Главная - Некрасов Анатолий
Куда течет яуза. Прогулка вдоль Яузы (от устья до м. Ботанический сад). Животный и растительный мир

Яуза - левый приток Москвы-реки, вторая по величине река Москвы. Длина 48 км (в черте города - 29 км). Площадь бассейна 452 км 2 (в пределах города 272 км 2). Средний расход воды - около 9,4 м 3 /с.

Берёт начало из болот на территории "Лосиного Острова", образуя уникальный Яузский водоболотный комплекс (восточнее г. Мытищи, у с. Оболдино). Пересекая Ярославское ш., устремляется течением с востока на юго-запад. От шоссе до Ярославской железной дороги протекает по территории завода "Метровагонмаш", после моста протекает по территории города (образуя запруду, разделённую проезжими мостами), в черте посёлков Тайнинское и Перловка, разделяя деревенскую часть города от современной жилой застройки. Перед пересечением Кольцевой дороги принимает р. Сукромку. После входа в Москву Яуза принимает многочисленные притоки: справа — Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинку, Чечёру, Черногрязку; слева — Ичку, Будайку, Хапиловку, Синичку, Золотой Рожок. В пределах Окружной железной дороги протекает по границам районов Северное Медведково, Лосиноостровский, Южное Медведково, Бабушкинский, Свиблово. Реку здесь пересекает 6 автомобильных мостов (в т.ч. Осташковский, 1-й и 2-й Медведковские), а также большое количество пешеходных (в т.ч. бывший железнодорожный Бескудниковской ветки и автомобильный в районе Лазоревеого пр.). Практически вся долина реки от МКАД до МКМЖД (и далее - вплоть до "Лосиного Острова")является, согласно закону 1991 г., особо охраняемым природным участком с сохранившимися заболоченными старицами. После 2-го Медведковского моста принимает крупный приток - Чермянку. После пересечения Окружной железной дороги течение поворачивает на юго-восток, пересекая ул. Випьгельма Пика, просп. Мира (по 1 и 2 Ростокинским мостам), встречает на своём пути уникальный архитектурный памятник - Ростокинский акведук, затем пересекает пути Ярославского направления МЖД и проходит по границам национального парка "Лосиный Остров". После Богатырского моста протекает на территории бывшего завода "Красный Богатырь", выйдя из границ которого, одевается в сеть набережных проспект. Все эти почти 10 км Яузу пересекают множество архитектурных мостов-путепроводов (в т.ч. Преображенский метромост). Яуза впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

До XVIII в. была известна как часть торгового пути из бассейна Москвы в бассейн Клязьмы с волоком в районе Мытищ. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX в. до середины XX в. были основой первого централизованного Мытищинского водопровода. С начала XVIII в. берега Яузы от устья до Сокольников застраивались, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, что сильно загрязняло воду. В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты. В 1940 в 3 км от устья, между Разумовской и Золоторожской набережными, сооружён Сыромятнический гидроузел (со шлюзом), плотина которого подняла уровень воды выше гидроузла на 2 м. От устья до гидроузла уровень воды поддерживается Перервинской плотиной на Москве-реке. В относительно естественном состоянии долина Яузы сохранилась только между Сокольниками и Лосиным Островом, где она частично покрыта лесом; в других местах вдоль Яузы встречаются низинные болота и пустыри с рудеральной растительностью. Для обводнения Яузы из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу (через Головинские пруды) и р. Лихоборку поступает волжская вода.

По материалам Энциклопедии "Москва". Изд. "Большая Российская Энциклопедия", 1997.


