Разделы сайта
Выбор редакции:
- Бурятский снайпер – «зенитчик», так и не ставший Героем Черная и желтая вера
- День в истории. Тунгусское восстание. Да здравствует Тунгусская республика
- «Герои – наши земляки Герои – наши земляки
- Энциклопедия сказочных героев: "Кладовая солнца"
- Иван козлов биография. Иван Козлов. Биография. Военная служба поэта
- Русско-византийский договор Источники и редакции Русской Правды
- Склоняется ли мужская. Склонение фамилий. Склонение мужских украинских фамилий
- Поэма “Мцыри” Лермонтова: анализ произведения, образы и характеристика героев
- Еще одна жизнь и смерть жанаозена
- Линия пантеры. Германия. Восточный вал. Маршал Конев наносит удар
Реклама
Какой известный художник гостил на даче чайка. От боярыни Морозовой до Политбюро |
В Тверской области, на северо-восточном берегу озера Удомля, как раз напротив деревни Гарусово, в небольшом массиве из старинных елей и берез расположен художественный музей, знаменитый на всю страну - дача "Чайка" академика живописи Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули (1872-1957) Красотой этих мест начинаешь очаровываться еще задолго до подъезда к даче-музею Озеро Удомля у деревни Гарусово На холме, на северо-восточном берегу озера установлен огромный камень в память русским художникам, творившим в удомельском крае На камне укреплена мраморная доска с именами замечательных русских художников, когда-то посетивших эти места, а потом воспевших их красоту в своих картинах, этюдах и рисунках. Местные жители утверждают, что камень установлен примерно в самом месте, с которого была написана известнейшая картина Исаака Левитана "Над вечным покоем", хранящаяся ныне в Русском музее Санкт-Петербурга. Разумеется, Левитан не писал картину с этого места, он писал ее в мастерской. Может быть, с этого места была сделана какая-нибудь черно-белая фотография пейзажа, на которой запечатлелись причудливые контуры берега озера Удомли и хмурые свинцовые облака.
На моем же снимке (фото внизу) контуры береговой линии столь же причудливы, зато горизонт украшен мощнейшими градирнями Калининской Атомной Электростанции (КАЭС), а все небо покрыто веселыми облаками хорошей погоды Озеро Удомля
Вид дачи-музея с северной стороны Памятная доска Зал на первом этаже дачи. Пианино, хотя и старинное, но никакого отношения к художнику не имеет, его подарило музею какая-то военная часть. Деревянная лестница ведет на второй этаж, там расположена бухгалтерия, в которой ежедневно ведутся расчеты по финансовому обслуживанию пяти комнат музея, зарплаты нескольких сотрудников, включая самих бухгалтеров Зал на первом этаже дачи Зал на первом этаже дачи "Золотая осень" - одна их самых известных картин Исаака Левитана Продолжение экспозиции Макет усадьбы в Гарусово Усадьба простояла век, пережила Великую Отечественную войну, но не пережила послеперестроечного времени - была разграблена и уничтожена полностью и окончательно Продолжение музейной экспозиции. Да, не слабо отдыхали художники в те времена. Надо же - три медведя за одну охоту!! Такое сейчас даже нашим правителям в охотхозяйстве Завидово не снилось, а тут простой русский живописец Моравов А.В. - бац и троих мишек как не бывало... Ой, извиняюсь, он - не простой художник, а заслуженный деятель искусств РСФСР с 1946 года и действительный член Академии Художеств СССР с 1949 года Продолжение музейной экспозиции все в том же первом зале на том же первом этаже Во втором зале расположилась передвижная выставка копий и репродукций (!!) с известных картин русских художников - Шишкин, Айвазовский и др. Затем идет зал детского рисунка, где выставлены уже подлинники - рисунки детей Удомельского и Вышневолоцкого района Тверской области И последний выставочный зал на первом этаже - это зал детского творчества, где выставлены поделки, выполненные руками детей. Зал детского творчества Зал детского творчества Зал детского творчества Макет русской бани: во-первых, он разборный, а во-вторых, сделан руками школьников Вид дачи-музея с южной стороны. Кстати, архитектурный стиль дачи называется финским модерном. Замечательный парк у дачи, но очень маленький - не погуляешь, не подумаешь на досуге о судьбах русских художников Виды за территорией дачи-музея. Это вид на деревню Гарусово А это коротенькая аллея при въезде на дачу. Пейзажи в районе дачи-музея Пейзажи в районе дачи-музея Наиболее известный из памятников гражданской архитектуры Удомельского района, кроме того, один из немногих, находящийся в сравнительно приличном состоянии. Дача "Чайка" - это пример богатой загородной дачи столичного типа в стиле модерн, с небольшим пейзажным парком. Построена в 1913 году художником В.К. Бялыницким-Бируля (1872-1957), который прожил здесь вплоть до своей смерти. Несмотря на то, что великолепное собрание картин, архив и библиотека художника вывезены еще в 1970-х гг., сама дача была национализирована только в 1978 году (!), что позволило ей счастливо избежать участи почти всех старинных усадеб, жизнь в которых надолго прерывалась, обрекая здания на гибель или полную реконструкцию. В настоящее время это почти единственная в области дореволюционная усадьба, которая не была отобрана у хозяев или переделана в 1920-1930-х гг., сохранив непередаваемый дух старого жилища. Своей исключительностью "Чайка" обязана тому, что в ее стенах бывал практически весь цвет русской культуры "Серебряного века". Некоторых из них упоминает эта стела, установленная на месте, где Исаак Левитан писал эскизы к "Над вечным покоем". Изначальная "музейность" позволила усадьбе избежать разорения. Дача построена, по преданию, артелью плотников из Осташковского уезда, построивших в окрестностях озера Удомля еще несколько аналогичных домов для богатых дачников (один из них сохранился в Удомле возле железнодорожного вокзала). Здание представляет собой характерный для стиля модерн деревянный дом, состоящий из нескольких сложно составленных объемов, живописно смотрящихся с разных сторон: Характерны для модерна и блестяще исполнены на "Чайке" ломаные линии кровель и фасадов, разнообразной формы асимметричные окна, широко вынесенные карнизы со свисающими деревянными подзорами-"гирьками". На одном из фронтонов - изображение чайки, в честь которой дача и названа. От интерьеров сохранились только планировка, межкомнатные двери и другая столярная часть. Старых вещей немного. Тем не менее, историческая атмосфера поддерживается благодаря музейному режиму здания. За дачей сохранился парк, сильно прореженный ветрами с озера. Отрицательно на состоянии парка сказалось и поднятие воды при зарегулировании озер для устройства в них охлаждающего водохранилища КАЭС. "Чайка" - уникальный и в наши дни случай, когда старый дом поддерживается фактически силами энтузиастов, болеющих за русскую культуру и сохранение исторической памяти. Хотя здание быстро и неизбежно ветшает (необходимы немалые средства на его поддержание и хотя бы текущий ремонт), мы относим "Чайку" в Белую книгу именно как современный пример хотя бы попытки сберечь остатки национального достояния. Парадная фотография "Чайки" взята с сайта удомельского туристического бюро "Одиссей". Там же можно получить о даче, ее современном состоянии и условиях посещения подробную информацию. Павел Иванов. Фото март 2009 года. Состояние усадьбы после реставрации 2015-2016 годов (март 2017 года): К счастью, можно сказать, что угроза гибели здания с этой стороны миновала. Дом обитаем, в нем создана атмосферная, интересная обстановка, проводятся музейные мероприятия. В планах - восстановление парка и территории вокруг. "Чайка" - филиал Тверской областной картинной галереи. |
Читайте: |
---|
Новое
- День в истории. Тунгусское восстание. Да здравствует Тунгусская республика
- «Герои – наши земляки Герои – наши земляки
- Энциклопедия сказочных героев: "Кладовая солнца"
- Иван козлов биография. Иван Козлов. Биография. Военная служба поэта
- Русско-византийский договор Источники и редакции Русской Правды
- Склоняется ли мужская. Склонение фамилий. Склонение мужских украинских фамилий
- Поэма “Мцыри” Лермонтова: анализ произведения, образы и характеристика героев
- Еще одна жизнь и смерть жанаозена
- Линия пантеры. Германия. Восточный вал. Маршал Конев наносит удар
- Особенности издания лаврентьевской летописи в составе "полного собрания русских летописей"