Главная - Гудмен Линда
Самостоятельные княжества руси в 12 13 веках. Русские княжества и земли в XII – XIII веках. Крупнейшие удельные княжества Руси и их особенности

К началу 12 века Киевская Русь уже была достаточно благополучным и развитым государством: стремительно развивалось народное хозяйство, появилась четкая система землепользования, происходило постепенное освоение новых сельскохозяйственных культур. Благодаря росту хозяйства, на Руси начала складываться система разделения труда, появилась более развитая социальная структура общества, экономика и общественный строй приблизились к типично средневековым.

Несмотря на развитие экономики, в политической жизни государства назревал кризис. Прежде всего, это было связано с ослаблением власти Киева и ростом независимости отдельных княжеств – вместо единого центра начали появляться местные центры-города, объединяющие вокруг себя небольшие территории на разных концах государства.

Внутренняя политика Руси в 12 веке

Изменения, происходившие во внутренней политике тесно связаны с ролью Киева и властью Киевского князя, которая стала ослабевать в начале 12 века. Причин для упадка Киева было несколько.

Во-первых, благодаря развитию новых торговых путей по всей Руси, важность пути «из Варяг в Греки» снижалась, принося все меньше прибыли Киеву. Во-вторых, благосостояние князей в других княжествах неуклонно росло, что давало им независимость от Киева и, как следствие, возможность проводить собственную политику. В-третьих, Киев на протяжении долгого времени был главной целью иноземных захватчиков – город постоянно осаждали кочевники, ситуация в регионе была нестабильной и зачастую опасной для жизни. Все это привело к тому, что князья из других регионов все меньше подчинялись воле Киева и становились независимыми.

Несмотря на ухудшающееся положение, Киев и титул Киевского князя все еще привлекал многих местных князей, что стало причиной междоусобных конфликтов. Попытки снова объединить Русь под властью Киева предпринимал Мстислав Владимирович – сын Владимира Мономаха – однако они не увенчались существенным успехом. В результате постоянного смещения власти в другие регионы Руси, уже к концу 12 века образовался новый политический центр – Владимиро-Суздальское княжество и город Владимир. Несмотря на неуклонный рост важности Владимира, вплоть до монголо-татарского нашествия Киев все еще оставался важным центром власти, а киевский князь имел политическое влияние.

Внутренняя политика Руси в 12 веке характеризуется назревающими междоусобными конфликтами и борьбой князей (и княжеств) за власть. Политика, а позднее и экономика потеряли свою централизованность.

Феодализм на Руси в 12 веке

Общество в 12 веке на Руси было разделено на свободных людей и зависимых, и связано это было, прежде всего, с земельными отношениями. К началу 12 века князья, которые раньше обладали большей частью земельных владений, стали передавать часть административных прав на свои земли боярам и монастырям. Таким образом князья освобождали себя от необходимости самолично собирать налоги со своих владений, а бояре и монастыри получали в пользование значительные территории.

Появилась система частного, боярского и монастырского землевладения. Между князьями, боярами и монастырями формировались устойчивые феодальные отношения. В свою очередь бояре нанимали для работы на землях крестьян или позволяли должникам отрабатывать долг, трудясь на земле. Феодализм развивался на более мелком уровне.

Внешняя политика Руси в 12 веке

Внешняя политика в 12 веке сосредоточилась на двух направлениях: борьба с кочевниками, которые постоянно осаждали границы государства, и попытки завоевать новые территории. Русские князья совершали регулярные походы против кочевников, а также пытались продвинуться в сторону Европы.

Культура и быт Руси в 12 веке

Традиционная русская культура только начинает формироваться, появляются новые виды ремесел, развивается зодчество и изобразительное искусство. Большое влияние на быт и культуру оказывает религия – недавно принятое христианство и не до конца искорененное язычество.

