Главная - Витале Джо
Ггу им скорины официальный. Гомельский государственный университет им. Скорины (ГГУ Скорины). Научная жизнь в стенах ГГУ

Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины был основан в 1929 году. Статус университета был присвоен вузу в 1969 году.

В вузе ведется обучение на 12 факультетах, среди которых - математический, физический, биологический, филологический, факультет иностранных языков, физкультурный факультет. Также имеются исторической, юридический, геолого-географический, экономический факультет, факультеты психологии и довузовской подготовки, заочный факультет. Достаточно хорошо развита сфера послевузовского образования: 56 специальностей аспирантуры, 5 специальностей докторантуры.

Кроме того, на базе университета действует Франко-белорусский институт управления, также Институт повышения квалификации и переподготовки кадров, Союзный университет интеграции, позволяющий россиянам получать в вузе бесплатное образование.

Обучение в Гомельском Университете Скорины производится как на бесплатной основе, так и на платной. Стоимость обучения за год составляет 3 315 000 белорусских рублей, или 1 070 у. е. для дневного отделения, и 1 515 000 белорусских рублей, что составляет 490 у. е., для заочного отделения.

Для поступления в Гомельский Университет Скорины необходимы следующие документы: заявление установленной формы на имя ректора, документ об образовании с приложениями – его оригинал, сертификат проведенного в Республике Беларусь в текущем году централизованного тестирования – оригинал. Также необходимо предоставить 6 фотографий размером 3 х 4 см, справку формы 86У, установленную Министерством здравоохранения, документы, подтверждающие право абитуриента на льготы.

Гомельскі дзяржаўны ўніверсітэт імя Францыска Скарыны Координаты : 52°26′35″ с. ш. 31°00′04″ в. д.  /  52.4430° с. ш. 31.0010° в. д.  / 52.4430; 31.0010 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1930 году

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины (бел. Гомельскі дзяржаўны ўніветсітэт імя Францыска Скарыны) - один из вузов Республики Беларусь . Расположен в городе Гомеле . Открыт в году.

Общие сведения

В состав структуры ГГУ им. Ф. Скорины входят: 13 факультетов; Институт повышения квалификации и переподготовки кадров; 2 научно-исследовательских института; 18 научно-исследовательских лабораторий; 42 студенческих научно-исследовательских подразделения; 48 кафедр; общеуниверситетский музей-лаборатория Франциска Скорины, 7 музейных экспозиций факультетов, аспирантура, докторантура.

Высшее образование в ГГУ осуществляется по 35 специальностям первой ступени образования и 22 специальностям - второй, 69 специализациям. Подготовка кадров высшей квалификации ведется в аспирантуре по 51 специальности, в докторантуре - по 5 специальностям. Для поступления в ГГУ необходимо успешно сдать централизованное тестирование . В университете обучается 9949 студентов, из них 5508 на дневной форме и 4441 - на заочной, 90 аспирантов, 1 докторант (апрель 2016 года). В комплексе ГГУ работают 1422 сотрудника, в том числе профессорско-преподавательский состав (ППС) (без учета совместителей) – 657 человек. В числе ППС и научных работников 4 члена-корреспондента НАН Беларуси ,39 докторов наук, 34 профессора, 248 кандидатов наук, 206 доцентов .

Университет входит в структуру Министерства образования Республики Беларусь .

История

В 1958 г. в пединституте был открыт факультет начальной школы, а в 1959 г. – инженерно-педагогический факультет, название которого позднее трижды менялось (индустриально-педагогический, обще­технические дисциплины и труд, общетехнические дисциплины и физика). В последние два года деятельности Гомельский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова готовил учителей для средних школ на 5 факультетах (физико-математичес­кий, филологический, химико-биологичес­кий, общетехнических дисциплин и физики, физического воспитания). Осенью 1961 г. в Гомельском пединституте была открыта аспирантура. С 1968 г. началась разработка хоздоговорных тем (первый хоздоговор по теме «Исследования характеристик и свойств полимерных покрытий оптическими и спектральными методами»). За время работы Гомельский государственный педагогический институт им. В.П.Чкалова подготовил 12,5 тысяч специа­лис­тов .

