Главная - Степанова Наталья
Конспект урока по химии на тему «Электролитическая диссоциация. Сущность процесса электролитической диссоциации план-конспект урока по химии (9 класс) на тему Конспект по химии электролитическая диссоциация

Конспект

урока по химии в 8 классе

школы №16 г. Саранска

студентки 4 курса химического отделения

Института физики и химии

МГУ им. Н. П. Огарева

Тема урока : Электролитическая диссоциация.

Цели урока:

Образовательная: сформировать основные понятия об электролитах и неэлектролитах, о написании уравнений диссоциации, рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи.

Воспитательная: Формирование навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной, повышение творческой активности учащихся, познавательного интереса к химии, чувства ответственности перед своими товарищами.

Развивающая: Развитие у учащихся познавательных способностей, формирование самостоятельности мышления, умения логически рассуждать, обобщать и делать выводы из полученных знаний.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока:

Общие: объяснительно-иллюстративный;

Частные: словесно – наглядно – практический.

Оборудование и реактивы: дистиллированная вода, KCl (р-р и тв.), раствор сахарозы, щелочь, HCl, CuSO 4 , прибор для исследования электропроводности растворов данных веществ, химический стакан.

План урока:

Организационный момент 1 мин.

Проверка домашнего задания 10 мин

Изучение нового материала 30 мин

Обобщение 3 мин

Подведение итогов 1мин

(выставление оценок, домашнее задание)

Здравствуйте, ребята!

Я рада вас приветствовать на уроке.

Милые мои друзья!

Поздравляю всех я от себя.

Каждый из вас по-своему хорош:

Для людей, для дела всем пригож.

А теперь, ребята, не грустите

И задачки разрешите

Ну же, смело налетай

И заданья получай.

Карточка: «Лишний раствор»

Назовите «лишний » (выпадающий из ряда) раствор из пяти предложенных. Почему вы считаете, что именно он лишний? Что общего у четырех остальных растворов?

сплав меди с цинком (латунь)

раствор йода в спирте (йодная настойка)

сплав меди с оловом (бронза)

сплав меди с никелем (мельхиор)

сплав алюминия с медью (дюралюминий)

Карточка «Недостающий раствор»

Какой из перечисленных ниже растворов (а - в) вы поместили бы вместо знака вопроса в пункт 5? Объясните, почему вы выбрали этот раствор? Почему другие растворы не подходят?

раствор кислорода в воде

раствор серной кислоты в воде

раствор сахара в воде

раствор азотной кислоты в воде

а) углекислый газ в воздухе, б) раствор хлорида натрия в воде,
в) сплав золота и серебра.

В это время фронтально задаются вопросы:

Давайте вспомним о роли растворов в природе и практической деятельности людей.

Поясните сущность физической и химической теории растворов. Почему их необходимо объединить?

Так что же такое раствор?

Приведите доказательства химического взаимодействия растворенного вещества с водой?

Что такое: гидратация, гидраты, кристаллогидраты?

Что такое растворимость веществ в воде?

Как количественно определяются понятия «хорошо растворимое в воде вещество», «мало растворимое», «практически нерастворимое»?

Давайте поиграем в игру «передай другому»:

На доске записан вопрос: Данное вещество относится к мало растворимому, хорошо растворимому или практически нерастворимому? (работа с таблицей растворимости)

Класс делится на шесть групп (по рядам). Каждая группа получает альбомный лист, поделенный на четыре графы (фамилия учащегося и ответы на вопрос) и столько строк, сколько игроков в команде.

Задача состоит в том, чтобы придумать соединение не такой, как у соседей, и выполнить задания.

Если учащийся сразу может ответить на вопрос, то он пишет ответ и быстро передает листок сидящему сзади члену команды. И та команда, чей листок первым дойдет до учителя, получает дополнительные баллы.

Давайте я вам зачитаю стихотворение:

Жил один кристалл ионный,

Для ионов дом огромный,

Был красивый он и ровный.

Но случилась с ним беда.

Капля на него упала,

И кристалла вмиг не стало:

На ионы распластала

Его ловкая вода.

Все семейство удивилось:

«Что снаружи приключилось?»

А для того, чтобы ответить на данный вопрос вам поможет сегодняшняя тема «Электролитическая диссоциация.» (дискета №1: название темы.) И целью нашего урока является ознакомление с новыми понятиями данной темы.

Итак, вам известно, что существуют вещества, которые хорошо проводят электрический ток – это (проводники).

Проводники делятся на проводники первого рода – металлы и на проводники второго рода – электролиты.

