Реклама

Главная - Пелевин Виктор
Курсовая работа развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста Воображение в младшем школьном возрасте кратко

Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно наблюдать, как в воображении играющего ребенка чемодан, например, превращается в поезд, безмолвная, равнодушная ко всему происходящему кукла в плачущего, обиженного кем-то человечка, подушечка - в ласкового друга. В период формирования речи ребенок еще более активно использует в своих играх воображение, ибо его жизненные наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.

От 3 до 5 лет "подрастают" произвольные формы воображения. Образы воображения могут появляться либо как реакция на внешний стимул (например, по просьбе окружающих), либо инициироваться самим ребенком, при этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее продуманным сценарием.

Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике.

Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение о значимости ставится наравне с мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения.

Вообще, каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.

В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения.

У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом).

Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения - это переход ко всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом ("чтоб крылья были и пропеллер"). Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом ("чтоб совсем как настоящий был и летал бы").

Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.

Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.

Младший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.

Обязательным и главным действующим лицом игры у школьников 1-2 классов является кукла. С ней можно производить любые необходимые "настоящие" действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр.

Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближающие их к реальной действительности.

А.Г. Рузская отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр). "Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает "условность" своего фантазирования, его несоответствие действительности".

В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной.

Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.

Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры - воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.

Однако с возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, "культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.

В.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции .

Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое

воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир .

Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

Вывод по главе: итак, мы рассмотрели понятие воображения, виды и особенности его развития в младшем школьном возрасте. В связи с этим можно сделать следующие выводы:

Определение воображения и выявление специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение может быть четырех основных видов:

Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным.

Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

Диагностика детей младшего школьного возраста показала, что уровень развития воображения можно разделить на три уровня: высокий, средний и низкий.

Творческое воображение в педагогике и психологии исследовано многими учеными, в том числе, С.Г. Бегуновой, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, Г.И. Вергилесом, Д.И. Говоруном, А.А. Денисовой, Э.В. Ильенковым, Ю.Е. Калугиной, Г.В. Краевой, Е.К. Маранцман, А.И. Раевой, А.З. Рахимовой, Н.В. Российские психологи и педагоги - Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин определяют значение учебной деятельности для формирования творческого воображения учащихся.

Развитие творческого воображения младшего школьника реализуется многими способами и формами деятельности . Отметим наиболее существенные способы формирования и развития творческого воображения младшего школьника:

конструирование,

игры-драматизации

игры-головоломки,

подвижные игры,

художественная деятельность.

В работе в основном исследуются различные виды игровой и учебной деятельности, активизирующие развитие творческого воображения младшего школьника.

По Л.С. Выготскому необходимо знать психологический механизм воображения детей, основу которого составляет взаимосвязь фантазии и реальности. "Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия, прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение". Задача взрослого - расширять опыт ребенка, который создаст условия для развития творческой деятельности детей, поскольку воображение связано с самой реальностью, а в процессе ее восприятия накапливаются и уточняются представления о ней, тем самым обогащается память образами существующего.

Состояние творческого воображения детей зависит от следующих факторов :

возраста,

умственного развития,

особенностей развития, т.е. присутствия какого-либо нарушения психофизического развития,

индивидуальных особенностей личности: устойчивости, осознанности и направленности мотивов, оценочных структур образа "Я", особенностей коммуникации, степени самореализации и оценки собственной деятельности, черт характера и темперамента,

разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка отличается от опыта взрослого человека. Воображение у ребенка начинает развиваться рано, оно слабее, чем у взрослого, но занимает гораздо больше места в жизни. У ребенка иное отношение к окружающей его среде. С этим связаны интересы ребенка, отличные от интересов взрослых. Отношение ребенка к миру проще, беднее в содержательном плане, чем отношения взрослого человека к миру, отличающиеся большей сложностью, тонкостью, многообразием. То есть, все эти факторы и определяют работу воображения, его развитие. Воображение ребенка развивающееся. Поэтому подлинные результаты творческого воображения принадлежат созревшей фантазии, воображению взрослого человека. Следовательно, воображение у ребенка беднее по содержанию, нежели у взрослого. Но в то же время воображение ребенка богаче по форме, чем у взрослого человека, то есть дети могут из всего сделать все, по выражению Гете. Поэтому дети живут в более фантастическом мире, чем взрослые.

