Главная - Витале Джо
Методики по организации исследовательской деятельности студентов спо. Развитие профессиональных компетенций у студентов при организации проектно-исследовательской деятельности. Логические методы: анализ; сравнение; индукция; дедукция; абстрагирование; мо

Обучение и воспитание требуют от преподавателя организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности двух взаимосвязанных про­цессов. Преподаватель организует воспи­тание и обучение, создает определенные условия, в которых деятельность обучающихся приветствуется ими и поддерживается, и в итоге целенаправленно развивает социально-ориентированные элементы индивидуальности студента, в которых заинтересован современный работодатель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности

Котова Наталья Ивановна, преподаватель, ОБПОУ «Курский монтажный техникум», город Курск

В системе профессиональных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС СПО необходимо развивать инновационные подходы к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов . На современном этапе развития образования , в рабочей программе профессионального модуля сформированы критерии компетентного определения ее эффективности и соответствия современным требованиям, которые предъявляются к уровню профессионально- личностного развития студентов.

С целью овладения основными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающимися используются учебно-исследовательская и проектная деятельность, которые обеспечивают продуктивное личностно-профессиональное развитие и саморазвитие студента, формирует его мастерство и творчество для достижения качественных результатов и закрепляется на производстве при прохождении производственных практик.

Актуальным направлением в обучении студентов является подготовка квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда. С овременные требования к специалистам предполагают развитие у студентов стойкого познавательного интереса, развитие аналитического и творческого мышления, которые являются неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности. В ОБПОУ «Курский монтажный техникум» одним из направлений в образовательном процессе является создание условий для формирования у студентов личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях. Средством достижения поставленной цели является научно-исследовательская и проектная деятельность студентов.

Система образования переходит на инновационный путь развития и обновления содержания среднего специального образования студентов с повышенными требованиями к качеству обучения. В нашем техникуме используются различные информационные технологии. Студентами осваиваются новые компьютерные программы для конструирования инженерных сетей, для необходимых расчетов и подбора оборудования, составляются сметы с помощью программы Гранд-Смета. Студенты с интересом используют информационные технологии, находят много нового и интересного в интернет - ресурсах, обмениваются информацией между собой и преподавателями. Тем самым происходит совершенствование и повышение профессионального уровня развития обучения и освоение обучающимися соответствующих профессиональных компетенций: -конструирование элементов инженерных коммуникационных систем; - выполнение основ расчета инженерных коммуникационных систем; - составление спецификации материалов и оборудования инженерных коммуникационных систем.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, которые разрабатываются обучающимися под контролем преподавателя и имеют практическое значение. Главная цель организации проектной деятельности - развитие у обучающихся глубокого, устойчивого интереса к проектированию на основе широкой познавательной активности. В достижении этой цели можно выделить такие тактические задачи, как мотивация учебной деятельности, развитие познавательной самостоятельности, формирование и развитие творческих способностей, усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности, формирование опыта самообразования и так далее.

Основными задачами учебно-исследовательской работы студентов техникума являются:

Формирование интереса к научному творчеству;

Изучение методов и способов самостоятельного решения научно-исследовательских задач и навыков работы в научных коллективах;

Развитие творческого мышления и самостоятельности;

Углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний.

Успех учебно-исследовательской работы студентов определяется актуальностью их работ и глубиной исследования. Во внеурочное время научно-исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в работе предметных кружков, оформлении стендов с подключением работающего оборудования, конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, где каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. Это является очень полезным результатом, так как, анализируя свою работу и познакомившись с работой другого, студент может увидеть недостатки своей работы и определить для себя свои сильные и слабые стороны. Каждый участник может почерпнуть новые оригинальные идеи. Включается своеобразный механизм, когда появляется много новых захватывающих идей. Научно-практические конференции предполагают не только теоретические научные доклады, но и пути решения практических задач.

Таким образом, научно-исследовательская работа для обучающихся является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает использовать приобретённые теоретические знания в своих проектах, так или иначе связанных с практической деятельностью. Освоив профессиональные компетенции по профессиональному модулю, и закрепив их на производственной практике, студент Курского монтажного техникума выступает с докладом на конференции, где освещает полученный опыт на производстве перед студентами, которые проходили производственную практику на других предприятиях и перед студентами, которые готовятся пойти на практику в будущем. Научно-исследовательская работа помогает каждому студенту среднего специального образования найти занятие по душе и участвовать в ней для наиболее гармоничного и глубокого образования.

Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который умеет самостоятельно думать и решать проблемы, обладает критическим и творческим мышлением, владеет практическим опытом и навыками профессиональных знаний, грамотно работает с информацией, является коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, умеет работать в команде. Для формирования данных качеств у студента большую роль играет организация научно-исследовательской или учебно-исследовательской деятельности в нашем Курском монтажном техникуме.

Список литературы

1. И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений -- М.: Издательский центр "Академия", 2010. -- 160 с.

2. Ж. Г. Иванова. Организация исследовательской работы студентов // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). -- М.: Буки-Веди, 2012. -- С. 224-226.

3. В.И. Кругов и др. Основы научных исследований. - М.: Высшая школа, 1989. - 400 с.

4. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2011. - 432 с.

5. Ревко-Линардато П.С. Методы научных исследований: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 55 с.


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа профессионального дополнительного образования

«Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» (Организация исследовательского обучения).

Объем – 72 часа.

Москва 2008

Аннотация

₋ представления об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую деятельность учащихся (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др);

₋ представления о существующих в России и в мире исследовательских конференциях и конкурсах, применяемых на них критериальных системах оценки исследовательских работ учащихся, методике подготовки учащихся к участию в конференциях разной направленности;

₋ основные принципы экспертизы исследовательской деятельности – на уровнях ученических исследовательских работ; организации исследовательского процесса.

2.4. Востребованность специалистов, прошедших повышение квалификации по данной программе.

Слушатели, освоивших программу, востребованы в учреждениях дополнительного образования детей, блоках дополнительного образования общеобразовательных учреждений, лицеях, гимназиях, региональных инновационных сетях по развитию исследовательской деятельности учащихся. Данная программа ориентирована на повышение квалификации педагогов (педагогов дополнительного образования детей, учителей, научных работников и др.), непосредственно занимающихся с детьми учебно-исследовательской работой, а также методистов, управленческих кадров, организующих учебно-исследовательскую деятельность обучающихся. С этой целью представлено два учебно-тематических плана для названных категорий педагогических работников.

2.5. Итоговый контроль.

Итоговый контроль проводится в форме защиты курсовых работ - педагогических проектов, выстраиваемых на основе реальной практики каждого слушателя и направленных на проектирование в рамках этой практики элементов исследовательского обучения.

Типы курсовых работ слушателей и их основные разделы:

1. Программа элективного курса

Учебно-тематический план,

Поурочное планирование,

Список литературы

2. Программа дополнительного образования

Паспорт программы,

Пояснительная записка,

Организация образовательного процесса,

Учебно-тематический план,

Методическое обеспечение,

Условия реализации,

Список литературы (отдельно для учащихся и педагогов),

Ожидаемые результаты и критерии их оценки.

3. Методическое пособие

Методика организации исследовательской работы по определенной теме,

Примеры дидактических материалов,

Список тем исследовательских работ,

Список литературы.

4. Концепция

Область управленческой деятельности (учебно-воспитательная работа, психологическая служба, мониторинг качества образования и др.),

Пояснительная записка,

Годовой план работы,

Ожидаемые результаты и способы их фиксации,

Список литературы.

5. Исследовательская разработка

Постановка проблемы,

Гипотеза исследования, экспериментальные исследования и их анализ,

Результаты и выводы.

3. Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

К-во часов

Из них прак

Введение в педагогику исследовательской деятельности учащихся

Исследовательская деятельность учащихся как способ построения развивающего обучения, деятельностного содержания образования

Исследовательская деятельность учащихся как дидактическая система. Реализация дополнительного образования средствами исследовательской деятельности

Параметры профессионализма руководителя исследовательской деятельности учащихся

Постановка задачи на разработку темы курсовой работы слушателя курсов

Теория и методология исследовательской деятельности учащихся

История развития проектного и исследовательского обучения, современное состояние исследовательской деятельности в Москве и России

Теоретическая база исследовательского обучения. Элементы исследовательского обучения

Модель исследовательской деятельности (исследовательского обучения): 1) понятийная система; 2) содержание; 3) средства и формы; 4) результаты

Нормативное обеспечение и экспертиза результатов исследовательской деятельности

Типология исследовательских задач

Методика организации исследовательской деятельности учащихся

Проектирование различных форм исследовательской деятельности учащихся

Разработка образовательных программ, использующих элементы исследования

Методика организации исследовательской деятельность в учреждениях различного вида (учреждения общего, дополнительного образования)

Модель предметно-тематического содержания исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Методика реализации исследовательской деятельности в области естественных наук

Методика реализации исследовательской деятельности в области гуманитарных наук

Обеспечение исследовательской деятельности (психологическая служба, программно-методическая работа и т. д.)

Проектирование исследовательской экспедиции учащихся

Проектирование исследовательской конференции учащихся

Практическая экспертная работа в составе комиссии юношеской исследовательской конференции

Использование современных информационных технологий при выполнении исследовательских работ

Индивидуальное консультирование. Подготовка и защита курсовой работы.

Всего

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Сафиханова Галина Владимировна ( )

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области начального профессионального образования

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 25»

(ГБОУ СО НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 25»), г.Вольск

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

В современных условиях развития нашего общества основной целью образования становится не сумма знаний, а набор необходимых компетенций во всех сферах. Главными становятся предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы индивидуально и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д. Это необходимо любому человеку любой профессиональной деятельности.

Работая преподавателем общественных дисциплин в профессиональном лицее, нередко слышишь вопрос от учащихся «Зачем учить историю, обществознание, право, если пришли получать профессию?» Наблюдая за первокурсниками, вижу инертность, пассивность их мышления, отсутствие собственной точки зрения или неумение ее доказать. Выясняя круг интересов вчерашних школьников, отмечаешь, что они очень мало читают, не смотрят информационных и научных передач. Это влечет за собой нежелание размышлять, осмысливать информацию самостоятельно и вообще думать. Но жизнь в информационном обществе предъявляет сегодняшним выпускникам иные требования: высокий уровень профессионализма, предприимчивость, коммуникабельность, самостоятельность, способность брать ответственность на себя. Поэтому задача преподавателя так организовать учебно-исследовательскую деятельность, чтобы пробудить у студентов интерес к предмету, стремление к научному и творческому поиску. Поэтому, я считаю, особо актуальной исследовательскую деятельность учащихся.

На уроках истории и обществознания преподаватель чаще всего организует учебное исследование, целью которого является развитие личности обучающегося, а не получение объективно нового результата. Основной задачей организации исследовательской деятельности является формирование умений и навыков, необходимых для критического осмысления исторического материала. Ведущие виды деятельности: изучение документов и исторической литературы; анализ информации. Организуя такую деятельность на уроке, преподаватель способствует формированию следующих умений и навыков:

Библиографирование литературы по теме исследования;

Реферирование литературы по учебному вопросу;

Использование технических средств, для переработки информации.

Именно учебно-исследовательскую деятельность я активно развиваю как во время уроков, так и во внеурочное время. Исследовательская деятельность, организуемая мною в учебное время, реализуется через выступления обучающихся на уроках-семинарах, обобщающих уроках с сообщениями, справочными материалами, участие в обсуждении докладов, рефератов, дискуссионных статей, подготовку рефератов, презентаций по изучаемым темам программы.

Внеурочная исследовательская деятельность студентов, которая является логическим продолжением урочной деятельности, включает в себя выступления с докладами и сообщениями по результатам проведенной исследовательской работы на конференциях, участие в олимпиадах, интеллектуальных играх, викторинах, конкурсах. Одной из форм внеурочной исследовательской деятельности является кружковая работа. Мной разработана программа «Музей своими руками» (сертификат за участие во Всероссийском конкурсе музейных программ) и программа кружка «Историческое краеведение». Программа составлена с учетом единства истории Вольского края и истории страны в целом. Я считаю, что именно краеведение дает простор для самовыражения учащихся, позволяет избавиться от навязывания готовых истин. По словам В.Бианки, «Краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных. Таким охотником, таким маленьким Колумбом может быть всякий: только начать, а там увлечешься так, что и не бросишь”. Интерес к краеведческому исследованию всегда актуален и перспективен. Важнейшими особенностями краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. Активизирует деятельность кружковцев их участие в оформлении стендов по истории города и страны, организация фотомонтажей и презентаций, обсуждение прочитанных статей в местной прессе и т.п. Развитию устойчивого интереса к исследовательской деятельности способствуют разнообразные формы и методы работы, сочетание теоретических и практических занятий: виртуальные и реальные экскурсии по памятным местам родного края, подготовка, чтение и обсуждение сообщений, докладов, рефератов.

Очень действенной формой краеведческой работы я считаю экскурсию. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим и экологическим памятникам и памятным местам города Вольска и его окрестностей, в краеведческий музей (он Вольске состоит из отдела природы, отдела истории, картиной галереи, и музея-усадьбы графа Орлова-Денисова). Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии преподаватель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает учащимся стать как бы современниками исторических событий прошлого побуждает к исследовательской деятельности.

Занятие исследовательской деятельностью с учащимися дает следующие положительные результаты:

Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

Значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории;

Вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

Формирует социальный опыт в труде и общении;

Главным результатом исследовательской деятельности является участие учащихся лицея в творческих конкурсах различных уровней и направлений, в работе научно практических конференций, олимпиадах.

Формы проведения конкурсов самые разные: очные, очно-заочные, дистанционные. Формы представления исследовательских работ также разные: в бумажном и электронном вариантах, в форме докладов, стендовых материалов, эссе, презентаций.

За последние три года мои учащиеся участвовали в конкурсах разного уровня и добились неплохих результатов:

2010 г. – победа в муниципальном конкурсе по избирательному праву (коллективная работа);

2011 г. – победа на областных научно-технических чтениях среди учащихся (Шубина Е., исследовательская работа «Роль вольского купечества в формировании городской структуры»- 1место);

2013 г. – победа в областном конкурсе творческих работ «Мифология древних славян (коллективная работа учащихся);

2013 г. – диплом за участие в областной олимпиаде по избирательному праву (Чекалина А.)

2013 г. – победа во всероссийском конкурсе творческих работ «Наш проект» (Фомина Е., презентация к исследовательской работе «Время выбрало нас…», 2 место) и др.

Успех преподавателя – это, прежде всего, успехи его учеников. А для этого он сам должен быть заинтересованным человеком, постоянно стремящимся к самосовершенствованию, человеком творческим, жаждущим нового и неизведанного, ведущим и направляющим, т.е. примером для своих учеников.

Исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.

Список литературы

    Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности/ Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование. 2001.

    Бартенева Н.П., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская деятельность учащихся// Преподавание истории в школе. 2005. № 3.

    Бутусова С.Н. Основы исследовательской деятельности// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 2 .

    Идатчиков Н.Н. Имена на обелиске (из опыта организации исследовательской работы учащихся) // Преподавание истории в школе. 2010. № 3.

    Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры/ Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование. 2001.

    Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование. 2001.

    Фомина Т.Ю.Проблемы формирования исследовательских навыков учителя истории// Преподавание истории и обществознания в школе. 2009 - № 5.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Казанский (Приволжский) федеральный университет"

ИНСТИТУТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОЛОГИИ

КАФЕДРА БИОЭКОЛОГИИ


"Организация учебно-исследовательской деятельности студентов"


Выполнила: аспирант

ИФМиБ К(П)ФУ

Д.С. Елагина

Проверил: д. п. н., профессор

В.И.Андреев


КАЗАНЬ - 2013



Введение

1. Исследовательская деятельность в современных условиях

2. Цели и задачи УИРС и НИРС

Заключение


Введение


Одной из тенденций модернизации и развития российского образования является переход учебных заведений от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу. Этот переход позволяет осуществить организацию исследовательской работы студентов системы среднего профессионального образования в самых разных формах ее проявления: студенческие научные общества, элективные курсы и факультативы, научно-практические конференции, исследовательские проекты и пр.

Все более очевидно, что в процессе подготовки специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Меняется сама парадигма конечной образовательной цели: от специалиста-исполнителя к компетентному профессионалу-исследователю. Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности невозможно.

В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних учебных заведений говорится, что после окончания обучения учащиеся должны: быть способными к самостоятельному поиску истины, к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности; обладать стремлением к самосовершенствованию (самосознанию, самоконтролю, саморегуляции, саморазвитию); стремиться к творческой самореализации.

Однако, как показывает практика, вчерашние школьники не умеют использовать полученные знания в ситуациях, когда необходимо сравнивать, делать выводы, обосновывать ответы, интерпретировать и обобщать результаты деятельности, применять их в повседневной жизни. Это обусловлено тем, что они слабо владеют навыками самостоятельной исследовательской работы, в том числе с книгой и другими источниками информации, не умеют выделять главное, существенное, усваиваемые знания воспроизводят лишь на репродуктивном уровне, не имеют внутренних мотивов самостоятельной познавательной деятельности, не владеют объективными критериями самооценки.

Вместе с тем давно поставлена проблема развития в образовании новых подходов, которые могли бы дать возможность не просто осваивать суммы готовых знаний, а использовать методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества и актуальной необходимости для каждого человека осваивать принципиально новые специальности, инструменты деятельности и т.д. Исследование как инструмент освоения действительности в ближайшее время может занять в образовании центральную роль, стать главным предметом обучения .


Исследовательская деятельность в современных условиях


В последние годы в сфере образования происходят значительные изменения. Появляются и начинают развиваться новые формы общеобразовательных учебных заведений и программ. Одной из важных задач высшей школы в современных условиях является подготовка специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать теоретический и профессиональный уровень, активно участвовать в обновлении общества. В этих целях в вузах постоянно осуществляются меры, направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы студентов.

Согласно требованиям, изложенным в письме Министра образования РФ от 27.11.2002 г. "Об активизации самостоятельной работы студентов вузов" и новым государственным образовательным стандартам подготовки специалистов в вузах, особое внимание должно уделяться развитию теоретических способностей будущих специалистов путем активных форм обучения, призванных формировать у студентов самостоятельность и творческую активность, ответственный подход к овладению знаниями. Среди активных внеаудиторных форм - самостоятельная, учебно-поисковая (исследовательская), научно-исследовательская работа студентов .

Несмотря на большое разнообразие методов и технологий обучения, рекомендуемых для формирования профессиональных компетенций студентов, на сегодняшний день, пока не решен вопрос оптимизации их применения в образовательной практике, адекватно компетентностному подходу к подготовке специалистов.

Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладением методом научного познания мира и исследовательским стилем мышления.

Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в сфере педагогики. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребованной педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться студенту через решение задач научного характера по индивидуальной теме.

Исследовательская работа - это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности. Результатом такой работы является повышение уровня подготовки будущих специалистов в области использования современных ингредиентов, добавок и вспомогательных материалов .


Цели и задачи УИРС и НИРС


Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов (УИРС и НИРС) в вузах является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески решать задачи современной науки и практики, предвидеть перспективы их развития. Эти качества будущий специалист может приобрести лишь при органичном соединении учения с научно-исследовательской деятельностью. Научная работа студентов должна являться не дополнением к учебно-воспитательному процессу, а его органичной составляющей.

Основными задачами УИРС и НИРС являются:

.Оказание помощи студентам в овладении профессией;

.Развитие творческого мышления и инициативы в решении практических задач;

.Развитие у студентов склонности к исследовательской деятельности, стремления находить нестандартные решения профессиональных задач;

.Расширение теоретического кругозора и научной эрудиции;

.Овладение методами научного познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;

.Формирование исследовательских навыков, освоение методики и средств решения научных и практических задач и овладение навыками работы в творческих коллективах, ознакомление с методами организации их работы;

.Формирование навыков работы с научной литературой;

.Отбор и воспитание из числа наиболее одаренных студентов резерва исследователей и преподавателей;

.Популяризация научных знаний и достижений среди студентов и преподавателей .


3. Организация самостоятельной учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов


Основной базой для организации и проведения НИРС является профессорско-преподавательский потенциал кафедры в сотрудничестве со студенческим научным обществом университета. Во всех случаях студенческая научная работа органически увязывается с основными научными исследованиями профессорско-преподавательского состава университета и является важным показателем работы кафедр.

Характер научной работы студентов определяется тематикой научных проблем и может включать в себя: а) экспериментальные работы; б) теоретические работы; в) реферативные работы, в том числе - подбор и изучение новейшей информации о разработке той или иной научной проблемы по периодическим изданиям; изучение истории деятельности и трудов основоположников отраслей наук.

Современное понятие "научно-исследовательская работа студентов" включает в себя два взаимосвязанных элемента:

обучение студентов элементам научно-исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;

собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров, доцентов и преподавателей кафедры.

