Разделы сайта
Выбор редакции:
- Что такое материя и антиматерия?
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
Реклама
Самосознание индивида и социальное поведение. Самосознание и социальное поведение. ощущения силы и |
Выполнили ученицы МБОУ «СШ № 5» «6 А» класс Копосова Анна, Краснова Анастасия Самосознание личности - это такая способность человека, которая помогает осознавать собственное «Я», а также свои интересы, потребности, ценности, свое поведение и переживания. Все данные элементы взаимодействуют между собой функционально и генетически, однако эволюционируют не разом. Это умение возникает с рождением и модифицируется в течение всего развития человека. В современной психологии насчитывается три точки зрения на происхождение самосознания, но традиционным среди всех направлений является одно. Это понимание самосознания как генетически первоначальной формы человеческого сознания. Скачать:Предварительный просмотр:Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com Подписи к слайдам:Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы. Выполнили ученицы МБОУ «СШ № 5» «6 А» класс Копосова Анна, Краснова Анастасия Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы. Задание: Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мировоззрение». Мироздание, миропонимание, система ценностей, мировосприятие, убеждения. Найдите и запишите термин не связанный с понятием «мировоззрение». 2. П одготовить развёрнутый ответ по теме «Мировоззрение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 3 . Запишите слово, пропущенное в схеме. Общественное развитие эволюция революция Самосознание – это одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Самопознание начинается с самоузнавания. Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу. Мотивы обращения к самооценке Понимание себя (поиск точных знаний о себе) Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе) Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими) Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия – процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Деятельность состоит из действий, поведение – из поступков. Основные виды социального поведения Виды социального поведения Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. мировоззрение Мироощущение эмоционально-психологическая сторона мировоззрения: чувства, настроения Мировосприятие Образ мира в наглядных представлениях Миропонимание Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения Образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия Представление о мире на основе рационального его объяснения В мировоззрении могут проявляться: Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности; С кептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления; Р азумный критицизм. М ировоззрение всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Носители мировоззрения: отдельная личность, социальная группа, общество в целом, человечество в ту или иную эпоху. Классификация видов мировоззрения Т еоцентризм (приоритет отдается Богу) Природоцентризм (приоритет отдается природе) Антропоцентризм (приоритет отдается человеку) Социацентризм (приоритет отдается обществу) Заниецентризм, наукоцентризм (приоритет отдается заниниям, науке) 1 Прогрессивное Р еакционное 2 революционное (приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бытия) Консервативное (приоритет сохранения существующего положения) 3 обыденное (является порождение повседневной жизни людей) религиозное (связано с признанием сверхъестественного начала, надежда на получение ими того, чего они лишены в своей жизни) философские (связано с теоретическим обоснованием содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, с установлением норм, ценностей и идеалов) научное (теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания Самосознание человека – это сложный психический феномен, который складывается из эмоций и инстинктов, мыслей и интересов, типа личности, культурной и социальной среды, в которой пребывает индивид. В своём внутреннем мире человек может чувствовать себя художником, артистом, политическим или общественным лидером, выдающимся спортсменом, предпринимателем или кем-либо ещё. Такие самоощущения личности могут соответствовать или не соответствовать реальным ресурсам, способностям и талантам данного лица. Рассогласование доминант самосознания с достигнутыми результатами, с отношением окружающих, может приводить к психологическим конфликтам, что находит своё отражение в социальном поведении. Каждый человек с самого раннего возраста вольно или невольно производит оценку своей личности, поведения и способностей, сравнивая себя с другими членами общества. Положительные оценки добавляют индивиду самоуважения, отрицательные ведут к досаде, заниженному уровню притязаний, психологическим срывам, агрессии, отклоняющемуся (девиантному) поведению. Самосознание человека формируется постепенно, с годами вбирая в себя ценности окружающего мира, формируя образцы для подражания или неприятия каких-либо действий. У разных стран и народов этот период становления самосознания принято оценивать разным временным отрезком – в одних культурах он составляет 16-18 лет, в других 21 год. До наступления этого возраста, который ещё называется совершеннолетием , считается, что индивид не может в полной мере отдавать себе отчёт в совершаемых поступках, то есть он недееспособен полностью или частично . В практическом плане это означает, что человек с неустоявшимся самосознанием не может избирать и быть избранным на государственные и муниципальные должности, не может нести всю полноту ответственности за совершённые правонарушения и преступления, иметь разрешение на ношение оружия, покупать и потреблять спиртное и табак. Формирование самосознания и мышление – скрытые от поверхностного наблюдения процессы; окружающие не могут с уверенностью сказать, что тот или иной индивид достиг надлежащего уровня самосознания. Конечно, можно провести тесты и квалификационные экзамены, выявляющие уровень знаний, навыков, умений или физической подготовки определённого лица. Но степень развития самосознания непосредственно измерить нельзя, хотя это бывает очень важно, чтобы предотвратить предательство в силовых структурах, коррупцию в госорганах, хищения интеллектуальной собственности в корпоративном секторе. Представители бихевиоризма и ряда других научных направлений справедливо полагают, что самосознание и бессознательное ненаблюдаемо, мозг и разум – «чёрный ящик», а вот поведение вполне можно исследовать и через него получать сведения о мыслительных процессах и заложенных в генетическую память человека поведенческих константах. В этом деле хорошим подспорьем является наука этология , изучающая поведение животных, и отчасти людей. Изучение социальной иерархии в стаях, взаимопомощи в семейных отношениях, кооперации в совместной охоте, брачные игры и столкновения – всё это даёт полезную информацию для лучшего понимания поведения человека в социуме. Большой проблемой для человечества остаётся преступность, которая сама по себе представляет некое