Разделы сайта
Выбор редакции:
- Чем отличается круг от шара?
- Иосиф Сталин: достижения политические и экономические, вклад в историю Кто такой сталин для детей
- Примеры сильных и слабых кислот и оснований Сильным электролитом является co2 o2 h2s h2so4
- Обособленное приложение: пример
- Явление фазы луны результат затмения
- Толковая библия лопухина - лучшее толкование библии
- Кислотно-щелочной баланс организма – рН
- Известные события произошедшие 12 сентября
- Правила вычисления производных
- Иван III – Государь всея Руси
Реклама
Что такое экологический мониторинг. Мониторинг окружающей среды. Методы экологического мониторинга |
Экологический мониторингВ конце 20 века научно-техническая деятельность человечества стала ощутимым фактором воздействия на окружающую среду. В целях оптимизации отношений человека с природой и экологической ориентации хозяйственной деятельности появилась многоцелевая информационная система долгосрочных наблюдений – мониторинг. Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) (от лат. monitor - тот, кто напоминает, предупреждает) - многоцелевая информационная система долгосрочных наблюдений, а также оценки и прогноза состояния природной среды. Основная цель экологического мониторинга - предупреждения критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей, благополучия других живых существ, их сообществ, природных и созданных человеком объектов. Сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, а является источником информации необходимой для принятия экологически значимых решений. Система экологического мониторинга накапливает, систематизирует и анализирует информацию: о состоянии окружающей среды; о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т. e. об источниках и факторах воздействия); о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом; о существующих резервах биосферы. Основные процедуры системы мониторинга 3выделение (определение) и обследование объекта наблюдения; 3оценка состояния объекта наблюдений; 3прогнозирование изменений состояния объекта наблюдения; 3представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя. Пункты экологического мониторинга располагаются в крупных населенных пунктах, промышленных и с/х районах. Виды мониторинга 1. В зависимости от территории, охватываемой наблюдениями, мониторинг подразделяется на три уровня: глобальный, региональный и локальный. · Глобальный мониторинг - слежение за общемировыми процессами (в том числе антропогенного влияния), происходящими на всей планете. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО). Существуют 22 сети действующих станций системы глобального мониторинга. Основными целями программы глобального мониторинга являются: организация системы предупреждения об угрозе здоровью человека; оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат; оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах; оценка проблем возникающих при сельскохозяйственной деятельности и землепользовании; оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды; оценка загрязнения морских экосистем; создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе. · Региональный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то одного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. На уровне регионального мониторинга ведутся наблюдения за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов - бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем. · Локальный мониторинг - это слежение за естественными природными явлениями и антропогенными воздействиями на небольших территориях. В системе локального мониторинга наиболее важным является контроль следующих показателей (таб. 4). Таблица 4. Объекты наблюдения и показатели
2. В зависимости от объекта наблюдения различают мониторинг базовый (фоновый) и импактный. · Базовый мониторинг - слежение за общебиосферными природными явлениями без наложения на них антропогенных влияний. Например, базовый мониторинг проводится на особо охраняемых природных территориях, практически не испытывающих локальных воздействий деятельности человека. · Импактный мониторинг - это мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах. Кроме того, различают мониторинг: биоэкологический (санитарно-гигиенический), геоэкологический (природно-хозяйственный), биосферный (глобальный), космический, геофизический, климатический, биологический, здоровья населения, социальный и др. Методы экологического мониторинга В экологическом мониторинге используют различные методы исследования. Среди них можно выделить дистанционные (аэрокосмические) и наземные методы. К дистанционным методам, например, относится - зондирование с искусственных спутников, космических кораблей. К наземным методам относятся биологические (биоиндикационные) и физико-химические методы. Одной из основных составляющих мониторинга окружающей природной среды является биологический мониторинг, под которым понимают систему длительных наблюдений, оценки и прогноза любых изменений в биоте (наличие и исчезновение каких-либо видов, изменение их состояния и численности, появление случайных интродуцентов, изменение ареала и др.), вызванных факторами антропогенного происхождения. Структура биологического мониторинга довольно сложна. Он состоит из отдельных подпрограмм исходя из принципа, основанного на уровнях организации биологических систем. Так генетический мониторинг соответствует субклеточному уровню организации, экологический мониторинг – популяционному и биоценотическому уровням. Биологический мониторинг подразумевает – разработку систем раннего оповещения, диагностику и прогнозирование. Главными этапами деятельности при разработке систем раннего оповещения являются отбор подходящих организмов и создание автоматизированных систем, способных с достаточно большой точностью выделять сигналы «отклика». Диагностика подразумевает обнаружение, идентификацию и определение концентрации загрязняющих веществ в биотической составляющей на основе широкого использования организмов – индикаторов (от лат. indicare – указывать). Прогноз состояния биотической составляющей окружающей среды может осуществляться на основе биотестирования и экотоксикологии. Метод использования организмов - индикаторов получил название - биоиндикация. Биоиндикация в отличие от простого физического или химического измерения антропогенных факторов (дают количественные и качественные характеристики, позволяющие лишь косвенно судить о биологическом действии) дает возможность обнаружить и определить биологически значимые антропогенные нагрузки. Наиболее удобны для биоиндикации - рыбы, водные беспозвоночные, микроорганизмы, водоросли. Основные требования к биоиндикаторам - многочисленность и постоянная связь с антропогенным фактором. Преимущества живых индикаторов: · суммируют все без исключения биологически важные данные об окружающей среде и отражают ее состояние в целом; · делают необязательными применение дорогостоящих и трудоемких физических и химических методов измерения биологических параметров (не всегда могут зарегистрировать кратковременные и залповые выбросы токсикантов); · отражают скорость происходящих в природе изменений; · указывают пути и места скопления различного рода загрязнений в экологических системах и возможные пути попадания этих агентов в пищу; · позволяют судить о степени вредности тех или иных веществ для природы и человека; · дают возможность контролировать действие многих синтезируемых человеком соединений; · помогают нормировать допустимую нагрузку на экосистемы. Для биоиндикации пригодны в основном два метода: пассивный и активный мониторинг. В первом случае у свободно живущих организмов исследуются видимые и невидимые повреждения и отклонения от нормы, являющиеся признаками массового стрессового воздействия. При активном мониторинге пытаются обнаружить те же самые воздействия на тест-организмах находящихся в стандартизированных условиях на исследуемой территории. Мониторинг состояния природных ресурсов в России Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, района, области, края, республики. В Российской Федерации функционирует несколько ведомственных систем мониторинга: * служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Росгидромета; * служба мониторинга лесного фонда Рослесхоза; * служба мониторинга водных ресурсов Роскомвода; * служба агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных земель Роскомзема; * служба санитарно-гигиенического контроля среды обитания человека и его здоровья Госкомсанэпиднадзора России; · контрольно-инспекционная служба Госкомэкологии России и др.
Мониторинг атмосферного воздуха. Атмосферный воздух в России как природный ресурс не учитывается. Для оценки уровня загрязнения атмосферы в 506 городах России создана сеть постов общегосударственной службы наблюдений и контроля за загрязнением атмосферы. На постах определяется содержание в атмосфере вредных различных веществ, поступающих от антропогенных источников выбросов. Наблюдения проводятся сотрудниками местных организаций Госкомгидромета, Госкомэкологии, Госсанэпиднадзора, санитарно-промышленных лабораторий различных предприятий. В некоторых городах наблюдения проводятся одновременно всеми ведомствами. Контроль качества атмосферного воздуха в населенных пунктах организуется в соответствии с ГОСТом 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов», для чего устанавливают три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарные посты (предназначены для регулярного отбора проб воздуха и непрерывного контроля за содержанием загрязнителей), маршрутные посты (для регулярного наблюдения с помощью специально оборудованных автомашин), передвижные посты (производятся вблизи магистралей для выяснения особенностей загрязнения воздуха создаваемого автомобилями), подфакельные посты (проводятся на автомашине или на стационарных постах для изучения особенностей загрязнения воздуха выбросами отдельных промышленных предприятий). Водный мониторинг проводится в рамках государственного водного кадастра. Учет водных ресурсов (кроме подземных) и наблюдение за их режимом ведется на сети гидрометеорологических обсерваторий, станций и постов Росгидромета. Роскомвод обеспечивает на предприятиях, в организациях и учреждениях контроль правильности учета количества вод, забранных из водоисточников, и сброса в них использованных вод. Государственный учет подземных вод (в том числе и эксплуатационных запасов) осуществляют организации Министерства охраны природных ресурсов Российской Федерации. Контролю подлежат отбираемые питьевые и технические воды. Мониторинг земельных ресурсов осуществляется как землепользователями, так и государственными землеустроительными органами. Инвентаризация земель проводится 1 раз в 5 лет. Сведения государственной регистрации землепользования, учет количества и качества земель, бонитировки почв (сравнительная оценка почв по их важнейшим агрономическим свойствам) и экономической оценки земель фиксируются в государственном земельном кадастре. Мониторинг минерально-сырьевых ресурсов ведется на различных стадиях их освоения. Геологическое изучение недр, учет состояния движение запасов полезных ископаемых входят в компетенцию органов Министерства охраны природных ресурсов РФ. Надзорную деятельность в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов осуществляет Госгортехнадзор России (специализированный контрольный орган, который осуществляет наряду с надзором за состоянием безопасности работ в промышленности надзор за соблюдением порядка пользования недрами при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья). Министерству РФ по охране природных ресурсов в части охраны недр подконтрольно около 3650 предприятий по добыче и переработки минерального сырья, в составе которых более 171 тысяч объектов (шахты, рудники, карьеры и разрезы). Мониторинг биологических ресурсов. Учет охотничьих и промысловых животных возложен на Государственную службу учета охотничьих ресурсов России, которая на основании имеющихся сведений составляет прогнозы рационального использования животных ресурсов. Мониторинг рыбных ресурсов ведется во всех рыбопромысловых бассейнах и в местах, наиболее подверженных антропогенному воздействию. Осуществляют его сотрудники рыбохозяйственных институтов, ихтиологических служб органов рыбоохраны, находящихся в подчинении Федерального агентства по рыболовству РФ. Работы по изучению и картографированию запасов дикорастущих растений ведут преимущественно научно-исследовательские институты и кафедры соответствующих вузов. В частности для промышленного сырья лекарственных растений определяются районы их размещения запасы в пределах ареалов. Кроме того, ведутся работы по оценке флористического разнообразия отдельных регионов, регулированию пастбищных нагрузок на природные группировки, контролю за изъятием промысловых растений. Мониторинг лесных ресурсов включает в себя учет лесного фонда, охрану лесов от пожаров, санитарно-лесопатологический контроль и контроль зарубкой и восстановлением лесов, а также специализированный мониторинг производственно-территориальных комплексов, зон экологического неблагополучия. Функционально-технологическая структура национального уровня системы мониторинга лесов включает: лесоустроительные предприятия, службу лесопатологического мониторинга, специализированные предприятия и станции по защите леса, научно-исследовательские институты, отрасли и вузы, и некоторые другие. В государственной системе управления природоохранной деятельностью важная роль отводится формированию Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177) как источнику объективной комплексной информации о состоянии окружающей природной среды на территории России. Эта система включает в себя: мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду; мониторинг загрязнения абиотического и биотического компонентов природной среды; обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.
Экологический мониторингЭкологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) – система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды. Конечная цель экологического мониторинга – оптимизация отношений человека с природой, экологическая ориентация хозяйственной деятельности. Экологический мониторинг включает три основных направления деятельности: – наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды; – оценку фактического состояния среды; – прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния. Следует различать понятия «экологический мониторинг» и «экологический контроль». Система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации. В отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер, следует употреблять понятие «экологический контроль». Экологический контроль – деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль. В природоохранительном законодательстве Российской Федерации государственная служба мониторинга определяется как часть общей системы экологического контроля. Экологический мониторинг возник на стыке экологии, биологии, географии, геофизики, геологии и других наук. Выделяют различные виды мониторинга в зависимости от критериев: биоэкологический (санитарно-гигиенический), геоэкологический (природно-хозяйственный), биосферный (глобальный), космический, геофизический, климатический, биологический, здоровья населения, социальный и др. В зависимости от степени выраженности антропогенного воздействия различают мониторинг импактный и фоновый. Фоновый (базовый) мониторинг – слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников. Импактный мониторинг – слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах. В зависимости от масштабов наблюдения различают мониторинг глобальный, региональный и локальный. Глобальный мониторинг – слежение за развитием общемировых биосферных процессов и явлений (например, за состоянием озонового слоя, изменением климата). Региональный мониторинг – слежение за природными и антропогенными процессами и явлениями в пределах какого-то региона (например, за состоянием озера Байкал). Локальный мониторинг – мониторинг в пределах небольшой территории (например, контроль за состоянием воздуха в городе). В некоторых случаях используют объединенную классификацию, выделяя три уровня мониторинга: импактный (изучение сильных воздействий локальном масштабе), региональный (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона) и фоновый (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность). На уровне локального (санитарно-гигиенического, биоэкологического, импактного) мониторинга наиболее важным является контроль следующих показателей: 1. Концентрация загрязняющих веществ, наиболее опасных для природных экосистем и человека, в жизнеобеспечивающих средах: – в атмосферном воздухе: оксиды углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бензпирен, азот, фосфор, углеводороды; – в поверхностных водах: радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, бензпирен, рН, минерализация, азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор; – в почве: тяжелые металлы, пестициды, радионуклиды, нефтепродукты, бензпирен, азот, фосфор; – в биоте: тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бензпирен, азот, фосфор. 2. Уровень вредных физических воздействий: радиация, шум, вибрация, электромагнитные поля и др. 3. Динамика заболеваемости, вследствие загрязнения биосферы, в частности врожденных дефектов. Пункты экологического мониторинга располагают в крупных населенных пунктах, промышленных и сельскохозяйственных районах (города, автомагистрали, территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением пестицидов и удобрений и др.). На уровне регионального (геосистемного, природно-хозяйственного) мониторинга ведутся наблюдения за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т.д.), регистрируются отличия их параметров от фоновых территорий, вследствие антропогенных воздействий. На уровне глобального (биосферного, фонового) мониторинга отслеживаются изменения в биосфере в целом. Объектами глобального мониторинга являются атмосфера, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО). Основными целями этой программы являются: – организация расширенной системы предупрежденияобугрозе здоровью человека; – оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат; – оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых цепочках; – оценка критических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования; – оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды; – оценка загрязнения океана и влияния загрязнения на морские экосистемы; – создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе. Экологический мониторинг Введение Система экологического мониторинга должна
накапливать, систематизировать и анализировать
информацию: Следует принять во внимание, что сама система
мониторинга не включает деятельность по
управлению качеством среды, но является
источником необходимой для принятия
экологически значимых решений информации. Характер и механизм
обобщения информации об экологической
обстановке при её движении по иерархическим
уровням системы экологического мониторинга
определяются с помощью понятия информационного
портрета экологической обстановки. Последний
представляет собой совокупность графически
представленных пространственно распределённых
данных, характеризующих экологическую
обстановку на определённой территории,
совместно с картоосновой местности. Источники поступления загрязняющих веществ в окружающую природную среду - выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленными, энергетическими, транспортными и другимиприводящие к выбросу в атмосферу опасных веществ и разливу жидких загрязняющих и опасных веществ и т.д.; Переносы загрязняющих веществ - процессы атмосферного переноса;процессы переноса и миграции в водной среде; Процессы ландшафтно-геохимического
перераспределения загрязняющих веществ -
миграция загрязняющих веществ по почвенному
профилю до уровня грунтовых вод; миграция
загрязняющих веществ по
ландшафто-геохимическому сопряжению с учётом
геохимических барьеров и Данные о состоянии антропогенных источников загрязнения - мощность источника загрязнения и месторасположение его, гидродинамические условия поступления загрязнения в окружающую среду. Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации. Термин контроль, нередко употребляющийся в русскоязычной литературе для описания аналитического определения тех или иных параметров (например, контроль состава атмосферного воздуха, контроль качества воды водоемов), следует использовать только в отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер. «Экологический контроль» - это
деятельность государственных органов,
предприятий и граждан по соблюдению
экологических норм и правил. Различают
государственный, производственный и
общественный экологический контроль. Классификация экологического мониторинга Существуют различные подходы к
классификации мониторинга (по характеру
решаемых задач, по уровням организации, по
природным средам, за которыми ведутся
наблюдения). Отраженная на рис 2 классификация
охватывает весь блок экологического
мониторинга, наблюдения за меняющейся
абиотической составляющей биосферы и ответной
реакцией экосистем на эти изменения. Таким
образом, экологический мониторинг включает как
геофизические, так и биологические аспекты, что
определяет широкий спектр методов и приемов
исследований, используемых при его
осуществлении. Как уже было отмечено, осуществление экологического мониторинга в Российской Федерации входит в обязанности различных государственных служб. Это приводит к некоторой неопределенности (по крайней мере, для общественности) в отношении распределения обязанностей госслужб и доступности сведений об источниках воздействия, о состоянии окружающей среды и природных ресурсов. Ситуацию усугубляют периодические перестройки министерств и ведомств, их слияния и разделения. На региональном уровне экологический
мониторинг и/или контроль обычно вменяется в
обязанность: В идеальном случае система импактного мониторинга должна накапливать и анализироват детальную информацию о конкретных источниках загрязнения и их воздействии на окружающую среду. Но в сложившейся в РФ системе сведения о деятельности предприятий и о состоянии среды в зоне их воздействия по большей части усреднены или основаны на заявлениях самих предприятий. Большая часть доступных материалов отражает характер рассеяния загрязняющих веществ в воздухе и в воде, установленный с помощью модельных расчетов, и результаты замеров (ежеквартальных - по воде, ежегодных или более редких - по воздуху). Состояние окружающей среды достаточно полно описывается лишь в крупных городах и промышленных зонах. В области регионального мониторинга наблюдения ведутся в основном Росгидрометом, имеющим разветвленную сеть, а также некоторыми ведомствами (агрохимслужба Минсельхозпрода, водно-канализационная служба и др.) И, наконец, существует сеть фонового мониторинга, осуществляемого в рамках программы МАВ (Man and Biosphere). Практически не охваченными сетью наблюдений остаются малые города и многочисленные населенные пункты, подавляющее большинство диффузных источников загрязнения. Мониторинг состояния водной среды, организованный, прежде всего, Росгидрометом и, до некоторой степени, санитарно-эпидемиологическими (СЭС) и коммунальными (Водоканал) службами, не охватывает подавляющее большинство малых рек. В то же время известно, чт< загрязнение больших рек в значительной части обусловлено вкладом разветвленной сети их притоков и хозяйственной деятельностью в водосборе. В условиях сокращения общего числ; постов наблюдений очевидно, что государство в настоящее время не располагает ресурсами для организации сколько-нибудь эффективной системы мониторинга состояния малых рек. Таким образом, на экологической карте ясно обозначены белые пятна, где систематически! наблюдения не проводятся. Более того, в рамках сети государственного экологического мониторинга отсутствуют предпосылки к их организации в этих местах. Именно эти белые пятна могут (а часто и должны) стать объектами общественного экологического мониторинга. Практическая ориентация мониторинга, концентрация усилий на местных проблемах в сочетании с продуманной схемой и корректной интерпретацией полученных данных позволяют эффективно использовать имеющиеся у общественности ресурсы. Кроме того, эти особенности общественного мониторинга создают серьезные предпосылки для организации конструктивного диалога, направленного на консолидацию усилий всех участников. Глобальная система мониторинга окружающей среды. В 1975г. была организована Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) под эгидой ООН, но эффективно действовать она начала только в последнее время. Эта система состоит из 5 взаимосвязанных подсистем: изучение климатических изменений, дальнего переноса загрязняющих среду веществ, гигиенических аспектов среды, исследования Мирового океана и ресурсов суши. Существуют 22 сети действующих станций системы глобального мониторинга, а также международные и национальные системы мониторинга. Одна из главных идей мониторинга - выход на принципиально новый уровень компетентности во время принятия решений локального, регионального и глобального масштабов. Понятие общественная экологическая экспертиза возникло в конце 80-х годов и быстро получило широкое распространение. Первоначальная трактовка этого термина была весьма широкой. Под независимой экологической экспертизой подразумевали разнообразные способы получения и анализа информации (экологический мониторинг, оценка воздействия на окружающую среду, независимые исследования и т.д.). В настоящее время понятие общественная экологическая экспертиза определено законодательно. «Экологическая экспертиза» - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Экологическая экспертиза может быть
государственной и общественной.Общественная
экологическая экспертиза проводится по
инициативе граждан и общественных организаций
(объединений), а также по инициативе органов
местного самоуправления общественными
организациями (объединениями). Согласно Закону, экологическая
экспертиза основывается на принципе презумпции
потенциальной экологической опасности любой
намечаемой хозяйственной или иной деятельности.
Это означает, что обязанностью заказчика (хозяина намечаемой деятельности) является
прогноз воздействия намечаемой деятельности на
окружающую среду и обоснование допустимости
этого воздействия. Заказчик также обязан
предусмотреть необходимые меры по защите
окружающей среды и именно на нем лежит бремя
доказательства экологической безопасности
намечаемой деятельности. Зарубежный опыт
свидетельствует о высокой экономической
эффективности экологической экспертизы.
Агентство по охране среды США осуществило
выборочный анализ заключений о воздействии на
среду. В половине исследованных случаев отмечено
снижение общей стоимости проектов за счет
осуществления конструктивных природоохранных
мероприятий. По данным Международного банка
реконструкции и развития, возможное повышение
стоимости проектов, связанное с проведением
оценки воздействия на среду и последующим учетом
в рабочих проектах экологических ограничений,
окупается в среднем за 5-7 лет. По оценкам западных
специалистов, включение экологических факторов
в процесс принятия решений еще на стадии
проектирования оказывается в 3-4 раза дешевле
последующей до установки очистного
оборудования. Сегодня сеть наблюдений за
источниками воздействия и за состоянием
биосферы охватывает уже весь земной шар.
Глобальная система мониторинга окружающей среды
(ГСМОС) была создана совместными усилиями
мирового сообщества (основные положения и цели
программы были сформулированы в 1974 году на
Первом межправительственном совещании по
мониторингу). Система мониторинга реализуется на
нескольких уровнях, которым соответствуют
специально разработанные программы: Государственный экологический мониторинг ГСМОС основывается на системах национального мониторинга, которые функционируют в различных государствах согласно как международным требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся исторически или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических проблем. Международные требования, которым должны удовлетворять национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия), обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную значимость, передачу информации в Центр ГСМОС. На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометеослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу. Рис. 3. Лоток информации в иерархической системе ОГСНК В обработанном и систематизированном
виде полученная информация представлена в
кадастровых изданиях, таких как Ежегодные данные
о составе и качестве поверхностных вод суши (по
гидрохимическим и гидробиологическим
показателям), Ежегодник состояния атмосферы в
городах и промышленных центрах и др. До конца 80-х
годов все кадастровые издания имели гриф Для
служебного пользования, затем в течение 3-5 лет
были открытыми и доступными в центральных
библиотеках. К настоящему времени массивные
сборники типа Ежегодных данных... в библиотеки
практически не поступают. Некоторые материалы
можно получить (приобрести) в региональных
подразделениях Росгидромета. При этом распределение функций между
центральными органами исполнительной
федеральной власти осуществляются следующим
образом. Роскомзем: мониторинг земель.
Рослесхоз: мониторинг лесов.
Истребление видов и разрушение экосистем Воздействие человека на биосферу
привело к тому, что очень многие виды животных и
растений или исчезли полностью, или стали
редкими. По млекопитающим и птицам, которых легче
учитывать, чем беспозвоночных, можно привести
совершенно точные данные. За период с 1600 года по
настоящее время человеком истреблено 162 вида и
подвида птиц и 381 виду угрожает та же участь;
среди млекопитающих исчезла, по меньшей мере,
сотня видов и 255 находятся на пути к исчезновению.
Хронологию этих печальных событий проследить не
трудно. В 1627 году в Польше умер последний тур,
предок нашего крупного скота. В средние века это
животное ещё можно было встретить во Франции. В
1671 году исчез дронт с острова Маврикий. В 1870-1880 гг.
бурами уничтожены два вида южноафриканских зебр
- бурчеллова зебра и квагга. В 1914 году в зоопарке
города Цинциннати (США) умер последний
представитель странствующего голубя. Можно было
бы привести большой список животных, находящихся
под угрозой уничтожения. Чудом уцелели
американский бизон и европейский зубр; азиатский
лев сохранился лишь в одном из лесов Индии, где
его осталось всего 150 особей; во Франции с каждым
днём становится всё меньше медведей и хищных
птиц. Принципы комплексной характеристики
состояния загрязнения природной среды Наземные экосистемы, неотъемлемым компонентом которых является и человек, менее изучены и в учебных курсах реже используются как модельные объекты. Это связано со значительно более сложной организацией наземной биоты. Когда мы рассматриваем наземные экосистемы, природные или в значительной степени измененные человеком, количество внутренних и внешних взаимосвязей резко возрастает, источник загрязнения или иного воздействия становится более размытым, а его воздействие идентифицируется труднее, по сравнению с водными экосистемами. Размытыми оказываются и границы экосистем и территорий, подверженных антропогенному воздействию. Однако, именно состояние наземных экосистем, т.е. территории суши, наиболее заметно и существенно влияет на качество нашей жизни. Чистота воздуха, которым мы дышим, продуктов питания и питьевой воды, которые мы потребляем, в конечном счете, связаны с состоянием загрязнения экосистем суши. С середины 50-х годов загрязнение среды приняло глобальные масштабы - в любом месте планеты можно теперь обнаружить токсичные продукты нашей цивилизации: тяжелые металлы, пестициды и другие токсичные органические и неорганические соединения. Потребовалось 20 лет для осознания учеными и правительствами стран мира необходимости создания службы контроля глобального загрязнения природной среды. Под эгидой программы ООН по проблемам окружающей среды (ЮНЕП) было принято решение о создании Глобальной Системы Мониторинга Окружающей Среды (ГСМОС) с координационным центром в г. Найроби (Кения). На первом межправительственном совещании, проходившим в 1974 году в Найроби были приняты основные подходы к созданию комплексного фонового мониторинга. Россия является одной из первых стран мира, на территории которой к середине 80-х годов была создана национальная система комплексного фонового мониторинга Госкомгидромета. Система включает сеть станций комплексного фонового мониторинга (СКФМ), расположенных в биосферных заповедниках, на территории которых проводятся систематические наблюдения за загрязнением природных сред и состоянием животного и растительного мира. Сейчас в России действуют 7 станций фонового мониторинга Федеральной службы России " по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, распложенные в биосферных заповедниках: Приокско-Террасном, Центральнолесном, Воронежском, Астраханском, Кавказском, Баргузинском и Сихотэ-Алинском. На СКФМ проводятся наблюдения за
загрязнением воздуха, осадков, поверхностных
вод, почв, растительности и животных. Эти
наблюдения позволяют оценить изменение фонового
загрязнения среды, т.е. загрязнения, вызванного
не каким-то одним или группой источников, а общее
загрязнение обширной территории, вызванное
суммарным воздействием близких (локальных) и
удаленных источников загрязняющих веществ, а
также общим загрязнением планеты. На базе этих
данных можно составить комплексную
характеристику загрязнения территории. Принципы комплексной характеристики
состояния загрязнения природной среды.
Комплексная характеристика состояния
загрязнения исходит из концепции всестороннего
анализа окружающей среды. Главным и обязательным
условием этой концепции является рассмотрение
всех В связи с этим, выделяют 4 основных
принципа комплексности: При организации долговременного
мониторинга особое внимание уделяется пятому
принципу - унификации методов анализа и контролю
и обеспечению качества данных. Далее мы подробно
охарактеризуем каждый из этих принципов. Попадая в незнакомую местность,
наблюдательный человек, а особенно натуралист,
может по косвенным чертам определить состояние
загрязнения в данной местности. Неестественный
запах, задымленность горизонта, серый
февральский снег, радужная пленка на поверхности
водоема и многие другие черты подскажут
наблюдателю повышенное промышленное
загрязнение местности. В приведенном примере
индикаторами состояния загрязнения местности
являются неживые (абиотические) объекты -
приземный воздух, поверхность снежного покрова и
водоема. Наиболее широко в качестве
абиотического индикатора промышленного
загрязнения территории используется снеговой
по¬кров и метод его изучения - снегомерная съемка
(этому методу будет по¬священо одно из
методических пособий данной серии). Так, известно, что к загрязнению воздуха
в нашей полосе наиболее уязвимой оказывается
сосна. При высоком уровне загрязнения воздуха
окислами серы, азота и другими токсичными
соединениями наблюдается общее осветление
окраски хвои, суховершинность, пожелтение краёв
хвоинок. В подлеске засыхает можжевельник. Через
несколько часов после кислотного дождя края
листьев берёзы желтеют, листья покрываются
серо-жёлтым налётом ил крапинками. При обилии
окислов азота в воздухе на стволах деревьев
бурно развиваются водоросли, при этом исчезают
эпифитные кустистые лишайники и т.д. Наличие
широкопалых раков в водоёме свидетельствует о
высокой чистоте воды. Подбор и использование биоиндикаторов -
целиком в русле эко¬логической науки, а
биоиндикация - интенсивно развивающийся в метод
исследования результатов воздействий. Так,
например, при наблюдениях за качеством воздуха
широко используются различные растения. В лесу, в
каждом ярусе, можно выделить определенные виды
растений, реагирующие по своему на состояние
загрязнения среды. Многосредность
Основные среды (объекты), которые должны быть охвачены при проведении комплексного исследования: воздух, почва (как часть литосферы), поверхностные воды и биота. Загрязнение каждой из этих сред характеризуется по результатам анализов ЗВ в различных объектах в пределах этих сред, выбор которых имеет важное значение для получаемых результатов и выводов. Чтобы получить сведения о загрязнении определенного объекта требуется отобрать пробу для анализа. Основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при выборе объекта и отборе проб охарактеризованы ниже. Атмосфера.
Поверхностные воды.
Литосфера (педосфера).
Биота.
Системность
Основными абиотическими показателями являются: Климатические:
Почвенные: объемный вес почвы, тип и генетические горизонты, механический состав. Все это необходимо исследовать для определения плотности загрязнения и биологической емкости почв. Важно также учитывать аэрированность, дренированность и обводненность почв. Эти показатели характеризуют интенсивность обеззараживания загрязнителей. Например, в анаэробных условиях (без доступа кислорода в почве преобладают восстановительные реакции) и в условиях повышенного увлажнения (признаком чего являются следы оглеения на почвенном профиле) большинство пестицидов и других сложных углеводородов (например полихлорированные бифенилы) довольно быстро разлагаются или пожираются анаэробными микроорганизмами. Биотические параметры: ключевые параметры экосистем собираются для обнаружения эффекта загрязнения и для расчета биогеохимических циклов и транслокаций ЗВ в экосистемах. Основными параметрами являются: продуктивность, опад, суммарная биомасса и фитомасса. Важной характеристикой, которую используют при организации долговременного мониторинга состояния природных экосистем является скорость разложения опада. Разработаны специальные тесты, позволяющие контролировать скорость разложения. При высоком уровне загрязнения скорость разложения опада снижается. Многокомпонентность
В программе ГСМОС выделены основные,
наиболее опасные (приоритетные) загрязнители и
наиболее важные среды для их контроля (табл. 1).
Чем выше класс приоритетности, тем выше их
опасность для биосферы и тем тщательнее
контроль. 1. Вещества, не склонные к накоплению в
природных средах и к переходу из одной среды в
другую (транслокации). Как правило, это
газообразные соединения. Приоритетная среда - почвы и биота.
Примечание: И - импактный, Р - региональный, Б -базовый (глобальный). С чего начать проведение комплексной характеристики загрязнения? Начиная создавать систему местного
мониторинга загрязнений окружающей среды,
следует: Площадные, или неорганизованные,
источники не имеют определенной трубы - ЗВ
выбрасываются по определенной площади. Это
автомобильные и железнодорожные магистрали,
сельхозугодья, на которых применяются удобрения
и пестициды, лесные угодья, которые могут
обрабатываться инсектицидами и дефолиантами. Например, зона воздействия точечного
регионального источника -Мончегорского
горнорудного комбината Северони-кель,
распространяется на территорию более 100 км. В
зоне до 20 км от комбината кислотными осадками
выжжена вся растительность за исключением
наиболее устойчивых мхов, а за¬грязнение почв и,
соответственно, грибов и ягод тяжелыми металлами
распространяется в радиусе 50 км от комбината. Важно также обратить внимание на пути распространения ЗВ. Вещества от источника в окружающую среду могут поступать в виде выброса в атмосферу или сброса в водоток или канализацию. Инвентаризация источников - кропотливая и трудная работа. Однако, успешно проведенная инвентаризация источников обещает половину успеха Вашего начинания. Получить необходимую информацию об источниках и мощности выбросов можно в местных комитетах по экологии. Каждый промышленный объект, выделяющий в окружающую среду продукты своей деятельности, имеет экологический паспорт и обязан провести инвентаризацию источников загрязнения на своей территории. 3) На третьем этапе, используя знания и методики биоиндикации, следует попытаться обнаружить эффекты. 4) Четвертый этап включает комплексное обследование всех сред исходя из имеющихся у вас средств измерений. Здесь на первых порах большую пользу принесут простые планшетные исследования, например снегомерная съемка и анализ проб снега на содержание и состав твердых частиц и концентрацию ионов водорода (рН). После проведенного обследования Вы уже можете судить о степени промышленного и сельскохозяйственного загрязнения Вашей местности и определить наиболее значимые источники загрязнения. 5) После этого можно приступать к подфакельным наблюдениям и организации мониторинга за деятельностью конкретного предприятия, вносящего максимальный вклад в загрязнение Вашей местности. Суть подфакельных наблюдений заключается в том, что по направлению преобладающих ветров на равном удалении от источника закладываются пункты (точки) сбора информации. При этом хорошо сочетать различные методы исследования - химические, биологические (например биоиндикацию), географические и др. На наветреной стороне, на некотором удалении от источника, также необходимо заложить точку наблюдений, которая будет играть роль контрольной точки, но лишь в том случае, если она не располагается на наветреной стороне другого, не менее мощного источника. Сравнивая результаты, полученные по подветреным точкам, находящимся на разном удалении от источника между собой и с контрольной точкой можно наглядно показать влияние данного предприятия на состояние среды и определить зону его воздействия. Конечно, при ограниченных количествах наблюдений вы не сможете воссоздать биогеохимические циклы. Эта задача под силу лишь крупным научным коллективам, однако уже сможете судить об уровне загрязнения и об источниках, вносящих максимальный вклад в загрязнение природной среды Вашей местности. Конечной целью проведения комплексного обследования территории является оценка состояния загрязнения Вашей местности. Оценка включает сравнение уровней загрязнения Вашей местности с другими районами, обычным, фоновым уровнем загрязнения по выбранным загрязняющим веществам и определение силы воздействия и соответствия качества сред принятым предельно допустимым нормам. К сожалению, экологические нормы в полной мере не разработаны и часто приходится использовать лишь санитарно-гигиенические нормы, приведенные в списке дополнительной литературы . С фоновыми уровнями Вы можете ознакомится в местных СЭС, комитетах экологи и в ежегодниках Росгидромета. Использованная литература:
Экологический мониторинг – это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими с ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами. Виды мониторинга : – в зависимости от масштабов системы мониторинга – глобальный, национальный, региональный, локальный ; – от уровня измененности человеком окружающей среды – фоновый и импактный ; – от объекта мониторинга – собственно экологический, воздуха, вод, земли, животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический ; – мониторинг развития , основывающийся на показателях демографических, экологических, социальных и экономических. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» использует только два понятия: 1) мониторинг окружающей среды – комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза его изменений под воздействием природных и антропогенных факторов; 2) государственный экологический мониторинг – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти и ее субъектов. Цели государственного экологического мониторинга (ст. 63): – наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия; – наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду; – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Субъекты экологического мониторинга – органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные организации. Экологический мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров бюро, обсерваторий. Значительная часть наблюдательной сети функционирует в рамках Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов. Объекты экологического мониторинга – это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий; виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства, способные оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье людей; обладающие особым правовым статусом территории и объекты. Решения органов государственного и муниципального управления, направленные на нормализацию экологической обстановки, обеспечение экологической безопасности и экологического благополучия населения должны быть адекватны этой обстановке. Обоснованность и оперативность этих решений определяется наличием объективной и своевременной информации о текущей и прогнозируемой экологической обстановке. Под экологической безопасностью понимают состояние, при котором обеспечена защищенность интересов личности, общества, природы и государства от любых угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Механизмом, обеспечивающим вскрытие реальных взаимосвязей источников деформации окружающей природной среды, условий проживания и состояния здоровья населения, является система мониторинга. Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) - это комплексная система выполняемых по научно обоснованным программам взаимосвязанных работ по регулярному наблюдению за состоянием окружающей среды, оценке и прогнозу её изменений под влиянием естественных и антропогенных факторов. Основной задачей экологического мониторинга является предоставление органам государственной власти и местного самоуправления, организациям и гражданам своевременной, регулярной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее влиянии на здоровье населения, а также прогнозов изменения экологической обстановки, для разработки и реализации мер по оздоровлению природной среды и обеспечению экологической безопасности. Данные мониторинга являются основой информационной поддержки принятия решений, расстановки приоритетов в области природоохранной деятельности с целью выработки экономической политики, адекватно учитывающей экологические факторы. Система экологического мониторинга представляет собой совокупность взаимно увязанных нормативно-правовых актов, структур управления, научных организаций и предприятий, технических и информационных средств. Объектами экологического мониторинга являются: - компоненты природной среды - земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, уровни радиационного и энергетического загрязнения, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; - природные объекты - естественные экологические системы, природные ландшафты и составляющие их элементы; - природно-антропогенные объекты - природные объекты, преобразованные в процессе хозяйственной деятельности или объекты, созданные человеком и имеющие рекреационное и защитное значение; - источники антропогенного воздействия на природную среду, включая потенциально опасные объекты. Поскольку информация о состоянии окружающей природной среды в первую очередь используется для оценки влияния среды обитания на состояние здоровья населения, часто в число объектов мониторинга включают также и группы населения , испытывающие воздействие факторов окружающей среды. Мониторинг природных сред и объектов осуществляется на различных уровнях: Глобальном (по международным программам и проектам); Федеральном (для территории России в целом); Территориальном (в пределах территории соответствующих субъектов Российской Федерации); Локальном (в пределах природно-техногенной системы, находящейся в пользовании у природопользователя, получившего лицензию на тот или иной вид деятельности). Задачей глобального мониторинга является обеспечение наблюдений, контроля и прогноза изменений в биосфере в целом. Поэтому его ещё называют биосферным или фоновым мониторингом. Разработка и координация глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) осуществляется ЮНЕП и Всемирной метеорологической организацией в рамках различных международных программ и проектов. Основными целями этих программ являются: Оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат; Оценка загрязнения Мирового океана и влияния загрязнения на морские экосистемы и биосферу; Оценка критических проблем, возникающих в связи с сельскохозяйственной деятельностью и землепользованием; Создание международной системы предупреждения о стихийных бедствиях. Станции комплексного фонового мониторинга РФ расположены в 6 биосферных заповедниках и являются частью глобальных международных наблюдательных сетей. При выполнении программ глобального мониторинга особое место занимает наблюдение за состоянием окружающей среды из космоса. Системы космического дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) позволяют получать уникальную информацию о функционировании различных экосистем на региональном и глобальном уровнях, о последствиях стихийных бедствий и экологических катастроф. Примером программы глобального мониторинга может служить система Environmental Observation System (EOS), реализуемая в США. В ее основе лежит обработка данных, получаемых с трех спутников, оснащенных видеоспектрометрами, радиометрами, лидарами, радиовысотомерами и другой аппаратурой. Государственный экологический мониторинг в РФ осуществляется за состоянием атмосферного воздуха, водных объектов, объектов животного мира, лесов, геологической среды, земли, особо охраняемых природных территории, а также за источниками антропогенного воздействия. Наблюдение, оценка и прогноз состояния отдельных компонентов природной среды и источников антропогенного воздействия осуществляют в рамках соответствующей функциональной подсистемы экологического мониторинга. Организация мониторинга в рамках функциональной подсистемы возлагается на соответствующие специально уполномоченные Правительством РФ федеральные ведомства. Функциональные подсистемы мониторинга состояния атмосферного воздуха, загрязнения почв, поверхностных вод суши и морской среды (в составе мониторинга поверхностных водных объектов) объединены в Государственную службу наблюдения за загрязнением окружающей природной среды(ГСН), действующую в России уже больше четверти века. Ее организационную основу составляет система мониторинга Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу природной среды (Росгидромет), в состав которой входят территориальные органы (управления) и наблюдательная сеть, состоящая из стационарных и передвижных постов, станций, лабораторий и центров обработки информации. Система мониторинга Росгидромета предоставляет основной объем информации о состоянии и загрязнении природной среды на территории РФ. Обобщенные данные, полученные Государственной службой наблюдений, публикуются в ежегодном Государственном докладе о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения РФ. В настоящее время система мониторинга Росгидромета осуществляет наблюдение: За состоянием загрязнения атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах; За состоянием загрязнения почв пестицидами и тяжелыми металлами; За состоянием поверхностных вод суши и морей; За трансграничным переносом загрязняющих веществ в атмосфере; За химическим составом, кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова; за фоновым загрязнением атмосферы; За радиоактивным загрязнением природной среды. Весь комплекс работ в ГСН, начиная с планирования расположения наблюдательной сети и кончая алгоритмами обработки информации, регламентируется соответствующими нормативно-методическими документами. Следует более подробно охарактеризовать Государственную системумониторинга загрязнения атмосферы . Наблюдения за уровнем загрязнения воздуха в городах и промышленных центрах России выполняют территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Совместно с организациями Росгидромета наблюдения осуществляются органами санитарно-эпидемиологического надзора и другими ведомствами, имеющими лицензию Росгидромета. Наблюдения производятся на стационарных, маршрутных и передвижных постах по полной программе 4 раза в сутки или по сокращенной - 3 раза в сутки. Перечень подлежащих контролю загрязняющих веществ устанавливается с учётом объёма и состава выбросов для каждого района в результате предварительного обследования. Определяются концентрации как основных для всех территорий загрязнителей (взвешенные вещества, оксид углерода, оксид и диоксид азота, диоксид серы), так и специфических для отдельных территорий веществ (аммиак, формальдегид, фенол, сероводород, сероуглерод, фтористый водород, акролеин, бенз(а)пирен, тяжелые металлы, ароматические углеводороды и др.). Одновременно с отборами проб воздуха проводится определение метеорологических параметров: направления и скорости ветра, температуры и влажности воздуха, состояния погоды, а также уровня гамма-фона. Сбор и обработка результатов большинства анализов осуществляется в течение суток. В случае неблагоприятных для рассеивания загрязняющих веществ метеоусловий на наиболее крупные предприятия региона передаются так называемые «штормовые предупреждения» для проведения мероприятий по временному сокращению выбросов. Экологический мониторинг на территориальном уровне включает следующие виды наблюдений: - мониторинг эмиссий - мониторинг источника (или вида деятельности), осуществляющего отрицательное воздействие на окружающую природную среду (выделение загрязняющих веществ, электромагнитное излучение, шум и т.п.); - импактный мониторинг – наблюдения завоздействием на окружающую природную среду, связанные с контролем определенного источника или вида антропогенной деятельности (в частности, мониторинг зон прямого воздействия); - мониторинг природной среды и экосистем - наблюдения за состоянием компонентов природной среды, природных ресурсов, природно-технических систем, природных комплексов, биообъектов и экосистем, а также за антропогенными воздействиями на них всей совокупности действующих источников и видов деятельности (мониторинг антропогенного фона). На территориальном уровне особую важность приобретает мониторинг источников загрязнения окружающей среды и зон их прямого влияния . Этот вид мониторинга, в отличие от всех других, непосредственно связан с управлением источниками загрязнений и обеспечением экологической безопасности населения. Объектами мониторинга являются источники поступления загрязнений в окружающую среду, принадлежащие промышленным, сельскохозяйственным, транспортным и другим предприятиям, а также места размещения (складирования, захоронения) токсичных отходов. Мониторинг реализуется в рамках полномочий природоохранных органов по государственному экологическому контролю и осуществляется в виде целевых инспекционных проверок отдельных предприятий, комплексных проверок (города, предприятия). Количество таких инспекционных проверок ограничено (1-2 в год). Инструментальный контроль ведет технологическая инспекция по контролю за источниками загрязнений с анализом проб в стационарных условиях и в передвижных лабораториях. Основной объем наблюдений за источниками реализуется в рамках производственного экологического контроля . Схема организации мониторинга источников загрязнений показана на рис.10.1. Управление качеством окружающей среды заключается в воздействии на природопользователей таким образом, чтобы характеристики качества среды приближались к эталону, характеризующемуся соответствующими нормативами. Управляющие воздействия в этой системе могут быть следующих видов: Рис.10.1. Схема организации мониторинга источника воздействия Изменение нормативов платы за природопользование, нормативов ПДВ, ПДС; принудительное изменение технологического процесса; Изменение географического положения техногенного объекта (вплоть до выноса производства из города); Изменение связей между объектами. Периодичность управляющих воздействий лежит в широком диапазоне - от нескольких лет (при плановом установлении нормативов ПДВ и ПДС) до нескольких часов (при возникновении нештатных ситуаций или при неблагоприятных метеоусловиях). Таким образом, система мониторинга – это инструмент для получения необходимой информации. Какова будет её действенность, зависит от правового обеспечения и последовательности органов исполнительной власти в его применении. Экологический контроль С целью обеспечения соблюдения требований охраны окружающей среды, норм, правил и государственных стандартов в области охраны окружающей среды субъектами хозяйственной и иной деятельности, оказывающими негативное воздействие на природную среду, реализуется система экологического контроля. Экологический контроль - это система мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Функционирование системы экологического контроля является важнейшим условием обеспечения экологической безопасности. В Российской Федерации осуществляются государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Организация государственного экологического контроля возложена на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодательством запрещается совмещение функций государственною контроля в области охраны окружающей среды и функций управления в области хозяйственного использования природных ресурсов. Государственный экологический контроль реализуется путем проверок любых организаций и предприятий, независимо от форм собственности, государственными инспекторами в области охраны окружающей среды. Полные проверки охватывают весь круг вопросов, связанных с природоохранной деятельностью. Во время проведения целевых проверок контролируются отдельные вопросы природоохранной деятельности (работа газо- и водоочистных сооружений, состояние свалок, шламонакопителей, реализация плана природоохранных мероприятий, выполнение ранее выданных предписаний). К целевым проверкам относятся также надзор за ходом строительства и реконструкции объектов, обследование предприятий по заявлениям и обращениям граждан. Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей имеют широкие права и полномочия - от выдачи предписаний юридическим лицам по устранению экологических правонарушений до приостановления деятельности предприятий при нарушении ими природоохранного законодательства. Производственный экологический контроль осуществляется хозяйствующими субъектами, оказывающими или способными оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды. Производственный экологический контроль ограничен рамками технологического производственного цикла и имеет своей целью подтверждение соблюдения предприятием – природопользователем установленных экологических стандартов, нормативов и правил, а также выполнения мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов. Эта цель достигается при условии организации эффективного непрерывного контроля установленных показателей по каждому источнику прямого воздействия на окружающую среду, с которым связан экологический риск для окружающей среды (в результате нарушения технологического процесса, отступления от расчетного режима эксплуатации оборудования, техногенных аварий и катастроф). В силу несовершенства существующих методов контроля загрязнителей, оценки их токсичности, распространения в окружающей среде не исключается возможность проявления негативных изменений природных сред под влиянием данного предприятия. С учетом этого законодательством предусмотрена обязанность предприятия-природопользователя по организации контроля качества природных сред в зоне его прямого влияния (локальный экологический мониторинг). Производственный экологический контроль решает следующие задачи: Контроль выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, водопотребления и водоотведения непосредственно на границах технологического процесса (источники выбросов, сбросов) для оценки соблюдения нормативов ПДВ, ПДС и эффективности регулирования выбросов в атмосферу в особо неблагоприятных метеоусловиях (НМУ); Контроль режима работы технологического и вспомогательного природоохранного оборудования и объектов, связанных с образованием, выделением и улавливанием загрязняющих веществ, образованием и складированием отходов; оценка экологической безопасности продукции; Основными объектами производственного экологического контроля являются: Сырье, материалы, реагенты, препараты, используемые в производстве; Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; Источники сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, системы канализации и водоотведения; Системы очистки отходящих газов; Системы очистки сточных вод; Системы оборотного водоснабжения; Хранилища и склады сырья и материалов; Объекты размещения и обезвреживания отходов; Готовая продукция. В ряде случаев в сферу производственного экологического контроля включаются отдельные природные объекты (контроль теплового и химического загрязнения водоемов и водотоков, грунтовых вод). Контроль опасных отходов организуется на всех этапах обращения с ними: при образовании отходов, их накоплении, транспортировке, переработке и обезвреживании, захоронении, а также после захоронения путем наблюдения мест захоронений. Производственный экологический контроль осуществляется службой охраны окружающей среды. Лаборатории, реализующие функции производственного экологического контроля на предприятии, должны быть аккредитованы и иметь соответствующие лицензии. Подлежащие контролю источники выбросов вредных веществ в атмосферу и сброса сточных вод в водные объекты определяют на основе установленных нормативов ПДВ и ПДС, а также данных статистической отчетности. Количество источников выбросов и сбросов, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, и график контроля предприятия и организации-природопользователи ежегодно согласовывают с территориальными подразделениями федеральных уполномоченных органов. В планах-графиках указываются точки отбора проб, периодичность отбора и перечень контролируемых ингредиентов. Перечень наиболее опасных загрязняющих атмосферу веществ, подлежащих контролю на источниках, составляют вещества из трех групп: основные (пыль, оксид углерода, оксид и диоксид азота, диоксид серы); вещества первого класса опасности; вещества, для которых по данным наблюдений на контролируемой территории зарегистрирована концентрация более 5 ПДК. Основным методом контроля выбросов в атмосферу, сброса сточных вод должны быть прямые инструментальные измерения. Оптимальный объем приборного контроля устанавливается с учетом особенностей технологического режима. Для крупных (основных) источников загрязнения должна быть предусмотрена организация непрерывного автоматического контроля выбросов (сбросов). Общественный экологический контроль осуществляется с целью реализации прав каждого человека на благоприятную окружающую среду и предотвращения экологических правонарушений. В общественном экологическом контроле участвуют общественные и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане в соответствии с законодательством Российской Федерации. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти и местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению. 10.5.Контрольные вопросы 1.Что понимают под «презумпцией экологической опасности» хозяйственной деятельности? Какими законодательными актами она установлена? 2.В каких случаях производится ОВОС? 3.Что является предметом государственной экологической экспертизы? 4.Что такое экологический аудит? Что относится к нормативам качества окружающей среды? Приведите пример норматива качества окружающей среды. 5.Что такое экологический аудит? Что относится к нормативам качества окружающей среды? Приведите пример норматива качества окружающей среды. 6.Что относится к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду? 7.Что такое экологическая безопасность? 8.Сформулируйте содержание и предмет экологического мониторинга. 9.Уровни, направления и виды экологического мониторинга. 10.Чем определяется «эталон среды» в системе экологического мониторинга? 11.Как организуется мониторинг источников антропогенного воздействия? 12.Каковы задачи производственного экологического контроля? 13.Что такое государственный экологический контроль? Как он осуществляется? 14.В чем отличие экологического контроля от экологического аудита? |
Популярное:
Новое
- Иосиф Сталин: достижения политические и экономические, вклад в историю Кто такой сталин для детей
- Примеры сильных и слабых кислот и оснований Сильным электролитом является co2 o2 h2s h2so4
- Обособленное приложение: пример
- Явление фазы луны результат затмения
- Толковая библия лопухина - лучшее толкование библии
- Кислотно-щелочной баланс организма – рН
- Известные события произошедшие 12 сентября
- Правила вычисления производных
- Иван III – Государь всея Руси
- Первые металлургические мануфактуры тульского края Где появились первые металлургические заводы