Разделы сайта
Выбор редакции:
- Что такое материя и антиматерия?
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
Реклама
Грамматические нормы (морфологические нормы). Занятие по подготовке к егэ. «Морфологические нормы (образование форм слова)» - Документ |
Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм. Ошибкоопасные формы. Запомните примеры списками. Имя существительное Образование множественного числа : Слова на Ы — И: инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры; Слова на А — Я: директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера; Образование форм родительного падежа множественного числа : Форма на ОВ — ЕВ: несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов; много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев Форма с нулевым окончанием: пара полотенец, чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив; Употребление существительных разного рода: хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну; Употребление несклоняемых имён собственных: издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко Имя прилагательное Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней : Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие). Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший . Образование сравнительной степени: Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие). Правильно: красивее, лучше, хуже . Имя числительное Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал. 1. Образование и изменение форм составных числительных : в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году, 2. Склонение сложных и составных числительных: двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах Совет: Слов: сорок, девяносто, сто. И.п. сорок, девяносто, сто (рублей) пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят . При склонении в них изменяются обе части: И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей) Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части: И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей) Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки: И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей) Обратите внимание на склонение составных количественных числительных : в них изменяется каждое слово: И.п. две тысячи четырнадцать (рублей) Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных : в них изменяется только последнее слово: И.п. две тысячи четырнадцатый (год) 3. Употребление собирательных числительных: двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых. Совет: Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком: 1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней. 4. Употребление числительных оба, обе: Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги. С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна. Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами. Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами. Местоимение Образование форм: Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников. Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников * Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н . Глагол 1. Образование личных форм : У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч. Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду. Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие). Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят. 2. Образование возвратных форм : Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие). Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся , а -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка). 3. Образование форм повелительного наклонения : Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие). Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг. Совет: Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах: Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте 4. Образование форм прошедшего времени: Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные. Причастие Образование причастий : Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются). Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида. Деепричастие Образование деепричастий : Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-). Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки ), поехав. Наречие 1. Образование наречий: Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие). Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам. 2. Образование сравнительной степени наречий: Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие). Правильно: плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее Для подготовки к экзамену, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно! Желаем Вам успешной сдачи экзамена! «Морфологические нормы (образование форм слова)». Е. А. Щербакова, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 1» г. Тарко-Сале Аннотация Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по русскому языку. Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой блок из трех занятий по отработке морфологических и синтаксических норм. Каждое занятие содержит теоретическую часть (набор обобщенных таблиц и небольшой комментарий к ним) и практическую (тест) часть. Занятие по подготовке к ЕГЭ. «Морфологические нормы (образование форм слова)». Каждая часть речи имеет свои слабые стороны при образовании форм слов. В КИМах широко представлены примеры с ошибками в образовании форм имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов. Образование форм имен существительных является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных в именительном падеже множественного числа. Трудные случаи образования форм имён существительных Именительный падеж множественного числа
Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей именительного падежа множественного числа: Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на – ко , имеют безударную флексию множественного числа именительного падежа – и (личики, перышки, яблоки, брюхи). Исключения составляют существительные с ударными окончаниями множественного числа: войска и облака. Остальные существительные среднего рода в форме множественного числа принимают окончание –а (- я): болта, поля, моря, окна. В некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов:
2. Родительный падеж множественного числа
Следует запомнить: солнце – солнц. 3. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся преимущественно во множественном числе
Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это слова мечта, мольба, башка. Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа. Трудные случаи образования форм имён прилагательных Образование степеней сравнения
Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее: НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения. Трудные случаи образования форм числительных
Склонение имён числительных
Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев); с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат); с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток). Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам). Трудные случаи образования форм местоимений Притяжательное местоимение их имеет только эту форму. Трудные случаи образования форм глаголов
Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов
Тренировочные упражнения 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1) мокла под дождём 2) косвенных падежов З) чудеснейшим образом 4) здоровые дёсны 2. Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) лягте на пол 2) самый красивейший 3) пара носков 4) пятисот лет 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1) больше шестиста рублей 2) нет мест 3) проиграв вступление 4) в двухстах метрах 4. Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) пять апельсинов 2) наиболее решительнее 3) в двухстах метрах 4) на их территории 5. Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) несколько ножниц 2) умелые повара 3) двое подружек 4) в полутора часах 6. Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) несколько килограммов 2) скучать по вам 3) до тысяча восемьсот двенадцатого года 4) строгие инспектора 7. Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) несколько грамм 2) выправь текст 3) двадцать три юноши 4) старые профессора 8 . Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) немного апельсин 2) в обеих руках 3) до тысяча девятьсот пятого года 4) уважаемые директора 9. В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка: 3) платьев 4) блюдцев 10. Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) более глубочайший 2) лягте на пол 4) в трехстах метрах 11. Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) лажу по крышам 2) часовые пояса 3) с семьюстами метрами 4) разожгёт костер 12. Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) двести граммов 2) их тетради 3) из полутора метров материи 4) самый молодой 13. Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) служебные пропуска 2) пропуски занятий 3) работа в аэропорту 4) заключить выгодные договора 14. Укажите ошибку в образовании формы слова: 2) вздрогнул 3) иссякнул 15. Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) поезжайте 2) съездите 4) более моложе Ответы: 1 - 2, 2 - 2, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 1, 9 – 4, 10 – 1, 1 – 4, 12 – 3, 13 - 4, 14 – 3, 15 – 4. Список литературы
Голуб И.Б. ЕГЭ 2010. Русский язык без репетитора: сдаем без проблем!/ И.Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2009. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. – М: издательство «Экзамен», 2010. Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: 1000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию ЕГЭ; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007. Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка. Почему так говорят по – русски: пособие по культуре речи/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – М.: Флинта: Наука, 2007. Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007. Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Мамона, Е.С.Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева. – М: издательство «Экзамен», 2010. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис – пресс, 2002. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык: тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2009. образовании формы слова ... 