Главная - Шри Раджниш Ошо
160 лет со дня рождения к циолковского. Викторина «160 лет со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского. летию со дня рождения К.Э. Циолковского посвящается
15/09/2017

160 лет назад, 17 сентября 1857 года, в селе Ижевском Рязанской губернии родился выдающийся русский ученый, исследователь и изобретатель Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ. Уже более века прошло с момента опубликования первых научных статей и научно-популярных произведений ЦИОЛКОВСКОГО, в которых он описал принципы космических полетов. Сегодня многие идеи Константина Эдуардовича нашли свое воплощение в современных ракетах-носителях, орбитальных станциях, скафандрах, системах жизнеобеспечения и др. Об этом сообщается на сайте «РОСКОСМОС».

Широта творческой мысли ЦИОЛКОВСКОГО удивительным образом сочеталась с логической последовательностью и математической точностью суждений. Это был подлинный новатор в науке. Важные исследования ЦИОЛКОВСКОГО относятся к обоснованию теории реактивного движения. Вопреки существовавшему в последней четверти XIX и начале XX столетия научному мнению Константин Эдуардович создавал новую науку, определяющую законы движения ракет, и разрабатывал первые конструкции для покорения космического пространства реактивными аппаратами.

Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ обладал потрясающим трудолюбием и упорством в получении знаний. В 16 лет он приехал из Вятки, куда переехала его семья, в Москву поступать в Высшее техническое училище (сегодня это МГТУ им.Баумана), но по неизвестным причинам не поступил и решил продолжить образование самостоятельно. Ведя аскетичный образ жизни, молодой ЦИОЛКОВСКИЙ тратил все средства, присылаемые родными, на книги, ингредиенты и оборудование для различных опытов. «Я помню отлично, — написал ЦИОЛКОВСКИЙ в своей автобиографии, — что, кроме воды и черного хлеба, у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там, на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал 90 копеек в месяц... Все же я был счастлив своими идеями, и черный хлеб меня нисколько не огорчал».

Константин ЦИОЛКОВСКИЙ самостоятельно изучил физику, химию, математику, проводя целый день в единственной бесплатной в то время в Москве Чертковской библиотеке. Именно там он познакомился с Николаем ФЁДОРОВЫМ, основоположником философского направления — русского космизма. Позже ЦИОЛКОВСКИЙ признавал, что Николай Фёдорович заменил ему университетских профессоров. За основами точных и естественных наук пришло время дифференциального и интегрального исчисления, высшей алгебры, аналитической и сферической геометрии, астрономии, механики... За три года молодой Константин полностью освоил гимназическую программу и значительную часть университетской, но сильно подорвал свое здоровье.

По возвращению домой, в Вятку, Константин Эдуардович начал давать частные уроки физики и математики и проявил себя талантливым педагогом. Все свободное время ЦИОЛКОВСКИЙ проводил в мастерской и библиотеке. Затем был переезд в Рязань, получение свидетельства уездного учителя, работа в Боровске и женитьба. Константин продолжал совершенствоваться как педагог, занимался научными изысканиями и изобретательством. В 1887 году он представил в Москве доклад о металлическом дирижабле собственной конструкции. В своей квартире в Боровске ЦИОЛКОВСКИЙ устроил лабораторию, где ставил опыты.

Самая первая, но неопубликованная работа ЦИОЛКОВСКОГО «Графическое изображение ощущений» была посвящена механике в биологии. Затем была работа по кинетической теории газов, которая получила одобрение Менделеева. За научный труд «Механика животного организма ЦИОЛКОВСКОГО избирают членом физико-химического общества. В 26 лет Константин Эдуардович написал работу «Свободное пространство», в которой изучил механику движения тел без воздействия сил тяжести и сил сопротивления. А его конструкции металлического управляемого дирижабля, а впоследствии и цельнометаллического обтекаемого свободнонесущего моноплана с толстым изогнутым крылом стали крупнейшей заслугой ЦИОЛКОВСКОГО перед авиацией, хотя и не были оценены в свое время.

К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ был настоящим ученым-естествоиспытателем. Свои идеи он старался не только обосновать с научной точки зрения, но и проверить на практике. То он запускал воздушные шары с детьми, то мчался на коньках по льду, расправив парус... Обыватели смотрели на опыты ЦИОЛКОВСКОГО как на причуды чудака. Однако, мало кто мог в то время подумать, что идеи этого непонятого гения, фантазера и утописта предвидели многие важные открытия и изобретения ближайшего столетия.

