Не каждому ребенку, даже школьнику, удается с первого раза безошибочно повторить скороговорку
. Однако скороговорки для детей не просто веселая игра. Эти забавные строчки увлекает детей, тренируют память и развивают правильную дикцию. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые звуки, слова и целые фразы. Недаром логопеды так широко используют их в своей работе.
Лучшие скороговорки познакомят детей с богатством русского языка, покажут им новые поэтические образы. Многие скороговорки живут уже давно, и дошли до нас из глубины веков, другие же придуманы в наше время.
Я во двор вела вола,
За рога вола вела,
В хлев вела вола,
А вол
В огород меня
Завёл! Вобла в Волгу угодила,
Волга вобле соль отмыла.
Вобла в Волге ожила,
Вобла
Волгой поплыла. У боярина Бобра
Нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у Бобра —
Лучше всякого добра! Ежик ежится у елки:
Укололся об иголки.
Елка ежится, дрожа:
Укололась об ежа. Посреди двора дрова.
Прорубь в речке бобр рубил,
В проруби рыбу бобр ловил. Белые бараны били в барабаны. Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа. В перелеске перепел
Перепёлку перепел! Пётр Петру пёк пироги. Варвара караулила цыплят, а ворона воровала. Шесть мышат в камыше шуршат У четырёх черепашек по четыре черепашонка. У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь. Кузьма Кузьмич продавал кирпич,
Илья Ильич покупал кирпич. Проворонила ворона воронёнка. Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку. Огурцы-молодцы зеленобелогубы У осы не усы, не усищи, а усики. Веселей, Савелий, сено пошевеливай. Сух сук нёс барсук. Борона боронила неборонованное поле. Дали Глаше простокваши, а у Глаши каша. На возу лоза, у воза коза. Ткёт ткач ткани на платье Тане. Оса боса и без пояса. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Один Клим клин колотил, колотил и выколотил. У Кондрата куртка коротковата. На рынке Кирилл крынку и кружку купил. Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал. Поля пошла полоть петрушку в поле. Опять пять ребят. Нашли у пенька пять опят. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор. Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят. Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу. Рубили дроворубы сыры дубы на срубы. Валин валенок провалился в прогалинок. Коля колет колья. Соломы воз возница вез. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. Наш Полкан попал в капкан. Съел Валерик вареник, А Валюшка - ватрушку. Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня. Три сороки тараторки тараторили на горке. Выскочила мышка из-под рундучка И опять под рундучок. Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке. Шёл косой козёл с косой; пришёл косой козёл с косой. Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосёночком. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, и все со сметаной и с творогом. Пришёл Прокоп - кипит укроп, Ушёл Прокоп - кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп. Дом у дуба, дуб у дома. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Вставай, Архип, петух охрип. На полице в коробице полкаравая и поляиица. У Перши в верше два ерша. Не прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном. У воза овца, на возу пуд овса. У Сашки в кармашке шишки и шашки. Курочка черна-пестра, уточка с носка плоска. Павел Павлушку пеленовал,
Пеленовал и распеленовывал. Не ест корова короб корок,
Ей короб сена дорог. У копны копна с подприкопееючком. Прокоп полол укроп, полол и пропалывал. На горе, на пригорке Егорка в ермолке. Проросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли. Колотил Клим клин,
Колотил да не выколотил. Есть Кирилл присел,
Да кисел кисель. До города дорога в гору,
От города - с горы. Ехал грека через реку,
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап! Три козы
Среди лозы
Схоронились
От грозы. Вот и кончилась
Гроза.
Козы здесь,
А где лоза? В огороде Фёкла
Ахала и охала:
Уродилась свёкла
Не на грядке.
Около.
Жалко Фёкле свёклу,
Жалко свёкле Фёклу,
Жаловалась Фёкла:
- Заблудилась свёкла!
(Ю. Могутин) Бедный Полкан то лаял, то плакал:
Палка Полкану упала на лапу.
Палка на лапу с полки упала.
Как эта палка на полку попала? Был мел бел.
Бык мел съел.
Стал бык бел. Старый лис
Любит рис. Волк не ворчит на волчат! Как погодка? -
Еж ежу,
- Ежусь братец и дрожу.
