Разделы сайта
Выбор редакции:
- Функция распределения случайной величины
- Значение фразеологизма «сказка про белого бычка
- Значение на скорую руку в большом современном толковом словаре русского языка Фразеологический оборот на скорую руку
- Ключевые идеи концепции развития математического образования в рф и ит-образование
- Презентация на тему "биография афанасия фета"
- Существует ли закон определяющий место обучения (школу) по месту проживания?
- Записки классного руководителя, или Три укола от бешенства для современных «мамочек
- Русско-финский разговорник для туристов (путешественников) с произношением
- Население антарктиды Какие народы проживали в антарктиде
- Конспект занятия на тему "космос" в старшей группе Самопознание космос и планеты старшая группа
Реклама
Богатый личностный потенциал, безусловно, имеется у каждого ребёнка. Если же его раскрытию мешают такие факторы, как неумение или нежелание учиться; отсутствие интереса к учёбе или неуверенность в своих силах, реальной помощью может стать ИОМ. Индивидуальный маршрут даст опору на значимые для ребёнка стимулы, ориентируясь на его внутренние силы.
В этом разделе мы собрали для Вас полезные материалы педагогов об организации успешного продвижения маленького человека по своей траектории развития; эффективные способы нейтрализации причин, мешающих раскрытию его потенциала.
Всё о том, как зажечь в детских глазах пытливый огонёк.Содержится в разделах:Показаны публикации 1-10
из 339
. Индивидуальный образовательный маршрут по предмету «Производственное обучение» Индивидуальный образовательный маршрут по предмету «Производственное обучение» , с одной стороны, является продук¬том совместного творчества педагога и обучающегося, а с другой - средством становления личностных достижений обучающегося.... Индивидуальный образовательный маршрут детей подготовительной группы Индивидуальный образовательный маршрут - персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель ИОМ : создание таких условий, которые будут стимулировать активность ребёнка, раскрывать его... Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ - Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника второй группы раннего возрастаПубликация «Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника второй группы...» Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника второй группы раннего возраста Диагностика развития ребенка по данным областям является основой выстраивания ИОМ 1. Социально-коммуникативное развитие - узнает и называет членов своей семьи - ориентируется в отношении гендерных... Библиотека изображений «МААМ-картинки» Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию воспитанника ДОУ 2018–2019 учебный год Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ 2018-2019 учебный год Ф.И.О. воспитанника _ Группа № 2 Дата рождения 27.12.2011 г. Возраст 6 лет. Дата составления маршрутного листа Сентябрь 2018 Воспитатели: Шифер Н.Н. Лопатина Е.А. Результаты... Индивидуальный образовательный маршрут развития Индивидуальный образовательный маршрут развития Богдан Я. Трудности: слабо развит словарный запас, не владеет нормами речи Месяц неделя Режимные моменты Непосредственная Образовательная Деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями Ноябрь 1 неделя Д/и... Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка старшей группы Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка старшей группы Михайлова Ивана с признаками одаренности в художественно-эстетическом развитии. Составила воспитатель: Бормакова С.С. Сажина И.А. Фамилия, имя ребенка – Михайлов Иван. Возраст – 5лет Вид одарённости – художественно... Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ - Индивидуальный маршрут на основе проблемыИндивидуальный маршрут на основе проблемы составила воспитатель ГБДОУ Красногвардейского района детский сад №15 города Санкт-Петербург Проблема: мальчик - возраст 6 лет, имеет трудности с запоминанием 1-ая неделя: упражнение на расслабление «Мягкие облака», теория и методика... Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС в ДОУ на год Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС_ на 2019-2020 учебный год Цель: развитие понимания обращенной речи, формирование социально- коммуникативных умений и навыков, формирование навыков самообслуживания, стимулировать речевую активность, коррекция... Ф.И. – ребенка Максим К. Формы работы – дополнительные и индивидуальные занятия. Сопровождающий педагог – воспитатель. Характеристика Дата заполнения: 20.09.2016 года. Дата рождения: 30.11.2008 г ДОУ детский сад №… г Б…. тип МБДОУ группа средняя. Тип группы: разновозрастная. Срок пребывания в данном ДОУ 4 мес. В каком возрасте поступил: 4 года. Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (смена места жительства) 15 августа в среднюю группу 2016 «Зайчата». Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая: удовлетворительная адаптация: ребенок не испытывал трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, однако эмоциональное состояние было плохое (плач в течение всего дня, нарушение дневного сна). Адаптация составила 3 недели. Физическое состояние ребенка: Сформированность движений: соответствуют возрасту, координация движений недостаточно развита, уверенность при выполнении дозированных движений, высокая скорость, средний уровень ловкости; испытывает затруднения при выполнении движений по словесным инструкциям. Утомляемость ребенок достаточно вынослив, но не усидчив, активно выполняет задания на протяжении установленного времени, высокая утомляемость наблюдается редко. Состояние моторики: Ведущая рука правая. Точность движений: наблюдается плохая координация пальцев, кисти рук, недостаточно развитая мелкая моторика (не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, развязывать и завязывать шнурки, вырезывать ножницами по прямой, по кругу); Работа на листе бумаги: не ориентируется на листе бумаги, сформирован навык держать карандаш, раскрашивает, выходя за границы, не умеет выполнять замкнутые фигуры (круг, квадрат). Особенности познавательной сферы: Познавательные интересы, любознательность: у ребенка оптимальный уровень развития познавательной активности, высокая любознательность. Особенности внимания: с трудом концентрирует, но быстро переключает внимание на заданиях, предложенных взрослым; проявляет интерес к заданиям, справляется при поддержке взрослого, торопится. Сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления. - Высокий интерес к любой деятельности, активная позиция в исследовательской деятельности. Отмечается высокая активность; низкие: целеустремленность, самостоятельность, терпение, умение слушать и усваивать полученную информацию; не доводит все начатое до конца. Продуктивность в работе и обучении: с помощью, лепки, аппликации, рисования может выразить свои впечатления об окружающим мире, позитивное отношение к нему, продуктивная деятельность носит творческий характер. В обучении показывает средние результаты. Восприятие величины, формы цвета знает и показывает основные цвета, знает и правильно показывает некоторые геометрические фигуры, соотносит предметы относительно величины без ошибок. Присутствует точное и осмысленное восприятие, понимание главного в воспринимаемом. Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия (обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом или легко) ребенок умеет дифференцировать предметы по признакам только показывая, но не может сказать. Уровень обобщений допустимый: умеет классифицировать предметы, не пользуется обобщающими словами. Самостоятельно не может справиться с заданиями, спрашивает одобрения. Особенности памяти: Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная); Высокая скорость запоминания, устойчивая память; Запоминает, но сказать не может. Особенности речи. Хорошее понимание обращенной к нему речи не только на бытовом уровне, но и на организованных занятиях. - низкая активность речевого сотрудничества со взрослым, выполняет поручения, понимает и выполняет элементарные инструкции. Звукопроизношение нечеткое, произносит только отдельные слоги. Не умеет составлять простые и сложные предложения разных видов, не называет в последовательности слова в предложении. Не умеет составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок, не анализирует тексты на доступном уровне; не сочетает описательные и повествовательные монологи. Наличие заикания: отсутствует. Элементарные математические представления: Механический пересчет в пределах 5, с помощью показа; Знает и умеет соотносить каждое последующее число с предметом; Возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой; Может выделить из множества заданное количество предметов; Счетные операции: не может решать задачи на прибавление, вычитание, не умеет найти насколько больше, насколько меньше, в силу отсутствия речи; Понимает, но не использует понятия в речи: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше, больше на /меньше на. Сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении: У ребенка имеются представления о социальных группах и сообществах (семья, соседи, группа, не может рассказать о себе, о своей семье, не знает свое место проживания (город, поселок, улица, дом). Временные представления разбирается во времени, с помощью взрослого определяет и фиксирует и определяет части суток, время года. Особенности игровой деятельности. Действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и назначение игрушек. Наблюдается не устойчивый интерес к игре и игрушкам. Нечеткое и неточное выполнение игровых действий и правил. В играх присутствует сюжет, иногда присутствует логическая цепочка действий, не следует своей роли до конца, использует предметы-заместители, игровые действия не сопровождаются речью. Умеет подчиняться игровым правилам. Особенности конструктивной и изобразительной деятельности. Ребенок не умеет создавать рисунок, умеет создать конструкцию, постройку по образцу, действует по словесной инструкции; умеет и любит создавать продукт в коллективно. Ориентируется в пространстве, выбор формы и цвета соответствуют образцу. Умеет обыгрывать постройку, не может объяснить рисунок. Особенности личности. Всегда активен, открыт, уравновешен, доброжелателен, легко идет на контакт, потребность в общении высокая. Заниженное к себе отношение, присутствует бережное отношение к своему здоровью, всегда опрятен. Адекватно реагирует на замечания, прислушивается, старается исправить ситуацию, при одобрении, хвальбе испытывает и не скрывает положительные эмоции. Выражена адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь, защищать других. Навыки самообслуживания: умеет самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, самостоятельно одевается, раздевается, обувается, пользоваться ложкой, вилкой, умеет убирать свои вещи и постель. Не умеет завязывать и развязывать шнурки. Заверяю: заведующий ДОУ. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания на 2016-2017 учебный год. Для воспитанника: Максим К. Возраст ребенка: 5 лет.
Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя. Суть ИОМ дошкольникаФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению. Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества. Цель и направления ИОМДошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач. Цель разработки и внедрения в образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития. Главная задача, которую решает индивидуальный образовательный маршрут дошкольника - развитие познания, пример которого демонстрируется на открытых занятиях. Направления работы образовательного маршрута следующие: Формирование движения, куда включается совершенствование навыков моторики; Возможность занятия разными сферами деятельности; Совершенствование речевых навыков; Развитие представлений об окружающем мире предметов и социальных отношений; Развитие представления о времени, пространстве. При этом, реализация индивидуального маршрута предполагает проведение регулярного мониторинга с целью отслеживания степени освоения образовательной программы каждым воспитанником дошкольного учреждения. Структура ИОМВ процессе введения в систему образования новых стандартов, все воспитатели были обязаны пройти курсы по повышению квалификации. На них им демонстрировался пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника, образец которого рассматривался достаточно подробно. Однако этот вид мониторинга развития ребенка важен не только для работников образования, но также и для родителей, которые зачастую не знаю о назначении этого педагогического инструмента. В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как: Целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам; Технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов; Диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария; Организационно - педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей; Результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение. Необходимые предварительные действия перед составлением образовательного маршрутаТак как основная цель образовательного маршрута - это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей. Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника предполагает предварительную исследовательскую деятельность перед фиксированием результатов ребенка и является обязательной, включая в себя следующие действия: 1. Составление характеристики ребенка. В этом документе должно быть указано посещение воспитанником иных дошкольных учреждений и перерыв между их сменами. Также необходимо отметить скорость и уровень адаптации к группе. 2. Для определения ключевых трудностей у ребенка необходимо тщательное изучение его семьи с последующим составлением ее характеристики. В данном случае стоит обратить внимание на отношения между ребенком и родителями, так как чрезмерная опека может стать причиной подавления воспитанника. 4. Определение степени развития внимания, памяти, мышления, а также речевого развития является обязательным для дальнейшего наблюдения за его успехами; 5. Также необходимо выявить склонность ребенка к конкретным видам деятельности, чтобы помогать в развитии при помощи таких игр. Оформление образовательной программыПример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает степень необходимости тщательного изучения всех сфер жизни каждого конкретного ребенка. Изучив все необходимые данные, воспитатель приступает к составлению индивидуального маршрута, куда входят следующие разделы: Общие сведения о дошкольнике; Характеристика семьи; Особенности внешнего вида дошкольника; Здоровье; Особенности моторики; Познавательная сфера дошкольника; Уровень знаний по разделам программы; Уровень развития речи; Отношение к занятиям; Характеристика деятельности; Наличие трудностей в общении; Индивидуальные особенности; Дополнительные сведения о дошкольнике. Этот глубокий анализ позволяет построить индивидуальную работу с дошкольником достаточно эффективно. Инклюзивное обучение и ИОМ для дошкольника с ОВЗВведение предполагает снятие барьеров между детьми всех групп здоровья путем совместного обучения. В его основе лежит равное отношение к каждому ребенку, но при этом создание особых условий для детей, имеющих проблемы со здоровьем для комфортного пребывания в образовательном учреждении. В систему инклюзивного обучения включаются все категории учебных заведений: дошкольное, среднее, профессиональное и высшее. Учитывая, что детские сады также практикуют такое обучение, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ оправдывает свою актуальность. При его составлении воспитатель обязан довести до сведения родителей следующие данные: Пределы норм нагрузки; Наличие в учреждении дополнительных коррекционно-развивающих программ; Возможность внесения исправления в действующий образовательный маршрут. ИОМ дошкольника с ОВЗ составляется с учетом диагностических данных и рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума. В его основе лежит поддержание сильных сторон дошкольника с достаточной долей компенсации дефектов в развитии. Важно учитывать, что при составлении индивидуального маршрута на конкретного ребенка возможны изменения в количестве занятий и их формах. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного дошкольникаКаждый малыш рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что дошкольное учреждение - это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии. Эта необходимость связана с тем, что если учить одаренного по стандартной программе, он быстро потеряет интерес к обучению, а следовательно, и мотивацию. Чтобы избежать такого феномена, каждый воспитатель должен выявить в своей группе одаренных детей и создать образовательный маршрут с учетом всех их особенностей. Для создания эффективного образовательного маршрута важно принимать во внимание: Особенности, потребности и интересы самого ребенка, а также пожелания его родителей; Возможность удовлетворить потребности одаренного ребенка; Имеющиеся ресурсы для достижения результата. В составлении такого маршрута необходимо участие и родителей, которым следует продолжать дома методику, применяемую в детском саду. Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОНРСоздание ИОМ для дошкольника, имеющего речевые нарушения, должно проходить совместно с логопедом и родителями ребенка. Он должен быть направлен на создание условий, которые помогут преодолению речевых барьеров. Необходимо психологическое обследование, которое выявит интересы и склонности такого ребенка. Это исследование поможет повысить эффективность работы. Направления, которые должен содержать образовательный маршрут - это: Лечебно - оздоровительная работа; Вопросы обучения и социальной адаптации; Вопросы коррекции; Физическое воспитание; Музыкальное воспитание. Индивидуальный образовательный маршрут по ИЗОЯрким показателем важности творческого подхода к воспитательской деятельности, станет пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО. Так как этот предмет изначально предполагает наличие творческих способностей у ребенка, необходимо направить его на их развитие. Это может быть как рисование, так и изготовление различных вещей своими руками. Главное - выявить, к чему проявляет склонность и способность конкретный ребенок. Создание условий для развития даст каждому одаренному дошкольнику возможность обнаружить скрытые в нем таланты. Демонстрация творческих достижений является важным этапом работы, так как творческому ребенку необходимо публичное признание своих способностей. Образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО ЗаключениеТаким образом, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает необходимость личностного подхода к каждому ребенку и учета всех его особенностей. Данные факторы позволяют максимально эффективно развивать будущего школьника, давая ему возможность выбора предпочитаемой деятельности. Ирина Соцкова
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника . В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация (далее – ИОМ) . Это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении . Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) : Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников , их социально – личностного развития. Задачи по социально - личностному развитию ребенка : Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка; Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка; Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком : придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника; Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время) Индивидуально- образовательный маршрут определяется : государственным заказом; потребностями и запросами родителей; индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников; возможностями ДОУ; Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются : Для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования ; Для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Для детей с высоким интеллектуальным развитием. Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления : Развитие общей и мелкой моторики; Развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков; Формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно)к которо относятся - лепки, аппликации, рисования)и другие виды продуктивно деятельности. Развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций); Формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ; Формирование представлений о пространстве, времени Методы, используемые в работе : Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания; Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций) Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения ) ; Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ; Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.) При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы : Принцип опоры на обучаемость ребенка, Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка! Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ; Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка. Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута 1. Этап наблюдения. 2. Диагностический этап. 3. Этап конструирования. 4. Этап реализации 5. Этап итоговой диагностики. Остановимся подробнее на каждом этапе Первый этап наблюдения. Цель этапа : выявить группу дошкольников , испытывающих трудности : личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям » Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины » ФИ Выявленные трудности причины Результат (в конце сопровождения) 3. Этап конструирования. Цель этапа : построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников , на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. 4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников . Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.! Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик» , в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания. На 5 этапе проводится завершающая диагностика. Цель этапа : выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась. Предполагаемый результат : Развитие социальной компетентности; Развитие коммуникативных навыков; Коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ; Развитие чувства самоценности; Коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем. Таким образом , благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу. В реальной жизни образовательные программы по большей части направлены на средний уровень развития воспитанника, поэтому каждому ребёнку, в силу неповторимости и своеобразия, попытаться раскрыть свой внутренний потенциал и осуществить полноценное развитие личности в узких рамках усреднённых шаблонов нелегко. Возникшее противоречие ставит перед педагогами задачу по организации индивидуального маршрута обучения в рамках ФГОС для реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по определению ФГОСИндивидуальный подход к личности ребёнка - базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам. При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему. В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Указано в следующих пунктах:
Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни. Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения индивидуальных особенностей Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами. Индивидуальный образовательный маршрут - персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель - создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога - обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка. Видео: индивидуализация дошкольного образованияКритерии, определяющие задачи индивидуальной стратегии развития:
Задачи ИОМ, процедура рассмотрения и утвержденияИндивидуальные образовательные маршруты проектируются:
Ведущие задачи индивидуального образовательного маршрута:
Методический инструментарий, который применяется в прохождении индивидуальной траектории развития:
Разработка и принятие ИОМДля создания индивидуального образовательного маршрута в первую очередь необходимо провести диагностическое исследование, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития ребёнка. Результаты диагностики выносятся на педсовет, который в дальнейшем рекомендует обследовать детей специалистам ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум). Консилиум составляет список детей, для которых актуальна разработка индивидуального образовательного плана работы. Основные этапы, структура и содержание ИОМКоллектив воспитателей в сотрудничестве с узкими специалистами продумывает содержательный компонент плана. Заполняется календарный план с указанием элементов педагогической техники и перечнем методологических приёмов для реализации поставленных образовательных целей. Опорные принципы проектирования индивидуального плана:
Развивающие игры используются в индивидуальной работе учителем–дефектологом, воспитателями с целью коррекции эмоционально-волевых нарушений, развития логики, восприятия, действий замещения, моторики и восприятия цветов, представлений об окружающем мире Этапы образовательной деятельности согласно индивидуальному плану
Для развития гармоничных отношений с окружающими людьми, решения задач по социализации будут полезны такие методы:
Прогнозируемый результат:
Критерии, которые позволяют оценить степень успешности дошкольника в социально-личностном росте:
Общеразвивающие элементы гимнастики, а также различные подвижные игры очень нравятся детям и способствуют умственному, психомоторному и эмоциональному развитию дошкольников Разделы образовательного маршрутаИмеется несколько важных разделов для разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника, которые будут рассмотрены далее. Общая информация о ребёнке и семьеУказывается, откуда поступил (семья или переведён из другого ДОО), постоянно ли посещал ДОО, если были длительные перерывы, то указать причину. Отметить уровень адаптации воспитанника в новых условиях по пятибалльной шкале. Состав семьи: указать всех членов семьи, с которыми проживает воспитанник. Охарактеризовать тип семьи:
Кто из взрослых воспитывает ребёнка. Стиль отношений ребёнка со взрослыми членами семьи:
Внешний вид. Необходимо отметить манеры, жестикуляцию, описать особенности мимики, походки и осанки, степень аккуратности и ухоженности. «Куклотерапия» – это коррекция детских проблем средствами кукольного театра: дети проигрывают куклами этюды по специально разработанным сценариям, отражающим индивидуальные проблемы конкретного ребенка Соматическое здоровьеГруппа здоровья, наличие хронических заболеваний, характеристики аппетита, выработана ли привычка дневного сна, страдает ли малыш энурезом. Моторика:
Познавательные умения и навыкиВнимание - способности концентрировать и удерживать внимание, качественные характеристики (произвольное, непроизвольное). Память - скорость запоминания, объём материала, который ребёнок в состоянии воспроизвести наизусть или пересказать самостоятельно по памяти, какой вид памяти (слуховая или зрительная) является доминирующим. Мышление:
Объём знаний:
Проблемный ребёнок особенно нуждается в положительных эмоциях, поддержке взрослого и понимании, и в этом неоценимую помощь оказывают именно игры с водой Поведение во время учебной деятельностиРазвитие самоконтроля, дисциплины, организованности, целеустремлённости и осознанности действий на занятиях. Развитие речиЗвуковые характеристики, качество произношения, словарный запас, грамматическая организация и структурированность речи. Характеристика деятельности ребёнка
Особенности характера и поведения
Образец для заполнения общих и диагностических данных в ИОМ - таблица
После диагностики и определения целей и задач составленного маршрута воспитатель и специалисты определяют, какие именно игры, упражнения и другие виды деятельности будут применяться при работе с малышом. Это тоже находит своё отражение в тексте ИОМ. Пример подбора форм работы с дошкольником по индивидуальному маршруту - таблица
Продуктивная совместная деятельность воспитанника и педагога, направленная на успешную реализацию индивидуального образовательного маршрута, позволит добиться положительной динамики в личностном росте ребёнка. Такая работа потребует от воспитателя высокого уровня профессиональной компетентности и работоспособности, а также личной заинтересованности в получении хорошего результата. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Значение фразеологизма «сказка про белого бычка
- Значение на скорую руку в большом современном толковом словаре русского языка Фразеологический оборот на скорую руку
- Ключевые идеи концепции развития математического образования в рф и ит-образование
- Презентация на тему "биография афанасия фета"
- Существует ли закон определяющий место обучения (школу) по месту проживания?
- Записки классного руководителя, или Три укола от бешенства для современных «мамочек
- Русско-финский разговорник для туристов (путешественников) с произношением
- Население антарктиды Какие народы проживали в антарктиде
- Конспект занятия на тему "космос" в старшей группе Самопознание космос и планеты старшая группа
- Кем я стану, когда вырасту