В 1892 году Константин ЦИОЛКОВСКИЙ был переведен в Калугу для работы в уездном училище. Именно в этом городе Константин Эдуардович написал свои труды по теории реактивного движения, космонавтике, космической биологии и медицине. Изучение аэродинамических свойств различных тел и возможных схем воздушных летательных аппаратов привело ЦИОЛКОВСКОГО к размышлениям о вариантах полёта в безвоздушном пространстве и о покорении космоса. В 1895 году была опубликована его книга «Грезы о земле и небе», а через год вышла статья о других мирах, разумных существах с других планет и об общении землян с ними. В том же, 1896 году Константин Эдуардович приступил к написанию своего главного труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этом тексте была затронута тема использования ракет в космосе.

Затем были тяжелые годы начала века: семейная драма, наводнение, уничтожившее уникальные расчёты и экспонаты, арест и допрос на Лубянке, забвение. Лишь в 1923 году, после публикации немецкого ученого Германа Оберта о космических полетах и ракетных двигателях о ЦИОЛКОВСКОМ вспомнили. Ему была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед наукой и созданы условия для плодотворной работы. А разработки Константина Эдуардовича стали интересны государству. Умер К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ 19 сентября 1935 года в Калуге.

Одним из самых великих технических и научных достижений является создание технологий покорения космоса. Гениальный русский ученый Константин ЦИОЛКОВСКИЙ стал одним из родоначальников современной космонавтики. Его идеи «космического поезда», теории реактивного движения и ракетодинамики, описание принципиальных конструкций ракетных двигателей, математические обоснования и расчеты легли в основу знаний и технологий, которые позволили человечеству выйти на орбиту Земли.










Константин

Эдуардович

Циолковский

1857 – 1935 гг.

160 лет


« Невозможное сегодня

станет

возможным завтра.»

К.Э.Циолковский

В наше время полет космического корабля считается обыденным явлением. И даже странным порою кажется, что еще сто лет назад люди не могли и мечтать о таких полетах. Первым, кто попытался представить практическую сторону освоения космоса, стал скромный учитель из Калуги Константин Эдуардович Циолковский.


Знаменитый, великий, гениальный

Константин Эдуардович Циолковский

в селе Ижевское под Рязанью.

Там мальчик жил совсем недолго - до трех лет.

В 1860 году семья переехала в Рязань.


Косте Циолковскому 5 лет

Начальным образованием Кости и его братьев занималась мама Мария Ивановна Юмашева.


Проект космической ракеты Циолковского

В возрасте девяти лет мальчик, катаясь зимой на санках, простудился и заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он потерял слух. В это время Костя впервые начинает проявлять интерес к мастерству.

Ему нравилось делать фигурки из бумаги.


В 1868 году Эдуард Игнатьевич снова потерял работу. Семья переехала в Вятку, где братья отца семейства помогли ему получить новую должность

Вятка. Дом Шуравина, в котором семья Циолковских жила в 1869-1878 гг.


В 1869 году Костя вместе поступил в первый класс мужской Вятской гимназии.

Учёба давалась с большим трудом, предметов было много, преподаватели строгие.

К тому же мальчику очень мешала глухота.



Горе потрясло мальчика. Итак не блиставший знаниями, он стал учиться всё хуже и хуже. Гораздо острее ощутил Циолковский свою глухоту, делавшую его всё более и более изолированным. За шалости он неоднократно подвергался наказаниям, попадал в карцер.

Во втором классе Костя остался на второй год, а с третьего (в 1873 году) последовало отчисление. После этого Константин Эдуардович уже никогда и нигде не учился - занимался исключительно самостоятельно.


Константин любил мастерить, и не только детские игрушки

Именно в это время Циолковский нашёл свое истинное призвание и место в жизни. Он занимался образованием самостоятельно.

В отличие от гимназических учителей книги щедро оделяли его знаниями и никогда не делали ни малейших упрёков.


Верстак и токарный станок Циолковского

В это же время Костя приобщился к техническому и научному творчеству. Он создал домашний токарный станок и несколько других интересных изобретений.


Поверив в способности сына, в июле 1873 года Эдуард Игнатьевич решил послать Константина в Москву поступать в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана).

По неизвестной причине, в училище Костя так и не поступил и продолжил учиться самостоятельно. Жил очень бедно, но упорно занимался.

Все сэкономленные деньги, присланные отцом, тратил на книги и приборы.


Ежедневно юноша штудировал науки в Чертковской публичной библиотеке.

Там он познакомился с основоположником русского космизма Николаем Фёдоровичем Фёдоровым, который заменил ему университетских профессоров.


За первый год жизни в Москве Циолковским были изучены физика и начала математики. Затем дифференциальное и интегральное исчисление, высшая алгебра, аналитическая и сферическая геометрия.

Позже химия, механика, астрономия.

За три года Константин полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской.


