Главная - Некрасов Анатолий
Демонстрационный вариант по обществознанию года. Изменения в демонстрационных вариантах егэ по обществознанию. Тест ЕГЭ по обществознанию состоит из

Каждый год на официальном сайте ФИПИ публикуются демоверсии ОГЭ текущего года. 21.08.2017 г. опубликованы демонстрационные варианты, кодификаторы и спецификации контрольных измерительных материалов КИМ ОГЭ 2018 года, в том числе и по обществознанию.

Демоверсия ОГЭ по обществознанию 2018 (ГИА 9 класс)

Демоверсия ОГЭ обществознание вариант + ответы
Спецификация скачать
Кодификатор скачать

Всего заданий – 31; из них по типу заданий: с кратким ответом – 25, с развернутым ответом – 6; по уровню сложности: Б – 16; П – 13; В – 2.

Максимальный первичный балл – 39.

Изменения в КИМ 2018 года по обществознанию в сравнении с 2017 годом отсутствуют.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами. Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом.

Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл.

За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.

Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.

ЕГЭ по обществознанию можно смело назвать самым популярным среди экзаменов по выбору. Во-первых, большая часть школьников считает данный тест простым, особенно в сравнении с точными науками. А во-вторых, сертификат с баллами за обществознание обязателен при гуманитарного и социального профиля. В числе самых востребованных специальностей можно назвать политологию, социологию, культурологию, право, психологию, экономику, педагогику, управление персоналом и менеджмент.

Многие одиннадцатиклассники полагают, что данный ЕГЭ можно сдать без подготовки, определив верные ответы на основании логического подхода, а в части эссе просто изложив свои мысли. Сразу скажем, что такая ошибка стоила огромного количества баллов многим школьникам. Обществознание – предмет, в котором недостаточно простого знания терминологии. Лишь умение грамотно оперировать понятиями и понимание глубинной сути социальных, правовых и философских концепций поможет вам успешно сдать этот ЕГЭ.

Кроме того, общегосударственная экзаменация по обществознанию предполагает набор довольно высокого первичного балла, а в последние годы из билетов окончательно были убраны тесты с выбором одного ответа из нескольких предложенных вариантов. Впрочем, всё это не является поводом для паники! Нужно просто разобраться, какие требования выдвигают члены комиссии при оценивании работ, а также вовремя узнать всё про изменения в КИМах 2018 года.

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2018

Даты ЕГЭ по обществознанию

Окончательные даты проведения ЕГЭ по обществознанию Рособрнадзор опубликует только в январе, однако при подготовке к ЕГЭ школьники могут ориентироваться на примерные периоды времени, отведенные для тестирования:

  • досрочный этап ЕГЭ пройдет с середины марта по середину апреля и стартует 22.03.2018;
  • основная сдача ЕГЭ начнется в конце мая (28.05.2018) и продлится до начала июня 2018 года;
  • период дополнительной сдачи ЕГЭ назначен на сентябрь 2018 года. Скорее всего, пересдавать предметы будет можно с 4.09.2018.

Напомним, что подать заявление на сдачу ЕГЭ в досрочное время могут:

  • школьники, закончившие общеобразовательное учреждение (школу обычного или вечернего типа, лицей, гимназию) до 2017/2018 учебного года;
  • призывники, решившие перед поступлением в ВУЗ отслужить в рядах ;
  • ученики, поступающие в иностранный ВУЗ, меняющие место жительства или приехавшие учиться из-за рубежа;
  • дети, уезжающие на общегосударственные или международные состязания, конкурсы и соревнования спортивного, культурного или научного характера. В этом случае вам потребуется не только заявление, но вызов на сборы (или приглашение на мероприятие) с указанием точных дат его проведения и фамилии ученика;
  • школьники, нуждающиеся в лечении, оздоровлении или реабилитации в даты основного экзамена. В этом случае к заявлению нужно приложить документ, выданный медицинским консилиумом или комиссией.

Статистика ЕГЭ по обществознанию

В 2017 году обществознание выбрали для себя 318 тысяч учеников, т.е. примерно половина всех школьников, которые сдавали ЕГЭ. Впрочем, после того как экзамен был усложнен, количество желающих сдавать обществознание заметно снизилось – еще в 2016 году таких школьников было на 40,4 тысячи больше. Также отметим, что доля детей, которые не смогли набрать по данному ЕГЭ даже минимальный проходной балл, заметно сократилась: в 2017 году таких неуспевающих учеников было около 13,8%, что на 3,3% ниже уровня 2016 года.

Тем не менее, в 2013 году этот ЕГЭ не сдали лишь 5,3% учащихся, а в 2011 – 3,9%. Учителя поясняют это тем, что несколько лет назад в школах начали отказываться от практики профильного изучения обществознания, хотя оно обязательно для поступления в 1/3 российских ВУЗов. Задания усложняются, а в школьной программе обществознание занимает лишь 1-2 урока в неделю. Тем не менее, при среднем балле в 59,5-60,0 растет число ребят, которые набрали максимум баллов – в прошлом году таких одаренных выпускников было около 500.


При сдаче ЕГЭ по обществознанию довольно высок процент неудач – 13,8%

Регламент экзамена по обществознанию

В 2018 году ученики получат 235 минут для того, чтобы справиться с заданиями экзаменационного билета. Регламент строго запрещает проносить с собой в экзаменационную аудиторию любые посторонние предметы. В их число входят не только шпаргалки, но и смартфоны, камеры, наушники, планшеты, «умные» часы и любая другая аппаратура. И не думайте, что вам удастся воспользоваться чем-то из приведенного выше списка, если вы выйдете в туалет или медпункт! Покинуть аудиторию можно будет только с наблюдателем.

Помните: вас могут вывести из аудитории и аннулировать результат теста, если вы будете не только списывать, но и пересаживаться, советоваться с соседями или поворачивать голову, чтобы подсмотреть ответ в чужой работе. За порядком в экзаменационных аудиториях будут следить около 20000 учителей-наблюдателей, и вряд ли кто-то сможет укрыться от их бдительного взора.

Структура и содержание билета

Данная дисциплина изучает всевозможные аспекты жизнедеятельности современного общества. Школьникам предстоит продемонстрировать свои знания в таких разделах:

  • «Человек и общество» . Данный раздел изучает биосоциальную эволюцию людей, современный социум, факторы и этапы социализации, принципы функционирования общества и место личности в социальных отношениях;
  • «Социальные отношения» – тут нужно будет продемонстрировать понимание проблем взаимодействия различных социальных групп, знания в области конфликтологии и системного строения современного общества;
  • «Экономика» – один из сложнейших блоков экзамена. Школьникам придется показать свои навыки в чтении графиков, знания в области предпринимательства и рыночной экономики, умение рассчитывать экономические показатели и анализировать информацию;
  • «Право». Данный раздел потребует от вас умения оперировать законами Российской Федерации, понимание различных отраслей права и особенностей регулирования правовых отношений, включая основные нормы и механизмы;
  • «Политика». В этом разделе нужно продемонстрировать понимание современного государственного устройства, политических режимов и институтов.

В КИМах по обществознанию отсутствуют задания на выбор одного ответа из предоставленных вариантов. Задания базового уровня проверят умение школьников распознавать, воспроизводить, извлекать, классифицировать, систематизировать и сравнивать информацию, проводить ее оценку и пояснять тренды. В заданиях повышенного уровня сложности нужно будет показать свои навыки в комплексной познавательной деятельности. Билет, состоящий из 29 заданий, структурно представлен двумя частями:

  • часть 1 – состоит из 20 заданий, на которые нужно дать короткий ответ в виде слова, нескольких слов или цифр. 10 заданий относятся к базовому уровню сложности, еще 10 заданий – к повышенному. За эту часть работы можно набрать 35 первичных баллов, что составляет 54,7% от всех баллов за тест;
  • часть 2 – состоит из 9 заданий, на которые нужно дать развернутый ответ. Задания под номерами 21 и 22 являются базовыми, а номера с 23 по 29 – заданиями с повышенной сложностью. За эту часть можно получить 29 баллов (45,3% от всех баллов). В эту же часть входит написание небольшого эссе по одной из 5 тем, данных на выбор школьника.

Инновации в КИМах нового образца

Экзамен по обществознанию не претерпел значительных изменений в содержательной части, однако некоторые структурные моменты были оптимизированы.

  1. Изменена система оценивания задания под номером 28;
  2. Пересмотрена формулировка задания под номером 29, внесены изменения в систему его оценивания;
  3. Максимальное количество первичных баллов за билет увеличено на 2 балла и теперь равняется 64.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию включает в себя освоение целого ряда дисциплин. В их числе – политология, экономика, социология и право

Как баллы переводятся в оценки для аттестата?

В 2018 году баллы, полученные за ЕГЭ, будут иметь влияние на итоговую отметку в аттестате. Ученики, которые желают поступить в ВУЗ или просто поднять средний аттестационный балл, должны хорошенько подготовиться к экзамену. Распределение и перевод баллов производятся следующим образом:

  • 0-41 баллов, набранных на ЕГЭ, означают, что школьник «протирал штаны» на протяжении всего обучения. Эти баллы равны оценке «неудовлетворительно»;
  • 42-54 балла говорят об удовлетворительных знаниях. Выпускник заслуживает отметку на уровне школьной «тройки»;
  • 55-66 баллов – неплохой результат, который равнозначен оценке «хорошо»;
  • 67 баллов и выше означают, что школьник сдал предмет на «отлично».

Минимальный балл, который нужно набрать для прохождения теста – 42, что равно 19 первичным баллам. Опыт прошлых лет показал, что для этого нужно решить хотя бы 13 базовых заданий. Максимальное число баллов за ЕГЭ равно 100. Как показывает статистика прошлого года, для поступления в ВУЗ нужно набрать хотя бы 55 баллов по данному предмету. Увы, это не гарантирует вам поступления на бюджет. Претендовать на бюджетные места в престижных университетах могут лишь абитуриенты, у которых есть сертификат с 84 и более баллами.

Как подготовиться к экзаменации?

Специалисты из ФИПИ говорят, что первое, на что стоит обратить внимание при подготовке – знание и понимание терминов таких дисциплинарных блоков, как экономика, философия, право, социология и политология. Очень часто ученик не может правильно решить задание, потому что не соотносит его с определенной научной отраслью, используя при этом неверный метод анализа.

Еще один важный момент – выбор источников методического и учебного характера. Сегодня многие авторы пытаются заработать, издавая материалы для подготовки к ЕГЭ по определенным предметам. Но не спешите приобретать всё подряд! Выбирайте книги, изданные в 2015-2017 году и получившие рекомендацию Министерства образования и науки РФ. Специалисты ФИПИ рекомендуют пользоваться разработками Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко.

Обязательно уделите время проработке демо-варианта ЕГЭ – это поможет вам понять структуру билета, разобраться в требованиях экзаменаторов и сократить время на работу с реальным билетом. Скачать демонстрационную версию ЕГЭ по обществознанию вы можете по ссылкам в начале статьи. Кроме того, специалисты из образовательного ведомства определили количество времени, которое потребуется для решения каждого из предложенных заданий:

  • задания под номерами 1-3 и 10 решаются в среднем за 1–4 минуты;
  • задания под номерами 4-9 и 11-28 требуют от 2 до 8 минут;
  • для задания 29 нужно оставить около 45-55 минут.

Что нужно учесть при подготовке эссе?


Почаще тренируйтесь в написании сочинений, чтобы создать достойное эссе

Написание небольшого эссе – экзаменационное задание, которое вызывает у школьников самые большие сложности. Все потому, что оно требует как фундаментальных знаний по предмету, так и умения грамотно и красиво излагать свои мысли. Мини- можно будет написать по одной из пяти тем, предложенных в билете. Тема формулируется в виде высказывания, сделанного известным представителем в области общественной деятельности, политики, науки или культуры. При написании эссе стоит учитывать несколько моментов:

  • оставьте на эту часть работы хотя бы 50 минут;
  • не пишите на черновике полноценное эссе – этот бланк все равно никто не проверяет. Если слишком увлечетесь черновой работой, потом вам может не хватить времени на переписывание текста. Просто набросайте тезисы, которые потом оформите в единое целое;
  • не спешите с выбором темы – берите только ту, которую вам будет проще аргументировать;
  • важно сразу определить, какую отрасль знаний представляет выбранная вами тема. Ученикам не запрещено излагать мысли, опираясь на несколько общественных наук, но экзаменаторы очень не любят, когда эссе пишут расплывчатыми фразами и обобщенными формулировками;
  • не забудьте сделать введение. В нем следует сделать акцент на актуальности проблемы;
  • продемонстрируйте свои познания, кратко рассказав об авторе высказывания. Опишите другие подходы к данной проблеме, укажите альтернативные точки зрения или приведите поддерживающие высказывания;

Ответы и решение – Демоверсия ЕГЭ 2018 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Пояснения: Шарипова Назиля Насиховна

1) Мораль
2) Доход (так как все остальные понятия относятся к доходу)
3) 36 (эти принципы относятся к принципам правового государства)
4) 125
5) 32311
6) 345 (так как все остальные пункты относятся к понятию гуманитаризация)
7) 245 (так как все остальные понятия относятся к другим видам экономики)
8) 12121
9) 146
10) 13
11) 235
Социальная стратифика́ция- одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе
12) 123
13) 134
Определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление спосо¬бов и методов реализации интересов и достижения целей (про-граммная функция
Политическое лидерство - это символ общности и образец политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти.
Легитимация политического строя (функция легитима-ции)
14) 24341
1. Порядок утверждения Советом Федерации изменения границ между субъектами Российской Федерации
2. Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью
3. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации
4. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством Российской Федерации
5. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица
15) 234
1.В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
2.В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние верховные законодательные, исполнительные и судебные органы.
3.Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента
16) 24 (Глава 6. Обязанности граждан Российской Федерации. Статья 67.7. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы. Статья 67.8. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)
17) 245
18) 11221
19) 235
1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
2. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования
3. Документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки)
20) 2-деятельность
1-потребность
8-индивид
5-естесственный
4-социальный
9-идеальный(духовный)

Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2018 году основного государственного экзамена
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. Назначение КИМ для ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.

Вместе с тем при разработке КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной модели ОГЭ. Наиболее существенные отличия от КИМ ЕГЭ имеет часть 2 экзаменационной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.

5. Характеристика структуры КИМ

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1-20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 21-25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Вариант № 3039044

Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2018 по обществознанию.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

 


Читайте:



Сочинение My working day на английском с переводом

Сочинение My working day на английском с переводом

«Распорядок дня на английском языке» – одна из самых востребованных тем. Пожалуй, одна из первых, изучаемых в школе и повторяемых в ВУЗе. Будни или...

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Кратко о статье: Расширенная вселенная давно развивается независимо от своих непосредственных создателей. Дабы не путаться в хронологии событий,...

ю Высшие и центральные государственные учреждения

ю Высшие и центральные государственные учреждения

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в...

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

feed-image RSS