Реклама

Главная - Хикс Джерри
Республика Мордовия.История Республики Мордовия. Мордовцы — упрямые и гостеприимные Исторические события мордовии

Республика Мордовия в древние века

Финно-угорские племена населяли территорию современной западной, северной и центральной России с доисторических времен. Археологические памятники, связанные с мордвой, прослеживаются с первого тысячелетия до Р.Х.
Первое упоминание о мордве встречается у византийского епископа Иордана (VI век); в русских источниках — с XI века. В X веке мокша (на юге современной республики) и эрзя (на севере) платили дань Хазарскому каганату, затем в XI—XIII веках образовали государство, известное в русских летописях как Пургасова волость, с центром в современном Арзамасе.
Вхождение в состав Русского централизованного государства. В результате монголо-татарского завоевания Мордовская земля утратила самостоятельность, став объектом набегов и местом сбора ясака.
Во 2-й половине XIII в. после образования Улуса Джучи (Золотой Орды) основой административно-территориального устройства в мордовском крае стала система пожалований земли князьям и мурзам.
В начале XIV в. на Мордовской земле возник крупный административный центр Орды — г. Мохши, в котором с 1313 чеканилась своя монета. Поселения местной феодальной знати обычно располагались вблизи больших рек на высоких труднодоступных местах. На одном из них, Итяковском городище, найдена бронзовая бляха, выдававшаяся должностным лицам золотоордынской администрацией.
В XIII—XIV вв. часть мордвы — земледельцы, кузнецы, ювелиры, строители — была переселена к золотоордынским городам на Средней и Нижней Волге.
Походы Тимура в конце XIV в. привели к разгрому почти всех областей Золотой Орды, раздираемой бесконечными междоусобицами. Мохши потерял своё значение форпоста ханской власти на Мордовской земле. С 40-х гг. XV в. после окончательного распада Золотой Орды часть мордвы оказалась под властью возникшего Казанского ханства.
Однако наиболее важное значение для мордовского народа имело вхождение в состав Московского и складывающегося Русского централизованного государства. Это был сложный и длительный процесс, происходивший в несколько этапов. Его предпосылкой было присоединение части мордовских территорий Примокшанья, правобережья Волги и Присурья к Рязанскому и Нижегородскому княжествам. Нижегородское княжество являлось преемником политических традиций владимиро-суздальских князей. С конца XIII в. его граница стала постепенно отодвигаться на Восток, приближаясь к левому берегу Суры. В 1328 князь Константин Васильевич повелел русским людям селиться по рекам Оке, Волге, Кудьме на месте мордовских селищ. В 1372 на левом берегу Суры была заложена крепость Курмыш. Территория, подвластная Нижнему Новгороду, включала земли мордвы по левобережью Суры до Запьянья. В 1392 великий князь московский Василий I получил в Орде ярлык на нижегородское княжение. К 1411 Нижнему Новгород был окончательно подчинён московским князьям.
В 80-е гг. XV в. значительная часть Мордовской земли входила в состав Московского государства. В связи с обострением отношений с Казанью и участившимися набегами ногайских и крымских ханов Русское государство проводило укрепление восточных границ. С этой целью началось строительство новых городов-крепостей на мордовской окраине (Кадом, Темников). Против Казанского ханства было предпринято несколько походов, в которых принимала участие и мордва. Летом 1551 народы правобережья Волги принесли свияжскую присягу на верность русскому царю, которая явилась правовым закреплением вхождения мордовского народа в состав Русского централизованного государства. Судьба Казанского ханства была решена походом 1552.

Республика Мордовия в XVIII-XIX вв.

В XVIII в. произошли значительные изменения в административном устройстве края, который был разделён между 3 губерниями, 5 провинциями и 6 уездами. Политическое развитие мордовского края в Петровскую эпоху проходило в русле общероссийских тенденций. Среди политических событий начала XVIII в., затронувших мордовский край, — Большой Кубанский погром 1717, ставший последним набегом кочевников в регион. По материалам 3-й ревизии (1762—66), население края составляло около 334 тыс. чел. Мордовский край был сельскохозяйственным регионом России: 96% всего населения — крестьяне.
В 1706 Пётр I своим указом потребовал ускорить процесс христианизации. При её проведении отмечались религиозная нетерпимость и фанатизм. Насилие послужило поводом для выступлений мордовских крестьян. В условиях империи наиболее крупным стало восстание крестьян в 1743, непосредственным поводом которого послужила попытка епископа Нижегородского и Алатырского Д. Сеченова разрушить мордовское кладбище у с. Сарлей. Восстание оказало воздействие на политику правительства по отношению к мордве, и оно обратилось к мирным средствам привнесения православия в край. Были увеличены льготы новокрещёным: освобождение от налогов на 3 года, от рекрутской повинности, материальное вознаграждение. Наиболее важным было то, что принятие православия, являвшегося государственной религией, означало социально-правовое уравнение мордвы с русскими. Закрепление православия в мордовской среде произошло во 2-й пол. XVIII —начале XIX в., когда оно проникло в быт, стало составной частью уклада жизни.
В мордовском крае в XVIII в. создавалась промышленность, связанная с переработкой местного сырья. Значительного развития достигло поташное производство, продукция которого применялась в стекольной, кожевенной, суконной промышленности, винокурение. Государство владело Бриловским, Штырменским и другими заводами.
Металлургические предприятия на территории края были небольшими: Рябкинский и Сивинский заводы Миляковых, Виндрейский завод Баташевых, Инсарский Никонова и др. В XVIII в. расширялись рыночные связи мордовского края. Только в Саранском уезде было более 10 ярмарок.
В XVIII в. мордовский край в сфере социально-экономического развития выступал как часть России, тесно интегрированный с другими регионами. Во всероссийском разделении труда ему отводилась роль производителя товарного хлеба, спирта, лесохимической продукции и т. д.
В XIX в. подавляющее большинство мануфактур составляли вотчинные посессионные. Важнейшую роль в организации промышленного производства края играла винокуренная отрасль, в которой до реформы 1861 дворяне занимали монопольное положение. Конкуренцию дворянским заводам составляли лишь 2 казённых: Бриловский и Троицко-Острожский.
В ходе промышленного подъёма 1890-х гг. Россия превращалась из аграрной в аграрно-индустриальную страну. Но мордовский край оставался типично аграрным районом. Другая особенность его социально-экономического положения состояла в слабом развитии городов — всего 5 (Ардатов, Инсар, Краснослободск, Саранск, Темников), и те относились к числу небольших.

Республика Мордовия в первой половине XX в.

Весной — летом 1918 в мордовском крае, как и в целом по России, складывалась политика «военного коммунизма», включавшая ряд экономических, политических и социальных мероприятий. Была проведена ускоренная национализация промышленных предприятий (1918), включая нецензовое производство, созданы Советы народного хозяйства, введён запрет на частную торговлю, прямой товарооборот города с селом, конфискованы помещичьи имения и владения крупных собственников, на уравнительных началах проходил передел земли между крестьянами и т. д.
Власть создавала различные формы советского и коллективного землепользования — артели сельскохозяйственные, коммуны сельскохозяйственные, товарищества по совместной обработке земли, колхозы, совхозы. Однако опыт первых советских и коллективных хозяйствв был неудачным, и обстановка в деревне продолжала ухудшаться; середняки, зажиточные крестьяне и кулаки относились к новым образованиям отрицательно, усиливался голод среди бедных слоёв населения, начавшийся ещё в годы 1-й мировой войны. Из-за угрозы голода в городах, особенно столичных и крупных промышленных центрах, весной 1918 в России введена продовольственная диктатура, осуществлявшаяся продовольственными отрядами из солдат и рабочих, которых направляли в деревню для изъятия «излишков» хлеба. К концу 1918 здесь насчитывалось более 3 тыс. продотрядовцев, работавших совместно с созданными властью чрезвычайными органами (ревкомы, чрезвычайные комиссии, ВОХР, ЧОН) и комитетами бедноты. Комбеды практически превратились в органы власти на селе, нередко допускали серьёзные злоупотребления. Жёсткие действия продотрядов и комбедов стали причиной крестьянских мятежей, охвативших Советскую Республику весной и летом 1918, волнений и восстаний крестьян в с. Большой Азясь, Яковщина, Баранчеевка, Лада, Пятина, Гумны, Старое Синдрово и др.
Экономическое положение в уездах Мордовии серьёзно осложнилось в 1919 с введением продовольственной развёрстки. В 1918—21 по продразвёрстке в крае было собрано около 10 млн. пудов хлеба.
Весной 1918 началась Гражданская война. Уезды Мордовии в период «военного коммунизма» дважды (1918 и 1919) становились прифронтовой полосой, ближайшим тылом Восточного фронта; на территории края размещались значительные вооруженные силы РККА. Когда в конце мая 1918 Чехословацкий корпус поднял мятеж, одним из первых очагов восстания оказалась Пенза, куда на подавление контрреволюции были направлены 660 бойцов из Саранска и Рузаевки. В июне 1918 из разрозненных подразделений, действовавших в направлении Симбирск — Сызрань — Самара, была создана Первая армия Восточного. В с. Пайгарма, недалеко от ст. Рузаевка, располагался штаб 1-й Восточной армии. 15.8.1918 в Саранске был создан мобилизационный отдел по пополнению за счёт местного населения Двадцать четвёртой Самаро-Симбирской Железной стрелковой дивизии, Пятнадцатой стрелковой дивизии и Двадцатой Пензенской стрелковой дивизии. В октябре 1918 началось формирование Первого Саранского советского стрелкового полка, который участвовал в боях с белыми на Восточном, а затем и Южных фронтах. В апреле—мае 1919 в Саранске находился Башкирский ревком, к-рый формировал Башкирскую дивизию, в 1918—20 в крае насчитывалось значительное количество интернациональных воинских соединений РККА.
Всего было мобилизовано около 74 тыс. чел. Местные органы и трудящиеся оказывали всемерную помощь в обеспечении армии продовольствием, фуражом для конницы. Однако жёсткая политика «военного коммунизма», особенно продразвёрстка, усиливала недовольство русского, мордовского и татарского крестьянства. Восстания 1919 стали самыми крупными на территории мордовского края, в них, как правило, принимали участие все социальные слои населения. Наряду с крестьянскими происходили выступления в воинских частях, участниками выступлений становились дезертиры. Только в июле—августе 1919 в Инсарском, Краснослободском, Рузаевском, Саранском и Наровчатском уездах было зафиксировано 7 096 дезертиров, в Темниковском уезде — 6 004, к 1920 дезертирство в крае переросло в «зелёное движение». Всего же в 1918—20 в Поволжье произошло более 200 крестьянских выступлений.
Итогом политики «военного коммунизма» наряду с победой советской власти в Гражданской войне и ликвидацией иностранной интервенции стали глубокие кризисные явления в экономике страны и мордовского края: сокращение промышленного производства, повсеместное уменьшение посевных площадей, нивелирование крестьянства и натурализация его жизни, кризис финансовой системы, инфляция, деградация налоговой политики, свёртывание демократии и распространение чрезвычайщины.
В 1928 году появляется мордовская государственность — в составе Средневолжской области был образован Мордовский округ с центром в Саранске. В 1930 году округ был преобразован в Мордовскую автономную область, с 1934 — Мордовская АССР.

Республика Мордовия в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война была не только драматичным, но и героическим периодом истории народов нашей страны. Вместе с другими братскими народами вклад в разгром гитлеровской Германии внесли уроженцы Мордовии. Не дожидаясь повесток из военкоматов, коммунисты, комсомольцы, беспартийные шли на призывные пункты с просьбой отправить их на фронт. Свыше 6 тыс. добровольцев ушли на фронт в первые 2 месяца, в т.ч. более 4 тыс. коммунистов.
В республике готовили специыльные формирования лыжников, истребителей танков, специалистов для подпольной работы в тылу врага, партизанских отрядах. Здесь принимали и создавали воинские части, готовили партизанские базы в лесах Зубово-Полянского и Темниковского районов. На территории МАССР дислоцировались воинские части морской авиации, 29, 85, 94 и 95-го отд. батальонов химического отпора, полка бронепоездов, 178-го отд. батальона связи и др. 112-й лыжный батальон участвовал в боях под Москвой. Триста двадцать шестая Рославльская стрелковая дивизия, сформированная на территории Мордовии, начала свой боевой путь под Москвой, а завершила на берегах Эльбы. Много уроженцы воевали в частях 91-й гвардии Духовщинской стрелковой дивизии. До 100 тыс. жителей Мордовии было мобилизовано на строительство Сурского оборонительного рубежа Москвы и области. Мордовия могла принимать боевые самолёты на специально оборудованных аэродромах.
Республика стала одним из центров Среднего Поволжья по реабилитации раненых: на её территории располагалось 14 госпиталей, 6 из них — в Саранске.
На производственных площадях Мордовии было размещено эвакуированное оборудование 17 предприятий Украины, Белоруссии, Брянской, Курской, Орловской обл. и других регионов страны. Осенью 1941 многие из них начали выпускать продукцию для фронта, а к середине. 1942 работали на полную мощность. Перестройка работы промышленности республики на военный лад была осуществлена в основном в начале 1942, раньше, чем в целом по стране (сер. 1942), т. к. не требовала существенных изменений в технологическом процессе. Благодаря вводу в строй Саранского механического завода и завода «Электровыпрямитель» в Мордовии был заложен фундамент для послевоенного развития крупной промышленности и формирования её национальных кадров. Первый выпускал взрыватели для снарядов, второй — выпрямительные агрегаты, применявшиеся в армии, ВМФ, народном хозяйстве. К оборонной промышленности относился и Саровский завод, выпускавший артиллерийские снаряды. В республике получила развитие промысловая кооперация, возродились традиционные промыслы, связанные, прежде всего с женским трудом. Развивались швейное, суконное, меховое, валяльно-войлочное производства, отдельные отрасли пищевой промышленности.
Мордовия приняла около 80 тыс. чел. эвакуированного населения, из них 25 тыс. детей до 15 лет. Для размещения более 3 тыс. воспитанников детских домов и детей из пионерских лагерей, вывезенных из фронтовой и прифронтовой полосы, было создано 26 детдомов и интернатов. В первые месяцы войны жители республики усыновили и взяли на воспитание более 1 300 детей.
Мордовия помогала территориям, пострадавшим от немецко-фашистской оккупации. В 1942—43 в Смоленскую, Орловскую, Рязанскую, Тульскую области было передано около 4 тыс. лошадей, 3 тыс. свиней, 10 тыс. голов крупного рогатого скота; оказана помощь Ленинграду, с 1944 каждый район шефствовал над одним из районов Гомельской области, освобожденной от оккупации.
Из Мордовии ушло на фронт свыше 240 тыс. чел. разных национальностей. Больше половины из них погибли. Тысячи бойцов — уроженцев Мордовии совершили героические подвиги на полях сражений: при защите Брестской крепости, Москвы и Ленинграда, в осажденном Севастополе, в боях под Сталинградом и на Курской дуге, в степях Украины и лесах Белоруссии.
За годы войны более 100 тыс. чел. награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». В Мордовии 104 Героя Советского Союза, 25 чел. стали кавалерами ордена Славы трёх степеней.

Республика Мордовия в послевоенные годы

Война с фашистской Германией нанесла большой ущерб народному хозяйству страны. Тяжёлыми её последствия были и для Мордовии. Людские потери составили 131 тыс. чел. Самым уязвимым звеном оказалась деревня. Почти всё трудоспособное население было призвано на фронт. Остались женщины, старики и подростки. Число трудоспособных уменьшилось с 342 тыс. чел. в конце 1940 до 208 тыс. в 1945. Колхозы фактически остались без автомашин. Недостаток тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники приводил к задержке весенне-полевых работ и уборки урожая. Резко сократились посевные площади, снизились урожайность сельскохозяйственных культур, поголовье и продуктивность скота. В 1945 насчитывалось 1 623 колхоза, более 1 000 из них были отстающими.
В промышленности Мордовии в послевоенные годы почти целиком обновился станочный парк. Коренным образом изменилась технология производства. Особенность развития промышленности состояла в том, что с реконструкцией и расширением старых предприятий было начато строительство новых: инструментального, кабельного, цементного, электролампового и других заводов, на что было выделено 500 млн. рублей из союзных фондов. Объём валовой продукции промышленности вырос в 1950 по сравнению с 1940 почти на 20%. Тем не менее, наметилась тенденция спада промышленного производства. Более сложной была ситуация в сельском хозяйстве республики.
В конце 1950 из 1 652 мелких хозяйств создано 910 крупных, в 1959 их стало 707, в 1962 — 661. Укрупнение колхозов, с одной стороны, позволяло лучше использовать землю, технику, рабочую силу, сократить непроизводительные затраты и т. д., с другой — вызывало недовольство у крестьян сильных хозяйств тем, что землю оставили без хозяина, нарушили инфраструктуру деревень и сёл, присоединённых к другим хозяйствам. Предпринимались и другие меры восстановления сельского хозяйства. Решающую роль играли увеличивающиеся поставки в республику сортовых семян, удобрений, горючего, запасных частей и техники. Всё это резко сократило объём ручного труда, повысило производительность, реально позволило усилить темпы развития сельского хозяйства. В ходе восстановления народного хозяйства решались проблемы социальной сферы. Оживилось жилищное строительство: в 1946—50 введено свыше 57 тыс. м2 жилья, в сёлах и деревнях построено 20 тыс. домов. Были снижены цены на товары массового потребления (в 1952 против 1946 в 1,9 раза).
В июне 1957 создан Мордовский экономический административный район во главе с Совнархозом. В его подчинение переданы 71 промышленное предприятие и 3 крупные строительные организации. Началось размещение комплекса предприятий химической и светотехнической промышленности, литейного, расширение строительной базы (Ковылкинский завод силикатного кирпича и шиферный в рп Комсомольском), приборостроительного завода, реконструкция кабельного, инструментального и других заводов. Введены в эксплуатацию 1-я турбина Саранской ТЭЦ-2, цех завода автосамосвалов, макаронная и мебельная фабрики.
1950-е — начало 60-х гг. считаются самыми успешными в развитии советской экономики. Средние темпы экономического роста — 6,6% в 50-е гг. и 5,3% в начале 1960-х гг.
Важным результатом индустриального развития Мордовии в 1959—65 стало превращение республики из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную.
В 1965 в сельском хозяйстве Мордовии было 12,3 тыс. тракторов. К 1965 электрифицированы все колхозы, но уровень механизации в животноводстве оставался низким. Валовая урожайность зерна составила 700 тыс. т. На 25,8% возросла среднемесячная заработная плата рабочих и служащих, доходы колхозников — в 2,8 раза. Многие колхозы перешли на ежемесячную гарантированную оплату. В сельской местности построено более 44 тыс. новых домов.

