Реклама

Главная - Коэльо Пауло
Общее понятие о характере и его проявлениях. Л. Общее понятие о характере. Структура характера Общее понятие о характере и его природе

Характер – целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности.

В характере личность раскрывается со стороны ее содержания.

Говоря о характере (что в переводе с греческого означает «чеканка», «печать»), обычно понимают те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям.

Характер человека как социального существа детерминирован его общественным бытием . Он является сочетанием индивидуального и типичного. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие, типичные обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты характера. Типичные характеры является продуктом общественно - исторических условий.

Свойства характера.

- Определенность характера - это характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт. У людей с неопределенным характером сходные черты отсутствуют или выражены слабо.

- Цельность характера отличается отсутствием противоречий между осознанием цели и самой деятельностью, единством мыслей и чувств.

- Противоречивость характера - присущи расстройство убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.

- Твердость характера проявляется в последовательности действий и устойчивости в отстаивании позиций, решений и принципов.

- Сила характера проявляется в энергии, с которой человек ставит обоснованную цель и добивается их достижения, несмотря на препятствия.

- Уравновешенность характера отражает оптимальное соотношение сдержанности и активности, произведенное человеком равенство поведения, которое позволяет сохранять присутствие духа в трудных условиях жизнедеятельности.

Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения , одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие.

Многообразные черты характера объединяются в следующие группы:

1. Волевые черты характера - длительные индивидуальные особенности регуляции деятельности и поведения. Волевые качества личности – стержень характера. Сила воли обеспечивает формирование таких положительных черт характера, как целеустремленность, настойчивость, упорство, инициативность, самостоятельность, выдержка, самообладание, мужество, дисциплинированность.

2. Эмоциональные черты характера - длительные индивидуальные особенности непосредственного спонтанного регулирования поведения (уязвимость, сентиментальность, эмоциональная продолжительность).

3. Интеллектуальные черты характера - длительные индивидуальные особенности интеллектуального таланта (теоретический или практический склад ума, способности, производительность ума, любознательность)

4. Нравственные черты характера.

Поскольку в характере сосредоточены стержневые особенности личности, все индивидуальные отличия в нем приобретают особенную значимость и выраженность. Характер – это единство личности, опосредующее все ее поведение. Определяя господствующие побуждения, характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет, как в том, что он делает, так и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения. Господствующая направленность человека, в которой проявляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему. Характер теснейшим образом связан с мировоззрением.

  • 1. Охарактеризуйте темперамент как свойство личности.
  • 2. Расскажите об основных типах темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический).
  • 3. Расскажите о психологических характеристиках различных типов темперамента.
  • 4. Почему темперамент считается врожденным образованием?
  • 5. В чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека?
  • 6. В чем проявляется темперамент человека?
  • 7. Какие типологии темперамента вам известны?
  • 8. На каких основаниях строится типология темперамента в школе И. П. Павлова?

Характер

Общее понятие о характере и его проявлениях

В психологии понятие характер (от греч. character - печать, чеканка) означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что это человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные качества - свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе - такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность - свойства его характера. Порой даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей его жизни. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и проч.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности она поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того, как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный: благодаря развитию личности развивается и сам коллектив.

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер - это не просто любое проявление твердости, упорства и т. п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни - главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности - это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов -- игрой в городки, Д. И. Менделеев - чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности и интересы, они определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения - его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т. д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т. д.).

Акцентуация характера - более выраженное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии.

Психопатия - болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), дисгармоничный склад личности, в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

В отличие от психопатии акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.

Существуют варианты в характере человеческих реакций на окружающее: встречаются люди с более или менее выраженным эгоизмом или альтруизмом, более или менее честолюбивые, более или менее способные к состраданию, более или менее исполненные чувства долга и т. д. Это значит, что в сфере стремлений и склонностей на основании таких вариаций возникают человеческие индивидуальности - люди отличаются друг от друга, но еще не являются акцентуированными личностями.

Акцентуированные черты характера далеко не так многочисленны, как черты вариантные. Это те же самые черты, но они имеют наклонность перейти в патологию. Считается, что такие черты существуют и у среднего человека, однако при незначительной степени остаются незаметными для окружающих. Если они достигают определенной силы, то накладывают свой отпечаток на личность; при еще большей выраженности отражаются как помеха на всем складе личности. Таким образом, акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера обнаруживают избирательную уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Акцентуированным личностям присуща готовность к особенному (как социально положительному, так и социально отрицательному) развитию. Если некоторые из них предстают перед нами в негативном свете, то это происходит потому, что внешние обстоятельства были неблагоприятными для их характера, хотя в других обстоятельствах они могли бы развиваться в людей, способных на недюжинные поступки.

Твердых правил, на основании которых можно было бы диагностировать акцентуированные черты личности, к сожалению, не существует. Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Три основных определяющих критерия - тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация.

Учение об акцентуациях характера появилось еще в XIX в. (Б. М. Бехтерев). Наибольшую известность получил термин “акцентуированная личность” (К. Леонгард, 1968), однако правильнее говорить об “акцентуациях характера” (А. Е. Личко, 1977).

Личность - понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин “акцентуированная личность” стали использовать как клинический диагноз вместо термина “психопатия”, что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы.

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Различия акцентуации и психопатии в том, что при психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Рассмотрим некоторые типы психопатий и акцентуаций характера:

Истероидный тип. Его главная черта - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе - восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитаются даже негодование или ненависть, направленные в его адрес, но только не равнодушие -- только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Внушаемость, которую нередко выдвигают на первый план, отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если внушение не льет воду на мельницу эгоцентризма. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству.

