Главная - Кастанеда Карлос
Системный целостный и технологический подходы в образовании. Доклад на тему: «Системный подход в обучении и воспитании. Системный подход в образовании

Педагогике свойственна многогранность, сложное структурное строение. Это обуславливает ряд проблем, возникающих при исследовании. Решить их и позволяют существующие в науке подходы. Педагогике системный, личностный приемы анализа позволяют сконструировать наиболее адекватные модели взаимодействия преподавателя и ученика.

Общая информация

В качестве одного из основателей системного подхода выступает Карл Людвиг ф. Берталанфи. Этот австрийский биолог проживал в Америке и изучал изоморфизм в различных сферах научного познания. Формулированием идей и занимались также Чандлер, Друкер, Саймон и Богданов. Эти ученые были далеки от преподавательских дисциплин. Однако благодаря их трудам начал свое формирование .

Стоит сказать, что современная концепция существенно отличается от той, которая была распространена в прошлом. Тем не менее была заложена еще в то время. Все его элементы подчиняются единым целям.

Специфика

Системный подход в педагогике , как и в других дисциплинах, базируется на нескольких положениях: множественности, иерархичности, целостности, структуризации. В отличие от традиционной предметной техники он считается более качественным и соответствующим современным условиям. Вот почему системный подход является общенаучным принципом педагогики . Иерархичность выражается во взаимной подчиненности одних элементов другим. Структуризация проявляется в объединении компонентов в подгруппы, между которыми устанавливаются определенные связи.

Характеристика

Образование, выступая как педагогическое явление, рассматривается как процесс и результат принятия и усвоения системы знаний. Оно направлено на удовлетворение интересов и потребностей государства, общества и отдельного человека. Образование - это многообразная индивидуально-ориентированная работа субъектов. Оно обеспечивает самореализацию и самоопределение человека в постоянно изменяющихся социокультурных условиях. Соответственно, образование само по себе выступает как система.

Заключение

Как указывает профессор Галина Коджаспирова, системный подход в педагогике ориентирован на выявление всего многообразия элементов, исследуемых в образовательных процессах, и их связей. Для этого необходимо провести достаточно масштабную работу. Рассматривая педагогику как систему, важно не только выявить компоненты и их связи, но и провести их классификацию, определить структуру и организацию науки, установить пути и средства управления ею как единым образованием.

Введение. 3

§ 1. Понятие системного подхода, системный подход в педагогике. 5

§ 2. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система, его сущность, основные характеристики. 12

§ 3. Принцип целостности – основа педагогического процесса. 20

§ 4. Структура целостного педагогического процесса. 25

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 33


Введение

Актуальность исследования . Системный анализ играет ведущую роль в организации практико-ориентированного обучения системы образования, так как с ним процедура познания системного объекта осваивается всесторонне. Педагогический процесс, происходящий в педагогической системе, можно охарактеризовать, если выявить, каким образом изменяются ее элементы, связи между ними в соответствии с ее функциями. Эта система создается самими людьми и существует не отдельно от них, а реализуется ими и через них. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым является педагогический процесс, формируется целенаправленно.

В реальной педагогической действительности педагогический процесс проявляется в других аспектах целостности педагогических объектов. В одном - целенаправленность является как закономерное свойство учебного процесса, пока существует в обществе школа. В другом аспекте - целостность педагогического процесса выступает как единство образовательной, воспитательной и развивающей функции.

Представление о целостном педагогическом процессе было охарактеризовано еще в работах П. Ф. Каптерева, Н. К. Крупской, А. П. Пинкевича. Но в последующем основные усилия педагогов были сконцентрированы на углубленном изучении специфики процессов обучения и воспитания. Между тем жизнь настоятельно требует рассмотрения их взаимосвязей.

Актуальность исследования целостного педагогического процесса особенно возросла в современных условиях. Требование такого единства отражает общую закономерность общества - повышение роли интеграционных, программно-целевых подходов к общественным процессам.



Одновременно в настоящий момент возникли и более благоприятные возможности для целостного рассмотрения педагогического процесса на основе использования методологии и методики системно-структурного анализа. Он требует выделять основные компоненты той системы, в которой протекает процесс, рассматривать основные закономерные взаимосвязи между ними, выявлять источники развития и определять условия эффективного управления этим процессом.

