Разделы сайта
Выбор редакции:
- Что такое материя и антиматерия?
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
Реклама
28 проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащихся. Проектирование индивидуальной деятельности ребенка и его развития |
Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута - совместная деятельность педагога и обучающегося Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют систему образования на достижение новых результатов, которые связаны с необходимостью развития личности и определяют это основной целью и смыслом образования. При этом выделяют:
Для достижения поставленной государством цели основной задачей образования на современном этапе является смена приоритетов в образовательной деятельности и переход от структурированного, последовательного, ясного изложения теоретического материала для всей аудитории к индивидуальному контакту с обучающимися и формированию, развитию образованной, компетентной, творческой личности, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
При составлении образовательных программ учитываются следующие показатели:
Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей должна разрабатываться адаптированная образовательная программа, которая при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. В практике инклюзивного образования также используется индивидуальная образовательная программа - документ, который отражает общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей учителя и родителей, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в рамках школы. А.В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его организационных, деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. Индивидуальный подход – это важный психолого-педагогический принцип, основанный на реализации в образовательном процессе индивидуальной модели взаимодействия педагога с отдельными обучающимися. Данная модель создается с учетом их личностных особенностей. Индивидуальный подход ориентирован на учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обучения, что позволяет обучающемуся организовывать свою деятельность экономно, контролировать свои силы, работать в оптимальном темпе, что способствует достижению высоких результатов в учебной деятельности. Но в таком виде индивидуальное обучение в массовом образовании применяется ограниченно. Термины «индивидуализация» и «дифференциация», как правило, рассматриваются в единстве. Характер их взаимосвязи рассматривают по-разному:
Индивидуализация – это учёт индивидуальных особенностей обучающихся в образовательном процессе, создание оптимальных условий для проявления и развития личности как индивидуальности через выбор соответствующий её возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения. Дифференциация – разделение обучающихся для отдельного обучения на основании каких-либо индивидуальных особенностей. Важным дополнением является то, что эти группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение – как постоянным, так и временным. Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее спланированный путь следования обучающегося, который направлен на его воспитание, развитие, обучение. Ученые определяют данный маршрут как целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, которая обеспечивает обучающемуся позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Таким образом индивидуальный образовательный маршрут: Целенаправлен, так как связан с конкретной целью и условиями её достижения; Разрабатывается до начала реализации и определен уже имеющимися знаниями и опытом обучающегося; Оформляется как индивидуальная образовательная программа. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями и разрабатывается с учетом способностей и возможностей обучающихся, а также с учетом существующих стандартов содержания образования и содержания базовой образовательной программы. Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты: – целевой (постановка целей получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей обучающегося); – технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания); – диагностический (определение системы диагностического сопровождения); – организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей); – результативный (формулируются ожидаемые результаты). Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется совместно педагогом, обучающимся и его родителями или законными представителями, но приоритетное право выбора варианта маршрута собственного образования принадлежит, в первую очередь, самому обучающемуся. Основная задача педагога и родителей – это оказать помощь в проектировании и реализации своего проекта целенаправленного развития. Для этого в образовательном учреждении создаются специальные условия, а именно, условия для изучения интересов, потребностей и способностей обучающихся, обеспечение многообразия и разнообразия видов деятельности и программ, предоставление свободы выбора, повышение степени готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга. Часто проектирование индивидуальных образовательных маршрутов вызывает у педагогов затруднения в связи с широким спектром индивидуальных различий у обучающихся. В связи с этим разработку маршрутов, чаще всего, рационально начинать с определения особенностей обучающихся. Критериями дифференциации могут быть: Возраст обучающихся; Гендерный признак; Физические и психофизические особенности; Уровень владения учебно-предметными знаниями и умениями; Мотивация обучения детей. Индивидуальные образовательные маршруты могут различаться по следующим признакам: Степень сложности, выраженная в широте и глубине раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом; Темп освоения; Логика преподавания; Методы, приемы и способы организации образовательного процесса. Но все они должны быть адекватны конкретному обучающемуся, содержанию и модели образовательного процесса. Индивидуальный образовательный маршрут состоит из обязательной, вариативной, коррекционной и организационной частей. 1. Обязательная часть состоит из основных для изучения тем. 2. Вариативная часть состоит из набора тем, интересующих обучающегося, которые он может выбрать для дальнейшего изучения. Эти две части (обязательная и вариативная) направлены на определение содержания изучаемого материала. 3. Коррекционная часть направлена на оказание помощи обучающимся в выборе тем из вариативной части с учетом их индивидуальных особенностей, а также на определение организационной части. 4. Организационная часть включает следующие компоненты методической системы: формы, методы, технологии, средства, контроль изучения выбранного содержания. Важно помнить, что эта и все другие части индивидуального образовательного маршрута предполагают выбор обучающегося. Для реализации индивидуального образовательного маршрута разрабатываются индивидуальные образовательные программы: Программы, направленные на повышение качества обучения по образовательной программе; Программы, направленные на творчество (участие в олимпиадах, проектах, конференциях, интеллектуальных играх). Большое значение для успешного прохождения индивидуального образовательного маршрута имеет правильная организация работы на отдельных этапах деятельности. Каждый обучающийся получает от педагога информацию о формах, расписании деятельности, периодичности и формах контроля. Индивидуальное расписание может включать время на самостоятельное изучение учебного материала, консультации, выполнение учебных проектов, подготовку к мероприятиям, участие в образовательной деятельности и другие формы организации образовательного процесса. Педагог при разработке индивидуальной программы для конкретного ребенка опирается на содержание базовой программы. Основной вопрос каждой образовательной программы: «Как структурировать материал?». Поэтому, начиная разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе. Существуют разные структуры образовательных программ. Рассмотрим их на примере геометрических линий.
