Главная - Свияш Александр
Самопринятие в психологии. Упражнения для развития самопринятия и самоценности. Как в корне изменить собственный взгляд на жизнь и повысить самооценку
1

Данное исследование посвящено изучению самопринятия с точки зрения таких его характеристик, как самоосведомленность, безоценочность, толерантность и готовность к приобретению нового опыта. В ис-следовании принимали участие 90 человек в возрасте от 15 до 63 лет (43 женщины и 47 мужчин). Для сбора данных была разработана специальная методика, в которой испытуемым предлагалось написать как можно больше собственных качеств, оценить каждое из них и противоположные качества, отметить те из противоположных качеств, которые являются привлекательными для респондентов. Данные со-поставлялись со шкалами «Самоприятие» и «Самонеприятие» методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд. Взаимосвязь между параметрами определялась с помощью критерия ранговой корреляции rs-Спирмена. Результаты показывают низкий уровень выра-женности всех характеристик самопринятия при высоком уровне приятия по методике К. Роджерса и Р. Даймонд, при этом взаимосвязь между этими методиками является незначимой. Корреляционный анализ показывает, что системообразующей характеристикой самопринятия является толерантность, имеющая значимые взаимосвязи со всеми остальными параметрами.

позитивное самоотношение

готовность к приобретению нового опыта

толерантность

безоценочность

самоосведомленность

самопринятие

1. Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личности // Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.С. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М., 1987. - С. 91-114.

2. Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) // Фетискин А.М. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - СПб. : Издательский центр «Академия», 2002. - C. 426-433.

3. Иванова В.В. Общие вопросы самосознания личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/ivanv01/index.htm / (дата обращения: 16.02.14).

4. Колышко A.M. Психология самоотношения. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 102 с.

5. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. - 2004. - N 1. - С. 43-56.

6. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М. : Смысл, 1993. - 32 с.

7. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методологическое исследование) // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-130.

8. Яремчук С.В. Проблема принятия себя в юношеском возрасте // Известия Сочинского государственного университета. - 2012. - № 4 (22). - C. 207-212.

Введение

В отечественной психологии на современном этапе ее развития термин «самопринятие» начинает использоваться в научных исследованиях всё чаще и чаще. Вместе с тем место этого феномена в системе категорий отечественной психологии остается весьма размытым. Анализ, осуществленный В.В. Ивановой , обнаруживает, что самопринятие слабо дифференцируется от таких явлений, как самоуважение, самоудовлетворенность, аутосимпатия, самооценка, положительная Я-концепция, самолюбие, самоутверждение и т.п. При этом самопринятие рассматривается в разных контекстах: как составная часть самоотношения, как одна из характеристик самоактуализирующейся личности, как один из компонентов психологического благополучия. Неопределенность этого понятия приводит к отсутствию самостоятельной методики диагностики самопринятия, хотя соответствующие шкалы могут быть обнаружены в составе разных методических инструментов.

Так, в тесте-опроснике самоотношения (ОСО) В.В. Столина шкала самопринятия входит как составляющая в шкалу аутосимпатии. В содержательном плане шкала аутосимпатии на пози-тивном полюсе объединяет одобрение себя в целом, доверие к себе и позитивную самооцен-ку, на негативном полюсе - видение в себе по преимуществу недо-статков, низкую самооценку, готовность к самообвинению (включая такие эмоциональные реакции на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров).

В методике исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина и С.Р. Пантилеева шкала самопринятия была выделена в результате факторного анализа. В основе обнаруженного фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Самопринятие в этой методике связывается с одобрением своих планов и желаний, снисходитель-ным, дружеским отношением к себе. Автономность этой шкалы и отсутствие ее корреляции с интегральной самооценкой интерпретируется С.Р. Пантилеевым как принятие личностью не только своего образа «Я», но и сопровождающих оценку этого образа эмоций, выражающихся в чувстве удовлетворенности или неудовлетворенности.

В контексте изучения самоактуализации также существуют методики, позволяющие осуществить измерение самопринятия, которое рассматривается как черта самоактуализирующейся личности. К наиболее распространенным инструментам относятся: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд (содержащая шкалы «приятие себя» и «неприятие себя») , самоактуализационный тест (САТ), представляющий собой вариант опросника личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory, E. Shostrom), адаптированный сотрудниками кафедры социальной психологии МГУ (шкала самопринятие) и методика диагностики самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ) , которая также позволяет осуществить диагностику особенностей личности, характерных для самоактуализирующегося человека, и в частности самопонимание и аутосимпатию.

В последнее время в связи с ориентацией общества на качество жизни человека, в том числе на его психологическую и субъективную составляющие, начинает распространяться концепция психологического благополучия К. Рифф, которой создана шестифакторная модель психологического благополучия и опросник «Шкалы психологического благополучия» (Ryff"s Scales of Psychological Well-Being), одним из компонентов которого выступает самопринятие. В интерпретации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко, осуществлявших стандартизацию методики на российской выборке , высокие или нормативные значения по шкале «Самопринятие» означают, что человек позитивно относится к себе, признаёт и принимает свои как хорошие, так и плохие качества, позитивно оценивает своё прошлое.

Заметим, что независимо от контекста, в котором изучается самопринятие, в большинстве адаптированных в России методик самопринятие понимается как позитивный смысл «Я», симпатия по отношению к себе, основа позитивного Я-образа. Вместе с тем современные зарубежные исследования принятия себя опираются на такие характеристики принятия, как безоценочность (nonjudgement), толерантность (tolerance), осведомленность (awareness) и готовность к приобретению нового опыта (willingness to have an experience) . В связи с этим целями настоящего исследования стали разработка методики, ориентированной на изучение самопринятия с опорой на указанные характеристики, ее апробирование и сопоставление со шкалами методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд.