Основные события на Руси в 12 веке

  • 1100 г. - Витичевский съезд князей;
  • 1103 г. - Первый поход против половцев, позднее будет совершено еще несколько;
  • 1110 г. - Создание "Повести временных лет" ;
  • 1111 г. - Победа над половцами при Сальнице;
  • 1113 г. - Владимир Мономах становится князем Киевским;
  • 1115 г. - Обострение отношений между Новгородом и Киевом;
  • 1116 г. - Новая победа киевлян над половцами;
  • 1125 г. - Создание "Поучения" Владимира Мономаха;
  • 1125 г. - Смерть Владимира Мономаха, Киевский престол занимает Мстислав, старший сын Владимира Мономаха (1125 - 1132);
  • 1128 г. - Мстислав отнимает независимость у Полоцкого княжества;
  • 1130 г. - Первые княжеские жалованные грамоты, данные новгородским монастырям;
  • 1131 г. - Начало успешных походов на Литву (1131 - 1132 гг);
  • 1132 г. - Смерть Мстислава. Этот момент считается началом периода раздробленности и феодальных войн;
  • 1136 г. - Изгнание Всеволода Мстиславича из Новгорода, начало эпохи независимости Новгорода;
  • 1139 г. - Волнения в Киеве, захват власти Всеволодом Ольговичем;
  • 1144 г. - Объединение Галицко-волынских уделов в единую Галицкую землю;
  • 1146 г. - Княжение в Киеве Изяслава (1146 - 1154), сына Мстислава, которого киевляне пригласили наследовать престол после смерти Всеволода; начало ожесточенной борьбы князей за престол в Киеве;
  • 1147 г. - Первое летописное упоминание о Москве;
  • 1149 г. - Борьба новгородцев с финнами за Водь. Попытки суздальского князя Юрия Долгорукова отбить у новгородцев югорскую дань;
  • 1151 г. - Война великого князя Киевского Изяслава в союзе с Венгрией против Владимира, князя Галицкого;
  • 1152 г. - Основание Костромы и Переяславля Залесского;
  • 1154 г. - Княжение Юрия Долгорукого в Киеве;
  • 1157 г. - Восстание смердов в Киеве (1157 - 1159);
  • 1157 г. - Начало княжения Андрея Боголюбского (1157 - 1174 гг.);
  • 1160 г. - Восстание новгородцев против Святослава Ростиславича;
  • 1164 - Поход Андрея Боголюбского на волжских булгар, Победа Новгорода над шведами;
  • 1167 - Мстислав Изяславич становится князем в Киеве;
  • 1169 - Захват Киева Андреем Боголюбским;
  • 1174 -Убийство боярами Андрея Боголюбского;
  • 1176 - Начало княжения Всеволода Большое Гнездо в Суздали (1176 - 1212 гг.);
  • 1185 - Неудачный поход князя Игоря на половцев, послуживший поводом для написания Слова о полку Игореве;
  • 1197 - Роман Мстиславич объединяет Волынь и Галицию под своей властью.

В условиях господства натурального хозяйства у каждого княжества была возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. К середине 12в. на основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных княжеств, а к началу 13в. – 50 княжеств. Феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях развития феодального способа производства, которая стала закономерным этапом развития Древней Руси. Титулов великого князя в 12в. назвали не только Киевских, но и других князей. Процесс дробления привел к тому, что княжества делились на более мелкие уделы. В результате этого процесса самостоятельными княжествами стали: Киевская, Черниговская, Муромская и т.д. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика. Владимиро-Суздальское княжество сложилось в начале 12в., как крупное феодально-боярское земледелие. На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской державы. Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство.

Вариант 3

Русские земли во времена феодальной раздробленности. Русь удельная

Начиная с 30х годов 12в Русь уже необратимо встала в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период средневековья. К середине 12в Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. Одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные разделы земель между Рюриковичами. Местное боярство не было заинтересованно в существовании единого, сильного политического центра. Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель привели к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства. Ярослав Мудрый незадолго до своей смерти (1054) разделил земли между 5 сыновьями. Но сделал он это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Каждый из сыновей получал земли, которые должны были обеспечить его существование. И Ярослав надеялся, что его дети будут защищать общерусские интересы. Поначалу детям Ярослава удавалось править подобным образом, однако с 1068г, когда объединённая дружина Ярославичей в битве на реке Альте потерпела поражение от кочевых половецких племён, между князьями начались непрекращающиеся усобицы. Они ещё больше усилились, когда подросли внуки и правнуки Ярослава. В 1097г, по инициативе внука Ярослава – Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей. Оценив гибельные последствия усобиц, князя установили новый вид правления: “каждый да держит отчину свою”. Это решение закрепляло феодальную раздробленность. Добиться же сплоченности князьям в результате съезда не удалось. Только позже, когда князем стал Владимир мономах (1113-1125), а также при его сыне Мстиславе (1126-1132) государственное единство было на времо восстановлено. Половцам был нанесён ряд поражений, что заставило их прекратить набеги. Но после смерти Мстислава раздробленность на Руси окончательно возобладала. Феодальная раздробленность ослабляла Русь. Однако это был закономерный процесс, который имел и свои положительные стороны – культурное и хоз. развитие различных земель, появления в них множества новых городов, заметный рост ремесла и торговли.

Культура Древней Руси (Х–ХIII вв.). Значение принятия христианства. (Билет 3)

Вариант 1

Культура Древней Руси - явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство - это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» - сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета - X - первая половина XIII в. (домонгольский период).

Отметим прежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный процесс. Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988г., в княжение Владимира I Святого (980-1015). Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору - духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности.

Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.
Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.
Наконец, о духовном и культурном значении принятия христианства. Оно огромно. На Русь из Болгарии и Византии.пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве - фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины - героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойтетко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей - азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги - «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.
Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» - она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.
Древнейшая из дошедших до нас летописей - «Повесть временных лет» - создана около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», - уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие - поражение северского князя Игоря от половцев (1185-1187) - стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства, как бы «летит умом под облаками», «рыщет через поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.
Искусство Древней Руси - это в первую очередь архитектура и живопись. Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI-XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда - куполами. В алтарной части - полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы - живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и старательно учась у византийских учителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».
К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия - все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.

Феодальной раздробленностью Руси называют исторический период в истории Руси, который характеризуется тем, что, формально находясь в составе Киевской Руси, удельные княжества постепенно обособляются от Киева

Основные причины феодальной раздробленности Руси

1. Сохранение значительной племенной разобщенности в условиях господства натурального хозяйства

2. Развитие феодальной собственности на землю и рост удельного, княжеско-боярского землевладения

3. Борьба за власть между князьями и феодальные междоусобицы

4. Постоянные набеги кочевников и отток населения на северо-восток Руси

5. Упадок торговли по Днепру вследствие половецкой опасности и утраты Византией главенствующей роли в международной торговле

6. Рост городов как центров удельных земель

Последствия феодальной раздробленности Руси

Основные удельные княжества Руси

Крупнейшие удельные княжества Руси и их особенности

Особенности

Владимиро- Суздальского княжества

Галицко- Волынского княжества

Новгородская боярская республика

Территориальные

Территория: Северо-Восточная Русь, междуречье Оки и Волги

Территория Юго-Запада Руси, между реками Днепр и Прут, Карпаты

Плодородные земли, мягкий климат. Уязвимость для набегов кочевников

Климат и почвы мало пригодны для земледелия. Форпост от западной агрессии

Экономические

Основная отрасль хозяйства - земледелие вследствие обилия плодородных земель, пригодных для растениеводства

С притоком населения с южнорусских земель (XI-XII вв.) усиливается освоение новых земель, появляются новые города

Нахождение княжества на пересечении торговых путей (по рекам Ока и Волга)

Старинный центр русского пашенного земледелия вследствие обилия плодородных земель

Развитие добычи каменной соли и снабжение ею территории Южной Руси

Давний ценгр торговли с Юго-Восточной и Центральной Европой, восточными странами

Ведущие отрасли хозяйства - торговля и ремесло

Широкое развитие промыслов: солеварение, производство железа, рыболовство, охота и пр.

Активная торговля с Волжской Булгарией, Прибалтикой, Северонемецкими городами, Скандинавией

Социально-политические

Постоянный приток населения в поисках защиты от набегов кочевников и нормальных условий для ведения хозяйства

Быстрый рост городов старые: Владимир, Суздаль, Ростов,

Ярославль; новые: Москва, Кострома, Переяславль-Залесский

В новых городах и землях слабые вечевые традиции и слабое боярство, что обусловило сильную княжескую власть

Неограниченный характер власти князя и совещательные полномочия вече

Борьба за главенство на Руси и овладение Киевом

Рано сложилось могущественное боярство, оспаривавшее власть князей

Слабая княжеская власть. Сильное боярство и купечество, которым принадлежала реальная политическая власть

Ярослав Мудрый попытался предотвратить междоусобицы после своей смерти и установил между своими детьми порядок наследования Киевского престола по старшинству: от брата к брату и от дяди к старшему племяннику. Но и это не помогло избежать между братьями борьбы за власть. В 1097 г. по инициативе князя Владимира Всеволодовича был организован Любеческий съезд князей Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит отчину свою». Его принятие означало, что князья отказались от лествичной системы наследования княжеских престолов (он доставался самому старшему во всей великокняжеской семье) и перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. Так были созданы предпосылки для феодальной раздробленности. Но и это решение не прекратило междоусобных войн. Теперь князья заботились о расширении территорий своих княжеств. К середине 12 в. политическое раздробление Древнерусского государства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом.

Политическая раздробленность была явлением неизбежным. Причины : 1) Киевская Русь не была государством централизованным. 2) на протяжении 11 в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города; они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. 3) Желание князя укрепить свое княжество. 4) Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. 5) Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел. 6) Влияние натурального способа хозяйства (удаленные территории, развивающиеся на основе экономической и хозяйственной замкнутости, являлись самодостаточными общественными организмами), что создавало феодальную раздробленность.

Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские распри. Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Распад единого государства не означал полной утраты объединяющих русские земли начал. Формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до 13-14 вв. жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси.

В конце 12 в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу независимых государств. Крупнейшими были: на юго-западе - Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке - Владимиро-Суздальское княжество; на северо-западе - Новгородская республика.

Феодальная раздробленность была закономерным процессом развития государственности. Она сопровождалась оживлением экономики, подъемом культуры и формировании местных культурных центров. Вместе с тем в период раздробленности не было утрачено осознание национального единства.

