Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лингвистический энциклопедический словарь
- Урок географии канады Канада — общие сведения
- К Епанчину отправляется Мышкин - главный герой, которого создал Достоевский -"идиот"
- Неравномерное(переменное) движение
- Фазы луны Лунные и солнечные затмения
- Домашнее обучение: дистанционные школы и экстернаты
- Николас отнер - код исцеления методом простукивания
- Екатерина Богданова - Пансион искусных фавориток
- Черное и белое: цитаты, афоризмы и высказывания За черной полосой всегда идет белая цитаты
- Самые древние государства мира Самая старая страна из существу
Реклама
Африка после второй мировой войны. Рубрика: Страны Африки в годы Второй мировой войны. Дальнейшее развитие событий |
Активность рабочего класса Африки обусловливалась происшедшими в годы войны значительными количественными и качественными изменениями его состава. Уже накануне войны в отдельных африканских странах, где имелось значительное число предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, таких, как Южно-Африканский Союз, Северная и Южная Родезия, Бельгийское Конго, африканский пролетариат составлял компактную массу. Развитие промышленности в годы войны повлекло за собой заметный рост числа промышленных рабочих. Разорение крестьянства привело к расширению резервной армии труда. Многие тысячи рабочих были использованы воюющими державами для обслуживания различных военных нужд в Бельгийском Конго, Нигерии, Северной и Южной Родезии. Не менее серьезными были и качественные изменения, происшедшие за время войны в рабочем классе Африки. Расовая дискриминация и политика «цветного барьера», проводившаяся колонизаторами до войны, привели к тому, что африканцы использовались главным образом в качестве чернорабочих. Перестав быть ареной конфронтации Востока и Запада, этот регион утратил свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а опыт их политического и экономического сотрудничества с африканскими странами подвергся критической переоценке. Были предприняты шаги с целью преодоления чрезвычайно затратного характера помощи, оказываемой африканским государствам на двусторонней и многосторонней основе. В этой связи, как в Африке, так и за ее пределами стали распространяться крайне пессимистические настроения в отношении не только отдаленных, но и ближайших перспектив региона, предлагаться сценарии развития обстановки, имевшие апокалиптическую тональность. В международный политический лексикон прочно вошло понятие «афропессимизм», которое подкреплялось и подкрепляется многими серьезными аргументами. Источником «афропессимизма» стало прежде всего бедственное экономическое положение подавляющего большинства стран региона. Сегодня на долю континента, где проживает более 11% населения Земли (600 млн. человек), приходится лишь около 5% мирового производства. Из 53 африканских стран 33 относятся к группе наименее развитых стран мира (НРС). Особое беспокойство вызывает то, что, хотя доля Африки в получении международной экономической помощи развивающимся странам составляла в начале 90-х годов 38% (17% в 1970 г.) и колеблется на современном этапе между 15 и 20 млрд. долл. в год, падение ВВП на душу населения на континенте за период 1980 - 1992гг. достигло 15%. В конце 50-х годов за счет внешнего финансирования исполнялось 12% госбюджета в Сенегале, 23% в Нигере, 28% в Мавритании, 34% в Мали, а в Кабо Верде (РОЗМ) - 70%. В среднем в странах к югу от Сахары внешнее финансирование госбюджетов осуществлялось примерно в размере 11% их ВВП, в то время как в странах Северной Африки и Ближнего Востока этот показатель составлял только 1,2%, в странах Азии - 0,7%, в странах Латинской Америки-0,4%. Таким образом, несмотря на массированную экономическую помощь, Африка отстала не только от развитых индустриальных государств, но и от большинства развивающихся стран, переживавших период бурного экономического подъема. Если в 40-е годы основные показатели экономического развития Ганы и Южной Кореи были одинаковыми, а доход на душу населения в Нигерии был выше, чем в Индонезии, то к концу 60-х годов любые сравнения стали бесполезны. Несмотря на усилия мирового сообщества, не удается решить проблему голода. Периодически нехватка продовольствия приобретала драматический характер в Эфиопии, Сомали, Судане, Анголе, Руанде, Заире, Сьерра-Леоне. Чрезвычайные масштабы приняла и проблема беженцев. В Африке насчитывается почти 50% от общемирового количества беженцев (более 7 млн. человек) и 60% перемещенных лиц (20 млн. человек) Современные международные отношения. / Под. ред. А.В. Торкунова. -- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. Крайне неблагоприятные последствия для интересов международной безопасности имеют многочисленные внутренние и межгосударственные конфликты в различных районах Африки. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть из которых - гражданское население. Ослабление военно-политического вмешательства в дела Африки со стороны сверхдержав первоначально привело к снижению числа и интенсивности конфликтов в регионе, однако вскоре возобновились старые и вспыхнули новые распри, в которых борьба различных политических сил уже не маскировалась противостоянием Востока и Запада, а широко подпитывалась традиционными этническими, конфессиональными и клановыми противоречиями, социальными издержками реформ. В 60-е годы военные действия велись на территории более чем полутора десятков африканских государств. Особенно большие разрушения войны и вооруженные этнические конфликты принесли в Анголе, Эфиопии, Либерии, Мозамбике, Сомали, Чаде, Мавритании, Сенегале, Западной Сахаре, Судане, Уганде, Мали, Бурунди и Руанде. Преодоление их последствий потребует нескольких десятилетий, причем вероятность рецидивов конфронтации пока остается высокой. В этой связи «афропессимисты» полагают, что социально-экономические и политические характеристики Африканского континента обрекают подавляющее большинство стран региона на постоянную нестабильность, а высокая вероятность нового витка кризисного развития блокирует и международные усилия по преодолению этой ситуации. В общем, по их мнению, Африка была, есть и будет «источником повышенной опасности» в системе международных отношений. Однако, несмотря на серьезность угроз регионального и глобального масштаба, отмечаемых на Африканском континенте, мировой порядок, складывающийся на рубеже третьего тысячелетия, будет определяться не только теми факторами, которые вполне очевидны сегодня, но и новыми перспективными тенденциями. Позитивные изменения стали возможны прежде всего благодаря урегулированию крупных вооруженных конфликтов в Африке. Ликвидация режима апартеида в ЮАР благотворно сказалась на обстановке в южной части континента. Прекратилась затяжная политическая борьба в Намибии, Мозамбике и Анголе. Нормализовались отношения между Угандой, Кенией и Танзанией. С предоставлением независимости Эритрее завершилась многолетняя гражданская война в Эфиопии, но теперь столкновения между Эфиопией и Эритреей происходят уже на межгосударственном уровне. Решение проблем, из-за которых долгое время существовали главные очаги напряженности на Африканском континенте и вокруг него, оказалось частичным, недостаточным для создания атмосферы региональной безопасности. К середине 90-х годов обстановка во многих районах, которые ранее рассматривались лишь как потенциальные зоны локальной конфронтации, резко обострилась. Особенно драматично развивалась ситуация в районе Великих озер. Уходящие в глубь колониальной истории противоречия между хуту и тутси выплеснулись за пределы Руанды и Бурунди, где проживают эти народы. В конфликт оказались вовлечены в той или иной степени многие государства субрегиона. Сохраняется напряженность в Сомали, где на фоне фактического распада государства противоборствующие группировки продолжают попытки достичь военно-политического превосходства. Посреднические усилия соседних государств в ряде случаев помогали снизить уровень конфронтации, однако неоднократно достигавшиеся мирные договоренности участниками конфликта не соблюдались. Необходимо отметить, что сохранение военно-политической конфронтации тесно связано с гонкой вооружений на Африканском континенте, которая усиливает нестабильность во внутренней политике и межгосударственных