Вспомните, что же такое электрический ток? (это направленное движение заряженных частиц.)

Т.к. мы будем работать с электрическим аппаратом, то необходимо соблюдать правила техники безопасности. Какие правила вы знаете? (не трогать оголенные провода, электроды руками, особенно мокрыми; при загорании прибора отключить общий рубильник, не оставлять включенным в сеть; тушить песком)

Проделаем опыт по изучению электропроводности растворов некоторых веществ.

Прибор состоит из стакана, в который наливают раствор исследуемого вещества. На стакан ставят пластинку из эбонита с вмонтированными в нее двумя угольными электродами, к клеммам которых присоединены провода. Один из них соединен с лампочкой. Выходной контакт от лампочки и провод от другой клеммы идут к источнику тока.

Электроды опускаем в стакан с твердой кристаллической солью CuSO 4 (лампочка не загорается), затем в раствор CuSO 4 (лампочка загорается), потом в растворы HCl, сахарозы, щелочи и в дистиллированную воду.

Во время проведения опыта ребята заполняют таблицу:

CuSO 4

и т.д.

Скажите, а почему раствор поваренной соли проводит электрический ток, а раствор сахарозы не проводит? (это связано с образованием ионов.) А что такое ион? (это мельчайшие заряженные частицы вещества, которые обуславливают химические и физические свойства этого вещества).

Таким образом по способности проводить электрический ток вещества делятся на электролиты и неэлектролиты. (дискета №1: определения понятий: электролиты и неэлектролиты)

Из проделанного опыта видно, что к электролитам относят растворы солей, кислот, оснований, а к неэлектролитам – органическме соединения, твердые вещества, газы.

Скажите, а чем отличаются электролиты от неэлектролитов? (типом связи.). Т.е. к электролитам относятся вещества с ионной и ковалентно-полярной связью.

Способность электролитов проводить электрический ток принципиально отличается от способности проводить электрический ток металлов. Почему? (т. к. электропроводность металлов обусловлена движением электронов, а электропроводность у электролитов связана с движением ионов.)

Давайте изучим поведение веществ в водном растворе на примере хлорида натрия.

Опыт: электроды опускаем в стакан с раствором хлорида натрия (лампочка загорается).

Из результата опыта сделаем вывод, что под влиянием воды вещества испытывают изменения. Вода заставляет электролиты распадаться на ионы. Этот процесс называется диссоциацией.

Этот процесс изучал шведский ученый Сванте Аррениус. Давайте послушаем сообщение вашей одноклассницы о его заслугах в химии (диск №2: портрет Сванте Аррениуса)

Будучи приверженцем физической теории растворов, шведский ученый Сванте Аррениус, не смог ответить на вопрос: почему именно в водном растворе происходит диссоциация солей и щелочей? Ответ на него дали русские химики Каблуков, Кистяковский. Суть их дополнений заключается в следующем (под запись): причиной диссоциации электролита в растворе является его гидратация, т.е. взаимодействие с молекулами воды. И ионы, которые образуются при диссоциации будут гидратированными, т.е. связанными с молекулами воды, и их свойства будут отличаться от негидратированных.

Что же из себя представляет молекула воды? В целом молекула воды не заряжена. Но внутри молекулы воды атомы кислорода и водорода располагаются так, что положительные и отрицательные заряды находятся в противоположных концах молекулы. Поэтому молекула воды представляет собой диполь:

Рассмотрим механизм диссоциации хлорида натрия при растворении. Какой тип связи у этого соединения? (ионный).(диск №2:диссоциация веществ с ионной структурой ).

Отмечу, что легче всего диссоциируют электролиты, имеющие ионную структуру.

Диссоциация веществ с ионной связью протекает в три стадии:

вначале хаотически движущиеся молекулы воды у ионов кристалла ориентируются к ним противоположно заряженными полюсами – происходит ориентация.

затем диполи воды притягиваются, взаимодействуют с ионами поверхностного слоя кристалла происходит гидратация.

молекула воды, перемещаясь в раствор, захватывают с собой гидратированные ионы. Происходит диссоциация.

А как реагируют с молекулами воды полярные молекулы электролита?

Аналогично, но на одну стадию больше (диск №2: диссоциация веществ с ковалентно-полярной связью ):

ориентация

гидратация

ионизация, т.е. превращение ковалентно-полярной связи в ионную.

диссоциация

Таким образом электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении.

Следует учитывать, что в растворах электролитов хаотически движущиеся ионы могут столкнуться и соединиться в молекулу. Это процесс ассоциации.