К тому времени отец уже не мог обеспечивать проживание сына в Москве.

Осенью 1876 Константин вернулся домой ослабшим и измождённым. Тяжёлые условия и напряжённая работа привели также к ухудшению зрения. После возвращения домой Циолковский стал носить очки. Восстановив силы, Константин начал давать частные уроки по физике и математике.

При ведении уроков Циолковский применял собственные оригинальные методы, главным из которых была наглядная демонстрация - Константин делал бумажные модели многогранников для уроков геометрии, вместе с учениками проводил многочисленные опыты на уроках физики, чем заслужил славу преподавателя, хорошо и понятно объясняющего материал, на занятиях с которым всегда интересно.


Сразу после приезда в Рязань в 1878 г Константин прошёл медицинскую комиссию и был освобождён от воинской службы из-за глухоты.

Для продолжения работы учителем была необходима определённая, документально подтверждённая квалификация.

Осенью 1879 года в Первой губернской гимназии Циолковский держал экзамен экстерном на уездного учителя математики.


Циолковский в кругу семьи

Летом 1880 года Константин обвенчался с дочерью хозяина комнаты, ее звали - Варвара Евграфовна Соколова.


Циолковский работал преподавателем в Боровском уездном училище, и продолжал свои исследования дома: работал над рукописями, делал чертежи, ставил эксперименты.

Циолковский

в настенных росписях

города Боровска.


Циолковский разработал аэростат собственной конструкции, (1885-1886). Это была новая и оригинальная конструкция дирижабля с тонкой металлической оболочкой.

Циолковский привёл чертежи общих видов аэростата и некоторых важных узлов его конструкции. Вскоре пришло письмо с предложением выступить в московском Политехническом музее на заседании Физического отделения Общества любителей естествознания


23 апреля 1887 года, в день возвращения Циолковского из Москвы, где он делал доклад о металлическом дирижабле собственной конструкции, в его доме случился пожар, в котором погибли рукописи, модели, чертежи, библиотека, а также всё имущество Циолковских, за исключением швейной машинки, которую удалось выбросить через окно во двор.

Это был тяжелейший удар для Константина Эдуардовича, свои мысли и чувства он выразил в рукописи «Молитва».


27 января 1892 года перевели «одного из способнейших и усерднейших преподавателей» в уездное училище города Калуги.

Там Циолковский прожил всю оставшуюся жизнь. С 1892 года работал преподавателем арифметики и геометрии в Калужском уездном училище

В Калуге Циолковский написал свои главные труды по космонавтике, теории реактивного движения, космической биологии и медицине.

Также им была продолжена работа над теорией металлического дирижабля.



С этого момента и до самой своей смерти Циолковский занимался исключительно своими исследованиями, распространением своих идей, реализацией проектов.

В Калуге Циолковский также не забывал о науке, об астронавтике и аэронавтике.

Он построил специальную установку, которая позволяла измерять некоторые аэродинамические показатели летательных аппаратов.

Поскольку Физико-химическое общество не выделило ни копейки на его эксперименты, ученому пришлось использовать семейные средства для проведения исследований.


Первые пятнадцать лет XX века были самыми тяжелыми в жизни учёного. В 1902 его сын Игнатий погиб.

В 1908 во время разлива Оки его дом затопило, многие машины, экспонаты были выведены из строя, а многочисленные уникальные расчёты утеряны.


5 июня 1919 года Совет Русского общества любителей мироведения принял в свои члены К. Э. Циолковского и ему, как члену научного общества, была назначена пенсия. Это спасло его от голодной смерти в годы разрухи.

В Физико-химическом обществе также не оценили значимость и революционность представленных Циолковским моделей. В 1923 году погиб и второй его сын, Александр.


Лишь в 1923 году, после публикации

немецкого физика Германа Оберта о

космических полётах и ракетных

двигателях, советские власти

вспомнили об учёном.

После этого условия жизни и работы Циолковского

радикально изменились. На него обратило

внимание партийное руководство страны.

Ему была назначена персональная пенсия и

обеспечена возможность плодотворной

деятельности.


В 1918 Циолковский был избран в число членов-соревнователей Социалистической академии общественных наук (в 1924 году переименована в Коммунистическую академию), а 9 ноября 1921 года учёному была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой.

Эту пенсию выплачивали до 19 сентября 1935 года - в тот день Константин Эдуардович Циолковский умер в ставшем ему родным городе Калуге.


«Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь не самоцель… Будет иной способ передвижения в космосе - приму и его… Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса».

Из этого высказывания К.Э. Циолковского следует важный вывод - будущее человечества связано с покорением просторов Вселенной: «Вселенная принадлежит человеку!»


Источники иллюстраций:

  • www.bolesmir.ru
  • www.tonnel.ru
  • http://blog42.ru/
  • http://ethics.hindischool.info/
  • http://bucharsky.ru/photos/13/118/
  • http://badnews.org.ru/news/okkultnyj_stalin_chast_3/2011-01-04-5832
  • http://www.tishchenko.ru/rus/ciolkovsky1.htm
  • http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/istochnik/2003/tsiol.html
  • http://wap.fictionbook.ru/author/anton_pervushin/okkultniyyi_stalin/read_online.htm
  • http:// мой-боровск.рф/ Abitante/Cohort/Tsyolkovski.aspx
  • http://www.liveinternet.ru/users/4283080/post187041302/

Источники текстовой информации:

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Циолковский,_Константин_Эдуардович
  • Биографии. История жизни великих людей. К.Э. Циолковский. http://www.tonnel.ru
  • Константин Циолковский: размышления о жизни

Алексеев В.И. Интернет –журнал.

МОУ «Бронцевская СОШ»

Елена Загородных
Викторина «160 лет со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского»

Отец современной космонавтики.

К. Э. Циолковский

В семье лесничего Эдуарда Игнатовича и Марии Ивановны Юдашевой (закончила гимназию и учила детей на дому, у Э. К был старший брат, младшие брат и сестра.

В 9лет катаясь на санках зимой, он простыл и заболел скарлатиной, случилось осложнение и он частично потерял слух - оглох. В 1869 вместе с младшим братом Игнатием поступает в мужскую Вятскую гимназию, во втором классе он остается на второй год, а в третье классе его отчисляют. С этого момента он больше не посещает учебные заведения, а занимается исключительно самостоятельно (пользуется исключительно библиотекой отца «Лучшими друзьями являются книги : ) В это же время он приобщился к техническому и научному творчеству – изготовил самостоятельно Астролябию –древний астрономический прибор, позволяющий рассчитать на какой высоте относительно поверхности нашей планете находятся звезды) Изготовил домашний токарный станок в 14 лет, самодвижущие коляски и локомотивы, в 15 лет –воздушный шар.

В 1873 году ему 16 лет, через знакомых друзей отца Константин едет в Москву поступать в техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана, но по не известным причинам не поступает. Остается в Москве, снимает комнату и начинает самостоятельно осваивать гимназическую программу и часть университетской на это у него ушло 3года. Живя на хлебе и воде, из присланных отцом 10-15 рублей в месяц он на 90 копеек покупал хлеб, передвигался всегда только пешком. Изучил дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию, затем астрономию, механику и химию). Получает знания в единственной бесплатной библиотеке того времени в Москве – Чертовская публичная библиотека) в которой он каждый день был с 10.00 утра до15.00- 16.00 вечера.

В 19 лет (1876) он возвращается к отцу в Вятку и начинает заниматься репетиторством – физика и математика. Но какие это были уроки, Константин все делал своими руками, что б наглядно показать преподаваемый предмет.

Для продолжения работы учителем необходимо было иметь документы. И осенью 1879г он экстерном в Первой губернской гимназии сдал экзамен на уездного учителя математики. По распределению его отправляют в село Боровское рязанской области. На тот момент ему было 22 года.

Именно в Боровском К. Э создает семью, жена Варвара Соколова всего у него было 7 детей.

Он начинает работать в Боровском уездном училище, преподавал арифметику и геометрию, нестандартно вел уроки : придумывал увлекательные задачи и ставил удивительные опыты. (Несколько раз запускал воздушный шар с «гондолой» (одновесельная плоскодонная лодка) ,в которой находилась горящая лучина, для нагрева воздуха)

Первая научная работа была написана в г. Боровское 1880 «Теория газов» была передана в Русское физико-химическое общество, но был получен ответ от Д. И. Менделеева, что теория газов открыта 25 лет назад. К. Э не сдается, пишет вторую «Механика подобно изменяемого организма» 1882, но позже перепечатана в 1920 в «Механика в биологии» , третья научная работа «Продолжительность лучеиспускания Солнца» , он рассмотрел солнце, как идеальный газовый шар, постарался определить температуру и давление в его центре, время жизни Солнца, в своих расчетах К. Э использовал закон механики (закон всемирного тяготения (закон Ньютона 1664г) и газовой динамики- закон Бойля –Мариотта).

В 1885г в возрасте 28 лет, он решает заняться воздухоплаванием и разработать металлический управляемый аэростат работа называлась «Теория и опыт аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлиненную форму» Дирижабль наполнялся горячим воздухом и поднимался в воздух. Все свои модели К. Э делал из гофрированного металла и проволочных моделей каркаса. И на опыты требовались значительные средства, Но поддержки от Общества любителей естествознания не последовало, была еще одна попытка защитить свой дирижабль большая работа «Аэростат металлический управляемый» , но результата снова не последовало.

В 1887г. К. Э пишет небольшую повесть «На Луне» - первое научно-фантастическое произведение. О том, как он и его друг физик попадают на Луну, где автор описывает лунные пейзажи, вид неба и земли, солнечное затмение.

Увлекался К. Э фотографией, мастерил и запускал воздушных змеев (летательный аппарат,удерживаемый с земли при помощи леера (туго натянутый трос) и поднимаемый за счет силы ветра.) Зимой он любил кататься на лыжах и коньках, он придумал ездить по замершей реке на зонте «парусе» , вскоре по этому принципу сделала сани с парусом.

С 1892 г., К. Э переводят в Калугу, где он прожил до конца своих дней.

В 1895 году К. Э больше времени уделяет изучению космоса «Грезы о земле и небе» и 1896 «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя» . В этих трудах излагает особенности состава топлива для ракетных двигателей, возможности транспортировки грузов в космос. В другой работе : чтобы придать ракете нужную космическую скорость, необходимы «ракетные поезда» . Теперь мы называем их многоступенчатыми ракетами. Когда израсходуется топливо первой ступени ракеты, она отделяется и падает на Землю. Двигатели второй ступени разгоняют ракету дальше.

Здесь он пишет главные труды по космонавтике, теории реактивного движения, космической биологии и медицине. И снова теория металлического дирижабля.

К. Э построил Более 100 экспериментальных моделей и их протестировал. Размышления о вариантах полета в безвоздушном пространстве и о покорении космоса.

Было создано более 400 научных трудов.

Удивительно, что не имея практически ни каких приборов К. Э. точно рассчитал оптимальную высоту для полета вокруг Земли – это промежуток от трехсот до восьмисот километров над Землей. Именно в этих промежутках проходят современные космические полеты.

160 лет со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского (17 сентября 1857- 19 сентября 1935)

Викторина

2. Сколько лет прожил К. Э? (78)

3. Сколько братье было у К. Э? (три : старший Дмитрий, младший Игнатий и сестра Екатерина)

4. Кем работал отец Эдуард Игнатьевич ? Кем работала мать Мария Ивановна Юмашева? (лесничим, мать из дворянского рода, знала латынь, математику - закончила гимназию и обучала детей на дому)

5. Из-за чего К. Э потерял слух? (зимой простыл, заболел скарлатиной, было осложнение)

6. Как учился будущий основоположник космонавтики (мужская Вятская гимназия? (плохо, во 2 классе остался на второй год, очень тяжело давалась учеба из-за тугоухости)

7. Лучшие друзья и учителя на момент учебы у него были … (книги : «они щедро одаряли знаниями и ни какими упреками» )

8. Что самостоятельно в домашних условиях изготовил К. Э? (астролябию, домашний токарный станок в 14 лет, самодвижующие коляски и локомотивы, в 15 лет –воздушный шар)

9. На сколько копеек он жил в месяц? 1873-1876гг. Москва (90копеек – на хлеб отдавал за съем жилья, отец присылал 10-15 руб. в месяц. (На наши деньги это 30тыс. руб.) Приехал поступать в техническое училище, ныне МГТУ Им. Баумана)

10. В какой библиотеке получает свои первые знания К. Э. (единственная бесплатная библиотека того временя в Москве – Чертовская публичная библиотека)

11. За сколько лет освоил гимназическую программу и часть университетской? (три года – дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию, затем астрономию, механику и химию)

12. Какие предметы стал преподавать на дому? (физика и математика)

13. Сколько было лет К. Э 1879 когда он экстерном сдал экзамены на уездного учителя математики в городе Рязани? (22)

14. Как называлась первая научная работа, которую он написал? («Теория газов» ) (передав свой труд в Русское физико-химическое общество, получил ответ от Д. И Менделеева, что теория газов была открыта 25 лет назад.)

15. Какими видами искусства он любил заниматься? (фотография, мастерил и запускал воздушных змеев)

16. Сколько было у него детей с Соколовой Варварой Еграфовной (7)

17. Какие беды уничтожили все имущество и библиотеку Циолковских ? (пожар в 1887 и 1907 Ока вышла из берегов и затопила дом)

18. Какую научно-фантастическую повесть написал К. Э? (повесть «На Луне» )

19. Сколько было создано научных трудов за всю жизнь? (400 научных трудов по теории ракетостроения)

20. Сколько было построено экспериментальных моделей и которые он протестировал? (Более 100 моделей)

21. Из какого материала была изготовлена модель дирижабля? (гофрированный металл)

22. Какое имя носит Малая планета? (малая планета 1590 «Tsiolkovskaja» )

23. Какую теорию выдвинул Циолковский на счет межпланетных сообщений? («ракетные поезда» или многоступенчатые ракеты для доставки грузов на межпланетные орбитальные станции)

24. Какая оптимальная высота для полета вокруг Земли? (от 300 – 800 километров над Землей)

25. В каком городе прожил до конца своих дней К. Э? (Калуга) .

Валентий Павел

Руководитель проекта:

Унгефуг Наталья Алексеевна

Учреждение:

МБОУ «Школа №16» г. Рязань

Автор работы по литературе "Впереди своего века" - 160-летию со дня рождения К.Э. Циолковского посвящается" акцентировал своё внимание на размышлении об истинном новаторе в науке - Константине Эдуардовиче Циолковском.

2017 год ознаменовался 160-летием со дня рождения выдающегося исследователя, крупнейшего учёного в области воздухоплавания, авиации и космонавтики. Константин Циолковский был не только ученым-практиком, но и философом науки. В своих трудах учёный призывал к освоению и заселению космического пространства.


Автор работы по литературе "Впереди своего века" обратил внимание на великого мечтателя, опередившего своё время, однако чьё имя незаслуженно увядает из памяти современников.

Впереди своего века

160-летию со дня рождения К.Э. Циолковского посвящается

Невозможное сегодня станет возможным завтра
К.Э. Циолковский


Опустошённая Земля, непригодная для жизни. Некогда прекрасный, цветущий земной дом несёт только смерть: отравлен воздух, исчерпаны все источники жизни, быстрое или постепенное вымирание всего живого.

Так представлена наша планета будущего во многих современных кинолентах. Вымысел? Фантастика? Нет, жестокая правда. Это логичный финал глупой, разрушающей деятельности человека, «творца природы ». И если сегодня не предпринять серьезные меры по спасению, защите и сохранению родной голубой планеты, завтра у землян может уже не быть. Совершенно очевидно, что 2017 год объявлен президентом РФ Годом экологии.

17 сентября, через несколько месяцев, исполнится 160 лет со дня рождения нашего великого земляка Константина Эдуардовича Циолковского, выдающегося учёного, русского исследователя с мировым именем, основоположника современной теоретической космонавтики.
Что общего между объявленным Годом экологии и памятной датой рождения гения, открывшего нам космос?

Константин Эдуардович Циолковский известен всем как изобретатель ракеты , однако немногие знакомы с его философскими взглядами , очень актуальными сейчас.

Нам, с детства читающим фантастику, живущим тогда, когда «космические корабли бороздят просторы вселенной», наверное, трудно представить сколь новыми, необычными, неожиданными были идеи Константина Эдуардовича более ста лет назад. Взгляд учёного на человечество таков: он рассматривает нашу цивилизацию как единый организм, как единое целое образование.

Человечество проходит в своём развитии несколько стадий. Сначала возникновение, жизнь и её развитие на земле. «Земля- колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели ». Следуя этой логике, нужно признать, что человечество должно «выйти из пелёнок», то есть за пределы земли.

Выход в околоземный космос- это вторая фаза в эволюции человечества. А зачем нам покидать свой родной дом? Ответ К. Э. Циолковский даёт в своей работе с пророческим названием «Будущее Земли и человечества».

Ещё в далёком 1927 году К.Э. Циолковский размышлял о вопросах изменения среды обитания человека и его активного приспособления к новым условиям существования.
Поразительно, но 90 лет назад учёный прогнозирует изменения экологической ситуации на планете Земля и высказывает мысльо необходимости находить новые поселения на других планетах.

Сейчас мы с тревогой осознаём: деятельность человека негативно влияет на окружающий мир, из-за чего появляются серьёзные экологические проблемы, которые раньше обществу были неизвестны, например, истощение озонового слоя. Нет, наверное, ни одного здравомыслящего человека, который не понимал бы, что многие факторы могут привести к гибели планеты. Важными и современными, таким образом, являются размышления К.Э. Циолковского о жизни людей далеко за пределами Земли.

В своих исследованиях учёный делает следующий прогноз будущего планеты: Земля будет преобразовываться, так как «параллельно или одновременно будут развиваться: человек, наука и техника. От того, другого и третьего преобразуется вид Земли».

«Только тогда, когда население Земли увеличится в тысячу раз, человек сделается хозяином почвы, океана, воздуха, погоды, растений и самого себя ». Учёный говорил об обществе будущего как о высокоорганизованном с рациональным использованием природных богатств. Человека будущего он представляет умным и рачительным хозяином природы, который не только умело использует её ресурсы, но и постоянно заботится об их возобновлении.

«Земля должна быть объявлена общим достоянием. И не должно быть человека, который бы не имел на неё права ».

К. Э. Циолковский писал, что общество будущего можно построить тогда, когда восторжествует мир на Земле. «…человек будет жив, здоров и счастлив. Тогда он может и размножится, заполняя Землю и распространяя своё господство на ней ».

По мнению учёного, главная цель всякой науки, всякого знания – дать ответ на вопрос, как сделать людей счастливыми?

Большое значение в своих исследованиях Константин Эдуардович уделяет разумному использованию энергии природных ресурсов . «Привлечены будут в огромных размерах на пользу человека силы природы: водопады, падение и течение вод в реках, ветры, волны воды и воздуха, разность температур в земле, воде и атмосфере, океанические приливы и отливы…. то есть не одинаковое напряжение электричества в разных местах земли, внутренняя теплота земного шара».

Природа всегда помогала человеку, и учёный надеялся, что люди научатся правильно использовать её дары.

К.Э. Циолковский предполагал, что в будущем люди смогут создать высокопродуктивные сельскохозяйственные растения с заданными свойствами, в которых будут контролироваться определённое количество клетчатки, белка, крахмала, микроэлементов.

Учёный предвидел в будущем транспорт с огромными скоростями, что обеспечит быстрое перемещение людей. Например, он мечтал, что путь от Москвы до Ленинграда можно будет преодолеть за полчаса. В настоящее время длительность перелёта от Москвы до Санкт-Петербурга на самолёте составляет 60 минут, кроме того, запущены высокоскоростные поезда. И я думаю, что в дальнейшем время пути уменьшится вдвое.

К 160-летию К.Э. Циолковского

17 сентября 2017 года исполнилось 160 лет со дня рождения Константина Циолковского — выдающегося русского советского ученого, основоположника теоретической космонавтики, проложившего человечеству путь в космос.

Жизнь не баловала Константина Эдуардовича, широко известно, что он почти полностью потерял слух ещё в детстве. Этот недостаток помешал будущему учёному получить законченное образование, он был отчислен из гимназии и больше нигде и никогда не учился. Но это не помешало ему всю жизнь посвятить занятиям точными науками и самообразованием. Вероятно, невозможность нормально общаться со сверстниками, подтолкнула ребёнка к иным занятиям — к творчеству, изобретательству, мастерству. Уже тогда Константин начинает самостоятельно мастерить часы, игрушки, куклы. Позднее уже в 14 лет будущий ученый самостоятельно изготовил токарный станок, а в 15 лет собственноручно изготовил воздушный шар.

Видя наклонности сына, отец послал его поступать в московское Высшее техническое училище, однако туда он так и не поступил, но продолжил заниматься самообразованием уже в Москве, в единственной бесплатной публичной библиотеке. Здесь ему очень помог, работавший помощником библиотекаря, основоположник русского космизма, философ-футуролог Н.Ф. Фёдоров, он рекомендовал Константину книги (в том числе запрещённые царской цензурой), во многом повлиявшие на мировоззрение.

За три года в библиотеке Циолковский самостоятельно освоил всю гимназическую программу и большую часть университетской. Ежедневно после изучения научной литературы он читал актуальную публицистику на социальные темы, уделяя этому занятию не меньшее внимание, чем науке. Увлеченно читал произведения Шекспира, Тургенева, Льва Толстого.

В Москве ему приходилось жить впроголодь, но и такую жизнь он мог себе позволить только пока его отец работал и высылал ему деньги. Однако, самочувствие отца ухудшилось, он собрался выйти на пенсию. Поэтому Константин Циолковский возвращается домой в Вятку. Вернулся он ослабшим, похудевшим и с испорченным от постоянного чтения зрением.

Упорная работа над собой позволила Циолковскому стать преподавателем математики, в 23 года вышли его первые научные статьи по физики и химии, которые высоко ценились многими профессорами Санкт-Петербургского университета, а также Д.И. Менделеевым. Позже сумел собственноручно сделать летательный аппарат. Когда работал преподавателям в Боровске, принципиально не брал денег за частные уроки.

Современная научная общественность ценит Циолковского как великого ученого, философа, исследователя. Но сейчас упорно закрывают глаза на то, что Константин Эдуардович с большой радостью встретил Октябрьскую революцию и становление Советского государства. В своих мемуарах он писал, что не смог ничем помочь этому процессу лишь по причине тяжкого состояния здоровья.
Буржуазные агитаторы любят говорить о том, что в 1919 году к нему на квартиру пришли чекисты с обыском, а самого его отвезли на Лубянку. Менее приятно им сообщать, что его отпустили через некоторое время после необходимой проверки. И что в 1924 году ученый был избран в Коммунистическую академию, что тремя годами ранее Советская власть удостоила его пенсии, чем спасла от голодной смерти.

Тем, кто устанавливал православный крест на территории МИФИ, наверняка не понравится тот факт, что Циолковский был открытым противником религии, из-за чего ученого постоянно притесняли и подставляли коллеги, когда тот работал преподавателем еще при царской власти. Он любил говорить: «нет бога-творца, но есть космос, производящий солнца, планеты и живых существ: Нет всемогущего бога, но есть вселенная, которая распоряжается судьбой всех небесных тел и их жителей. Нет сынов божьих, но есть зрелые и потому разумные и совершенные сыны космоса. Нет личных богов, но есть избранные правители: планет, солнечных систем, звёздных групп, млечных путей, эфирных островов и всего космоса. Нет Христа, но есть гениальный человек, великий учитель человечества» .

В своих воспоминаниях ученый даёт высокую оценку учению Маркса и Энгельса и исторической роли В.И. Ленина. Константин Эдуардович считал Ильича мудрым борцом с несправедливостью, беспощадным бойцом с империализмом, великим гуманистом, он пишет, что Ленин «горячо любил людей - простых тружеников, которых капиталисты ставили ниже животных». Очень жалел, что ему так и не удалось встретиться с вождем мирового пролетариата и пожать ему руку. Циолковский поддерживал связь с М. Горьким и М.И. Калининым. В беседах с ним ученый рассказывал, что Ленина нельзя отделить от народа, даже советовал скульпторам не ваять одиночные фигуры Ленина: «Будь я скульптором, я бы не лепил его одного с простертой вперед рукой, а обязательно с людьми, в беседе с ходоками или провожающим красноармейцев…». Всякий раз, когда Циолковскому задавали вопрос: «Кого Вы больше всех уважаете?», то рассчитывали услышать имена Коперника, Ломоносова или Менделеева, но ответ ученого был короток и ясен: «Ленина!». Этот ответ он обосновывал таким образом: «Вы, должно быть, заметили, к авторитетам я недостаточно почтителен: случалось не соглашаться и мысленно спорить с Шекспиром, Эйнштейном, Ньютоном. Но авторитет Ленина для меня непоколебим. Было время, я не знал Ленина, а узнав, раз и навсегда признал его гением человеческого рода. Понимаете? Великим человеком» . Циолковский глубоко ценил Ленина не только как политика, но и как ученого и как человека. Он считал, что будущее науки без Ленина невозможно. С общечеловеческой точки зрения Циолковский относился к Ленину как к ученому, обладающему высокой эрудицией, считал его чувственным и заботливым семьянином. Называл вождя революции человеком будущего, чистой сердцем и глубокой разумом личностью. В завершении говорил о том, что именно Маркс и Ленин основоположили борьбу человечества с «высокой категорией вредителей» — капиталистами.

К.Э. Циолковский внес неоценимый вклад в развитие отечественной науки. Современные российские реалии таковы, что нынешняя власть любит примазываться к достижениям Советской эпохи. Так в Калуге «Роскосмос» проведёт торжественное мероприятие, посвященное этой памятной дате. Но вряд ли бы Константин Эдуардович оценил бы по достоинству такое почтение, вряд ли он бы был рад тому, что современные руководители космической отрасли отправляют на МКС мощи Серафима Саровского и поливают святой водой ракеты перед запуском. Имя Циалковского в наше время нельзя сводить к одним только научным достижениями. Оно должно стать символом непримиримой борьбы против клерикализации науки и за обобществление ее достижений во благо всего социума.

Юрий Лупиков

 


Читайте:



Что такое человечность Что такое человечность простыми словами

Что такое человечность Что такое человечность простыми словами

Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим. Толковый словарь русского языка Ушакова Человечность – моральное качество,...

Урок по русскому языку на тему "Написание Не с разными частями речи" (повторение изученного)(8 класс)

Урок по русскому языку на тему

Слитное или раздельное написание НЕ. (не) настные дни; (не) прерывная гряда свинцовых туч; небо (не) синее, а серое; (не) затянутый тучами (не)...

Степень окисления углерода показывает сложность химических связей

Степень окисления углерода показывает сложность химических связей

Каждый элемент способен образовывать простое вещество, находясь в свободном состоянии. В таком состоянии движение атомов происходит одинаково, они...

Прямые линии и организация пространства

Прямые линии и организация пространства

Прямые линии и организация пространстваПрямые линии – простой, но очень выразительный элемент: -линия делит плоскость на отдельные части; -линия...

feed-image RSS