Схематичный план р. Яузы от МКАД до Богатырского моста. Цифрами показаны номера репортажей.
Картографический источник - maps.google.com

Часть 1 . Яуза от МКАД до Широкой ул.
Часть 2 . Яуза от Широкой ул. до Осташковской ул.
Часть 3 . Яуза от Осташковской ул. до Енисейской ул.
Часть 4 . Яуза от Енисейской ул. до Медведковского метромоста.
Часть 5 . Яуза от Медведковского метромоста до ул. Менжинского.
Часть 6 . Яуза от ул. Менжинского до Кольской ул.
Часть 7 . Яуза от Кольской ул. до бывш. ж.-д. моста Бескудниковской ветки.
Часть 8 . Яуза от бывш. ж.-д. моста Бескудниковской ветки до бывш. автомобильного моста у Лазоревого пр.
Часть 9 . Яуза от пр. Серебрякова до ул. Вильгельма Пика.
Часть 10 . Яуза от ул. Вильгельма Пика до просп. Мира.
Часть 11 . Яуза от просп. Мира до моста Ярославской ж.д.
Часть 12 . Яуза от моста Ярославской ж.д. до Богатырского моста.

Первая часть нашего долгого маршрута по Яузе посвящена участку реки от МКАД до Полярной ул.

На Кольцевой дороге, перед самым мостом, располагается указатель "Яуза". Никакой полезной для автомобилистов информации он не несёт, поэтому будем считать, что установлен в просветительских целях - как-никак, Яуза - вторая по величине река столицы.

Мост МКАД через Яузу. По обеим сторонам устроены пешеходные дорожки, облюбованные гастролёрами с мытищинской ярмарки.

Вид с моста (куда тоже можно попасть по лестницам с бетонными ступеньками) на юг, куда нам и предстоит направиться.

Вид на реку. Отправляемся в путь по правому (западному) берегу Яузы. Внимание сразу привлекает брошенная шина.

Небольшой заливчик у левого берега.

Конечно, тоскливые зимние пейзажи намного уступают ярким летним. Однако сейчас нам предоставляется неплохой шанс увидеть реку в её естественном состоянии, подбираясь к самой воде и не боясь утопнуть в прибрежной растительности. Да и мусора почти не видно. Разве что одинокая коробка плывёт по реке.

Река с завидной периодичностью то разливается, то снова уменьшает свои размеры.

Вид на север.

У правого берега - небольшая парковая зона.

Вот и непосредственно небольшой разлив и снова сужение русла.

Совсем узкий участок. Возможно, река здесь станет шире, когда берега освободятся от наросших льдов. На другом берегу - засохшая в прошлом году растительность.

И снова на север от самого берега Яузы.

Река на данном заповедном участке совсем не радует своими достопримечательностями. Но небольшой ручеёк справа всё же скрашивает картину.

Берега ещё не подверглись искусственному укреплению.

Весной, наверное, здесь всё не так. Но тёплый зимний день не мог помешать этой прогулке.

Перед нами замаячила стайка уток.

Голуби тоже жалуют своим вниманием эту местность.

Некоторые прибережные участки покрыты склонившимися к воде деревьями.

А где-то - совсем не защищённый берег.

Очередной разлив - наверное, самый большой на этом участке Яузы.

Давно мы не смотрели на пройденный путь...

Вид от берегов широкого участка. Река совсем мелководна - хорошо проглядывается песчаное дно.

И ещё раз на север.

Пешеходная дорожка.

Сугробы и обрывистые берега заставляют нас подняться наверх.

На правом берегу - снегосплавной пункт и многочисленные гаражные кооперативы. Смотреть на всё это даже не хочется.

Лучше продолжим любоваться зимней Яузой. Перспектива на юг.

Прямой участок русла.

Ещё один широкий разлив и ещё одно утиное племя.

На правом берегу (в комплексе исследуемого памятника природы регионального значения "Долина р. Яузы от МКАД до Широкой ул.") располагается особо охраняемая природная территория г. Москвы - правобережная старица Яузы с фрагментом низкой поймы. Увы, зимой мы можем видеть только камыши да рогоз на месте болотного комплекса.

Приближаемся к мосту через Широкую ул.

Этот ручеёк по правому берегу - место впадения в Яузы вод со старицы реки.

Разлив ручья.

Спрямление.

Труба, из которой Яуза получает ещё один источник воды. Этот ручеёк у впадения соединяется со старым руслом.

Переходим ручей.

Мост Широкой ул., а также трубный мост.

Вид на север.

Поднимемся на мост.

И ещё чуть на восток.

Теперь мы уже на правом берегу.

Под мостом через Яузу. Туда нам только предстоит пройти.

Небольшой полуостровок. Справа - место впадения в Яузу Ички.

А вот и сама Ичка.

Спрямлённое русло реки.

Ещё восточнее.

На запад.

Ичку над поверхностью воды тоже пересекают коммуникации.

И наконец трубы, из которых вытекает Ичка.

Река Яуза из рек, протекающих по территории российской столицы, вторая по величине после Москвы-реки. Длина Яузы - 48 километров, площадь бассейна составляет 452 квадратных метра. Название реки "Яуза" - древнее, точное его происхождение остается неизвестным, но предположительно, слово имеет балтийские корни. Параллельно существует версия, что это искаженное "язва" - трещина, эрозия на поверхности земли.

Исток Яузы находится в Яузских болотах Лосиного Острова (Красное озеро в Щелоковском лесхозе). Река пересекает Лосиный Остров, проходя через ряд болот и озер, а также искусственных водоемов, образовавшихся на местах торфоразработок. В этом промежутке Яуза наполняется волжской водой, которая поступает из питьевого канала, проходящего через Лосиный остров. По ходу течения, в речку впадают притоки, которые текут по осушительным рвам. Самым крупным таким притоком является обводная канава Торфянка, но сейчас она изменила русло и потекла к реке по другому пути. Из естественных притоков можно назвать Мытищинские ключи. Их называли Громовыми колодцами, и от них поступала вода в Мытищинский водопровод.

Протяженность Яузы по территории Москвы составляет 29 километров, а устье находится на 1 километр ниже Кремля у Большого Устьинского моста. В старину на Яузе располагались пруды.

В период с 9 по 12 век река Яуза была транспортной магистралью государственного значения. По ней проходили торговые пути из южной части России во Владимир, что стало одной из причин благополучного роста Москвы. Вплоть до 12 века активно осваивался защищенный левый берег, а затем стали быстро осваивать и правобережные территории. Со временем строительство велось преимущественно вдаль от центра по течению Яузы, что в будущем способствовало формированию радиально-кольцевой структуры города.

В 17 веке Петр I построил на Яузе фабрику по выделке парусов. В 19 река в центре Москвы уже была значительно загрязнена, поэтому москвичи в шутку ее называли общегородской язвой. Но на подходе к городу Яуза оставалась чистой, и ее берега облюбовали дачники. В середине 20 столетия, когда Москва разрасталась высокими темпами, вода в реке Яузе была загрязнена до такой степени, что в ней исчезли практически все формы жизни.

Но в это же время городские власти стали предпринимать меры по спасению реки. Расширялась городская канализационная сеть, были построены очистные сооружения на притоках Яузы, к которым ведут ливневые стоки. Прекращение работы некоторых предприятий также способствовало улучшению состояния Яузы.

Большое внимание уделяется приречной растительности - в 1991 году пойма и надпойменная часть Яузы от МКАД до Ярославской железной дороги были объявлены памятниками природы. Несколькими годами раньше, в 1987 году такой же статус получили усадьбы Леоново и Строганова.

Сейчас на Яузе в пределах Москвы располагаются парк Старое Свиблово, Главный ботанический сад РАН с Леоновским лесом, парк Леоново, Лосиный Остров, Сокольники, Лефортовский парк, Первомайский парк, усадьба Усачёвых-Найдёновых. Участок от МКАД до ботанического сада расчищен, но река здесь заключена в искусственные берега из габионов.

Близкое к естественному руслу сохранилось в ботаническом саду и Лосином Острове вблизи Сокольников. Сейчас на реке водится множество разновидностей птиц, среди которых и утка-кряква. Зимой Яуза почти никогда не замерзает, поэтому зимовать на ее берега перебираются птицы из Подмосковья. На реке гнездятся также гоголь, красноголовый нырок, камышовая овсянка, а изредка залетают на зимовку лебеди-кликуны, гуси, канадская казарка.


Яуза (значения).

Яуза - малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина - 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

В 1908 году правый берег Яузы на участке от впадения реки Копытовки до пересечения с Камер-Коллежским валом становится официальной границей города Москвы.

Притоки

Притоки Яузы: правые - Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые - Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Происхождение названия

Яуза упоминается в летописи 1156 года как Ауза. Происхождение гидронима связано со славянскими и финно-угорскими языками. В. Н. Топоров сопоставляет название реки с балтийскими названиями - латышским Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома».

Судоходство

Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» - организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг. Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20-25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак «Надводный габарит-6.0 м». Над плотиной предупреждающие красные огни.

План реконструкции Яузы

Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал, по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Сыромятнический гидроузел

Основная статья: Сыромятнический гидроузел

Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005-2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Экология

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Ещё в конце XIX - начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось: «По берегам Я. в черте города и его непосредственных окрестностях много фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки сильно загрязнена, окрашена и совершенно негодна для питья»; с тех пор, по заявлениям экологов, ситуация только ухудшается пропорционально росту производства и населения Москвы.

Дноуглубительные работы

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера <Нептун> и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью руфулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу. В 2013 году работы продолжились. Проводилась расчистка русла плавкраном «ПК-141» вдоль правого берега вниз по течению от Сыромятнической до Серебрянической набережных. В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста с помощью земснаряда «WATERMASTER». Весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года «WATERMASTER» начал работу в районе Лефортовского моста. На берегу у моста был установлен сортировочный «завод» для обработки пульпы, подаваемой с земснаряда.

Спрямление русла Яузы

В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

Фауна

Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба - уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Мосты через Яузу

Основная статья: Мосты через Яузу

В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой - между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, а над рекой на опорах проложены трубы теплоцентрали и пешеходная аллея, поэтому этот мост малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь - по которым ходит троллейбус и двадцать три - пешеходных.

Здания на берегу Яузы

На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».

В Медведково на правом берегу восстанавливается храм Серафима Саровского. На высоком левом берегу Яузы стоят Андроников монастырь и храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе.

У устья на левом берегу стоит жилой дом на Котельнической набережной.

Вконтакте

В 1908 году правый берег Яузы на участке от впадения реки Копытовки до пересечения с Камер-Коллежским валом становится официальной границей города Москвы.

Burov.yl , CC BY-SA 4.0

Притоки

Всего притоков у Яузы - 18: из них 12 - правых и 6 - левых.

  • правые: Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка;
  • левые: Ичка, Будайка, Богатырский ручей, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Происхождение названия

Яуза упоминается в летописи под 1156 годом как Ауза.

В. Н. Топоров сопоставляет название реки с балтийскими словами - латышским Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома».


Al Silonov , GNU 1.2

Судоходство

Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» - организации, на которую возложена ответственность за состояние реки.

Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 3 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг.

Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20-25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров.

На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак «Надводный габарит-6.0 м». Над плотиной предупреждающие красные огни.

В средние века судоходная роль реки была куда больше, Яуза была частью одного из вариантов речного пути из Москвы-реки в Клязьму.

План реконструкции Яузы

Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 году.

По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом.


Амир-Хан , Public Domain

Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой , по которому волжская вода через Канал имени Москвы и Химкинское водохранилище поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники).


Lite , GNU 1.2

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.


Eugeny1988 , GNU 1.2

В 2005-2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг. были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Спрямление русла Яузы

  • В 50-х годах двадцатого века в районе Электрозавода проводились работы по спрямлению русла Яузы, как реализация Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. В рамках работ по спрямлению русла был построен новый Электрозаводский мост. Разница старого и нового русла Яузы видна на сравнительных картах Москвы 1952 г. и современной карте.
  • В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

Дноуглубительные работы

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы.

2008

В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе проводились дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера «Нептун» и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью рефулерного земснаряда.


Sunmood1981 , GNU 1.2

2009

В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса.

2010

В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100» - «Сходня» и «Сетунь».

2011

В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу.

2013

  • В 2013 году работы продолжились. Проводилась расчистка русла плавкраном «ПК-141» вдоль правого берега вниз по течению от Сыромятнической до Серебрянической набережных.
  • В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста с помощью земснаряда «WATERMASTER».

2014

Весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года «WATERMASTER» начал работу в районе Лефортовского моста. На берегу у моста был установлен сортировочный «завод» для обработки пульпы, подаваемой с земснаряда.

Экология

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Ещё в конце XIX - начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось:

«По берегам Я. в черте города и его непосредственных окрестностях много фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки сильно загрязнена, окрашена и совершенно негодна для питья »;

с тех пор, по заявлениям экологов, ситуация только ухудшается пропорционально росту производства и населения Москвы.

Фауна

Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба - уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Фотогалерея







Полезная информация

Характеристика

  • Длина - 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км.
  • Площадь водосборного бассейна - 452 км².
  • Средний расход воды - 9,4 м³/с.
  • Устье Яузы находится в центре Москвы, у .

Строения

Мосты через Яузу

В черте Москвы на Яузе имеется:

  • 28 автодорожных,
  • пять железнодорожных мостов,
  • два метромоста:
    • Преображенский - между станциями «Сокольники» и «Преображенская площадь»,
    • Медведковский - между станциями «Бабушкинская» и «Медведково»; на этом участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, а над рекой на опорах проложены трубы теплоцентрали и пешеходная аллея, - поэтому этот мост малозаметен).

Всего насчитывается:

  • шесть мостов, по которым ходит трамвай,
  • семь - по которым ходит троллейбус и
  • 23 - пешеходных.

Тоннели под Яузой

  • Лефортовский тоннель - часть третьего транспортного кольца c движением «против часовой стрелки» (та часть, что «по часовой стрелке», пересекает Яузу по мосту).
  • Метротоннели Арбатско-Покровской линии метро - на перегоне между станциями Бауманская и Электрозаводская.
  • Метротоннели Люблинско-Дмитровской линии метро - на перегоне между станциями Чкаловская и Римская.
  • Метротоннели Таганско-Краснопресненской линии метро - на перегоне между станциями Китай-город и Таганская.

Здания на берегу Яузы

На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана.

Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец.

В субботу 17 декабря, в один из пасмурных декабрьских дней, когда несмотря на календарную зиму погода все еще продолжает напоминать позднюю осень, я вместе друзьями прогулялся вдоль Яузы - прошелся от устья реки до метро "Ботанический сад". Нам удалось не только пройтись вдоль реки, но также посетить Андроников монастырь, прогуляться по Лефортовскому парку, осмотреть дачу Строгановых и электрозавод, пройтись по акведуку через Яузу и много другое. Именно об этом я и собираюсь сейчас рассказать.


Субботнее утро. Еще нет и десяти часов утра, а мы уже, выйдя из метро на ст. Китай-Город, направляемся к устью реки Яуза, расположенному всего в десятке минут ходьбы от станции. Именно оттуда и должна начаться наша сегодняшняя прогулка, первая прогулка в рамках недавно придуманного мной проекта "Прогулки вдоль рек".
Погода пасмурная, всё небо затянуто густой пеленой облаков, обнадеживает лишь то, что обещанный в прогнозе дождь так и не дошел до Москвы.
Дойдя до устья, мы пересекаем Яузу по Малому Устьинскому мосту и начинаем наш путь вдоль реки.


Река Яуза, вид на устье и на Малый Устьинский мост.

Вскоре мы снова пересекаем Яузу, на сей раз по пешеходному Тессинскому мосту. С моста открывается красивый вид на Яузу и на высотку на Котельнической набережной.

Вид на реку Яузу, Астаховский мост и высотку на Котельнической набережной.

После небольшой фотосессии мы продолжаем наш путь.


Вид на р. Яузу от Высокояузского моста.


Вид на р. Яуза и Высокояузский мост.

Вскоре мы дошли до Котельнического моста, где снова вернулись на левый берег реки. С моста открывается вид на Андроников виадук - железнодорожный мост на перегоне между Курским вокзалом и пл. Серп и Молот, построенный еще в 1865 году и позже реконструированный в 1950-1951 гг.


Вид с Костомаровского моста на р. Яузу и Андроников виадук.

Недалеко от Костомаровского моста, на берегу реки Яуза располагается один из древнейших московских монастырей - Спасо-Андроников монастырь.
Именно туда мы и направились.


Вид на монастырь с Костомаровского моста.

Спасо-Андроников монастырь - бывший мужской монастырь, основанный митрополитом Алексием в 1357 году на высоком холме на левом берегу реки Яуза. Название свое монастырь получил по имени первого игумена - Андроника, ученика Сергия Радонежского.
Спасский собор монастыря, построенный между 1410 и 1427 годами при игумене Александре, на месте ранее существовавшей деревянной церкви, является древнейшим из сохранившихся московских храмов вне Кремля.
Внутри собор был украшен фресками Андрея Рублева, но от них уцелели только крохотные фрагменты. А сам преподобный Андрей Рублев, бывший монахом Андроникова монастыря, жил здесь до самой смерти, здесь же он был и погребен.
Спасский собор за время своего существования много раз подвергался разорению. В 1812 году во время сильнейшего пожара рухнула глава храма. Позже собор был восстановлен, но к нему были пристроены приделы и изменено завершение. Лишь в 1950 - 1960-х годах при реставрации собор был восстановлен в первоначальных формах.


Спасский собор.

В 1504 году в монастыре была возведена небольшая каменная трапезная - одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI века. В 1691 - 1694 годах к ней была пристроена трехъярусная церковь в стиле московского барокко. В ее нижнем ярусе располагается престол во имя Знамения Богоматери, во втором - престол во имя Св. Архангела Михаила, в третьем - престол во имя Св. митрополита Алексия. Обычно эту трехэтажную церковь называют просто церковью Михаила Архангела. Ее строила царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I, а поводом для постройки стало рождение наследника престола царевича Алексея. Непростая судьба оказалась у построенной царицей Евдокией церкви - уже практически завершенная к 1694 году, она после ссылки Евдокии в монастырь 45 лет простояла не освященной, «без пения», и была освящена только в 1739 году.

В подклете церкви Михаила Архангела находится фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец царицы Евдокии, боярин Федор Абрамович Лопухин, а также генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин, герой битвы при Гросс-Егерсдорфе (1757), смертельно раненный в этом сражении (взято из http://russian-temples.ru/articles/spasoandronikov-monastyr.html/3/).


Церковь Михаила Архангела.

На территории монастыря нельзя также не обратить внимание на настоятельские покои, построенные еще в 1690 году.


Настоятельские покои.

В 1795 году на средства богатейшего купца первой гильдии С. П. Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство огромнейшей колокольни. «По нраву своему» купец пожелал, чтобы его сооружение было выше колокольни Ивана Великого. Но пыл купца охладил император Павел I, приказавший уменьшить высоту строившейся колокольни. Ее возведение было завершено в 1803 году. Высота колокольни составила 72,5 метра, что на 8,5 метра ниже Ивана Великого. Автором проекта, как считают, был известный московский архитектор Родион Казаков. В 1930-1931 годах колокольня Спасо-Андроникова монастыря была разобрана на кирпич (взято из http://russian-temples.ru/articles/spasoandronikov-monastyr.html/3/). Но на старых фотографиях можно увидеть, как выглядел монастырь в конце XIX века.

Вид монастыря в 1883 году. Фотография из википедии.

Но хватит о монастыре. Пора и продолжить нашу прогулку.

Осмотрев монастырь, мы продолжили наш путь по левому берегу Яузы вдоль Золоторожской набережной.


Еще пара видов Андроникова виадука.

Недалеко от виадука, на высоком левом берегу располагается бывшая дача Строгановых - господский дом, в котором сейчас располагаются какие-то организации, и полузапущенный старинный парк. Сам господский дом был построен в середине XVIII века, но позже перестраивался.


Дача Строгановых.

Осмотрев дачу Строгановых, мы снова спустились к Яузе и перешли её по пешеходному Таможенному мосту.


Вид с Таможенного моста на реку Яузу и Андроников виадук.


Таможенный мост.

Совсем недалеко от Таможенного моста на Яузе располагается Сыромятнический гидроузел.

Согласно Генплану 1935 года река Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. По нему предусматривалось строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и нескольких гидроузлов, в том числе и на Яузе. Этот план не был реализован за единственным исключением. В 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946) был построен Сыромятнический (Яузский) гидроузел.Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе(Сыромятники). Раньше на этом месте находился Золоторожский мост, соединявший Сыромятнический проезд с районом Лефортово. Мост был снесён перед постройкой гидроузла (взято из википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8B%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BB).


Сыромятнический гидроузел.


Разлив на р. Яуза перед Сыромятническим гидроузлом.

Устроив небольшую фотосессию около Сыромятнического гидроузла, мы продолжили нашу прогулку.


Виды на р. Яузу с Салтыковского моста.


Вид на Салтыковский мост.


Мост третьего транспортного кольца через Яузу (вид с Лефортовского моста).

Перейдя снова на левый берег р. Яуза по Лефортовскому мосту, мы прогулялись через Лефортовский парк. Все-таки нынешняя погода не лучшее время для фотосъемок в парке, так что ограничусь лишь фотографией грота.


Грот в Лефортовском парке.

А так продолжим нашу прогулку вдоль р. Яуза.


Вид на р. Яузу с Госпитального моста.


Вид на р. Яузу с Рубцова моста.

Вскоре после Рубцова моста мы дошли до м. Электрозаводская, где пообедали в ресторанном дворике в местном торговом центре.

А после обеда мы продолжили нашу прогулку. Но прежде чем спускаться в реке, мы хотели посмотреть "Дворец на Яузе" и электрозавод.

Недалеко от м. Электрозаводская, на площади Журавлева, в 1903 году архитектором И. А. Ивановым-Шицом был построен Введенский народный дом. В те времена в нем располагался театр, также в нём простой люд мог просвещаться, читая книги в библиотеке, а также мог отдохнуть и поесть в чайной для бедного населения.
Позже уже в советское время в 40-х годах здание было перестроено в парадный дворец в стиле сталинского ампира. В самом же здании располагался театр им. Моссовета, а позже телевизионный театр.
Сейчас же здесь располагается театрально-концертный зал "Дворец на Яузе".


Дворец на Яузе.

Рядом же с дворцом на Яузе, располагается старый корпус электрозавода, основанного еще в 1928 году. Сейчас корпус занят арендаторами, собственно электрозавод располагается в нескольких новых корпусах по соседству.


Старый корпус электрозавода.

Осмотрев старый корпус электрозавода, мы спустились снова к Яузе и продолжили путь сначала по набережной, а уже потом по Краснобогатырской улице. К этому времени начало постепенно смеркаться, так что я закончу свой фотоотчет видом на Яузу, снятым с Матросского моста.


Вид на р. Яузу с Матросского моста.

PS: Все фотографии можно увидеть здесь.

 


Читайте:



Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ

Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ

Вспомните, что вы знаете о звуках [ч’] и [щ’] ? Это согласные шипящие звуки, глухие, непарные, всегда мягкие. На письме обозначаются буквами Ч и...

Транспорт и экономические связи Что мы узнали

Транспорт и экономические связи Что мы узнали

С 1992 по 1996 год я работала в Акиловской основной школе Кочёвского района Пермской области. Данное образовательное учреждение было объявлено...

Реферат: Какое из названных событий произошло раньше других

Реферат: Какое из названных событий произошло раньше других

Контрольная работа №1 Вариант №1 1.Какое из названных событий произошло раньше всех других ? вступление России в Первую мировую войнуначало...

Площадь трапеции: формулы с примерами

Площадь трапеции: формулы с примерами

В этой статье для вас сделана очередная подборка задач с трапецией. Условия так или иначе связаны с её средней линией. Типы заданий взяты из...

feed-image RSS