Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лабораторная работа по информатике "работа с каталогами информационных образовательных ресурсов" Министерство образования РФ
- Сочинение My working day на английском с переводом
- Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания
- Импульс силы можно рассчитать по формуле
- ю Высшие и центральные государственные учреждения
- Милославская мария борисовна совет федерации
- Духовно-рыцарские ордена – кратко
- Великая французская революция
- Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу
- Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом
Реклама
Система экологического образования. Непрерывное экологическое образование учащихся в условиях сельской школы Как вы понимаете непрерывное эколого природоохранное образование |
С.А. Фоменко МОУ ДОД ЦЭВД, г. Стрежевой Разделы: Внеклассная работа В мире, где мы живем и трудимся, идет неизменный процесс интеграции знаний, охватывающий все науки о природе и человеке. Однако, знания, получаемые учащимися в школе на протяжении всех лет обучения, представляются в разобщенном виде, не связанные между собой общими законами. Отсюда неумение школьников соединять получаемые знания в сознании и сделать так, чтобы каждый момент получения знаний был одновременно формированием целостной картины представлений о природе. Вопрос обеспечения непрерывного экологического образования учащихся способствует реализации идей интегрированного подхода к преподаванию предметов естественно-математического цикла. Вопросы, связанные с воспитанием экологически грамотной личности могут успешно решаться не усилиями отдельных педагогов-энтузиастов, а только систематической работой всего педагогического коллектива на межпредметной основе, органически включаясь во все элементы учебно-воспитательного процесса в школе. В связи с этим с 1997 года в школе создана творческая группа учителей естественно-математического цикла. Цели и задачи работы нашей творческой группы по развитию экологической культуры у школьников исходят из задач работы школы, в которой приоритетным является эколого-краеведческое направление в воспитании и обучении. В условиях сельской школы актуальность данного опыта очевидна. Малокомплектность классов, более высокий коэффициент сплоченности коллектива сельских школьников по сравнению с городскими, большие возможности практических полевых исследований, удобство ведений фенологических наблюдений создают благоприятные условия для организации целенаправленного воспитательного воздействие на личность ученика с целью повышения уровня его экологической культуры. Цель педагогической деятельности: формирование экологической грамотности и культуры личности, воспитание чувства ответственности у учащихся для решения экологических проблем через единство воспитательной и образовательной деятельности. В организации работы по развитию экологической культуры, мы придерживаемся следующих определений этого понятия в методической литературе. Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого качества. Экологическая культура по мнению А.Н. Захлебного – это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей. Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает: культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения; культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:
В своей работе творческая группа придерживается идеи того, что экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания , основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в школьном возрасте, являются:
Основные направления и виды деятельности. Наши дети посещают детский сад «Солнышко», одним из направлений воспитательной работы – является экологическое.
Основные этапы реализации данной программы: Занятия в кружках: 1. Знатоки родного края – Гайтанова Н.Н. 2. Юный эколог – Крылова Т.В. 3. Мой друг, компьютер – Русакова С.Л. 4. БИГ (биология + информатика + география). Некоторые формы проведения внеурочных занятий 1. Организация экскурсий для учащихся начальной школы. Например. Экскурсия с целью знакомства с природой и жизнью леса, луга, пойма реки, населяющими их насекомыми, животными и птицами; пропаганды охраны природы; Первая остановка.
Руку дружбы – природе. 2. Организация экскурсий и занятий в школьной комнате боевой славы и краеведческого уголка. 3. Проводятся мероприятия под общим названием «Час открытых дверей в кабинете физики и химии». Это мероприятия, проводимые учителями или учащимися старших классов для учащихся среднего звена. Их содержание составляют занимательные истории, опыты, викторины, фокусы, стихи, сценки, связанный с физикой, химией, биологией, экологией (Зимняя сказка, В защиту природы, Путешествие по временам года). 4. Традиционное ежегодное проведение экологического марафона. Данный проект представляет собой комплексную программу – цикл творческой экологически-ориентированной деятельности учащихся. Проект решает такие задачи, как:
Заключительным этапом марафона является заседание КОАППа. (Приложение 1 ) 5. Организация школьной экологической тропы.
Цель создания – организация учебной и
просветительской работы по вопросам охраны
природы, создания условий для воспитания
грамотной культуры поведения человека в
окружающей среде. Остановки: 6. Работа по созданию школьного лесничества. Примерная схема наблюдения животного 1) Особенности внешнего вида животного в целом и
отдельных его частей. Выделить отличительные и
сходные признаки внешнего вида наблюдаемого
объекта сравнительно с другим хорошо известным
им однотипным животным. 7. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Темы исследовательских работ, выполненные учащимися.
8. Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края сочетается с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив, прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников, охраной муравейников, подкормкой птиц. Участие в трудовых акциях:
По-видимому, теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И тем не менее люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей… Так что задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Противоречия между обществом и природой сейчас достигли не просто большой остроты, но и перешли в качественно новую фазу: дальнейшее наращивание антропогенных нагрузок может подорвать естественную основу жизни на планете, привести к гибели человека как биологического вида. Только раннее формирование правильного, научно осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их. Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие. Приложение 2 . Отчет о проведении «Марша парков-2008» 14 Высшее образование в России № 7, 2005 В. ПОПОВ, профессор, проректор В. ТОМАКОВ, доцент Курский государственный технический университет Экологическая подготовка в вузе должна быть непрерывной. Требование непрерывности обусловлено сложностью современных экологических проблем. Поэтому необходимо вести как общую экологическую подготовку студентов, так и специально-ориентированную. Только тогда можно привить студентам - будущим специалистам - навык принимать соответствующие технические, управленческие, экономические решения не от случая к случаю, а постоянно. Система общей подготовки, определенная ГОС, подразумевает, нарядус усилением в программах дисциплин гуманитарносоциально-экономического цикла, изучение методических, философскихи экономических аспектов охраны окружающей среды и рационального природопользования. Однако, соблюдая принцип непрерывности экологического образования, нельзя ограничиваться одной теорией, т.е. дисциплиной «Экология» в том виде, в каком она предложена ГОС инженерных специальностей. Необходимо соединение этой дисциплины с техническими, профессиональными предметами, т.е. следует вводить специально-ориентированную экологическую дисциплину. Для достижения поставленной цели необходимо: ■ дать студентам цельное и прочное представление об окружающей среде, но не о мире в целом, а о той его части, которая связана с избранной специальностью; ■ научить студентов проектировать, создавать и применять щадящие природу (окружающую среду) технологии. Выдвигались и продолжают выдвигаться идеи и мысли - распределить часть проблем специально-ориентированной экологической подготовки по профессиональным Непрерывное экологическое образование дисциплинам. Однако, если равномерно распределить материал по тем или иным учебным планам специальностей, может создаться впечатление второстепенности проблемы, и разделы сами собой исчезнут из рассмотрения. Задача непрерывности достигнута не будет. Но главное заключается в том, что ны-нешнеевидениедисциплины «Экология» со стороны консервативного преподавательского корпуса выпускающих кафедр создало впечатление, что экологическая подготовка инженеров обеспечена. Это опасная иллюзия, осложняющаяся смешением экологических и природоохранных понятий и представлений: «Экология» и «Охрана окружающей среды» (или «Промышленная экология») отнюдь не синонимы. «Экология» - классическая естественная наука на биологической базе, а «Охрана окружающей среды» - инженерная дисциплина, определяющая решение экологических проблем путем внедрения в производство инженерных методов и средств защиты окружающей среды. Суть состоит в том, что, преподавая экологические дисциплины, нельзя ограничиваться одной теорией. Их содержание должно быть увязано с реальными производственными, жизненными ситуациями. Исходя из этой формулировки, роль высшей технической школы в вопросах охраны окружающей среды будет зависеть от того, насколько эффективно - с учетом интересов населения региона - решаются внутренние экологические проблемы, вытекающие из глобальных проблем и специфики их проявления в конкретных условиях. Стратегия экологизации технического образования в региональных технических вузах должна строиться на научных и образовательных программах местного Обсуждаем проблему уровня с практической реализацией результатов. В КурскГТУ ведется как общая экологическая подготовка студентов, так и специально-ориентированная. С 1995 года по 2002 год в рамках инженерных специальностей была введена модель образовательной программы, построенная на принципах непрерывности и ориентации. Задача программы - подготовить специалиста, способного реализовать приоритеты безопасности и ориентироваться в своей производственной деятельности на принятие правильных технических и организационных решений. Непрерывность в этой модели обеспечивалась тем, что базовые знания по общим вопросам закладывались в курсах «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности», а развивались и углублялись в курсах «Промышленная экология», «Защита в чрезвычайных ситуациях»,ориентированных на каждую конкретную группу инженерных специальностей (строительство, машиностроение, транспорт и пр.). Они были введены в 8 и 9 семестрах параллельно с основными профилирующими дисциплинами, т.