Реклама

Главная - Коэльо Пауло
Условия необходимые для реализации словесных методов обучения. Эффективные словесные методы обучения в преподавании русского языка и литературы. Структура метода обучения

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова педагог может вызвать в сознании детей яркие картины, доступно донести информацию. Слово активизирует воображение, память, чувства воспитанников.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения отмечалось. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение. В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, не достаточно только почитать, рассказать - необходимо и показать сами предметы или их изображение. По мере накопления детьми опыта объем наглядного материала можно сокращаться, так как у них постепенно развивается умение понимать учебный материал, который излагается преимущественно в словесной форме. Словесные методы обучения также различаются по количеству участников на:

  • - монологические (рассказ, объяснение);
  • - диалогические (беседа);
  • - дискуссии.

Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. Это могут быть рассказы:

  • - о текущие событиях;
  • - о временах года;
  • - о писателях, композиторах, художниках;
  • - о родном городе и т. п.

В качестве материала дня рассказов используются литературные произведения. Очень интересны для дошкольников рассказы педагога из личного опыта «Моя первая учительница», «Как я училась читать», «Игры моего детства», «Моя любимая игрушка», «Мои друзья» и др.

Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует. Свободное владение учебным материалом дает педагогу возможность непринужденно общаться с детьми, замечать их реакцию, усиливать или, напротив, гасить ее, используя мимику, жест, речевые выразительные средства.

Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание. Немаловажное значение для восприятия рассказа имеют художественность его формы, новизна и необычность информации для детей, выразительность речи взрослого.

Если рассказ отвечает этим требованиям, то побуждает детей к обмену впечатлениями по поводу содержания не только в виде реплик, оценочных суждений, но и в форме связных высказываний, созвучных услышанному повествованию. Подобные реакции позволяют педагогу сделать вывод об эффективности проделанной работы.

Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.

Способность понимать рассказ, т. е., умение слушать, откликаться на содержание, отвечать на вопросы, элементарно пересказывать, складывается на третьем году жизни.

В младших группах рассказ сопровождается демонстрацией наглядного материала (предметы, их изображения). Наглядный материал используется и в обучении детей среднего и старшего возраста, когда в рассказе повествуется о событиях, которых не было в личном опыте детей. В таких случаях словесные образы опираются на зрительные.

Но в старших группах не рекомендуется злоупотреблять наглядным материалом: следует приучать детей к мышлению на основе слова, развивать умение учиться изустно, без опоры на наглядность, когда речь идет о тех объектах, которые им знакомы по прошлому опыту.

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются и некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе приминает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания.

Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения.

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива (Е.А. Флерина).

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”.

В зависимости от конкретных задач, содержание материала, уровня творческой познавательной деятельности воспитанников, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы педагог, опираясь на имеющиеся у детей знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у детей состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному воспитаннику (индивидуальная беседа) или к детям всей группы (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группой в целом, так и с отдельными группами воспитанников. Эта форма беседы применяется только в старшем дошкольном возрасте. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ребенка. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.

В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:

  • - активизирует детей;
  • - развивает их память и речь;
  • - делает открытыми знания детей;
  • - имеет большую воспитательную силу;
  • - является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

  • - требует много времени;
  • - содержит элемент риска (ребенок может дать неправильный ответ, который воспринимается другими детьми и фиксируется в их памяти);
  • - для ведения необходим запас знаний и наличие речевых навыков.

Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Этическую беседу целесообразно соединять с чтением художественного произведения, показом иллюстративного материала, демонстрацией фильма.

Тематика познавательных бесед определяется программой обучения. Она также тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.

По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие (итоговые). Назначение вводной беседы - подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия новых обетов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности ставит практические или познавательные задачи.

Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени. Например, в старшей группе велась образовательная работа по теме «Наши защитники». Детям читали художественную литературу, они оформили альбом о своих бабушках, дедушках, которые были участниками войны. В альбом поместили их фотографии, а также рассказы детей них. Дети смотрели фрагменты видеофильмов о Великой Отечественной войне, слушали песни военных лет. Состоялась экскурсия к Вечному огню.

Дети лепили, рисовали. Таким образом, было усвоено много знаний, умений, накоплено творческих работ, в которых отразились новые знания и умения, а также чувства детей.

После этого педагог проводит обобщающую беседу. Предварительно он создает у воспитанников соответствующий психологически настрой: составляет экспозицию из детских работ, готовы фотоматериалы (фотографии, сделанные на экскурсии, при встрече с Петиным дедушкой, военным врачом), устраивает выставку книг о войне и др.

Все это способствует оживлению сложившихся впечатлений, дает толчок воображению, создает благоприятный эмоциональный фон. В процессе беседы детям предлагаются вопросы, направлены на установление связей, отношений, обобщение усвоенных знаний. Эффективны и такие приемы, как рассказы педагога и детей, чтение стихотворений, слушание музыки, комментирование наглядного материала.