1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. к ОБОИМ ботинкам 2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. гусарских ЭПОЛЕТ 3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПОЛУТОРАСТА 4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. быстрые КАТЕРА 5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ДВУМЯСТАМИ тетрадями 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно известные ПРОФЕССОРЫ ПРОФЕССОРА 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. их АДРЕСЫ 8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ЛЯГТЕ на пол 9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ЖЕСТЧЕ камня СПОТКНУЛСЯ 10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 11. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. СЕМЬЮСТАМИ рублями ПРОФЕССОРА 12. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно согласно РАСПИСАНИЮ 13. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно СЕМЬЮСТАМИ солдатами 14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно 15. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 16. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 17. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПРИЛЯЖЬТЕ на диван ПРИЛЯГТЕ 18. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ИХ проблемы СЕМЬЮСТАМИ 19. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Наверное, это самое «неприятное»задание: здесь надо многое учить наизусть. Поступайте, как с заданием 4: отрабатывайте те моменты, в которых сомневаетесь, постепенно сужайте круг ошибок. Утешайте себя тем, что на экзамене вам дадут не десятки, а всего 5 слов. Задание 6 Формулировка задания В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд за СЕМЬЮ замками пачка МАКАРОНОВ в ДВУХТЫСЯЧНОМ году ВКУСНЕЕ торта Разнообразие грамматических ошибок, связанных с образованием формы слова, велико. Конкретных правил образования форм слов различных частей речи не существует, это вопрос сложившейся в языке практики. В работе над заданием 6 вам поможет память, речевой слух, терпение. Мы предлагаем вам списки слов, сгруппированных по частям речи. Таблицы составлены так, чтобы все-таки облЕгчить вам запоминание. Читайте вслух правильные варианты и запоминайте. Следите за своей речью. Здесь, как и с заданием 4 по орфоэпии, важно неоднократное обращение к грамматическим нормам, привыкание к ним, и через некоторое время правильное образование слов не будет вызывать у вас затруднений. Существительные в именительном падеже
Запоминаем пары: Корпусы (туловища) – корпуса (здания) Лагери (политические) – лагеря (туристические) Мужи (государственные) – мужья (в семьях) Зубы (у человека) – зубья (у пилы) Пропуски (пробелы) – пропуска (документы) Образы (литературные) – образа (иконы) Ордены (рыцарские) – ордена (награды) Тоны (звуки) – тона (оттенки цвета) Курица – куры Полено – поленья Судно – суда Существительные в родительном падеже (Подставляем слово МНОГО) Фрукты и овощи: Одежда и обувь:
Национальности:
Группы людей по роду деятельности: Единицы измерения: Учим, учим, учим:
Род имен существительных
Сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий Внимание! Нельзя смешивать простую и составную форму. Более красивее, самый красивейший, наиболее тончайший – это грамматическая ошибка. Склоняем числительные 40, 90, 100
50, 60, 70, 80
Здесь вызывает трудность творительный падеж. При склонении разделите числительное на две части и произнесите отдельно: восемью домами, десятью домами. 200, 300, 400 и 500, 600, 700, 800, 900 При склонении этих числительных разделите их на две части и вместо слова сот подставляйте нога. Их окончания совпадут: двух ног – двухсот; пятью ногами – пятьюстами.
Различия в склонении составных количественных и порядковых числительных У составных количественных числительных склоняется каждое слово, а у порядковых – только последнее. Сравните: Нет двух тысяч пятисот сорока двух слов – нет две тысячи пятьсот сорокового чемодана; Двумя тысячами пятьюстами сорока словами – две тысячи пятьсот сороковым чемоданом. Порядковые числительные, заканчивающиеся на -сотый, -тысячный, миллионный, -миллиардный , пишутся в одно слово. Они похожи на сложные прилагательные: первая часть в таких словах стоит а родительном падеже. Сравните: трехсотого – трехголового; трехсотым – трехголовым; о четырехтысячном – о четырехметровом . Полтора, полторы, полтораста Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т. д.) употребляются 1) с именами существительными, называющими лиц мужского пола, словами дети, люди, ребята: двое друзей, трое братьев; 2) с существительными, называющими детенышей животных: семеро козлят; 3) с существительными, имеющими форму только множественного числа: четверо, ножниц, трое брюк. Оба (обоих, обоими, обоим) употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба брата, обоих сердец . Обе (обеих, обеими, обеим) употребляется с существительными женского рода: обе сестры, по обеим сторонам . Местоимения 1. В русском языке не употребляются ихний, ихняя, ихние и т. п. Надо использовать его, её, их . 2. После предлогов у личных местоимений появляется буква Н: с ней, без него, для них. Глаголы