Методы

В разработанной методике испытуемым предлагалось написать как можно больше качеств, которыми он, как ему кажется, обладает (что отражает параметр «осведомленность »); оценить каждое из качеств (параметр «безоценочность »: определялся числом качеств, оцениваемых нейтрально); к каждому качеству подобрать противоположное и оценить каждое из них (параметр «толерантность »); а также отметить те из противоположных качеств, на которые человек был бы согласен изменить свои собственные (параметр «готовность к приобретению нового опыта »). В процессе обработки безоценочность, толерантность и готовность к приобретению нового опыта оценивались в процентном отношении к общему числу выделенных качеств. При этом шкала «толерантность» образовывала биполярный континуум, в котором отрицательные значения свидетельствовали об интолерантности человека к качествам, противоположным его собственным, и оценке их как негативных.

Апробирование методики осуществлялось на выборке из 90 человек: 50 школьников 15-16 лет и 40 взрослых в возрасте от 24 до 63 лет (21 человек в возрасте 24-35 лет и 19 человек старше 36 лет).

Кроме разработанной методики, для изучения самопринятия использовались шкалы методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд «Приятие себя» и «Неприятие себя», отражающие позитивный и негативный окрас образа Я.

Взаимосвязь между параметрами определялась с помощью критерия ранговой корреляции r s -Спирмена.

Pезультаты и обсуждение

Средние значения показателей самопринятия по обеим методикам в разных возрастных группах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения показателей самопринятия в разных возрастных группах

Параметры самопринятия

Возрастные группы

старше 36 лет

Осведомленность

Безоценочность

Толерантность

Шкалы методики диагностики социально-психологической адаптации

Приятие себя (норма 22-42 балла)

Неприятие себя (норма 14-28 баллов)

Анализ средних показателей методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд показывает, что во всех возрастных группах испытуемые демонстрируют высокий уровень приятия себя и низкий уровень самонеприятия (за исключением группы учащихся, значения которых по шкале неприятия себя попадают в границы нормы). Это свидетельствует о преимущественно позитивной окраске образа собственного Я, характерной для обследованной выборки.

Вместе с тем анализ характеристик самопринятия, проявляющихся при описании себя, отражает обратную тенденцию. Несмотря на то что в инструкции требовалось указать минимум 10 качеств, среднее количество характеристик, которые используют при самоописании школьники (15-16 лет), составляет 7,9; испытуемые в возрасте 24-35 лет перечисляют в среднем 9,3 своих качеств, а в возрасте старше 36 лет - 9,9. Это свидетельствует о трудностях, испытываемых респондентами при наблюдении и отслеживании своих внутренних процессов и личностных особенностей. Вместе с тем это единственный параметр самопринятия, имеющий значимую корреляцию с возрастом человека (r s =0,323, значим для р=0,002).

Большинство из качеств, которые указывались испытуемыми при самоописании, оценивались ими как позитивные (82,3% от общего числа характеристик), негативная оценка была дана 11,7% характеристик, а безоценочное восприятие качеств было обнаружено лишь для 6% характеристик. Это согласуется с данными методики К. Роджерса и Р. Даймонд и подтверждает преимущественно позитивную окраску образа «Я». Вместе с тем безоценочность считается центральной характеристикой самопринятия и определяется как сознательное воздержание от определения опыта как хорошего или плохого, правильного или неправильного. Принятие собственных качеств предполагает понимание их не как «хороших», а как одновременно способствующих реализации одних целей и препятствующих достижению других. Преимущественная оценка своих качеств как позитивных или негативных показывает одностороннюю осознанность различных черт личности, избегание осознания действительного положения вещей и, как следствие, искаженное восприятие себя. Данные исследования показывают, что наибольшее число качеств, воспринимаемых безоценочно, обнаруживается в возрасте 24-35 лет (15% характеристик), в то время как для остальных возрастов в большей степени характерно оценочное отношение к самому себе.

Позитивный образ себя, как правило, формируется в ситуации, когда человек избегает признания в себе каких-либо качеств, отрицает наличие каких-либо характеристик, оцениваемых им самим как негативные. При этом зачастую негативно рассматриваемые характеристики проецируются человеком на окружающих, представляя основания для непринятия другого человека и интолерантности по отношению к людям в целом. Проведенное нами исследование подтверждает этот тезис, показывая, что большинство качеств, которые респонденты считают противоположными их собственным, оцениваются ими негативно, об этом свидетельствуют отрицательные средние значения по параметру «толерантность» в каждой из возрастных групп. Лишь 8,8% испытуемых демонстрируют принятие характеристик, противоположных их собственным, оценивая их позитивно или воспринимая безоценочно. Каждый четвертый респондент (26,6% выборки) все противоположные качества оценивает как негативные. Эта закономерность в равной степени наблюдается в каждой из возрастных групп. Таким образом, общее отношение большинства респондентов с миром и окружающими людьми можно описать формулой «Я - хороший, а ты - плохой», что, несомненно, не может быть основой для благополучия.

Самопринятие предполагает также и принятие себя как изменяющейся личности, предрасположенность к совершению действий в согласии с переживаемым в настоящий момент опытом, развитие поведенческого репертуара, направленного на достижение значимых целей. Самопринятие, вовлекающее в сознание неприукрашенную действительность, чаще имеет своим следствием стремление к активности и изменению, нежели к избеганию или пассивности. Принятие себя предполагает и принятие своего стремления к изменениям и непрерывности процесса изменений, естественного по своей природе. Однако готовность к самоизменению может диктоваться и непринятием себя или рассогласованием между образом идеального и реального Я. Видимо, именно этот фактор объясняет большую готовность к новому опыту в выборке школьников, которые демонстрируют готовность попробовать изменить 45,5% своих качеств на противоположные. Для взрослых в возрасте 24-35 лет это число составляет 27,6%, а в более старшем возрасте - 28,8%.

