Главная - Витале Джо
Классно урочная система обучения была сформирована. Организационные формы обучения. Классно-урочная система и ее характеристика
  • 7. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (п. Абеляр, ф. Аквинский).
  • 8. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
  • 9. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
  • 10. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
  • 11. Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (ф. Скорина)
  • 14. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
  • 15. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
  • 16. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци и Гербарта.
  • 17. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега и Оуэна.
  • 18. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
  • 19. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 20. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 21. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 22. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 23. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 24. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
  • 26. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
  • 27. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
  • 28. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
  • 29. Детская одаренность.
  • 30. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
  • 31. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
  • 32. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
  • 33. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
  • 34. Функции обучения.
  • 35. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
  • 36. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
  • 38. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
  • 39. Виды образования и их взаимосвязь.
  • 40. Концепция физкультурного образования.
  • 41. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
  • 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
  • 42. Система принципов обучения и их характеристика.
  • 43. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
  • 44. Сущность и содержание методов обучения.
  • 45. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
  • 46. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
  • 47. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
  • 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
  • 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
  • 49. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
  • 50. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
  • 51. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
  • 52. Групповые формы обучения.
  • 53. Классно-урочная система и ее характеристика.
  • 54. Педагогические требования к уроку.
  • 55. Типология и структура уроков.
  • 56. Особенности урока физической культуры.
  • 57. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
  • 58.Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
  • 59. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
  • 60. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
  • 61. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
  • 62. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
  • 64. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
  • 63. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
  • 65. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
  • 66. Система общих методов воспитания, их классификация.
  • 67. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
  • 68. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
  • 69. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
  • 75. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
  • 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
  • 77. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
  • 78. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
  • 79. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
  • 80. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.
  • 53. Классно-урочная система и ее характеристика.

    Классно-урочная система обучения – организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), – классы, а ведущей формой обучения является урок. Особенности и признаки классно-урочной системы обучения:

      основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок;

      урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя;

      ведущая роль учителя состоит не только в организации процесса передачи и усвоения учебного материала, но и в оценке результатов учебы учащихся и уровня обученности каждого ученика, а также в принятии решения о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине в конце года;

      класс - это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не изменяется) ;

      класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий;

      для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня;

      учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;

      учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине;

      обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов.

    Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент как во временном, так и организационном отношении в системе учебно-воспитательного процесса. Представляет собой универсальную систему взаимодействия учителя и учащихся, работающую на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство. Урок – это дидактическая конструкция, в которой в единстве и взаимосвязи представлены цель и результат, организационная форма и содержание, субъект и объект общения, личностные и профессиональные качества учителя, его мастерство и творчество, процесс и методическое обеспечение, предназначенные для реализации целей и задач обучения, развития и воспитания.

    В педагогической науке существуют различные мнения о преимуществах и недочетах классно-урочной системы, например выделяют такие преимущества и недочеты:

    54. Педагогические требования к уроку.

    При конструировании урока необходимо соблюдать условия и правила его организации, а также требования к нему. Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические. В группе социально-педагогических можно отметить соблюдение следующих важных условий:

    1) наличие квалифицированного, творчески работающего учителя;

    2) наличие коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией и мотивацией к учению;

    3) наличие необходимых средств обучения;

    4) доверительные отношения между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении.

    В группе психолого-дидактических можно указать следующие условия:

    1) соответствие уровня обученности учащихся программным требованиям;

    2) наличие обязательного уровня сформированности мотивов учения и труда;

    3) соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса;

    4) применение активных форм и методов обучения.

    Вся совокупность требовании к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения: воспитывающего и развивающего обучения; научности; связи теории с практикой, обучения с жизнью; наглядности; доступности; систематичности и последовательности; самостоятельности и активности учащихся в обучении; сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков; целенаправленности и мотивации обучения; индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

    Кроме основных правил, вытекающих из дидактических принципов, обучающий при подготовке урока руководствуется и методическими правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. При этом следует:

      определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;

      уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;

      определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;

      выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами;

      определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;

      стремиться поставленные дидактические задачи решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.

    Когда говорят о требованиях к уроку, как обычно, сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности отмеченных выше правил. Тем не менее, отметим, что наиболее значимыми требованиями к уроку являются его целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.

    "

    Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном по рядке и режиме. В истории образования известны такие формы организации обучения: индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, лекционно-семинарское, классно-урочная система, Белл-ланкастерская система взаимного обучения, маннгеймская система, «Дальтон-план», бригадно-лабораторная система, метод проектов. Из всех этих форм самыми пригодными для массового обучения оказались возникшая в XII-XIII вв. в средневековых западных университетах лекционно-семинарская система и появившаяся в XVI-XVII вв. классно-урочная система, теоретически обоснованная и четко структурированная Я.А. Коменским. Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII веке и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И.Штурм, разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я. А Коменский.

    Классно-урочную форму организации обучения отличают особенности:

    Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

    каждый урок посвящается только одному предмету

    (монизм);

    постоянное чередование уроков (расписание);

    руководящая роль учителя (педагогическое управление);

    применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

    Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых - опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися. Ключевым компонентом классно-урочной системы обучения является урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.



    Билет

    Виды образовательных учреждений и вариативность образовательных программ.

    К образовательным относятся учреждения следующих типов:

    · дошкольные;

    · общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

    · учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

    · учреждения дополнительного образования для детей и взрослых;

    · специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

    · учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

    · другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

    Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений такие положения выполняют функции примерных. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

    Детские общественные объединения как институт воспитания.

    Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские объединения. Предшествующий опыт доказывает: у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских объединений -- помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы. Дети объединяются с учетом своих интересов как в школе, так и вне ее. Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях детского объединения, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них и составляет особое образование. Социальные отношения динамичны. Это особенно проявляется в период интенсивного общения детей во временных объединениях. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех из них, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.

    Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой -- как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений. Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе. Детское объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами. Детское объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка. Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

    Суть этой формы заключается в том, что занятия учитель ведет уже не с одним учеником, а с целой группой разновозрастных детей, уровень подготовки которых был различный. В силу этого учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно. Он поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, объяснял каждому в отдельности новый материал, давал индивидуальные задания. Остальные ученики в это время занимались своим делом. Это позволяло ученикам приходить в школу в разное время - в начале, середине и даже в конце учебного года и в любое время дня.

    Как индивидуальная, так и индивидуально-групповая форма организации обучения уже в конце XVI - начале XVII века не удовлетворяла потребности общества как в количественном, так и в качественном плане подготовки подрастающих поколений к участию в решении социально-значимых задач. Подавляющая масса детей оставалась неохваченной обучением, а те, которые были им охвачены, приобретали лишь простейшие навыки чтения, письма, счета.

    Классно-урочная система обучения

    На рубеже XV и XVI столетий в Европе наблюдается всплеск новых потребностей в образовании. Они вызваны развитием различных отраслей, ремесел и торговли, повышением роли духовной жизни - возрождением в литературе, искусстве, архитектуре, науке. Все это повлекло за собой возникновение массового обучения детей. Возникла концепция коллективного обучения, которая впервые была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVI век) и стала зародышем классно-урочной системы обучения. Теоретически эта система была обоснована и широко популяризировалась в XVII веке Яном Амосом Коменским. В настоящее время эта форма организации обучения, претерпевшая значительную модификацию и модернизацию, является преобладающей в школах мира, несмотря на то, что классу и уроку как дидактическим понятиям уже более 350 лет.

    В чем суть классно-урочной системы как специфической формы организации учебной работы? Ответ на этот вопрос содержится в тех особенностях, которые присущи этой системе. Важнейшими из них являются:

      учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

      класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

      основной единицей занятий является урок, структура которого остается неизменной: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка;

      урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом;

      работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

    Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками, это тоже признаки классно-урочной системы.

    Классно-урочная система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученых-педагогов всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных трудах по дидактике и методикам преподавания отдельных учебных предметов, а также в трудах по педагогической психологии. Авторы этих трудов едины в том, что классно-урочная система обучения по сравнению с индивидуальным обучением имеет ряд преимуществ.

    Ее достоинства : четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; простое управление им; возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию.

    Отмечая эти достоинства, нельзя не видеть в этой системе и ряд существенных недостатков, а именно: классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; создает для учителя трудности в учете индивидуальных особенностей учеников в организационно-индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др.

    Работа в навязанном темпе, отмечала Е. Паркхерст в своих критических высказываниях в адрес классно-урочной системы, это неволя, это лишение ученика свободы работать в соответствии со своими способностями. Классно-урочная система, как справедливо отмечает Ч. Куписевич, навязывает учащимся искусственную организацию работы, принуждает к частой смене предметов в течение коротких отрезков времени, в результате чего учащиеся не могут довести начатые дела до конца, продумать их, углубить свои знания. Звонок, этот типичный атрибут классно-урочной системы, не только определяет время работы и отдыха детей, но и в конце года отмеряет время, за которое они должны суметь дать отчет о своих успехах за целый год учебы. В итоге одни учащиеся переводятся в следующий класс, а другие - пусть слабые только по какому-либо одному предмету - остаются на второй год, хотя при лучшей организации работы они могли бы с успехом устранить имеющиеся пробелы. В немалой степени второгодничество обязано также жесткости расписания еженедельных занятий в школе, навязывающего всем детям одинаковый темп работы независимо от их возможностей.

    Несомненно, критические высказывания в адрес классно-урочной системы, особенно усилившиеся с конца прошлого века, в своей основе справедливы и послужили основанием для многочисленных поисков теоретиков педагогики и учителей-практиков, с одной стороны, новых систем обучения, с другой - путей совершенствования, модификации и модернизации классно-урочной системы организации обучения в соответствии с новыми требованиями развивающегося общества и достижениями психолого-педагогической науки.

    Форма обучения – это способ и характер взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся между собой. Исторически формы организации обучения формировались в недрах первых форм организации зарождающегося человеческого сообщества и его институтов воспитания. Самыми первыми формами организации обучения, исторически сложившимися, были коллективные и индивидуальные, просуществовавшие в разных вариантах до XVI в. Эти формы предполагали работу учителя либо с отдельным учеником индивидуально – на дому у ученика или на дому у учителя, либо с некоторым коллективом разновозрастных детей в различных условиях локации. Однако эти формы оказались неэкономичны и непригодны для системы массового образования, которые под воздействием становящегося машинного производства в XVII в. складывалась в качестве основы национальных систем образования в разных странах Европы. В новой Европе в условиях формирования национальных государств стремительно нарастала потребность в массовом образовании, что привело к появлению новой формы обучения – классно-урочной системе. Эта система просуществовала до нашего времени и остается основной формой организации процесса обучения в различного рода образовательных учреждениях.

    Главные особенности ее и три важнейших теоретических элемента были сформулированы и обоснованы в XVII в. отцом дидактики Я. А. Коменским.

    • 1. Все ученики, наполняющие данный класс, должны быть примерно одинаковы по возрасту и уровню подготовленности.
    • 2. Основной формой организации является урок как законченная единица времени (40–45 мин).
    • 3. Все содержание образования делится на отдельные предметы, а весь период обучения – на учебные годы, четверти и дни, включая каникулы, сами же занятия ведутся по единому плану и расписанию.

    Появление единой классно-урочной системы совершило революцию в организации системы образования, сравнимую по своему значению с изобретением колеса в технике, поскольку раскрыла возможности организации экономного обучения на основе принципов всеобщности.

    До сего времени не стихают споры о достоинствах и недостатках классно-урочной системы среди и теоретиков, и практиков образования. Достоинства и недостатки классно-урочной системы представлены в табл. 3.5.

    Таблица 3.5

    Достоинства и недостатки классно-урочной системы

    Именно указанные недостатки классно-урочной системы на протяжении уже нескольких столетий являются предметом критики и составляют почву для поиска новых форм обучения, которые начались уже в XVIII в. на основе развития достоинства данной системы. Одними из первых серьезных успехов достигли священник Белл и педагог Ланкастер, которые на основе введения новой организационной формы обучения – групповой – существенно увеличили достоинства классно-урочной системы за счет разрешения недостатков. Таким разрешением недостатков стало введение групповой формы поэтапного обучения группой старших школьников младших. Такая система давала возможность учителю обучать до 100 учеников единовременно, чем решала проблему массовости обучения на самом первом уровне элементарного обучения, но теряла в качестве на уровнях дальнейшего обучения. Сегодня ее отголоски проявляют себя в формировании новых форм дошкольного образования и школьного образования на основе организации разновозрастных групп.

    Следующим этапом модернизации классно-урочной системы явилось создание мангеймской системы, время рождения которой – конец XIX – начало XX в. Ее отличительной особенностью стала дифференциация класса по составу учащихся с учетом уровня индивидуальных способностей и успешности учебной деятельности учеников. Появились основные классы для детей, имеющих средние способности, и другие классы для малоспособных, а над всеми этими классами располагались классы для наиболее способных, которые в будущем без всяких оговорок могут продолжать обучение на следующей ступени. Несмотря на справедливую критику, связанную с изолированностью учащихся каждой группы и искусственной задержкой развития тех детей, которые нс попадали в элитную группу, сам принцип коллективной дифференциации до сей поры является одной из форм организации обучения в современной системе образования. Эта организационная форма присутствует как в виде создания классов и школ для особо одаренных, классов и школ с углубленным изучением отдельных предметных дисциплин или научных направлений, классов и школ общего среднего образования, а также создания коррекционных классов и школ и системы специального образования.

    В начале XX в. появилась новая форма организации учебной деятельности, автором которой стала ученица американского педагога и психолога Д. Дьюи Елена Парк- хест, разработавшая и реализовавшая в школе города Дальтон новую форму обучения – индивидуально-групповую (Дальтон-план). Наиболее значимыми элементами обучения в этой форме обучения оказались индивидуализированные лабораторные занятия, система которых позволяла приспособить теми обучения всех к реальным способностям учеников, приучала их к самостоятельности, развивала инициативу и вовлекала в поиски рациональных методов обучения. Всевозможные трансформации индивидуально-групповой формы обучения вскоре стали основой модернизации организационных форм обучения в разных странах:

    • – метод учебных единиц (за основу в качестве учебной единицы берется тема, а не время как форма организации и не урок как форма работы);
    • – бригадный метод (задания выполняются бригадой учеников совместно не только во время урока);
    • – метод проектов (в основе работы лежит выполнение практического задания как законченного индивидуального или совместного проекта);
    • – метод работы в динамических учебных парах (разные типы заданий выполняются изменяющимися по составу парами учащихся после их инструктажа педагогом в форме взаимного обучения учащихся).

    Все эти формы по своей сути оставались вариациями классно-урочной системы, развивающими ее достоинства за счет разрешения тех или иных выявленных недостатков.

    Научно-практическая конференция посвященная 360-летию классно-урочной системе, основанной

    На тему: «Преимущества и недостатки классно-урочной системы »

    Учитель МОУ «СОШ №4» г. Кашира:

    1.Общая характеристика классно-урочной системы

    Классно-урочная система при всех ее недостатках имеет существенные преимущества перед другими системами организации педагогического процесса. Разумное использование в ее рамках элементов других образовательно-воспитательных систем делает классно-урочную систему незаменимой для общеобразовательной школы. Классно-урочная система при массовости охвата воспитанников позволяет обеспечивать организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы, она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением и воспитанием. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и, в свою очередь, учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика.

    Классно-урочная система, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и вне учебной работы. Внеучебная работа в структуре педагогического процесса, организуемого школой, занимает особое место. Она во многом способствует совершенствованию собственно учебного процесса, хотя и не всегда проводится в стенах школы. Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями , как правило, на их базе.


    Внеклассная и внешкольная работа имеют большое образовательно-воспитательное значение. Они способствуют развитию познавательных интересов, удовлетворению и развитию духовных потребностей школьников, открывают дополнительные возможности для формирования таких ценных социально значимых качеств, как общественная активность, самостоятельность, инициативность и др. Главное же их назначение - выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей и подростков в разных отраслях науки и культуры.

    Неоспоримым преимуществом классно-урочной системы является возможность в ее рамках органического сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы.

    Массовые формы используются главным образом при организации внеучебной работы. Они предполагают участие большинства учащихся или их представителей. Это утренники, школьные вечера, праздники, конкурсы, олимпиады, КВН, конференции, субботники и т. п. Критериями эффективности массовых форм организации педагогического процесса являются количественный охват школьников, четкость и организованность в процессе проведения, активность учащихся и, главное, достижение воспитательно-образовательных целей.

    Групповые формы целесообразно подразделять на учебные и внеучебные. К учебным относятся урок, школьная лекция, семинар, экскурсия, лабораторно-практическое занятие, которые ниже будут рассмотрены подробно. Групповая внеучебная работа проводится с учащимися одного или разных возрастов, объединенными общностью интересов. Обычно это кружки, клубы, спортивные секции, организуемые с целью углубления познавательных интересов и расширения кругозора (предметные кружки, клуб любознательных "Почемучка" и т. п.); совершенствования трудовых умений и навыков и развития технического творчества ("Умелые руки", конструкторский, авиамодельный кружки и т. п.); развития художественных способностей (танцевальный, хоровой кружки, вокальная группа, литературный клуб и т. п.); совершенствования спортивного мастерства и укрепления здоровья (спортивные секции, сборные школы по какому-либо виду спорта и т. п.); активизации общественной деятельности (клуб интернациональной дружбы, клубы "Юный историк", "Прометей" и т. п.). Кружки, клубы, секции объединяют обычно не более 15 - 20 человек, работают по программе, составленной на год или полгода. Показателями эффективности групповых форм организации внеучебной работы являются стабильный состав кружка, секции; заметные коллективные достижения, признаваемые окружающими.

    Основной формой индивидуальной учебной работы являются консультации в сочетании с дополнительными занятиями. В последние годы широкое распространение получает индивидуальная работа с учащимися в форме репетиторства по всем или некоторым учебным предметам. Индивидуальная внеурочная организуется с целью развития способностей, склонностей и дарований отдельных учащихся. Это могут быть занятия художественным чтением, сольное исполнение песен, обучение игре на музыкальном инструменте и т. п. Критерием эффективности индивидуальных форм организации обучения и воспитания являются поступательные позитивные изменения в знаниях, умениях, поведении, отношениях воспитанника, т. е. в личности в целом.

    Дополнительное образование (внешкольная образовательно-воспитательная работа), организуемое также через массовые, групповые и индивидуальные формы, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей с учетом их возраста и интересов. Она осуществляется через дома детского творчества, детские технические, натуралистические, краеведческие станции, музыкальные, спортивные, художественные школы, библиотеки, кружки, клубы, секции при домоуправлениях и т. п.

    Все многообразие форм организации педагогического процесса можно подразделить на основную, дополнительные и вспомогательные.

    Гений Коменского состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в ее детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов. Основываясь на многолетнем опыте, педагог выделяет такие 6-летние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводит особую ступень образования, включенную в общую систему единого образования. В этом смысле Коменский как истинный протестант был противником сословного или же "тупикового" образования. "Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т. е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должны быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области - академия".


    Целесообразность данной системы заключается не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей. Прежде всего, каждая из них имеет определенное содержание обучения. Далее ввиду разной потребности общества в том или ином виде образования, Коменский сразу ставит оплату образование в зависимость от его "глубины и высоты". Материнская школа оплачивается семьей, школа родного языка - местной общиной, гимназия - центральным органом местности (например, муниципалитетом), и, наконец, академия () - . Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени является заботой всех и каждого.

    Для каждой ступени Коменский разработал и содержание обучения. В материнской школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых развиваются в ребенке - это естествознание, география. Эти знания не должны носить характер зубрежки, они вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учиться самостоятельно ухаживать за собой. "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям".

    Школа родного языка, по Коменскому, предназначена для детей без различия пола, сословий, и национальности. Отметим, что это один из первых опытов единой школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку. Гимназия, как дающая более продвинутое образование изучает уже и иностранные и древние языки (латинский, греческий). Изучаются так называемые "свободные искусства" (философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история.

    Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, и риторический.

    Коменский понимал, что одним из важнейших условий правильной организации школьного обучения является наличие хороших учебников, притом в достаточном количестве. Коменский определил и круг требований к учебникам: "Они должны излагать полно, основательно и точно, представляя важнейшую картину вселенной. И чего я особенно желаю и на чем настаиваю - эти книги должны излагать все простым, доступным языком, всячески освещая учащимся путь".

    Обобщая информацию передовых ученых, которая существовала в то время, Коменский положил ее в основу своей выдающейся дидактической теории.

    2. Достоинства классно-урочной системы

    Величайшей заслугой Коменского является открытие им и разработка вопроса о классно-урочной системе занятий. Коменский впервые указал признаки классно-урочной системы:

      Определенные ежегодные начала учебного курса. Деление на классы. Распределение времени.

    Он также осветил вопрос о методике урока. Урок должен проводиться главным образом, посредством систематического изложения учителем. Живое слово учителя имеет большое значение для усвоения материала. Но очень важным методом является также использование книги на уроке, хотя они немые учителя. Особенно большое значение имеет на уроке беседа как метод работы. Но беседа должна проводиться умело, так, чтобы учитель "подстрекал" учащихся, ставя перед ними вопросы, возбуждая активность всех учащихся, всех в работу. Во время беседы воспитывается внимание учащихся, они приучаются к слушанию и повторению сказанного учителем.

    Это все потом поможет ученикам самостоятельно усваивать материал, а не "корпеть" над ним дома. Урок строится с учетом степени восприимчивости ученика. Учитель должен помнить, что он только слуга природы, а не господин ее. Учитывая характер восприимчивости у ученика, учитель прежде всего дает ученику представление о предмете. Большое значение имеет тон, стиль, отношение к ученикам, внешний вид класса. Все должно способствовать легкому, приятному усвоению материала, возбуждая внимание и мышление учащихся. На уроке должны быть использованы все органы чувств по возможности: зрение, слух, руки. Коменский ратует за рисование, за использование наглядности во всех ее видах и формах, указывая детали техники обращения с наглядными пособиями. Большое значение имеет не только звено восприятия и понимания материала. Коменский разрабатывает вопрос о другом звене урока, о запоминании. Нужно заучивать только то, что хорошо понятно, не нужно утомлять память.

    Коменский описал процесс обучения, сформулировал правила, по которым нужно строить занятия в школах, теоретически обосновал их именно (XVII в.). С тех пор и стали нам известны признаки классно-урочной системы. Это: занятия с постоянным составом учащихся; одновременное для всех начало занятий; определенное время их продолжения с перерывами на каникулы; учебный день, начинающийся с утра; изучение материала по правилам: от легкого к трудному, от близкого к далекому. Предлагая свою систему образования, писал, что обучение должно происходить легко и мягко, как бы само собою — без побоев и суровости, без принуждения, без больших усилий.

    Идеи Коменского упали на благодатную почву. Начиналось бурное развитие промышленности, для работы на фабриках и заводах требовались грамотные люди. Их должно было быть много. Для решения таких задач классно-урочная система подходила идеально. приглашали для организации школьного дела в Англию, Швецию, Венгрию. В России для распространения классно-урочной системы много сделал. Но не стоит думать, что классно-урочная система сразу триумфально вошла во все школы. Были и сбои. Когда пригласили в Венгрию, он встретил там сопротивление и учеников и учителей, и полностью реализовать задуманное ему не удалось.

    Прежде всего отметим, что классно-урочная система экономична: в классе 25–30 учеников, а учитель нужен всего один. Деятельность учителя легко нормативно регулировать и контролировать: у него должно быть поурочное планирование, конспект или план урока; темы уроков записываются в классный журнал; ученикам выставляются отметки; урок имеет определенные этапы, на каждый отводится определенное время.

    Самому учителю удобно упорядочивать работу учащихся на уроке: он находится перед классом, его видят и слышат все ученики; по его команде встают, садятся, отвечают, выходят к доске. Изложить ученикам определенный объем учебного материала, проверить его усвоение, отработать умения и навыки — все эти задачи в той или иной мере тоже решаются.

    Удобнее всего учителю со «средними» учениками: они успевают работать в предложенном темпе; «звезд с неба не хватают», оригинальностью мышления не отличаются, зато добросовестны и трудолюбивы. Но как только среди них встречается нестандартная личность, начинаются трудности. И тут мы плавно переходим к недостаткам классно-урочной системы.

    3. Недостатки классно-урочной системы

    За годы своей я провела и посетила более тысячи уроков. И вот что приходилось наблюдать. Урок ведет замечательный учитель литературы, и просто удовольствие слышать, как ученики анализируют тексты, выявляют скрытые смыслы, поднимаются до высот литературоведческих суждений. Но вдруг … встречаемся с откровенно скучающим взглядом ученика; он постоянно смотрит на часы — с нетерпением ждет окончания урока. Уникальный случай? Нет, каждый учитель назовет не одного такого ученика. Может быть, эти дети неспособны к умственному усилию, ленивые? Но вы бы видели, как горели глаза того самого скучавшего мальчишки, когда на перемене он показывал одноклассникам собранную из деталей «Лего» искусственную руку — ее пальцы сжимались, захватывали конфету и угощали девочек.

    А упорядоченность урока часто превращается в рутину. Как много в школе откровенно скучных уроков! Напишет учитель номера примеров и задач из учебника и усядется за стол; лишь изредка пройдет по классу, чтобы проконтролировать исполнение. А как происходит общение? Сидят ученики друг за другом, перед глазами — спины одноклассников. Общаться можно только с учителем, но это общение особое. Совсем не то, когда два человека свободно обмениваются информацией, выражают свое отношение к чему-то, вместе ищут ответ на вопрос. Вопрос учителя предполагает конкретный ответ, и ученик старается дать именно этот ответ. Налицо командно-административное управление познанием.

    Условия жизни стремительно меняются. Многое из того, что будет изучаться на уроке, нынешние дети сами узнают раньше. Из интернета, например. В школе для них главным становится научиться ориентироваться в потоках информации, обрушивающейся со всех сторон. Но классно-урочная система дает и здесь сбой. Сегодня эту ее функцию уже перехватывает дистанционное обучение. Человек теперь может не только учиться, но и получать аттестат о , не выходя из дома.

    Школа должна перестраиваться. Пока этот процесс идет очень медленно. Инертность хороша, когда она тормозит непродуманные реформы образования, а консервативность — когда сохраняет традиции, связь поколений. Но сейчас иной случай: между потребностями в образовании и реальным школьным образованием все нарастают и нарастают противоречия. Что же это за новая система? Очевидно, больше ориентированная на деятельность. Дающая знания о том, как надо делать, и опыт «делания». С приоритетом индивидуальной деятельности ученика, работы в группе над проектом, взаимодействия со специалистами по решаемым проблемам. С новыми функциями учителя: он не столько ведет за собой ученика, сколько помогает ему идти самостоятельно. Обучение в классе уступит место обучению в информационно-образовательной среде, где присутствуют два равноправных партнера: учитель и ученик. Конечно, в силу жизненного опыта и профессиональной подготовки лидерство будет принадлежать учителю. Как и функция организации процесса обучения — в силу статуса учителя как госслужащего.

    Останутся ли в такой системе обучения уроки? Скорее всего, да. Но они займут свой строго определенный объем времени и будут выполнять свои, ограниченные функции. Ведь для того чтобы самостоятельно учить себя, ребенку нужны определенные систематизированные знания и умения — основы, контуры картины мира. Человек должен понимать, что есть естественные науки, которые изучают объекты живой и неживой природы; есть математика, имеющая дело с такими , как числа и отношения между ними, есть науки об обществе. А есть искусство, художественные произведения, в которых творец выражает себя, свое представление о мире и отношение к нему. Это тем более необходимо, что индивидуальная картина мира у современного человека представляет собой хаотичное нагромождение, переплетение разнообразных сведений, полученных из самых различных источников, по образному выражению А. Моля — «войлок». И задачей учителя становится систематизация, упорядочение этих сведений в головах учащихся.

    Информационно-образовательная среда позволит ученику взаимодействовать со специалистами в различных областях знаний, на расстоянии участвовать в обсуждении проблем и не ходить в школу ежедневно — с педагогом он сможет общаться с помощью компьютера. Это совсем другая система обучения. Но когда это будет? Ответить очень сложно. Классно-урочная система — самая экономичная из всех. А какие нужны средства, чтобы перейти на обучение детей в информационно-образовательной среде? Колоссальные. Так что когда-нибудь классно-урочная система, конечно, будет заменена другой системой обучения, но только в весьма отдаленном времени.

    В настоящее время классно-урочную систему совершенствуют, дополняя уроки учеников, используя дискуссии, групповую работу, практикумы. Выполнение учителем функций консультанта в рамках учащихся — из того же разряда новшеств. Элементы лекционно-семинарской системы в старших классах, самостоятельная работа школьников с различными источниками информации, в том числе электронными; обучение и обучение по индивидуальным учебным планам в группах переменного состава. Все это — направления модернизации классно-урочной системы.

    Можно сказать, что классно-урочная система сейчас не совсем та, что во времена. Дальнейшее ее развитие приведет к новым изменениям, трансформации и интеграции с другими системами. Но вряд ли можно ожидать полного и безоговорочного отказа от тех дидактических принципов, что были сформулированы еще в «Великой дидактике» Яном Амосом Коменским.


     


    Читайте:



    Умножение на однозначное число столбиком

    Умножение на однозначное число столбиком

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

    Методическая разработка семинара для педагогов дополнительного образования на тему «Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях

    Методическая разработка семинара для педагогов дополнительного образования на тему «Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях

    Районный семинар«Разработка программы дополнительного образования детей»Программа – нормативный официальный документ, фиксирующий процесс...

    Ноев ковчег. Ковчег спасения. Значение «ноев ковчег Что означает фразеологизм ноев ковчег

    Ноев ковчег. Ковчег спасения. Значение «ноев ковчег Что означает фразеологизм ноев ковчег

    Но́ев ковче́г — 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена...

    Презентация по физике на тему "звуковые волны"

    Презентация по физике на тему

    ученицы 9 класса МКОУ "Бабежская СОШ" Ступникова Ксения, Герасимова Яна, руководитель: Тетенькина Екатерина ВладимировнаДанная презентация...

    feed-image RSS