Основная часть традиционных программ выстраивает структуру в аналогии с прямой линией, которая идет вверх. Здесь реализуется принцип систематичности и последовательности: от простого к сложному. Выстроить программу, которая ориентирована на развитие творческого потенциала конкретного ребенка очень сложно, так как она предполагает задания творческого типа, особенностью которых является наличие множества правильных ответов. Решение подобных задач в рамках программы, основные требования которой системность и последовательность, довольно затруднительно. Существует и другой способ структурирования учебного материала – по типу нескольких концентрических кругов. В структуру данной программы, как правило, входят несколько более мелких подпрограмм (допускается их автономность). Пройдя первый круг, обучающийся осваивает второй, затем третий. Это принцип возможен при разработке индивидуального образовательного маршрута. Но наиболее продуктивным является третий вид программы – логарифмическая спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, с постепенным усложнением содержания за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. Данный тип структурирования материалов открывает большие перспективы для исследовательской деятельности обучающихся. Индивидуальная образовательная программа имеет ряд функций: Нормативную – она фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и обосновывает выбор образовательного маршрута; Мотивационную – информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени, определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося; Организационную – определяет виды образовательной деятельности обучающегося; Самоопределения – позволяет реализовывать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора. Следовательно, индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающихся через индивидуальную образовательную программу и позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды организаций взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы. Рассмотрим схему построения индивидуального образовательного маршрута:
Исходя из выявленных с помощью диагностики характеристик и качеств личности, можно определить формы и методы обучения в рамках технологии индивидуального образовательного маршрута. Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется также поэтапно, где предусмотрена деятельность каждого субъекта образовательного процесса. 1 этап «Диагностика». Деятельность педагога: диагностирование уровня обученности, выявление интересов, уровня сформированности личностных качеств. Деятельность обучающегося: участие в диагностическом тестировании. 2 этап «Разработка программы». Деятельность педагога: постановка целей и задач, отбор учебного материала и его организация (адаптация к уровню обученности обучающегося). Деятельность обучающегося: определение собственной цели и потребности, ознакомление с ожидаемыми результатами. 3 этап «Реализация индивидуальной образовательной программы». Деятельность педагога: организация образовательного процесса, а именно инструктирование, обеспечение дидактическим материалом, установление благоприятного психологического климата, оказание поддержки обучающемуся. Деятельность обучающегося: выполнение заданий, инструкций, требований, предусмотренных индивидуальным образовательным маршрутом. 5 этап «Презентация личных образовательных результатов». Деятельность педагога: Организация контроля (текущего, взаимоконтроля, самооценки). Деятельность обучающегося: итоговая работа, содержащая в себе теоретическое воспроизведение (демонстрация теоретической компетентности в изученном аспекте), практическое решение поставленных задач. 6 этап «Рефлексивно-оценочный». Деятельность педагога: оценка путем анализа результатов, полученных в образовательном процессе. Примерная схема самоанализа обучающегося, проходящего обучение по индивидуальной образовательной программе:
Деятельность обучающихся: оценка проделанной работы, сопоставление поставленной цели и полученных результатов, решение о продолжении обучения по теме или её смене. В процессе реализации индивидуального образовательного маршрута педагог осуществляет ряд функций: - тьюторство – руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся, которое предполагает поддержку (решение проблем самим обучающимся), сопровождение учебной деятельности и фасилитацию (сопровождение личностного развития). Педагог-тьютор осуществляет разработку заданий, организацию обсуждения, работу с субъектным опытом обучающегося, анализ познавательных интересов, намерений, личных устремлений, продумывает способы мотивации и фиксации результатов, разрабатывает результаты деятельности. - консультирование – взаимодействие между педагогом и обучающимся, организованное особым образом и направленное на решение возникающих проблем и внесение позитивных изменений в деятельность обучающегося. - экспертная – оценка работ, выполненных обучающимся. - проектная – сопровождение учебной деятельности обучающегося. - процессная – сопровождение обучающегося во время реализации индивидуального образовательного маршрута. Литература
Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 1-2012 Байбородова Л .В., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогических технологий Ярославский государственный педагогический университет им. , г. Ярославль ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА И ЕГО РАЗВИТИЯ Педагогическое проектирование является функцией каждого педагога и может рассматриваться на разных уровнях, в разных масштабах и аспектах. Проектировать в педагогике - значит избирать или создавать на основе прогноза такие педагогические средства, технологии, использование которых направлено на достижение поставленных целей, развитие всех участников педагогического процесса. При проектировании создаются предпочтительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируется ее результат. Проектирование индивидуальной деятельности школьника и его развития можно характеризовать: * как механизм взаимопроникновения и взаимосвязи внешней и внутренней индивидуализации педагогического процесса; * как интегративную функцию психолого-педагогического