Главная - Пелевин Виктор
Презентация на тему к симонов сын артиллериста. НПК по литературе "Забытые произведения школьной программы" К.Симонов "Сын артиллериста"(презентация). Текст тихотворения «Сын артиллериста»

Межмуниципальная научно-практическая конференция обучающихся

«По страницам забытых литературных произведений»

Презентацию выполнили учащиеся 5-6 классов МОУ Лучинниковская ООШ: Лебедева Василиса, Калашникова Светлана, Лопатина Алена, Шарова Полина,

Руководители: Макарова Е.В., Смирнова О.А.


УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ

Какое произведение о Великой Отечественной войне вы помните со школы?

РОДИТЕЛИ

БАБУШКИ И ДЕДУШКИ


Константин Симонов «Сын артиллериста»


Цель:

выяснить, реальные или вымышленные события описаны в стихотворении и были ли у героев прототипы?


Задачи:

Познакомиться с биографией поэта К.Симонова

Познакомиться с поэмой «Сын артиллериста», послушать аудизаписи

Найти литературу по истории создания поэмы и изучить её

Сделать выводы по изученному материалу


" Ничто нас в жизни не может вышибить из седла."


Константин Михайлович Симонов – русский(советский) писатель 1915 – 1979 гг.

  • 1940-1941 гг. - окончил курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии.
  • «22 июня 1941 года мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать её до конца войны»

(«Автобиография»)


г. Петроград

г. Рязань

г.Саратов.

г. Москва


Работоспособность

Собранность

Целеустремленность



В конце 1941 г. Константин Симонов был откомандирован редакцией «Красная звезда» в Заполярье.


Здесь и родилась поэма «Сын артиллериста». Все трое стали героями поэмы. Автор изменил лишь фамилии и имена .


Был у майора Деева

Товарищ – майор Петров,

Дружили ещё с гражданской,

Ёщё с двадцатых годов…

И если Петров в отъезде,

Бывало, вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.


Десять лет пролетело.

Кончилась тишина,

Громом загрохотала

Над родиною война.

Деев дрался на Севере;

В полярной глуши своей

Иногда по газетам

Искал имена друзей.

Однажды нашел Петрова:

«Значит, жив и здоров!»

В газете его хвалили,

На Юге дрался Петров…


О каком же героическом случае идет речь в поэме?

Третий сигнал по радио:

- «Немцы вокруг меня.

Бейте четыре, десять,

Не жалейте огня!»


И на командном пункте,

Приняв последний сигнал,

Майор в оглохшее радио,

Не выдержал, закричал:

«Ты слышишь меня,

Смертью таких не взять,

Держись, мой мальчик:

Два раза не умирать».

Никто нас в жизни не может

Вышибить из седла!-

Такая уж поговорка

У майора была.


Раненый, но живой

Был найден в ущелье Ленька,

С обвязанной головой.

Когда размотали повязку,

Что наспех он завязал,

Майор поглядел на Леньку

И вдруг его не узнал:

Был он как будто прежний,

Спокойный и молодой,

Все те же глаза мальчишки,

Но только… совсем седой.


Материалы по истории создания поэмы «Сын артиллериста»

Дневники К.Симонова «Разные дни войны»

Воспоминания главного редактора газеты «Красная звезда» Д. И. Ортенберга»


Что же стало с прототипами героев?

Был тяжело ранен лечился по госпиталям, доканчивал преподавателем в артиллерийском училище и умер своею смертью в 1965 году.

До конца войны прослужил в своем полку. 1945 году воевал на Дальнем Востоке с Японией, освобождал Корею. С 1947 г. служил на Тихоокеанском флоте. Стал полковником, имел свыше двадцати наград.

Умер в 1994 году

Закончил войну полковником, жил и скончался в г.Орджоникидзе.


Итоги нашей работы :

Сегодня в честь Ивана Лоскутова нет памятников, мемориальных досок, ни одна улица не названа в его честь. Но есть поэма Симонова. А это значит, что у нас нет морального права забывать его, и таких же, как он - тихих героев Великой Войны.


Урок литературного чтения по теме "Сын артиллериста " Констатина Симонова.

Учебные задачи:

учить работать с произведениями о детях и для детей;

познакомить с литературным терминами баллада,поэма;

учить представлять и интерпертировать образы героев, опираясь на текст;

учить определять главную мысль произведения;

отрабатывать навык чтения;

познакомить с творчеством и биографией Симонова;

воспитывать толерантность, нравственность, патриотизм, любовь к Родине;

Оборудование:

интерактивная доска;

музыкальный центр;

диск с песнями военных лет;

стенд ветеранов Великой Отечественной войны Осетии;

Скачать:


Предварительный просмотр:

PAGE 8

Урок литературного чтения по теме "Сын артиллериста " Констатина Симонова.

Учебные задачи:

учить работать с произведениями о детях и для детей;

познакомить с литературным терминами баллада,поэма;

учить представлять и интерпертировать образы героев, опираясь на текст;

учить определять главную мысль произведения;

отрабатывать навык чтения;

познакомить с творчеством и биографией Симонова;

воспитывать толерантность, нравственность, патриотизм, любовь к Родине;

Оборудование:

интерактивная доска;

слайды;

музыкальный центр;

диск с песнями военных лет;

стенд ветеранов Великой Отечественной войны Осетии;

Ход урока.

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Сегодня наш урок пройдет под девизом "С малой удачи начинается большой успех".

II. Актуализация знаний.

Расскажите о Ване Солнцеве. Охарактеризуйте его.

Как мальчик попал к разведчикам?

Расскажите о побеге Вани.

Почему мальчик недоверчиво относился к людям до встречи с разведчиками?

Что такое тыл? Чем он отличается от фронта?

Чем привлекает читателей Ваня?

Почему писатель дал своему герою такие имя и фамилию?

В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство- это начало жизни, радость, а война -это страх, насилие, ежеминутная, смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому и отправляют Ваню в тыл.

III. Постановка учебной задачи.

1. Прослушивание песни "Священная война".

2. Эпиграф.

Война! Твой страшный след

Живет в архивах пыльных,

В полотнищах побед

И в нашумевших фильмах.

Война! Твой горький след-

И в книгах, и что на полках.

Н.Старшинов

3. Презентация стенда о ветеранах Великой Отечественной войны РСО-Алании.

Он был бы невозможен без героизма наших людей на фронте и в тылу. Весь советский народ поднялся на защиту Родины и проявил чудеса героизма. На классных часах и уроках мы с вами много говорили о вкладе жителей нашей многонациональной республики в победу над фашизмом. На этом стенде вы видите героев- земляков, удостоенных высших военных наград. Думаю, что их жизненный путь и подвиги вызовут ваш интерес, который может быть удовлетворён посредством материалов представленного стенда.

Мы с вами ездили на экскурсию по местам боевой славы,в том числе к мемориалу павшим воинам в с. Майрамадаг, с захороненными в нём недавно обнаруженными поисковиками останками трёх солдат. Наш класс принимает участие в акциях георгиевская ленточка, бессмертный полк, письмо ветерану.Кроме того мы ежегодно поздравляли нашего ветерана Джаваева Георгия, который три месяца назад ушёл из жизни. Светлая ему память.

IV.Открытие нового знания.

1.Сообщение ученика о Симонове.

Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 года в семье полковника генерального штаба Михаила Афангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской.Отец пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим - командир Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богатой, поэтому мальчику пришлось по окончании 7 классов пойти в училище и работать токарем по металлу. Через 2 года он поступил в литературный институт и закончил его в 1938 году. Его произведения были опубликованны в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь". В 1939 году он был направлен в качестве военного кореспондента на фронт. Талант Симонова многогранен. Он является автором стихов, баллад, поэм, романов, пьес, сценариев, дневников, мемуаров, очерков.

2.Знакомство с литературными терминами.

Баллада - стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.

Поэма - стихотворное сюжетное повествование, стихотворная повесть или рассказ в стихах.

2. Характеристика жанра произведения.

По размеру это произведение стоит ближе к поэме, по исключительности ситуации - к балладе.

3. Прототипы персонажей произведения.

Прототип (греч. prototypon - прообраз) - реальная личность. послужившая автору прообразом при создании художественного образа.

В стихотворении отражено событие из истории сражавшегося в Заполярье 104-го пушечного артиллеристского полка. Прототипы имеют Лёнька (Иван Лоскутов - командир топографической разведки), друзья майоры Деев (Ефим Рыклис) и Петров (Алексей Лоскутов).

4 .Совместная декламация произведения учителем и хорошо читающими учашимися. Наиболее глубокие смысловые отрывки баллады читаются педагогом.

5.Словарная работа.

Казарма - особое здание для размещения воинских частей.

Майор - офицерское звание, средний чин между капитаном и подполковником.

Лейтенант - первое офицерское звание.

Батарея - артиллерийское или миномётное подразделение из нескольких орудий, миномётов.

Топографическая разведка - разведка расположения отдельных пунктов местности.

V. Первичное закрепление.

Деление произведения на смысловые части и их озаглавливание.

I часть. (1 - 5 главы). Детство Лёньки. Дружба двух майоров. Лёнька - мальчик 8 -10 лет.

II часть. (6 - 7 главы). Встреча лейтенанта Петрова с майором Деевым. Окончилась мирная жизнь. Отец Лёньки убит. Лёнька закончил военную школу и назначен на фронт. Ему 20 лет. Он попадает в расположение друга отца - майора Деева.

III часть. (8 глава). Опасное задание.

IV часть. (9 глава). Задание выполнено.

V часть (10 глава). Тяжёлый бой в скалах. Слава героям.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Викторина с использованием интерактивной доски.

1. Когда написано произведение и какому событию нашей истории оно посвящено?

(В 1994 году. Великой Отечественной войне.)

2. Когда подружились майор Петров и майор Деев?

(Дружили ещё с гражданской,

Ёщё с двадцатых годов.")

3. Любимая поговорка майора Деева?

("Держись мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!")

4.Сколько раз звучит в балладе эта поговорка, кто её произносит и с какой интонацией?

(5-ый раз её произносит Лёнька, 4 раза - майор Деев.

1) наставление

2) призыв мужаться, отомстить врагам

3) подбодрить, вселить уверенность

4) гордость за приёмного сына)

5. Какой подвиг совершил Лёнька?

(Вызвал огонь на себя.

" Я верю, свои снаряды

Не могут тронуть меня".)

6.Какое звание было у Лёньки?

(" К Дееву в полк назначен

Был лейтенант Петров.")

7.Что значат команды Лёньки 3/10 , 4/10 , 5/10 ?

(Территория разбита на квадраты, каждый из которых имеет свой номер.)

8."Косая сажень в плечах". А сколько это?

(Русская мера длины, равная 3 аршинам - 2 м 13 см. Так говорили о широкоплечем человеке большого роста.)

9. Сколько батарей било по квадрату, где находился Лёнька?

("По квадрату четыре,

Десять

Било шесть батарей.")

10.Сколько пушек вшести батареях?

(В каждой батарее по 4 пушки, соответственно в 6 батареях -24- пушки.)

11. Кто является прототипом Лёньки и майора Деева?

(Лёнька - Иван Алексеевич Лоскутов, майор деев - Майор Рыклис Ефим Самсонович.)

7. Активизация мыслительной деятельности учащихся посредством анализа пословиц.

Какая из приведённых пословиц более полно отражает смысл произведения Симонова?

1) Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

2) Своя земля и в горести мила.

3) Родина - мать, умей за неё постоять.

4) Друзья познаются в беде.

8.Заключительнаячасть урока.

Нужно помнить и уважать героев и участников Великой Отечественной войны, подаривших нам мирную жизнь.

Люди! Покуда сердца стучатся,

Помните,

Какою ценой завоёвано счастье

Пожалуйста. помните!

Р.Рождественский

Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно, и даже маленькие войны, которые иногда называют "вооруженными конфликтами" , террористические акты, приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат их души.

Книги о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя, хотя бы немного пережить его, вспомнить погибших в годы Великой Отечественной войны, других войн, в которых участвовали граждане нашей страны.

Давайте почтим память павших воинов минутой молчания.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового узнали на уроке? Где сможете применить полученные знания?



А у майора Петрова Был Лёнька, любимый сын, Без матери, при казарме, Рос мальчишка один. И если Петров в отъезде,- Бывало, вместо отца Друг его оставался Для этого сорванца. Вызовет Деев Лёньку: -А ну, поедем гулять: Сыну артиллериста Пора к коню привыкать!- С Лёнькой вдвоём поедет В рысь, а потом в карьер. Бывало, Лёнька спасует, Взять не может барьер, Свалится и захнычет.




Прошло ещё два-три года, И в стороны унесло Деева и Петрова Военное ремесло. Уехал Деев на Север И даже адрес забыл. Увидеться – это б здорово! А писем он не любил. Но оттого, должно быть, Что сам уж детей не ждал, О Лёньке с какой-то грустью Часто он вспоминал.


Десять лет пролетело. Кончилась тишина, Громом загрохотала Над Родиною война. Деев дрался на Севере; В полярной глуши своей Иногда по газетам Искал имена друзей. Однажды нашел Петрова: «Значит, жив и здоров!» В газете его хвалили, На Юге дрался Петров. Потом, приехавши с Юга, Кто-то сказал ему, Что Петров, Николай Егорыч, Геройски погиб в Крыму. Деев вынул газету, Спросил: «Какого числа?»- И с грустью понял, что почта Сюда слишком долго шла.


А вскоре в один из пасмурных Северных вечеров К Дееву в полк назначен Был лейтенант Петров. Деев сидел над картой При двух чадящих свечах. Вошел высокий военный, Косая сажень в плечах. В первые две минуты Майор его не узнал. Лишь басок лейтенанта О чем-то напоминал. -А ну, повернитесь к свету,- И свечку к нему поднес. Все те же детские губы, Тот же курносый нос. А что усы – так это Сбрить! – и весь разговор. Лёнька?- Так точно, Лёнька, Он самый, товарищ майор!.


Значит, окончил школу, Будем вместе служить. Жаль, до такого счастья Отцу не пришлось дожить.- У Лёньки в глазах блеснула Непрошенная слеза. Он, скрипнув зубами, молча Отер рукавом глаза. И снова пришлось майору Как в детстве, ему сказать: Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была.


А через две недели Шёл в скалах тяжелый бой, Чтоб выручить всех, обязан Кто-то рискнуть собой. Майор к себе вызвал Лёньку, Взглянул на него в упор. -По вашему приказанью Явился, товарищ майор. -Ну что ж, хорошо, что явился. Оставь документы мне. Пойдешь один, без радиста, Рация на спине.


И через фронт, по скалам, Ночью в немецкий тыл Пройдешь по такой тропинке, Где никто не ходил. Будешь оттуда по радио Вести огонь батарей. Ясно?- Так точно, ясно. -Ну, так иди скорей. Нет, погоди немножко.- Майор на секунду встал, Как в детстве, двумя руками Лёньку к себе прижал.- Идешь на такое дело, Что трудно прийти назад. Как командир, тебя я Туда посылать не рад. Но как отец… Ответь мне: Отец я тебе иль нет? -Отец, - сказал ему Лёнька И обнял его в ответ.


Так вот, как отец, раз вышло На жизнь и на смерть воевать, Отцовский мой долг и право Сыном своим рисковать, Раньше других я должен Сына вперед посылать. Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была.












Всю ночь, шагая как маятник, Глаз майор не смыкал, Пока по радио утром Донеся первый сигнал: -Все в порядке. Добрался. Немцы левей меня, Координаты три, десять, Дайте скорее огня! Орудия зарядили, Майор рассчитал всё сам, И с рёвом первые залпы Ударили по горам. И снова сигнал по радио: -Немцы правей меня, Координаты пять, десять, Скорее ещё огня!


Летели земля и скалы, Столбом поднимался дым, Казалось, теперь оттуда Никто не уйдет живым. Третий сигнал по радио: Немцы вокруг меня, Бейте четыре, десять, Не жалейте огня! Майор побледнел, услышав: Четыре, десять – как раз То место, где его Лёнька Должен сидеть сейчас. Но, не подавши виду, Забыв, что он был отцом, Майор продолжал командовать Со спокойным лицом: «Огонь!» - летели снаряды. «Огонь!» - заряжай скорей! По квадрату четыре, десять Било шесть батарей. Радио час молчало, Потом донесся сигнал: -Молчал: оглушило взрывом. Бейте, как я сказал. Я верю, свои снаряды Не могут тронуть меня. Немцы бегут, нажмите, Дайте море огня!


И на командном пункте, Приняв последний сигнал, Майор в оглохшее радио, Не выдержав, закричал: -Ты слышишь меня, я верю: Смертью таких не взять. Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Никто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была. Всюду валялись трупы, Раненый, но живой Был найден в ущелье Лёнька С обвязанной головой. Когда размотали повязку, Что наспех он завязал, Майор поглядел на Лёньку И вдруг его не узнал: Был он как будто прежний, Спокойный и молодой, Всё те же глаза мальчишки, Но только… совсем седой.




Вот такая история Про славные эти дела На полуострове Среднем Рассказана мне была. А вверху, над горами, Всё так же плыла луна, Близко грохали взрывы, Продолжалась война. Трещал телефон, и, волнуясь, Командир по землянке ходил, И кто-то так же, как Лёнька, Шёл к немцам сегодня в тыл год

Урок по балладе

К.Симонова «Сын артиллериста»

Разработала: библиотекарь Буталова Татьяна Леонидовна

Цели урока:

    знакомство со стихотворением К. Симонова в целом;

    раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту советских людей;

    помочь обучающимся осознать, что война — это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;

    воспитывать чувство патриотизма у молодого поколения.

Оборудование:

портрет писателя, запись песни «Священная война», «День Победы», презентация.

Эпиграф:
Что такое война? Это — мы, одинокие парни,
Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин.
Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,
Оставаясь, как равный, со смертью один на один.
Юрий Севрук.(СЛАЙД №2)

Ход урока

I. Предкоммуникативный этап. (Подготовка обучающихся к восприятию текста стихотворения).

Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева — Кумача «Священная война».(СЛАЙД №3,4,5)

1). Беседа.

Какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка?

(тревоги, грусти, торжественности; призыв к защите Родины и т. д.)

Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой?

(66 — летию Победы в ВОВ над фашистской Германией).

Что вы знаете об этой войне?

Кто с кем воевал?

Какая это была война для нашего народа? (освободительная)

За что воевали?

Кто победил в этой войне?

Что несёт с собою война? (Война — это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние; сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т. д.).

Какие книги, стихотворения о ВОВ, о героях (взрослых и детях) вы читали?

Какие награды (ордена, медали) ВОВ вы знаете?

II. Коммуникативный этап.

Библиотекарь: Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.

«Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принёсших свободу народам многих стран».

Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов — наш современник.(СЛАЙД №6)

К. М. Симонов много работал и в последние годы своей жизни. Писал стихи, пьесы, романы. И главной темой его творчества, как и прежде, была война. И это не случайно.

Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату.(СЛАЙД №7)

За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени и Военным крестом Чехословацкой Социалистической республики.

В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения «Сын артиллериста». (СЛАЙД №8,9)

Чтение отрывка стихотворения «Сын артиллериста».

Вопросы к классу:

    Какое настроение создало стихотворение?

    Какое впечатление оно произвело на вас?

    Какой эпизод больше всего запомнился?

    Какие строки особенно понравились вам? Выразительно прочитайте их.

    Какова тема этого стихотворения?

Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения — «Война».

(См. с. 5 книга « Константин Симонов «Сын артиллериста» Ижевск, Издательство «Удмуртия», 1978)

«Громом загрохотала

Над Родиною война».

    Кто главный герой стихотворения? (Лёнька).

    Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки.

Был Ленька, любимый сын.

Без матери, при казарме.

Рос мальчишка один.

И если Петров в отъезде,-

Бывало вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.

    Какие ключевые слова в характеристике мальчика вы можете выделить?

(Сорванец, малец — т. е. это обыкновенный мальчишка, ваш сверстник).

Выделите глаголы, характеризующие Лёньку в детстве.

    Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка, и с какой целью майор её произносит?

-Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!-

Такая уж поговорка

У майора была.

(Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он как бы хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать.)

    На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет).

    Что обусловило их следующую встречу? (Война).

    Как произошла эта встреча?

Деев сидел над картой

При двух чадящих свечах…

    Нарисуйте словами картину этой встречи. (Развитие образного мышления).

«Низкая землянка. Полумрак, Сквозь щели бревенчатого наката сыплются струйки песка. Две чадящих свечи освещают стол, покрытый скатертью». И вдруг «Вошёл высокий военный, косая сажень в плечах…

    Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же детские губы, курносый нос).

    Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. (Встреча раскрывает психологическое состояние героев).

    Какова реакция Лёньки на слова майора:

«Жаль, до такого счастья

Отцу не пришлось дожить».

О чём говорит такая реакция?

    Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).

Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка.)

«Шёл в скалах тяжёлый бой»

    Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?

(Майор знал Лёньку как самого себя, и поэтому уж если он сам не мог пойти, то пойдёт Лёнька — самый близкий и дорогой ему человек).

Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

Раньше других я должен

Сына вперед послать.

    А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его).

    Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? (Да). И всё-таки посылает его.

    Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок? (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть — сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

    Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно-изобразительное средство языка помогает нам понять его переживания? Докажите словами текста. (Сравнение.)

Всю ночь, шагая как маятник,

Глаз майор не смыкал,

Пока по радио утором

Донесся первый сигнал…

    А почему майор Деев так уверен в Лёньке? (Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

    Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания? (Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды).

    Какие художественно-изобразительные средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (Метафора, сравнение

Дайте море огня!-

    И наконец самая страшная команда. Какая?

«Огонь!»- летели снаряды.

«Огонь!» — заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.

    Скажите, страшно ли было Лёньке? (Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия).

    Какой же подвиг совершил Лёнька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

    Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя? (Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа).

А страшно ли было Лёньке? (Да)

    Ребята, каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев — люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином.

    О чём говорят последние четыре строки стихотворения? (Не только Лёнька мог совершить такой подвиг.

Это многих славный путь…

Сотни тысяч советских людей так же смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно. Ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины).

    Какую роль играет эпиграф? (Он раскрывает основную мысль стихотворения)

Итог урока.

1. Какова главная тема стихотворения К М Симонова «Сын артиллерист»? («Война»).

— Так что же такое — война? (Это горе, слёзы, разруха, голод, ужас, ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших своих близких:) Какая главная идея этого стихотворения? (Защита Родины).

Какой подвиг совершил Лёнька? А Деев?

2. Комментирование и выставление отметок.

