Главная - Коэльо Пауло
Педагогический потенциал социально культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как отрасль педагогической науки. Тесты по дисциплине «Социальная работа с семьей и детьми»

Принципиальное методологическое значение для социально-культурных технологий имеет их опора на основные постулаты педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литературе, состоит в последовательной трансформации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общностью людей, в задачи педагогические по воспитанию и образованию личности. Это позволяет придать социально-культурным технологиям воспитательную, развивающую и рекреативную направленность.

Основополагающим для их реализации является и соблюдение требований педагогики сотрудничества.

В контексте данного раздела мы рассматриваем менеджеров и педагогов, работающих с группой, в качестве технологов социально-культурной сферы, а саму группу, или определенную общность, объединяющую не только учащихся, но и читателей, слушателей, зрителей, потенциальных партнеров и коллег, - как совокупный субъект социально-культурной деятельности. В каких бы отношениях ни находился технолог (менеджер или педагог) с группой - либо управленческих, либо чисто межличностных, формальных или неформальных, его деятельность неизменно соответствует основным принципам педагогики.

Структурирование содержательного материала в каждой из социально-культурных технологий подчинено, как правило, однотипному алгоритму. Вначале обозначаются основные педагогические категории, с которыми менеджер-организатор так или иначе столкнется в технологическом процессе. Это - педагогические требования и педагогическое воздействие; работа менеджера, педагога, технолога с группой и педагогическая позиция; элементы методики педагогического воздействия и др. Определяются ключевые профессиональные умения и навыки, необходимые специалисту для практического решения проблемы. Осуществляется отбор соответствующих педагогических, художественно-выразительных, технических средств. Далее педагогу следует придерживаться логики технологических действий.

Обращает на себя внимание примечательная особенность. К педагогическим основам социально-культурных технологий относится выработка у самих технологов навыков педагогического воздействия в работе с группой. Значительное число понятий и категорий, составляющих суть и смысл педагогической направленности социально-культурных технологий, вводится и повторяется в технологиях неоднократно. Подобная повторяемость заставляет размышлять о ней как некоей закономерности.

Действительно, любая из социально-культурных технологий формируется на этыке педагогики с дисциплинами культурологического цикла, но как совокупность педагогических по определению профессиональных умений и навыков она, естественно, базируется на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из технологий эти элементы выполняют функцию несущих конструкций.

Именно поэтому сам факт педагогических основ технологических действий является постоянным объектом внимания и предметом для тренинга в процессе профессионального обучения менеджеров, педагогов, технологов, занятых в социально-культурной сфере.

Понятием «группа», с которой работает или которую представляет технолог, обозначается взаимодействующая социально-культурная общность, состоящая из трех и более человек. Различия в педагогическом статусе таких групп определяются степенью личного участия каждого из членов группы и характером их взаимодействия. Отсюда разброс в квалификации социально-культурных общностей - от случайно образовавшейся компании до тесно сплоченного благодаря единой Цкли коллектива.

Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются программы, имеющие педагогическую, воспитательную и обучающую направленность, связанные с использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т. д.; групповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и самоокупаемости.

Необходимым условием служат диагностика и прогнозирование социально-экономического, психологического эффекта реализуемых программ и форм.

Основу функциональных методов организации социально-культурной деятельности по направлениям составляет органичное единство культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Определяющим признаком всех Функциональных методов является их развивающее начало. Не случайно поэтому функциональные методы носят обязывающие ко многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

Дифференцированные (частные) методы социально-культурной деятельности ориентированы на работу с отдельными, главным образом возрастными, группами населения. У них есть ряд общих черт, связанных с изначальными принципами и функциями социально-культурной деятельности. В то же время каждый из методов обладает характерными особенностями, обусловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп - детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей.

Основу дифференцированных (частных) методов составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилированные для отдельных социально-демографических групп.

Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессов

Трудно переоценить значение социологических исследований для развития теории и практики социально-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и закономерностях досуга. Содержание и методика социологических исследований социально-культурной сферы подробно анализируются в соответствующем курсе.

Технологии социально-культурной деятельности принципиально необходимо компетентное проведение диагностики, прогнозирования исходных условий и содержания досуговых потребностей и ориентации жителей социума, содержания и форм занятий в сфере свободного времени, пользующихся наибольшим предпочтением у детей, подростков, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста.

Диагностика и прогнозирование служат основой для разработки социально-культурных проектов и программ. Методика социально-культурного проектирования рассматривается в отдельном курсе.

Характерный для современной практики социально-культурной деятельности принцип вариативности, рассмотренный ранее, дает возможность выбора и конструирования как индивидуальных, так и массовых и групповых занятий по любой модели, включая авторские школы и программы. Именно в этом направлении идет процесс совершенствования технологий социально-культурной деятельности: разработка различных вариантов их содержания; использование возможностей современной педагогики и психологии в повышении эффективности досуговых, образовательных, оздоровительных и других структур; научная разработка, практическое обоснование и внедрение новых идей и технологий. Характерным является и расширение своего рода диалога различных систем и технологий социально-культурной деятельности, апробирование на практике новых досуговых, образовательных, развлекательных и других аналогичных форм и программ, дополнительных и альтернативных по отношению к существующей сети государственных учреждений и организаций. Усилился интерес к использованию исторического социально-культурного опыта в современных российских условиях.

Сегодня для работы в сфере культуры, искусства, досуга, образования, спорта квалифицированному специалисту не обойтись без изучения всего обширного арсенала социально-культурных технологий. Наряду с профессиональным теоретическим мышлением, умением аналитически рассмотреть социально-культурную среду во всей её широте и многообразии, ему необходимо и профессиональное технологическое мышление, связанное со способностью организовать социально-культурную деятельность на уровне отдельно взятой личности, группы, массовой аудитории.

Такому организатору необходимо не тратить время на открытие уже известного, а свободно ориентироваться в многообразии технологического арсенала, накопленного социально-культурной сферой, в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений.

На протяжении десятков лет в стенах вузов культуры и искусств складывался и обогащается прикладной учебный курс «Методы и технологию) как составная часть научной специальности и учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность». Он выстраивается сегодня на принципиально новых методологических научных основаниях. Благодаря единству социального и культурологического подходов к технологическим процессам обеспечивается вхождение студентов вместе с педагогами в круг явлений и событий, характерных для современного социума и его культуры. Освоение, усвоение и обогащение этого «багажа» и составляет основное содержание социально-культурных технологий.

В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов гуманитарных вузов, практиков социально-культурной сферы.

Внешняя международная торговля. Ответы

Международные экономические отношения система хозяйственных связей между странами Республики Беларусь

Семейная социограмма

Цель применения: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникации в семье.

Тесты по дисциплине «Социальная работа с семьей и детьми»

Термин «Социальная педагогика». Тестт по социальная работа с семьей и детьми с ответами. Семья, Социально-педагогическое обследование.

Газотурбинные энергоустановки. Конденсационная установка

Преимущества газотурбинных электростанций. Осмотры и проверки генераторов находящегося в работе, контроль за режимом работы и температурой. Наблюдение за работой генератора. Фазировка синхронного генератора

Правотворчество субъектов РФ

Курсовая работа. Одним из важнейшим направление деятельности государства является правотворчество. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации. Проблемы правотворчества

Аннотация. Понятие социально-культурной деятельности. Педагогика как наука о сущности развития и формирования личности. Психология как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека.

Психолого-педагогическая основа социально-культурная деятельность как целостная система взаимосвязанных компонентов, способствующих целесообразной организации свободного времени всех возрастных групп.

Психолого-педагогические факторы и механизмы воздействия на участников социально-культурной деятельности. Психолого-педагогические методы.

Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ).

Педагогические компоненты социально-культурной деятельности. Социально-психологические факторы, влияющие на решение педагогических задач.

Социально-культурная деятельность, по определению Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова – это самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени. Эта деятельность осуществляется на основе взаимодействия людей. Эффективная организация данного человеческого взаимодействия, самой творческой деятельности невозможна без использования достижений таких наук как педагогика и психология. В Большой современной энциклопедии «Педагогика и психология» (составитель Е. С. Рапацевич) (2005 г.) педагогика определяется как наука о сущности развития и формирования личности, разрабатывающая на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специального организованного процесса. Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека.

Психолого-педагогические основы СКД разрабатывает целый ряд отечественных ученых. Наибольший вклад в этом направлении внесли Ю. А. Стрельцов, Д. М. Генкин, Г. И. Фролова, Е. И. Смирнова, М. А. Ариарский, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко, В. Я. Суртаев, А. Д. Жарков, Г. И. Бакланова, В. С. Русанова и др.



Современная теория СКД опирается на гуманистические, человекоцентристские психолого-педагогические идеи. В настоящее время учеными и практиками СКД особое внимание уделяется психолого-педагогическим факторам и механизмам воздействия на участников СКД, например, использованию индивидуальных или коллективных технологий самодеятельного творчества взрослых и детей. С помощью психолого-педагогических методов решаются дидактические и воспитательные задачи, осуществляется сбор и анализ необходимой для организаторов СКД информации. Так, например, при организации досуга детей и молодежи, семейного отдыха, активно используются средства народной этнопедагогики, особенно для возрождения национальных культурных традиций. Например, при организации массовых праздников, используются такие психолого-педагогические методы как эмоциональное заражение, внушение, показ, пример, игра, которые способствуют эффективности социально-культурного воздействия на аудиторию.

Социально-педагогические параметры, методы и приемы социометрии, референтометрии позволяют оптимально взаимодействовать, например, участникам клубного объединения, развивать их творческие способности. Для реализации образовательных, рекреативных, реабилитационных и других социокультурных технологий необходимо учитывать психологические особенности аудитории, содержание ее установок и ценностных ориентаций. Для успешного творческого развития участников СКД необходимо использовать психолого-педагогические методы, определяющие уровень креативности. Так, например, положительно зарекомендовали себя в развитии творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования технологий на основе теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).

Профессионализм специалиста СКД определяется тем, насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается взаимодействие между ним и участниками СКД. Опираясь на знания психологии и педагогики, специалист может эффективно исследовать культурные запросы аудитории, мотивацию участия в СКД, уровень культуры общения и многое другое.

Важнейшими педагогическими компонентами СКД являются: учет закономерностей обучения и воспитания участников данного процесса; эффективное применение психолого-педагогических методов и технологий; установление педагогически оправданных связей и взаимоотношений среди участников СКД.

Возникновение новых социально значимых досуговых интересов, увлечений, потребностей является мощным педагогическим потенциалом СКД. Специалист создает реальные условия для реализации данного потенциала в рамках конкретного социокультурного учреждения. Решение педагогических задач, возникающих в процессе СКД, зависит от учета следующих социально-педагогических факторов, которые выделяют Т. Г. Киселева и Ю. Г. Красильников. Это:

межсубъектное сотрудничество партнеров СКД, с учетом влияния окружающей культурной среды;

выбор эффективных психолого-педагогических методов и технологий при осуществлении СКД, начиная от планирования, контроля и заканчивая анализом результатов;

осуществление этического отношения ко всем участникам СКД, развитие их духовно-нравственного потенциала;

формирование эстетической среды, в которой реализуется СКД;

воздействие на эмоционально-волевой настрой участников СКД; повышение уровня сознательной активности аудитории;

повышение образовательного и общекультурного уровня участников СКД;

создание условий для максимальной реализации творческого потенциала участников СКД.

Выше названные положения говорят о необходимости глубокой и разносторонней психолого-педагогической подготовки профессиональных организаторов СКД, на это и ориентировано современное социально-культурное профессиональное образование. Таким образом, психолого-педагогическую основу СКД можно охарактеризовать как целостную систему взаимосвязанных компонентов, способствующих целесообразной организации свободного времени всех возрастных групп. Данная педагогическая система сотрудничества и сотворчества является частью общекультурного процесса, способствует приобщению человека к ценностям национальной и общечеловеческой культуры, развитию творческих способностей личности, ее духовному росту.

Социальному работнику и организатору досуга подвластно управление поведением и деятельностью личности в ее свободное время – конкретное социальное, педагогическое, психологическое влияние на сферу досуга семьи, ребенка или подростка в отдельности.

Современная СК ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобразований семейного воспитания, воспитательной деятельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жительства – всей культурно-досуговой сферы.

Для полноценного включения подростков в жизнь, для эффективного и творческого выполнения ими социальных функций членов общества, для подготовки личности к саморазвитию, самообразованию требуется эстетически и педагогически организованная система всесторонней социальной помощи подрастающему поколению. Следовательно, возникает потребность в соответствующе подготовленных кадрах.

Проблема решения этой задачи заключается в изолированности существующих специалистов, их низкой оплате труда и ограниченными функциями в системе взаимодействия СКИ.

Жизнь выдвинула задачу подготовки особой категории организаторов досуга социального педагога, работающего в специфических условиях открытой макросоциальной среды, специализирующегося на вопросах оказания помощи семье, организации разносторонней деятельности детей и взрослых в сфере досуга, решения воспитательно-образовательных задач, коррекции поведения и социальной реабилитации отдельных групп детей, подростков, молодежи, способного обеспечить допустимое и целесообразное общественно-педагогическое вмешательство в процесс социализации детей и подростков.

Процесс возрастания социально-педагогической роли.

Специалист-педагог и организатор СКС необходим для создания и функционирования благоприятной досуговой микросреды, способствующей социализации личности, ее развитию, ее «врастанию в человеческую культуру», преодолению дефицита общения, эмоционального отчуждения взрослых и подростков, установлению их взаимодоверия.

Психолого-педагогические системы СКД.

П-п система СКД – это система взаимосвязанных, взаимодополняемых и взаимодействующих компонентов, предполагающая направление организации досуга личности на всех возрастных этапах в различных сферах макросреды и с участием всех субъектов воспитания.

СКД – целостная педагогическая система. В ней присутствуют факторы воспитания:

Предъявление воспитательных требований к себе

Пространство свободы и независимость

Предел самостоятельности

Удовлетворение социально-педагогических потребностей

Открытость

Подверженность влияниям различных общественных институтов

Общение

Деятельный характер.

В СКД заложен бесконечный педагогический потенциал. Под педагогическим потенциалом СКД понимается совокупность ее СК субъектов, способствующих возникновению и развитию новых досуговых интересов и потребностей.

Составляющие педагогического потенциала:

Система индивидуально-семейного выбора и проектирование форм и методов проведения свободного времени

Проектирование и реализация традиционных и альтернативных форм самоорганизации досуга

Создание реальных возможностей для проявления инициативы и самодеятельности.

Одним из условий формирования потенциала является создание на различных уровнях реальных условий для регионального объединения различных СКИ, решающих педагогические задачи.

Существует широкая система психологических методов – приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и ведений, используемых для дальнейшей разработки социально-культурной теории и практики. Сопряженность культурологи и социальной педагогики, а также подход к образованию как к крупнейшей и самодостаточной сфере СКД в целом дают основания для выделения в ней педагогического компонента. СКД по самой своей сути глубоко педагогична. Множество социальных проблем так или иначе неизменно приобретают статус педагогических задач. Психолого-педагогическое взаимодействие и взаимовлияние наиболее рельефно и глубоко представлено в области методов и технологий СКД. Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, профессиональный отбор и выявление их профессиональной пригодности, а также их самоактуализация и осуществление успешной карьеры. Понятие о педагогическом потенциале СКД как широкой совокупности ее социально активных субъектов; других, способствующих возникновению и развитию новых досуговых интересов, увлечений и потребностей. Педагогическая организация СКД в регионе. Ее диагностический и формирующий этапы. Необходимость наиболее полного использования социально-педагогического потенциала. Преодоление причин, препятствующих полному и эффективному его использованию. Основные требования к формированию потенциала. Изучение досуговых интересов и потребностей населения. Создание реальной возможности для проявления инициативы и самодеятельности, культурно-досуговой активности людей.

Методы социально-педагогического влияния на досуг:

Метод наследования (культивирования) – идейно-нравственная, эстетическая и другая установка, общепринятая норма, правило.

Метод внушения – восприятие объектом информации без осмысления ее.

Метод зараженности , то есть гипертрофированного возбуждения в массе людей «стадного чувства», полной отключенности от личного отношения к окружающему (паника, общий экзальтированный восторг и тому подобное).

Социально-педагогический метод убеждения – способ сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств.

Метод примера – убеждения на наглядных образцах.

Метод организации поведения, упражнения, тренинга . Его суть – сознательное целеустремленное накопление объектом личного опыта.

Методы поощрения и порицания . Требования к ним: обоснованность, опора на общественное мнение, оперативность, гласность, эмоциональное оформление.

Изучение досуговой аудитории. Способы социально-педагогического изучения аудитории.

Наблюдение – включенное, невключенное, систематическое, эпизодическое, сплошное, выборочное.

Беседа – как метод изучения объекта. «Свободная» беседа и программирования.

Интервью . Экспериментальный метод . Объект базовый и контрольный. Другие способы исследования аудитории: контент-анализ, изучение документов, зрительские, читательские, научно-практические, отчетные и другие конференции.

Рекреативные технологии.

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсально по своему использованию в процессе СКД.

Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.

Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные СК технологии . Эти технологии пришли к нам из западных стран, в первую очередь из Франции. Используя различные виды художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, социально-культурная анимация является одним из наиболее привлекательных видов досуговой деятельности, основанных на современных началах. Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью – предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений. Главным предметом СК анимации является личность.

Среди профессиональных аниматоров выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты-педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. В содержание анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации («хорошо» - «плохо»), оказание помощи в определении и осознании того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, сознании реальных возможностей и их выбора, осознание вероятных последствий того или иного решения (что получится в изменившейся ситуации).

Используются методы биоэнергетики, ребефинга (дыхательная методика), шейпинга, арттерапии, возможности разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики и т.д. организация отдыха и развлечений несет значительную социальную, воспитательную, психологическую, реабилитационную нагрузку.

В использовании рекреативных технологий необходимо опираться на психолого-педагогические особенности различных возрастных групп.

Информационно-развивающая, просветительная функция досуговой деятельности ставит целью информацию и организацию познавательной активности людей, распространение комплекса разнообразных социально-гуманитарных знаний, санитарное просвещение, привитие навыков активного отдыха и физической культуры, ознакомление с лечебными возможностями здравниц и их наиболее рациональным использованием.

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание, библиотечную работу, театрализованные и спортивные праздники, организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.

Аннотация. Понятие социально-культурной деятельности. Педагогика как наука о сущности развития и формирования личности. Психология как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека.

Психолого-педагогическая основа социально-культурная деятельность как целостная система взаимосвязанных компонентов, способствующих целесообразной организации свободного времени всех возрастных групп.

Психолого-педагогические факторы и механизмы воздействия на участников социально-культурной деятельности. Психолого-педагогические методы.

Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ).

Педагогические компоненты социально-культурной деятельности. Социально-психологические факторы, влияющие на решение педагогических задач.

Социально-культурная деятельность, по определению Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова – это самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени. Эта деятельность осуществляется на основе взаимодействия людей. Эффективная организация данного человеческого взаимодействия, самой творческой деятельности невозможна без использования достижений таких наук как педагогика и психология. В Большой современной энциклопедии «Педагогика и психология» (составитель Е. С. Рапацевич) (2005 г.) педагогика определяется как наука о сущности развития и формирования личности, разрабатывающая на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специального организованного процесса. Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека.

Психолого-педагогические основы СКД разрабатывает целый ряд отечественных ученых. Наибольший вклад в этом направлении внесли Ю. А. Стрельцов, Д. М. Генкин, Г. И. Фролова, Е. И. Смирнова, М. А. Ариарский, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко, В. Я. Суртаев, А. Д. Жарков, Г. И. Бакланова, В. С. Русанова и др.

Современная теория СКД опирается на гуманистические, человекоцентристские психолого-педагогические идеи. В настоящее время учеными и практиками СКД особое внимание уделяется психолого-педагогическим факторам и механизмам воздействия на участников СКД, например, использованию индивидуальных или коллективных технологий самодеятельного творчества взрослых и детей. С помощью психолого-педагогических методов решаются дидактические и воспитательные задачи, осуществляется сбор и анализ необходимой для организаторов СКД информации. Так, например, при организации досуга детей и молодежи, семейного отдыха, активно используются средства народной этнопедагогики, особенно для возрождения национальных культурных традиций. Например, при организации массовых праздников, используются такие психолого-педагогические методы как эмоциональное заражение, внушение, показ, пример, игра, которые способствуют эффективности социально-культурного воздействия на аудиторию.



Социально-педагогические параметры, методы и приемы социометрии, референтометрии позволяют оптимально взаимодействовать, например, участникам клубного объединения, развивать их творческие способности. Для реализации образовательных, рекреативных, реабилитационных и других социокультурных технологий необходимо учитывать психологические особенности аудитории, содержание ее установок и ценностных ориентаций. Для успешного творческого развития участников СКД необходимо использовать психолого-педагогические методы, определяющие уровень креативности. Так, например, положительно зарекомендовали себя в развитии творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования технологий на основе теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).

Профессионализм специалиста СКД определяется тем, насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается взаимодействие между ним и участниками СКД. Опираясь на знания психологии и педагогики, специалист может эффективно исследовать культурные запросы аудитории, мотивацию участия в СКД, уровень культуры общения и многое другое.

Важнейшими педагогическими компонентами СКД являются: учет закономерностей обучения и воспитания участников данного процесса; эффективное применение психолого-педагогических методов и технологий; установление педагогически оправданных связей и взаимоотношений среди участников СКД.



Возникновение новых социально значимых досуговых интересов, увлечений, потребностей является мощным педагогическим потенциалом СКД. Специалист создает реальные условия для реализации данного потенциала в рамках конкретного социокультурного учреждения. Решение педагогических задач, возникающих в процессе СКД, зависит от учета следующих социально-педагогических факторов, которые выделяют Т. Г. Киселева и Ю. Г. Красильников. Это:

Межсубъектное сотрудничество партнеров СКД, с учетом влияния окружающей культурной среды;

Выбор эффективных психолого-педагогических методов и технологий при осуществлении СКД, начиная от планирования, контроля и заканчивая анализом результатов;

Осуществление этического отношения ко всем участникам СКД, развитие их духовно-нравственного потенциала;

Формирование эстетической среды, в которой реализуется СКД;

Воздействие на эмоционально-волевой настрой участников СКД; повышение уровня сознательной активности аудитории;

Повышение образовательного и общекультурного уровня участников СКД;

Создание условий для максимальной реализации творческого потенциала участников СКД.

Выше названные положения говорят о необходимости глубокой и разносторонней психолого-педагогической подготовки профессиональных организаторов СКД, на это и ориентировано современное социально-культурное профессиональное образование. Таким образом, психолого-педагогическую основу СКД можно охарактеризовать как целостную систему взаимосвязанных компонентов, способствующих целесообразной организации свободного времени всех возрастных групп. Данная педагогическая система сотрудничества и сотворчества является частью общекультурного процесса, способствует приобщению человека к ценностям национальной и общечеловеческой культуры, развитию творческих способностей личности, ее духовному росту.

Общественно-политическое направление является одним из самых основных и приоритетных в деятельности учреждений социально-культурной сферы и мы можем наблюдать совершенствование его в учреждениях культуры и досуга. Среди основных задач в последнее время отмечается: формирование политической и экономической культуры населения; активное привлечение населения регионов к общественной и государственной жизни страны; развитие позитивных социально-политических инициатив граждан и создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-политической деятельности.

Основными задачами историко-культурного движения на современном этапе являются: привлечение населения для участия в охране и освоении историко-культурной, экологической среды своего региона; сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой; выявление, изучение и охрана уникальных историко-культурных территорий, музейных, архивных, художественных и коллекционных фондов; создание альтернативных форм общения и взаимодействия культурно-досуговых и религиозно-культовых учреждений в утверждении и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей.

В последнее время историко-культурное движение получило новый импульс развития, что связано, прежде всего, с возрастающей тревогой за судьбы национальных культур, ростом национального самосознания как представителей коренных национальностей, так и различных этнических групп населения, проживающих за пределами своих национально-государственных образований.

Основными особенностями нравственного направления являются: приоритетная роль нравственных начал народной педагогики; акцент на интерес, инициативную деятельность различных групп населения региона; развитие культурной активности. Основной акцент в сфере нравственности необходимо делать на поиске методов ненасильственного развития личности, возвращения человека к нравственным ценностям, идеалам добра, справедливости, милосердия. Важной целью культурно-досуговых учреждений должно стать распространение идей мирного устройства жизни, способов преодоления конфликтных ситуаций. Для этого необходимо расширять движения милосердия и создавать клубы социальной и психологической помощи.

Физкультурно-оздоровительное направление в социально-культурной деятельности не находит еще должного развития, но наиболее общая проблема в рамках данного приоритета – возрастание информационных и эмоциональных нагрузок и вызванное этим ухудшение физического и психического самочувствия, повышенная тревожность, отчужденность. Работа культурно-досуговых центров должна строиться в тесном взаимодействии с учреждениями физкультуры и спорта, общеобразовательными школами, парками, стадионами и т.д. Основными формами организации досуга должны являться Дни здоровья, программы выходного дня, спортивные соревнования и многое другое.

Формами культурно-досуговых программ могут быть – клубы психологического тренинга и аутотренинга, йоги, китайских гимнастик, клубы знакомств и другие, которые направлены на развитие навыков психической саморегуляции, гармонизации психики, выработку навыков успешного взаимодействия человека с другими людьми. Высокая эффективность у культурно-досуговых учреждений, которые строят свою работу с ориентацией на семью. Здесь наиболее популярными следует назвать такие мероприятия, как «Папа, мама, я - спортивная семья», «Всей семьей на стадион», «Стадион под окнами», «Страна Спопртландия».

Художественное и эстетическое направления являются одними из самых главных в настоящее время, и культурно-досуговые программы в этих направлениях должны решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности, создавать условия для регулярного приобщения в первую очередь детей и молодежи к художественным ценностям. Основными целями в данных направлениях являются: развитие традиций народной культуры, создание условий для культуротворчества населения, возрождение и пропаганда фольклора, народного творчества, художественных промыслов и ремесел, поддержка мастеров и семейных династий в прикладном искусстве; создание условий для контактов с художественными ценностями и активного восприятия художественных произведений; возрождение местных народных традиций.

Основной акцент необходимо делать на развитие самодеятельного художественного творчества населения и использование резервов неорганизованной самодеятельности для пропаганды традиционных видов и жанров художественного творчества, особенно прикладного характера.

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Социально-культурная деятельность – деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.

Творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т.е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшим механизмом творчества является интуиция - знание, условия получения которого не осознаются. Творчество заключено в той деятельности, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности.

Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков. В этом разделе мы останавливаемся на третьем значении этого понятия.

Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.

Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной науке на смену понятию «культурно-просветительная работа», общепринятому в советское время для обозначения одного из массовых инструментов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс. Не случайно появлению этого термина предшествовала политико-просветительная деятельность (политпросвет), с которой связана культурная революция 20-30-х годов.

Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.

Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века.

Первая попытка обозначения смысла и сути функциональной потребности общества в постижении и освоении культуры с помощью интегрирующего термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.Р. Дюмазедье. Это был примечательный и по-своему уникальный шаг к приобщению социума (общества) к культуре с помощью интегрального термина «социально-культурная деятельность».

В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование.

Со сменой идеологических вех постсоветского российского общества в области культурно-просветительной работы начался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминологии. Так, в научной литературе на смену термину «культурно-просветительная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыслообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика свободного времени» и «педагогика досуга», «культурно-досуговая деятельность», «культурология досуга» и др.

Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный обиход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культурная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирование», «социально-культурный маркетинг», «социально-культурная реабилитация» и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины «культурно-просветительная деятельность», «культурно-воспитательная деятельность», «педагогика свободного времени», «педагогика досуга», «организация досуга», «прикладная культурология».

Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга, но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного досуга на такие трудоемкие социальные сферы, как профессиональная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество.

Только интеграция просвещения, образования и художественной культуры, культурологии и педагогики (в частности, социальной педагогики) способна вернуть человеку его изначальную роль творца, носителя и хранителя духовных богатств.

Интеграция культурологических и социально-педагогических начал, художественной культуры и просвещения оказывает исключительно мощное по своей эффективности воздействие на весь процесс сохранения, распространения и освоения культурных ценностей.

Особую значимость для современного российского общества приобретает деятельность будущих менеджеров, педагогов, режиссеров, технологов культурологического профиля как высококвалифицированных специалистов особого типа и особого класса, способных активно работать в различных отраслях социально-культурной сферы, обучать людей многообразным умениям и навыкам в сфере культуры, искусства, спорта, народных промыслов и ремесел, игр, рекламы, устанавливать контакты между различными группами населения, организовывать их социальное взаимодействие, инициировать решение жизненно важных досуговых проблем на локальном уровне.

Говоря об интегративной и преемственной, по существу, природе социально-культурной деятельности, можно утверждать, что эта деятельность является одновременно и наукой, и искусством. В качестве предмета научного исследования она органически включает в себя систему теоретических знаний и практических навыков большого круга родственных по направленности наук, предполагает также мастерство и умение специалистов по эффективному применению их на практике.

Взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».

Отношение понятий, составляющих категорию «социально-культурная деятельность», носит характер взаимодополняемости. Это позволяет отнести ее к разряду таких терминологических конструкций, как, например, «либерально-демократическое общество», где первая часть характеризует специфику ценностей, а вторая обозначает форму государственного устройства. В нашем случае «социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» - на качество и сферу его активности соотношение социального и культурного: социальное – форма взаимодействия, культурное – результат взаимодействия. Главный продукт социально-культурной деятельности – люди, социальные общности и группы, социумы, освоившие культуру.

«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Социальная роль в данном контексте рассматривается как совокупность нормативно одобренных, ожидаемых окружающими людьми поведения и действий человека в определенных обстоятельствах.

Культурные ценности – это источник и результат социально-культурной деятельности, это и постоянный объект для их изучения, сохранения, производства, освоения, использования и, как следствие, разработки и реализации множества адекватных образовательных, информационных, рекреативных, творчески развивающих, реабилитационных и других программ.

Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для содержания и организации социально-культурных процессов.

Систематизация социально-культурных ценностей производится по самым различным типологическим признакам.

Наиболее распространены классификации:

1) по происхождению ценностей: искусственные (созданные руками человека) и естественные (созданные природой);
2)по их сущностной характеристике: материальные (овеществленные) и духовные (неовеществленные);
3) по их создателям и пользователям: социальные ценности (создатель и пользователь – социум) и индивидуальные ценности (создатель и пользователь – индивид, личность).

Существует ряд других версий типологизации духовных ценностей. Например, Б.С. Ерасов предлагает такую классификацию: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, качество жизни, природная среда и др.); социальные (социальный статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, патриотизм, социальное равенство, равенство полов и т.д.); политические (свобода слова, гражданские свободы, законность, порядок, гражданский мир и т.п.); моральные (добро, благо, любовь, дружба, справедливость, долг, честность, бескорыстие, уважение к старшим); религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, церковь, священное писание и т.д.); эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, мода, культурная самобытность и пр.); научные (истина, достоверность, объективность и т.д.); военные (мужество, бесстрашие и пр.) и др.

А.В. Соколов среди многообразия духовных ценностей выделяет ценности: общечеловеческие (универсальные); национальные (отечественные); групповые (сословные, профессиональные, территориальные, молодежные, женские и т.д.); индивидуальные (личностные)».

К понятию ценностей органично примыкают понятия культурного продукта, благ и услуг. Поскольку в создание каждой культурной ценности вкладывается труд конкретного человека или сообщества людей, постольку термин «ценность» может иметь и более узкую трактовку – как конечный продукт (или результат) социально-культурной деятельности, благодаря которому удовлетворяются культурные потребности людей.

Среди множества продуктов социально-культурной деятельности выделяются продукты материальные и нематериальные.

К материальным продуктам, рассчитанным на длительный срок использования, относятся:

1) многочисленные «производственные» (например, музыкальные инструменты, театральные костюмы, техническое оборудование и т.д.) и информационные (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и т.д.) средства культуры, с помощью которых осуществляется производство или воспроизводство культурных ценностей;
2) предметы культуры, являющиеся продуктом духовного производства, но имеющие материальное воплощение (например, книги, картины, кинофильмы, скульптуры и другие произведения искусства).

Нематериальные продукты – это социально-культурные услуги, которые рассчитаны на формирование и удовлетворение духовных интересов, запросов и потребностей и, как правило, существуют в течение сравнительно небольшого отрезка времени, затрачиваемого на их производство и потребление (показ спектакля, проведение концерта, кинопоказ, выдача книг в библиотеке и книготорговля, прокат костюмов, репетиторство и т.д.).

В тех случаях, когда все продукты социально-культурной деятельности, как материальные, так и нематериальные, естественным путем приобретают определенную потребительскую стоимость (очень часто в виде товара, т.е. предмета купли-продажи), они становятся, на языке экономистов, культурными благами.

Другими словами, культурные блага – это условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей. Культурные блага являются результатом труда огромного числа людей, профессионально и непрофессионально занятых в процессе социальной (коллективной) и индивидуальной социально-культурной деятельности.

Жанровое и экономическое разнообразие продуктов социально-культурной деятельности зависит от разнообразия видов и форм этой деятельности в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта. Понятие «творческая деятельность» подразумевает процесс создания культурных ценностей и их интерпретацию. Творческий работник, субъект культурной деятельности – физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.

К важнейшим сферам культурной деятельности относятся: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

По сути, социально-культурная деятельность – воспитательная деятельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность.

Социально-культурная деятельность несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой. Эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере.

Социально-культурную деятельность в определенном смысле можно отождествить с целенаправленно организованной активностью, связанной с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей. Такую активность, мотивированную определенными интересами, потребностями, а также задачами, правилами и требованиями, человек проявляет и в сфере труда (в рамках своего рабочего времени), и в сфере досуга, свободного времени. Именно поэтому правомерно выделить два параллельно функционирующих вида индивидуальной и групповой (коллективной) социально-культурной деятельности – профессиональную (основную, производственную) и непрофессиональную (любительскую).

Как профессиональную, так и особенно непрофессиональную социально- культурную деятельность отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива. Эта деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей.

Социально-культурная деятельность, по существу, может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей.

Природа и назначение социально-культурной деятельности исследуются и в целом ряде других аспектов, в частности:

Экономическом, где преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие категории, как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность;
- гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, который включает целый блок изначальных понятий социальной работы, досуга, социально-культурной сферы, социального назначения, принципов и функций, частных и отраслевых методик, отечественного и зарубежного опыта;
- организационно-управленческом, где основу смыслообразующих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.

Все практически реализуемые в сфере социально-культурной деятельности процессы основаны на взаимозависимости и взаимодействии названных направлений.

Исследование теоретических основ социально-культурной деятельности как одной из педагогических наук показывают, что они опираются на общетеоретические закономерности функционирования педагогических процессов. Педагогика является сложной наукой, интегрирующей в себе данные как естественных, так и общественных наук о человеке, о законах его развития, воспитательных процессах, характере общественных отношений. Предметом исследования теории, методики и организации социально-культурной деятельности становятся объективные законы общественного развития органически связанные с процессами воспитания, развития и формирования личности и организации педагогического процесса. Социально-культурная деятельность располагает огромным воспитательным потенциалом, который формируется и организуется специалистами учреждений культуры и их активом.

Поскольку общественная жизнь и воспитание как ее органическая часть, соединяются воедино в условиях социально-культурной деятельности и становится своеобразным механизмом, который выявляет, систематизирует, развивает и передает ценности в обществе. Поэтому система социально-культурной деятельности, ее содержание, формы и методы, выразительные средства вносит в жизнь способ разрешения этого основного педагогического противоречия, которая состоит в том, чтобы, сохраняя все ценное, непреходящее в воспитательном процессе, рассматривать его как движущуюся и меняющуюся в своем существе систему. Поэтому все содержание, формы и методы, выразительные средства социально-культурной деятельности следует рассматривать в движении, развитии.

Один из ведущих теоретиков социально-культурной деятельности отмечал, что социально-культурная деятельность – это организуемый социальными институтами процесс приобщения человека к культурным ценностям общества и активного включения самого человека в этот процесс.

Важнейшей целью воспитательного воздействия социально – культурной деятельности является организация и осуществление постепенного, осознанного перехода личностью от воспитания к самовоспитанию. Задача специалистов социально-культурной деятельности состоит в том, чтобы сформировать личность в качестве социально активного субъекта, способного к анализу, оценке событий, выбору нравственного поступка, ответственности, творческой самодеятельности. Социально – культурная деятельность создает условия для развития личности, прежде всего на основе рефлексивного сознания. Это значит стремление к самовоспитанию, самообразованию, самообучению, самосовершенствованию, самоконтролю, самообладанию, самоубеждению, самонаказанию и самопоощрению. Социально-культурная деятельность закладывает в личность основу духовного развития, саморегулирования, неуклонного следования убеждениям и претворения в жизнь идеалов. Обеспечение возможности внутреннего самоуправления снимает необходимость систематических внешних социально-культурных воздействий.

В. Е. Триодин считает, что под специально организованной социально – культурной деятельностью следует понимать регулируемое социально-культурными институтами взаимодействие людей по производству, распространению, сохранению культурных ценностей, значимых для государства или субъектов гражданского общества, в ходе которого направлено в соответствии с заданной моделью, изменяются отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир.

Социально-культурная деятельность непосредственно связана с экономическим базисом, рыночными отношениями общественного взаимодействия и отношений ко всем видам собственности. Здесь действуют наиболее общие и важные тенденции, определяющие характер требования к современной личности, ее воспитанию, самовоспитанию в производственных отношениях. Здесь идет осуществление естественной смены поколений, подготовки и развития производительных сил. Закон воспитания на этом уровне можно определить как проявление устойчивых тенденций – требований, оказывающих существенное, определяющее влияние на характер и протекание жизненных процессов.

Наиболее эффективно социально-культурная деятельность воздействует на развитие общественного сознания, политических, научных, этических, правовых, эстетических, религиозных убеждениях личности. Основные закономерности принципы и правила позволяют теории, методике и организации социально-культурной деятельности разрабатывать объективно-субъективное влияние, обосновывать принципы, правила и рекомендации функционирования коммуникации.

 


Читайте:



Корсары: Город Потерянных Кораблей

Корсары: Город Потерянных Кораблей

Версия для печати страницы: Все самое свежее об играх читайте и смотрите на Игру можно пройти за трёх персонажей: Питер Блад, Ян Стейс и Диего...

Репнин Николай Васильевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Репнин Николай Васильевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

В 1749 г. произведен в прапорщики, через 2 года стал подпоручиком гвардии. Затем Николай Васильевич долго жил в Германии, где получил "дельное...

История распространение волн в фотонных кристаллах история

История распространение волн в фотонных кристаллах история

Я не могу претендовать на то, чтобы беспристрастно судить о цветах. Я радуюсь сверкающим оттенкам и искренне сожалею о скудных коричневых цветах....

Секретные арктические базы третьего рейха Нацисткий «мост»: таймыр -лиинахамари, или что укрыто в штольнях девкиной заводи

Секретные арктические базы третьего рейха Нацисткий «мост»: таймыр -лиинахамари, или что укрыто в штольнях девкиной заводи

Детали похода могли быть несколько иными, но «534-я» обязательно должна была зайти в обе секретные арктические базы, находящиеся в глубоком тылу...

feed-image RSS