МОРДОВИЯ — Мордовская Республика, в Российской Федерации; на Востоке Европейской России. Площадь 26,2 тыс. км2. Население 955,8 тыс. человек (1996): мордва (32%), русские (60,8%), татары (4,9%) и др. Столица — Саранск. В 13 в. территория современной М. входила в состав Рязанского и Нижегородского княжеств, в середине 13 в. захвачена монголо-татарами. С падением Казанского ханства (1552) в составе России. В ноябре 1917 — марте 1918 установлена советская власть. В 1928 создан Мордовский округ (в Средневолжском крае), который в январе 1930 преобразован в автономную область, с декабря 1934 — Мордовская АССР. В декабре 1990 принята Декларация о государственно-правовом суверенитете республики. В 1994 введено современное название.

Республика Мордовия находится в центре Восточно-Европейской равнины. Поэтому рельеф ее сравнительно прост — равнина, несколько возвышенная и всхолмленная в юго-восточной части, ровная и низменная преимущественно в долине реки Мокши и ее притоков на западе и на северо-западе. Мордовия расположена на стыке лесной и степной природных зон. Поэтому природа ее чрезвычайно разнообразна. Это и дремучие леса Мещеры, и лесостепь, и черноземы, и следы Средне-Русской возвышенности. Болота и пески, реки и озера, меловые горы и мягкие очертания черноземных районов. Жаркие дни лета и трескучие рождественские морозы. Свыше одной тысячи видов только высших растений насчитывает флора Мордовии. Свыше двухсот видов птиц, около шестидесяти видов млекопитающих. На северо-западе республики, в Темниковском районе, расположен Мордовский государственный заповедник им. П.Г. Смидовича. На территории Мордовии протекают Мокша и Сура со своими притоками, относящимися к бассейну реки Волги. Всего в республике 114 больших и малых речек, около 500 озер. Почвы Мордовии различны по плодородию и при правильном использовании могут давать высокие урожаи. Для нашей территории характерно сочетание выщелоченных и оподзоленных черноземов и комплекса серых лесных почв с небольшим распространением дерново-подзолистых почв. Агроклиматические ресурсы Мордовии достаточно благоприятны для развития многих отраслей сельского хозяйства. Тепла достаточно для выращивания озимой ржи, яровой и озимой пшеницы, овса, картофеля, конопли, кормовых культур.

Мордовия расположена на стыке лесной и степной природных зон.

Республика Мордовия — один из густонаселенных районов центра России. По плотности населения (36 человек на 1 кв. км) она занимает третье место в Волго-Вятском регионе после Чувашской Республики (70) и Нижегородской области (40 человек на кв. км). Плотность населения почти в пять раз выше, чем в среднем по России.

Мордовия — республика многонациональная. На ее территории проживают мордва, русские, татары, белорусы, украинцы, удмурты, армяне и другие народы. Коренное население — мордва этнически неоднородна и состоит из двух групп: эрзи и мокши. Этноним «мордва» впервые упоминается в сочинении готского историка Иордана (VI в. н. э.). О стране «Мордии» было известно византийскому императору Константину Багрянородному (Х в.). Этнонимы эрзя (арису), мокша (моксель) встречаются в послании хазарского кагана Иосифа (Х в.) и в путевых записках путешественника-монаха В.Рубрука (ХIII в.). Начиная с XI в., этноним «мордва» в различных написаниях неоднократно упоминается в русских летописях. «… а по Оце реце, где потече в Волгу же, Муроме язык свой, и Черемиси свой язык, Мордъва свой язык» («Повести временных лет», XII в.) Длительный и сложный процесс вхождения мордовских земель в состав Русского государства окончательно завершается лишь с падением Казанского ханства (1552 г.). Адаптация мордовского народа к условиям России проходила достаточно сложно. В результате значительная часть мордвы с конца XVI века оказывается втянута в переселенческие процессы, что способствовало ее расселению по всей территории Российского государства. На коренной территории мордва оказалась в этническом меньшинстве — преобладающей частью населения стало русское. Всего по России проживает (согласно переписи населения 1989г.) 1117492 человека мордовской национальности. Самые многочисленные диаспоры — в Самарской области (116 475 человек), в Пензенской (83 370 человек), в Оренбургской (68 879 человек), в Ульяновской (61 061 человек), в Москве и Московской области (59 244 человека).

Столица Республики Мордовия город Саранск

После 1917г. начинается движение за создание мордовского национально — государственного образования. В 1928 г. образуется Мордовский округ, а в январе 1930г. он был преобразован в Мордовскую автономную область. Территория приобрела статус республики 20 декабря 1934г. В январе 1994г. Мордовская АССР переименована в Республику Мордовия.

Республика Мордовия является индустриально-аграрным регионом и сохраняет устойчивые позиции в России и на международном рынке по производству источников света, силовой полупроводниковой техники, электроники, экскаваторов, резинотехнических изделий, медицинских препаратов, продукции нефтехимического машиностроения и т.д. Более 50 предприятий экспортирует свою продукцию в 100 стран мира.

С. Д. Эрьзя Российский и советский художник, скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя, настоящая фамилия Нефёдов принадлежал к этнической группе мордвин - эрзя, отсюда псевдоним. Родился 27 октября (8 ноября) 1876 в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия). Скульптор с мировым именем, он наиболее известен как мастер резьбы по дереву. Самая большая коллекция хранится в. Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. Творил в стиле модерн. Во время Гражданской войны чуть не погиб. С разрешения советского правительства в 20 -х годах уехал в Париж делать персональную выставку. А потом - в Южную Америку (в Аргентину). В 1951 году вернулся на родину с огромной коллекцией произведений из дерева, мрамора, бронзы. Его выставки в Москве пользовались огромной популярностью. Люди выстаивали огромные очереди, чтобы посмотреть его работы

. Еще одним человеком, прославлявшим наш край, был художник Ф. В. Сычков (1887 -1958). Свидетельство тому – многочисленные полотна. Он по-своему открыл для нас интересный и своеобразный мир мордовской деревни, сельской детворы. В селе Кочелаево, недалеко от города Ковылкино, на вершине холма стоит небольшой домик, каких много в наших селах. Но стоит войти в эту скромную деревенскую избу, как вы окажетесь в царстве картин. Это дом-музей замечательного художника ФЕДОТА ВАСИЛЬЕВИЧА СЫЧКОВА. Здесь он родился и прожил почти всю свою жизнь. Много замечательных шедевров написал художник. На его полотнах запечатлены народные праздники, гуляния. Герои его картин - русские и мордовские крестьяне. Особенно любил Сычков изображать детвору. Труд знаменитого художника высоко оценен. Он был награждён орденом «Знак Почёта» , ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника Мордовии. Много картин посвятил мордовскому народу Сычков - живописец.

