Реклама

Главная - Кастанеда Карлос
Что такое перцепция в психологии общения. Перцептивный - это какой? Восприятие и перцептивная сторона общения. Структура и механизмы социальной перцепции

Перцепция - это своеобразное отражение вещей и ситуаций действительности. Здесь важную роль играет возраст воспринимающего индивида. Восприятие помогает сформировать целостный образ предмета. В психологии такое явление позволяет узнать, как человек видит ситуацию и какие делает выводы из общения с окружающим миром.

Что такое перцепция?

Восприятие является познавательной функцией, которая помогает в формировании индивидуального восприятия мира. Перцепция - это отражение явления или объекта, это стержневой биологический процесс психики человека. Такая функция приобретается через органы чувств, участвующих в формировании персонализированного целостного образа предмета. Она влияет на анализаторы с помощью целого ряда ощущений, вызываемых перцепцией.

Восприятие = это популярный предмет психологического исследования. Простыми словами такое отражение действительности означает понимание, познание, формирование в сознании целостного образа какого-нибудь явления. Восприятие не может существовать без отдельных ощущений, но оно является существенно другим процессом. Например, вы можете просто слышать звуки, либо внимательно слушать, вы можете просто видеть или целенаправленно смотреть, наблюдать.

Виды перцепции

В зависимости от органов восприятия перцепция бывает:

  1. Зрительной . Движение глаз человека скачкообразно, так человек обрабатывает полученную информацию. Но когда оно останавливается, начинается процесс зрительного восприятия. Такой вид восприятия поддается влиянию ранее выработанного стереотипа. Например, если человек привык все время бегло пробегать текст глазами, ему сложно будет в дальнейшем научиться глубинно прорабатывать материал. Он может не заметить большие абзацы текста, а потом при опросе ответить, что их и вовсе не было в книге.
  2. Осязательной . Такая функция отвечает за регулировку, контроль и коррекцию рабочих движений рук. Такой вид восприятия основан на тактильных, температурных и кинетических ощущениях. Но орган восприятия в таком случае – рука, которая с помощью ощупывания помогает узнать отдельные признаки предмета.
  3. Слуховой . В слуховом восприятии у человека важное место занимают фонематическая и ритмико-мелодическая системы. Человеческое ухо в отличие от животного гораздо сложнее, богаче и подвижнее. Такое понимание активно задействует моторный компонент, но такой компонент выделен в особую отдельную систему. Например, пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха.

Помимо вышеперечисленных видов перцепции существуют еще два, в которых информация отражается не через органы чувств, а через понимание:

  1. Пространства, расстояния, отдаления, направления предметов, расположенных от нас и друг от друга.
  2. Времени – это длительность, скорость и последовательность событий. У каждого человека есть свои внутренние часы, которые редко совпадают с суточным ритмом. И чтобы человек мог воспринимать этот ритм, он использует дополнительные внешние признаки и анализаторы.

Закон перцепции

Восприятие = это чувственное отображение предмета или явления. Общение как перцепция - это механизм для его начала, так как любой процесс общения начинается с восприятия людей друг другом. А процесс восприятия, согласно закономерности социальной перцепции, строится в форме суждения об объекте. Известный психолог Н.Н Ланге разработал специальный закон перцепции, согласно которому восприятие – это быстрая смена определенного обобщенного восприятия предмета более конкретным.

Перцепция в философии

Перцепция в философии - это чувственное понимание, отражение вещей в сознании посредством органов чувств. Такое понятие имеет несколько категорий:

  1. Внутреннее восприятие, с помощью которого человек осознает, где находятся его конечности, сидит он или стоит, подавлен ли он, голоден или устал.
  2. Внешнее восприятие, для которого используется зрение, слух, прикосновение, запах, вкус.
  3. Смешанное восприятие, которое проявляется посредством эмоции или каприза.

Что такое перцепция в психологии?

Перцепция в психологии - это психическая функция познания. С помощью такого восприятия человек может мысленно сформировать цельный образ объекта. Другими словами, такое отражение действительности представляет собой уникальное сенсорное отображение, которое формируется посредством:

  • мотивации;
  • установки;
  • опыта;
  • личностных особенностей воспринимающего;
  • познания мира через призму понимания собственного «Я».


Социальная перцепция

Социальная перцепция - это целостное понимание социальных объектов. Она изучает манеры поведения между людьми с различным уровнем развития. Для того чтобы можно было познать и понять другого человека, существуют определенные механизмы социальной перцепции, они представлены:

  • идентификацией, когда человек начинает вести себя, таким образом, каким, согласно его мнению, мог бы повести себя его собеседник;
  • эмпатией, когда человек копирует эмоциональный настрой собеседника;
  • аттракцией, которое проявляется в виде любви или дружбы;
  • рефлексией, когда человек начинает видеть себя глазами собеседника;
  • стереотипизацией, когда человек воспринимает своего собеседника как часть какой-либо социальной группы, сообщества;
  • каузальной атрибуцией, когда человека наделяют определенными качествами сообразно его поступкам.

Гендерные особенности перцепции

Эффекты перцепции – это определенные особенности, препятствующие адекватному восприятию друг друга партнерами. В науке они представлены:

  • первичностью, которая проявляется при знакомстве;
  • новизной, которая проявляется при возникновении новой важной информации;
  • ореолом, который проявляется при преувеличении положительных или отрицательных качеств партнера.

/ 18.Понятие социальной перцепции

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:

1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

3) свою группу;

4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:

1) восприятие группой своего собственного члена;

2) восприятия группой представителя другой группы;

3) восприятие группой самой себя;

4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

Выделяютмеханизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (Identification; Identifizierang) - психологический процесс, в котором личность частично или полностью диссимилируется от самой себя (см. ассимиляция). Бессознательная проекция личностью себя на нечто иное, чем она сама: другую личность, дело или местоположение. Другими словами, это бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъектом, группой, процессом или идеалом. Является важной частью нормального развития. Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может прекрасно разбираться в эмоциональном состоянии последнего и использовать возможности своей эмпатии против учителя. Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных целях. Субъект способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Если индивид никогда не переживал аффекта, депрессии или апатии, то он, скорее всего, не поймет, что переживает другой человек в этом состоянии, хотя и может иметь определенные когнитивные представления о подобных явлениях. Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь когнитивные представления. Необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть. Есть некоторые виды профессиональной деятельности, требующие развитой эмпатии, например, врачебная деятельность, педагогическая, театральная. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек - человек» требует развития данного механизма перцепции.

РефлексИя - в социальной психологии рефлексия понимается как имитация хода рассуждений другого человека. Чаще рефлексия понимается как размышление над СВОИМИ умственными действиями или психическими состояниями. Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. По образному выражению представителя гуманистической психологии А. Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», т.е. увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. С известной долей условности можно сказать, что чем больше нам человек нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности). Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие - отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой. Так, телевизионный ведущий, улыбающийся в течение полутора часов, вряд ли привлечет к себе симпатии телезрителей. ^ Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или реально существовавших. Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно. На самом деле - это лишь субъективные ощущения, возникающие как механизм психологической защиты. На уровне социальной стратификации такие межгрупповые отношения, как выбор аутгруппы и стратегия социального творчества, безусловно, сопровождаются действием каузальной атрибуции. Т. Шибутани говорил о мере критичности и доброжелательности, которую целесообразно соблюдать по отношению к окружающим. Ведь каждый человек имеет положительные и отрицательные черты, а также особенности поведения, обусловленные его амбивалентностью как индивида, личности и субъекта деятельности. Кроме того, одни и те же качества по-разному оцениваются в различных ситуациях. Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами. Зная, в каких отношениях индивид является экстерналом, а в каких интерналом, можно определить и некоторые особенности его интерпретации причин поведения других людей. Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. Профессиональная деятельность некоторых специалистов связана с необходимостью идентификации, как, например, работа следователя или преподавателя, о чем многократно описано в юридической и педагогической психологии. Ошибка идентификации при неверной оценке интеллектуального уровня другого человека может привести к негативным профессиональным результатам. Так, учитель, который переоценивает либо недооценивает интеллектуальный уровень своих учеников, не сможет в процессе обучения верно оценить связь реальных и потенциальных возможностей обучающихся. Следует заметить, что слово «идентификация» в психологии означает целый ряд явлений, которые не тождественны друг другу: процесс сличения объектов на основании существенных признаков (в когнитивной психологии), неосознаваемый процесс отождествления близких людей и механизм психологической защиты (в психоаналитических концепциях), один из механизмов социализации и т.д. В широком смысле идентификация как механизм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видения другого, постижения личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого. Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.

Перцепция

Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и представляет собой то, что называют перцепцией . Перцептивная сторона общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В перцепции важная роль отводится установке в общении. Часто формирование первого впечатления о незнакомом человеке зависит от данной ему характеристики. И тогда в нем, в зависимости от установки, одни найдут положительные черты, другие – отрицательные. В перцепции возможны ошибки восприятия, причинами которых могут быть:

♦ эффект «ореола» – информация, полученная о человеке до непосредственного общения с ним, формирует предвзятость представления о нем еще до его восприятия;

♦ эффект «новизны» – при восприятии незнакомого человека часто наиболее значимой кажется первичная информация о нем (так называемое первое впечатление);

♦ эффект стереотипа – возникает из-за недостаточного объема информации о человеке и существует в виде некоторого устойчивого образа.

Аттракция

В процессе перцепции происходит не просто восприятие друг друга, а рождается целая гамма чувств, возникают эмоциональные отношения, механизм образования которых изучает аттракция.

Аттракция – это возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Для формирования аттракции можно пользоваться некоторыми приемами:

прием «имя собственное»

при общении чаще обращаться к партнеру по имени и отчеству, так как такое обращение служит показателем внимания и неосознанно вызывает положительные эмоции;

прием «зеркало души»

приветливое выражение лица, улыбка при общении сигнализируют о дружеских отношениях и добрых намерениях;

прием «золотые слова»

не скупиться во время общения на комплименты, похвалу, в которых нуждается любой человек;

прием «терпеливый слушатель»

уметь заинтересованно и терпеливо выслушать своего собеседника, дать ему высказаться;

прием «предварительная информация»

при общении использовать знания о своем собеседнике (характер, темперамент, хобби, семейное положение и пр.).

Перцептивные процессы. Понятие, свойства восприятия

Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений.

Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний

Виды восприятия

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. В отличие от ощущений образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся, например,восприятие пространства и восприятие времени . Воспринимая пространство, т. е. удаленность предметов от нас и друг от друга, форму и величину, человек основывается как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных.

При восприятии времени большую роль играют, помимо слуховых и зрительных ощущений, двигательные и внутренние, органические ощущения.

По силе звука грома мы определяем расстояние, отделяющее нас от приближающейся грозы, при помощи осязания мы с закрытыми глазами можем определить форму предмета. У людей с нормальным зрением слуховые и осязательные ощущения играют подобную роль в восприятии пространства. Но эти ощущения приобретают основное значение для лиц, лишенных зрения.

Под восприятием времени понимается процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире. Непосредственному восприятию поддаются только очень короткие временные отрезки. Когда же речь идет о более длительных отрезках времени, то правильнее говорить не о восприятии, а о представлении о времени.

Окружающую действительность воспринимают не те или иные органы чувств, а человек определенного пола и возраста, со своими интересами, взглядами, направленностью личности, жизненным опытом и пр. Глаз, ухо, рука и другие органы чувств лишь обеспечивают процесс восприятия, который зависит от психических особенностей личности.

  1. Закономерности восприятия

Основные закономерности восприятия:

    апперцепция,

    вербальное опосредование,

    зависимость от установки, субъективность,

    принцип изоморфизма.

Процесс восприятия не ограничивается выделением определенной груп­пы ощущений и объединением их в целостный образ; он предполагает так­же опознание образа, его сопоставление со следами памяти, осмысление и понимание (особенно, когда воспринимаются символические объекты, зна­ки, текст и т.д.).

Все это требует привлечения прошлого опыта, в связи с чем принято говорить об особом свойстве сознания - апперцепции, т.е. зависимости отчетливого восприятия какого-либо содержания от прошлых впечатлений и накопленных знаний. Благодаря такой связи между актуаль­ными и прошлыми впечатлениями возможна ассимиляция новой сенсорной информации, включение новых образов восприятия в систему человеческо­го опыта. Поэтому отчетливое и осознанное восприятие окружающего мира невозможно без участияпамяти и мышления.

Восприятие сопряжено с категоризацией, психическим процессом от­несения единичного объекта или события к некоторому классу. Иными сло­вами, любой объект воспринимается не как единичность и непосредствен­ная данность, но как представитель обобщенного класса явлений. Причем специфические особенности этого класса автоматически переносятся на вос­принимаемый объект. Связь восприятия с категоризацией указывает на опосредованность перцептивных процессов социальным опытом личности и фак­торами культуры.

Характерная особенность человеческого восприятия в том, что его обра­зы синтезируются с использованием речи (вербальное опосредование ), с опорой на семантические структуры естественного языка. За счет вербаль­ного (словесного) обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения частных свойств предметов.

В исследованиях целого ряда выдающихся психологов-эксперимента­торов (первоначально Г. Мюллер, Т. Шуман, Л. Ланге, позднее - Д.Н. Уз­надзе и его последователи) отмечалось, что восприятие в значительной мере зависит от установки, определяемой как целостное состояние субъ­екта, не осознаваемое им в полной мере и вместе с тем предполагающее «своеобразную тенденцию к определенным содержаниям сознания» или предварительную готовность воспринимать, чувствовать и реагировать на что-либо определенным образом под влиянием прошлого опыта и мотивационных факторов.

Вместе с тем, к основным закономерностям восприятия следует отнести его субъективность: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, т.е. в зависимости от своих интересов, знаний, по­требностей, способностей, целей деятельности и др. субъективных факто­ров. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности также связывается с фундаментальным по­нятием апперцепции.

Согласно постулатам гештальт-психологии, восприятие строится по принципу изоморфизма - структурного уподобления формируемого пер­цептивного образа воспринимаемому объекту.

Законы восприятия (по М. Вертгеймеру).

Эффект сходства. - Фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т.п., в восприятии объединяются и группируются).

Эффект близости. - Близко расположенные фигуры обычно объединяются.

Фактор "общей судьбы". - Фигуры могутобъединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них.

Фактор "хорошего продолжения". - Из двух пересекающихся или касающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной.

Фактор замкнутости. - Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.

Фактор группировки без остатка. - Несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы не осталось ни одной отдельно стоящей фигуры.

Достаточно популярным предметом психологических исследований являются человека и животных. В зависимости от сложности принято выделять три уровня психики или реальности: это сенсорика и перцепция, представления и высший - вербально-логический уровень. Попробуем разобраться подробнее с первым.

Сенсорно-перцептивные процессы

Перцептивный - это воспринимающий, если сказать иначе. Восприятие представляет собой познание и в итоге формирование в сознании целостного образа предмета или явления окружающей среды. Сразу следует сказать, что непосредственные отличаются между собой. Несмотря на то что без отдельных ощущений, возникающих как результат действия реальности на органы чувств (сенсоры), восприятие не могло бы существовать, оно не сводится только к ним.

Ощущения создают базу, но перцептивный - это качественно другой процесс, более активный и осмысленный. Для примера можно сравнить то, как можно просто слышать звуки и внимательно слушать, видеть и целенаправленно смотреть, наблюдать за кем-то или чем-то.

Основные свойства восприятия

Большой теоретический труд посвящен детальному анализу сенсорно-перцептивной организации у человека, автором является известный советский психолог Б. Г. Ананьев. С точки зрения специалистов в этой области, можно выделить следующие характерные особенности восприятия:

Различия перцепции и апперцепции

Наряду перцепцией, выделяют тесно связанное с ней понятие апперцепции. Процесс перцептивный - это восприятие. Апперцепция также представляет собой прием и обработку зрительной, слуховой и другой информации. Добавление к основному понятию приставки ап- призвано показать всю сложность восприятия. Мы не просто слышим, видим, чувствуем вкус, запах и прикосновение - результат этого проходит через индивидуальную призму. В нее обязательно входит предыдущий перцептивный опыт, на основе которого выносится суждение о предмете. Так мы сравниваем каждый образ с имеющимися эталонами формы - круг это или треугольник, цвета - зеленый или оттенок морской волны и т. д.

Конкретные знания и умения, текущее состояние опосредуют наше изучение окружающего мира и определяют различия в восприятии разных людей. Большое влияние оказывают личные особенности - склонности, интересы, характер, образ жизни в целом, котрые влияют в том числе на восприятие нас самих.

Из чего же оно складывается? Как мы выяснили, перцептивный - это синоним слова воспринимающий. Воспринимать можно не только неодушевленные вещи, животных, отношение формируется и в плане “человек-человек”. Это означает, что даже в общении существует перцептивная сторона. То есть это восприятие и оценивание других людей. Перцептивное общение предполагает также умение чувствовать собеседника и настроение, понять его потребности и желания, мотивы поведения.

Есть ряд факторов, от которых может зависеть межличностное взаимодействие. Во-первых, это факт превосходства другого по определенным параметрам, в силу чего он будет восприниматься как авторитетная личность и, соответственно, иметь положительный образ. Во-вторых, внешняя привлекательность партнера. Большей симпатией пользуются красивые люди. В-третьих, отношение к наблюдателю. Если партнер относится к вам хорошо, то, скорее всего, это вызовет такие же ответные чувства. Каждый из этих пунктов способен снизить адекватность и существенно повлиять на впечатление о ком-либо.

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) -- познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира

Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие -- одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие -- нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов.

Виды восприятия

При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей -- воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей -- воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т. е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Свойства восприятия

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота.

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет -- значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

Перцепция — это познавательная функция психики, формирующая индивидуальное восприятие мира. Данная функция представляет собой отражение явления или объекта целиком при его прямом влиянии на рецепторные поверхностные части органов чувств. Одним из стержневых биологических процессов психики, определяющих сложнейшую операцию приема и трансформации информации, приобретаемой через органы чувств, которые формируют персонализированный целостный образ предмета, оказывающего влияние на анализаторы посредством комплекса ощущений, вызываемых этим объектом, считается функция восприятия или перцепция.

Перцепция в психологии это процесс прямого активного отображения познавательной сферой субъекта внутренних объектов и внешних предметов или явлений. В виде формы чувственного отображения предмета, перцепция объединяет в себе выявление предмета как нераздельного, различение в нем отдельных качеств, обнаружение информативного содержания в нем, соответствующего цели действия, выработку чувственного образа. Перцепция является процессом осознания стимуляции сенсорных рецепторов.

Социальная перцепция

Зарождение и дальнейшее успешное развитие межличностного коммуникативного взаимодействия возможно исключительно при условии, что между участвующими лицами в данном процессе существует взаимопонимание. То, насколько субъекты отражают чувства и качества друг друга, понимают и воспринимают окружающих, а при помощи них и собственную личность, во многом обуславливает процесс коммуникации, отношения, формирующиеся между участниками, и методы, посредством которых они реализуют совместную деятельность. Поэтому процесс познания и постижения одним субъектом другого выступает в качестве обязательной составляющей общения. Такую составляющую условно можно назвать перцептивным аспектом общения.

Социальная перцепция являет собой одно из особо серьезных и наиболее важных явлений социальной психологии. Было введено впервые определение социальная перцепция Д. Брунером после формирования качественно другого взгляда на восприятие субъектом субъекта.

Перцепция в психологии это действие, которое зарождается в ходе взаимодействия индивидуумов друг с другом и объединяет в себе восприятие, прохождение, уразумение и оценку индивидами социальных объектов.

Понятие перцепция объединяет в себе:

  • индивидуальный процесс восприятия наблюдаемых действий;
  • трактовку воспринимаемых причин действий и ожидаемых последствий;
  • построение стратегии персонального поведения;
  • эмоциональное оценивание.

Социальная перцепция восприятие является процессом восприятия в социальном смысле социальных объектов. Это процесс, зарождающийся при личностном взаимодействии, базирующийся на естественных коммуникациях и протекающий в виде восприятия и постижения индивидом.

Межличностная перцепция характеризуется зависимостью от эмоциональных реакций, взглядов, установок, представлений, увлечений и предубеждений. Природа отношений межличностного характера значительно отличается от сущности отношений общественной направленности. Так как специфической чертой межличностного взаимодействия является наличие эмоционального базиса. Поэтому взаимодействие межличностного характера следует рассматривать в качестве причины психологического «микроклимата» коллектива. Эмоциональный фундамент межличностных отношений объединяет в себе все виды эмоциональных реакций личности, такие как чувства, эмоции.

Выделяют определенные механизмы социальной перцепции. В первую очередь, следует к ним отнести идентификацию, и .

Процессы социальной перцепции имеют существенную разницу в восприятии объектов несоциального характера. Данное отличие состоит в том, что объекты социального характера не обладают пассивными и безразличными чертами в отношении к персоне восприятия. К тому же, социальные модели всегда характеризуются наличием оценочных интерпретаций и смысловых суждений. В некотором смысле перцепция является интерпретацией. Однако интерпретация другого лица или группы лиц всегда имеет зависимость от прошлого социального опыта воспринимающего субъекта, поведенческих реакций объекта восприятия в конкретный момент, системы ценностных ориентиров воспринимающего лица и других факторов.

Существуют основополагающие функции перцепции, к которым можно отнести: познание себя, партнера по коммуникации, организацию коллективной деятельности, основанной на взаимопонимании и установлении необходимого эмоционального взаимоотношения.

Функции перцепции необходимы для лучшего понимания сути восприятия. В ходе коммуникативных действий необходимо наличие взаимопонимания с целью эффективного усвоения информации. Восприятие участника коммуникации называется перцептивной стороной коммуникативного взаимодействия. Данный процесс можно представить в качестве внутреннего фундамента процесса общения, достигшего довольно высокого уровня развитости.

Феномен социального восприятия основан на взаимопонимании субъектов. Поэтому необходимо отметить, что существует несколько уровней взаимопонимания. Первый уровень наступает при совпадении системы социальных значений и индивидуальных смыслов у общающихся индивидов, и отсутствуют совпадения в степени взаимного оценивания личностных качеств.

Примером этого уровня перцепции может служить профессиональное коммуникативное взаимодействие. Следующий уровень наблюдается при совпадении не только смысловых систем, но и степени взаимного оценивания личностных качеств. Наблюдается он при взаимной удовлетворенности субъектов собственными эмоциями, которые возникают по отношению одного лица к другому. Третий уровень – это когда имеется высокая степень взаимно направленного доверия индивидов и их открытости. Общение на данном уровне предполагает отсутствие друг от друга секретов, в значительной мере затрагиваемых интересы партнера.

Как и любой другой психический процесс, перцепция характеризуется своими свойствами.

Свойства перцепции включают предметность (восприятие объектов не в качестве бессвязного комплекса ощущений, а в качестве образов, составляющих определенные предметы), структурность (воспринимается предмет сознанием в качестве смоделированной структуры, абстрагированный от ощущений), апперцептивность (воздействует содержание психики), константность (неизменность восприятия предмета при изменении стимула), осмысленность (объект воспринимается посредством сознания, затем мысленно называется и относится к классу) и избирательность (выделение одних предметов над другими). Свойства перцепции развиваются зависимо от возрастного периода личности.

Механизмы социальной перцепции

Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность.

Общение как перцепция предполагает наличие межличностного восприятия – выработку первоначального впечатления и межличностное восприятие в целом. Поэтому можно выделить механизмы социальной перцепции, которые представляют собой специфические способы, обуславливающие интерпретацию, понимание и оценивание индивидом партнера по коммуникативному взаимодействию. К наиболее распространенным механизмам причисляют каузальную атрибуцию, идентификацию, эмпатию, аттракцию, социальную . Ниже представлено более подробное описание данных механизмов.

Каузальная атрибуция представляет собой приписывание субъекту причин поведенческого реагирования. Каждый индивид непреднамеренно выстраивает собственные предположения о причинах действий воспринимаемого индивида, почему именно он ведет себя подобным образом. Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдающий делает это, основываясь на сходстве его поведенческих реакций либо с каким-либо известным ему лицом либо известным образом личности, или основываясь на анализе собственных мотивов, которые могли бы проявиться у индивида в подобной ситуации.

Казуальная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самоощущения личности, которая воспринимает и подвергает оценке другого.

Способ постижения другого, при котором гипотеза о его душевном состоянии выстраивается, основываясь на попытках поставить на место товарища по коммуникации себя, называется идентификацией. Другими словами, происходит сопоставление себя со вторым индивидом. В ходе идентификации усваиваются нормы партнера, его ценностные ориентиры, поведенческие реакции, привычки и вкусы. Идентификация обладает особым личностно-значимым смыслом на конкретном возрастном этапе, примерно в переходном периоде и юношеском возрасте. Так как на этом этапе идентификация во многом обусловливает характер взаимоотношений между молодым человеком и значимым окружением.

Общение как перцепция заключается в понимании общающимися лицами друг друга и опосредуется не только исключительно наличием общей системы шифровки либо дешифровки информации и совместно направленным действием, но и специфическими особенностями восприятия индивидом индивида.

Эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональной направленности другому индивиду. Посредством эмоциональных откликов индивид постигает внутреннее состояние партнера. Эмпатия основывается на умениях верно представлять и понимать, что происходит у другого индивида внутри, как он оценивает окружающую среду, что он переживает. Эмпатийность во взаимодействии со вторым участником общения нередко рассматривается в качестве одной из наиболее нужных профессиональных черт психолога, социального работника и педагога.

Аттракция переводится, как привлечение, и может быть выражена в качестве особой формы постижения другого субъекта, основанной на выработке в отношении его стабильного позитивного чувства. В этом случае понимание товарища по взаимодействию возникает вследствие формирования к нему привязанности, приятельского или более глубокого отношения интимно-личностного характера.

Посредством перцепции и последующей интерпретации среды и социального окружения, также субъект воспринимает, а затем и интерпретирует собственную личность, действия и мотивы.

Социальной рефлексией именуют процесс и следствие самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией в качестве инструмента социальной перцепции имеется в виду осмысление личностью собственных индивидуальных характеристик и то, каким образом они выражаются во внешнем реагировании, а также постижение того, какой она воспринимается окружением.

Межличностная перцепция восприятие, как правило, управляются всеми вышеперечисленными механизмами.

Эффекты социальной перцепции

Определенные особенности, которые препятствуют адекватному восприятию друг друга взаимодействующими партнерами, называются эффектами социальной перцепции. К ним относят: эффект ореола, проекции, первичности, новизны, средней ошибки.

Межличностная перцепция предполагает взаимное оценивание участниками коммуникативного взаимодействия, но по прошествии времени наблюдается отсутствие изменений в оценочных суждениях партнеров. Это происходит вследствие естественных причин и именуется эффектом ореола. Другими словами, сложившееся однажды суждение одного участника о другом не видоизменяется, несмотря даже на то, что новая информация о субъекте коммуникации накапливается и возникает новый опыт.

Эффект социальной перцепции может наблюдаться в ходе формирования об индивиде первого впечатления, когда общее хорошее впечатление ведет в целом к позитивному оцениванию и, наоборот, неблагоприятное впечатление провоцирует преобладание негативных оценок.

С подобным социальным эффектом имеют тесную связь такие эффекты, как первичность и новизна. Во время восприятия незнакомого индивида преобладает эффект первичности. Противоположным данному эффекту считается эффект новизны, состоящий в том, что информация полученная последней, является более значимой. Эффект новизны работает при восприятии ранее знакомого индивида.

Также выделяют эффект проекции, который являет собой приписывание приятному собеседнику собственных достоинств, а неприятному – собственных недостатков, другими словами наиболее отчетливо выявлять у собеседников именно те качества, которые ярко выражены у воспринимающего индивида. Эффект средней ошибки выражается в тенденции смягчать оценивание наиболее ярко выраженных черт партнера в сторону среднего.

Перечисленные эффекты следует рассматривать в качестве выражения особого процесса, сопутствующего восприятию индивида индивидом. Такой процесс носит название стереотипизация.

Таким образом, понятие перцепция представляет собой отражение вещей и ситуаций действительности во время их воздействия на органы чувств людей. При этом важную роль играет возрастной период, в котором находится воспринимающий индивид.

Почему мы воспринимаем человека именно так? Как формируется наше отношение к людям?

Контактируя с людьми, мы, сами того не замечая, оцениваем каждого из них и делаем выводы о самом человеке и его качествах. При этом с кем бы мы ни общались и какова бы ни была продолжительность этого контакта, всегда запускается процесс восприятия одного индивида другим. Как понять другого и на основе знания выстроить именно те отношения, которые необходимы с данным человеком – один из главных вопросов психологии.

Определение

Понятие социальной перцепции можно охарактеризовать так: это восприятие одной социальной единицы другой. Психология показывает нам те механизмы, используя которые мы контактируем, выстраиваем отношения, даем характеристику и понимаем, чего ожидать от человека, не только исходя из его личных качеств, но и оценивая его социальную принадлежность. Для этого за основу нашим подсознанием берется система социальных стереотипов – устойчивых представлений, которые возникают внутри одной из социальных общностей – группы.

Поскольку социальная перцепция чаще всего рассматривается как коммуникация между индивидуумами, психологи выделили как частный случай межличностную перцепцию. Межличностная перцепция обусловлена эмоциональными проявлениями и представлениями взаимодействующих людей.

Психологические особенности межличностного взаимодействия основаны на эмоциональном базисе. Он включает различные виды явлений, в том числе и эмоциональные реакции личности, такие как аффекты, чувства, эмоции.

Поскольку человек постоянно находится во взаимодействии с иными людьми как в своей социальной группе, так и за ее пределами, возникают феномены социальной перцепции. По мнению психологов, люди из одной социальной группы будут иметь схожие реакции на одну и ту же ситуацию, будут давать одинаковую оценку и руководствоваться схожими критериями, поскольку шкала восприятия и оценочные системы у них общие.

Именно поэтому часто возникают сложности у детей, которые переходят из одной школы в другую. Первое время класс, в который попал новичок, воспринимает его как субъекта из чужой социальной группы, при этом практически все дети одинаково реагируют на него: присматриваются, изучают. При этом, чтобы влиться в коллектив, новому ученику придется не только научиться быть похожим на всех остальных, но и, в первую очередь, включить механизм познания через интерес к группе, в которой он выстраивает общение.

Куда приводит восприятие

Общение как социальная перцепция может быть реализовано в виде:

1. Обмена информацией.

2. Эмоционального обмена.

3. Выработки единого информационного контекста. На основе стереотипов формируется межличностное восприятие. При этом особенности, препятствующие объективно воспринимать личностям друг друга, образуют следующие эффекты социальной перцепции.

  • Эффект первичности. Только познакомившись с человеком, мы составляем свое мнение на основании уже доступной информации: как он выглядит, как говорит и пр.
  • Эффект новизны – появилась новая информация, и вдруг «открылись глаза». Новая информация как бы вычеркнула старую либо ее основательно подкорректировала. В этом случае может произойти резкое изменение отношения к человеку. Воспринимающий его внезапно увидит в нем что-то хорошее или снимет «розовые очки».
  • Эффект ореола – это тот самый случай, когда что бы вам ни говорили о человеке, вы никому не поверите и не измените своего мнения о нем.
  • Эффект проекции – мы приписываем человеку свои собственные качества, искусственно «улучшая» или «ухудшая» его за счет них.
  • Эффект средней ошибки – возможен тогда, когда вы еще не приняли окончательного решения о том, каково ваше отношение к человеку, – в этом случае вы временно максимально нейтрализуете черты и качества этого человека.

Виды социальной перцепции:

  • Самопознание – индивид воспринимает и познает сам себя.
  • Индивидуальная – восприятие между двумя личностями – в этом случае они находятся в процессе познания друг друга.
  • Восприятие человеком группы, при этом процесс восприятия и познания происходит между личностью и социальной группой и всеми ее членами.
  • Межличностное групповое– познание как внутри каждой группы, так и между ее членами.

Наука выделяет следующие наиболее важные функции социальной перцепции:

1. Самопознание – самовосприятие и самооценка человеком самого себя.

2. Познание другого индивидуума.

3. Установление контактов в коллективе при осуществлении совместной деятельности.

Как работают механизмы перцепции

В основе взаимоотношений лежат механизмы социальной перцепции. Они основаны на интересе и необходимости взаимодействовать постоянно или время от времени. Это следующие инструменты коммуникации.

Идентификация – мы познаем объект, уподобляясь ему. Когда вам говорят: «Встань на мое место», – это призыв к идентификации. Конечно, это не единственный способ восприятия, но им чаще всего пользуются в процессе общения. Идентификация очень близка к эмпатии.

Аттракция – чтобы понять, что означает это непонятное слово, достаточно сказать: симпатия, дружба, любовь. Эти три уровня положительных чувств – ее составляющие. Симпатия более нейтральна, дружба, в свою очередь, индивидуализирована и выявляет привязанности. Любовь – высшая степень эмоционально-положительного отношения; действует через механизмы вытеснения других интересов личности и концентрации ее внимания на объекте чувств.

Рефлексия. Попробуйте представить, что о вас думает, например, мама, подруга, сосед. Посредством рефлексии вы познаете и себя, и того человека, за которого вы осуществляете процесс размышления. Соответственно, чем с большим числом людей вы общаетесь, тем разнообразнее представления о самом себе (если, конечно, вы не отрицаете мнение других о себе) и о других. Хотите честных и открытых отношений – включите своего партнера в число тех, чьими глазами вы смотрите на себя, сделайте его частью своего внутреннего мира и источником самопознания.

Наиболее интересно рассмотреть работу этих механизмов в рамках взаимоотношений «учитель – ученик». Как работает педагогическая социальная перцепция? Для любого педагога необходимо не только подчеркнуть свой статус, но и не оттолкнуть ученика.

Включить механизмы перцепции в рамки образовательного процесса – вот главная задача учителя. Показать детям, как они работают, можно и не используя сложную терминологию. Отличными являются понятия перцепция и апперцепция.

Если перцепция представляет собой более примитивное проявление бессознательного, неосознанное восприятие внутренних процессов и окружающих объектов, то апперцепция – это четкая, осмысленная категория восприятия, она связана с прошлым духовным опытом, в ее основе лежат знания и способности человека. То есть это осознанный акт познания человека, и его восприятие основывается на мировоззрении и опыте.

И если сущность социальной перцепции раскрывается через непосредственное и каждодневное общение, то апперцепция – это скорее инструмент в руках профессионалов, не только изучающих восприятие и механизмы, но и управляющих этими процессами. Автор: Руслана Капланова

 


Читайте:



Что помешало спасти "титаник"

Что помешало спасти

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович «Самсон», эскадренный миноносец. «Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни...

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Валентина Меняйленко Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Темы педсоветов на 2018-2019 учебный год в школах и ДОУ по ФГОС – с августа по июнь для администрации и учителей. В дошкольных образовательных...

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Функциональные стили речи делятся на две группы: содержание и формальный параметр языка. В рассказе или поэме прослеживается художественный язык,...

feed-image RSS