Главная - Витале Джо
Фронтовая полоса пропуская гурты колхозного. Проблема посильного участия детей в войне. Сочинение на ЕГЭ. Примеры. «Дети и война»: сочинение-рассуждение для школьников младших классов


Повесть В.П.Катаева «Сын полка». В ней мы узнаём о судьбе мальчиками Вани Солнцева, которого нашли разведчики спящим в окопчике и приютили его на время у себя. Мальчик хотел участвовать в разведке, сбежал от ефрейтора Биденко, который вёз его в грузовике в детский дом. Мальчик убедил взрослых, и ему разрешили пойти в разведку. Под видом пастушка ребёнок собрал ценные сведения.

Не только взрослые, но и дети вставали на защиту своей Родины во время войны. Они хотели помочь своей стране, своему городу и своей семье в борьбе с врагом. В центре повести Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына» - обычный мальчик Володя Дубинин из Керчи. Произведение начинается с того, что рассказчики видят улицу, названную в честь ребенка. Заинтересовавшись этим, они идут в музей, чтобы узнать, кто такой Володя. Рассказчики беседуют с мамой мальчика, находят его школу и товарищей и узнают, что Володя - обычный мальчик со своими мечтами и планами, в жизнь которого ворвалась война. Его отец, капитан военного корабля, научил сына быть стойким и храбрым. Мальчик отважно вступил в отряд партизан, добывал новости из тыла врага и первым узнал об отступлении немцев. К сожалению, мальчик погиб во время разминирования подходов к каменоломне. Однако город не забыл своего маленького героя, который, несмотря на юные годы, совершал ежедневный подвиг наравне со взрослыми и пожертвовал своей жизнью ради спасения других.

В романе А.Фадеева «Молодая гвардия» вчерашние школьники создали подпольную организацию для борьбы с оккупантами. Юные краснодонцы оказывали активное сопротивление врагам. За свои активные действия юноши с девушки были арестованы и подвержены жёстким пытками, но они вели себя достойно, стойко и мужественно. Они отдавали свою жизнь в борьбе с фашизмом.

Не только взрослые, но и дети вставали на защиту своей Родины во время войны. Они хотели помочь своей стране, своему городу и своей семье в борьбе с врагом. В центре повести Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына» - обычный мальчик Володя Дубинин из Керчи. Произведение начинается с того, что рассказчики видят улицу, названную в честь ребенка. Заинтересовавшись этим, они идут в музей, чтобы узнать, кто такой Володя. Рассказчики беседуют с мамой мальчика, находят его школу и товарищей и узнают, что Володя - обычный мальчик со своими мечтами и планами, в жизнь которого ворвалась война. Его отец, капитан военного корабля, научил сына быть стойким и храбрым. Мальчик отважно вступил в отряд партизан, добывал новости из тыла врага и первым узнал об отступлении немцев. К сожалению, мальчик погиб во время разминирования подходов к каменоломне. Однако город не забыл своего маленького героя, который, несмотря на юные годы, совершал ежедневный подвиг наравне со взрослыми и пожертвовал своей жизнью ради спасения других.
Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны

1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера»

Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена, чтобы натопить избу к приходу матери. Одиноко и холодно и есть очень хочется. Вернувшаяся с работы уже затемно мать приносит муку и кусок мяса. Быстро и весело стряпаются пельмени. Но их ещё надо сварить. В холодную зимнюю темень выходят Ваня и мать за дровами. Холод, тяжело рубить дрова, а потом тащить их домой. Уставший Ванька засыпает, не дождавшись готовых пельменей. Мать с трудом будит детей и кормит их. Засыпая Ванька слышит, как мать строчит на машинке: завтра он пойдёт в школу в новой рубахе. Несмотря на тяжёлые годы войны, мать Вани говорит, что солдатам, сидящим где-то в окопах сейчас намного труднее, и видимо, это вселяет силы в уставшую женщину.

2. Э.Е. Фонякова «Хлеб той зимы»

Повесть посвящена тяжёлой блокадной зиме, когда по нормам выдавали 125 граммов хлеба на человека в день: «На фарфоровом блюдечке - пузатенькая, «детская» чашечка с мучным супом - зеленоватой жидкостью-болтанкой и пластик черного хлеба, такой тоненький, что сквозь него просвечивает воздух». Это еда на весь день, оставленная родителями своей дочке. Девочка мучается над проблемой съесть всё сразу или растянуть на весь день. Растянуть не получается. Всё съедается моментально и незаметно. Соседка в это время жарит на кухне блины. Девочка буквально молится, повторяя про себя как заклинание: «Ну дай же, дай!.. Ну пол, ну четверть блинчика!..» Однако соседка не делится с девочкой. Но некоторое время спустя в комнату заходит подружка Ирка и оставляет на столе завёрнутыми в газетку три ароматных масляных блина. Люди сохраняют милосердие и продолжают помогать друг другу даже в такое тяжёлое время.

3. Б.Васильев «В списках не значился»

Николай Плужников оказывается в Брестской крепости накануне начала Великой Отечественной войны. Разгромленный гарнизон уходит в подземелье. Николай и немногие выжившие защитники продолжают сражаться. Переходя из подвала в подвал, страдая от голода и жажды, Николай лишь однажды пытается покончить жизнь самоубийством. Однако в этот момент его отговаривает Мирра, девушка-еврейка, влюблённая в Николая. Осенью девушка признаётся, что она беременна. Плужников, желая спасти девушку, отправляет её на разбор завалов. Но её узнаёт немец, которого когда-то пощадил Коля. Мирра пытается отойти подальше, чтобы Плужников, который следит за всем из подвальной дыры, ничего не понял и не вмешался. Девушку жестоко избивают и протыкают штыком. Так Мирра спасает ценой своей жизни Николая. В условиях бесчеловечной жестокости в людях остаётся любовь, жажда спасти ближнего.

4. В.Г. Распутин «Живи и помни»

В повести идёт рассказ о судьбе Настёны, которая пытается в последние годы войны спасти своего мужа-дезертира. Андрей Гуськов в минуту слабости, испугавшись погибнуть на войне, бежит домой в родную деревню. Прячась по ночам, они тайно встречаются. Настёна всячески пытается искупить грех своего мужа, работает больше других, покупает облигации государственного займа почти на свои трудодни. Когда женщина узнаёт, что она беременна, она пытается до последнего скрывать тайну своего мужа. Но её выслеживают. В этот момент, понимая, что уйти от погони не удастся, она тонет в реке, спасая ценою собственной жизни и жизни не рождённого ребёнка своего мужа. Название повести обращено к Андрею, который обрёк на смерть самого дорогого ему человека. В войне человек проявляет как свои лучшие, так и худшие качества.

Текст 10 по А. Гайдару

(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

- (4)Дяденька, дайте два патрона.

- (5)На что тебе патроны?

- (6)А так… на память.

- (7)На память патронов не дают.

(8) Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

(9) Губы мальчишки презрительно кривятся:

Ну вот! (10)Что с них толку?

- (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? (14)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо.

(16) И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(17) Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

(20)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это - обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне.

(26)Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

- (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

(29)Грузовик трогается. (ЗО)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. (32)Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

(ЗЗ)Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

(35)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки - переживают события Великой Отечественной войны. (Зб)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (37)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом.

(По А. П. Гайдару*)

* Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков, 1904-1941) - русский советский детский писатель, киносценарист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Аргументы

  1. Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает, что Петя Ростов в 15 лет и на войне остается ребенком, проявляет детскую непосредственность.

(к изложению содержания относитесь осторожно, все наскоро из Интернета, точно только факты, авторы и названия произведений)

Петя Ростов Одним из самых трогательных и очаровательных образов является образ Пети Ростова. Рассмотрим эпизод из 4 тома произведения, который повествует о первых впечатлениях Пети в партизанском отряде. Петя – младший ребенок в семье Ростовых, живой, жизнерадостный мальчик, любимец матери. Попадает он на войну еще совсем юным, но у него уже есть цель – совершить подвиг и стать героем. Он был в восторге от того, что находится в партизанском отряде и у него есть возможность проявить себя. Он безрассудно хватается за любую возможность показать, что он уже взрослый и может воевать наряду с опытными офицерами. И больше всего он боится пропустить возможный случай, где бы он мог проявить свое геройство. Петя — романтик, для него война является приключением, возможностью испытать себя, свою храбрость и силу. Он ничего не боится, он стремится быть в центре событий, обязательно на передовой, и тогда он сможет осуществить свою мечту о подвиге. Однако в отряде его оберегают. Генерал запрещает Пете принимать участие в любых действиях Денисова. Как романтик может согласиться с этим? Но он выполняет приказ, ведь для военного это закон . В семье мальчика окружала добрая, дружеская атмосфера, благодаря чему он вырос отзывчивым, чутким, способным к состраданию. Он искренне любил всех людей и также был уверен в любви других людей к себе. Он старается сделать что-нибудь приятное для своих однополчан: то угощает изюмом, то предлагает помощь. В отряде к Пете также относятся очень тепло, по-отечески. Но мальчик хочет выглядеть старше своих лет, он старается доказать всем, что он уже вырос и стал самостоятельным. Однако, несмотря на все попытки скрыть это, мы понимаем, что он еще по-детски наивен. Гибель именно Пети, младшего из семьи Ростовых, показывает всю жестокость и бесчеловечность войны.

2. В.О. Богомолов повесть «Иван». В.О. в. более жестока,.

«Иваново детство» - фильм Андрея Тарковского по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван».

Иван Буслов родом из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце - в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч(погибает) или подполковник.

Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш».

После войны в найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Иван — тоже ребенок, В. Богомолов подчеркивает это эпизодом, когда ему понравился красивый нож, как любому мальчику. И Гайдар не случайно пишет «Беру на себя ответственность», желая показать, что война — дело взрослых, они должны брать на себя ответственность за все, что происходит.

Тема детей, пострадавших от военных действий заслуживает отдельного рассмотрения, так как здесь мы имеем целый комплекс проблем. Помимо потери близких эти дети испытали и страх собственной смерти, и страх за своих родственников, многие оказываются без крова, вынуждены бежать из родного города. Встречаются и дети, потерявшие сразу всех своих родных, видевшие многие жестокие убийства, рушащиеся дома. На фоне посттравматического стресса, которому оказываются подвержены дети особенно тяжело оказывается справиться с трудностями. На наш взгляд, эта тема особенно важна и заслуживает детального рассмотрения, однако объем данной работы не позволяет рассмотреть ее достаточно подробно, мы ограничились лишь некоторыми данными, опубликованными психологами, работавшими с детьми, пострадавшими во время второй чеченской войны.

Работа такого рода описывается в статье Р. Джармен . Примечательно то, что в данном случае мы имеем дело не только с профессиональной психологической помощью, но и с помощью, которую каждый может оказать своему ближнему просто своим присутствием, пониманием и сочувствием. Вот как описывает проведенную реабилитационную работу сам

"С 1996 года я на регулярной основе занимаюсь профессиональным тренингом и поддержкой людей из Чечни с целью помочь им в совладании с последствиями травмы сначала первой чеченской войны, а затем и второй. Вследствие ужасных событий этих войн дети страдают от ночных кошмаров, страхов шума и темноты, внезапных воспоминаний (flashbacks) перенесенного. Многие дети мочатся в постель и не способны сосредоточиться и удерживать внимание. Все переживают утрату и часто испытывают сильное чувство вины из-за неспособности предотвратить произошедшее. Многие испытывают гнев, фрустрацию и не способны постичь произошедшее. Потеря веры во взрослое поведение привела к разрушению семейной жизни, к тому, что многие дети начали вести себя, как взрослые. Дети утратили свое детство. Подростки испытывают гнев на события, которые совершенно изменили их жизнь и окружение и украли их юность. Женщины унижены собственной беспомощностью, тем, что оказались неспособны предотвратить эти события и теперь не могут обеспечить свои семьи. Способность обеспечить и защитить собственную семью имеет фундаментальное значение для поддержания хорошей самооценки и чувства собственного достоинства. Все эти факторы необходимо принимать во внимание в процессе исцеления.

Люди находятся в очень тяжелом положении, между противоборствующими силами. Большая их часть - это дети, женщины и пожилые люди. Этот тренинг помог учителям, социальным работникам и матерям приобрести навыки, которые позволили им участвовать в исцелении от дистресса. С 1996 года группа женщин ежегодно в течение 3-4 недель проходит тренинг консультативных навыков. Большая их часть сейчас уже являются компетентными консультантами, способными облегчать умеренный или серьезный дистресс своих клиентов. В своей работе они стремятся вернуть им психологическое здоровье и способность справляться с очень тяжелыми физическими условиями, в которых они живут. Я бы хотела отметить, что и сами эти женщины пострадали от травмы, их жизнь - это борьба с собственным дистрессом.

Процесс исцеления включает несколько уровней. На простейшем уровне - это нахождение в отношениях, разговаривание и слушание или совместная деятельность и оказание друг другу поддержки в решении простых жизненных задач. В такого рода работу по исцелению вовлекается каждый. Делиться друг с другом своими историями - это естественный и ценный во всех культурах процесс. Истории несут с собой потенциал роста и исцеления, дают нам силу и стойкость.

Применение специальных навыков - это другой способ участия в процессе исцеления. Здесь имеются в виду навыки активного слушания и способность помочь клиенту пройти через болезненные и беспокоящие переживания таким образом, чтобы он или она преодолели и трансформировали такие потенциально деструктивные эмоции, как страх, гнев, вина, фрустрация и утрата.

На следующем уровне нужны специальные знания. Это те случаи, когда мы имеем дело с серьезной травмой или даже с посттравматическим стрессовым расстройством. Оказалось, что лишь весьма небольшой процент людей демонстрирует посттравматическое стрессовое расстройство. Для большинства же консультирование - это та помощь, которая может оказаться достаточной. Очень важно преждевременно не навешивать ярлык посттравматического стрессового расстройства, так как люди не больны, они пережили дистресс. Желательно избегать профессионального жаргона и даже не использовать слов психология и психологи, поскольку они нередко уже имеют негативную коннотацию. Лучше говорить на знакомом и понятном людям языке. Когда используются психологические термины люди чувствуют, что они не знают чего-то, что знают эксперты. Когда мы пытаемся оказывать людям поддержку в восстановлении внутренних сил их сообществ, от профессиональной терминологии лучше отказаться.

Тренинг построен на обучении через опыт. Он основан на гуманистическом подходе, то есть на уважении личности и работе с внутренним потенциалом к самоисцелению. Большое внимание уделялось созданию безопасного пространства, развитию эмпатии и навыков активного слушания, использованию игры и средств творческого самовыражения, работе с метафорами. Частью тренинга стало создание ритуалов с целью совладания с утратой, горем, виной и гневом. Чтобы увеличить способность к управлению эмоциями, в ходе тренинга ставилась, в частности, задача увеличения осознания их когнитивной составляющей, а для облегчения стресса и напряжения проводились упражнения на релаксацию. Тренинг также включал оценку работы и отслеживание прогресса клиента, а также использование игр для облегчения социального взаимодействия.

Как уже отмечалось, полезнее говорить о людях в дистрессе и не использовать клинические термины типа посттравматическое стрессовое расстройство. В основе такой работы - уважение личности и вера в потенциальную энергию самоисцеления каждого человеческого существа. Консультант лишь содействует активизации процессов самоисцеления. Для такого рода работы важно создать эмоционально безопасное пространство. Это особенно важно в культуре, где слезы и потеря контроля над чувствами рассматриваются как слабость. Для выражения чувств в группе требуется особое разрешение. Слезы - это не табу, а гнев может быть выражен безопасным образом. В сессиях необходимо выделить время как для воспоминания и горевания, так и для приспособления к той жизненной реальности, в которой приходится быть.

Важнейшим элементом работы по самоисцелению является восстановление отношений: между детьми и родителями, внутри группы, с учителями, с сообществом, а также восстановление чувства собственного достоинства и ценности каждого индивида как члена общества.

Консультанты использовали специально созданный простой опросник, чтобы определить, кто из детей больше всего нуждается в помощи. Детей, у которых были симптомы дистресса или проблемы с обучением, также направляли учителя. Помимо этого, родители приводили детей, с которыми они потеряли эмоциональный контакт. Консультанты начали работу с группами из 12 детей, встречаясь с ними два раза в неделю на двухчасовые сессии в неповрежденных комнатах школ или домов. В комнатах были игрушки и арт-материалы. На начальном этапе в группе были установлены правила уважительного, безоценочного отношения ко всем присутствующим, что позволило детям почувствовать себя в безопасности, плакать и выражать гнев. Правило конфиденциальности и другие правила групповой работы помогли восстановить доверие людей друг к другу и веру в восстановление общества, способного защитить своих членов. Дети, которые нуждались в индивидуальной помощи, имели такую возможность после группы или в другое время.

Консультанты, работавшие с этими группами, были обучены важнейшим консультативным навыкам, при этом большое значение придавалось безусловному позитивному отношению и теплоте, эмпатии и конгруэнтности. Поскольку большая часть консультантов имела педагогическое образование, в процессе их тренинга особое внимание было уделено отличиям работы консультанта от педагогической деятельности. Наличие ожиданий учителя или родителя могло бы привести к ориентации детей на потребности консультанта, а не на свои собственные потребности. Особое внимание было уделено достижению ребенком уверенности и чувства "Я хороший", занятию активной позиции в своей жизни. Группа подтверждала внутренний потенциал к исцелению каждого своего участника.

Каждая сессия начиналась и завершалась обменом чувств по кругу. Дети садились в круг и имели возможность высказать любые чувства и потребности, выразить признательность друг другу. Это давало также возможность разделить с другими события и вести от родных. Не было никакого давления, но каждый ребенок знал, что у него есть возможность в безопасном пространстве поговорить о личных проблемах.

Когда в группе установилась доверительная обстановка и дети узнали друг друга, время обмена по кругу стало очень ценным опытом.

Такая группа подобна мини-обществу, в котором участники начинают доверять друг другу и заботиться друг о друге. Истории могут быть рассказаны, эмоции выражены и проработаны. Это также возможность восстановления самооценки; посредством воображения могут быть исследованы различные способы реагирования и совладания с новыми обстоятельствами. Конечно же остается время для игр, упражнений и веселья. Детям позволяется быть детьми и на время забыть об ответственности, которую они взвалили на свои плечи в результате внезапных и разрушительных событий.

При этом важным фактором является уважение культурных традиций и их использование в работе. Мальчики, чьи отцы или старшие братья были убиты, внезапно сталкиваются с ношей старшего мужчины в семье, со всей той ответственностью, которую налагают кавказские традиции. Возможность говорить о новых ролях, осмыслить свое положение очень ценна для них. Дети переживают неспособность их родителей справиться с трудностями и защитить их. Потеря естественной связи с родителями - источник громадной боли для многих из них. Эти и другие переживания могут быть исследованы в группе.

Консультанту необходимо обладать особым чутьем, чтобы не ожидать от ребенка того, что противоречит его воспитанию. Следует активно вовлекать ребенка в процесс принятия необходимых, касающихся его жизни решений. Это способствует избавлению от чувства бессилия и переживания себя жертвой внешних обстоятельств.

Внезапные разрушительные события выводят людей из состояния равновесия. Для понимания произошедшего и постижения новых обстоятельств требуется время. Эмоции достигают верхнего предела. Преобладают страхи, беспомощность, гнев, вина и фрустрация. Эмоции становятся основной побудительной силой. Под их влиянием человек совершает непредвиденные поступки, вследствие чего возникает чувство невладения собой. Поэтому процесс исцеления направлен на восстановление баланса, помощь в выражении и овладении собственными эмоциями.

В процессе исцеления помимо создания атмосферы безопасности существенное значение имеют навыки активного слушания. Важно слышать не только историю, но и содержащиеся в ней эмоции. Ребенок может вновь и вновь рассказывать ужасную историю в отчужденной манере, так что кажется, будто он уже справился с воспоминанием травматического события. Однако пока не произойдет восстановления связи с эмоциями, которые являются частью истории, никакого психологического исцеления не произойдет. Вслушиваясь в историю, консультант должен быть готов к встрече с болью и к ее проживанию вместе с ребенком. Вместе с тем, далеко не всегда требуется детальное изложение истории. Консультанту необходимо чутье, чтобы определить тот момент, когда ребенок готов говорить, выражать свои чувства и таким образом освобождаться от своей истории.

Ребенок ни в коем случае не должен чувствовать, что его принуждают рассказывать свою историю. Если ребенок страдает от внезапных воспоминаний произошедшего (вторгающиеся образы), он должен понять, что от них можно избавиться, выразив связанные с ними чувства. По мере того как консультант подтверждает эмоции, вызванные травматическим событием, он помогает клиенту в когнитивном овладении ими, способствуя возобновлению отношения между собой и собственными чувствами и контролю над ними. Таким образом, эмоции постепенно перестают быть основной побудительной силой поведения.

Восстановить связь между прошлым и настоящим консультант может через подтверждение последовательности событий. Раньше была нормальная жизнь с присущей ей эмоциональной реальностью; затем были тревога и страх, предшествовавшие травматическому событию; далее выражение истории данного события, ведущее к освобождению и наконец необходимость приспособления к новой ситуации. Ребенок может начать свой рассказ с любого места, задача консультанта состоит в том, чтобы сделать необходимые связи и поместить травматическое событие в более широкий контекст. Тем самым осуществляется помощь в протягивании моста к прошлому, в восстановлении связи с внутренними ресурсами, их привнесении в настоящее.

Дети часто испытывают огромное чувство вины из-за того, что не смогли предотвратить деструктивные события или не спасли погибающего человека. В таких случаях полезным оказывается проверка реальности через ролевую игру.

Маленькая девочка, на которую оставили ее младшую сестру - грудного ребенка, - вышла на улицу, держа ту на руках. Внезапно с пролетающего вертолета началась стрельба; пули свистели почти над самым домом. От испуга она выронила ребенка, и он погиб от удара. Девочка страдала от сильнейшего чувства вины. Консультант предложила использовать ролевую игру, чтобы разыграть всю последовательность событий. Девочка наблюдала за этим со стороны. Этот опыт помог ей осознать реальность этого момента и избавиться от чувства вины.

Работая с утратой, консультанты нашли полезным применение техники пустого стула. Применение этой техники дает клиенту возможность разговора с человеком, потеря которого произошла так внезапно. Это возможность высказать невысказанное и сказать: "Прощай". И снова, конкретизация чувств при этом очень полезна.

В процессе работы важно не забывать, что консультанты нуждаются в обучении, подтверждении и поддержке. Для этого они встречаются в группе поддержки и делятся друг с другом своим опытом и чувствами.

В этой статье и вышеприведенных примерах я пыталась показать, что даже люди с минимальным тренингом могут оказывать реальную помощь в периоды кризиса, делая важный вклад в процесс исцеления не только конкретного ребенка, но и внутреннего исцеления целого сообщества. Вовлечение в процесс помощи членов пострадавшего сообщества, а не экспертов извне - это ценный способ оздоровления общества, исцеления, происходящего изнутри. Люди не больны психологически, они переживают дистресс на протяжении определенного промежутка времени, и в этот период они нуждаются в поддержке. Консультанты, прошедшие тренинг после первой войны говорили мне, что этот опыт помогает им и сообществу вокруг них лучше справляться с ужасами второй чеченской войны. Они чувствовали себя психологически сильнее.

В заключение я хотела бы выразить мое восхищение достоинством, силой и красотой людей Чечни, с которыми мне удалось познакомиться и которые живут в данный момент в ужасных условиях, буквально на грани возможности существования. Война - это человеческая катастрофа, которая прежде всего требует сострадания и здравого смысла, а не терапевтических вмешательств".

Война - тяжелое беспощадное время, когда малейшая слабость может стоит жизни. Стариков, женщин, детей - никого она не прощает. А.П. Гайдар, как участник Гражданской и Великой Отечественной войн, не мог не поднять в тексте, предложенном для анализа, столь близкую и волнующую его проблему раннего взросления в военные годы.

Юношеская безрассудная жажда подвига, смешанная с пережитым горем, потерей родителей, родных, друзей, - таким описывает автор внутренние переживания многих детей того времени.

«…сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу», - утверждает рассказчик.

Писатель желает донести мысль, что не важно: слаб ты или силен, слишком юн или уже стар, бархатные ли у тебя ручки, ни разу не бравшие оружие, или уже по локоть в крови - все перед опасностью равны.

Конечно, те испытания, те мучения, через которые прошли юные, еще неокрепшие ребята, нельзя назвать детством. Автор доносит до нас мысль, что невозможно наслаждаться жизнью, когда слышишь за окном гул от падающих бомб.

«И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига» - описывает рассказчик нам общее настроение среди молодежи.

Действительно, в столь трудную минуту люди, независимо от возраста, начинают осознавать свой долг перед Родиной, всеми силами стараются помочь ей, ведь, может быть, именно от этой помощи и зависит будущая жизнь всей страны.

Оба данных примера приводят нас к мысли, что война закаливает характер, дает познать настоящую цену и вкус жизни, объединяет народ. Сплочение со своими сверстниками и старшими ребятами, создание партизан-отрядов, готовность и желание ребят отдать все, но спасти свою Родину - все это лишь указывает нам на раннее взросление детей в военные годы.

Позиция автора по данному вопросу ясна. Он утверждает, что такого понятия, как детство не существует во время войны. Ее последствия отражаются как и на самих воющих, так и прикрывающих их сограждан в тылу. К сожалению, дети вынуждены так рано шагнуть в этот жестокий и беспощадный взрослый мир, где уже не остается того ребяческого легкомыслия, беззаботности, ведь может вскоре оказаться так, что только ты сам будешь отвечать за свою жизнь.

Нельзя не согласиться с мнением А.П. Гайдара. Действительно, стоит ли вспоминать сколько погибло еще совсем юных мальчишек и девчонок в эти года, сколько судеб разрушено, сколько ребят остались сиротами и без крова… Люди тогда не жили, люди выживали. Истории ребят, не сломившиеся во время блокады Ленинграда, лишь только доказывают данное утверждение. Из исторического журнала, недавно прочитанного мной, мне запомнилась одна фраза, сказанная матерью своему сыну:

«Стыдно плакать. Всем трудно, тяжело, больно, не только тебе, сожми кулачки и молчи».

В заключение хочется добавить, что на войне нет места слабостям. На войне побеждает сильнейший. Многие дети, живущие в нынешнее время, конечно, не поймут и не оценят тяжесть той военной и послевоенной жизни. Однако именно ее жестокость и строгость смогли взрастить из младых неокрепших детишек настоящих людей.


Что такое война? По моему мнению, война – это самое страшное событие, которое может произойти с человечеством. Она унесла миллионы жизней. Война не пощадила ни взрослых, ни детей. В ней принимали участие не только отцы, дяди, но и подростки, которые хотели приблизить свою страну к победе над фашизмом. Именно об этом думает Аркадий Петрович Гайдар и ставит проблему роли детей на войне.

Он выпрашивает у солдата патроны, чтобы помочь в уничтожении врага. Смелый мальчик, видя, как старшие братья, дяди уходят в партизаны, не хочет сидеть сложа руки. Солдат доверяет ему обойму от своей винтовки. Он уверен, что эти пули полетят в нужную сторону. Об этом говорится в предложениях 22-26.

Дети очень остро переживали события Великой Отечественной войны. Они помогали в глубоком тылу, в прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. Где бы дети ни оказались, у них была огромная жажда дела, подвига.

Через эти примеры мы можем увидеть, что во время войны детям пришлось рано повзрослеть и встать наряду со взрослыми на защиту Отчизны. Настолько жестокой и беспощадной была эта война.

Таким образом, можно сказать, что роль детей во время Великой Отечественной войны была огромной. Подростки своими подвигами приблизили страну к великой победе. Мы должны помнить их и постараться, чтобы был мир во всём мире.

Обновлено: 2019-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • По тексту А.П. Гайдара: Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам (Проблема переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне)
 


Читайте:



Сочинение My working day на английском с переводом

Сочинение My working day на английском с переводом

«Распорядок дня на английском языке» – одна из самых востребованных тем. Пожалуй, одна из первых, изучаемых в школе и повторяемых в ВУЗе. Будни или...

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Кратко о статье: Расширенная вселенная давно развивается независимо от своих непосредственных создателей. Дабы не путаться в хронологии событий,...

ю Высшие и центральные государственные учреждения

ю Высшие и центральные государственные учреждения

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в...

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

feed-image RSS