сопровождения школьников в реализации их индивидуальной жизненной траектории; * как способ взаимодействия всех субъектов психолого-педагогического сопровождения; * как средство интеграции педагогических и учебно-методических средств школы, учреждений дополнительного образования , профессиональных учебных заведений. Объектов педагогического проектирования много. Это может быть система, процесс, деятельность, ситуация, решение конкретной педагогической задачи. В реальной педагогической практике, например, педагог дополнительного образования сталкивается с проектированием занятия, воспитательного мероприятия, своей деятельности по решению конкретной задачи или принятию решения, деятельности конкретного ребенка или группы детей. В современных условиях модернизации образования предпочтение отдается индивидуально-ориентированному обучению и воспитанию детей, что означает их активность и сознательность, формирование субъектной позиции, приобщение детей к проектированию своего жизненного пути. Результатом проектирования являются проекты. Подчеркнем, что следует различать проекты самого школьника и проекты педагогов, обеспечивающие сопровождение образовательной деятельности ребенка и реализацию его индивидуальных проектов. Какими могут быть проекты деятельности самого ребенка? К основным проектам деятельности школьника мы относим: * интуитивные предположения подтверждать материалами анализа объективных данных; * чаще ставить себя на место воспитанника и мысленно проигрывать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы. Принцип саморазвития. Означает, что при проектировании деятельности ученика, его развития невозможно предусмотреть все многообразие жизненных ситуаций, поэтому создаваемые проекты должны быть гибкими, динамичными, способными по ходу их реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Жестко созданный проект почти всегда ведет к насилию над участниками воспитательного процесса. Реализуя данный принцип, следует учитывать следующее: * жизнь и деятельность ребенка разнообразны, непредсказуемо появление и влияние ряда факторов на его развитие, все в проекте предусмотреть невозможно и не следует к этому стремиться; * каждый ребенок имеет свои особенности развития и саморазвития, которые должны найти отражение при проектировании; * разрабатываемый проект должен быть таким, чтобы отдельные его компоненты легко заменялись, корректировались; * важно предусмотреть возможность многократного использования проекта, приспосабливая его к изменившимся условиям; Я, папа, мама, бабушка Используя некоторые общие принципы педагогического проектирования, разработанные М.И. Рожковым, дополним их и охарактеризуем те, которые целесообразно учитывать при проектировании деятельности ребенка, его жизненных и профессиональных планов. Принцип прогнозирования. Каждый участник образовательного процесса, и в первую очередь педагог, должен предвидеть результаты деятельности, которые выражаются в изменениях ребенка и его отношениях с окружающим миром. Прогноз, как правило, базируется на анализе данных, которые получены в ходе диагностики его обучаемости, обученности, подготовленности, воспитанности, социализированности, а также материалов текущего наблюдения за поведением, деятельностью, отношениями ребенка в процессе деятельности, с окружающими. При прогнозировании большое значение имеет не только анализ объективно имеющихся данных о ребенке и его отношениях, но интуиция педагога, основой которой является интериоризированный опыт педагогической деятельности. Педагогическая интуиция – это способность педагога предчувствовать последствия реализации педагогических действий. Данный принцип требует: Определяя цель, представлять те изменения, которые должны произойти в результате ее достижения (любой педагогический проект должен быть гуманистичен и не приносить вреда воспитаннику); При создании проекта опираться на уже достигнутый образовательный и воспитательный результат; Ориентироваться на близкие, а также средние и дальние перспективы развития ребенка; Интуитивные предположения подтверждать материалами анализа объективных данных; Чаще ставить себя на место воспитанника и мысленно проигрывать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы. Принцип саморазвития . Означает, что при проектировании деятельности ученика, его развития невозможно предусмотреть все многообразие жизненных ситуаций, поэтому создаваемые проекты должны быть гибкими, динамичными, способными по ходу их реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Жестко созданный проект почти всегда ведет к насилию над участниками воспитательного процесса. Реализуя данный принцип, следует учитывать следующее: Каждый ребенка имеет свои особенности развития и саморазвития, которые должны найти отражение при проектировании; Жизнь и деятельность ребенка разнообразны, не предсказуемо появление и влияние ряда факторов на его развитие, все в проекте предусмотреть невозможно и не следует к этому стремиться; Разрабатываемый проект должен быть таким, чтобы отдельные его компоненты легко заменялись, корректировались; Важно предусмотреть возможность многократного использования проекта, приспосабливая его к изменившимся условиям; Целесообразно иметь вариативную часть проекта или создавать несколько вариантов проектов. Принцип мотивационного обеспечения проектировочной деятельности. Предполагает формирование положительного, заинтересованного отношения участников педагогического процесса к разработке и осуществлению проектов индивидуальной деятельности ученика, его развития, которое проявляется в их добровольном и активном участии в проектировочной деятельности. Данный принцип требует осуществлять следующее: Проводить разъяснительную работу о необходимости и целесообразности разработки проектов индивидуальной деятельности каждого воспитанника, опираясь на убедительные аргументы, мнение авторитетных педагогов, учеников, родителей, имеющих такой опыт; Включать педагогов, родителей и детей в коллективное обсуждение достоинств, проблем, трудностей проектирования и путей их преодоления; Привлекать участников образовательного процесса к разработке методического обеспечения проектировочной