Обратите внимание на знак, стоящий в уравнении диссоциации.(диск №1: написание уравнения диссоциации ). Поскольку число молекул воды, которое присоединяют ионы, неизвестно, то процесс диссоциации электролитов изображают упрощенно: NaCl = Na + +Cl -

Для примера запишите сокращенное уравнение диссоциации некоторых веществ с ионным строением: Ca(OH) 2 , Na 2 SO 4 , Na 3 PO 4 , Al 2 (SO 4 ).

На сегодняшнем уроке вы узнали, что такое электролитичекая диссоциация, механизм диссоциации.

Исходя из всего сказанного, скажите, какие процессы зашифрованы в стихотворении:

Жил один кристалл ионный,

Для ионов дом огромный,

Был красивый он и ровный.

Но случилась с ним беда.

Капля на него упала,

И кристалла вмиг не стало:

На ионы распластала

Его ловкая вода.

Все семейство удивилось:

«Что снаружи приключилось?»

Это рядом появилась вдруг молекул череда,

Подбежали шумным роем,

Окружили плотным строем:

«Предложить хотим героям

нашу дружбу навсегда…»

Водородом к анионам,

Гидроксидом к катионам,

Не уйти от них ионам

Ни туда и ни сюда.

(растворение вещества с ионной связью, ориентация молекул воды, гидратация, диссоциация)

Домашнее задание: § 35, №2,5,6 стр.147.

Урок 5

Тема: Сущность процесса электролитической диссоциации

Цели и задачи:

Образовательные: формировать понятия «электролиты, неэлектролиты, р-рение, гидратация, гидраты, кристаллогидраты, кристаллизационная вода», раскрыть сущность процесса электролитической диссоциации, рассмотреть основные положения теории электролитической диссоциации;

Развивающие: развивать умения работать с текстом, давать хар-ку процессу электролитической диссоциации;

Воспитательные: воспитывать интерес к химии, формировать научное мировоззрение.

Оборудование: соли, вода, таблица, учебник, тетради, дид.карточки.

Ход урока:

1)Орг.момент

2)Проверка д.з.

Фронтальная беседа: «Основные классы неорганических веществ»;

Индив. письм. опрос по карточкам

Вариант 1: Дать определения: соли, оксиды. Дать их классификацию.

Привести примеры

Вариант 2: Дать определения: основания, кислоты. Дать их классификацию.

Привести примеры.

Диктант

Написать формулы кислот, их кислотных остатков, указать их валентность.

3)Изучение нового материала

1.Актуализация знаний

I. Опыты с сухими веществами, р-рами и расплавами по проведению электрического тока

Рис.1 с.3

Сухие NaCl, сода

Дистиллированная вода - не проводят ток

Р-ры NaCl, щелочей, солей - проводят ток

Р-ры глюкозы

Спирта - не проводят ток

Сахара

Кислорода

Азота

II. Механизм растворения в воде

1)В-в с ионной связью

Рис.2 Na + Cl - + Н-О-Н

В р-ре ионы гидратированы – окружены молекулами воды

2)В-в с ковалентной полярной связью

НCl H + + Cl - гидратированные ионы

Ковалентная полярная связь превращается в ионную

III. Вещества

Электролиты Неэлектролиты с.5

… …

Определения

Соли кислород

Щелочи азот

Кислоты водород

С ионной или ковалентной с ковалентной неполярной/слабополярной связью

сильнополярной связью

IV. Электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении в воде или расплавлении.

V. Растворение – физико-химический процесс

V. Гидратация ионов

Каблуков и Кистяковский предположили, что при р-рении молекулы воды присоединяются к ионам, обр-ся гидраты

Определение с.6

VI.Крислаллогидраты и кристаллизационная вода

С.7 определение

VII.Основные положения теории электролитической диссоциации

Сам- но с.8-9 наизусть

4)Закрепление

В.1-6 с.13

5)Рефлексия

6)д.з.

П.1 пересказ, определения и положения теории наизусть



2










7


Анионы Катионы Анод Катод - +


Раствор Кристалл NaCl Na + + Cl Н2ОН2О Н2ОН2О Рис.4.


10 Раствор НCl Н + + Cl - Н2ОН2О Н2ОН2О Рис HCl Cl - H+H+ + - Н+Н Сl-Сl-








14 Проверочный тест. Вариант 1. Вариант 2. 1.К неэлектролитам относятся: 1)карбонат натрия 2) этиловый спирт 3) хлороводородная кислота 4) нитрат цинка 1.К неэлектролитам относятся: 1) хлорид бария 2) сахар 3) серная кислота 4) карбонат калия 2. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует: 1). гидроксид меди (II) 2). гидроксид натрия 3). хлорид алюминия 4). угольная кислота 2. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует: 1) сахароза 2) гидроксид натрия 3) бромид алюминия 4) азотная кислота 3. Электролитами являются оба вещества в группе: 1). CH4, CO2 2). C2H5OH, HNO3 3). СaO, BaSO4 4). NaCl, KOH 3. Электролитами являются оба вещества в группе: 1). глицерин, SO2 2). CuCl2, KOH 3). BaO, K2SO4 4). Fe(OH)3, H2SiO3 4. Больше всего ионов водорода образуется при диссоциации равна: 1). HI 2). H2CO3 3). H2S 4). H2SiO3 4. Больше всего ионов водорода образуется при диссоциации равна: 1). H3PO4 2). H2SO4 3). HNO3 4). HF 5. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации сульфата алюминия равна: 1). 4 2). 6 3). 2 4) Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации карбоната натрия равна: 1). 4 2). 3 3). 2 4). 1

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Казахстан, Северо-Казахстанская область, район имени Габита Мусрепова, село Сокологоровка

КГУ «Сокологоровская средняя школа»

Урок в 9 классе

Тема: «Сущность процесса диссоциации»

План урока

Тема: Сущность процесса электролитической диссоциации

Цели урока: углубить и обобщить знания, основные понятия электролитической диссоциации; научить применять их в составлении уравнений диссоциации; дать представление об универсальности теории электролитической диссоциации, применении ее для неорганической химии.

Основные понятия: электролиты, неэлектролиты, диссоциация, гидраты, крсталлогидраты.

Структура урока

1) Организационный момент

2) Проверка домашнего задания

3) Изучение нового материала

4) Закрепление нового материала

5) Домашнее задание, выставление оценок

Ход урока

1) Организационный момент (3-5 мин.)

2) Проверка домашнего задания (10 мин.)

а) Определите ковалентные полярные и неполярные связи в следующих молекулах: N 2 , CO 2 , NH 3 , SO 2 , HBr.

б) Что такое электроотрицательность?

в) Как образуется σ- связь и π- связь?

г) В чем причина резкого отличия в физических свойствах СО 2 и SiO 2 ?

д) Перечислите типы химической связи.

3) Изучение нового материала (15-20 мин.)

Электролиты и неэлектролиты. С особенностями растворения в воде веществ с различными типами химических связей можно познакомиться экспериментально, исследуя электрическую проводимость растворов этих веществ с помощью прибора для проверки электрической проводимости растворов.

Если погрузить электроды прибора, например, в сухую поваренную соль, то лампочка не засветится. Тот же результат получится, если электроды опустить в дистиллированную воду. Однако при погружении электродов в водный раствор хлорида натрия лампочка начинает светиться. Значит, раствор хлорида натрия проводит электрический ток. Подобно хлориду натрия ведут себя и другие растворимые соли, щелочи и кислоты. Соли и щелочи проводят электрический ток не только в водных растворах, но и в расплавах. Водные растворы, например, сахара, глюкозы, спирта, кислорода, азота электрический ток не проводят. На основании этих свойств, все вещества разделяют на электролиты и неэлектролиты.

Механизм растворения в воде веществ с различным характером химической связи. Почему из рассмотренных примеров именно соли, щелочи и кислоты в водном растворе проводят электрический ток? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что свойства веществ определяются их строением. Например, строение кристаллов хлорида натрия отличается от строения молекул кислорода, водорода.

Для правильного понимания механизма растворения в воде веществ с ионной связью следует также учесть, что в молекулах воды между атомами водорода и кислорода имеются ковалентные сильнополярные связи. Поэтому молекулы воды полярны. Вследствие этого, например, при растворении хлорида натрия молекулы воды притягиваются своими отрицательными полюсами к положительными полюсами - к отрицательно заряженным хлорид-ионам. В результате связь между ионами ослабляется и кристаллическая решетка разрушается. Этому процессу способствует также большая диэлектрическая проницаемость воды , которая при 20ºС равна 81. Химическая связь между ионами в воде ослабляется в 81 раз по сравнению с вакуумом.

При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например хлороводорода HCl, происходит изменение характера химической связи, т.е. под влиянием полярных молекул воды ковалентная полярная связь превращается в ионную и далее процесс отщепления частиц.

При расплавлении электролитов усиливаются колебательные движения частиц, что приводит к ослаблению связи между ними. В результате также разрушается кристаллическая решетка. Следовательно, при растворении солей и щелочей эти вещества распадаются на ионы.

Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электролитической диссоциацией.

Основные теоретические положения электролитической диссоциации сформулированы в 1887 г. шведским ученым Сванте Аррениусом. Однако С. Аррениусу не удалось полностью раскрыть сложность процесса электролитической диссоциации. Он не учитывал роль молекул растворителя и полагал, что в водном растворе находятся свободные ионы. Дальнейшее развитие представления об электролитической диссоциации получили в трудах русских ученых И. А. Каблукова и В. А. Кистяковского. Чтобы понять сущность представлений этих ученых, ознакомимся с явлениями, которые происходят при растворении веществ в воде.

При растворении в воде твердого гидроксида натрия NaOH или концентрированной серной кислоты H 2 SO 4 происходит сильное разогревание. Особенно осторожно необходимо растворять серную кислоту, так как из-за повышения температуры часть воды может превратиться в пар и под его давлением может выбросить кислоту из сосуда. Чтобы этого избежать, серную кислоту тонкой струей наливают в воду (но не наоборот!) при постоянном помешивании.

Если же, например, растворять в воде аммиачную селитру (нитрат аммония) в тонкостенном стакане, поставленном на мокрую дощечку, то наблюдается столь сильное охлаждение, что стакан к ней даже примерзает. Почему при растворении веществ в одних случаях наблюдается разогревание, а в других - охлаждение?

При растворении твердых веществ происходит разрушение их кристаллических решеток и распределение образующихся частиц между молекулами растворителя. При этом необходимая энергия поглощается извне и происходит охлаждение. По этому признаку процесс растворения следует отнести к физическим явлениям.

Почему же при растворении некоторых веществ происходит разогревание?

Как нам известно, выделение теплоты - это признак химической реакции. Следовательно, при растворении осуществляется и химические реакции . Например, молекулы серной кислоты реагируют с молекулами воды и образуются соединения состава H 2 SO 4 ·H 2 O (моногидрат серной кислоты) и H 2 SO 4 ·2H 2 O (дигидрат серной кислоты), т.е. молекула серной кислоты присоединяет одну или две молекулы воды.

Взаимодействие молекул серной кислоты с молекулами воды относят к реакциям гидратации, а вещества, которые при этом образуются, называют гидратами.

Из приведенных примеров видно, что при растворении твердых веществ в воде происходят как физический, так и химический процессы. Если в результате гидратации выделяется больше энергии, чем ее тратится на разрушение кристаллов вещества, тогда растворение сопровождается разогреванием, если наоборот - охлаждением.

Следовательно, растворение - это физико-химический процесс.

Такое объяснение сущности процесса растворения и природы растворов впервые было теоретически обосновано великим русским ученым Д.И.Менделеевым. им была разработана гидратная теория растворов .

При изучении процессов гидратации у ученых возник вопрос: с какими частицами реагирует вода?

И.А.Каблуков и В.А.Кистяковский независимо один от другого предположили, что с молекулами воды реагируют ионы электролитов, т.е. происходит гидратация ионов. Это

4) Закрепление нового материала (5-7 мин.)

а) Когда начались исследования состава воздуха?

б) Какие вещества содержатся в составе воздуха?

в) Какой ученый впервые установил состав воздуха французский в 1774г.?

5) Домашнее задание, выставление оценок(3мин.)

§26 пересказ стр.70-72; упражнения № 3, 4,5 стр.72

 


Читайте:



Презентация "герой сталинградской битвы василий григорьевич зайцев"

Презентация

Подвиги героев сталинградаГерои участники Сталинградской битвыНиколай Сердюков 17 апреля 1943г. младший сержант, командир стрелкового отделения...

Маргинал или изгой общества Кто это такой

Маргинал или изгой общества Кто это такой

Цель : учить различать названия предметов по вопросам “кто это?”, “что это?” Задачи: Образовательные:Соотношение вопроса и ответа; Развитие...

Целебные свойства марганцовки — полезные советы

Целебные свойства марганцовки — полезные советы

Марганец - металл серебристо-белого цвета. Наряду с железом и его сплавами относится к чёрным металлам. Известны пять аллотропных модификаций...

Подготовка к егэ по обществознанию

Подготовка к егэ по обществознанию

Предварительный просмотр:5. Культура и духовная сфера. I. Культура (от лат. – «культура» - «возделывание, воспитание») Черты культуры :...

feed-image RSS