3. Суффикс –СЬ после гласных: встретились (неправильно встретилися ), договорились . 4. «Вежливое слово» - извините (неправильно извиняюсь ) 5. По стричься, по скользнуться, по черк, но под черкнуть, на смехаться 6. Выздороветь – выздоровею обессилеть – обессилею 7. Сохнуть –сох промокнуть – промок замерзнуть – замерз окрепнуть – окреп Деепричастие У деепричастий несовершенного вида (что делая?) суффиксы -А, - Я: говоря (неправильно говорив ), скучая (неправильно скучав ). У деепричастий совершенного вида (что сделав?) суффикс -В, -ВШИ: прочитав, поговорив (неправильно поговоря), обидевшись (не обидясь). Вернемся к заданию . Проанализируйте каждый ответ, найдите в объяснении ту часть, где встретилось это или подобное слово. (Ошибка: МАКАРОНОВ. Правильно: МАКАРОН.) Теория к заданию 7 из ЕГЭ по русскому языкуМорфологические нормы – это правила образования грамматических форм слов разных частей речи. Морфологические нормы имен существительных 1. Несклоняемые имена существительные, которые обозначает неодушевленные предметы, относится к среднему роду: купе, попурри, бикини
. 2. Род имен существительных, обозначающих лиц, определяют исходя из пола, к которому они относятся: прекрасная мадам, серьезный месье, хитрая фрау и т.п. 3. Род географических названий, названий органов печати определяется по родовому слову: Капри – остров (м.р.), Юнгфрау – гора (ж.р.), Монако – княжество (ср.р.), Боржоми – город (м.р.); «Таймс» - газета (ж.р.). 4. Аббревиатуры обычно относят к тому роду, которому принадлежит опорное слово в них: НАТО – альянс (м.р.), СНГ – содружество (ср.р.); МГУ – университет (м.р.). Однако надо иметь в виду следующие правила:
1) односложные имена существительные: бок – бока, лес – леса, глаз - глаза, дом – дома, глаз – глаза, век – века, шелк – шелка, корм – корма, борт – борта и т.д.; 2) двусложные имена существительные, у которых в форме единственного числа именительного падежа ударение на первом слоге: буфер – буфера, берег – берега, жемчуг – жемчуга и т. д. 6. Род сложносоставных существительных определяется по слову, которое выражает более широкое значение существительного: бабочка-адмирал, телефон-автомат,диван-кровать
. 7. Для правильного образования формы родительного падежа множественного числа существительных следует знать следующие тенденции:
Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок
), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков
и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений, имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание:
8.Существительные на неударяемые -ья и -ье имеют в форме родительного падежа множественного числа окончание -ий: шалу́нья - шалуний, запя́стье - запястий, а на ударяемые -ья и -ьё - окончание -ей: скамья́ - скамей, ружьё - ружей. Но: копьё - копий . 9. В форме родительного падежа множественного числа существительных на -ня с предшествующей согласной или буквой й буква ь на конце не пишется: вишня - вишен, спальня - спален, бойня - боен. Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь . 10. Русские фамилии на -ов(ёв)/-ев, -ын/-ин имеют в форме творительного падежа единственного числа окончание -ым: Некрасовым, Птицыным, Никитиным . Иностранные фамилии на -ов и -ин имеют окончание -ом: Дарвином, Чаплином . 11. Названия населенных пунктов на -ов/-ев, -ын/-ин, -ово/-ево, -ыно/-ино имеют в форме творительного падежа окончание -ом: за Льговом, под Киевом, над Пушкином, за Уклеевом, под Бородином, за Голицыном . Морфологические нормы имен прилагательных 1. Нельзя соединять в одну конструкцию простую и сложную формы сравнительной степени имени прилагательного: более хорошее сочинение/ это сочинение лучше (не это сочинение более лучше)
Морфологические нормы местоимений 1. Ошибкой является образование формы притяжательного местоимения ихний вместо их : их сын. 2. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н : к нему, от нее . Морфологические нормы имен числительных 1. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: в две тысячи втором году . 2. Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся с двадцатью четырьмя одноклассниками . 3. Случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные:
4. Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе книги . С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба слона . Морфологические нормы глаголов 1. У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить
и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч. 3. Образование форм повелительного наклонения: поезжай, помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг . 4. Образование форм прошедшего времени: окреп, просох, намок (не окрепнул, просохнул, намокнул ). Морфологические нормы причастий
1. Образование причастий: полощущий, машущий, хотящий (не полоскающий, махаюший, хочущий ); 2. Причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида. Морфологические нормы деепричастий 1. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –в
: разливать – разлив, сохранить – сохранив, поредеть – поредев
. 2. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов –а/-я : думать – думая, гулять - гуляя, летать - летая . Морфологические нормы наречий 1. Образование наречий: оттуда, отрываться, внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам . 2. Образование сравнительной степени наречий: плохо - хуже, красиво - красивее, хорошо - лучше, тяжело - тяжелее . |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
- Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи