Разделы сайта
Выбор редакции:
- Что такое материя и антиматерия?
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
Реклама
В каком предложении вместо слова ценный. В каком предложении выделенное слово употреблено неверно? А8 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста |
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Прочитайте текст и выполните задания 1–3. (1)Споры о том, когда и почему возникли птичьи перелёты, всё ещё продолжаются. (2)Некоторые учёные считают, что всё дело в ледниковом периоде: наступающий ледник выгнал птиц из привычных мест обитания, а когда ледник отступил, потомки беглецов вернулись домой. (3)______ ведь почти никто из перелётных птиц не строит гнёзд и не выводит птенцов в местах зимовки. 1 В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1. Почти никто из перелётных птиц не строит гнёзд и не выводит птенцов в местах зимовки. 2. Некоторые учёные считают, что птицы возвращаются домой, когда отступает ледник. 3. Причиной птичьих перелётов являлся ледниковый период: когда ледник наступал, птицы улетели, а когда отступил - они вернулись на привычные места обитания. 4. Учёные до сих пор спорят о том, когда и почему возникли птичьи перелёты. 5. Ледниковый период, выгнавший птиц из привычных мест обитания, стал причиной птичьих перелётов. 2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). 1. И в самом деле, 2. К счастью, 4. При этом 3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТСТУПИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ОТСТУПИ ТЬ, -уплю , -у пишь; сов 1. Шагнув, отойти, отодвинуться назад, в сторону. О. от дверей. О. на шаг. Леса отступили на север (перен.). 2. Отойти назад под напором наступающего неприятеля. О. с боями. О. перед трудностями (перен.). 3. от чего. Отказаться от своих намерений, планов. От своего не отступит. Не отступлю, пока не добьюсь своего. 4. от чего. Перестать придерживаться чего-н. О. от своего мнения. О. от обычая. 5. от чего. Перенести внимание с основного на второстепенное. О. от темы. 6. (1-е лицо и 2-е лицо не употр.), перен. В нек-рых сочетаниях: стать слабее, приблизиться к концу. Болезнь отступила. Огонь отступил. Стихия отступила. 7. от чего. Сделать отступ. О. немного от края листа. 4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. вероисповЕдание кухОнный слИвовый 5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. В детстве она была очень ДОВЕРЧИВЫМ ребенком. 2. В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры 3. Он всегда был чересчур ПРАКТИЧНЫМ человеком. 4. Сегодня сестра НАДЕЛА праздничное платье. 5. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ тон разговора. 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПОЛОЩЕТ бельё согласно ТАБЕЛЮ мало КАЛОРИЙ ДВОЕ прекрасных пианистки МАЛЕНЬКИЙ пони 7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков 8 Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. запр...щающий б...зироваться возг...рание к...нтингент 9 Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. з...ночевать, нед...варить пр...брежный, пр...даное и...готовить, во...питание пр...увеличивать, пр...страстие п...дорожник, нен...глядный 10 стро...вой удачл...вый добр...нький эмал...вый преодол...вать 11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. приоткрыва...мая непередава...мые беспоко...шься преследу...мый 12 Укажите все цифры, на месте которых пишется И. Теперь уже н(1) гор, н(2) неба, н(3) земли - н(4)чего н(5) было видно. 13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 1. (В)ПОСЛЕДСТВИИ мы не раз вспоминали, как Фёдор отважно прошёл (ПО)ТОМУ скалистому уступу. 2. На улице (ПО)ПРЕЖНЕМУ стояла жара, (ПО)ЭТОМУ вопрос о доставке питьевой воды оказался самым актуальным. 3. (НЕ)СМОТРЯ на плохое самочувствие, Сергею удалось закончить работу (В)ТЕЧЕНИЕ недели. 4. ЧТО(БЫ) добраться до перевала, пришлось идти так долго, что у многих (ЗА)ЧАСТУЮ мелькала мысль о возвращении в лагерь. 5. Во дворе ТАК(ЖЕ), как и год назад, играли малыши и строгие бабушки следили за тем, ЧТО(БЫ) соблюдался порядок. 14 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н. На яхте – фирме(1)ое клеймо «К. Фаберже», а на серебря(2)ом ободе, надетом на хрусталь, выгравирова(3)о её название «Вера». 15 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1. Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири в Средней Азии и на Дальнем Востоке. 2. Тихо и беззвучно в зимнем лесу и на лесных заснеженных полянах 3. Травы цветы блещут и нежатся и радостно тянутся к ласковому солнышку. 4. Весь день мы шли лесами пробирались через заросли берёз и осин дышали прелым запахом травы и корней. 5. Мир наполнен запахом сосны солнцем и пением жаворонка. 16 Уже две недели (1) недавно появившийся у нас (2) щенок осваивает мир (3) заодно прощупывая (4) границы дозволенного. 17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя». 18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Среди разговоров (1) которые происходили тогда между Дэзи и мной (2) и (3) которые часто кончались под утро (4) потому что относительно одних и тех же вещей открывали мы новые их стороны (5) особенной любовью пользовалась у нас тема о путешествии вдвоём по всем тем местам (6) какие я посещал раньше. 19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Он довольствовался тем (1) что написано в тетрадке (2) и докучливого любопытства не обнаруживал (3) даже (4) когда и не всё понимал (5) что слушал и учил. 20 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Дом-коммуна был оборудован по последнему слову техники, здеся позаботились о комфорте жильцов: прачечная, столовая-ресторан, клуб, магазин, редкая по тем временам горячая вода, детский сад. Прочитайте текст и выполните задания 21-26. (1)Осень пришла врасплох и завладела землёй - садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. (2)Всё сразу стало осенним. (3)В саду суетились синицы. (4)Крик их был похож на звон разбитого стекла. (5)Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна. (6)Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелётные птицы. (7)Под свист, клёкот и карканье в ветвях поднималась суматоха. (8)Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. (9)Начался листопад. (10)Листья падали дни и ночи. (11)Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (12)Леса моросили дождём облетавшей листвы. (13)Этот дождь шёл неделями. (14)Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. (15)Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти все старики делаются с возрастом корзинщиками), рассказал мне сказку об осени. (16)До тех пор я эту сказку никогда не слышал, - должно быть, Прохор её выдумал сам. (17)- Ты гляди кругом, - говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть, - ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная какая живность дышит. (18)Гляди, объясняй. (19)А то скажут: зря учился. (20)К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомёк, что человек в этом деле - главный ответчик. (21)Человек,скажем, выдумал порох. (22)Враг его разорви вместе с тем порохом! (23)Сам я тоже порохом баловался. (24)В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. (25)Шёл дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят жёлтые весёлые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. (26)Дурак ударил по ним из обоих стволов - и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. (27)А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. (28)Небось видел в лесу - есть лист жёлтый и есть лист красный. (29)До того времени вся птица зимовала у нас. (30)Даже журавль и тот никуда не подавался. (31)А леса и лето и зиму стояли! (32)И в листьях, цветах и грибах. (33)И снега не было. (34)Не было зимы, говорю. (35)Не было! (36)Да на кой она ляд сдалась нам, зима, скажи на милость?! (37)Какой с неё интерес? (38)Убил дурак первую птицу - и загрустила земля. (39)Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. (40)И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. (41)Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь. Когда я собиралась в Прагу, друзья обещали, что этот город меня удивит и очарует. И Прага меня действительно удивила. Правда, не архитектурой старинных улочек, не Карловым мостом, не Градчанами, и даже не тем, как похожа новая Прага на советские города, а… ценами. Я испытала настоящий шок, когда расплачивалась за ужин в ресторане, расположенном в самом что ни на есть туристическом месте (по-нашему, считай, на Невском), - в пересчете на рубли заплатить мне пришлось 400 рублей. На Невском на эти деньги можно разве что кофе с круассаном себе позволить. Но еще больше удивили меня цены на проезд в городском транспорте. Друзья предупреждали не связываться с таксистами, а потому прямо в аэропорту я нашла стойку продажи билетов на городской общественный транспорт и, так и не поверив до конца продавцу, убеждавшему меня на плохом русском, что это «на все», купила квиток сроком действия 24 часа. Удовольствие в течение этого времени кататься в метро, на автобусе и трамвае, пока не надоест, обошлось мне примерно в 160 рублей. При этом билет достаточно активировать один раз (я это сделала в автобусе, курсирующем между аэропортом и станцией метро), а потом спокойно иди в метро (никаких турникетов!), садись в трамвай, выходи из него, пересаживайся на другой маршрут… Пока ехала из аэропорта до станции метро с романтичным (как мне показалось) названием «Дейвицка» (одноразовый билет на этот маршрут, включающий право в течение получаса воспользоваться еще и другим транспортом - тем же метро - обошелся бы мне примерно в 50 рублей), считала в уме, во что туристу обойдется аналогичная поездка в Петербурге. 21 рубль - автобус от аэропорта до «Московской». 24 рубля - проезд в метро до станции «Невский проспект» - 45 рублей вынь да положь. И потом опять - вынь да положь столько раз, сколько будешь кататься в автобусе, троллейбусе, трамвае или метро. И не стоит даже пытаться купить единый проездной на один день. У нас метро, например, делает скидки на проезд по карточке только в том случае, если вы не собираетесь входить в подземку чаще, чем раз в 10 минут. В Москве, кстати, скидку дают просто за «оптовую» покупку: приобрел, скажем, 20 поездок - и хочешь 20 дней катайся, а хочешь - одномоментно 20 человек проводи. Но это, опять же, только на метро. А вот в Праге «на все», и если не на один день, а, скажем, на неделю, то скидка еще больше. Ехала я и думала: видать, Прага побогаче Петербурга будет, раз у них такой коммунизм на общественном транспорте. У нас в Петербурге что ни день - то новое повышение. Вот только что, с 1 января, стоимость проезда повысили, а тут опять новость, что весной маршрутки подорожают. А маршрутки в Петербурге не роскошь, как, например, в Праге, где автобусы почему-то ходят по расписанию и почему-то часто. В Питере маршрутки - это иногда единственный способ передвижения, если, конечно, вы не фанат автобусов и готовы ждать их на остановке до посинения, напевая «что мне снег, что мне зной». С другой стороны, мы же любим равняться на Европу, а там городской транспорт стоит пока подороже, чем у нас. Потому, видимо, выглядит он новехоньким, ухоженным, а тамошние маршрутки на ходу не разваливаются. И ходит он поэтому не в пример нашему транспорту намного чаще. Если исходить из этих аргументов, то, разумеется, надо повышать цены на проезд. И на Прагу незачем равняться - кто знает, на какие средства они построили коммунизм в отдельно взятом общественном транспорте? Ну и что с того, что Чехия нам, недалеко ушедшим от социализма, по уровню жизни ближе, чем другие европейские страны, на которые мы равняемся. Ориентироваться-то нужно на лучшее, правда? Жаль, конечно, что мы эти ориентиры только в стоимости услуг догоняем. А качество сервиса у нас, как говорили в одном фильме, «по-прежнему в долгу». Как и зарплаты. Но это ничего - здоровее будем. Начнем ходить пешком, бегать трусцой на работу и с работы, зимой проложим к родному предприятию лыжню - и тогда уж точно будем впереди планеты всей. Ирина Ляхова, заместитель главного редактора «НВ» На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. ЧАСТЬ 1При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?1) красИвее А2 В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками. А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) в шкафу А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.Обработав статистические данные, 1) учёные определили, насколько быстро изменяется язык. А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.(1)... (2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (4)При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свёртывание. (5)Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6)... компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата. А6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?1) Фрагменты, содержащие второстепенную информацию, не должны перегружать текст реферата. А7 Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?1) И только А8 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?1) понимается (предложение 5) А9 Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.1) сложное бессоюзное А10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО в предложении 2.1) частица А11 Укажите значение слова РЕФЕРАТ во втором (2) предложении текста.1) часть художественного или научного произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания А12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?Драгоце(1)ым камнем, огранё(2)ым великим мастером - Временем, можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой ещё в полной мере не осозна(3)ы. 1) 1 2) 1,2 3) 2,3 4) 1,2,3 А13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?1) вызв..лить, вырастающий, представительный А14 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?1) предъявитель, неотъемлемый, трёхъязычный А15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?1) дыш..шь, обид..вший А16 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?A. фасол..вый 1) А, Б А17 В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?1) Эпитет - образное, (не)обычное определение. А18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?1) Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства. А19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:Язык - это основа национальной памяти () и его надо беречь. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. А20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки». 1) 1,2,3,4 А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать». 1) 1,2,3,4 А22 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)1) Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное так и мировоззренческое значение. А23 Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. А24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением. 1) 1,4 А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него. 1) 1,2,3,4 А26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса. А27 Прочитайте текст.Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов - одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Изготовленные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон. А28 Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал: - (З)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике - давали сознание. (5)Главное - сознание. (б)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие? (12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами. - (13)Я скажу тебе правду. - (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. - (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел - объясни мне. - (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы. (21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать - об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там. - (26)Мне надо вылезать из ванны, - легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался - как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли. (27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29) Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30) Как много во всём этом ума и чувства красоты! (По Л. Андрееву*) * Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) - прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы. А28 Какое утверждение соответствует содержанию текста?1) Старший брат тяжело переживает то, что он не сможет заниматься прежним делом и должен сменить профессию. А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?1) Предложение 11 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 10 текста. А30 Какое слово использовано в тексте в переносном значении?1) горячий (предложение 1) ЧАСТЬ 2При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов №1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами. В1 Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. В2 Из предложений 27-30 выпишите краткие прилагательные. ВЗ Укажите тип подчинительной связи в словосочетании МУЧИТЕЛЬНО ЖАЛЬ (предложение 8). Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами. В4 Среди предложений 12-20 найдите простое односоставное определённо- личное. Напишите номер этого предложения. В5 Среди предложений 21-25 найдите простое предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения. В6 Среди предложений 25-29 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным меры и степени. Напишите номер этого сложного предложения. В7 Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения, частицы и лексического повтора. Напишите номер этого предложения. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. В8 «Синтаксические средства выразительности:_________ (предложение 6) и __________(в предложениях 21-23) - помогают автору отчасти передать чувства персонажей. Такой приём, как______ (предложения 15, 16), подчёркивает основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне. В какой-то момент братья словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивают ______ («ребёнок» - «взрослый» в предложении 26)». Список терминов: 1) анафора Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1. ЧАСТЬ 3Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение. С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте
и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Система оценивания экзаменационной работы по русскому языкуЧАСТЬ 1За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.
ЧАСТЬ 2За правильный ответ на задания Bl, В2, ВЗ, В4, В5, В6, В7 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов. ____________ ЧАСТЬ 3Информация о тексте
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Пример 1 В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить 1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками. План подготовки Нарушение лексической сочетаемости - распространенная речевая ошибка. Проявляется она в неправильном выборе слова для конкретного контекста. Чтобы знать, с какими словами "дружит" данный пароним, надо четко понимать нюансы его смыла. Подготовится к этому вопросу, выучив некий список, проблематично (список был бы слишком большим). Не обязательно читать его весь - выберите лишь те слова, нюансы значения которых вы не понимаете. Это не только полезное, но и занимательное чтение. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МИНИМУМ – изучить краткий словарик паронимов на сайте Rus-Exam.ru. Разумеется, на ЕГЭ в словарь не посмотришь. Но вы наверняка слышали ранее слова, предлагаемые вам в тесте. Если вы помните особенности их смысловой сочетаемости, то дело в шляпе. Если нет - придется прибегнуть к некоторым манипуляциям. Обычно будет достаточно одной из трех процедур. Рассмотрим их на примере. Инструменты 01 Попробуйте, не подглядывая в предложения из примера, сами придумать "малый" контекст (на уровне словосочетания) для каждого слова. Что можно назвать ценным? Совет, кадр (т.е. сотрудник), подарок, приз. А какие слова сочетаются со словом "ценностный"? Пожалуй, только два: ориентиры и установки. Теперь посмотрим на пример. В предложении (2) видим "ориентиры". Туда и подставим слово "ценностные". Скорее всего, зная возможный контекст, вы легко справитесь с заданием. Но могут понадобиться дополнительные рассуждения: 02 Как можно видоизменить контекст ? Слово "ценный" явно имеет количественный посыл. Его можно использовать со словами, обозначающими количество, например "очень ценный". А теперь посмотрите на пример. Нетрудно заметить, что слово "очень" нельзя подставить в предложениях (2) и (4). Что такое "очень ценные ориентиры"? Какая-то ерунда! Чего в них может быть ценного? "Очень ценные бумаги" тоже не скажешь, но по другой причине. Словосочетание "ценные бумаги" (акции, облигации и т.д.) настолько устойчиво, что в него ничего нельзя вклинить, а если убрать слово "ценные", то полностью исказится смысл. Так что с "ценными бумагами" все в порядке, а ошибка содержится именно в варианте (2). 03 Если первые два подхода не развеяли сомнений, можно попробовать понять смысловой диапазон слова, независимо от контекста . "Ценный" имеет отношение к цене (в прямом или переносном смысле), а ценностный - к ценностям. При этом надо заметить, что речь идет вовсе не о конкретных ценностях (золото, недвижимость и т.д.), а об абстрактной установке человека, его жизненных приоритетах: что для него главное - карьера, материальные блага, патриотизм, власть, семья и пр. Поняв эти нюансы, мы опять же с легкостью увидим, что именно в варианте (2) речь идет о ценностях, а не о цене. Образец рассуждения Итак, в ваших руках три основных инструмента. Иногда полезно бывает также попытаться подставить синонимы. Универсальной схемы здесь нет. Но всегда нужно "танцевать" от конкретного слова: в каком контексте оно может применяться, какие ассоциации оно вызывает, насколько ограниченна его сочетаемость, является ли значение конкретным или абстрактым, в чем нюансы значения (количественная, качественная характеристика). Но главным, повторюсь, остается поиск подходящего контекста. Часто репетиторы в подобных вопросах требуют от ученика выдать пример рассуждения. Дело это очень полезное, но с одной небольшой поправкой. Вам совершенно не нужно выстраивать некое наукообразное повествование. Вы должны либо очень коротко объяснить отличие между двумя паронимами, либо просто предложить для каждого из них вариант контекста на уровне словосочетания или короткого предложения. Не забивайте голову деталями. При рассмотрение описанного выше примера достаточно, чтобы в вашем сознании на экзамене всплыло следующее. "Более ценный" - хорошо, "более ценностный" - не годится. "Ценный" - это про количество. "Ценностный" - какая-то абстракция. Возможный контекст: "ценностные ориентиры". Всё! На что обратить внимание · Хотя в приведенном выше варианте в задании дана пара слов (паронимы), в реальном задании может быть иная формулировка. Вам могут просто предложить найти, в каком из четырех предложений выделенное слово не уместно. В этом случае речь не идет а паронимах, но суть та же - оценка правомерности лексической сочетаемости данного слова в контексте. Пример 2 В каком предложении выделенное слово употреблено неверно? 1) Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников. Такая постановка вопроса не должна вас смущать: просто надо забыть про всякие паронимы и оценивать сочетаемость отдельно для каждого предложения. Есть надежда, что одно из предложений резанет вам слух. В данном случае ошибка настолько грубая, что ее трудно не заметить: "ОТБОР дисков" следует заменить на "ВЫБОР дисков". Но ответ может не быть столь очевиден, поэтому рассмотрим и другие пункты вопроса. Предложение (1) звучит немного странно. Но помните, что ваша задача - оценивать не стилистические красоты текста, а только правомерность того или иного словосочетания. В этом смысле выражение "охватить вниманием" вполне можно пережить. А вот о наличии такого выражения как "претерпеть изменения" надо просто знать. И, наконец, серьезная ловушка содержится в предложении (4). Возможность ПРЕДОСТАВЛЕНА или ПРЕДСТАВЛЕНА? Если не уверены, попробуйте порассуждать. Обратите внимание, что при подборе слов нужно использовать ту же грамматическую форму, что и в предложении (в данном случае страдательный залог). Этим мы сократим диапазон значение, например отсечем значение представлять=воображать. Что или кто может быть ПРЕДСТАВЛЕН? Спикер (представить кого-то собравшимся), отчет, офицер (представлен к награде). А что может быть ПРЕДОСТАВЛЕНО? Возможность, шанс, самолет. Каким синонимом можно заменить слово "предоставить"? Словом "дать". Поэтому в предложении (4) слово "предоставлена" использовано верно. · Иногда нюансы значения слова зависят от окончания. В этом смысле вопрос о лексической сочетаемости иногда пересекается с вопросом об ударениях (разные окончания могут приводить к разным ударениям). Помните, что, в отличие от вопроса А1, где вам предлагали оценить возможность того или иного ударения, в данном случае вы должны оценивать корректность применения данного словав контексте . Не дайте себя запутать. Например, возьмем такое предложение: "В июле весь класс на три недели отправился в ЯЗЫКОВЫЙ лагерь".Этот вариант необходимо признать ошибочным. Почему? Ведь слово "языковый" существует! Проблема в том, что "языковый" имеет отношение к языку, как органу. Если же мы говорим о языке как средстве человеческого общения, то необходимо использовать слово ЯЗЫКОВОЙ. Практика Из приведенных выше рассуждений вы поняли, что при анализе надо исходить из особенностей конкретного слова. Попытаемся использовать столь же гибкий подход в тренировочных упражнениях. Перейдите в рабочую тетрадь и сделайте задания. В Упр. 1 при наличии в предложении ошибки, необходимо заменить одно из слов на похожее по форме, но отличающееся по смыслу. В Упр. 2 предлагается составить лексические пары (А+Б). Тяжелый случай Существуют лексические пары, в которых, по свидетельству учителей и репетиторов, ученики чаще всего делают ошибки. а)
Убедитесь, что вы хорошо понимаете отличия следующих слов. ИСКУС
НЫЙ - ИСКУССТ
ВЕННЫЙ |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
- Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи