Главная - Свияш Александр
Сценарий квест задания по русскому языку. Литературный квест- идем в ногу со временем. По иллюстрациям узнай произведение

Урок-игра для школьников 5-7 класса «Филологический квест»


Филологический квест - это одна из поисковых игровых форм внеурочной деятельности. Данный вид работы полезен тем, что развивает критическое мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать информацию. У обучающихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности познавательного процесса и интеллектуального саморазвития.
Цель: повышение интереса учащихся к предмету; расширение и углубление языковедческих знаний; создание благоприятных условий для выявления знаний и умений участников в нестандартной игровой ситуации.
Задачи: усвоение изучаемого материала; установление межпредметных связей; развитие аналитических способностей; создание условий для проявления и развития индивидуальных исследовательских способностей; развитие умения работать в группе.
Данный квест предназначен для учащихся 5 – 7 классов.
Учащиеся делятся на три команды, затем команда №1 получает первый конверт. Далее каждое выполненное задание ведет учеников к следующей подсказке; в итоге последнее задание приводит их к призу. В случае невыполнения задания конверт переходит к следующей команде.
Материалы для оформления кабинета и буквы для задания №8 представлены в приложении.
Задание 1
Количество звуков в этом слове подскажет вам номер конверта со следующим заданием:
ЖУЖЖАНИЕ
Задание 2
В пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» падчерицу послали в лес за этими чудесными цветами.
Задание 3
Какие слова лишены окончания? Подумайте, какие части речи не имеют окончания, посчитайте их количество и узнайте номер следующего конверта.
Задание 4
Отгадайте все слова кроссворда и узнаете ключевое слово.
Вопросы:
1. Морфема, которая располагается перед корнем и служит для образования новых слов.
2. Неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия.
3. Раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
4. Раздел науки о языке, который изучает части речи.
5. Категория глагола, которая характеризуется наличием постфикса -ся и обозначает «перенос действия на себя».
Задание 5
Сумма всех морфем в слове «ВОДОПРОВОД» - номер следующего конверта.
Задание 6

По строкам из произведения угадайте автора. Его фамилия приведет вас к следующей подсказке:
«Да, были люди в наше время.
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»
Задание 7
Количество местоимений данного стихотворного фрагмента подскажет вам номер следующего конверта:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла».
Задание 8
Составьте из букв слово. В слове зашифровано число. Сложите все цифры этого числа и получите ответ.
Подсказка:
Задание 9
Этот способ образования слов в русском языке называется «СУБСТАНТИВАЦИЕЙ». Так прилагательное в словосочетании «мороженое мясо» превращается в существительное. Какое это существительное?
Задание 10
Отгадайте загадку. Отгадка приведет вас к призу.
Он серьёзный, даже мрачный.
Спинка строгая пряма,
Но попробуй сесть иначе -
Как конёк, пускай он скачет.
Спинку к сердцу прижимай,
На него верхом сядь смело:
Вот теперь другое дело!
Ответы к заданиям:
Конверт №8;
Подснежники (на стене висит фотография, на ней спрятана цифра - конверт №5);
Конверт №3 (наречие, деепричастие; инфинитив);
Ключевое слово пчела (на стене размещен плакат, на нем спрятана цифра – конверт №6);
Конверт №4;
Портрет писателя М. Ю. Лермонтова содержит подсказку (конверт №2);
Конверт №7;
Конверт №1;
На стене размещена фотография (отгадка – мороженое); на фотографии спрятана цифра – номер следующего конверта 9;
Отгадка – стул; учащиеся находят приз.









Сегодня у нас большой мастер-класс от Эйрене Теракойя. Будет и теория, и практика! Мы разберемся с тем, как подготовить квест, какой тип квеста выбрать, чем будет отличаться подготовка урока для младших школьников, дошкольников и подростков. А затем на примере конкретного урока посмотрим, как можно превратить в квест обычную тему из учебника. С поиском сокровищ и пиратскими приключениями всё понятно. А как построить урок-квест вокруг темы "Родительный падеж"? :) Все задания к уроку можно будет скачать по ссылке в конце поста. Передаю слово автору!

Организация уроков-квестов в школе имеет недолгую историю. Это произошло в момент, когда учителя начали внедрять в своих классах технологию проблемного обучения . Автором данного подхода является американский учитель Джон Дьюи, который был уверен, что школа обязана быть миниатюрной моделью общества, в доступной форме помогающая детям справляться со сложными задачами, ситуациями и явлениями. Он ввел в учебный процесс деловую игру, в которой детям для получения желаемого результата было необходимо проявлять упорство, трудолюбие и самостоятельность для обретения необходимых знаний.

Что же такое урок-квест?
Урок-квест - это урок, который проходит в игровой форме с применением технологии проблемного обучения. Все уроки данного типа построены на следующих принципах:

1. Наличие проблемы.

Усвоение материала происходит эффективнее, если ребенок удивлен и заинтригован.

2. Развлекательный характер.

Усвоение знаний должно приносить удовольствие.

3. Связь с жизнью и желаниями детей.

Усвоение знаний очень сильно зависит от активности и интереса ученика.

4. Сюжет, задания, правила и критерии победы.

Цель любого квеста - это выполнить последовательность заданий и, следуя правилам, достичь цели.

Точной классификации уроков-квестов в педагогике пока нет, но для себя я выделяю следующие форматы таких уроков:

1.Походы . Уроки, где ученикам предлагается путешествовать с места на место, от одного задания к другому. Дети ищут предметы, подсказки, улики или элементы головоломки, которые нужно собрать воедино, чтобы победить. Эти уроки требуют просторного помещения или могут быть перенесены в условия парка или города.

Самый популярный пример - поиск пиратского клада.

2.Запертая комната. Это уроки, которые построены по принципу «выберись из комнаты/лабиринта». Детям нужно выполнить ряд заданий или последовательных действий, чтобы найти ключ и спастись. Эти уроки обычно требуют помещения с видеонаблюдением и возможностью общения с куратором игры, например, посредством громкой связи. Обязательным минимумом является наличие запирающих механизмов типа сейфа или чемодана с кодом.

Популярный пример квеста - попытка спасения из подземелья замка.

3.Конструкторы. Это уроки, где детям для получения желаемого нужно скрыть следы какого-нибудь проступка. Предметы обычно обладают достаточно крупными размерами и прочностью, чтобы их можно было просто унести, спрятать или уничтожить. Поэтому детям необходимо выполнить определенную последовательность заданий или действий, чтобы найти способы для достижения цели.

Классический квест данного типа: уборка комнаты перед приездом родителей из отпуска.


Этапы урока-квеста по сути не отличаются от общепринятых в классической педагогике. Организационный, мотивационный, усвоение новых знаний, закрепление, рефлексия… Но есть нюансы!

Первый этап урока — адаптация. Это момент, когда ребенок из своей повседневной жизни переходит в режим игры. Задания на этом этапе делаются очень легкими, чтобы дети сразу попали в ситуацию личного успеха и почувствовали вкус легкой победы.

Затем идет завязка. События становятся более динамичными, а задания более сложными. Дети должны активно действовать. Очень важно, чтобы задачи данного этапа были командными, чтобы игроки взаимодействовали друг с другом.

Третий этап - это кульминация. Самые сложные задачи, самый высокий темп в развитии сюжета. Именно в этом момент может включиться будильник - механизм самоуничтожения сокровищ, прозвучит радиооповещение об экстренной эвакуации с планеты, родители постучатся в дверь и т.д.

Последний этап — финал. Он должен быть четко прописан. Иначе все труды и старания полетят в помойку. Победа должна быть максимально эффектной!

Стандартные ошибки.

1.Большое количество участников.

Залог успешности квеста - вовлеченность всех детей в игру. С большой группой учителю крайне сложно контролировать активность каждого участника. Нельзя, чтобы над решениями думали только 1-2 человека, а остальная группа волочилась за активистами без дела. Эта проблема легко решается делением на команды и привлечением родителей.

2.Желание «успеть побольше».

Учителя хорошо знают цену времени, поэтому стараются дать детям максимум информации и полезных упражнений. Такая позиция в отношении квестов - это почти абсолютная гарантия затянутости и быстрой детской утомляемости. В вашем арсенале должно быть не больше 5-7 заданий. Лишнее время посвятите рефлексии и обменом впечатлений.

3.Сценарии со сложным техническим исполнением.

Технически сложные для реализации в жизни задания (механизмы, длинные последовательности действий, каскады головоломок) с большой вероятностью дадут сбой. Кроме того, они требуют много времени на подготовку и отладку. Задания должны быть простыми в исполнении.

Планирование урока. Обычно я провожу уроки-квесты на дни рождения учеников. Именинник или его родители выбирают тему, а я готовлю материал, исходя из программы, по которой занимается ребенок. Это весьма забавная традиция. Дети всегда стараются выбрать заковыристые и трудновыполнимые темы. Но сегодня тему урока выбирали учителя. Передо мной стоит цель немного попрактиковаться с детьми в употреблении родительного падежа в рамках темы: «Состав семьи» .

ПЕРЕХОДИМ К НАШЕМУ КВЕСТУ!

Урок - 45 минут.

Ученики : младшие школьники (1-2 класс) с разным уровнем владения русским языком. Умеют читать, но не сильно любят. Даже текст из 10 предложений, записанных на одной странице, может вызвать страх или протест. Пишут печатными буквами. У детей есть опыт прохождения квестов.

Материалы:

- 10 файлов и 9 белых листов (задание 1)

- пакет с предметами: пенал, линейка, ластик, точилка, карандаш, ручка (задание 2)

- конверт (задание 3)

- розовая сумка (задание 4)

- настоящие апельсины, изображения апельсинов, игрушечные апельсины, оранжевые мячики, веревка, бубен, колокольчики (задание 5)

- журнал, кот (задание 6)

Ход игры:

Дети входят в класс, в котором перевернуты несколько стульев, корзина с мусором, а на полу опрокинуты несколько предметов, пакет и валяется десять файлов с белыми листами. Учитель недоумевает, кто мог сотворить такое безобразие. Нужно обязательно все исправить, найти проказника и сурово наказать. Вероятно, нарушитель порядка еще не успел сбежать/ находиться среди нас/оставил какие-то следы. Вы абсолютно уверены, что разбросанные кругом бумаги обронил виновник беспорядка, поэтому они помогут отыскать наглеца. Дети помогают поднимать листы. На одном из них находят задание.

Задание 1 (7 минут). Перед вами лист с изображениями членов семьи. У каждого человека отсутствует какая-то вещь. На задании изображена лишь тень. Дети должны найти картинку и ее силуэт. Учитель задает вопросы: «Кто это? Что это за предмет? Чего не хватает у мамы/папа/тёти/дяди/брата/сестры?» Задача преподавателя мотивировать детей правильно целиком проговорить структуру: «У мамы нет карандаша». После выполнения задания вы говорите, что все эти предметы были у вас в пакете. Поднимаете с пола пакет и вынимаете все предметы.

*** Я просила родителей детей выслать мне фотографии родственников, чтобы данная игра была более личной, понятной и более широкой в плане лексики. Мне хотелось сделать индивидуальные листы с предметами. Таким образом, у детей был бы стимул похвастаться и самостоятельно сказать: «А вот у моей мамы/папы/деда есть…», «А вот у твоего дяди/тёти нет…». Мои ученики это любят! Мы могли бы задействовать большее количество предметов, чтобы сразу включиться в коллективную работу. Но, увы, домашнюю работу не только дети игнорируют.

Задание 2 (3-5 минут).В пакете должны оказаться предметы из первого задания и рисунок. Этот рисунок должен быть ключом к разгадке тайны. На обратной стороне рисунка расположен текст. Преподаватель читает текст. Дети заполняют пропуски и определяют соответствие текста картинке. Ставим галочки рядом с верными предложениями и выписываем жирные буквы. Итак, слово «ПОЛ» - следующая подсказка.



Задание 3 (10 минут). Часть моего класса покрыта мягким полом. Это такие разноцветные плитки-паззлы из этиленвинилацетата. Если такого пола в классе нет, то вы можете спрятать подсказку под ковром или возле плинтуса. Мои ученики радостно бесятся и с удовольствием ломают пол. Так они находят конверт с паззлами. Дети вместе собирают паззлы. Чтобы их собрать, ребенок должен прочитать предложение и найти ответ. Для детей, которые путают родственников даны картинки. Вы просите разместить собранные строчки паззлов по порядку от 1 до 12. Я записываю на доске буквы, указанные в кружочках. И дети отправляются дальше на поиски розовой сумки.


Задание 4 (7 минут). В сумке ребята находят бирку с заданием. Обсуждаю с детьми возможные варианты. Правильный ответ: людей было только трое (дед, отец, внук). Можно взять другие похожие логические задачки, но я посчитала данное задание сложным. В рамках него дети обсудили не только решение, но и немного поболтали о родственных связях. И, конечно, дети стали искать место, где хранятся три апельсина.


Задание 5 (5-7 минут). Для того, чтобы игра была более захватывающей, я заменила в классе фотографии и картины с изображением апельсинов, принесла игрушечные апельсины из пластика и просто оранжевые мячики. Я дала детям минуту, чтобы насладиться разгромом класса. На самом деле, в тот момент, когда дети перестали на меня смотреть, я подошла к шкафу и незаметно дернула за веревочку. Со шкафа с грохотом (для эффекта я использовала бубен и колокольчики) упал пакет. Для правдивости пришлось отскочить, вскрикнуть и что-то промямлить про покушение. Детям в тот момент уже было не до меня. Из пакета вываливались те самые настоящие три апельсина и лист с заданием.

В этом задании дети отвечают на вопрос: «Чей?». (Этот домик пчелы/кролика/пса) Мы кратко коснулись вопроса о том, что животные тоже могут быть членами семьи. Дети записывают слово - они почти приблизились к разгадке. У одного ребенка даже возникла правильная мысль, но он не смог ее правильно сформулировать.


Задание 6 (8-9 минут). Я использовала для этого задания классный журнал. Можно было бы использовать любую периодику, но я решила, что картинки могут отвлечь детей.

В журнале лежала самодельная книга, которую дети должны были прочитать. Текст указывал на корзину. Я предложила детям выйти из класса и поискать корзину в холле. Я думаю, что вы догадались, кто сидел в корзине. Серый, усатый, слегка полосатый…. Конец.

P.S. Конечно, с последним заданием мне помогли мои коллеги, которые охотно согласились посторожить когтистое и пушистое животное. И, конечно, виновника наказывать никто не стал. Кот получил свои десять минут славы. Правда, от детского предложения «пусть поживет в классе» я вежливо отказалась.

Повторение данного занятия возможно, но только в случае отсутствия у всех участников учебного процесса аллергии на кошек. Надеюсь, вы получили удовольствие от знакомства с уроками-квестами.

Пишите комментарии, если у вас есть вопросы к автору. Если что-то осталось непонятным или хотети получить рекомендацию!
И, конечно, рассказывайте о своём опыте. Интересных вам уроков!

Тема: Повторение изученного в V-VI классах

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Форма урока: квест-игра

Класс: 7

Учитель Тюрина С.О.

Цели урока:

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции,
контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов;

Развитие творческих способностей обучающихся, интереса к русскому языку и литературе, как виду искусства;

Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Задачи:

- Формировать способности устного речевого общения с соблюдением основных правил и норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

Формировать умение использовать ИКТ и справочные материалы;

Развивать способности создавать устные монологические и диалогические высказывания разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуации общения.

Повторить, обобщить, систематизировать теоретические знания;
- Показать взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем мире.

Планируемый результат:

Предметные

Знает правила устного речевого общения, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, знает правила речевого этикета. Умеет определить характер персонажа и понимает нравственные поступки литературных героев.

Личностные УУД

Осуществляет продуктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умеет находить выходы из спорных ситуаций, не создавая конфликтов.

Метапредметные:

Познавательные УУД

Умеет находить и обрабатывать информацию с использованием ИКТ, осуществляет анализ информации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Развивать логическое мышление: анализировать полученную информацию, уметь выделять главное развивать ассоциативное мышление

Регулятивные УУД

Умеет принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей и способов достижения с учетом конечного результата; вносит необходимые коррективы после анализа хода и способа действий решения поставленной задачи.

Коммуникативные УУД

Умеет выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации; готов признавать возможность существования разных точек зрения, аргументировать и излагать свое мнение. Развивать речь: обогащать и усложнять словарный запас

Оборудование:

проектор, экран (интерактивная доска), магнитная доска, картины, глобус, контурная карта,презентация

Организационный момент:

Условие игры: Ученики делятся на две команды, каждая отправляется по своему маршруту в поисках ключа. Разгадав код, отвечают на вопросы или выполняют задания, являющиеся промежуточным пунктом квеста, затем узнают дальнейший маршрут. У каждой команды есть куратор(учащиеся старших классов). На прохождение квеста дается 35 минут. Для проведения квеста нужно помещение разделить на 2 зоны, для того чтобы команды не мешали друг другу.

Ход занятия

Вступление ведущего:

Здравствуйте ребята. Рада приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, который будет проводиться в формате квест-игры. Хочу начать игру с детской загадки:

Звуки друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова...

Собираются звуки в... (слова)

Что такое слово, понимают все взрослые люди. В словарях можно найти такое толкование: слово - самостоятельная языковая единица, которая предназначена для называния различных явлений, живых и неживых предметов, отношений и свойств. Новый Завет начинается с фразы «Сначала было Слово». И слово здесь воспринимается не в простом и обычном своем значении, а приравнивается к Премудрости. Слова – это бриллианты наших мыслей, которые надо оттачивать и не раскидываться зря. « Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание»,-писал Аристотель.Сегодня вам предстоит увлекательное занятие - раскрыть тайну слов.

Ведущий показывает «рукопись» на старославянском языке.

Ребята, мне в руки попала старинная рукопись, но прочитать её не смогла. Многие слова не понятны, нужно разгадать их значение.

Надеюсь, вы поможете найти «ключи», с помощью которых сможем прочитать текст рукописи. Для этого вам надо разгадать код, найти слова- подсказки, с помощью которых можно будет прочитать текст на современном языке и узнать дальнейший маршрут.

Как говорится в народных сказках, пора отправиться в «Тридевятое царство, тридесятое государство». Какой код зашифрован в этих словах?

Ученикам надо подойти к стенду, где висит картина с изображением «Тридевятого царства», стрелка на картине указывает на стол, где лежат цифры 2,7,3,0 и 2 книги «Русские народные сказки».

Тридевятое царство -происхождение термина следующее: в старину считали по тройкам, отсюда тридевять (три раза по девять) - двадцать семь, тридесять - тридцать. Дети должны сложить 27 и 30 ответ-это номер страницы книги «Русские народные сказки». На этой странице для 1 команды вложен листок с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том». Для 2 команды листок с отрывком из «Сказки о царе Салтане» : «Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна , К царству славного Салтана»

Ведущий объявляет:

-Первая команда, вы должны найти «дуб зеленый».

-Вторая команда, знаете ли вы,где находится остров Буян? ( ученики сомневаются в ответе )

В кабинете висит портрет А.С.Пушкина, с обратной стороны прикреплен листок,на котором написаны координаты острова 60°04′ с. ш. 27°00′ в. д.

Дети переходят к географической карте и ищут остров. Это остров Гогланд . Куратор рассказывает команде об острове Гогланд.(см.приложение 1)

Для первой команды в углу кабинета нужно поставить макет дерева с висящей на ней цепью.На цепи висит ключ. В кабинете в разных углах спрятаны сундучки с замками. Дети должны догадаться, какой замок открывается этим ключом. В сундуке записка с фразой «Знания - это убежище и приют», на дне сундука написан шифр: Б2Г5 + А1Б5В3Г6. В этот момент на экране проецируется слайд №3

Ребята должны собрать словосочетание кот ученый, затем ищут игрушку кота, которая будет лежать на магнитофоне.

Ведущий спрашивает:

-Какое хобби ученого кота?

Дети должны догадаться, что продолжением пушкинских строк было: «…пойдет направо песнь заводит..», и им нужно включить магнитофон. Звучат отрывки песни « Богатырская сила». Куратор подсказывает ученикам, что не случайно над магнитофоном висит картина Васнецова « Три богатыря».С обратной стороны картины прикреплен конверт. В ней записка с фрагментом текста: « и если мы не посадим дерева» После того как ученики найдут подсказку, ведущий спрашивает:

- Ребята, а куда смотрят богатыри?

Картину надо повесить так, чтобы рядом можно было расположить магнитную доску. На ней магнитиками прикреплены кружки, имитирующие бильярдные шары.

-Вы должны разместить шары в пустые окружности, чтобы получилось верное равенство.

Молодцы, вы получили новый код, введите его на клавиатуре.(Компьютер поставить на пароль 11 13 6).На компьютере открывается файл с заданием:

В Древнем Риме часто использовали шифровальные таблицы, даже Юлий Цезарь обменивался со своими сторонниками письменными сообщениями исключительно в зашифрованном вид. Что здесь зашифровано?

17,16,12,1 ; 14,29 ; 14,16,13,16,5,19.

(Число –это порядковый номер буквы в алфавите)

Вторая команда, для дальнейшего маршрута вы должны за тридцать секунд выбрать рисунок с правильным ответом и расположить их в ячейки таблицы:

Заимствованные

слова

Исконно русские слова

историзмы

профессионализмы

неологизмы

Общеупотребительные слова

Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных. (Череда)

Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки. (Телескоп)

Не только приспособление для ношения двух ведер на плече, но и крупная хищная стрекоза. (Коромысло)

Не только шоколадные конфеты, но и грибы. (Трюфели)

Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки. (ребро)

Растение,которое дает лучший мед и так говорят о подделке(липа)

-Молодцы, вы получаете дополнительной время, за которое сможете решить кроссворд(см.приложение 2)

-Первая команда, молодцы. Вы расшифровали ещё один фрагмент текста: « пока мы молоды » . Далее вы следуете по данному маршруту:

От этого места пройдите вправо на одну косую сажень и пядь великую, поверните на север на аршина и на восток на локоток. Там спрятан клад.

Куратор рассказывает о старинных русских мерах длинны(см.приложение 3).Ученики с помощью линейки измеряют длину расстояния до «клада»: в коробке спрятан учебник русского языка.

Русский язык – это настоящий клад Кто им овладеет, станет самым богатым человеком, ибо как писал великий русский писатель К.Г.Паустовский: « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
-Благодаря нашему "гостеприимному" русскому языку мы, даже того не подозревая, знаем много слов из тех иностранных языков, изучением которых никогда не занимались. Так что без ложной скромности можем смело назвать себя полиглотами .

-Скажите по-французски « туз », если для нас это первоклассный лётчик или большой мастер своего дела. (Ас.)

-Скажите по-итальянски (по-французски) « господин », « владыка », если для нас это популярная настольная игра. (Домино.)

-Скажите по-итальянски « учитель », если мы так называем крупных музыкантов, живописцев и выдающихся шахматистов. (Маэстро.)

-Скажите по-английски « знаю как », если для нас это эффективная технологическая идея, изобретение. (Ноу-хау.)

-Скажите по-португальски « огонь », « пламя », если для нас это красивая розовая птица. (Фламинго.)

-Скажите по-немецки « змея », если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки. (Шланг.)

-Скажите по-китайски « молодой листок », если мы видим эти листки исключительно в сушёном виде. (Чай.)

-Скажите по латыни « шар », если для нас это школьное пособие для урока географии. (Глобус.)

Как называются такие слова?(заимствованные)

-Среди слов, которые вы назвали, прозвучала подсказка, в его недрах спрятан ключ.

Правильно – это глобус.

Ученики достают из глобуса записку, в которой написано: « чтобы укрыться от солнца», « « удобные и необходимые нам в преклонные годы».

Сейчас куратор раздаст фрагменты контуров материков, а вы должны будете собрать их, определить название географического объекта. ( см.приложение 5)

-Вторая команда, вы разгадали кроссворд, чтобы продолжить дальнейшие поиски,нужно отгадать загадку:

Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе - мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут.

(Ком + Пас = Компас.)

-Правильно. Он покажет, где спрятан код, если вы будете идти строго на север.

Дети должны найти мешок, в которой лежит рубахой и записка с вопросом:

Когда людям приходилось считать на пальцах очень большие совокупности чисел, к счету привлекали больше участников. Один считал единицы, второй - десятки, а третий - сотни, то есть десятки десятков. Он загибал один палец лишь после того, как у второго участника счета

оказывались загнутыми все пальцы обеих рук. Сначала говорили так: пять пальцев третьего человека, восемь пальцев второго и шесть пальцев первого. Но ведь это сколько времени надо произносить! Поэтому постепенно стали говорить короче. Вместо "палец второго человека" появилось слово "десять", а какое числительное употребляли вместо "палец третьего человека" ?

Ведущий задает вопросы:

-Что лежит в мешке. Что это значит? Где же код?

Куратор подсказывает, что рубаха и мешок в Древней Руси обозначали одно и то же число.(приложение4)

-Правильно, слова «мешок» и «рубаха» обозначают число 40 . Таким образом вы получаете цифровой код 40, 100,

В старославянском алфавите эти цифры значились за буквами Рцы- смысл которой заключается в словах «скажешь», «изречёшь» и Мыслете- корень "мысль" имени буквы Мыслете родственен мудрости, а также корню "-мн-": мнити - помнить, думать, понимать. Далее вам предстоит «понять и сказать» фразеологизмы: прописать ижицу, сидеть на азах, фертом ходить,

смотреть глаголем ,ротик фитою. А также найти в них буквы кириллической азбуки и выписать в алфавитном порядке. Справиться с заданием вам поможет алфавит:

Первая команда, давайте посмотрим, как вы справились с заданием.Контур какого географического объекта не нашел своего «места»? Как он называется? (Аппенинский полуостров)

-Какая Древняя цивилизация существовала на нем?

-Первая команда, как появился славянский алфавит?

-Ребята,почему наши пути сошлись здесь, что связывает историю нашей страны с историей Греции?

Правильно с принятием христианства, возникла потребность создания на Руси азбуки, и создателями её стали братья Кирилл и Мефодий. Азбука, которую он создали, впоследствии стала называться кириллицей. Теперь вы сможете прочитать, что написано в рукописи.

Первая команда, если вы соберете все фрагменты текста, то мы сможем прочитать то, что написано в рукописи, на современном языке.

Знания - это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то, когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца.

Действительно,ребята, В знанье - величие и краса, знанье дороже, чем клад жемчужин. Сколько открытий помогли вам сделать слова. Сколько ещё предстоит, если вы будете любить русский язык и стремиться сделать его изучение увлекательным занятием.

В конце занятия учитель проводит рефлексию.

Приложение 1

Согласно легенде, именно о. Гогланд послужил прообразом острова Буян «Сказки о царе Салтане»А.С. Пушкина. Археологи говорят, что когда-то остров был крупным языческим центром: сегодня об это напоминают останки капищ и несколько десятков жертвенных камней. Некоторые местные жители – их всего пара десятков человек – уверены, что остров обладает невероятной силой и населен духами. А еще здесь, согласно легенде о Буяне, должен располагаться камень алатырь – центр мира. Говорят, у нашедшего этот камень все желания исполнятся. Вероятно, свой алатырь здесь нашел русский изобретатель Александр Попов, который в 1899 году применил на о. Гогланде первую в истории радиолинию в ходе спасательной операции броненосца «Генерал-адмирал Апраксин».Остров является территориальной единицей Ленинградской области РФ.

Приложение 2

Кроссворд на тему "Фонетика. Морфемика.Морфология. Лексика"

По горизонтали

3. Значимая часть слова

7. Часть слова без окончания

10. Слова, имеющие одно лексическое значение

14. Переносное значение

16. Слова, имеющие один и тот же корень с общим значением

18. Раздел языкознания, изучающий звуки речи

19. Часть речи, обозначающая предмет

23. слов, близкие по лексическому значению

По вертикали

1. разные слова, которые обозначают одно и тоже.

2. Словообразующая морфема, стоящая перед корнем

4. Слова одинаково слышатся, пишутся, но имеют разное лексическое значение

5. слова, употребляемые только в данной местности

6. Слова, имеющие несколько лексических значений

7. слово, имеющее одно лексическое значение

8. слово, имеющее несколько лексических значений.

9. омоним к слову молния разряд

11. Окончание, невыраженное звуком в устной речи и буквой в письменной речи

12. однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях

13. устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления

15. слова, употребляемые только в профессиональной речи

17. Слова, которые используются людьми той или иной профессии

19. Изменение глаголов по лицам и числам

20. говорящее окно,которое любят и взрослые и дети

21. Наука о языке

22. слова, противоположные по лексическому значению

Приложение 3

Древними русскими мерами длины, употреблявшимися уже в 11 – 12 веках были пядь, локоть, сажень. Пядь, пядень (или четверть) - одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова"пясть", т.е. кулак или кисть руки. Различают пядь малую - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, что составляет около 18 см, и пядь великую - расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22-23 см.

Сажень - встречается с XI в. Название происходит от слова "сягать" т.е. доставать

до чего- либо. Отсюда слово "недосягаемый" - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Различали два вида сажени: маховая и косая. Маховая сажень-расстояние между концами пальцев распростертых рук, ее длина 3 аршина или 213 см. Косая сажень-расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки; длина такой сажени примерно 248 см. «Косая сажень в плечах». Локоть древнейшая мера длины, которой пользовались во многих странах мира.

Локоть – расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см или 11- 16 вершков. Как мера длины на Руси встречается с 11 века. Её применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи или пеньковой верёвки (так

Говорят: «Близок локоть, да не укусишь» - о каком-нибудь простом, но невыполненном деле. Старой русской мерой длины был аршин (от персидского слова «арш»- «локоть») 71 см. В разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Отсюда поговорка «Мерить на свой аршин». Аршин делился на 16 вершков. Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Поэтому слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см. 3 аршина составляли сажень, 500 саженей - версту, 7 вёрст – милю. Таким образом, при раздроблении и превращении приходилось умножать или соответственно делить на разные числа:16, 3, 500, 7, а это было не очень удобно.

Русские меры длины были уточнены в 18 веке указом Петра I:

1 миля = 7 вёрст  7,469км,

1 верста = 500 саженей  1,0668км,

1сажень = 3 аршина = 7 футов  2,1336м,

1аршин = 16 вершков  0,7112м,

1 фут = 12 дюймов  30,48см,

1 дюйм = 10 линий  2,54см,

1 линия = 10 точек  2,54мм.

Верста – русская путевая мера. Верста от слова вертеть. Первоначально –

расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты -

1060 м. Верста, как мера длины, на Руси встречается с 11 века.

Приложение 4

Самая распространённая версия: числительное сорок произошло от слова «сорокъ» - «мешок», «ткань», в которую заворачивали шкурки пушных зверей. Чтобы сохранить шкуры в целости их заворачивали в особую ткань, которая и называлась "сорок". Это понятие на древнеславянском обозначало простую рубаху. Отсюда вероятно произошло слово "сорочка".

Один сорокъ - мешок с четырьмя десятками шкурок, которые шли на пошив одной шубы. Постепенно название «сорокъ» вытеснило из употребления более древнее «четыре десте».

Есть версия, что число 40 произошло от скандинавского слова «serkr».

Народы Скандинавии в качестве «денежной единицы» пользовались собольими шкурками. Единицей отсчёта считалось 200 шкурок, которые они вместе связывали, называлась такая вязанка меха «serkr». На Руси принято было продавать собольи шкурки по 40 штук – такое их количество необходимо на шубу, однако, саму связку меха русские стали называть «серкр», которое из-за неудобства произношения постепенно преобразовалось в «сорок». А постепенно этим словам стали пользоваться и для счёта не только меха, но и других предметов.

Приложение 5




Сегодня геймификация образования обзаводится своей теорией и своими гуру, студии образовательные игры для шлемов виртуальной реальности, а одним из самых ярких общемировых образовательных событий стал . Специалисты и энтузиасты, которые успели рассмотреть вопрос с разных сторон, порой говорят, что тема геймификации в современном образовании уже перегрета.

Тем не менее, массовой российской школе геймификационная пресыщенность вовсе не свойственна. «Игры по станциям» становятся прерогативой школьных праздников и летних лагерей, и касаются, в первую очередь, учеников помладше, а обычные уроки от игр до сих пор далеки.

Ничто не мешает нам играть

Чаще всего учителя говорят, что массово внедрять игровые практики уже сейчас мешает отсутствие достаточного материального обеспечения. Игровые образовательные платформы - чаще всего на английском языке, а ВР-шлемов школы, как правило, в глаза не видели. Однако применение сложных и дорогих технологий вовсе не обязательно: видеоигры и кабинетные игры строятся по схожим принципам.

Другие помехи - отсутствие культуры игр и малая осведомлённость. Здесь можно обратиться не только к геймификаторам образования, но и к создателям бизнес-игр, видеоигр и живых квестов. Игра может поднять мотивацию и сделать школьные уроки действительно полезными и запоминающимися, а педагог с компетенциями игрового мастера ценится высоко - это направление в образовании называют в числе самых перспективных.

Что должно быть в квесте?

  • Цель для игроков. Это главная задача, актуальная для игрового мира. «Пройти учебную тему» - это не игровая цель, а пункт для вашей отчётности. Кто бы стал играть в шутер или стратегию, цель которых обозначается авторами как «пройти игру»? Формулировка «восстановить цивилизацию после апокалипсиса» звучит поинтереснее. Представьте себе, что мы попадаем в мир после глобальной катастрофы. Для молодого генетика здесь много работы! Конкретные действия в игре должны служить основной миссии. Например, на монстров, населяющих пустоши, можно воздействовать, только разобравшись в природе их мутаций (а заодно в том, что это вообще такое - мутация). Такой вот урок биологии в старшей школе.
  • Роли для игроков. Внутри игрового пространства ученики выступают в роли игровых персонажей. Учёные, которые строят МКС? Древние египтяне в попытках построить пирамиду? Группа астронавтов, которых забыли на Марсе, как персонажа фильма Ридли Скотта? Путешественники во времени? Всё зависит от сюжета и главной цели. А, вернее, только от вашей фантазии.
  • Кооперативные действия. Усложняя игру, можно добавлять ролевые элементы. В этом случае класс нужно поделить на группы, добавить соревновательности, дать каким-то из игроков личные цели, сделать взаимную помощь необходимой по механике, усложнить систему взаимодействий. Такие методы будут не только способствовать усвоению предмета, но и улучшать социальные навыки. Ситуация, при которой каждый ученик делает свою часть работы и ждёт других, мало чем отличается от обычного решения примеров на уроке. Поэтому хорошо работает кооперация. Например, одни игроки владеют методом решения, а другие - данными.
  • Загадки и головоломки. С этой частью у учителя-предметника не должно возникнуть проблем: любое задание из сборника задач можно поместить в интересный контекст. Сами по себе колебательный контур и электрическая цепь - абстрактные понятия. Но если тебе важно, куда течёт ток, и что именно произойдёт после изменения напряжения, задача сразу приобретает осмысленность. Бессмысленные вещи мы запоминаем куда хуже, чем те, от которых что-то зависит. Задачи на знание предмета полезно совмещать с загадками на сообразительность, которые задействуют смекалку. Важно: задача должна быть условием для того, чтобы двигаться дальше.
  • Игровые механики. Это те правила, которые работают в игре и обеспечивают причинно-следственные связи. Поступив определенным образом, ты получаешь определенный результат. Придумайте, как работают те или иные элементы в вашем мире, каким правилам он подчинён. Например, чтобы двигаться дальше, нужно собирать ресурс. Или с каждым следующим шагом игроки получают дополнительные возможности.
  • Сюжет и интерактивность. Микросюжет есть и в задачах учебников: «Сидоров пошёл собирать яблоки...» Однако учебники не дают обратной связи. Результатом контрольной работы становится оценка, а не знание о том, какое влияние было оказано на вымышленный мир. Ученик не узнаёт, будет ли плакать Сидоров, если по его вине останется без яблок. А вот интерактивная игра делает решения игроков необходимыми и реагирует на них.

Вы уменьшились и попали внутрь человеческого организма в микро-капсуле? Если вы не доставите действующее вещество (какое, кстати?) в определённую систему за определённое время, больному не поздоровится.

Вы изменили климат целой планеты. Давайте посмотрим, какие это имеет эволюционные последствия.

Вы решили платить захватчикам дань? Отлично, теперь они не разрушат ваш город. Но другие княжества от вас отвернутся. Какие ресурсы мы от этого потеряем?

Поздравляем, вы плеснули летучее вещество в огонь. Хорошо, что этот опыт был полностью воображаемым.

«Полтора землекопа», которым ты взглянешь в глаза, мотивируют куда больше, чем абстрактная фраза про «неверное решение». Все поступки игрока должны повлечь за собой какие-либо события. Лучше всего, если у игроков будет возможность делать выбор, как поступить. Это повышает эмоциональную вовлечённость и учит рассматривать разные варианты.

Какие использовать инструменты?

Всё зависит от того, какими средствами вы располагаете и какой квест хотите провести. В любом случае, главный инструмент - ваш разум и воображение учеников.

Поездка на природу даёт возможность включить в программу подвижные игры и элементы спортивного ориентирования. Однако за городом заниматься можно не только играми в «зарницу». Во многих нестандартных системах образования занятия по предметам проходят под открытым небом. Например, в Иркутске ученики спускаются на берег Байкала и проводят опыты в рамках изучения астрономии.

Выездной урок-экскурсия по городу - тоже отличный способ сделать квест-приключение на большой территории. Здесь можно обратиться к приложениям для экскурсий. В коллекции Izi Travel можно найти маршрут по самым разным городам и музеям. Также сервис позволяет записать свой аудиогид, и здесь начинается самое интересное.

Никто не мешает рассказать историю художественным языком, а в ключевых точках на карте (обозначены в приложении) могут быть спрятаны артефакты, необходимые для успешного прохождения квеста.

Конечно, сперва придётся несколько раз пройтись по маршруту самому, чтобы рассчитать тайминг и разложить конверты с заданиями и флэшки с материалами в укромные места.

У 45-минутного урока в классе тоже есть свои преимущества - получается компактная кабинетная игра, в центре которой находится какая-то конкретная тема. Главное иметь в голове историю, правила мира и набор кейсов.

  • Учителя химии и физики, у которых есть инструментарий для опытов, уже находятся в выигрышной позиции. Нужно просто придумать, какую практическую цель имеет опыт в рамках игрового мира. Выделяем ДНК банана, чтобы снарядить экспедицию с пробами земных растений. Иначе не видать на колонизированных планетах бананов! Преступника можно найти по типу микроорганизмов, которые остались на уликах. Лакмус позволяет читать зашифрованные послания - если сумеешь верно определить вид химической среды.
  • Для игровых целей можно ипользовать разные ресурсы и приложения для учителей. Например, чтобы пользоваться Pliсkers , нужны только телефон учителя с установленным приложением и набор распечатанных карточек у студентов. Это очень быстрый и простой способ для коллективных решений и голосований.
  • По классу можно расклеить распечатанные QR-коды, которые ведут на страницу с информацией. Для этого потребуется создать страницы, ссылки на которые будут преобразованы, и воспользоваться генератором кодов . На смартфонах учеников должны стоять QR-ридеры - скачать такие бесплатные приложения не составляет труда. Карточки с такими кодами могут быть также игровой валютой, которую получаешь, выполняя задания. Или древними печатями на артефактах погибших цивилизаций, которые нужно просканировать.

В качестве тренировки можно предложить ученикам создать их собственный квест.

Правильно ставить вопросы и придумывать кейсы можно только когда сам ясно представляешь себе верные ответы.

Это поворачивает мышление совершенно в другую сторону, помогает представить себе, как рассуждают другие люди, оценить применимость знаний, развить логическое мышление и творческие способности.

Разработчик игр Дмитрий Иоффе рассказал нам, как появилась идея создать экологический квест «Чистые Игры» , привлекающий внимание к проблемам окружающей среды, чем хороши игровые формы постижения мира и на что следует обратить внимание, придумывая свой сценарий.

Дмитрий Иоффе

специалист и организатор игр живого действия, основатель и лидер проекта «Чистые Игры», основатель сервиса «Расписание вузов»

Идея «Чистых Игр» родилась на островах озера Вуокса. Мы были в походе на лодках, несколько дней, заметили много мусора на островах, и один из друзей предложил идею ролевой игры, где мусор мог бы быть ресурсом, который добывают. Типа золота в Варкрафте. Мне идея очень понравилась, мы стали думать, как это можно сделать. Решили, что игра должна быть не ролевой, а, скорее, напоминать соревнования по сбору мусора для всех, кто захочет. Победители должны получать призы. А главное - всё должно быть интересно. Игроки должны видеть не мусор, а ресурс для победы. Так все и пошло. Через два месяца сделали игру, получилось успешно.

До «Чистых Игр» я 12 лет занимался ролевыми играми живого действия. Участвовал в образовательных играх - например, помогал коллегам из проекта «Полдень» . Это игровой проект, направленный на социальную адаптацию детей из детских домов и состоящий в ассоциации «Игры Будущего».

Образовательные игры служат для получения новых навыков и полезного опыта, который трудно заиметь в других условиях.

Городские квесты помогают взглянуть на город под другим углом, лучше его узнать. Играя в ролевые игры, можно примерить на себе много ролей и при этом обнаружить, что из них тебе больше по душе - профориентация, можно сказать.

Школьники лучше запоминают информацию в образовательных играх, а не на обычных уроках, потому что в первом случае получают знания, когда решают свою задачу. При этом вы относитесь к знаниям не как к «информации, которую надо запомнить», а как к вещам, без которых вы не сможете что-то осуществить. При этом, например, в Civilization вы можете взаимодействовать с вещами - то есть, не только прочитать и запомнить, а захватить или развивать страну, торговать, вести дипломатию. Конечно, после такого всё запомнится лучше.

Чтобы создать игру, технические средства не обязательны. Можно всё сделать на бумажках и со всем, что подвернется под руку. Но технические штуки помогают многое автоматизировать. И еще что важно: с ними удобнее упаковать игру в упаковку.

В основе любой игры лежит принцип, паттерн.

Один из самых простых - соревновательность, то есть, у кого больше очков. Здесь нужно придумать, за что очки получать. Или какие действия, сколько очков можно давать. Игра обычно ограничена по времени, это стоит учитывать. Всех нужно ставить в разные условия. Игра может быть симуляционной, то есть, она симулирует какой-либо процесс. Ещё может быть принцип «кто первым вышел, тот и победил». Или один участник должен победить другого, как в камень-ножницы-бумага. Чем в большее количество игр вы играли, тем больше игровых паттернов вспомните.

Если по душе игры на коммуникацию и в ролях, как «Мафия», то я бы предложил попробовать кабинетные ролевые игры, там тоже роли и много коммуникации. Календарь ролевых игр можно посмотреть на сайте

Урок- квест в 6 классе

Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Орфоэпия»
Цель: повторить, обобщить и закрепить знания учащихся, полученные по данной теме; развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость и чувство языка, отрабатывать орфографическую грамотность, формировать навыки самоконтроля и рефлексии; воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, развитии речи, умение работать группой; воспитывать любовь и уважение к русскому языку
Оборудование: компьютер, карточки к заданиям, макет дерева, карточка с девизом урока, плакат «Квест-игра «Морфемика»,
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока:
нестандартный (урок- квест)

Ход урока

I . Оргмомент
1. Психологический настрой
Учитель:
Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица, добрые глаза и надеюсь, что сегодня в нашем классе ваши улыбчивые лица будут светиться как маленькие-маленькие солнышки и никакие тучи вроде орфограмм им будут не страшны.
Мы видим в нашем классе сегодня гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собраны, как мы умеем преодолевать трудности. Давайте покажем им свои хорошие знания и умения и начнем наш урок.
Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи: «Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих министров.

О, мои подданные! – обратился он к ним, -- у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её.

Повёл он их в сад, в углу была дверь с огромным замком.

Тот, кто откроет дверь, станет первым министром, -- сказал султан.

Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха, -- отходили. Но один министр внимательно осмотрел дверь, навалился на неё плечом, толкнул и – о чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться всё быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал:

Ты станешь первым министром, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».

Ребята, я очень хочу, чтобы каждый из вас верил в свои силы, и тогда вы сможете «открыть» любую дверь – дверь в страну знаний. Такой страной сегодня у нас будет Морфемика. А почему именно Морфемика?
(Изучали на протяжении многих уроков)

II . Объявление темы и цели урока
-- Сегодня на уроке мы с вами должны повторить и обобщить изученный материал по данной теме. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, Классная работа, тему урока:
Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Орфоэпия».
Девиз нашего урока: «С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь». Как вы его понимаете? (Ответы детей)
-- Ребята, а что изучает Морфемика? (строение слова, т.е значимые части слова: корень, префикс, суффикс, окончание).

Лингвистическая сказка «Спор Значимых Частей Слова»
Однажды в стране Морфемика произошёл спор значимых частей слова: каждая морфема доказывала, что она нужнее всех.
Говорит Префикс:
-- Я всегда первый в слове и поэтому я -- главный!
-- Нет! Я! -- закричал Корень. -- От меня зависит смысл слова!
-- Ну и что? -- отвечает Префикс. -- Я могу и задержать, и ускорить, и еще много чего могу! Например, было слово «едет», стало «поедет». Было «учил», стало «выучил».
В их спор вмешался Суффикс и говорит:
-- Не спорьте. Я – нужнее всех, ведь с моей помощью образовываются новые слова.
В уголке стояло Окончание и хитро улыбалось.
-- Я – нужнее всех, потому что моё главное предназначение – служить для связи слов в словосочетании и предложении, -- молвило Окончание.
-- Ребята, давайте рассудим значимые части слова.
? – А как вы считаете, какая морфема – нужнее всего?
(Все важны)
III . Актуализация опорных знаний учащихся
1. «Блиц-опрос» (компьютер)
1. Что составляет основу слова? (Префикс, корень, суффикс)
2. Какие части слова служат для образования новых слов? (Префикс, суффикс)
3. Назовите главную значимую часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. (Корень)
4. Это значимая часть слова, которая находится перед корнем. (Префикс)
5. Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании, является изменяемой. (Окончание)
6. Бывают ли части речи без окончания? (Да, наречие)
7. Как найти окончание? (Чтобы правильно найти окончание, нужно данное слово изменить по падежам. Та часть слова, которая меняется, и будет окончанием).
8. Какой значимой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка? (Суффиксом)
9. Какой значимой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему? (Корнем)

2. Проверка домашнего задания.
-- С какой морфемой было связано домашнее задание? (Проверка д/з –Упр. 197)
-- Почему все образованные прилагательные пишутся с двумя –н?

разбросаны по всему кабинету. Вы должны найти это место, выполнить задание, предложенное моими помощниками – мудрецами знаний, после чего они его проверят, и за количество правильных ответов вы получаете баллы, которые в конце урока сможете обменять на отметку. Кроме этого, за каждое выполненное задание вы получаете по букве. Из полученных букв в конце урока вам необходимо составить слово. Нельзя пропускать ни одно задание и переходить к следующему. Маршруты у команд разные, но задания одинаковые. Победителем будет та команда, которая быстрее всех пройдет весь маршрут и правильно выполнит предложенные задания. После этого вы должны сдать свои маршрутные листы и количество полученных баллов за задания учителю и выстроиться на смотр, держа в руках карточки с полученным словом. Победителей ожидает приз.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней -- соревнованье,
Успех решает не судьба,
А только -- ваши знания.

Итак, в нашем сегодняшнем квесте принимают участие команда « » и « ».

Помните: только слаженная работа может быть результативной. Желаю всем удачи. Условия игры всем понятны?

Начинаем игру.
Звучит свисток (капитаны подходят к учителю, берут у него свои маршрутные листы и начинают выполнять задания).

Задание 1. «Коллаж» (создать коллаж на орфограмму «Буквы о, е в суффиксах и окончаниях после шипящих и ц») -- 14 баллов
Слова:
мышонок, мальчонка, гречневая, собачонка, грибочек, крючок, старичок-лесовичок, листочек, грушевый, ключик, пирожок, зайчонок, ножичек.

(Коллаж – это оригинальное изображение, созданное из несколько или множества фотографий и картинок, объединённых общей темой (в русском языке, например, коллаж можно создать на какую-то орфограмму или пунктограмму).

Задание 2. «Подземелье злых ошибок» (11 баллов)
Перед вами – текст. Это письмо знаменитого персонажа из мульфильма «Простоквашино» почтальона Печкина. Он жалуется дяде Федору на то, что Шарик с Матроскиным совсем разленились. Да вот только написал неграмотно!

«Дорогой Дядя Фёдор! Преезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. Достигли возроста быка, а ума меньше, чем у телёнка. А ведь там вырасли помидоры, их надо соберать. За забором сорняки – уже не растки, ростут не по дням, а по часам. В бочке с водой уже одна тина да водорасли. Матроскин лишь на печи лежит да песни предлогает сочинять. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить… Пропадает вырощенный урожай! Ты же знаешь, что сломать дерево – минута, выростить – годы! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!».
Ваша задача – найти все слова, в которых есть ошибки и исправить их.

Задание 3. «Дружная семейка» (7 баллов)
На дереве на листьях написаны различные слова. Необходимо выбрать из них только однокоренные:
Нос, носовой, носки, носик, носатый, переносица, носище, носишко.

Задание 4. «Ловушка» (1 балл)

Вини-Пух и Пятачок поспорили, какое окончание в слове мармелад. Вини-Пух утверждает, что – ад, а Пятачок считает, что окончания здесь вообще нет. Кто из них прав?

(В слове мармелад нулевое окончание в именительном падеже.

При изменении слова по падежам окончания меняются.

И. п - Мармелад

Т. п. – Мармелад_

Р. п. – Мармелад_

П. п. - О мармелад)

Задание 5. «Морфемное лото» (работа в тетрадях) – 3 балла
Составьте из отдельных морфем слова и запишите их в тетради:
под – вод – н – ый (подводный), берёз – к – а (берёзка), по – дорож – ник (подорожник).

Задание 6. «Занимательная морфемика» (2 балла)
Задание: разгадайте шарады.
Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слова и записать их.
1. Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,
Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,
Префикс тот же, что в слове РАСХОД,
Целым я излагаю событий ход.

(Рассказчик)
2. Корень тот же, что в слове ДАВАТЬ

Префиксы взяты из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА

Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ.

(Преподавание)

Задание 7. «Подскажи-ка» (работа в тетрадях) – 15 баллов
Вставьте в данные слова н, нн и распределите их в три столбика:
1 столбик: н
2 столбик: нн
3 столбик: написать все слова-исключения из правил на данную орфограмму
(«Н, нн в суффиксах имён прилагательных»).
Осе … ий, тума … ый, змеи … ый, лебеди.. ый, телефо … ый, це … ый,
пчели … ый, земля … ой, мыши … ый, соломе … ый.

Задание 8. « Прятки» (13 баллов)
Буквы З и С предлагают вам сыграть с ними в прятки. Они уже, как вы видите, спрятались. Вам нужно найти их и вставить в слова.
Бе … жалостный, и … портить, ра … жимать, в … порхнуть, ра … носить, бе … шумный, бе … цельный, и … кусать, ра … гадать, и … дание, … десь, ра … будить, во … петь.

Максимальное количество баллов за все задания – 66.

V . Подведение итогов урока
--
Итак, ребята, поздравляю вас с успешным прохождением «квеста». Давайте вспомним цель нашего урока. Удалось ли нам её достичь? Как вы считаете? Какую тему мы сегодня с вами повторили? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое вызвало затруднение?
Обмен баллов на оценки (по таблице)
-- А сейчас, ребята, предлагаю обменять ваши баллы на оценки:
66 баллов – 12
59-65 баллов – 11
52-58 баллов– 10
44-51 баллов – 9
37 -43 баллов -8
29-36 баллов – 7
22-28 баллов – 6
15-21 баллов – 5
8– 14 баллов – 4
1-7 баллов – 3
Награждение детей грамотами и сладкими призами.
Домашнее задание: повторить выученный материал по теме «Морфемика», письменно выполнить упражнение 198 (списать первые 3 предложения, вставить в них пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания).

 


Читайте:



Сочинение My working day на английском с переводом

Сочинение My working day на английском с переводом

«Распорядок дня на английском языке» – одна из самых востребованных тем. Пожалуй, одна из первых, изучаемых в школе и повторяемых в ВУЗе. Будни или...

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Кратко о статье: Расширенная вселенная давно развивается независимо от своих непосредственных создателей. Дабы не путаться в хронологии событий,...

ю Высшие и центральные государственные учреждения

ю Высшие и центральные государственные учреждения

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в...

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

feed-image RSS