деятельности; Учитывать интересы, потребности и возможности всех участников педагогического процесса при разработке проекта; Обеспечивать добровольность участия педагогов, детей, родителей в проектировочной деятельности, не допускать навязывания проектов; Осуществлять контроль за ходом проектирования, поощрять инициативу участников образовательного процесса в создании и реализации проектов. Принцип субъектной позиции ребенка. Проект деятельности учащегося становится реальным, если он создается им самим, то есть сам ребенок является активным участником проектировочной деятельности на всех ее этапах, при этом необходимо обеспечить соответствующее психолого-педагогическое сопровождение такой деятельности. Реализуя данный принцип, педагоги должны обеспечить следующее: Организовать самодиагностику школьника, самоанализ его достижений, возможностей, проблем и трудностей, чтобы ребенок получил необходимую информацию о себе и возможных перспективах; Осуществлять процесс целеполагания с участием ребенка, научить его определять свои образовательные и профессиональные планы, предоставить ему возможность составить самостоятельно вариант проекта, обосновать и защитить его; Организовывать анализ и рефлексию деятельности ребенка на каждом этапе проектирования; Давать возможность ученику первому высказывать свои мнения и суждения в процессе проектировочной деятельности; Поощрять, поддерживать любую инициативу ребенка; Обучать ребенка самоконтролю, помогая выполнить проект и получить намеченный результат, тем самым подтверждая целесообразность проектирования. Принцип взаимодействия участников проектирования. В создании проекта ребенка, кроме него самого, могут участвовать в той или иной мере классный руководитель, учителя, администрация школы, психолог, родители, также специалисты-консультанты. К проектированию индивидуальных образовательных проектов на ряде этапов, например, в качестве экспертов, могут привлекаться его одноклассники, друзья и те, чье мнение для ребенка является значимым. Для реализации принципа следует: Изучить возможности участия в проектировании субъектов психолого-педагогического сопровождения развития ребенка; Определить функции, обязанности, права каждого субъекта проектировочной деятельности; Организовать совместную деятельность участников проектирования при решении вопросов психолого-педагогического сопровождения этого процесса, сообща обсуждать организацию и результаты проектировочной деятельности; Регулировать взаимодействие педагогов, специалистов и семьи в процессе создания и реализации индивидуальных проектов развития ребенка на разных уровнях (класса, группы, семьи, конкретного ученика, УДО, кружка, школы). Принцип технологичности. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащегося можно представить как алгоритм действий педагогов, ребенка и его родителей, обеспечивающий в своей совокупности решение педагогической задачи (создание плана действий ученика, разработку индивидуальной образовательной программы и др.). В процессе проектирования осуществляется выбор технологий обучения и воспитания ребенка, которые станут основой взаимодействия педагогов и ребенка. Этот принцип требует: Определения конкретной цели (системы целей) для ученика; Конкретизации критериев, по которым отслеживается его движение к цели (целям); Разработки этапов деятельности и плана действий ребенка по достижению намеченной цели (системы целей); Выстраивания последовательных действий, шагов педагогов и родителей, обеспечивающих продвижение школьника к намеченным целям; Разработки мониторинга обучения и воспитания ребенка. Принцип непрерывности и цикличности. Означает, что проектирование деятельности школьника целесообразно осуществлять на протяжении всего периода обучения и воспитания, создавая перспективные проекты (на год, два и более), ближайшие (полугодие, месяц) и текущие (неделя, день, конкретное занятие). Чтобы реализовать перспективный проект, необходимо выстроить серию промежуточных проектов, при этом ребенок проходит одни и те же этапы, совершает каждый раз сходные действия. Это позволяет определить некоторую цикличность в проектировании образовательной деятельности ученика. Реализуя данный принцип, педагоги осуществляют следующее: Систематически отслеживают результаты проектирования деятельности детей и вносят соответствующие коррективы как в сами проекты, так и в организацию проектирования; Обеспечивают преемственность в проектировании, опираются на имеющийся опыт, постоянно его развивая, внося новые привлекательные для участников проектирования методики и технологии; Организуют разработку системы перспективных и ближайших проектов, предлагая участие в этом процессе всем желающим педагогам, детям и родителям и мотивируя его. Все принципы проектирования тесно взаимосвязаны. Реализация совокупности перечисленных выше принципов может обеспечить успешность проектирования деятельности ребенка, его развития и достижение намеченных образовательных и воспитательных целей. Статья посвящена описанию практической модели индивидуальной образовательной деятельности учащихся, созданной в старшей профильной школе № 49 г. Ярославля. Автор анализирует предпосылки и актуальность новых форм организации образовательного процесса, рассматривает необходимость сочетания индивидуальной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Данное исследование убеждает в преимуществах использования в современной школе принципов и технологий неформального образования. В условиях перехода к новым стандартам в старшей школе предлагаемый опыт приобретает особую актуальность. Скачать:Предварительный просмотр:Индивидуальная образовательная деятельность учащихся Астафьева Алина Сергеевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 49 Аннотация . Статья посвящена описанию практической модели индивидуальной образовательной деятельности учащихся, созданной в старшей профильной школе № 49 г. Ярославля. Автор анализирует предпосылки и актуальность новых форм организации образовательного процесса, рассматривает необходимость сочетания индивидуальной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Данное исследование убеждает в преимуществах использования в современной