Главная - Коэльо Пауло
Япония в старое и новое время. Внеевропейский мир в новое время. Япония в xvii веке

Современная Япония расположена на островах площадью примерно 400 тыс. км 2 . Большая ее часть (до 80 %) покрыта горами. Страна является одной из самых однородных по национальному составу в мире: основу нации (99 %) составляют японцы.

До второй половины XVI в. Япония находилась в состоянии политической раздробленности. К 1580 г. один из видных по­литических деятелей Японии Ода Нобунага (1534 -- 1582) завла­дел половиной провинций и провел там реформы, способствовав­шие ликвидации раздробленности. Окончательное объединение произошло при Тоётоми Xuдэёcu (1536- -1598). Земля была закреплена за крестьянами, способными платить государственные налоги, был усилен контроль за города­ми и за торговлей в них.

После смерти Тоётоми Хидзёси власть перешла к одному из его сподвижников Токугава Иэясу, который в 1603 г. провоз­гласил себя сегуном (великим полководцем). С этого времени и до 1868 г. Японией управляла династия клана Токугава. Так как Токугава не имели легальных прав управлять стра­ной, то их главной заботой было сохранение власти. В Японии стала проводиться политика жестокой деспотии. Сразу же по­сле объединения страны Токугава Иэясу уничтожил наиболее видных соперников. В 1634 г. сегун заставил князей поселить их семьи в столице Эдо (ныне Токио). При малейшем подозре­нии в измене князя его семья уничтожалась.

При Токугаве была проведена реформа, в результате кото­рой были строго определены сословия: самураи - - си, крестьяне - - но , ре­месленники - - ко и торговцы - - сё. Жизнь каждого сословия была строго регламентирована. Так, самураям запрещалось заниматься деятельностью, не относящейся к военной службе. Специаль­ный закон определял все стороны крестьянской жизни, начиная от работ в поле и заканчивая устройством жилища. В то же время японские крестьяне являлись лично свободными и счи­тались арендаторами своих наделов. За это они выплачивали князьям арендную плату в размере 50 % урожая.

До утверждения сёгуната Токугавы наиболее распро­страненными религиями в Японии были буддизм и синто (путь богов). Однако эти религии не устраивали сегунов, так как не соответствовали их идеалам и целям. Поэтому в стране возро­ждается конфуцианство, которое становится официальной идеологией. Конфуцианство проповедовало преданность старшим, ценило умеренность и экономию, высоко ставило школу и учебу. В то же время следует отметить, что японцы могли одновременно исповедовать и другие религии: они отличались веротерпимостью, хотя и принима­ли только те религии, которые не ломали традиционные ус­тои и сложившийся образ жизни.

Объединение страны привело к укреплению японской эко­номики. Прекращение междоусобиц, временное снижение арендной платы дали толчок развитию сельского хозяйства. В XVII в. обрабатываемые площади увеличились на 100 %, а урожай вырос на 50 %. Ускорились темпы развития ремесла, оживилась торговля. В стране появились первые мануфактуры.


Однако уже в XVIII в. в Японии начался экономический кризис. Замедлился, а затем прекратился рост производства, в деревне началось скрытое обезземеливание крестьян. Происхо­дит процесс разрушения сословных границ. Крестьянство по­степенно распадалось на зажиточную сельскую верхушку и ог­ромную массу малоземельных арендаторов и пауперов. Разложение охватило и сословие самураев, которые все чаще переходили к невоенным видам деятельности. Рядовые самураи становились врачами или учителями. Часть князей из-за со­кращения доходов от ренты начали создавать мануфактуры и торговые дома. Одновременно ростовщики и торговцы, кото­рые ранее относились к презираемым сословиям, получили право покупать самурайские титулы.

Министерство образования Украины

Реферат

на тему:

«Страны Азии, Африки и Латинской Америки»

подтема:

«Япония»

Подготовили

ученицы 10-1 класса

ХФМЛ№27:

Теплова А.

Проверила:

Хуснутдинова Татьяна

Леонидовна

Харьков

2008г.

1. Последствия Первой мировой войны для Японии.

Объявляя в августе 1914 г. войну Германии, Японская империя строила планы расширения зоны своего влияния в Китае и на Дальнем Востоке, а также получения немецких владений в зоне Тихого океана. На втором году войны Япония предъявила Китаю «21 требование», удовлетворение которых фактически превратило бы эту страну в ее вотчину. Цели относительно Китая и Тихого океана были частично достигнуты. Что же касается дальневосточного региона России, то реализовать задуманное не удалось по причине неудачной интервенции в охваченную гражданской войной страну.

По древней японской традиции, колонну солдат, отправлявшихся на войну, возглавлял воин, несущий на плече исписанную иероглифами увеличенную до двух метров копию «самодзи» - круглой лопатки для раскладывания риса в тарелки. Такими «лопатами» японские генералы надеялись «черпать» богатые трофеи на полях битв Первой мировой войны. Однако их постигло глубокое разочарование - Вашингтонская мирная конференция 1921-1922 гг. провозгласила политику «открытых дверей» (равных возможностей для всех стран) в Китае. И хотя Японии было предоставлено право размещения на Тихом океане третьего по мощности (после США и Великой Британии) военно-морского флота водоизмещением в 315 тыс. тонн, она считала себя несправедливо обойденной западными государствами, прежде всего Соединенными Штатами.

Экономическая нестабильность в послевоенной Японии послужила причиной социальных волнений, наиболее крупными из которых были «рисовые бунты» 1918 г., когда около 10 млн человек протестова­ли против спекулятивных цен на рис - главный продукт питания японцев.

Как и в большинстве азиатских государств, армия в Японии принадлежала к элите общества, имела значительный авторитет и определенную автономию относительно парламента. Высшее армейское командование использовало акции недовольства с целью пробуждения «самурайского духа» и милитаристских настроений, распространяя среди японцев мнение, что послевоенные трудности вызваны несправедливым отношением к Японии ее бывших партнеров по антинемецкой коалиции.

Бремя послевоенных трудностей легло на плечи правительства премьер-министра Такаши Хары (1856-1921). Своей главной целью он видел лишение влияния олигархов, чрезмерно усилившихся в эпоху «реставрации Мейдзи», и укрепление роли политических партий в общественной жизни. Будучи непревзойденным мастером партийного строительства и знатоком бюрократического партийного механизма, Т. Хара сумел заручиться поддержкой влиятельных японских бизнесменов. Посредством умело выстроенных политических интриг, он создавал все условия для того, чтобы партии смогли стать преемниками власти бюрократии и старой политической элиты.

Невзирая на неблагоприятные внутренние и внешние факторы, Т. Харе удалось стабилизировать экономику, демократизировать общество, обеспечить расцвет интеллектуальной и культурной жизни страны. Однако посягательство на власть бюрократии не сошло ему с рук - в ноябре 1921 г. Т. Хара был убит правым террористом.

2. Милитаризация страны.

После гибели Т. Хары активизировались милитаристские партии и организации Японии. Спекулируя на самурайских традициях, они ставили целью восстановление внешней экспансии империи. В 1927 г. премьер-министр Танака прислал императору тайный план («меморандум Танаки») вытеснения США с Тихого океана и экспансии на Дальний Восток.

Милитаристские настроения весьма удачно для их организаторов накладывались на проявления в Японии мирового экономического кризиса, еще в 1927 г. охватившего финансовую систему страны. К лишениям и нищете большинства населения, в особенности сельского, прибавился невиданный ранее крах банков, разрушивший нормальную деятельность всей экономики.

Период постепенного укрепления экономики сменился инфляцией, снижением цен на сельскохозяйственную продукцию, разрушением товарного рынка, безработицей.

Экономический кризис существенным образом обострил политичес­кие противоречия в обществе. Японские военные, в особенности после подписания в 1930 г. Лондонского морского договора, дополнившего решения Вашингтонской конференции, спекулировали на тех временах, когда безопасность японских интересов и колониальных войск в заморских владениях была безоговорочной.

Теперь же, убеждали они сограждан, в условиях навязывания Японии «несправедливых» договоров следует наращивать военные силы для «восстановления справедливости» и дезориентировать западную дипломатию относительно действительных намерений Японии на международной арене.

В 1928 г. почти одновременно с принятием «Закона об общих выборах», согласно которому количество избирателей, составлявшее 3 млн, увеличилось до 12,5 млн человек, был принят «Закон об охране общественного порядка», предусматривавший до десяти лет тюремного заключения за «антимонархическую» и «антигосударственную» деятельность. Под эти формулировки можно было подвести любые проявления недовольства официальной правительственной политикой.

Идеологическим прикрытием нагнетания милитаристских настрое-ний служила идея божественного происхождения Японии. Школьникам рассказывали, что их родина - священная земля, которой искони управляют потомки мифического императора Дзимму. На школьной карте «Соседи Японии» столицу Токио опоясывали пять кругов, обозначающих этапы экспансии Японии. Первый круг охватывал собственно Японию, второй - тихоокеанские острова, Корею, Маньчжурию и часть Монголии, третий - Северный Китай и часть российской Сибири, четвертый - остаток Китая, Индокитай, Борнео и Гавайские острова, пятый - западное побережье США и Канады, Австралию.

Политика правительства представителя партии Минсэйто Осаши Хамагучи (1929-1931), направленная на выведение экономики из кризиса, не отличалась оригинальностью. Ее действия ограничивались призывами экономить, вести аскетический образ жизни и т. п. Неспособность правительства справиться с проблемами внутренней жизни страны и беспомощность премьера вызывали негодование общественности. Активизировавшиеся на этом фоне крайне правые партии с их призывами к установлению «сильной» власти и наступательной внешней политике завоевали симпатии в среде молодых офицеров, политиков, ученической и студенческой молодежи, воспитанной на самурайском романтизме, а также уголовных элементов.

Спекуляция социальными проблемами, обращение к самурайскому прошлому и террор стали неотъемлемой составляющей действий милитаристов. В 1932 г. группа молодых офицеров организовала мятеж с целью установления в стране военной диктатуры. Попытка оказалась неудачной, однако способствовала увеличению финансовой помощи милитаристам со стороны крупного японского бизнеса, прежде всего связанного с производством оружия. Особым расположением они пользовались у руководителей дзайбацу - крупных трестов и концер­нов, контролировавших такие ключевые секторы экономики, как тяже­лая промышленность, транспорт, торговля, финансы. Объединения «Мицуи», «Мицубиси», «Ниссан», рассчитывая на прибыли от будущих колониальных завоеваний, не жалели средств на поддержку милитаристских националистических организаций и групп.

Претендующие на роль объединительного звена всех азиатов против Запада милитаристские силы Японии прилагали усилия для пропаганды идеи превосходства азиатской расы в заграничной части Азии. В 1934 г. в Японии было основано объединение «Дай-Айя-Киотай», главными задачами которого стали пропаганда японской культуры и языка на Азиатском континенте, распространение торгово­го влияния Японии, «освобождение» других азиатских народов под протекторатом Токио. Особое значение организация придавала идео­логическому воспитанию молодежи, объединенной в отдельный союз «Молодая Азия».

Милитаризация политического климата 30-х годов достигла кульминации в 1936 г. во время так называемого инцидента 26 марта. В этот день группа молодых офицеров осуществила попытку уничтожить правительственный кабинет и захватить власть в стране. Мятеж был подавлен, однако отныне в Японии существовал могущественный блок гражданской власти с высшим армейским командованием. Это были люди, пользовавшиеся поддержкой деловых кругов, средств массовой информации, чиновников. Они готовили нацию к экспансии в Азию и тотальной (всеобщей) войне против Запада, свидетельством чего послужил выход Японии из Лиги Наций и агрессивные акции на международной арене

3. Демократическое движение.

Естественно, что в странах с тоталитарным или авторитарным устройством демократические силы вынуждены действовать в крайне сложных условиях. В подобной ситуации находились и демократически ориентированные граждане межвоенной Японии. Когда официальная пропаганда изо всех сил старалась привить нации воинственный дух,а слова «самурай» и «патриот» употреблялись как синонимы, необходимо было большоегражданское мужество, чтобы противостоять этому. Особенность Японии, как, обственно, и Германии, и Италии, состояла в том, что здесь к демократическому лагерю принадлежали все выступавшие против диктатуры милитаристов внутри страны и против агрессивной внешней политики на международной арене. Таким образом, демократический лагерь составляли довольно разношерстные идеологически силы: интеллектуалы, отдававшие себе отчет в неминуемых губительных последствиях для народа политики режима военных; коммунисты, расценивавшие установившиеся в Японии порядки как «империализм»; пацифисты, протестовавшие против любой войны как противоестественного явления; отдельные чиновники и военные. Следует, однако, отметить, что последних было на удивление мало.

Демократическое движение в Японии страдало от того, что его участники были разрозненными и не имели общенациональных центров. В частности, в отличие от Великой Британии с ее Британским конгрессом тред-юнионов, в Японии не было единого профсоюзного центра, который бы направлял борьбу наемных работников за их социальные права. Это, например, четко проявилось во время забастовки токийских железнодорожников в начале 20-х годов, так и не переросшей в общенациональную.

Левые организации и группы, в частности «Танемаку хито» («Сеятель») во главе с Оми Комаки или созданная в июле 1922 г. Коммунистическая партия Японии (КПЯ), вследствие малочисленности и увлечения теорией в ущерб конкретным действиям не оказывали решающего влияния на политику японского правительства и общественное мнение. КПЯ, образовавшаяся вследствие раскола в анархо-синдикалистском движении из активистов профсоюзов, прежде всего социалистов и радикалов, была не столько серьезной политической силой, сколько собранием интеллектуалов, исповедовавших коммунистическую идеологию. Даже ее лидеры (например, Хитоши Ямакава) занимались скорее словесной поддержкой коммунизма в СССР, нежели рассчитывали на его распространение в Японии.

На протяжении 20-30-х годов партийные активисты КПЯ неоднократно преследовались властью; не прибавила партии авторитета и неизбывная борьба между разными фракциями в ней. В тактике КПЯ преобладали манифестации и митинги, ее политическая линия довольно часто менялась либо в соответствии с указаниями Коминтерна, либо в зависимости от того, какая фракция побеждала в партийных дискуссиях. Начиная с 1933 г. в результате полицейских акций большинство руководителей партии были арестованы или эмигрировали.

Предвидевшие угрожающие нации последствия милитаризации Японии старались противодействовать скатыванию страны к войне. Так, в ноябре 1930 г. противники милитаризации распространили среди японских военных моряков в Шанхайском порту антивоенные листовки. В том же году было организовано «Общество противников японо-китайской войны».

4.Внутренняя и внешняя политика страны.

После Первой мировой войны главным для Японии во внешней политике становится участие ее в интервенции на Дальнем Востоке против Советской России и обеспечение своих национально-государственных интересов на международном уровне.

Цели Японии относительно советского Дальнего Востока, влияние на них политических перемен в России. По количеству оккупационных войск Япония занимала первое место (в 1920 г. – 175 тыс. чел.).Развитие партизанского движения в ответ на крайнюю жестокость оккупантов в сочетании с результативными действиями Красной Армии позволили изгнать японцев из Приморья (1922), в 1925 г. из Северного Сахалина после подписания советско-японской конвенции и установления дипломатических отношений. Весной 1922 г. международные позиции Японии ухудшились. На развитие внутренней ситуации в Японии заметное влияние оказали политические события в России 1917 – 1918 гг., информация о которых достаточно активно проникала в страну. Прежде всего это значительный рост промышленности (военной, судостроительной) и торговли Японии на новых рынках, доходов монополистических компаний (дзайбацу), что позволяет назвать это время «золотым веком» Японии, хронический кризис сельского хозяйства. При этом усиление эксплуатации населения, рост цен на рис и произвол ростовщиков обостряли классовую борьбу, что проявилось в росте политической активности масс. Будучи стихийными и первыми революционными выступлениями трудящихся на Востоке, они в короткое время охватили две трети территории страны с населением 10 млн. чел., распространились на рабочих и шахтеров, перерастая иногда в вооруженные восстания. Структурные сдвиги в японской экономике привели к изменениям в японском пролетариате. Послевоенный экономический кризис 1920 – 1921 гг., репрессии против стачечников ускорили сплочение профсоюзов и развитие социалистического движения. Что нового появилось в японском социалистическом движении начала 20-х годов ХХ в.? Появились первые организации– Социалистическая лига (конец 1920) и Коммунистическая партия (июль 1922). Как особенности условий, в которых протекала работа последней, повлияли в дальнейшем на политическую судьбу партии? Попытки ее восстановления осенью 1925 г., несмотря на репрессии, последовавшие после землетрясения 1923 г., свидетельствовали об укреплении левого течения в японском общедемократическом движении. Обратите внимание на новое направление в общедемократическом движении этого периода – движение против интервенции Японии на Дальнем Востоке и в поддержку Советской России (лето 1922).Чем объяснялось «миролюбие» японской буржуазии? Рассматривая внутриполитическую ситуацию в Японии, подчеркнем влияние на нее развернувшегося народного движения, что привело к отстранению милитаристских кругов и допуск впервые в истории Японии к власти представителей финансовой олигархии (правительство Хара, сентябрь 1918). Какие новые политические перемены оно отражало и чьи интересы в действительности выражало? Исходя из этого, очертите его внутреннюю и внешнюю политику, а именно: усиление империалистической агрессии, расширение колониальной экспансии в Корее, подавление демократического движения. Установите политические и демографо-экономические факторы японского экспансионизма.С 1924 г. в Японии наступил период относительной стабилизации капитализма, продолжавшийся до 1926 г. Экономический подъем был вызван отчасти и восстановительными работами после землетрясения 1923 г. Каковы социальные последствия «рационализации» производства в условиях финансовой слабости японского капитализма? Объясните новые черты рабочего движения в1924 – 1926 гг.: продолжительность, упорство и многочисленность участников, актуальность проблемы единства и борьбы против реформизма в рабочей среде. Определенным успехом в этой работе следует считать создание легальных организаций и партий трудящихся. К концу 1926 г. их было три: Роното (более 15 тыс.), Социал-демократическая партия (88 тыс.) и Японская рабоче-крестьянская партия (около 20 тыс.). В чем состояли значение воссоздания КПЯ (декабрь 1926) и сущность борьбы правого и левого ее уклонов? Какой вклад в развитие рабочего движения внес Катаяма Сэн и его контакты с международным коммунистическим движением? Во внутренней политике правящий лагерь использовал тактику политического маневрирования. Чем это было вызвано? Появилась новая черта в политической жизни Японии – с 1924 г. страна управлялась только партийными кабинетами (вплоть до 1932). Дайте объяснение этому явлению исходя из стремления армейских кругов к модернизации военной мощи и невозможности ее осуществления без соответствующей поддержки финансово-промышленных кругов. Как повышение роли трех партий (Сэйюкай, Кэнсэйто и Какусии) в борьбе в защиту конституции отразилось на роли нижней палаты парламента, представляющей интересы избирателей (1924)? Этот процесс приближения Японии к нормам политической жизни западных государств проявился и в практике назначения членов палаты пэров императором, а не правительственными организациями, нейтрализации влияния Тайного совета. При этом новый процесс усиления роли партий в государственной жизни сопровождался слиянием их верхушки с бюрократией, что осуществлялось путем перехода отставных чиновников в партийное руководство.

5.Политика и экономика страны. Итог.

Финансовый кризис 1927 г. вызвал существенные изменения в расстановке политических сил – в кабинетах усиливается влияние военщины и намечается ее сближение с политическими партиями буржуазии. Проследите политику кабинета генерала Танака (апрель 1927), проявившуюся в откровенном усилении реакции как во внутренней, так и во внешней политике Японии. Для этого можно рассмотреть рабочую политику кабинета, курс на поддержку национального капитала, нараставшую аргументацию расширения колониальной политики Японии в отношении Китая и Монголии. Особое внимание обратим на события февраля-марта 1928 г., связанные с парламентскими выборами по новому избирательному закону 1925 г.Будучи ярким примером острой политической борьбы демократических в целом и консервативных сил, они отразили растущее влияние левых партий, в том числе и в парламенте. Заметная активность Роното в сотрудничестве с КПЯ спровоцировала репрессивные действия властей, которые вылились в «инцидент КПЯ» и «бурю 15 марта».Содержание «позитивной линии» Танака («меморандум Танака», июль 1927) можно раскрыть как программы завоевания мирового господства, предполагавшей подчинение уже не только Китая, но и Индии, стран Юго-Восточной Азии, России и Европы. Рассмотрение экономики Японии в период мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. следует провести с учетом его особой остроты для этой страны из-за ее тесной связи с американским рынком. Наибольшего накала он достиг в 1930-1931 гг. Последовавшее обострение социальной обстановки внесло изменения в общее направление политики и тактики правящего лагеря. Новое правительство Хамагути (июль 1929) действовало более гибкими методами, отказавшись от прямого использования вооруженной силы.Рассмотрите влияние мирового экономического кризиса на усиление тоталитарно-милитаристских тенденций. Наиболее существенной тенденцией первой половины 30-х годов ХХ в. была фашизация правящей верхушки и государственного строя Японии как проявление обострившихся в результате экономического кризиса противоречий внутри правящего лагеря. Выделите складывавшиеся противоборствующие группировки и их социальные опоры. Одна из них отражала интересы мелкой и средней буржуазии, сильно пострадавшей в условиях кризиса, владельцев «новых» концернов и «молодого офицерства». У них есть существенные различия с «старыми концернами» (Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясудо) и представлявшими их правительствами, генералитетом, связанным как с теми, так и с другими. Важную роль сыграл внешний фактор – ухудшение международного положения Японии в начале 30-х годов ХХ в. (решения Лондонской конференции 1930)? Охарактеризовать подробно черты фашистского движения в Японии можно, рассмотрев следующие вопросы:

Ø причины развития фашистских идей;

Ø социальная опора фашизации (широкие мелкобуржуазные

слои города и деревни);

Ø организационные формы фашистского движения (шовинис-

тические клубы, лиги, общества, школы);

Ø участие армии в развитии этого движения;

Ø программа и лозунги японского фашизма (антикапитализм,

демократия в сочетании с демагогией, расовые идеи «ниппонизма»

и «паназиатизма», что по сути означало борьбу с влиянием «старых

концернов» и финансовой олигархии, буржуазно-помещичьих

партий и парламентаризма, право японцев господствовать над всем

Ø отношение императорской власти и правительственных кру-

гов к фашистскому движению;

Ø методы их деятельности (заговоры, путчи, террористичес-

Конкретными целями «новых концернов» были укрепление политических позиций и использование государственного аппарата в своих интересах, представителей «молодого офицерства»-улучшение своего материального положения и политического веса в армейских кругах.

Если провести сравнение с развитием фашизма в послевоенной Германии, можно выявить сходные черты и отличия - воинственный радикализм социальных групп, делавших ставку на силу и агрессию, на культ исключительности и вседозволенности, на войну как средство достижения своих целей; наличие единой и хорошо структурированной партии и идеи вождизма.

Активное влияние сторонников фашизма на политику правящих кругов отмечается с декабря 1931 г. с приходом кабинета Инукаи. В целом его курс на развязывание военно-инфляционной конъюнктуры позволил Японии выйти из экономического кризиса и добиться промышленного роста. Вместе с тем растущая инфляция в условиях начала территориальных захватов Японии на материке (вторжение в Манчжурию в сентябре 1931 г.) обострила социальное недовольство в стране. Отметим деятельность КПЯ по защите интересов трудящихся и направленную против нее репрессивную политику властей в 1932 – 1934 гг., размах антивоенного движения. Государственно-монополистические тенденции закрепляли роль финансовой олигархии в государственном аппарате, нуждавшейся для этого в установлении военно-полицейского режима. Последствиями этих переворотов для общества и государственной власти были: милитаризация, создание надпартийных кабинетов, резкое падение значения политических партий, заметное участие военно-бюрократических кругов в формировании правительств (кабинеты Сайто в мае 1932 – июле 1934 г. и Окада в июле 1934 – феврале 1936 г.), усиление репрессий против демократических сил в стране. В середине 30-х годов имели место кризис японского буржуазного либерализма и торжество реакционной доктрины императорской системы. После 1936 г. выход из внутреннего кризиса правящий лагерь все более видел в наращивании своего агрессивного внешнего курса. Вспомните важнейшие этапы этого процесса начиная с 1931 г.: агрессия в Северном Китае, выход Японии из Лиги наций (1933),обострение отношений с Англией (1935), провокации на границе с СССР и отказ подписать пакт о ненападении (1931 – 1935). План премьера Хирота, принятому летом 1936 г.: курс на колониальное расширение» в Восточной Азии, предусматривавший агрессию против Китая и СССР. Под давлением наиболее агрессивных кругов он получил свое развитие в заключении с Германией Антикоминтерновского пакта (ноябрь 1936). Направленный против СССР и национально-освободительного движения в Китае, он мог быть использован также против США и Великобритании. Подготовка к «большой войне» в Китае осуществлялась в ходе реализации комплекса реформ фашистского характера, получивших название «новой экономической» и «новой политической структуры». Однако растущее в стране недовольство избирателей привело к поражению этого правительства на парламентских выборах 1936 и 1937 гг. Средством разрешения внутренних противоречий стало противопоставление демократической процедуре в стране сильного авторитарного режима и война в Китае.

Рубеж 20 – 30-х годов ХХ в. характеризуется наивысшим подъемом рабочего и национального движения. С 1931 г. выдвигаются политические требования, расширяется движение в деревне. Новым направлением в общедемократическом движении становится антивоенная кампания, проводимая под руководством КПЯ. С 1934 г. прогрессивные организации выступают за создание антифашистского народного фронта, создают Всеяпонскую федерацию труда (январь 1936), рабоче-крестьянские советы как организации Единого фронта. В первом полугодии 1937 г. был отмечен наивысший подъем рабочего движения, продолжавшийся до 1945 г., что проявилось в политической активности трудящихся на выборах. C нападения на Китай (7 июля 1937) Япония вступила в период реализации китайского этапа своей экспансионистской программы. Его осуществлял кабинет князя Коноэ (1937 – 1939). Основные направления в курсе Коноэ – установление фашистской диктатуры («новая национальная структура») и поворот к доктрине «Великой Восточно-Азиатской сферы совместного процветания».Наиболее полно политика Коноэ проявилась летом 1940 г. во время вторичного прихода к власти. Подробно изучите, как происходили реорганизация государственного строя страны и перестройка политической системы. Какова же цель «движения за новую партию»? Инициаторами его были лидеры военно-фашистских организаций, правые социал-демократы, бюрократические круги, фашистские лидеры армии и финансовая олигархия. Почему, в отличие от Германии и Италии, в Японии так и не была создана единая фашистская партия? Почему идеологическим центром фашистских преобразований стала реакционная монархия? Какие функции выполняла созданная в сентябре 1940 г. «Ассоциация помощи трону»? Будучи организационным оформлением «новой политической структуры», она утверждала авторитарные принципы, культивировала монархизм, осуществляла идеологический контроль за населением и находилась на госбюджете. Охарактеризуйте внешнюю политику Японии после начала войны в Китае. Как складывались отношения с державами? Почему США и Англия заняли нейтральную позицию, а с весны 1938 г. оказался возможным курс на активное использование английского империализма для захвата Китая? Как сказался антисоветизм держав на японо-советских отношениях? Выясните значение военной агрессии Японии у о. Хасан (июль-август 1938) и р. Халхин-Гол (май-август 1939) для подготовки Японии к нападению на СССР. Своим вторжением Япония предполагала не только захват монгольской территории, но и вторжение в Уссурийскую, Хабаровскую и Амурскую области с целью отрезать их от СССР. Кроме того, нарушалась бы связь СССР с борющимся Китаем. Поражения Квантунской армии свидетельствовали о кризисе японской внешней политики, вызвали новый подъем сопротивления в Китае, что осложнило ей ведение затяжной войны, подтолкнули развитие антивоенного движения в стране. Очередным ударом по внешнеполитическому курсу Японии было заключение в момент ее военного поражения советско-германского пакта о ненападении (23 августа 1939) вопреки антикоминтерновской коалиции. Тем не менее в опубликованных 13 сентября 1939 г. «Основах политики государства» были названы следующие важнейшие цели ее внешней политики: независимая позиция, урегулирование «китайского» инцидента,подготовка к войне с СССР (к середине 1941 г.).

Можно проанализировать дипломатические, экономические и внутриполитические аспекты подготовки к войне в Тихом океане, рассмотрев следующие обстоятельства: очевидная опасность войны с СССР, не удалось ликвидировать сырьевую зависимость от США и Англии путем ограбления Китая, нарастание проблемы энергоносителей в результате эмбарго США, давление агрессивно настроенных военно-морских кругов, намерение захватить французские и голландские колонии в условиях успехов Германии.

Какие возможности открывал для Японии заключенный с Германией и Италией военный союз – Тройственный пакт (27 сентября 1940)? Японии удалось добиться сохранения своего контроля над бывшими германскими владениями в Тихом океане, переданными ей после Первой мировой войны. Отражая передел мира, пакт был направлен как против СССР, так и против США, Англии и Франции. Германия отводила Японии роль отвлечь силы Англии на Дальнем Востоке и удержать США от активного участия в войне в Европе. Главным, что делало америко-японские отношения непримиримыми, было все большее нарушение американских интересов Японией. конкретные же разногласия касались «пакта трех»,пребывания японских войск в Китае и Индокитае, осуществления принципа равных возможностей в Китае и др.

Белая раса - ведущая раса человечества, руководитель цветных народов. Она будет править миром многие столетия.

Миф, с которым жители Европы и Северной Америки вступили в Новое время

Становление буржуазного пути развития: от феодального к агрессивному милитаристскому государству

Вплоть до середины XIX в. в Японии господствовали феодальные отношения. Земли в основном находились в собственности крупных феодалов. Большинство крестьян разорялось, поскольку отдавало своим господам больше половины урожая. В стране возникали крестьянские волнения и восстания. Усугубляло ситуацию бесцеремонное вмешательство в дела Японии западных государств.

В течение более двух столетий Япония была страной, закрытой для иностранцев. Но 8 июля 1853 г. эта эпоха закончилась, когда командор военно-морского флота США М. Перри (1794-1858) прибыл в залив Эдо около Токио во главе эскадры из шести кораблей с поручением президента открыть Японию для взаимной торговли. Перри вручил предложения американской стороны, пообещав вернуться через год. Он сдержал свое обещание и возвратился в феврале 1854 г., но на этот раз с девятью кораблями. В течение нескольких недель происходили церемониальные маневры. Американцы раздавали щедрые подарки: по пять галлонов виски каждому официальному лицу, а тем, кто поважнее, - по миниатюрной паровой машинке впридачу. В ответ японцы показали американцам свою национальную борьбу сумо, а Перри - искусство своих моряков в стрельбе. В конце концов хозяева с неохотой подписали договор о дружбе и сотрудничестве, открыв два порта для приема иностранных судов.

Японию заставили заключить с США неравноправный договор, лишавший ее таможенной автономии. Подобные договоры были подписаны Японией и с другими европейскими державами. Существовала реальная угроза превращения страны в полуколонию. Такое положение не устраивало основные социальные слои японского общества: крестьянство, торгово-промышленную буржуазию, самураев - военное сословие мелких дворян. Все чаще раздавались голоса о необходимости изменения общественного и государственного строя.

До середины XIX в. Япония представляла собой централизованное феодально-абсолютистское государство. Главой страны являлся император, но фактически власть находилась в руках сёгуна (полководца), являвшегося высшим должностным лицом, главнокомандующим и начальником всего аппарата управления. Должность сёгуна была наследственной и традиционно замещалась представителями крупнейших феодальных домов. Опору сёгуната составило сословие буси - воины-феодалы. Высшим его слоем были личные вассалы сёгуна, низшим - мелкое военное дворянство, самураи.

В октябре 1867 г. представители оппозиции потребовали у сёгуна передачи власти в то время 15-летнему императору Муцухито (1852-1912). В ответ сёгун пытался подавить движение военной силой, но в январе 1868 г. потерпел поражение. Было объявлено о восстановлении власти императора.

Это была антифеодальная революция, и страна вступила на буржуазный путь развития. Правление юного императора названо «Мэйдзи» (просвещенное правление). При осуществлении реформ использовался опыт европейцев: введено формальное равенство всех перед законом и устранено все, что ограничивало личную свободу человека. Провозглашались буржуазные свободы.

Устанавливалось право частной собственности на землю и разрешалась свободная купля-продажа земли. Аннулировались неравноправные международные договоры. Были учреждены министерства по отдельным отраслям управления, а в качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти был создан кабинет министров при императоре. При этом назначения на должности проводились по конкурсной системе.

Государство было разделено на губернии вместо старых границ княжеств. В каждой губернии имелось выборное совещательное собрание. Армия и флот были реорганизованы и введена всеобщая воинская повинность.

В 1889 году была принята Конституция, составленная по прусскому образцу и юридически закрепившая союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией. Главой государства по Конституции являлся император, особа которого объявлялась священной и неприкосновенной. Он наделялся всей полнотой исполнительной власти: объявлял войну и мир, заключал международные договоры, осуществлял руководство вооруженными силами, назначал министра-президента, а также мог издавать указы, имеющие силу закона. Император назначал главу исполнительной власти - министра-президента, а по его представлению - остальных министров.

Законодательную власть император осуществлял совместно с парламентом. Парламент формировался из двух палат - палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входили лица, назначенные императором, титулованная знать и члены императорской фамилии. Палата депутатов избиралась населением страны. Право принять участие в выборах депутатов получили лишь мужчины, достигшие возраста 25 лет.

Император созывал и закрывал парламент, отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи. Парламент ежегодно утверждал бюджет. В случае его неутверждения правительство могло применить бюджет предшествующего года.

Были также провозглашены свободы слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям. Однако они были ограничены по Конституции по различным основаниям и сводили на нет эти права.

В конце XIX в. были заложены основы для дальнейшего развития страны и превращения Японии в агрессивное милитаристское государство. Сильные позиции в стране заняли военные, получившие поддержку дворянства и окрепшей буржуазии.

В к. XVI века в борьбе за власть между феодальными группировками в Японии победу одержал Иэясу Токугава. За короткое время ему удалось подчинить своей власти всех удельных князей Японии и принять титул сёгуна (титул военного правителя - полководца Японии в 1192-1867 гг.). С этого времени сёгуны из рода Токугава стали полновластными правителями Японии. У власти они находились в течение последующих 250 лет.

При сёгунах императорская династия была лишена реальной власти, и императорский двор вынужден был склониться перед их могуществом. Императорской семье не разрешалось иметь в собственности землю, а на ее содержание выделялся рисовый паек. Сёгуны династии Токугава стремились к укреплению центрального правительства, но делали это, прежде всего в интересах своего дома. Для этих целей Токугава установил свой контроль над крупными городами, рудниками, внешней торговлей и т. д. Он же ввел систему заложничества , что было необходимо ему для того, чтобы подчинить себе князей и держать их под контролем.

Токугава построил новую столицу - город Эдо - и потребовал, чтобы каждый князь год жил в столице, а год - в своем княжестве. Но, уезжая из столицы, князья должны были оставлять при дворе сёгуна заложника - кого-нибудь из близких родственников. Доходы рода Токугава составляли от 13 до 25 % доходов государства.

В 30-х г. XVII в. правительство сёгуна Иэмицу Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Указ сёгуна гласил: "На будущие времена, доколе солнце освещает мир, никто не смеет приставать к берегам Японии, хотя бы даже был послом, и этот закон никогда не может быть отменен под страхом смерти". При этом указывалось также, что "любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж - смерти".

Политика "закрытия" страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми старые традиции и феодальные порядки. После "закрытия" страны прекратились торговые связи Японии с Европой. Некоторое исключение допускалось только по отношению к голландцам, продолжалось общение и с соседними странами Азии, и прежде всего с ближайшими соседями - Кореей и Китаем.

В начале Нового времени в Японии сохранялась жесткая сословная система, и государство жестко устанавливало и контролировало правила жизни для всех сословий населения. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы .

Придворные, священнослужители, врачи и ученые, а также парии - неприкасаемые, которые выполняли самую грязную работу, в сословия не входили. В этой сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины-самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII-XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10 % населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые феодалы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники.

В XVII в. окончательно оформился "кодекс чести" самураев - "бусидо", согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному феодалу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (харакири) по первому его требованию или в случае его смерти.

Основную массу населения составляли крестьяне, которые относились ко 2-му сословию. Крестьяне не могли оставить свои хозяйства, жизнь их протекала в тяжелом труде и нищете.

Древней религией Японии был синтоизм (в переводе "синто" означает "путь богов"). В синтоизме существует множество богов, но главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой якобы ведут свое происхождение японские императоры. Поэтому светские правители почитались как посланцы неба, и их авторитет был непререкаем. Синтоизм использовался в Японии для укрепления власти императора, ставшего с VII в. верховным жрецом этой религии. Но в XVI-XVIII вв. в Японии усиливаются позиции буддизма, что было обусловлено китайским влиянием. В н. XVII в. сёгун Токугава объявил буддизм государственной религией, каждая семья была приписана к определенному храму. Согласно этому учению вся жизнь человека - непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых - неудовлетворенные земные желания. Буддизм призывал верующих к постоянному самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. В Японии той эпохи была популярна веротерпимость - рядом уживались разные религиозные верования - синтоизм и буддизм.



Культурная жизнь Японии характеризовалась в XVI-XVIII вв. развитием поэзии, живописи, музыки и народного театра - ("песни и танца") – кабуки (в пер. я япон. отклоняться). Правительство Японии преследовало этот театр, боясь распространения свободомыслия, при этом оно запретило женские и юношеские труппы, и с тех пор в театре кабуки играют только мужчины. Самураям и крестьянам не разрешалось посещать кабуки, и это определяло состав зрителей. Профессию актера в то время относили к разряду презренных: им запрещали выходить за пределы театрального квартала, полагалось носить одежду установленного образца.

При императорском дворе состязались в искусстве поэты и поэтессы. Умение слагать стихи, играть на музыкальных инструментах, рисовать было обязательным для образованного человека. Печатались и распространялись книги по истории Японии ("Кодзики" - "записи о деяниях древности"), "Анналы Японии" - "Нихонги" - полный сборник мифов, преданий, исторических событий.

В японской живописи того времени преобладало изображение пейзажей священной горы Фудзияма, цветущей сакуры (вишни), моря и др.

1. Япония в период раздробленности и гражданских войн. Япония начала Нового времени унаследовала от позднесредневекового сёгуната Асикага (1467-1568) период раздробленности и гражданских войн, получивший название «эпохи воюющих провинций». Он ознаменовался борьбой вассалов сегуна против него и между собой. Сегуны из дома Асикага утратили контроль над столицей Киото, где образовалось сильное городское самоуправление. Лидерство перешло к местным правителям в провинциях - князъям-дай-мио. На территории своих княжеств они стремились к установлению полного контроля над хозяйственной и политической жизнью.

В это время существенно изменилась структура доходов князей. Если, например, доход крупного феодального рода Сандзёниси в период раннего средневековья (XIII в.) от вотчины (сёэна) составлял более 50%, то в начале XVI в. он снизился до 29%. Это обстоятельство определило заинтересованность князей в развитии ремесленного производства, горного дела и торговли на территории княжества и страны в целом. В 1549 г. в городе Исидэра в провинции Оми (современная префектура Сига) при буддийском храме Каннодзи появился первый в стране «свободный рынок», где для привлечения ремесленников и купцов рыночное налогообложение было отменено. Такие же рынки со временем образовывались и в других местах.

В XVI в. возникли три производства мануфактурного типа по изготовлению гончарных изделий и одно - в винокурении. Их продукция не только удовлетворяла местный спрос, но и частично вывозилась в другие районы.

Большую прибыль приносила внешняя торговля с Китаем, хотя и осуществлявшаяся под видом поднесения дани. Между феодалами шла ожесточенная борьба за установление контроля над ней.

Междоусобицы «эпохи воюющих провинций» ухудшили положение крестьян: сократилась площадь обрабатываемых земель, выросли налоги, взимались дополнительные поборы. Это вызвало волну крестьянских восстаний. Еще в XV в., но особенно в XVI в., широкое распространение получили выступления крестьян под религиозными лозунгами. Недовольство крестьянских масс использовали в своих интересах различные буддийские школы, активно участвовавшие в междоусобных феодальных войнах. Восстания под религиозными знаменами, прежде всего буддийской школы «Икко» («учения об Одном»), начались еще в 1488 г. и продолжались около 100 лет. Крупнейшее выступление произошло летом 1532 г., когда повстанцы осадили г. Сакаи и намеревались начать наступление на Киото. Крестьянские восстания были направлены против местной администрации, представители которой обогащались за счет крестьян и превращались в крупных феодальных земельных собственников. В целом, крестьянские восстания, как бы «накладываясь» на феодальные междоусобицы, все более ослабляли Сегунат.

Значительное влияние на последующую политическую и экономическую обстановку в стране оказало появление в 1543 г. у берегов Японии португальцев, а спустя шесть лет - испанцев, достигших берегов Японии из Мексики. Их прибытие положило начало распространению огнестрельного оружия. Огнестрельное оружие, впервые примененное в Японии в 1575 г., совершило переворот в военном деле: если раньше главная роль в бою принадлежалавсадникам-самураям, а пехотинцы были оруженосцами, то теперь на первое место вышли пехотинцы (асигару), возникла необходимость в профессиональном солдате, который владеет огнестрельным оружием, а этого можно было достигнуть лишь систематическими, повседневными тренировками. Князья стали формировать свои дружины не только из самураев, но и из крестьян, которых селили при замках, полностью оторвав от сельского хозяйства и предоставляя рисовый паек в качестве жалования. Введение огнестрельного оружия оказало влияние и на технику возведения укреплений, в частности замков, которые окружались крепкими стенами и рвами с водой.

Получает распространение и христианство, принесенное с собой европейцами. Чтобы привлечь иностранных торговцев, вооружиться огнестрельным оружием и получить поддержку европейцев в междоусобной борьбе, князья принимали христианство и заставляли своих вассалов следовать их примеру. Проповедь католичества получила особо широкое распространение на о. Кюсю, где стали открывать христианские церкви и школы.

Появление европейцев способствовало усилению торгового капитала, совершенствованию военного дела, обострило междоусобные войны и привело к возникновению опасности не только раскола Японии, о чем говорилось выше, но и подчинения ее европейцам.

Междоусобные войны, крестьянские восстания создавали реальную угрозу самому существованию феодалов; для нормального функционирования торгового капитала нужно было устранить феодальные преграды; назревала угроза иностранного порабощения Японии. Все это вызывало объективную необходимость объединения страны.

Инициаторами объединения выступили феодалы центральной части о. Хонсю - Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу.

2. Борьба за объединение Японии. Ода Нобунага происходил из провинции Овари (современная префектура Айти). Он был вторым сыном мелкого феодала, и отец поселил его отдельно от семьи, построив небольшой замок в Нагоя. После смерти отца в 1551 г. семнадцатилетний Нобунага проявил немалое коварство, захватывая чужие земли, не щадя ни родственников, ни свойственников, ни соседей. Военным успехам Ода способствовало вооружение его дружины огнестрельным оружием. В 1573 г. он сверг последнего сегуна из дома Асикага, который к тому времени уже полностью утратил политическое влияние. Для обеспечения войск продовольствием он ввел специальный рисовый налог, сохранившийся до конца феодального периода.

Ода подчинил более половины территории и в завоеванных городах упразднил заставы, отменил внутренние таможенные поборы, что, в свою очередь, встретило ожесточенное сопротивление феодалов и придворной аристократии, лишившихся главной статьи своих доходов. Он стимулировал развитие торговли путем ужесточения наказаний за разбой, создал «свободные рынки».

Упразднив частные меры жидких и сыпучих тел, Ода ввел унифицированную киотскую меру, равнявшуюся 1,8 л. Был установлен твердый обменный курс и было запрещено использовать рис в качестве средства обмена. Ода начал выпускать золотые монеты, однако золота и серебра было еще мало для массового производства денег, хотя он и захватил серебряные рудники Икуно.

Правдами и неправдами расширяя свои владения, жесточайшим образом подавляя крестьянские восстания, Ода Нобунага положил начало «сёгунско-княжескому» (бакухан) государству. Однако его возвышение заставило объединиться в борьбе с ним многих враждовавших ранее между собой феодалов, кроме того начались распри в лагере самого Ода. В 1582 г., будучи окружен в одном из киотских храмов войсками противников, Ода покончил жизнь самоубийством.

Дело объединения страны продолжил Тоётоми Хидэёси, происходивший из крестьян и выдвинувшийся на службе у Ода.

Внутренняя политика Хидэёси была аналогична мероприятиям Ода. На завоеванных территориях Хидэёси осуществил обмер земель и отнес их к категории «прямо контролируемых владений», которые давали 2 млн. коку риса (1 коку - около 160 кг). К «прямо контролируемым владениям» были отнесены города Осака, Киото, Нара, Оминато (север о. Хонсю) и связанные с внешней торговлей города Нагасаки и Ха-ката.

Особое внимание Хидэёси уделял аграрной политике, сутью которой было прикрепление крестьян к земле и укрепление феодальной структуры («вторичное закрепощение крестьян»). Хидэёси впервые в масштабах всей страны провел перепись, где крестьяне были подразделены на две группы: податные - «основные» крестьяне, к которым причислили не только зажиточных крестьян, но и менее состоятельных с Целью увеличения численности податного населения, и безземельные крестьяне, находившиеся «вне переписи», не прикрепленные к земле, которым разрешалось передвижение.

В 1568 г. был издан указ о норме подати и прикреплении крестьян к земле, согласно которому крестьянин имел право не более чем на 1/3 урожая, а сеньор - на не менее 2/3. Перепись утвердила упразднение вотчин, укрепление сельской общины и наличие развитых вассальных отношений.

Сам выходец из крестьян, Хидэёси жестоко подавлял крестьянские восстания. Закрепощение крестьян сопровождалось изъятием у них оружия. Согласно указу 1588 г. об «охоте за мечами» крестьянам запрещалось иметь мечи, кинжалы, ружья и другое оружие. Спустя три года новый указ официально закрепил социальные различия. Устанавливалось трехсословное деление общества на самураев (си), крестьян (но) и горожан (симин). Последние состояли из купцов и ремесленников, которые еще не были дифференцированы. В качестве низовой административной единицы в 1597 г. вводились пятидворки и десятидворки, устанавливалась система круговой поруки. Через год с целью увеличения налогообложения крестьян были уменьшены единицы земельной площади: тан с 0,12 га сокращался до 0,1 га, а те с 1,2 га до 1 га при сохранении старых норм обложения, в результате чего налоговый гнет крестьян увеличился примерно на 30%. Хидэёси подтвердил перевод ренты с денежного исчисления на продуктовую основу (рис), что практически осуществил его предшественник.

С самого начала своей деятельности Хидэёси вынашивал мечту о расширении границ. Еще в 1583 г. он требовал уплаты дани от Кореи, а в 1591 г. добивался признания ею вассальных обязательств. Корейские власти оба раза ответили отказом. В мае 1592 г. 137-тысячная армия японцев высадилась в Корее и двинулась на Сеул. Однако корейская кампания закончилась неудачей и ослабила юго-западных феодалов и крупных торговцев, поддерживавших Хидэёси, так как они были связаны с внешним рынком. Усилились позиции князей Северо-Восточной и Центральной Японии, менее пострадавших от тягот войны. Возросла также роль торгового капитала, действовавшего на внутреннем рынке.

Смерть Хидэёси в 1598 г. свела на нет усилия первых объединителей. С новой силой вспыхнула междоусобная борьба между третьим объединителем Токугава Иэясу и его противниками, которые сгруппировались вокруг сына Хидэёси - Хидэёри.

Потерпев поражение в битве при Сэкигахара (на восточном побережье оз. Бива) в 1600 г., Хидэёри и его сторонники обосновались в г. Осака, который на 15 лет стал центром оппозиции. В битве при Сэкигахара Токугава впервые использовал в качестве лазутчиков «невидимок» (ниндзя).

В 1603 г. Иэясу Токугава принял титул сегуна и, основав Сегунат (1603-1867) со столицей в г. Эдо (современный Токио), положил начало военно-феодальной диктатуре наиболее влиятельного дома того времени. Фактически Токугава и его последователи отстранили императорский дом от власти и политической жизни. Однако они продолжали подчеркивать его религиозный авторитет и постоянно утверждали, что получили санкцию на власть от самого императора (микадо).

3. Япония в начале XVII в. При первых сегунах из рода Токугава Япония стала превращаться в единое государство, хотя полного объединения страны так и не было достигнуто. Стабилизация политического положения шла путем подавления оппозиции князей. В начале XVII в. некоторые из них, принявшие христианство (оппозиция Токугава рассчитывала на помощь Запада), были казнены вместе с семьями (Такэда, Минай, Кумачаи). У ряда князей, главным образом юго-западных, земли были конфискованы. Других переселяли на новые земли. Союзникам в знак благодарности увеличивали земельную площадь.

Таким образом, Токугава удалось сконцентрировать свои владения в центре о. Хонсю. Один массив их земель располагался в районе Эдо, а другой - вокруг г. Осака, тогда как земли их сторонников были сконцентрированы вдоль важнейшей стратегической и экономической артерии - дороги Эдо-Осака.

Владетельные князья различались по степени своего богатства, которое исчислялось годовым доходом риса. Общий рисовый доход Японии в начале XVII столетия определялся в 11 млн. коку (1 коку - 180,4 литра). Из этого количества 4 млн. коку принадлежало дому Токугава. Лишь небольшая группа наиболее богатых феодалов (только 16 феодальных князей имели доход свыше ЗОО тысяч коку риса каждый) пользовалась некоторой самостоятельностью, обладала значительным количеством вассалов-самураев и иногда даже чеканила свою

Из учета этих опасностей исходили в своей политике Токугава, строившие ее так, чтобы: во-первых, держать крестьянство и городские низы в узде и не допускать никаких послаблений, способных дать им малейшую возможность организоваться для борьбы; во-вторых, контролировать взаимоотношения феодальных князей между собой, не допуская усиления кого-либо из них и тем самым сохраняя руководящее положение за кланом Токугава; в-третьих, зорко следить за иностранцами и держать на запоре двери Японии.

Одной из важнейших составляющих внутренней политики Токугава стало «закрытие страны». Причиной послужило широкое проникновение европейцев, распространение христианства и угроза превращения Японии в колонию (что уже произошло по схожему сценарию на Филиппинах). Еще в конце XVI столетия огромное возмущение японцев вызвала практика португальских и испанских миссионеров, вывозивших из Японии людей для продажи их в рабство.

Однако первый сёгун из династии Токугава Иэясу первоначально не предпринимал решительных мер против европейцев. В это время он был заинтересован в поставках огнестрельного оружия и в организации верфей для постройки крупных кораблей. Партнерами здесь выступали прибывшие в 1600 г. в Японию голландцы и англичане. Сёгун предоставил нидерландской Ост-Индской компании право торговать на гораздо более льготных условиях, чем скомпрометировавшим себя испанцам и португальцам.

Но вскоре Сегунат стал выражать недовольство и торговой политикой голландцев, присваивавших себе большую часть доходов от внешней торговли. Вслед за тем вскрылся заговор испанцев и португальцев, направленный не только на изгнание англичан и голландцев, но и на фактическое подчинение режима при помощи принявших христианство князей южной части страны - наиболее непримиримых противников клана Токугава. Следует отметить, что южные князья принимали новую религию почти исключительно из коммерческих и политических сепаратистских соображений. Они стремились воспользоваться выгодами заморской торговли, а затем, опираясь на своих союзников - европейцев, снабжавших их оружием, выступить против сёгуната. Все это подвигло Токугава на проведение карательных экспедиций и обнародование указа (1614 г.) о полном запрещении христианства.

Токугава Иемицу, ставший сегуном в 1623 г., с еще большим рвением, чем его предшественник ополчился против христиан. Апогеем противостояния стали события в Симабара (вблизи Нагасаки). Репрессии и карательные экспедиции правительственных войск вызвали крестьянское восстание, истинной причиной которого были не религиозные преследования, а феодальный гнет: под предлогом искоренения христианского лжеучения сёгунские чиновники творили беззакония в покоренном районе. При подавлении восстания после трехмесячной осады и падения их последнего оплота - крепости в Симабара - было уничтожено 38 тысяч повстанцев-христиан. Это стало одним из крупнейших массовых избиений христиан в истории. Характерно, что голландцы, чтобы нажить политический капитал, оказали мощную военную поддержку сегуну.

С подавлением симабарского восстания Сегунат принял окончательное решение «закрыть» Японию для иностранцев и изолировать страну от всякого внешнего влияния. В 1638 г. Иеми" цу издал указ о высылке за пределы Японии всех португальцев (испанцы были высланы еще в 1634 г.). Всякий иностранный корабль, пристававший к японским берегам, подлежал немедленному уничтожению, его экипаж - смертной казни.