III. Посткоммуникативный этап.

Библиотекарь:

Я прошу вас, ребята, и всех присутствующих почтить погибших минутой молчания. : Спасибо.

Урок окончен. (Звучит музыка к песне «День Победы»).

ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»

Открытый урок по чтению

в 7 классе

«К.М. Симонов «Сын артиллериста»

Подготовила:

учитель русского языка

Осипова Людмила Александровна

Саранск, 2017

Тема: К.М. Симонов. «Сын артиллериста».

Цель: познакомить учащихся со 2 частью стихотворения.

Задачи:

Образовательные: развитие выразительности чтения; раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении; на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту русских людей; помочь учащимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать; расширение словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

Развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;

Развитие связной устной речи учащихся;

Развитие чувства уверенности в себе;

Развитие мышления и воображения;

Развитие устной речи учащихся посредством полных ответов на вопросы;

Развитие гибкости мыслительных процессов путем использования различных заданий;

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Воспитательные:

Воспитывать и развивать интерес к чтению;

Воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества.

Оздоровительные.

Оборудование: учебники, портрет К.М. Симонова, цветные иллюстрации о войне, запись песен «Священная война», «День победы», запись чтения стихотворения «Сын полка» автором, презентация.

Ход урока

Эпиграф:

Что такое война? Это - мы, одинокие парни,

Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин,

Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,

Оставаясь, как равный, со смертью один на один.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!

I . Орг. Момент.

Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война».

Ребята, какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка? (тревоги, грусти, тожественности; призыв к защите Родины и т.д.).

Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой? (70-летию Победы в ВОВ над фашистской Германией).

Что вы знаете об этой войне?

Кто с кем воевал?

Какая эта была война для нашего народа? (освободительная)

Кто победил в этой войне?

Что несет с собою война? (война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние, сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т.д.).

II . Коммуникативный этап.

Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, и в живописи, т.к. в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.

«Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломавших хребет фашизму и принесших свободу».

О войне писал свои стихи и К.М. Симонов.

Послушайте его стихи в исполнении учащихся:

Суринов Саша: «Жди меня и я вернусь».

Суринов Костя: «ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

Запишите число и тему урока.

III . Повторение.

Ребята, вспомните биографию К.М. Симонова. (Ученик кратко рассказывает биографию К.М. Симонова).

Главной темой творчества К.М. Симонова была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты, ушел на фронт. За 4 года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Как военный корреспондент он побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения «Сын артиллериста».

Это случилось недалеко от Мурманска. Там шли тяжелые бои. Лейтенант Лоскутов с радиопередатчиком проник в тыл врага и оттуда трое суток направлял огонь своих батарей. Нередко лейтенанту приходилось указывать место обстрела недалеко от укрытия, где он находился, а иногда наводить огонь прямо на себя.

Подвиг лейтенанта Лоскутова и многих других, выполнявших такое же задание, прославил К.М. Симонов в стихотворении «Сын артиллериста».

Послушайте стихотворение «Сын артиллериста» в исполнении автора.

Какое настроение создало стихотворение?

Какое впечатление оно произвело на вас?

Какова тема этого стихотворения?

Кто главный герой стихотворения?

Прочитайте строки, рассказывающие о детстве Леньки (с. 215).

Был Ленька, любимый сын,

Без матери, при казарме,

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Выразительно прочитайте поговорку майора (с. 216).

С какой целью майор ее произносит?

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! -

Такая уж поговорка

У майора была.

Объясните поговорку.

Как звучит эта поговорка?

(Как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремиться поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он хочет сказать, что все начинается с малого, что на пути у Леньки встретится еще немало барьеров (препятствий) и что нужно учиться их преодолевать).

На сколько лет жизнь разлучила Леньку с Деевым? (на 10 лет)

Что обусловило их встречу? (война)

Как произошла эта встреча? (с. 216)

Зачитайте.

Деев сидел над картой

При двух чадящих свечах…

Какова реакция Леньки на слова майора:

«Жаль до такого счастья

Отцу не пришлось дожить»

Прочитайте поговорку майора (с. 217).

Как она звучит в этой ситуации? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).

IV. Основная часть.

Сегодня мы познакомимся со 2 частью поэмы К.М. Симонова «Сын артиллериста».

Словарная работа.

Чтение 2 главы учителем.

Физминутка

V . Закрепление.

Чтение стихотворения «по цепочке».

Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка).

«Шел в скалах тяжелый бой».

Почему майор Деев поручил опасное задание именно приемному сыну? (Майор знал Леньку как самого себя, и поэтому уж, если он сам не мог пойти, то пойдет Ленька - самый близкий и дорогой ему человек).

«Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

Раньше других я должен

Сына вперед послать» (с. 219).

А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Ленька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен был послать именно его).

Как вы считаете, майор Деев понимал, что Ленька может погибнуть? (Да)

И все-таки посылает его.

Как это характеризует Деева?

О чем говорит такой поступок?

(По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Леньку на такое ответственное и опасное задание, Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

Прочитайте поговорку (с. 219).

Что переживал Деев, посылая сына в тыл врага?

«Всю ночь, шагая, как маятник,

Глаз майор не смыкал,

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (с. 219)

А почему майор Деев так уверен в Леньке? (Деев сам воспитывал в Леньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

Скажите, страшно было Леньке? (Да)

Какой же подвиг совершил Ленька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

Какими качествами должен обладать такой человек? (Мужеством, силой воли и твердостью духа).

Почему Ленька, вернувшись с боевого задания, имел право повторить пословицу майора Деева? (Он совершил подвиг).

Что помогло Леньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Леньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же, Леньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные. Они сделали все, чтобы Ленька вырос отважным воином).

Сотни тысяч советских людей также смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг.

Ребята, прочитайте пословицы.

1. Друг за друга стой и выиграешь бой.

2. За родной край и жизнь отдай.

3. Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

О чем эти пословицы? (О Родине, о героизме, о патриотизме).

Какие еще пословицы на эти темы вы знаете?

Подходят эти пословицы к стихотворению «Сын артиллериста»?

Запишите одну из пословиц себе в тетрадь.

VI . Домашнее задание. Стр. 218-222.

VII . Итог урока.

Как называется стихотворение, которое изучали сегодня на уроке?

Какова главная мысль этого произведения? (Героизм народа во время ВОВ)

Как вы думаете, в наше время есть место подвигу?

Стихотворение читает учитель:

Победой кончилась война,

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою, а кто за подвиг трудовой

В своем родном краю.

Почтим память героев, не вернувшихся с войны, минутой молчания.

Звучит песня «День победы».

Награждение участников.

 


Читайте:



Арапов александр николаевич биография

Арапов александр николаевич биография

Александр Васильевич Арапов родился 1 ноября 1959 года в селе Чиндяново (Кенде веле) Дубёнского района Республики Мордовия в семье учителей.В 1964...

Смирение – христианская добродетель Слонимская духовная семинария регент при поступлении

Смирение – христианская добродетель Слонимская духовная семинария регент при поступлении

В этом учебном году в Минской духовной семинарии откроется отделение иконописи. Учащиеся этого направления смогут овладеть искусством иконописи и...

Водородная энергетика. Хранение водорода. Водород - это что за вещество? Химические и физические свойства водорода Атомный номер водорода

Водородная энергетика. Хранение водорода. Водород - это что за вещество? Химические и физические свойства водорода Атомный номер водорода

Промышленные способы получения простых веществ зависят от того, в каком виде соответствующий элемент находится в природе, то есть что может быть...

Инфразвуковой излучатель для шумных соседей

Инфразвуковой излучатель для шумных соседей

Средство для направления - рупор - изобретено еще до нашей эры. Оно не усиливает звук, а лишь концентрирует его, подобно тому, как концентрирует...

feed-image RSS