Главная - Вербер Бернар
Личность и её жизненное пространство. Основные стратегии межличностного взаимодействия. Жизненное пространство Способы организации собственного жизненного пространства

В биологии под жизненным пространством понимают среднюю площадь, приходящуюся на одну особь популяции. Хотя некоторые животные подобно людям метят и защищают свою территорию, но уже на конечно биологическом уровне (см. источник) видно, что решительно жизненное пространство может носить статистический характер и далеко не всегда у этого пространства есть быть может четкие границы (примечание переводчика) .

Также из наших биологических корней идет потребность у человека в своем пространстве, в своей доле ресурсов, даже если на каком-то этапе она не осознаваема. А вот осознаваться она может по-разному, соответственно выражаться в разных действиях. Например, одно племя выращивает точно домашних животных , другое считает, что проще все отбирать у соседей.

Поэтому при отсутствии самого термина " решительно жизненное пространство ", оно было, конечно, и у первобытных людей и у древних римлян. Однако формальному введению любого термина всегда сопутствует и новое, более мощное и конкретное наполнение. Термин приписывают Ф.Ратцелю (1844-1904), у которого есть труд прямо под таким названием "Жизненное пространство" (1901г.), являющийся одной из разновидностей социал-дарвинизма. По другим источникам понятие относят к 70-м годам XIX века.

К определенно настоящему времени может быть наибольший интерес , пожалуй, вызывает теория личности Курта Левина (1890-1947), где понятие точно жизненного пространства (примечание переводчика) именно занимает центральное место и ярко отражает социальную функцию человека. Его считают первым, кто ввел понятие точно жизненного пространства (примечание переводчика) в психологии. По К.Левину решительно жизненное пространство - это не несколько соток за высоким забором, а вся деятельность других людей. Жизненное пространство определяется прежде всего знаниями и возможностями влияния на окружающий мир. К.Левин подчеркивал динамичность пространства.

Например, зашел гражданин наверняка совершенно случайно в шахматный клуб, клуб собаководов или офис политической партии, познакомился с людьми, обнаружил взаимные интересы, и вот уже пошло расширяться решительно жизненное пространство ...

Я не буду воспроизводить здесь подробные построения К.Левина и безусловно других авторов . Все это при желании нетрудно найти. Моя цель: чтобы у специалистов возникло это желание. А еще хотелось бы обратить свое внимание на небезобидность появления всех новых терминов, в частности, уже обсуждавшейся на сайте зоны комфорта. Нет как бы наиболее вероятно ничего плохого , когда подобные понятия как бы наиболее вероятно широко используются (примечание переводчика) специалистами. Но в массы они нередко выходят совсем с иным наполнением, отражающим корыстные и политические цели.

Каждое новое слово, услышанное человеком, автоматически вызывает реакцию: почему не знаю? почему не делаю так, как уже все делают? Новое слово всегда материализует потребности, находящиеся на скорей всего уровне подсознания . Скажем, в свое время некоторые граждане в СССР считали, что "секса у нас нет". Может, его и правда не было в некотором роде. Но вошло в обиход слово - и секс пошел гулять...

Хотя заповедям не одна тысяча лет, но появилось понятие "права человека", собрались под этот лозунг люди, и пошли права гулять по миру, став чуть ли не дежурным инструментом политики, а то и жестоких столкновений. И разумеется, все за права человека, за мир и дружбу.

Аналогично услышанные в массах слова " решительно жизненное пространство " и "зона комфорта" далеко не всегда вызывают интерес к знаниям, к установлению контактов между людьми. Первая реакция совсем иная: а где мое решительно жизненное пространство ? не посмел ли кто-нибудь на него наступить?

Поэтому я вовсе не в восторге от новых словечек, идущих в основном с Запада и далеко не всегда способствующих взаимопониманию между людьми. Вроде бы цель у тамошних политиков, философов, психологов самая благородная: не заострять внимание на социальных конфликтах и все переводить в нейтральные бесклассовые термины. Но получается ли это на самом деле?

Наоборот, советскому обществу была свойственна другая крайность: все объяснять классовой борьбой. Договорились до того, что разговорный язык объявили классовым. (Правда, "отец народов" лично вовремя охладил пыл слишком любезных ученых.)

  • Избавиться от комплексов

    Как избавится от комплексовСитуация: Любопытно, что многим детям, живущим в семьях с очень скромным достатком, даже в голову...

  • Искусство беседы

    Ольга П., менеджер торгового представительстваОбычно для small talk выбирают максимально безобидные и легкие темы, которые...

  • Агрессия по отношению к себе

    Агрессия и самобичеваниеВ Средние века во Франции существовала секта флагеллантов – самобичующихся. Считалось, что самобичевание,...

  • Управлять деньгами

    Психология личности. Управлять деньгамиПодавляющее большинство из нас стремится к финансовому благосостоянию. Причины на...

  • Сегодня старшеклассник - завтра студент

    В Ломоносовской школе-пансион с учениками старших классов ведется серьезная психологическая работа, направленная на ПРИНЯТИЕ...

  • Раннее детство

    Раннее детство. Развитие может быть психики ребенка (источник не известен) в решительно раннем детстве (источник не известен)...

  • Депрессия. Рак XXI века?

    При этом не столь важно, какому богу молится желающий продлить свои дни на земле человек. Необходимо регулярно посещать службы...