Галицко-Волынское княжество (оформилось в 1199 г. в результате подчинения Галича волынским князьям) находится в предгорьях Карпат; унаследовало политический строй Киевской Руси. Через княжество проходили торговые пути из Византии в Европу. В княжестве возникла борьба между князем и крупными боярами – землевладельцами. В борьбу часто вмешивались Польша и Венгрия.Князья (крупнейшим был Даниил Романович, середина XIII в.) при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. С середины XIII в. княжество слабело: внутренние смуты и постоянные войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в состав Великого княжества Литовского и Польши (На время Даниила Романовичапришлось нашествие татаро-монголов и князю пришлось признать над собой власть хана. После смерти Даниила в княжестве вспыхнула борьба между боярскими семьями, в результате которой Волынь была захвачена Литвой, а Галиция – Польшей).

Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125-1157). Его массовое заселение происходило в 11-12 вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород). Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций городского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг (милостников, т. е. людей, зависящих от милости князя).

Решающим в процессе возвышения княжеской власти было правление сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157-1174). При нем столица княжества была перенесена во Владимир, утвердилось новое титулование правителя - «царь и великий князь». Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новгороде, организуя против них общерусские походы. В 1174 г. он был убит заговорщиками-боярами. При его брате Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212) княжество достигло расцвета, оборванного междоусобьем, начавшимся после его смерти, и вторжением монголо-татар в 1237-1238 гг.

Владимиро-Суздальское княжество стало колыбелью формирования великорусской народности и в недалеком будущем - центром сплочения русских земель в единое Российское государство.

Владимиро-Суздальское княжество находилось в междуречье Волги и Оки и было защищено от степняков лесами. Привлекая население на пустынные земли, князья основывают новые города, не дают сформироваться городскому самоуправлению (вече) и крупному боярскому землевладению. Вместе с тем, поселяясь на княжеских землях, свободные общинники попадали в зависимость от землевладельца, то есть развитие крепостного права продолжилось и усилилось.

Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде . Был одним из самых богатых и влиятельных. Основой его процветания стало не сельское хозяйство (Новгород зависел от поставок хлеба из соседнего Владимиро-Суздальского княжества), а торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых операций на северо-западе Европы, торговало с немецкой Ганзой (представительство этого мощного торгового союза немецких городов было в Новгороде), Швецией, Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностями, мехами, воском. Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского веча. Решающую роль играли влиятельные боярские и купеческие роды, а также духовенство. На вече выбирались должностные лица - посадник (правитель Новгорода), тысяцкие (руководители ополчения), воевода (поддержание правопорядка), епископ (позднее архиепископ, глава новгородской церкви), архимандрит (старейшина среди настоятелей новгородских монастырей). Вече решало вопрос о приглашении князя, который под присмотром совета господ и посадника выполнял функции военного руководителя. Такой порядок сложился после 1136 г., когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода. Вече имело право изгнать князя из города. В вече принимали участие делегаты от городских концов (кончанские вече). Участвовать в кончанском вече могли все свободные горожане данного конца. Республиканская организация власти в Новгороде носила сословный характер. Новгород стал центром борьбы с немецкой и шведской агрессией.

Начало местной династии положил сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий (1125–1157). Он основал ряд городов: Дмитров, Звенигород, Москву. Но Юрий стремился попасть на великое княжение в Киев. Настоящим хозяином княжества стал Андрей Юрьевич Боголюбский (1157–1174). Он основал город Владимир-на-Клязьме и перенес туда из Ростова столицу княжества. Желая расширить границы своего княжества, Андрей много воевал с соседями. Отстраненные от власти бояре организовали заговор и убили Андрея Боголюбского. Политику Андрея продолжил его брат Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212) и сын Всеволода Юрий (1218–1238). В 1221 году Юрий Всеволодович основал Нижний Новгород. Развитие Руси было замедленно татаро-монгольским нашествием 1237–1241 годов.

 


Читайте:



Понятие и признаки общества

Понятие и признаки общества

Мы все живем на одной планете. Нас сегодня уже семь миллиардов. Знаете, что нас всех объединяет? Оказывается, мы все являемся частью общества. Что...

Основные понятия теории вероятностей Значение е теория вероятности

Основные понятия теории вероятностей Значение е теория вероятности

Мама мыла раму Под занавес продолжительных летних каникул пришло время потихоньку возвращаться к высшей математике и торжественно открыть пустой...

Set out — английский фразовый глагол

Set out — английский фразовый глагол

Помним, что глагол set является неправильным . Все его три формы (формы настоящего и прошедшего времени, а также причастие прошедшего времени)...

Общая биология для студентов

Общая биология для студентов

Частный преподаватель Стаж 6 лет от 1 400 руб / час свободен Связаться Репетитор по биологии Я готовлю учащихся к экзаменам (ОГЭ и ЕГЭ/...

feed-image RSS