Психастенический тип. Главными чертами в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассудительности, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий (от лат. obsessio - осада, охватывание) -- навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

Астенический тип Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии.

Сенситивный тип. С детства проявляет пугливость и боязливость. Трудности адаптации чаще всего возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают два главных качества сенситивного типа: чрезвычайная впечатлительность и резко выраженное чувство собственной недостаточности.

Лабильный тип. Главная черта - крайняя изменчивость настроения. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина.

Неустойчивый тип. При сходстве названий “лабильный” и “неустойчивый” следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе - к поведению. Безволие представителей этого типа отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений они также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению.

Циклоидный тип. В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели. У лабильных циклоидов фазы гораздо короче - несколько “хороших” дней сменяют несколько “плохих”.

Гипертимный тип. Отличается повышенной психической активностью, оптимизмом, жизнерадостностью. Гипертимно- неустойчивый вариант психопатизации является наиболее частым. Здесь жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более выступает на первый план и толкает на пренебрежение занятиями и работой, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы и делинквентность - в конечном итоге это может привести к асоциальному образу жизни.

Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты. При столкновениях с жизненными трудностями, при неудачах, в отчаянных ситуациях и при угрозе серьезных наказаний возникает желание разжалобить других (вплоть до демонстративных суицидных действий) и произвести впечатление своей незаурядностью, прихвастнуть, “пустить пыль в глаза”.

Гипертимно-аффективный вариант психопатизации отличается усилением черт аффективной взрывчатости. Вспышки раздражения и гнева, нередко свойственные гипертимам, когда они встречают противодействие или терпят неудачи, здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшему поводу.

Шизоидный тип. Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении.

Эпилептоидный тип. Основные черты этого типа - склонность к дисфориям и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние аффективной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, ту- гоподвижность, тяжеловесность, инертность, накладывающие отпечаток на всю психику - от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличают злобно-тоскливая окраска настроения, накипающее раздражение, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Аффективные разряды эпилептоида лишь на первый взгляд кажутся внезапными. Повод для взрыва может быть случайным, сыграть роль последней капли. Аффекты не только очень сильны, но и продолжительны - эпилептоид долго не может остыть.

Конформный тип. Этим личностям свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. Как известно, в современной социальной психологии под конформностью принято понимать подчинение индивидуума мнению группы в противоположность независимости и самостоятельности. В разных условиях каждый субъект обнаруживает ту или иную степень конформности. Однако при конформной акцентуации характера это свойство постоянно выявляется, будучи самой устойчивой чертой.

Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера: переходящие, тран- зиторные изменения (по сути дела они по форме те же, что и при психопатиях); относительно стойкие изменения. Последние могут быть нескольких типов.

  • 1. Переход явной акцентуации в скрытую, латентную.
  • 2. Формирование на почве акцентуаций характера под действием неблагоприятных условий среды психопатических развитий, достигающих уровня явной патологии.
  • 3. Трансформация типов акцентуаций характера, присоединение к основному типу черт близкого, совместимого с ним типа акцентуации. В некоторых случаях черты последнего становятся доминирующими. Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям - в сторону совместных типов. Никогда не приходилось видеть превращения гипертимно- го типа в шизоидный, лабильного - в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сенситивную основу.

Учение о характере - характерология - имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. physis - природа, gnomon - знающий) - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. cheir - рука и manteia - гадание, пророчество) - система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики.

Более ценным в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в разных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным, и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.

Слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». В характере как бы запечатлены, отчеканены основные, наиболее существенные черты данной личности, которые устойчиво проявляются в поведении. Таким образом, характер можно определить как упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально–психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении. Черты характера проявляются в учебной и профессиональной деятельности человека, в его поступках в конкретных жизненных ситуациях, в особенностях общения с различными людьми и в различных ситуациях. В зависимости от особенностей характера люди могут по-разному реагировать, на пример, на неудачу в том или ином виде деятельности.

Один, потерпев неудачу, впадет в уныние, другой - просто откажется от решения задачи и радостно примется за что-то другое, третьего неудача только подстегнет, и он с еще большей энергией и упорством возьмется за дело. Когда мы говорим, что черты характера являются устойчивыми личностными особенностями, мы, конечно, не должны понимать это как неизменность черт характера. В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Однако черты характера не могут изменяться быстро и легко, так, например, как настроение человека.

Изменение характера – это чаще всего сложный и длительный процесс. Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельности человека, а также в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания личности.

Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, к окружающей действительности. Иногда говорят даже, что характер – это и есть определенная система отношений человека, только отношения эти стали достаточно устойчивыми. Все-таки между характером и отношением человека к чему-то есть важное различие. Отношения человека являются, в целом, более динамичными, более подвижными, а черты характера–более неизменными, более статичными устойчивыми.

В психологии характера, наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуации характера». Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром А. Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации. В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.



При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям.

Аналогично, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженные с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.

В работах К. Леонгарда используется как словосочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера», причем главным остается все-таки понятие «акцентуация личности». Сама классификация К. Леонгарда есть классификация акцентуированных личностей. В свою очередь, некоторые психологи полагают, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях и типологии характера здесь и идет речь. Скорее всего, справедливо использовать оба сочетания–и «акцентуированная личность», и «акцентуация характера».