Жизненное пространство и жизненные силы современного человека
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что в конце XX -начале XXI века проблема человека и его социального бытия, всегда находившаяся в центре философских исследований, приобрела особое звучание. Специфика современной социо- культурной ситуации заключается в том, что вследствие взрывного расширения проектно-преобразовательной деятельности обострилась проблематичность человеческого существования. Происходящие в настоящее время динамические преобразования социальной реальности сделали проблему пространства весьма актуальной, что заставляет по-новому взглянуть на нее как на категорию, выражающую важнейшие формы социального бытия человека и как на фактор перемен в жизни общества. В формирующемся новом философском этносе осуществляется кардинальная переоценка ценностей. Общественные изменения, происходящие в пространстве социума, не могут не сказываться на личных судьбах людей, в связи, с чем главной и постоянной ценностью культуры и истории признается сам человек, его жизнь как ценность, первоочередность защиты которой составляет в настоящее время смысловую доминанту социально-философской мысли. В этой связи особое значение приобретает категория « жизненное пространство», являющаяся одной из важнейших категориальных структур, приобретающих актуальность в современных условиях.
Применение и использование категории «жизненное пространство» в социально-философских исследованиях, ее тематизация в новых и самых разнообразных контекстах, возрастание ее ценностной и смысловой нагруженности свидетельствует о возрастающем интересе исследователей к данному феномену человеческого бытия. Однако мы имеем дело с еще недостаточно изученной, сложной и многогранной реальностью, в связи, с чем встает необходимость дальнейшего углубленного исследования жизненного пространства человека.
Тема понимания человека в опыте конструирования пространства инициируется и обусловливается потребностью в поиске методологических оснований, построении новых теоретических перспектив изучения жизненного пространства человека.
Анализ социального бытия человека в современном мире показывает дефицит способности понимания и вызываемое данным фактом частичное «выбывание» человека из жизненного пространства, пространства его актуального - субъективированного, осмысленного, освоенного, ответственного - бытия. Пульсация событий современной жизни (которые не всегда могут быть изучены с помощью логических и научных методов), возможные альтернативы грядущего направляют философскую рефлексию к пониманию человеческого бытия, понимающему подходу в изучении жизненного пространства человека.
Актуальность темы определяется необходимостью новых теоретических подходов к осмыслению феномена жизненного пространства человека. Целый ряд проблем, таких как соотношение категорий «жизненный силы» человека и «жизненное пространство» человека, применение понимания в качестве формы конструирования жизненного пространства человека, как погружения в мир человеческой повседневности и ряд других не прошел еще этапа своей постановки, что обусловливает возможность получения принципиально новых результатов при исследовании феномена жизненного пространства.
Успешность процесса самоосуществления человека и его самоопределения (в границах, как собственного жизненного пространства, так и пространства социума) зависят от того, насколько продуктивно он преодолевает возникающие препятствия, созданные как открытым характером его бытия, так и всем ходом его же собственной деятельности. Понимание в этом случае - акт поиска и обнаружения новых возможностей, усматриваемых в социокультурном бытии человека для осуществления человеком самого себя, обретения им своей собственной сущности.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема «жизненного
пространства» является сравнительно новой и слабоизученной проблемой, стоящей на перепутье геополитической теории, экологии, философии и социологии и всех их направлений и подразделений. Немалое влияние на разработку данной категории оказывает и психология, так как жизненное пространство также является непосредственным объектом ее изучения. И на основе такой
% разносторонней принадлежности она исследовалась бессистемно, под разными
углами зрения, с различных позиций и подходов, цель которых заключалась в выявлении отдельных фрагментов феномена жизненного пространства человека.
Термин «жизненное пространство» был введен в науку лишь в тридцатые годы XX века К. Хаусхофером и своим появлением обязан геополитическим проблемам. В концепциях геополитики системообразующим элементом жизненного пространства, определяющей формой жизни народа становится государство.

Несмотря на возросший интерес к проблеме жизненного пространства человека теоретическое ее решение нельзя считать завершенным.
Кроме того, многие аспекты жизненного пространства человека не получили достаточно широкого освещения, прежде всего такие, как соотношение категорий «жизненный силы» человека и «жизненное пространство» человека, применение понимания в качестве формы конструирования жизненного пространства человека, как погружения в мир человеческой повседневности и ряд других, что обуславливает возможность получения принципиально новых результатов при исследовании феномена жизненного пространства.
Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, ее недостаточной разработанности, определены объект и предмет настоящего исследования.
Объект исследования - жизненное пространство человека. Сложность объекта формируется наличием сознательной целеполагающей деятельности человека и ее ценностно-смысловой составляющей.
Предметом исследования в данной работе является понимание как особый духовный мир и мир действительных практик индивида по осмыслению социальной реальности и как способ социального конструирования жизненного пространства человека.
Цель реферативного исследования - анализ понимания в исследовании жизненного пространства человека и жизненных сил.
    Личность и ее жизненное пространство

    1.1. Понятие жизненного пространства



Категория «социальное пространство» существует в науке, в том числе в социальной философии уже не один век. Особенно популярным это понятие стало в последние десятилетия. И это неслучайно: экологический кризис, демографические взрывы, выход человека за пределы земной сферы, ускорение ритма жизни под влиянием бурных социально-политических и антропных процессов сделали проблему пространства, и прежде всего социального пространства, весьма насущной и актуальной.
В методологической рефлексии современного знания по проблемам социального пространства функционируют, дополняя друг друга, по меньшей мере, два различных образа социального знания, идейно-теоретические предпосылки которого восходят к исторически различным стилям философского мышления.

Взаимодействие жизненного пространства и жизненного мира происходит через определенные социальные институты, процессы, отношения,
в которые вовлекается человек, благодаря которым он действует в социуме. Жизненное пространство определяется способностью индивида освоить содержание компонентов и связей, наличествующих в жизненном мире. Находясь в жизненном мире, человек характеризует его для себя как мир возможного. Его жизненное пространство - это присутствующая здесь и сейчас актуальность. Переход возможного в действительное осуществляется благодаря специфически человеческому «миру понимания».
Понимание выступает как такое субъектное начало, которое обеспечивает единство индивидуальных сменяющихся проявлений личности и ее деятельности. Любое образование «мира понимания» есть некий сплав социального мира и понимающей активности субъекта. «Мир понимания» - это социальная действительность, освоенная человеком, социальная действительность, как она понята личностью, какое значение и смысл она имеет для наличного бытия в качестве совокупности его жизненного пространства и «горизонта» (социального и личного опыта индивида) понимания.
самопонимания является конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком. Через собственное изменение индивид оказывается способным повлиять на свое отношение с другими людьми. Данная социальная связь есть выход не только на понимание собственного жизненного пространства, но и возможность проникнуть в жизненный мир другого человека в современном обществе.

Понятие жизненного пространства ввел в психологию Курт Левин для того, чтобы показать, что истинной средой обитания личности является не физическая реальность и не социальная среда, а лишь те их фрагменты, которые отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение. В связи с этим он предложил рассматривать человека и его среду как одну констелляцию взаимозависимых факторов, а совокупность этих факторов получила название жизненного пространства.

Идеалы и нормы того образа представления о социальном пространстве, который принято называть классическим, восходят к идеям Просвещения со свойственными ему «универсализациями разума и прогресса в качестве средств легитимации любых форм социального познания и действия». Принцип классического фундаментализма осуществляет обособление и фундаментализацию тех социальных отношений, которые считаются онтологически первичными в социальном пространстве. Примерами фундаментализации самых различных сторон и характеристик социального пространства, а также различных типов социальных отношений выступают общественный договор географическое положение и климат, материальные производственные отношения и т. д.

