Реклама

Главная - Кастанеда Карлос
Бехтерев общие основы рефлексологии человека. Доминанта психической деятельности человека. А. Ухтомский. Рефлексология - словарное понятие

» Основные положения рефлексологии

© В.А. Роменець, И.П. Маноха

Рефлексология В.М. Бехтерева (1857-1927)

Если у И.П. Павлова существуют и психология, и физиология высшей нервной деятельности, то у В.М. Бехтерева психология трансформирована в рефлексологию и полностью растворена в последней. Тем, что можно подвергнуть объективному наблюдению и исследованию, является поведенческие реакции, которые обусловлены биологической природой человека, организма в целом и социальной средой. Это и составляет два главных фактора поведения, которые были объединены в своеобразной формуле - «биосоцио».

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927)

Психическое мыслилось Бехтеревым только как субъективное и поэтому отвергалось с порога как мнимый предмет психологической науки. По сути оно квалифицировалось как эпифеноменальное, а как психофизическую теорию эпифеноменализм он отрицал принципиально. Конечно, если поведение в таком его толковании можно свести к двум факторам («био» и «социо»), то роль субъективного момента оказывается полностью дискредитирована. Более того, психическое как субъективное испаряется, и совершенно безразлично, существует ли оно, или нет. Если оно признается существующим, то в какой форме и с какой целесообразностью оно существует? Несет ли оно какую-либо функциональную нагрузку? Без сомнения, Бехтерев допускал существование субъективного, но лишал его функционального значения. Однако поскольку «чистое» поведениеведение не может быть реализовано в какой-нибудь последовательной, он неоднократно учитывает субъективное в своей рефлексологической теории и даже показывает его антагонизм к внешним поведенческим реакциям.

Бехтерев определяет свой рефлексологический метод исследования как объективно-биологический и распространяет его также на изучение общественных явлений. Если Павлов не пытался объяснить законами рефлективной деятельности социальную жизнь, экспериментируя прежде всего с животными, то Бехтерев создает «коллективную рефлексологию», которая должна была заменить как минимум социальную психологию.

В своих намерениях Бехтерев в идет еще дальше. Он квалифицирует рефлексологию как «науку о человеческой личности, которая изучается со строго объективной биосоциальной точки зрения». Это - феноменальный факт. Психологию XX века можно определить как психологию личности и личностных форм поведения. Бехтерев принимает эту тенденцию, но не замечает, что вместе с исчезновением психического у него исчезает всякий смысл личности. В лучшем случае рефлексология может претендовать на изучение индивидуальных особенностей человека, но никак не личности. Бехтерев чувствует, что этот предмет охватить чисто объективным наблюдением нельзя, и осуществляет эволюцию от отрицания психически субъективного к признанию возможности и даже необходимости изучать субъективные процессы «на себе самом», что «должно дополнять изучение объективных проявлений личности, чтобы можно было понять взаимоотношения между теми и другими». Этим замечанием он сам ликвидирует принципиальную чистоту рефлексологии и формулирует ее задачи более всесторонне. Такая эволюция подходов свидетельствует о серьезных трудностях методологии, когда психолог пытается на основе единого принципа вывести многообразие психологического опыта. Аналогичную эволюцию, но в другом плане, совершил В. Джемс, когда на начале своих «Основ психологии» определил психологию как науку о «поток сознание», а завершил неожиданной постановкой вопроса, существует ли сознание вообще.

Бехтерев каждый раз ставит перед собой методологические барьеры и пытается их решать, но в основном - и это понятно - оставляет эти проблемы из-за острых внутренних контроверсий. Так, он провозглашает наличие положительного во всей природе, даже неживой, но при этом предлагает изучать только внешние проявления поведенческих актов. Чтобы доказать, что сознание «не является необходимым элементом в поведенческих актах», он использует аргументы чисто эмпирического характера: существует творчество во сне, существует бессознательное вообще (здесь привлекается З. Фрейд для «борьбы с сознанием»). Бехтерев будто не замечает, что бессознательное, по Фрейду, - это прежде всего психологический, а в итоге - субъективный феномен.

«Психическая реальность» не оспаривается, но привязывается к процессам мозга. «Изучая мозг в его высших проявлениях, мы изучаем вместе с тем и развитие самого психического процесса». В таком параллелизме психическое сводится к мозговым процессам и перестает быть «реальностью». Критикуя субъективизм в психологии, Бехтерев видит трудности интроспекции в том, что внутреннее переживание очень индивидуализированно, а словом, которым человек пытается выразить такое переживание, нельзя это правильно осуществить. При таких условиях слово поддается критике в плане объективного метода, ведь его природа остается той же в любом случае. В конце концов, недостатки субъективной психологии, оказываются Бехтерева, полностью относятся и недостатков метода объективного, как его могли в рефлексологии. Любое серьезное исследование психологии, если оно не хочет превратиться в выдумку-игру, так или иначе использует субъективный коррелят психического, так как оно как фактор определяет поведение и более всего тот феномен, который в первую очередь интересует Бсхтерева, - личность.

Включая сознание в структуру мозговой деятельности, Бехтерев заявляет, что вывести сознание из процессов материального порядка невозможно. Он игнорирует внешний источник сознания, в связи с которым оно определяется как осознанное бытие, как отражение объективного мира, как познание и переживание. Он сводит сознание к эпифеноменальному состоянию, не видя большой интегративной функции сознания в отражении мира. Впоследствии Бехтерев отмечает, размышляя в сеченовском ключе: «Мнение и вообще субъективное переживание следует толковать как задержанные рефлексы, которые, рано или поздно, освободившись от торможения, перейдут в объективный мир или в форме пересказа, или в форме действия и других реакций. Таким образом, в течение известного времени достигается желаемая полнота объективного изучения личности».

Стремясь создать высшие, личностные модели поведения, Бехтерев фактически идет назад - к моделям физическим, структурируя систему психологии (рефлексологии) с помощью понятий физики - «энергетизм», «физическая энергия» и т. п. Если «материя является функцией, а реальностью является одна энергия, то уже нет оснований противопоставлять психическое материальному и наоборот, и нам остается спросить себя, нет ли возможности и психическую деятельность свести к физической энергии. Эта энергия, достигая известного напряжения в центрах при росте препятствия к ее движению, сопровождается субъективными проявлениями, не переставая быть нервным током: в дальнейшем же, возвращаясь с помощью центробежных волокон в виде нервного тока на периферию к мышцам и железам, та же энергия переходит в молекулярную энергию мышц, с одной стороны, и молекулярную энергию желез - с другой». Этот физикализм мышления как критерий научности доминирует в психологических системах, развивающихся параллельно с рефлексологией, - бихевиоризме, гештальтпсихологии, даже психоанализе, особенно в тех случаях, когда Фрейд ищет первоисточник Либидо и Танатос (тяга к жизни и смерти), включая в свои рассуждения физические теории энтропии, неэнтропии и др.

Бехтерев отражает определенную тенденцию времени, когда объявляет рефлекс «творческим фактором индивидуальности», что связано с «проторивание» новых путей. Ведь недостаток деятельности и отсутствие рефлексов в свою очередь приводят к запустению или сглаживания накатанных путей, приближение их к общей структуры вещества и к внутреннему торможению рефлексов. Ссылаясь на статью Метальникова ""Рефлекс как творческий акт» («Русская мысль», ноябрь, 1916), Бехтерев отмечает, что рефлекс, как и любая другая реакция, дает что-то новое. Изменяя структуру тканей и форму органов, рефлекс составляет творческий акт, порождает, в частности, индивидуальность со всеми особенностями ее организации. Так возникает индивидуальный опыт, который выступает фактором эволюции. Он прямо разворачивает принцип индивидуации как принцип психологии. Это откровенно проявляется и у Павлова: условный рефлекс в этом смысле также является механизмом создания индивидуального опыта, способствует эволюции; однако не рефлекс вообще, как у Бехтерева, а именно условный рефлекс. Смыкания рефлексологии с проблемами творчества является лишь научным выражением поиска основных сил, которые направляют человеческое поведение, что, в частности, был представлен в экзистенциальной психологии личности и творчества.

Покинув сферу физиологии, имея свою четкую научную определенность, Бехтерев переходит в мир метафорических образов, когда расширяет содержание термина «рефлекс» так, что делает его едва ли не принципом мировоззренческого порядка. Природа рефлекса рассматривается им в двух направлениях. С одной стороны, это уже не только такие машинообразные акты, как письмо, чтение и другие, но и тропизмы в мире растений, например вращения растения и его цветки к солнцу, и реагирования бактерий на смену раздражителя. С другой стороны, все сложные соотношения организма и среды он объясняет как высшие рефлексы и называет их связующими. В области биологии в рефлекса, таким образом, сводятся морфогенез и размножения, а в области социологии - общественные отношения между людьми. Рефлексология становится какой-то сверхнаукой, а рефлексологи - создателями общей систематической энциклопедии. Толкуя сферу идеологии (право, религия, искусство и т.п.), Бехтерев пытается показать, что в любых ее формах отражаются руководящие комплексы «символических рефлексов».

В целом рефлексология избегает, по мере возможности, изучение таких субъективных состояний, как чувства, ощущения, представления, которые не укладываются в схему рефлекса. Другие понятия традиционной психологии (внимание, память, воображение, воля) пренебрежительно отвергаются как «метафизические». Человеческая культура вот-вот будет сведена к символическому рефлекса соединительной природы. В конце концов, по Бехтереву, «индивидуальный и социальный опыты создают ряд соединительно рефлекторных комплексов, образующих в общей совокупности целостную личность».

Рефлексология в своем позитивном наследии удачно раскрыла элементарный центр поведения - простое действие, абстрактное действие, точнее, реакцию в его физиологической структуре. Попытки выяснить ряд принципов, которые характеризовали бы деятельность организма, оказались лишь их бесконечным набором. Вот эти принципы: периодичности, или ритма, исторической последовательности, сигнализации, дифференцировки, замещения, относительности, индивидуальности и др. Как Бехтерев объясняет эти принципы, можно увидеть на его анализе индивидуации. Так объясняются особенности строения и функционирования электрона, атома, молекулы, кристаллов, отдельных организмов, планетного мира и даже вселенной. Гармония частей служит основой индивидуальности. Все реакции имеют индивидуальный характер, так как индивидуальными является наследственность, конституция, условия воспитания, социальный опыт. Принцип, который рассматривается последним, действительно, очень содержательный психологически, хотя именно психологический его аспект остался почти не раскрытым. Его, правда, следует связать с принципом творческим той мере, в какой Бехтерев наделяет рефлекс творческой силой эволюции.

Проблема личности и творчества выступает в рефлексологии в натуралистических (или натурфилософских) терминах - в противоположность экзистенциальной психологии. Не исключено, что настоящая проблема личности раскрыта Бехтеревым в его «Коллективной рефлексологии», где определенная историческая форма личности представлена также в экзистенциальных условиях, прежде всего связанных со временем Первой мировой войны. Однако личность подменена «личностным комплексом». «Я» - это соматический комплекс соединительных рефлексов. «Всю совокупность соматических и мышечно-суставных соединительных рефлексов, которая развивается в тесной связи с ними, можно признать личным комплексом, который состоит из рефлексов, которым в субъективной психологии отвечают «волевые движения», которые в основном направлены к активному проявлению своего «Я».

Бехтерев завершает «Общие основы рефлексологии человека» в надежде, что рефлексология подведет научный базис под патологию личности, труд и профессиональные особенности личности, социологию и все другие гуманитарные науки, в том числе эстетику. Это - рефлексологически перевернутая мысль В. Дильтея, который пытался представить психологию как основополагающую для всех наук о духе, подобно тому, как математика стала основой естественных наук.

В конце своего основного рефлексологического труда Бехтерев снова ставит вопрос о соотношении между объективными данными и субъективными переживаниями, рефлексологией и субъективной психологией. При этом он исходит из того, что в будущем рефлексология подвергнет особому рассмотрению субъективные явления как не обнаруженные соединительные рефлексы, которые подлежат словесному отчету. Он не раскрывает философскую сторону этого вопроса, проводит его в стороне от проблемы «от действия к мысли», указывая, что никакие ощущения и восприятия невозможны без двигательной реакции организма. Если повернуть буквы или фотографии «вниз головой», нам сложно их разбирать. Дело здесь не в сетчатке, а в двигательных рефлекторных процессах, которые сочетаются с раздражением на сетчатке. Работа всех воспринимающих органов (зрения, слуха и т.п.) основана на рефлекторных процессах. Активность (зрительная, слуховая, осязательная и т.д.) представляет собой ряд ориентированных соединительных рефлексов. Обобщая эти факты, он выдвигает «эмпирическую теорию внешних впечатлений». Эта теория имеет большую предысторию, но именно в рефлексологии Бехтерева она получила солидную научную опору.

Однако обнаруживаются расхождения в идеях тех разделов, где Бехтерев показывает, что «любая задержка или торможение соединительных рефлексов в их внешних проявлениях сопровождается усилением субъективного состояния, тогда как беспрепятственное проявление соединительных рефлексов приводит к ослаблению и даже устранению сознательных, субъективных явлений». Это противоречие (с одной стороны, задержка рефлекторного проявления стимулирует сознательное, субъективное, с другой - именно развитость рефлекторных движений осуществляет сенсорный опыт) получается из двух этих закономерностей, взятых как всеобщему, которые должны объяснить соотношение психики и сомы.

В действительности эти закономерности имеют отдельный характер и объясняют определенные стороны психических процессов: интенсивность сознания при задержке и восприятия формы при оббегании «щупальцами» (Сеченов) внешнего предмета. Эти отдельные закономерности не являются принципиальными, они объясняют не происхождение психического, сознания, а лишь некоторые его вспомогательные механизмы. Это касается также абсолютизации современных вариантов теории «интериоризации». Если даже допустить существование антагонистического отношения между внешним выражением рефлекса и сознанием, то разве этим раскрывается смысл психического, сознания, мышления, воображения и т. д. в их функциональном, смысловом и содержательном смысле?

Бехтерев не остался на последовательных позициях объективного исследования, придя, в конце концов, к необходимости выяснить отношение между внешним и внутренним в поведении. Он неуклонно ищет смысл психического, его функциональную нагрузку. В этом можно видеть шаг вперед по сравнению с рефлекторной теорией психики Павлова, который везде видел параллелизм, соответствие телесного и субъективно-психологического, подменял психическое условно физиологическим. Бехтерев же сходит с последовательного пути рефлексологии и стремится натуралистически решить вопрос об отношении внутреннего и внешнего. Это уже не соотношение «био» и «социо» как отношение последовательно поведенческое. Такую последовательность в условиях углубления идейного кризиса поведенческих наук обнаружил американский бихевиоризм , прежде всего в лице его основателя - Дж. Уотсона.

Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 2003 .

Наука, занимающаяся изучением вышеуказанных процессов в субъективном их понимания, носит название психологии, ставящей своей целью исследование, т. наз. внутреннего мира с его сознанием, т. е. того, что известно под названием психических переживаний. В этой области знания, занятой иследованием психической деятельности, до последнего времени господствовал субъективный метод или метод самонаблюдения своих переживании и своего сознания вообще и уподобления ему передаваемых словесно или обнаруживаемых иначе другими лицами их субъективных переживаний. Таким путем до последнего времени шло изучение нашей психической жизни, имевшее своим исходным пунктом предполагаемое существование в нас двух миров, - телесного и духовного, и этим же путем делались попытки подойти к изучению социальной жизни в смысле изучения общественного сознания. Но в течение последних трех десятков лет автору приходилось вести решительную борьбу против такого субъективного подхода к изучению личности человека.

Достигнутые в настоящее время успехи науки в этой области при собранном до настоящего времени многообразном научном материале, путем наблюдения и эксперимента, дают полную возможность представить с довольно большой точностью картину работы мозга, и при том исключительно основываясь на объективных данных возникшей впервые в России научной дисциплины, разрабатываемой мною совместно с другими авторами и названной мною рефлексологией.

Рефлексология является, таким образом, наукой, изучающей собственно ответные реакции человека и вообще живого существа, возникающие в связи с воздействиями внешнего мира и внутренних поверхностей в настоящем и прошлом и характеризующие собою все вообще отношения живого существа к окружающей среде. Как наука объективная, рефлексология человека в отношении механизма образования высших рефлексов опирается на анатомию и физиологию центральной нервной системы, а в отношении внешних воздействий, вызывающих те или другие реакции, исходит из понятия человека, как биосоциального существа, для которого даже и воздействия материального мира преломляются главным образом под углом социально-экономических отношений (См. В. Бехтерев. "Общие основы рефлексологии человека". Гос. изд. 1926. "Коллективная рефлексология". Ленинград, изд. Колос 1923 ).

Мозг снизу Слух Обоняние Вкус Зрение Осязание . Вертикальный разрез через кожу: bg - кровеносные сосуды; fz - жировые клетки; gd - сосудистые сосочки; h - волос; hp - волосяной сосочек; hs - роговой слой; lh - кожа; m - мышца; n - нерв; nkö - нервное образование; nkr - нервные венцы; sd - потовая железа; sh - слизистая оболочка; td - сальная железа; tk - осязательные тельца, - (весь рис. из малого Брокгауза)) ">
Рис. 15. 1) Вертикальный продольный разрез чрез мозолистое образование, мозговой ствол, малый продолговатый мозг : ha - мозговой придаток; hb - мозолистое образование kh - малый мозг; rh - правая половина мозга; rs - обонятельные тяжи; sn - зрительный нерв; vh - передний мозг или мозговые полушария; vm - продолговатый мозг. 2) Мозг снизу (основание мозга): aa) место глазного яблока; äamn - наружный глазной мышечный нерв; gn - зрительный нерв; kh - малый мозг; ls - левый зрительный нервный тракт; rs - обонятельные тяжи; sk - перекрест зрительных нервов; vb - Варолиев мост; vm - продолговатый мозг. 3) Кусок спинного мозга, показывающий выход нервов спинного мозга : g - нервный узел (ганглий); hesp - задний продольный желоб; rmn - нервы спинного мозга; vlsp - передняя продольная щель. 4) Слух . Вертикальный разрез чрез слуховой аппарат: äg - наружный слуховой хол; gk - слуховые косточки; l - лабиринт; om - ушная раковина; osd - ушные сальные железы; ospd - околоушная железа; ot - Евстахиева труба; psr - барабанная полость; sb - височная кость; tf - барабанная перепонка. 5) Обоняние . Место окончания обонятельных нервов (обонятельная область) на правой боковой стенке носовой полости и носовой перегородки (поднята): nm - носовые раковины; nsw - носовая перегородка; rb - обонятельная область. 6) Вкус . Верхняя поверхность языка с вкусовыми сосочками; fw - нитевидные, pw - грибовидные; um - окруженные валиком вкусовые сосочки; n - нервы. 7) Окруженный валиком вкусовой сосочек в вертикальном разрезе: d - железа; n - нервы; sb - вкусовая рюмка. 8) Зрение . Горизонтальный разрез чрез (правое) глазное яблоко; ah - сосудистая оболочка; gk - стекловидное тело; hak - задняя глазная камера; bh - роговая оболочка; i - радужка; l - хрусталик; lh - склера; nh - сетчатая оболочка; oa - оптическая ось; p - зрачек; sa - ось зрения; sn - зрительный нерв; vak - передняя глазная камера. 9) Глазное (левое) яблоко с глазными мышцами: äqm - наружная; iqm - внутренняя; oqm - верхняя прямая мышца; olm - верхняя поднимающая веко; osm - верхняя косая мышца; sn - зрительный нерв; uqm - нижняя прямая; usm - нижняя косая мышца. 10) Осязание . Вертикальный разрез через кожу: bg - кровеносные сосуды; fz - жировые клетки; gd - сосудистые сосочки; h - волос; hp - волосяной сосочек; hs - роговой слой; lh - кожа; m - мышца; n - нерв; nkö - нервное образование; nkr - нервные венцы; sd - потовая железа; sh - слизистая оболочка; td - сальная железа; tk - осязательные тельца, - (весь рис. из малого Брокгауза)

Рефлексологическая теория – естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель рефлексологической теории - Бехтерев, изложил план ее построения в статье "Объективная психология и ее предмет" (1904). Р. т. определяется сначала как "объективная психология", позднее – как "психорефлексология", потом – как "рефлексология" – особая "биосоциальная наука".

Возникнув первоначально в области психологии, Рефлексологическая теория распространяется и на педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение ("рефлексологическая педагогика и ортопедия", "генетическая рефлексология", "рефлексология масс", "рефлексология искусства и творчества и др.). Наибольшую популярность Рефлексологическая теория имела в середине 20-х гг. Так, в 1927 г. в вузах Украины преподавание психологии было временно заменено преподаванием рефлексологии.

Следуя за И. М. Сеченовым, Рефлексологическая теория исходила из положения о том, что нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Предметом изучения Рефлексологическая теория являются все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. По замыслу Бехтерева, Рефлексологическая теория должна была заменить психологию наукой о личности и проявляющейся во внешнего поведении ее соотносительной деятельности. Рефлексологическая теория считала необходимым отказаться от изучения сознания и ограничиться изучением внешних проявлений личности, сводимых к условным или "сочетальным" рефлексам, образующимся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека.

Рефлексологическая теория выдвинула принцип личностного подхода к исследованиям, суть которого сводилась к тому, что все, что может дать объективное комплексное наблюдение над человеком, начиная с мимики и кончая особенностями поведения больного, должно быть принято во внимание.

В Рефлексологической теории были определены принципы патопсихологического исследования: использование комплекса методик, качественный анализ расстройств психики, личностный подход, соотнесение результатов исследования с данными нормы для соответствующего возраста, пола, образования. Представителями Рефлексологической теории было разработано множество методик экспериментального патопсихологического исследования, некоторые из них (методика сравнения понятий, определение понятий и др.) вошли в число наиболее используемых в современной психологии, психологии личности и патопсихологии.

В Рефлексологической теории разработаны требования к экспериментальным методикам, сохранившие значение и для современной науки: простота (для решения эксперимент, задач испытуемые не обязательно должны обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность проведения исследований непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки). В работах представителей Рефлексологической теории отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов Рефлексологической теории сопоставлялись с особенностями поведения больного вне эксперимент, ситуации.

Патопсихологические методы, разрабатываемые представителями Рефлексологической теории, использовались в детской и судебной экспертизах, а результаты патологических исследований позволяли почти безошибочно распознавать психически несостоятельных школьников с целью выделения их в спец. учреждения для детей с проблемами развития. Бехтерев не считал изучение психически больных ключом к познанию внутреннего мира здоровых. Чтобы возвратить человеку нервно-психическое здоровье, по его мнению, следует идти от нормы к патологии, а не наоборот.

Создание Рефлексологической теории было крупным шагом на пути преобразования субъективной психологии в объективную и оказало в дальнейшем значит, влияние на возникновение и развитие бихевиоризма. Разносторонние конкретные исследования и разработка теоретических основ в области общей психологии, психологии личности и патопсихологии, позволяют считать вклад Рефлексологической теории отправным пунктом формирования данных отраслей в России, а в дальнейшем и в бывшем Советском Союзе.

Список литературы

Н. И. Повякель. Рефлексологическая теория (В.М.Бехтерев)

Реферат по истории психологии на тему:

“Рефлексология В.М. Бехтерева”

Выполнила:

студентка 3 курса 381 группы

Аткишкина Е.В.

Проверил:

Семёнов И.Н.

Москва, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Теория В.М. Бехтерева о рефлексологии

Практический вклад школы Бехтерева

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Бехтерев Владимир Михайлович (1857 - 1927) - русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Создатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885), основатель Психоневрологического института в Санкт-Петербурге (1908), который стал центром комплексного (всестороннего) исследования человека.

Психологическое творчество Бехтерева можно условно разделить на два этапа. В первый период (до 1910-х гг.) Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологий: субъективной, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективной.

Бехтерев называл себя представителем объективной психологии, но, в отличие от И.М. Сеченова, который полагал необходимым изучать объективными методами именно психические процессы, Бехтерев считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, то есть поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности нервной системы .

В центре научных интересов Бехтерева стояла проблема человека. Решение её он видел в создании широкого учения о личности, которое было бы основой воспитания человека и преодоления аномалий в его поведении. Сначала такое учение Бехтерев пытался построить на основе поиска комплексного подхода к изучению мозга методами анатомии, физиологии и психологии (“Объективная психология”, 1904; “Психорефлексология”, 1910), а позднее - через попытку создания комплексной науки о человеке и обществе -- рефлексологии («Рефлексология», 1918), которая, по Бехтереву, должна быть вооружена единым естественнонаучным методом исследования. Именно рефлексологии посвящён второй этап творчества учёного (с 1910-х гг.).

По сути, рефлексология стала преемницей объективной психологии Бехтерева. Несмотря на то, что рефлексология была подвергнута критике за механистичность и эклектичность и перестала существовать практически сразу же после смерти учёного, идеи Бехтерева о комплексном (всестороннем) изучении человека получили своё продолжение в последующем развитии психологии .

Теория В.М. Бехте рева о рефлексологии

Чтобы размежеваться с интроспекционизмом, В. М. Бехтерев отказался от употребления психологической терминологии. Понятийный аппарат развиваемой им теории создает впечатление, будто школа Бехтерева занималась исключительно физиологией: “впечатление” (восприятие), "закрепление", или "фиксирование следов" (запоминание), "оживление следов" (воспоминание), "отождествление следов" (узнавание), "сосредоточение" (внимание), "сочетание следов" (ассоциации), "общий тон", или "настроение" (чувства) и т.п.

Но, хотя Бехтерев и разрабатывал свою объёктивную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, он всё же не отвергал сознание, и, в отличие от бихевиоризма, включал его в предмет психологии.

Более того, учёный признавал субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение, считая, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, не заменяют, но дополняют данные, получаемые при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении .

Говоря о связи между рефлексологией и психологией, проводят аналогию о соотношении между механикой и физикой, так как известно, что все многообразные физические процессы можно в принципе свести к явлениям механического движения частиц. Аналогичным образом можно допустить, что и все психологические процессы сводятся, в конечном счете, к различным типам рефлексов. Но если из общих понятий о материальной точке нельзя извлечь свойства реальной материи, то невозможно и вычислить логически конкретное многообразие изучаемых психологией фактов только из формул и законов теории рефлексов.

Бехтерев, говоря о значении своей работы, подчёркивал, что научно объясняющая функция, содержащаяся в понятии рефлекса, основана на предпосылках механической и биологической причинности, который опирается на закон сохранения энергии. Если исходить из этой мысли, то все, в том числе и самые сложные и тонкие формы поведения, можно рассмотреть как частные случаи действия общего закона механической причинности, так как все они не что иное, как качественные трансформации единой материальной энергии .

Бехтерев не был одинок в стремлении связать психическую деятельность с энергетическими законами, и в частности, с законом сохранения энергии. В начале века такие попытки были популярны не только в русской, но и в мировой психологии.

Одно из основных положений учёного состоит в том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды .

Важная мысль, которую Бехтерев подчёркивает в своих работах, состоит в воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов. В его “Основах общей рефлексологии” он говорит о том, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность, и, таким образом, именно социальная среда является источником развития человека.

Одной из важнейших в психологии проблем того времени Бехтерев считал проблему личности, и одним из немногих психологов XX века трактовал личность как интегративное целое. Педологический институт являлся центром изучения, прежде всего личности, которая является основой воспитания, и как бы ни были широки интересы Бехтерева, он всегда подчёркивал, что его основная задача - изучить и воспитать человека .

Важная мысль, которую отстаивал Бехтерев, заключается в том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является не коллектив, а именно личность. В своих экспериментах, посвященных влиянию внушения на деятельность человека, Бехтерев впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые в западной психологии стали изучаться только через несколько лет.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал: влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности. Личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация - две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции. При этом само определение личности представлялось Бехтереву подвижным процессом, равнодействующая которого постоянно смещается то в одну, то в другую сторону .

Практический вклад школы Бехтерева

Представителями школы В.М. Бехтерева было разработано много методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных. Некоторые из них (методика сравнения понятий, определения понятий) вошли в число в наибольшей мереупотребляемых в советской психологии.

Сохранили значение для современной науки и сформулированные В. М. Бехтеревым и С.Д. Владычко требования к методикам: простота (для решения экспериментальных задач испытуемые не должны обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность исследования непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки).

В работах бехтеревской школы отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов сопоставлялись с особенностями поведения больного вне экспериментальной ситуации. В историях болезни, написанных с позиций объективной психологии, содержатся ценные для психологического анализа сведения о нарушениях личности, сознания и самосознания, эмоционально-волевой сферы. Излагаются они в динамике, которая позволяет видеть условия и стадии развития психического дефекта, проявляющиеся в реальной жизнедеятельности человека .

Некоторые патопсихологические исследования школы представляют интерес как исторический факт “деятельностного” подхода к психическим явлениям. Так, в многосторонних исследованиях сотрудников В. М. Бехтерева ассоциации выступают не механическим сцеплением представлений, а результатом деятельности, зависимым от ее строения и динамики. Или, например, речь анализируется в системе целостного поведения; ее особенности в экспериментальной беседе сопоставляются с речью больного в иных обстоятельствах; показывается, что сходные речевые реакции могут иметь разную природу, отсутствие или извращение речевой реакции возможно не только из-за умственной недостаточности, но и как выражение негативизма, “непроизвольного, но сознательного стремления больных уклониться от внешнего влияния на их волю”. Весь этот объективный материал вполне может быть проанализирован в русле современней теории деятельности.

Использование комплекса методик - наблюдение за испытуемым по ходу эксперимента, учет особенностей его поведения вне экспериментальной ситуации, сочетание различных экспериментальных методик для исследования одних и тех же патологических явлений - способствовало получению богатого объективного материала .

Заключение

В отечественной психологической науке с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основывающейся на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения .

Создание рефлексологии было крупным шагом на пути преобразования субъективной психологии в объективную и оказало в дальнейшем значит, влияние на возникновение и развитие бихевиоризма. Разносторонние конкретные исследования и разработка теоретических основ в области общей психологии, психологии личности и патопсихологии, позволяют считать вклад рефлексологии отправным пунктом формирования данных отраслей в России, а в дальнейшем и в бывшем Советском Союзе .

При жизни Бехтерева В.М. многие проблемы, им рассматриваемые, не стояли еще так остро, хотя и обсуждались в ряде работ. К тому же те подходы, которые он новаторски стал применять, начали интенсивно и систематически разрабатываться в психологической науке лишь с 30-х годов, уже после его безвременной кончины .

Для того чтобы правильно понять его вклад в науку, учесть сильные и слабые стороны его позиции, необходимо рассматривать их в современном историческом контексте, который поможет лучше высветить некоторые в наибольшей мереобщие линии в развитии всей психологической науки от времен В.М.Бехтерева до наших дней.

Список использованной литературы

1. Горностай П., Титаренко Т . Психология личности: словарь-справочник.- К.: "Рута", 2001.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Издательство Московского университета, 1986.

3. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г . Большой психологический словарь. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: 2000.

5. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энцикл., 1970-1981.

6. Статья “Бехтерев В.М. Краткая биография”, доступ свободный: http://psychiatry.narod.ru/bechterev.html

рефлексология (от лат. reflexus - отраженный и греч. - logos - учение) - механическое направление в психологии, рассматривающее психиатрическую деятельность человека как совокупность сочетательных рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему.

В целом, в творчестве В.М. Бехтерева отразилось кризисное состояние психологической науки на рубеже 19-20 веков. Отсутствовала разработанная научная методология психологии. Создавая новую объективную парадигму, Бехтерев мог реально опереться лишь на стихийно-материалистические предвытекающие из всей логики развития естественнонаучных взглядов ученого. Они не обеспечивали понимания психики в ее собственном бытии, предметно-смысловом содержании как отраженной реальности, образа объективного мира. Человек оставался в понимании Бехтерева лишь природным существом, характер его отношений с миром, с социальной действительностью сводился к пассивному реагированию на внешние воздействия.

Бехтерев считал, что психология – это наука о психической жизни вообще в широком смысле этого слова и поэтому она должна включать в свой состав такие области, как общая психология, индивидуальная психология, зоопсихология, общественная психология, патопсихология, военная психология, генетическая психология, история психологии.

Рефлексология, в его понимании, выступала именно как система научных дисциплин, тесно связанная с другими областями науки – естествознанием и обществознанием.

Принципиальное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, он явился одним из основателей нового направления психологического исследования – социальной (или общественной) психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления – коллективная рефлексология (Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. М.-Пг.,1921). Впервые им было дано определение общественной психологии, перечень круг ее задач, разработаны оригинальные методы изучения социально – психологических процессов. Представляют интерес предложенные ученым подходы к анализу коллектива, механизмов группового влияния, специфики неорганизованных групп и массовых явлений и ряд других его положений, не только не утратившие своей актуальности, но и остающихся поныне едва ли не единственными попытками решения практически значимых проблем.

Научная многогранность и разносторонность сочетались у Бехтерева с высочайшей научно – организационной и общественной активностью. Бехтерев был организатором ряда крупных учреждений и обществ, ответственным редактором многих журналов: «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» и другие.

Отвергая понятие души в своей концепции, Бехтерев всегда апеллировал к ней на практике, сам являлся образцом высочайшей духовности. В.М. Бехтерев писал как-то, что личности, которые «борются за общее благо человечества, которые руководствуются идеями права и гуманности, должны быть признаны настоящими творцами духовной общечеловеческой культуры и имеют права на вечное признание человечества…» (Бехтерев В.М. Бессмертие с точки зрения науки // Вестник знания – 1896 г – Стр. 24). Эти слова ученого имеют самое непосредственное к нему самому, его вкладу в развитие нашей науки и духовной культуры.

 


Читайте:



Ключевые идеи концепции развития математического образования в рф и ит-образование

Ключевые идеи концепции развития математического образования в рф и ит-образование

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Существует ли закон определяющий место обучения (школу) по месту проживания?

Существует ли закон определяющий место обучения (школу) по месту проживания?

Каждый ребенок с рождения обладает широким кругом прав наравне со взрослыми, которые ему предоставляет государства, контролирую возможность...

Русско-финский разговорник для туристов (путешественников) с произношением

Русско-финский разговорник для туристов (путешественников) с произношением

Путешествие по Финляндии, это лучший отдых для тех, кто верит в сказки. Здесь все напоминает странички любимых детских историй: муми-троль, и...

Население антарктиды Какие народы проживали в антарктиде

Население антарктиды Какие народы проживали в антарктиде

Невероятные факты Наверное, большинство людей, давно закончивших школу, не сразу смогут дать ответ о разнице между Арктикой, Антарктидой и...

feed-image RSS