Главная - Коэльо Пауло
Использоваться следующие методы монографический основывается на углубленном. Монографический, эмпирический, абстрактнологический, лингвистический и проектный методы научных исследований. Сравнительное исследование и его разновидности

Под общим понятием «сравнения» в научных исследованиях подразумевают сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Сравнение предполагает две операции – сопоставление (выявление сходства) и противопоставление (выявление различий). Исследователь прежде всего должен определить основу сравнения – критерий. Сравнению подлежат только такие понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности. Сравнение изучаемого предмета с другими по принятым параметрам помогает выделить и ограничить объект и предмет исследования. Путем сопоставления выделяют общее и специфическое в изучаемом, отбирают наиболее эффективные методы обучения и воспитания .

Метод сравнения применяется в разных науках. В педагогических исследованиях распространены сравнительно-исторические методы . Они включают в себя генетический, сравнительно-исторический, исторический методы.

Генетический метод позволяет вести исследование явлений на основе анализа их развития.

Важно установить факт возникновения явления, отметить ступени его развития, проследить процесс постепенного формирования у исследуемых определенных качеств, профессиональных знаний и умений, происшедших в результате применения психолого-педагогических мер воздействия или взаимодействия. Генетический метод решает эти задачи, выявляя специфику, тенденции развития исследуемого явления, новые подходы к решению задач, определяя результативность этих подходов и делая прогноз развития ситуации.

Реализуется генетический метод чаще в форме срезов, то есть изменение соответствующих показателей устанавливается в определенные временные интервалы. По существу, этот метод представляет собой одну из форм диалектического метода, позволяющего выяснить сущностные характеристики явлений, определить причинные зависимости и, тем самым, формировать оптимальные условия развития личности, движущие силы процесса ее формирования.

Сравнительно-исторический метод сформировался на основе методологического принципа историзма и применяется в психолого-педагогических исследованиях, обеспечивая такое изучение явлений, которое прослеживает и сравнивает их в развитии. Например, анализ категории образования в рамках этого метода позволяет объяснить, как это понятие формировалось ранее, какие этапы оно прошло в своем развитии; выявить, каким образом возникали те или иные концепции образования, каковы их источники; сравнить этапы развития отдельных концепций. Углубляя представление о предыстории, сравнительно-исторический анализ обогащает понимание современных проблем образования.

Исторический метод применяется, прежде всего, при изучении проблем истории педагогики. Помогает раскрыть возникновение, состояние и развитие учебно-воспитательных учреждений, педагогических теорий в конкретных исторических условиях.


Оценка того или иного явления с точки зрения его прогрессивности или реакционности должна учитывать характер конкретных исторических условий существования этого явления с позиции – что нового сделали педагоги по сравнению со своими предшественниками.

Таким образом, историзм не может быть сведен лишь к описанию явлений прошлого. Он позволяет выявить внутренний механизм изменений в явлениях, причинные связи на конкретных этапах развития, проследить, каким образом новое состояние явления возникает из старого.

В процессе исследования анализ исторического развития педагогических явлений всегда находится в единстве с процессами логического анализа и, напротив, теоретический анализ, проводимый логически, используется для объяснения исторического развития явлений .

Ранжирование – способ, с помощью которого исключают второстепенное, не влияющее существенно на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выделить главное в явлении и отделить второстепенное.

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками, присущими предметам данного рода и отличающими их от предметов других родов, при этом каждый класс, в свою очередь, делится на подклассы. Классификация одной и той же группы объектов может быть проведена по разным основаниям в зависимости от предмета и задач исследования.

Монографический метод позволяет рассматривать в качестве основного объекта исследования целостную, относительно самостоятельную педагогическую систему, сосредоточится на изучении отдельных проблем, анализе конкретный фактов .

социологии выделяются монографические, сравнительные, панельные и трендовые исследования.

Монографическое исследование нацелено на изучение отдельного социального явления (преступности, безработицы, социальной активности); процесса (становления многопартийности, изменения отношения населения страны к введению частной собственности на средства производства) или социальной группы (студенчества, беженцев, безработных, наркоманов). При монографическом исследовании собирается подробная и полная информация, что обеспечивает глубокий анализ изучаемого объекта. Исследование основано на предположении, что изучаемый социальный объект типичен для всей совокупности подобных объектов, и поэтому выводы, полученные при этом, могут быть распространены на все явления или процессы подобного типа. Примером монографического исследования может служить изучение образа жизни жителей того или иного региона, культурных потребностей молодежи, миграции населения и т.п.