Чтение художественной литературы. Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чтеце художественных произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей. Предполагает соблюдение ряда дидактических требований.

Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей. Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу.

Следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными. В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.

учебный педагогический дошкольник

Более подробно остановимся на этой классификации. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований Рассказ должен:

  • содержать только достоверные факты;
  • включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
  • иметь четкую логику изложения;
  • быть эмоциональным;
  • излагаться простым и доступным языком;
  • отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

  • точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
  • последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
  • использования сравнения, сопоставления, аналогии;
  • привлечения ярких примеров;
  • безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.


Беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». В средние века особенно распространенной была так называемая катехизическая беседа, суть которой сводилась к воспроизведению вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В настоящее время подобного рода беседы в школе не практикуются.

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы .

Цель вводной беседы - актуализировать ранее усвоенные знания, сконцентрировать внимание, интеллектуальные, потенциальные и реальные возможности учащихся для активного включения их в предстоящую учебно-познавательную деятельность по решению стоящих перед ними задач. В ходе такой беседы выясняется степень понимания и готовности учащихся к новым видам деятельности, к познанию нового.

Беседа-сообщение (эвристическая беседа) предполагает включение ученика в сам процесс активного участия в добывании новых знаний, в поиск способов их получения, формулирования собственных ответов на поставленные учителем вопросы. В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. В результате такой совместной деятельности учащиеся приобретают новые знания, путем собственных усилий, размышлений.

Синтезирующая , или закрепляющая беседа нацелена на систематизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении новых учебных и научных проблем на межпредметной основе.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование . Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом метод беседы имеет следующее преимущество:

  • активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • развивает их память и речь;
  • делает открытыми знания учащихся;
  • имеет большую воспитательную силу;
  • является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы:
  • требует много времени;
  • содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
  • необходим запас знаний.

Учебная дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения - стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов - лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой (Подласый И.П. Педагогика. М., 1996). Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой - учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации, естественно, учитель должен сам демонстрировать перед учениками образец такого стиля аргументации, учить учащихся точно излагать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам школьников, уважительно вносить поправки в их аргументацию, ненавязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции.

Учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы.

Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция . Лекция - монологический способ изложения объемного материала - используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными . Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.

Работа с учебником и книгой . Это важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

  • конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления;
  • составление плана текста . План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;
  • тезирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного;
  • цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);
  • аннотирование - краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;
  • рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном;
  • составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.;
  • составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного;
  • составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме;
  • составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

Введение


Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И несмотря на это, проблема методов обучения как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-педагогов перейти от эмпирических описаний отдельных групп методов к обоснованию научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы метода обучения и разработки основ их классификации.

В современной педагогике имеется огромный арсенал методов обучения, среди которых важное место занимают словесные методы обучения. Ведь слово играет огромную роль в процессе познания, только благодаря слову мы можем выражать наши знания о мире. Однако для того, чтобы слово могло выполнять функцию своеобразного «сигнала сигналов», чтобы с его помощью можно было адекватно отражать действительность, им следует правильно пользоваться. Особенно важно это положение для учебно-воспитательной работы в школе, где слово - как устное, так и письменное - является важным средством воздействия на учащихся.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными».

К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Целью данной работы является изучение словесных методов обучения, определение их места в учебном процессе.

В ходе написания были поставлены следующие задачи:

дать определение метода обучения;

изучить основные виды словесных методов;

показать место словесных методов обучения в учебном процессе;

раскрыть основные требования к применению словесных методов обучения.


1. Понятие и сущность словесных методов обучения


Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Не менее сложным является и вопрос о классификации методов обучения. В настоящее время существует множество классификаций методов обучения с разнообразными подходами, выдвинутых педагогами разных лет.

В настоящее время предлагаются классификации методов на следующих основаниях:

По источнику информации с учетом формы обучения.

По характеру поисковой деятельности.

По логике обучения (по использованию логико-психологических операций).

По логической структуре содержания учебного материала.

В эту классификацию включены четыре группы методов, расположенные по степени обобщенности, зависящей от целевой функциональности каждой группы. При обучении на любом занятии должны быть задействованы все группы методов, но в комплексе и синхронно, так как каждая группа имеет свою целевую функциональность. Что касается приоритета групп или отдельных методов, то здесь их выбор зависит от конкретной дидактической ситуации (целей, задач, содержания материала, средств, форм и т.д.).

По источнику информации методы подразделяются на:

словесные;

наглядные;

практические методы.