антисоциальное поведение. Грабежи и убийства, хулиганство и воровство, похищение людей и терроризм – всё это результат антиобщественного (делинквентного) поведения. Аналогичным образом можно рассматривать и противоправные политические акции – различные майданы, волнения, «революции роз». Часть индивидов идёт на нарушение закона из-за эгоистических побуждений и жажды наживы, другая – из-за попранной (как им представляется) справедливости. Для исполнительной и законодательной власти весьма важным является прогноз социального поведения граждан, которые одобряют или не одобряют определённые политические, экономические и социальные решения. Такие индикаторы, как рост преступности, забастовок, протестных акций, скрытого недовольства, широко используют социологи, которые представляют результаты своих опросов властным структурам и общественности. По графикам протестных настроений и рейтингам популярности политических лидеров можно достаточно точно прогнозировать дальнейшее общественное поведение. Человек, в отличие от животных, - существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и со- вершенствовать. Самосознание - это одна из форм сознания, прояв- ляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самосознание формируется постепенно по мере отра- жения как внешнего мира, так и познания самого себя. Самопознание - изучение личностью собственных психических и физических особенностей. По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдаёт себе отчёт в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание на- чинается в младенчестве и заканчивается нередко с по- следним вздохом. Оно формируется постепенно по мере от- ражения как внешнего мира, так и познания самого себя. Познание себя путём познания других. Ребёнок вна- чале не выделяет себя из окружающего мира. Но в воз- расте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать се- бя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний о самом ребёнке - он даёт ему имя, приучает откликаться на него и т. д. Известные слова ребенка: «Я сам...» означают его пе- реход к важному этапу познания себя - человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризо- вать себя. Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности. Самооценка - эмоциональное отношение к собст- венному образу. Самооценка всегда субъективна, но в её основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности. На формирование самооценки влияют следующие факторы. Самооценка Сопоставление обра- за реального «Я» с образом того идеала, каким личность хо- тела бы быть Оценка других людей во мно- гом обусловли- вает самооцен- ку личности Отношение лич- ности к собствен- ным успехам и не- удачам Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке. Мотивы обращения к самооценке Понимание себя (поиск точных знаний о себе) Повышение собст- венной значимос- ти (поиск благо- приятных знаний о себе) Самопроверка (соотнесение соб- ственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими) Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить своё самоуважение. Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. Самооценка Реалисти- чес1Сая Нереалистичес1Сая Завышен- ная Занижен- ная У людей, ориентиро- ванных на успех У людей, ориентированных на избегание неудач Самопознание путём анализа собственной деятель- ности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определённой области, учитывая затраченные на рабо- ту время и усилия, можно определить уровень собствен- ных способностей. Оценивая своё поведение в обществе, человек познаёт нравственно-психологические особен- ности собственной личности. Более широкий круг общения с другими людьми даёт большую возможность сравнивать и познавать положи- тельные и отрицательные свойства собственной лич- ности. Самопознание путём самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности. Образ «Я» («Я»-концепция) - относительно ус- тойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Важным средством познания является самоиспо- ведь - полный внутренний отчёт человека перед са- мим собой о том, что происходит с ним и в нём. Испо- ведь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. Основные формы самонаблюдения Личные дневни1Си Ан1Сеты Тесты с записями раз- мышлений, пере- живаний, впечат- лений Самопознание тесным образом связано с таким явле- нием, как рефлексия (лат. reflexio - обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происхо- дящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы. Для постижения «Я» не обязательно проводить пси- хологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ в процессе общения, иг- ры, труда, познаватель- ной деятельности и т. д. Самоконтроль и самовоспитание. Познавая собс- твенные силы, человек стремится наилучшим образом использовать их в деятельности. Для этого он контроли- рует и анализирует собственные движения и действия, поступки и поведение. Благодаря самоконтролю лич- ность может обнаружить ошибки в деятельности, лучше организовать труд. Самоконтроль носит оперативный ха- рактер и помогает организовать протекающую в данное время деятельность. Следовательно, он помогает осоз- нать положительное и отрицательное в себе и тем самым определить стратегию будущей жизни. Самовоспитание открывает новые возможности раз- вития человека. Личность, начинающая работать над со- бой, становится не только объектом, но и субъектом вос- питания, т. е. она не только воспитывается обществом, но и воспитывает себя собственными усилиями. Поведение - совокупность поступков человека, со- вершаемых им в относительно продолжительный пери- од в постоянных или изменяющихся условиях. Два человека могут быть заняты одинаковой деятель- ностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение - из поступков. ДеятельностьДействие - процесс, на- правленный на реализа- цию поставленной цели Для обозначения поведения человека в обществе ис- пользуется понятие «социальное поведение». Социальное поведение - поведение человека в обще- стве, рассчитанное на оказание определённого влияния на окружающих людей и общество в целом. Существует много видов так называемого социально- го поведения, важнейшие из которых следующие. Основные виды социального поведения Массовое Групповое Просоциальное Антисоциальное Помогающее Кон1Сурентное Девиантное (от1Слоняющееся) Противоправное Массовое поведение - активность масс, не имею- щая определённой цели и организованности, например, мода, паника, стихийные социальные и политические движения и т. п. Групповое поведение - совместные действия лю- дей в некоторой социальной группе, являющиеся ре- зультатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение - поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки. В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения. Виды социального поведения, имеющие особую значимость Связанные с про- явлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми Связанные со стремлением добиваться успе- ха и власти Связанные с уве- ренностью или неуверенностью В основе видов социального поведения лежат