Главная - Коэльо Пауло
Духовная жизнь в 20 е годы таблица. Духовная жизнь в России с начала XX в. по начало XXI в. Большевики и церковь

Слайд 2

Главные задачи культурной революции:

ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры. ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина.

Слайд 3

«Долой неграмотность!»

В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.

Слайд 4

Народное образование.

30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена

Слайд 5

Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции.

С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др За границей оказались: Понижение духовно-интеллектуального уровня

Слайд 6

«Интеллигенция всегда была революционна. Декреты большевиков - это символы интеллигенции. Брошенные лозунги, требующие разработки. Земля Божия... разве это не символ передовой интеллигенции? Правда, большевики не произносят слова "Божья", они больше чертыхаются, но ведь из песни слова не выкинешь. Озлобление интеллигенции против большевиков на поверхности. Оно, кажется, уже проходит. Человек думает иначе, чем высказывается. Наступает примиренность, примиренность музыкальная...»

Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок)

Слайд 7

Остались на Родине

В.И.Вернадский К.Э.Циолковский Н.Е.Жуковский И.П.Павлов Н.И.Вавилов В.М.Бехтерев К.А.Тимирязев Н.Д.Зелинский

Слайд 8

М. Волошин А. Ахматова Н. Гумилев В. Маяковский М. Булгаков В. Мейерхольд и др.

Слайд 9

«Сменовеховство»

идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году. Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.

Слайд 10

«Сменовеховство» (результаты)

А.Н.Толстой С.С.Прокофьев М.Горький М.Цветаева А.И.Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков:

Слайд 11

Классовой подход к культуре

Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества. 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры). 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов. 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).

Слайд 12

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б)"О политике партии в области художественной литературы"18 июня 1925 г.

Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе

Слайд 13

Большевики и церковь.

11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.

Слайд 14

Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.

Слайд 15

На Церковь обрушивались все новые и новые запреты

Повсеместное закрытие храмов; Конфискация имущества церкви для революционных нужд; Аресты священнослужителей; Лишение их избирательных прав; Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.

Слайд 16

http://www.pugoviza.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1220371796 http://alkir.narod.ru/rh-book/l-kap9/l-09-03-3.html http://www.uralligaculture.ru/index.php?main=library&id=100007 http://www.xumuk.ru/bse/993.html http://literra.ru/2006/10/ http://mp3slovo.com/list2_13_5.html http://russianway.rhga.ru/catalogue-books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID=23253 http://dugward.ru/library/blok/blok_mojet_li.html Источники: А.А.Данилов, История России XX – начало XXI века М., «Просвещение», 2008г. Интернет- ресурсы:

Посмотреть все слайды

Вопросы:1. Борьба с неграмотностью
2. Власть и интеллигенция
3. Партийный контроль над духовной
жизнью
4. «Сменовеховство»
5. Большевики и церковь
6. Начало «нового искусства»

1. Борьба с неграмотностью
Еще в 1913 году Ленин писал:
“Такой дикой страны, в которой массы
народа настолько были ограблены в смысле
образования, света и знания, - такой страны
в Европе не осталось ни одной, кроме
России”.
В канун Октябрьской революции около
68% взрослого населения не умели читать и
писать. Особенно безотрадным было
положение деревни, где неграмотные
составляли около 80%, а в национальных
районах доля неграмотных достигала 99,5%.

Декрет СНК от 2 августа 1918 г. :
─ преимущественное право поступления в
вузы получили рабочие и крестьянская
беднота.
─ при университетах и институтах были
созданы рабочие факультеты (рабфаки)

30 сентября 1918 г.
ВЦИК утвердил
«Положение о
единой трудовой
школе РСФСР».
Поощрялось
педагогическое
новаторство,
уважение к личности
ребенка, внедрялись
элементы
самоуправления и
принцип бесплатного обучения.

Декрет СНК 26 декабря 1919 г. «О
ликвидации неграмотности среди
населения России». (стр. 163)
1. все граждане в возрасте от 8 до 50 лет
были обязаны научиться читать и писать.
В городах и селах создавались пункты
ликвидации неграмотности – ликбезы.