Р. М. Беспалова 21 января 1925 года родилась народная артистка России Раиса Макаровна Беспалова. Эта женщина внесла заметный вклад в духовную культуру республики и навсегда связала свою творческую судьбу с Саранском. Р. М. Беспалова занимает особое место в ряду наиболее ярких представителей художественной интеллигенции Мордовии второй половины XX столетия. Ее творческая деятельность была связана и с вокальным исполнительством, и с актерской профессией, и с педагогической работой. Она не только первой в Мордовии удостоилась высокого звания народной артистки России (1970) и первой среди артистов республики награждена орденом «Знак Почета» (1960), Беспалова стала первым представителем художественной интеллигенции Мордовии. Почитатели вокального таланта с любовью называли ее не иначе как «мордовский соловей» , сравнивая с птицей, певческие возможности которой стали на Руси предметом поэтизации.

Ф. Ф. Ушаков Адмирал Российского флота Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. На море русский флот под командованием Ушакова не потерпел ни одного поражения. Недаром адмирала называли морским Суворовым. Юность и последние годы жизни Ушаков провел в небольшой деревеньке Алексеевке за Мокшей. В честь адмирала Ушакова учреждены орден и медаль, которыми награждаются самые смелые, мужественные моряки.

Огарёв Н. П. Имя поэта и публициста Николая Платоновича Огарева носит крупнейший вуз Поволжья - Мордовский государственный университет. . Памятник Н. П. Огареву установлен у главного корпуса Мордовского университета, а строка из стихотворения «Юноше»: «Учись! Пойми, что знание есть власть» - стала девизом студентов, гордо именующих себя «огаревцами» .

А. И. Полежаев На перекрестке улиц Пролетарской и Полежаева в 1967 году открыт памятник поэту, революционеру-демократу Александру Ивановичу Полежаеву. Поэт изображен в рост в накинутой на плечо шинели. В Саранске провел годы раннего детства. Трудящиеся Мордовии высоко чтут память А. И. Полежаева. Одна из центральных улиц названа его именем. Мордовским книжным издательством выпущены в свет сборники стихов Полежаева, его творчеству посвящены исследования, книги

Первый мордовский поэт – Дорофеев Захар Федорович родился 24 марта 1890 г. в селе Салазгорь Торбеевского района Мордовии. В 1912 г. в Москве, Дорофеев издал букварь и книги для чтения на мордовском языке.

В. Н. Дежуров. Владимир Дежуров - единственный космонавт уроженец Мордовии. Свой полет он совершил 14 марта 1995 года в составе международного российскоамериканского экипажа на корабле «Союз ТМ-21» (В. Дежуров (командир), Г. Стрекалов и американский астронавт Н. Тагард). В течение 79 суток ему и его коллегам предстояла сложная научная работа на орбитальной станции «Мир» . После возвращения, наш земляккосмонавт был удостоен звания Героя Российской Федерации

М. П. Девятаев Михаил Петрович - легендарный советский летчик. В историю Великой Отечественной войны он вошел, совершив беспримерный подвиг: угнав с секретного немецкого аэродрома самолет-носитель ФАУ-1. Страшные дни испытаний, прожитые в концлагерях, описаны Михаилом Петровичем в книге "Побег из ада". Она - напутствие молодому поколению: помнить и никогда больше не допускать подобного. Родился Михаил Петрович 8 июля 1917 года в мордовском поселке Торбеево в семье крестьянина. Мордвин. Был тринадцатым ребенком в семье. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Уже на второй день на своем И-16 участвовал в воздушном бою. При въезде в поселок Торбеево установлен памятник-реалия - самолет Ми. Г-17 - в честь героического побега М. П. Девятаева из фашистского плена.

М. Е. ЕВСЕВЬЕВ Макар Евсевьевич , мордовский учёный-просветитель, педагог, написал первые буквари для мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Имя М. Е. Евсевьева присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, библиотеке, улице г. Саранска, также Малокармалинской средней школе Ибресинского района Чувашской Республики, здесь же воздвигнут памятник и организован музей им. Евсевьева, который постоянно пополняется новыми экспонатами. Наш земляк награжден орденами Святого Станислава, Святой Анны.

Введение


Археологические памятники являются одним из ценнейших достояний исторической науки, важнейшим источником, раскрывающим историю человеческого общества, многовековую историю народов. Они сами, будь то древнее орудие труда или памятник искусства, жилище или оборонительное сооружение, являются творением народа - создателя всех материальных и духовных благ общества, творца истории. Они - неразрывная часть его жизни, яркое свидетельство большого и сложного пути исторического прогресса, пройденного человеческим обществом начиная с самых начальных этапов его становления.

Археологический материал является основным историческим источником для изучения длившегося сотни тысячелетий древнейшего периода истории человечества - первобытного общества. Но и для последующих периодов, включая и средневековье, изучение истории общества, истории народных масс, создание подлинной исторической картины немыслимо без тщательного и всестороннего привлечения археологического материала. Это особенно касается в прошлом бесписьменных народов, в том числе и истории мордовского народа.

Мордовский народ - один из древних народов Восточной Европы. Археологические раскопки позволяют считать, что первые страницы истории собственно мордовских племен следует считать в памятниках раннего железа, датируемых временем с I тыс. до н.э. до начала I тыс. н.э. Проблема городецкой культуры дает ключ к решению вопроса о выделении мордовских племен из общего конгломерата родовых групп Среднего Поволжья.


1. Эпоха камня и раннего металла


В позднем палеолите (30-10 тыс. лет назад) первобытные общины осваивали в основном пространства Восточной Европы. Их стоянки обнаружены севернее 64-й параллели (примерно в 175 км от Полярного круга). К этому времени относятся древнейшие следы пребывания человека в Среднем Поволжье. Позднепалеолитические орудия из кремня собраны на отмелях Волги, около с. Польное-Ялтуново в низовьях Цны. Среди известных памятников наиболее близка к Мордовии Карачаровская позднепалеолитическая стоянка близ Мурома на Оке.

Начало проникновения первобытного человека в Мокшанско-Сурское междуречье относиться к эпохе мезолита (10 - 7 тыс.лет назад), однако прочное освоение его произошло лишь в неолитическую эпоху.

Появление на территории нашего края групп бродячих охотников было обусловлено изменением образа жизни позднепалеолитического населения Восточной Европы. С наступлением мезолита исчезли крупные поселения с долговременными общинными жилищами, которые сооружались из камней, крупных костей и бивней мамонтов. Переход мезолитических общин к подвижному образу жизни тесно связан с коренными переменами природных условий, вызванными отступлением и таянием последнего ледника на рубеже геологических эпох - плейстоцена и голоцена (8500 - 8000гг. до н.э.).

В начале голоцена происходит перестройка растительного покрова, смена холодных степей и приледниковых тундр хвойно-широколиственными лесами. Эти изменения драматически отразились на развитии животного мира. Они привели к исчезновению мамонта, шерстистого носорога и других крупных животных ледникового периода, служивших для палеолитического человека основным объектом охоты. Вместе с тем значительно увеличились популяции лося, кабана, водоплавающей и боровой птицы, рыбы. Существенные изменения состава промысловых животных привели к освоению новых приемов охоты (выслеживание, скрадывание добычи), которая остается основой хозяйства мезолитических общин. Лук и стрелы, изобретенные еще в позднем палеолите, утверждаются в качестве основного охотничьего оружия. Теперь не было необходимости в организации загонной охоты на крупных животных, требовавшей участия значительного числа людей. Целесообразнее стало посылать небольшие группы охотников в разных направлениях от места проживания. Эффективность новых приемов охоты повышало использование собаки, прирученной в мезолите. Появляются такие специфические формы промысла, как добыча птицы.

Интенсификация охоты приводила к быстрому уничтожению животных в районах проживания каждой общины. Это вынуждало к более частому передвижению мезолитического человека в пределах своей территории и способствовало освоению новых охотничьих угодий. Нетронутые лесные массивы между Окой и Сурой стали привлекать внимание первобытных охотников. Остатки памятников того времени обнаружены у озера Имерка, поселка Тарвас-Молот Зубово-Полянского района, села Широмасово Теньгушевского района. Очевидно, проникновение мезолитичесих общин в наш регион происходило неодновременно и с различных направлений. Археологи отмечают в материалах пока единичных памятников черты культур юго-западных, волго-окских и прикамских областей.

Мобильность охотничьих групп приводила к появлению небольших по площади кратковременных стоянок без жилых конструкций или с временными шалашевидными постройками. Для них выбирались возвышенные места около рек и озер. Большие стационарные поселения верхнепалеолитического времени, располагавшиеся в местах удобной загонной охот, теряют свое значение.

Быстрое истощение охотничьих угодий стимулировало развитие такой формы присваивающего хозяйства, как рыболовство, которое в эпоху мезолита становится не спорадической охотой, а целенаправленной отраслью хозяйства. Появляются рыболовные крючки, известны находки остатков сетей, предполагающие использование лодок, очень широко распространяются гарпуны. Однако в экономике рыболовство становится преобладающим позднее, уже в неолите. Собирательство, практиковавшееся в палеолите, в мезолитическое время приобретает характер выборочного.

Важным изобретением мезолитического человека является каменный топор, который появился с широким распространением лесных массивов. Продолжает совершенствоваться техника изготовления орудий труда из камня. Большое значение приобретают составные орудия из деревянной или костяной оправы с пазом, в который вставлялись мелкие вкладыши из кремниевых ножевидных пластин.

Наблюдаются перемены и в социальной организации мезолитического общества. Небольшие размеры стоянок и временный характер жилищ свидетельствует о значительном сокращении численности мезолитических племен по сравнению с позднепалеолитическими. Однако налицо существование родовой общины, основанной на родстве по материнской линии, с характерным для нее развитым совместным домашним хозяйством.

Таким образом, в рамках мезолита на севере Европы, как и в Среднем Поволжье, коренных изменений в хозяйстве не произошло, хотя на юге появляются производящие отрасли, в первую очередь земледелие. Однако к финалу мезолитического времени (V тыс. до н.э.) лесные племена достигли такого уровня развития присваивающего хозяйства, при котором были созданы предпосылки получения избыточного продукта, характерного для следующей эпохи каменного века - неолита. Это привело к демографическому скачку, повлекшему активное освоение лесной зоны, в том числе и территории Мокшанско-Сурского междуречья.

В эпоху неолита пространства между Окой и Сурой были покрыты смешанными лесами, в которых росли ель, сосна, береза, ольха, дуб, орешник. В них обитали лось, медведь, бобр, заяц, лисица и другие представители животного мира. Это время характеризуется относительно влажным и теплым климатом, близким к современному.

Если в степной зоне Восточной Европы начало неолита ознаменовалось переходом от присвающего хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему (земледелие, животноводство), то в лесной зоне происходит дальнейшее развитие присваивающего хозяйства, но уже с уклоном в сторону рыболовства, а не охоты. Но повсеместно основным результатом хозяйственной деятельности становиться создание избыточного продукта, не поступающего непосредственного в сферу потребления. Это одно из главных отличий неолита от мезолита.

В неолитическое время территория нашего края была прочно освоена первобытными племенами. На пространствах Мокшанско-Сурского междуречья известны несколько десятков стоянок неолита (комплекс памятников около озера Имерка, каргашинские стоянки в Зубово-Полянском районе, поселения Машкино и Шаверки в Краснослободском районе, Андреевское поселение в Ковылкинском районе и др.).

Обилие спокойных, богатых рыбой рек с разветвленной гидросистемой, заливных пойменных озер и лесов создавали благоприятные условия для жизни многочисленных неолитических общин. В это время Мокшанско-Сурское междуречье было заселено рыболовческо-охотничьими племенами, древние поселения которых располагались на пойменных песчаных дюнах по берегам рек и озер. Об их занятиях свидетельствует обнаружение при раскопках кремниевые наконечники стрел и копий, костяные гарпуны, рыболовные крючки, грузила от сетей и т.д.

В эпоху неолита у местных племен рыболовство окончательно возобладало над охотой. Так на каргашинстких стоянках в Зубово-Полянском районе обнаружен целый пласт чешуи и костей рыб. Основные способы ловли с применением лодок, сетей, вершей, загородок требовали расселения рыбаков неподалеку от мест промысла и оседлости.

Неолитические памятники представляют собой небольшие постоянно функционирующие поселения с насыщенным культурными остатками слоем. Здесь располагаются от одного до трех стационарных жилищ в виде полуземлянок овальной формы с каркасно-столбовой конструкцией и углубленными открытыми очагами. Вдоль стен располагались земляные нары, в полу жилища сооружались ниши-кладовки или погребки. Подобные постройки исследованы археологами на Андреевском поселении в Ковылкинском районе, поселении Шаверки в Краснослободском районе Мордовии.

Одним из характерных признаков культуры эпохи неолита было появление глиняной посуды ручной лепки. Сейчас предполагают, что вся лесная зона получила древнюю керамику, достаточно однородную, из одного источника, скорее всего с Балкан, через передающие звенья - культуры раннего неолита буго-днестровского и днепро-донецкого регионов. Об этом свидетельствует также параллельное развитие форм и орнаментации керамики во многих культурах лесной полосы в течении длительного времени.

Хрупкость больших глиняных котлообразных остродонных сосудов, которые не брали при переселениях, повсеместное наличие глины, служившей материалом для изготовления посуды, явились причинами, по которым керамика не вступала в эту эпоху предметом обмена, что мешало распространению определенного типа посуды за пределы поселений той или иной группы племен. По этому керамика, форма сосудов и особенно их орнаментация легли в основу выделения археологических культур неолита.

Для этого времени в Мокшанско-Сурском междуречье археологи выделяют три разнокультурные группы населения. Первая характеризуется керамикой, орнаментированной оттисками в виде гребенки, другая - посудой, украшенной треугольными наколами, третья - нанесением на поверхность сосудов комбинации ямочно-гребенчатых отпечатков. Их взаимодействие определяло направление основных этнокультурных процессов.

Эпоха неолита характеризуется расцветом техники изготовления орудий труда из камня и кости. В это время использовали такие приемы обработки изделий, как сверление, шлифовка, пиление, различные виды ретуширования.

Широкое применение в неолите получил топор, изобретенный еще в мезолите. Появляются более совершенные каменные тесла и долота, что связано с распространением приемов шлифовки и заточки изделий.

Таким образом, несмотря на ведущую роль рыболовства в экономике неолита, коллективное хозяйство родовых групп оставалось комплексным, то есть рыболовство сочеталось с охотой и собирательством. Рыболовство в отличие от других отраслей хозяйства было круглогодичным занятием, обеспечивающим первобытные племена избыточным продуктом, что в значительной степени обусловило оседлый образ их жизни.

Начиная примерно с середины второй четверти III тыс. до н.э. на территории Восточной Европы природные условия изменяются. Климат становится более сухим, но холоднее, чем в настоящее время. Сокращается ареал широколиственных лесов, увеличивается роль сосняков и березняков. В лесах вновь появляются куница, благородный олень и другие животные, обитавшие здесь в предыдущую эпоху.

Изменения природной среды совпали с крупными этнокультурными и хозяйственными сдвигами в развитии поздненеолитических культур. В III - начале II тыс. до н.э. местные племена вступают в период, переходный между неолитом и бронзовым веком, - энеолитическую эпоху.

Если на юге в это время в быт широко внедряются медные орудия, развиваются производящие виды хозяйства, то у населения лесной полосы еще господствуют неолитические традиции. Однако и здесь появляются медные изделия, хотя еще очень редко. На поселении Имерка в Зубово-Полянском районе была найдена медная фигура - голова медведя. Знакомство с меднолитейным производством подтверждают также находки тиглей для плавки металла и глиняной формы для отливки топора на энеолитических поселениях около Нового Усада в Краснослободском районе Мордовии. Более широко цветная металлообработка распространяется лишь у позднеолитического населения, когда оно соприкасается с проникшими на территорию Среднего Поволжья племени скотоводов и земледельцев периода ранней бронзы.

Каменная индустрия продолжает играть основную роль в производстве орудий труда. В эпоху энеолита появляются комбинированные кремневые орудия, выполняющие несколько рабочих функций, что экономило труд и сырье на их изготовление и давало больший эффект.

Изменения коснулись и организации рыболовческо-охотничьего промысла: возросла роль сетевого и запорного рыболовства, что повысило продуктивность присваивающего хозяйства и способствовало большей оседлости населения.

Энеолитические поселения, расположенные на берегах рек и озер, становятся более крупными и долговременными. Они состоят, как правило, из нескольких жилых построек в виде полуземлянок прямоугольной формы со столбовой конструкцией, иногда соединенных переходами. Заметно увеличивается численность населения. Памятники энеолитического времени известны у озера Имерка, сел Каргашино, Ширингуши Зубо-Полянского района, Широмасово Теньгушевского района, Нижний Сатис Темниковского района, Лепченка Ельниковского района, Новый Усад Краснослободского района, Волгапино Ковылкинского района и т.д.

Одной из характерных черт энеолитической культуры лесной полосы Среднего и Верхнего Поволжья является изготовление разнообразных кремневых скульптурок людей, животных, птиц и рыб. В древностях Мокшанско-Сурского междуречья кремневые антропоморфные фигурки обнаружены на поселении около сел Широмасово Теньгушевского района, Лепченка Ельниковского района. Фигурка бобра происходит с Каргашинской стоянки в Зубово-Полянском районе. Большинство исследователей считают их ритуальными предметами и видят в них отражения культа предков или тотемизма.

Специфика этнокультурных процессов на территории Мокшанско-Сурского междуречья в эпоху камня и раннего металла определялась тем, что здесь в силу географического расположения встречались и взаимообогащались два культурных мира: население лесостепной зоны, с одной стороны, и лесные племена - с другой. Именно в этих условиях зарождается особый путь развития неолитических культур нашего края.

В эпоху раннего неолита (конец V - первая половина IV тыс. до н.э.) на Мокше и Суре совместно проживали две культурные группы населения, различающиеся прежде всего традициями орнаментации керамической посуды. Большинство открытых в нашем крае ранненеолитических стоянок входит в круг лесных культур Среднего и Верхнего Поволжья с доминирующей в орнаментации гребенчатой традицией. Есть основания полагать, что эти памятники сформировались на базе позднемезолитической индустрии, истоки которой ввиду ограниченной источниковедческой базы пока неясны. В другой группе памятников преобладает орнаментация поверхности сосудов треугольными наколами. Накольчатая традиция характерна для ранненеолитического населения лесостепной и степной полосы от Дона на западе до Волги на востоке. Несмотря на незначительную плотность населения и еще подвижный образ жизни племен, основное развитие неолитической культуры Мокшано-Сурского междуречья шло по линии интеграции этих двух групп населения, о чем свидетельствует целый ряд синкретических археологических комплексов.

Во второй половине IV тыс. до н.э. этнокультурные процессы были обусловлены продвижением из Нижнего Поочья вверх по Мокше пришлых групп населения, оставивших памятники с ямочно-гребенчатой керамикой. Бассейн Мокши и ее притоки становятся постоянным местом обитания этих племен, вытеснивших отсюда носителей накольчато-гребенчатой традиции. В дальнейшем примокшанское население с ямочно-гребенчатой керамикой приобретает некоторые специфические черты в материальной культуре, выделяющие его в общности племен ямочно-гребенчатой керамики на Оке и Средней Волге.

Однако на Суре в поздненеолитическое время наблюдается дальнейшее развитие традиционной культуры, усиленное пришедшими с Мокши родственными племенами. Несмотря на проникновение сюда отдельных групп населения с ямочно-гребенчатой традицией, носители накольчато-гребенчатой керамики успешно противостояли их натиску.

Энеолитическая эпоха ив Мокшано-Сурском междуречье знаменуется появлением в начале III тыс. до н.э. двух новых культурных образований: волосовской и имеркской культуры. По особенностям материальной культуры они значительно отличаются от местных поздненеолитических племен, исторические судьбы которых на территории края пока не прослеживаются.

Формирование волосовской культуры происходило на пространствах Волго-Окского междуречья и средней Волги на базе местных неолитических племен. ЕЕ развитие прослеживается там, где наблюдается взаимообогащение двух традиций: верхневолжского и волжско-камских культур, близкородственных мокшанско-сурским носителямнакольчато-гребенчатой керамики, с одной стороны, и населению с ямочно-гребенчатой керамикой - с другой, при доминировании первых. Появление волосовских древностей в нашем регионе было следствием расселения средневолжских волосовцев, которые застали в Примокшанье население, оставившее памятники имеркского типа. Пришлые племена вступили в контакт с местным населением и восприняли некоторые его традиции.

Имеркская культура, выделенная среди местных энеолитических древностей только в последние годы, отличается от волосовской особенностями в домостроительстве, кремневой индустрии, формовке и особенно орнаментации глинянной посуды. Ее носители были знакомы с первоначальной металлообработкой - медным литьем, тогда как у классических волосовцев собственная цветная металлообработка появляется только на позднем этапе развития под влиянием пришлых культур раннего бронзового века.

Пути проникновения на нашу территорию имеркских древностей пока не установлены, хотя вопрос об их автохтонном происхождении вряд ли можно решить утвердительно. Некоторые исследователи не без оснований указывают на близость имеркских материалов к поздненеолитическим комплексам лесостепного Подонья.

В определении языковой принадлежности носителей волосовской культуры наблюдаются существенные разногласия. Новая трактовка вопроса о происхождении волосовских древностей позволяет пересмотреть традиционную точку зрения о бесспорно финно-угорском происхождении волосовцев. В связи с последними открытиями в области неолита все больше аргументов приобретает взгляд на них как потомков северных индоевропейских племен.

Дальнейшие судьбы позднеэнеолитического населения Мокшанско-Сурского междуречья тесно связаны с появлением на рубеже III - II тыс. до н.э. пришлых скотоводческо-земледельческих племен эпохи ранней бронзы.


Эпоха бронзы


Начало бронзового века совпало с освоением металлургии бронзы и введением в обиход орудий из нее. Бронзовая металлургия обеспечила серийное производство наиболее рациональных форм орудий и создала предпосылки для выделения ремесленников как особой социальной прослойки общества. Историческая значимость бронзового века для населения Мокшанско-Сурского междуречья заключается в том, что в его рамках сложилось многоотраслевое хозяйство, динамично сочетавшее присваивающие промыслы (охоту, рыболовство, собирательство) с производящими отраслями (скотоводством и земледелием). Эти достижения способствовали увеличению численности населения, развитию социальной организации общества. В новых условиях хозяйствования все возрастающую роль начинает играть мужчина - скотовод, металлург и воин. На смену матриархату приходит патриархально-родовой строй.

В начале II тыс. до н.э. среди энеолитического населения Мокшанско-Сурского междуречья расселяются пришлые скотоводческо-земледельческие племена, оставившие памятники балановской культуры. Их появление в нашем крае было одним из импульсов в широкой волне миграции, охватившей территорию от берегов Рейна на западе до Волги на востоке.

Прародиной балановских (средневолжских) племен культуры боевых топоров было Южное Поднепровье и Прикарпатье, откуда они переселились в наш край по Десне и Верхней Оке под влиянием изменения климатических условий в конце III - начале II тыс. до н.э., которое привело к резкому повышению уровня воды в Немале, Висле и других реках Южной Прибалтики. Трансгрессия гидросистемы значительно ограничила речные поймы, удобные для земледельческо-скотоводческого хозяйства, и вызвала необходимость поиска новых мест обитания.

Это были первые в нашем крае скотоводческо-земледельческие племена. Скотоводство у балановцев носило оседло-пастушеский характер, о чем свидетельствует стационарные поселения, располагавшиеся на высоких труднодоступных мысах или холмах, и преобладание крупного рогатого скота, свиней при минимальном количестве мелкого рогатого скота. На известном балановском поселении Ош0Пандо в Дубенском районе обнаружены кости коров, свиней, лошадей и овец, но с преобладанием останков крупного рогатого скота и свиней. Вероятно, быки у балановцев использовались в качестве тяговой силы, о чем свидетельствуют находки глиняных моделей колес от повозок.

Предполагают, что носители балановской культуры практиковали подсечно-огневое земледелие со вторичной и, возможно, длительной обработкой расчищенных от леса участков, но оно не играло в их экономике заметной роли. Второстепенное значение в хозяйстве имели охота, рыболовство и собирательство.

Анализ бронзовых изделий указывает на создание балановскими племенами собственного очага металлургии, который базировался на медистых песчаниках Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья. Древняя металлургия балановцев оказала решающее влияние на развитие металлообработки у местных поздневолосовских племен.

Носителей балановской культуры наряду с другими родственными племенами культуры боевых топоров Восточной Европы (фатьяновская, среднеднепровская, висло-неманская и прибалтийская культура ладьевидных топоров) единодушно относят к представителям прибалтийской ветви индоевропейцев.

Развитие балановской культуры на Мокше и Суре сопровождалось мирными взаимоотношениями ее носителей с местным позднеэнеолитическим волосовским населением, которые заметно активизировались во второй четверти II тыс. до н.э. Этому способствовало то обстоятельство, что балановцы попали в частично родственную им среду волосовцев - потомков северных индоевропейцев. Результатом их контактов стало образование к середине II тыс. до н.э. в Среднем Поволжье нового культурного образования - чирковского горизонта древностей. Памятники этого типа в нашем регионе только начинают обрисовываться по материалам Широмасовского поселения в Теньгушевском районе.

В середине первой половины II тыс. до н.э. в лесостепную зону Среднего поволжья вторгаются индоиранские племена абашевской культуры, враждовавшие с местным балановско- волосовским населением. Это демонстрируется наличием целого ряда групповых захоронений абашевских воинов, относящихся ко времени распространения древностей этого типа из районов лесостепного Подонья. Кремневые наконечники стрел, которыми они нередко были умерщвлены, употреблялись местными балановскими племенами или родственными им чирковцами. К памятникам, отражающим враждебные отношения к пришельцам, относится и Староардатовский курган в Ардатовском районе Мордовии, под насыпью которого обнаружено погребение семи абашевских воинов. Однако ориентация ведущего скотоводческого хозяйства на различные экологические ниши (лесное в зоне широколиственных формаций у балановцев и лесостепное с тяготением к луговой степи у абашевцев) позволила им мирно сосуществовать на довольно ограниченных территориях.

Абашевское население было достаточно подвижным и занималось пастушеским скотоводством с подчиненным значением земледелия. В составе стада преобладал крупный и мелкий рогатый скот, известна лошадь. Уровень развития скотоводства позволял им использовать скот в транспортных и военных целях. Находки деталей конской узды в абашевских древностях свидетельствуют о появлении в евразийской степи колесниц. Это способствовало распространению абашевского населения на огромных лесостепных пространствах от Левобережья Днепра на западе до р. Тобол на востоке. Оно первым в значительном объеме начало освоения уральских месторождений меди и создало свою форму орудий труда, предметов вооружения и украшений.

Дальнейшая судьба абашевского населения в нашем крае связана с продвижением в лесостепную зону по участкам луговой степи ираноязычных племен срубной культуры в середине II тыс. до н.э. ЕЕ носители заняли огромную территорию лесостепной и степной зоны от Левобережной Украины до Приуралья. Процесс их расселения по южной границе лесостепного Поволжья сопровождался поглощением носителей абашевских древностей и включением их в срубную культурную историческую общность.

Подавляющее большинство памятников срубной культуры в Мордовии расположены на месте бывшей луговой степи, вклинившейся в лесные массивы по рекам Исса, Инсар, Пьяна и их притокам. Топография курганов и поселений соответствует ведущему направлению хозяйственной деятельности срубных племен - степному пастушескому скотоводству. Основу стада составлял крупный и в меньшей мере мелкий рогатый скот. В срубное время значительно возрастает роль коневодства. Помимо существенной доли лошадей в составе стада об этом свидетельствуют также многочисленные находки псалиев и других атрибутов конской упряжки на памятниках срубной культуры. Предполагают, что наряду с использованием лошадей в качестве упряжных животных они служили для верховой езды.

Носители срубной культуры лесостепной полосы были хорошо знакомы с подсечной системой землепользования. Они применяли бронзовые вислообушные топоры. Для уборки урожая была выработана весьма совершенная форма бронзовых серпов, которые в виде готовых изделий и литейных форм встречены на многих поселениях срубной культуры Поволжья. Охота и рыболовная ловля не играли значительной роли в экономике.

Цветная металлообработка у срубного населения достигла уровня ремесла, предполагающего изготовление продукции не только для собственных нужд, но и на продажу или обмен. В лесостепной зоне выявлены целые поселки металлургов-литейщиков. Анализ небольшой серии бронзовых изделий (ножи, шилья, браслеты) из срубных курганов на территории Мордовии показал, что сырьем для них послужили рудные источники восточнее Урала.

Большинство памятников срубной культуры в нашем крае (у села Атяшево, Тарасово, Алово Атяшевского района, Моревка, Старые Селищи Большеигнатовского района и др.) относится к середине II тыс. до н.э. С появлением племен срубной культурно-исторической общности в лесостепи Окско-Сурского междуречья исчезает этнокультурная пестрота, характерная для периода ранней и средней бронзы, и на основе их синтеза с местным лесным (прежде постволовским) населением формируется поздняковская культура поздней бронзы.

Памятники поздняковской культуры широко распространены в лесной и лесостепной зоне от верховья Оки до правобережья Волги Наиболее хорошо исследованы в нашем крае Аким-Сергеевское поселение в Зубово-Полянско району, около села Куликово Тяньгушевского района, озера Чурилка в Краснослободском районе и др.

В поздняковских племенах сложилось многоотраслевое хозяйство. Пойменное скотоводство носило приселищно-пастушеский характер со стойловым содержанием скота в зимнее время. В состав стада входили крупный рогатый скот, лошади, свиньи и мелкий рогатый скот. Поздняковцы практиковали подсечно-огневую систему земледелия, при уборке урожая использовали бронзовые и кремневые серпы.

Большое значение в хозяйстве поздняковского населения имели традиционные лесные промыслы - охота и рыболовство, развитию которых способствовало расположение поселений в поймах рек около обширных лесных массивов, протянувшихся вдоль Оки, Мокши, Суры и их притоков.

Наряду с кремневой индустрией у поздняковцев развивается бронзовая металлургия, основанная на привозном металле восточного (в основном волжско-уральского и волжско-камского) происхождения. Существование собственной металлообработки подтверждается находками литейных форм, тиглей для плавки бронзы, глиняных льячек, в том числе и в жилищах на поселении у села Куликово Теньгушевского района. Значение поздняковской культуры в эволюции лесных племен Окско-Сурского междуречья определяется прежде всего тем, что ею были подготовлены предпосылки к утверждению производящих форм хозяйства (скотоводства и земледелия), получивших развитие в железном веке.


Ранний железный век


Первые железные изделия в Восточной Европе появились еще в эпоху поздней бронзы, однако серийное производство железных орудий труда и оружия начинается лишь в первой четверти I тыс. до н.э. Если в степях наступление железного века совпала с переходом скотоводческо-земледельческих племен к кочевому образу жизни, то лесные племена Среднего Поволжья продолжают развивать комплексное хозяйство, унаследованное от населения поздней бронзы. Черная металлургия у местных племен, базирующаяся на болотной руде, с трудом завоевывает позиции в производстве орудий труда на фоне традиционной бронзовой и костяной индустрии. После ряда вторжений перегруппировок племен на протяжении бронзового века в эпоху раннего железа в течении семи-восьми веков происходило относительно стабильное этнокультурное развитие городецкой культуры без заметных внешних воздействий.

Культура эпохи раннего железного века в Мокшанско-Сурском междуречье сформировалась на базе памятников финальной бронзы в результате сложных этнокультурных процессов, основное содержание которых определялось взаимодействием потомков местных поздняковских племен и пришлых носителей культуры сетчатой керамики, проникших в поздняковскую среду Волго-Окского междуречья II тыс. до н.э. из районов Верхнего Поволжья. Основная масса окского поздняковского населения была оттеснена в районы лесостепного днепровского левобережья и Северного Донца, где на его основе возникает бондарихинская культура, которая в дальнейшем принимает участие в сложении скифских культур левобережной лесостепи. Часть приокских поздняковцев могла быть ассимилирована пришельцами либо продвинулась вверх по течению Мокши в среду близкородственного им населения Примокшанья и Посурья.

К началу I тыс. до н.э. материальная культура мокшанско-сурских поздняковцев значительно трансформируется. Наследники поздняковских традиций переносят поселения на естественно защищенные высокие участки. Это было обусловлено как климатическими изменениями, сопровождающимися похолоданием и подъемом уровня гидросети, так и природой производящей экономики. К тому же труднодоступные мысы были более удобны для защиты стада от хищных зверей и поселений от врагов.

Культурные напластования с украшенной наколами-тычками глиняной посудой, оставленые потомками поздняковского населения, обнаружены в нижних слоях большинства памятников (Каргашинские городище в Зубово-Полянском районе, Новопшеневское в Ковылкинском, городище Казна-Пандо около села Паево Кадошкинского района и др.), на которых в дальнейшем основали укрепленные валами и рвами городища носители сетчатой керамики.

Хозяйство племен с тычковой керамикой оставалось комплексным, но судя по топографии поселении, у них по сравнению с поздняковским временем существенно возрастает роль скотоводства.

В конце первой четверти I тыс. до н.э. в среду населения, оставившего памятники с тычковой керамикой, из районов Среднего и Нижнего Поочья вверх по Мокше продвигаются племена культуры с сетчатой керамикой и сооружают здесь первые городища на месте постпоздняковских поселений. Эти процессы сопровождались поглощением местного населения Мокшанско-Сурского междуречья и знаменовали формирование городецкой культуры эпохи раннего железа, которую все исследовали относят к финно-уграм. Ее носители занимали практически всю лесостепную и степную зону правобережья Среднего Поволжья и рязанского Поочья. Основными показателями материального комплекса всех локальных вариантов городецких древностей были лепная глиняная посуда, покрытая псевдорогожными и текстильными отпечатками, особая форма грузил и пряслиц, а также развитая костяная индустрия.