Основной закон развития воображения психолог Т. Рибо представил в трех стадиях:

детство и отрочество - господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность - сочетание вымысла и деятельности, "трезвого расчетливого рассудка";

зрелость - подчинение воображения уму интеллекту .

Выделим следующие умения, необходимые для развития творческого воображения младших школьников, составляющие основу способности продуктивного произвольного пространственного воображения .

классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

устанавливать причинно-следственные связи;

видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

рассматривать систему в развитии;

делать предположения прогнозного характера;

выделять противоположные признаки объекта;

выявлять и формулировать противоречия;

разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

представлять пространственные объекты;

использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

преодоление психологической инерции мышления;

оценивание оригинальности решения;

сужение поля поиска решения;

фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

Известно, что до 3-х лет детское воображение существует как бы внутри других психических процессов, являющихся фундаментом воображения. В 3 года у ребенка происходит становление вербальных форм воображения, и воображение становится самостоятельным психическим процессом. В 4-5 лет ребенок научается планировать, структурировать предстоящие действия на мыслительном уровне. В 6-7 лет воображение уже носит вполне активный характер, содержательно и специфично. Появляются первые элементы детского творчества. Для воображения необходима питающая его среда - это эмоциональное общение со взрослыми, предметная и манипулятивная деятельность разных видов. С 6-7 лет до 9-10 лет - младший школьный период ребенка. У него появляются постоянные обязанности, которые связаны с учебно-познавательной деятельностью. Новый социальный статус ребенка, мир нормативных отношений усложняет условия жизни ребенка, зачастую выступающие для него как стрессогенные, повышающие психическую напряженность, что отражается на физическом здоровье, эмоциональном состоянии, на поведении ребенка . Происходящая в школе стандартизация условий бытия ребенка начинает мешать его естественному развитию, которое до этого учитывалось и понималось близкими людьми. В основном ребенок приспосабливается к стандартным условиям школы, что помогает ему в учебной деятельности. Ребенок в условиях школы усваивает специальные умственные действия, действия, связанные с письмом, чтением, рисованием, трудом, овладевает содержанием основных форм социального сознания (наука, искусство, мораль), научается новым социальным ожиданиям общества.

Школьный возраст, как и все человеческие возрасты, начинается с критического этапа, или переломного кризиса 7-ми лет. При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок изменяется. Это переходное состояние - уже не дошкольник и еще не школьник . Результаты многих современных исследований по данной проблеме сводятся к следующему: ребенка 7-ми лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности - недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. Самой существенной чертой кризиса семи лет принято называть начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка .

Особенности, характеризующие кризис 7-ми лет, связаны с ослаблением чувственной непосредственности, усилением рационального аспекта восприятия действительности, который опосредует теперь переживание и сам поступок, являясь противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Ребенок начинает осознавать свои переживания, рождаются понятия "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый", "я злой". Детские переживания обретают смысл, в результате у ребенка рождаются новые отношения к самому себе, которые стали возможны благодаря процессу обобщения и усложнения переживаний. Это так называемое аффективное обобщение, или логика чувств, когда ребенок школьного возраста научается обобщать свои чувства, многократно с ним повторяющиеся. Интересно отметить, что уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению формируется именно в соотношении с кризисом 7-ми лет.

В этот период у ребенка возникает дифференциация внутреннего и внешнего, впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь .

Дети младшего школьного возраста отличаются эмоциональной впечатлительностью, восприятием ярких, красочных впечатлений, отсюда рутинный учебный труд и занятия снижают познавательный интерес, могут порождать отрицательное отношение к познавательному процессу, учебе. Изменение жизненной позиции ребенка при поступлении в школу вносит серьезные перемены в характер отношений с окружающими, порождают переживания, ранее неизвестных ему. Так, самооценка ребенка вызывает эмоциональное самочувствие, высокое, низкое, а может и адекватное самой реальности, уверенное или неуверенное, а также тревожность, грусть, иногда зависть, переживание превосходства над другими. Неадекватная самооценка, как повышенная или пониженная, вызывает не только конкретную эмоциональную реакцию ребенка на изменение окружающей действительности, но часто и длительное негативное эмоциональное самочувствие .

Во время общения ребенок познает не только другого человека, но и самого себя. Важно заметить, что в современной педагогической и социальной психологии пока еще не разработаны теоретико-методологические концепции самого процесса формирования младших школьников как субъектов межличностного общения, поскольку структура оснований психологических проблем личности в этот период развития ребенка трансформируется с подражательного уровня на рефлексивный уровень развития, наряду с деловым общением формируется новая внеситуативно-личностная форма общения , таким образом, происходит смена механизма развития субъекта общения .

Каковы особенности воображения младших школьников?

Прежде отметим, что первообразы детского воображения связаны с процессами восприятия действительности, а также игровой деятельностью ребенка. В воображении играющего полуторагодовалого ребенка стул, например, превращается в самолет, крышка от кастрюли - в рулевое управление машины, стол, затянутый одеялом, - в домик. А в период, когда формируется речь ребенка, в детских играх воображение развивается более полно за счет расширения жизненных наблюдений, происходящих непроизвольно. А вот от 3-х до 5-ти лет формируются уже произвольные формы воображения, образы которого могут рождаться как реакция на внешнюю среду, либо активизироваться самим ребенком. Здесь воображаемые образы генерируют целенаправленно, с заранее продуманным сценарием и конечной целью последующего действия. В школьный период ребенка воображение бурно развивается, поскольку происходит процесс активного приобретения разнообразных знаний, которые тут же используются на практике .

Воображение наиболее ярко проявляют себя в творческом процессе, где оно стоит наравне с мышлением. Для того, чтобы воображение развивалось, необходимы объективные и субъективные условия, при которых проявляются, прежде всего, свобода действий человека, его индивидуальность, инициативность, самостоятельность, то есть необходима питающая среда. Поскольку воображение тесно связано с памятью, мышлением, вниманием, восприятием, необходимыми для поддержания и развития учебной деятельности, то для получения качественного уровня обучения детей необходимо уделять серьезное внимание развитию детского воображения, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей . Основная проблема, возникающая перед ребенком и учителем в школе, связана с взаимосвязью воображения и внимания, поскольку образные представления регулируются через произвольное внимание ребенка, а также проблема коренится в усвоении абстрактных понятий, которые трудно воображаемы ребенком. Таким образом, старший дошкольный и младший школьный возраст детей считаются наиболее благоприятными для развития творческого воображения и фантазии через игры, общение детей, в которых реальность и фантазия зачастую смешиваются, и образы воображения переживаются как вполне реальные, воспринимаемые окружающими как лживость. Хотя данная лживость, если она не связана с преднамеренностью поведения ребенка, является не более чем фантазированием, придумыванием историй, а не ложью, что является в свою очередь нормой для детей. Как правило, в этих случаях взрослым нужно включиться в игру детей, как в проявление фантазии, тем самым сочувствуя и сопереживая ребенку, что возможно в силу закона эмоциональной реальности воображения. В младшем школьном возрасте происходит активное развитие воссоздающего воображения.

Воображение детей младшего школьного возраста может быть:

воссоздающим (создание образа предмета по его описанию),

творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом) .

Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения - это переход ко всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. В 3-4 года ребенок удовлетворяется для изображения птицы двумя палочками, положенными крест-накрест, в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с птицей ("чтоб крылья были"). А в 11-12 лет школьник может сам сконструировать модель птицы с полным сходством с настоящим объектом подражания ("чтоб совсем как настоящая была и умела летать"). Здесь возникает вопрос о реализме детского воображения, который в свою очередь связан с вопросом об отношении образов к действительности в доступных ребенку формах его деятельности. как в игре, при слушании сказок, в изобразительной деятельности и т.д., в которых с возрастным развитием ребенка увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации, изобразительной деятельности, и даже в сказочных ситуациях. Как правило, подражая реальности, ребенок может отступиться в реальности своих фантазий только лишь по незнанию, неумению связно изображать события реальной жизни. Заметим, что реализм воображения младшего школьника хорошо проглядывается уже в подборе тех или иных атрибутов игровой ситуации. Так, у дошкольника игра допускает главное правило - все может быть всем. А у старших дошкольников уже начинается отбор материала для игровой ситуации по принципам внешнего сходства с самим предметом, самой реальной ситуацией, максимальной близости данного материала к настоящему предмету, с тем, чтобы производить с ним настоящие действия и становится автоматически взрослым человеком в собственном воображении.

Дети младшего школьного возраста, по мнению А.Г. Рузской, не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников. "Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает "условность" своего фантазирования, его несоответствие действительности" . Следовательно, в сознании младшего школьника конкретные знания и фантастические образы тесно переплетены. В процессе эволюции сознания младшего школьника реализм детского воображения активизируется, усиливаясь, а роль образов, оторванных от действительности, постепенно ослабевает.

Реализм воображения означает создание образов, адекватных самой действительности. Однако эти образы могут являться прямым воспроизведением жизни, отражаемой в сознании, наличием в воображении элементов репродуктивного, простого воспроизведения , повтора действий, слов, которые дети наблюдали у взрослых, видели в кино, воспроизводя их без изменений в школьной жизни, в семье. В процессе эволюции сознания младшего школьника включенность в них элементов репродуктивного в воображении становится меньше, и, наоборот, в большей степени начинает проявляться творческая переработка представлений воображения .

Важно отметить, что по Л.С. Выготского, ребенок младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, однако, больше доверяя продуктам своего воображения и меньше их контролируя, а потому "воображения в житейском, культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого" . В младшем школьном возрасте, отмечает В.С. Мухина, ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности .

Со становлением реализма младших школьников связано разделение игры и труда, как деятельности, осуществляемой ради удовольствия, и как деятельности, направленной на достижение объективно социально значимого и оцениваемого результата, что является важной особенностью данного школьного возраста. Воображение интенсивно развивается в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции . Обеднение человеческой личности связано напрямую с уменьшением способности человека воображать, фантазировать, тем самым снижаются потенциальные возможности творческого мышления, соответственно, гаснет интерес к искусству, науке, к любым видам творческой деятельности. Психологической основой творческой деятельности является творческое воображение.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой творческой деятельности является творческое воображение. Более того, в процессе учебы младшие школьники сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный понятийный материал, при общем недостатке жизненного опыта, работая по аналогии, ребенок подключает свое воображение. Значение функции воображения в психическом развитии огромно, а потому требуется мощная исследовательская база для развития воображения с целью способствования более эффективного познания действительности, самосовершенствования детской личности. Для того, чтобы фантазия не переросла в пустые грезы, необходимо помочь ребенку правильно использовать свои возможности воображения в направлении позитивного саморазвития, активизации познавательно-учебной деятельности младших школьников, развития абстрактного мышления, внимания, речи, творческой деятельности. Художественная деятельность, в которую вовлекается младший школьник, базируется на активном творческом мышлении и воображении, что обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир .

Итак, воображение - важнейший психический процесс, уровень развития которого влияет на успешность усвоения школьной программы детьми младшего школьного возраста.

Особенности воображения младших школьников определяются, с одной стороны, возрастными закономерностями, а с другой – индивидуальными особенностями. Индивидуальные особенности воображения определяются психическими свойствами и предыдущим жизненным опытом человека. Для понимания характера воображения младшего школьника важно учитывать то, как оно развивалось на предыдущих возрастных этапах. Первые проявления воображения у детей тесно связаны с процессом восприятия. На это указывает то, что дети в начале раннего детства (1 – 1,5 года) не способны еще слушать даже самые простые сказки, постоянно отвлекаясь, но относительно со вниманием могут слушать истории, которые они сами пережили.

В этом случае ребенок слушает, потому что он может отчетливо представить те образы, о которых идет речь. Далее связь воображения и восприятия сохраняется, но постепенно ребенок начинает перерабатывать полученные жизненные впечатления в своей психике. Это проявляется, например, в наделении окружающих предметов вымышленными функциями в соответствии с сюжетом игры (стул может стать машиной; шкаф – домом и т. д.). Особенностью воображения на данном возрастном этапе является то, что его образы всегда опосредованны выполняемой игровой деятельностью.

Последующее развитие воображения определяется овладением речью. Речь позволяет ребенку обозначить образы соответствующими понятиями и оперироватьв психике не только конкретными представлениями, но и простейшими отвлеченными понятиями. Учитывая, что внимание дошкольника часто носит непроизвольный характер, это отражается и на развитии его воображения: образы возникают спонтанно, определяются ситуацией.

Существенный качественный скачок в развитии воображения связан с развитием произвольности высших психических функций ребенка (Л. С. Выготский) Но этот скачок происходит не сам по себе, а благодаря активному содействию со стороны взрослых (создание оптимальных условий развития с учетом так называемой «зоны ближайшего развития»). Конкретно это выражается в организации игровой, художественной и других видов деятельности ребенка. Постановка посильной задачи требует от ребенка активизации внутренних процессов, создания новых образов с учетом своего опыта, имеющихся условий и т. д. Впоследствии ребенок сам для себя произвольно начинает ставить подобные задачи, моделировать их решения, осуществлять задуманное в действиях. В этом случае мы вправе говорить о проявлении активного воображения младших школьников.

Развитие воображения в младшем школьном возрасте во многом связано с тем, как будет организована учебная деятельность детей. Педагог должен стимулировать познавательную активность учащихся через создание на занятии, проблемных ситуаций, учитывая индивидуальные особенности деятельности детей. Большое значение для развития воображения имеет изобразительная деятельность, чтение художественных произведений, проведение необычных воспитательных мероприятий, требующих от детей фантазерства и внутреннего раскрепощения.


Говоря о развитии воображения, важно иметь в виду, что речь идет не просто о качественном изменении одного из познавательных процессов, a всей познавательной сферы человека и его некоторых личностных особенностях. Это связано с тем, что воображение непосредственно связано с творческой деятельностью человека. Роль воображения в творческом процессе велика. Творчество тесно связано со всеми сферами личности: создание нового объекта, нахождение решения, написание произведения и т. д. опосредовано имеющимися знаниями, уровнем развития соответствующих способностей, волевыми чертами характера, эмоциональным настроем, переживаниями и др.

Несмотря на признание, что творчество в своей основе уникально, английский ученый Г. Уоллес выделяет 4 основных этапа творческого процесса:

1. Подготовка – зарождение идеи.

2. Созревание – концентрация на проблеме, сбор необходимой информации, ее мысленная переработка (условно можно сказать, что на данном этапе происходит своеобразная «загрузка» подсознания).

3. Озарение – видение всей проблемы, ситуации целиком и генерирование идей на этой основе.

4. Проверка – апробирование на практике найденного решения, получение обратной информации.

Важно, чтобы данный алгоритм был внутренне воспринят, интериоризирован детьми, чтобы они увидели и прочувствовали, что учение это не только «важно» и «надо», но и «интересно» и «увлекательно». Именно творческая составляющая в учебной деятельности иво всей жизни младших школьников может стать основой для раскрытия их индивидуальности. Это позволит в перспективе выбрать ту сферу учебных и профессиональных интересов, реализация в которой сделает будущую жизнь насыщенной, содержательной и значимой как для самого человека, так и для социума.

Первые годы обучения в школе характеризуются бурным развитием процессов воображения. Образ фантазии здесь выступает как программа игровой деятельности. Воображение позволяет ребенку углублять и закреплять такие ценные качества личности, как смелость, решительность, находчивость, организованность; сопоставляя своё и чужое поведение в воображаемой ситуации, ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения, развивает и упражняет свои природные склонности. На долю воображения в детском возрасте выпадает воспитательная функция, смысл которой организовать поведение ребенка в таких формах, чтобы оно могло упражняться для будущего. Воображение, имеющее исключительно важное значение, для осуществления деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать.

Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике . Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение по значимости ставится наравне с мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность. Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника, т.к. воображение способно создавать из опыта других людей новые образы. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах, тем более творческой будет его учебная деятельность.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знако - символической формы сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям:

¨ по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления;

¨ по линии совершенствования операции воссоздающего воображения. Ребенок начинает создавать на основе имеющихся сказок, описаний, картин все более сложные образы и системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются, насыщенностью, эмоциональностью;

¨ творческое воображение развивается, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно применяет их;

¨ воображение становится преднамеренным и опосредованным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче .

Появление творческого поиска можно представить по следующим признакам:

· реконструктивное творчество;

· комбинаторное творчество;

· творчество по аналогии.

Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам и здесь уместно выделить три условия:

1. Желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть).

2. Достигнуть результата высшего класса.

3. Реализовать сверхзадачу (программу - максимум)-на грани фантастики .

В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа:

· вдохновенный (иногда эйфорический);

· уверенный;

· сомневающийся.

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает творческие способности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств.

Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда различных факторов. Поэтому эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и взрослого:

· опыт меньше и отличается от опыта взрослого глубоким своеобразием;

· отношение к среде у ребенка опять совсем другое;

· интересы у взрослого и ребенка различны.

Поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Вообще, каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В таких случаях если ребенок своим рассказом не преследует какую-нибудь выгоду, то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально.

В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом) .

Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения - это переход ко все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом ("чтоб крылья были и пропеллер"). Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом ("чтоб совсем как настоящий был и летал бы").

Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.

А.Г. Рузская отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр). "Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но тем не менее оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает "условность" своего фантазирования, его несоответствие действительности" . Однако с возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, "культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции . Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Существует три критерия эффективности развития творческого воображения детей:

Динамика успеха ребенка в выполнении самих игровых заданий;

динамика успехов в выполнении традиционных интеллектуальных и мимических тестов;

Динамика общей успеваемости школьников и повышение их активности на уроках.

Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Младшего школьника интересуют различные виды творческой деятельности. У одних детей наблюдаются склонности к рисованию, лепке, к национальным традиционным видам прикладного искусства; у других - к различным видам художественной самодеятельности (танцы, пение, художественное чтение и т. д.). Творческая активность младшего школьника в различных видах деятельности обычно заключается в поиске нового, в проявлении самостоятельности при выборе объекта труда и его осуществления, в степени переработки образцов, в оригинальности способов и результатов этой деятельности, в умелом использовании знаний, умений и навыков работы в том или ином виде деятельности, в умении видеть новую задачу в обычном и повседневном.

Отметим, что младшему школьнику присущи слабо развитая, по сравнению с подростком, самостоятельность в работе, не всегда правильное понимание явлений вокруг, неумение выделять главное в той или иной ситуации, у него еще мало жизненного и познавательного опыта. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Некоторые до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное изменение ее представляет для них значительные трудности. Иногда ученик не может усвоить учебный материал только потому, что не в состоянии мысленно представить то, о чем говорит учитель или что написано в учебнике. Для других детей всякая ситуация - материал для деятельности воображения. Когда такого ребенка упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, а в его голове совершается иная жизнь, возникают образы, может быть, ярче и интереснее, чем то, о чем рассказывает учитель.

Эмоциональность младшего школьника, восторг и радость от удач, хороших результатов, любование продуктом своей деятельности служит также показателем его творческой активности. У младшего школьника активность может находиться на высоком уровне, когда эмоции достигают предела и в это время происходит воплощение творческого замысла. Но здесь сказывается и импульсивность детей этого возраста, творческая активность их может быстро угаснуть, если ее не заметить и не поддержать.

Таким образом, воображение складывается в процессе развития его деятельности и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. Характерной особенностью творческой активности в этом возрасте является и отсутствие у детей ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. Это связано с тем, что продукт деятельности для младшего школьника носит часто лишь субъективную новизну, активность в этом возрасте проявляется чаще эпизодическая. Эти особенности воображения детей необходимо учитывать. Надо знать не только как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его воображении.

Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с эмоциями, чувствами, ощущениями, представлениями. Благодаря воображению осуществляется планирование и целеполагание, при котором будущий результат деятельности младшего школьника создается в воображении, существует в его сознании и направляет его активность на получение желаемого результата. Воображение обеспечивает антиципацию, моделирование и создание образа будущего (положительных или отрицательных последствий определенных действий, хода взаимодействия, содержания ситуации) посредством обобщения элементов прошлого опыта ребенка и установления причинно-следственных связей между его элементами. Если младший школьник лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда и совершает действия в своем воображении, осуществляя этим замещение реальной действительности воображаемой. Кроме того, воображение является важной основой для понимания младшими школьниками других людей и межличностной коммуникации, способствуя представлению переживаемых другими в данный момент времени эмоций и состояний. Таким образом, воображение занимает важное место в структуре психической деятельности ребенка, включаясь в ее когнитивный эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты; является неотъемлемой частью учебной и других видов деятельности, социального взаимодействия и познания младших школьников: участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и психических состояний ребенка, влияет на характер протекания эмоциональных и волевых процессов, обеспечивает целенаправленное планирование и программирование различных видов деятельности.