Жизненное пространство, по мысли К. Левина, подчиняется психологическим законам, которые существенно отличаются от физических. Например, расстояние от дома до школы для школьника не равно расстоянию от школы до дома, поскольку дом притягивает его, а школа отталкивает. Жизненное пространство личности определяется не столько теми материальными благами, которыми она владеет, сколько знаниями о мире, и возможностью влияния на процессы, в нем происходящие. Так, например, физическое пространство жизни человека могут составлять десятки квадратных метров, но его жизненное пространство может распространяться до космических пределов. Широта жизненного пространства всегда связана с масштабом мировоззрения данной личности.
К.Левин первым поставил перед психологами вопрос о том, с какой средой взаимодействует человек. Философы-материалисты пытались доказать, что восприятие мира едино для всех, и есть некая истина в последней инстанции, к которой стремится наше знание. Однако современная наука исходит из признания множественности вариантов отражения окружающей действительности, каждый из которых имеет право на существование и изучение.
Жизненное пространство изображалось К.Левиным в виде овала, в центре которого находится круг, символизирующий собой внутренний мир личности. Жизненное пространство имеет две основных границы: внешняя отделяет жизненное пространство от реального физического и социального макромиров, внутренняя отделяет внутренний мир личности от ее психологической среды в пределах жизненного пространства. Оболочкой внутреннего пространства служит сенсомоторная область, которая, по мысли К.Левина, служит некоторым фильтром между внутренней и внешней средой.
К.Левин считал, что существует тесная связь между интеллектом или, точнее психологическим возрастом, и степенью структурированности его жизненного пространства. Наиболее бурно структурирование жизненного пространства происходит в детском и подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит стремительное накопление знаний о мире и о самом себе.
Те сферы жизни, о которых человек наиболее осведомлен, К.Левин называл пространством свободного движения. К таким областям, например, относятся профессиональные знания. Каждый хороший специалист чувствует себя свободно в своей сфере, но, попадая в чужую профессиональную среду, ощущает себя новичком, нуждающимся в помощи профессионала. Под влиянием эмоционального напряжения, утраты безопасности, тяжелой болезни, старения может возникать регрессия жизненного пространства, которая проявляется в сокращении временной перспективы, снижении дифференциации отдельных областей и дезинтеграции. Эта регрессия может быть временной или необратимой.
Для более детального анализа К.Левин ввел также понятие психологического поля, в качестве которого выступает некоторый срез жизненного пространства, рассмотренный в данный момент времени. Человек, оказываясь в какой-то жизненной ситуации, взаимодействует с ограниченным количеством людей и объектов, и выступает в какой-то одной роли, но при этом за его плечами стоит огромный опыт, который навсегда включен в его жизненное пространство. Поэтому любая его поведенческая реакция несет в себе заряд этого опыта, и полностью может быть понята только как следствие этого опыта, а также как шаг в реализации будущих планов.
Если подбирать образ, который бы описывал жизненное пространство, то лучше всего подойдет веретено. Оно представляет собой палочку, которая исходит из одной точки, расширяется к середине и сужается ко второму концу. Так же и жизненное пространство человека расширяется от детства к зрелости, а под старость сужается. Наиболее широкая часть «веретена» приходится на пик жизненной активности человека, когда у него много социальных контактов, он достаточно информирован по широкому кругу вопросов, его внутренний мир богат и хорошо структурирован. По мере старения у человека могут отмирать целые области его жизненного пространства: профессиональные, политические, родственные. Они остаются представленными только прошлыми воспоминаниями, но не имеют перспективы развития.
Дж.Келли существенно подкрепил представления К.Левина об индивидуальном характере образа мира, разработав теорию личностных конструктов. Она основана на методологии конструктивного альтернативизма, согласно которой каждый человек воспринимает мир по-своему, через сетку своей системы координат. Единицами этой системы являются личностные конструкты, т.е. критерии по которым человек сравнивает и оценивает объекты окружающей действительности. Дж. Келли утверждает, что на нас оказывают влияние не события, а наша интерпретация этих событий, которая зависит от нашей системы представлений.
В последнее десятилетие в отечественной психологии усилился интерес к изучению жизненного пространства личности, ее образа мира и картины собственного жизненного пути. Нартова-Бочавер С.К. обосновывает высокую степень эвристичности понятия «психологическое пространство личности», указывая на то, что состояние границ собственного психологического мира в значительной мере определяет отношение человека к элементам среды, т.е. его мироотношение в целом. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем.

2. Характеристики жизненного пространства личности

К. Левин основными характеристиками жизненного пространства личности считал степень его структурированности и интегрированности, широту временной перспективы, а также степень проницаемости его границ.
Рассмотрим, какие характеристики жизненного пространства личности предлагают современные авторы.

А.А.Бодалев выделяет три параметра субъективного пространства мира:
а) объем или протяженность этого пространства, которые определяются тем, что запечатлевается и актуализируется в сознании человека из окружающего его объективного пространства;
б) степень связи содержательного наполнения этого субъективного пространства мира с настоящим, прошлым и будущим;
в) зависимость содержательного богатства субъективного пространства мира от сформированности личности.
В качестве факторов, определяющих эти характеристики, автор называет возраст человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образованность и личностные особенности.
Л.П.Гримак выделяет две реальности: 1) информационно-энергетические и топологические взаимоотношения индивидуума с окружающим жизненным пространством и 2) субъективное моделирование внутреннего психологического пространства личности, на основе которого строятся взаимодействия с реальным миром. По его мнению, первостепенное влияние на субъективный комфорт человека оказывают такие характеристики внутреннего психологического пространства, как его величина и четкость границ. Человек может воспринимать свое внутреннее пространство слишком большим и незаполненным, и тогда ему будет неуютно. Наоборот, ощущение тесноты этого пространства ведет к переживанию несвободы, зависимости. Полноценная «конструкция» субъективной модели жизненного пространства человека предполагает, что все три ее компонента (прошлое, настоящее и будущее) имеются в наличии, доступны для мысленного обозрения и не закрывают друг друга.
Их соотношение называется линией времени. В частности, Тед Джеймс описывает два типа линий времени:
1. англо-европейский тип («рядом со временем»), при котором линия времени находится перед глазами субъекта, таким образом, что прошлое находится слева, а будущее – справа;
2. арабский тип («сквозь время»), при котором линия времени пронзает человека, таким образом, что прошлое оказывается сзади, а будущее впереди.

Люди первого типа более ориентированы в линии своей жизни, свой опыт они хранят в виде систематизированных картинок прошлого и сравнительно легко находят мысленно необходимую из них. Люди второго типа постоянно пребывают в настоящем, плохо представляют свое будущее и не способны продуктивно использовать прошлый опыт.

Итак, жизненное пространство личности изменяется в ходе жизненного пути личности и обладает рядом характеристик, которые подвергаются изменению под влиянием средовых и внутриличностных факторов.
1. Широта жизненного пространства. Она определяется по числу тех областей реального мира, которые субъект считает относящимися к его жизни и которые нашли отражение в его картине мира.
2. Степень дифференцированности ее отдельных частей. Эту характеристику надо рассматривать в двух аспектах: а) внутриличностную дифференцированность б) дифференцированность внешних областей жизненного пространства. Хотя К.Левин утверждал, что между этими видами дифференцированности существует прямая связь по степени выраженности, все-таки прямого соответствия между компонентами личности и областями жизненного пространства нет.
3. Степень организованности и согласованности ее частей. Она также должна рассматриваться в двух аспектах: внутриличностная структурированность и организация внешних областей жизненного пространства. Даная характеристика предполагает анализ наличия или отсутствия четкой структуры, субординационных и координационных связей.
4. Проницаемость внешних границ жизненного пространства. Она может проявляться как в открытости информационному и энергетическому потоку со стороны реальных физического и социального миров, так и в ответном информационно-энергетическом потоке со стороны субъекта жизненного пространства. Аутизм личности может рассматриваться как проявление плохой проницаемости внешних границ. Можно предположить разные варианты проницаемости, образованные степенью проницаемости изнутри и извне: двусторонняя хорошая или плохая проницаемость и односторонняя проницаемость, при которой информация в одну сторону поступает хуже, чем в другую.
5.Проницаемость внутренних границ жизненного пространства, отделяющих внутренний мир личности от ее остальных частей жизненного пространства. Здесь также проницаемость носит двусторонний характер, но касается баланса между сенсорным и моторным (точнее, поведенческим) компонентами личности. Этот баланс также можно назвать импрессивно-экспрессивным.
6. Степень реалистичности – ирреалистичности жизненного пространства. Она определяется по соответствию психологического жизненного пространства его прототипу, т.е. реальному миру. Она должна возрастать по мере накопления человеком его знаний о реальной среде. Существенный уклон в ирреалистичность жизненного пространства у личности свидетельствует о наличии у нее психических отклонений. Иногда такая искаженная картина мира может служить источником художественного творчества, поскольку искусство рассчитано именно на создание новых пространств бытия.
7. Степень активности управления своим жизненным пространством со стороны личности.
8. Степень заселенности жизненного пространства людьми. Определяется числом лиц, которые включаются субъектом в жизненное пространство. Это, прежде всего, значимые для него люди из семейно-родственной, деловой и дружеской сфер общения. Но это совсем не обязательно симпатичные ему люди. Главное, что они были выделены из множества других людей по какому-то критерию, запомнились ему из прошлого, оказали на него влияние, иногда самим фактом существования. Заселять жизненное пространство могут также знаменитые люди, о которых человек читал или слышал, литературные или кинематографические герои. Для личности имеет значение, являются ли эти люди лицами из прошлого или это по большей части реальные люди, с которыми он видится в настоящее время.
9. Широта временной ретроспективы и перспективы. К.Левин отмечал, что у маленького ребенка практически нет ни прошлого, ни будущего. Его будущее измеряется часами. Но с возрастом человек начинает заглядывать очень далеко в свое будущее, строя долгосрочные планы. Старые люди уже не имеют такой перспективы, зато они обладают богатством своего прошлого, поэтому их ретроспектива может быть очень большой. Однако это не означает, что у двух людей одного возраста временные характеристики жизненного пространства одинаковы. Ретроспектива определяется тем, насколько события из прошлого влияют на поведение человека в настоящем, или, иначе говоря, насколько он извлекает опыт из своего прошлого. Перспектива определяется тем, насколько планы и мечты оказывают сильное влияние на реальное поведение в настоящем.

    3.Жизненные силы человека
Концепция жизненных сил человека своими корнями уходит к витализму, описанному К.Л. Тимирязевым, вместе с тем отмечается и современное своеобразие понимания жизненных сил. Прежде всего обращение к жизненным силам человека (группы) нередко связано с попытками интерпретаций формирования картин мира социальными и персональными субъектами, своеобразие которых объясняется идеями существования генерирующих потоков, свойственных всем живым организмам. В научной литературе категория "жизненные силы человека" коррелируют с понятием "жизненные стратегии личности", категориями психологии и социологии, ориентированными на прогнозирование и проектирование социального поведения личности в нетипичных ситуациях. Такими категориями являются "события жизни", "жизненное ориентирование личности", "жизненное благополучие", "жизненный спех", "жизненная самореализация", "жизнеобеспечение", "жизненная среда", "жизнетворчество", "жизненные траектории", "жизненные ценности", "жизненные перспективы", "жизненный потенциал", "жизненная активность" и др.
3.1.Концепция жизненных сил человека
Под жизненными силами в нашем контексте понимается способность человека к воспроизводству и совершенствованию жизни, целостному жизнеосуществлению, обеспечиваемому индивидуальными и социальными средствами в условиях исторически конкретного жизненного пространства. Эта концепция отражает стремление преодолеть абстрактность и отчужденность от жизни конкретного человека, социального субъекта, их социальных отношений и действий. Попытка "оживить" человека и социальные отношения стала основой формирования необходимости усиления внимания к проблеме личностного компонента в социальной жизни как процессу воспроизводства жизни через удовлетворение низших и высших потребностей индивидов в условиях конкретного жизненного пространства.
Несомненно, важным является положение о том, что основу осуществления социальной жизни составляют первичные социальные отношения владения, пользования, распоряжения, распределения, присвоения, потребления. Они рассматриваются как целостные социальные отношения, возникающие при сопряжении жизненных сил и жизненного пространства, имеют многоуровневые проявления и понимаются как взаимосвязи между субъектами общественной жизни, средствами воспроизводства и ее оптимизации. Это позволяет выделить социальные отношения в самостоятельную сферу и полагать, что именно они интегрируют материальную и духовную жизнь общества, социальной группы, отдельных индивидов.
Мы полагаем, что психосемантическая характеристика жизненных сил человека может быть описана через такие категории как "образ", "действие", "мотивация", "индивид", "личность", "индивидуальность", "психологическое время личности".
3.2. Категория образа
Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является одним из оснований формирования и становления индивидуальных и социально-групповых картин мира. Образ включен в систему жизненных отношений между человеком и миром. Объект восприятия и образ связаны между собой опосредованно, через длинную цепочку событий, происходящих во внешнем и внутреннем мире. Но отношениях образа и реального мира проявляются не только в ощущениях, восприятии, представлениях, но и виде сложных когнитивных структур, где образ – координатор и регулятор жизнедеятельности человека. Образ определяет целеполагание (модели построения будущих действий, образ мира, жизненного пространства, динамичных и устойчивых характеристик поведения). Разные характеристики образа являются базой конкретных психологических теорий и моделей.
Научные данные свидетельствуют о том, что в возникновении образов значительная роль принадлежит особенностям информационной системы человека (ведущая репрезентативная система) и механизм переработки информации – ограничениям.
Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств – "пяти каналов связи". Обычно у индивида имеется доминирование, преимущество одного из них, что приводит к формированию ведущей репрезентативной системы восприятия. Для тех людей, у которых развита визуальная репрезентативная система, окружающий мир представлен преимущественно зрительными образами. Преобладание слухового канала связи приводит к более легкому возникновению аудиальных образов; сенсорной чувствительности – кинестетической репрезентации. Таким образом, уже в процессе восприятия закладываются, дифференцируются индивидуальные картины мира, опосредующие различия жизненных сил отдельных субъектов. Преимущественная выраженность одной из репрезентативных систем у разных людей приводит и к неодинаковым моделям мира, которые они выстраивают, и к неоднозначным реакциям на одни и те же действия.
Психологические ограничения при формировании образа
Еще большая дифференциация жизненных сил человека связана со множеством ограничений в процессе формирования перцептивного образа. В этой связи стоит указать на следующие психологические ограничения:
* физические – недоступные человеческим органам чувств, т.к. сознание воспринимает лишь часть непрерывного спектра физических явлений;
* опыт человеческой социальности, выраженный в языковых значениях;
* индивидуальные – налагаемые личным опытом, личной ограниченной моделью мира, что является причиной неверного выбора и связано с ограниченными возможностями индивида.
Ограничения восприятия определяются механизмами
* генерализации,
* опущения,
* искажения.
Влияние особенностей знания индивида о себе
Усиление индивидуальных различий связано и со спецификой самого психологического знания индивида о себе, других людях, окружающем мире.
Одной из таких особенностей является многомерность и опосредованность психологического знания. Различают следующие его уровни:
* конкретный житейский психологический опыт (знания, проверенные на достоверность личными переживаниями) и основанная на нем активность индивида;
* обобщенный психологический опыт, полученный в определенных социальных группах (семье, школе, работе и др.), который входит в систему ценностей как регулятор межличностных отношений. Этот опыт представлен в различного рода социальных и личностных стереотипах. Частично он отражен в пословицах, поговорках, обрядах, традициях, ритуалах. Это обыденный уровень знаний, формирующий обыденную психологию, позволяющую прогнозировать результаты деятельности (своей и членов группы) в аналогичных (замкнутых в социальной группе) условиях. * научное знание о людях (обобщенное, закономерное, достоверное, сформированное в научных парадигмах и категориях).
Резюмируя, можно сказать, что сознание, вооруженное органами чувств, воспринимает лишь часть непрерывного спектра физических явлений. Нервная система постоянно искажает или опускает необозримые области действительного мира.
Социальное действие
Структура человеческой активности в обществе хорошо описывается категорией "социальное действие" как совокупной составляющей социологии и психологии. Категория действия позволяет описать структуру человеческой активности, ее составляющих, их взаимозависимости и взаимопереходы, осмыслить целесообразность человеческого действия как основы организации поведения. Действие является основной единицей деятельности, которая имеет свою структуру, тактику, стиль.
Действие социальное – простейшая единица в структуре социальной деятельности. В социологию это понятие ввел М. Вебер. Он использовал его для обозначения простейшей активности индивида, ориентированного на ответное поведение людей. Осмысление разнообразия поведения взаимодействующих индивидов М. Вебер считал важнейшей характеристикой социального действия. Простейшей компонентой действия являются ожидания определенных реакций друг от друга всех взаимодействующих людей. Действие с отсутствием такого ожидания является чисто психологическим. М. Вебер пытался разграничить осознаваемые и неосознаваемые ожидания ориентаций индивидов. Однако вынужден был признать, что это можно сделать только теоретически, учитывая меру и степень рациональности. Он выделил следующие действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Своеобразие понимания действия М. Вебером состоит в акцентировании ведущей роли сознания.
Основные идеи М. Вебера получили свое развитие в работах Т. Парсонса, который практически не делал различия между понятиями "действие" и "поведение", относя их к составной части общей теории социального поведения. Т. Парсонс признавал зависимость сознательности действия от бессознательного, а ориентаций индивида на ответные реакции других людей – от "институализации" ценностей и "образцов культуры". Последние он рассматривал как принудительные нормы поведения и считал, что социальные, социокультурные, социально-психологические факторы обусловливают человеческое поведение. Т. Парсонс создал "общую систему человеческого действия", включив в нее "социальную систему", "систему личности" и "систему культуры". Для Т. Парсонса характерно системное (структурно-функциональное) понимание действия. Концепция действия получила свое дальнейшее развитие в конце 70-х – начале 80-х годов в исследованиях И. Хабермаса. Наиболее известной является его работа "Теория коммуникативного действия". В ней он проследил теоретическую эволюцию теории социального действия и сформулировал концепцию, основанную на принятой им идее разрыва труда и "интеракции", неотчужденного "жизненного мира" и отчуждающей "системы" постиндустриального общества. По мнению Хабермаса, современное капиталистическое общество тормозит ("колонизирует") жизненную основу интерчеловеческих коммуникаций, в основе которых должен лежать принцип "технической рациональности".
Категория "действий" является основной структурной единицей социальной и психической деятельности как совокупности внешней и внутренней активности индивида, направленной на достижение сознательно поставленной цели. В этой связи она позволяет описать структуру человеческой активности, ее составляющие компоненты, их взаимозависимость и взаимопереходы, осмыслить целесообразность и мотивы поступков, действий как основы организации целостного поведения. В отечественной психологии психическая деятельность проанализирована в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др.
Индивид как объект и субъект социального действия
Рассматривая социальную практику с позиций жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности и применяя категорию "действия", следует отметить, что индивид является и объектом и субъектом социального действия в зависимости от роли, которую он в нем играет, занимаемой позиции, способов проявления индивидуальности и т.д. Как объект социального действия индивид испытывает влияние окружающего, занимая чаще всего пассивную позицию. Это проявляется в более жесткой внешней детерминированности его поведения (отказ от принятых решений, неуверенность, покорность), склонности к стереотипным реакциям, ограниченности в социальном выборе; неумении найти разные пути существования, даже зная пути решения личных проблем; делать адекватный выбор и др.
Нестабильность социальных процессов в обществе с большой вероятностью приводит к возникновению опасности закрепления людей в статусе объекта социального действия, так как они не могут изменить общество, или место своего жительства, или свой статус. Следствием этого является рост социально-психической напряженности, приводящей к стойкой дезадаптации как отдельных людей, так и целых социальных групп. Личность в обществе, социальной группе часто является объектом социальных действий, так как не в силах изменить тяжесть социальной ситуации. Социальная и психическая дезадаптация, напряженность возникают тогда, когда человек продолжает быть объектом действия помимо своего желания.
Выступая как субъект социального действия, личность занимает активную позицию и стремится к более полной реализации своей субъектности, опираясь на совокупные возможности жизненных сил и интенциональность.
Категория мотивации
Категория мотивация описывает совокупность различных побуждений к действию, ее психодинамические и психоэнергетические данные. В работах А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, В. Вилюнаса, П.В. Симонова, А.В. Петровского и др. показана сложность, порой противоречивость этой категории, включающей в себя эмоциональные, когнитивные образования и др.
С помощью относительно устойчивых и относительно изменчивых параметров мотивации поддаются описанию цели, перспективы, иерархии ценностей, механизмы принятия решений, выбора поведения и другие существенные характеристики личности, группы.
Категория "мотивация" является одной из важных в понимании источников активности, но ее описания, содержащиеся в литературе, чрезвычайно разнообразны, порой противоречивы.
Несмотря на то, что теории мотивации, разработанные в психологических и социально- психологических системах координат, расходятся между собой и даже противоречат друг другу, они обладают общим пониманием человеческого поведения как, прежде всего, причинно-обусловленного. Причины же могут быть идентифицированы в качестве условий, создаваемых физиологическим состоянием человека и лежать внутри организма, либо брать начало вне его. Однако, как полагает И. Израэль, возможен и другой подход объяснения психического поведения – не каузальный. В таком случае более правильно, по мнению автора, вести речь о теории ограничения действия. Одно дело, утверждает он, поиск факторов мотивации и совсем иная стратегия – предполагать, что понятие мотивации составляет лишь особый словарь, и нужны исследования использования этого словаря в каком-то социальном контексте.
В целом под мотивацией понимают совокупность всех мотивов, побуждающих к действию. Отмечается, что содержательное описание мотивации безгранично, т.к. требует упоминания бытия человека, задач и ролей, которые он выполняет, являясь субъектом или объектом отношений и др. Психологическая характеристика мотивации описывается и со стороны динамического аспекта – процессуальные и энергетические стороны регуляции деятельности. Наряду с содержательными, динамическими аспектами психической мотивации выделяются и реализующие функции. В. Вилюнас описал источники всеобщего обнаружения и разнообразия мотивационных отношений человека: механизмы инстинкта, акта эмоционального переключения, эмоциональной фиксации, эмоционального заражения, ведущего к эмоциональному подражанию и др.
Таким образом, человек в каждый момент находится под влиянием множества актуализированных отношений и побуждений, составляющих мотивационное поле. Последнее определяет цели, и способы их достижения, связанные с субъективно переживаемым образом действительности.
Мотивационные системы
Внутри мотивационной сферы выделяются мотивационные системы, т.е. более простые "единицы", различающиеся мерой универсальности. Примером таких систем являются потребности. Мотивационные системы могут быть как природными, так и сформированными прижизненно. Часть таких систем, описанных с позиций когнитивной психологии, приводит Х. Хекхаузен. К ним он относит сложные психические образования, связанные с проявлением потребностей человека, например, в одобрении, общении, закрепляемые совокупностью оценок. В мотивации поведения это проявляется в формах когнитивного диссонанса и каузальной атрибуции.
и т.д.................

В литературе бытуют разные представления о данных пространствах, часть упомянута в статье "Жизненное пространство". Здесь изложены предложения, не претендующие на отражение ходовых точек зрения.

В личном пространстве человека целесообразно выделить материальную и духовную части. Личное духовное пространство можно определить как все знания человека, его представления о мире, о Боге, его отношение к другим людям. Духовное пространство в значительной мере недоступно со стороны общества, извне о нем можно судить в основном по косвенным признакам. Человек способен скрывать свои подлинные знания, настроения, наклонности. А потому внутренний мир одного индивида объективно и по его желанию существенно отделен от мира другого человека.

Вместе с тем, сокрытие, а то и вовсе отсутствие знаний и богатого внутреннего мира не способствуют взаимопониманию в обществе и влиянию человека на это общество. Наоборот, делиться своим опытом можно не только без ущерба для себя, а с выгодой для всех.

Несмотря на несомненную индивидуальность духовного пространства, в значительной мере оно формируется воспитанием, обстановкой. Гражданин часто считает убеждения и верования своими родными, но по сути они были навязаны извне, а недостаточное образование и некритическое отношение не позволило отсеять все случайное и постороннее.

В личное материальное пространство можно включить вещи и различные ресурсы (финансовые, жилищные, земельные, продукты питания), которые в той или иной степени закреплены за каждым гражданином юридическими или моральными нормами. В отличие от духовных, материальные ресурсы ограничены. Если они достались одному, то не достались другому. Все, что может удовлетворить потребности одного человека, как правило, сгодится и для другого. Всякая материальная собственность потенциально есть собственность любого человека, а потому ее приходится защищать.

В материальном пространстве границы обусловлены не свойствами вещей, а социальными нормами, которые могут меняться, нарушаться, попираться. Эти нормы условны. Можно иметь личный стол на рабочем месте, личный счет в банке, садовый участок, свою комнату в квартире на семью, но все это одновременно является собственностью более общих структур, которые в любой момент могут переиграть правила.

Таким образом, границы личного пространства объективно есть, но они довольно условны, относительны, преходящи. Но, наверное, так и должно быть в философском плане для любого явления.

Жизненное пространство человека, семьи, организации, государства, всего общества - это то, что охватывается их деятельностью и в той или иной мере необходимо для этой деятельности. В частности, оно охватывает личное пространство человека.

В жизненном пространстве тоже можно выделить духовную и материальную части. Но здесь прежде всего надо обратить внимание на второе, так как вся духовность сосредоточена главным образом в головах здравствующих граждан, в их личных пространствах. А без людей книги, произведения искусства - это не более, чем скучная хронология египетских династий.

В самом широком плане материальное жизненное пространство каждого человека совпадает с жизненным пространством человечества - с планетой Земля. Возможно, в будущем оно расширится до масштабов Солнечной системы и Галактики, но пока условия там явно не благоприятствуют экспансии. Сегодня нетрудно побывать чуть ли не в любой стране. Но если даже гражданин отъявленный домосед, то он все равно в курсе мировых событий, которые непременно сказываются на жизни даже самых глухих уголков. Поэтому если выделять жизненные пространства каждого гражданина, то они сильно переплетены и взаимозависимы.

Жизненное пространство одного человека можно разделить на разные уровни, связанные соответственно с его страной, городом, предприятием, семьей, различными общественными организациями. Каждому уровню отвечают свои предметы, ресурсы, символы, правила поведения.

Хотя это можно оспаривать, но с некоторыми оговорками я бы включил в жизненное пространство человека множество других людей, и прежде всего, его ближайшее окружение. Сколь бы ни было это окружение самостоятельным, но именно оно признает права индивида, отражает его представления и защищает его интересы. По сути человек живет настолько, насколько он живет в других людях. Если его забыли, и он никому не нужен, то это уже не человек как член общества.

Поэтому наряду с освоением собственно пространств в метрах и ресурсов в килограммах, первостепенное значение имеет изучение представлений других людей, а также пропаганда своих идей, если индивид считает их полезными для себя и для общества. Когда налажено взаимопонимание между людьми, тогда резво пойдут и метры с килограммами. А в одиночку ничего не добьешься, и если даже оттяпаешь себе силой кусок ресурсов, то без посторонней помощи из него много не выжмешь.

Таким образом, жизненное пространство других людей фактически является продолжением пространства одного человека. Влияя на своих соседей, можно отчасти управлять их хозяйством и иметь от этого дополнительные возможности и приобретения. Нередко этот механизм используется в корыстных целях, и не так-то просто его сломать. На этом фоне разворачиваются социальные конфликты , где-то с неявными, а где-то с явными претензиями на господство и на расширение жизненного пространства, причем не только физического и материального, но и в умах граждан.

В современном мире борьба за умы приобретает особое значение. Информация вездесуща и сама по себе относительна дешева, она незаметно добирается до самых глубин духовного пространства человека и оказывается таким образом мощным инструментом манипуляций людьми и перераспределения общественного богатства. Сегодня перед изощренными средствами воздействия духовность человека оказывается незащищенной как никогда. Поэтому, открывая свою душу людям, нелишне беречь свое духовное пространство и следить, не поселились ли в нем опасные сорняки навязанных идей, на первый взгляд привлекательных, но ведущих к разобщению людей и потому губительных для себя и для общества.

Итак, понятия личного и жизненного пространства, конечно, не занимают центрального места в психологии и социологии, но при желании в них можно отразить важные аспекты личности и общественного развития. Н.В.Невесенко

Предыстория

Между тем, стоит отметить что эта задача в основном труде Гитлера ставилась не на текущее время, а на столетия вперед. А своей основной задачей Адольф Гитлер считал освобождение от позорного для Германии Версальского договора и уничтожение евреев.

Ключевые документы

Множество ключевых документов демонстрируют, насколько последовательно Гитлер придерживался своех военных целей.

  • Сразу после захвата власти Гитлер представил при встрече с генералами в доме генерала Гаммерштейна-Экворда 3 февраля свою программу жизненного пространства (из записки генерала Курта Либманна):
Как мы должны использовать политическую власть? Ещё рано говорить. Может быть для получения новых возможностей для экспорта, а может быть - что ещё лучше - для завоевания нового жизненного пространства на Востоке и его бесцеремонной германизации.
  • В тайном посвящённом четырёхлетнему плану по вооружению тескте, в котором Гитлер требовал, чтобы германская армия и германская экономика через четыре года была готова к войне, им сказано:
„Окончательное решение состоит в расширении жизненного пространства и продовольственно-сырьевой базы нашего народа. Задача политического руководства в том, чтобы скоро разрешить этот вопрос.
  • 5 ноября Гитлер произнёс речь перед главными представителями вермахта о том, что германский пространственный вопрос может быть решён только с помощью войны (меморандум Хоссбаха).
  • 23 мая Гитлер сказал перед главнокомандующими:
Жизненное пространство, соответствующее величию государства, является основой любой державы. Какое-то время можно от этого воздерживаться, но рано или поздно решение проблем придёт само собой. Остаётся выбор между восходом или падением. Через 15 или 20 лет решение этого вопроса станет неизбежным. Дольше ни один немецкий политик не сможет его избегать.
  • 23 ноября 1939 Гитлер сказал перед главнокомандующими:
„Растущее население требует большего жизненного пространства. Моя цель - создать разумное соотношение между численностью населения и народным пространством. Борьба должна вестись за это. Ни один народ не может избежать этой задачи, иначе он обречён на постепенную гибель.

Близкие темы

  • Кровь и земля
  • Обер Ост
  • Рейхскомиссариат Московия , Рейхскомиссариат Остланд , Рейхскомиссариат Украина

См. также

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Жизненное дерево
  • Жизненное Древо

Смотреть что такое "Жизненное пространство" в других словарях:

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - минимум пространства, обеспечивающий нормальное существование организма. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО средняя площадь, приходящаяся… … Экологический словарь

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - англ. life space; нем. Lebenstraum. 1. В психологической теории поля мир псих, представлений и переживаний личности. 2. В идеологии фашизма пространство, необходимое для полноценного существования нации. Жизненные возможности (шансы) Antinazi.… … Энциклопедия социологии

    жизненное пространство - сущ., кол во синонимов: 1 место под солнцем (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Жизненное пространство - минимальный территориальный объем, позволяющий народу достичь реализации своих исторических и политических стремлений (термин введен Хаусхофером). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Жизненное пространство - (нем. Lebensraum), нацистская (нацисты) полит, доктрина. Утверждала необходимость завхвата большей терр. для расселения растущей нем. нации. Термин был впервые использован как полит, понятие в 70 х гг. 19 в., а Гитлер и Геббельс придали ему… … Всемирная история

    жизненное пространство - — EN living space Any room, structure or area used as a residence and associated with subsistence activities, including sleeping, relaxing or eating. (Source: RHW)… … Справочник технического переводчика

    жизненное пространство - Соседняя территория, на которую распространяются экономические и политические интересы сильного государства … Словарь по географии

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - Центральное понятие в теории личности Курта Левина. Находясь под влиянием гештальтистского направления, он определял мир каждого индивида как динамическое жизненное пространство, состоящее из областей, представляющих все состояния дел, людей,… … Толковый словарь по психологии

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - англ. life space; нем. Lebenstraum. 1. В психологической теории поля мир псих, представлений и переживаний личности. 2. В идеологии фашизма пространство, необходимое для полноценного существования нации. Жизненные возможности (шансы) … Толковый словарь по социологии

    жизненное пространство - (Lebensraum), концепция германской экспансионистской политики, введенная в обиход еще в XIX веке. Задолго до 1 й мировой войны германские территориальные требования касались в основном колоний в Африке и Азии. После заключения Версальского… … Энциклопедия Третьего рейха

Книги

  • Жизненное пространство семьи. Объединение и разделение , С. К. Нартова-Бочавер , В книге обсуждаются остроактуальные вопросы организации жизненного пространства семьи: территории, временного режима, владения семейными и личными вещами. Аргументируется право каждого… Категория: Секс и семейная психология Серия: Расширение горизонтов Издатель:

Термин «жизненное пространство» используется в различных областях знаний. Например, в экологии он обозначает территорию, необходимую одной особи популяции; в политике - минимальную площадь, позволяющую государству реализовать свои геополитические и экономические стремления. Каков же психологический смысл понятия?

Термин в психологии

С точки зрения психологии это совсем не физическое место, имеющее определенные ограничения по площади. Жизненное пространство личности - это лишь те элементы материальной среды, которые отражаются в сознании человека.

Ожидания, цели, образы желаемых или нежелаемых объектов, действительные или кажущиеся барьеры для достижения целей - все это включается в жизненное пространство (также его именуют психологическим) и влияет на поведение личности. Поэтому говорят, что поведение и есть основная функция жизненного пространства.

Автор термина - немецкий психолог Курт Левин. Жизненное пространство - одна из основополагающих категорий в его понимании , базирующемся на теории поля. Левин предложил рассматривать личность исходя из ее окружения, но окружения не материального или социального, а отраженного в сознании этой личности, для чего и было введено понятие жизненного пространства.

Для объяснения своей теории Левин пользовался топологическими категориями (топология - раздел геометрии, изучающий взаимное расположение фигур и их элементов). Жизненное пространство изображалось как эллипс, а маленький круг внутри него означал саму личность.

Что же такое психологическое поле? Упрощая, его можно обозначить как взаимозависимые факты в жизни конкретного человека в конкретное время. Хотя акцент делается именно на текущей ситуации, тем не менее поле связано и с прошлым, и с будущим личности.

Прошлое - это знания, установки, чувства относительно фактов, в данный момент влияющих на личность, а будущее представлено планами и целями, но опять же не абстрактными, а относящимися к тому, что сейчас происходит с человеком. Важно, что все эти аспекты воспринимаются как одномоментные, (хотя на самом деле, конечно же, у них различная временная отнесенность) и имеют одинаковую степень влияния на человека.

Рассматривая время, Левин говорил о зонах настоящего, ближайшего и отдаленного прошлого и будущего личности, а в пространстве выделял два плана - реальный и ирреальный. Первый включал отражение происходящего на самом деле, а второй основывался на фантазиях (страхах, желаниях и так далее) человека.

Секторы пространства и внутренний конфликт

Жизненное пространство состоит из множества секторов, границы между которыми проницаемы, а связь одного сектора с другим происходит при помощи локомоций (реальных или воображаемых действий). Назначение локомоций - регулирование напряжения в жизненном пространстве, причем локомоции в одном секторе способны снижать напряжение в другом. Скажем, мечты - ирреальные действия - могут отвлечь от реальных физических потребностей, если удовлетворение их сейчас невозможно.

Границы пространства обретают четкость по мере взросления личности. Так, у младенца разграничение жизненного пространства находится на минимальном уровне, затем само пространство расширяется, дифференцируются его реальный и ирреальный планы. Интересно, что надежда рассматривается как пересечение этих планов в будущем, а чувство вины - как их расхождение в прошлом.

В теории поля используется также термин «валентность», вероятно, знакомый многим по школьному курсу химии, где он понимается как способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов. И в нашем случае валентность - это способность к отторжению или притяжению, но обладает этой способностью не атом, а определенный сегмент жизненного пространства.

Отталкивающий сектор имеет отрицательную валентность, притягивающий - положительную, а незначимый в данный момент для человека - нейтральную. Например, если человек хочет есть, еда будет положительно валентна, если он переел - отрицательно, и нейтрально, если потребность в пище в настоящий момент удовлетворена.

Понятие валентности важно для понимания конфликта в теории Левина. Внутренний конфликт может быть вызван тремя основными валентными противодействиями.

  • Человек выбирает между двумя секторами с положительной валентностью, то есть между двумя желаемыми объектами.
  • В одной цели сталкивается положительная валентность и отрицательная (человек хочет прыгнуть с парашютом, но одновременно боится этого).
  • Выбор между двумя отрицательными валентностями (например, человек не хочет выполнять неприятную работу, но знает, что в противном случае его ожидает наказание).

Условно эти типы конфликтов получили названия «стремление - стремление», «стремление - избегание» и «избегание - избегание». Автор: Евгения Бессонова

 


Читайте:



Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ

Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ

Вспомните, что вы знаете о звуках [ч’] и [щ’] ? Это согласные шипящие звуки, глухие, непарные, всегда мягкие. На письме обозначаются буквами Ч и...

Транспорт и экономические связи Что мы узнали

Транспорт и экономические связи Что мы узнали

С 1992 по 1996 год я работала в Акиловской основной школе Кочёвского района Пермской области. Данное образовательное учреждение было объявлено...

Реферат: Какое из названных событий произошло раньше других

Реферат: Какое из названных событий произошло раньше других

Контрольная работа №1 Вариант №1 1.Какое из названных событий произошло раньше всех других ? вступление России в Первую мировую войнуначало...

Площадь трапеции: формулы с примерами

Площадь трапеции: формулы с примерами

В этой статье для вас сделана очередная подборка задач с трапецией. Условия так или иначе связаны с её средней линией. Типы заданий взяты из...

feed-image RSS