало 8-балльное землетрясение, при котором погибло 177 человек. Изучение землетрясений Изучением землетрясений занимается сейсмология. Сейсмические волны, возникающие при землетрясениях, используются также для изучения внутреннего строения Земли, достижения в этой области послужили основой для развития методов сейсмической разведки. Наблюдения за землетрясениями ведутся с древнейших времен. Детальные исторические описания, надежно свидетельствующие о землетрясениях с сер. 1 тыс. до н. э., даны японцами. Большое внимание сейсмичности уделяли и античные ученые - Аристотель и др. Систематические инструментальные наблюдения, начатые во 2-ой пол. 19 в., привели к выделению сейсмологии в самостоятельную науку (Б. Б. Голицын, Э. Вихерт, Б. Гутенберг, А. Мохоровичич, Ф. Омори и др.).

 


Читайте:



Как найти нули функции по уравнению

Как найти нули функции по уравнению

Нули функции — это значения аргумента, при которых функция равна нулю. Чтобы найти нули функции, заданной формулой y=f(x), надо решить уравнение...

Речевая культура человека

Речевая культура человека

Люди живут в социуме, и общение - неотъемлемая часть существования человека. Поэтому без него вряд ли была бы возможна эволюция разума. Сперва это...

История османской империи

История османской империи

Более 600 лет Османская империя, основанная некогда Османом I Гази, держала в страхе всю Европу и Азию. Изначально небольшое государство на...

Психология болезней: Аллергия

Психология болезней: Аллергия

Теория о том, что любые мысли имеют материальную основу, воплощаются в наших делах и в том, как мы строим отношения с окружающими, давно уже не...

feed-image RSS