Данные корреляционного анализа, включающего четыре описываемые параметра самопринятия по всей выборке, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь параметров самопринятия по критерию r s -Спирмена

Параметры

самопринятия

Осведомленность

Безоценочность

Толерантность

Готовность к приобретению опыта

Осведомленность

Безоценочность

Толерантность

Готовность к приобретению опыта

* взаимосвязь существенна для р≤0,05

** взаимосвязь существенна для р≤0,01

Результаты корреляционного анализа показывают, что системообразующей характеристикой самопринятия является толерантность, имеющая значимые взаимосвязи со всеми остальными параметрами. Это может объясняться тем, что принятие качеств, противоположных своим собственным, способствует принятию и своих особенностей, их осознанию и безоценочному восприятию, а также готовности к самоизменению. В то же время категоричная негативная оценка каких-либо качеств мешает признанию их присутствия в жизни человека, препятствует саморазвитию и обеспечивает рассогласование между Я-реальным и Я-осознаваемым. Остальные характеристики самопринятия не связаны друг с другом, а, следовательно, выступают достаточно автономными образованиями в структуре принятия себя.

Для изучения взаимосвязи параметров самопринятия с эмоциональной окраской образа Я был проведен корреляционный анализ, включающий результаты обеих использованных методик (таблица 3).

Корреляция всех параметров самопринятия со шкалами методики диагностики социально-психологической адаптации показывает, что позитивная окраска образа Я, отраженная в шкале «Приятие себя» методики К. Роджерса и Р. Даймонд, не связана ни с одной из характеристик самопринятия.

Таблица 3

Взаимосвязь параметров самопринятия со шкалами методики диагностики социально-психологической адаптации (по критерию r s -Спирмена)

* взаимосвязь существенна для р≤0,05

Отсутствие значимых взаимосвязей свидетельствует об автономности этих образований, при которой позитивное самоотношение может сопровождаться как реальным самопринятием, так и непринятием важных сторон своей личности, выражающимся в избегании, вытеснении неодобряемых качеств, и их проекции на других людей с выраженной негативной оценкой. При этом негативная окраска образа Я, отраженная в шкале «Неприятие себя», приводит к снижению безоценочности восприятия своих качеств и побуждает человека к приобретению нового опыта.

Выводы

Таким образом, разработанная методика обнаруживает принципиально новое содержание феномена самопринятия, не связанное с его традиционным пониманием как позитивного образа Я. Среди всех характеристик, обнаруживаемых методикой, системообразующей является толерантность к альтернативным личностным особенностям, все остальные параметры (осведомленность, безоценочность и готовность к приобретению нового опыта) являются независимыми друг от друга характеристиками самопринятия.

Апробация методики показывает низкий уровень принятия себя в разных возрастных группах, проявляющийся в недостаточной осведомленности о своих качествах, тенденции выделять те из них, которые имеют в сознании человека позитивную оценку, и негативной оценке противоположных качеств, приводящей к их отрицанию и сопротивлению новому опыту.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках базовой части государственного задания в сфере научной деятельности, код проекта: 2028.

Рецензенты:

Седова Н.Ф., д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре.

Шаповалова О.Е., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», г. Комсомольск-на-Амуре.

Библиографическая ссылка

Яремчук С.В. ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОПРИНЯТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ДИАГНОСТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12416 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Самонринятие и самопрогнозирование являются более частными, но от этого не менее важными механизмами саморазвития. От их совместного взаимодействия, функционирования во многом будет зависеть вектор и мотивационно- смысловые составляющие саморазвития.

Самопринятие личности.

Проблема самопринятия личности относится к одной из актуальных проблем современной психологии. Ценность и значимость самопринятия отмечается во многих психологических концепциях, особенно в теориях гуманистического толка. Подчеркивается, что только самопринятие личности дает ей ощущение целостности и непротиворечивости, гармоничности и автономности, независимости от социального окружения. Самопринятие является одновременно и актом самопознания и выступает в качестве механизма саморазвития.

Одним из первых, кто обратил внимание на роль самопринятия в личностном становлении человека, был, как это хорошо известно, К. Роджерс . В то же время следует констатировать, что он рассматривал само- прииятие в обобщенном виде, как принятие себя в целом. Это положение конкретизируется, расшифровывается автором как признание себя и безусловную любовь к себе, отношение к себе как к личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, а также означает веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму.

Не подвергая сомнению правоту К. Роджерса в определении роли и значимости самопринятия в жизни человека как некоторой монады, отметим в то же время, что чаще всего индивид, принимая себя как личность в целом, остается неудовлетворенным какими-то отдельными чертами и качествами своего характера, своим поведением в той или иной ситуации. Например, индивид не может смириться со своей нерешительностью, ленью, неуверенностью, неумением строить отношения и др. Это ему мешает, от этого он страдает и, как следствие, хотел бы избавиться. В исследованиях К. Юнга данная проблема приобретает характер борьбы между «Эго» и «Тенью», у К. Хорни - это отчуждение человека от его «Самости», у Э. Эриксона - потеря идентичности.

В нашем понимании самопринятие - это признание человеком права на существование всех аспектов собственной личности и личности в целом, какие бы отрицательные эмоциональные переживания они не вызывали. С самопринятием тесно связано и другое понятие - доверие к себе. Доверие к себе является одной из важнейших характеристик самоотпошения личности и выступает в единстве с другими типами отношений человека, в частности, к миру и другим людям. К настоящему времени наиболее развернутое и полное определение доверия к себе дано Т. П. Скрипкипой. Она определяет его как «полноценное овладение собой, своей сущностью, как способность действовать самостоятельно, инициативно, сохраняя адекватную критическую позицию но отношению к самому себе, способность предвосхищать результаты действий до их выполнения, самостоятельно ставить цели и строить стратегию их достижения в соответствии с внутренними личностными смыслами. Это означает умение соотносить возникающие потребности с собственными возможностями и с приемлемым для данного человека способом реализации, соответствующим социокультурным ориентирам данного общества (родовой человеческой сущности) в каждой конкретной ситуации» [Скрипкина, 2000, с. 169-171].

Самопринятие и доверие к себе связаны друг с другом определенным образом. Известно, что человек не может доверять себе или каким-то своим отдельным личностным особенностям и характеристикам, если он не принимает себя. Следовательно, принятие себя и отдельных своих качеств первично. А уже доверие к себе или к каким-то своим качествам есть результат оценки своего опыта взаимодействия с миром или оценки возможностей реализации себя, своих черт и личностных характеристик в реальной практике, т.е. носит вторичный характер. Из всего сказанного вырисовывается некоторый алгоритм взаимодействия человека с миром, обусловленный параметрами его самоотношения. Как мы уже отметили, самопринятие есть признание права на существование всех аспектов собственной личности и личности в целом. Доверие к себе - это оценка своих возможностей и ресурсов, основанная на их знании и чувстве их истинности (не подведут, не обманут - ценность человека для себя), в решении сложных жизненных задач.

Каким же образом и при каких условиях самопринятие и доверие к себе начинают выступать в качестве механизмов саморазвития?

В самом общем плане алгоритм функционирования данного механизма достаточно прост. Это включение непринимаемого в себе в свое внутреннее психологическое пространство и наделение его смыслами. Иными словами, перевод (так же как мы делаем в процессе принятия другого человека) непринимаемого из категории «Чужой» в категорию «Свой». Наделение смыслами - это ответ на вопрос: «Зачем мне это нужно, что оно мне дает, могу ли я обойтись без данного качества, что приобрету в этом случае и что потеряю?». В то же время вариантов функционирования описываемого алгоритма достаточно много.

Теперь вернемся от этого весьма возвышенного стиля к нашим будничным занятиям. Прежде чем я дам вам некото­рые упражнения, которые рекомендуются для повышения уров­ня самопринятия (с некоторыми вы уже знакомы; подумайте с какими), мне бы хотелось представить вам перечень свойств, характерных для людей с высоким уровнем самопринятия. Я заимствовала его из книги И. Атватера«Я Вас слушаю», по­священной тому, как правильно слушать собеседника. Прав­да, автор пользуется несколько иным термином - «самоодоб­рение» и говорит об «оптимальном уровне самоодобрения». Вот что он пишет:

«Следующие навыки и способности свойственны людям с оптимальным уровнем самоодобрения. Прочитайте их внима­тельно и оцените, насколько хорошо владеете самоодобрени­ем вы сами.

1. Верность своим принципам, несмотря на противоположные мне­ния других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изме­нить свое мнение, если оно ошибочно.

2. Способность действовать по своему усмотрению, не испы­тывая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны дру­гих.

3. Способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне.

4. Умение сохранять уверенность в своих способностях, несмот­ря на временные неудачи и трудности.

5. Умение ценить в каждом человеке личность и чувство его по­лезности для других, как бы он ни отличался уровнем своих способ­ностей и занимаемым положением.

6. Относительная непринужденность в общении, умение как от­стаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других.

7. Умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности.

8. Умение оказывать сопротивление.

9. Способность понимать свои и чужие чувства, умение подав­лять свои порывы.

10. Способность находить удовольствие в самой разнообразной Стельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых.

11. Чуткое отношение к нуждам других, соблюдение принятых со-циальных норм.

12. Умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки»*.

Как вы видите, перечень весьма обширен. Но особенность его, на мой взгляд, в том, что в отличие от многочисленных «моральных кодексов» и призывов он вполне конкретен. В нем в основном (за некоторым небольшим исключением) опи­сываются совершенно конкретные формы поведения и на­выки, которыми может овладеть каждый, если, конечно, за­хочет.

И это мое первое задание по развитию самоодобрения, самопринятия, самоуважения - проще, любви к себе. Если вам удалось упражнение с зеркалом или вы считаете, что лю­бите себя и так, все равно выполняйте это упражнение, по­скольку оно позволит вам развить соответствующие «соци­альные навыки», правильно, говоря другими словами, выра­жать эту любовь для того, чтобы самому жить полноценной жизнью и чтобы рядом с вами лучше жилось другим. Задание такое.


Проанализируйте свое поведение с точки зрения соот­ветствия «принципам самоодобрения». Причем поведе­ние в совершенно конкретных ситуациях. Лучше всего если в течение нескольких дней по вечерам вы будете описывать два-три эпизода из прошедшего дня и анали­зировать их по приведенным И. Атватером критериям Естественно, что не все критерии вы сможете каждый раз использовать но старайтесь подобрать ситуации так, чтобы были, как любят говорить наши бюрократы, «задействованы» все. Хорошо, если вы занимаетесь вдвоем или втроем и можете спросить мнение другого. Если у вас есть кто-то (все равно - ваш сверстник или совсем взрослый человек), кому вы доверяете и на кого не обидитесь, спросите его мнение. Ваша зада­ча - определить уровень владения перечисленными навыками, как бы «расставить» их по порядку - от того, которым вы наиболее владеете, до того, которым не владеете вовсе. Это называется «проранжировать». Сле­дующий этап: вы выбираете два навыка - из начала и конца списка и сознательно реализуете их в своем повседневном поведении, каждый день давая себе отчет, как у вас это получается. И так до тех пор, пока вы не почувствуете, что пользуетесь ими почти автоматически. Затем следую­щие два и т. д.

Это довольно длительная и, конечно, несколько нудная работа, но, если вы хотите изменить отношение к себе, я очень рекомендую ею заняться, поскольку известно, что способы нашего поведения оказывают такое же влияние на наш внут­ренний мир, как и он на них.Если вы будете вести себя, как человек с высоким уровнем самопринятия, даже вопреки ощу­щению собственной никчемности и ненужности, то вы до­статочно скоро почувствуете, что действительно стали боль­ше любить себя. Я не призываю вас играть - я предлагаю вам на самом деле овладеть этими навыками, примерно так же, как вы в свое время научились ходить, потом читать, по­том писать, лазить по канату или решать сложные задачи. Еще одно задание. И тоже на длительное время.

Ежедневное! Составляйте уже знакомый нам список удач.

А сейчас задайте себе вопрос: из чего складывается наше пе­реживание удачи, успеха? Очевидно, что оно возникает из со­отношения полученного результата и того, чего мы хотели до­стичь. По известной формуле классика психологии У. Джемса:

Самооценка = Успех/ Притязания.

Другими словами, самооценку можно повысить, либо по­вышая уровень успеха, либо снижая притязания.

Выполняя задание, помните эту формулу и, когда будете составлять список удач, каждый раз давайте себе отчет, почему тот или иной результат вы считаете своим достижением.

Поиграйте с результатами и притязаниями. Представьте себе, что вы хотите каких-то других достижений - более высоких или более низких. Что в этом случае будет в спис­ке? Составляйте такие списки не менее двух недель. За­тем, когда вы начнете чувствовать, что вам это надоело, усложните задание. Составляя список удач сегодняшне­го дня, обязательно находите в каждой то, что она может дать для буду­щего.

И здесь мы переходим к другому важному моменту, свя­занному с успехом, неудачами и любовью к себе. Это явление носит названиежизненного сценария. Лучше всего оно опи­сано в книге Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»*. Сценарий - это своего рода план и одновременно стиль жизни, который мы часто реализуем, не задумываясь и не зная об этом. Это своеобразная программа жизни, которая закладывается в нас с детства. Но сказанное вовсе не означает, что сценарий мы не можем осознать и из­менить. Для нас с вами сейчас важны сценарии победителя и побежденного, неудачника, поскольку они непосредственно связаны с понятиями «успех», «притязания». Лучше всего это можно понять, проанализировав собственное отношение к сво­им успехам и неудачам, но не сиюминутным, а отсроченным, т. е. связанным с достижением цели. Следующее наше задание таково.

Представьте себе, что вы поставили и добиваетесь цели, где может быть успех или неудача (например, поступле­ние в институт). Подумайте и запишите, выбрав один из возможных исходов, ваши действия в пределах одного-двух месяцев. Затем - то же со вторым исходом.

Теперь сравните ваши результаты с такими данными. Че­ловек, реализующий сценарий «победителя» при выполнении подобного задания, как это ни странно, анализирует то, что он будет делать в случае неудачи. Именно эта часть задания оказывается у него выполненной наиболее подробно. У «не­удачника» - все наоборот. Он подробно описывает свои дей­ствия, точнее, переживания в случае успеха и лишь очень крат­ко, явно по необходимости, говорит о неудаче. Еще один ха­рактерный штрих: «победитель» говорит в утвердительной форме, пользуясь выражениями: «Я буду», «Я сделаю», «не­удачник» пользуется косвенными высказываниями типа: «Мо­жет быть, если бы мне помогли...», «Мне надо было бы...», «Не следовало бы...».

Берн приводит множество данных о том, что люди часто не осознают своих жизненных сценариев и они доходят до своего логического конца. Но сценарии можно изменить. Он указывает на три основных разрушителя сценариев: 1) мировые катаклизмы - войны, революции; 2) психотерапевтическая и иная работа, специально направленная на изменение личнос­ти и, следовательно, ее сценария, и, наконец, 3) самостоя­тельное, сознательное решение изменить свой сценарий.

В последнем случае важно прежде всего подумать о целях своей жизни. Целях главных, смыслообразующих. Это про­стой вопрос, который в той или иной форме, более или ме­нее отчетливо, но задает себе каждый: чего я хочу добиться в жизни?

- анкета для педагогов «Выявление зависимости у подростка»,

Анкета для подростков «Как я бросил курить»,

Анкета «Определение актуальности профилактики употребления психоактивных веществ»,

Анкета изучения мнения подростков по проблеме зависимости от психоактивных веществ.

Эффективность профилактической работы напрямую зависит от компетентности как психолога, так и педагога. Педагоги и психологи, берущие на себя миссию работы с подростками «группы риска», должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти -любовь, ответственность, забота и профессионализм.

Л и т е р а т у р а

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 4. Детская психология. Педология подростка. - М.: Педагогика, 1984.

3. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития - М.: Тривола, 1994. - 168 с.

4. Поливанова К.Н. Психологический анализ процессов возрастного развития // Вопросы психологии. - 1994. - № 1.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.

6. Цукерман ГА. Психология саморазвития: Задача для подростков и педагогов. - М.: Интерпракс, 1994. - 156 с.

7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Генезис, 2002. - 298 с.

8. Сирота Н.А. Руководство по профилактике злоупотреблений психоактивными веществами в студенческой среде. - М.: Социальный проект, 2003. - 320 с.

9. Программы реабилитации детей с девиантным поведением / Сост. О.Н. Усанова. - М.: Эврика, 2003. - 304 с.

10. Шульга Т.И., Слот Н.В., Спаниярд Х.К. Методика работы с детьми «группы риска». - М.: Изд-во УРАО, 2001. - 128 с.

11. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников.

М.: Генезис, 2005. - 205 с.

Т. V Lugovskaya

Development of teenagers’ personality in the process of psychological prevention of aberration behavior in boarding school

The author presents practical materials of the process of psychological prevention of aberration behavior in the conditions of boarding school. Practice material on the organization of the process of psychological precaution of teenagers’ deviant behavior in boarding schools is provided. Working methods of teacher-psychologist are shown. Psychological precaution is based on creating of conformable to age educational space providing teenager with the opportunity to lead meaningful, sociable life and changing his attitude toward deviant behavior.

Key words: conformable to age educational space, deviant behavior, psychological precaution, adolescence, development tasks, social engineering, self-realization, experimentation, synergetics, “I am-concept”.

УДК 159.922 С.М. Колкова

ПРОБЛЕМА ПОЗИТИВНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Создана модель формирования безусловного самопринятия личности. На её основе разработан тренинг развития безусловного самопринятия студентов-психологов. На основании применения различных критериев оценки достоверности полученных результатов установлен переход студентов с уровня условного самопринятия на безусловный уровень.

Ключевые слова: личность, безусловное самопринятие, гуманистические качества, принятие других, конгруэнтность, эмпатия, истинные эмоции, защитные формы реагирования, субличность.

КОЛКОВА Светлана Михайловна - к. психол. н., доцент Института психологии, педагогики и управления образованием ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева».

E-mail: [email protected]

Работа с клиентом предполагает наличие у самого психолога комплекса гуманистических качеств, отсутствие каждого из которых делает невозможным эффективное выполнение им профессиональной деятельности. К. Роджерс выделял три основные психотерапевтические установки в качестве необходимых и достаточных условий любого позитивного изменения личности человека в

любых коммуникативных контекстах - безусловное позитивное принятие, эмпатическое понимание и конгруэнтное самовыражение .

Позитивное изменение личности невозможно без понимания самого себя, своих особенных эмоциональных проявлений, своих ограничений и недостатков. Пока не будет достигнута эта ощутимая степень осмысления, практический психолог будет не в состоянии распознать ситуацию, в которой он, вероятно, подвергается влиянию каких-то своих предубеждений и эмоций. Психолог должен обладать некоторым осмысленным представлением

о собственной личности, используя в числе других механизм осознавания.

Проблема личностного развития студента - будущего психолога и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности является ключевой в теории и практике профессиональной подготовки специалиста. При этом значимым является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только профессионального образования, но и личностного развития студентов.

Одной из задач подготовки практических психологов должно быть создание условий для развития гуманистических качеств личности: безусловного позитивного принятия других, эмпатического понимания и конгруэнтного самовыражения . Психолог переживает безусловное позитивное принятие, если чувствует принятие каждого аспекта опыта клиента, как если бы он являлся его частью. Такое принятие означает, что не существует каких-либо условий принятия . Безусловное позитивное принятие представляет собой противоположный полюс по отношению к избирательной оценочной уста овке, к условному принятию. В случае эмпатии речь идет о сопереживании эмоциональному состоянию другого человека, а в случае конгруэнтно-

сти - о переживании своих собственных чувств, об их открытости себе и другим людям. Отсутствие каждого из этих качеств делает невозможным эффективное выполнение практическим психологом профессиональной деятельности и его личностный рост. Началом, основой развития гуманистических качеств личности является ее безусловное самопринятие. Принятие себя означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и в свои возможности, доверие собственной природе, организму. Обычно высокий уровень принятия себя связан с высоким уровнем социальной адаптации. Карл Роджерс считал, что самопринятие играет наиболее важную роль в развитии личности и её психического здоровья .

Нами было проведено исследование, целью которого стало определение психологических условий, способствующих формированию безусловного самопринятия студентов - будущих психологов.

Мы предположили, что психологическими условиями, способствующими формированию безусловного самопринятия, являются телесное и чувственное осознание, осознание истинных эмоций и собственных бессознательных защитных форм реагирования, принятие собственных субличностей.

Анализируя феномен самопринятия в психологической литературе, мы встретили различные описания тренингов личностного роста, программ психологического сопровождения гуманистического развития личности [ 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Но в них отсутствуют теоретически обоснованные модели формирования самопринятия личности. Поэтому, основываясь на описании К. Роджерсом динамики и процесса изменений личности , мы создали одну из возможных моделей формирования самопри-нятия личности (рис. 1).

УСЛОВНОЕ

САМОПРИНЯТИЕ

Неумение слушать себя, понимать свои эмоциональные состояния

Защитные формы реагирования, непринятие собственных эмоций и чувств

Деструктивные отношения субличностей, непринятие субличностей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ФОРМИРОВАНИЯ

Телесное и чувственное осознание ------------------

Осознание истинных эмоций и собственных бессознательных форм реагирования

Принятие собственных субличностей

БЕЗУСЛОВНОЕ

САМОПРИНЯТИЕ

Сформированное Осознанные

телесно-чувственное истинные

осознание эмоции и чувства

целостность тела

Целостность

личности

Рис. 1. Модель формирования безусловного самопринятия личности студентов - будущих психологов

На основании представленной модели формирования безусловного самопринятия личности нами был разработан тренинг развития безусловного самопринятия для студентов - будущих психологов.

Тренинг состоит из трех содержательных этапов:

1. Объективация эмоций и чувств, развитие чувственного и телесного осознавания.

2. Осознавание истинных эмоций, чувств и защитных форм поведения.

3. Формирование целостности личности через работу с субличностями. Принятие себя и других.

1 этап тренинга - Объективация эмоций и чувств, развитие чувственного и телесного осознания

На этом этапе тренинга происходит «прикосновение» студентов к собственным состояниям тела, эмоциям, чувствам - телесно-чувственное осознание. Для этого мы предварительно просили студентов представить себя практическими психологами, ожидающими клиента, а человека, которого они увидят по телевизору - клиентом, пришедшим на прием. Были продемонстрированы кадры видеофильма, где показана девушка (видна только её голова, она произносит монолог, звук отключен). Затем студентов просили отметить на бланке свои ощущения и эмоции, возникшие во время просмотра кадров видеофильма.

Таким образом, у студентов объективируются различные эмоциональные состояния.

Далее студенты получают новый опыт: осознаются ощущения, не замечаемые раньше. Осознание информации, поступающей от органов чувств, осознание внутренних ощущений тела происходит во время специально организованных упражнений методом самонаблюдения . Для этого у студентов стимулируется внимание к частям тела, «ускользающим» от осознания. Тело ощущается как целое, иногда происходит «примирение» человека со своим телом.

Самонаблюдение чувственного и телесного состояний является необходимым шагом на пути к развитию личности, т.к. позволяет человеку сосредоточиться на настоящем.

2 этап тренинга - Осознание истинных эмоций, чувств и защитных форм поведения

На этом этапе происходит «прикосновение» студентов к собственному бессознательному и осознание своих истинных чувств и эмоций, защитных форм поведения. Для этого у них объективируются аффективные состояния, которые, являясь амбивалентными, вызывают внутренний конфликт между социально одобряемыми и неодобряемыми эмоциями. Способствовать осознанию этого конфликта позволяет воображаемая ситуация встречи с необычным клиентом - девушкой-инвалидом, у которой отсутствуют обе руки и функционирует одна нога. Это актуализирует бессознательные механизмы психологической защиты (идентификацию, проекцию и перенос).

Объективация аффективных состояний происходит с помощью метода сопереживания ситуации, модифицированного нами. Схема использования нашей модификации метода следующая:

1. Уровень первых реакций. При показе девушки-инвалида в движении и в полный рост просим указать на отпечатанном бланке свои ощущения и эмоции, возникшие во время просмотра. Затем просим описать те моменты из собственного жизненного опыта, которые помогают понять и объяснить их первую реакцию.

2. Уровень эмоциональных реакций. Предлагаем студентам представить себя в роли действующего лица видеофильма, проникнуться его чувствами и описать без оценки свои ощущения и эмоции. После этих описаний студенты должны сравнить собственные чувства с чувствами действующего лица видеофильма и объяснить, в чем и почему они различны.

3. Уровень рационального постижения. При этом студенты определяют ключевые моменты собственного восприятия видеофильма (дифференциация чувств на социально одобряемые и неодобряемые, этиология этих чувств, психологические механизмы защиты). На данном уровне на основе использования соответствующей научной психологической информации в связи с выделенными ключевыми моментами они осмысляют собственное состояние во время просмотра видеофильма и прогнозируют собственные состояния в аналогичных ситуациях (при встрече с необычными людьми).

Итогом второго этапа тренинга является осознание студентами истинных чувств и эмоций, собственных механизмов бессознательной психологической защиты; участники тренинга осознают внутренний конфликт между социально одобряемыми и неодобряемыми эмоциями и чувствами.

3 этап тренинга - Формирование целостности личности через работу с собственными субличностями

На третьем этапе студенты выделяют конфликтующие части собственного «Я», понимают сущность целостного «Я», усиливают собственное «Я», чтобы быть способными разрешать конфликты между субличностями, принимать каждую из них.

Для этого в ходе упражнений студенты выделяют собственные субличности, осознают деструктивные моменты в отношениях субличностей. Путем создания ведущим группы атмосферы принятия, с помощью психодраматических упражнений, создаются условия «примирения конфликтных сторон». Одна из целей студентов во время психодрамы - больше понять центр, сущность собственного «Я», усилить его, чтобы оно было способно разрешать конфликты между субличностями, принимать каждую из них. Студенты также используют научную информацию для осмысления собственного состояния. Вводится содержание о превентивных моментах самопонимания и самопринятия и о стратегиях саморазвития в русле позитивной психологии .

По разработанному нами тренингу мы провели экспериментальную работу со студентами 3-4 курсов Института психологии, педагогики и управления образованием ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева». Были созданы 2 группы по 92 студента: экспериментальная и контрольная.

В ходе исследования мы отслеживали формирование компонентов безусловного самопринятия студентов - будущих психологов:

1) чувственного и телесного осознания,

2) осознания истинных эмоций и собственных бессознательных защитных форм поведения,

3) целостности личности.

Для доказательства изменений, происшедших в первых двух компонентах безусловного самопринятия, использовалась модифицированная нами шкала дифференциальных эмоций Кэрролла Э. Изарда (самооценка эмоционального состояния (рис. 2).

Рис. 2. Эмоции и состояния тела

Обследование экспериментальной группы по этой шкале проводилось после каждого этапа тренинга.

С помощью метода кластерного анализа к-средних на каждом этапе тренинга участвующие студенты подразделялись на 2 кластера по типу чувственного и телесного осознания, осознания истинных эмоций и собственных бессознательных защитных форм поведения.

Как видно из рис. 3 после первого этапа тренинга у студентов, относящихся к первому кластеру, наиболее выражено осознание жалости и страха, ко второму

Интерес. Столь разные проявления вызваны, видимо,

фактором новизны, непривычности ситуации, где нужно быть «лицом к лицу» с клиентом.

Во время второго этапа тренинга у студентов, относящихся к первому кластеру, интерес, наиболее выраженный после первого этапа тренинга, уступает место сочувствию и уважению (рис. 4). Примечательна динамика осознания «интереса», у студентов первого профиля оно было выражено на первом этапе тренинга, на втором наблюдалось снижение, а у второго профиля присутствует обратная динамика. Значимость изменений чувственного и телесного осознания, осознания истинных эмоций

Рис. 3. Материалы первого кластерного анализа после первого этапа тренинга. Горизонтальная ось - эмоции и состояния тела, вертикальная ось - расстояние между кластерами в условных единицах

и собственных бессознательных защитных форм поведения определяется тем, что открытие неизвестных компонентов своего «Я», переживание чувств более свободно, во всей полноте (без защит), ведет человека к опыту целостного организма, а не закрывает его от осознания. От относительно равномерно представленной выраженности эмоций (состояний тела) у студентов во время

осознания на первом этапе тренинга произошел переход к более яркой выраженности эмоций (в том числе негативных) при осознании на втором этапе тренинга. При осознании увеличение выраженности негативных эмоциональных состояний мы интерпретируем как усиление искренности, спонтанности, т.е. снижение защитных форм реагирования.

Рис. 4. Материалы второго кластерного анализа во время второго этапа тренинга.

Горизонтальная ось - эмоции и состояния тела, вертикальная ось - расстояние между кластерами в условных единицах

После третьего этапа тренинга (рис. 5) отсутствует выраженная разница в осознании студентов, относящихся к разным кластерам. Наблюдается тенденция к положительным эмоциям: удивлению, радости, интересу, гордости, уважению. При этом отсутствие жалости, стыда,

ужаса, беспокойства, волнения, раздражения, неприязни, сбоев в дыхании, отвращения, брезгливости у студентов, относящихся к первому кластеру, можно объяснить тем, что у них произошло осознание истинных эмоций и собственных бессознательных защитных форм поведения.

Рис. 5. Материалы третьего кластерного анализа после тренинга. Горизонтальная ось - эмоции и состояния тела, вертикальная ось - расстояние между кластерами в условных единицах

Итак, в процессе анализа результатов устанавливается выраженная динамика чувственного и телесного осознания, осознания истинных эмоций и собственных бессознательных защитных форм поведения участников тренинга.

Для доказательства изменений, происшедших в третьем компоненте безусловного самопринятия студентов

Целостности личности, использовался опросник личностной ориентации (шкала - целостность). Сравнивались показатели целостности личности у студентов до и после тренинга. Использовался Н-критерий Краскала-Уоллиса, значение коэффициента - 3,54 и уровень достоверности 0,06, что доказывает существование тенденции к достоверным различиям по шкале целостности, причем после тренинга значения достоверно выше.

Подтвердим движение в развитии самопринятия от условного к безусловному уровню у студентов экспериментальной группы: сравним результаты обследования контрольной и экспериментальной групп по опроснику личностной ориентации (ЛИО), методике В.В. Столи-на по изучению самоотношений и нашей модификации шкалы Дембо-Рубинштейн.

Сравнение значений по шкале самопринятия опросника ЛИО (критерий сравнения Н. Краскала-Уоллиса) контрольной и экспериментальной групп показало существование высоко достоверных различий, причем у студентов экспериментальной группы значения достоверно выше (значение коэффициента 11,516, уровень достоверности 0,001).

Сравнение значений по шкале самопринятия методики В.В. Столина (критерий сравнения Н. Краскала-Уоллиса) контрольной и экспериментальной групп показало существование высоко достоверных различий, причем у студентов экспериментальной группы значения достоверно выше (значение коэффициента 9,171, уровень достоверности 0,003).

Сравнение значений по шкале самопринятия (критерий сравнения х2 Фридмана) контрольной и эксперимен-

тальной групп показало существование высоко достоверных различий, причем у студентов экспериментальной группы значения достоверно выше (значение коэффициента 11,27, уровень достоверности 0,001).

Сравнивая значения по шкале самопринятия у студентов контрольной и экспериментальной групп по различным критериям, мы можем сделать вывод о переходе студентов, участвовавших в тренинге, с уровня условного самопринятия на уровень безусловный, по сравнению со студентами контрольной группы. Таким образом, бессознательное самопринятие возможно при следующих психологических условиях: телесное и чувственное осознание, осознание истинных эмоций и собственных бессознательных форм реагирования, принятие собственных субличностей. Переход от условного к безусловному самопринятию посредством перечисленных психологических условий оформлен в разработанной нами модели формирования безусловного самопринятия личности студентов - будущих психологов. На основании этой модели был разработан тренинг формирования безусловного самопринятия студентов - будущих психологов.

Л и т е р а т у р а

1. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.

2. Ассаджиоли Р. Психосинтез / Принципы и техники / Пер. с англ. Е. Перовой. - М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2002. - 416 с.

3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. - 3-е изд-е изд., стереотип. - М.: Академический Проект; Трикста, 2004. - 464 с.

4. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. - М.: Культура, 1994. - 332 с.

5. Прутченков А.С. Методические разработки социальнопсихологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996. - 144 с.

6. Белоус О.В. Формирование регулятивных умений как фактора эффективного профессионального становления студентов педагогического вуза //Вестник Якутского госуниверси-тета. - 2009. - Т. 6. - № 3. - С. 86-91.

7. Рейнуотер Дж. Как стать собственным психотерапевтом.

М., 1997. - 224 с.

The problem of positive changes of the personality of future psychologists

The author presents the model of formation of complete self-acceptance of personality. The training of self-acceptance of personality has been created on basis of the model. The results showed that there is the transition from the level of conditional self perception to complete self perception of the students.

Key words: personality, complee self-perception, humanistic quality, acceptance of others, congruence, empathy, true emotions, protective forms of reaction, subpersonality.

 


Читайте:



Корсары: Город Потерянных Кораблей

Корсары: Город Потерянных Кораблей

Версия для печати страницы: Все самое свежее об играх читайте и смотрите на Игру можно пройти за трёх персонажей: Питер Блад, Ян Стейс и Диего...

Репнин Николай Васильевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Репнин Николай Васильевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

В 1749 г. произведен в прапорщики, через 2 года стал подпоручиком гвардии. Затем Николай Васильевич долго жил в Германии, где получил "дельное...

История распространение волн в фотонных кристаллах история

История распространение волн в фотонных кристаллах история

Я не могу претендовать на то, чтобы беспристрастно судить о цветах. Я радуюсь сверкающим оттенкам и искренне сожалею о скудных коричневых цветах....

Секретные арктические базы третьего рейха Нацисткий «мост»: таймыр -лиинахамари, или что укрыто в штольнях девкиной заводи

Секретные арктические базы третьего рейха Нацисткий «мост»: таймыр -лиинахамари, или что укрыто в штольнях девкиной заводи

Детали похода могли быть несколько иными, но «534-я» обязательно должна была зайти в обе секретные арктические базы, находящиеся в глубоком тылу...

feed-image RSS