Для поселений обычно выбираются высокий участок коренного берега, ограниченный двумя труднопроходимыми оврагами. Некоторые городища расположены таким образом, что господствуют на местности и видны на большом расстоянии (например, Новопшеневское городище), другие, наоборот, как бы скрыты соседними возвышенностями в глубине овражной системы (Широмасовское городище в Теньгушевском районе). С напольной стороны площадка городища защищалась валами и рвами, нередко образующими две-три линии обороны. Для увеличения крутизны склоны оврагов часто подсыпались. Жители городищ тщательно следили за состоянием фортификационной системы, подправляя рвы и увеличивая высоту валов. Постройка искусственных укреплений свидетельствует о напряженной межплеменной обстановке в городецкой среде, обусловленной тем, что большие стада привлекали внимание не только соплеменников, но и агрессивных южных кочевников. В оборонительных сооружениях городецких памятников (Каргашинское городище, Казна-Пандо и др.) обнаружены наконечники стрел скифского, а в более поздних - и сарматского типов.

Городище являлось родовым поселком. Его население состояло, видимо, из нескольких больших патриархальных семей, которые только сообща могли провести трудоемкие работы по строительству укреплений и защиты от врагов.

Планировка поселений, при которых жилища располагались по его периметру или вдоль вала, свидетельствует о ведущем значении скотоводства в комплексной экономике городецких племен. Незастроенная центральная часть площадки использовалась для загона скота. В состав городецкого стада входили свиньи, крупный и мелкий рогатый скот, лошади. Находки псалий и удил свидетельствуют о том, что помимо пищевых целей лошади служили для верховой езды. Население применяло подсечно-огневую систему земледелия, но оно играло вспомогательную роль в хозяйстве. Из земледельческих орудий известны небольшие железные мотыжки, серпы.

Охота и рыболовство продолжают играть существенную роль в экономике лесных племен раннего железного века. Частыми находками на городищах являются кости кабанов, медведей, лосей, бобров и других диких животных. На городецких памятниках имеются многочисленные серии костяных гарпунов, острог, наконечников стрел, железных и бронзовых рыболовных крючков, каменных и глиняных грузил от сетей, а также костяных игл для их плетения. С развитием локального и межплеменного товарообмена широкое развитие получает пушное направление в охоте.

С деградацией кремневой индустрии кость становится основным материалом для изготовления орудий труда и утвари у городецких племен. На Теньгушевском городище в Нижнем Примокшанье исследована постройка со следами косторезного производства, сырьем для которого были кости крупных домашних животных, а также рога лосей.

Черная металлургия городецких племен, основанная на разработке болотных руд, в эпоху раннего железа переживает становление. Очень редкие на раннем этапе городецкой культуры железные изделия (ножи, мотыжки, серпы и т.д.) только к началу новой эры вытесняют из обихода кость и бронзу. Цветная металлообработка с этого времени ориентируется прежде всего на выпуск ювелирных изделий.

Последние века I тыс. до н.э. знаменует кардинальные изменения в материальной и духовной культуре городецкого населения, обусловленные как дальнейшим развитием производственных сил, так и внешними факторами. На основе городецкой общности начинают формироваться этнические образования поволжских финнов - племенные объединения древней мордвы, марийцев, муромы и населения, оставившего могильники в рязанском течении Оки.

междуречье бронзовый век железный


Заключение


Таким образом, начало истории мордовского края относится к эпохе мезолита. Наиболее древним его населением стали небольшие группы бродячих охотников, жившие 10-7 тыс. лет назад. Их главным оружием был лук со стрелами. В IV тыс. до н.э. в крае появились уже целые племена первобытных людей, которые занимались не только охотой, но и рыболовством. В III тыс. до н.э. на территорию проникли первые скотоводы. Но они были пришельцами и жили здесь временно. Лишь со II тыс. до н.э. земледелие и скотоводство стали постоянными занятиями древнего населения. За несколько тысячелетий стория мордовского края прошла путь от первобытного состояния человека, когда природа удовлетворяла все его потребности, до появления у него умения выращивать хлеб и разводить скот, от орудий труда из камня до орудий из металла (меди и бронзы).


Список использованной литературы


1. Вихляев И.В. Происхождение древнемордовсой культуры / И.В. Вихляев; научн. ред.: Г.А. Федоров-Давыдов, Ю.А. Зеленев. - Саранск: 2000. - 132 с.

Вихляев И.В. Древнейшая мордва: учебн. пособие / И.В. Вихляев. - 2-ле изд., испр. и доп. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 80 с.

Жиганов М.Ф. Память веков / М.Ф. Жиганов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. - 136с.

История Мордовии: С древнейших времен до середины XIX века / под ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - С. 12-34.

Мокшин Н.Ф. Мордва и вера / Н.Ф. Мокшин, Е.Н. Мокшина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. - С. 3-151.

Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос / Н.Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - 157с.

Степанов П.Д. Андреевский курган / П.Д. Степанов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. - 108с.

Степанов П.Д. Условия возникновения древнемордовского археологического комплекса или древнемордовской культуры / П.Д. Степанов / / Вопросы истории и археологии Мордовской АССР. - Саранск, 1973. - 134 с.

Юрченков В.А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории / В.А. Юрченков. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 368 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

История мордовского народа многогранны и интересна, как и история любого другого этноса России. Каждая ее страница полна событий, фактов и домыслов, знание которых и рождает понимание – кто есть такие мордва. Из чего складывается история народа? География расселения, природа, развитие взаимоотношений с другими этносами… Все эти факторы по отдельности и вместе взятые формируют хозяйственный уклад жизни, антропологический тип, духовный мир и культуру.

История мордовских племен прослеживается начиная с 1 тысячелетия до н.э. Мордовский народ исторически сложился на территории Окско-Волжского междуречья, в лесостепной зоне, богатой лесами и реками, с умеренно-континентальным климатом. Основной средой обитания для мордовского народа был лес, он поставлял и строительный материал и пищу и одежду, служил надежным убежищем от врагов. Здоровый климат и образ жизни, плодородная земля и блага леса способствовали формированию здорового, физически крепкого населения.

Мордовская земля во все времена была относительно густо населена. Кроме мордвы здесь жили и другие народы, оказывающие влияние на формирование ее культуры и хозяйства. Это были татары, чуваши, русские, вторгались на землю мордвы и гунны, и болгары, хазары, печенеги, по¬ловцы, монголы.

Мордовский эпос пронизан мотивами общности судеб эрзи и мокши, неразрывности их хозяйственной и духовной жизни.

Являясь носителями высокой земледельческой культуры, мордва связывала с земледелием многие религиозные языческие обряды. Перед началом всех сельскохозяйственных работ проводились моления, мордва верили в добрые и злые духи, поклонялись богам плодородия.

После отделения от финноволжского праязыка единый мордовский язык функционировал не менее полутора тысячи лет.

Язык мордвы за свою историю развития приобрел много заимствований, но сохранил свою основу. Язык принадлежит к волжской ветви финно-угорской группы уральской семьи. После отделения от финноволжского праязыка единый мордовский язык функционировал не менее полутора тысячи лет. Со второй половины 1 тысячелетия н.э. в нем начали образовываться территориальные диалекты, два из которых - эрзянский и мокшанский - стали языками.

К началу 20 века ареал мордовского народа охватывал всю Россию. Мордовские поселения были отмечены в Иране и Турции, но большая часть жила в Нижегородской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Саратовской и Самарской губерниях. В это время большинство представителей мордвы от язычества перешли к православию.

И конечно все историки сошлись во мнении, что самыми характерными чертами мордвы, так называемыми национальными качествами, являются упорство, застенчивость, не расчетливость и невысокая коммуникабельность.

Вся Россия отразилась в портрете Мордовии, в которой проживает сегодня около 900 тыс. человек. «Шумбрат!» – именно так приветствуют гостей на мордовской земле уже много столетий подряд. Шумбрат, мы рады гостям!

История мордовских племен прослеживается начиная с 1 тысячелетия до н.э.

В конце 14 века начался процесс вхождения мордовских земель в состав московского княжества.

Со второй половины 1 тысячелетия н.э. в нем начали образовываться территориальные диалекты, два из которых - эрзянский и мокшанский - стали языками.

К началу 20 века ареал мордовского народа охватывал всю Россию.Вся Россия отразилась в портрете Мордовии, в которой проживает сегодня около 900 тыс. человек.

 


Читайте:



Что помешало спасти "титаник"

Что помешало спасти

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович «Самсон», эскадренный миноносец. «Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни...

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Валентина Меняйленко Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Темы педсоветов на 2018-2019 учебный год в школах и ДОУ по ФГОС – с августа по июнь для администрации и учителей. В дошкольных образовательных...

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Функциональные стили речи делятся на две группы: содержание и формальный параметр языка. В рассказе или поэме прослеживается художественный язык,...

feed-image RSS