отношениях. Среди развивающихся стран Африки наибольшей военной мощью к концу 70-х годов обладали Египет, Ливия, Алжир, Марокко, Эфиопия, Ангола и Нигерия. В армиях этих стран была сосредоточена основная часть бронетанковых сил континента, большая часть военной авиации и флота. Еще в девяти странах (Сомали, Кения, Судан, Тунис, Танзания, Мозамбик, Замбия, Зимбабве и Заир) военный потенциал достигал субрегионального уровня, позволяющего вести активные боевые действия за пределами своих границ. Картину высокой нестабильности военно-политической обстановки во многих районах Африки дополняют практически повсеместная неурегулированность положения национальных меньшинств, сепаратистские тенденции, проявления религиозной нетерпимости, межгосударственные разногласия, питаемые планами субрегиональной гегемонии некоторых африканских лидеров. Поэтому практически во всех частях континента существуют не только реальные, но и потенциальные «горячие точки», которые могут стать самым серьезным препятствием на пути экономического возрождения и преодоления отсталости африканских стран. Однако положение в «горячих точках» Африканского континента в последние годы не оставалось неизменным. Благодаря действиям ООН, усилиям ОАЕ, отдельных государств в ряде случаев удалось добиться позитивных сдвигов. Была успешно завершена масштабная операция по поддержанию мира в Мозамбике. Без существенных осложнений шел процесс национального примирения в ЮАР. Были найдены мирные решения территориального спора между Чадом и Ливией о полосе Аузу, вопроса о статусе Уолфиш-Бея. Удалось предотвратить разрастание внутренних конфликтов в Лесото, Свазиленде, Центрально-Африканской Республике, на Коморах, а также территориальных споров между Нигерией и Камеруном, Эритреей и Йеменом, Намибией и Ботсваной. Приведенные примеры являются убедительным доказательством того, что урегулирование конфликтов в Африке является хотя и трудным, но вполне реальным даже в сравнительно сжатые сроки. Важно также, что процесс миротворчества, начавшийся в связи с конкретными конфликтами, гармонично сочетается с глобальными тенденциями преодоления конфронтации. Свидетельством заинтересованности африканских стран в укреплении международной и региональной безопасности является подписание договора о создании в Африке безъядерной зоны. Растет стремление усилить контроль за распространением оружия и добиться запрещения его наиболее смертоносных видов на континенте. В этой связи оценка ситуации в «горячих точках» Африки исключительно через призму «афропессимизма» была бы неправомерной Лебедев М.М. Африка в современном мире. - СПб.: Питер, 2003.. Характерной чертой наращивания усилий по установлению и поддержанию мира на Африканском континенте являлась широкая вовлеченность мирового сообщества, и особенно государств - членов Совета Безопасности ООН. Симптоматично, что в этот период 40% сил ООН по поддержанию мира действовали в Африке. Но сегодня все более активно проявляется и стремление самих африканских стран к участию в процессах урегулирования и миротворчества. Важным явлением международных отношений в Африке стало начало формирования специального механизма ОАЕ, призванного обеспечивать предупреждение и урегулирование конфликтов. Согласно документам Каирского саммита ОАЕ в его основу положены принципы невмешательства во внутренние дела государств, уважения суверенитета и территориальной целостности, урегулирование конфликтов путем переговоров, посредничества и взаимных консультаций. Определен и примерный (1 млн. долл.) объем ежегодных отчислений ОАЕ на нужды специального миротворческого корпуса. Но контуры региональной системы безопасности выглядят пока достаточно расплывчатыми. Ее договорная структура, критерии функционирования и взаимодействия с силами ООН по поддержанию мира носят еще аморфный характер. Камнем преткновения для африканского миротворчества является дефицит материальных средств, а главное, отсутствие взаимного доверия в отношениях многих соседних государств и амбиции их лидеров. В этой связи актуальность приобретает оказание Африке международного содействия в деле создания межафриканских миротворческих сил. Однако оно тормозится наличием определенных расхождений между США и Францией - двумя крупнейшими западными партнерами африканских стран. Различия американских и французских подходов к проблеме отчетливо проявились на проходившей в Дакаре международной конференции. Франция выступает за сохранение своего прямого военного присутствия в Западной Африке (5 военных баз) и подготовку при участии крупного французского контингента специального миротворческого корпуса (МАРС) из представителей семи франкоязычных стран субрегиона. Этот план отличается от американского проекта, предусматривающего создание миротворческого корпуса иной конфигурации (АСРК). В процессе формирования АСРК уже подготовлено по батальону от вооруженных сил Сенегала и Уганды. В ближайшем будущем к ним планируется подключить также батальоны из Ганы, Малави, Мали, Туниса и Эфиопии. Таким образом, принципиальным различием французских и американских представлений о возможностях участия африканских государств в операциях по поддержанию мира на континенте является ориентация, с одной стороны, на субрегиональные, а с другой - на трансконтинентальные масштабы. Идеи создания африканских сил быстрого развертывания в целом вписываются в глобальную стратегию децентрализации миротворчества. Но при их реализации необходимо обеспечить сохранение за Советом Безопасности ООН роли главного инструмента по поддержанию мира, четко определяя в каждом конкретном случае порядок использования военных контингентов и подконтрольность их действий ООН. Мир и нормализация обстановки служат предварительными условиями улучшения экономического и социального положения на Африканском континенте. Одновременно осторожный оптимизм в отношении преодоления военных конфликтов во многом связан с улучшением основных показателей экономического роста, характерным в последнее время для большинства африканских государств. Деколонизация. Колониальные империи до второй мировой войны были незыблемы, ситуация изменилась после войны. В 1947 г. Великобритания признала независимость Индии, Пакистана, Бирмы, Цейлона и др. своих колоний. Франция упорствовала в попытках сохранить колонии, но потерпела поражения в колониальных войнах во Вьетнаме (1945-1954 гг.) и в Алжире (1954-1962 гг.). Итальянские колонии были взяты под опеку ООН, а затем получили независимость. На Ближнем Востоке после распада Османской империи в 1936 г. приобрёл независимость Египет, в 1931 г. - Ирак. На территории бывшей Палестины продолжалась борьба за создание арабского государства. Процесс деколонизации переместился в Африку. 1960 г. назвали годом Африки. Создано несколько десятков национальных государств на месте французских и британских колоний в тропической (присахарской) Африке. В 1970 г. завоевали независимость Ангола и Мозамбик. Процесс деколонизации завершился созданием независимой Намибии (1990 г.). Причины развала колониальной системы: Оздоровление мировой обстановки в связи с победой демократии над фашизмом и тоталитаризмом; Нежелание народов колоний жить в неволе; СССР и США выступили против колониализма; Ослабление колониальных держав сделало для них непосильным бременем сохранение империй. В послевоенном мире проблема деколонизации была связана с выбором социалистического или капиталистического пути развития, центром которого стали Индия и Китай. В большинстве стран Африки у власти оказались военные диктатуры или авторитарно-монархические режимы. Выбор пути развития и скорость преобразований зависели от региональных культурно - цивилизационных особенностей, которых в Азии и Африке было три: 1. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с конфуцианскими традициями (Китай, Япония, Корея, Тайвань, Вьетнам, Гонконг, Сингапур). 2. Индо-буддийско-мусульманский регион (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия). 3. Арабо-мусульманский регион (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба). Япония. После поражения в войне в Японии были проведены радикальные реформы. Они проводились при содействии и по инициативе американских оккупационных властей: - аграрная реформа - земля передавалась крестьянам, ликвидировался клан помещиков и ростовщиков; - принятие новой конституции - сохранялся институт императоров, но конституция лишала его "божественного знака", определяла его роль как "царствует, но не управляет"; - утверждена многопартийная парламентская система с доминирующей либерально-демократической партией. В начале 50-х гг. Япония оставалась аграрно-индустриальной страной. Через три десятилетия она превратилась в передовую индустриальную державу. Япония стала богатым и процветающим государством, центром современной науки и передовых технологий, второй экономикой мира после США. Экономический подъём назван японским "экономическим чудом", чему способствовал ряд факторов: Япония заимствовала и использовала зарубежный научно-технический опыт и изобретения; Япония опередила многие страны в автоматизации производства и во внедрении роботов, что не привело к увольнению большого контингента рабочих; Многие японские компании придерживались пожизненного набора рабочей силы; Собственные усовершенствования и требовательность к качеству продукции обеспечили японскому бизнесу ведущее место в мире по производству видео-, аудио- и радиотехники, автомобилей и других товаров; В Японию осуществлялся приток американского капитала и технологий; Основная причина экономического благополучия Японии - напряжённый труд, высокая трудовая этика, культура труда, корпоративная дисциплина, уважение к старшим и другие восходящие к конфуцианским традициям нормы поведения японцев. Китай. В 1946 г. в Китае началась Гражданская война - Чан Кайши с армией партии Гоминьдан выступал за капиталистическую модернизацию по западному образцу, с одной стороны, и Мао Цзэдун во главе компартии и её армии НОАК (Народно-освободительная армия Китая) - за построение социализма и коммунизма. Победу в гражданской войне одержала Коммунистическая партия Китая, 1 октября 1949 г. в Пекине Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной республики. Реформы: Ликвидация помещичьего землевладения, но вскоре - начало коллективизации; Национализация промышленности; Ликвидация частной собственности в деревне; В области промышленности приняты планы форсированного развития производства с нарушением технических норм, технологических процессов и отраслевых пропорций; - "коммунизация" сельского хозяйства, что имело отрицательные последствия; 1966-1976 гг. - "культурная революция". Новая модернизация Дэн Сяопина (государственный и партийный деятель КПК, в 1978 г. - третий заместитель председателя КПК, начальник штаба НОАК): Роспуск коммун, возвращение земли крестьянам; Легализация торговли, открытие рынков; Предоставление самостоятельности предприятиям, их выход на внешний рынок; Развитие мелкого и среднего частного сектора в промышленности и торговле; Появление возможности для иностранных инвестиций выхода на мировой рынок; Разработана Концепция "строительства социализма с китайской спецификой" и построения "средне-зажиточного общества". Последствия реформ КПК, в основном, имели негативные последствия. В дальнейшем росту экономики Китая способствовали следующие факторы: вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это привело к открытию внутреннего рынка для иностранных товаров и способствовало продвижению китайской продукции в зарубежные страны. Китай стал в 1990-е гг. крупнейшим объектом вложения иностранного капитала. По ряду показателей объёма производства Китай к концу 90-х гг. вышел практически на первое место в мире. По размерам территории (более 30 млн км2) Африка – самый крупный из главных географических регионов мира. И по числу стран она тоже намного опережает любой из них: в Африке ныне 54 суверенных государства. Они чрезвычайно различаются между собой по площади и численности жителей. Например, Судан – самая большая из стран региона – занимает 2,5 млн км2, ему немного уступает Алжир (около 2,4 млн км2), за ними следуют Мали, Мавритания, Нигер, Чад, Эфиопия, ЮАР (от 1 млн до 1,Змлнкм2), тогда как многие относящиеся к Африке островные государства (Коморские Острова, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Маврикий) – всего от 1000 до 4000 км2, а Сейшельские Острова – и того меньше. Таковы же различия между африканскими странами и по численности жителей: от Нигерии со 138 млн до Сан-Томе и Принсипи с 200 тыс. человек. А по географическому положению особую группу образуют 15 стран, не имеющих выхода к морю (табл. 6 в книге I). Возникли об-щие проблемы:
Получив независимость, народы Африки приобрели право вы-бирать себе политиков, но на деле они часто оказывались демаго-гами, озабоченными только властью и собственным влиянием. В процессе модернизации практически оказались не использо-ванными те достижения, которых страны Африки добились, на-ходясь в колониальной зависимости. Решение африканских лиде-ров отказаться от многих достижений колониального прошлого своих стран объяснялось тем, что бывшие метрополии объявля-лись идеологическим врагом, связь с которым невозможна в принципе. Социалистический путь развитияСтремление к национальной независимости требовало политики, менее зависимой от бывших метрополий. Такая полити-ка толкала африканские государства к выбору альтернативной мо-дели развития. Примером такой модели в этот период был Советский Союз. Во главе многих африканских государств встали национальные лидеры, считавшие себя антиимпериалистами, со-циалистами и друзьями СССР, особенно если Советский Союз ока-зывал им какую-либо помощь. К таким политикам можно отнести Кваме Нкрума в Гане, Секу Туре в Гвинее, Модибо Кейто в Мали и Патриса Лумумбу в Конго. Просоветски настроенные лидеры стре-мились положить конец отсталости своих стран, в которых сель-ское хозяйство преобладало над промышленностью; они вводили централизованное планирование, брали курс на индустриализацию, сокращали импорт или вовсе отказывались от него. В отсутствие ре-сурсов и надлежащих условий в лучшем случае эти эксперименты не завершались ничем, а в худшем — приводили к ужасным катаклиз-мам: разрухе, голоду, гражданской войне. Многие историки главную причину отсталости африканских стран видят в колониализме. Ключевой проблемой для африканских государств становился вопрос о том, что нужно для того, чтобы превратить нищие страны в процветающие. Грядущему XXI веку предстояло ответить, требуется ли для этого только простое копирование экономических мето-дов, или такой процесс затронет и культурную, и социальную среду. ГанаАлжирВ процессе деколонизации Африки самую острую проблему со-ставили территории, на которых проживало много европейцев. Прежде всего, речь идёт о французской колонии Алжир. Южнее СахарыЮжно-Африканская Республика (ЮАР)Государственной политикой ЮАР являлся апар-теид , что в переводе с аврикаанс (бурский язык , один из 11 офи-циальных языков в ЮАР) означает «раздельное проживание». Идео-логической основой апартеида являлся расизм, деливший людей на высших (полноценных) и низших (неполноценных). В стране дей-ствовали законы о расселении по расовым группам, о раздельном обслуживании, за белым населением закреплялось преимуществен-ное право голоса на выборах. В 1950-1970-х гг. основной задачей политических лидеров Южно-Африканской Республики была защи-та в стране «государства белых» и расовой системы, осуждаемой во всём мире. К концу 1970-х гг. ЮАР, по существу, состояла из двух общин, настроенных крайне враждебно друг к другу. В начале 1980-х гг. правительство под давлением усиливающихся выступле-ний против апартеида и страха перед хаосом начало отменять ра-систские законы. Ликвидация этого режима произошла мирным путём в 1994 г. В результате первых свободных выборов к власти пришло правительство чёрного большинства во главе с Н. Манделой. |
Новое
- Урок географии канады Канада — общие сведения
- К Епанчину отправляется Мышкин - главный герой, которого создал Достоевский -"идиот"
- Неравномерное(переменное) движение
- Фазы луны Лунные и солнечные затмения
- Домашнее обучение: дистанционные школы и экстернаты
- Николас отнер - код исцеления методом простукивания
- Екатерина Богданова - Пансион искусных фавориток
- Черное и белое: цитаты, афоризмы и высказывания За черной полосой всегда идет белая цитаты
- Самые древние государства мира Самая старая страна из существу
- Пирамиды на дне Бермудского треугольника: гипотезы плодятся Что находится на дне бермудского