Рассмотрим подробнее словесные методы обучения. Слово - самый доступный и распространенный инструмент обучения. Научившись пользоваться словом, учитель даже самые отвлеченные понятия, идеи делает понятными обучающимся. С помощью слова он может вызвать в сознании учащихся яркие картины прошлого, прекрасного будущего человечества, строения вселенной. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Особенно важны словесные методы обучения на первом этапе обучения, пока дети не научились пользоваться книгой, в это время слово является почти единственным инструментом познания мира.

Словесные методы обучения появились с момента организации школ и были, особенно в средние века, почти единственным способом передачи знаний. К словесным методам относятся как устное изложение учебного материала, предполагающее монологическое, одностороннее воздействие на учащихся (рассказ, объяснение, лекция, инструктирование), так и обсуждение изучаемого материала, которое требует активного взаимодействия преподавателя и учащегося (беседа, семинар, дискуссия). К словесным методам относятся также работа с книгой.

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Работа с учебником, книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы. Иначе говоря, рассказ, лекция, беседа (словесные методы обучения) - это общеизвестные, традиционные методы, но они должны в современных условия рассматриваться не только в плане сообщения готовой информации, а в большей степени как средство развития мышления учащихся, их творческих способностей.


2. Виды словесных методов обучения


Словесные методы в свою очередь тоже можно разделить на группы.

Во- первых, в зависимости от того, является ли воспринимаемая учащимся речь устной или письменной (печатной), словесные методы можно разделить на устные и письменные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Устные методы, используемые учителем на лекциях, семинарах, консультациях, позволяют ему более успешно объяснить материал. При этом своевременное получение обратной связи от учащихся о понимании учебного материала (с помощью речевых реплик, вопросов, мимики учащихся). Письменная речь лишена этих преимуществ. С другой стороны, устная речь менее эффективна с точки зрения скорости передачи информации (скорость говорения меньше, чем скорость чтения текста).

Во-вторых, словесные методы обучения разделяются также на монологические и диалогические. Монологический метод (как форма речи) обычно используется на лекции. Диалогический метод обычно рассматривается как устный метод словесного обучения, опирающийся на диалогическое взаимодействие учителя и ученика или дискуссию в группе. Однако современные информационные технологии обучения с помощью Интернета и электронной почты позволяют успешно реализовать данный метод и при письменном методе обучения.

Рассмотрим теперь особенности отдельных словесных методов обучения.

Рассказ - это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале. Учитель как бы «рисует» словом живые образы действительности. Однако рассказ содержит и элементы обобщений. Продолжительность его обычно от 10-20 мин. Чаще всего рассказ применяется в обучении по гуманитарным дисциплинам, особенно в младших классах, реже в средних и как исключение в старших.

Рассказ составляется учителем. Его содержание не ограничивается учебником. Обычно он включает примеры, взятые из жизни, выдержки из художественных текстов, риторические вопросы и восклицания, обращение к слушателям.

Рассказ требует от учителя высокой эмоциональности и красочности, мимики, жестов. Это придает ему особую силу воздействия на слушателей. Рассказ это один из важнейших методов изложения нового материала.

Рассказ подразделяется на:

художественно-литературный;

описательный;

повествовательный (о жизни и деятельности ученых, писателей и т. д.);

рассказ-воспоминание;

пересказ прочитанного;

рассказ об услышанном и увиденном;

рассказ-фантазия.

Объяснение - под объяснением понимается истолкование понятий, законов, правил при широком использовании вычислений, наблюдений и опытов. Важную роль при этом играют логические рассуждения и доказательства.

Объяснение может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным техническим. Оно требует экономных, точных формулировок, аргументированных выводов. Объяснение тесно связано с разъяснением, пояснением, расшифровкой, толкованием понятий.

Здесь большое значение, чем при пересказе, имеет непосредственная проверка хода формирования понятий у школьников, обращение к ранее усвоенному.

Инструктаж - это разъяснение хода предстоящих работ, приемов выполнения заданий, предупреждение о возможных ошибках по технике безопасности на уроках технологии или во время выполнения лабораторных работ по физике, химии, биологии и т. д. От объяснения инструктаж отличается большей практичностью, конкретностью и краткостью. В процессе обучения технологии, черчению и рисованию инструктаж сочетается с показом приемов выполнения работ, нередко уступает ему место. Впрочем, это имеет место и при организации лабораторных работ.

Инструктаж может быть: вводным (вступительным), текущим и заключительным. Текущий инструктаж бывает фронтальным и индивидуальным. Он тесно связан с разъяснением, объяснением и показом приемов выполнения действий. Как правило, инструктаж сопутствует практическим занятиям, экскурсиям и другим формам обучения. Нередко применяется письменный инструктаж (задания, инструкционные карты и т. д.).

Лекция - это наиболее сложный вид изложения учебного материала, в основе которого лежат одна - две ведущие идеи или проблемы. Лекция отличается от рассказа и объяснения глубиной и широтой охвата материала, а также продолжительностью.

Применяется она чаще всего на уроках гуманитарного цикла при обзоре событий, положений. Лекция включает сообщение о научных и жизненных фактах, истории вопроса, логические доказательства и выводы, цитаты и выдержки из документов. Она глубоко и разносторонне раскрывает объективные закономерности действительности, подводит учащихся к мировоззренческим выводам.

Положения, выдвинутые в лекции, глубоко обосновываются фактическим материалом, статистическими и научными данными.

Обычно лекция подкрепляется самостоятельной работой учащихся над рекомендованной литературой.

Различают: вводные, текущие, итоговые (обобщающие, систематизирующие) и обзорные лекции. Наиболее сложными для восприятия и осмысления являются лекции подытоживающего характера, углубляющие и систематизирующие полученные ранее знания.

В лекции обычно находят место описание, сравнение, разъяснение и расшифровка терминов и новой лексики, рассмотрение фактов и обобщения их, сообщение систематических знаний, полемики, цитирование первоисточников. Устное изложение знаний в лекции позволяет учителю обеспечить идейную направленность обучения, будит мысль и чувства учащихся, что вносит в образовательную работу высокий эмоционально-волевой настрой, воспитывает любознательность, вызывает порыв к действию, а также служит образцом правильной речи, рассуждений и обоснованных выводов.

Беседа - вопросно-ответный метод обучения, сочетается слово учителя и учащихся, предполагает у последних наличие определенных знаний. В зависимости от дидактических задач различают: вводные, повторительные, заключительные, закрепляющие, учетные беседы. Вводная беседа направлена на выявление имеющихся у учащихся знаний по теме; повторительная беседа на воспроизведение пройденного; закрепляющая - на упрочнение знаний; учетная - на проверку и оценку знаний; заключительная - на подытоживание и обобщение изучаемого материала.

Ценность беседы - в коллективной мыслительной деятельности учащихся. В ней принимает участие весь класс, каждый ученик. Вопросы ставит не только учитель, но и учащиеся.

Высокий образовательный и воспитательный эффект беседы обеспечивается прежде всего содержанием и характером вопросов: вопросительными и подсказывающими, наводящими и полемическими, анализирующими и обобщающими и т. д. Эффект беседы во многом зависит также от умения учителя правильно и разнообразно формулировать вопросы, определить их логическую последовательность, адресовать к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей.

Метод работы с книгой - среди других методов занимает важное место (словари, справочники, журналы), где источником получения знаний является печатное слово.

Психологически работа с печатным словом опирается на представление учащихся, воображение, мышление. Вне урока она не стеснена темпами и сроками, развивает познавательные интересы и склонности, совершенствует эстетические вкусы и духовные потребности учащихся.

Работа с книгой проводится на всех ступенях обучения. Приемы работы с книгой зависят от возраста учащихся: в младших классах учащиеся учатся понимать и запоминать текст, группируют вокруг прочитанного ранее усвоенное, оценивать его с точки зрения практики. В средних и старших классах приобретают умение читать выразительно, анализировать и фиксировать прочитанное, использовать словари и справочники. Чтение используется как средство приобретения новых знаний.

Учебная дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения - стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов - лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой.


3. Требования к применению словесных методов обучения


Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся.

Речь учителя это основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся. Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того, в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.

Речь учителя должна быть подготовленной, причем такая подготовка включает в себя несколько этапов. К самой речи также предъявляются определенные требования - голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.

Преподаватель должен обладать хорошей дикцией. Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью.

При использовании словесных методов следует учитывать темп и тон изложения материала. Темп не должен быть слишком быстрым, так как это затрудняет восприятие и понимание услышанного. Если же темп речи слишком медленный, постепенно ученики теряют интерес к излагаемому материалу. Отрицательно влияют на усвоение материала слишком громкое или тихое, а также монотонное изложение. Иногда, чтобы разрядить обстановку, уместны шутка или меткое сравнение. От того, насколько интересно будет преподнесен учебный материал, зависит дальнейшее усвоение предмета.

Указанные требования большей частью относятся к таким словесным методам как рассказ, объяснение, инструктаж, лекция.

К речи учащихся также должны предъявляться определенные требования: они должны уметь излагать материал логично и последовательно, отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.

Данные требования относятся к таким словесным методам как беседа, дискуссия.

Кроме речевых требований к каждому из словесных методов предъявляются свои определенные требования. Например, к рассказу предъявляются следующие требования:

Рассказ должен:

включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

иметь четкую логику изложения;

быть эмоциональным;

излагаться простым и доступным языком;

отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Использование метода объяснения требует:

точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

использования сравнения, сопоставления, аналогии;

привлечения ярких примеров;

безукоризненной логики изложения.

Хотя объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп, однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Что касается лекции, то данный метод используется в основном только в старших классах, учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования. К лекции в основном применяются следующие требования:

строгий отбор необходимой информации;

доступность и наглядность изложения;

логичность изложения материала;

грамотность речи, оптимальный темп речи, хорошая дикция лектора.

Помимо вышеуказанных требований различные виды словесного изложения материала учителем должны удовлетворять следующим основным педагогическим требованиям:

Логической последовательности и доказательности, которые обеспечивает систематический характер знаний, их осознанность.

Ясности, четкости и доходчивости, способствующих прочному усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и выводов.3. Образности, эмоциональности и правильности речи учителя, облегчающих процесс восприятия и осмысливания изучаемого материала, вызывающих интерес и привлекающих внимание учащихся, действующих не только на разум, но и на их чувства.

Учету возрастных особенностей учащихся, предусматривающему постепенное усложнение устного изложения материала учителем на последовательных этапах обучения и усиление абстрактного мышления учащихся.

Выбор того или иного метода обучения зависит от целей, содержания и задач обучения, а также от возрастных особенностей учащихся. Зависимость выбора методов обучения от его целей, возраста учащихся, а также от характерных особенностей изучаемых предметов не означает, что, например, на занятиях по точным наукам следует пользоваться исключительно лабораторными методами, а на занятиях по гуманитарным наукам - словесными.

В то же время использование только одного словесного метода не приведет к хорошим результатам в обучении. Одностороннее использование словесных методов затрудняет усвоение материала, особенно детям с наглядно-образной моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления. Эти методы недостаточны и для формирования умений и навыков обучаемых.

Наибольшей эффективностью, таким образом, могут обладать различные сочетания методов, в зависимости от задач урока, особенностей детей, ситуации, условий и др.


Заключение

лекция учебный дискуссия книга

Таким образом, рассмотрев словесные методы обучения можно сделать следующие выводы:

На современном этапе процесса обучения словесным методам отводится значительное место. Словесный метод является самым доступным и распространенным. Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Сами словесные методы также делятся на группы: устные, письменные, монологические, диалогические. Среди словесных методов обучения наибольшую распространенность получили рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж, работа с книгой и др.

Успех обучения при словесных методах зависят от умения ученика понимать содержание материала в словесном изложении. Словесные методы обучения требуют от учителя логической последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала, образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой речи. Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся. Она должны быть культурной и грамотной, лаконичной и образной, четкой и понятной; голос - достаточно громким, произношение четким, тон не очень низкий, но и не высоким.

При использовании всех видов словесных методов следует стремиться к сочетанию их с другими методами (применяя в ходе изложения демонстрации, иллюстрации, упражнения и т.п.) и обеспечению максимальной активности учащихся (путем предварительного ознакомления их с темой, краткого раскрытия цели и плана изложения, постановки в ходе изложения вопросов, заставляющих работать мысль учащихся).

Литература


1. Карандашев В.Н.Методика преподавания психологии. -СПб.: Питер, 2006. 250с.

Коджаспирова Г.А. Педагогика. Учебник. - М.: Гардарики, 2009. - 527с.

Педагогика. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с.

Педагогика. Учебник под ред. Л.П. Кривошеенко. - М.: ТК Велби, 2004. - 432с.

Психология и педагогика. Учебник/ Под ред. Б.А. Спасенникова. - М.: Норма, 2003. - 280с.

Стрижак Л.Н. Психология и педагогика. Учебное пособие. - М.: МГИУ, 1999 - 594с.

Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский цент «Академия», 2002. - 576с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Главными элементами этих методов является слово, устный рассказ учителя. К ним относятся объяснение, инструктаж, рассказ, лекция, беседа, самостоятельная работа с учебником.

Объяснение - словесное истолкование понятий, явлений, принципов действий приборов, наглядных пособий, слов, терминов и тому подобное.

Например, начиная изучение нового текста с иностранного языка, учитель объясняет группу новых слов. В начале урока он может объяснить принцип действия прибора, который на уроке будет использовано впервые. Учитель географии перед изложением нового материала может объяснить ученикам записанные на доске новые названия, термины. Метод объяснения преимущественно используют во время преподавания нового материала, а также в процессе закрепления, особенно тогда, когда учитель видит, что ученики что-то не поняли. Успех объяснения зависит от его доказательности, логики изложения, подбора аргументации. Весомое значение имеют четкость речи, его темп, образность языка.

Инструктаж - ознакомление со способами выполнения задач, использование инструментов, приборов и материалов, соблюдение техники безопасности, показ трудовых операций и организации рабочего места.

По содержанию в учебном процессе инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Вводный инструктаж осуществляют перед началом самостоятельной работы учащихся, он предусматривает доведение до них содержания и методики выполнения заданий, их результатов. Текущий проводят во время самостоятельной работы; он предусматривает оказание помощи отдельным учащимся, у которых возникли трудности. Во время заключительного инструктажа учитель анализирует результаты самостоятельной работы, демонстрирует лучшие работы учащихся, выставляет оценки, определяет дальнейшие перспективы.

Рассказ - последовательное раскрытие содержания учебного материала.

Рассказы делятся на художественные, научные, научно-популярные, понятные. Художественный рассказ - образный перевод фактов, поступков действующих лиц (например, рассказы о географических открытиях, написание художественных произведений, создание художественных шедевров и др.). Научно-популярная рассказ основывается на анализе фактического материала, поэтому изложение связан с теоретическим материалом, абстрактными понятиями. Рассказ-описание дает последовательное изложение признаков, особенностей предметов и явлений окружающей действительности (описание исторических памятников, музея-усадьбы и др.). Каждый тип повествования должен отвечать определенным требованиям: обеспечивать воспитательную направленность обучения; оперировать только достоверными и проверенными наукой фактами - не содержать фактологических ошибок; опираться на достаточное количество ярких и убедительных примеров и фактов, доказывающих правильность теоретических положений, способствующих лучшему восприятию нового материала; строиться по плану (четкое разделение на части); предусматривать понятность главной мысли и основных моментов; предусматривать повторение важнейших положений; содержать выводы и обобщения; быть унаочненою, доступной и простой по языку; быть эмоциональным по форме и по содержанию, особенно на уроках географии, биологии, истории, литературы.

Лекция - устное изложение большого по объему, сложного по логическим построением учебного материала.

Ее практикуют в старших классах. Лекции читают на определенные темы.

Учебные лекции по своим дидактическим назначением могут быть вводными, тематическими, обзорными, заключительными.

Вводная лекция призвана дать общее представление о задачах и содержании учебной дисциплины, раскрыть ее структуру и логику, взаимосвязь с другими дисциплинами, вызвать у учащихся интерес к учебному предмету. Тематическая лекция посвящена определенной теме курса. Обзорную лекцию читают ученикам перед экзаменами. В заключительной лекции подводят итоги изученного материала по учебному предмету, выделяя узловые вопросы и сосредоточивая внимание на практическом значении полученных знаний для дальнейшего обучения.

наиболее Распространенной является информационная лекция, которая предполагает передачу учащимся информации по определенной учебной дисциплине путем последовательного раскрытия научных фактов, явлений, процессов. При этом ученики являются простыми потребителями готовой учебной информации.

Гуманизация образовательной системы, тенденция к реализации творческих способностей каждого индивида обусловили появление новых видов лекции:

Проблемная лекция предполагает усвоение новой информации путем ее "открытие". Задача лектора заключается в создании проблемной ситуации, побуждении учащихся к поискам решения проблемы. Для этого новый теоретический материал подают в форме проблемной задачи, в условиях которого определяются противоречия, требующие решения. В процессе их решения учащиеся, сотрудничая с учителем, приобретают новые знания. Такие лекции развивают теоретическое мышление, познавательный интерес к предмету;

Лекция-визуализация возникла в процессе поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Она предполагает сообщение информации в визуальной форме. Преподаватель при этом использует демонстрационные материалы, наглядность, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами являются содержательными сообщениями. Чтение такой лекции сводится к свободному, развернутому комментированию подготовленных материалов. При этом важно определить визуальную логику, ритм подачи материала, его дозировка, стиль общения с учащимися;

Лекция вдвоем предполагает проблемное изложение учебного материала в диалоге двух учителей, что побуждает учащихся сравнивать разные точки зрения, осмысливать между-предметные связи, глубже осознавать учебный материал.

Метод лекции предусматривает ознакомление учащихся с ее планом, что помогает им следить за мыслью учителя, последовательностью раскрытия темы. Важно научить школьников тезисно записывать содержание лекции, выделять в ней главное. Целесообразно хотя бы выборочно проверять конспекты лекций, знакомить учащихся с допустимыми сокращениями слов.

Успешное чтение лекции зависит от подготовки к ней учителя, прежде всего, от составления плана, подбора материала, который раскрывает содержание темы, подбору наглядности. Важно во время лекции владеть вниманием учеников. Этого достигают различными приемами: необычное начало лекции (краткое факт, что имеет отношение к содержанию лекции, деталь из биографии человека, о котором будут рассказывать). Внимание учащихся активизируется, когда к ним обращаются с предложениями типа "представьте себе...", когда они якобы становятся соучастниками событий, о которых идет речь на лекции. Поддерживают внимание слушателей интересные примеры-иллюстрации теоретических положений, наглядность, технические средства обучения, проблемное изложение материала. Учитель может прибегнуть и к риторических вопросов, изменения интонации рассказа, паузы и др.

Методы объяснения, рассказа и лекции используют в основном при сообщении новых знаний и в меньшей степени в процессе закрепления. их преимущество заключается в том, что учащимся за сравнительно короткое время может быть сообщено значительный объем знаний. Однако эти методы не позволяют определить активность учащихся, их участие в работе, учителю трудно выявить, как у учеников с его слов формируются представления об объектах, которые являются предметом изучения. Поэтому существует опасность, что усвоенные учащимися знания будут формальными.

Беседа - метод обучения, предполагает вопросы-ответы.

По назначению в учебном процессе различают вступительную беседу, беседу-сообщение, беседу-повторение, контрольную. Вступительную беседу проводят с учениками как подготовку к лабораторных занятий, экскурсий, изучения нового материала. Беседа-сообщение основывается преимущественно на наблюдениях, организованных учителем на уроке с помощью наглядных пособий, записей на доске, таблиц, рисунков, а также на материале текстов литературных произведений, документов. Беседу-повторение используют для закрепления учебного материала. Контрольную беседу - для проверки усвоенных знаний.

По характеру деятельности учащихся в процессе беседы выделяют такие ее виды: репродуктивная, эвристическая, катехізисна.

Репродуктивная беседа направлена на воспроизведение ранее усвоенного материала. ее проводят на основе изученного учебного материала. Отвечая на вопросы учителя, ученики повторяют пройденный материал, закрепляют его, одновременно демонстрируя уровень усвоения. Такая беседа может быть сопутствующей, текущей, итоговой, систематизуючою.

Сущность эвристической (сократовской) беседы заключается в том, что учитель умело сформулированными вопросами направляет учащихся на формирование новых понятий, выводов, правил, используя приобретенные знания, наблюдения. К ней прибегают лишь при условии надлежащей подготовки учителя, совершенного владения им методикой обучения и соответствующего уровня мышления учащихся. Этот метод ценен в том случае, если учитель при помощи правильно подобранных вопросов и надлежащего ведения всей беседы умеет привлечь всех учащихся класса к активной работе. Для этого необходимы знания психологических особенностей каждого ученика и соответствующий отбор различных путей вопросительно-ответственной формы обучения.

Катехізисна беседа направлена на воспроизведение ответов, которые требуют тренировки памяти. ее использовали еще в средневековых школах. По этому принципу построен церковный учебник, в котором религиозные истины разделен на вопросы и ответы. Этот метод требовал от учеников средневековых монастырских школ заучивание без понимания и осмысления вопросов и ответов; в современных школах его учеников подводят к самостоятельной умственной деятельности, к самостоятельному мышлению. Катехізисна беседа дает возможность проконтролировать понимание учащимися уже изученного материала, способствует развитию мышления и тренирует память.

Готовясь к беседе любого типа, учитель составляет ее план, чтобы обеспечить последовательность развития темы, намечает основные вопросы для учащихся. У опытного учителя они короткие и точные, логически последовательные, будят мысль ученика, развивают его.

Эффективность метода беседы зависит от умения учителя формулировать и задавать вопросы. В зависимости от сложности их разделяют на: вопросы о фактах; вопросы, которые предусматривают сравнение и соответствующий анализ явлений; вопрос о причинові связи и значения явлений; вопросы, на которые можно ответить, раскрыв содержание понятий, обосновав общие выводы, с помощью индуктивных и дедуктивных выводов; вопросы, которые требуют доказательств.

Во время беседы важно обращать внимание на качество ответов учащихся по содержанию и стилю. Они должны быть полными (особенно в младших классах), осознанные и аргументированные, точные и четкие, литературно правильно оформлены. Если ученик неправильно отвечает на вопрос, его формулируют понятнее для него, если он и в таком случае не может ответить, ставят легче вопрос, ответ на который поможет подойти к правильному освещению вопроса в первом его формулировке. В процессе беседы целесообразно сначала ставить вопрос всему классу, затем вызывать для ответа ученика; осуществлять дифференцированный подход к учащимся; опрашивать не только тех, кто желает. Благодаря этому учитель может работать со всем классом и с отдельными учениками, не снижая контроля за уровнем их знаний.

Работа с учебником; - организация самостоятельной работы учащихся с печатным текстом, что дает им возможность глубоко осмыслить учебный материал, закрепить его, проявить самостоятельность в обучении.

Существуют различные виды самостоятельной работы с учебником. Самый распространенный - чтение текста учебника с целью закрепления знаний, полученных на уроке. Начиная чтение учебника, ученик должен вспомнить материал, который изучался на уроке. Это поможет ему глубже проникнуть в смысл прочитанного. Важно научить учащихся улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план. Прочитав текст, они должны мысленно воспроизвести основные положения темы.

Другая форма самостоятельной работы с учебником ответы на вопросы, представленные в учебниках после текста. Это приучает учащихся к внимательному чтению текста, выделение в нем главного, помогает устанавливать причинно-на-слідкові связи, выявлять и запоминать самое существенное.

Ученик может изучать определенный материал по учебнику и самостоятельно. Опытные учителя специально выделяют вопросы учебного материала для самостоятельного их изучения учениками (они должны быть несложные, чтобы дети могли справиться с ними). Но такой вид самостоятельной работы практикуют нечасто, поскольку большинство учителей убеждено, что учеников надо учить на уроках.

Еще один вид самостоятельной работы с учебником - заучивание текстов (правил, законов, стихов и др.). Его следует начинать с внимательного чтения материала, затем необходимо продумать прочитанное и в произвольной форме воспроизвести его содержание. Целостное заучивание небольшого материала дает лучшие результаты, чем заучивание его частями. Если текст большой, его делят на смысловые части. Для активизации мыслительной деятельности в каждой части целесообразно придумать заголовок. Это облегчит ученику сочетание заучуваних частей.

Отдельным видом самостоятельной работы является рассмотрение и анализ учащимися таблиц, рисунков и других иллюстраций, помещенных в учебнике. Чтобы такая самостоятельная работа была осмысленной, ученикам предлагают связывать рассмотрение и анализ с текстом учебника и полученными на уроках знаниями.

Для успешной работы с учебником учащихся следует научить различным формам записывания проработанного материала (план, конспект, тезисы, выписки цитат, графические записи и тому подобное). План - логически последовательные заголовки, что является основными вопросами текста. Конспект - краткое письменное запись содержания прочитанного. Тезисы - запись кратко сформулированных мыслей, которые передают основные положения прочитанного. Цитата - дословный запись отдельных мыслей автора. Графический запись - составление схем, диаграмм, графиков по тексту учебника.

Учитель должен прибегать к разнообразных форм работы с учебником на разных этапах урока. В частности, в процессе изучения нового материала целесообразно использовать: предварительное ознакомление с темой будущего урока, имеющий целью восстановления в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, на которые будет опираться изучение нового материала, или введение учащихся в круг вопросов, которые будут изучаться на уроке; самостоятельное изучение по учебнику отдельных вопросов программы; составление простых и развернутых планов, выписки из учебника примеров, цитат, составление сравнительных характеристик изучаемых явлений, процессов и проч.; чтение художественной и научно-популярной литературы, хрестоматий, документов; подготовка сообщений, рефератов и докладов по отдельным вопросам изучаемого темы в классе и дома.

Во время закрепления материала также следует заботиться о разнообразие форм самостоятельной работы с учебником: чтение и составление простых и развернутых планов из отдельных параграфов, разделов учебника; чтение учебника и подготовка ответов по плану изложение нового материала учителем; подготовка ответов и развернутых выступлений по специальному заданию учителя; выполнение практических заданий и упражнений по учебнику или учебным пособием.

Узагальнювальне повторения требует таких форм самостоятельной работы учащихся с учебником: повторение важных частей и разделов учебника; конспектирование его обобщающих разделов; подготовка ответов по основным вопросам пройденного материала; составление сравнительных характеристик, схем, таблиц; подготовка докладов, рефератов.

Данные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения.

Словесные методы подразделяются на следующие виды : рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

1. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. С педагогической точки зрения рассказ должен:

– обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

– включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

– иметь четкую логику изложения;

– быть эмоциональным;

– быть доступным;

– отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

2. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение – это монологическая форма изложения.

Использование данного метода требует:

– точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

– последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

– использования сравнения, сопоставления, аналогии;

– привлечения ярких примеров;

– безукоризненной логики изложения.

3. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование .

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов, которые должны быть краткими, четкими, содержательными.

4. Главное назначение учебной дискуссии в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Перед проведением дискуссии необходима обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

5. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала (обзорная лекция).

6. Работа с учебником, книгой – важнейший метод обучения.

Приемы самостоятельной работы с печатным источником: конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

 


Читайте:



Русско-финский разговорник для туристов (путешественников) с произношением

Русско-финский разговорник для туристов (путешественников) с произношением

Путешествие по Финляндии, это лучший отдых для тех, кто верит в сказки. Здесь все напоминает странички любимых детских историй: муми-троль, и...

Население антарктиды Какие народы проживали в антарктиде

Население антарктиды Какие народы проживали в антарктиде

Невероятные факты Наверное, большинство людей, давно закончивших школу, не сразу смогут дать ответ о разнице между Арктикой, Антарктидой и...

Кем я стану, когда вырасту

Кем я стану, когда вырасту

Сочинение “Кем хочу я стать” часто задают ученикам начальных классов. И здесь преследуется не только цель повысить уровень грамотности и развить...

Решение дифференциальных уравнений с помощью рядов

Решение дифференциальных уравнений с помощью рядов

С помощью степенных рядов возможно интегрировать дифференциальные уравнения.Рассмотрим линейное дифференциальное уравнение вида:Если все...

feed-image RSS