Исходя из этого внеаудиторную самостоятельную исследовательскую работу студентов можно разделить на два вида: учебно-исследовательскую (УИРС) и научно-исследовательскую (НИРС).

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) выполняется каждым студентом в отведённое расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке под руководством преподавателя.

Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями творческой работы микроколлектива (студенты-преподаватель). В процессе выполнения учебных исследований будущие специалисты учатся самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных научных задач.

Эта работа является неотъемлемой частью педагогического процесса кафедры. Она наряду с традиционными видами обучения осуществляется на аудиторных занятиях, но в большей мере предполагает участие во внеаудиторной учебно-исследовательской работе каждого студента, включая систематическое выполнение заданий по СРС.

Специфика УИРС, отличающая её от традиционных видов обучения, состоит в том, что, занимаясь ею, студент выступает не в роли пассивного объекта - получателя готовой, систематизированной и аранжированной информации, а в роли субъекта познавательного процесса. Слушая лекции и читая учебник, студент обычно готовится к механическому воспроизведению содержащихся в них сведений на экзамене. В системе УИРС студент самостоятельно, хотя и под руководством преподавателя, ведёт наблюдения за материалом, экспериментирует, осуществляет поиск в научной и методической литературе.

Таким образом, по уровню познавательной деятельности эта работа является исследовательской, но по функциональному назначению она носит учебный характер. Её основная цель - способствовать более прочному, чем при восприятии готовых сведений, усвоению знаний, обеспечить активное владение научной информацией. Теоретические положения не заучиваются в виде словесных формул и стереотипных положений, а вырабатываются или извлекаются из специальной литературы, проверяются на практике и усваиваются в их соотнесенности с собственным опытом студента. Вторая существенная цель УИРС - снабдить будущего специалиста элементарными исследовательскими умениями и навыками, способствующими его дальнейшему профессиональному совершенствованию .

От учебных исследований не следует ожидать объективно ценных (новых) научных результатов: занимаясь учебно-исследовательской работой, студент, как правило, "открывает для себя" то, что фактически уже известно науке. Лишь отдельные результаты УИРС представляют подлинный научный интерес - публикуются или используются в преподавании.

Завершается УИРС оформлением отчёта, в котором студенты излагают результаты своей учебно-исследовательской деятельности.

Как видим, хотя сама учебно-исследовательская деятельность представляет собой форму обучения, осуществлению собственно исследовательских действий обязательно предшествует этап освоения техники исследовательской работы.

Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются:

)самостоятельная работа с литературой;

)пользование библиографическими указателями, каталогами, картотеками.

Студенты учатся выделять положения в изучаемом материале и кратко формулировать их, вести текстуальные и свободные конспекты, сопоставлять различающиеся положения в изучаемых источниках с постепенным увеличением их числа, реферировать учебную литературу, критически сопоставляя различные точки зрения. Учебно-исследовательская работа строится первоначально на материале учебных дисциплин, изучаемых всеми студентами данного курса согласно учебному плану. Некоторые конкретные формы организации учебно-исследовательской работы студентов:

Реферирование. В реферате студент делает обзор нескольких работ, посвящённых одной из проблем данной дисциплины. Представление реферата предусмотрено учебным планом и является одним из условий получения зачёта.

Спецкурсы и семинары по выбору студентов. Представляют собой комплексную форму учебно-исследовательской деятельности, заключающую в себе индивидуальную работу студента и коллективное обсуждение каждого доклада на специально отведённом для этой цели занятии. Студентам предоставляется право выбора конкретной темы доклада из предлагаемых кафедрой списков в соответствии с их научными интересами. В дальнейшем студенты на протяжении семестра работают в контакте с руководителем над темой, собирают материал, пишут и окончательно оформляют свои доклады и рефераты.

Для факультетов гуманитарного профиля высшей формой УИРС является написание и защита выпускной работы (для выпускающих кафедр соответствующего факультета вуза). Тема этой работы обычно связана с темой, разрабатываемой студентом первоначально в рамках курсовых работ. На социально-гуманитарных факультетах защите дипломной работы предшествует предварительное обсуждение её участниками специального семинара или заседания кафедры .

Несколько иные функции имеет научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Сопоставление учебно-исследовательской работы с НИРС показывает наряду с общностью целей и результатов существенные организационные различия. Термин "научно-исследовательская" в строгом смысле предполагает не "ученический" уровень изысканий, а объективную общественную значимость ожидаемых и получаемых результатов (новизна теоретических выводов или новизна предложений по практическому использованию положений). Однако в практике высших учебных заведений НИРС отличается от УИРС фактически не по качеству итогов, а по характеру отношения к учебному процессу и, соответственно, по контингенту участников: НИРС, в отличие от УИРС, не является частью учебного процесса, хотя и оказывает на него положительное воздействие. НИРС проводится в свободное от учебных занятий время: студенты работают над индивидуальными или коллективными темами (связанными с кафедральной научно-исследовательской тематикой), участвуют в работе научных кружков и факультативов, выступают с сообщениями на студенческих научных конференциях. К участию в НИРС студенты привлекаются на добровольных началах.

В то же время, как и в УИРС, только некоторые исследования, выполненные в рамках НИРС, представляют научную ценность. Значительная часть НИРС на факультетах и в вузах сводится к овладению специальными знаниями и исследовательскими приёмами. Именно эти обстоятельства являются чертами, объединяющими УИРС и НИРС. К основным формам НИРС относятся:

работа в студенческих кружках

участие в исследованиях, проводимых кафедрами вуза;

участие в исследовательской работе учреждений образования и здравоохранения;

исследовательская работа, проводимая по индивидуальному плану;

участие в научно-теоретических конференциях, выступления с докладами и сообщениями по материалам собственных исследований .

На младших курсах целесообразна кружковая форма НИРС, как наиболее удобная для решения задач, возникающих на первом этапе приобщения студентов к научной деятельности.

Наряду с кружковой формой организации НИРС целесообразно создание проблемных групп, занятых разработкой какой-либо одной, общей для всей группы проблемы. Проблемные группы могут работать в рамках того или иного кружка или являться самостоятельными организационными единицами. В отличие от кружка, число членов которого не ограничивается, проблемная группа состоит обычно из нескольких человек. Группа отличается от кружка также по характеру деятельности. В научном кружке объединяются студенты, работающие над разными темами, соответствующие общему профилю кружка. Студенты, работающие в проблемных группах, объединены единой исследовательской задачей.

Чрезвычайно важной формой НИРС является индивидуальная работа руководителя со студентами. Преподаватель руководит одной студенческой работой или несколькими тематически связанными между собой работами. Наиболее эффективна такая работа на старших курсах, однако начинать индивидуальную работу со студентами, обнаружившими исследовательские склонности, необходимо на младших курсах.

Результаты студенческих исследований оформляются в виде сообщений и докладов, с которыми авторы выступают на заседаниях кружков и на студенческих научных конференциях. Доклады, представляющие серьезный интерес, оформляются впоследствии в виде студенческих научных работ, направляемых на смотры-конкурсы. Лучшие из них могут публиковаться в вузовских сборниках в виде статей, написанных в соавторстве с научным руководителем (в отдельных случаях преподаватель рекомендует работу студента к опубликованию, не выступая в качестве соавтора). При выполнении всех видов научных работ студентами, руководство вуза обязано предоставить возможность широкого использования материальной базы и производственных площадей кафедр, преимущественного права пользования фондами научной библиотеки и использования средств ТСО. Научная работа, начатая во время обучения в вузе, в дальнейшем может перерасти в диссертационное исследование.

На завершающем этапе обучения студента в вузе происходит слияние УИРС и НИРС. Тема исследования, проводимого студентом в кружке, может быть положена в основу его курсовой или дипломной работы на гуманитарном факультете. В свою очередь, дипломная работа, выполненная в рамках УИРС (т.е. прошедшая обсуждение на спецсеминарах), при защите её на заседаниях ГЭК (для гуманитарных специальностей) нередко оценивается как подлинно научное исследование. Таким образом, несмотря на определенные различия в форме организации, в соотнесенности с учебным планом и в ряде конкретных задач, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов служит одной общей цели - формированию высококвалифицированного, творчески мыслящего специалиста, способного самостоятельно решать возникающие перед ним задачи .


4. Традиции в изучении аспектов исследовательской деятельности


В современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятие исследовательская деятельность практически не определяется и не всегда четко дифференцируется. Выяснение сути этого понятия представляется принципиально важной задачей с точки зрения образовательной практики, ведь об исследовательской, проектной деятельности в последнее время много говорится, как о чем-то принципиально новом и российской школе не свойственном. Принципиальная новизна того, что предлагается в наше время в качестве альтернативы традиционной образовательной практике, более выражена в таких терминах и понятиях как "исследовательское поведение", "исследовательское обучение", "исследовательские (продуктивные) методы обучения". По мнению В.М. Кларина, они давно используются в европейской и американской психолого-педагогической литературе.

В развитии педагогических и психологических аспектов изучения исследовательской деятельности обучающихся в России также имеются давние традиции. В учении академика И.П. Павлова уделялось внимание ориентировочно-исследовательской деятельности. В 50-е гг. XX в. проявляется интерес к изучению исследовательского поведения (труды А.В. Запорожца, Д.Б. Годовиковой, М.И. Лисиной, Н.Н. Поддъякова, С.Л. Новоселовой). В различное время вопросам организации управления исследовательским процессом уделяли внимание крупные ученые и общественные деятели России Г.Г. Воробьева, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник, П.И. Пидкасистый, В.П. Симонов и другие. В работах В.П. Беспалько, В.И. Журавлева, П.И. Карташова, Т.И. Шамовой и других анализируются методы научного исследования, рассматриваются вопросы моделирования и управления учебным процессом в средней и высшей школе. Вопросы исследовательской деятельности учителя и учащегося изучались В.И. Загвязинским, модели формирования учебно-исследовательской деятельности предлагают в своих работах В.И. Андреев, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, П.М. Эрдниев и др.

Исследовательская деятельность обучаемых как инновационная образовательная технология, средство комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме получила свое развитие в работах и программах Н.Г. Алексеева, А.В. Леонтовича, А.В. Обухова, Л.Ф. Фоминой .


Заключение


Таким образом, несмотря на определенные различия в форме организации, в соотнесенности с учебным планом и в ряде конкретных задач, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов служит одной общей цели - формированию высококвалифицированного, творчески мыслящего специалиста, способного самостоятельно решать возникающие перед ним задачи.

Именно учебно-исследовательская работа студентов способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития интереса к выбранной профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов.

Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности, а все это возможно только при активном вовлечении студентов в исследовательскую работу .


Список литературы


1.И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 160 с.

М.Е. Волчанский, А.В. Петров. Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / ВолГМУ - Волгоград, 2004. - 12с.

Ж. Г. Иванова. Организация исследовательской работы студентов // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 224-226.

В.И. Кругов и др. Основы научных исследований. - М.: Высшая школа, 1989. - 400 с.

В.Н. Рыжов. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Курс лекций для студентов педагогических училищ и колледжей. - Саратов, 2009. - 97 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 14

1.1. Теоретико-методологические подходы к организации исследовательской деятельности студентов 14

1.2. Исследовательская деятельность студентов специальности «Прикладная математика и информатика» в системе профессиональной подготовки 38

1.3. Модель системы организации исследовательской деятельности будущих математиков, системных программистов...75

Выводы по первой главе...107

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА» 111

2.1. Задачи, структура и методика педагогического эксперимента 111

2.2. Методика организации исследовательской деятельности студентов в курсе «Системное и прикладное программное обеспечение» 131

2.3. Оценка эффективности работы по организации исследовательской деятельности студентов 152

Выводы по второй главе 169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ...176

ПРИЛОЖЕНИЯ 194

Введение к работе

Актуальность темы. В настоящее время, в период научно-технического прогресса, вызвавшего значительные изменения во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования, когда процессы демократизации и гуманизации проникают в систему образования, создают возможность для максимального развития каждой личности, ее индивидуальных особенностей, цель профессиональной подготовки преобразуется и наполняется новым содержанием. Доминантой цели современного образования является формирование личности, способной к самостоятельному познанию, самоопределению и творческому саморазвитию.

Научно-технический прогресс сопровождается постоянным накоплением новой информации, поэтому во все времена, а особенно сейчас, обществу требуются специалисты, способные самостоятельно ориентироваться в потоке меняющейся информации, способные сравнивать, анализировать, находить лучшие варианты решений, т.е. проводить исследования. Только такие люди, а не простые исполнители, смогут поднять процесс производства на высокий уровень. Достижение качественно нового состояния общества во многом зависит от включения в деятельность по его преобразованию каждого человека. Уже в период обучения в вузе будущих специалистов необходимо поставить в активную позицию субъекта деятельности, при которой он мог бы проявить самостоятельность, инициативность и творчество, а учебную деятельность студентов организовать таким образом, чтобы она являлась средством их профессионального становления. Одним из путей решения данной проблемы является организация исследовательской деятельности студентов.

В нормативно-правовых документах, регулирующих деятельность вузов (Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования в РФ и др.), неоднократно указывалось на необходимость совершенствования системы научно-исследовательской работы студентов.

Так, в «Федеральной программе развития образования» среди основных направлений развития высшего профессионального образования названы: обеспечение условий для развития личности и творческих способностей студентов, индивидуализация форм, методов и систем обучения, в том числе на основе вариативных образовательных программ высшего профессионального образования; совершенствование научно-исследовательской и научно-технической деятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования на основе развития научных школ по приоритетным направлениям науки и техники; разработка мер по широкому привлечению студентов к исследовательской работе (187). Данные положения были закреплены в Постановлении Правительства «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (130). Это обязывает педагогов высшей школы обращаться к таким формам и методам обучения, которые бы позволили организовать процесс формирования исследовательских умений и творческого мышления студентов.

Еще Н.И. Пирогов полагал, что главной задачей высшей школы является «развитие у студентов таланта, самостоятельной деятельности ума и истиной любви к науке» (139, с. 215-216). В сложившейся практике традиционного вузовского обучения студент выступает чаще всего как объект педагогического воздействия, реализация его творческих возможностей предполагается только в будущей профессиональной деятельности. Довольно часто знания о последовательности, приемах и методах исследования студенты приобретают стихийно, несистематично. Поэтому, весьма актуальным является переход от репродуктивных методов обучения к исследовательским, с высокой степенью самостоятельности, которые обеспечивают эффективное формирование профессиональных знаний, побуждают к развитию познавательной активности, создают условия для реализации и совершенствования личности, использования исследовательских умений студентов в реальной учебной деятельности. Р.А. Низамов отмечает, что «процесс обучения в вузе достигнет цели и задач, стоящих перед ним, если он будет опираться на са-

мостоятельную, исследовательскую деятельность студентов и таким образом будет развивать у них творческие способности» (124, с. 77).

Психолого-педагогические основы исследовательской деятельности студентов раскрыты в трудах СИ. Архангельского, В.И. Андреева, Ю.К. Ба-банского, В.В. Давыдова, СИ. Зиновьева, В.А. Крутецкого и др.

Можно выделить множество направлений исследования в области данной тематики.

Специфику исследовательской деятельности студентов, формы и виды сотрудничества преподавателей и студентов рассматривают Л.И. Аксенов, Б.И. Сазонов, Н.В. Сычкова; место и роль научных исследований в системе высшего образования определены Л.А. Горбуновой; психолого-педагогические факторы успешности НИРС выявлены Л.Ф. Авдеевой; научно-исследовательскую работу студентов как элемент подготовки будущих специалистов рассматривают З.Ф. Есарева, Н.М. Яковлева; педагогические условия взаимосвязи учебной и научной исследовательской деятельности студентов выявлены В.Н. Намазовым; социальные функции НИРС и опыт разработки комплексного планирования исследовательской деятельности студентов проанализированы Л.Г. Квиткиной; исторические проблемы студенческих исследований выявлены М.В. Ковалевой; научная деятельность высших учебных заведений, ее виды и специфика рассматривается Ю.В. Васильевым, Г.А. Засобиной, Н.В. Волковым; изучением практики научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов занимались Е.П. Елютин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин; проблеме формирования исследовательских умений у студентов во время учебной деятельности посвящены исследования П.Ю. Романова, В.П. Ушачева; вопросы развития научно-исследовательской культуры учителя раскрыты Т.Е. Климовой.

Следовательно, можно утверждать, что в настоящее время сложились определенные предпосылки исследования проблемы организации исследовательской деятельности студентов:

    социальные - потребность общества в специалистах, способных к самостоятельности, инициативности и творчеству, к преобразовательной деятельности, профессиональной мобильности;

    теоретические - разработан комплекс вопросов теории педагогики и психологии по организации исследовательской деятельности и формированию исследовательских умений студентов в процессе обучения;

    практические - накоплен определенный опыт организации исследовательской деятельности студентов в различных вузах.

На первый взгляд, проблема исследовательской деятельности студентов разработана достаточно, но это только в общем, педагогическом плане. В вопросах организации исследовательской деятельности в рамках конкретных учебных дисциплин довольно много пробелов. Можно выделить значительное количество диссертационных исследований лишь в области математики (В.В. Николаева, Г.В. Денисова, ВТ. Заворуева, A.M. Радьков, В.А. Гусев и др.) и дисциплин педагогического цикла (Н.С. Амелина, Г.П. Храмова, Н.М. Яковлева и др.). Методика организации учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе изучения других дисциплин разработана довольно слабо (физика, биология, астрономия) либо не разработана вовсе. В настоящее время, в период активного развития вычислительной техники и информационных технологий, особенно остро стоит вопрос о необходимости организации исследовательской деятельности студентов в рамках дисциплин информатики.

Несмотря на наличие значительного числа публикаций, посвященных проблеме исследовательской деятельности студентов, в существующей теории и практике образования недостаточно разработаны вопросы организации исследовательской деятельности будущих специалистов, обучающихся на университетских специальностях (не педагогических), в частности будущих математиков, системных программистов.

Таким образом, выявлено противоречие между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности специалиста в условиях современного

общества и фактическим уровнем готовности выпускников высших учебных заведений к выполнению своих профессиональных функций. Кроме того, выявлена необходимость организации исследовательской деятельности студентов в рамках дисциплин информатики для повышения эффективности профессиональной подготовки. Все это определило проблему исследования: разработка дидактических основ организации исследовательской деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в целях повышения ее эффективности для специалистов по прикладной математике и информатике.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования - «Организация исследовательской деятельности студентов университета в процессе профессиональной подготовки».

Цель исследования - построение системы организации исследовательской деятельности студентов, направленной на повышение эффективности профессиональной подготовки.

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов негуманитарных факультетов университета.

Предмет исследования - исследовательская деятельность студентов негуманитарных факультетов университета в процессе изучения информатики.

Отмеченное ограничение объема объекта и предмета исследования связано со спецификой студенческого контингента, на базе которого проводился формирующий эксперимент.

Ключевая идея исследования отражается в гипотезе, согласно которой организация исследовательской деятельности студентов университета в процессе их профессиональной подготовки приобретает характер эффективно действующей системы, если реализуется следующий комплекс педагогических условий:

1) организация «субъект-субъектного» взаимодействия в системе «пре
подаватель-студент» в процессе исследовательской деятельности;

2) формирование ценностного отношения студентов к исследова
тельской деятельности;

3) компетентность преподавателя в вопросах организации исследова
тельской деятельности студентов в рамках изучения конкретных дисциплин.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:

    Изучить состояние проблемы по организации исследовательской деятельности студентов и определить теоретико-методологические подходы к ее эффективному решению.

    Теоретически обосновать структуру и компоненты исследовательской деятельности студентов, определить ее роль и место в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по прикладной математике и информатике.

    Разработать модель системы организации исследовательской деятельности студентов и внедрить ее в практику обучения.

    Определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации исследовательской деятельности студентов.

    Разработать методику организации учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе изучения дисциплин информатики.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

Теория системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг,
В.Н.Садовский, Э.Г. Юдин) и его положения в решении педагогических про
блем (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, В.А. Сластенин и др.);

положения деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

идеи личностно-ориентированного подхода (В.А. Беликов, Е.П. Бело-зерцев, Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, В.В. Краевский, В.Я. Ляудис, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

идеи организации педагогического процесса с позиций модульного (М.И. Махмутов, Д. Рассел, Н.М. Яковлева и др.) и технологического (В.М. Кларин, Г.К. Селевко и др.) подходов;

теория профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, А.Г. Гостев, Е.А. Климов, В.М. Распопов, А.Н. Сергеев и др.).

Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс взаимосвязанных методов, представленных ниже в соответствии с этапами исследования.

Экспериментальная база и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа по проблеме диссертационного исследования осуществлялась на базе физико-математического факультета Магнитогорского государственного университета (МаГУ) и Сибайского института Башкирского государственного университета (БГУ).

Исследование проводилось с 2000 по 2006 год в три этапа.

Первый этап (2000-2001 гг.) - определение проблемы исследования и выявление ее актуальности; изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования в философской, психологической, педагогической и методической литературе; анализ состояния исследовательской деятельности студентов в университете и, в частности, на физико-математическом факультете; изучение и анализ нормативных документов, учебных планов и ГОС. Это позволило разработать и уточнить понятийный аппарат исследования, сформулировать рабочую гипотезу, наметить цели, задачи, методы исследования, провести констатирующий эксперимент. На данном этапе использовались следующие методы: теоретические (анализ, систематизация, обобщение); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, фиксирование результатов, организация и проведение эксперимента); методы математической статистики.

Второй этап (2002-2004 гг.) - поиск путей, методов и приемов организации исследовательской деятельности студентов, обучающихся на специальности «Прикладная математика и информатика» физико-математического

факультета; разработка системы организации исследовательской деятельности будущих математиков, системных программистов и ее модели; определение комплекса педагогических условий эффективности организации исследовательской деятельности студентов; определение структуры и содержания формирующего эксперимента; осуществление эксперимента; разработка методики организации учебно-исследовательской деятельности студентов в предметных курсах «Системное и прикладное программное обеспечение», «Практикум на ЭВМ». Основные методы второго этапа: теоретические (систематизация, обобщение, моделирование); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, фиксирование результатов, эксперимент); методы математической статистики.

Третий этап (2005-2006 гг.) - продолжение экспериментальной работы по проверке эффективности разработанной нами системы организации исследовательской деятельности студентов; качественный и количественный анализ результатов; систематизация и обобщение итогов теоретико-экспериментального исследования; оформление диссертации. По результатам; диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в образовательный процесс методические указания по организации исследовательской деятельности студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин. Основные методы третьего этапа исследования: теоретические (систематизация, обобщение); эмпирические (проведение эксперимента, анализ результатов); методы математической статистики и информационных технологий (выявление статистических зависимостей, компьютерная обработка данных, графическое отображение результатов).

Научная новизна исследования состоит в том, что: 1) построена и теоретически обоснована система организации исследовательской деятельности студентов в соответствии с целями обучения, сформулированными на основе требований, предъявляемых к подготовке специалистов;

    выявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность организации исследовательской деятельности будущих специалистов по прикладной математике и информатике;

    разработана методика, позволяющая перевести студента в субъектную позицию, что достигается использованием проблемного обучения, системы заданий различного уровня сложности, выбором индивидуальной стратегии обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

    уточнены сущностные характеристики и содержание понятия «организация исследовательской деятельности студентов»;

    теоретически обоснованы структура и компоненты системы организации исследовательской деятельности студентов;

    разработана и обоснована поэтапная организация учебно-исследовательской деятельности студентов в системе профессиональной подготовки.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

1) разработана программа спецкурса «Введение в исследовательскую
деятельность», целью которого является формирование творческой личности,
обладающей элементарными навыками самостоятельной исследовательской
работы; изучение данного спецкурса предполагается на всех университет
ских специальностях негуманитарных факультетов университета;

    разработана методика организации учебно-исследовательской деятельности студентов в предметных курсах «Системное и прикладное программное обеспечение» и «Практикум на ЭВМ», представленная в учебно-методических комплексах (УМК) по данным дисциплинам;

    разработаны и опубликованы методические указания по организации исследовательской деятельности студентов, которые используются в учебном процессе на кафедре прикладной математики и вычислительной техники Ма-ГУ и на кафедре прикладной математики и информационных технологий Си-байского института (филиала) Башкирского государственного университета, а также могут быть использованы при подготовке студентов тех специально-

стей, для которых государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение языка программирования Си.

Материалы исследования могут использоваться в практике работы учреждений профессионального образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается совокупностью выбранных методологических позиций; применением комплекса научных методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки обследованных студентов; повторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследования; количественным и качественным анализом экспериментальных данных; внедрением результатов исследования в образовательную практику высших учебных заведений.

Основные положения, выносимые на защиту:

    модель системы организации исследовательской деятельности студентов специальности «Прикладная математика и информатика», представ--ленная взаимосвязанными модулями: теоретико-методологическим, профессионально-ориентированным, организационно-технологическим и контроль-: но-регулировочным;

    комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность организации исследовательской деятельности студентов: а) организация «субъект-субъектного» взаимодействия в системе «преподаватель-студент» в процессе исследовательской деятельности; б) формирование ценностного отношения студентов к исследовательской деятельности; в) компетентность преподавателя в вопросах организации исследовательской деятельности студентов в рамках изучения конкретных дисциплин.

    методика организации учебно-исследовательской деятельности студентов в предметных курсах «Системное и прикладное программное обеспечение», «Практикум на ЭВМ».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством: публикаций в печати; отчетов на заседаниях кафедры педагогики, кафедры прикладной математики и вычислительной техники МаГУ;

выступлений на методологических семинарах аспирантов и соискателей Магнитогорского государственного университета, на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей МаГУ (с 2000 по 2005 гг.). Материалы исследования излагались на международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий» (г. Тамбов, 2005 г.), «Психология и педагогика современного образования в России» (г. Пенза, 2006 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Фундаментальные науки и образование» (г. Бийск, 2006 г.). Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в публикациях. Материалы диссертационного исследования прошли апробацию в Магнитогорском государственном университете и Сибайском институте Башкирского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит *из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В диссертации представлено 17 таблиц, 6 схем и 8 гистограмм?

Теоретико-методологические подходы к организации исследовательской деятельности студентов

В настоящее время исследовательская деятельность студентов является обязательным составным элементом профессиональной подготовки будущих специалистов, так как основная задача высшей школы состоит: 1) в подготовке студентов «к образованию через всю жизнь» (в отличие от образования «на всю жизнь»); 2) в ориентации их на самообразование, мотивацию к пополнению знаний и готовности к переучиванию в зависимости от потребностей рынка интеллектуального труда. При таком подходе ведущей в обучении студентов становится ориентация на овладение логикой исследовательского процесса.

Анализ публикаций ученых, рассмотревших различные аспекты исследовательской работы студентов, показывает, что в теории нет однозначного определения этого понятия. Ученые выделяют признаки исследовательской работы, и определяют ее как: самостоятельный поиск и создание какого-то нового продукта (Б.И. Коротяев); деятельность, ориентированную на решение учебных проблем (Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов); деятельность, связанную с открытием нового знания (Л.С. Выготский); деятельность, направленную на решение творческих задач и заданий (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулют-кин, В.Г. Разумовский); деятельность, вызванную познавательными мотивами (A.M. Матюшкин).

Учитывая вышеприведенные точки зрения, и то, что исследовательская работа является творческой деятельностью, средством развития творческих способностей будущих специалистов, мы последовательно определим содержание понятий «исследовательская деятельность студентов» и «организация исследовательской деятельности студентов».

Исследовательской деятельностью студентов мы будем называть вид их образовательной деятельности, направленной на формирование умения мыслить и действовать методами, категориями науки в той или иной области знания. В процессе исследовательской деятельности студенты приобретают знания из различных областей наук, знакомятся с основными методами исследования, усваивают доступные элементы методики исследовательской деятельности, овладевают умениями самостоятельно добывать новые знания путем исследования различных процессов и явлений, перерабатывать эти знания, осмысливать их и перемещать в собственное достояние.

В «Положении о научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений» (40) данная деятельность подразделяется на учебно-исследовательскую (УИДС), являющуюся продолжением и углублением учебного процесса, и научно-исследовательскую (НИДС), выполняемую за его пределами. К особенностям УИДС относится то, что эта деятельность организуется педагогом, направлена на активное овладение студентами методами научного исследования, при ее организации и проведении не требуется выделения специального времени и, кроме того, она позволяет включать в творческий процесс всех студентов. К особенностям НИДС относится то, что она не включена в учебные планы, основана на принципах самостоятельности и добровольности студентов. Более подробно раскроем содержание и формы исследовательской деятельности студентов в 1.2.

Понятие «организация исследовательской деятельности студентов» строится на основе двух понятий «организация» и «исследовательская деятельность». «Организация» - это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, это «строение, устройство чего-либо» (176, с. 944). Действия по значению глагола «организовывать» - «устроить, основать, создать, упорядочить что-либо» (173, с. 358).

Исследовательская деятельность студентов специальности «Прикладная математика и информатика» в системе профессиональной подготовки

В рамках нашего исследования представляется необходимым рассмотреть понятия «профессиональная подготовка» и «система профессиональной подготовки».

Проблеме профессиональной подготовки посвящены работы многих ученых: СИ. Архангельского, Н.Н. Дьяченко, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, В.А. Сластенина и др. Исследователи характеризуют профессиональную подготовку и как процесс развития профессиональных интересов, профессиональных навыков, и как процесс подготовки специалиста, в результате которого у него формируется готовность к выполнению профессиональных функций. В педагогической энциклопедии профессиональная подготовка определяется как совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии (137). Таким образом, профессиональная подготовка нацелена на формирование у специалиста профессионально важных, необходимых качеств, обеспечивающих ему полноценное выполнение своих профессиональных функций.

В то же время многие исследователи отмечают ряд противоречий между учебной деятельностью студентов в вузе и их будущей профессиональной деятельностью, которые снижают эффективность профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации. Это противоречия между:

- «разнесенностью» знаний по различным дисциплинам и системностью знаний в профессиональной деятельности;

Формами учебной деятельности студентов и формами предстоящей им профессиональной деятельности;

Индивидуальным характером усвоения знаний, индивидуальным характером учебной работы и, чаще всего, коллективным характером профессиональной деятельности;

- «зависимой» позицией студента на требования преподавателя и личностным отношением специалиста к процессу труда и его результату;

Обращенностью учебного труда к усвоению «прошлого» опыта и ориентацией на перестройку этого опыта в целях овладения будущей профессиональной деятельностью.

Разрешение данных противоречий помогает будущему специалисту относиться к знаниям как средству решения профессиональных задач. В результате становится возможным переход студента из позиции субъекта учения в позицию субъекта профессиональной деятельности.

На наш взгляд, процесс профессиональной подготовки в вузе должен быть построен так, чтобы студенты за период обучения стали высококвалифицированными специалистами, которые могут владеть не только необходимой суммой знаний, но и определенными навыками и умениями творческого решения различных вопросов, как теоретического, так и практического плана. Эти качества формируются в исследовательской деятельности. Поэтому целью нашей диссертации является построение системы организации исследовательской деятельности студентов, направленной на повышение эффективности профессиональной подготовки.

Практические указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в дидактических принципах - основных положениях, определяющих содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В современной дидактике устоялось положение, что принципы образования исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы они видоизменяются, совершенствуются. Профессиональная подготовка специалистов в высшем учебном заведении обязательно проводится на основе принципов обучения, рассмотрим те из них, которые, по нашему мнению, представляют ценность для нашего исследования.

В основу подготовки специалистов, считает Ю. М. Соломенцев (175), следует положить принцип модульности. Он состоит в том, что в вузах определенного профиля формируется необходимый набор специальностей, образующих модуль, который адекватен соответствующей научной проблеме. Каждую специальность, входящую в модуль, необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими специальностями этого модуля.

Принцип модульности распространяется и на содержание профессиональной подготовки. Некоторые исследователи различают «ядро» знаний, меняющееся очень медленно, и «оболочку», которая может меняться очень быстро. Подготовка специалиста во многом зависит от того, насколько правильно определено ее содержание. В.Л. Веников отмечает, что содержание образования должно иметь структуру, в которой «ядро» знаний (обязательных курсов) служит источником формирования «оболочки» знаний - системы курсов, имеющих профилирующую специальную направленность (36).

Задачи, структура и методика педагогического эксперимента

Опираясь на теоретические положения, рассмотренные нами в первой главе диссертационного исследования, в данном параграфе мы раскроем организационно-методические подходы к осуществлению опытно-экспериментальной работы: цель эксперимента и его структуру; задачи опытно-экспериментальной работы; условия и принципы организации педагогического эксперимента; критерии и показатели, характеризующие уровень овладения студентами учебно-исследовательской деятельностью.

Целью опытно-экспериментальной работы в контексте исследуемой нами проблемы являлась экспериментальная проверка достоверности выдвинутой гипотезы, согласно которой организации исследовательской деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении приобретает характер эффективно действующей системы при реализации комплекса педагогических условий. Цель опытно-экспериментальной работы мы сформулировали следующим образом: уточнить содержание системы организации исследовательской деятельности студентов специальности «Прикладная математика и информатика» и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность организации ИДС в образовательном процессе вуза.

Данная цель определила задачи педагогического эксперимента:

1) изучить возможности исследовательской деятельности студентов для повышения эффективности профессиональной подготовки;

2) уточнить структуру и содержание системы организации исследовательской деятельности студентов специальности «Прикладная математика и информатика»;

3) проверить разработанные педагогические условия эффективности организации исследовательской деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки будущих математиков, системных программистов;

4) разработать методику организации исследовательской деятельности студентов в курсе «Системное и прикладное программное обеспечение» и апробировать ее на физико-математическом факультете Магнитогорского государственного университета;

5) определить изменения в уровнях овладения студентами учебно-исследовательской деятельностью, основываясь на выделенных критериях и показателях. В своей работе мы опирались на ряд принципов, которые оказывают существенное влияние на эффективность применения экспериментального метода к исследованию педагогических явлений: принцип научности, прин цип объективности, принцип гуманизации педагогического эксперимента, принцип эффективности. Принцип научности в опытной работе по организации учебно-исследовательской деятельности студентов предполагает осуществление экспериментальной деятельности на основе выбора средств, соответствующих решаемым задачам и современным требованиям педагогической науки.

Дедяева Ирина Борисовна

 


Читайте:



Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу

Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу

Сведений о цивилизации Мероэ в Африке не встретишь в школьных учебниках по истории, о ней редко упоминают даже в специализированной литературе. А...

Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом

Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом

В данной статье мы разберемся с тем, как написать сочинение про плюсы и минусы Интернета на английском языке. Статья включает в себя рекомендации...

Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея

Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея

«Мерзкий блуд есть, старых и мудрых таковоздание,А тебе, старый бздуну, конец, вечное мучение».И.Мазепа Дума «Старик с телом беседует». 1704 г....

feed-image RSS