В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов. Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в постепенном переходе ко все более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному их комбинированию.



Отличительной особенностью воображения младшего школьника является также его опора на конкретные предметы, без которых им сложно создавать образы воображения. Точно так же при чтении и рассказывании младший школьник опирается на изображение, на конкретный образ. Без этого ученики затрудняются вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. В начале младшего школьного возраста воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место начинает выступать слово.

В процессе обучения при общем развитии способности саморегуляции и управления своей умственной деятельностью воображение становится также все более управляемым и контролируемым процессом, и образы его возникают в рамках учебных задач, связанных с определенным содержанием учебной деятельности. Учебная деятельность способствует интенсивному развитию воссоздающего воображения. В процессе учебной деятельности младшим школьникам сообщается много описательных сведений, что требует от них постоянного воссоздания образов, без которых невозможно осмыслить учебный материал и усвоить его, т. е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную учебную деятельность. Основой для воображения младшего школьника являются его представления. Поэтому развитие воображения во многом зависит от сформированной у ребенка системы тематических представлений о различных предметах и явлениях окружающего мира.

Практический пример

Для активизации и развития репродуктивного воображения на занятиях литературным чтением используется игровой прием «Составление изображений объектов», при котором детям зачитывается описание внешности какого-либо героя, предмета и затем предлагается нарисовать героя или предмет по описанию.



Младший школьный возраст в целом можно считать наиболее благоприятным, сензитивным периодом для развития творческого воображения, фантазии. Игры, продуктивная деятельность, общение младших школьников отражают силу их воображения. В их рассказах, разговорах реальность и воображаемые образы часто смешиваются, и представляемые нереальные явления могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их бывает настолько интенсивным, что младшие школьники чувствуют необходимость рассказать об этом. Такие детские фантазии нередко воспринимаются окружающими людьми как проявления лживости и обмана. Однако если эти выдуманные ребенком рассказы не преследуют какую-либо выгоду, то они являются не ложью, а фантазированием, находящимся в разладе с реальной действительностью. По мере взросления ребенка такое фантазирование перестает быть простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в реальность. Младшие школьники начинают осознавать условность своего фантазирования, его несоответствие действительности.

В сознании младшего школьника сосуществуют реальные конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные образы воображения. С возрастом роль фантазии, оторванной от реальной действительности, снижается, а реализм детского воображения возрастает, что обусловлено расширением кругозора и общей осведомленности об окружающей действительности и развитием критичности мышления. Реализм воображения проявляется в создании образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся точным воспроизведением реальных событий. Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у младших школьников образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему видах деятельности: в играх, в изобразительной и конструктивной деятельности, при слушании сказок и пр. В игровой деятельности, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации. Хорошо известные события ребенок стремится изобразить реально, как бывает в жизни, а изменение реальной действительности часто вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить действительные события. Реализм воображения в младшем школьном возрасте особенно ярко проявляется при выборе атрибутов игровой деятельности. В отличие от дошкольников, младшие школьники производят строгий отбор игрового материала по принципу его максимальной близости к настоящим предметам. Вносимые в процессе игровой деятельности детьми младшего школьного возраста поправки к игровой ситуации, воображаемым образам придают игре воображаемые черты, все более соответствующие реальной действительности.

 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Циклы солнечной активности

Циклы солнечной активности

Наблюдение за Солнцем велось с момента появления самого человека, однако с развитием технологий все более человечество приближалось к понимаю его...

Список зарубежных народных сказок 5 зарубежных сказок

Список зарубежных народных сказок 5 зарубежных сказок

Сказки народов мира Список диафильмов, содержащихся в первой части Чья Наименование Художник Объем, Мб башкирская...

Загадки истории – кто написал Библию?

Загадки истории – кто написал Библию?

На сегодняшний день при произношении слова «Библия» мы все представляем примерно одно и то же: огромный том книги с большим количеством страниц из...

Борис Пастернак — Зимняя ночь (Свеча горела на столе): Стих

Борис Пастернак — Зимняя ночь (Свеча горела на столе): Стих

Борис Леонидович Пастернак - один из известнейших русских писателей 20 века, чья проза и поэзия по праву считаются одними из лучших. Самое...

feed-image RSS