В середине
1920-х гг. лишь
половина
населения
СССР в
возрасте
старше 9 лет
владели
грамотой.

Сельская школа для взрослых.

2. Власть и интеллигенция

События 1917-1922 гг. разделили
деятелей культуры.
1. Одни занимали критическую позицию по
отношению к большевистской власти и
выехали за границу. Они избрали удел
эмигрантов
2. Другие ушли в глубокую духовную
оппозицию
3. Многие стали продолжателями
революционных традиций русской
культуры

Большевики стремились привлечь к
сотрудничеству ученых, тех, кто
способствовал укреплению обороны и
экономики страны или имел мировое
признание. Им обеспечивались более
сносные условия жизни и работы. Многие
известные ученые искренне работали на
благо Родины, хотя не разделяли
воззрений большевиков.
Это Н.Е.Жуковский, В.И.Вернадский,
Н.Д.Зелинский, А.Н.Бах, К.Э.Циолковский,
И.П.Павлов, И.В.Мичурин.

3. Партийный контроль над духовной жизнью

Начался с 1921 г. или после гражданской
войны.
Август 1921 г. – процесс над
Петроградской боевой организацией.
Некоторые ученые и деятели культуры
были расстреляны.
Август 1922 г. из страны были
выдворены 160 ученых и философов.
В 1922 г. был учрежден Главлит –
цензурный комитет. В 1923 г. –
Главрепертком.

До 1925 г. до укрепления позиций
Сталина культура развивалась в условиях
относительной духовной свободы.
В 1925 г. была принята резолюция ЦК
ВКП(б) «О политике партии в области
художественной литературы». Началось
упразднение художественного
разномыслия. Утверждались
идеологические установки.

4. «Сменовеховство»

В июле 1921 г. в Праге вышел сборник
статей «Смена вех». (объясните название)
Часть русских эмигрантов считали,
что большевикам удалось вогнать анархию
(революции) в государственное русло и
начать восстановление русской державы.
Необходимо прекратить борьбу с
советской властью. Она неизбежно придет
к восстановлению буржуазнодемократических порядков. НЭП
подтверждал правильность их выводов.
Сравнение советской власти с редиской.

Вступая в XX век, Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Начало XXв. называют Серебряным веком русской культуры. Серебряный век - это историческое время с 90-х гг.

XIX века до 1922г..

Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни - недоступность высоких достижений культуры широким массам и оторванность от них.

Духовная жизнь в 20-е гг.

В 1919г. правительство РСФСР приняло декрет « О ликвидации неграмотности среди населения России», согласно которому все граждане в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны научиться читать и писать на родном или русском языке. Однако условия Гражданской войны и разрухи помешали решению поставленной задачи. В середине 1920-хгг. лишь около половины населения СССР в возрасте старше 9 лет владели грамотой.

Деятели художественной культуры Серебряного века, встретили пролетарскую революцию по-разному. Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.К.Глазунов, С.С.Прокофьев, С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин, И.Е.Репин, В.В.Кандинский, М.З.Шагал и др.

Другие выдающиеся деятели культуры не избрали участь эмигрантов. Такие как, А.А.Ахматова, М.А.Волошин, М.М.Пришвин, М.А.Булгаков, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия.

Многим казалось, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидающие силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры.

Октябрьская революция уже впервые годы была воспета в стихах В.В.Маяковского и А.А.Блока, изображена в картинах К.С.Петрова-Водкина и Б.М.Кустодиева, а также в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В.Э.Мейерхольда и с оформлением К.С.Малевича.

С окончанием Гражданской войны большевики начали активно контролировать духовную жизнь в стране. В августе 1921г. некоторые учёные и деятели культуры, некоей Петроградской боевой организации, были расстреляны, в том числе учёный-химик М.М.Тихвинский и поэт Н.С.Гумилёв.

В конце августа 1922г. советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры, которые не разделяли идеологических установок большевизма, но и не были активными борцами с ней.

В 1922г. был учреждён Главлит, который вёл контроль над всей печатной продукцией. Через год к нему присоединился Главрепертком, он контролировал репертуар театров и других зрелищных мероприятий.Их задача заключалась в том, чтобы не просочились неугодные властям материалы в общественную жизнь.

Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Для большевиков опасным конкурентом в духовной жизни страны являлась религия. В апреле - мае 1922г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был арестован и переведён в тюрьму. В 1925г., после смерти патриарха Тихона, власти не допустили выборов нового патриарха, а митрополит Пётр, который принял патриаршие обязанности, был выслан на Соловки.

Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, мастера этого жанра - В.Н.Дени («Банда»), Д.С.Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства) - новая форма агитационного искусства. Острые сатирические плакаты с краткими стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, которые передавались агентством в газеты.

Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.

Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. В.И. Ленин, определяя главных врагов социалистической революции, помимо прочих называл также неграмотность населения России.

В 1918 г. началась перестройка народного образования. 30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил "Положение о единой трудовой школе РСФСР". В основу этого документа были положены самые передовые для того времени идеи как русских, так и зарубежных педагогов. Новая советская школа была бесплатной, в ней внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребенка. Впрочем, иногда педагогические поиски того времени переходили все границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялась урочная система, задания на дом, учебники, отметки.

Декретом СНК от 2 августа 1918 г. "О правилах приема в высшие учебные заведения" преимущество при поступлении в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Для того чтобы поднять их общеобразовательный уровень до минимально необходимого при обучении в высшей школе, при университетах и институтах создавались рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так начала создаваться советская интеллигенция.

Власть и интеллигенция. В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры "серебряного века". Одни из них очень скоро поняли, что в новых условиях русские культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х годов за границей оказались многие виднейшие мастера культуры (И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. 3. Шагал и многие другие). Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился на о. Капри (Италия). Однако не все избрали участь эмигрантов. Часть выдающихся деятелей культуры, уйдя в глубокую духовную оппозицию к правящему режиму, продолжали творить в традициях русского инакомыслия - А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков.

Большевики, придя к власти, стремилась привлечь к тесному сотрудничеству ученых, особенно тех, кто тем или иным образом способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел безоговорочное мировое признание. Им обеспечивались более сносные, по сравнению с другими слоями населения, условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя это вовсе не означало, что они разделяли политические и идеологические воззрения большевиков. Среди них мы встречаем имена основоположника теории современного самолетостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, крупнейшего специалиста по растениеводству К. А. Тимирязева и др.

Начало партийного контроля над духовной жизнью. После окончания гражданской войны и особенно после событий в Кронштадте большевики стали все более активно брать духовную жизнь страны под свой контроль. В августе 1921 г. газеты опубликовали сенсационный материал о разоблачении так называемой Петроградской боевой организации, которая якобы готовила "кровавый переворот". Активными участниками этой организации была объявлена группа известных российских ученых и деятелей культуры. Хотя следствие велось наспех и не располагало убедительными доказательствами виновности арестованных, некоторые из них были приговорены к смертной казни. Среди расстрелянных значились знаменитый ученый-химик профессор М. М. Тихвинский и крупнейший русский поэт Н. С. Гумилев.

В конце августа 1922 г. советское правительство выдворило из страны 160 крупнейших российских ученых - гордость не только российской, но и мировой науки. В числе высланных были философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, историк А. А. Кизеветтер, социолог П. А. Сорокин и др. Эти люди вовсе не стремились уезжать из России. Не разделяя идеологических установок большевизма, они тем не менее не являлись активными борцами с ним.

В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет - Главлит, обязанный осуществлять контроль за всей печатной продукцией, дабы на ее страницы не просочились не угодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.

Тем не менее вплоть до 1925 г. культура развивалась в условиях относительной духовной свободы. Бурные внутрипартийные споры большевистских вождей мешали им выработать единую линию в области идеологии. С укреплением позиций И. В. Сталина партия "поворачивается лицом к культуре". В 1925 г. была принята резолюция ЦК ВКП(б) "О политике партии в области художественной литературы". Она положила начало идеологизации и партийному диктату в отношении художественного творчества. Выступая перед интеллигенцией, Н. И. Бухарин предложил ей "идти под знамена рабочей диктатуры и марксистской идеологии". Началось упразднение художественного разномыслия.

Большевики и церковь. Большевики поставили перед собой цель воспитать "нового человека", достойного жить в коммунистическом обществе. Одним из направлений коммунистического воспитания было нравственное совершенствование личности, что во все времена являлось прерогативой церкви. Поэтому борьба с религией была обусловлена не только атеистическими воззрениями большевиков, но и их стремлением убрать опасного конкурента из духовной сферы жизни общества.

Первым актом устранения церкви из общественной жизни стал декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместно стали закрываться храмы и монастыри. Их имущество и предметы культа конфисковывались "для революционных нужд". Священнослужителей подвергали арестам и отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами.

Главой Русской Православной Церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. В январе 1918 г. он предал большевиков анафеме. Когда в 1921 г. в Поволжье разразился страшный голод, патриарх Тихон обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им Церковный комитет помощи развернул активную деятельность, подняв на борьбу с голодом всю верующую Россию.

Большевистские лидеры не могли смириться с тем, что церковь перехватила инициативу у государства. В феврале 1922 г. Совнарком издал декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета в некоторых местах вылилось в подлинный грабеж церковного имущества. Это вызвало массовый протест, в течение трех месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводившими реквизиции. Ленин решил использовать эти события для нанесения церкви решающего удара.

В апреле-мае 1922 г. в Москве и в июле - в Петрограде были организованы шумные судебные процессы над церковными деятелями. Несколько священнослужителей - епископов и митрополитов - приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму.

Усилилась антирелигиозная пропаганда, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться массовый журнал "Безбожник". После смерти Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Взявший на себя патриаршие обязанности митрополит Петр в 1926 г. был выслан на Соловки.

Начало "нового" искусства. Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Все громче заявляла о себе литературно-художественная и культурно-просветительская организация, получившая название Пролеткульт. Своей главной задачей пролеткультовцы считали формирование особой, социалистической культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата. Для этого они создавали специальные художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. К 1920 г. организации Пролеткульта насчитывали до 400 тыс. членов. Был создан Театр рабочей молодежи (ТРАМ). В нем начинали свою творческую деятельность будущие светила советского искусства: кинорежиссеры С. М. Эйзенштейн и И. А. Пырьев, актеры М. М. Штраух, Э. П. Гарин и др. Проповедуя идею "чистой" пролетарской культуры, пролеткультовцы призывали выбросить "на свалку истории" все культурные достижения прошлого.

В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая также оценивала литературные произведения, исходя не из их художественных достоинств, а с точки зрения социального происхождения авторов. Поэтому все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось "идеологически вредным".

Появились писатели нового поколения, участники революции и гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали сложнейшие жизненные проблемы, психологические конфликты. Произведения И. Э. Бабеля ("Конармия"), А. С. Серафимовича ("Железный поток"), К. А. Тренева ("Любовь Яровая"), М. А. Шолохова ("Донские рассказы"), Д. А. Фурманова ("Чапаев") были талантливы, отражали настроения народа. Литература с их помощью спускалась с заоблачных вершин "чистого" искусства, становилась более доступной для понимания широких масс.

Значительные изменения произошли в изобразительном искусстве. Коммунистам, захватившим власть, нужны были новые формы, воздействующие на чувства, агитирующие за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, появились талантливые мастера этого жанра - В. Н. Дени, Д. С. Моор. В это же время в изобразительном искусстве возникли самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала Ассоциация художников революционной России (АХРР). В своей декларации "ахрровцы" объявили, что гражданским долгом каждого мастера является "художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве". Эта идея нашла свое воплощение в работах И. И. Бродского, А. М. Герасимова, М. Б. Грекова.

Масса замыслов была у архитекторов. Они создавали гигантские планы строительства невиданных ранее "городов будущего", в стиле которых преобладали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал своеобразное произведение "Башня III Интернационала", заложившее основы современного индустриального дизайна.

Продолжал развиваться кинематограф. В 20-х гг. в историю мирового кино вошли фильмы С. М. Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин", "Октябрь", положившие начало освоению революционной темы в этом виде искусства.

Октябрьская революция (полное официальное название в СССР - Великая Октябрьская социалистическая революция) - одно из крупнейших политических событий в истории человечества, повлиявшее на всю историю XX века, этап русской революции, произошедший в России в октябре 1917 года. В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики - Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. В ноябре новое правительство было поддержано также большинством Чрезвычайного Съезда крестьянских депутатов.

Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25-26 октября (7 - 8 ноября по новому стилю), главными организаторами которого были В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и др. Непосредственное руководство восстанием осуществлял Военно-революционный комитет Петроградского Совета, в который входили также левые эсеры.

Существует широкий спектр оценок Октябрьской революции: для одних это национальная катастрофа, приведшая к Гражданской войне, отставанию от прочих современных государств и установлению в России тоталитарной системы правления (либо, наоборот, к гибели Великой России как империи); для других - величайшее прогрессивное событие в истории человечества, оказавшее огромное влияние на весь мир, а России позволившее выбрать некапиталистический путь развития, ликвидировать феодальные пережитки и непосредственно в 1917 году скорее спасшее её от катастрофы. Между этими крайними точками зрения есть и широкий спектр промежуточных. С этим событием также связано много исторических мифов.

В контексте общегосударственной ситуации октябрьских дней захват власти в России большевиками не был неизбежен, неизбежным его сделали конкретные ошибки Правительства, которое имелo все возможности его предотвратить, однако не сделало этого, пребывая в уверенности, что это выступление большевиков гарантированно ожидает та же участь, что и в июльские дни.

Причины Октябрьской революции

01 августа 1914 года в России началась Первая мировая война, продлившаяся до 11 ноября 1918 года, причиной которой стала борьба за сферы влияния в условиях, когда единый европейский рыночный и правовой механизм не был создан.
Россия в этой войне была обороняющейся стороной. И хотя патриотизм и героизм солдат и офицеров был велик, не было ни единой воли, ни серьезных планов ведения войны, ни достаточного снабжения боеприпасами, обмундированием и продовольствием. Это внушало неуверенность армии. Она теряла своих солдат и терпела поражения. Военный министр был отдан под суд, смещен со своего поста Верховный главнокомандующий. Главковерхом стал сам Николай II. Но ситуация не улучшилась. Несмотря на непрерывный экономический рост (росли добыча угля и нефти, производство снарядов, орудий и других видов вооружений, были накоплены огромные запасы на случай длительного ведения войны) ситуация складывалась так, что в военные годы Россия оказалась как без авторитетного правительства, без авторитетного премьер-министра, так и без авторитетной Ставки. Офицерский корпус пополнялся образованными людьми, т.е. интеллигенцией, которая была подвержена оппозиционным настроениям, а каждодневное участие в войне, на которой не хватало самого необходимого, давало пищу сомнениям.
В городах появились очереди, стояние в которых было психологическим надломом для сотен тысяч рабочих и работниц.
Преобладание выпуска военной продукции над гражданской и рост цен на продовольствие приводили к неуклонному росту цен на все потребительские товары. При этом заработная плата не поспевала за ростом цен. Недовольство нарастало как в тылу, так и на фронте. И обращалось оно прежде всего против монарха и его правительства.
Если учесть, что с ноября 1916 года по ма

 


Читайте:



В России создается база данных, где можно проверить любой документ об образовании

В России создается база данных, где можно проверить любой документ об образовании

Сегодня практически каждый мечтает о финансовом благополучии и жизни в достатке. Однако без высокооплачиваемой и стабильной работы такой цели...

Получение гидроксида кальция в промышленном масштабе возможно путём смешивания оксида кальция с водой, этот процесс называется гашение

Получение гидроксида кальция в промышленном масштабе возможно путём смешивания оксида кальция с водой, этот процесс называется гашение

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут). Из курса химии вам известны...

Как проверяют гиа по русскому языку

Как проверяют гиа по русскому языку

Критерии оценивания ОГЭ для любого ученика 9 класса — как меч для Ландскнехта – вещь, о которой нужно знать всё и уметь её применять. Уверены, что...

Как сделать объемные буквы своими руками

Как сделать объемные буквы своими руками

За последние полгода интернет просто наводнила «буква» «й». Я встречал ее на новостных сайтах, в мессенджерах, на хабрахабре и geektimes. «О чем...

feed-image RSS