школе принципов и технологий неформального образования. В условиях перехода к новым стандартам в старшей школе предлагаемый опыт приобретает особую актуальность. Ключевые слова: индивидуальная образовательная деятельность, индивидуальный учебный план, неформальное образование, принципы неформального образования, техники неформального образования, внеурочная деятельность. Абрис проблемы В условиях формирования информационного общества и глобализации образовательного пространства формальное образование не успевает реагировать на изменение конъюнктуры спроса. Школа теряет свою монополию в обучении и познании. Использование стратегий и техник неформального образования позволяет преодолеть консерватизм и академичность действующих моделей общего государственного образования. Исходная ситуация (условия «входа») Для учащихся: При переходе в старшую школу (10-11 класс) в соответствии с действующими нормативными документами формируются классы (или группы) определенной профильной ориентации. Перечень рекомендуемых профилей утверждается органами управления образования. Противоречие Программы и модели профильного образования традиционной школы не отвечают быстро меняющимся условиям рыночной экономики, требованиям общества и производства Шаги к решению Организация обучения в интересах обучающихся, т.е. «снизу вверх», с возможностью свободного формирования индивидуального учебного плана (ИУП) и выбора форм внеурочной деятельности. Для родителей : Любая семья заинтересована в максимальном приближении процесса обучения к интересам, запросам и способностям своего ребенка. Провозглашение принципа индивидуализации и дифференциации образования «де-юре» далеко не всегда и не везде может реализоваться «де-факто». Противоречие Массовая школа объективно сориентирована на общее и обязательное образование, т.е. на «среднего» ученика. Индивидуальные запросы родители вынуждены удовлетворять через частное репетиторство и платные курсы. Шаги к решению Вовлечение родителей в учебный и воспитательный процесс школы: родители должны иметь реальные рычаги воздействия на формирование вариативной части учебных программ. Профессиональный потенциал семьи может стать дополнительным неформальным ресурсом в решении образовательных задач. Для учителей: Подавляющая часть педагогов использует в повседневной практике традиционные («классические») методики и средства обучения: «учат так, как их учили». При выборе тех или иных педагогических технологий доминируют не интересы ребенка, а личные и профессиональные интересы самого учителя (результаты контрольных срезов, ЕГЭ, фронтальных проверок как главных критериев при очередной аттестации и экспертизе). Противоречие Современные учителя даже с большим опытом работы перестают чувствовать себя уверенно. Формальные методики и «старые сценарии» не дают позитивного результата. Складывается педагогическая ситуация для изменения стратегии преподавания. Шаги к решению Стратегии и техники неформального образования дополняют формальные методики обучения. Образовательные события адаптируются к потребностям и возможностям учащихся, к различным темпам освоения материала. Практическая направленность технологий НФО позволяет учащимся понять смыслы учения, активно сотрудничать с учителями. Вывод В условиях постоянных трансформаций общества и поэтапного внедрения новых образовательных стандартов предлагается использование в старшей профильной школе модели организации индивидуальной образовательной деятельности учащихся. Данный подход предполагает использование неформальных элементов в рамках формальной образовательной среды (так называемое «интраформальное образование» в классификации А.Роджерса). ИОД учащихся включает индивидуальное проектирование учебного плана (ИУП), самостоятельный выбор глубины освоения содержания предметов (базовый или профильный уровень), автономный самоанализ образовательных достижений, внеурочную деятельность как возможность для профессиональных и социальных проб. Целевой компонент Основная цель проекта – создание образовательной среды для осознанного и самостоятельного выбора старшеклассниками индивидуального образовательного пути. Карта целевых приоритетов Воспитательные задачи
Организационно-педагогические задачи
Концептуальные положения
Комбинация формального и неформального контекста
Этапы реализации I. Подготовительный этап:
Действия – педагогические советы, встречи со специалистами, семинары, сбор информации об эффективных практиках II. Организационный этап
Действия – заседания методических объединений, тренинги и практикумы, знакомство с реальными практиками (посещение ресурсных центров) III. Диагностико-аналитический этап:
Действия – анкетирование, собеседование, наблюдение, составление диаграмм и группировка по интересам. IV. Проектировочный этап:
Действия – индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, классные часы. V. Коррекционный этап
Действия – педагогический консилиум, административное совещание, индивидуальные консультации с детьми и родителями. VI. Деятельностный этап
Действия – Психолого-педагогическое сопровождение реализации, родительские собрания, индивидуальные консультации, педагогические консилиумы, ситуаций создания свободного выбора. VII. Адаптационный этап
Действия – собеседования с учащимися и родителями: административные совещания и методические семинары, организация сетевого взаимодействия учреждений, которые обучают учащихся по индивидуальным планам и программам. VIII. Аналитический этап
Действия – мониторинг и оценка удовлетворенности образовательными услугами; презентация индивидуальных и групповых проектов учащихся, сдача ЕГЭ и поступление в вузы. Критерии эффективности реализации
Методическое сопровождение Для достижения максимального эффекта в реализации модели индивидуальной образовательной деятельности в профильной школе целесообразно сочетать педагогические технологии, которые уже зарекомендовали себя в отечественном образовании, и новейший зарубежный опыт в области неформального образования. Библиографический список литературы:
