Главная - Гудмен Линда
Система экологического образования. Непрерывное экологическое образование учащихся в условиях сельской школы Как вы понимаете непрерывное эколого природоохранное образование

С.А. Фоменко МОУ ДОД ЦЭВД, г. Стрежевой
На каждом новом этапе развития человечества возникает необходимость в воспитании экологически грамотного гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества непрерывно связана с историей природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования.
Экологическое образование должно стать непрерывным процессом обучения, воспитания и развития личности, направленным на формирование системы научных и практических знаний, умений обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде и здоровью.
Особая роль в реализации непрерывного экологического образования принадлежит учреждениям до-полнительного образования, так как именно они обладают гибкой системой, быстро реагирующей на изменения индивидуальных и образовательных потребностей детей. Здесь удается создать условия для проявления и развития индивидуальных способностей учащихся, когда знания, полученные в школе, становятся личностно-значимыми: оказать помощь в социальном самоопределении, в практической подготовке школьников к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
В Центре экологического воспитания детей г. Стрежевого создана модель непрерывного экологического образования подрастающего поколения, реализация которой поэтапно формирует экологическую культуру ребенка, включающую в себя: - дошкольное экологическое образование воспитанников детских садов;
экологическое образование учащихся 1-4-х классов, так называемая "Школа раннего развития";
экологическое образование учащихся 5-8-х классов - "Школа выбора";
экологическое образование учащихся 9-11-х классов - "Творческая лаборатория".
Цель системы непрерывного экологического воспитания и образования - формирование ответственного отношения каждого человека к окружающей среде и обучение навыкам компетентного приятия решений в процессе природопользования.
Педагогические задачи экологического образования:
обучение знаниям о взаимосвязи природы общества и человека;
формирование практических умений в разрешении экологических проблем;
воспитание и выработка ценностной ориентации, мотивов, потребностей и привычек, активной деятельности по охране окружающей среды;
развитие способности анализировать экологические ситуации и оценивать состояние окружающей среды.
Именно систематическая и целенаправленная исследовательская деятельность учащихся расширяет их кругозор, формирует практические навыки и развивает творческие умения, помогает лучше понять практическую значимость приобретаемых знаний, вызывает устойчивый интерес к занятиям, а так же значительно улучшает познавательную деятельность.
Дошкольный и младший школьный возраст рассматривается как период накопления знаний об ок-
ружающем мире на основе эмоционального восприятия природы.
С этой целью реализуются такие образовательные программы, как: "Природа наш дом", "Природа глазами души", "Юные натуралисты", "Юные экологи", "Валеология", КВД "Изюминка".
В дошкольном возрасте и в начальной школе эмоциональному развитию детей способствуют экскурсии, игры, творческие задания, связанные с лепкой, рисованием, поделками, чтением сказок, сочинением сказок и рассказов на экологическую тему.
При экологическом образовании и воспитании детей этого возраста осуществляется единство учебы, игры и труда. Это способствует выработке у учащихся умений выражать свою точку зрения, отстаивать ее в дискуссии. В процессе реализации этих программ большое внимание уделяется работе учащихся со специальной литературой под руководством преподавателей, освоению различных методик исследования, приобретается опыт выступления перед аудиторией.
Действует городская экологическая конференция исследовательских проектов "Первые шаги в мир науки" ориентированная на учащихся младшего и среднего звена школ города и воспитанников центра. Тематика работ отличается большим разнообразием: "Влияние моющих и чистящих средств на чистоту посуды", "Особенности атмосферного дыхания аквариумных рыбок", "Березкины слезки", "Влияние состава почвы на рост растений", "Контейнерные композиции в интерьере школьного коридора", "Влияние разных стилей музыки на животных" и т.д.
Для учащихся среднего звена (5-8-е классы) разработаны программы: "Цветоводство - растениеводство", "Цветоводство", "Ландшафтная архитектура", "Фитодизайн интерьера", "Фенологи", "Кактусоводы", "Орнитологи", "Микробиологи", "Зоологи", "Аквариумисты", "Помоги себе сам", "Чудеса природы", "Валеология", "Час занимательной Биологии", "Час занимательной Зоологии", пресс-клуб "Экологический вестник", театр цветов "Фея".
Учащиеся занимаются в различных объединениях экологического направления по интересам, углубляя и расширяя свои знания в конкретных областях: цветоводстве, овощеводстве, аранжировке и фитодизайне, микробиологии, зоологии, аквариумистике, краеведении, здоровье человека и т.д.
Занятия объединений проводятся на базе теплиц отдела растениеводства, в которых собрана коллекция экзотических растений, на опытническом участке расположен дендрарий с акклиматизированными деревьями и кустарниками 39 видов.
Зоологический отдел располагает выставочными залами: "Аквариумное рыбоводство" (более 60 видов рыб), "Террариум" (34 вида животных), "Декоративное птицеводство" (20 видов птиц), а также богатым гербарным материалом и энтомологическими коллекциями.
Программы, по замыслу авторов, призваны не только развивать знания о взаимодействии человека и природы, но и способствовать развитию эмоциональной и волевой сферы ребенка. Для этого используются задания, ориентированные на личность учащегося и вызывающие его сопереживание, восхищение, тревожные чувства, связанные с состоянием окружающей среды.
Формирование экологической культуры у школь- ников старшего возраста (9-11-е классы) осуществляется исходя из того, что в старших классах проис-ходит обобщение экологических знаний о предметах историко-обществоведческого и естественно-научного циклов. Важно соотнести полученные знания об экологических проблемах области с национальными и глобальными проблемами, выявить их общие черты и особенности, сопоставить общечеловеческие ценности с ценностными ориентациями учащихся.
На третьей ступени экологического образования реализуются: программа "Школа экологических знаний" и индивидуальные консультации с членами научного общества учащихся.
Главная задача данных программ - воспитание экологической ответственности у учащихся. Связь человека с природой и воздействие его на окружающий мир раскрывается с помощью таких понятий, как "ценность природы", "антропогенный фактор", "мо-ниторинг", "экологическая проблема".
Преимущество отдается комплексным экологическим экспедициям, рейдам, походам, т.к. одним из условий реализации непрерывного экологического образования является взаимосвязь теоретической и практической работы по изучению окружающей среды.
Нужно отметить, что на всех ступенях экологического образования неотъемлемым компонентом является опытническая и исследовательская работа как основное средство активизации познавательной деятельности учащихся и формирования экологического мышления.
Учащиеся 9-11-х классов, входящие в "Научное общество учащихся", все чаще и чаще при написании научно-исследовательских работ обращаются к социальным проблемам своего города, разрабатывая темы: "Проблемы озеленения г. Стрежевого", "Окружающая среда и здоровье жителей г. Стрежевого", "Городская среда - как среда обитания человека" и др.
Одновременно с этим для работы на учебно-опытническом участке составляются проекты практической направленности. Так в течение 5 последних лет реализован проект "Выращивание сирени виргинской из семян в условиях Крайнего Севера". Жителям города и организациям передано более тысячи саженцев.
В августе 2005 г. совместно с городской станцией туристов нами был организован выездной летний экологический лагерь в устье реки Стерлядка (приток р. Обь, Александровский район), а в июле 2006 г. организованна выездная экспедиция на озеро Голубое. По итогам экспедиций проведен качественный и количественный анализ болезней древесных пород, видового состава, численности и проективного покрытия травянистых растений и лишайников. Собраны гер- барные экземпляры растений, составлены паспорта водных объектов, проведена паспортизация муравейников, очищена от мусора прибрежная территория. Практические навыки и знания, полученные учащимися в процессе подготовки и проведения полевых экологических экспедиций, как нельзя лучше отвечают целям школьного и дополнительного образования.
Внедрение опытно-исследовательской работы в организацию учебного процесса потребовало от педагогов Центра пересмотреть содержание образовательных программ и сделать упор на практическую деятельность, в результате этого от 30 до 50% учебного времени уделяется практическим занятиям, наблюдениям, опытнической работе.

Разделы: Внеклассная работа

В мире, где мы живем и трудимся, идет неизменный процесс интеграции знаний, охватывающий все науки о природе и человеке. Однако, знания, получаемые учащимися в школе на протяжении всех лет обучения, представляются в разобщенном виде, не связанные между собой общими законами. Отсюда неумение школьников соединять получаемые знания в сознании и сделать так, чтобы каждый момент получения знаний был одновременно формированием целостной картины представлений о природе. Вопрос обеспечения непрерывного экологического образования учащихся способствует реализации идей интегрированного подхода к преподаванию предметов естественно-математического цикла.

Вопросы, связанные с воспитанием экологически грамотной личности могут успешно решаться не усилиями отдельных педагогов-энтузиастов, а только систематической работой всего педагогического коллектива на межпредметной основе, органически включаясь во все элементы учебно-воспитательного процесса в школе. В связи с этим с 1997 года в школе создана творческая группа учителей естественно-математического цикла. Цели и задачи работы нашей творческой группы по развитию экологической культуры у школьников исходят из задач работы школы, в которой приоритетным является эколого-краеведческое направление в воспитании и обучении.

В условиях сельской школы актуальность данного опыта очевидна. Малокомплектность классов, более высокий коэффициент сплоченности коллектива сельских школьников по сравнению с городскими, большие возможности практических полевых исследований, удобство ведений фенологических наблюдений создают благоприятные условия для организации целенаправленного воспитательного воздействие на личность ученика с целью повышения уровня его экологической культуры.

Цель педагогической деятельности: формирование экологической грамотности и культуры личности, воспитание чувства ответственности у учащихся для решения экологических проблем через единство воспитательной и образовательной деятельности.

В организации работы по развитию экологической культуры, мы придерживаемся следующих определений этого понятия в методической литературе.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура по мнению А.Н. Захлебного – это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.

Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

  • интерес к природе;
  • знания о природе и ее охране;
  • эстетические и нравственные чувства к природе;
  • позитивная деятельность в природе;
  • мотивы, определяющие поступки детей в природе.

В своей работе творческая группа придерживается идеи того, что экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания , основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в школьном возрасте, являются:

Основные направления и виды деятельности.

Наши дети посещают детский сад «Солнышко», одним из направлений воспитательной работы – является экологическое.

  • Экологизация предметов естественно – математического цикла, на всех ступенях образования
  • Значимая часть в организации непрерывного экологического образования учащихся творческая группа отводит внеурочной и внеклассной работе по природоохранным мероприятиям. Работа строится на основе авторской программы «Экологического воспитания учащихся по внеклассной работе».

Основные этапы реализации данной программы:

Занятия в кружках:

1. Знатоки родного края – Гайтанова Н.Н.
На занятиях объединения «Знатоки родного края» реализуется программа География Гусь-Хрустального района, целью которой является развитие интереса учащихся к истории и географии и экологии своего района, города, деревни, формирование у них знаний об особенностях природы, хозяйства, населения, об антропогенном воздействии человека на природу.

2. Юный эколог – Крылова Т.В.
На занятиях объединения «Юный эколог» реализуется программа юные экологи родного края с целью воспитания у детей убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и путях рационального использования.

3. Мой друг, компьютер – Русакова С.Л.
На занятиях объединения «Мой друг, компьютер» внедряется применение ИКТ в системе непрерывного экологического образования, что способствует быстрой адаптации учащихся к трудовой деятельности в условиях современного информационного общества.

4. БИГ (биология + информатика + география).
На занятиях объединения интегрируются знания учащихся, полученные на уроках географии, информатики и физики.
Руководители: Гайтанова Н.Н., Русакова С.Л., Крылова Т.В.

Некоторые формы проведения внеурочных занятий

1. Организация экскурсий для учащихся начальной школы.

Например. Экскурсия с целью знакомства с природой и жизнью леса, луга, пойма реки, населяющими их насекомыми, животными и птицами; пропаганды охраны природы;

Первая остановка. Руку дружбы – природе.
Вторая остановка. Дети – дозорные природы.
Третья остановка. Защитим пернатое племя.
Четвертая остановка. В лесу родилась елочка.
Пятая остановка. Золотой луг.

2. Организация экскурсий и занятий в школьной комнате боевой славы и краеведческого уголка.

3. Проводятся мероприятия под общим названием «Час открытых дверей в кабинете физики и химии». Это мероприятия, проводимые учителями или учащимися старших классов для учащихся среднего звена. Их содержание составляют занимательные истории, опыты, викторины, фокусы, стихи, сценки, связанный с физикой, химией, биологией, экологией (Зимняя сказка, В защиту природы, Путешествие по временам года).

4. Традиционное ежегодное проведение экологического марафона. Данный проект представляет собой комплексную программу – цикл творческой экологически-ориентированной деятельности учащихся. Проект решает такие задачи, как:

  • пробуждение в юных интереса к окружающему миру;
  • информирование школьников об экологической ситуации в районе;
  • распространение экологических связей;
  • объединение школьников для решения экологических проблем.

Заключительным этапом марафона является заседание КОАППа. (Приложение 1 )

5. Организация школьной экологической тропы. Цель создания – организация учебной и просветительской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания грамотной культуры поведения человека в окружающей среде. Остановки:
«Речка Гром-Платина», болотце, березовая роща, родники и источники чистой питьевой воды, лесопосадка, спас-Преображенский храм.

6. Работа по созданию школьного лесничества.
Немаловажным шагом в развитии экологической культуры являются наблюдения в природе. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка – все это приятно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного песка и чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками».
При организации наблюдений в природе мы пользуемся обобщенной схемой обследования предмета.

Примерная схема наблюдения животного

1) Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделить отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
2) Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравнить с уже известным однотипным животным, отличая и сходство, и различия.
3) Особенности и роль данного животного в жизни человека.
4) Интерпретировать воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.

7. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Темы исследовательских работ, выполненные учащимися.

  • Исследование погоды по народным приметам.
  • Флора и фауна НП «Мещера»
  • Презентация проекта «Птицы – краснокнижники НП «Мещера»
  • Зимородок – птица года.
  • Флаг, герб и гимн – гордость Российского народа.
  • Славься край своими сынами.
  • Есть женщины в русских селеньях.
  • История храма Преображенье.
  • НП «Мещера».
  • Исследование видов лекарственных растений в окрестности деревни Аксеново.
  • Устойчивость растений на биогумусе и гумистаре к химическим препаратам.
  • Исследование муравейников в окрестности деревень Маслиха, Красный Октябрь, Цикуль.
  • Антропогенное влияние на численность муравейников.

8. Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края сочетается с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив, прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников, охраной муравейников, подкормкой птиц.

Участие в трудовых акциях:

  • Мусору – вторая жизнь.
  • Зеленая стрела.
  • Помоги птицам.
  • Сохраним нашу землю голубой и зеленой.

По-видимому, теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И тем не менее люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей… Так что задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Противоречия между обществом и природой сейчас достигли не просто большой остроты, но и перешли в качественно новую фазу: дальнейшее наращивание антропогенных нагрузок может подорвать естественную основу жизни на планете, привести к гибели человека как биологического вида. Только раннее формирование правильного, научно осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их. Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Приложение 2 . Отчет о проведении «Марша парков-2008»

14 Высшее образование в России № 7, 2005

В. ПОПОВ, профессор, проректор В. ТОМАКОВ, доцент Курский государственный технический университет

Экологическая подготовка в вузе должна быть непрерывной. Требование непрерывности обусловлено сложностью современных экологических проблем. Поэтому необходимо вести как общую экологическую подготовку студентов, так и специально-ориентированную. Только тогда можно привить студентам - будущим специалистам - навык принимать соответствующие технические, управленческие, экономические решения не от случая к случаю, а постоянно.

Система общей подготовки, определенная ГОС, подразумевает, нарядус усилением в программах дисциплин гуманитарносоциально-экономического цикла, изучение методических, философскихи экономических аспектов охраны окружающей среды и рационального природопользования. Однако, соблюдая принцип непрерывности экологического образования, нельзя ограничиваться одной теорией, т.е. дисциплиной «Экология» в том виде, в каком она предложена ГОС инженерных специальностей.

Необходимо соединение этой дисциплины с техническими, профессиональными предметами, т.е. следует вводить специально-ориентированную экологическую дисциплину.

Для достижения поставленной цели необходимо:

■ дать студентам цельное и прочное представление об окружающей среде, но не о мире в целом, а о той его части, которая связана с избранной специальностью;

■ научить студентов проектировать, создавать и применять щадящие природу (окружающую среду) технологии.

Выдвигались и продолжают выдвигаться идеи и мысли - распределить часть проблем специально-ориентированной экологической подготовки по профессиональным

Непрерывное

экологическое

образование

дисциплинам. Однако, если равномерно распределить материал по тем или иным учебным планам специальностей, может создаться впечатление второстепенности проблемы, и разделы сами собой исчезнут из рассмотрения. Задача непрерывности достигнута не будет.

Но главное заключается в том, что ны-нешнеевидениедисциплины «Экология» со стороны консервативного преподавательского корпуса выпускающих кафедр создало впечатление, что экологическая подготовка инженеров обеспечена. Это опасная иллюзия, осложняющаяся смешением экологических и природоохранных понятий и представлений: «Экология» и «Охрана окружающей среды» (или «Промышленная экология») отнюдь не синонимы. «Экология» - классическая естественная наука на биологической базе, а «Охрана окружающей среды» - инженерная дисциплина, определяющая решение экологических проблем путем внедрения в производство инженерных методов и средств защиты окружающей среды.

Суть состоит в том, что, преподавая экологические дисциплины, нельзя ограничиваться одной теорией. Их содержание должно быть увязано с реальными производственными, жизненными ситуациями.

Исходя из этой формулировки, роль высшей технической школы в вопросах охраны окружающей среды будет зависеть от того, насколько эффективно - с учетом интересов населения региона - решаются внутренние экологические проблемы, вытекающие из глобальных проблем и специфики их проявления в конкретных условиях. Стратегия экологизации технического образования в региональных технических вузах должна строиться на научных и образовательных программах местного

Обсуждаем проблему

уровня с практической реализацией результатов.

В КурскГТУ ведется как общая экологическая подготовка студентов, так и специально-ориентированная.

С 1995 года по 2002 год в рамках инженерных специальностей была введена модель образовательной программы, построенная на принципах непрерывности и ориентации. Задача программы - подготовить специалиста, способного реализовать приоритеты безопасности и ориентироваться в своей производственной деятельности на принятие правильных технических и организационных решений.

Непрерывность в этой модели обеспечивалась тем, что базовые знания по общим вопросам закладывались в курсах «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности», а развивались и углублялись в курсах «Промышленная экология», «Защита в чрезвычайных ситуациях»,ориентированных на каждую конкретную группу инженерных специальностей (строительство, машиностроение, транспорт и пр.). Они были введены в 8 и 9 семестрах параллельно с основными профилирующими дисциплинами, т.е. когда у студента сформировалось представление о технике и технологиях.

Нами было предложено строить преподавание экологии, базируясь на системноориентированном подходе. Это позволило уйти от описательного характера изложения основ экологии и поставить задачу формирования непротиворечивого мировоззрения относительно как глобальных, так и региональных проблем, а также процессов формирования условий жизнедеятельности человека как одного из участников жизни биосферы. Биологические аспекты при этом сохранились и широко используются в учебном процессе с учетом специфики специальности.

На кафедре «Охрана труда и окружающей среды» разработаны и реализованы различные варианты преподавания экологии, например, в инженерном аспекте дифференцированно по инженерным специаль-

ностям. Другой пример: для будущих менеджеров прежде всего интересен управленческий аспект применительно к решению проблем экологии. Поэтому разработан курс экологии, который дает будущему менеджеру представление о конкурентоспособности продукции предприятия, осуществляющего экологические мероприятия. Такой подход полностью согласуется с сертификационной системой продукции, которая в настоящее время разрабатывается рядом общеевропейских программ и организаций, например, в рамках Совета Европы.

В настоящее время нами реализуется вторая модель. Каким образом она появилась и в чем ее существенной отличие?

В результате наших социологических исследований выявлено: состояние окружающей среды в условиях проживания - лучший пример и средство формирования у студентов понимания существа экологических проблем и положительного отношения к окружающей среде.

Поэтому решением ученого совета была введена дисциплина «Экология Курского края». Задачи - рассмотреть состояние окружающей среды, источники негативного воздействия на нее и затем, на этой практической, жизненной базе определить существующие природоохранные мероприятия и те, которые могут быть использованы в тех или иных отраслях экономики. К примеру, основы «Промышленной экологии» преподаются через представление реальной картины экологического состояния среды жизнедеятельности нашей области.

Такой подход стал возможен благодаря тому, что нами был накоплен опыт преподавания экологии как прагматической науки, позволяющей привить определённые умения и навыки будущим специалистам, что требует от учебного процесса выделения тех типовых профессиональных задач, которые должен решать специалист в своей будущей деятельности.

В результате освоения материала курса «Экология Курского края» студенты раз-

16 Высшее образование в России № 7, 2005

ных специальностей должны в будущем обрести такие профессиональные умения:

■ проводить экспертную оценку жизнедеятельности экосистемы и оценивать экологический потенциал объекта исследования - как в ретроспективе, так и в перспективе, устанавливать моменты изменения в тенденциях развития и последствия этих изменений;

■ строить оптимальную модель объекта исследования техногенной экосистемы с выделением значимых связей, свойств и признаков;

■ оценивать варианты жизнедеятельности экосистемы в зависимости от различных факторов негативного воздействия;

■ разрабатывать экологический паспорт технической системы (в том числе технологического процесса), фирмы (предприятия), региона;

■ подбирать экобиозащитные технологии, назначать методы и средства защиты по видам воздействий.

Нами разработаны и апробированы рабочие программы дисциплины для всех специальностей университета, ориентированные на региональные и местные особенности промышленной и социальной инфраструктуры, особенности природной среды.

Однако этим не исчерпывается принцип ориентации. В дипломных проектах технических и технологических специальностей разрабатывается самостоятельный раздел -«Экологичность и безопасность производственного процесса». Экспертизе подвергается по существу весь проект, начиная с обоснования выбора того или иного вида технологии, техники, места строительства объекта, уязвимости окружающей среды и населения и пр. и заканчивая анализом безопасности процессов. После этого прорабатываются экобиозащитные решения, ориентированные на региональные и местные особенности промышленной и социальной инфраструктуры, особенности природной среды.

Например, кафедрой «Промышленное и гражданское строительство» с 2004 г. су-

щественно увеличился объем требований в дипломном проектировании к вопросам защиты окружающей среды. Так, начиная уже с первого раздела «Архитектурно-строительная часть», студенту необходимо обосновать выбор места строительства того или иного объекта с позиций защиты окружающей среды и функционирования объекта в будущем. В этом же разделе должны быть решены мероприятия по профилактике чрезвычайных ситуаций техногенного характера, могущих оказать негативное влияние на людей, здания, сооружения и окружающую среду. Помимо того, в дипломных проектах этой специальности выпускающая кафедра предлагает выпускникам разработать вопросы охраны окружающей среды на период строительных работ. Для этой цели выделяется самостоятельный раздел проекта.

Вполне очевидно, что экологизация образования не позволит решить стоящих экологических проблем. Нужны специалисты, имеющие базовое инженерно-техническое образование в сфере защиты окружающей среды.

Начиная с 1995 года в КурскГТУ ведется подготовка инженеров-экологов по специальности «Инженерная защита окружающей среды». Первый выпуск состоялся в 1999 году. Ежегодно выпускается до двадцати профессионалов, спрос на которых на предприятиях области возрос. Они разрабатывают, проектируют, осуществляют наладку, эксплуатацию и совершенствование экобиозащитной техники и технологии, осуществляют организацию и управление природоохранной деятельностью предприятий, выполняют экспертизу проектов, технологий, производств, проводят сертификацию продукции с целью достижения максимальной экологической безопасности региона.

Качественная подготовка специалистов по защите окружающей среды обязательно предусматривает участие студентов в научных исследованиях вуза. По их результатам в 2002 году были подготовлены и за-

Обсуждаем проблему

щищены такие работы практического плана, как «Проект оборотного водоснабжения гальванического цеха АО “Счетмаш” » (Громова О.В.), «Геоинформационная система для анализа выбросов в атмосферу от одиночных источников» (Некрасова И.С.). Два студенческих проекта участвовали в конкурсе природоохранных работ, проводимом Государственной академией нефти и газа (г. Москва). Из работ 2003 года можно отметить проект Тепляковой А.В. «Рациональное природопользование на кожевенном заводе на примере создания оборотной системы сточных вод после промывки кожсырья» и работу Ураева С.Е. «Разработка проекта нормативов ПДВ для ОАО «Курская подшипниковая компания». В 2004 году дипломная работа Ка-тельниковой В.А. «Внедрение системы управления окружающей среды на ОАО «Электроагрегат» рекомендована к внедрению.

Преподавателями кафедры были подготовлены и изданы учебные пособия: «Бе-

зопасное взаимодействие человека с техническими системами», «Радиационная безопасность в жизнедеятельности человека», «Надежность технических систем и техногенный риск», «Основы экологических знаний инженера», «Надежность технических систем и управление риском», «Экологические проблемы устойчивого развития общества», «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Малоотходные системы водоотведения в машиностроении» др. Ряд учебных пособий рекомендован Министерством образования РФ для технических вузов.

Таким образом, в КурскГТУ успешно реализуется образовательная программа, построенная на принципах непрерывности, задача которой - подготовить специалиста, способного реализовать приоритеты экологической безопасности и ориентироваться в своей производственной деятельности на принятие правильных технических и организационных решений.

ю. трофименко, профессор Экологическая

Н. ЕВСТИГНЕЕВА, доцент

Московский автомобильно- к°Мп°ненТа инЖенерн°г°

дорожный институт (ГТУ) образования

Необходимым элементом подготовки специалистов является экологическое образование. В ведущих технических вузах страны для студентов всех специальностей читается курс общей экологии. Однако для профессиональной деятельности инженеров этого недостаточно. В учебных программах необходимо предусмотреть занятия, где бы вырабатывались умения и закреплялись практические навыки по оценке негативного воздействия конкретного производства на окружающую среду.

Определенная работа в этом направлении проводится в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете). Экологическое образование студентов обеспечивается обязательным изучением дисциплин «Экология»и «Безопасность жизнедеятельности»,составлен-ных с учетом особенностей воздействия автотранспортного комплекса (АТК) на окружающую среду и выполнения требований закона РФ «Об охране окружа-

3.1. Непрерывное экологическое образование

Сущность понятия «экологическое образование». В последние годы в России и во всем мире образование рассматривается как фундаментальная категория, выполняющая функцию воспроизводства общественного интеллекта - науки и культуры в целом.

Образование может быть рассмотрено и как процесс, и как результат, и как система. Оно отражает процесс освоения личностью системы знаний, умений, навыков, опыта практической, познавательной и творческой деятельности, а также процесс формирования ценностных отношений, взглядов и убеждений.

Концепция модернизации российского образования и Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяют направленность образования на сохранение, распространение и развитие национальной культуры, на воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Кроме этого, в этих документах четко обозначена ориентация образования на воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

В России, как и в других государствах, в соответствии с решением Конференции ООН по устойчивому развитию (1992 г.) началась разработка стратегии устойчивого развития страны. Среди основных направлений перехода России к устойчивому развитию наряду с созданием его правовой основы, разработкой системы стимулирования хозяйственной деятельности и установлением пределов ответственности за ее экологические результаты указано на формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст. 73) указано: «В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации».

В постановлении Министерства образования Российской Федерации и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994 г.) четко обозначены его приоритеты:

Создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического образования;


Преобразование всех учебных курсов с точки зрения экологически безопасного устойчивого развития;

Наполнение реальным содержанием понятия «гражданин планеты»;

Обращение к экологическим глобально значимым проблемам;

Создание системы практической деятельности учащихся по улучшению окружающей среды;

Координация школьной и внешкольной систем образования; начального, среднего и высшего профессионального образования, эколого-просветительской деятельности неправительственных организаций;

Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования.

Уникальность экологического образования состоит в том, что оно по-новому ставит цели образования. Важнейшей целью экологического образования выступает формирование экологической культуры личности и общества.

В настоящее время экологическая культура становится не чем- то желательным, а строго обязательным требованием жизни в мировом сообществе. Приобщение к экологической культуре сугубо обязательно не только для граждан каждой страны, но и для человечества в целом. Экологическая культура - это часть культуры, которая обусловливает соответствие социальной деятельности требованиям жизненной пригодности природной среды.

Развитая экологическая культура предполагает умение по достоинству оценить каждый компонент природы и становится необходимым условием сохранения и развития современной цивилизации. Она проявляется как совокупность идейных и морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и правил, обеспечивающих устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное природопользование.

В экологическом образовании по-новому происходит отбор учебного содержания, так как ему присущ принцип «нового синтеза», имеющий особое методологическое значение (т.е. синтез всех знаний человечества о природе, знаний по сохранению и оптимизации окружающей среды).

Экологическое образование должно быть прогностически направленным, связанным с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому оценивает эффективность образовательных систем. Кроме знаний, умений, навыков, в оценку результатов экологического образования необходимо включать действия по сохранению и улучшению качества окружающей среды, а также ценностное отношение учащихся к природе.

Экологическое образование как система представляет собой совокупность образовательных программ, государственных образовательных стандартов и реализующих их образовательных учреждений.

Структура процесса экологического образования. Внастоящее время в структуре процесса экологического образования условно вычленяют:

Экологическое обучение - целенаправленный процесс, включающий формирование системы общих экологических, социально-экологических и прикладных знаний, а также развитие способов и видов экологической деятельности и умений применять эти знания на практике;

Экологическое воспитание - формирование у учащихся отношений, взглядов, убеждений и норм поведения, характеризующихся эмоционально-нравственным, бережным и ответственным отношением к природе;

Экологическое просвещение - непрерывный процесс формирования общественного сознания экологического типа на основе активизации, расширения и поддержания в обществе интереса к проблемам окружающей среды. Это процесс распространения экологических знаний и экологической информации, повышение экологической грамотности населения в вопросах экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Непрерывное экологическое образование. Следует отметить, что в современном понимании образование должно сопровождать бытие каждого человека в течение всей его жизни. Поэтому в научный обиход вошло понятие «непрерывное образование», в том числе «непрерывное экологическое образование», направленное на усвоение системных экологических знаний, умений и навыков природоохранной деятельности и формирование экологической культуры.

В настоящее время экологическое образование осуществляется во многих учебных заведениях путем введения разнообразных форм и видов обучения. Все большее значение приобретает деятельность экологических клубов, учебных центров и кружков в системе дополнительного образования школьников.

Непрерывное экологическое образование предполагает не только обучение и воспитание личности в учебных заведениях в системе дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования, но и повышение квалификации специалистов.

 


Читайте:



Примеры из литературы: самовоспитание личности Самовоспитание 2 примера из литературы

Примеры из литературы: самовоспитание личности Самовоспитание 2 примера из литературы

Самовоспитание как качество личности – способность к воспитательной работе над собой, формированию своей личности в соответствии с поставленными...

Численность, занятость, социальная защита

Численность, занятость, социальная защита

Общие данные о регионе. Численность населения республики Республика Бурятия - восточный регион России, который относится к Сибирскому федеральному...

Урок географии канады Канада — общие сведения

Урок географии канады Канада — общие сведения

Canada (2) Canada is situated on the north of Northern America, washed by the Atlantic Ocean in the east, the Pacific Ocean in the west, and...

К Епанчину отправляется Мышкин - главный герой, которого создал Достоевский -"идиот"

К Епанчину отправляется Мышкин - главный герой, которого создал Достоевский -

Роман "Идиот" Достоевского, отзывы о котором вы найдете в этой статье, - одно из самых известных произведений этого русского автора. Впервые он был...

feed-image RSS