В отечественной психологии сложилась традиция четко, а иногда и резко подчеркивать различие понятий «личность» и «характер». При этом имеется в виду, что понятие личности – более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способности и так далее Между тем западные психологи, говоря о «личности», часто имеют в виду ее характерологию. Для этого есть определенные основания, поскольку характер - это не только базис личности (так считают многие, хотя это и дискуссионно), но прежде всего интегративное образование. В характере находят свое выражение система отношений личности, ее установки, ориентации и так далее Если же обратиться конкретно к описаниям различных акцентуаций (безразлично, в какой типологии – К. Леонгарда или А. Е. Личко), то легко увидеть, что существенная их часть характеризует именно личность в ее различных аспектах. Очевидно действительно вполне допустимо в равной степени и в равном значении использовать оба термина – акцентуированная личность и акцентуация характера.

Одной из распространенных практических ошибок, от которых нам хотелось бы предостеречь, является трактовка акцентуации как установленной патологии. Очень часто такую интерпретацию можно не только услышать в устных выступлениях и на лекциях, но и обнаружить в весьма солидных публикациях. Однако отождествление акцентуаций с психопатологией характера неправомерно.

Возможно, этот ошибочный стереотип был закреплен и получил столь заметное распространение потому, что само понятие «акцентуация» появилось и поначалу употреблялось преимущественно в клинической психологии.

Впрочем, уже в работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированная личность не синонимична патологической. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию.

К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию хотя и не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он сколько-нибудь отличается в положительную.

Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному развитию, будь оно социально положительно или же, напротив, социально отрицательно. Обобщая сказанное, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы. По различным данным, распространенность акцентуаций в обществе сильно варьируется и зависит от многих факторов, таких как социокультурные особенности среды, половые и возрастные отличия и другие.

По данным К. Леонгарда и его сотрудников, доля акцентуированных личностей во взрослом населении (эмпирические данные по Германии) составляет приблизительно 50 %. При этом авторы специально подчеркивают, что в других странах соотношение акцентуированных и не акцентуированных людей может быть иным.

Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, уже сейчас можно определенно говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скрытые. Кроме того, доля акцентуированных подростков варьируется в зависимости от типа и особенностей учебного заведения.

Типы акцентуаций:

Гипертимный тип. Заметной особенностью гипертимного типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности.

По имеющимся данным (А. Е. Личко), гипертимный тип входит в пятерку наиболее «рискованных» с точки зрения делинквентности. Наряду с близким ему неустойчивым типом, он прочно занимает лидирующее положение по этому критерию. Гипертимный тип в совокупности с неустойчивым является наиболее значимым фактором опасности возникновения делинквентного поведения по сравнению с другими акцентуациями.

Застревающий тип. Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства обычно долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей чаще всего хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, хотя и в сочетании с вышесказанным.

Эмотивный тип. Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (как принято говорить, «глаза на мокром месте»).

Педантичный тип . Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом.

Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Циклотимный тип. Важнейшей особенностью циклотимного типа является смена гипертимных и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимной фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Демонстративный тип . Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

Возбудимый тип . Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.

По данным различных психологических исследований, этот тип занимает второе-третье место по распространенности в группе делинквентов. Важно отметить не только то, что возбудимый тип – один из наиболее часто встречающихся среди делинквентов, но и то, что именно возбудимые акцентуанты – наиболее частые участники насильственных правонарушений, то есть тех противоправных действий, которые являются особо опасными с социальной точки зрения и имеют, кроме того, самые суровые правовые последствия.

Дистимический тип . Дистимическая личность – антипод гипертимной. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.

Экзальтированный тип. Главной чертой экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее выражение.

Различия в свойствах темперамента не исчерпывают всего широкого комплекса индивидуальных особенностей. Существующие между людьми различия многообразны и касаются всех сторон их жизни. Люди различаются не только по внешним данным, но и по психическому складу, манере поведения, отношениям, которые их связывают с миром других людей и предметов. Для каждого человека характерны своеобразие психики и личности, неповторимость. В этом проявляется индивидуальность человека. Характер - одна из главных составляющих индивидуальности.

Слово «характер» широко используется в жизни, в литературе. При взаимодействии с другими людьми каждый человек проявляет свой характер и оценивает его у других. Общеприняты такие определения характера, как «хороший*, «плохой», «тяжелый», «легкий*. При разрыве отношений часто говорят: «Не сошлись характерами». Люди с разными характерами по-разному ведут себя в схожих обстоятельствах, по-разному реагируют и переживают. Если мы знаем характер другого человека, то можем лучше понять его действия, выбрать оптимальный стиль общения с ним, предвидеть его поведение в тех или иных ситуациях.

Например, классный руководитель обдумывает, кого нз учащихся целесообразнее назначить старостой класса. Один из кандидатов - хороший организатор, но часто в общении с товарищами проявляет грубость и жесткость. Другой - честный, принципиальный, но малообщительный, ему будет трудно устанавливать контакты со всеми ребятами. Классный руководитель ищет ученика с лидерскими качествами, добросовестного, исполнительного, дисцип-

линированного. Чем лучше он способен понять характерные особенности своих учеников, тем успешнее будет его выбор^

Знание особенностей характера важно при приеме людей на работу, при их назначении на ответственную должность, комплектовании групп для выполнения совместной деятельности. Профилактика конфликтов, установление в коллективе положительного психологического климата, повышение эффективности общения также во многом от этого зависят. В полной мере это относится к управлению учебным коллективом и к педагогическому общению, в процессе которого учитель решает важные учебные, воспитательные и организационные задачи.



Формирование первых научных представлений о характере относится к давним временам и связано с именем Аристотеля, который описал различия в нравах и образах мыслей у разных людей. Его ученик древнегреческий философ Теофраст {372-287 до н.э.) систематизировал эти различия и выделил 30 черт, по которым можно судить о типе человека, например льстец, притворщик, болтун. Он же ввел в научный обиход и сам термин «характер» (греч. charakter- черта, чеканка), написав трактат «Этические характеры». В дальнейшем французский писатель-моралист Ж. Лабрюйер (1645-1696), длительное время наблюдавший за нравами знати, описал уже более тысячи типических черт характера. Русский врач и психолог А.Ф. Лазурский (1874-1917), считавший изучение личности и характера одной из главных задач психологии, создал характерологию - раздел психологической науки о сущности, строении, типах и развитии характера.

В настоящее время характер как целостное личностное образование изучается в дифференциальной психологии, предметом которой являются индивидуально-психологические различия между людьми. Под характером понимается совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей человека, обусловливающих типичные для него способы поведения в определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах.

В отличие от темперамента, зависящего от врожденных, анатомо-физиологических особенностей, н прежде всего от свойств нервной системы, характер человека формируется при жизни, в процессе социализации и воспитания по мере того, как человек вступает в многообразную систему отношений с предметной действительностью и другими людьми. Теорию становления характера человека в зависимости от его отношений к действительности разработали В.Н. Мясищев и Б.Г. Ананьев. Сначала отношения осуществляются на конкретно-эмоциональном уровне. Они определяют пережи-

вания человека, особенности восприятия действительности, поведенческие реакции на внешние воздействия. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности. Повторяющиеся эмоциональные положительные и отрицательные реакции вызывают более длительные психические состояния, которые постепенно закрепляются и становятся устойчивыми качествами личности, чертами характера.

К.К. Платонов определил три основные особенности черт характера: они должны быть достаточно выраженными, тесно взаимосвязанными с другими чертами и систематически проявляться в различных видах деятельности.

Понятия «черты личности» и «черты характера» часто употребляются как синонимы, но их следует различать. Личность как психологическое образование шире, чем характер, который является лишь одной из ее подструктур. Центральным звеном личности служит потребностно-мотивационная сфера. Доминирующие мотивы, ценности и цели определяют направленность личности. В структуру черт личности входят свойства, характеризующие ее направленность. Ради главных ценностей человек может проявлять разные черты своего характера или изменять их. В этом смысле личность - более высокая инстанция, чем характер.

Жизненный путь людей, отношения, в которые они вступают, условия воспитания характеризуются своеобразием. Различны у них и природные предпосылки развития индивидуальности, поэтому у каждого человека формируется свойственная только ему неповторимая совокупность черт и проявлений характера. Однако наряду с индивидуальными особенностями характеру каждого человека присущи и черты, общие с другими людьми. Это связано с тем, что схожие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют типические черты характера. Если раньше многим людям в нашей стране были свойственны послушность, дисциплинированность, пассивность, то сейчас значительно чаще встречаются люди самостоятельные, независимые, инициативные. Кроме того, каждый член общества является также членом других конкретных групп - семьи, учебной группы, производственного коллектива, различных неформальных общностей. Каждая из них также оказывает свое специфическое влияние на характер человека. Сущность характера заключается в единстве индивидуального и типического.

Характерообразующими являются не все отношения, а только наиболее значимые, связанные с удовлетворением основных жиз-

ненных, материальных И духовных потребностей человека. В первую очередь это отношения к обществу и другим людям, к труду, самому себе, вешам. В настоящее время описано более двух тысяч черт, которые связаны между собой и образуют структуру характера - устойчивые группы черт, отражающих разнообразные типы отношений человека к действительности.

Отношения к обществу и другим людям формируют нравственные черты характера. Гуманность, честность, принципиальность, справедливость характеризуют высокий уровень нравственного развития. Эгоизм, беспринципность, злобный нрав, лживость, напротив, говорят о моральном несовершенстве характера. В системе отношений к другим людям особую группу составляют коммуникативные черты: доброжелательность, отзывчивость, чуткость, открытость, искренность, вежливость. Люди, которым присущи такие черты, более эффективно общаются в самых разных ситуациях: в семье, на работе, с коллегами, друзьями. Они успешнее преодолевают психологические барьеры в общении, вызываемые социально-культурными различиями, или возникающие по ходу общения негативные чувства, например недоверие, зависть, неприязнь.

Нравственные и коммуникативные черты характера являются профессионально значимыми качествами учителя. Проявление учителем по отношению к учащимся несправедливости, недоброжелательности, грубости говорит о его профессиональной некомпетентности, неспособности к эффективному педагогическому общению, о его конфликтности. Развитие профессионально значимых черт характера столь же важно для учителя, как овладение им предметными знаниями и педагогическими умениями.

В системе отношений человека к труду формируются трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность. Учение тоже можно рассматривать как особый вид труда - учебного. И труд, и учение связаны с преодолением препятствий и требуют развития волевых черт характера- целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, терпеливости. Эти черты характера важны для достижения трудных целей в любом виде деятельности. Противоположные качества - лень, безответственность, недисциплинированность, несобранность - дезорганизуют деятельность, не позволяют человеку ставить и решать важные для него учебные или профессиональные задачи.

Отношение к себе формируется в структуре самосознания человека как его когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты. С раннего детства и в течение всей жизни окружающие люди определенным образом относятся к ребенку, оценивают его дей-

ствия и поступки. Эти отношения интериоризуются и становятся внутренними психическими отношениями человека к самому себе, чертами его характера. В зависимости от преобладающих типов отношений в характере формируются скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность, чувство собственного достоинства или ощущение своей неполноценности.

Немаловажными для человека являются и его отношения к вещам. Ребенок с рождения пользуется самыми разнообразными вещами, созданными трудом других людей. Чем старше он становится, тем больше у него возникает потребностей в различных вещах. Вещи - это и игрушки, и книги, и одежда, и посуда, н многое другое. Один ребенок ломает игрушку, и его за это ругают, другому сразу же покупают новую. Кто-то не дает товаришу поиграть со своей машинкой, а кто-то раздает все принадлежащие ему игрушки. Постепенно у ребенка складываются такие черты характера, как аккуратность, бережливость, щедрость, или негативные черты - неаккуратность, расточительность, жадность. В дальнейшем эти черты во многом будут определять стиль жизни человека, устройство его жилья, содержание рабочего места. Неряшливость, неопрятность вызывают у окружающих людей чувство неуважения к человеку, мешают ему в установлении позитивных производственных и межличностных отношений.

Кроме перечисленных, наиболее значимых для человека типов отношений, существует много других, например отношения к природе, к объектам искусства, творчеству, которые, повторяясь в различных жизненных ситуациях и закрепляясь в образе жизни, превращаются в черты характера.

В характере каждого человека есть и положительные, и отрицательные черты, хотя соотношение их может быть различным. Иногда достаточно сложно бывает определить ту или иную черту как положительную или отрицательную ввиду существования внутри каждого свойства множества граней и оттенков. Так, бережливость может доходить до скупости, аккуратность - до педантичности. Гордость порой воспринимается другими как надменность и высокомерие, уверенность в себе - как самоуверенность. О редком человеке можно сказать однозначно, что он добрый, злой, энергичный или пассивный.

От этого предостерегал Л.Н. Толстой: »Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про

другого, что он злой или глупый. А мы всегда делим людей. И это неверно. Люди - как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою*.

То, какие черты человек чаще проявляет, и то, как их воспринимают другие люди, зависит от его окружения, отношения к нему, взаимопонимания. В процессах общения и воспитания следует опираться на положительные черты характера. Если ребенку постоянно внушать, что он плохой, он почти наверняка таким и станет. Важно замечать все положительные проявления его характера и поддерживать их развитие.

Различные черты характера могут быть выражены у человека в разной степени. Отдельные черты бывают настолько резко и чрезмерно выражены, что начинают препятствовать его адаптации в обществе и личностному развитию. Черты характера, резко выраженные, представляющие собой крайние варианты нормы, называются акцентуациями, а черты, отходящие от нормы, - психопатиями. П.Б. Ганнушкин выделил три критерия, по которым нх можно дифференцировать: тотальность, стабильность, социальная дезадаптация. .

Тотальность заключается в том, что психопатии проявляются всегда и везде независимо от конкретных условий, от вреда, который это может принести самому человеку или другим людям. Стабильность - в том, что они проявляются в течение многих лет, иногда всей жизни. У человека постоянно возникают трудности при взаимодействии с другими людьми - ив семье, и в учебе и на работе, что говорит о социальной дезадаптации. Тотальность, стабильность и социальная дезадаптация при акцентуациях характера также имеют место, но в меньшей степени и легче поддаются коррекции. К. Леонгард и А.Е. Личко описали разнообразные типы акцентуаций и психопатий, например гнпертимный тип (чрезмерная возбудимость), астенический (повышенная чувствительность и быстрая истощаемость), истероиднын (демонстративное поведение), эпилептоидный (сильная раздражительность, образование сверхценных идей), шизоидный (нарушение эмоциональных контактов с людьми) и др. Люди, в структуре характера которых присутствуют акцентуации, требуют к себе особого дифференцированного отношения с учетом их типа и степени выраженности. Как правило, им необходимы консультации и помощь психолога. Психопатии счита-

ются патологическими чертами характера, и их лечение требует профессиональной компетентности психоневролога. Акцентуации характера нередко проявляются у школьников-подростков. Если у кого-то из них замечается быстрая утомляемость, частые аффекты без видимых причин, значительные трудности в общении со сверстниками, несоблюдение дистанции в общении со взрослыми, замкнутость и отгороженность от окружающих или другие отклонения в поведении, к ним должно быть проявлено пристальное внимание со стороны учителей и школьных психологов.

Наблюдать за деятельностью и поведением учащихся, определять черты их характера и составлять психолого-педагогическую характеристику личности ребенка должен уметь каждый педагог. Делать это целесообразно с момента поступления ребенка в школу в течение всех лет обучения, что дает возможность проследить индивидуальный путь его развития. Теоретическая и методическая работа, проведение психодиагностических исследований характера, разработка и применение в случае необходимости коррекционных мер - задачи школьного психолога.

11.2. Свойства и проявления характера

Характер человека определяется не только совокупностью его отдельных черт, но и свойствами в целом. Как всякое целое не равно сумме его элементов, так и характер в целом приобретает качественно новые свойства.

Определенность характера связана с наличием среди его черт одной или нескольких, наиболее выраженных, доминирующих. Если такие черты есть, характер называют определенным, а при их особой выраженности - ярким. В классической литературе создано много образов персонажей с яркими положительными или отрицательными характерами. Это практически все герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», романа Н.В. Гоголя «Мертвые души» и многих других произведений. Некоторые типы характеров получили название по одной или нескольким наиболее ярким чертам. Достаточно сказать, что у человека «властный», «ханжеский» или «ангельский» характер, чтобы можно было судить о его личности, действиях н поступках. У людей с неопределенным характером доминирующие черты выражены слабо или отсутствуют.

Цельность характера проявляется во внутреннем единстве направленности личности, доминирующих черт характера и образа действий человека. У людей с таким характером в жизни есть цели

и принципы, которым они следуют. У них обычно нет разлада между мыслями, чувствами и действиями, между их стремлениями и долгом. Они естественны в общении, их действия и поступки можно предвидеть. Их поведение способно меняться в соответствии с обстоятельствами. Однако они при этом не поступаются своими принципами и не идут против своих убеждений.

Свойством характера, противоположным цельности, является противоречивость. Противоречивому характеру свойствен разлад убеждений, принципов н действий. Мысли и чувства таких людей, их мотивы и цели разнонаправленны. В зависимости от ситуации или от своего настроения они проявляют разные черты характера, иногда прямо противоположные. Поэтому их действия и поступки часто непредсказуемы. Например, если у кого-то из родителей противоречивый характер, это проявляется в противоречивом стиле воспитания. Ребенка то сверх меры опекают, то предоставляют самому себе, то излишне задаривают, то наказывают без веских причин. В результате он теряет ориентиры для своих действий, каждый раз старается приспособиться к новым требованиям или к настроению родителей. Разновидность противоречивого характера - характер двойственный, проявляющийся в двойной манере поведения. Например, руководитель производственного коллектива, допускающий грубость в отношениях с подчиненными, ведет себя заискивающе с вышестоящим начальником. Противоречивость и двойственность характера указывают на отсутствие у человека глубоких убеждений, незавершенность нравственного развития личности.

Сила, или твердость, характера определяется степенью развития у человека волевых черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, смелости, выдержанности, которые преобладают над другими. Человек с сильным характером способен добиваться поставленных целей, проявлять стойкость, противодействовать внешним обстоятельствам. Слабохарактерность проявляется в неспособности отстаивать свои принципы, достигать намеченные цели, доводить до конца начатое дело.

Самобытность характера выражается в оригинальности, самостоятельности, непохожести на других. Люди с таким характером отличаются яркими индивидуальными чертами, своеобразным мышлением, способностями к творчеству. Исследования жизни выдающихся людей дали большой материал об особенностях их характера. Самобытный характер был отмечен у Петра Великого, А.С. Пушкина, А. Эйнштейна, К.Э. Циолковского и многих других незаурядных личностей.

Устойчивость характера проявляется в том, что человек в течение длительного периода жизни сохраняет тенденцию действовать определенным образом в схожих ситуациях. Относительная устойчивость характера не исключает его изменчивости. Характер отражает специфику жизненных отношений. Но обстоятельства жизни человека и типы его отношений к действительности могут изменяться, что влечет за собой и изменение характера. У одних людей преобладает тенденция к устойчивости характера, проявляются черты консерватизма. Это не всегда оказывается благоприятным для человека, так как может затруднять адаптацию к новым условиям. При резкой смене жизненных обстоятельств такие люди сохраняют приверженность к прежним формам поведения, не соответствующим новым обстоятельствам. Оптимум соотношения устойчивости и изменчивости характера определяется тем, в какой мере человек осмысливает изменившиеся обстоятельства и стремится им соответствовать в силу своих убеждений, а не меркантильных интересов.

Характер накладывает свой отпечаток на все формы поведения и деятельности. Он проявляется в действиях, поступках, вербальном и невербальном общении. В деятельности характер выражается в отношении к ее процессу и результату, в способности преодолевать трудности и препятствия. Характер определяет стиль делового и межличностного общения человека, способы его воздействия на других людей. В речи проявляются такие черты характера, как самоуверенность, застенчивость, откровенность, несдержанность и многие другие. Если речь, хотя и не в полной степени, поддается сознательному регулированию, то значительно труднее маскировать те или иные черты характера в невербальном поведении. Они прослеживаются в мимике, жестах, во всем внешнем облике человека. Народная мудрость говорит, что характер - вторая натура, и это действительно так.

11.3. Формирование характера

Формирование характера начинается с момента появления ребенка на свет и продолжается в течение всей жизни. Особенно важны годы раннего детства, когда закладываются его основы, такие черты и свойства, через которые все последующие воспитательные воздействия будут преломляться как через внутренние условия. Решающее значение для формирования характера имеет целенаправленное воспитание. Основу воспитания составляют нравствен-

ное развитие, убеждение, личный пример, включение человека в разнообразные формы общения н усложняющиеся виды деятельности - игровую, учебную, трудовую и другие, а также учет природных задатков, индивидуальных и возрастных особенностей- Велико значение личности воспитателя, его характера и примеров поведения, которые он показывает другим. Усилия родителей или учителей в воспитании какой-либо черты характера могут оказаться тщетными, если она не присуща им самим.

Первые ростки характера человека формируются в семье. Семья - это малая социальная группа, где складываются основные формы взаимоотношений ребенка с другими людьми. В семье происходит усвоение социального опыта, развитие и расширение отношений ребенка к окружающему миру, людям, живой и неживой природе. В одних семьях - это отношения с позиций добра и красоты, в других они основаны на злобе и зависти. В зависимости от стиля семейного воспитания потребности детей в любви, уважении, признании удовлетворяются в разной степени, так же как и их стремление к самостоятельности. В характере каждого ребенка отражаются все особенности семьи, семейных отношений и стиля воспитания. Например, гиперпротекция способствует формированию изнеженного, несамостоятельного характера, при авторитарном стиле будут усваиваться жесткие формы воздействия на людей. Психологически обоснованным и рекомендуемым стилем воспитания характера является демократический стиль со средним, необходимым уровнем опеки, психологической поддержкой ребенка, укреплением его веры в свои силы и способности.

Далее происходит расширение социальных контактов ребенка. Он становится членом других социальных групп: учебной, спортивной и т.д. У него складывается система деловых и неформальных отношений, в которых продолжает развиваться характер.

Главным условием формирования характера в деятельности является высокий уровень мотивации, понимание ее важности и необходимости выполнения. То, что интересно, всегда вызывает сильные и яркие эмоции. Трудная, но интересная задача, вызывает желание ее решить. Интересный вопрос побуждает к самостоятельному поиску ответа. Опыт положительных эмоциональных состояний при преодолении трудностей будет закрепляться в характере как его активность, самостоятельность, настойчивость, усидчивость. Большую роль в воспитании характера школьников играют чтение, занятия художественным творчеством, спортом, туризмом. Включение их в разнообразные виды деятельности, расширение социальных контактов формирует новые типы отношений и новые черты характера.

На формирование многих черт характера определенное влияние оказывают свойства нервной системы и темперамент как интегральная форма индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону психики и поведения человека. Свойства нервной системы служат предпосылкой формирования тех черт характера, как положительных, так и отрицательных, которые зависят от динамической стороны эмоциональных, волевых и других процессов. Но темперамент влияет на формирование характера не фатально. Человек с сильным характером способен научиться управлять своим темпераментом. Импульсивное поведение, вызываемое высокой динамичностью движений и психических процессов, может преодолеваться за счет прижизненно сформированных механизмов выдержанности и самообладания. В этом смысле Л.С. Выготский называл темперамент наличной предпосылкой воспитательного процесса, а характер - его конечным результатом.

Характер складывается под влиянием многих факторов, но главная и решающая роль в его становлении принадлежит самому человеку. При воспитании характера важно как можно раньше включать детей в процесс самовоспитания. Установлено, что когда требования к ребенку становятся его собственными требованиями к себе, добиться от него желаемых форм поведения значительно легче и они скорее приобретают устойчивость, превращаясь в черты характера. Самовоспитание характера предполагает ориентацию на определенную модель, формирование желаемых черт и свойств и преодоление негативных, для чего приходится решать непростую задачу - разобраться во внутреннем строе своего характера. Путь к этому лежит через осознание собственных действий и поступков, через анализ их мотивов и смыслов. Основным психологическим условием самовоспитания характера является высокий уровень личностного развития. Прогрессивный американский психолог Д.Дьюи писал: «Глубочайшие стороны духовного строя человека определяются тем, как он сам относится к проблемам поведения и взаимоотношения с окружающими». Для самовоспитания характера необходимо наличие особого мотива самосовершенствования, который говорит о зрелости и высокой духовности личности.

© Контрольное вопросы

1. Почему говорят, что характер человека представляет собой единство индивидуального и типического?

2. Каковы основные типы характерообразующнх отношений человека к действительности?

3. В чем заключаются различия между чертами личности и чертами характера?

4. Какие основные свойства характера вы знаете?

5. В чем проявляется взаимосвязь между темпераментом и характером?

6. Как можно сформулировать основные закономерности воспитания и самовоспитания характера?

© Тестовые задания

1. Создателем характерологии как науки о характере считается...

A. Теофраст.

Б. А.Ф. Лазурскнй.

B. Б.Г. Ананьев. Г. К.К. Платонов.

2. Как называются резко выраженные черты характера, представляющие собой крайние варианты нормы?

A. Психопатия. Б. Акцентуация.

B. Дезадаптация. Г. Отклонение.

3. Какое из приведенных утверждений является ошибочным?

A. Характер проявляется в быстроте и прочности усвоения знаний. Б. Характер проявляется в способности преодолевать трудности.

B. Характер проявляется в действиях и поступках человека.

Г. Характер проявляется в вербальном и невербальном поведении.

4. Решающее значение для формирования характера имеет...

A. Обучение. Б. Воспитание.

B. Поощрение. Г. Наказание...

ПСИХОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ И ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

12.1, Ощущения в структуре психики и личности

Кроме направленности, самосознания, способностей, темперамента и характера в психический облик личности входит подструктура особенностей психических процессов и состояний. Это особенности различных форм психического отражения, разных сторон целостного образа мира. Переходим к последовательному описанию обширной психологической подструктуры личности, подчеркнув два обобщенных и теоретически важных обстоятельства.

Во-первых, это напоминание о вынужденной, традиционной условности принятого разложения психики и личности на отдельные процессы, состояния и свойства. Психологические и личностные реалии являются целостными. Ничто в нашей психике не существует самостоятельно. Просто иногда в конкретной ситуации или деятельности какой-то аспект субъективного образа становится ведущим и как бы включает все другие. Такой аналнти-ко-синтетическнй прием необходим для практики непосредственных психологических исследований. Ко при этом необходим и учет всех других форм отражения, влияющих на комплексную результативность исследуемого процесса. Во-вторых, при описании каждого психического процесса или состояния всегда стоит задача разделения и соотнесения частного и общего, индивидуального и общечеловеческого. Всякое отдельное свойство восприятия у индивида, к примеру, может быть таким, как у всех людей, а может выступать и в качестве существенной индивидуальной, сугубо личностной особенности.

Феномен ощущений, пространство человеческой чувствительности (сенсорики) является чрезвычайно богатым и тщательно изученным. В этой области психологин традиционно широко используется эксперимент - психологический и психофизиологический, высока математическая оснащенность исследований.

Ощущение - это отражение отдельных простых признаков (или качеств) предметов объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности.

Поясним это классическое определение. В образе ощущения отражается некое единичное, обязательно элементарное (не составное, не комплексное) явление: звук, свет, цвет, боль. Ощущается нечто красное, светлое, но не сам предмет с данными характеристиками. Скажем, человек ощущает боль в печени, но не саму печень. Бытовое выражение «ощущение радости» считается понятийно некорректным, ибо речь идет в таком случае об эмоции, переживании, но не об ощущении. Ощущению свойственна некоторая незавершенность, искусственность, потому что в реальной жизни не бывает «чистой* работы только ощущений. На них всегда «наложены» другие психические процессы.

Как сказано в определении, ощущение существует именно в момент соответствующего внешнего воздействия. Иначе психологически его не отличить, к примеру, от образа памяти, воображения, галлюцинации.

Существует множество теорий ощущений, значимых своей отнесенностью не столько к самим ощущениям, сколько к пониманию всей психики. Например, рецепторная теория утверждает, что для возникновения ощущения достаточно наличия внешнего воздействия на соответствующий рецептор. Последним называется особый прибор, орган, расположенный на периферии тела (в глазу, ухе, коже, на языке), в котором физическое воздействие среды преобразуется в нервный импульс. В рецепторе материальное воздействие просто «отпечатывается» в соответствии с его анатомической и физиологической спецификой. Рефлекторная теория убедительно доказывает, что для возникновения ощущения необходим^) наличие «встречной активности» особых отражающих движений в рецепторе. Такие специальные движения имеют место в каждом рецепторе и реализуются на чисто физиологическом уровне. Это особые «перцептивные действия», целая их система, подтверждающая активный характер психики.

О многообразии ощущений свидетельствует большое количество их классификаций по самым различным основаниям. Основной является классическая градация ощущений по физической модаль-

кости раздражителя, т.е. по аспекту отражаемого внешнего воздействия. Здесь выделяют следующие виды чувствительности:

зрение как важнейший источник информации, работающий в огромном диапазоне угловых величин отражаемых объектов (от 0,5 угловых секунды), их яркости (от 10~ 7 до 10 s ннт), в широком спектре длин электромагнитных волн (от красного до фиолетового цвета);

слух, который тонко различает три основные физические характеристика звука: интенсивность, высоту н тембр. Кроме того, отражается длительность звука и его пространственность, а в числе комплексных параметров звукового ощущения выделяют такие, как объемность, плотность, яркость и другие, являющиеся следствием взаимодействия ощущений разных модальностей;

кожная чувствительность (осязание) включает в себя три разных вида ощущений: тактильные (прикосновение и давление), температурные и болевые;

вкусовые ощущения, имеющие четыре основных качества: сладкое, кислое, горькое н соленое, хотя их реальное сочетание несопоставимо шире;

обоняние выделяет по качеству шесть основных запахов: фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый. Практическое многообразие обонятельных ощущений человека значительно шире.

Поскольку индивид живет в мире реально целостных предметов и взаимодействующих свойств, в его сенсорике образуются сквозные», или интермодальные, ощущения, синестезии. Мы говорим: «теплый цвет, тяжелый взгляд, острая пища», обозначая этим результат совместной работы различных анализаторов, свой сенсорный и жизненный опыт.

Вторым распространенным основанием классификации ощущений служит их участие в построении субъективного образа мира:

■S экстероцепция отражает свойства внешнего, окружающего мира;

f интероцепция отражает сигналы из внутренней среды организма, которые великий русский физиолог И.М. Сеченов (1829- 1905) называл «темными чувствами»;

S проприоцепция (или кинестезии) - это отражение сигналов от мышц и сухожилий, необходимое для регуляции любых движений.

Как видим, необходимость участия многообразных ощущений в создании и функционировании психики не подлежит особому доказательству.

С измерения ощущений и чувствительности во многом начиналась современная экспериментальная психология. Поэтому приведем некие азы психофизики.

Чувствительностью называется способность человека иметь ощущения. Выделяют два вида чувствительности: абсолютная и разностная (дифференциальная, относительная), каждая из которых измеряется порогами. Измерение порогов чувствительности- это достаточно сложная, методически многовариантная, тщательно отработанная, статистическая процедура.

Нижний абсолютный порог - это минимальная физическая интенсивность раздражителя, при которой он может вызвать (более чем в 50% случаев предъявления) едва заметное ощущение. Верхний абсолютный порог - это максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще может восприниматься в своей модальности (не переходя в боль) либо вообще восприниматься.

Разность между величинами порогов именуется динамическим диапазоном н описывает крайние пределы всех видов человеческой чувствительности.

Дифференциальная чувствительность имеет, как правило, большее значение в жизни и практической деятельности человека, в профессиях, предъявляющих повышенные требования к чувствительности (художник, музыкант, дегустатор). Разностный порог - это минимальное изменение в интенсивности раздражителя (или в силе двух смежно действующих), которое может быть воспринято в данных условиях перцепции.

Однако человек воспринимает не саму разность между двумя раздражителями (Л/), а ее отношение к некоторой исходной, фоновой величине (/). В своем минимальном выражении отношение Д/ / / = const (величина постоянная для каждого вида раздражителя и чувствительности). Это аналитическое выражение носит название закона Вебера, исходя из которого Т. Фехнер вывел «основной психофизический закон»:

S = k In/ + с,

где 5 - величина субъективного ощущения в условных единицах; /- интенсивность раздражителя в физических единицах; k - коэффициент пропорциональности, зависящий от модальности раздражителя; 1п - логарифм натуральный; с - постоянная интегрирования.

Что такое характер

Введение

Характер - это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения. В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития. Цельность характеризует внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. Определенность характеризует твердость и непреклонность поведения, которое постоянно соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, выработавшейся основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности человека. Сила характеризует энергию, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями и преодолевать их. Уравновешенность характеризует наиболее оптимальное или благоприятное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности. Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, цельность, определенность и сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания. Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания. От круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера.

Общее понятие о характере

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим типологию характеров.

 


Читайте:



Африка полезные ископаемые

Африка полезные ископаемые

Предварительный просмотр:Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу

Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу

Презентация "Афганская война 1979-1989 гг" предназначена для расширения знаний обучающихся об одной из трагических страниц истории СССР. Изложенный...

Что помешало спасти "титаник"

Что помешало спасти

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович «Самсон», эскадренный миноносец. «Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни...

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Валентина Меняйленко Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...

feed-image RSS