Реклама

Главная - Бах Ричард
Классификация методов психологической диагностики. Психодиагностические методы и методики. Классификации методов по Й.Шванцаре

В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации.

Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:

Краткие характеристики психодиагностических методик

Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

    субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;

    эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.

Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 1)

Таблица 1. Классификация психодиагностических методик

Критерий

Наименование методики

Краткая характеристика

По типу применяемых тестовых задач

Опросные

Используются вопросы, адресуемые испытуемым

утверждающие

Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться

Продуктивные

Применяют собственную творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную

Действенные

Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий

Физиологические

П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма

По адресату используемого тестового материала

сознательные

Апеллирующие к сознанию испытуемого

бессознательные

Направленные на неосознаваемые реакции человека

По форме представления тестового материала испытуемым

бланковые

Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.)

технические

Тестовый материал в аудио-, видео - или киноформе, или через иные технические устройства

сенсорные

Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств

По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики

объективные

Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора

субъективные

Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример - интроспекция

По наличию в методике тестовых норм

Имеющие тестовые нормы

Не имеющие тестовых норм

По внутренней структуре методики

мономерные

В них диагностируется и оценивается единственное качество

Многомерные

Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека

По типу анализа экспериментальных данных

качественный

Диагностируемое свойство описывается через известные научные понятия

количественный

Диагностируемое свойство описывается через относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должна отражать связь методов, с одной стороны -- с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны -- с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются. Критерии решения этих задач и должны предопределять выбор диагностируемых свойств, а вслед за этим и методик, направленных на эти свойства и наилучшим образом соответствующих имеющимся условиям.

Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью -- они могут успешно применяться для решения разных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета. По этим признакам методики группируются в самостоятельную операционально-технологическую классификацию.

Основные методы исследования и диагностики.

Одним из наиболее доступных и широко применяемых в социальной психологии методов исследования является наблюдение. Наблюдение -- это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения относятся: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воз-- действий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений (переживания, мысли, мотивы) и т.п.

Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются следующие:

  • - получение сведений о психическом явлении в “чистом” виде;
  • - сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов;
  • - оценка фактов, полученных помощью других методов (например, анкетирования);
  • - проверка рекомендаций и др.

Другим эффективным методом исследования является эксперимент. Эксперимент -- это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам относятся: искусственность условий, большие затраты для контроля значимых факторов.

Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующимися. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

Широко распространен опрос. Опрос -- это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информацию получают в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Моделирование. Это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию объекта, интересующего исследователя, или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа

Тестирование. Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты. ТЕСТ в психодиагностике -- это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый -- носитель предполагаемого скрытого фактора. Более строгое определение: тест -- объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора (здесь, для большей ясности, имеется в виду самая простая схема подсчета тестового балла).

За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации. Относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента.

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

  • 1. Социокультурная адаптированность теста - соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
  • 2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий - в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
  • 3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий - полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
  • 4. Наличие тестовых норм для данного теста -репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т.е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста - средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально - демографических характеристик. Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются

1. Валидность - “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

Есть несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая, эмпирическая, внутренняя, внешняя.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

  • 2. Надежность - характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:
    • -путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми
    • -путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.
  • 3. Однозначность методики - характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
  • 4. Точность - отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

В настоящее время существует несколько достаточно обоснован­ных классификаций психодиагностических методик.

Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специ­альных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.). Диаг­ностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников (например, тест 16PFР Кеттелла):

Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психо­диагностические методики.

Первые так или иначе опосредованы речевой активностью об­следуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к па­мяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение зада­ния опирается на невербальные способности - перцептивные, мо­торные.

Третье основание, используемое для классификации психодиаг­ностических методик, - это характеристика того основного методи­ческого принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают: 1) объективные тесты; 2) стан­дартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: а) те­сты-опросники; б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики классифика­ции; г) индивидуально ориентированные техники типа ролевых ре­пертуарных решеток; 3) проективные техники; 4) диалогические

(интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры) 1 .

Объективные тесты - это те методики, в которых возможен пра­вильный ответ, т. е. правильное выполнение задания.

Общим для всей группы методик стандартизованного самоотче­та является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утвер­ждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).

Одна и та же психологическая переменная представляется груп­пой пунктов (не менее 6). Пункты теста-опросника могут быть пря­мыми, апеллирующими непосредственно либо к опыту субъекта (на­пример: Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям ис­пытуемого, в которых косвенно проявляются его личный опыт или переживания (например: Большинство людей честны?) Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие в себя це­лый ряд психологических переменных.

Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных»ответов к стандартным категориям.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «теплый - холодный», «сильный - слабый»). Обычно используются трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Особый вариант шкалирования – это субъективная классификация, предполагающая выявление субъек­тивного структурирования объектов на уровне шкалы наименований.

Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальны­ми, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их ос­новное отличие от тестов-опросников состоит в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются из­вне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конк­ретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью со­стоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять при­менение современного статистического аппарата и делают надежны­ми диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.

Проективные техники основаны на том, что недостаточно струк­турированный материал, выступающий в качестве «стимула», при со­ответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или -иные характеристики субъекта. В клиническом употреблении проек­тивные техники часто строятся на интуиции и теоретической подго­товке психодиагноста, которые оказываются необходимыми на этапе интерпретации данных. Исследовательское употребление проектив­ных техник предполагает, как правило, применение контент-аналити­ческих процедур, стандартизирующих обработку данных.

Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, ре­левантных диагностической задаче. Так, доверительный контакт не­обходим при диагностике семейных затруднений, характера личност­ного развития ребенка и во многих других случаях, в которых диаг­ност одновременно выступает в роли и консультанта, и психотера­певта. Ситуация диагностического патопсихологического обследова­ния диктует построение общения по принципу экспертизы.

Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, бе­седы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).

Различные методические приемы, на основе которых строятся те или иные методики, можно расположить на одной шкале, если за еди­ное основание классификации принять меру вовлеченности в диагно­стическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат обследования.

Аппаратурные методики и объективные психологические тесты обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагнос­та и его опытности как психолога на результаты обследования. Почти столь же малой степенью вовлеченности психодиагноста обладают и некоторые формы стандартизованных самоотчетов - многие опрос­ники и шкальные техники. Можно сказать, что в этих методиках лич­ные качества психолога воплотились на этапе разработки методики; сама же процедура обследования, как и фиксация ее результата, ока­зывается рутинной операцией, которая в принципе может выполнять­ся с помощью лаборанта-непсихолога или по компьютерной програм­ме. Диагностические техники, напротив, характеризуются максималь­ной степенью вовлеченности психодиагноста в процесс психодиаг­ностики, максимальным влиянием его опытности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на результаты обследова­ния. Этими качествами обладают различные виды бесед, интервью, диагностических игр. Например, патопсихологический эксперимент как особый психодиагностический метод характеризуется высокой сте­пенью вовлеченности психодиагноста: должен быть создан «мотив» экспертизы (обследуемый должен понимать, что на основе его отве­тов будет сделано важное для него диагностическое заключение), ре­зультаты отдельных проб интерпретируются в зависимости от того, насколько выражен этот мотив (по мнению психодиагноста). Не ме­нее явным оказывается влияние психодиагноста на результаты диаг­ностического заключения, выносимого на основе беседы с клиентом психологической консультации. Своими реакциями, ответными реп­ликами, манерой держаться психодиагност может как создать опти­мальные условия для получения диагностически важной информа­ции, так и полностью исказить эту информацию, ее смысл.

Все остальные психодиагностические методики занимают про­межуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими техниками.

Уже многомерные тесты-опросники, предполагающие анализ профиля и интерпретацию отдельных шкал в зависимости от значе­ний других и характера профиля в целом, требуют клинической опытности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностичен, кого заключения не свободны от влияния личности диагноста. Не менее значимым является это влияние и при необходимости кодиро­вания результатов обследования, полученные с помощью открытых опросников либо проективных техник В последнем случае существен­ное значение имеет создание психодиагностом атмосферы, раскры­вающей способности испытуемого к воображению, творчеству.

Если ввести одновременно два основания - меру вовлеченности психодиагноста, его влияние на результаты обследования, с одной стороны, и предметную направленность инструмента - с другой, то известные на сегодня психодиагностические методики можно распо­ложить в двухмерной классификационной таблице.

Соответствующие методики окажутся расположенными в клет­ках таблицы, при этом столбцы будут заполнены неравномерно по строкам таблицы. Так, способности и психические функции диагнос­тируются в основном методами, влияние психодиагноста в которых выражено минимально, - в основном объективными тестами и теста­ми-опросниками. Личностные черты преимущественно диагностиру­ются тестами-опросниками; когнитивная организация, другие инди­видуальные свойства выявляются преимущественно методиками сред­него уровня (по степени влияния психодиагноста на процесс диагно­стики) - репертуарными решетками, проективными техниками.

Мотивация, отношение диагностируются преимущественно про­ективными техниками. Роль диалогических методик, обладающих максимальной степенью включенности психодиагноста, особенно важна в области диагностики взаимоотношений, общения (таких свойств, актуализация которых требует воссоздания реальных ситу­аций общения).