Скороговорки Сорока за строчкою строчка Строчит сорочатам сорочки. Четверть четверика гороха без червоточенки. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по двадцать грошей. Кусты и кустыни в пустыне грустят - Их жизни пусты без десятков кустят. Королева кавалеру Каравеллу подарила, Королева с кавалером В каравелле удалилась. Дружно в оркестре играли дети: Карл играл на черном кларнете, Кирилл - на валторне, На арфе - Алла, А на рояле Лара играла. У Сашки в кармашке шишки и шашки. Есть Кирилл присел, да кисель кисел. У Еремы и Фомы кушаки - во всю спину широки, колпаки переколпачены, новы, да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто при товарищах товарищу товарищ, А тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто без товарищей товарищу товарищ. Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не трогай больше туши. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. Полили вы лилию? - Видели мы Лидию. - Видели вы Лидию? - Полили мы лилию. Волк рыщет - пищу ищет. Вот тебе щи, а нас не ищи! Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках, Везет, да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи - не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава... Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Как на утренней на зорьке Два Петра и три Федорки Соревнуются с Егоркой Говорить скороговоркой. Пособи сапоги сапожнику пошить. Пряжки серебром на сапогах посеребрить. Пособи сапоги, пособи сапожки Мастеру скорей пошить босоногой блошке. Шелест шелестит листвой. Шепот шепчется с травой. Тишь затихла в тишине. "Тише, тише...", - слышно мне. Уж пожаловал ежам Новых дюжину пижам. Прежние пижамы Исколоты ежами. У пчелы, у пчелки Почему нет челки? Отвечаю почему: - Челка пчелке на к чему. Мяч скучал на чердаке. Мячик ищут в сундуке. Тщетно ищут мячик Девочка и мальчик. Мама шьет сорочку дочке. Строчит строчки на сорочке. Срочно строчит сорок строчек: Растет дочка, как расточек. Полосатые паласы Полоскала дочка Власа. Полоскала, полоскала - Полосатой речка стала. Ярослав и Ярославна Поселились в Ярославле. В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна. Пел перепел за деревней. Пел тетерев средь деревьев. Перепел пел-пел Тетерева перепел. Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа. Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Про это сорока в бору протрещала: "В кармане Макара корова пропала!" Рапортовал да недорапортовал. Стал дорапортовывать - зарапортовался. Дроводреворубы рубили дубы. Циркач умеет гарцевать, Зверей и птиц дрессировать. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. Шакал шагал, шакал скакал. Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб. Три сороки-тараторки Тараторили на горке. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, И все со сметаной и с творогом. Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки. Съел Валерик вареник, А Валюшка вартушку. Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня. Перепел перепелку и перепелят В перелеске прятал от ребят. Пилил Филипп поленья из лип. На рынке Кирилл ложку и кружку купил. У Антипа в саду одна липа, А Филипп посадил семь лип. Баран буян залез в бурьян. Пошел спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзину Назар. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха! Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену. Под горой бугор, На бугре Егор, У Егора кол, На колу колокол. Прокоп полол укроп, полол и пропалывал. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь! Рододендроны из дендрария. Белые бараны били в барабаны. Без разбору били, лбы себе разбили. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю. Отвечает ему попугай- "Попугай, попугай, попугай!" Дед Данил делил дыню: Дольку Диме, дольку Дине. Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок - сорок морок. У перепела и перепелки пять перепелят. Были галчата в гостях у волчат, Были волчата в гостях в галчат, Нынче волчата галдят, как галчата, И, как волчата, галчата молчат. Отлежал бычок бочок. Не лежи, вставай, бычок! Бомбардир бомбардировал Бранденбург. У осы не усы, не усища, а усики. Шел Шишига по шоссе, Шел шурша штанами. Шаг шагнет, шепнет: "Ошибка", Шевельнет ушами. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов. Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен". В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии. Либретто Риголетто. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел.. А вот белка не бела - Белой даже не была. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. Идет козел с косой козой, Идет козел с босой козой, Идет козa с косым козлом, Идет козa с босым козлом.
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже. Буквы
- это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова. Список всех букв - это просто алфавит Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности: Алфавит русского языка: Всего в русском алфавите используется: - 21 буква для обозначения согласных;
- 10 букв - гласных;
- и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [йу]. Что такое фонетический разбор?Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением. Фонетическая транскрипцияДля звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется: - чёрный -> [ч"о́рный"]
- яблоко -> [йа́блака]
- якорь -> [йа́кар"]
- ёлка -> [йо́лка]
- солнце -> [со́нцэ]
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы). - фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – ;
- мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] - апострофом;
- ударный [´] - ударением;
- в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] - гравис (в школьной программе не практикуется);
- буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
- для удвоенных согласных применяется [:] - знак долготы произнесения звука.
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем. Как сделать фонетический разбор слова?Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема: - Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
- Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
- Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
- Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
- В транскрипции разберите слово по звукам.
- Напишите буквы из фразы в столбик.
- Напротив каждой буквы квадратных скобках укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
- Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
- для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
- в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
- В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.
Данная схема практикуется в школьной программе. Пример фонетического разбора словаВот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй. Звуковая характеристика букв: я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] - гласн., безударныйв [в] - согл., парный твердый, парный зв.л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] - гласн., ударныйн [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] - гласн., безударный [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] - гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука. Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе. Фонетика и звуки в русском языкеКакие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным. Сколько в русской живой речи звуков? Правильный ответ 42. Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным? Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости: - [б] - бодрый и [б’] - белка;
- или [д]-[д’]: домашний - делать.
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом. Гласные звуки в словах русского языкаГласные звуки
в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем. Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные. Сколько гласных звуков в русской фонетике? В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются.
Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение. Фонетика: характеристика ударных гласныхГлавная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией.
Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
- Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
- Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку
ку
ру
за, дощечку
, у
чу
сь, у
лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]
. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у
´сл’и], ключ [кл’у
´ч’] и тд. Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´
т’ик], колокольчик [калако´
л’ч’ык], молоко [малако´
], восемь [во´
с’им’], поисковая [паиско´
вайа], говор [го´
вар], осень [о´
с’ин’]. Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о
], патио [па"тио
], радио [ра"дио
], боа [бо
а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.
Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]:
тёрн [т’о´
рн], костёр [кас’т’о´
р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языкаСделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число): - Я дома [йа до
"ма].
- Новые дома [но"выэ да
ма"].
В безударном положении
гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается: - горы - гора = [го
"ры] - [га
ра"];
- он - онлайн = [о
"н] - [а
нла"йн]
- свиде
те
льница = [св’ид’э
"т’и
л’н’ица].
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией.
Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука. Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения: - в первую очередь относительно ударного слога;
- в абсолютном начале или конце слова;
- в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
- од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.
Так, различается 1-ая степень редукции
. Ей подвергаются: - гласные в первом предударном слоге;
- неприкрытый слог в самом начале;
- повторяющиеся гласные.
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий]. (неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог) - впе-ре
-ди [фп’ир’и
д’и´];
- е
-сте-стве-нно [йи
с’т’э´с’т’в’ин:а];
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени». - поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
- моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
- ласточка [ла´-ста
-ч’ка
];
- керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова): - чашечка;
- богиня;
- с песнями;
- перемена.
Звуко буквенный разбор: йотированные звукиФонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:◊ Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа]
в случаях, когда находятся: - В начале слова «Ё» и «Ю»
всегда:
- - ёжиться [йо´
жыц:а], ёлочный [йо´
лач’ный], ёжик [йо´
жык], ёмкость [йо´
мкаст’];
- - ювелир [йув
’ил’и´р], юла [йу
ла´], юбка [йу´
пка], Юпитер [йу
п’и´т’ир], юркость [йу
´ркас’т’];
- в начале слова «Е» и «Я»
только под ударением*:
- - ель [йэ´
л’], езжу [йэ´
ж:у], егерь [йэ´
г’ир’], евнух [йэ´
внух];
- - яхта [йа´
хта], якорь [йа´
кар’], яки [йа´
ки], яблоко [йа´
блака];
- (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
- в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю»
всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
- - приё
мник [пр’ийо´мн’ик], поё
т [пайо´т], клюё
т [кл’уйо
´т];
- -аю
рведа [айу
р’в’э´да], пою
т [пайу
´т], тают [та´йу
т], каюта [кайу
´та],
- после разделительного твердого «Ъ»
знака «Ё» и «Ю»
- всегда, а«Е» и «Я»
только под ударением или в абсолютном конце слова: - объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу
"та´нт]
- после разделительного мягкого «Ь»
знака «Ё» и «Ю»
- всегда, а «Е» и «Я»
под ударением или в абсолютном конце слова: - интервью [интырв’йу´
], деревья [д’ир’э´в’йа
], друзья [друз’йа´
], братья [бра´т’йа
], обезьяна [аб’из’йа´
на], вьюга [в’йу´
га], семья [с’эм’йа´
]
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах. ◊ Безударные гласные
«Е» и «Я»
обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
- в самом начале слова:
- - единение [йи
д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
- - январский [йи
нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
- (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэ
врап’ио´иднайа], Евгений [йэ]
вге´ний, европеец [йэ
врап’э´йиц], епархия [йэ]
па´рхия и тп).
- сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
- своевременно [свайи
вр’э´м’ина], поезда [пайи
зда´], поедим [пайи
д’и´м], наезжать [найи
ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йи
ц], учащиеся [уч’а´щ’ийи
с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийи
м’и], суета [суйи
та´],
- лаять [ла´йи
т’], маятник [ма´йи
тн’ик], заяц [за´йи
ц], пояс [по´йи
с], заявить [зайи
в’и´т’], проявлю [прайи
в’л’у´]
- после разделительного твердого «Ъ»
или мягкого «Ь»
знака: - пьянит [п’йи
н’и´т], изъявить [изйи
в’и´т’], объявление [абйи
вл’э´н’ийэ], съедобный [сйи
до´бный].
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии. Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа
´рмарка], но яйцо [йи
йцо´]. Важно:
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: - соловьи [салав’йи´
], на курьих ножках [на ку´р’йи’
х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи
], нет семьи [с’им’йи´
], судьи [су´д’йи
], ничьи [н’ич’йи´
], ручьи [руч’йи´
], лисьи [ли´с’йи
]. Но: Гласная «О»
после мягкого знака «Ь»
транскрибируется как апостроф мягкости [’]
предшествующего согласного и [О]
, хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо
н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо
н, шампиньо
н, шиньо
н, компаньо
н, медальо
н, батальо
н, гильо
тина, карманьо
ла, миньо
н и прочие. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звукПо правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда: - звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е»
находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц.
Тогда они обозначают фонемы:
- ё - [о],
- е - [э],
- ю - [у].
Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´
лтый], шёлк [шо´
лк], целый [цэ´
лый], рецепт [р’ицэ´
пт], жемчуг [жэ´
мч’ук], шесть [шэ´
ст’], шершень [шэ´
ршэн’], парашют [парашу´
т]; - Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё»
и «И»
обозначают мягкость предшествующего согласного [’]
. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции
они образуют один гласный звук:
- ё – [о]:
путёвка [пут’о´
фка], лёгкий [л’о´
хк’ий], опёнок [ап’о´
нак], актёр [акт’о´
р], ребёнок [р’иб’о´
нак];
- е – [э]:
тюлень [т’ул’э´
н’], зеркало [з’э´
ркала], умнее [умн’э´
йэ], конвейер [канв’э´
йир];
- я – [а]:
котята [кат’а´
та], мягко [м’а´
хка], клятва [кл’а´
тва], взял [вз’а´
л], тюфяк [т’у ф’а´
к], лебяжий [л’иб’а´
жый];
- ю – [у]:
клюв [кл’у´
ф], людям [л’у´
д’ам ], шлюз [шл’у´
с], тюль [т’у´
л’], костюм [кас’т’у´
м].
- Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´
л’], бретелька [бр’итэ´
л’ка], тест [тэ´
ст], теннис [тэ´
н:ис], кафе [кафэ´
], пюре [п’урэ´
], амбре [амбрэ´
], дельта [дэ´
л’та], тендер [тэ´
ндэр], шедевр [шэдэ´
вр], планшет [планшэ´
т].
- Внимание! После мягких согласных в предударных слогах
гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и]
(искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: - зе
рно [з’и
рно´], зе
мля [з’и
мл’а´], ве
сёлый [в’и
с’о´лый], зве
нит [з’в’и
н’и´т], ле
сной [л’и
сно´й], ме
телица [м’и
т’е´л’ица], пе
ро [п’и
ро´], прине
сла [пр’ин’и
сла´], вя
зать [в’и
за´т’], ля
гать [л’и
га´т’], пя
тёрка [п’и
т’о´рка]
Фонетический разбор: согласные звуки русского языкаСогласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость. Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква.
Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков
больше, а именно - 36. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?В нашем языке согласные бывают: - твердые - мягкие
и образуют соответствующие пары:
- [б] - [б’]: б
анан - б
елка,
- [в] - [в’]: в
ысота - в
ьюн,
- [г] - [г’]: г
ород - г
ерцог,
- [д] - [д’]: д
ача - д
ельфин,
- [з] - [з’]: з
вон - з
ефир,
- [к] - [к’]: к
онфета - к
енгуру,
- [л] - [л’]: л
одка - л
юкс,
- [м] - [м’]: м
агия - м
ечты,
- [н] - [н’]: н
овый - н
ектар,
- [п] - [п’]: п
альма- п
ёсик,
- [р] - [р’]: р
омашка - р
яд,
- [с] - [с’]: с
увенир - с
юрприз,
- [т] - [т’]: т
учка - т
юльпан,
- [ф] - [ф’]: ф
лаг - ф
евраль,
- [х] - [х’]: х
орек - х
ищник.
- Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
- звуки [ж], [ц], [ш]
- всегда твердые (ж
изнь, ц
икл, мыш
ь);
- [ч’], [щ’]
и [й’]
- всегда мягкие (доч
ка, чащ
е, твоей
).
- Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’]
в нашем языке называются шипящими.
Согласный может быть звонким - глухим
, а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции. - Сонорные (л, м, н, р, й) - самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л
ев, р
ай
, н
ол
ь.
- Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум - значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з
ав
од
, б
люд
о, ж
из
нь.
- При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст
опк
а, ф
ишк
а, к
ост
юм, ц
ирк, заш
ить.
Примечание:
В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании. Подсказка:
Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой. Подсказка:
Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных. Позиционные изменения согласных звуков в русском языкеСогласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией. Позиционное оглушение/озвончениеВ определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой: - в абсолютном конце фонетического слова: но ж
[но´ш
], снег
[с’н’э´к
], огород
[агаро´т
], клуб
[клу´п
];
- перед глухими согласными: незабудк
а [н’изабу´т
ка], обх
ватить [апх
ват’и´т’], вт
орник [фт
о´рн’ик], трубк
а [трупк
а].
- делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] - [в’], [л] - [л’], [м] - [м’], [н] - [н’], [р] - [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз
битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с]. При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в]. По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.
Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш
умный [б’иш:
у´мный].
При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий]. Мягкие согласные в русском языкеВ схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’]. - Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
- мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
- [щ’], [ч’] и [й]
по умолчанию только мягкие;
- всегда смягчается звук [н]
перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з
’ийа], рецензия [р’ицеэн’з
’ийа], пенсия [пэн’с’
ийа], ве[н’з’]
ель, лице́[н’з’]
ия, ка[н’д’]
идат, ба[н’д’]
ит, и[н’д’]
ивид, бло[н’д’]
ин, стипе[н’д’]
ия, ба[н’т’]
ик, ви[н’т’]
ик, зо[н’т’]
ик, ве[н’т’]
илъ, а[н’т’]
ичный, ко[н’т’]
екст, ремо[н’т’]
ировать;
- буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканч
ик [стака′н’ч’ик], сменщ
ик [см’э′н’щ’ик], понч
ик [по′н’ч’ик], каменщ
ик [кам’э′н’щ’ик], бульварщ
ина [бул’ва′р’щ’ина], борщ
[бо′р’щ’];
- часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст
енка [с’т’э′нка], жизнь
[жыз’н’], зд
есь [з’д’эс’];
- чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;
Примечание:
буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разбореЧтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т]
или [з-с]
перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным. - Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезж
ий [пр’ийэ´жж
ий], восш
ествие [вашш
э´ств’ийэ], изж
елта [и´жж
элта], сж
алиться [жж
а´л’иц:а].
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:]. - Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж»
, произносятся как двойной твердый согласный [ж:]
, а «сш» – «зш»
- как [ш:]
: сжали, сшить, без шины, влезший.
- Сочетания «зж»
, «жж»
внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:]
: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
- Сочетания «сч»
, «зч»
на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:]
: счет [щ’:
о´т], переписчик, заказчик.
- На стыке предлога со следующим словом на месте «сч»
, «зч»
транскрибируется как [щ’ч’]
: без числа [б’эщ’ ч’
исла´], с чем-то [щ’ч’
э′мта].
- При звуко буквенном разборе сочетания «тч»
, «дч»
на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:]
: лётчик [л’о´ч’:
ик], молодч
ик [мало´ч’:
ик], отч
ёт [ач’:
о´т].
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования- сч → [щ’:]
: счастье [щ’:
а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’:
а´н’ик], разносчик [разно´щ’:
ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
- зч → [щ’:]
: резчик [р’э´щ’:
ик], грузчик [гру´щ’:
ик], рассказчик [раска´щ’:
ик];
- жч → [щ’:]
: перебежчик [п’ир’ибе´ щ’:
ик], мужчина [мущ’:
и´на];
- шч → [щ’:]
: веснушчатый [в’исну′щ’:
итый];
- стч → [щ’:]
: жёстче [жо´щ’:
э], хлёстче, оснастчик;
- здч → [щ’:]
: объездчик [абйэ´щ’:
ик], бороздчатый [баро´щ’:
итый];
- сщ → [щ’:]
: расщепить [ращ’:
ип’и′т’], расщедрился [ращ’:
э′др’илс’а];
- тщ → [ч’щ’]
: отщепить [ач’щ’
ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’
о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’
этна], тщательно [ч’щ’
ат’эл’на];
- тч → [ч’:]
: отчет [ач’:
о′т], отчизна [ач’:
и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’:
и′тый];
- дч → [ч’:]
: подчёркивать [пач’:
о′рк’иват’], падчерица [пач’:
ир’ица];
- сж → [ж:]
: сжать [ж:
а´т’];
- зж → [ж:]
: изжить [иж:
ы´т’], розжиг [ро´ж:
ык], уезжать [уйиж:
а´т’];
- сш → [ш:]
: принёсший [пр’ин’о′ш:
ый], расшитый [раш:
ы´тый];
- зш → [ш:]
: низший [н’иш:
ы′й]
- чт → [шт]
, в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт]
: чтобы [шт
о′бы], не за что [н’э′ зашт
а], что-нибудь [шт
о н’ибут’], кое-что;
- чт → [ч’т]
в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’т
а´т’ил’], почта [по´ч’т
а], предпочтение [пр’итпач’т
’э´н’ийэ] и тп;
- чн → [шн]
в словах-исключениях: конечно [кан’э´шн
а′], скучно [ску´шн
а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
- чн → [ч’н]
- буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’н
ый], дачный [да´ч’н
ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’н
ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
- !жд → на месте буквенного сочетания «жд»
допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’]
либо [шт’]
в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языкаВо время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв. В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся: - «Т»
- в сочетаниях:
- стн → [сн]
: местн
ый [м’э´сн
ый], тростник [трас’н
’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестн
ица, честн
ый, известн
ый, радостн
ый, грустн
ый, участн
ик, вестн
ик, ненастн
ый, яростн
ый и прочих;
- стл → [сл]
: счастл
ивый [щ’:асл
’и´вый"], счастл
ивчик, совестл
ивый, хвастл
ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
- нтск → [нск]
: гигантск
ий [г’ига´нск
’ий], агентск
ий, президентск
ий;
- стьс → [с:]
: шестьс
от [шэс:
о´т], взъестьс
я [взйэ´с:
а], клястьс
я [кл’а´с:
а];
- стс → [с:]
: туристс
кий [тур’и´с:
к’ий], максималистс
кий [макс’имал’и´с:
к’ий], расистс
кий [рас’и´с:
к’ий], бестс
еллер, пропагандистс
кий, экспрессионистс
кий, индуистс
кий, карьеристс
кий;
- нтг → [нг]
: рентг
ен [р’энг
’э´н];
- «–тся», «–ться» → [ц:]
в глагольных окончаниях: улыбаться
[улыба´ц:
а], мыться
[мы´ц:
а], смотрится
, сгодится
, поклониться
, бриться
, годится
;
- тс → [ц]
у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детс
кий [д’э´ц
к’ий], братс
кий [бра´ц
кий];
- тс → [ц:] / [цс]
: спортс
мен [спарц:
м’э´н], отс
ылать [ацс
ыла´т’];
- тц → [ц:]
на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братц
а [бра´ц:
а], отц
епить [ац:
ып’и´т’], к отц
у [к ац:
у´];
- «Д»
- при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
- здн → [зн]
: поздн
ий [по´з’н’
ий], звёздн
ый [з’в’о´зн
ый], праздн
ик [пра′з’н
’ик], безвозмездн
ый [б’извазм’э′зн
ый];
- ндш → [нш]
: мундш
тук [мунш
ту´к], ландш
афт [ланш
а´фт];
- ндск → [нск]
: голландск
ий [гала´нск
’ий], таиландск
ий [таила´нск
’ий], нормандск
ий [нарма´нск
’ий];
- здц → [сц]
: под уздц
ы [пад усц
ы´];
- ндц → [нц]
: голландц
ы [гала´нц
ы];
- рдц → [рц]
: сердц
е [с’э´рц
э], сердц
евина [с’ирц
ыв’и´на];
- рдч → [рч"]
: сердч
ишко [с’эрч
’и´шка];
- дц → [ц:]
на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подц
епить [пац:
ып’и´т’], двадц
ать [два´ц:
ыт’];
- дс → [ц]
: заводс
кой [завац
ко´й], родс
тво [рац
тво´], средс
тво [ср’э´ц
тва], Кисловодс
к [к’иславо´ц
к];
- «Л»
- в сочетаниях:
- лнц → [нц]
: солнц
е [со´нц
э], солнц
естояние;
- «В»
- в сочетаниях:
- вств → [ств]
буквенный разбор слов: здравств
уйте [здра´ств
уйт’э], чувств
о [ч’у´ств
а], чувств
енность [ч’у´ств
’инас’т’], баловств
о [баластв
о´], девств
енный [д’э´ств
’ин:ый].
Примечание:
В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка. - Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
- Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г. Использованная литература: - Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
- Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
- Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
- Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
- Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
// Скороговорки [Р]
- Адмирал дев отбирал, обмерял и обмирал.
- Барбитураты Барби брала брутто, бурбон Барби брала бурно.
- Баркас приехал в порт Мадрас, матрос принес на борт матрас, в порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.
- Бегают две курицы прямо по улице.
- Белорылая, тупорылая свинья полдвора рылом изрыла, подрыла, вырыла. На то ей и рыло, чтобы она им рыла.
- Белочка прыгнула в форточку, оставила на полочке корочку.
- Болгар моргал болгарке.
- Бранденбургские рододендроны из дендрария.
- Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
- Бурундук грызет фундук, фундук грызет бурундук.
- Была у Фрола, на Лавра Фролу наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
- В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
- Валерик съел вареник, а Валюшка вартушку.
- Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
- Варя варит, Жора жарит, Петя песенки поет.
- Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
- Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
- Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
- Верушка с вертушкой, Варюшка с ватрушкой, Гаврюшка с гармошкой, Петюшка с петрушкой.
- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
- В карете корнет в лорнете играл на кларнете.
- В нашей покупке - Крупы и крупки.
- В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров.
- В огороде рос горох, а за речкой гречка.
- В огороде старика редька рыросла крепка.
- В озере – карп, а в море краб.
- Возле леса на пригорке стоят тридцать три Егорки. Из-за леса, из-за горки едут к ним еще Егорки.
- Во мраке раки шуршат в драке.
- Ворон рвал во вру ревено, рвал проворно целый день.
- Вороны друг другу дарили подарки – вороны дары подбирали на свалке.
- Воротилась Варвара из города и привезла новостей с три короба.
- В печурке три чурки, три гуся, три утки.
- В получетверине гороха – нет и получетверика чревоточенки.
- В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
- В реке большая драка – поссорились два рака.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Вставай, Архип, петух охрип.
- В хлеву у Фроси хрипло хрюкает Хавронья.
- В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа, четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто и четко.
- Выдра и ондатра делили ведра. Ведро – выдре, ведро – ондатре, ведро – выдре, ведро – ондатре.
- Выдра тверда, одна ондатра годна.
- Выфрезеровывающийся.
- Вяжет Мише бабушка тепленькие варежки, чтобы греть ладошки Мишутке-крошке.
- Герои-греки поворотили реки, перевернули горы. У Пифагора горе.
- Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.
- Говорили бабы про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
- Гогочут гуси у луга, громко грачи галдят, голуби нежно воркуют, грифы строго глядят.
- Гонец с галер сгорел.
- Горбун поперхнулся горбушкой.
- Грач сгоряча осерчал на грача.
- Гроза грозна, грозна гроза.
- Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.
- Гром гремел и грохотал.
- Громко порох грохнул, Прохор в страхе охнул.
- Гром по горам прокатился, комар с дуба свалился.
- Грузовик вез в кузове груз арбузов. В грозу от груза арбузов развалился кузов.
- Груша-девочка мала, грушу-дерево трясла. С груши груши градом, Груша грушам рада.
- Губ блеск. Вдруг треск. Рук всплеск.
- Дали карапузу кукурузу, а карапуз просил арбуз.
- Дал Макару Роман карамель, а Макар Роману – карандаш.
- Две горлинки в горенке курлыкали: курлы-курлы-курлы.
- Добр бобр до бобрят.
- Добры бобры идут в боры.
- До города – дорога в гору, от города – с горы.
- Дорожка торная, местами косогорная.
- Дробью по перепелам да по тетеревам.
- Дроворубы рубили дубы и буки.
- Дрозд прост – упорный хвост, проворный нос.
- Дуб в сугробе греет ноги, снега много на дороге.
- Егор шел через двор. Нес Егор с собой топор. Егор шел чинить забор.
- Ехал Грека через реку, видит Грека в реке – рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!
- Жили-были раки, раки-забияки. Жили раки шумно, затевали драки.
- Жри ржаной корж, рожа.
- Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Кондрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
- За поселком у проселка в поле пела перепелка. Перепел прилетел перепелку перепел.
- Захар сахар запасал, закрома им заполнял. Захаровы закрома засахарены сполна.
- Зеленая береза стоит в лесу, Зоя под березой поймала стрекозу.
- Зубр к зебре брел с веткой вербы.
- Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, а брат Игнат бородат.
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи, от груза арбузов развалился кузов.
- Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкупки.
- Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.
- Кавалеры к королеве приплывали в каравелле.
- Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.
- Камер-юнкер юркнул в бункер.
- Карасик красит кораллы краской.
- Карась, в лаз не лазь. Застрял в лазе карась.
- Карл клал лук в ларь, Клара крала лук из ларя.
- Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
- Карп Поликарпыч и Поликарп Карпыч подкармливали карпов.
- Кашевар кашу варил, переваривал, да недоваривал
- Кирюша-Кирилл огород долго мерил. Мерил, мерил, перестал, лег под деревом – устал.
- Клара-краля кралась к Ларе.
- Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб!
- Красный нос у деда, нос красный у сына, красная астра у бабы в красном стакане, на белом барабане.
- Крендель для матрешки, клоуну лепешки, пряники для мишки, заиньке коврижки.
- Кричал Архип, Архип охрип, не надо Архипу кричать до хрипу.
- Крот-агроном разрыхлял грядку граблями.
- Крот-проныра запросто проник в парник.
- Крута гора, в горе дыра, в дыре кротовая нора.
- Кукушка подружка, воробышек шурин.
- Курил турка трубку, клевала курка крупку.
- Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
- Ландыши наш Лавр рвал, Ларе ландыши давал. Лара ландыши брала, рада ландышам была.
- Летела гагара над амбаром, а в амбаре сидела другая гагара.
- Летели три вороны – черны, пестроголовы.
- Летят три пичужки через три пусты избушки.
- Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
- Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
- Марки, маркер и морковь у Макара в кармане.
- Многообразие однообразия не хуже однообразия многообразия.
- Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку, но не лезет корка в норку: велика для норки корка.
- На бревнышке перышко, под перышком бревнышко.
- На воротах сорока, на заборе ворона, на дороге воробей.
- На горе Арарат растет крупный виноград.
- На горе Арарат рвала Варвара виноград.
- На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
- На грядке у пряхи растут гречка и просо.
- На дворе дрова, на дровах братва, у братвы трава.
- На дворе-подворье погода размокропогодилась.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- На Ерему напала дрема, от дремы задремал Ерема.
- Накроши в окрошку картошки и горошку.
- На лугу под горкой лежал сырок с красивой красной коркой. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
- На реке Роман поймал руками рака.
- На рынке Кирилл кружку-крынку купил.
- На ура у гуру инаугурация прошла.
- Не городите огород в пригороде – не выгородитесь!
- Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.
- Недопереквалифицировавшийся.
- Не коси косой дрова, для косы растет трава.
- Не прибирает Домна дом, у Домны дома все вверх дном.
- Не пустили демонстранта в транспорт с транспарантом.
- Нравы мавров варварские.
- Огорченная сорока возвращается с урока. Весь урок болтала с сойкой и домой вернулась с двойкой.
- Опрометчивый простак просто так попал впросак.
- Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
- Осип орет, Архип не отстает – кто кого переорет. Осип охрип, Архип осип.
- Откуда на просеке просо? Просыпали просо здесь просто. Про просо просянки прознали. Без спроса все просо склевали.
- Ох, как сыро, сыро, сыро от росы, росы, росы.
- Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
- Петр первый пошел погулять, поймал перепелку пошел продавать.
- Петр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
- Петр Петру пек пироги, Петр Петру пироги пек.
- Под гармошечку трехрядку Прошка бросился в присядку.
- Под горой бугор, на бугре Егор, у Егора кол, на колу колокол.
- Подобрей подобру-поздорову.
- Полпогреба репы, полколпака гороху.
- По осинке росинки засверкали утром перламутром.
- По ремешку, по бревешку боком проведу кобылку.
- После росы росли розы.
- Посоли и поперчи, да попробуй не пересолить да не переперчить.
- Потея на жаре, я не жирею. Я жирею, себя жалея.
- Пошел кочан на стрижку, обстригся в кочерыжку.
- Привез Пров Егору во двор дров гору.
- Пришел Прокоп - кипит укроп. Ушел Прокоп - кипит укроп. Укроп кипит как при Прокопе, так и не при Прокопе.
- Проворонила ворона вороненка.
- Провравшийся – что проворовавшийся.
- Променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят. Побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
- Прораб отрапортовал, что пропали полипропилен, пенополиуретан и поливинилхлорид.
- Проросли ростки повыросли, да ростом ростки не выросли. Проросли ростки повыросли, ростом ростки равхвастались.
- Прорубь рубили – рыбку ловили.
- Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.
- Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
- Пташка под потолком порхала, порхала и выпорхнула.
- Пуст бредень в пруду, с бреднем из пруда не выбрести.
- Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.
- Раз дрова, два дрова, три дрова.
- Разминали кони ноги – неслись аллюром по дороге.
- Рака в руку не бери – рака другу подари.
- Рак в реке рюкзак отрыл.
- Рапортовал, да не дорапортовал. А стал дорапортовывать, зарапортовался.
- Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
- «Расскажите про покупку!» «Про какую про покупку?» «Про покупку, про покупку, про покупочку свою!».
- Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
- Речистый парень не плечист, плечистый парень не речист.
- Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.
- Роет землю серый крот, разоряет огород.
- Рома Маше нарвал ромашек.
- Ронял Ролан лорнет на рояль.
- Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
- Рыбы в проруби – пруд пруди.
- Свинья тупорыла весь двор перерыла, срыла полрыла, до норы не дорыла.
- Своего рода роды урода.
- Скороговорка о сковородке и скороварке.
- Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
- Солил Терентий грибочки – сразу тридцать три бочки. Съел Терентий грибочки – сразу тридцать три бочки.
- Сорока за строчкою строчка строчит сорочатам сорочки.
- Сорока тараторила, тараторила, с вороной спорила.
- Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отгоняли сорок, сорок орлов напугали ворон, сорок коров разонали орлов.
- Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек строчат.
- С природой не спорят, погоды не просят.
- Старик спросил старуху: "Сколько стоит стог старого сена?" Старуха сказала старику: "Стог старого сена стоит сто рублей.".
- Старый лис любит рис.
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот. И никто не разберет, где ворота, а где рот.
- Суровый суворовец Суворов сурово сверлил сверлом сырую стену суворовского училища.
- Сшила Шура шикарную шубу.
- Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
- Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
- Сыворотка из-под простокваши.
- Тимошка Трошке крошит в окрошку укроп и крошки.
- Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.
- То ли Боря приобрел для Толи рулон толя, то ли Толя приобрел для Бори рулон толя.
- Топор стучит – дрова колю, пила звенит – дрова пилю. Чем больше слов – тем больше дров.
- Топоры остры до поры, до поры остры топоры.
- Три вороны на воротах, три сороки на заборе.
- Тридцать третья артиллерийская бригада.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Тридцать три трактора в ряд тараторят, тарахтят.
- Три по полтопора – полтора топора.
- Троглодит проглотил крокодила.
- У Андрея и Арины растут георгины.
- У барана рога кручены-перекручены, верчены-переверчены.
- У боярина бобра нет богатства, нет добра. Два бобренка у бобра лучше всякого добра.
- У Егора огород, там есть редька и горох. Рядом огород Федоры – там на грядке помидоры.
- У Ивашки рубашка, на рубашке кармашки.
- У Кондрата куртка коротковата.
- У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
- У Петруши в супчике лаврушка, у Лавруши в супчике петрушка.
- У Прошки с плошкой оплошка – плошку потерял Прошка.
- Упрощение прошения о прощении как украшение.
- У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
- Уронил Ролан лорнет на рояль.
- Усядемся на пригорде да расскажем скороговорки.
- У Тамары-тараторки тридцать три скороговорки.
- Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
- У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика торчат.
- У тропинки, у тропы за ночь выросли грибы.
- У четырех черепашек по четыре черепашонка.
- Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
- Фрол у Флоры украл фарфор.
- Хитрую сороку поймать – морока, а сорок сорок – сорок морок.
- Ходит грач с грачихой черной в огороде на гряде.
- Ходит перепел между перепелками со своими перепелятами.
- Хорош пирожок – внутри творожок.
- Хоть щука и востра, да не съест ерша с хвоста. На ерша хороша верша.
- Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
- Цветок к земле прицепился корнями, цыпленок клювиком к курице маме.
- Цыплята просят проса. Цыплятам на подносе выносит просо Фрося. Все косы Фроси в просе.
- Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой, шишечка с дырочкой, в дырочку пар идет. Пар идет в дырочку, дырочка в шишечке, шишечка на крышечке, крышечка на чайничке, в чайничке чай.
- Через рвы, через горбочки шли мы в рощу по грибочки.
- Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход. В дымоходе чернота, отыщите там кота!
- Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
- Что сто штук брюк на крюк, что вместе взвесьте двести брючин.
- Шесть тараканов с крошкой прошлись по ложке с плошкой.
- Шли сорок мышей, несли по сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
- Шли три Назара, встали у базара, говорили про Прокопа, про Прокопиху и про маленьких Прокопиных Прокопят.
- Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.
- Шустри, а то пошерстят.
|