Разделы сайта
Выбор редакции:
- Николас отнер - код исцеления методом простукивания
- Екатерина Богданова - Пансион искусных фавориток
- Черное и белое: цитаты, афоризмы и высказывания За черной полосой всегда идет белая цитаты
- Самые древние государства мира Самая старая страна из существу
- Пирамиды на дне Бермудского треугольника: гипотезы плодятся Что находится на дне бермудского
- Корсары: Город Потерянных Кораблей
- Значение голицын василий васильевич (князь) в краткой биографической энциклопедии
- Репнин Николай Васильевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация
- История распространение волн в фотонных кристаллах история
- Секретные арктические базы третьего рейха Нацисткий «мост»: таймыр -лиинахамари, или что укрыто в штольнях девкиной заводи
Реклама
Полный курс обществознания для подготовки к егэ. ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию |
Среднее общее образование Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11) Обществознание ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителемМои ученики, выпускники 2017 года, успешно сдавшие ЕГЭ по обществознанию утверждают, что рекомендация о прочтении всего текста работы перед началом выполнения заданий дает хороший эффект при выполнении работы. При прочтении работы снимается эмоциональное напряжение, мозговая деятельность направляется на анализ материалов и выпускник включается в продуктивную познавательную деятельность, приводящую к высоким баллам за выполнение работы. В качестве материалов для работы используем вариант ЕГЭ по обществознанию 2017 года (досрочного периода), опубликованного ФИПИ весной 2017 года. Часть 1Задание № 1Запишите слово, пропущенное в таблице. Факторы производства и факторные доходы При выполнении задания № 1 необходимо внимательно посмотреть на название таблицы. В нашем случае таблица называется «Факторы производства и факторные доходы». Указан один из факторов производства: предпринимательство (предпринимательские способности) и указан его факторный доход: прибыль. Знание основных факторов производства: земли, труда, капитала (физического и денежного), предпринимательских способностей информации неразрывно связано со знанием факторных доходов как доходов, которые получает собственник от использования или применения факторов производства. Труд – заработная плата, земля – рента, капитал – процент, предпринимательские способности, информация – прибыль. В таблице указан факторный доход – рента, значит, в первый столбик мы смело можем занести такой фактор производства, как земля . Правильный ответ – земля. При подготовке ученику важно знать и полные характеристики всех факторов производства. Задание № 2В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) . Форма государства , форма правления , унитарное государство , федерация , республика . Ответ: ___________________________. В задании № 2 всегда необходимо четко определить родовое понятие (в вопросе звучит, как обобщающее понятие). В нашем варианте представлены: форма государства, как устройство политической организации общества (важно помнить, что это и некий набор характеристик, по которым мы определяем способ организации и устройства государства); форма правления, которая определяется по составу высших органов государственной власти и порядку их формирования, а так же по их взаимодействию с населением государства; унитарное государство, которое относится к одной из форм государственно-территориального устройства, как и федерация; республика – одна из форм правления. Своим ученикам, я всегда настоятельно рекомендую, в черновике, сразу же, как приступают к выполнению заданий, связанных с темой «Политика», нарисовать схему: Это важно, потому что, типичная ошибка, которую допускают выпускники при проведении пробных ЕГЭ, связана со смешиваний понятий. А когда схема будет перед глазами, ошибиться будет сложнее. Соответственно, исходя из схемы становится понятным, что родовое (обобщающее понятие для всех остальных здесь будет – форма государства, т.е. его разносторонние характеристики, представленные в вариантах ответов. Остальные понятия отражают теили иные элементы. Например, даны форма правления, как часть формы государства и республика, как один из видов формы правления. Правильный ответ: форма государства. Задание № 3Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. При выполнении задания № 3,обращаем внимание на понятие, о котором идет речь. В данном случае – это «элитарная культура» и нас спрашивают о характеристиках данного понятия. Элитарная культура рассматривается в теме «Духовная сфера жизни общества». Родовым понятием является «Культура». В нашем случае вопрос находится в плоскости разновидностей культуры (материальная, духовная; народная, массовая, элитарная). В задании представлены черты элитарной культуры: сложность используемых форм, стремление авторов к воплощению собственных идей, духовный аристократизм, требование специальной подготовки для понимания. Ну действительно, все ли мы готовы к восприятию музыкальных произведений Шнитке, анализу высокоинтеллектуальных литературных произведений Кафки? А что вы можете сказать о скульптурах Родена? Ясно, что данная культура рассчитана на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных произведений. Элитарная культура не ищет коммерческой выгоды, для авторов важно самовыражение и поиск новых форм в искусстве. Две оставшиеся вне нашего внимания характеристики: развлекательный характер и ярко выраженная коммерческая направленность являются важнейшими характеристиками массовой культуры. Поэтому в данном случае мы отметим их как верные. Потому что в задании нас просят убрать лишние характеристики. Задание № 4Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры , под которыми они указаны.
Ответ: ___________________________. В задании № 4 мы должны обнаружить суждения об обществе и общественных институтах. Здесь не обойтись без знания понятий: «общество» в широком и узком смыслах; общества как система; «социальный институт», как исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, и знания видов социальных институтов по основным сферам жизни общества. Первое суждение характеризует общество как динамичную развивающуюся систему – это суждение верно, поскольку является аксиомой в курсе обществознания. Второе суждение неверное, так как прогресс, являющийся одним из направлений общественного развития, характеризуется развитием общества от низшего к высшему. А в суждении указаны: деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, что является качественными характеристиками еще одного направления общественного развития – регресса. Третье суждение практически полностью воспроизводит понятие «общество» в широком смысле, а значит верно. Там не хватает «состоящее из индивидов, обладающих сознанием и волей». Четвертое суждение верно. В ходе социализации человек усваивает опыт предшествующих поколений. Нам известно, что социальные институты устанавливают некие образцы поведения для людей. Лучше всего это подтверждает такой социальный институт, как семья, относящийся к социальной подсистеме общества. Пятое суждение не верно. Общество – динамичная, открытая, саморазвивающаяся система. К обществу практически невозможно применить понятия «закрытая система», не взаимодействующая с внешней средой. Здесь не нужны особые доказательства. Достаточно вспомнить понятие общества в широком смысле «обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира». Таким образом, правильными будут суждения: 1, 3, 4. Тематическое планирование по обществознанию Задание № 5Установите соответствие между характеристиками и видами (формами) деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. Задание № 5 относится к теме «Деятельность». Рассматриваются виды (формы деятельности): игра, учение, труд, общение. Для выполнения данного задания достаточно знать характеристики каждого вида (формы деятельности). Воображаемая обстановка является характеристикой игры (А 4) , направленность на достижение практически полезного результата – к труду (человек создает некие предметы, удовлетворяющие потребности) (Б 2). Нацеленность на приобретение новых знаний и умений – к учению (В 3) . И ни один из видов (форм) деятельности не обходится без общения. Поэтому, оставшиеся две характеристики: процесс установления и развития контактов между людьми и нацеленность на обмен информацией отражают суть общения (Г 1, Д 1). Только надо помнить, что в процессе общения люди обмениваются не только информацией, но и эмоциями, оказывая влияние друг на друга. При кажущейся легкости заданий, важно не торопиться, вести внутренний диалог с собой. Отвечать на вопрос: почему выбранный ответ верный, опираясь на знание понятий. Задание № 6Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры , под которыми они указаны.
Ответ: ___________________________. В задании № 6 спрашивают об эмпирическом уровне научного познания и его методах. Сразу мысленно обращаемся к родовому понятию – «наука», вспоминаем структуру научного познания, включающую уровни: эмпирический и теоретический и разносим методы, относящиеся к каждому уровню. Помним, что к эмпирическим методам относятся: наблюдение, описание, измерение, классификация, систематизация, т.е. с их помощью можно выявить конкретные свойства изучаемых объектов, в отличие от теоретического уровня, направленного на выявление общих тенденций, законов и т.д. Так мы обнаружили верные ответы: 1, 4, 6 Задание № 7Выберите верные суждения об экономических системах и запишите цифры , под которыми они указаны.
Ответ: ___________________________. Задание № 7 нацеливает нас на знание характеристик экономических систем как способа организации хозяйственной жизни общества. Знание отличительных черт традиционной, командной (плановой) или командно-административной, рыночной и смешанной экономических систем – это базовые знания выпускника, стремящегося получить высокий балл на экзамене. Итак, пробуем. Частная собственность является обязательным условием для существования рыночной модели экономической системы. Нам же говорят в суждении, что командной экономики. Это не верно, еще и потому, что в командной экономике доминирует государственная собственность, а так же и основные вопросы экономики решаются центральными органами власти. Значит, второе суждение тоже не верно. Третье суждение верно, так как в рыночной экономике каждый собственник вправе свободно и самостоятельно распоряжаться своими факторами производства. Четвертое и пятое суждения тоже верны, так как в условиях рыночной экономики свобода хозяйственной деятельности отдельных субъектов направлена на получение прибыли в условиях конкуренции и рыночные механизмы определяют цену. Правильные ответы: 3, 4, 5. Задание № 8Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в РФ (в соответствии с Налоговым кодексом РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Задание № 8 связано с финансовой грамотностью выпускника, а именно знанием видов налогов и сборов в РФ. В задании определены уровни собираемых налогов: федеральный, региональный и местный. При выполнении данного задания важно четко различать виды налогов по уровням: Таким образом, в нашем задании мы снова применяем эмпирический метод ранжирования: А 3, Б 3, В 1, Г 3, Д 2.
Задание № 9Фирма Y – ателье по пошиву свадебных платьев. Найдите в приведённом списке примеры переменных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры , под которыми они указаны.
Ответ: ___________________________. Выполнение задания № 9 требует знания темы «Фирма» и ее ключевых понятий: выручка, издержки и прибыль. В задании нужно четко указать переменные издержки фирмы в краткосрочный период, в отличие от постоянных издержек. Чтобы выполнить задание без ошибки также необходимо помнить, что переменные издержки изменяются при изменении объема производства. Кредитные истории фирмы всегда будут относится к постоянным издержкам, поэтому первый вариант не верный. А вот приобретение тканей, нитей, фурнитуры относится к расходном материалам, значит к переменным издержкам, как и выплаты сдельной оплаты работников, в отличие от окладов, которые являются постоянными издержками фирмы. Арендная плата, страховые взносы – это постоянные издержки любой компании. А вот оплата потребленной электроэнергии (зависит от объемов работы компании) – будет переменной издержкой. Правильные ответы: 2, 3, 5 .
На рисунке отражено изменение предложения стульев на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S 1 . (P – цена; Q – количество.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры , под которыми они указаны.
Ответ: ___________________________. Задание № 10 требует очень внимательного прочтения вопроса. Необходимо разобраться о чем спрашивают: об изменении величины спроса или величины предложения? В данном случае изменилось предложение стульев на соответствующем рынке. Наблюдая за изменением кривой предложения, можно сказать, что предложение уменьшилось. Выполняя задание, нужно помнить, что на изменение предложения влияет стоимость факторов производства, технология, налоговая политика государства, государственная поддержка, ожидания цен, конкуренция и т.п. Поэтому первый вариант ответа – увеличение стоимости материалов на обивку стульев как раз будет способствовать снижению предложения данного товара на рынке. Ответ верный. Рост оплаты труда рабочих повышает стоимость такого фактора производства как труд, но и понижать одновременно предложение данного товара на рынке. Ответ верный. Третий вариант должен привести к повышению предложения, поскольку понижение стоимости сырья ведет к повышению предложения товара на рынке (в нашем случае понижение стоимости материала для каркаса). Ответ не верный. Уменьшение налогов также повысит предложение. Ответ не верный. А вот рост тарифов на электроэнергию для производителей мебели повысит переменные издержки и понизит предложение. Итак, подорожание расходных материалов, тарифов на электроэнергию, оплаты труда работников вынудят фирму или уменьшить объемы производства или повысить стоимость товара, что приведет к снижению предложения на рынке. Правильные ответы: 1, 2, 5 . Задание № 11Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры , под которыми они указаны.
Ответ: ___________________________. Выполняя задание № 11, исходим из знания понятий «социальная стратификация» и «социальная мобильность», критериев социальной стратификации, видов социальной мобильности. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, находящуюся на той же ступени социальной лестницы. Поэтому первое суждение не верно. Дифференциация (разделение) социальных групп в обществе происходит по многим критериям, одним из которых является доход. А еще объем власти, образование, престиж профессии. Второе и пятое суждения верны, в отличие от третьего. Личные качества человека не являются критерием социальной стратификации. Четвёртое суждение верно, поскольку социологи действительно различают индивидуальную и коллективную мобильность. Например, под влиянием событий революции 1917 года произошло смещение положения социальных групп. Правильные ответы: 2, 4, 5. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «Какое из направлений молодёжной политики государства Вы считаете наиболее важным?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры , под которыми они указаны.
Ответ: ___________________________. Выполняя задание № 12, нужно внимательно прочитать условия социологического опроса. В данном случае выясняли важнейшие направления молодежной политики двух стран. В диаграмме представлены данные этих стран. Прежде чем читать представленные суждения, следует внимательно самому изучить диаграмму. В каждой из стран лидирующие позиции занял ответ «оказание социальной поддержки». Далее, в стране Z на втором месте оказалась позиция «проведение воспитательной работы», и минимальную позицию заняло суждение «обеспечение доступа к принятию решений…». В стране Y одинаково минимальные позиции заняли суждения «обеспечение доступа к принятию решений…» и «создание условий для самовыражения». После того, как мы самостоятельно попробовали проанализировать статистические материалы, пробуем анализировать суждения. Первое суждение верно, так как, данные диаграммы демонстрируют данную позицию. Второе суждение не верно, так как в стране Z больше тех, кто считает «проведение воспитательной работы» важным по сравнению со страной Y. Третье суждение верно, и мы это увидели во время собственного анализа диаграммы. Четвертое суждение также верно, мы так же это определили вовремя анализа диаграммы и отметили эти позиции, как минимально одинаковые. Пятое суждение не верно, это наглядно видно на диаграмме. Показатели говорят об обратном результате. Правильные ответы: 1, 3, 4. Задание № 13Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры , под которыми они указаны.
Ответ: ___________________________. Выполняя задание № 13, важно вспомнить понятие «государство», его основные признаки, внешние и внутренние функции. Первое суждение направляет нас к такому признаку государства, как исключительное право на правотворчество . Поэтому суждение «природоохранные требования, устанавливаемые государством (правотворчество ), составляют основу экологической безопасности стран» является верным. Второе суждение не верно, потому что принцип разделения властей реализуется в демократическом государстве, а, следовательно, этот признак не является основополагающим для любого типа государства. Третье суждение «государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами органов охраны порядка и безопасности» по сути, отправляет нас к важнейшему признаку государства – монопольное законное право на принуждение. Четвертое суждение ошибочно, поскольку отражает важнейшую внутреннюю функцию государства «определение общего направления экономической политики государства». Пятое суждение собрало в себе два признака государства: правотворчество и система органов и механизмов осуществления публичной власти (речь идет об органах государственной власти). Читаем: «государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов . Правильные ответы: 1, 3, 5 . Задание № 14Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Для правильного выполнения задания № 14 необходимо хорошо знать основы конституционного строя РФ и функционал всех ветвей власти в РФ. Для начала необходимо внимательно посмотреть, какие субъекты государственной власти РФ указаны в задании. В нашем случае они не названы напрямую, а указаны уровни: только федеральный центр и совместно федеральный центр и субъекты РФ. На помощь придёт знание принципов федеративного устройства РФ. Помнить, что в условиях федерации реализуется принцип целостности государства, единства государственной власти, и разграничение полномочий, о чем нас и спрашивают. Ранее, мы видели разграничение полномочий, выполняя задание о налогах. Нужно запомнить, что находится в исключительной компетенции федеральных органов: все вопросы международных отношений, оборона и безопасность, судоустройство, федеральная собственность и др. Первая компетенция – вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами находится в совместном ведении А 2 . Т.е. это вопрос, по которому, центр и субъекты разделяют между собой ответственность в решении проблем. Так, правильно будет отнести к этой же позиции «осуществление мер по борьбе с катастрофами» В 2 . Федеральные фонды регионального развития реализуют основы федеральной политики и федеральные программы, поэтому Б 1 . Позиции Г и Д относятся к исключительной компетенции федеральных органов, поэтому Г 1, Д 1 . Задание № 15В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры .
Ответ: ___________________________. Вопрос № 15 связан с избирательным процессом. Несмотря на то, что в начале вопроса нам объясняют реформу, в ходе которой произошел переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Суть вопроса не столько о типах избирательных систем, их реформировании, а о выборах в целом (тема «Политическое участие»). Нужно вспомнить основные принципы выборов в демократическом государстве: непосредственное участие граждан, всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование, добровольное участие. Соответственно, первое суждение верно. Второе суждение относит нас к принципу равенства в избирательном праве, поэтому тоже верно. Третье суждение верно, представлен так же один из принципов – тайное голосование. Четвертое суждение выходит за рамки вопроса: что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Голосование по одномандатным округам отправляет нас к организации избирательного процесса при мажоритарной системе, в отличие от пропорциональной, где государство выступает единым избирательным округом. А значит, это суждение отражает смену избирательного процесса. Ответ не верный в нашем случае. Зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей так же относится к пропорциональной избирательной системе, что не верно для нашего вопроса. Шестой вариант так же отражает мажоритарную избирательную модель. Правильный ответ: 1, 2, 3 . Задание № 16Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры , под которыми они указаны.
Ответ: ___________________________. Вопрос № 16 снова возвращает нас к основам конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Важно знать четыре группы прав и свобод: личные (гражданские), политические, социально-экономические, культурные. В нашем задании спрашивают о политических правах, которые обеспечивают участие граждан в осуществлении политической власти. Поэтому, проведение собраний и митингов верно, обращение в государственные органы – верно, участие в управлении делами государства через своих представителей – верно. Уплата налогов и сборов, защита Отечества относятся к конституционным обязанностям гражданина, как и соблюдение Конституции и законов РФ, забота о сохранении исторического и культурного наследия, забота о детях и нетрудоспособных родителях. Правильные ответы: 1, 2, 5 . Задание № 17Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры , под которыми они указаны.
Ответ: ___________________________. Анализируя материалы задания № 17, выделяем основные понятия и нормы, относящиеся к семейному праву. Первое суждение будет верным, так как отсылает нас к статье 2 Семейного кодекса. Ключевым институтом семейного права является брак, заключенный в органах ЗАГС (суждение 3), порождающий взаимные права и обязанности супругов. Второе суждение немножко нас запутывает, известно, что в связи со смертью одного из супругов, второму супругу необходимо прийти в орган ЗАГС для получения свидетельства о его смерти, и как следствие этого, прекращение заключенного брака . В нашем задании сформулировано: брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим. Ответ не верный. Четвертый и пятый варианты отправляют нас к имущественным правам и обязанностям супругов. Пятый вариант верный, поскольку формулировка находится на стыке конституционных обязанностей и норм семейного права: родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям. А вот четвертый вариант ошибочен из-за своей формулировки: законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором. Это не верно, так как не только брачным договором, а и нормами семейного права, т.е. правовой режим имущества супругов регулируется семейным правом и устанавливается брачным договором. Правильные ответы: 1, 3, 5 . Задание № 18Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Задание № 18 имеет отношение к юридической ответственности. При выполнении задания важно вспомнить виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная. Выговор является дисциплинарным взысканием – А 2 . Предупреждение относится к виду административных наказаний – Б 3 . Увольнение по соответствующим основаниям (например, прогул, однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, неоднократное неисполнение работником трудовых обязанностей и др.) – В 2 . Замечание – дисциплинарное взыскание, Г 2 . Лишение свободы – уголовная ответственность за совершение преступления – Д 1 . Задание № 19Акционерное общество «Сладкое очарование» изготавливает кондитерские изделия. Найдите в приведённом списке черты отличия акционерного общества от других организационно-правовых форм предприятий. Запишите цифры , под которыми они указаны.
Ответ: ___________________________. Чтобы выполнить задание № 19 необходимо различать организационно-правовые формы предприятий. В нашем случае, выделять отличительные черты акционерного общества. Вспоминаем, что акционерные общества, как и общества с ограниченной ответственностью, относятся к хозяйственным обществам. Это коммерческие организации, т.е. целью их деятельности является получение прибыли. Уставный капитал разделяется на определенное число акций. Участниками могут быть граждане, юридические лица и публично-правовые образования. Поэтому вариант ответа 1 – «разделение уставного капитала фирмы на равные части, каждая из которых оформлена ценной бумагой» будет верным. Известно, что акционеры не отвечают по обязательствам АО, но несут риск убытков по деятельности общества в пределах стоимости их акций. Поэтому вариант 5 – «несение риска убытков в пределах стоимости принадлежащих участнику ценных бумаг» (акция – ценная бумага) будет верным, как и ответ 6 – «выплата собственникам дивидендов по итогам года». 2 и 3 суждения – «обязательное заключение трудового договора с работниками», «обязанность работников соблюдать трудовую дисциплину» относятся к общим местам Трудового права. А вот «распределение прибыли между работниками в соответствии с их трудовым участием» является характеристикой такой организационно-правовой формы предприятия, как «производственный кооператив» (артель). Правильные ответы: 1, 5, 6 . Задание № 20Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является _________(А). Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами: _________(Б), эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми _________(В) познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _________(Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _________(Д) развиваться, расширять сферу своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт _________(Е) за свой выбор». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Cписок терминов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова. Выполняя задание № 20, я рекомендую сначала пробовать прочитать текст и самостоятельно подставить слова, по вашему мнению, подходящие по смыслу. Так достигается смысловое понимание содержания текста. А при повторном прочтении уже подбирать слова из имеющихся в списке. У вас возникнет ситуация успеха, когда вами подобранные слова совпадут с предложенными из перечня. Итак, пробуем прочесть, вставляя слова, близкие по смыслу, далее выбираем из имеющихся в задании. «Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является личностью (А) (личность – набор социально значимых свойств и качеств человека. Где формируется личность – в обществе. Что делает личность – преобразует мир и самого себя). Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными (Б) , эмоционально-волевыми, нравственными и др. (в данном случае идет перечисление социально значимых качеств). Их формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми деятельности (В) познаёт и изменяет мир и самого себя (одно из определений деятельности – сознательная активность человека, входе которой человек изменяет мир вокруг себя и меняется сам; процесс взаимодействия человека с окружающим миром). Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом социализации (Г) . Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется стремлением (Д) развиваться, расширять сферу своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту (снова разъясняется через процесс социализации, который длится на протяжении всей жизни человека). Это человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт ответственность (Е) за свой выбор (свобода и ответственность в жизни человека)». Часть 2Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Приступая к выполнению заданий по тексту 21-24, изначально следует очень внимательно прочитать текст и выделить главные смысловые фрагменты текста. Проработайте текст с ручкой для максимального усвоения содержания. Я не рекомендую своим ученикам сразу читать вопрос и хаотично, при беглом прочтении выискивать ответы. Как правило, такая практика приводит к ошибочным ответам и снижению баллов на экзамене. Задание № 21Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица? (Укажите все отрасли, упомянутые в тексте.) Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы? Ответ: «Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности». Т.е. спрос на рабочую силу колеблется. Задание № 22Задание № 22 так же лучше выполнять по частям. Ответ: «неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…» Предположите, почему некоторые работники соглашаются на состояние неполной занятости (выскажите два предположения). При выполнении данного задания, я рекомендую ученикам каждое предположение записывать с новой строки. В нашем случае, ответ мы можем смоделировать, пользуясь текстом. Мы не приводим примеры, потому что это не указано в задании. Ответ: работники соглашаются на неполную занятость, потому что человеку важно чувствовать себя значимым, нужным. Даже неполная занятость дает человеку ощущение стабильности, снимает социальную напряженность, дает возможность участвовать в общественной жизни. Работники соглашаются на неполную занятость, потому что в условиях кризиса, даже такая работа может быть единственным источником доходов их семей, защитой от социальных потрясений, позволяет сохранить образ жизни. Задание № 23Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Используя обществоведческие знания, объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ. Автор называет нам причины высокой безработицы среди структурных безработных: недостаточно высокая или ставшая недостаточной квалификация, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возрасту или инвалидности. Но в задании требуется использование и обществоведческих знаний. Вспоминаем, что из курса обществознания нам известно, что структурная безработица связана с невозможностью трудоустройства людей определенных профессий и несоответствием спроса и предложения на рынке труда. Ответ: Высокий уровень структурной безработицы даже в периоды высокого уровня занятости по стране связан, как правило, с изменениями технологий производства, научно-техническим прогрессом. Т.е. люди определенных профессий перестают быть востребованными на рынке труда (в задании примеры не требуются, только объяснение проблемы). Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ. В данном случае, нас просят обратиться к нормам Трудового права РФ, поскольку оно регулирует отношения в сфере наемного труда. Ответ: трудовой кодекс РФ содержит запреты на дискриминацию:
Гарантией недопущения дискриминации ТК РФ предусматривает право лица, считающего себя дискриминированным в сфере труда, обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. Задание № 24Почему, по мнению автора, безработица вызывает состояние отчаяния, растерянности человека? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения о том, в чём проявляется мобилизующее воздействие безработного состояния на человека. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения о том, в чём проявляется мобилизующее воздействие безработного состояния на человека (в данном случае, мы должны приводить примеры, потому что в вопросе звучит «факты общественной жизни»).
Задание № 25Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах искусства, и одно предложение, раскрывающее сущность воспитательной функции искусства. Задание № 25 можно успешно выполнить только при знании основных понятий курса. Искусство – это форма культуры, которая отражает окружающую действительность в художественных образах. Художественный образ может выражаться в разных видах искусства: музыке, живописи, архитектуре, скульптуре, литературе. Произведения искусства оказывают большое влияние на формирование личности человека. Задание № 26Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности работодателя, закреплённые в Трудовом кодексе РФ. В задании № 26 необходимо назвать и проиллюстрировать примеры любых трех основных обязанностей работодателя, закреплённых в Трудовом кодексе:
Задание № 27В государстве Z была зарегистрирована новая политическая партия. Она имеет центральные органы управления и региональные отделения. Партия провозглашает своими базовыми принципами традиционализм, стабильность, порядок, а также приоритет интересов государства, нации, общества над интересами индивида. Политическая партия во время выборов набрала необходимое количество голосов и получила места в парламенте. Определите тип политической партии в зависимости от её идеологической принадлежности. Приведите факт, который позволил Вам сделать такой вывод. Назовите любые два других типа партий, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте один любой из них.
Теперь вопросы: Определите тип политической партии в зависимости от её идеологической принадлежности. Ответ: консервативная партия. Приведите факт, который позволил Вам сделать такой вывод. Ответ: Так как отстаивает принципы традиции и стабильности развития (традиционализм, стабильность, порядок, а также приоритет интересов государства, нации, общества над интересами индивида). Назовите любые два других типа партий, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте один любой из них. Ответ: По идеологической направленности можно выделить либеральные и социалистические партии. Признаки либеральной партии: неотчуждаемость естественных прав человека, их приоритет над интересами общества и государства, политический плюрализм, свободная рыночная экономика. Задание № 28Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Типы семей». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Для написания плана по любой из обществоведческих тем, необходимо четко представлять структуру изучения темы. По сути, данным заданием проверяется понимание учащимися структуры темы. Поэтому от качества усвоения материала темы, понимания ее структуры, зависит и написание плана. В данном случае тема плана «Типы семей».
Задание 29Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.) 29.1. Философия. «Привилегия рыб, крыс и волков состоит в том, чтобы жить по закону спроса и предложения; законом же жизни человечества является справедливость». (Д. Рёскин) 29.2. Экономика. «Виды бизнеса различны, но бизнес как система остаётся одним и тем же независимо от его масштаба и структуры, товаров, технологий и рынков». (П. Дракер) 29.3. Социология, социальная психология. «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность». (В.В. Путин) 29.4. Политология. «Верховная власть достойна почитания лишь постольку, поскольку она является средством обеспечения человеческих прав». (А. Кюстин) 29.5. Правоведение. «Защита права есть обязанность перед обществом. Кто защищает свое право, тот защищает право вообще». (Р. Иеринг) Задание 29. 3. «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность». (В.В. Путин) При написании эссе, в первую очередь, необходимо четко представлять сферу общества, к которой выбранная тема относится. Следует внимательно прочитать предложенные темы, проанализировать свой «багаж знаний», понять, по какой из тем у вас имеются более четкие теоретические представления, по какой из тем вы сможете привести наиболее качественные примеры, раскрывающие содержание темы. В данном случае, мы выбрали тему из раздела социология, социальная психология. Понимаем, что сразу поднимается проблема современной школы, системы образования. Вечный вопрос: задачи образования обучение и воспитание, что важнее? Затрагивается и вопрос социализации – «школы, которые воспитывают личность». Замечу, что мы не можем здесь уйти в понятия темы духовной сферы общества, потому что пишем эссе из другого раздела. Итак, пробуем писать. Какой социальный заказ должна выполнять школа – давать ученикам только высокий уровень образования? Или выполнять не менее важную миссию – воспитание личности? Как известно из курса обществознания, образование – это способ становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития творческих способностей через систему социальных институтов, важнейшим из которых и является школа. Когда мы говорим о школе как об учреждении, дающем образование, мы понимаем, что речь идет о социальном институте, имеющем ряд элементов: это образовательные стандарты и программы, принципы функционирования, включающие в себя сеть образовательных учреждений и органов управления. Для повышения качества образования государство принимает целый ряд мер: удлиняются сроки обучения, повышаются требования к уровню квалификации педагогов, используется вариативность образовательных программ, выстраиваются индивидуальные образовательные траектории обучающихся, школы оснащаются современным оборудованием, внедряются новые формы итоговой аттестации. В итоге, мы видим, как выпускники школ демонстрируют высокие баллы на ЕГЭ, дающие возможность занимать бюджетные места в ведущих вузах столицы. По данным результатов международных исследований, представленных ВШЭ, в котором принимало участие 49 стран, российские школьники начальных классов занимают лидирующие позиции в мире по чтению, математике и естествознанию. А так же 8 классы по математике. По мнению исследователей, такой результат был достигнут благодаря введению новых образовательных стандартов, системы единой государственной аттестации. Но достаточно лишь образовательных результатов для общества и человека? Автор цитаты четко указывает нам на важнейшую составляющую образовательного процесса: воспитание личности человека. Исходя из функций образования: экономической, социальной и культурной, становится понятным, что именно в культурной функции – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания человека, развития его творческих способностей проявляется эта проблема. Помимо уроков, отметок, экзаменов, существует еще и богатейшая на события школьная жизнь: классные часы, школьные фестивали, походы, совместные поездки с одноклассниками по России и в другие страны. Во всем этом ученик учится взаимодействовать с другими людьми, проявляет свои способности и таланты. Как раз в этой атмосфере и реализуется социальная функция образования. Через социализацию личности, усвоение социальных норм, статусов и ролей. В качестве примера можно привести с детства любимый фильм «Чудак из 5 б» ярко демонстрирующий, как школьный коллектив, класс формирует личность Бори. Как он учится ответственности, когда его назначают вожатым в 1 класс. Таким образом, В.В. Путин в своем высказывании лишний раз подчеркнул важность понимания обществом и школой неразделенности двух важнейших процессов, связанных с социализацией личности – образования и воспитания». ЕГЭ по обществознанию пользуется большой популярностью у школьников. Экзамен считается легким: не нужно делать расчеты, не нужны трудоемкие вычисления. Эта легкость обманчива, и сдать экзамен бывает сложно по двум причинам. Во-первых, курс обществознания состоит из нескольких разделов, которые лишь условно связаны между собой, поэтому структурировать полученные знания может быть непросто. Во-вторых, по время испытания придется быстро переключаться между разными разделами, что потребует собранности, умения сосредотачиваться. Особенности предметаОбществознание представляет собой дисциплину, которая включает в себя комплекс наук, так или иначе связанных с социумом. Это социология, психология, социальная философия, история, история, культурология, политология, экономика, юриспруденция, этика и др. Учебный курс разделен на несколько тем:
На экзамене вас ждут вопросы по всем этим темам. Справиться с заданиями без подготовки будет очень непросто даже тем, кто получал хорошие оценки на уроках обществознания с пятого по одиннадцатый класс. Необходимо освежить знания, вспомнить определения, систематизировать пройденное. Для этого требуется изучение теории по обществознанию. ЭкзаменКаждый экзаменационный билет содержит четыре типа заданий:
На 20 заданий требуется дать краткий ответ, на 9 – развернутый. Также выпускникам предстоит написать эссе. При сдаче экзамена без знания теории обойтись никак нельзя. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11) Обществознание ЕГЭ по обществознанию – 2019: план подготовкиВ 2018 году на ЕГЭ по обществознанию минимальный балл не преодолели 17,4% выпускников - больше, чем в 2017 году. Анализ результатов показал, что многие участники экзамена невнимательно читали задания, не понимали требования. На основе показателей предыдущих лет и демоверсии ЕГЭ-2019, автор методических пособий Роман Пазин объяснил, что должны включать этапы подготовки, и разобрал наиболее сложные задания.План подготовкиПомните, что подготовка к ЕГЭ по любому учебному предмету не может быть оторвана от изучения этого предмета в основной и средней школе. Предупредите учеников: ЕГЭ по обществознанию - сложный экзамен. Многие «слабые» выпускники выбирают его только потому, что ошибочно считают простым. Проведите стартовую диагностику. Проводите периодическую рубежную диагностику (например, после каждого изученного раздела), используя тематические работы. Поэтапно формируйте определенные предметные умения через учебные задания. В тестовой части обратите особое внимание на задания № 8, 14, 19 и 20. Результат их выполнения в 2018 году: менее 59%. Чаще всего ученики допускают ошибки в заданиях, требующих знания Конституции РФ. Обратите внимание выпускников на критерии выполнения второй части. Возьмитесь за варианты КИМ по обществознанию на завершающей стадии подготовки к экзамену. Непосредственно изучение КИМ нужно в первую очередь для того, чтобы отработать темп выполнения работы, привыкнуть к формату записи ответов, закрепить сформированные приемы выполнения конкретных заданий. Разбор заданий второй частиЗадания 21-24Объединены вокруг фрагмента научно-популярного текста. Проверяют умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, применять ее в заданном контексте, составлять характеристику текста и его отдельных положений на основе изученного курса, использовать информацию из текста в другой познавательной ситуации, самостоятельно формулировать и аргументировать суждения, связанные с проблематикой текста. Для выполнения необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему (в вопросах указан источник ответа). Советы ученику: Поймите, что именно требуется для успешного ответа. Определите, из каких частей складывается задание. Постарайтесь выполнить все задание. Если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа; неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы). Не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено в задании. Практикуйтесь как можно чаще. Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по обществознанию. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие ЕГЭ. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Задание 25Проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Это сложное задание, в 2018 году его выполнили всего 30% экзаменуемых. В связи с этим в новой демоверсии появилось разделения задания по пунктам, критерии оценивания стали более четкими. Для успешного выполнения нужно помнить формулу понятия: Понятие = родовой признак + видовые признаки Примеры: Командная экономика - тип экономической системы, основанный на преобладании государственной собственности, государственном планировании, централизованном ценообразовании при определяющей роли государства в экономике. Республика - форма правления, при которой верховная власть в государстве избирается населением на определенный законом срок напрямую или формируется представительным общенациональным органом. Задание 26Проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс. Чаще всего представлено в одной из двух моделей: «Раскрыть на примерах» («Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры»). «Проиллюстрировать примерами» («Назовите любые три тенденции развития современного образования и проиллюстрируйте примером каждую из них»). Задание 27Задача. Направлена на анализ представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснение связи социальных объектов и процессов, формулирование и аргументацию самостоятельных оценочных, прогностических и других суждений, объяснений, выводов. Так проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. В структуре задача имеет условие (проблемную ситуацию, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т. п.) и требование (вопрос или систему вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия). Для успешного выполнения ученику необходимо обладать базовыми теоретическими знаниями, уметь применять их к анализу конкретной ситуации, дать четкий, логически связанный ответ. Пример: Во время летних каникул 17-летний школьник Валерий решил устроиться курьером. В ходе собеседования работодатель объяснил, что Валерия возьмут на работу без испытательного срока и медицинского осмотра, но для заключения трудового договора необходимо получить согласие хотя бы одного из родителей Валерия. Что в названных условиях заключения трудового договора противоречит российскому законодательству? (Назовите два противоречия). Назовите любые две особенности регулирования труда работников младше 18 лет, не упомянутые в условии задачи. Задание 28Требуется составить план развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Так выявляются умения систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в плане структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов. Сложное задание: в 2018 году с ним правились только 27% выпускников. План эссе по обществознанию должен содержать не менее трех пунктов, в том числе два «обязательных» пункта (детализированных в подпунктах). Важно избегать ошибок и неточностей. Разновидности задания: Составление плана ответа по широкой теме («глобальная модель»). В данном случае отсутствует необходимость рассматривать еще более широкую тему, а затем ее конкретизировать. Примеры тем: «Деятельность как способ существования людей», «Культура и ее роль в жизни общества», «Специфика и роль религии в жизни общества». Составление плана ответа по теме узкой направленности, аспекту широкой темы («локальная модель»). В этом случае целесообразно начинать с раскрытия более широкого понятия, а затем переходить к конкретному аспекту, который следует рассмотреть. Примеры тем: «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности», «Религия как одна из форм духовной культуры». На практике обычно составляется 5-8 пунктов, 3–5 из которых детализированы в подпунктах - это нужно для того, чтобы «угадать» минимально два пункта, которые разработчики закладывают в ответ как «обязательные». Раскрывать следует те пункты, которые экзаменуемый лучше всего знает (чтобы не сделать обществоведческих ошибок). Необходимо учитывать контекст задания и стараться раскрыть предложенную тему, демонстрируя в первую очередь знание содержания. Не обязательно детализовать все или почти все пункты плана в подпунктах. Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна ВведениеВведение Данное пособие является результатом обобщения учителем-практиком опыта работы по подготовке к единому государственному экзамену по обществознанию. При составлении пособия автор руководствовался нормативно-правовыми актами, регламентирующими дидактические единицы и требования к освоению содержания курса обществознания: – федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.); – спецификация КИМ единого государственного экзамена 2014 г. по обществознанию; – кодификатор элементов содержания по обществознанию для составления КИМ единого государственного экзамена. В работе представлены разделы курса, предусмотренные документом, определяющим содержание КИМ: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Теоретический материал, представляющий эти линии, сгруппирован в пять блоков-модулей. Пособие содержит общепринятые факты и концепции. В данном пособии предпринята попытка охватить широкий круг вопросов по обществознанию, систематизировать их и сделать пособие максимально полным. Материал данного пособия предназначен для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию, дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ. Структура пособия соответствует кодификатору элементов содержания по предмету. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Вашу мать, сэр! Иллюстрированный словарь американского сленга автора Московцев Николай ГВведение Все дилетанты, но в разных областях . Занимаешься всегда не тем, чем собирался. Предлагаем любителям нетривиальных путешествий словарь-путеводитель по экзотической части американского английского. Такой язык мало доступен тем, кто не принадлежит к местной Из книги Пистолет и револьвер в России автора Федосеев Семён ЛеонидовичВведение Пистолеты и револьверы - наиболее массовое в мире оружие. За ним закреплен приоритет «личного оружия нападения и защиты, предназначенного для поражения живой силы противника на коротких расстояниях (до 50 м) и в рукопашной «схватке». Если в армиях почти всюду на Из книги Полный медицинский справочник фельдшера автора Вяткина П.Введение Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи. Фельдшер является Из книги Лечение растениями. Энциклопедический справочник автора Непокойчицкий ГеннадийВведение Биология и медицина признают, что организм человека является так называемой открытой системой по восприятию и излучению энергии. Он воспринимает доходящую до Земли энергию Космоса – прану, эфир – и преобразует ее для своей жизнедеятельности (либо излучает Из книги Как читать анализы крови, мочи и кала. Домашний справочник автора Измайлова ИннаВведение Невозможно представить себе грамотного человека, который ни разу в жизни не пролистывал свою медицинскую карточку и не вчитывался в результаты исследований. Собственное здоровье и здоровье детей нас тревожит, и мы хотим знать о нем как можно больше. К Из книги Ремонт сантехники автора Горбов А МВВЕДЕНИЕ Даже кратковременное отсутствие воды в квартире доставляет ее обитателям массу неудобств. Чтобы оградить себя от подобных хлопот и аварийных ремонтов, необходимо тщательно соблюдать рекомендации по обслуживанию и использованию бытовой Из книги Энциклопедический словарь псевдонимов автора Колосова СветланаВведение Псевдонимы (от греч. слова «pseudonymos» – носящий вымышленное имя) заслуживают изучения как один из важных факторов творческой жизни всех времен и народов. Наука о псевдонимах, которую по аналогии с ономастикой (наукой об именах) можно назвать псевдономастикой, или Из книги Справочник семейного доктора автора Коллектив авторовВведение «Salus aegroti suprema lex» («Благо больного – высший закон») – это основной принцип, которым должны руководствоваться врачи в своей деятельности. Правда, вся сложность в том, что именно врач, а не больной может определять, что для больного благо. В дальнейшем мы увидим, что Из книги Домашний справочник самых важных советов для вашего здоровья автора Агапкин Сергей НиколаевичВведение Если вы открыли эту книгу, значит, была на то причина. Скорее всего, вы просто однажды поняли, что хотите как можно больше знать о своем здоровье. Зачем? Да чтобы сохранить его и прожить долгую и полноценную жизнь без боли, недомоганий, слабости, больниц и лекарств. Из книги Ремонт часов своими руками. Пособие для начинающего мастера автора Солнцев Г.Введение КлассификацияЧасовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными. Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ. Шемаханова И.А.М.: 2014. - 315 с. Пособие подготовлено в соответствии с
обязательным минимумом содержания основного общего и среднего
(полного) общего образования по обществознанию, кодификатором
элементов содержания по обществознанию для составления контрольных
измерительных материалов единого государственного экзамена и
содержит весь материал, необходимый школьнику для самостоятельной
подготовки к ЕГЭ. Прилагаемый компакт-диск, содержащий тесты по
обществознанию в формате ЕГЭ, позволит школьнику организовать
самостоятельную работу по проверке собственных знаний. Программа
автоматически проверяет правильность выполнения экзаменационных
заданий, что позволяет контролировать уровень готовности к экзамену.
(CD прилагается только к печатному изданию.) Формат: doc Размер: 2 Мб Смотреть, скачать: drive.googleСОДЕРЖАНИЕ Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции). Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний. Понятие истины, ее критерии. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование. Религия. Искусство. Мораль. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI в. (глобальные проблемы). Экономика. Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Семья и брак. Политика. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти РФ. Федеративное устройство России. Право. Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени). Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Гражданство РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Указатель слов к разделу «Орфография |
Новое
- Екатерина Богданова - Пансион искусных фавориток
- Черное и белое: цитаты, афоризмы и высказывания За черной полосой всегда идет белая цитаты
- Самые древние государства мира Самая старая страна из существу
- Пирамиды на дне Бермудского треугольника: гипотезы плодятся Что находится на дне бермудского
- Корсары: Город Потерянных Кораблей
- Значение голицын василий васильевич (князь) в краткой биографической энциклопедии
- Репнин Николай Васильевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация
- История распространение волн в фотонных кристаллах история
- Секретные арктические базы третьего рейха Нацисткий «мост»: таймыр -лиинахамари, или что укрыто в штольнях девкиной заводи
- Значение максимович нестор максимович (амбодик) в краткой биографической энциклопедии