е. когда у студента сформировалось представление о технике и технологиях. Нами было предложено строить преподавание экологии, базируясь на системноориентированном подходе. Это позволило уйти от описательного характера изложения основ экологии и поставить задачу формирования непротиворечивого мировоззрения относительно как глобальных, так и региональных проблем, а также процессов формирования условий жизнедеятельности человека как одного из участников жизни биосферы. Биологические аспекты при этом сохранились и широко используются в учебном процессе с учетом специфики специальности. На кафедре «Охрана труда и окружающей среды» разработаны и реализованы различные варианты преподавания экологии, например, в инженерном аспекте дифференцированно по инженерным специаль- ностям. Другой пример: для будущих менеджеров прежде всего интересен управленческий аспект применительно к решению проблем экологии. Поэтому разработан курс экологии, который дает будущему менеджеру представление о конкурентоспособности продукции предприятия, осуществляющего экологические мероприятия. Такой подход полностью согласуется с сертификационной системой продукции, которая в настоящее время разрабатывается рядом общеевропейских программ и организаций, например, в рамках Совета Европы. В настоящее время нами реализуется вторая модель. Каким образом она появилась и в чем ее существенной отличие? В результате наших социологических исследований выявлено: состояние окружающей среды в условиях проживания - лучший пример и средство формирования у студентов понимания существа экологических проблем и положительного отношения к окружающей среде. Поэтому решением ученого совета была введена дисциплина «Экология Курского края». Задачи - рассмотреть состояние окружающей среды, источники негативного воздействия на нее и затем, на этой практической, жизненной базе определить существующие природоохранные мероприятия и те, которые могут быть использованы в тех или иных отраслях экономики. К примеру, основы «Промышленной экологии» преподаются через представление реальной картины экологического состояния среды жизнедеятельности нашей области. Такой подход стал возможен благодаря тому, что нами был накоплен опыт преподавания экологии как прагматической науки, позволяющей привить определённые умения и навыки будущим специалистам, что требует от учебного процесса выделения тех типовых профессиональных задач, которые должен решать специалист в своей будущей деятельности. В результате освоения материала курса «Экология Курского края» студенты раз- 16 Высшее образование в России № 7, 2005 ных специальностей должны в будущем обрести такие профессиональные умения: ■ проводить экспертную оценку жизнедеятельности экосистемы и оценивать экологический потенциал объекта исследования - как в ретроспективе, так и в перспективе, устанавливать моменты изменения в тенденциях развития и последствия этих изменений; ■ строить оптимальную модель объекта исследования техногенной экосистемы с выделением значимых связей, свойств и признаков; ■ оценивать варианты жизнедеятельности экосистемы в зависимости от различных факторов негативного воздействия; ■ разрабатывать экологический паспорт технической системы (в том числе технологического процесса), фирмы (предприятия), региона; ■ подбирать экобиозащитные технологии, назначать методы и средства защиты по видам воздействий. Нами разработаны и апробированы рабочие программы дисциплины для всех специальностей университета, ориентированные на региональные и местные особенности промышленной и социальной инфраструктуры, особенности природной среды. Однако этим не исчерпывается принцип ориентации. В дипломных проектах технических и технологических специальностей разрабатывается самостоятельный раздел -«Экологичность и безопасность производственного процесса». Экспертизе подвергается по существу весь проект, начиная с обоснования выбора того или иного вида технологии, техники, места строительства объекта, уязвимости окружающей среды и населения и пр. и заканчивая анализом безопасности процессов. После этого прорабатываются экобиозащитные решения, ориентированные на региональные и местные особенности промышленной и социальной инфраструктуры, особенности природной среды. Например, кафедрой «Промышленное и гражданское строительство» с 2004 г. су- щественно увеличился объем требований в дипломном проектировании к вопросам защиты окружающей среды. Так, начиная уже с первого раздела «Архитектурно-строительная часть», студенту необходимо обосновать выбор места строительства того или иного объекта с позиций защиты окружающей среды и функционирования объекта в будущем. В этом же разделе должны быть решены мероприятия по профилактике чрезвычайных ситуаций техногенного характера, могущих оказать негативное влияние на людей, здания, сооружения и окружающую среду. Помимо того, в дипломных проектах этой специальности выпускающая кафедра предлагает выпускникам разработать вопросы охраны окружающей среды на период строительных работ. Для этой цели выделяется самостоятельный раздел проекта. Вполне очевидно, что экологизация образования не позволит решить стоящих экологических проблем. Нужны специалисты, имеющие базовое инженерно-техническое образование в сфере защиты окружающей среды. Начиная с 1995 года в КурскГТУ ведется подготовка инженеров-экологов по специальности «Инженерная защита окружающей среды». Первый выпуск состоялся в 1999 году. Ежегодно выпускается до двадцати профессионалов, спрос на которых на предприятиях области возрос. Они разрабатывают, проектируют, осуществляют наладку, эксплуатацию и совершенствование экобиозащитной техники и технологии, осуществляют организацию и управление природоохранной деятельностью предприятий, выполняют экспертизу проектов, технологий, производств, проводят сертификацию продукции с целью достижения максимальной экологической безопасности региона. Качественная подготовка специалистов по защите окружающей среды обязательно предусматривает участие студентов в научных исследованиях вуза. По их результатам в 2002 году были подготовлены и за- Обсуждаем проблему щищены такие работы практического плана, как «Проект оборотного водоснабжения гальванического цеха АО “Счетмаш” » (Громова О.В.), «Геоинформационная система для анализа выбросов в атмосферу от одиночных источников» (Некрасова И.С.). Два студенческих проекта участвовали в конкурсе природоохранных работ, проводимом Государственной академией нефти и газа (г. Москва). Из работ 2003 года можно отметить проект Тепляковой А.В. «Рациональное природопользование на кожевенном заводе на примере создания оборотной системы сточных вод после промывки кожсырья» и работу Ураева С.Е. «Разработка проекта нормативов ПДВ для ОАО «Курская подшипниковая компания». В 2004 году дипломная работа Ка-тельниковой В.А. «Внедрение системы управления окружающей среды на ОАО «Электроагрегат» рекомендована к внедрению. Преподавателями кафедры были подготовлены и изданы учебные пособия: «Бе- зопасное взаимодействие человека с техническими системами», «Радиационная безопасность в жизнедеятельности человека», «Надежность технических систем и техногенный риск», «Основы экологических знаний инженера», «Надежность технических систем и управление риском», «Экологические проблемы устойчивого развития общества», «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Малоотходные системы водоотведения в машиностроении» др. Ряд учебных пособий рекомендован Министерством образования РФ для технических вузов. Таким образом, в КурскГТУ успешно реализуется образовательная программа, построенная на принципах непрерывности, задача которой - подготовить специалиста, способного реализовать приоритеты экологической безопасности и ориентироваться в своей производственной деятельности на принятие правильных технических и организационных решений. ю. трофименко, профессор Экологическая Н. ЕВСТИГНЕЕВА, доцент Московский автомобильно- к°Мп°ненТа инЖенерн°г° дорожный институт (ГТУ) образования Необходимым элементом подготовки специалистов является экологическое образование. В ведущих технических вузах страны для студентов всех специальностей читается курс общей экологии. Однако для профессиональной деятельности инженеров этого недостаточно. В учебных программах необходимо предусмотреть занятия, где бы вырабатывались умения и закреплялись практические навыки по оценке негативного воздействия конкретного производства на окружающую среду. Определенная работа в этом направлении проводится в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете). Экологическое образование студентов обеспечивается обязательным изучением дисциплин «Экология»и «Безопасность жизнедеятельности»,составлен-ных с учетом особенностей воздействия автотранспортного комплекса (АТК) на окружающую среду и выполнения требований закона РФ «Об охране окружа- 3.1. Непрерывное экологическое образование Сущность понятия «экологическое образование». В последние годы в России и во всем мире образование рассматривается как фундаментальная категория, выполняющая функцию воспроизводства общественного интеллекта - науки и культуры в целом. Образование может быть рассмотрено и как процесс, и как результат, и как система. Оно отражает процесс освоения личностью системы знаний, умений, навыков, опыта практической, познавательной и творческой деятельности, а также процесс формирования ценностных отношений, взглядов и убеждений. Концепция модернизации российского образования и Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяют направленность образования на сохранение, распространение и развитие национальной культуры, на воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Кроме этого, в этих документах четко обозначена ориентация образования на воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. В России, как и в других государствах, в соответствии с решением Конференции ООН по устойчивому развитию (1992 г.) началась разработка стратегии устойчивого развития страны. Среди основных направлений перехода России к устойчивому развитию наряду с созданием его правовой основы, разработкой системы стимулирования хозяйственной деятельности и установлением пределов ответственности за ее экологические результаты указано на формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения. В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст. 73) указано: «В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации». В постановлении Министерства образования Российской Федерации и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994 г.) четко обозначены его приоритеты: Создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического образования; Преобразование всех учебных курсов с точки зрения экологически безопасного устойчивого развития; Наполнение реальным содержанием понятия «гражданин планеты»; Обращение к экологическим глобально значимым проблемам; Создание системы практической деятельности учащихся по улучшению окружающей среды; Координация школьной и внешкольной систем образования; начального, среднего и высшего профессионального образования, эколого-просветительской деятельности неправительственных организаций; Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования. Уникальность экологического образования состоит в том, что оно по-новому ставит цели образования. Важнейшей целью экологического образования выступает формирование экологической культуры личности и общества. В настоящее время экологическая культура становится не чем- то желательным, а строго обязательным требованием жизни в мировом сообществе. Приобщение к экологической культуре сугубо обязательно не только для граждан каждой страны, но и для человечества в целом. Экологическая культура - это часть культуры, которая обусловливает соответствие социальной деятельности требованиям жизненной пригодности природной среды. Развитая экологическая культура предполагает умение по достоинству оценить каждый компонент природы и становится необходимым условием сохранения и развития современной цивилизации. Она проявляется как совокупность идейных и морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и правил, обеспечивающих устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное природопользование. В экологическом образовании по-новому происходит отбор учебного содержания, так как ему присущ принцип «нового синтеза», имеющий особое методологическое значение (т.е. синтез всех знаний человечества о природе, знаний по сохранению и оптимизации окружающей среды). Экологическое образование должно быть прогностически направленным, связанным с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому оценивает эффективность образовательных систем. Кроме знаний, умений, навыков, в оценку результатов экологического образования необходимо включать действия по сохранению и улучшению качества окружающей среды, а также ценностное отношение учащихся к природе. Экологическое образование как система представляет собой совокупность образовательных программ, государственных образовательных стандартов и реализующих их образовательных учреждений. Структура процесса экологического образования. Внастоящее время в структуре процесса экологического образования условно вычленяют: Экологическое обучение - целенаправленный процесс, включающий формирование системы общих экологических, социально-экологических и прикладных знаний, а также развитие способов и видов экологической деятельности и умений применять эти знания на практике; Экологическое воспитание - формирование у учащихся отношений, взглядов, убеждений и норм поведения, характеризующихся эмоционально-нравственным, бережным и ответственным отношением к природе; Экологическое просвещение - непрерывный процесс формирования общественного сознания экологического типа на основе активизации, расширения и поддержания в обществе интереса к проблемам окружающей среды. Это процесс распространения экологических знаний и экологической информации, повышение экологической грамотности населения в вопросах экологической безопасности и охраны окружающей среды. Непрерывное экологическое образование. Следует отметить, что в современном понимании образование должно сопровождать бытие каждого человека в течение всей его жизни. Поэтому в научный обиход вошло понятие «непрерывное образование», в том числе «непрерывное экологическое образование», направленное на усвоение системных экологических знаний, умений и навыков природоохранной деятельности и формирование экологической культуры. В настоящее время экологическое образование осуществляется во многих учебных заведениях путем введения разнообразных форм и видов обучения. Все большее значение приобретает деятельность экологических клубов, учебных центров и кружков в системе дополнительного образования школьников. Непрерывное экологическое образование предполагает не только обучение и воспитание личности в учебных заведениях в системе дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования, но и повышение квалификации специалистов. |
Популярное:
Новое
- Сочинение My working day на английском с переводом
- Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания
- Импульс силы можно рассчитать по формуле
- ю Высшие и центральные государственные учреждения
- Милославская мария борисовна совет федерации
- Духовно-рыцарские ордена – кратко
- Великая французская революция
- Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу
- Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом
- Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея