Разделы сайта
Выбор редакции:
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
- Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи
- Лабораторная работа по информатике "работа с каталогами информационных образовательных ресурсов" Министерство образования РФ
- Сочинение My working day на английском с переводом
- Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания
- Импульс силы можно рассчитать по формуле
Реклама
Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад № 13 «Дельфинчик» Индивидуальный план самообразования на 2018-2019 уч.год по теме: Подготовила воспитатель Панова Ольга Леонидовна Г.о.г. Бор Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев Пояснительная записка Тема «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» по самообразованию выбрана мною не случайно. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Так же в 2017 – 2018 учебном году мы провели проект по теме насекомые «Пёстрая страна» и отметили для себя, что детей очень заинтересовала тема исследования живой природы. Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих опытов. Из всего вышеперечисленного могу сказать, что в течении учебного года и общеобразовательного процесса к сожалению не всегда хватает времени для более углубленного изучения какого либо дополнительного материала. Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Актуальность темы Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности. Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 в детских садах утверждены и введены в действие ФГОС. На современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются. Новизна данной темы заключается в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Использование регионального компонента в экспериментальной деятельности, позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир, раскрывает региональные особенности и традиции. Педагогическая целесообразность заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы. Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи : С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые разные педагогические технологии. Также служат источниками для развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников программа О. В. Дыбиной, Н. Н. Поддьякова «Ребенок в мире поиска : программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста », методические рекомендации Тугушевой Г. П. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста », И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир «Детское экспериментирование » . Данные технологии предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности: Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом); Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений) Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания) Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей) Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения) Цель: Создавать условия для исследовательской активности детей; Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность. Задачи: Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; Изучить методическую литературу по данной теме; Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения; Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию. Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для Методы и приёмы, Приёмы обучения: Вопросы к детям. Основные принципы - научности - динамичности (от простого к сложному); - интегративности (синтез искусств); - сотрудничества - системности - преемственности - возрастное - наглядности - здоровьесберегающий Основными условиями детского экспериментирования являются: Взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.); Использование разных видов деятельности; Четкое определение содержания экологического воспитания; Использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания. Взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения; Создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.); Экологическая грамотность самих взрослых. Методы и приёмы, Приёмы организации детей в процессе обучения: Работа небольшими группами; Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу; Приёмы активизации умственной активности детей: Включение игровых упражнений; Активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; Выполнение нетрадиционных заданий; Решение проблемных ситуаций; Моделирование и анализ заданных ситуаций Приёмы обучения: Показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств; Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; Вопросы к детям. Основные принципы , заложенные в основу работы: - научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.); - динамичности (от простого к сложному); - интегративности (синтез искусств); - сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей) - системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий) - преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»). - возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста); - наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий); - здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности) Для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий : проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии; нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты; объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ; не оставлять вопрос без внимания; радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам. Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. ППРС С учетом того, что предметно- развивающая среда является условием для развития детской познавательной активности, как собственной, полностью определяемой самим ребенком и вызванной его внутренним состоянием, так и активности, стимулируемой взрослым (Н. Н. Поддъяков, я создала оптимальную развивающую предметно-пространственную в старшей разновозрастной группе. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования : 1. безопасность для жизни и здоровья детей; 2. достаточность; 3. доступность расположения. Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям : 2. Неживая природа Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы : - природные материалы : песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д. ; - пищевые материалы : крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители; -оборудование и инструменты : контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы; Литература и карточки- схемы; Цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т. д. Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты , обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме. Ожидаемые результаты: В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут: Представления о свойствах веществ Умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования Навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать Расширять знания об объектах и их свойствах Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей. План реализации темы: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. В теч.года Организовать сбор природного и бросового материала в уголок. Консультация на тему: “Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным” Сен-тябрь, октябрь. Изучать педагогический опыт других педагогов. В теч.года Создать картотеку опытов и экспериментов В теч. года Консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Тематические фотовыставки: -«Моя семья в лесу» -«Моя семья на даче» - «Мои домашние питомцы» В теч. года Просмотр занятия на РМО ноябрь «Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) В теч. года Просмотр занятия с элементами экспериментирования(видео) Обсуждение. Январь Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка». декабрь Разработка серии конспектов с элементами экспериментирова-ния. В теч. года Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка» март Содержание уголков эксперименталь-ной деятельности.» февраль Составление серии опытов для младших дошкольников. В теч. года Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек» В теч. года Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» апрель Перспективно – тематический план по экспериментированию с детьми дошкольного возраста (5 -6 лет.) Работа с детьми Сентябрь Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. Опыты с песком и глиной. Ноябрь. Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. Опыты с водой. Январь Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом. Март Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом Апрель Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». Работа с родителями. Сентябрь Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание «Центра экспериментирования» Октябрь Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Газета для любознательных родителей Май Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи». Предполагаемый результат : Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; Желание улучшить образовательный процесс ; Разработка презентаций. Разработка и внедрение дидактических материалов. Разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах. Разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности Доклады и выступления по распространению опыта работы. Вывод : В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Список используемой литературы: 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 5. 6.Нищева Н.В., Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1,2.-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017. 7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации» Актуальность: Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности. Задачи :
Форма работы с детьми: групповая, индивидуальная. Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые. Работа педагога: · Изучение научно-педагогической литературы; · Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме; · Создание современной предметно-развивающей среды в группе; · Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу; · Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района; · Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе; · Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, подготовка консультаций; · Активное участие в работе методического объединения педагогов учреждения; · Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах; · Обучение на курсах повышения квалификации; · Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования. У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства: · умение анализировать научно-методическую литературу; · умение применять полученные знания на практике; · активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения. Дети научатся: · самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; · предлагать возможные варианты решения; · исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности. Этапы создания системы работы: 1. Подготовительный этап. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.). Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме. 2.Аналитико-диагностический. Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители) 3. Основной этап. Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации. 4. Рефлексивный этап. Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка. Работа с родителями Довести до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме, привлечь их к активному участию в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций. Консультации для родителей на темы:
Тематические фотовыставки: -«Моя семья на участке» - «Мои домашние питомцы» Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений». На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.
Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. Работа с педагогами Для педагогов разработать консультации:
Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев Пояснительная записка Тема «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» по самообразованию выбрана мною не случайно. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Так же в 2016 - 2017 учебном году мы провели проект по теме «Мы маленькие волшебники» и отметили для себя, что детей очень заинтересовала эта тема. Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих опытов. На педагогическом семинаре по данной теме, который проходил на базе нашего детского сада педагоги, занимающиеся этой темой в работе с детьми, как дополнительной образовательной деятельностью, поделились своим опытом. Показали мастер-класс по проведению некоторых интересных опытов и экспериментов. Где я подчеркнула для себя некоторую информацию. Из всего вышеперечисленного могу сказать, что в течении учебного года и общеобразовательного процесса к сожалению не всегда хватает времени для более углубленного изучения какого либо дополнительного материала. Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Актуальность темы Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности. Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Педагог:
Дети:
Планирование работы по самообразованию
МБОУ «Сахзаводская СОШ» Жиронкина Елена Васильевна Отчет по самообразованию 2015 – 2016 уч.год МБОУ «Сахзаводская СОШ» Жиронкина Елена Васильевна Отчет по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности у детей 2015 – 2016 уч.год Приложенные файлы |
Читайте: |
---|
Новое
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
- Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи
- Лабораторная работа по информатике "работа с каталогами информационных образовательных ресурсов" Министерство образования РФ
- Сочинение My working day на английском с переводом
- Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания
- Импульс силы можно рассчитать по формуле
- ю Высшие и центральные государственные учреждения