С

Сравнительное исследование и его разновидности

равнительное социологическое исследование может быть двух видов – территориальное и временное. Территориальные основаны на сравнении одних и тех же классификационных характеристик у социальных групп разных регионов, временные – на изучении развития явлений и процессов во времени. Различают три главные методики временных исследований: панельные, трендовые и когортные.

Панельное исследование предполагает изучение изменений, которые произошли за определенный промежуток времени у одних и тех же объектов. Например, если изучались жизненные планы выпускников школ, то при панельном исследовании необходимо найти тех же выпускников и вновь опросить их, чтобы иметь возможность зафиксировать изменения и степень совпадения жизненных планов и реальности.

Трендовое (повторное) исследование преследует цель зафиксировать изменения, произошедшие с определенной социальной группой как единой социальной системой. В этом случае нет необходимости разыскивать тех же самых индивидов, достаточно опросить людей, принадлежащих к изучаемой социальной группе. Например, изучение бюджета времени сельских жителей с разрывом в 10 лет предполагает выборку сельских тружеников из типичных поселений с одними и теми же социально-демографическими характеристиками.

Когортное исследование изучает определенную совокупность людей когорту – в течение определенного времени. Типичной когортой являются люди, родившиеся в один и тот же год. Задачей исследования может быть периодический опрос этой когорты при достижении ими совершеннолетия, двадцатилетия, тридцатипятилетия и т.д. И в этом случае в выборку попадают различные индивиды, но родившиеся в нужном исследователю году.

§ 3. Методы сбора социологической информации

Техника сбора социологической информации во время проведения социологического исследования довольно разнообразна. В социологическом исследовании применяются, как правило, все (или почти все) методы сбора информации.

Выделим следующие методы сбора информации:

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ;

ОПРОС КАК САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ МЕТОД;

НАБЛЮДЕНИЕ;

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ;

на тему: Проблема использования монографических и сравнительных исследований в современных условиях

Введение

В исследованиях отдельных случаев для выделения уникальных путей решения проблем использование традиционных методов становится недостаточным. Ведь эти методы базируются на обобщении массовой статистики, использовании сложных математических моделей. Выход из этой ситуации представлен в социологии, которая изредка практикует так называемый монографический метод.

Возможности монографического исследования обеспечивают понимание происходящих процессов, во-первых, в условиях высокодинамичного окружения, тревожной нестабильной ситуации, когда люди меняют самоидентификацию, культурные регуляторы теряют свой привычный смысл; во-вторых, при изучении уникальных явлений; в-третьих, при изучении конкретных кратковременных событий.

Все большая ориентация современной социологии на сравнительные исследования связана, прежде всего, с потребностями практики, прогнозирования социального развития, все большей взаимозависимостью экономического и политического развития различных стран, расширением взаимодействия различных культур. Общеизвестны крылатые слова: "Все познается в сравнении". Окружающий нас мир явлений и вещей бесконечен в смысле неисчерпаемости качественного и количественного их многообразия.

Внутренние потребности самой науки (создание и проверка обобщенных теорий, охватывающих все более широкий класс социальных объектов и процессов) являются другим побудительным стимулом этой ориентации.

Объект работы является монографическое и сравнительное исследования.

Предмет исследования – специфика применения монографического и сравнительного исследования.

Цель работы – изучение теоретических основ о монографическом и сравнительном исследовании и области их применения.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. Опредеить основную проблему использования монографических и сравнительных исследований в современных условиях.

Глава 1. Проблема использования монографических и сравнительных исследований в современных условиях

Монографическое исследование- 1) в узком смысле, обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории. Напоминает casestudy, в отличие от которого преследует не получение нового знания, а постановку точного социального диагноза, например, организационной структуры конкретного предприятия. 2) В широком смысле, любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью. Объект исследования отбирается типологически на основе имеющейся информации. Предполагается, что он характерен для всего класса явлений .

Монографический метод не может быть воплощен в какой либо одной методике. То есть он практически представляет собой некоторый синтетический метод и конкретизируется чаще в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Этот метод использует многие науки, связанные с деятельностью человека. Например, психологи для глубокого, тщательного изучения индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими их людьми во всех основных сферах жизни. Но при этом исследователи всегда пытаются, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности изучаемого предмета и сделать обобщающие выводы.