Исключение было сделано лишь для голландцев. Им оставили факторию на небольшом островке Дэсима, где торговля происходила под бдительным надзором правительственных чиновников. Купцы должны были давать специальное обязательство воздерживаться от открытого проявления своих религиозных убеждений и не вступать ни в какие отношения с японцами, кроме чисто деловых, подробно регулируемых правилами о торговле. Что касается японских граждан, то еще в 1636 г. им было запрещено под страхом смертной казни покидать свою родину и строить большие корабли для дальних плаваний. В peзультате этих мер произошло закрытие страны для европейцев.

4. Положение крестьянства. Особое внимание власти сёгуната уделяли контролю над крестьянством. С этой целью правительство практиковало широкое вмешательство в быт и хозяйство крестьян, стремясь полностью подчинить их своему административно-политическому контролю.

В основном внутренняя политика властей по отношению к аграрному населению заключалась в следующем: последовательное усиление налогового гнета и широкое вмешательство в хозяйство и быт крестьянской общины с помощью сложной системы административных регламентации. Эти регламентации распространялись на все стороны жизни крестьян. Прежде всего им было запрещено иметь (хранить или прятать) оружие. Крестьянам запрещалось употреблять в пищу рис (их основной пищей в то время было просо), объявленный роскошью. Им запрещалось носить шелковую или полотняную одежду, они могли шить одежду лишь из хлопчатобумажной ткани. Позднейшими сегунами такая регламентация была еще более усилена: закон точно определил покрой и окраску ткани. Был официально определен тип дома для крестьянской семьи и при этом запрещалось употреблять ковры и другие «предметы роскоши» для их украшения. Отменялись традиционные развлечения типа театральных представлений, борьбы и т.п.; не дозволялось даже ходить друг к другу в гости. А всякие церемонии, например свадьбы или похороны, должны были производиться с «соблюдением скромности». В случае неурожая или какого-нибудь стихийного бедствия все эти запреты становились еще более строгими.

Существенной особенностью токугавского режима являлось его стремление повсеместно внедрить систему заложни-чества или круговой поруки для обеспечения бесперебойного поступления налогов и осуществления жесткого контроля властей. Правительственные чиновники назначали сельского старосту и его помощников, ведавших определенной группой дворов (двадцать пять или пятьдесят в зависимости от местных условий), и все повинности накладывались на общину в целом - для коллективной ответственности за их выполнение. Староста и его помощники подбирались обычно из зажиточных крестьян. Многие из них, обходя существовавшие ограничения закона, эксплуатировали малоимущих со-общинников, ссужая их рисом для уплаты оброка, а затем забирали у них урожай и даже землю. Основная масса крестьян обрабатывала участки площадью от 0,36 до 0,45 га, дававших в среднем урожай 640-800 кг риса. Господствующей формой феодальной ренты был натуральный оброк, и, благодаря этому, для богатых крестьян существовала возможность некоторого накопления и закабаления бедноты.

Таким образом, в деревне, задавленной тяжелым феодальным гнетом и обреченной на политическое бесправие, происходили внутренние процессы, подрывавшие принцип неизменности феодальных порядков, положенный в основу феодального режима и всей его политики.

5. Хозяйственный и социальный строй городов. Положение других слоев населения, не принадлежащих к господствующему феодальному классу, юридически было не менее бесправно, чем положение крестьянства. Но на деле экономическая сила торговой буржуазии обеспечивала за ней растущее политическое влияние.

Центрами торговой буржуазии были крупные города, в первую очередь, Эдо и Осака. В столице Эдо крупные торговые фирмы в наибольшей степени зависели от правительства. Это было одновременно источником их силы и слабости. Силы, потому что эти торговые фирмы завязали прочные связи со столичной администрацией и стали необходимым для нее поставщиков и кредитором, а слабость заключалась в том, что, зависимая от правительства, эдрская буржуазия не отличалась ни инициативой, ни стремлением к расширению своих политических прав.

Иная картина была в г. Осака, сохранявшем с XVI столетия некоторые традиции вольного города. В Новое время, в течение XVII-XVIII вв. Осака стал оплотом более самостоятельного купечества, готового отстаивать свои права и привилегии. Вскоре Осака стал главным центром коммерческой деятельности в стране. Там находились наиболее мощные купеческие объединения и основные склады товаров. Они принадлежали не только купцам, но и феодальным князьям, свозившим в Осака всю товарную продукцию своих уделов: рис, шелк, лакированные изделия, бумагу и т.д. Хотя в это время основным мерилом ценности оставался рис, деньги тоже получили значительное распространение. Князья, так же как и рядовые самураи, стремились обратить в деньги часть своих доходов. В силу этого особо важное значение приобрели операции осакских скупщиков риса - оптовиков, вручавших дворянам деньги за отобранный ими у крестьян рис. Этим они избавляли благородное самурайство от всяких хлопот, унизительных с точки зрения феодального кодекса чести.

Финансируя клязей в счет будущих рисовых поступлений, осакские оптовики оказывали сильнейшее экономическое давление на местных феодалов. И, хотя, как уже упоминалось, законы Токугава предусматривали борьбу с роскошью и запрещали формально всем горожанам (в том числе и купцам) ношение шелковой одежды, золотых и серебряных украшений, даже постройку домов более 2-х этажей, но на деле было иначе: богатство и предметы роскоши все более сосредотачивались в руках крупных купцов. Правительственные чиновники даже не пытались этому воспрепятствовать.

Важной привилегией купцов, сохранившейся еще от предшествовавшего исторического периода, было право объединяться в гильдии, признанное за ними правительством. Иногда эти гильдии образовывались механически из числа лиц одной профессии, типа цеховой организации ремесленников. Но наибольшим влиянием пользовались купеческие организации, состоящие из купцов, торговавших одинаковыми видами товаров или действовавших в одном районе. И если в отношении ремесленных цехов правительство осуществляло жестокие формы контроля и вмешательства, то по отношению к влиятельным купеческим гильдиям оно допускало ряд льгот и во всяком случае остерегалось вступать в конфликт с организованными купцами, от которых зависело получение кредита.

Положение ремесленников и прочих горожан было несравненно хуже, чем положение купечества. Ремесленники были организованы в особые цехи (дза), построенные на началах монополии производства, наследственности ремесла и внутренней иерархической структуры (мастер - подмастерье - ученик). Правительство строго регламентировало деятельность цехов и облагало ремесленников тяжелыми налогами.

По отношению к ним регламентации действовали полностью, без изъятий. Правительственные чиновники считали себя полными хозяевами над горожанами и позволяли себе любые беззакония. Немудрено поэтому, что городская беднота постоянно выражала свое недовольство режимом Токугава и присоединялась к крестьянским выступлениям против сё-гуната. За один XVII в. произошло 463 восстания, причинами которых стали злоупотребления чиновников и самураев.

К горожанам принадлежала также прослойка лиц интеллигентного труда: учителей, врачей, художников. Главным образом они были выходцами из феодального класса. В это время именно к ним стал применяться старинный термин «ронины». В период Токугава так стали называть самураев, утративших вассальную связь со своими князьями и по сути лишившихся сословной принадлежности. Еще в 1615 г. Иэясу Токугава окончательно подавил сопротивление Хидэёри и его сторонников, заняв г. Осака. При физическом уничтожении противников, конфискации княжеств, казни и перемещении князей на новые земли многие их вассалы лишались средств к существованию и превращались в скитающихся людей (т.е. ронинов). Во время Осакской компании было уничтожено около 100 тысяч ронинов, но по всей стране их оставалось еще около ЗОО тысяч. Эти низшие слои самурайского сословия были готовы принять участие в любом антиправительственном выступлении. Они участвовали в крестьянских и городских восстаниях, становились пиратами, а какая-то часть устремлялась в города и со временем приобретала профессию. Таким образом, росла численность новых групп средних слоев городского общества, предшественников интеллигенции. Ронины, ставшие частью этой городской прослойки, изначально были противниками сёгуната. К тому же их основным заказчиком и клиентом являлась городская буржуазия. Поэтому ронины поддерживали претензии буржуазии на самостоятельную политическую роль в обществе, самоуправление городов и т.д.

При этом Токугава имели и свою феодальную интеллигенцию, являвшуюся проводником правительственной идеологии. Буддийскому духовенству правительство не доверяло. Военная и экономическая мощь буддийских монастырей была подорвана, хотя буддизм продолжал оставаться самой распространенной в стране религией. За основу официальной правительственной идеологии были приняты конфуцианские догмы, внушавшие народу необходимость жестокого самоограничения и фанатичной приверженности традиционным порядкам. Для их распространения требовались соответственно подготовленные люди и Сегунат нуждался в таких кадрах, использовавшихся также для борьбы с буддийским духовенством. Поэтому в Эдо образовался центр конфуцианской учености, объединивший группу философов, литераторов и историков. В их задачи входило идейное обоснование устоев токугавского режима и поэтому они пользовались особым покровительством среди властей.

6. Феодальная структура сёгуната. Токугава разделили все дворянство на несколько разрядов. Киотскую знать, т.е. императорскую семью и их ближайших родственников, выделили в особую группу - «кугэ». Кугэ номинально составляли самый высокий ранг среди феодального дворянства. Сегуны недоверчиво относились к кажущемуся послушанию и политическому безразличию императорского окружения. Токугавское законодательство особое место уделяло регламентации взаимоотношений императора и его приближенных со всеми окружающими. Император не должен был «снисходить» до общения со своими подданными, особенно князьями. Всякая попытка князей установить связь с императором каралась смертью и конфискацией земельных владений. Фактически двор и аристократия - кугэ - были изолированны от японского общества.

Все остальные феодальные кланы носили название «букэ» (военные дома). Владетельные князья (даймио), в свою очередь, делились на три категории: первая принадлежала к дому сегуна и называлась синхан; вторая - фудай - включала в себя княжеские фамилии, издавна связанные с домом Токугава, зависимые от него в военном или экономическом отношении и потому, являвшиеся его главной опорой (они занимали посты членов совета, наместников и т.д.); и, наконец, третья категория - тодзама - состояла из владетельных князей не зависимых от дома Токугава и считавших себя равными ему феодальными фамилиями. Тодзама пользовались огромной, почти неограниченной властью в своих владениях, как, например, князья Симадзу в Сацума или князья Мори в Тёсю. Сегунат видел в них своих недоброжелателей, возможных соперников и всяческими способами старался подорвать их мощь и влияние, применяя старую политику «разделяй и властвуй». По отношению к ним также существовали регламентации. Они не могли занимать правительственных должностей. Их владения, расположенные, как правило, вдали от столицы (этим в значительной мере объяснялась их некоторая самостоятельность) окружались сегуном посредством особой системы расселения фудай-даймио. Строились замки во всех важных стратегических пунктах, чтобы парализовать действия тодзама-даймио в случае образования антисёгунс-кой оппозиции.

Исключительной мерой давления на категорию тодзама (как и на всех даймио) являлась система заложничества (сан-кинкодай). Все феодальные князья были обязаны через год бывать в Эдо, при дворе сегуна, и жить там со свитой и семьей, с предписанным церемониалом блеском и пышностью. При этом они «согласно обычаю» должны были регулярно подносить сегуну богатые подарки вместе с золотыми и серебряными монетами, что, по сути, являлось замаскированной формой дани. После года пребывания при дворе сегуна даймио уезжали, но должны были оставлять в Эдо в качестве заложников жену и детей. Таким образом, всякое неповиновение сегуну влекло за собой репрессии, в том числе и в отношении заложников.

Все же, несмотря на деспотический характер власти Токугава, положение князей не было настолько уж стесненным, чтобы они все время и во что бы то ни стало стремились свергнуть сегуна. В пределах своего феодального владения князь был почти неограниченным хозяином. Они не выплачивали сёгунату специальных налогов, не считая так называемых подарков сегунам. Правда, правительство объявляло, что сохраняет за собой (от имени императора) верховный контроль над всеми земельными владениями и поэтому вправе отнимать у всех феодальных князей владения, перераспределять их и награждать новыми. Однако на практике это право верховной власти применялось редко.

Формально к букэ принадлежало и самурайство, являвшееся военным сословием, имевшим монополию на ношение оружия. При Токугава в самурайстве выделился влиятельный слой - хатамото (буквально «под знаменем). Самураи-хатамото были непосредственными и ближайшими вассалами сегуна и составляли главную опору режима Токугава. Они занимали положение служилой знати, осуществляя надзор за крестьянами и другими неполноправными слоями во владениях Токугава, а также ведали сбором налогов.

Вслед за ними шла основная масса самураев, не подвластных сегуну, а являвшихся вассалами удельных князей. Они не имели земли, а получали жалованье рисом, не неся никаких определённых обязанностей, лишь составляя постоянную свиту своих сюзеренов-даймио. Материальное положение рядовых самураев значительно ухудшилось при режиме Токугава. Основным занятием феодального дворянства всегда была война. Кодекс самурайской чести(бусидо) строжайшим образом запрещал самураям заниматься чем-либо иным, кроме военного дела. Но в условиях токугавского режима война перестала быть повседневным явлением. Наоборот, правительство ставило своей целью по возможности избегать внешних войн и прекратить внутренние феодальные междоусобицы. Реальное практическое применение самурайские отряды князей находили лишь при подавлении локальных крестьянских восстаний. Таким образом возникало явное противоречие между традициями, привычками, моралью воинственного самурайства и обстановкой относительного внутреннего мира, установившегося в Японии под властью Токугава. Даймио больше не нуждались в том, чтобы содержать многочисленных самураев. Рисовый паек не удовлетворял их потребностей, его не хватало на обеспеченную жизнь. Поэтому самураи низших рангов, наряду с ронинами различными способами изыскивали себе новые средства существования. С течением времени правительству пришлось уже с тревогой отмечать значительный рост числа бездомных и деклассированных самураев. Будущая опасность заключалась в том, что они увеличивали и без того многочисленные ряды недовольных господствующими порядками.

Чтобы предотвратить открытый взрыв недовольства и подавить возмущение в начальной стадии Сегунат создал исключительно разветвленный и сильный полицейский аппарат, осуществлявший надзор за разными социальными силами: за крестьянами и городскими низами (включая ронинов); за князьями тодзама-даймио; за недовольными самураями. Однако эти меры не могли задержать, тем более предотвратить, кризис феодального хозяйства страны.

7. Экономическое развитие. Крестьянские восстания. Токугавский режим сложился окончательно при третьем сегуне Токугава Иемицу (1623-1651), около середины XVII столетия. Несмотря на в основном реакционный характер току-гавских порядков, вплоть до конца XVII - начала XVIII века в стране наблюдался некоторый подъем производительных сил. Это объяснялось тем, что после непрерывных междоусобных войн XVI столетия, катастрофически разорявших крестьянство, Япония вступила в полосу длительного внутреннего мира.

Наблюдалось некоторое усовершенствование техники сельского хозяйства, расширение посевных площадей, рост урожайности, вследствие чего значительно вырос национальный доход Японии (с 11 млн. коку риса в начале XVII столетия до 26 млн. коку в конце его) и увеличилась численность населения.

Развитие производительных сил нашло свое отражение в успехах ремесленного дела, значительном расширении внутренней торговли. Однако все это сопровождалось такими процессами, как развитие товарно-денежных отношений, рост дифференциации крестьянства и укрепление торгово-ростов-щического капитала, а также связанной с ним деревенской верхушки. Это резко усиливало внутренние противоречия феодального хозяйства страны. Основная масса крестьянского населения под влиянием проникновения в деревню товарно-денежных отношений быстро разорялась.

Это сопровождалось следующими явлениями в верхах японского общества. Период кажущегося благоденствия, именуемый в японской истории «эрой генроку» (1688-1703 гг.), был отмечен расцветом феодальной культуры, покровительством со стороны сёгуната музыке, живописи, театру. Князья на перебой соревновались в подражании блеску, роскоши и расточительству двора сегунов.

Дворянство тратило огромные средства на увеселения. Это приводило к обогащению городской буржуазии и росту задолженности самураев и князей, все чаще обращавшихся за ссудами к купцам и ростовщикам. Одновременно усиливалась эксплуатация основной массы и без того обездоленного крестьянства, которое еще вдобавок расплачивалось за расточительность дворян.

И если в XVII и в начале XVIII вв. в Японии наблюдался некоторый рост производительных сил, то в последующий период обнаруживаются явные признаки упадка. Разложение феодального строя в XVIII в. проявилось в замедлении, а затем в прекращении прироста производства риса. Валовой урожай снизился до уровня XVII в. Размер обрабатываемой земельной площади оставался неизменным. Доходность сельского хозяйства падала из-за снижения урожайности. Крестьянское население разорялось под бременем непосильной эксплуатации.

Прекращение прироста крестьянского населения стало второй отличительной особенностью этого времени. Согласно правительственным переписям в 1726 г. население Японии исчислялось в 29 млн. человек, в 1750 - 27 млн., в 1804 - 26 млн. и в 1846 (т.е. за 22 года до падения токугавского режима) - 27 млн. А если принять во внимание некоторый рост городского населения, то налицо бесспорное сокращение сельского населения.

Причина уменьшения населения крылась в огромной смертности от голода и эпидемий. В 1730-1740 годы население в результате голода сократилось на 800 тысяч человек, а в 1780-е годы - на 1 млн., причем от голода не умер ни один самурай.

В этих жесточайших условиях крестьяне широко практиковали детоубийство. Распространение этого страшного обычая доказывается сохранением в языке многочисленных терминов, первоначальное значение которых - это убийство новорожденных (например, «мобики» - «прополка»).

 


Читайте:



Сочинение My working day на английском с переводом

Сочинение My working day на английском с переводом

«Распорядок дня на английском языке» – одна из самых востребованных тем. Пожалуй, одна из первых, изучаемых в школе и повторяемых в ВУЗе. Будни или...

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Кратко о статье: Расширенная вселенная давно развивается независимо от своих непосредственных создателей. Дабы не путаться в хронологии событий,...

ю Высшие и центральные государственные учреждения

ю Высшие и центральные государственные учреждения

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в...

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

feed-image RSS