Педагогический процесс, его структуру изучали такие авторы как: Афанасьева В.Г., Бордовская, Н.В., Прангишвили И.В., Сластенин В.А., Шамова Т.И., Течиева В.З., Юдин Э. Г. и другие.

Цель исследования - изучение педагогического процесса как целостной системы, его структуры.

Объект исследования – целостная система.

Предмет исследования – педагогический процесс.

Для достижения поставленной цели в данной работе поставлены следующие задачи:

Раскрыть понятие системного подхода, системный подход в педагогике;

Выявить сущность педагогического процесса как динамической педагогической системы, дать основные характеристики;

Определить принцип целостности – основы педагогического процесса;

Раскрыть структуру целостного педагогического процесса.

Методы исследования: анализ, сравнение, описательный.

Структура работы. Курсовая работа содержит: введение, 4 параграфа, заключение, список использованных источников.


Понятие системного подхода, системный подход в педагогике

Системный подход явился одним из тех методологических направлений современной науки, становление которых было связано с преодолением кризиса, охватившего научное познание на рубеже ХІХ-ХХ вв, хотя «такие его основные идеи, как соотношение целого и части, несводимость целого к сумме его частей, соотношение непосредственного и опосредованного, отношение иерархии, субординации и тому подобное, в философии и других науках ставились и разрабатывались на протяжении тысячелетий».

На современном этапе сущность этого подхода раскрывается, прежде всего, в специфике задач, которые выступают как центральные при его реализации. Основная цель многообразных системных исследований может быть сформулирована как поиск научньгх средств, с помощью которых можно выразить целостность исследуемого объекта, то есть охарактеризовать те специфические черты, свойства, признаки, «органы» и т.д., которые «делают» объект системой».

Все исследователи системного подхода подчеркивают, говоря словами В.Г. Афанасьева, что систему можно определить «как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам. Система активно воздействует на свои компоненты, преобразуя их соответственно собственной природе».

Однако, чтобы всесторонне развивать систему, нужно изучить прежде всего, ее внутреннее строение, то есть «установить, из каких компонентов она образована, каковы ее структура и функции, а также силы, факторы, обеспечивающие ее целостность, относительную самостоятельность».

С другой стороны, они должны рассматриваться в динамике их реального существования. Динамика системы, «в свою очередь, проявляется двояко: движение системы есть, во-первых, её функционирование, её деятельность и, во- вторых, её развитие – возникновение, становление, эволюционирование, разрушение, преобразование. Соответственно этому адекватное представление о сложно-динамической системе требует трех плоскостей ее исследования предметной, функциональной и исторической».

Разнообразные варианты системных исследований развиваются в двух основных направлениях. Наиболее многочисленны попытки построения специально-научных системных концепций, в различных модификациях, охватывающих биологию, психологию, педагогику и др. социальные науки. И второе направление - попытки построения различных вариантов общей теории систем. Впервые системный подход был философски обоснован К.Марксом и применен им к анализу капиталистического производства. Его фундаментальный труд «Капитал» послужил классическим образом системного исследования как целого различных сфер общественной жизни, а воплощенные в нем принципы изучения органического целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и т.п.) явились важнейшими методами диалектико-материалистической методологии научного познания. Такой подход есть одна из важнейших форм конкретизации диалектико-материалистического учения о всеобщей связи и всеобщем движении, развитии материальной действительности и форм ее отражения в сознании человека. Только на этой основе можно правильно осмыслить то разнообразие специально-научных приложений системного анализа, которое существует в наше время.

Социальные системы включают в себя и педагогические системы, относящиеся к классу самоуправляемых систем, то есть систем, которым присущи механизмы, факторы управления. Они-то и обеспечивают целостность системы, ее функционирование, совершенствование и развитие. На сегодняшний день известно два типа, два механизма управления - стихийный и сознательный.

Из вышеуказанного следует, что любая система включает ряд взаимосвязанных аспектов:

Элементный, определяющий содержание компонентов, из которых образована система;

Структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы и способы взаимодействия образующих ее компонентов;

Функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;

Интегративный, раскрывающий источники, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

Коммуникационный, отражающий взаимосвязи данной системы с другими как по «горизонтали», так и по «вертикали»;

Исторический, отвечающий на вопрос, каким образом возникла система, какие этапы она прошла, каковы перспективы ее дальнейшего развития.

Все понятия системного исследования (система, элемент, структура, связь, организация, управление, цели и т.п.) служат тому, чтобы с различных сторон охарактеризовать и конструктивно выразить интегративные, целостные свойства предмета. Следует также отметить, что большинство из понятий «система» и ряда операций с ним можно записать также в символьном виде, близком к употреблению сходных математических терминов.

Практически любой объект с определенной точки зрения может рассматриваться как система. Основные системные принципы: целостность – принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого, зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т.д. внутри целого; структурность – возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы, обусловленность поведения системы поведением ее отдельных элементов и свойствами ее структуры; взаимозависимость системы и среды; иерархичность – каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а данная система представляет собой один из компонентов более широкой системы; множественность описания – в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы и др.

В наиболее общем плане системы можно классифицировать на материальные и абстрактные. Последние являются продуктом человеческого мышления. Выделяются статичные и динамичные системы. Для статичной системы ее состояние с течением времени остается постоянным. Динамичная система изменяет свое состояние во времени. Если знание значений переменных системы в данный момент времени позволяет установить состояние системы в любой последующий или предшествующий моменты времени, то такая система является однозначно детерминированной. Для вероятностной (стохастической) системы знание значений переменных в данный момент времени позволяет только предсказать вероятность распределения значений этих переменных в последующие моменты времени.

Любой объект педагогического исследования можно представить в виде системы. При этом системные свойства педагогического объекта не обусловлены свойствами составляющих его элементов, поскольку они являются определенным результатом протекающих внутри него интегративных процессов. Непосредственно к приведенным нами выше общенаучным определениям примыкает определение, данное С.Я. Батышевым: «В педагогике под системой принято понимать комплекс взаимодействующих между собой элементов, связей и отношений между объектами».

Более узкое определение педагогической системы для анализа целостных педагогических объектов дает Н.В.Кузьмина: «Педагогическую систему можно определить как взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования личности учащегося, готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе». Выделение функциональных компонентов как раз и стало той самой продук- тивной пятикомпонентной моделью (рис. 1), на базе которой было создано мно- жество прикладных теорий, концепций и моделей как самой Н.В. Кузьминой, её учениками и последователями, так и исследователями.

В.П.Беспалько под педагогической системой понимает «определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами».

Учитывая тот факт, что педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающим миром происходят информационные процессы, Т.И.Шамова дает следующее определение педагогической системы: «Педагогическая система - это социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности».

Анализ точек зрения на педагогическую систему показывает, что принципиально важным является вопрос о том, что является основанием для ее выделения. Наукой выделено несколько взаимосвязанных структурных элементов педагогической системы, наиболее значимыми из которых являются: учащиеся, цели воспитания (обучения), содержание воспитания (обучения), педагогические, технические средства обучения, организационные формы педагогической работы. В данном случае наиболее убедительной, на наш взгляд, является точка зрения Г.Н.Александрова, который под педагогической системой понимает «систему, которая характеризуется целенаправленным к развитию ученика функционированием, особой структурой, связями и отношениями между ее элементами».

Педагогические исследования, являясь комплексными, обеспечивают радикальные сдвиги в изучении процесса образования и в его совершенствовании. Этим определяется важность применения принципов системного подхода в сфере педагогических исследований. По мнению Э.Г.Юдина, существует несколько важных точек приложения системного подхода к педагогической науке. "Это, во-первых, построение и обоснование предмета современной педагогики как принципиально комплексной научной дисциплины, объединяющей методы и подходы дидактики, социологии, психологии, антропологии и логики. Во-вторых, проблема построения современных моделей развития системы образования в зависимости от общего социального развития.

В-третьих, проблема органической взаимосвязи процесса обучения и воспитания и специальных средств, обеспечивающих такую связь.

В-четвертых, построение современной теории формирования личности, т.е. теории, учитывающей серьезные изменения, которые претерпело положение личности в современном мире. В-пятых, использование системного подхода для построения современной концепции целей и содержания образования".

В своем исследовании рассмотрим более подробно наиболее важную подсистему: "учитель-ученик". По мнению Г.Н.Александрова, в этой подсистеме с наибольшей силой проявляются такие факторы: - степень связи ученика с учителем (от полной свободы выбора до жесткой детерминации); - взаимодействие биологических (врожденных) обстоятельств с социальными (приобретенными) влияниями и свойствами; - стиль общения учителя.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

УДК 37.01-024.84:37.026 ББК 74.00

Л. П. Назарова

Системный подход как методологическая основа процесса взаимодействия дидактических систем обучения в вузе

В статье рассматривается взаимодействие двух дидактических систем: обучающей, которой овладевают студенты в вузе и обучаемой, которую они будут реализовывать в школе. Методологическим подходом взаимодействия является системный.

The article deals with the interaction of two didactic systems - training one which students become proficient in at university and trained one which they will fulfill at school. The methodological approach of interaction is the systematic one.

Ключевые слова: системный подход, взаимодействие, дидактическая система, методологический подход.

Key words: systematic approach, interaction, didactic system, methodological approach.

Модернизация системы образования неизменно связана с переосмыслением теоретико-методологических идей, принципов, содержания и методов педагогической деятельности. Именно этот процесс поставил нас перед необходимостью осмысления взаимодействия существующих систем и специальной дидактической системы развития слухового восприятия, в основе которой лежит системный подход в обучении.

В связи с этим в нашем исследовании в качестве исходного

методологического положения выступает системный подход. В данной логике мы будем рассматривать взаимодействие обеих дидактических систем. Классическая теория систем содержит идею, что все системы, механические и органические, состоят из набора взаимодействующих систем.

Развитие современной науки представляет актуальную задачу времени. Любая наука не может развиваться без системы. Поэтому различные области науки, которые используют системные исследования, представляют широкую и постоянно развивающуюся область научного знания.

Однако система не является порождением современности. Система, системность, системный подход возникли в истории человеческой мысли вместе с развитием общества, его культуры, как

считает основатель и теоретик общей теории систем Л. фон Берталанфи . Он утверждает, что теория систем применима в моделировании, в частности в биофизических и др. процессах. В русле этих систем происходило развитие кибернетики, социальных наук, теории информации, теории игр и решений . Значит, общая теория систем является концептуальным аналогом любой науки и педагогики, в частности. Любая модель не может создаваться бессистемно. Поэтому моделирование и система неразрывно связаны между собой. Общая теория систем, системный подход представляет методологию любого моделирования.

Философы отмечают, что между общей теорией систем и системным подходом существуют различия. С помощью общей теории систем формируются основы системного исследования любого типа, когда обосновываются общие законы, универсальные принципы, которые могут относиться к любой системе. В то же время общая теория систем не всегда применима к отдельному реальному явлению, к более мелкой системе, к подклассу систем. В этом случае целесообразно использовать системный подход как методологию.

Системный подход, по мнению Э. Г. Юдина, представляет собой общенаучную, а не специально-научную методологию. Вместе с тем методологическая эффективность системного подхода, как и всякой общенаучной методологии, измеряется тем, насколько способен он играть конструктивную роль в построении и развитии конкретных предметов исследования, т. е. его приложимостью к определенному типу объектов изучения .

Примером может служить взаимодействие системы подготовки учителя и специальной системы для детей с ограниченными слуховыми возможностями.

Системный подход все шире проникает в педагогику. Нет ни одного значительного явления в педагогике, которое не рассматривалось бы с позиции системного подхода. В области сурдопедагогики системный подход еще не нашел своего достаточного отражения. Поэтому системный подход при создании и осмыслении дидактической системы развития слухового восприятия определил методологию нашего исследования.

Значимость системного подхода состоит в том, что он позволяет выявить компоненты и связи, строение системы, взаимодействие части и целого, развитие явления в целом. Отсюда взаимодействие элементов в системе представляет форму взаимосвязи, взаимодеятельности, взаимоотношения. Без этого не может существовать система. Значит, система и взаимодействие между собой связаны. Они непосредственно и опосредовано воздействуют друг на друга.

Объективная и универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы». Такое понимание категории взаимодействия нашло отражение в Универсальном энциклопедическом словаре .

Более детальная формулировка данной категории предлагается в Философском словаре , где взаимодействие рассматривается как процесс взаимного влияния тел друг на друга путем переноса материи и движения, универсальная форма и изменения состояний тел. Взаимодействие определяет существование и структурную

организацию всякой, материальной системы, ее свойства, ее

объединение наряду с другими телами в систему большего порядка. Без способности к взаимодействию материя не могла бы

существовать. Во всякой целостной системе взаимодействие сопровождается взаимным отражением телами свойств друг друга, в результате чего они могут меняться. В объективном мире существует множество форм взаимодействия. К ним относятся «Всеобщая сфера явлений», «Движение», «Изменение», «Функциональная зависимость».

Ученые по-разному характеризуют взаимодействие. В. Г. Афанасьев рассматривает данное явление как форму связи между системами. Эта точка зрения импонирует нам, так как нас интересует взаимодействие двух систем - обучаемой, направленной на подготовку будущего учителя и обучающей, имеющей отношение к системе, которую будет реализовывать в своей практической деятельности будущий учитель в работе с детьми с ограниченными слуховыми возможностями .

В работах А. Н. Аверьянова, И. И. Жбанковой, Я. Л. Коломенского взаимодействие рассматривается как процесс. Процесс взаимодействия характеризуется наличием закономерных связей между системами, сосуществованием двух систем, воздействием сосуществующих систем друг на друга.

Н. Ф. Радионова взаимодействие рассматривает как взаимосвязь действий, которая предполагает, что действие одной стороны порождает действие другой, а те в свою очередь, опять действие первой .

По мнению Е. С. Заир-Бек педагогическое проектирование связано с человеческим взаимоотношением, которое реализуется в процессе педагогического взаимодействия .

Анализ существующих формулировок позволяет сделать вывод, что взаимодействие имеет отношение, как к материальным, так и к условным явлением, как к статическим, так и к динамическим процессам, как к долговременным, так и к кратковременным отношениям, как к живому, так и неживому миру. Взаимодействие характеризуется и всегда связано с целостью, единством, системой, с ее структурой, свойствами, движением, развитием, влиянием. При

этом взаимодействие рассматривается как процесс и как деятельность, когда оба эти момента органически сливаются. Отсюда правомерно, когда в литературе (философской, педагогической) под взаимодействием понимается взаимодеятельность,

взаимоотношения, взаимосвязь.

Закономерность взаимодействия как процесса обусловлена наличием у материальных систем объективных свойств. Признаков, состояний; наличием определенных условий, одним из которых является реальный канал передачи взаимодействия; повторяющимся характером процесса (начало, ступени, темп, сфера реализации, время осуществления) и наличием устойчивого повторяющего результата.

В отличие от философского понимания взаимодействия, которое понимается как взаимодействие природных, общественных явлений, закономерностей, процессов, определяющих поведение человека, способы мышления, общение, обучение, образование, собственное развитие, педагогическое взаимодействие охватывает только субъективные взаимовлияния.

Таким образом, педагогическое взаимодействие характеризует только одну из сторон философского понимания взаимодействия. Процессы взаимодействия наблюдаются как в живой, так и в неживой природе. Но, так или иначе, на них воздействует человек в тех формах, видах, условиях, которые человеку необходимы. Но в то же время взаимодействие может осуществляться без вмешательства человека. Нас интересует педагогическое взаимодействие.

В нашем исследовании педагогическое взаимодействие

рассматривается как процесс взаимовлияния субъектов, их

деятельность и взаимосвязь дидактических систем.

Наибольший вклад, с нашей точки зрения, в теорию

взаимодействия внесла Н. Ф. Радионова, которая считает, что взаимодействие педагогов и школьников следует рассматривать в качестве развивающего и развивающегося. По мнению Н. Ф. Радионовой, организовать взаимодействие - это «значит, упорядочить, определенным образом связать все его составляющие (цель, содержание, способы, формы организации, результаты и позиции педагогов и школьников в отношении к указанным элементам процесса друг другу), привести их в единство, обеспечивающее достижение целей. Это упорядочение может осуществляться в форме взаимосвязанных действий, взаимосвязанной деятельности,

совместной деятельности и межличностного общения на уровне школьного коллектива, отдельных его объединений, личностном уровне. Оно может быть стихийным и целенаправленным, внешним и внутренним.

Таким образом, педагогическое взаимодействие - это процесс, деятельность, взаимовлияние двух субъектов образовательного процесса.

Н. Ф. Радионова рассматривает взаимодействие как взаимосвязь деятельностей, где предметом деятельности является взаимодействие. Взаимодействие может строится на основе разных типов взаимосвязи: совместная деятельность, «разделения труда», сотрудничество, субъект-субъектная взаимосвязь. При этом отношения между преподавателем и студентом могут строиться с позиций функционально-ролевых и личностных взаимосвязей. Взаимодействие может выступать в различных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) и вариантах (преподаватель - группа студентов, группа преподавателей - группа студентов и т. д.). Взаимодействие как особый тип взаимосвязи предстает в виде процесса обмена информацией, которая представляет содержание взаимодействия в виде практического .

Нас интересует взаимодействие двух систем - обучающей, которую реализует будущий учитель и обучаемой, которой овладевает студент в процессе обучения в высшем учебном заведении.

В данном аспекте мы рассматриваем дидактическое взаимодействие с позиции подготовки будущего учителя как обучаемой личности в условиях овладения общепедагогической и специальной дидактической системами, т. е. как объекта профессиональной подготовки, так и с позиции обучающего, способного реализовать дидактическое взаимодействие с учащимися согласно содержанию специальной дидактической системы.

Благодаря такой форме движения, развития материи, как взаимодействие, человек познает явления окружающей действительности, реализует потребности в саморазвитии, самообразовании и образовании в целом.

Итак, под взаимодействием понимается процесс влияния людей на отношения друг с другом в различных видах жизнедеятельности.

Для раскрытия взаимодействия систем необходимо рассмотреть понятие «система». Система как явление диалектического процесса представляет собой взаимодействие, взаимосвязь элементов, характеризующихся внутренней упорядоченностью, относительной устойчивостью. Относительная устойчивость системы сохраняется в определенных границах ее развития. Связь элементов системы представляет ее структурное построение. Поэтому любая система может выступать в виде своего элемента, т. е. подсистемы или в более расширенном виде - системы.

Роль диалектики в развитии системных исследований заключается в создании теории системных противоположностей и теории взаимодействия существования и изменения различных систем. Так,

Ю. А. Урманцев в качестве исходного методологического принципа использует закон единства и «борьбы» противоположностей, а также диалектику в целом как учение о развитии. Его теория системных противоположностей опирается на такие категории, как система и хаос. Гармония и дисгармония, симметрия и асимметрия, полиморфизм и изоморфизм, изменение и сохранение, зависимость и независимость, национальность и рациональность и т.д. .

Педагогическая система рассматривается нами как взаимодействие двух дидактических систем через деятельности субъектов образовательного процесса в виде преподавателей и будущих учителей, вероятностный и динамический характер которого обусловлен мотивационной детерминацией поведения ее участников. Характер этой детерминации определяется предметным содержанием мотивов участников педагогических взаимодействий.

Для существования образовательной деятельности необходимы определенные организационные, технологические структуры, которые взаимодействуют между собой. Поддержание организационной подсистемы необходимо взаимодействие ее составляющих, включающих в себя взаимосвязь четырех внутренних компонентов:

Целей организации - планируемых результатов деятельности участников, адекватных целям обучения;

Структуры организации системы упорядоченных определенным образом действий, представляющих совокупность взаимосвязанных ролей, упорядоченных отношений;

Технологии организации, определяющих программно-целевое согласование и последовательность операций учебно-воспитательного процесса;

Организация сотрудников, выполняющих определенные должностные обязанности.

В основе педагогической системы лежит взаимодействие участников педагогического процесса, педагогическая деятельность конкретного учителя, воспитателя, ученика. Эта деятельность носит целенаправленный характер и опирается на законы и закономерности педагогического процесса, реализуется через содержание с помощью определенных методов, специальных и специфических приемов и средств обучения.

Для нашего исследования важно вскрыть системный, процессуальный характер феномена «Развитие слухового восприятия», который включает в себя две психических категории -развитие, восприятие.

В педагогике под развитием понимается накопление количественных изменений и переход их в качественные; совершенствование имеющихся и приобретенных качеств личности, реализация генетического фонда и психической деятельности в

результате обучения и воспитания в узком и широком педагогическом и социальном смыслах.

Слуховое восприятие - это восприятие речи и окружающих звуков слуховым анализатором человека. Слух в педагогическом процессе выступает как многообразное и многофункциональное системное явление. Он может служить источником знания, основой для овладения речью и ее продуцированием, является основанием для функционирования технологии обучения, для овладения содержанием. В том случае, когда существует нарушение слуха, что представляет системное нарушение, деятельность слухового анализатора возможна при овладении специальными приемами по восприятию речи и звуков окружающей среды. Мы считаем, что слуховая деятельность как системное явление - это совокупность действий по активизации своего слухового потенциала, физического (генетического) кода в сочетании с усвоением специфических приемов принятия речи и окружающих звуков индивидуумом со снижением слуха. Это формирование нового принципа деятельности слухового анализатора по восприятию на слух звуков речи и окружающей среды. Этот принцип деятельности базируется на активном участии сохранного слуха в процессе восприятия речи и поддержки этого процесса зрительным анализатором. Слухо-зрительное восприятие с усилением доли слухового восприятия является наиболее эффективным процессом, обеспечивающим жизнедеятельность детей со снижением слуха.

Таким образом, под развитием слухового восприятия мы понимаем сложный акт восприятия речи и звуков окружающей среды нарушенным слуховым анализатором как слуховую деятельность, в результате которой происходит качественное изменение воспринимаемых объектов (речи, неречевых звуков), уточнение и совершенствование этих объектов с помощью последовательной дифференциации звуков от простых к сложным, выработка акта прислушивания и воспитания слухового внимания к звукам речи и звукам окружающей среды.

Развитие слухового восприятия целенаправленно осуществляется в учебном процессе, существенной частью которого является специальная дидактическая система развития слухового восприятия. Данная система органически входит в педагогическую систему обучения детей с ограниченными слуховыми возможностями.

В настоящее время в нормативных документах чаще всего встречаются такие определения, как «лицо с ограниченными возможностями здоровья».

С позиции системного подхода специальная дидактическая система является частью педагогической системы, обладает всеми ее признаками, но решает более узкие специфические цели и задачи.

Дидактическая система развития слухового восприятия характеризуется собственными целями, задачами, принципами,

По нашему мнению, специальная дидактическая система развития слухового восприятия у детей с ограниченными слуховыми возможностями представляет собой систему научных и практических понятий, охватывающих процесс обучения со свойственным ему объектом, предметом, содержанием, своеобразными принципами обучения, специфической технологией реализации содержания, с отличительной особенностью использования общепризнанных методов и форм организации процесса обучения.

Специальная дидактическая система развития слухового восприятия у детей с ограниченными слуховыми возможностями обладает системообразующим качеством. Она связана с развитием остроты слуха, расширением возможности принятия информации, развитием мыслительной деятельности школьника. Развитие слухового восприятия как специальная дидактическая система «пронизывает» весь учебный процесс коррекционной школы II вида, так как реализуется на специальных занятиях, общеобразовательных уроках, воспитательных мероприятиях. В системе дополнительного образования развитие слухового восприятия осуществляется нецеленаправленно. Однако информальный путь развития остроты слуха возможен, особенно в тех случаях, когда осуществляется закрепление полученных умений в процессе обучения.

Педагогическая и специальная дидактическая системы функционируют в едином образовательном пространстве.

Таким образом, мы считаем, что системный подход представляет методологическую основу моделирования взаимодействия обучающей и обучаемой дидактических систем, реализуемой в процессе подготовки учителя-дефектолога в вузе.

Список литературы

1. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. Опыт системного исследования / В.Г. Афанасьев. - М., 1973. - 520 с.

2. Берталанфи Л.фон История и статус общей теории систем // Системные исследования. - М.: Наука, 1973. - С. 20-38.

3. Заир-Бек Е. С. Педагогические ориентиры успеха / Е.С. Заир-Бек, Е. И. Казакова. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. - 234 с.

4. Радионова Н. Ф. Взаимодействие педагога и старших школьников. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. - 57 с.

5. Радионова Н. Ф. Образовательные стандарты / Инновационные процессы в образовании. Интеграция Российского и западноевропейского опыта // Материалы междунар. семинара. - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. - С. 27-46.

6. Универсальный энциклопедический словарь. - М.: БСЭ, 2002. - 1550 с.

7. Урманцев Ю. А. Начала общей теории систем / Системный анализ и научное знание. - М.: Наука, 1978. - С. 7-41 с.

8. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1987. - 589 с.

9. Юдин Э. Г. Методологическая природа системного подхода // Системные исследования. - М.: Наука, 1973. - С. 38-52.

 


Читайте:



Сочинение My working day на английском с переводом

Сочинение My working day на английском с переводом

«Распорядок дня на английском языке» – одна из самых востребованных тем. Пожалуй, одна из первых, изучаемых в школе и повторяемых в ВУЗе. Будни или...

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Кратко о статье: Расширенная вселенная давно развивается независимо от своих непосредственных создателей. Дабы не путаться в хронологии событий,...

ю Высшие и центральные государственные учреждения

ю Высшие и центральные государственные учреждения

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в...

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

feed-image RSS