Главная - Бах Ричард
Методика диагностики интеграции общего и дополнительного образования. Возможности интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях фгос оо. Интеграция основного и дополнительного образования

Интеграция общего и дополнительного образования детей подразумевает тесную связь и взаимодействие. Основная цель – это создание целостного образовательного пространства как условия развития личности ребенка.
Уровни интеграции дополнительного и других сфер образования
1. По субъектам – личностям:
- уровень личности ребенка – формирование целостной личности ребенка, индивидуального образовательного пространства в соответствии с заказом ребенка на дополнительное образование;
- уровень педагога – формирование образовательного пространства руководимого образовательного объединения, дидактического, методического, педагогического, коммуникативного и других аспектов интеграции;
- уровень органа управления – формирование образовательного пространства УДО через реализацию вариантом интеграции целей, уровней, функций и технологий управления.
2. По образовательный пространствам:
- уровень предмета – формирование внутрипредметных связей в соответствии с целью целостного представления предмета;
- уровень комплексной образовательной программы – формирование межпредметных связей, оформляются в виде комплексной или интегрированной программы одним или несколькими педагогами;
- уровень учреждения дополнительного образования – формирование образовательного пространства учреждения, формируется в виде программы учреждения.
3. По внутреннему и внешнему управляющему воздействию:
- внутренняя интеграция - создание вариантов интеграции в рамках интегрированных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, учреждения в целом;
- внешняя интеграция - создание вариантов интеграции на уровне социума, региональной (муниципальной образовательной системы).

Формы сотрудничества УДО и школы
 создание в стенах общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений детей;
 проведение уроков по некоторым общеобразовательным предметам на базе УДО;
 создание в учреждениях дополнительного образования детей условий для проведения различных воспитательных мероприятий для учащихся;
 проведение предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов силами школ и учреждений дополнительного образования детей;
 организация учебно-исследовательской деятельности школьников в стенах УДО и др.

Дополнительное образование дополняет образовательное пространство школы до его целостности.
Пространства взаимодействия»:
 интегрированные уроки (уроки-концерты, уроки-спектакли и т.п.), элективные курсы, предпрофильную подготовку;
 предметные кружки, факультативы, школьные научные общества;
 концерты, выставки, фестивали, смотры, соревнования и другие массовые мероприятия,
 и др.

Целеполагание должно осуществляться на основе исследования социального заказа
Социальные заказчики:
 дети и их родители;
 государство в лице органов управления образованием (министерство, отделы, департаменты, управления образованием), органов власти (правительства, администрации и т.д.);
 организации, учреждения, предприятия в лице учреждений образования (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессиональные училища, вузы, другие УДО), учреждений и предприятий иных сфер деятельности, общественные организации.

Технологии управления процессом интеграции
Интегрированная программа
Интегрированные программы можно классифицировать по разным основаниям.
По субъектам деятельности можно выделить 3 вида программ:
совместной деятельности педагогов (взрослых);
 совместной деятельности детей;
 совместной деятельности детей и педагогов разных объединений.
Интегрированная программа
По сущностным признакам можно выделить 4 группы программ.
По масштабу деятельности:
 внешнего сотрудничества;
 внутреннего сотрудничества.
По целям и задачам:
 одноцелевая (целевая);
 многоцелевая.
По содержанию:
 однонаправленная;
 комплексная.
По системообразующему фактору:
 учебно-предметной ориентации;
 проблемно-тематические («сквозные»).

Особенности разработки интегрированной программы учреждения дополнительного образования детей

Основные термины

Теоретический материал

Вопросы для самопроверки

Задания для творческой работы

Литература

Основные термины: интегрированная программа, сквозная программа, интегрированный курс.

Интегрированная программа это продукт совместной деятельности педагогов объединяющий отдельные образовательные области в единое целое. В термин «интеграция» в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта. Интегрированные программы основываются на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом исследования, который устанавливает связи между учеб­ными дисциплинами. Интегрированные программы объединяют, восстанавливают целостность на основе того или иного единства. Например, в программе «Земля и небо» (автор), стержневым основанием является палеонтологический компонент, на который нанизываются знания из предметных областей геология, палеонтология, география, астрономия и осуществляет комплексный подход к изучению проблемы «Природа, человек, космическая среда», необходимые для формирования целостного видения изучаемой проблемы

Сквозные программы – тематические или целевые, с ограниченным числом часов, обязательно входящие в программы каждого объединения структурного подразделения, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния, морально-психологического комфорта. Примерами могут служить программа «Здоровье» (назначение которой в создании условий для оздоровительной деятельности детей), «Одаренные дети» (назначение поддержка общей креативности в учреждении, создание базы для учебно-исследовательской работы воспитанников).

Интегрированный курс объединяет несколько предметных областей вокруг определенной стержневой темы. Например, интегрированный курс «Слагаемые профессионального успеха» (назначение профессиональное самоопределение воспитанника).

Теоретический материал

План

1. Классификация интегрированных программ.

2. Этапы проектирования интегрированной программы.

3. Интегрированный курс.

4. Педагогический потенциал интегрированных программ в разработке индивидуального образовательного маршрута воспитанника.

В системе дополнительного образования детей педаго­гическим работникам предоставляется возможность твор­ческого подхода к проектированию образовательного про­цесса, к созданию различных видов образовательных про­грамм.

Согласно закону РФ «Об образовании» содержание деятельности ОУДОД определяется целостной Образова­тельной программой, которая разрабатывается и реализу­ется учреждением самостоятельно. Разрабатывая образо­вательную программу, разработчик должен ориентироваться на государственные требования и методические рекомендации , предъявляемые МО РФ к составлению об­разовательных программ в системе ДОД, Законом РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, утвер­жденными Законом РФ от 13.01.96г.), Типовым положением об образовательном учреждении дополни­тельного образования детей (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 000) с изменениями и дополнениями (утверждены по­становлением Правительства Российской Федерации от22 февраля 1997 г. № 000).

Образовательная программа выступает фактором ини­циативы и творчества педагогов дополнительного образо­вания и результатом осмысления его деятельности, назначения, целесообразности, результативности и полез­ности. Специфика образовательной программы определяет­ся главными концептуальными идеями, заложенными в Концепции и Программе развития ОУДОД.

Изменения запроса детей и родителей на образовательные услуги во многом связаны с переходом системы дополнительного образования от информационного типа к креативному, предназначенному развивать мотивацию детей к познанию и творчеству. Востребованными становятся программы интегрированного характера, направленные на приобретение навыков, способствующих успешной социализации детей. Для реализации интегрированных образовательных программ могут быть привлечены два и более педагогов, распределение учебной нагрузки между ними фиксируется в образовательной программе.

1. Классификация интегрированных программ

Для системы дополнительного образования интерес представляет классификация разработанная, . Ученые предлагают классификацию:

1. По субъектам деятельности выделяют 3 вида программ совместной деятельности: педагогов (взрослых); детей; детей и педагогов разных объединений.

2. По сущностным признакам выделяют 4 группы программ. По масштабу деятельности (внешнего сотрудничества; внутреннего сотрудничества). По целям и задачам (одноцелевая, многоцелевая). По содержанию (однонаправленная, комплексная). По системообразующему фактору (учебно-предметной ориентации, сквозные).

2. Этапы проектирования интегрированной дополнительной образовательной программы для детей.

Основываясь на теоретических изысканиях раскроем алгоритм проектирования интегрированных программ. Автор выделил следующие этапы проектирования данного вида программы: подготовительный, аналитический, концептуальный, разработческий, внедренческий, контрольно-коррекционный, аналитико-рефлексивный. Дадим краткую характеристику поэтапных действий разработчиков интег­рированной программы.

Подготовительный этап:

Совещание заинтересованных сторон по обсуждению поля проблем, требующих решения: обозначение приоритет­ной проблемы (проблем), выявление интересов сторон; определение субъектов проектирования и реализации интегрированной программы; степени участия в про­грамме ее потенциальных субъектов; определение объекта и предмета проектирования; определение периода реализации программы; создание инициативной группы по разработке интегри­рованной программы; концептуальное целеполагание (первоначальный замы­сел о путях решения проблемы);

8. определение ответственных за разработку и обеспечение реализации программы (научное, методическое, психо­логическое, досуговое и др.); подбор информационных и методических материалов; формирование материаль­ной базы для реализации программы.

Аналитический этап:

1. диагностика условий совместной деятельности, возмож­ностей и рисков реализации программы (затруднениясубъектов программы, особенности образовательногопроцесса, выявление противоречий, нуждающихся вскорейшей ликвидации, и др.);

2. изучение социального запроса различных социальных групп и субъектов, заинтересованных в разработке дан­ной программы;

3. анализ проблемы, ее структурирование и обоснование актуальности.

Концептуальный этап (этап стратегического проектирования):

1. сбор, анализ и синтез идей по решению проблемы (про­блем);

2. определение основных идей программы;

Изучение теории проблемы и накопление теоретическо­го материала; формулирование целей и стратегических задач интегри­рованной программы; выделение приоритетных направлений деятельности.

Разработческий этап:

Моделирование: определение основных компонентов и ведущих связей программы; выделение этапов (уровней) реализации программы; определение средств, форм и методов для осуществления программы; корректировка целей: согласование, с ориентированность целей, формулирование тактических задач; перспективное планирование.

Внедренческий этап:

Совместное обсуждение, согласование, принятие и утвер­ждение интегрированной программы; создание координационного совета по реализации про­граммы (оргкомитета, штаба, временного творческого коллектива); разработка этапного (оперативного) плана; старт интегрированной программы; разработка методического обеспечения деятельности по программе; развитие материальной базы программы.

Контрольно-коррекционный этап:

Определение параметров, критериев и показателей результативности работы по программе; разработка и внедрение системы мониторинга результа­тов реализации интегрированной программы; контроль над ходом реализации программы; коррекция целей, содержания, организационных действий и форм.

Аналитико-рефлексивный этап:

Регулярное использование программы; коллективный анализ и оценка результатов внедрения программы; обобщение результатов анализа; рефлексивная деятельность субъектов программирова­ния и реализации программы; определение перспектив дальнейшего совершенствования программы.

Интегри­рованная программа дает возможность управлять процесса­ми решения конкретных задач. В процессе разработки интегрированной про­граммы развивается педагогическое самоуправление, когда педагоги совместно обозначают проблему, ищут способы ее решения, разрабатывают способы действий по решению про­блемы, рационально распределяя функциональные роли и нагрузку.

Эффективности реализации интегрированных программ спо­собствует создание координационного совета. Это представительский орган, в который входят руководители всех программ, представители администрации и обеспечивающих служб. Основная задача координационного совета - поиск оптимальных путей взаимодействия участни­ков программ, в том числе реализация идеи экономии их сил; решение проблем, связанных с обеспечением процесса. Интег­рированные программы позволяют сделать образовательный процесс дифференцированным , соответствующим возрасту, потребностям, желаниям, силам учащегося. Она дает возможность разработать индивидуальный образовательный маршрут и реализовать на практике личностно ориенти­рованный подход к образованию для детей с разными возможностями, потребностями, способностями. Данный вид программ позволяет дифференцировать образовательный процесс для различных категорий детей (одаренных, детей с ограничен­ными возможностями, нуждающимся в социальной защите и др.).

Интегрированные программы имеют и развивающий потенциал как для педагога (например, обеспечивая научную деятельность учащихся в рамках соответствующей програм­мы, педагог совершенствует и свою исследовательскую рабо­ту), так и для учреждения (развиваются направления работы с родителями, со старшеклассниками).

3. Интегрированный учебный курс.

Интегрированный учебный курс является организационной единицей учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей. Усиление взаимосвязи между однотипными частями и элементами содержания дополнительных образовательных программ в большей мере способствует формированию межпредметных связей по всем предметным областям. Подобная интеграция предполагает повышение уровня целостности и организованности образовательной процесса за счет взаимодействия знаний из разных областей, общих задач и целей, а также единой системы познавательных средств для практической реализации поставленных целей и задач.

В интегрированных курсах выстраиваются задачи, принципы и методы, реализуемые смысловые ориентиры, связи, задаваемые технологические условия, определяющие переход познавательного анализа в стадию творческого созидательного процесса, реализуемого в различных направлениях деятельности. Обозначим основные задачи курса:

Обеспечить интеграцию содержания из разных предметных областей;

Сформировать умения практической реализации основных теоретических положений в аспекте практического применения основ теории;

Облегчить необходимую преемственность в плане взаимодействия в процессе обучения, проходящего по следующей схеме: преподаватель - воспитанник - преподаватель ;

Показать основное содержание и методику курсов посредством организации взаимодействия предметных областей;

Построение интегрированных курсов происходит с опорой на следующие принципы:

Дидактический (направлен на изменение особенностей учебно-воспитательного процесса);

Управленческий (отражает особенности руководства учебно-воспитательным процессом при изучении межпредметных дисциплин всех циклов);

Методический (уточняет методику проведения занятий);

Технологический (рассматривает деятельность как средство развития способностей и потребностей).

При внедрении интегрированных курсов используется система методов (монологические, показательные, диалогические, эвристические, исследовательские, алгоритмические, программированные, ситуативные).

Программы интегрированных курсов реализуются в форме упражнений, тренингов, лабораторных, практических, творческих занятий, игр, проблемных ситуаций а также в виде разработки обучающих, контролирующих программ и тестовых заданий по различным темам предметных областей. Это способствует активизации мыслительной, познавательной деятельности обучающихся, расширению их знаний.

Интегрированный курс характеризуется блочной подачей учебного материала и представляет собой систематически изложенный материал, охватывающий содержание ряда контекстно зависимых учебных дисциплин .

Специфические признаки и отличия интегрированных учебных курсов следующие:

Специфика предмета анализа, в качестве которого выступают многоплановые объекты, информация об их сущности содержится в разных предметных областях и направлениях деятельности;

Расширение и углубление круга знаний, связанных с исходной проблемой, которая не теряется из поля зре­ния обучающихся. Происходит все большее усложнение соотношений элементов, углубление познания.

В изучаемой теме могут действовать внутрипредметные и межпредметные связи одновременно. Для этого не­обходимо пересмотреть учебный материал и спланиро­вать его таким образом, чтобы новое понятие или яв­ление воспринималось воспитанниками полностью, комплексно;

В интегрируемом занятии объединяются знания из раз­ных предметных областей, поэтому важно правильно опреде­лить главную цель интегрированного блока;

При планировании требуется тщательный выбор струк­туры блока, методов и средств обучения и воспитания, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности обучающихся на занятии;

Обязательное наличие учебно-методического сопровождения воспитанника в образовательной деятельности.

Сегодня в практику работы учреждений дополнительного образования детей входит следующая схема учебно-методического сопровождения воспитанников:

Руководство по изучению интегрированного курса;

Глоссарий;

Список основной и дополнительной литературы, включая Интернет - ссылки;

Кейс-задания;

Дифференцированные по уровням задания для лабораторных и практических работ .

Алгоритм создания интегрированного курса ():

Диагностика уровня подготовленности воспитанников, их психологических особенностей и познавательных ин­тересов;

Выявление полей взаимодействия в предметных облас­тях, которые сближают перспективные цели обучения, воспитания и самовоспитания;

Устранение хронологических и смысловых расхождений в программах;

Объединение понятийно-информационной сферы облас­тей знания;

Составление плана курса;

Написание интегрированной программы курса.

При проектировании интегрированного учебного курса совокупность учебных дисциплин, включаемых в курс, рассматривается как пообъектная база интегрирования. Например, многие интегрированные учебные курсы, предметом изучения в которых являются экономические процессы, содержат наряду с собственно «экономикой» также элементы математического и информационного блоков учебных дисциплин.

В интегрированных курсах обеспечивается реальная возможность системного представления одновременно и знаний в предметной области (например, биология, экология, география), и математических измерителей процессов, происходящих в данной предметной области, и описания социоприродной среды, в которой протекает круговорот веществ и энергии.

4. Педагогический потенциал интегрированных программ в разработке индивидуального образовательного маршрута воспитанника в учреждении дополнительного образования детей.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей развития личности ребенка. В связи с тем что уровень знаний по каждому предмету у всех воспитанников разный, дополнительная образовательная програм­ма предусматривает помощь в составлении плана индивиду­альной работы с обязательной последующей самооценкой его выполнения и предоставление каждому обучающемуся воз­можности:

Определить смысл изучения данного материала;

Выбрать оптимальные формы, темы и темп обучения;

Применять те способы обучения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям;

Рефлексивно осознавать полученные знания;

Осуществить оценку и корректировку своей деятельности.

Индивидуальный подход к разработке образовательных маршрутов был разработан, и включает следующие принципы:

Отказ от ориентировки на среднего ученика;

Поиск лучших качеств личности;

Применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мысли­тельных процессов);

Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

Прогнозирование развития личности;

Конструирование индивидуальных программ развития .

При прохождении индивидуаль­ного образовательного маршрута ребенок может выйти на тот или иной уровень образованности в соответствии со способностями, возможностями, запросами.

Индивидуальный образовательный маршрут выстраивает­ся на основе как внешнего, так и внутреннего сотрудничества, может быть как одноцелевым, так и многоцелевым. По содержанию индивидуальный образовательный маршрут бывает однонаправленным или комплексным.

Структурирование индивидуального образовательного маршрута предполагает идти не от содержания образования к ребенку, а от обучающегося к содержанию образования; от тех возмож­ностей, которыми располагает воспитанник; учить его в соответ­ствии с теми потенциальными возможностями, которые необ­ходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Дидактический активизирующий и развивающий комп­лекс содержания образования рассматривается в индивидуаль­ном образовательном маршруте как средство развития личности; предполагаются вариативность и дифференциация обучения, идут процессы интеграции знаний из разных пред­метных областей, используется положительная стимуляция образования.

Пример разработки индивидуального образовательного марш­рута - опыт школы педагогической ориентации (ШПО) Ярославского городского Центра внешкольной работы (педагог -).

Многолетний опыт работы ШПО показал, что занятия в школе не только дают возможность удовлетворить познавательные по­требности обучающихся, но и помогают многим старшеклассни­кам в самопознании, в самосовершенствовании, самоопределе­нии и самоактуализации. Позитивный результат, как правило, достигался там, где наряду с общими (учебными) занятиями по желанию детей проводились дополнительные консультации, тре­нинги, занятия, выполнялись индивидуальные на выбор, исходя из интересов обучающихся.

Новым этапом совершенствования программы ШПО стало до­полнение ее вариативной частью - «Индивидуальные образователь­ные траектории личностно-допрофессионального совершенствования». Цель - предоставить любому обучающемуся свободу выбора своей образовательной траектории для более целенаправленного развития личностного потенциала, помочь в достижении успеха.

Старшеклассникам предлагаются четыре индивидуальные об­разовательные траектории личностно-допрофессионального совершенствования: «Олимп познания», «Организатор», «Творец», «Самопознание». Обучающиеся вправе выбрать одну из вариативных траекторий и совершенствоваться в этом направлении включаясь в предложенные пошаговые задания, или на основе траекторий выстроить свой индивидуальный образовательный маршрут лич­ностного роста (самосовершенствования).

Предложенные инварианты программы позволят обучающимся не только углубленно работать в выбранном направлении, но и соизмерять такие понятия, как цель и предполагаемые шаги ее достижения. Данный вид работы особенно важен для старшеклассников, так как обеспечивает свободу выбора, определяет сильные стороны личности, учит целенаправленным действиям по дости­жению результата.

Обеспечение учащихся свободой выбора с целью развития личностного потенциала и помощи в достижении успеха возможно в результате построения системы психолого-педагогической работы, включающей в себя организацию, сбор, обработку, хранение и распространение информации об их готовности к продолжению обучения на этапе выбора пути дальнейшего образования и профессии; предоставление учащимся способов изучения себя, своих особенностей, качеств характера. Материалы для организации психолого-педагогической работы можно найти в учебно-методическом пособии «Методическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке» (, ; Оренбург, 2008).

Образовательная траектория «Олимп познания» рекомендуется старшеклассникам, которые, по их собственному мнению, утвер­дились в выборе педагогической профессии.

Дополнительные задания в рамках учебных занятий (сообще­ния, сбор материалов и прочее);

Специальные групповые занятия по истории педагогики, педа­гогического университета, истории образования в Ярославской области ;

Знакомство с ЯГПУ им. (экскурсии, деловые игры);

Участие в городских и областных конференциях (рефераты, до­ клады) ;

Конкурсы сочинений на педагогическую тематику: «Если б я был учителем», «Школа моей мечты», «Школа, о которой мечтают дети» и др.; участие в городских и областных педагогических олимпиадах; участие в городских конкурсах педагогического мастерства, педа­гогических классов системы межшкольных учебных комбинатов; защита творческих проектов на экзаменах;

Индивидуальные консультации по данной проблематике;

Углубленная работа с педагогической литературой;

Написание представлений на педагогические темы.

Образовательная траектория « Творец» рассчитана на тех обу­чающихся, которые хотят развить свои творческие способности, поработать в творческих группах и самореализоваться в индиви­дуальной или коллективной творческой деятельности.

Успешному продвижению по данной траектории способствуют:

Дополнительные творческие домашние задания, например «За­щити любимый цвет», «Сочини поэму по данной рифме», «За щити идею» и др.;

Вариативные упражнения на развитие актерских способностей в рамках учебных занятий, например «Зеркало», «Сообщение через стекло», «Придумай и покажи героя, памятник, картину или ситуацию» и др.;

Тренинги развития творческих способностей (на базе различных образовательных учреждений);

Индивидуальные консультации психолога по вопросам развития творческих способностей;

Защита творческих сценариев;

Конкурс проектов игровых программ;

Создание праздничных газет;

Сотрудничество с досуговым объединением «Зигзаг» по развитию актерских и вокальных способностей старшеклассников;

Защита творческих проектов на итоговых выпускных экзаменах.

Образовательная траектория «Организатор» рекомендуется обу­чающимся, которые стремятся развить свои организаторские спо­собности и лидерские качества, проявить себя в организаторской, общественно-полезной деятельности.

Успешному продвижению воспитанника по данной траектории способствуют:

Вариативные упражнения по развитию организаторских способ­ностей, например игра «Создание новогоднего поздравитель­ного конверта», КТД «Придумываем игровую программу», зада­ние «Проведи интересную разминку» и др.;

Тренинг навыков организаторской деятельности (на базе различных учреждений образования);

Работа со специальной литературой;

Участие в городских акциях, форумах по вопросам активизации и реализации молодежных социальных программ;

Индивидуальные консультации по организации игровых про­грамм, КТД, мероприятий по школам.

Образовательная траектория «Самопознание» выбирается старшеклассниками, которые стремятся к познанию самих себя, к освоению способов самовоспитания, к самосовершенствова­нию.

Успешному продвижению по данной траектории способствуют: дополнительные задания в процессе работы по разделам инвариантной части программы «Основы психологических знаний» в 1-2-й годы обучения и «Самопознание» - 2-й год обучения;

выполнение рефератов по проблеме самопознания личности;

Освоение старшеклассниками технологии самовоспитания;

Участие в тренинге «Я и мой мир» (сквозная программа для воспитанников Центра внешкольной работы) в каникулярное время;

Диагностика уровня самовоспитания детей;

Определение качеств личности, которые дети сознательно и целенаправленно должны формировать у себя (проектирова­ние личностного развития);

Определение целей самовоспитания, связанных с формирова­нием этих качеств;

Построение совместной деятельности педагогов и учащихся, направленной на формирование этих качеств;

Отбор, модификация и применение средств достижения постав­ленных целей;

Психолого-педагогическая подготовка учащихся к работе над собой;

Выявление эффективности конечного результата (повторная диагностика самовоспитания учащихся);

Участие в работе детской общественной организации «Моло­дой Ярославль».

Из вышесказанного следует, что для разработки индивидуального образовательного маршрута необходимо делать воспитанников активными участниками учебного процесса, применять развивающие задания, активные методы обучения, метод конкретных ситуаций, мозговой штурм, ролевые игры и т. д. При этом важно помнить, что обязательным признаком занятий по индивидуальному маршруту является, как уже отмечалось, высокая степень интеграции, слияние содержания, методов, средств и способов деятельности.

Немаловажно и то, что индивидуальные образовательные маршруты в большой степени направлены на развитие технологического учебного мышления; приобретение умений организовывать, планировать, стандартизировать и алгоритмизировать учебную и самостоятельную деятельность; овладение технологией обучения и преподавания.

Подводя итог, необходимо отметить следующее: интегрированное построение учебного процесса по сравнению с предметным содержит в себе значительно больше технологических возможностей в условиях сближения и слияния разнокачественных знаний, способов деятельности и приемов мышления.

Вопросы для самопроверки

1. Рассмотрите возможности использования вашей образовательной программы в качестве самостоятельного блока в интегрированном курсе, реализуемом в вашем учреждении дополнительного образования.

2. Раскройте, как вы используйте результаты психолого-педагогической диагностики личности воспитанника (интересы, способности, направленность личности, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов) для выстраивания индивидуального образовательного маршрута.

Задания для творческой работы

3. Спланируйте интегрированное занятие, отберите содержание материала, отражающего одновременно внутрипредметные и межпредметные связи.

4. На примере конкретного интегрированного занятия определите цель, которая направлена на выделение тех сведений из содержания предметных областей, которые необходимы для её реализации.

Литература

1. Евладова, общего и дополнительного образования: Практическое пособие /Под ред. , . – М., 2006. – 296 с.

2. Лебедев, образование детей: Учеб. пособие /Под ред. . - М., 2000. – 256 с.

3. Тавстуха, сопровождение профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке: учеб.-методическ. пособие /, . – Оренбург: изд-во ОГПУ, 2008. – 212с.

4. Тавстуха, экологической культуры учащихся в учреждении дополнительного образования детей: Монография /. – Оренбург, 2001. – 260 с.

5. Щетинская, и практика современного дополнительного образования детей: Учеб. пособие /, . – Оренбург, 2001. – 404 с.

Бутина О.В.

МБУ Курганский городской инновационно-методический центр

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОО

Аннотация

В статье рассмотрено – интеграция общего и дополнительного образования, как необходимое условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, представлены элементы интегрированной среды организаций общего и дополнительного образования.

Ключевые слова: интеграция, Федеральный государственный образовательный стандарт, общее образование, дополнительное образование детей.

Butina O.W.

MBU Kurgan state innovative and methodical center

THE ABILITY TO INTEGRATE GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN THE FSES OO

Abstract

In the article is described the integration of general and additional education, as a prerequisite for the introduction of the federal state educational standard of general education, presents the elements of the integrated environment organizations and additional education.

Keywords: integration, Federal State Educational Standard, general education, additional education of children.

Современная система образования в России ориентирована на построение единой образовательной среды, обеспечивающей целостное, непрерывное развитие личности . Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) предполагает достижение таких личностных и метапредметных результатов образования, которые позволят сформировать в выпускниках школы способность к активному целенаправленному развитию, непрерывному образованию и творческому применению знаний на практике, к осознанному выбору профессии, владению научными методами познания мира, что невозможно без интеграции общего и дополнительного образования детей.

Проблемы целостности и интеграции образовательного пространства рассматривались многими учеными:

– аспекты взаимосвязи урочной и внеурочной работы, основного и дополнительного образования: Е.Б. Евладова, В.И. Казаренков, З.А. Каргина, Н.А. Морозова, М.О. Чеков;

– работы по различным аспектам дополнительного образования детей, по проблемам интеграции общего и дополнительного образования, специфики его организации и программного обеспечения: В.А. Березина, B.В. Белова, Е.Б. Евладова, И.В. Калиш, Л.Г. Логинова, А.В. Золотарева, C.Л. Паладьева.

Интеграция – это понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Интеграционные процессы могут действовать как в уже сложившихся системах, так и при создании новых систем из ранее не связанных между собой, относительно автономных элементов . Позиция современных исследователей состоит в том, что интеграция основного и дополнительного образования является способом максимальной реализации функции обучения, воспитания и развития детей, которая предполагает, с одной стороны, «внешнюю интеграцию» – подчинение всех компонентов системы единому педагогическому процессу, с другой стороны, «внутреннюю интеграцию» – взаимопроникновение элементов различных направлений образования, приводящих к формированию качественно нового целого.

Взаимодействие организаций общего и дополнительного образования как тенденция развития современной системы образования нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в положениях (ст. 19.3), регламентирующих порядок организации внеурочной деятельности. В ФГОС НОО сказано: при организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта . То есть, ФГОС ОО предусматривает организацию данной деятельности за счет ресурсов общеобразовательной школы и организаций дополнительного образования детей .

Таким образом, на сегодняшний день можно считать нормативно закрепленной необходимость формирования новой системы отношений между этими организациями.

Одной из значимых составляющих образовательного процесса согласно ФГОС ОО является внеурочная деятельность школьников. Особенно актуальным это становится тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных способностей детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Поскольку цели дополнительного образования детей направлены на реализацию внеурочных индивидуальных интересов и образовательных потребностей школьника, предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, то реализация таких возможностей увеличивается при объединенных образовательных ресурсах общеобразовательной школы и организации дополнительного образования детей. Важно при этом осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. По мнению О.Е. Лебедева данное взаимодействие изначально было направлено на расширение возможностей общего образования; оптимальное использование кадрового, научно-методического, материально-технического потенциала, решение общих задач воспитания . Стратегия взаимодействия данных организаций предполагает развитие ребенка в едином социокультурном и образовательном пространстве. Следовательно, можно говорить о необходимости создания новой среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей учащихся, на социализацию детей требующих особой заботы.

Современные подходы к организации образовательного процесса, представленные в ФГОС ОО, предполагают проектирование образовательных сред, обеспечивающих развитие интересов, способностей и склонностей учащихся. При этом к элементам интегрированной среды организаций общего и дополнительного образования можно отнести:

– объекты окружающей действительности;

субъекты процесса выполнения различных видов образовательной деятельности;

средства, методы, формы организации и реализации процессов обучения и воспитания;

методическое объединение, обеспечивающее взаимодействие учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования детей;

разработка и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов по развитию способностей учащихся;

Эффективность процесса интеграции общего и дополнительного образования школьников во многом зависит от продуманности организационной структуры, обеспечивающей взаимосвязь различных объектов и является необходимым условием функционирования образовательной системы.

Таким образом, интеграция общего и дополнительного образования детей, несомненно, становится важным условием перехода на ФГОС ООО. Данное взаимодействие позволяет реализовать развитие способностей учащегося: отслеживать его личностный рост, осуществлять коррекционно-развивающую деятельность.

Литература

  1. Бахчиева О.А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения [Текст] / О.А.Бахчиева // Внешкольник. – 2010. – № 1. – С. 27-31.
  2. Боденко Б.Н. Педагогические условия общекультурного становления школьника в образовательной среде [Текст] / Б.Н. Боденко, Л.А. Боденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – 93 с.
  3. Большая советская энциклопедия [Текст] : в 30 т. Т. 10 / под ред. А.М. Прохорова. М.,1972. Т.10. 18238 с.
  4. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» – М.: Омега, 2014. – 134 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010. – 35 с.

References

  1. Bahchieva O.A. Gosudarstvennaja sistema dopolnitel’nogo obrazovanija detej v uslovijah vvedenija Federal’nyh gosudarstvennyh obrazovatel’nyh standartov obshhego obrazovanija novogo pokolenija / O.A.Bahchieva // Vneshkol’nik. – 2010. – № 1. – S. 27-31.
  2. Bodenko B.N. Pedagogicheskie uslovija obshhekul’turnogo stanovlenija shkol’nika v obrazovatel’noj srede / B.N. Bodenko, L.A. Bodenko. – M.: Issledovatel’skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2001. – 93 s.
  3. Bol’shaja sovetskaja jenciklopedija : v 30 t. T. 10 / pod red. A.M. Prohorova. M.,1972. T.10. 18238 s.
  4. Federal’nyj zakon RF «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» - M.: Omega, 2014. - 134 s.
  5. Federal’nyj gosuarstvennyj obrazovatel’nyj standart nachal’nogo obshhego obrazovanija М.:Prosveshenie, 2010. – 35 s.

Потеряйло Светлана
Интеграция общего и дополнительного образования

КГУ «Дом детского творчества» акимата Федоровского района

Доклад :

«Интеграция общего и

дополнительного образования »

Составитель Потеряйло Светлана Сергеевна

педагог дополнительного образования .

Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,

то есть почву, на которой растут и процветают

таланты - можно. Иногда наш труд оправдан.

Генрих Нейгауз

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ , оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека .

Изучив инструктивно-методическое письмо, а в частности особенности школах Республики Казахстан меня привлекло то, что, особенностью дополнительного образования детей в общеобразовательных школах республики Казахстан обусловлены необходимостью более тесной интеграции общего среднего и дополнительного образования .

Инновационный характер изменений содержания и технологий в современной школе в значительной степени может быть усилен за счёт дополнительного образования , характер которого предполагает свободу выбора видов деятельности, высокую мотивированность обучающихся, а, значит, и реальное творческое самовыражение личности. В условиях введения образовательных стандартов нового поколения актуальность включения дополнительного образования детей в структуру основных общеобразовательных программ связывается с необходимостью усиления вариативной составляющей образования , способствующей практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе, стимулированию познавательной мотивации учащихся.

Интеграция начального , основного и общего среднего образования и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Необходимость развития данного направления основывается на идее сохранения единого образовательного пространства .

В процессе организации обучения на школьном уроке возможно использование технологий, присущих системе дополнительного образования . Это комплексные занятия, учебные проекты, дискуссионные технологии, игры. Они, как правило, предполагают выход за рамки самого урока, предусматривая самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся непосредственно под руководством учителя. В то же время школьный урок получает продолжение в процессе реализации дополнительной образовательной программы как на уровне расширения и углубления содержания материала, так и за счет отработки отдельных элементов содержания школьного урока в разнообразных формах внеурочной деятельности.

Учителя-предметники могут вести кружки, секции, студии, клубы по интересам , спортивные секции, подготовительные курсы, организовывать познавательные, конкурсные, развлекательные программы, экскурсии и др. по своему профилю во внеурочное время. Например, я работаю учителем технологии в школе. За один час урока мы проходим только азы прикладного искусства, а на кружке воспитанники раскрываются полностью. Они выбирают понравившуюся им технику (бисероплетение, газетоплетение, декупаж, пошив казахских национальных изделий и др.) делают работу аккуратно, развивая при этом усидчивость, терпение, эстетику оформления изделия. Готовят школьные и районные выставки, участвуют, со своими работами в конкурсах занимают призовые места, дарят свои изделия родным и близким, тем самым экономят домашний бюджет в приобретении подарков. Таким образом , для обеспечения полного охвата занятостью детей во внеурочное время, в том числе в субботний день, необходимо эффективно использовать потенциал учителей-предметников.

Еще одна особенность обновления содержания образования это переход на 5-дневную учебную неделю. У учащегося увеличивается свободное время. Основой организации учебно-воспитательного процесса в субботний день должно стать дополнительное образование .

1) создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей образования и более успешного освоения его содержания;

2) осуществление «ненавязчивого» воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;

3) ориентацию учащихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др., на реализацию своих способностей в организациях дополнительного образования детей ;

4) компенсацию отсутствия тех или иных учебных курсов, которые нужны учащимся для определения индивидуального образовательного пути , конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

В условиях реализации общенациональной идеи «Мгілік Ел» проводимая учителями школ и педагогами дополнительного образования работа должна быть направлена на формирование человека образованного , обладающего развитыми лидерскими качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу своего народа.

Важно, чтобы наши дети воспитывались в духе национальной идеологии, культурных традиций. Идеологическая составляющая должна присутствовать во всех проводимых мероприятиях

Учителям и педагогам дополнительного образования рекомендуется активно обращаться к методическому фонду республиканских выставок, использовать выставочный материал в профессиональной деятельности.

Педагогам детских фольклорных коллективов школ продолжать работу по изучению национальных особенностей и традиций казахстанского народа, сохранению и развитию региональной фольклорной традиции : песенной, танцевальной, народных промыслов и т. д. На занятиях особые акценты необходимо делать на разъяснении учащимся гуманистических ценностных ориентиров : почитание женщины-матери, уважение к старшим, трудолюбие, стремление жить в гармонии с социумом и природой и др.

Педагогам школьных объединений театрального творчества особое внимание следует уделить поиску драматургического материала высокого нравственного содержания, учитывая современные тенденции развития детского театрального творчества, развитию интерактивных видов театра .

Педагогам школьных кружков и объединений изобразительного и декоративно-прикладного творчества надо продолжить работу по развитию культуры творчества, воспитанию чувства прекрасного.

Как показывает практика, мощным механизмом духовно-нравственного просвещения являются занятия изобразительным искусством , хореографией, музыкой. Структура ряда самостоятельных конкурсов и выставок могла бы быть объединена общей идеей представления «Через искусство – к миру и взаимопониманию» . За 2017-2018 учебный год я как руководитель кружка провела школьные конкурсы по следующим номинациям :

1) «Национальные традиции и обряды» (участники конкурса представили описание и продемонстрировали национальные обряды, а также рассказали о традициях своего народа); Получили грамоты

2) «Декоративно-прикладное творчество «Храм традиций» (в конкурсной программе данной номинации приняли участие авторы творческих работ (мягкая игрушка, вышивка, лоскутное шитье, вязание, декупаж, бисер, резьба по дереву и т. д.). Так участники были награждены грамотами и благодарственными письмами

3) «Блюда национальной кухни» этот конкурс мы с воспитанниками запланировали провести 28 апреля в преддверии празднования 1 мая дня единства народов Казахстана

Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования , а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся , то развитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам. Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования , которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка . Это связано с тем, что во внешкольном дополнительном образовании удовлетворяются не только образовательные , но и иные социальные потребности детей. Дополнительное образования детей может выступать как связующее интегративное звено между миром детства и развивающейся личности подрастающего человека в школе.

Одним из трендов столичного образования сегодня является интеграция общего и дополнительного образования детей. Она рассматривается как одно из средств создания единого пространства реализации ФГОС ОО, как эффективный инструмент реализации ключевых проектов Департамента образования города Москвы, объединенных в мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду».

Жирова Надежда Анатольевна,
методист РНМЦ НО
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук.

Безусловно, интеграция общего и дополнительного образования детей позволит создать условия для разработки новых форм воплощения в жизнь метапредметного и конвергентного подходов, являющихся сегодня ведущими в московском образовании.

Но, может быть, наиболее важным следует считать тот факт, что новая – интегративная – система образования, формирующаяся на стыке двух ранее практически автономно существовавших, станет той платформой, где ученик сможет найти все необходимые средства, условия, «точки роста», которые помогут ему совершить сложный мировоззренческий выбор: самоопределиться в культуре, социуме, профессии.

В столичном образовании складываются различные формы интеграции общего и дополнительного образования детей, данный процесс начался и продолжает развиваться во многом стихийно. Поэтому в данной статье хотелось бы рассмотреть некоторые формы интеграции, существующие в московских образовательных комплексах.

  1. Форма интеграции в рамках взаимодействия урочной и внеурочной деятельности.

Сегодня она является одной из наиболее распространенных. Одна из особенностей данной формы интеграции заключается в том, что она не предполагает выхода за пределы образовательной организации или ее структурного подразделения: как правило, авторами программ внеурочной деятельности являются те же учителя, которые ведут соответствующие предметы. Они же и ведут занятия. Такой формой легче управлять, и с точки зрения преемственности содержания программ она также выглядит позитивно.

Но чаще всего внеурочная деятельность в данном случае является средством для отработки определенных универсальных учебных действий учащихся, которые отстают в изучении какого-либо предмета, или, напротив, пространством подготовки к различным диагностикам или олимпиадам, отрабатывания форм деятельности и навыков по сдаче ОГЭ и ЕГЭ. В этом есть свои плюсы, но самореализации или стимулированию профессионального самоопределения такая форма интеграции не способствует.

Кроме того, на сегодняшний день в образовательных организациях в основном не разрабатывают интегрированных программ, в контексте которых действительно объединяется содержание урочной и внеурочной деятельности, расширяясь благодаря введению новых методов и форм работы, используемых в рамках последней. Это одна из организационных проблем, существующих в настоящее время: есть достаточно жесткие образцы составления программ, отступить от которых учитель не может, даже если бы и хотел.

  1. Форма интеграции в рамках взаимодействия урочной, внеурочной деятельности и работы объединений дополнительного образования детей (которые несколькими годами раньше традиционно назывались кружками).

Такая форма интеграции также реализуется в пределах образовательной организации или отдельного ее структурного подразделения и тоже достаточно распространена. В данном случае процесс управления ею также достаточно оперативен, как и обратная связь с управленческим звеном.

С точки зрения удовлетворения потребностей и запросов учащихся и их родителей, такая форма интеграции дает больше возможностей для работы по интересам, интеллектуального и (или) творческого развития учащихся. Это позитивный фактор.

Здесь программы для работы объединений дополнительного образования детей также пишут педагоги, работающие в образовательном учреждении, но не всегда те, кто ведет связанный с тематикой дополнительного образования предмет. Поскольку и в этом случае существуют четко регламентированные требования к написанию программ ДО , у учителя, как правило, нет возможности создавать интегрированную программу в соавторстве со своим коллегой . Это одна из проблем данной формы интеграции, и обусловлена она недостаточностью нормативно-правовой базы, регламентирующей данный процесс.

Вторая проблема связана с фактором заорганизованности дополнительного образования в школах. Объединение должно заниматься строго по расписанию, перенос репетиций (если это объединения художественной направленности) или занятий (если общеобразовательной) не допускается. Выходы на концерты, представление проектов, выступления с докладами и тому подобное, то есть за пределы школы, требуют огромного количества бумажной подготовки и хождения по инстанциям: утвердили в своем структурном подразделении, но не утвердили в главном и так далее . В итоге выхолащивается сама специфика дополнительного образования: возможность осуществления просветительской деятельности и представления тех результатов, которых достигают учащиеся, как в образовательной организации, так и за ее пределами. Но постоянные занятия только в классе губят как интерес, так и стремление учащихся к саморазвитию: творческая энергия, которая накапливается, не получает выхода и, как образно говорит А.А. Мелик-Пашаев, выдающийся психолог, занимающийся много лет проблемами творчества и художественного образования, «чайник, у которого запаяны и носик, и крышка, взрывается». В нашем случае – ребенок покидает объединение дополнительного образования.

  1. Форма интеграции, в рамках которой к образовательной организации присоединяется учреждение дополнительного образования детей (Дворец или Центр детского и юношеского творчества).

Данная форма осуществляется, прежде всего, по территориальному признаку, следовательно, сугубо организационно, но и несет ряд позитивных моментов. Так, те представители Дворца или Центра, которые ранее работали с образовательной организацией по договору или временному контракту, могут теперь считаться полноправными основными работниками. С управленческой точки зрения это расширяет возможности их деятельности, равно как ее финансового обеспечения и поощрения.

С другой стороны, образовательная организация получает возможность использования ресурсов (материально-технических, кадровых, интеллектуальных), которые способно предоставить учреждение дополнительного образования. С точки зрения создания условий для развития и самоопределения учащихся, это существенный шаг вперед.

Но на практике такое взаимодействие сводится зачастую к тому, что управление всей системой дополнительного образования, в том числе и деятельностью объединений, открывающихся внутри образовательной организации (см. вторую форму интеграции), передается во Дворец или Центр детского и юношеского творчества, который затем видит свою основную функцию в осуществлении надзора и контроля: комиссии, проверки и тому подобное. Вот еще одна проблема, возникающая в процессе стихийного возникновения форм интеграции общего и дополнительного образования детей и обусловленная фактором заорганизованности.

За ней идет следующая: учителю, работающему в образовательной организации, разрешено заявлять в дополнительном образовании только программу ознакомительного уровня, хотя существуют также базовый и углубленный. Да, углубленный уровень в условиях общеобразовательной школы реализовать сложно, но базовый зачастую возможен.

Градация обусловлена не только объемами финансирования и, соответственно, часов, которые выделяются на программу, но и наполняемостью объединений. Так, в ознакомительном уровне она не должна быть менее 15 человек. В базовом – 12, в углубленном – 10. Получается, что даже если работа объединения была бы качественнее, если бы детей было менее 15, учитель, ведущий занятия в рамках дополнительного образования, обязан выполнять это требование. Соответственно, если 2-3 ученика покидают объединение, оно оказывается под угрозой закрытия .

С другой стороны, поскольку запись учащихся в систему дополнительного образования осуществляется через электронный портал, они тоже оказываются своего рода заложниками первично сделанного выбора: во многих образовательных организациях существует требование сохранения первоначального списка учащихся, нежелательно, чтобы ученик переходил куда-то, разве что в том случае, если он переезжает в другой район города.

Но где же законодательно прописанная в Концепции дополнительного образования детей свобода выбора занятий по интересам? Где возможность «пробы себя», которая необходима, особенно если, например, вспомнить, что в младшем и среднем школьном возрасте интересы детей меняются достаточно быстро?

Очевидно, что мы снова сталкиваемся с препятствиями, обусловленными несогласованностью нормативно-правовой базы функционирования дополнительного образования детей и насущной потребности в осуществлении интеграции общего и дополнительного образования детей как единого пространства реализации ФГОС ОО.

  1. Форма интеграции, в рамках которой образовательная организация привлекает к сотрудничеству на договорной основе специалистов из учреждений культуры и дополнительного образования.

Данная форма позволяет расширить возможности образовательной организации в осуществлении дополнительного образования детей, но далеко не всегда приглашенные специалисты настроены на осуществление в собственной деятельности такой интеграции. Они либо предлагают свои профессиональные возможности, реализуя их только на занятиях объединения детей, либо – если речь идет об учреждениях культуры, например, публичных (массовых) библиотеках, которые довольно часто сотрудничают со школами, – склонны приглашать группы школьников на свою территорию. Там им предлагается участие в каком-либо мероприятии (викторина, квест, тематический утренник или вечер и др.), но при этом приглашающая сторона, как правило, мало заботится о том, насколько их предложение согласуется с изучением тех или иных школьных дисциплин и работой системы дополнительного образования.

Таким образом, эта форма, с одной стороны обеспечивает возможность более широкого спектра удовлетворения интересов и образовательных потребностей детей, но в сфере только системы дополнительного образования, безотносительно к интеграции общего и дополнительного образования детей, с другой – работает скорее, как просветительская, нежели нацеленная на интеграцию.

  1. Форма интеграции, в рамках которой образовательная организация выстраивает на договорной основе систему устойчивых взаимосвязей «школа – вуз». Такую форму можно считать наиболее перспективной для осуществления интеграции общего и дополнительного образования детей, в особенности, если в такое взаимодействие вовлечены не только представители вузов, учителя-предметники, ведущие занятия по внеурочной деятельности, но и те, кто руководит объединениями дополнительного образования по соответствующим направлениям.

Итак, обобщая сказанное, можно сделать ряд выводов:

  • стихийно возникшие в образовательном пространстве города Москвы формы интеграции общего и дополнительного образования детей зачастую носят сугубо административный, ситуативно-организационный характер;
  • они имеют позитивные черты, однако и несут в себе ряд проблем, обусловленных тем, что нормативно-правовая база, регулирующая в настоящее время деятельность системы дополнительного образования детей, не нацелена на процесс интеграции общего образования и дополнительного образования детей;
  • для создания интегративной системы, объединяющей основные ценности, принципы, подходы и позитивные особенности общего и дополнительного образования, ориентированной на рост качества образования и – как следствие – самореализацию и самоопределение учащихся, необходим поиск таких же системных средств.

Так, одним из основных документов, регламентирующих создание программ дополнительного образования детей, является Письмо от 11 декабря 2006 года №06-1844 с грифами Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей.

Сравните: не далее, как в 2015-2016 году к программам по дополнительному образованию детей выдвигалось такое требование, как «одна программа – один автор». Возможно, какие-либо образовательные организации находили возможность его обойти, но основная масса педагогов была просто вынуждена следовать ему.

Отметим, что еще 3-4 года назад ситуация была иной: сфера дополнительного образования в школах была территорией достаточной свободы.

Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. №922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» . Основные положения Приказа действуют и сегодня.

 


Читайте:



К Епанчину отправляется Мышкин - главный герой, которого создал Достоевский -"идиот"

К Епанчину отправляется Мышкин - главный герой, которого создал Достоевский -

Роман "Идиот" Достоевского, отзывы о котором вы найдете в этой статье, - одно из самых известных произведений этого русского автора. Впервые он был...

Неравномерное(переменное) движение

Неравномерное(переменное) движение

В реальной жизни очень сложно встретить равномерное движения, так как с такой большой точностью объекты материального мира не могут передвигаться,...

Фазы луны Лунные и солнечные затмения

Фазы луны Лунные и солнечные затмения

В средних широтах Солнце восходит всегда в восточной стороне неба, постепенно поднимается над горизонтом, в полдень достигает наивысшего положения...

Домашнее обучение: дистанционные школы и экстернаты

Домашнее обучение: дистанционные школы и экстернаты

Образовательный видеопортал InternetUrok открыт для тех, кто по каким-либо причинам не может посещать школу. Здесь вы найдете полный курс среднего...

feed-image RSS