приня- тые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи. Виды социального поведения Образцы, принятые в обществе Нравы Обычаи Типичные, повторяемые множеством людей реакции на определённые события; преобразуются по мере изме- нения сознания людей Форма поведения человека в определённой ситуации; обы- чаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взя- лись и почему так положено Привычка Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения. Самосознание - это осознание индивидом своей физической, интеллектуальной, личностной специфики, национальной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений. Самосознание представляет развивающийся в онтогенезе процесс, связанный с общим развитием человека, и является необходимым условием сохранения тождественности личности, преемственности отдельных стадий её развития, именно в нём отражается своеобразная история индивидуальности. В то же время, познавая себя в труде и общении с другими людьми, индивид регулирует свои действия и поведение в системе общественных взаимоотношений. Осознавая свои достоинства и недостатки, человек меняет своё поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания. А это означает, что самосознание индивида имеет общественный характер и определяет социальное поведение человека. Самосознание - это динамичное, исторически развивающееся образование, имеющее разные уровни. Первым уровнем, который иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и определение его места в мире окружающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе. Самый высокий уровень - возникновение сознания своего «Я» как совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей, но в чём-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность. Самосознание представляет собой единство трёх компонентов: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирования. Самопознание является исходным моментом и основой существования самосознания. Результат самопознания проявляется в знании индивида о себе. Именно на этой основе формируется эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщённые достижения в сфере самопознания и эмоционально- ценностного отношения проявляются в самооценке. Самооценка включает итоги самопознания и отношения к себе, является внутренним механизмом саморегулирования поведения человека, то есть позволяет выбирать наиболее адекватные, оптимальные линии поведения, определяет способы реагирования на поведение других людей. Саморегулирование поведения осуществляется как двухуровневый процесс. Первый уровень предполагает управление поведением индивида на всех этапах его развития. Второй уровень - это самоконтроль, то есть своеобразная обратная связь внутри процесса саморегулирования. Самоконтроль проявляется в непрерывном прослеживании всех звеньев поведенческого акта, их связи, последовательности, внутренней логики. Это своеобразный «отчёт» личности перед собой о соотнесении цели действия, хода его выполнения с усвоенной и принятой системой социальных эталонов. Самоконтроль даёт возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия и в случае необходимости изменять его, включать дополнительные усилия, актуализировать потенциальные резервы личности. Самосознание может выступать не только в форме самосознания индивида, но и в форме социального сознания. Социально-групповое сознание - это исторически обусловленный уровень осознания членами большой социальной группы (класса, страты, социального слоя) своего положения в системе существующих социально-политических отношений, а также своих специфических социально-групповых потребностей и интересов. Социально-групповое сознание, так же как и индивидуальное сознание, является продуктом длительного социально- исторического развития, в основе которого лежит динамика потребностей людей, принадлежащих к данной большой социальной группе, и возможностей их осуществления, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей. Различие условий бытия больших социальных групп обуславливает их специфические психологические особенности. Именно в общности психических черт, типичных для членов класса, и выражается реальность социально-группового сознания. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Образ Я Я-концепция относительно устойчивое в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя но и учитывает то каким видят его окружающие особенно значимые для него отдельные личности и группы. Поделитесь работой в социальных сетях Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск Самосознание индивида и социальное поведение Самосознание это:
Самопознание изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Виды самопознания : опосредованное (через самоанализ), непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты), самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой), рефлексия (размышления о происходящем в сознании), познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д. Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя. Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности. Самооценка эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач). Факторы, влияющие на самооценку : сопоставление реального «Я» с идеалом; оценка других людей и сравнение себя с ними; отношение личности к собственным успехам и неудачам. Образ «Я» («Я»-концепция) относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия , отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы. Поведение совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение из поступков. Поступок действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств. Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение. Социальное поведение
поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом. Нравы типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках. Обычаи форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. Отклоняющееся (девиантное) поведение поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д. Делинквентное поведение (от лат. delictum проступок, англ. delinquency правонарушение, провинность) антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Типы девиантного поведения: Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений); Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами); Ретритизм (отвергает и цели и способы); Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями) Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Мировоззрение, его виды и формы 1. Внутренний (духовный) мир человека создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей. 2. Структура внутреннего мира :
Направленность личности - это система устойчиво характеризующих побуждений человека. При этом она достаточно динамична. Есть доминирующие и второстепенные компоненты. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности . Все эти побуждения представляют собой систему (мотивация). Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности . Мотивы : установка, влечение, интерес, склонность, желание, стремление, намерение, убеждение (Убеждения устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление. ), мировоззрение .
3. Мировоззрение система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:
Типы мировоззрения:
С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: Мифологическое ; религиозное ; философское . Научное . Также выделяют: Обыденное и гуманистическое.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры. Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека. 5. Менталитет совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Виды знаний 1. Чувственное и рациональное познание, интуиция Чувственное познание познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Формы чувственного познания:1. ощущение это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление образ объекта познания, запечатленный в памяти. Особенности чувственного познания : непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон. Рациональное познание познание посредством мышления . Формы рационального познания:1. понятие это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение (вывод) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному); по аналогии. Особенности рационального познания : опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Интуиция способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. Виды интуиции: мистическая связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная связана с умственной деятельностью. Особенности интуиции : внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний. Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. Интуиция своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм (от гр. emperies опыт) единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (от лат. ratio разум, рассудок) наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Знание результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»: знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности; знание как познавательно-значимая информация; знание как отношение человека к действительности. 6. Виды знаний :
Формы знаний :
Истина. Ее критерии. Относительность истины Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?». В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна , она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи) . Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п. Истина это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения : соответствие знаний действительности; то, что подтверждено опытом; некое соглашение, конвенция; свойство самосогласованности знаний; полезность полученного знания для практики. Критерии истины то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика . Практика целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. Функции практики:
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна (она развивается, может давать противоположные результаты). Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости : ведущий критерий истины практика , которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний. Мышление и деятельность Деятельность способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер) Различия деятельности человека и активности животного:
Субъект и объект деятельности Структура деятельности: Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы) Цель (это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий) Методы Процесс (Действия) Результат. Виды мотивов: потребности, соц. установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции (бессознательное), идеалы Виды действий по М. Веберу:
Типы деятельности: труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование) игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный) учение (познание нового) Общение (обмен идеями, эмоциями): двустороннее и одностороннее (коммуникация); понятие диалога. Структура: субъект цель содержание средство получатель. Классификации: непосредственное опосредованное, прямое косвенное. Типы субъектов общения: реальный, иллюзорный, воображаемый. Функции: социализация (формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности); познавательная, психологическая, отождествления (выражение причастности человека к группе: «Я свой» или «Я чужой»); организационная. Виды деятельности: Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая. По субъекту: индивидуальная коллективная. По характеру: репродуктивная творческая. По соответствию правовым нормам: законная незаконная. По соответствию моральным нормам: моральная аморальная. По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная реакционная. По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная. По особенностям проявления человеческой активности: внешняя внутренняя. Творчество вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента). Механизмы творческой деятельности: комбинирование, воображение, фантазия, интуиция. Потребности и интересы В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями. Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах деятельности проявляются потребности человека. Виды потребностей человека: Биологические (органические, материальные) потребности в пище, одежде, жилище и др. Социальные потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. Духовные (идеальные, познавательные) потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др. Потребности взаимосвязаны .
Классификация разработана американским психологом А. Маслоу: Следует помнить о разумном ограничении потребностей
.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. Существует несколько классификаций интересов: по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества. по направленности: экономические; социальные; политические; духовные. От интереса следует отличать склонность . Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д. Свобода и необходимость в человеческой деятельности Свобода слово многозначное. Крайности в понимании свободы:
Сущность свободы выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора). Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:
Свобода специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. Ответственность объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Виды ответственности:
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть . Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность). Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
- Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи