Главная - Степанова Наталья
Особый род войск с широкими полномочиями. Военная полиция: правовой статус и полномочия Офицер исполнявший при армии полицейские функции

Формирование, именуемое «Военной полицией», есть практически во всех странах. И везде оно выполняет примерно одинаковые функции - ведет контроль над соблюдением законов со стороны действующих военнослужащих. Перечень полномочий, форма и иные явления, определяющие статус военной полиции, отличаются в зависимости от страны нахождения.

Несмотря на объективные различия, основное назначение этой структуры во всех странах - поддержание правопорядка и .

Что такое военная полиция

В России военной полиции не существовало до 2010 года. Именно тогда было принято решение о ее создании на базе сети комендатур, однако, реализовано оно было немного позже в 2014 году.

В настоящий момент правовой основой деятельности органов полиции ВС РФ является ФЗ «Об обороне» и Устав, действующий вместо Положения «О военной полиции». Этот документ подробно и полно регламентирует деятельность службы.

Для территориальных, региональных органов, а также для комендатур Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются отдельные положения.

Подготовка специалистов осуществляется в общевойсковых командных училищах. В частности, в Московском в 2017 году состоялся первый набор курсантов. Также возможна подготовка кадров в рамках переквалификации и переподготовки. Принимаются не все офицеры, а только те, кто закончил командные, общевойсковые и инженерные учебные заведения.

Структура

Структуре этой организации посвящено мало статей, из которых следует не слишком много информации, в частности, п.14-18 Устава.

Подчиняется данное формирование Министерству обороны. Глава именно этого ведомства компетентен в вопросах состава, структуры и численности штата.

Согласно общим сведениям, структура такова:

  • центральный аппарат;
  • региональные отделения;
  • территориальные отделения;
  • дисциплинарные части;
  • гауптвахты.

Территориальные отделения находятся вблизи крупных расположений Вооруженных Сил. Их численность зависит от общего количества военнослужащих, находящихся на определенной территории. При необходимости отдельные формирования могут создаваться внутри крупных подразделений.

Особое положение у комендантов гарнизонов в 2-х городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге) они одновременно являются городскими комендантами.

Основные задачи

Задачи ведомства довольно обширны. Они предполагают большой объем работы, как непосредственной, так и бумажной. Среди основных функций военной полиции выделяют следующие:

  • Обеспечение и поддержание порядка, дисциплины и законности, предупреждение по профилактике правонарушений. Эта задача реализуется посредством выставления патруля военной полиции. Как правило, патрулирование осуществляется в наиболее людных местах: вокзалы, аэропорты, скверы, парки. Патруль имеет широкие полномочия: проверять правильность ношения одежды по форме, задерживать и доставлять в комендатуру, выдавать направления для изучения уставов, применять физическую силу.
  • Проведение дознания. Процедура возможна в отношении ограниченного круга лиц: мужчин и женщин, проходящих службу, и гражданского персонала.
  • Осуществление административных расследований. Возможно, когда проступок выявлен силами комендатуры или ВАИ, совершен лицом, доставленным в комендатуру, либо если поступило соответствующее заявление.
  • Оказание содействия, розыск «уклонистов» и лиц из числа гражданского персонала, подозреваемых в совершении преступления. Подразумевает обследование мест и помещений, где могут находиться разыскиваемые лица, получение справок и характеристик, опрос, преследование, оцепление и другое.
  • Исполнение наказаний: содержание на гауптвахте и в дисбатах. Охрана на гауптвахте осуществляется силами караула, его командиром назначается офицер. В дисбатах личный состав делится на постоянный и переменный. Переменный - наказанные лица, отбывающие свой срок, постоянный - служащие там и обеспечивающие поддержание порядка. Содержатся указанные лица отдельно друг от друга.
  • Охрана и конвой военнослужащих. Необходим для доставки армейца на гауптвахту, в дисбаты, суд. Конвой обеспечивает безопасность самого конвоируемого, и пресекает попытки к бегству. Количество сопровождающих рассчитывается исходя из пропорции 2/1: два охранника на одного конвоируемого. Усиленный конвой предполагает большее число привлекаемых служащих.
  • Охрана объектов, определенных по личному указанию Министра. К числу охраняемых мест относятся также помещения и следственных органов. Организация выполнения этой задачи осуществляется на основании общих Уставов.
  • Защита потерпевших, свидетелей и других участников процесса выполняется при наличии реальных угроз жизни, здоровью или имуществу следователей, прокуроров либо свидетелей.
  • Контроль над соблюдением ПДД ведется силами ВАИ. Это подразделение специально создано для обеспечения безопасности движения автотранспорта, зарегистрированного в частях. ВАИ имеет широкие полномочия, связанные с регистрацией транспорта, ограничением движения при проведении учений, допуском транспортного средства.
  • Несение гарнизонной службы.

Военная полиция наиболее известна среди военнослужащих такими задачами, как патрулирование, дающее возможность проверки документов и выполнения требований по соблюдению формы одежды. В некоторых случаях ее сотрудники вправе задержать граждан, находящихся в состоянии опьянения.

Полномочия структуры


Задачи полиции самые разнообразные, и требуют наличия разветвленной сети, иначе эффективное исполнение возложенных на нее функций сводится к минимуму. Выделяется примерно 10 направлений работы ведомства. Эти функции выполняются разными структурами, которые наделяются полномочиями, достаточными для эффективного исполнения поставленной задачи.

Полномочия полиции подразделяются в зависимости от того, в отношении кого они применимы. Так, определяются полномочия, применяемые касательно:

  • военнослужащих;
  • призывников, служащих в ФСБ;
  • иных лиц и общие.

В число полномочий в отношении военнослужащих включается требование о прекращении совершения проступка или преступления. Действие может нарушать Устав, Уголовный кодекс, иные законы, иметь признаки административного проступка.

Проверка документов возможна при обнаружении совершения преступления или при наличии оснований для задержания. В связи с этим предусмотрена и другая функция, такая как задержание и доставление подозреваемых в комендатуру, проведение личного и вещевого досмотра.

Направление для проведения освидетельствования возможно, когда имеются основания в подозрении совершения запрещенного деяния, либо результаты этого исследования необходимы для установления объективной картины произошедшего.

Внутреннее расследование обстоятельств действий, нарушающих закон, осуществляется дознавателем в полиции ВС РФ.

Аналогичные полномочия предоставляются сотрудникам военной полиции и в отношении солдат-срочников, служащих в ФСБ.

Полномочия в отношении третьих лиц

Под третьими лицами понимаются граждане, не указанные выше, но попавшие в поле зрения правоохранителей вследствие совершения ими незаконных действий, посягающих на права и интересы гражданского персонала частей и военнослужащих.

Сотрудники полиции вправе требовать прекращения совершения противоправного деяния, если события происходят на территории части, либо в отношении персонала, гражданского или военного, а также казенного имущества. Указанные лица, допустившие совершение проступка, могут быть задержаны до передачи их гражданским правоохранительным органам.

Сотрудники военной полиции охраняют некоторые важные объекты, определяемые главой силового ведомства. В связи с этим им предоставляется право задерживать тех, кто попытался незаконно проникнуть на охраняемую территорию. Срок задержания ограничен 3-мя часами, по их истечении задержанных граждан следует передать в иные структуры либо отпустить.

Полицейские вправе проверить документы, удостоверяющие личность, но только в том случае, если лицо подозревается в совершении незаконного действия, и находится в расположении части.

Отдельно указывается обязанность по обеспечению сохранности следов преступления, улик, иных доказательств, имеющих значение для расследования.

Вы служили в военной полиции или комендатуре? Делитесь своими впечатлениями в комментариях под статьей.

Должностные лица, специально назначенные отделом военной полиции, выполняют обязанности патруля: обеспечивают правопорядок, воинскую дисциплину, противодействуют преступности, осуществляют личную охрану или охрану жилища, а также имущества, служебных помещений или следственных органов и тому подобное.

ДПС ВАИ

Два или более инспектора дорожно-постовой службы военной автоинспекции в установленном порядке выполняют обязанности патруля. Они должны обеспечивать безопасность дорожного движения на контрольном посту ДПС ВАИ или на определённом маршруте патрулирования, чтобы транспортные средства ВС передвигались по общим дорогам и территориям без происшествий. В обязанности патруля ДПС ВАИ входит или сопровождение транспорта ВС.

Патрулирование также включает в себя постоянное обследование назначенных (определённых) участков трассы или маршрутов движения посредством систематического наблюдения из патрульного транспорта или в пешем порядке. Прежде всего осуществляется контроль за соблюдением правил дорожного движения водителями транспортных средств, принадлежащим Вооружённым Силам, а также контролируется выполнение нормативных актов, которые регламентируют порядок использования транспорта ВС. Всё это входит в обязанности патруля ДПС ВАИ.

Гарнизонный патруль

Чтобы поддерживать порядок и контроль за соблюдением дисциплины военнослужащими в общественных местах, на вокзалах, в портах, на железнодорожных станциях, в аэропортах, в населённых пунктах, прилегающих к гарнизону, организуется патрулирование по приказу начальника гарнизона. При военной комендатуре есть резервный патруль - с транспортным средством, а обязанности гарнизонного патруля выполняют назначенные военнослужащие из частей гарнизона. Они могут быть пешими, на автомобилях или мотоциклах.

В составе патруля два или три патрульных и начальник - офицер, прапорщик или мичман, сержант или старшина. Районы порта, аэропорта или железнодорожной станции патрулирует группа под командованием офицера (как правило). Патрульные бывают назначены из числа подтянутых, физически развитых, требовательных и дисциплинированных солдат из одного соединения (тоже, как правило). Обязанности начальника патруля включают в себя поддержание порядка, правильного несения службы, соблюдение дисциплины вверенными ему военнослужащими на всём маршруте патрулирования.

Начальник патруля

Также в обязанности начальника патруля входит прибытие точно в назначенное время на инструктаж и для изучения необходимых документов к военному коменданту. Уяснить задачу и грамотно руководить службой патрульных. Отслеживать выполнение дисциплины и соблюдение всех правил военнослужащими, в том числе и по ношению военной формы.

Напоминать о порядке как равным себе по званию, так и младшим военнослужащим, которые нарушают воинскую дисциплину, проверять документы в необходимых случаях, если требуется - задерживать и отправлять в военную комендатуру. Выверить на данном маршруте наличие телефонов для связи с дежурными по караулам в военной комендатуре, с постами полиции. В установленное время докладывать военному коменданту или дежурному по караулам о ходе патрулирования.

Патрульная служба военной полиции

В обязанности военного патруля входит целый комплекс мероприятий для обеспечения воинской дисциплины и правопорядка, противодействию преступности не только среди военнослужащих, но и персонала из числа гражданских. Реализовать свои функции военная полиция может с помощью следующих полномочий.

В обязанности патруля военной полиции входит требование от военнослужащих соблюдения дисциплины. А также патруль должен требовать прекращения препятствующих деятельности патруля или иных противоправных действий. Нужно принимать меры, которые предусмотрены федеральными законами, правовыми нормами РФ, что и уполномочен делать военный патруль. Обязанности Устав прописывает конкретно, в том числе правонарушений, преступлений и дисциплинарных проступков, которые совершают военнослужащие.

Другие обязанности

Патруль обязан потребовать и от гражданских лиц, персонала и посторонних, находящихся на территории воинской части, прекращения препятствующих деятельности военной полиции или иных противоправных действий. В обязанности начальника патруля военной полиции входит пресечение преступлений, которые совершаются на территории воинской части военнослужащими или гражданскими лицами, и именно он принимает меры, которые предусмотрены Уставом военной полиции Вооружённых сил Российской Федерации, федеральными законами или другими правовыми актами.

Лица гражданского персонала, совершившие преступление в отношении военнослужащих любых войск, формирований или органов, а также имущества Вооружённых Сил, должны быть задержаны патрулём военной полиции и переданы в соответствующие органы правопорядка. В обязанности начальника патруля полиции также входит проверка документов, удостоверяющих личность и у военнослужащих, и у лиц из числа гражданского персонала, если на то имеются основания.

Задержание

Патруль задерживает и доставляет в военную полицию лиц гражданского персонала или военнослужащих в случаях совершения ими преступления, грубого нарушения дисциплины, административного правонарушения для того, чтобы пресечь возможность совершения этими лицами новых преступлений. Если оказано сопротивление или неповиновение требованиям патруля военной полиции, задержание необходимо. То же происходит в случаях отсутствия документов, подтвержающих законность нахождения военнослужащего срочной службы за пределами части.

Если военнослужащий, проходящий службу по призыву, прибыл на территорию части из другого гарнизона, то даже если наличествует увольнительная записка, он всё равно подлежит задержанию до выяснения обстоятельств. Кроме того, имеются и предусмотрены Уставом военной полиции многие иные случаи, когда имеются основания для задержания, и оно должно происходить.

Личный досмотр

Осуществляется личный досмотр, а также досмотр вещей, которые находятся при военнослужащем, для того, чтобы обнаружить документы, орудия или предметы, использованные для совершения преступления, предметы, на которых могли оставаться следы правонарушения.

Также досмотр обязателен, если есть данные о том, что у военнослужащего имеются психотропные вещества, наркотические средства, взрывные устройства, взрывчатые вещества, патроны к оружию, другие боеприпасы, а также и собственно оружие, если отсутствуют законные основания для хранения или ношения его.

По Уставу

Патруль должен обеспечить сохранность всех найденных документов, средств и веществ, предметов, оружия, а также обеспечить охрану места преступления. Кроме того, патруль военной полиции обеспечивает сохранность следов и иных доказательств преступления, которое совершили на территории военной части военнослужащие или лица гражданского персонала.

Направлять или доставлять военнослужащих на медицинское освидетельствование для определения в организме наркотических средств или алкоголя, если результат такого освидетельствования необходим и связан с совершением административного правонарушения, преступления или дисциплинарного проступка. Это необходимо, чтобы объективно установить все обстоятельства правонарушения. Лица, управляющие транспортными средствами ВС, тоже могут подвергнуться освидетельствованию по требованию патруля военной полиции.

Пожарный патруль

В воинских частях имеются как штатные, так и нештатные пожарные команды. Из их состава ежедневно бывает назначен специальный наряд, подчиняющийся начальнику службы противопожарной защиты и дежурному по части. В такой наряд (пожарный патруль) входит не менее двух человек. Определяет время несения службы, расположение пожарных постов и выставление их, а также порядок назначения начальник соответственной противопожарной службы, а его разработки утверждает командир части.

Патруля включают в себя: контроль на территории воинской части исполнения правил пожарной безопасности, проверка всех средств и приборов противопожарной защиты, вызов подразделения пожарной охраны, если обнаруживается очаг возгорания. Кроме патруля, в определённых ситуациях на территориях военных частей действуют пожарные посты, в обязанности которых входит контроль противопожарного режима для особых случаев, как то: при проведении мероприятий или работ на опасных объектах в пожарном отношении; во время грозы; при выгрузке или погрузке пожаро- и взрывоопасных материалов, при мероприятиях в клубах военных городков.

Пожарный пост

Пожарные посты могут быть временными и постоянными, это зависит от важности, а также от пожарной опасности объектов охраны и времени, отведённого для несения службы. Пожарный пост объединяет всё, порученное назначенному личному составу подразделения под охрану и обеспечение противопожарной защиты в данной воинской части. Однако пожарным постом может быть определённое место или участок, где выполняет свои обязанности пожарный патруль. Выставляются пожарные посты для предупреждения пожаров, для контроля за исправностью средств тушения и готовностью их к действию в случае возникновения очагов возгорания.

Они также следят за пожарным оборудованием, наличием и исправностью всех инструментов. Отвечает пожарный патруль и за источники пожарного водоснабжения - водоёмов, гидрантов, подходов и подъездов к ним. Пожарный патруль своевременно вызывает пожарную команду и участвует в ликвидации возгорания или пожаров с помощью имеющихся средств противопожарной защиты - песок, вода, огнетушители и тому подобное. Хранилища, сооружения, мастерские, цеха, казармы, пункты работ с имуществом и боевую технику охраняют пожарные расчёты.

Обязанности военного патрульного

Патрульный обязан быть бдительным, наблюдательным, и об увиденных нарушениях дисциплины немедленно докладывать офицеру или лицу, которое назначено начальником патруля. Приказы последнего должны патрульным выполняться быстро и точно. Без разрешения начальника отлучаться никуда нельзя. Также ничего нельзя предпринимать без его разрешения.

От лиц, доставляемых или доставленных в военную комендатуру ничего не принимать и ничего не передавать им, только с разрешения начальника военного патруля. Об их просьбах немедленно докладывать. Военный патруль при исполнении своих обязанностей - образец воинской дисциплины.

08.08.2015 13:10

Бывая на различных мероприятиях, проводимых в Вооруженных Силах РФ, постоянно сталкиваешься с представителями военной полиции. Полагаю, читателям моего блога будет интересно даже часто внешне посмотреть, чем отличаются военные полицейские от ментов их коллег в МВД России.

Военная полиция предназначена для противодействия преступности, обеспечения в Вооруженных Силах РФ законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, обеспечения охраны особо важных и особорежимных военных объектов, объектов гарнизонов и военных городков, а также в пределах своей компетенции – для защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны.

Военнослужащие военной полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие, боевую и специальную технику в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и уставом военной полиции.

Организационно подразделения военной полиции на местах замыкаются на Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации.

2. Начальник Главного управления военной полиции МО РФ генерал-майор Игорь Сидоркевич.

4. ВАИ – составная часть военной полиции.

8. Для перевозки личного состава ВАИ.

9. Автомобили сопровождения ВАИ.

Недавно гостем моей авторской программы "Генштаб" на Русской службе новостей был заместитель начальника Главного управления военной полиции Министерства обороны России, полковник юстиции Владимир Ковалёв. Получилось весьма информативное интервью.

И. КОРОТЧЕНКО: Поговорим сегодня об относительно новой структуре в Вооружённых силах РФ, о военной полиции. Мы помним много разговоров, которые сопровождали рождение, появление органов военной полиции, сегодня дискуссия уже закончена, создан и приступил к исполнению функциональных обязанностей этот новый орган в структуре Вооружённых сил.

И всё-таки у граждан сформировалось понимание функционала и необходимости полиции, как инструмента государства, обеспечивающего их права и безопасность. В чём суть военной полиции, чьи интересы она призвана защищать и чем можно объяснить сегодня появление военной полиции? До недавнего времени и на протяжении советского периода в Вооружённых Силах таких органов не было.

В. КОВАЛЁВ: Это новое явление для Вооружённых Сил, для российской армии. Хочу сказать - за небольшое время существования военная полиция подтвердила правильность принятого решения о её создании.

Несмотря на существование в течение двух лет, она зарекомендовала себя в период проведения учений, в работе с войсками на полигонах, при обеспечении мероприятий, которые проводятся: танковый биатлон, авиадартс и другие, мероприятия по поддержанию правопорядка на территории гарнизонов, в период проведения парадов, шествий.

Недавно проходившие учения «Восток-2014», которые достаточно неплохо освещались в СМИ, было также продемонстрировано действие военной полиции. Впервые в период учений военная полиция выполняла задачи по борьбе с диверсионно-разведывательными группами условного противника, совместно с подразделениями наркоконтроля проводила специальные мероприятия по предотвращению проникновения группы наркокурьеров в расположение войск, и также при мобилизационном призыве из военных комиссариатов проверялся призывной контингент на предмет употребления наркотических средств.

И. КОРОТЧЕНКО: Какова численность военной полиции?

В. КОВАЛЁВ: В настоящее время около 6,5 тысяч человек. Это военнослужащие по призыву, поэтому мы говорим о военной полиции как о профессиональном органе, который строит свою основу, исходя из того, что у нас люди работают на постоянной основе, сознательные, уже подготовленные специалисты.

И. КОРОТЧЕНКО: Солдат-срочников нет?

В. КОВАЛЁВ: Нет.

И. КОРОТЧЕНКО: А как выглядит структура? Есть Главное управление полицией Министерства обороны, а дальше как построена вертикаль?

В. КОВАЛЁВ: Для Министерства обороны это типовая структура, состоит из трёх уровней. В центральном аппарате, как Вы правильно сказали, Главное управление военной полицией Министерства обороны.

И. КОРОТЧЕНКО: Можно назвать фамилию и воинское звание руководителя?

В. КОВАЛЁВ: Да, руководит генерал-майор Сидоркевич Игорь Михайлович. Главное управление состоит из основных структурных подразделений – это управление правопорядка, военная автоинспекция и есть самостоятельные отделы, которые обеспечивают работу – организационно-плановый и информационно-аналитический. На региональном уровне, на уровне военных округов, у нас самостоятельные региональные управления военной полиции, которые замыкаются на Главное управление, то есть, это ствол, который целостно подчинён руководству, которое осуществляет министр обороны. На территориальном уровне – это отделы военной полиции и военная автоинспекция территориальная.

И. КОРОТЧЕНКО: То есть, командиры гарнизонов, командующие войсками военных округов не имеют право вмешиваться в деятельность органов военной полиции, потому что это напрямую части центрального подчинения? Я правильно понимаю?

В. КОВАЛЁВ: Да, Вы абсолютно правы.

И. КОРОТЧЕНКО: Вы упомянули о том, что в ходе учений отрабатывались задачи органами военной полиции по борьбе с диверсионно-разведывательными органами противника. Это некий функционал на учениях или это функционал, который предусмотрен, в том числе, и в особый период или в военное время, или это прописано уже одним из направлений деятельности органов военной полиции?

В. КОВАЛЁВ: Хороший вопрос.

И. КОРОТЧЕНКО: Я провожу такую аналогию – органы СМЕРШ, то есть борьба со шпионажем непосредственно структурами Министерства обороны, военными в своих собственных рядах.

В. КОВАЛЁВ: Безусловно, в период повседневной деятельности в мирное время войска отрабатывают то, чем будут заниматься на войне. Конечно же, военная полиция не тот орган, который создан для мирного времени. Вместе с войсками также будет выполнять определённые задачи, направленные на обеспечение действия войск для того, чтобы как можно больше освободить войска от несвойственных функций, взять их на себя, потому что войска должны воевать. Провести параллель со СМЕРШ, я думаю, где-то это вполне уместно.

И. КОРОТЧЕНКО: В военное время?

В. КОВАЛЁВ: Да.

И. КОРОТЧЕНКО: Какое вооружение у органов военной полиции?

В. КОВАЛЁВ: Стрелковое оружие: автоматы, пистолеты. В связи с принятием устава о военной полиции, на котором мы остановимся позже, там прописаны полномочия по применению оружия, как летального, так и не летального, в том числе, резиновые палки, наручники, спецсредства для того, чтобы при пресечении преступных действий как можно меньше вреда причинить преступнику и сохранить человеческую жизнь.

И. КОРОТЧЕНКО: Задача военной полиции – это обеспечение правопорядка, дисциплины среди военнослужащих или Вы можете в каких-то случаях выполнять более расширенный функционал?

В. КОВАЛЁВ: В Российской Федерации существует целостная система правоохранительных органов, и при формировании военной полиции нам нужно было найти определённую нишу, которую мы бы заняли, не вторгаясь в компетенцию других органов. И эта ниша, безусловно, военнослужащие. Мы действуем только в отношении военнослужащих Вооружённых сил и в отношении гражданского персонала в двух случаях.

И. КОРОТЧЕНКО: Гражданского персонала Министерства обороны?

В. КОВАЛЁВ: Да. в двух случаях: это когда они совершили правонарушение при исполнении служебных обязанностей, либо на территории воинской части. В целом предназначение военной полиции прописано и в федеральном законе о военной полиции, который президент подписал в прошлом году, это 7ФЗ от 3 февраля 2014 года, и устав военной полиции, который утвердил президент указом 25 марта 2015 года. Предназначение военной полиции заключается в защите жизни, здоровья, интересов, прав и свобод военнослужащих, гражданского персонала, обеспечение охраны объектов вооружённых сил и также других функций по поддержанию правопорядка в Вооружённых силах.

И. КОРОТЧЕНКО: Вы упомянули стрелковое вооружение. А техника предусмотрена в штатах?

В. КОВАЛЁВ: В настоящее время предусмотрена автомобильная техника для выполнения задач автоинспекции по сопровождению колонн и обеспечению безопасности дорожного движения в гарнизонах и автомобильная техника в отделах военной полиции – это автомобили Caravelle и «Урал» для перевозки личного состава.

И. КОРОТЧЕНКО: А бронетехника?

В. КОВАЛЁВ: Бронетехники пока нет, но в перспективе, безусловно, мы рассматриваем вопрос о включении в штаты таких хорошо зарекомендовавших себя бронеавтомобилей, как «Тигр».

И. КОРОТЧЕНКО: По отличительным признакам мы можем по внешнему виду военнослужащего понять, что это офицеры, сержанты, рядовые именно органов военной полиции, а не обычные военнослужащие?

В. КОВАЛЁВ: В условиях бюджета в Министерстве обороны уделяется важное внимание и экономически целесообразному расходованию денежных средств. В связи с этим расходы на форму одежды не были запланированы. Мы сейчас разрабатываем экспериментальные образцы этой формы одежды. В настоящее время, чтобы отличить военного полицейского, можно посмотреть на нарукавную повязку, там на чёрном фоне белым цветом написано «ВП», знак нашей военной полиции геральдический есть и красный берет, а также бляха, которая носится на левой стороне груди – жетон.

И. КОРОТЧЕНКО: Вы упомянули в разговоре о том, что принят и утверждён президентом устав военной полиции. Немного подробнее расскажите, что это за документ, для чего он нужен и что предусматривает.

В. КОВАЛЁВ: Для нас это очень важный документ, который регламентирует основные направления деятельности военной полиции, права и полномочия военных полицейских при исполнении обязанностей по пресечению преступлений и правонарушений, совершаемых военнослужащими и гражданским персоналом. Это достаточно новый документ, он был разработан и принят в сжатые сроки, буквально, в течение одного года. Утверждение этого устава предусмотрено федеральным законом от 3 февраля прошлого года, там напрямую прописано, что основные направления деятельности и полномочия предусматриваются уставом военной полиции. Он прошёл согласование со всеми федеральными органами исполнительной власти, были проведены антикоррупционная и правовая экспертиза Минюста России, получено согласование в государственном правовом управлении, правительстве – все необходимые этапы мы прошли.

Хочу поблагодарить тех людей, которые приняли участие в разработке этого устава. На мой взгляд, на взгляд руководства главного управления, он получился очень и очень неплохим. Осталось только реализовать те полномочия и идеи, которые там заложены.

И. КОРОТЧЕНКО: Когда шло обсуждение задач военной полиции, много было разных идей, предложений – что от них осталось, а что нет, хотелось бы узнать. По проведению расследований, преступлений, происшествий в воинских частях, возможности проведения там оперативно-розыскных мероприятий – каков функционал, что осталось у Вас, чем Вы можете заниматься в частях, а что Ваши смежники осуществляют?

В. КОВАЛЁВ: Военная полиция – это новый игрок на поле поддержания правопорядка, и когда мы занимали свою нишу, это было достаточно сложно. Одни из полномочий, который изначально предлагалось возложить на военную полицию – это полномочия по проведению оперативно-розыскных мероприятий. Здесь однозначно нам сказали, давайте пока с этим повременим, это не функция военной полиции. И следующее направление деятельности, которое посчитали нецелесообразным передавать военной полиции – это расследование военных преступлений небольшой и средней тяжести, потому что в Вооружённых силах сложилась стройная система следственных органов, которая достаточно профессионально осуществляет эту задачу.

И. КОРОТЧЕНКО: А кто осуществляет надзор за деятельностью Ваших структур?

В. КОВАЛЁВ: Надзор, как и во всём государстве, осуществляет прокуратура, в данном случае, в Вооружённых Силах – это главная военная прокуратура. Хочу сказать, что во многом во взаимодействии с этой структурой как раз и разрабатывался устав военной полиции. Определялись те наиболее острые направления, которые необходимы для укрепления правового порядка в Вооружённых силах, и на этом ставился акцент. Прокуратура надзирает за нами, начиная с того, как мы делали этот устав, и за это им спасибо, коллеги оказали хорошую помощь.

И. КОРОТЧЕНКО: Взаимодействуете ли Вы с органами военной контрразведки?

В. КОВАЛЁВ: Да.

И. КОРОТЧЕНКО: Поясню для слушателей, которые не в курсе, что органы военной контрразведки входят в структуру федеральной службы безопасности России.

В. КОВАЛЁВ: Органы военной контрразведки осуществляют предусмотренные законом о федеральной службе безопасности мероприятия в Вооружённых Силах, и по сути дела, та информация, которая передаётся в военную полицию, которую мы передаём в органы военной контрразведки, она находит своё применение именно в борьбе с преступностью, с теми незаконными проявлениями, которые, к сожалению, существуют в Вооружённых Силах.

И. КОРОТЧЕНКО: Розыск и задержание дезертиров – Ваш функционал? Особенно тех, кто покинул воинские части с оружием в руках?

В. КОВАЛЁВ: Да, безусловно. С этой целью на следующей неделе у нас будет организационное совещание с главным военно-следственным управлением, мы создаём межведомственную рабочую группу по розыску военнослужащих, самовольно оставивших воинские части и находящихся в федеральном розыске. Да, мы этим занимаемся.

И. КОРОТЧЕНКО: Органы военной полиции предусмотрены в российских военных базах, находящихся за пределами Российской Федерации?

В. КОВАЛЁВ: Руководство военных баз, в том числе, недавний пример – это случай в Армении, говорит о том, что необходимо там создать такие подразделения, потому что это будет реальная помощь для поддержания правопорядка. Те задачи, которые решаются на территории России, безусловно, в ближайшее время военная полиция будет решать и за её пределами.

И. КОРОТЧЕНКО: На кораблях, которые выполняют дальние морские походы, предусмотрено присутствие офицеров военной полиции?

В. КОВАЛЁВ: В перспективе - да.

И. КОРОТЧЕНКО: Комплектование и вопросы профессиональной подготовки – откуда Вы набираете контингент? Отдельно по офицерскому составу и отдельно по контрактникам и предусмотрены ли планы создания факультета, может быть, при одном из российских военных вузов, где готовились бы целевым образом офицеры для военной полиции?

В. КОВАЛЁВ: Специальность военный полицейский – новая для Вооружённых Сил, и целенаправленной подготовки в вузах Министерства обороны, к сожалению, пока не ведётся. Вместе с тем организована система повышения квалификации и переподготовки офицеров, которые закончили общевойсковые, инженерные, командные училища – после проведения переподготовки они приходят в военную полицию.

Подготовлены предложения на базе двух военных учебных заведений Министерства обороны готовить специалистов для военной полиции – это Военный институт физической культуры в Санкт-Петербурге, где планируется готовить командиров взводов, начальников гауптвахт для военной полиции и дознавателей для военной полиции.

И. КОРОТЧЕНКО: По функциям органов дознания – до этого этим занимались командиры воинских частей?

В. КОВАЛЁВ: Да. Вместе с тем федеральным законом прошлого года от 3 февраля были внесены изменения в Уголовно-процессуальный Кодекс, и начальники военной полиции также стали осуществлять полномочия органов дознания. В целях наработки нормативной базы Главным военным прокурором издан приказ 150 об утверждении инструкции органов дознания Вооружённых Силах, других федеральных органов, где предусмотрена военная служба. Согласно этой инструкции предусмотрено, что офицеры военной полиции с юридическим образованием будут являться дознавателями. Действовать они будут в отношении всех военнослужащих Вооружённых Сил.

Министром обороны с целью реализации данного полномочия издан приказ 50 от 31 января 2015 года, и с 1 декабря 2015 года планируется, что эту функцию в основном будет выполнять военная полиция. Это важно, потому что это будут делать профессиональные офицеры-юристы и сократится отрыв командиров взводов, батарей и рот от проведения дознания. Как правило, нештатными дознавателями назначают именно их, которые должны заниматься подготовкой с подчинённым личным составом.

И. КОРОТЧЕНКО: Требования к контрактникам у Вас какие?

В. КОВАЛЁВ: Первая, вторая профессиональная психологическая категория, требования по физической подготовке – в принципе, такие же, какие предъявляются к военнослужащим, поступающим на военную службу по контракту. С учётом, что сейчас мы наделены полномочиями по применению спецсредств, оружия, у нас будут проводиться специальные курсы, на которых будут даваться знания по порядку применения данных спецсредств.

И. КОРОТЧЕНКО: У Вас планируется учебный центр или где отрабатываются те или иные вопросы реального применения?

В. КОВАЛЁВ: В перспективе мы планируем один из центров подготовки, который есть в Вооружённых Силах, забрать. Мы рассматриваем кинологический центр в Дмитрове. Опыт военной полиции иностранных армий показывает, что военной полицией широко применяются собаки. Были в Словакии, в других зарубежных странах – собаки используются очень эффективно. Посмотрите, как любые нарушители реагируют на собаку? Конечно, это очень хорошо. И на базе этого центра будут готовиться и для подразделений патрульной службы, и для подразделений военспециалисты.

И. КОРОТЧЕНКО: Что собаки будут делать? Преследование нарушителей, охрана периметров?

В. КОВАЛЁВ: Да. Это, прежде всего, использование при несении патрульной службы на территории гарнизонов. Мы уже проводили эксперимент – именно в полевых лагерях в полевых условиях, когда военнослужащий находится на каком-то расстоянии и видно, что он совершил преступление и покидает место преступления, очень эффективно использование собак. И при охране периметров, когда осуществляется караульная служба с использованием собак.

И. КОРОТЧЕНКО: Есть ли планы увеличить штатную численность органов военной полиции?

В. КОВАЛЁВ: Безусловно, те задачи, которые возложены уставом, требуют определённого увеличения численности. Давайте приведём такие примеры. В настоящее время патрулирование в гарнизонах осуществляет, как военная полиция, так и патрули, которые выделяются, снаряжаются от воинских частей – это солдаты, офицеры. Настоящим уставом предусмотрено, что эти функции выполняет только военная полиция.

В связи с этим патрули не будут выделяться от воинских частей. Также в уставе гарнизона комендантской службы исключён раздел по военной автоинспекции, когда были гарнизонные военные автоинспекции и из числа воинских частей выделялась техника, личный состав и они осуществляли эти функции. Сейчас этим будет заниматься военная автоинспекция военной полиции, и нужна численность для того, чтобы выполнять эти функции.

Готовятся предложения по численности, но мы реально осознаём, что те задачи, которые выполняют Вооружённые силы, военная полиция, то военная полиция оказывает помощь Вооружённым силам, она создана для них, как вспомогательное звено для поддержания правопорядка. И численность нужна. Мы говорили о дознании – в настоящее время для того, чтобы сформировать этот ствол, необходимо определённое количество офицеров, и Генеральный штаб сейчас прорабатывает эти вопросы, идёт на встречу, понимает, что это важная и необходимая задача.

И. КОРОТЧЕНКО: А морская военная полиция нам необходима и какие функции она могла бы выполнять, учитывая специфику ВМФ России?

В. КОВАЛЁВ: Главнокомандующий военно-морским флотом задавал этот вопрос, обращался с тем, что ему нужны специализированные подразделения для охраны морских районов базирования судов, чтобы обеспечить безопасность военных кораблей в местах швартовки и ограничить доступ других судов в места расположения ВМФ.

И. КОРОТЧЕНКО: Если эти предложения получат развитие, то появятся и специализированные морские подразделения и, очевидно, катера, другое оснащение, с помощью которого Вы сможете выполнять те или иные задачи?

В. КОВАЛЁВ: Да, но это бесперспективные планы и решения по всем этим вопросам принимает министр обороны. Примет – значит будет создано, нет – значит, будем решать эти вопросы другим порядком.

И. КОРОТЧЕНКО: А военные тюрьмы нам нужны, как есть у американцев? И дисциплинарные батальоны у нас остались? Сколько их и кому они подчиняются?

В. КОВАЛЁВ: Изучая опыт США, мы знаем, что там есть военные тюрьмы, где отбывают наказания военнослужащие, совершившие преступления. В России такой аналог – это дисциплинарные батальона. В советское время их было шесть, сейчас их два – это дисбат в Мулино и в посёлке Каштак под Читой.

Согласно закону, одна из функций военной полиции – это исполнение наказаний, причём исполнение наказаний – в целом система Вооружённых сил, это и исполнение дисциплинарных наказаний, как дисциплинарный арест и исполнение уголовных наказаний. Но если сравнить в целом, у нас довольно гуманно: в дисбатах человек, который отбыл там наказания, не имеет судимость. По отбытию наказания этот срок наказания может быть ему засчитан в период прохождения службы, если он добросовестно исполнял свои обязанности, либо не засчитан, и тогда он обратно возвращается в воинскую часть для прохождения службы.

Если проговорить по гауптвахтам, то в последнее время этому важному элементу поддержания воинской дисциплины уделялось очень незначительное внимание, и они как факт пришли в запустение. Но вместе с тем за небольшой период времени удалось восстановить 15 гауптвахт, которые в настоящее время функционируют в Вооружённых Силах, но изменился порядок назначения этого наказания.

И. КОРОТЧЕНКО: У нас есть солдат, который оказывает злостное неповиновение командирам и начальникам, и меры дисциплинарного взыскания, выговор, строгий выговор не действуют, требуется арест – как работает этот механизм, чтобы реально поместить этого нарушителя на гауптвахту?

В. КОВАЛЁВ: Составляется протокол о нарушении грубого нарушения командиром подразделения взвода или роты, и после этого с этим протоколом обращается к начальнику отдела военной полиции. Начальник принимает эти документы, готовит заявление в суд, и проводит необходимые мероприятия с этим бойцом, он проходит медицинский осмотр, собирает свои вещи.

И. КОРОТЧЕНКО: Как-то гуманно всё это, в отличие от того, как действует наше МВД.

В. КОВАЛЁВ: Такой порядок. Безусловно, командирам стало гораздо тяжелее. Раньше он, согласно уставу, назначил 10 суток – и всё.

И. КОРОТЧЕНКО: А сейчас сколько можно назначить?

В. КОВАЛЁВ: До 30 суток.

И. КОРОТЧЕНКО: Это в военном суде решается?

В. КОВАЛЁВ: Да, судебное заседание проходит. При необходимости привлекается адвокат.

И. КОРОТЧЕНКО: Даже с адвокатом?

В. КОВАЛЁВ: Да.

И. КОРОТЧЕНКО: В том числе для солдата?

В. КОВАЛЁВ: Да.

И. КОРОТЧЕНКО: А кто предоставляет адвоката?

В. КОВАЛЁВ: Есть дежурный адвокат. И решается вопрос о применении дисциплинарного ареста. После этого он размещается на гауптвахту, где отбывает наказание. Важная новелла законодательства гласит о том, что срок нахождения на гауптвахте не засчитывается в период прохождения военной службы. Поэтому если он отсидел там и возвращается в часть, призывники с кем он призывался, уже уволены, а он ещё целый месяц добровольно несёт службу.

И. КОРОТЧЕНКО: Для офицеров гауптвахта, как мера дисциплинарного наказания, предусмотрена?

В. КОВАЛЁВ: Я думаю, что офицер Вооружённых Сил – это такая категория, которой не место там, ему место в войсках.

И. КОРОТЧЕНКО: Вы считаете, систему дисциплинарных батальонов надо сохранять? Может, её надо модернизировать?

В. КОВАЛЁВ: Идея начальника Главного управления была в том, что если военная полиция в целом занимается исполнением наказаний, то и исполнение уголовных наказаний должно быть в функционале военной полиции. В конце прошлого года приняли постановление правительства, куда внесли изменения в нормативные акты, и дисциплинарные батальоны подчиняются военной полиции. Сейчас идёт период включения дисциплинарных батальонов в состав военной полиции.

Как председатель комиссии, в конце следующей недели я лечу в Читу, принимать ещё один из дисциплинарных батальонов. Безусловно, эта функция новая, достаточно интересная и важная, потому что как будет организована работа по перевоспитанию военнослужащего, по его изменению мировоззрения, так, соответственно, и будет отношение к этим дисбатам – либо они заработают, либо это будет не самое лучшее заведение. У меня есть уверенность, что дисциплинарные батальоны будут действенной мерой по перевоспитанию военнослужащих, которые совершили преступление.

И. КОРОТЧЕНКО: У многих возникает вопрос, чем они там, в дисбатах, занимаются?

В. КОВАЛЁВ: Самая лучшая мера воспитания, на мой взгляд, это труд. Любой труд заставляет человека задуматься, и когда он что-то полезное производит, начинает по-другому себя оценивать и на жизнь смотреть.

И. КОРОТЧЕНКО: В советское время строевой подготовкой занимались.

В. КОВАЛЁВ: Да. Но и были определённые производства, чтобы содержать эти дисбаты, ремонтировали, кирпичи клали. Мы сейчас принимаем дисбаты, посмотрим, систему воспитания с дисбатах отработаем и поставим с учётом современных требований и достижений.

И. КОРОТЧЕНКО: Это интересно, потому что многие забыли, что такое дисбат. Самое главное, что это будет действенным инструментом приведения в чувство для тех, кто не желает служить и исполнять свой долг, как положено. Мне ещё хотелось бы задать несколько вопросов, касающихся таких важных моментов, как атрибутика. Все мы смотрим фильмы и видим, какое важное значение отводится людям в форме, не важно, полиция это или военнослужащие. Вы упомянули о жетоне – есть ли какие-то планы в этом отношении?

И служебные удостоверения – тоже важная тема. В определённой степени это тоже работает на повышение авторитета офицеров и военнослужащих военной полиции. Какие у Вас здесь планы есть?

В. КОВАЛЁВ: Чтобы осуществлять определённые властные полномочия необходим документ, который подтверждал бы право на их применение. Поэтому мы планируем номерные нагрудные жетоны, и по номеру можно будет понять, с кем вы имеете дело.

И по номеру можно будет легко установить, кто это был из военнослужащих, если возникнут какие-то недоразумения при общении с патрулём военной полиции. Планируем сделать удостоверения военной полиции, в котором будет фотография, указана воинская должность, звание и права, которыми обладает владелец данного удостоверения. Это не за горами, в ближайшее время мы это сделаем. Кроме того, согласно уставу предусмотрена специальная разметка на автомобильном транспорте военной полиции – в ближайшее время, когда будут внесены изменения в нормативные акты правительства о светографических картах, размещаемых на транспортных средствах, появятся автомобили с надписью военная полиция.

И подразделения военной автоинспекции тоже будут иметь надпись. Военная полиция будет заметна и видна. Та форма одежды, о которой мы говорили, это красные береты, повязки нарукавные, кроме этого, будет ещё и расцветка определённая на технике, которую мы используем.

И. КОРОТЧЕНКО: Бывают порой резонансные происшествия, они редки, но без них не обходится ни одна из современных армий, когда военнослужащий покидает место расположения части с оружием, дезертирует, не дай бог при этом может совершить какие-либо преступления с тем оружием, которое он похищает из воинских частей, как это было в Армении на нашей военной базе.

Здесь важный вопрос – это оперативное реагирование. Должна быть авиагруппа, авиатехника, чтобы группа офицеров центрального аппарата могла экстренно вылететь на место совершения преступления? Для поиска дезертиров на местности может целесообразно использовать беспилотники? У Вас есть мысли относительно того, что какая-то такая техника в перспективе должна быть включена?

В. КОВАЛЁВ: Крайне необходима уже сейчас, потребность такая есть. Крайне оперативные сборы мы проводили в Новороссийске и на полигоне отрабатывали элемент действия военной полиции с использованием беспилотников и квадроциклов. В условиях, когда войска находятся на полигоне, они очень хорошо себя зарекомендовали. И в перспективе, когда будут средства, мы вернёмся к тому, чтобы у военной полиции были современные средства: это и квадроциклы, возможно, мотоциклы, потому что нельзя отказываться от этого средства передвижения.

Вы правы в том, что самое главное – это оперативность реагирования на факты преступлений и правонарушений. Сейчас как раз в схеме работы военной полиции отрабатывается, что дознаватели и офицеры, которые будут вводиться в штаты отделов военной полиции, будут работать круглосуточно в режиме звонка. Отработали с 9 до 18 часов в рабочее время, и находятся на телефонном вызове. Список дежурных дознавателей есть, как в воинской части, так и в отделе военной полиции у дежурного.

Поступает сигнал, офицер прибывает на место правонарушения, и закрепляет необходимые доказательства. Это очень важно для доказательства вины и реализации принципа неизбежности наказания за совершённые преступления. И по быстрому реагированию – прорабатывается сейчас совместно с Военным институтом физической культуры создание курсов групп быстрого реагирования военной полиции, которые могли бы молниеносно реагировать на складывающуюся ситуацию в части нарушения правопорядка в воинских частях.

И. КОРОТЧЕНКО: А свой спецназ не планируете?

В. КОВАЛЁВ: Планируем, но после того, как у нас будет свой учебный центр, там будут определённые направления подготовки специалистов. Спецназ военной полиции нужен.

И. КОРОТЧЕНКО: В годы моей офицерской юности, я помню, была уважаемая организация – Военная комендатура города Москвы. Офицеры, курсанты, прибывающие в столичный гарнизон, в отпуск, приезжали отмечаться, ставиться на учёт, были патрули военной комендатуры – знаменитые каракулевые шапки зимой, возглавлял генерал-лейтенант Серых тогда, если не ошибаюсь, тоже личность легендарная. Военная комендатура сейчас есть? Кто её возглавляет: генерал или всё-таки полковник? Патрули есть сегодня, которые на улицах Москвы следят за соблюдением военнослужащими внешнего вида?

В. КОВАЛЁВ: У нас есть военная комендатура города Москвы, возглавляет её генерал-майор Селезнев. У него богатый опыт, он был командиром дивизии, несколько лет возглавляет военную комендатуру города Москвы. Все мероприятия, которые осуществляются по поддержанию правопорядка, это и патрулирование аэровокзалов, и железнодорожных вокзалов, автовокзалов – все они проводятся. У нас также проводятся внезапные проверки в целом по Вооружённым силам. Органы военной полиции заходят на территорию воинских частей, проверяют соблюдение элементов распорядка дня.

И. КОРОТЧЕНКО: Внезапные проверки воинских частей, которые проводят органы военной полиции?

В. КОВАЛЁВ: У нас есть план этих проверок, утверждённый министром обороны. Все мероприятия проводятся по его решению и под его контролем. Раз в квартал начальник главного управления военной полиции докладывает на селекторах, которые проводит министр обороны, о результатах этих внезапных проверок.

Важное внимание министр уделяет противодействию незаконному обороту наркотиков. В прошлом году он подписал протокол о взаимодействии с директором федеральной службы по противодействию незаконному обороту наркотиков – ФСКН, и на базе этого протокола мы организуем совместную работу с органами ФСКН. Причём эта работа очень эффективна с учётом, что ФСКН является органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, мы им передаём информацию, которая у нас есть по тем военнослужащим, которые потребляют наркотики. К счастью, это единицы, наркоманией Вооружённые силы не поражены. Это единичные случаи, с которыми мы боремся.

И. КОРОТЧЕНКО: Люди приходят уже с гражданки?

В. КОВАЛЁВ: Существует система отбора, когда через военные комиссариаты ставится неплохой щит, проводится тестирование военнослужащих, есть определённая система работы – это самое главное.

И. КОРОТЧЕНКО: А фиксируются попытки наркобизнеса проникнуть на территорию гарнизонов? Ведь это очень опасно, у нас военнослужащие допущены и к управлению стратегическими ядерными силами, это объекты 12 ГУМО, другие важные объекты жизнеобеспечения и боевой деятельности Вооружённых Сил.

В. КОВАЛЁВ: По той информации, которой я располагаю в настоящее время, фактов потребления наркотиков теми военнослужащими, которые допущены к управлению ядерным оружие высокоточным их нет. Есть военнослужащие, это, как правило, те, которые выполняют вспомогательные функции, не заняты реальной боевой подготовкой. К сожалению, случаи есть, но если с ними не бороться, можно нажить беду.

И. КОРОТЧЕНКО: А дисциплинарная практика нуждается в совершенствовании?

В. КОВАЛЁВ: Да. Та система, когда командира оценивают по количеству палок, наверно, уже отжила себя, нужно оценивать командира по тем реальным мерам, которые он принимает по поддержанию правопорядка, и это закреплено в законе.

И. КОРОТЧЕНКО: Чем занимается военная автоинспекция в практическом плане?

В. КОВАЛЁВ: Это неотъемлемая часть военной полиции, которая осуществляет сопровождение колонн, проводит технический осмотр состояния транспортных средств, осуществляет административную практику. Не секрет, что множество гарнизонов, где нет подразделений ГИБДД, и военная автоинспекция осуществляет там эти полномочия.

И. КОРОТЧЕНКО: Спасибо за такой прямой, откровенный, детальный диалог.

В Российской Федерации, как и в других странах, есть специальная военная полиция. Ее подразделения предназначены для защиты военнослужащих срочной и контрактной службы, а также всех гражданских лиц, которые находятся на военных сборах. Военная полиция является составляющей и подразделением в составе Вооруженных Сил РФ и выполняет задачи и функции по защите любых правоотношений в оборонной сфере. В ее задачи входит охрана и контроль за соблюдением законности в воинских частях, контроль за воинской дисциплиной, а также охрана правопорядка на всех объектах Вооруженных сил.

Части военной полиции комплектуются кадровыми офицерами , имеющими высшее юридическое образование, а также контрактниками. Пока еще существует возможность попасть в ряды военной полиции, даже не имея за плечами срочной или контрактной службы в армии. Однако сделать это достаточно сложно, поскольку военная полиция является элитным подразделением ВС РФ. Поэтому на отбор кандидатов на службу в военной полиции обычно объявляют конкурс. О нем можно узнать из сообщений на сайте Министерства обороны РФ, в военных комиссариатах по месту жительства, а также в региональных управлениях самой военной полиции РФ.

Кто может стать военным полицейским?

Набор граждан в ряды военной полиции осуществляется исключительно на должности рядового и сержантского состава. При этом, сохраняются звания, полученные во время прохождения срочной и контрактной службы в обычных воинских подразделениях. Чтобы попасть в число военных полицейских гражданин обязательно должен отвечать целому ряду требований, как общих для контрактной службы, так и специфических для военной полиции:

  • Быть гражданином РФ в возрасте от 19 до 35 лет;
  • Иметь рост не ниже 175 сантиметров;
  • Не иметь гражданства иностранных государств;
  • не иметь медицинских ограничений и противопоказаний к военной службе;
  • не быть судимым в прошлом и в настоящем не выступать в качестве обвиняемого или подозреваемого по уголовным делам;
  • не быть близким родственником действующим сотрудникам военной полиции, если в будущем возможно его непосредственное подчинение этим лицам;
  • иметь оконченное среднее образование;
  • сдать все необходимые нормативы по физической подготовке с минимальной оценкой – «хорошо»;
  • сдать тесты на профессиональную пригодность с результатом – 1 или 2 категория.

Кроме того, кандидату на поступление на службу в военную полицию желательно иметь взрослый разряд по любому виду спорта .

Если кандидат отвечает всем критериям и прошел необходимые тестирования, то его ожидает заключительное собеседование с комендантом военной полиции. После прохождения которого новому сотруднику будет предложено звание и должность. Они будут, в первую очередь, зависеть от того, насколько он хорошо физически подготовлен, образован, а также от того, есть ли у такого сотрудника воинское звание и какие-либо достижения.

Как уже было сказано выше, отсутствие службы в армии не является препятствием к поступлению в военную полицию. Однако, ее отсутствие сделает прохождение отбора более сложным. Юридическое образование станет явным козырем для прохождения конкурса, а при прочих равных условиях и физических данных предпочтение будет отдано тому кандидату, который уже был в армии.

Порядок службы в военной полиции

Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации был утвержден Указом Президента России от 25 марта 2015 г. N 161. В соответствии с этим документом, военнослужащий военной полиции РФ должен выполнять функции и реализовывать полномочия военной полиции в соответствии с замещаемой им воинской должностью, а также должностной инструкцией в пределах территории района ответственности того органа военной полиции, в котором он служит. За пределами данной территории сотрудник военной полиции может осуществлять функции только в порядке, определяемом Минобороны РФ. У каждого военного полицейского должно быть удостоверение, персонифицированный нагрудный знак и нарукавная повязка. Он имеет право при осуществлении служебных полномочий беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, а также исполнять свои полномочия без специального приказа. Никто, кроме военного полицейского, не имеет права исполнять его служебные обязанности.

Кроме оказания помощи и поддержания правопорядка среди военнослужащих военный полицейский обязан помогать всем лицам, которые пострадали от преступлений, административных правонарушений или происшествий, а также тем гражданам, которые находятся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья.

Военная полиция наделена Президентом России самыми широкими полномочиями - она должна противодействовать преступности и обеспечивать должный порядок в воинских частях и соединениях. У военных полицейских даже есть право арестовывать представителей ФСБ, при подозрении в совершении преступлений. Однако, самой важной функцией, прописанных в Уставе военной полиции, является борьба с неуставными военнослужащих и воровством армейского имущества. У военных полицейских есть право проведения в гарнизонах внезапных проверок с целью обеспечения законности и правопорядка на их территориях.

 


Читайте:



Сочинение My working day на английском с переводом

Сочинение My working day на английском с переводом

«Распорядок дня на английском языке» – одна из самых востребованных тем. Пожалуй, одна из первых, изучаемых в школе и повторяемых в ВУЗе. Будни или...

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Кратко о статье: Расширенная вселенная давно развивается независимо от своих непосредственных создателей. Дабы не путаться в хронологии событий,...

ю Высшие и центральные государственные учреждения

ю Высшие и центральные государственные учреждения

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в...

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

feed-image RSS