В конце 1968 г. было принято решение об открытии на базе педагогического института Гомельского государственного университета. В приказе Министра высшего и среднего специального образования №130 от 31 марта 1969 г. указывалось: «2. Открыть Гомельский государственный университет с 1 мая г. на базе Гомельского государственного педагогического института им. В.П.Чкалова . Иметь в составе университета факультеты: историко-филологический, механико-математический, физический, биолого-почвенный, геологический, экономический и физического воспитания». Пер­вым ректором был назначен известный учёный В. А. Белый . В 1969/1970 учебном году в университете обучалось 4 429 студентов, в т.ч. 2 349 – по дневной форме и 2 080 - по заочной. Первый университетский выпуск составил 913 человек.

С августа 1973 года ректором ГГУ был назначен учёный, академик, участ­­ник Великой Отечественной войны Б.В. Бокуть . За годы работы в университете академиком Б.В. Бокутем была создана научная школа по оптике, которая получила известность далеко за пределами республики. Высокий профессиональный уровень, опыт работы профессорско-преподавательского состава университета исполь­зовался во многих странах мира (Алжир, Вьетнам, Куба, Кения, Монголия, Судан и другие), которым Советский Союз оказывал помощь в подготовке кадров в различных отраслях знаний. В 1980-е годы активизировалась работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в университете. На протяжении ряда лет существовали тесные связи факультетов с промышленными предприятиями и научно-исследовательскими институтами. В конце 1970-х – первой половине 1980-х годов впервые в республике Гомельский государственный университет начал создавать филиалы кафедр при предприятиях и НИИ .

В 1990-е годы было открыто 10 новых специальностей. По инициативе ректора Л.А. Шеметкова в ГГУ впервые были открыты советы по защите диссертаций и докторантура. С октября г. стал издаваться журнал «Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины». Значительно расширилось международное сотрудничество. В 1994 г. университет выиграл грант программы ТЕМПУС в размере 1 млн. долларов и совместно с университетами Клермон-Феррана (Франция), Бирмингема (Англия), Киля (Гер­ма­ния) в 1994-1998 годах разрабатывал проект «Совер­шенс­тво­вание уп­рав­ле­ния университетом». В начале ХХI века университет возглавлял док­тор фи­зи­ко-математических наук, профессор М.В. Селькин .

Факультеты

  • филологический
  • иностранных языков
  • исторический
  • юридический
  • экономический
  • физический
  • геолого-географический
  • биологический
  • психологии и педагогики
  • физической культуры
  • довузовской подготовки и обучения иностранных студентов
  • заочный

Напишите отзыв о статье "Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины"

Примечания

Ссылки

Гомельскі дзяржаўны універсітэт імя Францыска Скарыны

5-й корпус

Общие сведения

В состав структуры ГГУ им. Ф. Скорины входят: 13 факультетов; Институт повышения квалификации и переподготовки кадров; 2 научно-исследовательских института; 18 научно-исследовательских лабораторий; 42 студенческих научно-исследовательских подразделения; 43 кафедры; общеуниверситетский музей-лаборатория Франциска Скорины, 7 музейных экспозиций факультетов, аспирантура, докторантура.

Высшее образование в ГГУ осуществляется по 42 специальностям первой ступени образования и 22 специальностям - второй, 57 специализациям. Подготовка кадров высшей квалификации ведется в аспирантуре по 46 специальностям, в докторантуре - по 6 специальностям. Для поступления в ГГУ необходимо успешно сдать централизованное тестирование . В университете обучается около 8500 студентов, из них более 5000 на дневной форме и около 3500 - на заочной, около 650 магистрантов, 120 аспирантов, 5 докторантов (апрель 2019 года). В комплексе ГГУ работает более 1300 сотрудников, в том числе профессорско-преподавательский состав (ППС) (без учета совместителей) - 586 человек. В числе ППС и научных работников 4 члена-корреспондента НАН Беларуси , 45 докторов наук, 33 профессора, 240 кандидатов наук, 218 доцентов .

Университет входит в структуру Министерства образования Республики Беларусь .

В мировом рейтинге университетов «Webometrics» на апрель 2019 г. ГГУ им. Ф. Скорины занимает 4405 позицию .

История

В 1958 г. в пединституте был открыт факультет начальной школы, а в 1959 г. - инженерно-педагогический факультет, название которого позднее трижды менялось (индустриально-педагогический, общетехнические дисциплины и труд, общетехнические дисциплины и физика). В последние два года деятельности Гомельский государственный педагогический институт им. В. П. Чкалова готовил учителей для средних школ на 5 факультетах (физико-математический, филологический, химико-биологический, общетехнических дисциплин и физики, физического воспитания). Осенью 1961 г. в Гомельском пединституте была открыта аспирантура. С 1968 г. началась разработка хоздоговорных тем (первый хоздоговор по теме «Исследования характеристик и свойств полимерных покрытий оптическими и спектральными методами»). За время работы Гомельский государственный педагогический институт им. В. П. Чкалова подготовил 12,5 тысяч специалистов .

В конце 1968 г. было принято решение об открытии на базе педагогического института Гомельского государственного университета. В приказе Министра высшего и среднего специального образования № 130 от 31 марта 1969 г. указывалось: «2. Открыть Гомельский государственный университет с 1 мая г. на базе Гомельского государственного педагогического института им. В. П. Чкалова . Иметь в составе университета факультеты: историко-филологический, механико-математический, физический, биолого-почвенный, геологический, экономический и физического воспитания». Первым ректором был назначен известный учёный В. А. Белый . В 1969/1970 учебном году в университете обучалось 4 429 студентов, в том числе 2 349 - по дневной форме и 2 080 - по заочной. Первый университетский выпуск составил 913 человек.

С августа 1973 года ректором ГГУ был назначен учёный, академик, участник Великой Отечественной войны Б. В. Бокуть . За годы работы в университете академиком Б. В. Бокутем была создана научная школа по оптике, которая получила известность далеко за пределами республики. Высокий профессиональный уровень, опыт работы профессорско-преподавательского состава университета использовался во многих странах мира (Алжир, Вьетнам, Куба, Кения, Монголия, Судан и другие), которым Советский Союз оказывал помощь в подготовке кадров в различных отраслях знаний. В 1980-е годы активизировалась работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в университете. На протяжении ряда лет существовали тесные связи факультетов с промышленными предприятиями и научно-исследовательскими институтами. В конце 1970-х - первой половине 1980-х годов впервые в республике Гомельский государственный университет начал создавать филиалы кафедр при предприятиях и НИИ .

В 1990-е годы было открыто 10 новых специальностей. По инициативе ректора Л. А. Шеметкова в ГГУ впервые были открыты советы по защите диссертаций и докторантура. С октября 1999 г. стал издаваться журнал «Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины». Значительно расширилось международное сотрудничество. В 1994 г. университет выиграл грант программы ТЕМПУС в размере 1 млн долларов и совместно с университетами Клермон-Феррана (Франция), Бирмингема (Англия), Киля (Германия) в 1994-1998 годах разрабатывал проект «Совершенствование управления университетом».

В 1995 году на основе договоров о сотрудничестве между ГГУ им. Ф.Скорины и Оверньским университетом Клермон-1 (город Клермон-Ферран , Франция) был создан Франко-белорусский институт управления, который функционировал до 2013 года .

В декабре 2017 года в ГГУ имени Ф. Скорины при поддержке Нанкинского университета науки и технологий (город Нанкин , КНР) был открыт .

В 2017 году на базе Шанхайского профессионального института индустрии, коммерции и иностранных языков открылся филиал ГГУ им. Ф. Скорины - Гомельский институт .

В 2018 году в ГГУ имени Ф. Скорины открылся Центр обучения китайскому языку .

Факультеты

  • Биологический
  • Геолого-географический
  • Исторический
  • Довузовской подготовки
  • Иностранных языков
  • Математики и технологий программирования
  • Психологии и педагогики
  • Физики и информационных технологий
  • Физической культуры
  • Филологический
  • Экономический
  • Юридический
  • Заочный

Примечания

  1. Официальный сайт ГГУ им. Ф. Скорины
  2. Учреждения высшего образования Министерства образования Республики Беларусь

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины (бел. Гомельскі дзяржаўны ўніветсітэт імя Францыска Скарыны) - один из вузов Республики Беларусь . Расположен в городе Гомель . Открыт в 1930 году .

Общие сведения

В состав структуры ГГУ им. Ф. Скорины входят: 13 факультетов; Институт повышения квалификации и переподготовки кадров; 2 научно-исследовательских института; 18 научно-исследовательских лабораторий; 42 студенческих научно-исследовательских подразделения; 48 кафедр; общеуниверситетский музей-лаборатория Франциска Скорины, 7 музейных экспозиций факультетов, аспирантура, докторантура.

Высшее образование в ГГУ осуществляется по 35 специальностям первой ступени образования и 22 специальностям - второй, 69 специализациям. Подготовка кадров высшей квалификации ведется в аспирантуре по 51 специальности, в докторантуре - по 5 специальностям. Для поступления в ГГУ необходимо успешно сдать централизованное тестирование . В университете обучается 9949 студентов, из них 5508 на дневной форме и 4441 - на заочной, 90 аспирантов, 1 докторант (апрель 2016 года). В комплексе ГГУ работают 1422 сотрудника, в том числе профессорско-преподавательский состав (ППС) (без учета совместителей) - 657 человек. В числе ППС и научных работников 4 члена-корреспондента НАН Беларуси ,39 докторов наук, 34 профессора, 248 кандидатов наук, 206 доцентов .

Университет входит в структуру Министерства образования Республики Беларусь .

История

В 1958 г. в пединституте был открыт факультет начальной школы, а в 1959 г. - инженерно-педагогический факультет, название которого позднее трижды менялось (индустриально-педагогический, обще­технические дисциплины и труд, общетехнические дисциплины и физика). В последние два года деятельности Гомельский государственный педагогический институт им. В. П. Чкалова готовил учителей для средних школ на 5 факультетах (физико-математичес­кий, филологический, химико-биологичес­кий, общетехнических дисциплин и физики, физического воспитания). Осенью 1961 г. в Гомельском пединституте была открыта аспирантура. С 1968 г. началась разработка хоздоговорных тем (первый хоздоговор по теме «Исследования характеристик и свойств полимерных покрытий оптическими и спектральными методами»). За время работы Гомельский государственный педагогический институт им. В. П. Чкалова подготовил 12,5 тысяч специа­лис­тов .

В конце 1968 г. было принято решение об открытии на базе педагогического института Гомельского государственного университета. В приказе Министра высшего и среднего специального образования № 130 от 31 марта 1969 г. указывалось: «2. Открыть Гомельский государственный университет с 1 мая г. на базе Гомельского государственного педагогического института им. В. П. Чкалова . Иметь в составе университета факультеты: историко-филологический, механико-математический, физический, биолого-почвенный, геологический, экономический и физического воспитания». Пер­вым ректором был назначен известный учёный В. А. Белый . В 1969/1970 учебном году в университете обучалось 4 429 студентов, в том числе 2 349 - по дневной форме и 2 080 - по заочной. Первый университетский выпуск составил 913 человек.

С августа 1973 года ректором ГГУ был назначен учёный, академик, участ­­ник Великой Отечественной войны Б. В. Бокуть . За годы работы в университете академиком Б. В. Бокутем была создана научная школа по оптике, которая получила известность далеко за пределами республики. Высокий профессиональный уровень, опыт работы профессорско-преподавательского состава университета исполь­зовался во многих странах мира (Алжир, Вьетнам, Куба, Кения, Монголия, Судан и другие), которым Советский Союз оказывал помощь в подготовке кадров в различных отраслях знаний. В 1980-е годы активизировалась работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в университете. На протяжении ряда лет существовали тесные связи факультетов с промышленными предприятиями и научно-исследовательскими институтами. В конце 1970-х - первой половине 1980-х годов впервые в республике Гомельский государственный университет начал создавать филиалы кафедр при предприятиях и НИИ .

В 1990-е годы было открыто 10 новых специальностей. По инициативе ректора Л. А. Шеметкова в ГГУ впервые были открыты советы по защите диссертаций и докторантура. С октября 1999 г. стал издаваться журнал «Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины». Значительно расширилось международное сотрудничество. В 1994 г. университет выиграл грант программы ТЕМПУС в размере 1 млн долларов и совместно с университетами Клермон-Феррана (Франция), Бирмингема (Англия), Киля (Гер­ма­ния) в 1994-1998 годах разрабатывал проект «Совер­шенс­тво­вание уп­рав­ле­ния университетом».

В 1995 году на основе договоров о сотрудничестве между ГГУ им. Ф.Скорины и Оверньским университетом Клермон-1 (город Клермон-Ферран , Франция) был создан Франко-белорусский институт управления, который функционировал до 2013 года .

Факультеты

  • филологический
  • иностранных языков
  • исторический
  • юридический
  • экономический
  • математики и технологий программирования
  • физики и информационных технологий
  • геолого-географический
  • биологический
  • психологии и педагогики
  • физической культуры
  • довузовской подготовки и обучения иностранных студентов
  • заочный

Примечания

  1. Официальный сайт ГГУ им. Ф. Скорины
  2. Учреждения высшего образования Министерства образования Республики Беларусь
  3. Ranking Web of Universities
  4. Рейтинг высших учебных заведений стран СНГ
  5. Зеленкова А.И. Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины (1930-2015 годы) / А.И. Зеленкова, Н.Н. Мезга, М.П. Савинская; редкол.: А.В. Рогачев (гл. ред.) [и др.] ; М-во образования РБ, Гом.гос. ун-т им. Ф. Скорины.. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. - С. 6-55. - 266 с.
  6. История города (неопр.) . Все о Гомеле .
  7. Учреждения высшего образования Республики Беларусь (неопр.) .
  8. Ученые Беларуси: Борис Васильевич Бокуть (К 85-летию со дня рождения) (неопр.) . .
  9. Памяти ученого (неопр.) . Национальная академия наук Беларуси .
  10. (неопр.) . Системы образования .

Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины (ГГУ)

В 1933 году он был преобразован в педагогический институт с трехлетним сроком обучения. Через год институт был реорганизован в вуз с четырехлетней программой обучения, предусматривавшей подготовку преподавателей математики, физики, химии и природоведения. 5 марта 1939 года Указом Президиума Верховного Совета БССР институту присвоено имя прославленного летчика В.П. Чкалова.

За годы существования институт подготовил для различных областей народного хозяйства около 13000 высококвалифицированных специалистов, были достигнуты значительные успехи в сфере науки. Высокой оценкой труда коллектива института стало Постановление ЦК КПБ и Совета Министров БССР от 14 марта 1969 года № 93 о преобразовании Гомельского педагогического института в Гомельский государственный университет - второй в Беларуси Вуз такого высокого ранга.

За большие достижения в изучении и научном исследовании культурного наследия белорусского народа, культурно-просветительной деятельности крупнейшего гуманиста эпохи Возрождения, восточнославянского и белорусского первопечатника Франциска Скорины Постановлением Совета Министров БССР от 29 ноября 1988 года университету было присвоено его имя. Ректор университета: Рогачёв Александр Владимирович.

Сегодня Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - крупнейший научно-исследовательский и учебный центр, по праву получивший признание у отечественной и мировой научной общественности. Старейший вуз региона стал настоящим интеллектуально-культурным ядром Белорусского Полесья.

Ректор:
ХАХОМОВ Сергей Анатольевич ,
кандидат физико-математических наук, доцент
Проректор по учебной работе:
СЕМЧЕНКО Игорь Валентинович ,
доктор физико-математических наук, профессор
Проректор по учебной работе:
КРУК Андрей Викторович ,
кандидат биологических наук, доцент
Проректор по научной работе:
ДЕМИДЕНКО Олег Михайлович ,
доктор технических наук, профессор

Структура вуза (факультеты и кафедры):

Биологический факультет

Кафедра ботаники и физиологии растений
Кафедра зоологии, физиологии и генетики
Кафедра химии
Кафедра лесохозяйственных дисциплин

Геолого-географический факультет

Кафедра экологии
Кафедра геологии и географии

Исторический факультет

Кафедра истории Беларуси
Кафедра всеобщей истории
Кафедра истории славян и специальных исторических дисциплин
Кафедра философии

Факультет иностранных языков

Кафедра английского языка
Кафедра теории и практики английского языка
Кафедра романо-германской филологии

Факультет математики и технологий программирования

Кафедра алгебры и геометрии
Кафедра высшей математики
Кафедра вычислительной математики и программирования
Кафедра дифференциальных уравнений и теории фунций
Кафедра математических проблем управления и информатики
Кафедра математического анализа
Кафедра экономической кибернетики и теории вероятностей

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии
Кафедра социальной и педагогической психологии
Кафедра педагогики

Факультет физики и информационных технологий

Кафедра оптики
Кафедра теоретической физики
Кафедра общей физики
Кафедра радиофизики
Кафедра автоматизированных систем обработки информации

Факультет физической культуры

Кафедра спортивных дисциплин
Кафедра теории и методики физической культуры
Кафедра оздоровительной и лечебной физкультуры
Кафедра физического воспитания и спорта

Филологический факультет

Кафедра белорусского языка
Кафедра белорусской литературы
Кафедра белорусской культуры и фольклористики
Кафедра русской и мировой литературы
Кафедра русского, общего и славянского языкознания

Экономический факультет

Кафедра финансов и кредита
Кафедра экономической теории и мировой экономики
Кафедра бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности
Кафедра экономики и управления
Кафедра коммерческой деятельности и информационных технологий в экономике

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и процесса
Кафедра теории и истории государства и права
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Кафедра политологии и социологии

Заочный факультет

Факультет довузовской подготовки и обучения иностранных студентов

Кафедра довузовской подготовки и профориентации

Приемная комиссия:

Адрес: ул. Советская, 102, корпус 5, ауд. 1-2, г. Гомоль, Республика Беларусь
Проезд: от ж/д вокзала трол. №1, 15, 15-а до остановки «Университет»
Телефоны:

375 232 57 69 17 - приёмная комиссия (ул. Советская, 102, кор. №5 ауд.1-2)
+375 232 60 73 38 - приёмная комиссия (с 02 мая по 06 августа), ул. Советская, 102, кор. №5 ауд.1-0

Международное название
Реорганизован

в университет

Год реорганизации
Тип

классический

Ректор

С. А. Хахомов

Студенты
Иностранные студенты
Аспирантура

51 специальность

Докторантура

5 специальностей

Доктора
Профессора
Преподаватели
Расположение
Юридический адрес
Сайт

Отрывок, характеризующий Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

Майор с улыбкой приложил руку к козырьку.
– Кого вам угодно, мамзель? – сказал он, суживая глаза и улыбаясь.
Наташа спокойно повторила свой вопрос, и лицо и вся манера ее, несмотря на то, что она продолжала держать свой платок за кончики, были так серьезны, что майор перестал улыбаться и, сначала задумавшись, как бы спрашивая себя, в какой степени это можно, ответил ей утвердительно.
– О, да, отчего ж, можно, – сказал он.
Наташа слегка наклонила голову и быстрыми шагами вернулась к Мавре Кузминишне, стоявшей над офицером и с жалобным участием разговаривавшей с ним.
– Можно, он сказал, можно! – шепотом сказала Наташа.
Офицер в кибиточке завернул во двор Ростовых, и десятки телег с ранеными стали, по приглашениям городских жителей, заворачивать в дворы и подъезжать к подъездам домов Поварской улицы. Наташе, видимо, поправились эти, вне обычных условий жизни, отношения с новыми людьми. Она вместе с Маврой Кузминишной старалась заворотить на свой двор как можно больше раненых.
– Надо все таки папаше доложить, – сказала Мавра Кузминишна.
– Ничего, ничего, разве не все равно! На один день мы в гостиную перейдем. Можно всю нашу половину им отдать.
– Ну, уж вы, барышня, придумаете! Да хоть и в флигеля, в холостую, к нянюшке, и то спросить надо.
– Ну, я спрошу.
Наташа побежала в дом и на цыпочках вошла в полуотворенную дверь диванной, из которой пахло уксусом и гофманскими каплями.
– Вы спите, мама?
– Ах, какой сон! – сказала, пробуждаясь, только что задремавшая графиня.
– Мама, голубчик, – сказала Наташа, становясь на колени перед матерью и близко приставляя свое лицо к ее лицу. – Виновата, простите, никогда не буду, я вас разбудила. Меня Мавра Кузминишна послала, тут раненых привезли, офицеров, позволите? А им некуда деваться; я знаю, что вы позволите… – говорила она быстро, не переводя духа.
– Какие офицеры? Кого привезли? Ничего не понимаю, – сказала графиня.
Наташа засмеялась, графиня тоже слабо улыбалась.
– Я знала, что вы позволите… так я так и скажу. – И Наташа, поцеловав мать, встала и пошла к двери.
В зале она встретила отца, с дурными известиями возвратившегося домой.
– Досиделись мы! – с невольной досадой сказал граф. – И клуб закрыт, и полиция выходит.
– Папа, ничего, что я раненых пригласила в дом? – сказала ему Наташа.
– Разумеется, ничего, – рассеянно сказал граф. – Не в том дело, а теперь прошу, чтобы пустяками не заниматься, а помогать укладывать и ехать, ехать, ехать завтра… – И граф передал дворецкому и людям то же приказание. За обедом вернувшийся Петя рассказывал свои новости.
Он говорил, что нынче народ разбирал оружие в Кремле, что в афише Растопчина хотя и сказано, что он клич кликнет дня за два, но что уж сделано распоряжение наверное о том, чтобы завтра весь народ шел на Три Горы с оружием, и что там будет большое сражение.
Графиня с робким ужасом посматривала на веселое, разгоряченное лицо своего сына в то время, как он говорил это. Она знала, что ежели она скажет слово о том, что она просит Петю не ходить на это сражение (она знала, что он радуется этому предстоящему сражению), то он скажет что нибудь о мужчинах, о чести, об отечестве, – что нибудь такое бессмысленное, мужское, упрямое, против чего нельзя возражать, и дело будет испорчено, и поэтому, надеясь устроить так, чтобы уехать до этого и взять с собой Петю, как защитника и покровителя, она ничего не сказала Пете, а после обеда призвала графа и со слезами умоляла его увезти ее скорее, в эту же ночь, если возможно. С женской, невольной хитростью любви, она, до сих пор выказывавшая совершенное бесстрашие, говорила, что она умрет от страха, ежели не уедут нынче ночью. Она, не притворяясь, боялась теперь всего.

M me Schoss, ходившая к своей дочери, еще болоо увеличила страх графини рассказами о том, что она видела на Мясницкой улице в питейной конторе. Возвращаясь по улице, она не могла пройти домой от пьяной толпы народа, бушевавшей у конторы. Она взяла извозчика и объехала переулком домой; и извозчик рассказывал ей, что народ разбивал бочки в питейной конторе, что так велено.
После обеда все домашние Ростовых с восторженной поспешностью принялись за дело укладки вещей и приготовлений к отъезду. Старый граф, вдруг принявшись за дело, всё после обеда не переставая ходил со двора в дом и обратно, бестолково крича на торопящихся людей и еще более торопя их. Петя распоряжался на дворе. Соня не знала, что делать под влиянием противоречивых приказаний графа, и совсем терялась. Люди, крича, споря и шумя, бегали по комнатам и двору. Наташа, с свойственной ей во всем страстностью, вдруг тоже принялась за дело. Сначала вмешательство ее в дело укладывания было встречено с недоверием. От нее всё ждали шутки и не хотели слушаться ее; но она с упорством и страстностью требовала себе покорности, сердилась, чуть не плакала, что ее не слушают, и, наконец, добилась того, что в нее поверили. Первый подвиг ее, стоивший ей огромных усилий и давший ей власть, была укладка ковров. У графа в доме были дорогие gobelins и персидские ковры. Когда Наташа взялась за дело, в зале стояли два ящика открытые: один почти доверху уложенный фарфором, другой с коврами. Фарфора было еще много наставлено на столах и еще всё несли из кладовой. Надо было начинать новый, третий ящик, и за ним пошли люди.
– Соня, постой, да мы всё так уложим, – сказала Наташа.
– Нельзя, барышня, уж пробовали, – сказал буфетчнк.
– Нет, постой, пожалуйста. – И Наташа начала доставать из ящика завернутые в бумаги блюда и тарелки.
– Блюда надо сюда, в ковры, – сказала она.
– Да еще и ковры то дай бог на три ящика разложить, – сказал буфетчик.
– Да постой, пожалуйста. – И Наташа быстро, ловко начала разбирать. – Это не надо, – говорила она про киевские тарелки, – это да, это в ковры, – говорила она про саксонские блюда.
– Да оставь, Наташа; ну полно, мы уложим, – с упреком говорила Соня.
– Эх, барышня! – говорил дворецкий. Но Наташа не сдалась, выкинула все вещи и быстро начала опять укладывать, решая, что плохие домашние ковры и лишнюю посуду не надо совсем брать. Когда всё было вынуто, начали опять укладывать. И действительно, выкинув почти все дешевое, то, что не стоило брать с собой, все ценное уложили в два ящика. Не закрывалась только крышка коверного ящика. Можно было вынуть немного вещей, но Наташа хотела настоять на своем. Она укладывала, перекладывала, нажимала, заставляла буфетчика и Петю, которого она увлекла за собой в дело укладыванья, нажимать крышку и сама делала отчаянные усилия.
– Да полно, Наташа, – говорила ей Соня. – Я вижу, ты права, да вынь один верхний.
– Не хочу, – кричала Наташа, одной рукой придерживая распустившиеся волосы по потному лицу, другой надавливая ковры. – Да жми же, Петька, жми! Васильич, нажимай! – кричала она. Ковры нажались, и крышка закрылась. Наташа, хлопая в ладоши, завизжала от радости, и слезы брызнули у ней из глаз. Но это продолжалось секунду. Тотчас же она принялась за другое дело, и уже ей вполне верили, и граф не сердился, когда ему говорили, что Наталья Ильинишна отменила его приказанье, и дворовые приходили к Наташе спрашивать: увязывать или нет подводу и довольно ли она наложена? Дело спорилось благодаря распоряжениям Наташи: оставлялись ненужные вещи и укладывались самым тесным образом самые дорогие.
Но как ни хлопотали все люди, к поздней ночи еще не все могло быть уложено. Графиня заснула, и граф, отложив отъезд до утра, пошел спать.
Соня, Наташа спали, не раздеваясь, в диванной. В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую, и Мавра Кузминишна, стоявшая у ворот, заворотила его к Ростовым. Раненый этот, по соображениям Мавры Кузминишны, был очень значительный человек. Его везли в коляске, совершенно закрытой фартуком и с спущенным верхом. На козлах вместе с извозчиком сидел старик, почтенный камердинер. Сзади в повозке ехали доктор и два солдата.
– Пожалуйте к нам, пожалуйте. Господа уезжают, весь дом пустой, – сказала старушка, обращаясь к старому слуге.
– Да что, – отвечал камердинер, вздыхая, – и довезти не чаем! У нас и свой дом в Москве, да далеко, да и не живет никто.
– К нам милости просим, у наших господ всего много, пожалуйте, – говорила Мавра Кузминишна. – А что, очень нездоровы? – прибавила она.
Камердинер махнул рукой.
– Не чаем довезти! У доктора спросить надо. – И камердинер сошел с козел и подошел к повозке.
– Хорошо, – сказал доктор.
Камердинер подошел опять к коляске, заглянул в нее, покачал головой, велел кучеру заворачивать на двор и остановился подле Мавры Кузминишны.
– Господи Иисусе Христе! – проговорила она.
Мавра Кузминишна предлагала внести раненого в дом.
– Господа ничего не скажут… – говорила она. Но надо было избежать подъема на лестницу, и потому раненого внесли во флигель и положили в бывшей комнате m me Schoss. Раненый этот был князь Андрей Болконский.

Наступил последний день Москвы. Была ясная веселая осенняя погода. Было воскресенье. Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквах. Никто, казалось, еще не мог понять того, что ожидает Москву.
Только два указателя состояния общества выражали то положение, в котором была Москва: чернь, то есть сословие бедных людей, и цены на предметы. Фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве, по питейным домам и трактирам. Цены в этот день тоже указывали на положение дел. Цены на оружие, на золото, на телеги и лошадей всё шли возвышаясь, а цены на бумажки и на городские вещи всё шли уменьшаясь, так что в середине дня были случаи, что дорогие товары, как сукна, извозчики вывозили исполу, а за мужицкую лошадь платили пятьсот рублей; мебель же, зеркала, бронзы отдавали даром.
В степенном и старом доме Ростовых распадение прежних условий жизни выразилось очень слабо. В отношении людей было только то, что в ночь пропало три человека из огромной дворни; но ничего не было украдено; и в отношении цен вещей оказалось то, что тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги. Мало того, что за эти подводы предлагали огромные деньги, с вечера и рано утром 1 го сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненых офицеров и притаскивались сами раненые, помещенные у Ростовых и в соседних домах, и умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтоб им дали подводы для выезда из Москвы. Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал, говоря, что он даже и не посмеет доложить о том графу. Как ни жалки были остающиеся раненые, было очевидно, что, отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все – отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье. Так думал дворецкий за своего барина.

 


Читайте:



Что такое человечность Что такое человечность простыми словами

Что такое человечность Что такое человечность простыми словами

Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим. Толковый словарь русского языка Ушакова Человечность – моральное качество,...

Урок по русскому языку на тему "Написание Не с разными частями речи" (повторение изученного)(8 класс)

Урок по русскому языку на тему

Слитное или раздельное написание НЕ. (не) настные дни; (не) прерывная гряда свинцовых туч; небо (не) синее, а серое; (не) затянутый тучами (не)...

Степень окисления углерода показывает сложность химических связей

Степень окисления углерода показывает сложность химических связей

Каждый элемент способен образовывать простое вещество, находясь в свободном состоянии. В таком состоянии движение атомов происходит одинаково, они...

Прямые линии и организация пространства

Прямые линии и организация пространства

Прямые линии и организация пространстваПрямые линии – простой, но очень выразительный элемент: -линия делит плоскость на отдельные части; -линия...

feed-image RSS