Монографический метод по своей сути близок к качественным методам исследования, практикуемым широко в социологии. Преимущество этих методов состоит в том, что они позволяют глубже понять изучаемое явление и часто - выйти на формулирование новых проблем. Ограничения статистического количественного подхода особенно ощущаются в условиях повышенной динамики социальных процессов. Методология качественного анализа во многих таких ситуациях бывает более плодотворной, позволяя учитывать новые тенденции развития явлений, и что особенно важно - в начальной стадии их становления. Социологи-практики отмечают особую востребованность метода исследования случая для работы в переходные, кризисные периоды развития общества. Потому что в эти периоды возникают новые социальные отношения, формируются проблемы, по отношению к которым не просто не найдены методы решения. Эти проблемы часто неизвестны, их только предстоит идентифицировать

По поводу же возможностей выполнения обобщений на основе одного случая, то может быть, имеет смысл согласиться с американским социологом Э. Богардусом, который утверждает, что один случай в такой же степени необходим, как и миллион - в том смысле, что он может привнести что-то новое в научную мысль. Такая новизна может отразиться на том, что мы уже знаем, и, что, следовательно, может быть понято. Этот тезис вполне применим к изучению человека в любых координатах. Ведь по сути каждый человек - это уникальное явление Вселенной. Великий русский писатель М. Бунин во многом прав, утверждая: «Каждый из живущих на Земле достоин того, чтобы о нем написали книгу». Не только массы играют большую роль в истории. Но и выдающиеся личности, а иногда - рядовые исполнители, обладающие определенным уникальным даром. Сегодня же соединение уникальностей в организации создает предпосылки ее выживаемости.

Б езусловно, любой метод, любая исследовательская стратегия имеет ограниченные возможности получения научных результатов. Неправомерные установки и надежды на возможности метода могут привести к существенным ошибкам. Непременным условием использования любого метода является четкое определение границ его возможностей. В этой связи следует отметить, что главной целью монографического исследования является обнаружение и детальное описание образцов социальных отношений. При этом научно значимым является уже сам факт обнаружения определенного механизма таких отношений. Возможности монографического исследования обеспечивают понимание происходящих процессов, во-первых, в условиях высокодинамичного окружения, тревожной нестабильной ситуации, когдалюди меняют самоидентификацию, культурные регуляторы теряют свой привычный смысл; во-вторых, при изучении уникальных явлений; в-третьих, при изучении конкретных кратковременных событий.

Назначение такого исследования заключается в том, чтобы детально изучив один или нескольких случаев, раскрыть содержание скрытых от внешнего наблюдения процессов, протекающих в социальной среде, глубже понять изучаемое явление и предложить его множественную интерпретацию.

М онографический метод может быть использован для разных целей. Но в каждом применении он конкретизируется в зависимости от исследуемых объектов, имея конечную цель собрать «достаточное количество данных для создания теории объекта. Ибо только на уровне теории можно говорить о научном анализе.

Б езусловно, при использовании монографического метода исследователя волнует вопрос его валидности. Как и для любого другого метода, она в значительной степени определяется способом и инструментами сбора информации. В каждом случае использования монографического исследования исследователь выбирает свой набор таких методов. В их перечень входят методы качественной социологии (наблюдения и свободное интервью, анализ документов), репрезентативный опрос, анкетирование. При использовании опросов и анкетирования монографический метод ориентируется, в основном, на малые выборки. На этих выборках реализуются такие приемы обобщения информации, как комплексно-функциональный анализ; сопоставление, детализация; изучение взаимосвязей с помощью многомерных группировок и аналитических показателей; расчет непараметрических коэффициентов ранговой корреляции; построение обобщающих показателей методом таксономии и некоторые другие. Но в любом случае еще раз отметим, набор процедур, привлекаемый в изучении случая, целиком зависит от задач исследования и не ограничен только качественными методами.

Все предыдущие характеристики условий применения монографического метода и его сущности показывают, что он находится в поле социокультурной парадигмы. Именно она допускает наличие непроверяемого (интуитивного) опыта в логических построениях, ненаучного метода получения фактов. То есть, исследованный монографическим методом факт нельзя воспроизвести в полном соответствии с зафиксированным событием. Приемлемость выводов монографического метода нужно воспринимать как реальную данность. И верить в то, что качество выводов определяется уровнем профессионализма исследователя, обеспечивать такой профессионализм.

При выборе монографического метода и его структуры целесообразно предварительно познакомиться с его достоинствами и проблемами.

К достоинствам этого метода можно отнести такие:

1. Возможность получения глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений. Только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми.

2. Этот метод позволяет обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальность каждого объекта, и в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения.

    Для активизации таких потребностей человека как самовыражение, самоутверждение универсальные инструменты не применимы. Эти потребности во многом если не полностью определяются индивидуальностью и желанием. Изучение резервов их развития возможно на основе «casestudy» .

    Познавательные возможности этого метода обеспечивают понимание происходящих процессов в конкретных ситуациях («сейчас и здесь»). Это очень важно, в условиях динамичной реальности, когда для объяснения поступка, имеющего позитивный исход, трудно и некогда подобрать объяснения, когда необходимо изучать неформальные отношения, когда необходимо анализировать уникальные явления.

    Монографический метод лишен недостатков статистического метода, который показывает больше корреляцию, чем причинность и, чаще всего имеет дело с внешними аспектами жизни. Поскольку пользователь монографического метода испытывает чувство сопереживания и участия, он на основе таких чувств может разглядеть больше того, что лежит на поверхности явления .

Проблемы, возникающие при работе с монографическим методом:

1. Необходимость получения больших исходных объемов разноплановой иногда избыточной информации, которая частично не найдет применения в оценках и анализе.

    Ограниченные возможности получения научных результатов в строгом подходе к этому понятию на основе общепризнанных критериев.

    Возможная субъективность исследовательского подхода.

    Отсутствие логичных обоснований возможных рамок обобщения.

    Следует иметь в виду, что в результате монографического исследования модели социальных отношений в пределах данного метода не решается задача выявления степени распространяемости полученных выводов

    К недостаткам типичного монографического метода относится также субъективный выбор единиц наблюдения. условиях хозяйствования. Задачи исследования : ... проблемам развития предпринимательской деятельности. Методы исследования , используемые в настоящей работе: монографический ... использованной в исследовании литературы и 5 приложений по теме исследования ...

  1. Кадры и мотивация труда работников в современных условиях

    Реферат >> Государство и право

    ... исследование вопросов кадровой политики и мотивации труда работников в современных условиях ... монографическая и учебная литература, материалы периодической печати, посвященные данной проблеме ... стратегии использования человеческого потенциала... сравнительно редки...

  2. Особенности финансовой политики в современных условиях и основные направления ее

    Реферат >> Финансы

    ... современных условиях ... использованных ... монографических трудах отечественных и зарубежных ученых; справочные материалы специализированных изданий, посвященных данной проблеме ... -сравнительный ... 0,2 0,0 прикладные научные исследования в области национальной экономики...

  3. Исследование социально-экономических и политических процессов (3)

    Реферат >> Политология

    ... использование ... В современных условиях внешнеполитический процесс... комплексной проблемы . Российские... .Монографический ... сравнительного метода: кросс-культурный и сравнительно -исторический методы.СтандартизацияСтандартизация - в социологических исследованиях ...

Анкетирование

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

1. Анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.

2. Анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа.

3. Анкеты - шкалы; при ответе на вопросы анкет - шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Беседа

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост-экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

Монографический метод

Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.

Однако, обычно в психологических исследованиях используется не один какой-нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга.

. Экономическое познания законов и закономерностей развития предприятий - процесс очень сложный и требует определенной методологии и методов исследования

. Методология - учение о совокупности основных принципов, методов познания и преобразования действительности

. Метод науки - это совокупность средств, способов и приемов исследования, свойственный для нее способ проникновения в содержание изучаемого . Метод экономики предприятий определяется содержанием и особенностями ее предмета как науки, требованиями и задачами. Если предмет науки отвечает на вопрос, что изучается, то метод - как изучается

. В основу исследования науки"Экономика предприятий"положен диалектический метод. Это означает, что ученые, исследуя экономические явления и процессы, используют диалектические принципы, категории и законы согласно которыми все стороны жизни общества как единого организма рассматривают во взаимодействии, взаимосвязи и в развитии в розвитку.

. Применение принципа взаимосвязи и развития явлений объективной действительности означает, что экономические явления надо рассматривать не изолированно, в отрыве от конкретно-исторических обстоятельств, а всесторонне - в взаимодействием емозвьязку и развития. Например, необходимо анализировать уровень развития производительных сил и рациональное использование ресурсов в аграрных предприятиях во взаимосвязи с другими отраслями народного хозяй арства, их предприятиями, развитием производства отдельных видов ресурсев.

. Анализируя экономические отношения и явления, надо замечать и то, что они находятся во взаимосвязи с политическими, юридическими, демографическими, идеологическими и социальными отношениями, явлениями приро оды и технико.

. Явления следует рассматривать не в состоянии покоя, а в состоянии непрерывного движения, и этот процесс понимать как постепенное по восходящей линии от низшего к высшему, в переходе от количества к новому качеству, от запе еречення одного явления к отрицанию

другой

. Изучать экономику предприятий нельзя без знания практики, постоянных связей с ней. Имеется в виду не описательное или эмпирическое познание практических аспектов производства, - приобретает значение научное обоснование практики, перспектив развития предприятия, выявления закономерных тенденций. Такой подход позволяет внед аджуваты в практику все новое и передовое. Обосновывая и распространяя передовой опыт хозяйствования, нужно замечать различия в условиях использования природных ресурсов в различных регионах, то есть п ростежуваты сопоставимость соответствующих услоов.

. Использование фактического материала играет важную роль и позволяет применять различные методы. С целью улучшения выражения результатов экономического мышления и для его облегчения каждый экономист может е использовать четыре основные альтернативные виды:

- выражение словом - когда нет необходимости проводить глубокие исследования с использованием различных научных методов, снижение себестоимости продукции, при всех прочих равных условиях, будет обеспечивать увеличение я прибыли предприятий

- арифметическая иллюстрация показывает зависимость спроса от цены: при снижении цены продукт будет продаваться и потребляться больше, и наоборот;

- геометрический эквивалент - это выражение информации относительно изменения цены на товар, урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, графически;

- алгебраическое выражение-использование математики в экономике, т.е. математическое моделирование экономического явления, ситуации или процесса для изучения определенного аспекта

его развития

В процессе научного познания экономических явлений широко применяют элементы диалектического метода - анализ и синтез, индукцию и дедукцию

. Анализ - это расчленение объекта, предмета или экономических отношений между ними на составные части и элементы изучение в уединенном состоянии и выяснение связей между ними (рис 16)

. Рис 16 элементов диалектического метода исследования

. Синтез-объединения (мысленно), отдельных элементов воедино

Анализ и синтез широко применяется в изучении структуры явлений, которые наблюдаются, - затрат на производство продукции, производственных фондов предприятий, валового производства продукции, структуры посеве ей т.д.. Своеобразным выражением анализа и синтеза является метод статистических группировок: статистическая совокупность разделяется на группы, а выводы делаются на основании всей совокупностиі.

. Индукция - это получение общего вывода на основе единичных фактов, т.е. от фактов исследовательских - к природе объектов

Индукции принадлежит важная роль в использовании такого элемента диалектического метода исследования, как восхождение от конкретного к абстрактному. Так, при обмене одного товара на другой выясняется, что в они нечто общее, а необходимо свести к чего-то третьего. Этим общим является затраты труда на производство товаров. Использование такого элемента не требует изучения всей совокупности отдельных фактов и явлений, поскольку этот процесс бесконеченний.

. Дедукция предполагает движение исследования от общего к

отдельного и единичного. Она играет важную роль в использовании такого элемента диалектического метода исследования, как восхождение от абстрактного к конкретному. Например, выяснения категории"Дополнительно ва стоимость"дает возможность, с помощью дедуктивного метода, выявить такие конкретные формы прибыли, как предпринимательский доход, торговая прибыль, процент, земельная рентамельна рента.

Индукция и дедукция как элементы диалектического метода исследования взаимодополняющие. Результаты их применения - теории, экономические принципы и обобщения, методики, рекомендации - используются я для выработки экономической политикии.

. Исторический элемент диалектического метода познания предполагает исследование конкретного процесса развития, реальных явлений в их исторической последовательности, а логический - способ познания экономической системы, отдельных ее элементов в период достижения полной зрелости самых форм

. Эти два элемента используются в определенных исторических исследованиях и могут служить основанием для глубоких теоретических выводов

. При исследовании конкретных явлений и процессов, кроме описанных элементов диалектического метода познания, в экономике предприятий распространены и другие методы и приемы

. Метод сравнения - самый метод познания. С его помощью сравнивают экономическую эффективность различных мероприятий, технологию производства. Такие расчеты можно использовать для сравнения норматив в них и фактических затрат с последующим выяснением причин их разногласий. Метод сравнения применяют для экономической оценки в динамике показателей - уровня производства валовой продукции, уровня рентабельности ьность, производительности труда тощощо.

. Изучая массовые явления, процессы, факты и проявляя тенденции и закономерности их развития, используют экономико-статистический метод. Он позволяет выяснить количественное влияние отдельных факторов на а изменение дослиджуваного

результата

. Экономико-математический метод применяют при оптимизации в планировании производства, как предприятия в целом, так и прогнозирования отдельных элементов экономического развития (оптимизация машинно-тракторного парка, оптимизация кормово иробництва и под). Математическое моделирование и алгебраическое изображения полученных результатов в экономике аграрных предприятий используют тогда, когда на основе исходной информации с помощью компьютер а определяют оптимальные количественные выражения прогнозируемых показателей. Применяя математику, следует помнить, что речь идет не о замене экономических методов исследования математическими, а о совер ния математического аппарата и расширения материальной базы экономических методедів.

. Балансовый метод широко используют для балансов материальных, стоимостных и трудовых ресурсов в управлении экономикой предприятия. Он позволяет обеспечивать количественные пропорции относительно необходимости и наличия ресурс сел, а также увязать имеющиеся ресурсы с их использованием, выявить пропорции, взаимосвязи, образующихся в процессе производстваа.

. Монографический метод позволяет изучить передовой опыт, выявить передовые и прогрессивные методы хозяйственной деятельности предприятий, проанализировать причины упадка предприятия и обосновать меры, направленные на дальнейшее льшие его развитие. Монографическое изучения и описания отдельных вопросов, явлений, передового опыта и его обобщения способствует выявлению всего нового и прогрессивного в экономике предприв.

. Расчетно-конструктивный метод распространен в прогнозировании и планировании производства и экономических процессов развития. Он предусматривает разработку нескольких вариантов решения определенной экономической проблемы предприятия, их оценку с пода альшим выбором лучшего них.

. Экспериментальный метод позволяет проверить на практике правильность теоретических положений, степень эффективности новых рычагов экономического регулирования экономики предприятия. Использование этого метода рассматривается как практ тический шаг к проверке теоретически осмысленных проблем. С его помощью можно подтвердить правильность теоретических разработок, уточнить их или опровергнуть. Ограниченность применения этого метода связан ана со сложностью создания условий для сравнения, опасностью нанести вред, поэтому теоретические разработки должны быть точными и реальными в предусмотренномнні.

. Абстрактно-логический метод используют на всех ста действиях решения экономических проблем. По его работодателем * формулируются категории, понятия, экономические теории и гипотезы, выводы и рекомендации. Здесь на первом плане постают абстракция и логика мышленияня.

Итак, методом экономики предприятий как науки является комплексное и взаимосвязанное исследование экономической ситуации с целью изучения взаимоотношений между людьми в процесс производственной деятельности посредством опра ацювання информации различными научными способам.

 


Читайте:



Рыцарь брунсвик. Сказки старой праги. Как загадать желание

Рыцарь брунсвик. Сказки старой праги. Как загадать желание

Карлов мост - это одна из главных туристических жемчужин Чехии, самая запоминающаяся достопримечательность Праги. В этом городе, раскинувшемся по...

Мощные землетрясения в мире за последние пять лет (2004–2010)

Мощные землетрясения в мире за последние пять лет (2004–2010)

Предисловие В прошлом году, когда случилось землетрясении на Гаити, я собрала некоторые данные о нем и о землетрясениях, произошедших на Земле,...

Чем отличается круг от шара?

Чем отличается круг от шара?

На этом уроке мы рассмотрим понятия сферы и шара. Дадим их определения. Назовем некоторые из элементов сферы и шара. А также узнаем, как находят...

Примеры сильных и слабых кислот и оснований Сильным электролитом является co2 o2 h2s h2so4

Примеры сильных и слабых кислот и оснований Сильным электролитом является co2 o2 h2s h2so4

Степень электролитической диссоциации Поскольку электролитическая диссоциация - процесс обратимый, то в растворах электролитов наряду с их ионами...

feed-image RSS