Приведенная в данном разделе классификация отражает доста­точно грубо лишь общие черты психологических диагностических ме­тодик - более конкретно вопрос о классификациях обсуждается в соответствующих главах книги. Однако и в таком виде предлагаемая классификация обладает эвристической ценностью. Если заполнить все клетки табл. 1, станет видно, где существует нехватка методов оп­ределенного типа. Так, например, явно не хватает методик диалоги­ческого типа для определения способностей (см. главу 5), поскольку" эффективная демонстрация способностей у некоторых субъектов су­щественно зависит от условий психодиагностики и характера кон­такта с психодиагностом. Пользователь психодиагностических мето­дик, так же как их разработчик, может расчертить и заполнить подоб­ную таблицу для себя и вписать в клетки известные ему методики. Это позволит ему лучше представить себе, какими методами необхо­димо овладеть и где возникаетнеобходимость в поиске и научной раз­работке методов.

2.1. Общая схема классификации психодиагностических методик.

2.2. Методики высокого уровня формализации и малоформализованные методики, их диагностические возможности и ограничения применения.

2.3. Методики высокого уровня формализации. Психологические тесты.

2.4. Методики высокого уровня формализации. Опросники.

2.5. Методики высокого уровня формализации. Проективные техники.

2.6. Методики высокого уровня формализации. Психофизиологические методики.

2.7. Малоформализованные методики. Метод наблюдения.

2.8. Малоформализованные методики. Опрос, интервью, беседа.

2.9. Малоформализованные методики. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

2.1. Общая схема классификации психодиагностических методик.

В мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически невозможно.

Классификации методов психологического исследования представляют собой отражение состояния развития психологической науки.

I. Одна из первых классификаций психодиагностических методов была предложена Сергеем Леонидовичем Рубинштейном и соответствовала развитию отечественной психологической науки начала XX века. В качестве основных методов он рассматривал:

Наблюдение;

Эксперимент.

II. В 1977 году Борис Герасимович Ананьев предложил классификацию методов соответствующую состоянию психологической науки 50-х 70-х годов 20 столетия. В основе лежат этапы психологического исследования. Она объединяет 4 группы методов: организационные, эмпирические, приемы обработки экспериментальных данных, интерпретационные.

В настоящее время существует несколько классификаций, построенных на различных принципах.



III. Классификация методов, предложенная Алексеем Александровичем Бодалевым и Владимиром Викторовичем Столиным.

IV. Классификация психодиагностических методов предложенная Вернером Карловичем Гайдой и Владимиром Петровичем Захаровым.

V. Классификация чешского психолога Йозеф Шванцеры.

VI. Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

2.2. Методики высокого уровня формализации и малоформализованные методики, их диагностические возможности и ограничения применения.

Формализованные методы – способы действий, основанные на строгом соблюдении заданных правил, алгоритмов; расчеты по формулам, математическим зависимостям.

I. К высокоформализованным методикам относят:

2) опросники;

3) проективные техники;

4) психофизиологические методики.

Для них характерно:

Жесткая регламентация процедуры обследования:

Точное соблюдение инструкции;

Строго определенные способы предъявления стимульного материала;

Невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.

Этим обеспечивается уравнивание ситуативных факторов, иначе нельзя сопоставлять индивидуальные результаты.

Высокоформализованые методики позволяют собрать информацию в относительно короткие сроки и проводить сравнение и в количественном и в качественном аспектах.

II. К малоформализованным методикам относят такие приемы и процедуры как:

1) наблюдение;

2) опросы (интервью, беседа);

Этот способ получения информации трудоемкий, требует большого профессионального опыта, интуиции психолога-диагноста, т.к. велика вероятность ошибок интерпретирования.

Эти две группы средств (высокоформализованные и малоформализованные) не противопоставляются друг другу. Как правило, они дополняют друг друга.

2.3. Методики высоко уровня формализации. Тесты

Психологический тест – стандартизированное (наличие тестовых норм или других критериев оценки результатов ), часто ограниченное во времени испытание, состоящее из системы заданий, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.

С помощью теста устанавливаются количественные и качественные индивидуальные психологические различия.

Тестовая батарея – совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.

При составлении программы обследования, подборе методик в батарею психолог должен руководствоваться принципом максимальной эффективности диагностики (то есть исходить из соотношения максимум надежности при минимум затрат).

Классификация тестов

Классификация тестов производится по разным основаниям. Мы рассмотрим три признака: по форме, по содержанию, по цели.

1. По форме:

а) индивидуальные и групповые (по форме предъявления)

б) устные и письменные (по форме ответа)

в) вербальные и невербальные (по характеру стимульного материала)

г) бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные.

а) тесты интеллекта;

б) тесты способностей;

в) тесты достижений;

г) тесты личности.

3. По цели.

а) составление психологических характеристик;

б) постановка психологического диагноза;

в) помощь индивиду в принятии решений;

г) отбор и распределение персонала;

д) выявление возрастных изменений в развитии человека;

е) проф. отбор и проф. консультирование.

2.4. Методики высокого уровня формализации. Опросники.

Относятся к группе психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. В отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» или «неправильных» ответов, т.к. нет среднестатистической нормы. Они только отражают согласие или несогласие испытуемого с высказыванием. Результаты основаны на представлении человека о самом себе, своих переживаниях, реальном или прогнозируемом поведении.

Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные (высокоформализованные) и опросники-анкеты (малоформализованные).

Личностные опросники – это стандартизированные самоотчеты, которые бывают:

1. По форме предъявления:

а) индивидуальные;

б) групповые.

2. По форме ответа:

а) письменные;

б) бланковые;

в) компьютерные.

3. По характеру ответов:

а) «закрытые»;

б) «открытые».

а) опросники черт личности;

б) опросники типологические;

в) опросники мотивов;

г) опросники ценностей;

д) опросники интересов;

е) опросники установок.

Для минимализации мотивационной погрешности вводят шкалы «лжи».

2.5. Методики высокого уровня формализации. Проективные техники.

Это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. В отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые "проецируются" на ответы.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Классификация проективных методик

Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

1. Методики дополнения. Стимульный материал:

Набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К. Г. Юнга).

Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения»).

Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов («Кто Я?»).

2. Методики интерпретации. Стимульный материал - набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г. Роршаха).

4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», «Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).

2.6. Методики высокого уровня формализации. Психофизиологические методики.

Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, диагностирующие природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы (индивидуальные различия в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).

Психофизиологические методики лишены оценочного подхода к индивиду, поскольку сказать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже, невозможно. По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура.

Применение аппаратурных методик на производстве или в школе вызывает большие сложности, а иногда их использование вообще не представляется возможным.

2.7. Малоформализованные методики. Метод наблюдения.

К малоформализованным методикам относятся:

1) наблюдение;

2) опрос, интервью, беседа;

3) анализ продуктов деятельности.

Метод наблюдения – общенаучный метод исследования, который в психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их психических функций, реакций.

Этот метод незаменим там, где нет стандартизированной процедуры (не разработаны или же их нельзя применить по особым обстоятельствам). Особенно актуально применение этого метода при работе с детьми.

Наблюдение может быть наивным и научным.

1) наивный способ наблюдений очень сильно зависит от личностных способностей наблюдателя, его установок, намерений и т.п. Результаты такого наблюдения носят неопределенный характер и могут интерпретироваться другими исследователями совершенно по-разному. Можно сказать, что они в большей мере характеризуют самого наблюдателя, чем того, за кем он наблюдает;

2) научное наблюдение больше соответствует психологическим целям. Такое наблюдение осуществляется на основе тщательной предварительной подготовки.

2.8. Малоформализованные методики. Опрос, интервью, беседа.

Опросники-анкеты – служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям.

Чаще всего этот вид опросников предназначен для получения информации об истории жизни человека: возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе. С его помощью можно получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях индивида.

Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов.

Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим).

2.9. Малоформализованные методики. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) – метод, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности: письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п.).

Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления.

Основная трудность при работе с документальными источниками - умение провести качественный анализ, т.е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.

Б. Г. Ананьев называет среди этих методов тесты, анкеты, опросники, социометрию, интервью, беседу. Р. С. Немов выделяет: 1)методы психодиагностики на основе наблюдения (стандартизированное и свободное);2) опросные методы - анкеты, опросники, интервью;3) объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда; 4)экспериментальные методы психодиагностики.

А. Г. Шмелев, исходя из критерия «объективности-субъективности» метода, дифференцирует психодиагностические методики на следующие:1) приборные психофизиологические методики;2) аппаратурные поведенческие методики;3) объективные тесты с выбором ответа;4) тесты-опросники; 5) методики субъективного шкалирования; 6)проективные методики; 7) стандартизированное аналитическое наблюдение;8) контент-анализ;9) включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием;10) психологическую беседу (интервью);11) ролевую игру;12) активный обучающий эксперимент; 13) качественный анализ деятельности.

Наблюдение- научный метод исследования, не ограниченный простой констатацией и регистрацией фактов, но научно объясняющий причины того или иного психологического явления. Житейские наблюдения имеют случайный, неорганизованный характер. Научный метод наблюдения - это переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности

Эксперимент(латин. experimentum - проба, опыт) - единственный метод исследования и проверки гипотезы, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они, тем не менее, не дают никакой информации о причинах такой взаимосвязи. Условия психологического эксперимента контролируются таким образом, чтобы можно было обнаружить эти причины.

Тест- это серия однотипных стандартизированных кратких заданий (испытаний), которым подвергается испытуемый как носитель предполагаемого качества. Тесты с экспериментом объединяет то, что оба метода представляют собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Тест рождается из эксперимента, создается на его основе и становится самостоятельным методом при определении норм и стандартов его выполнения.

Опроскак психодиагностический метод подразделяется на устный иписьменный, свободный и стандартизированный. Как понятно из названия самого метода, испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов по поводу изучаемого явления.

Наиболее распространенный вариант письменного опроса - анкета. В Устный опрос может быть определен как беседа или интервью.

Моделированиекак метод исследования используется в случаях высокой сложности или труднодоступности изучаемого явления и невозможности применения эмпирических методов - наблюдения, эксперимента и т.д.



Анализ продуктов деятельностиосновывается на общей закономерности связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности.

6. Виды диагностики (скриннинг – диагностика, психолого – педагогическая, дифференциальная диагностика).

Скрининг-диагностики - своевре­менное выявление детей с различными отклонениями и наруше­ниями психического развития в популяции, в том числе и в усло­виях массовых образовательных учреждений, примерное опреде­ление спектра психолого-педагогических проблем развития ре­бенка.

Могут обратиться педагоги, столкнувшись в своей работе с трудностями в обуч. и воспит. ребенка, кот. вызваны какими-то его особенностями, обращ. с запросом к психологу ОУ дать оценку этим осо­бенностям и разработать соответствующие рекомендации к рабо­те с таким ребенком. Или родители обращаются с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспи­тании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. таких обращений больше в отношении детей старшего до­школьного возраста, т. к. ближе к школе родители начинают замечать, что у ребенка имеются те или иные проблемы психологического плана. Выявление детей с проблемами в развитии может осущ. по результатам специально организованного скри­нинг-обследования. По форме проведения скрининг-обследова­ние м.б. индивидуальным или групповым. Используемый при скрининге набор методик не всегда отвеча­ет задачам скринингового исследования, профессиональная под­готовка педагогов-психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает воз­можности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую по­мощь тем детям, которые в ней нуждаются. Проблемы:



1. недостаточ­ность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Осо­бенно это касается скрининговых обследований детей первых 3 лет жизни.2. сложность разработки системы критериев, по которым возможно раз­граничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-пе­дагогической и медико-социальной помощи.3. Эмоц. состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и не­удачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий.

Это создает существен­ные трудности, поскольку ограниченность во времени при скри­нинг-исследовании может не дать возможности получить необхо­димую информацию.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы.

Осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комп­лексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Ра­бота строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Проблемы: 1. сходные психологические особенности наблю­даются у детей с разными типами (категориями) нарушенного развития. Например, недостатки реч. развития или понижен­ная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Закономерности ано­мального развития связаны с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравни­тельного характера. Осуществление таких научных разработок по­зволило бы существенно расширить возможности дифференци­альной диагностики.

2. Др. проблема связана с практич. деятельностью ПМПК. Сегодня не решены многие вопросы организационного характе­ра, в частности создание сети постоянно действующих диагно­стических учреждений, вопросы кадрового обеспечения, ряд ме­тодологических и терминологических проблем.

Из числа методологических проблем следует особо выделить проблему разработки эффективных и надежных методик, позво­ляющих выполнять качественно-количественный анализ резуль­татов психодиагностического изучения ребенка в целях дифферен­циальной диагностики.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с наруше­нием развития ставит своей целью разработку программ коррек­ции на основании результатов диагностики. Такое изучение тре­бует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении.

Следует подчеркнуть, что до настоящего време­ни большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Спе­циалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявле­ние позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эф­фективность коррекционно-пед. процесса определя­ется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциа­ла, на основе которого возможно построение системы индив. психолого-педагогического сопровождения ребенка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушения­ми развития.

 


Читайте:



Что помешало спасти "титаник"

Что помешало спасти

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович «Самсон», эскадренный миноносец. «Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни...

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Валентина Меняйленко Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Темы педсоветов на 2018-2019 учебный год в школах и ДОУ по ФГОС – с августа по июнь для администрации и учителей. В дошкольных образовательных...

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Функциональные стили речи делятся на две группы: содержание и формальный параметр языка. В рассказе или поэме прослеживается художественный язык,...

feed-image RSS