1 Определяются роль и место индивидуальных образовательных программ в достижении учащимися об-щеобразовательной школы личностных, метапредметных и предметных результатов. Исходя из анализа современных концепций индивидуализации, раскрыт психолого-педагогический механизм проектирования индивидуальной образовательной программы. Индивидуальная образовательная программа рассматривается как результат конкретизации образовательной программы на основании потребностей и индивидуальных особенностей учащихся. Предполагается возможность составления таких программ, как для отдельных учащихся, так и для нескольких человек, имеющих сходственные склонности и близкий уровень развития. Проектирование индивидуальных образовательных программ предлагается осуществлять на основе модульного подхода. В соответствии с этим изложены основные положения и принципы модульного подхода, показаны возможности модульного обучения в обеспечении индивидуализации учебной деятельности. Показаны способы построения индивидуальной образовательной программы в виде самостоятельных учебных моделей, ориентированных на достижение конкретных универсальных учебных действий у учащихся. Проинтерпретированы особенности взаимодействия учителя и учащихся в выборе учебных модулей и определении содержания самостоятельной работы. синтез учебных модулей принципы модульного обучения образовательный результат модульный подход проектирование индивидуальная образовательная программа общеобразовательная школа Учащийся 1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разра-ботки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – Тюмень, 2006. – 42 с. 2. Вишневская Л. Л. Исследовательская деятельность учащихся гимназии как средство реа-лизации их индивидуальных образовательных траекторий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ярославль, 2008. – 18 с. 3. Ильясов Д. Ф. Разработка индивидуальных учебно-самообразовательных программ: мето-дическое пособие. – Челябинск: изд-во ЧИПКРО, 1996. – 58 с. 4. Рыжухина И. Ю. Использование субъектного опыта учащихся при проектировании инди-видуальных образовательных программ: Дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.07. – М., 2000. – 129 с. 5. Семенко И. Е. Проектирование личностно ориентированной образовательной программы начальной профессиональной подготовки кадров: Автореф. дис. … канд. пед. – Екатерин-бург: изд-во УГППУ, 1998. – 18 с. 6. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое посо-бие. – М.: Народное образование, 1996. – 160 с. 7. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: Швиеса, 1989. – 214 с. 8. Prokopenko J., Whint J., Bittel L., Eckles R. Modular Programmer for Supervisory Development. Switzerland, Geneva: Introduction and Trainers Guide, 1981. – 244 p. 9. Russell G. D. Modular Instruction // A Guide to the Design Selection, Utilization and Evaluation of Modular Material. Minneapolis: Burgess Publishing Company, 1974. – 196 p. Современные педагогические концепции позволяют рассматривать проблему проектирования индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ с учетом новых достижений науки. Исследование существующих публикаций показывает, что происходят не только динамичное количественное накопление опытно-экспериментального материала и теоретических обобщений в данной области, но и качественные сдвиги в разработке психолого-педагогических аспектов концепции индивидуализации обучения учащихся. Например, доказано положение, постулирующее необходимость адаптации образовательного процесса в школе к конкретному учащемуся. Однако это практически неосуществимо при традиционных подходах к обучению и воспитанию, сложившихся в общеобразовательной школе. Данные обстоятельства указывают на актуальность создания и реализации в практике средней школы адаптивных систем индивидуализированного обучения учащихся. Полагаем, что речь может идти о поиске психолого-педагогических механизмов проектирования индивидуальных образовательных программ для учащихся. В научной литературе существует большое количество определений образовательных программ, которые, так или иначе, касаются индивидуализации образовательного процесса в школе. Ряд авторов используют термин «индивидуальная учебно-самообразовательная программа» , другие пользуются термином «личностно-ориентированная образовательная программа» или «индивидуальная образовательная траектория» («индивидуальный образовательный маршрут») , гораздо чаще используется термин «индивидуальная образовательная программа» . Заметим, что многообразие точек зрения в определении индивидуальных программ вряд ли способствует построению соответствующей педагогической теории, не говоря уже о вопросах проектирования таких средств. Этим можно объяснить наше стремление к обобщению существующих подходов к определению программного обеспечения индивидуализации содержания образования учащихся. Имеет смысл ограничиться более общим термином - «индивидуальная образовательная программа». В этом случае данный термин можно рассматривать как основное понятие, а такие понятия как «индивидуальная учебно-самообразовательная программа», «личностно-ориентированная образовательная программа» и т.п. - в качестве вспомогательных (или определяемых понятий). В соответствии с этим индивидуальную образовательную программу определим как образовательную программу, разрабатываемую на основании выраженных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся и уточняемую в соответствии с характером развития у соответствующих учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов. Обратим внимание на то, что термин «индивидуальная» не отождествляется со словом «персональная», что позволяет говорить о возможности проектирования индивидуальной образовательной программы для группы учащихся, имеющих сходственные склонности, близких по уровню развития, интересам и т.п. При всем при этом индивидуальные образовательные программы допускают существование различных персонифицированных вариантов. Индивидуальные образовательные программы являются производными от образовательных программ подготовки учащихся вообще. Другими словами, в индивидуальных образовательных программах с учетом информации о специфике школы, об особенностях учащихся конкретно развертывается содержание основной образовательной программы. При этом, индивидуальные образовательные программы являются более подвижными и изменчивыми по сравнению с основными образовательными программами. Проявляется это в характерных признаках индивидуальных программ. К таким признакам, в частности, можно отнести: производность индивидуальных образовательных программ от основной образовательной программы; учет индивидуальных личностно-психологических и физиологических особенностей учащихся или их групп; увеличение в структуре образовательной деятельности учащихся доли самостоятельной работы; подвижность индивидуальных образовательных программ в зависимости от результатов формирования личностных, метапредметных и предметных результатов у учащихся. Наши исследования показывают, что при проектировании индивидуальных образовательных программ важна не только информация о конкретных учащихся, но и сведения, отражающие внешние условия, в окружении которых осуществляется образовательный процесс. Например, важной является информация о: кадровом обеспечении образовательного процесса в школе, взаимодействии школы с различными социальными партнерами, перспективах развития школы в кадровом, научно-методическом и материально-техническом направлениях и т.п. В результате появляется возможность учесть все имеющиеся ресурсы, которые непосредственно используются при проектировании индивидуальных образовательных программ. Благодаря такой информации можно наполнять конкретным содержанием инвариантную часть индивидуальных программ. Вариативная же часть конкретизируется более существенно. Речь идет о необходимости учитывать индивидуальные особенности учащихся при разработке и использовании индивидуальных программ. Мы полагаем, что в идеальном варианте индивидуальные программы должны создаваться для каждого учащегося с учетом его личностных особенностей, склонностей и целевых установок. В таком случае намного увеличивается эффективность образовательного процесса в школе. Однако практика показывает, что вполне возможным оказывается вариант, когда учитываются индивидуальные особенности группы учащихся (нескольких человек), имеющих сходственные склонности, интересы и целевые установки. Современные научные разработки обосновывают возможность использования модульного подхода для целей проектирования индивидуальных образовательных программ. Например, в зарубежной литературе встречается термин «модульное обучение», который трактуется как обучение, основанное на модулях полностью или частично. В отечественной литературе под обучением с использованием программ, построение которых предполагает модульный подход, понимается такой вид обучения, когда каждый учащийся относительно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему комплексной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, информационный банк и методическое руководство для достижения поставленной педагогической цели. Наиболее полно основы модульного подхода в обучении разработаны П. А. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» . Большинство авторов считает, что основой такого обучения является программа, составленная с помощью модулей. Понятие «модуль» используется во многих отраслях: архитектуре и строительстве (условная величина, принимаемая для выражения кратных соотношений размеров частей здания или сооружения с целью их координации, придания сооружению или его частям соизмеримости); радиоэлектронике (унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия); технике (унифицированный узел (или часть сложной системы), оформленный конструктивно как самостоятельное изделие и выполняющий определенную функцию в различных технических устройствах); информатике (функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы, оформленный как самостоятельное изделие и обладающий свойством заменяемости). Одно из основных назначений этого термина - это функциональный узел. В педагогической литературе под модулем понимается определенная искусственная образовательная система, в которой «отражаются содержательные, процессуально-действенные и организационно-управленческие аспекты педагогических средств, с помощью которых учащимся присваивается определенный уровень образованности» . Обязательным признаком модуля является его ориентированность на учащихся (их склонности, выраженные потребности), на образовательную цель в условиях социальной защиты учащихся (состояние психического и физического здоровья, желание учащихся, их реальные возможности, природные способности, предрасположенность к различным видам деятельности) . При модульном построении индивидуальной образовательной программы содержание образования представлено в виде самостоятельных учебных блоков (модулей), ориентированных на достижение конкретных универсальных ученых действий. Можно с уверенностью констатировать, что при таком подходе к построению индивидуальных программ имеется возможность полной индивидуализации содержания образования учащихся. В результате учебной работы по таким программам осуществляется индивидуальный темп прохождения материала, возможность вариативности в выборе учебных модулей и их элементов; увеличение удельного веса самостоятельной работы и приобщение учащихся к самообразованию. Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Они выступают как руководящая идея, основное правило деятельности и поведения в соответствии с установленными закономерностями. Вопросами разработки принципов модульного обучения в той или иной степени занимались: А. А. Гуцински, Б. Гольдшмид, М. Гольдшмид, Дж. Рассел, В. М. Гареев, С. И. Куликов, Е. М. Дурко, П. А. Юцявичене и др. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы модульности: выделения из содержания обучения обособленных элементов, динамичности, действенности и оперативности знаний и их системы, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности . Принципы модульного обучения взаимосвязаны, они (кроме паритетности) отражают особенности содержания образования, а принцип паритетности характеризует взаимодействие учителя и учащихся в новых условиях, складывающихся в ходе реализации принципов модульности, выделения из содержания обучения обособленных элементов, динамичности, действенности и оперативности знаний и их системы, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования. Основное средство модульного обучения - модульная программа, состоящая из отдельных модулей. П. А. Юцявичене разработаны принципы построения модульных программ: целевого назначения информационного материала; сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей; полноты учебного материала в модуле; 4) относительной самостоятельности элементов модуля; реализации обратной связи; 6) оптимальной передачи информационного и методического материала . Имеются основания утверждать, что при такой организации учебного процесса учащиеся включаются в активную и эффективную образовательную деятельность, работая с индивидуализированными по содержанию программами. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования. Важно, что учащиеся имеют возможность самореализовываться и это способствует мотивации учения. Практика показывает, что разработка учебных модулей представляет собой достаточно трудоемкую процедуру. При ее осуществлении важно помнить, что в учебном модуле: а) излагаются основные узловые элементы содержательной единицы, ее суть и даются пояснения к изучению и выполнению учебного материала; б) указываются возможности дополнительного углубления материала или его расширенного изучения, рекомендуются конкретные литературные источники; в) представляются практические задачи (задания) и пояснения к их решению (выполнению); г) предлагаются теоретические и практические задания и приводятся ответы на них (или комментарии). Кроме того, важно позаботиться о том, чтобы элементы модуля и сами модули были относительно самостоятельными. Это обстоятельство позволит легко конструировать индивидуализированное содержание модуля (модулей) для каждого учащегося, из существующих фрагментов формировать новые модули или заменять устаревшие элементы новыми. Затем процесс освоения содержательной единицы должен быть контролируемым и управляемым. Поэтому при разработке содержательной единицы необходимо принимать во внимание следующие установки: необходимо обеспечить модуль средствами констатирующего контроля, показывающего уровень готовности учащегося к освоению данного содержания образования; следует применять текущий, промежуточный и итоговый контроли; текущий и промежуточный контроли могут осуществляться в виде самоконтроля; их задача - способствовать своевременному выявлению пробелов в усвоении информации, четко показывая части учебного материала, которые необходимо повторить или усвоить глубже; итоговый контроль должен показывать уровень освоения студентами содержания образования, включенного в соответствующий модуль. Наконец, требуется представлять материалы модуля в такой форме, чтобы обеспечивалось их наиболее эффективное освоение в конкретных условиях. При этом форма представления информации в модуле определяется видами информации. Таким образом, все содержание обучения по предмету, предлагаемое для освоения учащимся на конкретном отрезке образовательного процесса (четверть, учебный год), оказывается разбитым на конечное множество модулей, каждый из которых имеет несколько вариантов представления. Данное разбиение оказывается несколько оторванным от конкретных учащихся, но в каждом из вариантов предусматриваются некоторые стандартные проявления особенностей конкретных подгрупп учащихся. Причем каждый из вариантов подобных объединений характеризует тот или иной уровень освоения обучения по предмету. В соответствии с графиком образовательного процесса учащегося на основании некоторых данных подбирается соответствующая цепочка модулей, включающая соответствующее содержание обучения по предмету. Эти модули образуют первые варианты индивидуальной образовательной программы. Количество модулей, включенных в индивидуальную образовательную программу, определяется количеством содержательных единиц, полученных в результате структурирования содержания обучения на конкретном временном интервале. В дальнейшем по итогам реализации первого элемента индивидуальной образовательной программы, а также информации об изменившихся индивидуальных особенностях конкретных учащихся принимается решение о целесообразности внесения уточнения (уточнений) в следующий элемент индивидуальной программы. Таким образом, осуществляется корректировка и состыковка содержательных единиц, образующих морфологию индивидуальных образовательных программ. По существу, речь и идет о синтезе индивидуальных образовательных программ. В конечном счете, после завершения конкретного временного интервала образуется цепочка модулей, представляющая собой индивидуальную программу, освоенную вполне конкретным учащимся. Такой подход позволяет вовремя вносить уточнения (коррективы), осуществляемые на основе информации о реализации образовательного процесса, повышает роль учащихся как субъектов образовательной деятельности. При этом можно говорить о том, что синтез индивидуальных образовательных программ является инструментом, способствующим самореализации личности в пределах тех ее возможностей, которые даны ей природой. Следовательно, можно говорить о рациональной организации образовательного процесса, при котором осуществляется развитие личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Таким образом, проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательной школы осуществляется на основании модульного подхода. В результате образовательный процесс строится с использованием специальных педагогических средств, ведущими основаниями построения которых являются наиболее важные характеристики учащихся: уровень развития личностных, метапредметных и предметных результатов, образовательные потребности, которые всесторонне характеризуют учащегося, а уровень их сформированности является оценкой эффективности учебной деятельности. Рецензенты: Ильясов Д. Ф., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск. Резанович И. В., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой управления персоналом Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Библиографическая ссылкаБондарчук Т.В., Абдуллин А.Г. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7559 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
- Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи